Польша во второй половине ХХ века. Мир во второй половине xx века
Основой развития экономики передовых стран мира во второй половине ХХ – начале ХХI в. являлись достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила радиоэлектроника. Достижения в генетике позволили получать новые сорта растений, повысить эффективность животноводства.
В 70-е гг. ХХ в. Начался новый этап научно-технической революции. Наука сливается с производством, превращаясь в непосредственную производственную силу. Еще одна черта данного этапа – резкое сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство. Своеобразный символ того времени – персональный компьютер, ставший в развитых странах с последних десятилетий ХХ в. Неотъемлемой частью как производства, так и частной жизни. Появление Интернета сделало общедоступным огромное количество информации. Микропроцессоры начали широко применять для автоматизации производства, в бытовых приборах. Огромные перемены произошли в средствах связи (факсы, пейджеры, мобильные телефоны). Ярчайшим достижением науки является освоение космоса. В 1961 г – полет Юрия Гагарина, давший толчок к советско-американской гонке в исследовании космического пространства. Достижения этой гонки: выход человека в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере и Марсе, создание орбитальных космических станций и многоразовых космических кораблей и т.д. Американцы объявили о полетах своих астронавтов на Луну. После распада СССР интенсивность космических исследований заметно снизилась, однако они продолжались. Началось создание международной космической станции; в этом проекте приняли участие США, Россия, страны ЕС и Азии.
Значительных успехов добились биология и медицина, столкнувшиеся с неизвестными ранее заболеваниями (СПИД, Лихорадка Эбола, коровье бешенство) и вплотную подошедшие к решению проблемы клонирования. Этот метод вызвал дискуссии в обществе о морально-этических последствиях результатов его применения. В конце ХХ в. наука позволяет врачам успешно лечить сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, пересаживать жизненно важные органы человека, увеличивать его рост, устранять другие дефекты физического развития.
Новый шаг в исследовании сверхпроводимости и конструировании термоядерных реакторов сделали физики.
Сегодня многие регионы планеты покрыты транспортными путями, широкими автомагистралями и скоростными железными дорогами. Путешествие через континенты и океаны на борту сверхзвуковых лайнеров занимает всего лишь несколько часов.
Подлинными чудесами инженерной мысли стали телевизионные башни, протяженные мосты и подводные туннели, один из которых – под проливом Ла-Манш – соединил в 1995 г. Британские острова с европейским континентом. Все эти достижения легли в фундамент информационного общества ХХI века, переход к которому поставил в центр общественно-философской мысли Человека, стремящегося преодолеть издержки «общества массового потребления» с его культом денег и вещей, забвения гуманистических ценностей и идеалов духовности.
§ 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
Начало строительства социализма.
В годы Второй мировой войны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет левых сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они возглавили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), в других руководили партизанской борьбой. В 1945 - 1946 гг. во всех странах приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть перешла к народным правительствам, были национализированы крупные предприятия и проведены аграрные реформы. На выборах коммунисты заняли прочные позиции в парламентах. Они призывали к еще более радикальным переменам, против чего выступали буржуазные демократические партии. Одновременно всюду развернулся процесс слияния коммунистов и социал-демократов при доминировании первых.
Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшейся «холодной войны» была сделана ставка на ускорение преобразований. Это в значительной мере соответствовало настроениям большинства населения, среди которого был велик авторитет Советского Союза, а в строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей и дальнейшего создания справедливого общества. СССР оказывал этим государствам огромную материальную помощь.
На выборах 1947 г. коммунисты получили большинство мест в сейме Польши. Сейм избрал президентом коммуниста Б. Берута. В Чехословакии в феврале 1948 г. коммунисты в ходе многодневных массовых митингов рабочих добились создания нового правительства, где они играли ведущую роль. Вскоре президент Э. Бе неш подал в отставку, а новым президентом был избран лидер компартии К. Готвальд.
К 1949 г. во всех странах региона власть оказалась в руках коммунистических партий. В октябре 1949 г. образовал ась ГДР. В некоторых странах сохранилась многопартийная система, но она во многом стала формальностью.
СЭВ и ОВД.
С образованием стран «народной демократии» начался процесс формирования мировой социалистической системы. Экономические связи между СССР и странами народной демократии осуществлялись на первом этапе в форме двустороннего внешнеторгового соглашения. Одновременно СССР жестко контролировал деятельность правительств этих стран.
