Свято духов мужской монастырь. Соборная церковь Святого Духа. Вильнюс. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Власти Татарстана до сих пор не предоставляют школьникам возможность изучать «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ). Известие об этом вызвало недоумение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«Есть и “уникальный”, можно сказать, регион — Татарстан, где региональная власть считает возможным за людей решать, что им можно изучать в рамках ОРКСЭ, а что нельзя. ОПК — нельзя. При этом грубо нарушаются гражданские права и требования федерального законодательства, игнорируются решения Президента, Правительства, Министерства образования и науки», — заявил Святейший Патриарх Кирилл в интервью, опубликованном в 11-м номере журнала «Православное образование».

Руководитель департамента президента Татарстана по вопросам внутренней политики Александр Терентьев назвал слова о притеснении Православия в республике Татарстан «причитаниями» и продемонстрировал на совещании по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений ряд данных, свидетельствующих, по его мнению, о развитии Православия в регионе. Так, в 1998 году в Татарстане было всего 15 православных объектов, а сейчас — 467 (324 церкви, 46 молитвенных домов, 86 часовен и 11 молитвенных комнат); на данный момент в республике насчитывается 334 православных религиозных организации, а в 1998 году их было всего 15. Кроме того, в регионе на стадии реконструкции находятся 26 православных храмов, еще 35 строятся.

«Цифры — упрямая вещь. С ними не поспоришь. Могло ли быть изложенное в случае притеснений? Пора бы всем дать на этот вопрос честный ответ», — цитирует А.Терентьева Интерфакс-Поволжье .

Мы попросили прокомментировать ситуацию известного религиоведа Романа Силаньтева :

«Действительно, цифры - вещь упрямая. И они свидетельствуют вовсе не в пользу Татарстана.

В России больше нет регионов, где террористы массово бы атаковали православные храмы. В России нет регионов, где за прошедший 2014 год рост преступлений террористической направленности составил бы 320% при общей тенденции снижения их числа, о чем в январе заявил министр внутренних дел республики Артем Хохорин.

При равном соотношении православных и мусульман в Татарстане число мечетей превосходит число храмов более чем в три раза. Власти республики строят мечети и за ее пределами, но почему-то не строят православные храмы. Мы рады за мусульман Татарстана и считаем их своими друзьями, но от властей республики хотелось бы видеть такое же отношение и к православным.

В Татарстане до сих невозможно выбрать “Основы православной культуры”, и Святейший Патриарх Кирилл, говоря об этом, занимается не “причитаниями”, а прямо указывает на произвол местных чиновников, ставящих чью-то позицию выше российского закона. И мы будем раз за разом поднимать эту тему на всех уровнях, пока не добьемся соблюдения прав детей из православных семей».

«С конца 2013 года, когда Правозащитный центр ВРНС проводил круглый стол по нарушению прав русского и православного населения Татарстана, ситуация определенно улучшилась, однако не стала полностью нормальной. И нужно работать над ее улучшением, а не огрызаться на критику», — также сказал Роман Силантьев.

Добавим, что все мы помним вал и кряшенских церквей, который прокатился по Татарстану в 2013 году. Все это было настолько серьезно, что кряшены - тюркский народ, исповедующий Православие, - были вынуждены обратиться за помощью к Святейшему Патриарху Кириллу:

«Террористы жгут наши церкви. Слава Богу, поджигателей нашли, но мы не уверены, что это не случится вновь. Мы не уверены в завтрашнем дне. Уже были случаи, когда к православным священникам приезжали ваххабиты, агитировали принять ислам. Кому жаловаться, они не знают. Боятся, что их тут же обвинят в исламофобии», — в открытом обращении главы общественной организации кряшен Казани Марии Семеновой.

А в декабре 2014 года в Казани храм-памятник в честь Нерукотворного образа Спасителя, построенный на месте братской могилы воинов, павших при взятии Казани в октябре 1552 года. На колоннах храма вандалы сделали красной краской три надписи: «Зачем ты крестила наших детей», «Никто не забыт, ничто не забыто» и «1552».

