Золотая хохлома. Картотека стихов о народных промыслах

Цель . Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента.

Задачи :

1. Образовательная

1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

4. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель).

1. Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.

2. Видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и т.д.).

3. Выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.

2. Развивающая.

1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.

3. Развивать творческие способности.

3. Воспитательная.

1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

2. Учить работать самостоятельно.

3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.

Выставка.

Дымковской игрушки, народных промыслов: Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Жостовские подносы, Городец – доски, матрешки.

Предварительная работа.

Кружковые занятия по мотивам народных росписей в течение 4-х лет.

Самостоятельная работа.

Занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисования).

Материалы.

Гуашь разных цветов

Кисть № 3

Палитра, ложечки

Силуэт дымковских игрушек, жостовских подносов, городецких досок, гжельских тарелок, хохломской посуды

Ход занятия.

Дети стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель.

Ребята, сегодня мы проводим необычное занятие.

Мы с вами идём на экскурсию в выставочный зал, где мы посмотрим работы народных мастеров – умельцев. Посмотрите, здесь собраны игрушки и посуда. Они не простые, их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы и Жостово.

Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

А вот какие это мастера, вы догадайтесь сами.

Отгадайте-ка загадку.

Загадывает загадку.

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребетня

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка )

Воспитатель.

Что такое Дымка?

Игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов). Эта игрушка вятская.

Воспитатель.

Много сказочных мест в России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково-поселок

Окоймлен лесами уголок веселый.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Загадывает загадку Гжель.

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель )

Воспитатель.

Что такое Гжель?

Гжель – это посуда, сделанная из тонкого белого фарфора, которую расписывают растительным орнаментом синего, голубого цвета.

После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.

Воспитатель.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделие рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье;

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

Загадывает загадку Городец.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

Цветами разрисованы.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые.

На солнышке блестят.

Здесь ромашки и купавки,

Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы.

(Городец )

Воспитатель.

Скажите, что же такое

Городецкая роспись?

Роспись по дереву. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки), мерцающие «оживкой». Фон не окрашен, имеет цвет дерева.

Готовые изделия покрывают лаком.

Воспитатель.

Есть на Волге город древний

По названью – Городец

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Загадывает загадку Хохлома.

Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там трава вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

(Хохломой )

Воспитатель

Что такое Хохлома?

Хохломские изделия изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т.д.

Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (завитки – стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.

Воспитатель

Хохломская роспись

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней наша Хохлома.

Какую роспись я еще не назвала?

Жостовская роспись. Это роспись по железу.

Знамениты жостовские подносы.

Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный.

Фон может быть синий, зеленый.

Воспитатель.

Молодцы. Все росписи вспомнили. При выставочном зале работает мастерская, где вы можете на некоторое время стать мастером по росписи. На столах всё необходимое для работы. Мастера, вы можете приступать к работе.

♫ Дети работают. Воспитатель проходит, смотрит, подбадривает, советует. Под тихую русскую музыку дети работают. В конце занятия изделия мастеров выставляются на выставочный стенд. Дети вместе с воспитателем рассматривают их и любуются ими.