С 1947 г. этот контроль осуществлял наследник Коминтерна Коминформ. Большое значение в расширении и укреплении экономических связей стал играть Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), созданный в 1949 г. Его членами являлись Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, позже вступила Албания. Создание СЭВ явилось определенным ответом на создание НАТО. Целями СЭВ были объединение и координация усилий в развитии экономики стран - членов Содружества.
В политической области большое значение имело создание в 1955 г. Организauии Варшавского договора (ОВД). Его создание стало ответом на прием ФРГ в НАТО. В соответствии с условиями договора его участники обязались в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Создавалось объединенное военное командование, проводились совместные военные учения, унифицировались вооружение и организация войск.
Развитие стран «народной демократию» в 50 - 80-е п. ХХ в.
К середине 50-х гг. хх в. В результате ускоренной индустриализации в странах Центральной и Юго-Восточной Европы был создан значительный экономический потенциал. Но курс на преимущественное развитие тяжелой промышленности при незначительных вложениях в сельское хозяйство и производство потребительских товаров привел к снижению уровня жизни.
Смерть Сталина (март 1953 г.) породила надежды на политические перемены. Руководство ГДР в июне 1953 г. провозгласило «новый курс», предусматривавший укрепление правопорядка, увеличение выпуска товаров народного потребления. Но одновременное повышение норм выработки рабочих послужило толчком к событиям 17 июня 1953 г., когда в Берлине и других крупных городах начались манифестации, в ходе которых выдвигались экономические и политические требования, в том числе проведения свободных выборов. С помощью советских войск полиция ГДР подавила эти выступления, которые руководство страны оценило как попытку «фашистского путча». Тем не менее, после этих событий началось более широкое производство товаров народного потребления, снизились цены.
Решения ХХ съезда КПСС о необходимости учета национальных особенностей каждой страны были формально одобрены руководством всех компартий, но далеко не везде стал осуществляться новый курс. В Польше и Венгрии догматическая политика руководства привела к резкому обострению социально-экономических противоречий, что привело осенью 1956 г. к кризису.
Выступления населения в Польше привели к отказу от насильственной коллективизации и некоторой демократизации политической системы. В Венгрии внутри коммунистической партии возникло реформистское крыло. 23 октября 1956 г. начались демонстрации в поддержку реформистских сил. Их лидер И. Надь возглавил правительство. По всей стране происходил и митинги, начались расправы над коммунистами. 4 ноября советские войска стали наводить порядок в Будапеште. В уличных боях погибло 2700 венгров и 663 советских солдата. После «чистки», проведенной советскими спецслужбами, власть была передана Я. Кадару. В 60-70-е гг. ХХ в. Кадар проводил политику, нацеленную на повышение уровня жизни населения при недопущении политических перемен.
В середине 60-х гг. обострилась обстановка в Чехословакии. Экономические трудности совпали с призывами интеллигенции совершенствовать социализм, придать ему «человеческое лицо». Партия одобрила в 1968 г. программу экономических преобразований и демократизации общества. Страну возглавил А.Дучек., сторонник преобразований. Руководство КПСС и компартии восточноевропейских стран к этим переменам отнеслось резко отрицательно.
Пять членов руководства КПЧ тайно направили письмо в Москву с просьбой вмешаться в ход событий и предотвратить «угрозу контрреволюции». В ночь на 21 августа 1968 г. войска Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР вошли в Чехословакию. Опираясь на присутствие советских войск, противники реформ перешли в наступление.
На рубеже 70-80-х гг. хх в. кризисные явления обозначились в Польше, которая довольно успешно развивалась в предшествующий период. Ухудшение положения населения вызвало забастовки. В их ходе возник независимый от властей профсоюзный комитет «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. В 1981 г. президент Польши генерал В. Ярузельский ввел военное положение, лидеры «Солидарности» были подвергнуты домашнему аресту. Однако структуры «Солидарности» начали действовать в подполье.
Особый путь Югославии.
В Югославии коммунисты, руководившие антифашистской борьбой в 1945 г., взяли власть. Президентом страны стал их лидер хорват И Броз Тито. Стремление Тито к независимости привело в 1948 г. к разрыву отношений между Югославией и СССР. Были репрессированы десятки тысяч сторонников Москвы. Сталин развернул антиюгославскую пропаганду, но не пошел на военное вмешательство.
Советско-югославские отношения были нормализованы после смерти Сталина, однако Югославия продолжала идти по своему пути. На предприятиях функции управления осуществляли трудовые коллективы через выборные советы рабочих. Планирование из Центра передавалось на места. Ориентация на рыночные отношения привела к росту выпуска товаров широкого потребления. В сельском хозяйстве почти половину хозяйств составляли крестьяне-единоличники.
