Железобетонные опоры линий электропередачи. Условные знаки Условные знаки воздушная линия

Виды опор ВЛ

При производстве металлоконструкций ЛЭП различают следующие типы опор ВЛ:

промежуточные опоры ЛЭП,

анкерные опоры ЛЭП ,

угловые опоры ЛЭП и специальные металлоизделия для ЛЭП. Разновидности типов конструкций воздушных линий электропередач, являющиеся наиболее многочисленными на всех ЛЭП, это промежуточные опоры, которые предназначены для поддерживания проводов на прямых участках трассы. Все высоковольтные провода крепятся к траверсам ЛЭП через поддерживающие гирлянды изоляторов и другие конструктивные элементы воздушных линий электропередач. В нормальном режиме опоры ВЛ этого типа воспринимают нагрузки от веса смежных полупролетов проводов и тросов, веса изоляторов, линейной арматуры и отдельных элементов опор, а также ветровые нагрузки, обусловленные давлением ветра на провода, тросы и саму металлоконструкцию ЛЭП. В аварийном режиме конструкции промежуточных опор ЛЭП должны выдерживать напряжения, возникающие при обрыве одного провода или троса.

Расстояние между двумя соседними промежуточными опорами ВЛ называется промежуточным пролетом. Угловые опоры ВЛ могут быть промежуточными и анкерными. Промежуточные угловые элементы ЛЭП применяют обычно при небольших углах поворота трассы (до 20°). Устанавливаются анкерные или промежуточные угловые элементы ЛЭП на участках трассы линии, где меняется ее направление. Промежуточные угловые опоры ВЛ в нормальном режиме, кроме нагрузок, действующих на обычные промежуточные элементы ЛЭП, воспринимают суммарные усилия от тяжения проводов и тросов в смежных пролетах, приложенные в точках их подвеса по биссектрисе угла поворота линии ЛЭП. Число анкерных угловых опор ВЛ составляет обычно небольшой процент от общего числа на линии (10… 15%). Применение их обуславливается условиями монтажа линий, требованиями, предъявляемыми к пересечениям линий с различными объектами, естественными препятствиями, т. е. они применяются, например в горной местности, а также когда промежуточные угловые элементы не обеспечивают требуемой надежности.

Используются анкерные угловые опоры и в качестве концевых, с которых провода линии идут в распределительное устройство подстанции или станции. На линиях, проходящих в населенной местности, число анкерных угловых элементов ЛЭП также увеличивается. Провода ВЛ крепятся через натяжные гирлянды изоляторов. В нормальном режиме на эти опоры лэп , кроме нагрузок, указанных для промежуточных элементов леп, действуют разность тяжений по проводам и тросам в смежных пролетах и равнодействующая сил тяжения по проводам и тросам. Обычно все опоры анкерного типа устанавливаются так, чтобы равнодействующая сил тяжения была направлена по оси траверсы опоры. В аварийном режиме анкерные стойки ЛЭП должны выдерживать обрыв двух проводов или тросов. Расстояние между двумя соседними анкерными опорами ЛЭП называют анкерным пролетом. Ответвительные элементы ЛЭП предназначены для выполнения ответвлений от магистральных воздушных линий при необходимости электроснабжения потребителей, находящихся на некотором расстоянии от трассы. Перекрестные элементы применяются для выполнения на них скрещивания проводов ВЛ двух направлений. Концевые стойки ВЛ устанавливаются в начале и конце воздушной линии. Они воспринимают направленные вдоль линии усилия, создаваемые нормальным односторонним тяжением проводов. Для воздушных линий применяются также анкерные опоры ЛЭП, имеющие повышенную по сравнению с перечисленными выше типами стойки прочность и более сложную конструкцию. Для воздушных линий с напряжением до 1 кВ в основном применяются железобетонные стойки.