Глобальный праздник Отгремел салютом четырнадцатый международный, звонкий, нарядный хохломской фестиваль. Сколько угодно самых лучших и красивых эпитетов можно подбирать к этому событию, и все они будут к месту. Фестиваль-XIV был хорошим, а всё хорошее, как известно, очень быстро заканчивается. И сейчас по горячим следам мы попробуем вспомнить всё, которого было очень много, и было оно удивительно разнообразным. «А у нас тут фестиваль» Погода, как и предполагалась, не смогла напугать желающих приобщиться к главному семёновскому событию, и к десяти часам утра субботы к центральной площади по прилегающим к ней улицам начал стекаться народ. О количестве автомобилей – от скутеров до огромных автобусов на всех возможных стоянках – и говорить нечего, их было море. Ароматный шашлычный дымок и звуки музыки заманивали даже так называемых транзитников с вокзала, которые и слыхом не слыхивали о нашем фестивале, но волею судеб оказались в самой гуще праздничных событий. «А что у вас тут такое происходит?» – спрашивали они всезнающих таксистов, и те с гордостью отвечали: «А у нас тут фестиваль! Идите по этой улице, и сами всё увидите». И они шли, заворожённые силой красоты праздничного города. Вполне вероятно, многие из них задержались у нас до вечера или даже на два дня, о чём вряд ли пожалели. Да и о чём жалеть, если каждого гостя встречали так, словно он был самым главным и долгожданным. Здесь всё было, как в хорошей сказке. Многочисленные нарядные коробейники наперебой предлагали подкрепиться домашними угощениями. Легко и непринуждённо можно было поменять свой дорожный костюм на вполне бальное платье. В специально оборудованной палатке работали цирюльники, или, лучше сказать, умелые мастера парикмахерского искусства. Вряд ли предполагала студентка Семёновского индустриально-художественного техникума Вика Крылова, что к ней в павильон за красивой причёской выстроится огромная очередь. Но за два фестивальных дня она окончательно уверилась в правильности своего профессионального выбора и качественно набила руку. Некоторые по нескольку раз приходили к ней за красивыми причёсками из кос, поскольку Вика безошибочно выбрала самый востребованный в эти русские национальные дни вариант укладки волос. С уложенными в косы волосами сказочно похорошевшие женщины возрастом от трёх до бесконечности могли спокойно и уверенно выйти на самый настоящий подиум, чтобы продемонстрировать костюмы в хохломском стиле. Более решительные нашли в себе смелость прикинуть на себя настоящую королевскую мантию и, присев на расписной трон, запечатлеть свою царственную особу на фото. Сфотографироваться возле фестивального символа – глобуса-мяча – желали тоже очень многие. К слову, нынешний главный символ имел множество значений – говорил о предстоящем чемпионате мира, напоминал о том, что хохлома завоевала весь мир… А некоторые семёновцы то ли в шутку, то ли всерьёз рассказывали своим иногородним гостям о том, что фестиваль у нас теперь стал глобальным. В гости на фестиваль приехали наши соседи с Бора и привезли с собой целую «Малиновую гряду», то есть небольшой показательный мини-вариант своего весьма популярного загородного клуба. Борчане развернули на площади настоящее гастрономическое шоу «Семёновский базар». Удивительно знакомый голос ведущей вызывал неподдельный интерес. Ей оказалась стряпуха всея Нижегородчины Елена Калашник, и она выразила подозрение, что семёновцы знают какой-то волшебный секрет влияния на погоду. Когда они ехали к нам в город, всю дорогу шёл дождь, а здесь не пролилось ни капли. Поэтому с двойным азартом своим коронным: «Здравствуйте, дорогие хозяюшки и уважаемые хозяева», стряпуха телекомпании «Волга» привлекала народ для участия в гастрономическом шоу. Поскольку это шоу демонстрировалось, как и полагается любимой телепередаче, с повтором, то за субботу и воскресенье в нём приняли участие очень много гостей. Всем хотелось отведать малинового варенья, сваренного на открытом огне, построгать овощи для приготовления окрошки и освежиться лимонадом из…огурцов. А в воскресенье почётным и умелым участником кулинарного шоу стал губернатор Валерий Шанцев. Он виртуозно резал огурцы и под руководством главной стряпухи мариновал их супербыстрым способом, а потом хлебосольно угощал всех желающих. Фестиваль – праздник безвозрастной, здесь всем одинаково интересно и весело. Дети с удовольствием останавливались возле мастеров, наблюдая, как в умелых руках невзрачная железяка превращается в восхитительную розу, а кусок деревяшки в руках резчика – в изящный ковш. Неподдельный восторг светился в глазах детей, когда они слышали звуки гуслей, ведь это так необычно, просто и красиво. Гусляр из Владимирского Сергей Балакин – наш постоянный фестивальный гость и потрясающий фолк-исполнитель. А ещё он – непревзойдённый мастер изготовления гуслей. Взрослые фестивальщики с удовольствием вместе с детьми принимали участие в многочисленных интерактивных развлечениях «В гостях у сказки», устроенных креативными и богатыми на выдумку работниками детских садов. Вот где совершенно забывалось о возрасте. А Баба-Яга из «Сказки» настолько органично и неподражаемо точно вжилась в роль, что вполне могла бы стать победительницей на конкурсе этих сказочных злодеек. Без остановки шла развлекательная и познавательная работа в музеях и, конечно же, как всегда широко и гостеприимно открыл свои ворота фестивальный город Хохлома. Два дня жизнь в стенах этого города била свежим ключом. Рассказать обо всех мероприятиях, проведённых в Хохломе, просто не представляется возможным, поскольку все они заслуживают отдельного разговора. Только раз в году Высокие гости во главе с нижегородским губернатором посетили фестиваль в воскресенье. Первым местом, где они побывали, стала новая музыкальная школа в старинном здании возле рынка. Этот визит не был заявлен в программе фестиваля, но, тем не менее, стал знаковым, поскольку своё «добро» на открытие школы к новому учебному году губернатор дал окончательно и бесповоротно. В сентябре наши юные уже признанные и начинающие виртуозы придут в новую школу. Сказать, что школа хорошая – это ничего не сказать. Школа – потрясающая! И снаружи, и внутри. Элегантный, классический интерьер, выдержанный в пастельных тонах. Безупречно подобранные светильники и люстры. Изящные лепнина, колонны и пилястры. Небольшие удобные лестницы. Даже не верилось, что в народе поговаривали о сносе этого старого здания. А потрясающую акустику старинного дома по заслугам оценили высокие гости, прослушав приветственные выступления учеников школы. Игра на баяне Вани Чеснокова заставила поволноваться сердца гостей, а на лице губернатора вызвала неподдельные эмоции. Посовещавшись, влиятельные гости договорились, что непременно помогут приобрести для школы новый баян, а также белый рояль и заодно, как пообещал Олег Сорокин, балалайку. Напоследок губернатор рассказал анекдот в тему, и в хорошем настроении вся группа гостей двинулась в сторону эпицентра фестиваля. С высокой трибуны, то бишь, с главной городской сцены, высокие гости поздравляли всех участников фестиваля с очередным праздником и награждали особенно отличившихся горожан Благодарственными письмами и Почётными грамотами. А затем их место на сцене заняли артисты и наперебой радовали народ своим «Содружеством талантов». Погода была прекрасная, лето вспомнило о нас и как будто старалось извиниться за своё предыдущее плохое поведение. Это, кстати, было очень на руку участникам весёлых спортивных стартов «Хохломские забавы». Легкоатлеты бегали по маршруту Семёнов – Покровское и получали заслуженные призы от ЗАО «Хохломская роспись». А на «Открытом ринге» боролись за пальму первенства боксёры. Чудо-град с каруселями, батутами, разнообразными аттракционами, лошадями и паровозиками не давал скучать ребятишкам, а родителей заставлял то и дело со вздохами открывать кошелёк. Ну да ладно, – махнув рукой, говорили они, – раз в году можно позволить. Тем более многие, особенно предприимчивые, уже давно заложили в семейном бюджете специальную статью «на фестиваль» и скрупулёзно откладывали на неё средства. Надо будет и остальным взять этот пример на вооружение, чтобы пятнадцатый – юбилейный – никого не застал врасплох. Фото Александра ЮРЬЕВА