Положение в Югославии осложнялось ее многонациональным составом и неравномерностью развития республик, входивших в нее. Общее руководство осуществлял Союз коммунистов Югославии (СКЮ). Председателем СКЮ с 1952 г. был Тито. Он же занимал посты президента (пожизненно) и председателя Совета Федерации.
Перемены в Восточной Европе В конце хх в.
Политика перестройки в СССР вызвала сходные процессы в странах Восточной Европы. При этом советское руководство к концу 80-х п. ХХ в. отказалось от политики сохранения существовавших режимов в этих странах, напротив, призывала их к «демократизации». В большинстве правящих там партий сменилось руководство. Но попытки этого руководства проводить реформы наподобие перестроечных, как и в Советском Союзе, не увенчались успехом. Ухудшилось экономическое положение. Массовый характер приобрело бегство населения на Запад. Сформировались оппозиционные властям движения. Всюду шли демонстрации, забастовки. В результате манифестаций октября - ноября 1989 г. в ГДР правительство ушло в отставку, 8 ноября началось разрушение Берлинской стены. В 1990 г. произошло объединение ГДР и ФРГ.
В большинстве стран коммунисты были отстранены от власти в ходе демонстраций населения. Правящие партии самораспустились или преобразовались в социал-демократические. Вскоре были проведены выборы, на которых победу одержали бывшие оппозиционеры. Эти события получили название «бархатных революций». Лишь В Румынии противники главы государства Н. Чаушеску организовали в декабре 1989 г. восстание, в ходе которого погибло немало людей. Чаушеску и его супруга были убиты. В 1991 г. сменился режим в Албании.
Драматические события разыгрались в Югославии, где на выборах во всех республиках, кроме Сербии и Черногории, победу одержали оппозиционные коммунистам партии. Словения и Хорватия провозгласили независимость в 1991 г. В Хорватии сразу же началась война между сербами и хорватами, так как сербы опасались преследований, имевших место во время Второй мировой войны со стороны хорватских фашистов-усташей. Позже провозгласили независимость Македония и Босния и Герцеговина. После этого Сербия и Черногория образовали Союзную Республику Югославию. В Боснии и Герцеговине начался конфликт между сербами, хорватами и мусульманами. Он продолжался до 1997 г.
По иному произошел распад Чехословакии. После референдума она мирно разделилась в 1993 г. на Чехию и Словакию.
После политических перемен во всех восточноевропейских странах начались преобразования в экономике и других сферах жизни общества. Всюду отказались от плановой экономики и командноадминистративной системы управления, началось восстановление рыночных отношений. Проводилась приватизация, прочные позиции в экономике получил иностранный капитал. Первые преобразования получили название «шоковой терапии», поскольку были связаны с кризисом производства, массовой безработицей, инфляцией и т.д. Особенно радикальные перемены в этом плане происходили в Польше. Всюду усилилось социальное расслоение, возросли преступность, коррупция. Особенно тяжелая обстановка сложил ась в Албании, где в 1997 г. произошло народное восстание против правительства.
Однако к концу 90-х гг. ХХ в. положение в большинстве стран стабилизировалось. Была преодолена инфляция, затем начался экономический рост. Наибольших успехов достигли Чехия, Венгрия, Польша. Большую роль в этом сыграли иностранные инвестиции. Постепенно восстанавливались и традиционные взаимовыгодные связи с Россией и другими постсоветскими государствами. Во внешней политике все восточноевропейские страны ориентируются на Запад, они взяли курс на вступление в НАТО и ЕС. ДЛЯ внутриполитической обстановки в этих странах характерна смена у власти правых и левых партий. Однако их политика и внутри страны, и на международной арене во многом совпадает.
После окончания Второй мировой войны и до начала XXI века общественно-политические процессы в странах западного мира проходили довольно в противоречивой обстановке. С одной стороны, в 1960-1970-х гг. среди населения Европы (в особенности молодёжи) наблюдались просоциалистические и антикапиталистические настроения. С другой стороны, в 1980-х гг., западное общество резко переметнулось на позиции антисоциализма и горячо приветствовало крушение мировой социалистической системы. Вместе с тем, общество Запада позиционировало себя как развитая демократия, где права человека священны и превыше всего, что было далеко не всегда. Процессам, происходившим в западном обществе во второй половине ХХ века, посвящён данный урок.