Дата создания: 3 апреля 1555 г. (ст.ст.) Описание:

Первоначально включала земли Казанского ханства, завоеванных в 1552 г. окрестных районов и Вятскую землю. В 1556 г., после взятия Астрахани, в состав епархии вошли земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI — начале XVII вв. — присоединяемые территории Урала и Сибири.

В 1602 г. из состава епархии были выделены Астраханская, в 1620 г. — Тобольская, в 1657 г. — Вятская епархии. В первой половине XVIII в. епархия в основном включала территории созданных Петром I Казанской и Уфимской губерний. К середине 1790-х гг. епархия включала Казанскую и Симбирскую губернии; приходы на территории последней позже были выделены в состав Симбирской епархии.

В начале 1920-х гг. границы епархии были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья. В состав Казанской епархии вошли Татарская, Чувашская (до 1946 г.), Марийская АССР (до 1993 г.).

Решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. () из состава епархии выделены и епархии. Казанская епархия включена в состав Татарстанской митрополии.

Епархия сегодня
(по данным на июль 2016 года)

Благочиния и благочинные

  • I Казанское (в границах Вахитовского и Приволжского районов города Казани) — протоиерей Алексий Чубаков, настоятель храма Ярославских чудотворцев г. Казани
  • II Казанское (в границах Кировского и Московского районов города Казани) — игумен Пимен (Ивентьев)
  • III Казанское (в границах Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани) — игумен Игнатий (Григорьев)
  • IV Казанское (в границах Советского района города Казани) — протоиерей Владимир Пономарев
  • Буинское — протоиерей Иоанн Ткачук, настоятель Троицкого храма г. Буинска
  • Верхне-Услонское — иерей Владимир Чибирев, настоятель Николо-Ильинской церкви р.п. Верхний Услон
  • Высокогорское — иерей Виталий Ульянов, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы с. Усады
  • Елабужское — протоиерей Сергий Лепихин, настоятель Покровского собора г. Елабуги
  • Закамское — протоиерей Андрей Дубровин, настоятель Свято-Вознесенского архиерейского подворья г. Набережные Челны
  • Зеленодольское — протоиерей Святослав Мирганиев, настоятель Петропавловской церкви г. Зеленодольска, пос. Гари
  • Кайбицкое — иерей Николай Ермолаев, настоятель Троицкого храма с. Турминское
  • Кукморское — протоиерей Сергий Елисеев, настоятель храма Петра и Павла р.п. Кукмор
  • Лаишевское — иерей Федор Сапаров, настоятель церкви Казанских святых с. Столбище
  • Мамадышское — протоиерей Димитрий Морозов, настоятель храма преподобной Ксении Римляныни г. Мамадыш
  • Пестречинское — иерей Павел Кириллов, настоятель храма святителя Николая Чудотворца с. Пановка
  • Рыбно-Слободское — иерей Александр Маслов, настоятель Богоявленского храма с. Анатыш
  • Тетюшское — протоиерей Валентин Кострин, настоятель Троицкого храма г. Тетюши

Православный свято-духов монастырь.
В сентябре, по пути в Барселону, мы решили посетить Вильнюс. Не проездом, а основательно погулять по столице Литвы, рассмотреть достопримечательности некогда доступного и любимого города, в который сегодня без шенгенской визы не попасть.
Прогуливаясь по Старому Городу увидели православный свято-духов монастырь и решили заглянуть в него.
Красота. У нас мало где сохранились такие монументальные религиозные сооружения.

Войдя в ворота монастыря мы тут же увидели перед собой соборную церковь Святого Духа. Был обычный будний день. В церкви было много людей, съемка запрещена. Мы ходили и восхищались красотой.
Когда служба закончилась нам смотритель разрешил сделать несколько кадров. Их я вам и покажу, а так же коротко расскажу историю святыни.