Что мы знаем о народных художественных промыслах России? Викторина с презентацией для дошкольников старшей - подготовительной группы.

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. Город Тюмень.
Описание: Данный материал может быть использован воспитателями старших и подготовительных групп ДОУ. Также может быть интересен учителям начальной школы.
Цель: Формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Задачи:
Продолжать знакомить дошкольников с народными художественными промыслами России, как с искусством, видом творческой деятельности людей.
Прививать любовь и бережное отношение к изделиям народно – прикладного искусства.
Развивать наблюдательность.
Развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, учить излагать свои мысли понятно для окружающих.
Развивать эстетическое восприятие.

Ход викторины

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши,
Там травка вьётся и цветы
Растут невиданной красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем налитые.
(Хохлома)

Глину замесили,
Козлов, барашков налепили.
В печке обожгли, белизну навели.
Яркие краски взяли
Кружочками, полосками игрушки расписали.
(Дымковские игрушки)

Коклюшки скакали –
Воротник связали.
Ещё поскакали –
Скатерть связали.
Это что за красота?
(Вологодские кружева)

Здесь Полкан – любимый персонаж.
Он с бородкой, в эполетах, орденах!
Птица Сирин! Конь с двумя головами
Просто не забываем!
(Каргопольская игрушка)

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
(Филимоновская игрушка)