Общественно-политические процессы в странах Запада во второй половине ХХ века
Предпосылки
После окончания Второй мировой войны страны Западной Европы, освободившись от нацистской оккупации, вернулись к традициям парламентаризма и политической конкуренции. США и Великобритания, не подвергавшиеся оккупации, от этих традиций и не отступали.
На послевоенное общественно-политическое развитие западных стран решающее влияние имела холодная война, в рамках которой западному капиталистическому миру противостоял социалистический лагерь во главе с СССР. Также имели значение уроки, вынесенные из Второй мировой войны и предшествующих событий: Запад получил определенную «прививку» от диктатуры и фашистской идеологии.
Основные тенденции развития
Коммунистическая угроза
Если в межвоенный период борьба с коммунистической идеологией была прежде всего характерна для фашистских организаций и правительств, то начало холодной войны означало противостояние коммунизму западного мира в целом (в первую очередь США). Первая половина 1950-х годов в США ознаменовалась политикой маккартизма (по фамилии ее вдохновителя, сенатора Маккарти), получившей название «охоты на ведьм». Суть маккартизма заключалась в преследовании коммунистов и сочувствующих им. В частности, Коммунистической партии США было запрещено участвовать в выборах; ограничивались в правах миллионы американцев, так или иначе поддерживавших коммунистов.
Протесты 1968 года
К концу 1960-х годов в Европе и США выросло поколение молодых людей, которые, в отличие от своих родителей, не застали ни мирового экономического кризиса 1930-х годов, ни войны и выросли в условиях экономического благополучия. В то же время для этого поколения было характерно разочарование в обществе потребления (см. Общество потребления), обостренное чувство справедливости, свобода нравов, интерес к идеям коммунизма, троцкизма, анархизма. В 1967-1969 годах именно это поколение стало инициатором волны протестов: в США - против войны во Вьетнаме, во Франции - против авторитарной политики де Голля и за улучшение положение рабочих («Красный май» во Франции) и т.д. Одновременно с этим в США активизировалась борьба за права чернокожих и сексуальных меньшинств, которая дала свои плоды.
Политический спектр
В целом для политической жизни послевоенного Запада характерна определенная узость политического спектра. Если в континентальной Европе в межвоенный период ожесточенная политическая борьба во многом велась между радикалами правого и левого толка, которые были непримиримыми противниками с противоположными взглядами, то в послевоенный период наиболее радикальные элементы оказались маргинализованы. После войны между основными политическими силами, разумеется, по-прежнему существовали противоречия, однако определенные основы взаимодействия (сменяемость власти посредством выборов, принципы парламентаризма, ценность гражданских прав и свобод и пр.) были признаны всеми сторонами. По сравнению с межвоенным периодом послевоенный является временем определенной политической стабильности. Ближе к концу XX века на политической арене активизировались силы крайне правого толка, однако значительной поддержки в странах Запада они не получили. В целом политическая жизнь западных стран заключается в открытой политической конкуренции достаточно умеренных политических сил.
Глобализация
В то же время в западном мире постоянно слышна антиглобалисткая критика; оппоненты процессов консолидации в европейских странах выступают за главенство национального суверенитета, выступая в том числе против чрезмерного влияния США на политику европейских государств. Особенно заметны подобные настроения стали уже в XXI веке.
§ 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
Превращение США в ведущую мировую державу . Война привела к резким сдвигам в соотношении сил в мире. США не только мало пострадали в войне, но и получили значительные прибыли. В стране возросла добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали. Основой такого экономического подъема стали большие военные заказы правительства. США заняли лидирующее положение в мировом хозяйстве. Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии было вывезено большое число немецких специалистов и научно-техническая документация. Военная конъюнктура способствовала развитию сельского хозяйства. На продовольствие и сырье в мире существовал большой спрос, что создавало благоприятное положение на аграрном рынке и после 1945 г. Страшной демонстрацией возросшей мощи США стали взрывы атомных бомб в японских городах Хиросима и Нагасаки. В 1945 г. президент Г. Трумэн открыто говорил, что на Америку легло бремя ответственности за дальнейшее руководство миром. В условиях начала «холодной войны» США выступили с концепциями «сдерживания» И «отбрасывания» коммунизма, нацеленных против СССР. Военные базы США покрывают значительную часть мира. Наступление мирного времени не остановило вмешательства государства в экономику. Несмотря на похвалы свободному предпринимательству, развитие экономики после «нового курса» Рузвельта уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Под контролем государства осуществлялся переход промышленности на мирные рельсы. Была реализована программа строительства дорог, электростанций и т.д. Совет экономических консультантов при президенте давал рекомендации органам власти. Были сохранены социальные программы времен «нового курса» Рузвельта. Новая политика называлась «справедливым курсом». Наряду с этим проводились меры по ограничению прав профсоюзов (закон Тафта-Хартли). Одновременно по инициативе сенатора Дж. Маккарти развернулись гонения на людей, обвиняемых в «антиамериканской деятельности» (маккартизм). Жертвами «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие известные, как Ч. Чаплин. В рамках подобной политики продолжалось наращивание вооружении, в том числе ядерных. Завершается складывание военно-промышленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и военной индустрии.