Какие бывают опоры ЛЭП? Классификация разновидностей

По способу закрепления в грунте классифицируют:

Опоры ВЛ, устанавливаемые непосредственно в грунт - Опоры ЛЭП, устанавливаемые на фундаменты Разновидности опор ЛЭП по конструкции:

Свободностоящие опоры ЛЭП - Столбы с оттяжками

По количеству цепей классифицируют опоры ЛЭП:

Одноцепные - Двухцепные - Многоцепные

Унифицированные опоры ЛЭП

На основании многолетней практики строительства, проектирования и эксплуатации ВЛ определяются наиболее целесообразные и экономичные типы и конструкции опор для соответствующих климатических и географических районов и проводится их унификация.

Обозначение опор ЛЭП

Для металлических и железобетонных опор ВЛ 10 - 330 кВ принята следующая система обозначения.

П, ПС - промежуточные опоры

ПВС - промежуточные опоры с внутренними связями

ПУ, ПУС - промежуточные угловые

ПП - промежуточные переходные

У, УС - анкерно-угловые

К, КС - концевые

Б - железобетонные

М - Многогранные

Опоры ВЛ как маркируются?

Цифры после букв в маркировке обозначают класс напряжения. Наличие буквы «т» указывает на тросостойку с двумя тросами. Цифра через дефис в маркировке опор ВЛ указывает количество цепей: нечётное, например единица в нумерации опоры ЛЭП - одноцепная линия, четное число в нумерации - двух и многоцепные. Цифра через «+» в нумерации означает высоту приставки к базовой опоре (применимо к металлическим).

Например, условные обозначения опор ВЛ: У110-2+14 - Металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с подставкой 14 метров ПМ220-1 - Промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора У220-2т - Металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с двумя тросами ПБ110-4 - Промежуточная железобетонная двухцепная опора

Воздушные линии электропередачи. Опорные конструкции.

Опоры и фундаменты на воздушные линии электропередач напряжением 35-110 кВ имеют значительный удельный вес как в части материалоёмкости, так и в стоимостном отношении. Достаточно сказать, что стоимость смонтированных опорных конструкций на этих воздушных линиях составляет, как правило, 60-70 % полной стоимости сооружения воздушных линий электропередач. Для линий, расположенных на промышленных предприятиях и непосредственно прилегающих к ним территориях, этот процент может быть ещё выше.

Опоры воздушной линии предназначены для поддержания проводов линий на определённом расстоянии от земли, обеспечивающем безопасность людей и надёжную работу линии.

Опоры воздушных линий электропередач делятся на анкерные и промежуточные. Опоры этих двух групп различаются способом подвески проводов.

Анкерные опоры полностью воспринимают тяжение проводов и тросов в смежных с опорой пролётах, т.е. служат для натяжения проводов. На этих опорах провода подвешиваются с помощью подвесных гирлянд. Опоры анкерного типа могут быть нормальной и облегчённой конструкции. Анкерные опоры значительно сложнее и дороже промежуточных и поэтому число их на каждой линии должно быть минимальным.

Промежуточные опоры не воспринимают тяжение проводов или воспринимают его частично. На промежуточных опорах провода подвешиваются с помощью поддерживающих гирлянд изоляторов, рис. 1.

Рис. 1. Схема анкерного пролёта воздушной линии и пролёта пересечения с железной дорогой

На базе анкерных опор могут выполняться концевые и транспозиционные опоры. Промежуточные и анкерные опоры могут бытьпрямыми и угловыми .

Концевые анкерные опоры, устанавливаемые при выходе линии с электростанции или на подходах к подстанции, находятся в наихудших условиях. Эти опоры испытывают одностороннее тяжение всех проводов со стороны линии, так как тяжение со стороны портала подстанции незначительно.

Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках воздушных линий электропередач для поддержания проводов. Промежуточная опора дешевле и проще в изготовлении, чем анкерная, так как в нормальном режиме не испытывает усилий вдоль линии. Промежуточные опоры составляют не менее 80-90 % общего числа опор воздушных линий.

Угловые опоры устанавливаются в точках поворота линии. При углах поворота линии до 20 о применяют угловые опоры анкерного типа. При углах поворота линии электропередачи более 20 о – промежуточные угловые опоры.