Керамика, майолика, фаянс

Сверкают белизной –
Не оторвать глаз.
Узор небесной синевы украсил вас.
(Из Гжели)

Ты сюда посмотри!
Прялки, мебель, сундуки!
Розаны, купавки их украшают.
Павлины на них восседают.
Всадники на конях разъезжают.
Девицы – красавицы гуляют.
(Городец)

На платках расцветают цветы
Розы, маки, хризантемы.
Яркие красивые они -
Известные всей России.
(Павлово – Посадские платки)

Они круглые, овальные, железные,
Красивые и в доме полезные.
Чёрные, синие, зелёные, красные,
Удивительно прекрасные!
Ромашки, розы, незабудки мазками нанесли
Цветы сразу расцвели!
(Жостовские подносы)

Ими раньше украшали стены,
Покрывали лавки, сундуки.
Мягкие, пушистые! Яркие цветки
Отличают наши тюменские (ковры) .

Эти скульптуры не из дерева, не из глины.
Их вырезают мастера тобольские уже ни одно поколение.
(Из бивня мамонта, зуба кашалота и лосиного рога)

Вопросы и ответы

1. К каким народным промыслам принадлежат эти элементы росписи? Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Хохлома, Жостовская роспись, Филимоновская игрушка, Гжель.

2. Назовите народные промыслы, где делают такие изделия?
Гжель, Филимоновская игрушка, Хохлома, Дымковская игрушка, Жостовская роспись, Городецкая роспись.

3. Столицей какого народного промысла является город Семёнов?
Хохломы.

4. Что расписывают в Хохломе?
Здесь расписывают деревянную посуду из липы и мебель из берёзы и сосны красными, жёлтыми, оранжевыми и немного зелёными и голубыми тонами по чёрному фону. Семёнов – родина русской матрёшки.
Какой цвет всегда присутствует в росписи?
Золотой.

5. На чём делают роспись в Жостово?
На кованых металлических (жестяных) подносах, на коробочках для чая.

6. Какой основной мотив жостовской росписи?
Цветочный букет из крупных садовых и мелких полевых цветов обычно на чёрном фоне (но иногда и на белом, красном, синем, зелёном, серебряном).

7. Из чего создают изделия Гжель?
Гжельскую керамику и фарфор (посуду, сувениры, и предметы интерьера) делают из глины. После обжига покрывают специальной белой краской, что делает изделия блестящими, а затем расписывают вручную.

8. Гжель – это сочетание каких двух цветов?
Гжель – это сочетание белого и синего (от светло - голубого до тёмного).

9. Как делают дымковские игрушки?
Каждую игрушку создаёт один мастер от лепки из глины до росписи.

10. Какие дымковские игрушки были самыми первыми?
К весеннему празднику Свистунья женская половина слободы Дымково лепила из глины свистульки в виде коней, баранов, козлов и других животных. Их раскрашивали их в яркие цвета.

11. Что отличает городецкую роспись?
В городецкой росписи можно увидеть цветочные узоры, жанровые сцены, фигурки коней и коней со всадниками, павлинов. Роспись наносится свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Росписью украшают игрушки, мебель, кухонную утварь, предметы интерьера, ставни, двери, ворота из древесины.

12. Какие цветы можно встретить в городецкой росписи?
Роза, розан, купавку, ромашку. А также бутон цветка.
Назовите этапы рисования цветков.
Подмалевок, наведение лепестков, оживка.

13. В каком из народных промыслов игрушку лепят из целого куска глины в отличие от дымковской игрушки, которую лепят по частям, собирая детали?
Филимоновская игрушка.

14. Почему филимоновские игрушки не нужно белить перед росписью?
Потому что игрушки после обжига в печи становятся светлыми.

15. Какие бытовые предметы украшает северодвинская роспись?
Деревянную посуду, прялки, сундучки, шкатулки, берестяные туеса и другие предметы домашнего обихода.

16. Что можно увидеть в узорах Северной Двины?
Узоры, орнаменты, бордюры из растений. В узор включаются сказочные птицы, кони, львы, сцены из быта и жизни.

Подведение итогов викторины

Презентация на тему: Викторина «Что мы знаем о народных художественных промыслах России?»

Светлана Хлюстова
Занятие-развлечение «Веселая ярмарка»

Задачи:

Развивать интерес к промыслам борского края. Способствовать развитию эстетического вкуса. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных промыслов.