50-60-е гг. ХХ в. были в целом благоприятны для развития экономики происходил ее быстрый рост, связанный прежде всего с внедрением достижений научно-технической революции. В эти годы в стране больших успехов достигла борьба негритянского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил М.Л Кинг, привели к запрету расовой сегрегации. К 1968 г. были приняты законы, обеспечивающие равноправие чернокожих. Однако добиться реального равноправия оказалось гораздо сложнее юридического, влиятельные силы сопротивлялись этому, что нашло выражение в убийстве Куинга.
Проводились и другие преобразования в социальной сфере.
Ставший в 1961 г. президентом Дж. Кеннеди проводил политику «новых рубежей», нацеленную на создание общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступности, предотвращение ядерной войны). Были приняты моще важные социальные законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.
В конце 60 - начале 70-х гг. хх в. положение США ухудшается.
Это было связано с эскалацией войны во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х п. ХХ в. Эти события стали одним из факторов, приведших к политике разрядки: при президенте Р. Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.
В начале 80-х п. ХХ в. начался новый экономический кризис.
В этих условиях президент Р. Рейган провозгласил политику, названную «консервативной революцией». Были сокращены социальные расходы на образование, медицину, пенсии, но снижались и налоги. США взяли курс на развитие свободного предпринимательства, сокращение роли государства в экономике. Этот курс вызвал многие протесты, но способствовал улучшению положения в экономике. Рейган выступал за наращивание гонки вооружений, однако в конце 80-х п. ХХ в. по предложению лидера СССР М. С. Горбачева начался процесс нового сокращения вооружений. Он ускорялся в обстановке односторонних уступок со стороны СССР.
Крушение СССР и всего социалистического лагеря способствовало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. ХХ в. при президенте у Клинтоне. США превратились в единственный центр силы в мире, стали претендовать на мировое лидерство. Правда, в конце ХХ-начале ХХI в. экономическая ситуация в стране ухудшилась. Серьезным испытанием для США стали террористические акты 11 сентября 2001 г. Атаки террористов в Нью-Йорке и Вашингтоне стоили жизни более 3 тыс. человек.
Ведущие страны Западной Европы.
Вторая мировая война подорвала экономику всех стран Европы. Огромные силы пришлось затратить на ее восстановление. Болезненные явления в этих странах были вызваны крушением колониальной системы, потерей колоний. Так, для Великобритании итоги войны, по словам У. Черчилля, стали «триумфом И трагедией». Англия окончательно превратилась в «младшего партнера» США. К началу 60-х п. ХХ в. Англия потеряла почти все свои колонии. Серьезной проблемой с 70-х гг. ХХ в. стала вооруженная борьба в Северной Ирландии. Экономика Великобритании долго не могла возродиться после войны, до начала 50-х гг. ХХ в. сохранялась карточная система. Пришедшие к власти после войны лейбористы провели национализацию ряда отраслей промышленности, расширили социальные программы. Постепенно ситуация в экономике улучшилась. В 5060-е гг. ХХ в. происходил интенсивный экономический рост. Однако кризисы 1974-1975 и 1980-1982 гг. нанесли стране сильный урон. Пришедшее к власти в 1979 г. правительство консерваторов во главе с М. Тэтчер выступило в защиту «истинных ценностей британского общества». На практике это выразилось в приватизации государственного сектора, уменьшении государственного регулирования и поощрении частного предпринимательства, сокращении налогов и социальных расходов. Во Франции после Второй мировой войны под влиянием коммунистов, резко повысивших свой авторитет в годы борьбы с фашизмом, произошла национализация ряда крупных отраслей промышленности, была конфискована собственность пособников немцев. Расширились социальные права и гарантии народа. В 1946 г. была принята новая конституция, установившая режим Четвертой республики. Однако внешнеполитические события (войны во Вьетнаме, Алжире) делали ситуацию в стране крайне неустойчивой.