Церковь Святого Духа имеет несколько названий. Это и церковь Свято-Духова монастыря, и Храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, храм православного монастыря в Вильнюсе. Это важнейший православный храм Литвы, памятник истории и архитектуры. Адрес храма: Аушрос Варту 10 (Aušros Vartų g. 10, ранее Островоротная улица).

Изначально была построена деревянная церковь на средства двух сестёр Феодоры Волович (жена брестского воеводы) и Анны Волович (жена смоленского воеводы) в 1597 году. Этот участок земли так же принадлежал им.
После заключения Брестской Унии в 1596 году, существующий до того православный Виленский Свято-Троицкий мужской монастырь оказался под властью униатов-базилиан. После того, как стали изгонять из монастыря православных, постепенно образовался новый монастырь при построенном Свято-Духовом храме. Это случилось в 1609 году.

Первым настоятелем монастыря был архимандрит Леонтий (Карпович), известный своим исповедническим подвигом: в 1610 году он был заточен в темницу.
Монастырь первоначально был подчинен Константинопольскому Патриарху.
Но с 1686 года - в юрисдикции Московского Патриарха.

Главный Престол монастырского собора освящен в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.
Собор имеет два предела: правый - во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, левый - во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены.
Внизу под главным алтарем собора - пещерный храм во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, причисленных к лику святых в конце ХIV столетия.
В пещерном храме погребен митрополит Виленский и Литовский Иосиф (Семашко) (23 ноября 1868 года).

Архитектурный стиль церкви - борокко.
В церкви находятся мощи виленских мучеников.
Церковь действующая.
Так что, если вы будете в Вильнюсе, обязательно посетите Старый Город и зайдите в соборную церковь Святого Духа.
Кстати, православный свято-духов монастырь является и женским, и мужским.
Да, вы не ослышались. Мужской и женский монастыри расположены в одной ограде и являются единственными действующими на территории Литвы православными монастырями.

Точная дата основания монастыря не установлена, т.к. монастырские архивы погибли во время пожара в 1732 г. Достоверно только то, что Свято-Духов монастырь принадлежит к числу древнейших Российских монастырей. Основан он в начале XIV века, во время царствования великого князя Московского Ивана Калиты. На древней раке св. Иакова сохранялась надпись, из которой следовало, что Свято-Духов монастырь основан в 1327 г., а соборная церковь построена в 1345 г. Большую известность монастырь получил во второй половине XV века, в связи с перенесением в него мощей св. Иакова (1545). Царь Иван Грозный, имея большую любовь к новоявленным святым и чудотворным иконам, наделил монастырь пахотными землями и угодьями. В 1613 г., в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен шайками шведов и поляков.

В 1654 году Патриарх Никон, основав Иверский монастырь на Валдае - "Русский Афон", повелел перенести в новую обитель боровичскую святыню. Свято-Духов монастырь, в котором была оставлена частица мощей св. Иакова, был приписан к Иверскому-Валдайскому. В 1724 в монастыре некоторое время находились мощи св. блг. влк. кн. Александра Невского при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из Владимира в Санкт-Петербург. С 1741 г. Боровичский Свято-Духов монастырь был приписан к Александро-Невской Лавре. Во время Первой мировой войны часть зданий монастыря использовалась под лазарет.

В феврале 1918 г. уездная комиссия г. Боровичи принимает постановление о закрытии Свято-Духова монастыря, 17 апреля того же года приступила к работе ликвидационная комиссия. Монастырь был закрыт, его храмы были превращены в приходские, которые действовали недолго. В 1920 г. из церквей бывшего Свято-Духова монастыря были изъяты серебряные церковные ценности весом более 16 кг. Вскоре храмы были закрыты, уничтожены почти все приметы, напоминающие о культовом их назначении, разобрана колокольня, уничтожено древнее монастырское кладбище. В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего Свято-Духова монастыря находился госпиталь № 3810 для военнопленных. Позднее долгое время на территории монастыря находилась воинская часть.

