Игры по правилам в социально коммуникативном развитии. Материал на тему: Игры по социально-коммуникативному развитию

МБДОУ ЦРР - детский сад № 5 «Солнышко»

Тема проекта

«Игра как средство

социально-коммуникативного

развития детей

дошкольного возраста

в условиях реализации ФГОС»


Воспитатель: Жанна Викторовна Алюшина.



АКТУАЛЬНОСТЬ

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.


НОВИЗНА моей работы заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы.

ЦЕЛЬ:

помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста; приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.; развить коммуникативные навыки.


ЗАДАЧИ:

1.Формирование положительного отношения чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.

2.Формирование основ собственной безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».

3.Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

4.Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

5.Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.


ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

выстраивание индивидуальной траектории развития детей дошкольного возраста;

развитие компетенций педагогов в работе по ФГОС в социально-коммуникативном развитии дошкольника.


Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу взрослых

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

(стр.6 ФГОС подпункт 2.6)


ПРОБЛЕМА.

Изменилась атмосфера в семье. Интенсивный темп жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляют времени для живого общения с детьми.

У детей наблюдается отсутствие навыка организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.


Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:

Диалоговые, коммуникативные навыки:

Социальные навыки:

  • вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
  • невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
  • умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми);
  • умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ВЫЗВАНЫ:

  • недостаточным развитием у ребенка игровых умений и навыков;
  • неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т. п.);
  • отсутствием умения управлять своим поведением;
  • наличием отрицательных мотивов общения (преобладанием у ребенка эгоистических мотивов, стремления к абсолютному самоутверждению).

ГИПОТЕЗА

Если создать условия для игрового общения в детском саду и дома, то развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдет быстрее и успешнее.


Роль воспитателя в процессе развития социально-коммуникативных навыков посредством игр.

Познакомить с элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме

Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно

нём участвовать.

Учить детей сообщать, передавать

информацию

в процессе межличностного общения.

Развивать эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира.


Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.

Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.


КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР.

Игры, возникающие по инициативе детей

Игры, возникающие по инициативе взрослого

Народные игры

Обучающие игры

  • Сюжетно -дидактические;
  • Подвижные;
  • Музыкально – дидактические;
  • Учебные.

Игры-экспериментирования

Тренинговые игры

  • Игры с природными объектами;
  • Игры с игрушками;
  • Игры с животными.
  • Интеллектуальные;
  • Сенсоматорные;
  • Адаптивные.

Досуговые игры

  • Интеллектуальные;
  • Игры - забавы;
  • Театрализованные;
  • Празднично – карнавальные;
  • Компьютерные.

Сюжетные игры

  • Сюжетно - ролевые;
  • Режиссёрские;
  • Театрализованные.

Досуговые игры

  • Игрища;
  • Тихие игры;
  • Игры – забавы.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС

Как игра повлияет на социально-коммуникативное развитие дошкольников?


СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ.

Дают богатый материал для диалогической речи. Воспитывают внимательность к репликам партнёров по игре, чтобы вовремя вступить в игру.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию друг друга. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.


СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

Способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения.

Магазин




Дочки-матери

Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.


ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ.

Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры -драматизации. В таких играх ребёнок «озвучивает» роли нескольких персонажей один или с товарищами.


НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Развивают логическое мышление, навыки работы в команде и уважение к сопернику, умение следовать правилам игры.


ВЫВОДЫ:

  • Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
  • При взаимодействии с партнёром ребёнок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения и взаимодействия, демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнёрами.

Список литературы

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 МИНОБРНАУКИ РФ от 17 октября 2013 г.)

3. «Из детства - в отрочество.

Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 5 года жизни.»

Т.Н. Доронова, Л.С.Голубева, Т.И.Гризик. (Москва 1997г.)

4. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.

5. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.

6. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.

7. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.

8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.

9. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.