На волне недовольства в 1958 г. к власти пришел генерал Ш. де Голль. Он провел референдум, принявший новую конституцию, резко расширяющую права президента. Наступил период Пятой республики. Ш. де Голлю удалось решить ряд острых проблем: французы ушли из Индокитая, получили свободу все колонии в Африке. Первоначально де Голль пытался с помощью военной силы сохранить за Францией Алжир, являвшийся родиной для миллиона французов. Однако эскалация военных действий, усиление репрессий против участников национально-освободительной войны вели лишь к росту сопротивления алжирцев. В 1962 г. Алжир получил независимость, а большинство французов оттуда бежало во Францию. В стране была подавлена попытка военного переворота со стороны сил, выступавших против ухода из Алжира. С середины 60-х п. ХХ в. более независимой стала внешняя политика Франции, она вышла из военной организации НАТО, был заключен договор с СССР.
Одновременно улучшилось положение в экономике. Однако противоречия в стране сохранялись, что привело к массовым выступлениям студентов, рабочих в 1968 г. Под влиянием этих выступлений в 1969 г. де Голль ушел в отставку. Его преемник Ж Помпиду сохранил прежний политический курс. В 70-е гг. ХХ в. положение в экономике стало менее стабильным. На выборах 1981 г. президента м был избран лидер социалистической партии Ф. Миттеран. После победы социалистов на парламентских выборах они сформировали свое правительство (с участием коммунистов). Был проведен ряд реформ в интересах широких слоев населения (сокращение рабочего дня, увеличение отпусков), расширены права профсоюзов, национализирован ряд отраслей промышленности. Однако возникшие экономические проблемы заставили правительство пойти по пути жесткой экономии. Усилилась роль правых партий, с правительствами которых должен был сотрудничать Миттеран, реформы были приостановлены. Серьезной проблемой стало усиление националистических настроений во Франции из-за массового наплыва в страну эмигрантов. Настроения СТОРОННИКОВ лозунга «Франция для французов» выражает Национальный фронт во главе с Ж -М.Ле Леном, который временами получает значительное число голосов. Влияние левых сил сократилось. На выборах 1995 г. президентом стал правый политик голлист Ж Ширак.
После возникновения в 1949 г. Федеративной Республики Германии ее правительство возглавил лидер Христианско-демократического союза (ХДС) Аденауэр, который оставался у власти до 1960 г. Он проводил политику создания социально ориентированной рыночной экономики при значительной роли государственного регулирования. После завершения периода восстановления хозяйства развитие немецкой экономики шло очень быстрыми темпами, чему способствовала помощь США. ФРГ превратилась в экономически мощную державу. В политической жизни происходила борьба между ХДС и социал-демократами. В конце 60-х гг. ХХ в. К власти пришло правительство с преобладанием социал-демократов во главе с В.Брандтом. Были проведены многие преобразования в интересах широких слоев населения. Во внешней политике Брандт нормализовал отношения с СССР, Польшей, ГДР. Однако экономические кризисы 70-х гг. хх в. привели к yxyдшению положения страны. В 1982 г. к власти пришел лидер ХДС Г. Коль. Его правительство сократило государственное регулирование экономики, проводило приватизацию. Благоприятная конъюнктура способствовала увеличению темпов развития. Произошло объединение ФРГ и ГДР. к концу 90-х гг. хх в. возникли новые финансово-экономические проблемы. В 1998 Г. на выборах победили социал-демократы во главе с Г. Шредером.
В середине 70-х гг. ХХ в. в Европе исчезли последние авторитарные режимы. В 1974 г. в Португалии военные совершили переворот свергнув диктаторский режим А. Салазара. Были проведены демократические преобразования, национализирован ряд ведущих отраслей промышленности, предоставлена независимость колониям. В Испании после смерти диктатора Ф. Франко в 1975 г. началось восстановление демократии. Демократизацию общества поддержал король Хуан Карлос 1. Со временем были достигнуты значительные успехи в экономике, вырос уровень жизни населения. После окончания Второй мировой войны в Греции разгорелась гражданская война (1946-1949) между прокоммунистическими и прозападными силами, поддержанными Англией и США. Она завершилась поражением коммунистов. В 1967 г. в стране произошел военный переворот и был установлен режим «черных полковников». Ограничивая демократию, «черные полковники» в то же время расширили социальную поддержку населения. Попытка режима присоединить Кипр привела к его падению в 1974 г.