Закрепить значение слов: ярмарка, коробейник, резьба по дереву, прялка, веретено, ремесло, корзина, глина, гончар, кузнец, сено, стог, улей, бортничество, перевоз.

Воспитывать интерес к быту и обычаям России.

Используемые методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, игровые приемы, игра на детских музыкальных инструментах, исполнение частушек, русской народной песни «Во кузнице…», слушание русской народной песни «Прялица», инсценировка

Оборудование: Петрушка, коробок, разрезные картинки с промыслами, деревянные ложки, веретено, изображение прялки, текст загадок, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация.

Предварительная работа: проведение бесед о промыслах борского края с использованием презентации, сбор информации совместно с родителями о промыслах борского края.

Ход занятия

раздается стук в дверь. Появляется Петрушка.

Петрушка: Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы пригласить на ярмарку. - А вы знаете, что такое ярмарка? (это шумный большой базар, на котором продают свои изделия).

Петрушка: Молодцы! Закрывайте глаза и не подглядывайте. Раз, два, три (звучит музыка).

Петрушка:

Солнце яркое встает.

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары

И отменные игрушки!

Петрушка: Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.

Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, что это такое стоит? Петрушка, ты не знаешь, чье это? (достает лоток коробейника).

Петрушка: Это, наверное, коробок коробейника.

Дети: А кто он такой?

Петрушка: Это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него в лотке. Давайте посмотрим, что там есть. А здесь какой-то конверт, а в нём задание для. вас

Игра «Собери картинки с промыслами села Бор»

Петрушка: Да вы просто волшебники! У вас так ловко все получается!

Воспитатель: Сейчас мы проведем экскурс в историю родного края, проведут экскурсию подготовленные экскурсоводы. А попасть в те далекие времена нам поможет волшебный бабушкин ларец!

Вступительный монтаж (Звучит фонограмма русской народной песни «Коробейники»)

Воспитатель: издавна известна работа плотника. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались в наших местах, богатых лесом. Из дерева любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, сундуки с росписью. И даже придумали пословицы о труде плотника. Вот некоторые из них (воспитатель зачитывает их).

Пословицы.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Не топор тешет, а плотник и др.

Воспитатель предлагает посмотреть на экран и узнать изделия какого промысла на нём изображены. (резьба по дереву).

Чтение стихотворения о промысле – резьба по дереву.

Ребята и девчата милые,

Румяные, красивые,

Бросайте-ка игру,

Идите-ко к Василию

Выучивать резьбу.

Пошли морить, раскрашивать

Ендовы и блюда.

Кто красит вещь морилкою,

Кто ковшичек долбит,

Кто режет тонкой пилкою,

Кто досочки клеит…

Воспитатель: посмотрим на экран и назовём изделие, украшенное резьбой по дереву (на экране прялка). А сейчас отгадайте загадку о том, что нужно ещё для прядения.

Загадка: Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь (веретено)

Воспитатель: героине какой сказки нужно было опасаться веретена?

Дети: Спящая красавица.

Воспитатель: Что предсказала колдунья?

Дети: Девушка уколет палец веретеном и умрет.

Воспитатель: Но в каждой сказке добро побеждает: девушка не умерла, а лишь заснула.

Воспитатель: Вспомните, какая из сказок Пушкина начиналась словами: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

Дети: «Сказка о царе Салтане».

Воспитатель: Вот так они сидели, брали в левые руки веретена и крутили их между пальцами. Beретено – это гладкая, с заостренными концами палочка (рисунок на доске). И крутилось, и жужжало веретено в тонких девичьих пальцах, и выходила из пряжи нитка. И пели девицы либо старые бабушкины сказки сказывали.

Слушание детьми песни «Прялица»

Воспитатель: Люди придумали пословицы и об этом ремесле

Пословицы.

Без веретена пряжи не спрядешь.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение о ремесле.

Веками русский человек, не покладая рук, трудился

И труд его из века в век потомками не зря ценился.

Из простоты он создавал неповторимые изделия.

На свет рождались мастера, хранящие в крови уменья.

Теперь красивая посуда украсит в доме стол любой,

И в интерьере своё место найдёт ларец с витой резьбой.

Снаружи окна расписные расскажут о хозяйке нам.