14 сентября 2000 года Свято-Духов монастырь возвращен Православной Церкви, в 2002 г. на храм Святого Духа были вновь воздвигнуты золотые купол и крест.

Каменная соборная церковь в честь Святого Духа была построена в 1676 г., на месте двух древних деревянных церквей. Она является первой каменной постройкой Боровичей, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола имел еще два придела: с северной стороны Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной - в честь пророка Божия Ильи, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь. После пожара в XVIII веке в соборе был проведен ремонт, расширены узкие приделы. Были и другие обновления храма. В результате собор утратил свой первоначальный вид. Сейчас храм сохраняет элементы архитектуры классицизма. Световой барабан храма, украшенный арочками, опирающимися на полуколонки с перехватами, купол и крест остались от первоначального облика храма XVII века.

Храм в честь святого преподобного Иакова Боровичского чудотворца, построенный в 1872 году из красного кирпича, был теплым, двухэтажным. Его украшали пять глав. Центральная глава с большим крестом была устроена на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением. Одной стороной церковь выходила на улицу, которая так же называлась в честь боровичского чудотворца Яковлевской (ул. Александра Невского). Храм имел престолы: главный - во имя св. пр. Иакова, с южной стороны - во имя св. блг. влк. кн. Александра Невского. В настоящий момент главы утрачены, ведутся восстановительные работы.

http://www.borovishi.narod.ru/monastir.html; http://novodev.narod.ru/borovichi.html



Свято-Духов монастырь, заштатный, общежительный, на реке Мсте, при городе Боровичах. Основан в 1327 году. Здесь хранится часть мощей святого Иакова Боровицкого (см. 23 октября). В день Пятидесятницы и Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается крестный ход из монастыря в городской собор, в день Сошествия Святого Духа и 23 октября — из собора в монастырь.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Свято-Духов монастырь был основан в 1327 году на правом берегу Мсты, между двух боровичских погостов. В 1452 году, после причисления Иакова Боровичского к лику святых, его мощи, захороненные недалеко от монастыря, были перенесены в Свято-Духов монастырь. Нетленные мощи открыто почивали в монастыре, привлекая паломников со всей России. Это принесло большую славу монастырю. В 1654 году патриарх Никон повелел перенести мощи праведного Иакова в возводимый Иверский монастырь. Только ковчежец с частицей мощей (ребром) был оставлен в Свято- Духовом монастыре. Несколько позднее патриарх Никон затеял строительство Ново-Духова монастыря на левом берегу Мсты, напротив Свято-Духова монастыря. В 1664 году в нем закладывают каменный храм, кирпичи для которого стали изготавливать здесь же, на территории монастыря. После того, как Никон попал в опалу, недостроенную каменную церковь разобрали, а деревянные постройки перенесли в Свято-Духов монастырь. Вернули на старое место надвратную церковь Иакова Боровического - это произошло в 1673 году. Из «никоновского» кирпича в 1676 году возвели соборный храм, который сохранился до нынешнего времени.

В 1809 году в Боровичах было основано Духовное училище. До 1859 г., когда для него было построено здание в центре города, оно располагалось в Свято-Духовом монастыре. Во время Первой мировой войны часть зданий монастыря использовалось под лазарет - монахи ухаживали за ранеными. После революции монастырь был закрыт. Во время Великой Отечественной войны в монастыре был госпиталь для военнопленных, а после войны располагалась воинская часть.

В настоящее время на территории монастыря расположено Архиерейское Подворье. Напротив храма Сошествия Святого Духа на апостолов восстановлен святой колодец игуменьи Таисии (Солоповой), настоятельницы Леушинского монастыря, которая здесь в 1861 году получила благословение на монашество и начала свой духовный путь - об этом сообщает мемориальная доска на здании настоятельского корпуса. Ежегодно проводятся Таисинские чтения.