Европейская интеграция. Во второй половине ХХ в. наметились тенденции к интеграции стран во многих регионах, особенно в Европе. Еще в 1949 г. возник Совет Европы. В 1957 г. 6 стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) - Общего рынка, снимающего таможенные барьеры. В 70 - 80-е гг. хх в. количество членов ЕЭС возросло до 12. В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент прямым голосованием. В 1991 г. в результате долгих переговоров и десятилетий сближения стран ЕЭС в голландском городе Маастрихте были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах. В 1995 г. ЕЭС, в которое входило уже 15 государств, было преобразовано в Европейский союз (ЕС). С 2002 г. в 12 странах ЕС была окончательно введена единая валюта - евро, что усилило экономические позиции этих стран в борьбе с США и Японией. Договоры предусматривают расширение наднациональных полномочий ЕС. Основные направления политики будут определяться Европейским советом. Для принятия решений необходимо согласие 8 из 12 стран. В будущем не исключается создание единого европейского правительства.
Япония. Вторая мировая война имела для Японии тяжелейшие последствия - разрушение экономики, потеря колоний, оккупация. Под давлением США японский император согласился на ограничение своей власти. В 1947 г. была принята Конституция, расширявшая демократические права и закреплявшая мирный статус страны (военные расходы по Конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюджета). У власти в Японии почти постоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП). Японии очень быстро удалось восстановить свою экономику. С 50-х гг. ХХ в. начинается ее резкий подъем, получивший название японского «экономического чуда». Это «чудо» было, помимо благоприятной конъюнктуры, основано на особенностях организации экономики и менталитете японцев, а также малой доли военных расходов. Трудолюбие, неприхотливость, корпоративно-общинные традиции населения позволяли японской экономике успешно конкурировать. Был взят курс на развитие наукоемких отраслей, сделавших Японию лидером по производству электроники. Тем не менее на рубеже ХХ и XXI вв. в Японии возникли значительные проблемы. Все чаще вспыхивали скандалы вокруг ЛДП, связанные с коррупцией. Замедлились темпы экономического роста, усилилась конкуренция со стороны «новых индустриальных стран» (Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии), а также Китая. Китай представляет для Японии и военную угрозу.
1. Положение в стране в первые послевоенные годы. Установление республики.
2. Социально-экономическое и политическое развитие в 50-60-е годы.
3. Обострение социально-экономических и политических проблем в 70-е гг.
В апреле 1945 г. Италия была полностью освобождена от оккупантов. Страна находилась в очень тяжелом положении. За годы войны Италия потеряла 1/3 национального богатства, остро ощущалась нехватка промышленных товаров и продовольствия, процветала спекуляция, безработица составляла 2 млн. человек. В политической жизни страны доминировали 3 партии. Слева это были Итальянская коммунистическая партия (ИКП) и Итальянская социалистическая партия (ИСП), которые в 1946 г. заключили соглашение о единстве действий. Им противостояла правоцентристская Христианско-демократическая партия (ХДП), созданная в 1943 г. и выступившая за реформирование капиталистического общества. ХДП выступила за проведение аграрной реформы, допускала возможность национализации частной собственности, соглашалась с созданием системы социальной защиты. Все это позволило ХДП получить поддержку значительной части трудящихся. Силу ХДП увеличивала поддержка Ватикана.
В декабре 1945 г. было создано коалиционное правительство с участием ИКП, ИСП и ХДП во главе с лидером ХДП А. де Гаспери. В июне 1946 г. оно провело референдум по вопросу о форме государственного правления и выборы в Учредительное собрание. На референдуме итальянцы высказались за установление республики, королю пришлось покинуть страну. В мае 1947 г. для получения помощи по плану Маршалла де Гаспери создал новое правительство без участия коммунистов и социалистов. В декабре 1947 г. Учредительное собрание приняло новую конституцию, вступившую в силу 1 января 1948 г. По конституции Италия стала республикой с двухпалатным парламентом и президентом, имеющим широкие полномочия. Конституция гарантировала гражданам широкий набор политических и социальных прав, предусматривала возможность национализации частной собственности за выкуп. Весной 1948 г. прошли выборы в парламент, на которых уверенно победила ХДП, получив почти половину голосов избирателей.
Период 50-х - первой половины 60-х годов стал временем быстрого развития экономики Италии. В 50-ые годы производство увеличивалось в год на 10 %, в первой половине 60-х - на 14 % в год. В это время Италия превратилась в индустриально-аграрную страну и прочно закрепилась в числе главных индустриальных держав мира.