А каменистая тропинка укажет направление вам

Воспитатель: отгадайте о каком дереве идёт речь в этой загадке.

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит.

У речек и в низинах

Они всегда растут,

Их прутья на корзины

И коробы идут… (ива)

Воспитатель: отгадайте загадку

Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

С ней можно по грибы ходить,

А можно ягоды собрать,

Её нетяжело носить,

И очень запросто сломать!

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут? (корзина)

Воспитатель: О трудолюбивых мастерах раньше и пословицы слагали. Кто знает такие пословицы?

«Дело мастера боится»

«Маленькое дело лучше большого безделья»

«Есть терпенье – будет и уменье» и др.

Воспитатель: А я знаю совсем другую пословицу «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Вы знаете, про кого это сказано, нет? Тогда я вам расскажу.

В сценке участвуют трое детей. Один ребенок ложится на ковер, запрокидывает нога на ногу.

1 ребенок:Не колода и не пень,

2 ребенок:А лежит он целый день.

3 ребенок:Чтобы многого добиться, Знаем – надо потрудиться.

1 ребенок:Федот, иди молотить!

Федот:Не могу, спина болит!

2 ребенок:Федот, иди огород полей!

Федот:Не могу, нога болит!

3 ребенок:Федот, иди, собери фрукты в саду.

Федот:Не могу, спать охота.

1 ребенок:Федот, иди, за стол садись кашу есть!

Федот встает, потягивается.

Федот:А где моя большая ложка?

2 ребенок:А Кто не хочет потрудиться,А за стол спешит садиться,

3 ребенок:Тем ответим тот же час – Угощенье не для вас.

Все дети вместе:Любите труд вы с детских лет –Всем лентяям наш ответ.

Воспитатель: попробуйте отгадать загадку о материале, с которым работали некоторые ремесленники

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

Воспитатель: отгадайте этих ремесленников

Мастера не любят скуки,

Целый день в работе руки.

Лепят все: горшки и кружки,

Миски, глечики, игрушки.

Все стоит на полках в ряд –

Дружный глиняный отряд.

Воспитатель: послушаем стихотворение о гончарном ремеслеНадежда Веденяпина)

Круг гончарный, глина, вода:

Будет посуда – будет еда!

Гончар свое дело знает,

Глину в руках разминает.

На круг насадив начинает вращенье,

И вот оно сказочное превращенье,

Из глины как сказка, как диво, как чудо

Выходит различного рода посуда.

Вот свистков забавных ряд,

Вот игрушки для ребят,

Макитры, глечики, кувшины-

Все это из обычной глины!

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Есенина «Кузнец», а перед детьми находиться иллюстрация кузницы на экране

Душно в кузнице угрюмой,

И тяжёл несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Воспитатель: Я прочитаю пословицы, а вы отгадайте, о каком ремесле идёт речь в каждой из них.

Не боги горшки обжигают. Гончар

Куй железо, пока горячо. Кузнец.

Воспитатель: Ребята, скажите, на чём куёт коваль свои изделия? – Кузнец куёт на железной наковальне молотом. А сейчас дети прочитают стихотворение о кузнеце (М. Люффти).

Исполняется русская народная песня: «Во кузнице»

Воcпитатель: отгадайте загадку о том, что ещё делали у нас на Бору в прошлом и делают до сих пор.

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают…. (валенки)

Воспитатель: давайте послушаем потешку о валенках.

Лады-лады, ладыньки,

В огороде заиньки,

Зайки травку едят,

И на Машеньку глядят.

Лады-лады, ладыньки,

Скатаю Маше валенки,

Скатаю Маше валенки

Не велики - не маленьки,

В аккурат по ноженьке

Бегать по дороженьке,

К бабушке по яблочки,

К дедушке по прянички,

Будет Машенька ходить,

Будет валенки носить.

Воспитатель: отгадайте загадку.

Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком.

В темной избушке живут чернушки,

Вяжут кружево без узлов и петель (пчела)

Есть на свете сладкий дом,

Садом пахнет в доме том.

А жильцы, жужжа от радости,

В домик свой приносят сладости,

Угощая нас потом.

Угадайте - что за дом? (улей)

Воспитатель: сейчас ремесло по добыче мёда называется пчеловодство, а как называлось раньше?

Дети: бортничество.