Информация: Сказание о Иакове Боровичском. Свято-Духов монастырь. Боровичи 2008; Полевиков А.П. Боровичи - на Мсте прекрасный город. - Боровичи, 2006



Духовным и историческим памятником боровичского края является Свято-Духов монастырь. Предполагают, что он был основан в очень древние времена благочестивыми монахами-отшельниками, которые выбрали для молитв и спасения своей души тихое и красивое место. С трех сторон небольшую низменную равнину закрывали холмы, поросшие хвойными и смешанными лесами, которые укрывали ее от сильных ветров. С юго-западной стороны чистым и тихим потоком несла свои воды река Мста, сменив здесь свой буйный нрав. Сама природа на этом месте как бы смирялась и умолкала.

Точной даты основания монастыря установить не удалось, т. к. монастырские архивы погибли во время пожара в 1732 г. На древней раке праведного Иакова сохранялась надпись, из которой следовало, что Свято-Духов монастырь основан в 1327 г., а соборная церковь построена в 1345 г.

Широкую известность монастырь получил во второй половине XV в. в связи с перенесением в него мощей праведного Иакова Боровичского.
Иван Грозный, имея склонность к новоявленным святым и чудотворным иконам, наделил монастырь пахотными землями и угодьями. Это дало возможность монастырю построить новый соборный храм в честь Святого Духа. Следующий после Троицы день называется Духовым и посвящен прославлению Святого Духа, который дает человеку разум и мудрость, помогает его сердцу любить и понимать Иисуса Христа, открывает мир духовной жизни.

Храм был деревянный, шатровой архитектуры. В XVI в. он имел очень богатый четырехъярусный иконостас. Деисусный ряд его, кроме большого образа Спасителя, включал еще девятнадцать икон. В первом ярусе находились иконы, написанные на золоте, это являлось большой редкостью для того времени. На золоте была написана храмовая икона, две иконы Богородицы, праведного Иакова в житии. Рядом с соборным храмом была построена небольшая теплая зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм славился чудотворной иконой Покрова Пресвятой Богородицы, иконами св. Иоанна Предтечи и свт. Николая. Вскоре после перенесения в монастырь мощей св. праведного Иакова на средства, пожертвованные боровичанами, была построена надвратная деревянная церковь во имя святого. Святые ворота (главный вход в монастырь), расположенные в западной части монастыря, выходили к р. Мсте. Позднее они были перенесены на другое место, т. к. вода сильно подмывала в этом месте берег. Главный вход стал находиться в восточной части монастыря, откуда были видны боровичские соборы. Монастырский ансамбль дополняла колокольня с четырьмя колоколами.

Для немногочисленных насельников монастыря было построено деревянное здание, в котором находились монашеские келии, кухня и трапезная.
В 1613 г., в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен. Сохранившийся до нашего времени монастырский архитектурный ансамбль представляет из себя памятник русского зодчества XVII-XIX вв.

Монастырских храмов насчитывалось пять: соборный — в честь Святого Духа, второй — в честь иконы Божией Матери Иверской, третий — во имя праведного Иакова, а за монастырской оградой — храм в честь иконы Божией Матери Умиление и храм во имя святой великомученицы Параскевы.

Каменную соборную церковь в честь Святого Духа построили в 1676г. на месте двух древних деревянных церквей. Вероятно, она была первой каменной постройкой в Боровичах, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола, имел еще два придела: с северной стороны — Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной — в честь пророка Божия Илии, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь. После пожара в XVIII в. в соборе был проведен ремонт, расширены узкие приделы. Были и другие обновления храма. В результате собор в честь Святого Духа утратил свой первоначальный вид. Световой барабан храма, украшенный арочками, опирающимися на полуколонки с перехватами, купол и крест, ныне утраченные, передавали особенности архитектуры XVII в.