Игры по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников
«Рассказ про школу»
Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Правила: Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.
Ход: Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “А что вы знаете о школе…” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход:: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .«Позвони другу»
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.
Ход: Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
Позвони мне, позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
Поиграем в школу. Сюжетно ролевая игра.
«Знакомство»
Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей.
Описание игры: С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям.
После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке?
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?
«Баба Яга»
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка
Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)
Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)
Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)
И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная
Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)«Веселые человечки»
Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно -
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.
Удивлялись человечки: -
Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
- Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.
Ты похожа на овечку.
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла.
Человечки же хохочут:
- Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!
«Волшебные очки»

Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Воспитатель: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на других ребят и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал».
«Конкурс хвастунов»
Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику
Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы с вами проведём конкурс хвастунов.
Выиграет тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом».
«Волшебная нить»
Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивает, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернётся к ведущему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
«Добрые волшебники»
Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель рассказывает: «В одной стране жил злодей - грубиян. Он мог заколдовать любого ребёнка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми, пока добрые волшебники не расколдуют их, назвав ласковыми именами». Дети, представляя себя добрыми волшебниками, подходят друг к другу и пытаются расколдовать, называя ласковыми именами.
«Комплименты»
Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплементы своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
«Кто сказал»


Ход: Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнёс эту фразу. Следующим ведущим становится ребёнок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывал в роли ведущего.
«Радио»
Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.
Правила: Быть максимально сосредоточенным.
Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, серёжки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдёт к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.
«Ожившие игрушки»
Цель: переход к непосредственному общению, предполагающий отказ от привычных вербальных и предметных способов взаимодействия. Правила: запрещение разговора между детьми.
Ход: Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днём, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, зайку, лошадку) и подумайте, что она делает ночью. Готовы? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать всё это нужно молча. А то проснётся хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую- нибудь игрушку (например, солдатика, который бьёт в барабан, или неваляшку и пр., передвигается по комнате, подходит к каждому ребёнку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдаёт честь, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагаем им угадать, кто кого изображал. Если дети не могу угадать, воспитатель просит ребят по одному ещё раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.
Заканчивать игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от неё, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться.
«Общий круг»
Цель: переход к непосредственному общению, предполагающий отказ от привычных вербальных и предметных способов взаимодействия.
Правила: запрещение разговора между детьми.
Ход: Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас. (Единственным верным решением здесь является создание круга.) Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнёт здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребёнку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).
«Переходы»
Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.
Правила: Быть максимально сосредоточенным.
Ход: А) Дети сидят в кругу. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним - у кого потемнее, а крайним с права, на этом стуле, сидел тот, у кого самые тёмные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить. Б) Задание то же, но дети должны поменяться по цвету глаз.
«Зеркало»
Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.
Правила: Быть максимально сосредоточенным.
Ход: Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы могли узнать, как вы сегодня выглядите, идёт ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдётся? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга (взрослый помогает детям разбиться на пары). Решите, кто из вас человек, а кто - зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом: умывается, причёсывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно повторить все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем!» Воспитатель встаёт в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.
«Упрямое зеркало»
Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.
Правила: Быть максимально сосредоточенным.
Ход: Собрав детей, воспитатель говорит: «Вы представляете, вы просыпаетесь утром, заходите в ванную, смотритесь в зеркало, а оно повторяет ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно - опускает, вы поворачиваете голову налево, а оно - направо, вы закрываете один глаз, а оно - другой. Давайте поиграем в такие зеркала. Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой - упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями». Взрослый помогает детям разделиться на пары и распределить роли. Затем, выбрав одного ребёнка, воспитатель предлагает ему сделать что-нибудь, а сам повторяет все его движения наоборот. После этого дети играют самостоятельно под присмотром воспитателя, который помогает им в случае затруднений.
«Запрещённое движение»
Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.
Правила: Быть максимально сосредоточенным.
Ход: Дети стоят полукругом. Воспитатель стоит в центре и говорит: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного: вниз. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять свои вверх. А все мои движения повторяйте за мной». Взрослый делает различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию. Если детям нравится игра, можно предложить любому желающими побыть вместо воспитателя в роли ведущего.
«Царевна- Несмеяна»
Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Пусть каждый подойдёт к Царевне- Несмеяне и постарается утешить её и рассмешить. Царевна изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку у царевны». Затем дети меняются ролями.
«Если бы я был королём»
Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Дети сидят в кругу. «Вы знаете о том, что короли могут всё? Давайте представим себе, что бы мы подарили своему соседу, если бы мы были королями. Придумали? Тогда пусть каждый по кругу скажет, какой подарок он бы сделал. Начинайте со слов: «Если бы я был королём, то подарил бы тебе.». Придумывайте такие подарки, которые могли бы по-настоящему обрадовать вашего соседа, ведь какой мальчишка будет рад, если ему подарить красивую куклу? - а вот если летающий корабль. Да, кстати, не забудьте поблагодарить короля за подарок, ведь только после этого вы сами сможете стать королём и подарить своему соседу ваш собственный подарок».
«Слушай хлопки»
Цель. Развитие внимания, произвольности поведения.
Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). три хлопка разрешают снова двигаться свободно.
Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