На воздушных линиях электропередач применяются специальные опоры следующих типов: транспозиционные – для изменения порядка расположения проводов на опорах; ответвительные – для выполнения ответвлений от основной линии; переходные – для пересечения рек, ущелий и т.д.

Транспозицию применяют на линиях напряжением 110 кВ и выше протяжённостью более 100 км для того, чтобы сделать ёмкость и индуктивность всех трёх фаз цепи воздушных линий электропередач одинаковыми. При этом последовательно меняют на опорах взаимное расположение проводов по отношению друг к другу. Однако такое тройное перемещение проводов называют циклом транспозиции. Линия делится на три участка (шага), на которых каждый из трёх проводов занимает все три возможных положения, рис. 2.

Рис. 2. Цикл транспозиции проводов одноцепной линии

В зависимости от количества подвешиваемых на опорах цепей опоры могут быть одноцепные и двухцепные . Провода располагаются на одноцепных линиях горизонтально или треугольником, на двухцепных опорах – обратной ёлкой илишестиугольником. Наиболее часто встречающиеся расположения проводов на опорах схематически изображены на рис. 3.

Рис. 3. Наиболее часто встречающиеся расположения проводов и тросов на опорах :

а – расположение по вершинам треугольника; б - горизонтальное расположение; в – расположение обратной ёлкой

Там же указано и возможное расположение грозозащитных тросов. Расположение проводов по вершинам треугольника (рис. 3,а) широко распространено на линиях до 20-35 кВ и на линиях с металлическими и железобетонными опорами напряжением 35-330 кВ.

Горизонтальное расположение проводов применяют на линиях 35 кВ и 110 кВ на деревянных опорах и на линиях более высокого напряжения на других опорах. Для двухцепных опор более удобно с точки зрения монтажа расположение проводов по типу «обратная ёлка», но увеличивает массу опор и требует подвески двух защитных тросов.

Деревянные опоры широко применялись на воздушных линиях электропередач до 110 кВ включительно. Наиболее распространены сосновые опоры и несколько меньше опоры из лиственницы. Достоинства этих опор – малая стоимость (при наличии местной древесины) и простота изготовления. Основной недостаток – гниение древесины, особенно интенсивное в месте соприкосновения опоры с почвой.

Металлические опоры выполняются из стали специальных марок для линий 35 кВ и выше, требуют большого количества металла. Отдельные элементы соединяют сваркой или болтами. Для предотвращения окисления и коррозии поверхность металлических опор оцинковывают или периодически окрашивают специальными красками. Однако они обладают высокой механической прочностью и большим сроком службы. Устанавливают металлические опоры на железобетонных фундаментах. Эти опоры по конструктивному решению тела опоры могут быть отнесены к двум основным схемам – башенным или одностоечным , рис. 4, и портальным , рис. 5.а, по способу закрепления на фундаментах – к свободностоящим опорам, рис. 4 и 6, и опорам на оттяжках , рис. 5.а, б, в.

На металлических опорах высотой 50 м и более должны быть установлены лестницы с ограждениями, доходящими по вершины опоры. При этом на каждой секции опор должны быть выполнены площадки с ограждениями.

Рис. 4. Промежуточная металлическая опора одноцепной линии :

1 – провода; 2 – изоляторы; 3 – грозозащитный трос; 4 – тросостойка; 5 – траверсы опоры; 6 – стойка опоры; 7 – фундамент опоры

Рис. 5. Металлические опоры :

а) – промежуточная одноцепная на оттяжках 500 кВ; б) – промежуточная V-образная 1150 кВ; в) – промежуточная опора ВЛ постоянного тока 1500 кВ; г) – элементы пространственных решетчатых конструкций

Рис. 6. Металлические свободностоящие двухцепные опоры :

а) – промежуточная 220 кВ; б) – анкерная угловая 110 кВ

Железобетонные опоры выполняются для линий всех напряжений до 500 кВ. Для обеспечения необходимой плотности бетона применяют виброуплотнение и центрифугирование. Виброуплотнение производится различными вибраторами. Центрифугирование обеспечивает очень хорошее уплотнение бетона и требует специальных машин – цинтрифуг. На воздушных линиях электропередач 110 кВ и выше стойки опор и траверсы портальных опор – центрифугированные трубы, конические или цилиндрические. Железобетонные опоры долговечнее деревянных, отсутствует коррозия деталей, просты в эксплуатации и поэтому получили широкое распространение. Они имеют меньшую стоимость, но обладают большей массой и относительной хрупкостью поверхности бетона, рис. 7.