В результате пожара были полностью уничтожены святые ворота и церковь праведного Иакова. В 1792 г. на том же месте были построены новые монастырские святые ворота уже из кирпича, а над ними каменная церковь праведного Иакова. Этот храм, построенный продолговатым четвероугольником, был расписан внутри и снаружи. Завершала его архитектуру каменная четырехугольная одноярусная колокольня с красивым металлическим крестом. На ней в начале XX в. было 10 колоколов, некоторые из них были очень древними.

В 1872 г. церковь праведного Иакова переосвятили в честь иконы Божией Матери Иверской, потому что было закончено строительство нового величественного храма во имя св. праведного Иакова в северо-восточной части монастыря. Икона Божией Матери Иверская была очень почитаема в Боровичах, т. к. явление мощей Боровичского чудотворца произошло в праздник этой иконы.

С 1654 г. Свято-Духов монастырь был приписан к Валдайскому монастырю, построенному в честь Иверской иконы Патриархом Никоном.
Новый храм во имя св. праведного Иакова Боровичского чудотворца, двухэтажный, теплый, был построен из красного кирпича в 1872 г. Церковь имела прямоугольную форму. Ее украшали пять глав. Центральная глава с большим крестом была устроена на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением. Одной стороной церковь выходила на Яковлевскую улицу (ныне ул. А. Невского). Храм имел престолы: главный — во имя св. праведного Иакова, с южной стороны — во имя св. блг. вл. кн. Александра Невского. На первом этаже храма был освящен престол во имя свт. Николая.

В это время построили каменный братский корпус, который находился по обе стороны от святых ворот. На монастырской соборной площади возвели двухэтажный настоятельский каменный дом. В нем располагались архиерейские, настоятельские и братские келий, кухня, трапезная, хлебопекарня. Недалеко от него находился каменный корпус со службами. Там находилось несколько братских келий, баня, квасоварня, кладовая, подвалы и погреба. Далее были расположены каменный скотный двор, конюшня, сарай и жилые комнаты для рабочих.
Монастырь окружала кирпичная ограда с шестью башнями. Четыре из них находились по углам ограды, а две — посредине северо-восточной и юго-западной стен. Юго-западная башня выходила на Мету, была особо украшена настенной росписью в память о том, что раньше здесь находился главный вход в монастырь и стояла деревянная церковь в честь св.прав. Иакова. До настоящего времени сохранились только угловые башни.

Перед монастырем находилась большая площадь и березовая роща. Здесь устраивали ярмарки в праздник св.праведного Иакова Боровичского. Крестьяне приезжали на лошадях и привозили для продажи поросят, кур, гусей, яблоки, моченую бруснику, грибы во всех видах и другие продукты. Купцы привозили свой товар. Шла бойкая торговля.

С 1830 г. по 1845 г. в монастыре велись большие строительные работы. Материальную помощь Боровичскому монастырю оказали митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) и архимандрит Фотий, наместник Новгородского Юрьева монастыря.

Во время Первой мировой войны часть зданий Свято-Духова монастыря использовались под лазарет. Насельники монастыря ухаживали за ранеными воинами.

В феврале 1918 г. уездная комиссия города приняла постановление о закрытии Свято-Духова монастыря и прочих монастырей Боровичского уезда. Мотивировалось это недостаточностью в городе построек для приюта, богаделен и училищ. Престарелых священнослужителей и монахов сочли возможным оставить при монастыре в богадельне. Более молодым и здоровым было предложено в двухнедельный срок найти себе другое место. 17 апреля того же года ликвидационная комиссия приступила к работе. Ее сопровождали солдаты, вооруженные винтовками со штыками. Монастырь предварительно окружили со всех сторон, а затем уже ликвидационная комиссия приступила к проверке монастырского инвентаря, процентных бумаг и наличных сумм. Такие меры были не случайны. Еще 19 января, когда в Свято-Духов монастырь пришли комиссары описывать имущество, верующие, решив, что монастырь закрывают, избили этих комиссаров. Двух иеромонахов, монаха и нескольких прихожан посадили в тюрьму. Для оставшихся монахов выделили по железной кровати, табуретке и столу. Только иеромонаху Мисаилу и архимандриту Владимиру оставили чуть больше вещей.

