Открытый урок: "«Игровые формы работы в младшем хоре. Открытый урок хорового пения

Разработка открытого урока по предмету хора с учащимися 1-7 классы (1-2 группы)

Тема: «Работа над певческим дыханием в хоре».

Преподаватель: Утегенов Марат Сергеевич

Концертмейстер: Андреева С.Н.

2013 год

Разработка открытого урока по предмету хора

с учащимися 1-7 классы (1-2 группы)

Преподаватель - Утегенов М.С

ТЕМА: «Работа над певческим дыханием в хоре».

Цель: Привить навыки учащихся детского хора, правильно дышать во время пения.

Задачи:

Образовательная. Познакомить учащихся с процессом певческого дыхания на уроке. Дать представление о правильном пении на дыхании. Обучить основным приемам работы голосовых связок при вдохе и выдохе.

Развивающая. Обогащение и усвоение ритмо-мелодических скороговорок, насыщенных наиболее трудными для произношения согласными звуками. Развитие умений анализировать, сравнивать правильное исполнение в хоре.

Воспитательная. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Воспитание нравственных качеств учащихся и формирование всесторонне развитой личности.

Формы организации занятия: Групповые, парные.

Дидактическое обеспечение занятия: ТСО.

План:

    Вст. слово

    Распевки, упражнения

    Работа над репертуаром хоровых партий

    Итог урока

    Самоанализ открытого урока

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Распевание: Большое место в системе хоровой работы с детьми занимают вокально-хоровые упражнения.

Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата т.е. разогревание голосовых связок ребенка к разучиванию и исполнению хоровых произведений. В процессе распевания происходит соответствующая эмоциональная настройка поющих, постепенное их включение в хоровую работу. Планомерное и целенаправленное применение упражнений, очень хорошо способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Для распевания отводится (10 - 15 минут).

Упражнение:

Дыхание – мягкая атака звука. Вначале вдох затем, задержка дыхания и вдох должен быть активным, но спокойным (например: как будто нюхают цветочки). Выдох – должен быть плавным, продолжительным;

Дикция, артикуляция – правильное формирование гласных. Согласные при пении должны произноситься предельно кратко. Гласные должны звучать полно, широко (например: гласные – это река, а согласные - берега). Активная работа всех органов в полости рта. Язык при пении должен двигаться свободно ;

Упражнение на расширение диапазона (используя преимущественно примарную зону звучания от «ре» 1-ой октавы до «ре» 2-ой октавы).

2. Механизм певческого дыхания.

В организме человека непрерывно происходит процессы, необходимые для его жизнедеятельности. Работа, выполняемая органами человека – сердцем, нервной системой, мышцами, требует питания. Продуктом такого питания в первую очередь является кислород, который человек получает из окружающей его воздушной среды.

Процесс поглощения кислорода и отдачи углекислоты происходит постоянно. «Человек начинает жизнь с первым вдохом и кончает ее последним выдохом».

Попевки: «Савка и Гришка сделали дуду!», «Ты кукушка, где бывала…», «Чик-чирик…», «Көбелек ».

Процесс дыхания при пении. Взятый при вдохе воздух сгущается под сомкнутыми связками. Давление воздуха разъединяет связки, часть воздуха вырывается, и они вновь замыкаются. Смыкание связок вновь вызывает увеличение давления в трахее и бронхах, происходит новая атака воздуха размыкающего связки.

Упражнения: На согласные «С, Ч, К, Г, Ф, Х»; и на чередующие слоги «ма-мэ-ми-мо-му» Вдох производится более спокойно и полно. При расходовании дыхания необходимо следить, чтобы трата воздуха была равномерной и на всех слогах. Артикуляция слогов должна быть легкой и активной. (5 минут)

3.Работа над песней «Қазақстан-қыран далам »

Вначале детям предлагается прослушать песню в исполнении педагога. Чтобы помочь детям усвоить мелодию, ее следует исполнить в замедленном темпе, без аккомпанемента, затем предложить спеть на слог «ля - ля», «ку - ку», добиваясь в исполнении легкого, светлого звука.

Учить детей петь, передавая веселый, радостный характер песни. Обратить внимание на гласную «у» в слове «қуанам»,и согласную «р » «таңдарымен ». Гласные «ұ » «мұңайсаң » 2-ая низкая «ре2 бемоль» ,«мұңаям », которую нужно произносить длиннее. Своевременно вступать после музыкального вступления. Чисто интонировать скачкообразное движение мелодии – на октаву вверх (до1 – до2) и чистая кварта вниз- вверх (си - фа - си) и т.д.

(10-15 минут)

4. Повтор и закрепление песни «Я учу английский»

Работа над характером произведения. Осмысленно и выразительно произносить текст песни:

Внимание

Дыхание

Начало и окончание пения.

Уметь сливаться в чистый унисон, слушать себя при пении, а также весь хор, сливаясь в общем звучании с инструментом и не выделяясь. (10 минут)

Итог урока: Научились правильно дышать, произносить четко слова. За счет скороговорок и попевок. Всем спасибо за внимание!

Самоанализ открытого урока

Открытый урок по теме «Работа над певческим дыханием в хоре»

Выбор данной темы считаю актуальным т.к. для того чтобы учащиеся понимали процесс певческого дыхания.

Соответственно заявленной теме была поставлена цель: «Привить навыки учащихся детского хора, правильно дышать во время пения». Решалась данная проблема через следующие задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с процессом певческого дыхания на уроке.

Дать представление о правильном пении на дыхании. Обучить основным приёмам работы голосовых связок при вдохе и выдохе.