Рис. 7. Промежуточные железобетонные свободностоящие одноцепные

опоры : а) – со штыревыми изоляторами 6-10 кВ; б) – 35 кВ;

в) – 110 кВ; г) – 220 кВ

Траверсы одностоечных железобетонных опор – металлические оцинкованные.

Срок службы железобетонных и металлических оцинкованных или периодически окрашиваемых опор велик и достигает 50 лет и более.

Обозначение опор воздушных линий

Обозначение опор.

Для опор ВЛ 35 кВ и выше, как правило, используется следующая система обозначений. Цифра, стоящая перед буквенным обозначением указывает на количество стоек, из которых состоит опора. Если в обозначении опоры присутствует буква Б – это указывает на то, что опора железобетонная, Д – деревянная, М – многогранная металлическая, отсутствие указанных букв означает, что опора металлическая решетчатого типа. Кроме того, в обозначение опор входят буквы указывающие тип опор (см. таблицу ниже). Цифры 35, 110, 150, 220 и т.д., следующие после букв, указывают напряжение ВЛ, а цифра, стоящая за ними после дефиса – типоразмер опор (нечетная – для одноцепных и четная – для двухцепных опор). Если после типоразмера опоры стоит буква Т – это означает, что у опоры есть тросостойка. Цифры, стоящие за типоразмером опоры после дефиса или знака «+» указывают на размер дополнительной секции-подставки.

Таблица - Обозначение опор
Обозначение Расшифровка
П Промежуточная опора.
К Концевая опора.
А Анкерная опора.
О Ответвительная опора.
С Специальная опора. Например, УС110-3 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая одноцепная специальная (с горизонтальным расположением проводов) опора для ВЛ 110 кВ; УС110-5 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая одноцепная специальная (для городской застройки - с уменьшенной базой и увеличенной высотой подвеса) опора для ВЛ 110 кВ.
У Угловая опора. Например, У110-2+14 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с подставкой высотой 14 м для ВЛ 110 кВ.
П Переходная опора. Например, ППМ110-2 расшифровывается так: промежуточная металлическая многогранная переходная двухцепная опора для ВЛ 110 кВ.
Б Железобетонная опора. Например, ПБ110-1Т расшифровывается так: промежуточная одноцепная одностоечная железобетонная опора с тросостойкой для ВЛ 110 кВ.
М Многогранная опора. Например, ПМ220-1 расшифровывается так: промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора для ВЛ 220 кВ.
Д Деревянная опора. Например, УД220-1 расшифровывается так: деревянная анкерно-угловая одноцепная опора для ВЛ 220 кВ.
Т Опора с тросостойкой. Например, У35-2Т+5 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с тросостойкой и подставкой высотой 5 м для ВЛ 35 кВ.
В Опора с внутренними связями. Например, 2ПМ500-1В расшифровывается так: промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора с внутренними связями для ВЛ 500 кВ состоящая из двух стоек.

Железобетонные опоры линий электропередачи используются в монтаже воздушных линий электропередачи (ВЛ и ВЛИ) в населенных пунктах и на не населенной местности. Делаются железобетонные опоры на основе стандартных бетонных столбов: СВ 95-2В, СВ 95-3В, СВ110-1А, СВ 110-3,5А, СВ110-5А.

Железобетонные опоры ЛЭП – классификация по назначению

Классификация железобетонных опор по назначению, не выходит за рамки видов опор стандартизированных в ГОСТ и СНиП. Подробно читать: Виды опор по назначению , а здесь напомню кратко.