«Волшебные превращения»
Цель. Развитие воображения, умения перевоплощаться.
Детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т.д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в… (пауза – чтобы дети сконцентрировались) сад… (пауза – каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!» После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.
Комментарий: взрослый (или ведущий - ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.
«Что слышно»
Цель. Развитие умения сосредотачиваться, соотносить звуки и действия.
Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ребенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание за окно, затем снова на дверь. Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью.
Комментарий: взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднения или исправить в случае ошибок.
Можно усложнить задачу, если предложить детям вести рассказ по очереди.
“Четыре стихии”
Цель. Развитие внимания.
Дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» – вытянуть вперед, при слове «воздух» – поднять вверх, при слове «огонь» – вращать кистями. Кто ошибся - выходит из игры.
Комментарии: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух!» – а показать движение «земли».
“Горячий мяч”
Цель. Развитие внимания, скорости реакции, моторной ловкости.
Дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.
Комментарии: другие варианты игры строятся на изменении расположения детей.
Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверх, либо, наклонившись, через ноги. Так же можно построить детей зигзагом.
“Фигуры”
Цель. Развитие внимания, мелкой моторики, воображения.
Взрослый раскладывает счетные палочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Сложность задания все время увеличивают: сначала показывают простые фигуры, затем более сложные; сначала ребенок составляет фигуры, глядя на образец, затем образец убирают, дав ребенку возможность запомнить фигуру.
Комментарии: счетные палочки можно заменить спичками с обрезанными головками.
Эту игру можно использовать наиболее эффективно в работе с детьми, испытывающими трудности при сосредоточении, характеризующимися расторможенностью.
“Полет бабочки”
Цель. Развитие внимания, выразительности движений.
Детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т.д.

Коммутативные игры

Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Волшебный букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети . Грустное, печальное, скучное.

Воспитате ль. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети . Цветов.

Воспитатель . Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Коврик примирения

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Закорючка Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”,“Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я.

Игры по социально-коммуникативному

развитию старших дошкольников

«Рассказ про школу»

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Правила : Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Ход : Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “А что вы знаете о школе…” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

«Вежливые слова»

Цель : развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход:: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

«Позвони другу»

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

Ход: Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне, позвони

И что хочешь мне скажи.

Может быль, а может сказку

Можешь слово, можешь два –

Только, чтобы без подсказки

Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

Поиграем в школу. Сюжетно ролевая игра.

«Знакомство»

Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей.

Описание игры : С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям.

После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке?

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

«Баба Яга»

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников

В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)

Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)

Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)

Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)

Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)

И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)

Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)

И всего одна нога (стоим на одной ноге)

Не простая, костяная

Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

«Веселые человечки»

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно -

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.

Удивлялись человечки: -

Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

- Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

Ты похожа на овечку.

Разобиделась собака

И ушами затрясла.

Человечки же хохочут:

- Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

«Волшебные очки»

Цель:

Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Воспитатель: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на других ребят и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал».

«Конкурс хвастунов»

Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила:

Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы с вами проведём конкурс хвастунов.

Выиграет тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом».