Воспитатель: Что же это такое? Подскажу вам. "Борть" – это дупло большого дерева, в котором жили дикие пчелы. Вы уже догадались, что делал человек, которого называли бортник? Он собирал мед. Это было очень сложное занятие. Оно требовало от людей большого труда, времени и, конечно, смелости. Как вы думаете, почему?

Дети: Пчелы могли ужалить.

Воспитатель: отгадайте новую загадку

Ковёр травы вокруг.

Цветов нарядных венчики,

Звонкие кузнечики.

Мотыльки игривые,

Жуки неторопливые.

С мёдом сладким пчёлки,

Песня перепёлки.

Мяты аромат,

Лета нежный взгляд

И до белых мух

С дудочкой пастух (луг).

Воспитатель: А что же делают в лугах?

Дети: косят траву. А вот чем, узнаем из загадки.

Ах, как чудно на лужайке,

Погулять когда роса,

Мне траву совсем не жалко,

Потому что я (коса)

Воспитатель: А чем собирают траву? Отгадайте загадку.

Зубасты, а не кусаются (грабли).

Воспитатель: А во что собирают траву? Отгадайте загадку.

“Стоит Федосья, растрепаны волосья” (стог).

Воспитатель: послушаем стихотворение о сенокосе (Валентина Ланцетти)

Воспитатель: давайте отгадаем следующую загадку.

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Воспитатель: А на берегу какой реки мы с вами живём?

Дети: Волга.

Воспитатель: А сейчас дети прочтут стихотворение о реке Волге (Н. А. Орлов)

Воспитатель: А на чём переправлялись через реку? Отгадайте загадку.

Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили. (Лодка)

Воспитатель: Как называлось в селе Бор место откуда перевозились люди и товар на другой берег?

Воспитатель предлагает послушать частушки о ремёслах и изделиях.

Петрушка:

Мы гуляли целый день.

Целый день гулять не лень.

Много нового узнали.

Мастерами просто стали.

Воспитатель: Петрушка, а что это за мешок, что в нем?

Петрушка: Это подарки для детей, за их хорошие знания. А, теперь мне пора домой. До свидания!

Воспитатель читает заключительное стихотворение.

О ремесле.

Зачем приходим в этот мир прекрасный.

И чувствами, какими будем жить?

Что станет для ребенка самым важным,

И чем он будет в жизни дорожить?

Мне хочется, чтоб дорожил он самым сокровенным.

Священной верой в справедливость и добро.

Любовью к Родине и помнил незабвенно

О том, что означает слово РЕМЕСЛО.

By Ольга Герасимова

Загадка. Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые А может солнцем залитые. ? (Хохлома) Стихи. Хохломская роспись - алых ягод роспись, Отголоски лета в зелени травы, Рощи...

Загадка. Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые А может солнцем залитые. ? (Хохлома) Стихи. Хохломская роспись - алых ягод роспись, Отголоски лета в зелени травы, Рощи – перелески, шелковые всплески Солнечно – медовой золотой листвы. У красы точёной сарафан парчовый По волнам узоров яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В несказанный этот праздничный наряд… Роспись хохломская, словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий Всех чудес чудесней наша Хохлома. П. Синявский

Загадка. Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые А может солнцем залитые. ? (Хохлома) Стихи. Хохломская роспись - алых ягод роспись, Отголоски лета в зелени травы, Рощи – перелески, шелковые всплески Солнечно – медовой золотой листвы. У красы точёной сарафан парчовый По волнам узоров яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В несказанный этот праздничный наряд… Роспись хохломская, словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий Всех чудес чудесней наша Хохлома. П. Синявский

Хохлома. Простые по форме, а радуют взор Богат и наряден чудесный узор По золоту фона затейливой змейкой Орнамент здесь вьётся, попробуй сумей – ка А где – то кудрины по чёрному полю Мерцают, как звёзды в небесном раздолье Ещё характерен для всей Хохломы Чудесный рисунок волшебной травы. Золотая Хохлома. Как волшебница жар - птица Не выходит из ума, Чародейка, мастерица, Золотая Хохлома! И богата, и красива, Гостю рада от души. Кубки, чашки и ковши, И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета, И ромашки луговин. Зорь червонные лучи, И узорчатый орнамент Древнесуздальской парчи!

Основные цвета Хохломской росписи.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.