Промежуточные бетонные опоры нужны для поддержания тросов и проводов. На них не оказывается нагрузка продольного или углового натяжения. (маркировка П10-3, П10-4)

Анкерные бетонные опоры обеспечивают удержание проводов при их продольном тяжении. Анкерные опоры обязательно ставятся в местах пересечения ЛЭП с железными дорогами и другими естественными и инженерными преградами.

Угловые опоры ставятся на поворотах трассы ЛЭП. На малых углах (до 30°), где нагрузка от натяжения не велика и если нет смены сечения проводов, ставятся угловые промежуточные опоры (УП). При больших углах поворота (более 30°) ставятся угловые анкерные опоры (УА). На конце ЛЭП ставятся анкерные они же концевые опоры (А). Для ответвлений к абонентам, ставятся ответвительные анкерные опоры (ОА).

Маркировка опор из бетона

Стоит остановиться на маркировке опор. В предыдущем параграфе я использовал маркировку для опор 10-2. Поясню, как читать маркировку опор. Маркируются железобетонные опоры следующим образом.

  • Первые две буквы указывают назначение опоры: П (промежуточные) УП (угловые промежуточные), УА (угловые анкерные), А (анкерные-концевые), ОА (опора ответвления), УОА (угловые ответвительные анкерные).
  • Вторая цифра, означает для какой линии электропередачи, опора предназначена: цифра «10» это ЛЭП 10 кВ.
  • Третья цифра, после тире это типоразмер опоры. Цифра «1» это опора 10,5 метров, на основе столба СВ-105. Цифра «2» - опора на основе столба СВ-110. Подробные типоразмеры в таблицах внизу статьи.

Конструкции железобетонных опор

Конструкции опор из железобетона, тоже не выходят за рамки стандартных опорных конструкций.

  • Портальные опоры с оттяжками – две параллельные опоры держатся на тросах оттяжках;
  • Свободностоящие портальные опоры с поперечинами;
  • Свободностоящие опоры;
  • Опоры с оттяжками.

Применение опор должно соответствовать проектных расчетам. Для расчетов используются различные нормативные таблицы, объем которых занимает несколько томов.

Бетонные опоры по количеству удерживаемых цепей

Если ригели опоры позволяют цеплять только одну линию ЭП, она называется одноцепной (ригель с одной стороны). Если ригель с двух сторон, то опора двухцепная. Если можно навесить много линий проводов, то это многоцепная опора.

class="eliadunit">

Установка бетонных опор

Расчет опор производится СНиП 2.02.01-83 и «Руководство по проектированию ЛЭП и фундаментов ЛЭП…». Расчет идет по деформации и по несущей способности.

Чтобы закрепить промежуточную опору типа П10-3(4) нужно просверлить цилиндрический котлован диаметром 35-40 см, на глубину 2000 -25000 мм. Установочный ригель на такую опору не нужен.

Анкерные угловые и анкерные ответвительные опоры , обычно монтируются с установочными ригелями. Обращу внимание, что ригеля могут ставиться на нижний край опоры и подкоса, закапываемого в землю и/или на верхний край опоры, по верху котлована. Ригеля обеспечивают дополнительную устойчивость опоры. Глубина закапывания опоры зависит от промерзания грунта. Обычно 2000-2500 мм.

Заземление бетонных опор

Благодаря конструкции стоек опоры, заземление опор делать очень удобно. В стойках СВ опор, в заводских условиях при их изготовлении, сверху и снизу стойки выводится металлическая арматура 10 мм в диаметре. Эта арматура неразрывно идет по всей длине стойки. Именно эта арматура и служит для заземления железобетонных опор.

В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий (ВЛ) делятся на две основные группы:

а) опоры промежуточные , на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах,

б) опоры анкерного типа , служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

Расстояние между опорами (ЛЭП) называется пролетом , а расстояние между опорами анкерного типа - анкерованным участком (рис. 1).