«Волшебная нить»

Цель : Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход : Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивает, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернётся к ведущему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Добрые волшебники»

Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель рассказывает: «В одной стране жил злодей - грубиян. Он мог заколдовать любого ребёнка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми, пока добрые волшебники не расколдуют их, назвав ласковыми именами». Дети, представляя себя добрыми волшебниками, подходят друг к другу и пытаются расколдовать, называя ласковыми именами.

«Комплименты»

Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплементы своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

«Кто сказал»

Цель :

Правила

Ход: Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнёс эту фразу. Следующим ведущим становится ребёнок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывал в роли ведущего.

«Радио»

Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.

Правила :

Ход : Дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, серёжки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдёт к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Ожившие игрушки»

Цель : переход к непосредственному общению, предполагающий отказ от привычных вербальных и предметных способов взаимодействия. Правила: запрещение разговора между детьми.

Ход: Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днём, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, зайку, лошадку) и подумайте, что она делает ночью. Готовы? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать всё это нужно молча. А то проснётся хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую- нибудь игрушку (например, солдатика, который бьёт в барабан, или неваляшку и пр., передвигается по комнате, подходит к каждому ребёнку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдаёт честь, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагаем им угадать, кто кого изображал. Если дети не могу угадать, воспитатель просит ребят по одному ещё раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

Заканчивать игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от неё, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться.

«Общий круг»

Цель : переход к непосредственному общению, предполагающий отказ от привычных вербальных и предметных способов взаимодействия.

Правила : запрещение разговора между детьми.

Ход: Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас. (Единственным верным решением здесь является создание круга.) Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнёт здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребёнку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

«Переходы»

Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.

Правила: Быть максимально сосредоточенным.

Ход: А) Дети сидят в кругу. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним - у кого потемнее, а крайним с права, на этом стуле, сидел тот, у кого самые тёмные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить. Б) Задание то же, но дети должны поменяться по цвету глаз.

«Зеркало»

Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.

Правила : Быть максимально сосредоточенным.

Ход: Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы могли узнать, как вы сегодня выглядите, идёт ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдётся? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга (взрослый помогает детям разбиться на пары). Решите, кто из вас человек, а кто - зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом: умывается, причёсывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно повторить все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем!» Воспитатель встаёт в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

«Упрямое зеркало»

Цель

Правила: Быть максимально сосредоточенным.

Ход: Собрав детей, воспитатель говорит: «Вы представляете, вы просыпаетесь утром, заходите в ванную, смотритесь в зеркало, а оно повторяет ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно - опускает, вы поворачиваете голову налево, а оно - направо, вы закрываете один глаз, а оно - другой. Давайте поиграем в такие зеркала. Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой - упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями». Взрослый помогает детям разделиться на пары и распределить роли. Затем, выбрав одного ребёнка, воспитатель предлагает ему сделать что-нибудь, а сам повторяет все его движения наоборот. После этого дети играют самостоятельно под присмотром воспитателя, который помогает им в случае затруднений.

«Запрещённое движение»

Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.

Правила : Быть максимально сосредоточенным.

Ход : Дети стоят полукругом. Воспитатель стоит в центре и говорит: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного: вниз. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять свои вверх. А все мои движения повторяйте за мной». Взрослый делает различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию. Если детям нравится игра, можно предложить любому желающими побыть вместо воспитателя в роли ведущего.

«Царевна- Несмеяна»

Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила : Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Пусть каждый подойдёт к Царевне- Несмеяне и постарается утешить её и рассмешить. Царевна изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку у царевны». Затем дети меняются ролями.

«Если бы я был королём»

Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила : Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Дети сидят в кругу. «Вы знаете о том, что короли могут всё? Давайте представим себе, что бы мы подарили своему соседу, если бы мы были королями. Придумали? Тогда пусть каждый по кругу скажет, какой подарок он бы сделал. Начинайте со слов: «Если бы я был королём, то подарил бы тебе.». Придумывайте такие подарки, которые могли бы по-настоящему обрадовать вашего соседа, ведь какой мальчишка будет рад, если ему подарить красивую куклу? - а вот если летающий корабль. Да, кстати, не забудьте поблагодарить короля за подарок, ведь только после этого вы сами сможете стать королём и подарить своему соседу ваш собственный подарок».