Свято-Духов монастырь упразднили, его храмы превратили в приходские, которые действовали недолго. В 1920 г. из этих церквей изъяли серебряные церковные ценности весом более 16 кг. Вскоре храмы закрыли, уничтожили почти все приметы, напоминавшие о культовом их назначении, разобрали колокольню, разорили древнее монастырское кладбище. В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего Свято-Духова монастыря вновь находился госпиталь. Госпиталь № 3810 занимал все помещения монастыря. Здесь лечили русских, немцев, венгров, итальянцев, поляков... Позднее долгое время на части территории монастыря находилась воинская часть, благодаря чему эта часть монастыря и сохранилась.

Событием особой важности в духовной жизни Боровичей явилось возвращение Православной Церкви Свято-Духова монастыря. Несмотря на многочисленные перестройки, ансамбль Свято-Духова монастыря по-прежнему отличается соразмерностью своих сооружений и особым архитектурным обликом. 14 сентября 2000 г., после 70-летнего перерыва, в древнюю святыню вновь вошли верующие, и в храме св. праведного Иакова служили молебен собором боровичских священников.

Священник АЛЕКСАНДР ДУМЧЕВ, Покровский собор, г. Великий Новгород, Журнал "София" №4 2010

Становление Свято-Духова монастыря относится к первой четверти 12 века. Основан он был учениками просветителя вятичей - преподобного священномученика Иоанна Кукши.

Первоначально монастырь располагался близ нынешней деревни Кресты Новосильского района Орловской области и насчитывал около 600 человек братии, умевших не только исполнять церковные требы, но и при необходимости с оружием в руках постоять за православную веру и Отечество…К примеру, в 1380 году группа монахов Свято-Духова мужского монастыря в составе засадного полка, в который входила новосильская дружина, участвовала в Куликовской битве.

В 1495 году монастырь был переведен с большой елецкой на литовскую дорогу и расположился близ Новосиля. Со временем здесь были возведены три великолепных храма, жилые и хозяйственные постройки, обнесенные каменной монастырской оградой. Форпост православия располагал крепким подсобным хозяйством. Но, как и прежде, в лихую годину всегда выставлял своих ратников на защиту Отечества. В частности, прослеживается прямая взаимосвязь Свято-Духова монастыря с результатами знаменитого Судбищенского сражения(1555 год).

По челобитной игумена Свято-Духова монастыря Симона о необходимости укрепления новосильской крепости и в целом засечной оборонительной линии от крымских татар и нагайцев (это также подлинный исторический факт!) в 1644 году монастырь посещал первый государь из династии Романовых – Михаил Федорович. Он несколько дней гостил у игумена, затем тщательно осмотрел городскую крепость, побеседовал с военачальниками. Сделав необходимые выводы, государь тут же распорядился значительно усилить гарнизон крепости. Новосильским пушкарям, стрельцам и казакам была выдана грамота за владение землей. Затем данное государево решение было распространено на все засеченные рубежи Руси Великой.

Неоднократно бывал в Свято-Духовом мужском монастыре и Алексей Михайлович Романов, тишайший и мудрейший правитель государства российского, сумевший, как известно, существенно упорядочить отечественное законодательство (Свод законов). Несомненно, что духовные наставления Алексей Михайловича в монастыре также оказали благотворное влияние на его деятельность.