В соответствии с пересечения некоторых инженерных сооружений, например железных дорог общего пользования, необходимо выполнять на опорах анкерного типа. На углах поворота линии устанавливаются угловые опоры, на которых провода могут быть подвешены в поддерживающих или натяжных зажимах. Таким образом, две основные группы опор - промежуточные и анкерные - разбиваются на типы, имеющие специальное назначение.

Рис. 1. Схема анкерованного участка воздушной линии

Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально, на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давления ветра на провода и на опору и вертикальные - от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.

При необорванных проводах и тросах промежуточные опоры, как правило, не воспринимают горизонтальной нагрузки от тяжения проводов и тросов в направлении линии и поэтому могут быть выполнены более легкой конструкции, чем опоры других типов, например концевые, воспринимающие тяжение проводов и тросов. Однако для обеспечения надежной работы линии промежуточные опоры должны выдерживать некоторые нагрузки в направлении линии.

Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерные угловые опоры воспринимают также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

При углах поворота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опор значительно возрастает. Поэтому промежуточные угловые опоры применяются для углов до 10 - 20°. При больших углах поворота устанавливаются анкерные угловые опоры .

Рис. 2. Промежуточные опоры ВЛ

Анкерные опоры . На линиях с подвесными изоляторами провода закрепляются в зажимах натяжных гирлянд. Эти гирлянды являются как бы продолжением провода и передают его тяжение на опору. На линиях со штыревыми изоляторами провода закрепляются на анкерных опорах усиленной вязкой или специальными зажимами, обеспечивающими передачу полного тяжения провода на опору через штыревые изоляторы.

При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, т. е. воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки.

Рис. 3. Опоры ВЛ анкерного типа

В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от анкерной опоры можно натягивать с различным тяжением, тогда анкерная опора будет воспринимать разность тяжения проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет также воздействовать горизонтальная продольная нагрузка. При установке анкерных опор на углах (в точках поворота линии) анкерные угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций. При подвеске проводов на линии до окончания сооружения подстанции концевые опоры воспринимают полное одностороннее тяжение .

Помимо перечисленных типов опор, на линиях применяются также специальные опоры: транспозиционные , служащие для изменения порядка расположения проводов на опорах, ответвительные - для выполнения ответвлений от основной линии, опоры больших переходов через реки и водные пространства и др.

Основным типом опор на воздушных линиях являются промежуточные, число которых обычно составляет 85 -90% общего числа опор.

По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках . Оттяжки обычно выполняются из стальных тросов. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры. Разработаны также конструкции опор из алюминиевых сплавов.
Конструкции опор ВЛ

  1. Деревянная опора ЛОП 6 кВ (рис. 4) - одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35-110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры. Дополнительные элементы конструкции опоры: подвесная гирлянда с подвесным зажимом, траверса, раскосы.
  2. Железобетонные опоры выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из центрифугированного железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземллителем на каждой опоре (для молниезащиты линии). С помощью заземляющего штыря трос связан с заземлителем (проводник в виде трубы, забитой в землю рядом с опорой). Трос служит для защиты линий от прямых ударов молнии. Другие элементы: стойка (ствол), тяга, траверса, тросостойка.
  3. Металлические (стальные) опоры (рис. 5) применяются при напряжении 220 кВ и более.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра геодезии

ИЗБРАННЫЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

Методические указания

Для выполнения расчетно-графических работы студентами обучающихся по направлению «Строительство».

Казань-2012

Составители: В.С.Боровских., М.Г.Ишмухаметова

Избранные условные знаки. Методические указания для выполнения расчетно-графических работ студентами 1-ого курса дневного обучения по направлению «Строительство». Методические указания соответствуют Государственному общеобразовательному стандарту.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет.

Сост.: В.С.Боровских, М.Г.Ишмухаметова

Казань, 2012 – 17 с.