Причины экономического подъема были следующими:
1) помощь по плану Маршалла, которая дала экономике стартовый толчок;
2) дешевая рабочая сила, что сделало итальянские товары конкурентоспособными в Европе;
3) система госрегулирования, которая позволила эффективно использовать ресурсы страны и расширить внутренний рынок за счет повышения покупательной способности населения. В 50-60-е годы в Италии прошли 2 волны национализации, и был создан обширный госсектор. Государство также приобретало часть акций частных компаний, получая возможность контролировать частный сектор.
4) кооперация в рамках ЕЭС, что открыло для Италии доступ к технологиям и кредитам. В 60-е годы Италия получала из бюджета ЕЭС больше средств, чем вносила в него. В 60-е годы Италия в ЕЭС была в основном поставщиком сельскохозяйственной продукции и товаров легкой промышленности. Но постепенно росло ее значение как производителя автомобилей, электроники, химической продукции.
Политическая система Италии в 50-80-х годах получила название многопартийности с доминирующей партией. В это время самой сильной партией страны была Христианско-демократическая партия (ХДП). На парламентских выборах ХДП всегда получала большинство голосов, но никак не могла набрать абсолютное большинство, чтобы в одиночку править страной. Поэтому ХДП приходилось создавать коалиции с другими партиями. В 50-ые годы страной правила коалиция «правый центр» в составе ХДП, Республиканской и Либеральной партий. В конце 50-х годов авторитет ХДП упал, т. к. правительство не спешило увеличивать социальные расходы. Одновременно вырос авторитет ИКП. Это встревожило левое крыло ХДП, которое выступило за проведение широких социальных реформ и за создание коалиции с ИСП.
В 1962 г. в Италии была создана коалиция «левый центр» в составе ХДП, ИСП, Республиканской партии и Итальянской социал-демократической партии (ИСДП). Эта коалиция правила Италией до 1972 г. Ее главная цель заключалась в том, чтобы ослабить влияние ИКП в стране. Именно поэтому в 60-ые годы в Италии была введена 40-часовая рабочая неделя, увеличен размер минимальной зарплаты, повышены пенсии, расширены права профсоюзов. Эти реформы привели к росту инфляции и к замедлению экономического развития. ХДП выступила за сокращение социальных расходов, ИСП - за их расширение. Из-за внутренних споров «левый центр» в 1972 г. распался. Италией стала править правоцентристская коалиция: ХДП, Республиканская и Либеральная партии.
Создание коалиции «левый центр» стало возможным из-за разногласий между левыми партиями - ИСП и ИКП. В 50-ые годы между партиями усилились разногласия. Руководство ИСП поняло, что необходимо искать новые лозунги, а не призывать к социалистической революции. В 1956 г. ИСП отказалась от союза с ИКП, а затем пошла на сближение с ХДП. Руководство ИКП также поняло необходимость корректировки позиции. В 1956 г. ИКП приняла новую программу, в которой уже не делался главный упор на идеях революции диктатуры пролетариата (хотя от них ИКП не отказывалась), высказывалась идея демократического пути к социализму. Принятие новой программы позволило ИКП сохранить свои результаты на выборах. В то же время для ИСП участие в коалиции с ХДП обернулось падением авторитета. Поэтому после развала «левого центра» руководство ИСП опять стало стремиться к сотрудничеству с коммунистами.
Во второй половине 60-х годов темпы развития резко уменьшились, а в 70-ые годы экономику Италии поразил экономический кризис. Промышленное производство в 70-ые годы топталось на месте, безработица выросла в 3 раза, инфляция была одна из самых высоких в Европе. Все попытки преодолеть кризис при помощи государственного регулирования успехов не принесли.
В 70-е годы политическая ситуация в Италии обострилась. Кризис привел к росту забастовочного движения. Одновременно активизировались неофашистские организации и ультралевые «красные бригады», которые стали на путь террористических актов. Рост терроризма потребовал сплочения всех демократических сил. В 1975 г. коммунисты предложили создать коалицию в составе ИКП, ИСП, ХДП. Эту идею поддержало руководство ИСП, заявив, что партия не войдет ни в один политический блок без участия коммунистов. В 1978 г. в парламенте была создана коалиция ХДП, ИСП, ИКП, ИСДП, Республиканской и Либеральной партий. В 1979 г. ИКП вышла из нее в связи с началом неолиберальных реформ.