Без преувеличения можно сказать, что Свято-Духов мужской монастырь испокон века был местом, особо почитаемым у православных христиан. За духовным советом сюда ехали не только императоры и влиятельные государственные мужи. Сюда тянулись вереницы паломников со всей земли русской. Здесь находилась одна из величайших российских святынь – чудотворная икона Святителя Николая, привезенная в Новосиль в 1153 году второй женой Юрия Долгорукого Ольгой, являвшейся также родной сестрой византийского императора Мануила. Икона эта была настолько почитаема на Руси, что в благоприятное летнее время ее регулярно возили по городам и весям России (вплоть до 1917 года). После прихода к власти одержимых сатанинской идеей, большевиков след чудотворной иконы теряется. Какова ее дальнейшая судьба, неизвестно.

Закрыт Свято-Духов монастырь был в 1918 году. Разрушили же его коммунисты в 1934 году: были взорваны два храма – Свято-Никольский с Крестовоздвиженским приделом и во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Чудом уцелел лишь храм Святой Живоначальной Троицы, поскольку его решили использовать в качестве складского помещения для хранения зерна и запасных частей к сельхозмашинам. Жилые и хозяйственные постройки обители, а также монастырская ограда были полностью разрушены.

В период Великой Отечественной войны храм Святой Живоначальной Троицы был сильно поврежден. От него остались лишь центральная часть с полуразрушенным куполом, алтарь и некоторые несущие конструкции трапезной.

После войны храм Святой Живоначальной Троицы тоже использовали в качестве складного помещения. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами. И эта вакханалия продолжалась десятилетия…

К моменту возобновления монастырской жизни большинство построек оказались частично или полностью разрушенными. Первоначально имел статус прихода.

Возрождение свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению схиигумена и духовника Оптиной пустыни, а ныне духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрита Илия.

Решением Священного Синода от 27.12.2005 (Журнал № 117) приход преобразован в епархиальный Свято-Духов мужской монастырь.

В 2010 году продолжена кладка западной и южной частей монастырской ограды со сторожевыми башнями и часовней, начато возведение южной части монастырской ограды с площадкой. Продолжена реставрация монастырского храма Святой Живоначальной Троицы. Активно велись работы по возведению храмового комплекса, разводке газопровода и отопительных сетей. Продолжилось благоустройство монастырской территории. К настоящему времени восстановлены притвор и трапезная часть храма Святой Живоначальной Троицы, ведутся работы по реставрации центральной части и алтаря этого храма. Построена северная часть монастырской ограды с въездными вратами и двумя сторожевыми башнями, на 70 процентов выполнена кирпичная кладка восточной и западной частей ограды, начато возведение южной. Построены сторожка, богадельня, трапезная с кухней для монахов и послушников, завершается строительство двухэтажного братского корпуса и теплого гаража. Пробурена артезианская скважина и выполнена разводка водопровода и канализации в богадельне. К основным монастырским объектам проложен подземный газопровод.

Восстановление Свято-Духовой обители ведется в соответствии с перспективным планом застройки на основе сохранившихся историко-архитектурных сведений и фотографий монастыря начала ХХ века. Все делается для того, чтобы воссоздать древнейшую православную святыню в ее былой красе и величии.

Постоянную попечительскую заботу и поддержку в сложном и многотрудном деле по возрождению обители мы ощущаем со стороны нашего духовника о. Илия. Дай, Господи, ему здоровья на многие лета. Он терпеливо и настойчиво проводит работу по формированию дружного и сплоченного коллектива братии монастыря. Вновь прибывающих в обитель послушников мы принимаем по благословению батюшки Илия. Он всегда с величайшей радостью приезжает к нам на постриг. Братии в Свято-Духовом монастыре, слава Богу, с каждым годом все прибавляется. К настоящему времени уже насчитывается девять монахов (в т.ч. три иеромонаха и два иеродиакона) и семь послушников. Добросовестно, во славу Божию, выполняют работы по реставрации и строительству монастырских объектов пятнадцать трудников.

Игумен Александр (Маслов)



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.