Илл. 90, табл.1

Рецензент: СНС, доцент, кфмн кафедры астрономии Казанского государственного университета М.И.Шпекин

С Казанский государственный архитектурно-строительный университет

В «Избранных условных знаках для топографических планов масштабов 1:500 и 1:1000" » приведены условные знаки наиболее часто встречающихся контуров и предметов местности. Их необходимо выучить и знать студентам, обучающихся в университете. Используются «Избранные условные знаки» при выполнении расчетно-графических работ и во время летней геодезической практики для вычерчивания планов теодолитной, тахеометрической съемок, нивелирования по квадратам.

Для вычерчивания топографических планов и карт более мелких масштабов используются условные знаки, как правило, похожие по виду на условные знаки для масштабов 1:500 – 1:1000.

В «Избранных условных знаках» в первой колонке приведены порядковые номера. Условные знаки выбраны из в официального издания «Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500»- М.: Недра, 2002 г., утвержденные ГУГК России. Во второй колонке приводятся названия условных знаков и пояснения к ним, а в третьей – изображение различных знаков и размеры их. При вычерчивании планов размеры условных знаков нужно соблюдать, но не показывать.

При вычерчивании внемасштабных условных знаков изображения объектов следует располагать перпендикулярно южной рамке плана.

Положению объекта на местности должны соответствовать на плане следующие точки внемасштабного знака:

а) для знаков правильной формы (круг, квадрат и т.д.) – центр знака;

б) для знаков с прямым углом в основании – вершина угла;

в) для знаков в виде перспективного изображения объекта – середина основания знака.

Для вычерчивания условных знаков на планах и картах используют тушь и акварельные краски разных цветов. Цвета показаны в пояснениях к условным знакам. Если таких пояснений нет, условные знаки изображаются черной тушью.

ИЗБРАННЫЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

для топографических планов

масштабов 1: 1000, 1: 500

Название и характеристика топографического объекта

Условный знак топографического объекта

Пункты государственной геодезической сети

Пункты государственной геодезической сети на курганах

Пункты государственной геодезической сети на зданиях

Пункты геодезических сетей сгущения и их номера

Нивелирные реперы и их номера

Нивелирные реперы и марки стенные

Нивелирные реперы грунтовые строительные долговременные

Нивелирные реперы временные

Пересечения координатных линий (зеленым цветом)

Строения :

Жилые огнестойкие: (кирпичные, каменные,бетонные)

1) одножтажные;

2) выше одного этажа

Строения нежилые огнестойкие: (кирпичные, каменные,бетонные)

1) одножтажные;

2) выше одного этажа

Строения жилые неогнестойкие: (деревянные, глинобитные и др.)

1) одножтажные;

2) выше одного этажа

Строения нежилые неогнестойкие (деревянные, глинобитные и др.)

1) одножтажные;

2) выше одного этажа

Здания строящиеся

Здания разрушенные и полуразрушенные

Отметка высоты пола первого этажа (внутри контура);

Отметка земли на углу дома

1) каменные с разновысотными куполами;

2) деревянные с одним куполом

1) каменные;

2) деревянные

1)2)

Малые строения:

1) гаражи индивидуальные;

2) туалеты

Откосы:

Неукрепленные (цифра 2,5 – высота откоса в метрах)

Откосы неукрепленные (цифра 102,5 – высота откоса в метрах)

Откосы укрепленные (цифра 102,5 – высота откоса в метрах; надпись – способ укрепления)

Открытые разработки твердых полезных ископаемых (карьеры и др. (цифра – глубина в метрах)

Бензоколонки

Электрические подстанции, трансформаторные будки, и их номера

Колодцы и скважины, совмещен-ные с водонапорными башнями

Фонари электрические на столбах

Колодцы смотровые (люки) подземных коммуникаций:

1) без назначения;

2) на водопроводных сетях;

3) на канализационных сетях;

4) на теплосетях;

5) на газопроводах

Линии электропередачи (ЛЭП)

на незастроенной территории

(цифры – высоты ферм в метрах, напряжение в кВ, число проводов или кабелей):

1) ЛЭП высокого напряжения на железобетонных фермах;

2) ЛЭП высокого напряжения на металлических фермах;