«Слушай хлопки»

Цель . Развитие внимания, произвольности поведения.

Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

«Волшебные превращения»

Цель. Развитие воображения, умения перевоплощаться.

Детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т.д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в… (пауза – чтобы дети сконцентрировались) сад… (пауза – каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!» После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.

Комментарий: взрослый (или ведущий - ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.

«Что слышно»

Цель . Развитие умения сосредотачиваться, соотносить звуки и действия.

Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ребенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание за окно, затем снова на дверь. Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью.

Комментарий : взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднения или исправить в случае ошибок.

Можно усложнить задачу, если предложить детям вести рассказ по очереди.

Четыре стихии”

Цель. Развитие внимания.

Дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» – вытянуть вперед, при слове «воздух» – поднять вверх, при слове «огонь» – вращать кистями. Кто ошибся - выходит из игры.

Комментарии: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух!» – а показать движение «земли».

Горячий мяч”

Цель. Развитие внимания, скорости реакции, моторной ловкости.

Дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.

Дидактическая игра на социально – коммуникативное развитие «Маленький секрет в дружной компании»

Цель : учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм; воспитание у детей социально-коммуникативных навыков, толерантных отношений.
Задачи :
1. Создать условия для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
2. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в любой ситуации, развивать социальные чувства;
3.Воспитывать толерантное отношение к чувствам других;
4.Развивать навыки бесконфликтного общения;
Актуальность :
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены дидактические игры. Так, актуальность дидактической игры «Маленький секрет в дружной компании» состоит в том, что она решает задачу нравственного воспитания, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Дидактическая игра «Маленький секрет в дружной компании» помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
Возраст : дети старшего дошкольного возраста
Количество участников : 5-6 воспитанников

Возможные варианты :
1.Угадывание «секрета» с помощью наводящих вопросов;
2.Угадывание «секрета» с помощью предложенных картинок;
Оборудование :
- красивая шкатулка с мелкими вещицами и игрушками;
- карточки с похожими рисунками к вещицам из шкатулки;

Ритуал приветствия
Педагог-психолог вытягивает свою руку вперед и просит детей сверху на ладонь положить свои ладошки.
- Здравствуйте ребята, чувствуете, как пошло тепло? Давайте улыбнемся друг другу и начнем игру.
Ход игры
Всем участникам игры педагог-психолог раздает из красивой шкатулки по «маленькому секрету» (бусинку, кубик, мелкую игрушку), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок.
- Крепко, крепко зажмите свой секрет. Что вы чувствуете? Как напряглась ваша рука? Это твердое или мягкое? А теперь расслабьте руку, но кулачок не раскрывайте. Легче стало? Приятнее? Или хуже? А теперь попробуйте догадаться на ощупь, что у вас в руке, но вслух не говорите: это маленький секрет. Осторожно, не показывая другим, рассмотрите свой секрет. Вот теперь, я предлагаю вам угадать, что спрятано в кулачке вашего друга.
Дети разнообразными способами пытаются угадать, что спрятано в кулачке у друга:
-просьба;
-уговоры;
-дружеская помощь.
Затем, педагог-психолог обращает внимание детей на карточки, разложенные на столе:
- Ребята, чтобы вам было легче и интереснее угадывать секреты вы можете выбрать три карточки (на одной из которых есть картинка с вашим секретом), и по описанию, предложить его найти среди предложенных карточек своему другу.
Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Педагог-психолог следит за процессом отгадывания секрета, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.
Ритуал прощания
Ну, вот и закончилась наша игра. В заключении я предлагаю упражнение «Добрые ладошки». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить, «захлопнуть» - аплодисментами.
Спасибо всем за прекрасный день!
Итог игры
Желания общаться со сверстниками; преодоление застенчивости; развитие коммуникативных способностей; готовность к совместной деятельности со сверстниками; уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.