3) кабельная воздушная ЛЭП высокого напряжения на железобетонных и деревянных столбах;

4) ЛЭП низкого напряжения на металлических и деревянных столбах

1)

2)

3)

4)

Линии электропередачи (ЛЭП)

на застроенной территории:

1) ЛЭП высокого напряжения на деревянных фермах;

2) ЛЭП высокого напряжения на столбах;

3) кабельная воздушная ЛЭП высокого напряжения на столбах;

4) ЛЭП низкого напряжения на деревянных столбах

Трубопроводы:

Наземные (Г – газопровод, В – водопровод, К – канализация, Н – нефтепроводы; материал труб - бет ., ст . и др.; цифры – диаметр труб в миллиметрах):

1) наземные на грунте;

2) на опорах (цифры – высота опор в метрах)

Трубопроводы подземные:

1) трубопроводы с колодцами смотровыми (цифры – номера и высотные отметки колодцев; гл. 1,2 - глубина заложения труб);

2) трубопроводы, проложенные рядом в одной траншее (цифры – число прокладок);

Решетки сточные

Трубопроводы надводные на опорах (отмывка зеленым цветом)

Трубопроводы на поверхности дна (отмывка зеленым цветом)

Линии связи и технические средства управления воздушные проводные (телефон, радио, телевиз. и др.)

Мачты, вышки, ретрансляторы радио и телевизионные (цифры – их высоты в метрах)

1:1000 1:500

Свалка (штриховые линии коричневым цветом)

Площадки строительные

Дороги:

1) автомагистрали (материал покрытия – бетон);

кюветы зеленым цветом.

2) автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием (асфальт); кюветы зеленым цветом.

Проезжие части улиц и тротуары:

Отмывка розовым цветом ;

1) проезжие части улиц при наличие бортового камня;

2) проезжие части улиц без бортового камня;

3) тротуары с твердым покрытием;

4) тротуары без покрытия

Дороги без покрытия:

1) улучшенные грунтовые дороги; кюветы зеленым цветом.

2) грунтовые дороги (полевые, лесные, проселочные);

Дороги в выемках (цифры – глубины выемок в метрах); кюветы зеленым цветом.

Железные дороги

Железные дороги узкоколейные (назначение и ширина колеи в миллиметрах)

Железные дороги по насыпям (цифры – высота насыпей в метрах)

Пути станционные

1:1000

Мосты пешеходные над железными дорогами (буквы – материал моста)

Горизонтали (коричневым цветом) :

1) утолщенные (через данный интервал высоты сечения);

2) основные;

3) полу-горизонтали (в половину высоты сечения);

4) четверть-горизонтали (в 1/4 высоты сечения)

3)

Указатели направления ската (бергштрихи)

Отметки высот

Обрывы земляные (коричневым цветом) :

(цифры – глубина в метрах)

Ямы (цифры – глубина в метрах)

Курганы (цифры – высота в метрах)

Водотоки, береговые линии и отметки урезов воды (высота и дата измерения), Граница суши и воды зеленым цветом, отмывка голубым цветом .

Ручьи (ширина не выражается в масштабе плана) голубым цветом.

Характеристики водотоков:

2) ширина в метрах (числитель), глубина в метрах и грунт дна (знаменатель)

Мосты :

1) на общем пролетном строении (мет. – металлические, кам. –каменные, ЖБ – железобетонные, цифры – грузоподъемность в тоннах);

2) малые деревянные;

Растительность :

Контуры растительности, сельскохозяйственных угодий, грунтов и др.

Характеристики лесных древо-стоев по составу:

1) лиственные;

2) хвойные;

3) смешанные;

по качественным данным:

4) средняя высота деревьев в метрах (числитель), средняя толщина стволов в метрах (знаменатель), среднее расстоя-ние между деревьями в метрах (цифра справа), порода деревьев

Леса естественные высокие

Лесопосадки молодые (цифра – средняя высота в метрах)

Участки леса вырубленные

Кустарники отдельные группы



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.