Развивающая:

Обогащение и усвоение ритмо-мелодических скороговорок, насыщенных наиболее трудными для произношения согласными звуками. Развитие умений анализировать, сравнивать правильное исполнение в хоре.

Воспитательная:

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Воспитание нравственных качеств учащихся и формирование всесторонне развитой личности.

Использовались следующие методы обучения:

Метод актуализации прежних знаний (прежние знания сделать актуальными в данный момент).

Наблюдалась постоянная смена видов деятельности, что позволило сделать урок более объёмным, продуктивным и постоянно удерживать внимание учащихся.

Цели и задачи урока достигнуты.

КОНСПЕКТ

открытого урока по хору

«Формирование певческого дыхания

на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков»

Преподаватель хора

МБУ ДО Локотская ДШИ

Матюшкова В.В.

Современных детей не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым музыкальным материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому, возникает необходимость в использовании нестандартных форм урока: урок – дискуссия, урок – состязание, урок – музыкальная викторина, урок – защита, а также введение различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей. Формы занятий в младшем хоре тесно перекликаются между собой: так, например, наряду с уроком – дискуссия может возникнуть такая форма урока как состязание или урок – защита приобретенных знаний и навыков.

Исходным положением при проведении данного занятия являются авторские методики ведущих специалистов в области хорового искусства и музыкальной педагогики: упражнения для осанки и снятия мышечного напряжения, предлагаемые Виктором Поповым; дыхательная гимнастика по системе А. Н, Стрельниковой; упражнения для укрепления дыхательных мышц во время выдоха по системе Н. Княжинской (педагог по вокалу РАМ им. Гнесиных); хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

Думается, что формируя певческое дыхание у детей младшего хора, их восприятие музыкальных произведений станет особенно эффективным. Данный вид занятия способен воздействовать не только на процесс обучения, развитие кругозора и духовного начала младших школьников, но и выступать как средство снятия зажатости юного исполнителя. Источником зажима могут являться глубокие переживания, спрятанные в глубоких тайниках детской души. Посторонние мысли не просто мешают сосредоточиться на исполняемом произведении, а закрепощают самого исполнителя, словно связывая его по рукам и ногам. Для начинающих исполнителей важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в исполнительском мастерстве. И в этом огромную роль играет дыхательная гимнастика.

Воздействие музыки на ребенка происходит на трех уровнях: вибрационном, эмоциональном и духовном. В связи с этим, перед нами стоит единственная и очень важная цель – развитие вокально-хоровых навыков.

Тема: «Формирование певческого дыхания на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков»

Цель: через эмоционально – осознанное отношение детей к вокальным произведениям, которые они исполняют, формировать вокально-хоровые навыки, а именно певческое дыхание.

Задачи:

    Укрепление дыхательных мышц во время вдоха и выдоха с использование дыхательных упражнений по системе А. Н. Стрельниковой и Н. Княжинской.

    Развитие произвольного дыхания с помощью динамического ансамбля: diminuendo и crescendo, а также освоение опоры звука и растяжки его во времени;

    Развитие навыков вокального дыхания при звуковедении staccato, legato и non legato и умение регулировать цепным дыханием так, как удобно певцам.

План проведения занятия.

    Дыхательная гимнастика:

а) упражнение №1 «Ладошки»;

б) упражнение №2 «Погончики»;

в) упражнение №3 «Обними плечи»;

г) упражнение №4 «Счет»;

2. Распевание.

а) упражнение №1 на ровность звука и цепное дыхание;

б) упражнение №2 на легкость и полетность голоса;

в) упражнение №3 для раскрепощения певческого аппарата;

г) упражнение №4 скороговорки;

д) упражнение №5 на развитие звуковедения стоккато.

3. Хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

4. Работа с произведениями.

а) туркменская народная песня «Мотылек»;

б) «Возьми густой вишневый сок» из цикла «Вредные советы» Самарина.

Ход занятия:

Хормейстер: ребята, сегодня у нас очень важный урок, на котором нам необходимо будет показать, что вы узнали о певческом дыхании и как вы научились петь, используя эти знания. Но прежде, чем мы начнем делать дыхательную гимнастику, давайте вспомним, что мы знаем о дыхании.

Проводится опрос:

    Наше дыхание состоит из трех важных процессов, каких…(вдох, задержка дыхания и выдох);

    Каким должен быть вдох? (быстрым, но незаметным, коротким, но глубоким);

    Певческий вдох и выдох разделяются…(мгновенной паузой – опора для звука);

    Каким должен быть выдох? (медленный, экономный);

    Куда мы направляем поток воздуха? (в мышцы живота);

    Что помогает нам укрепить мышцы живота и научиться правильно дышать? (дыхательная гимнастика).

    Проводится дыхательная гимнастика.

По системе А. Н. Стрельниковой.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время вдоха, при этом следить, чтобы вдох был незаметным, но глубоким и плечи при этом не поднимались, коротким и быстрым с помощью эмоции тревоги, которая наилучшим и естественным образом его организует, следить за одновременным совпадении вдоха и движений рук:

а) упражнение №1 «Ладошки»: руки поднять и вытянуть перед собой, одновременно с вдохом руки резко согнуть в локтях (хватательные движения руками), выполнять в умеренном темпе 8 раз;

б) упражнение №2 «Погончики»: руки согнуть в локтях не уровне пояса, резко бросать руки вниз одновременно с вдохом, выполнять в умеренном темпе 8 раз;

в) упражнение №3 «Обними плечи»: руки согнуть в локтях на уровне груди и сложить их друг на друга, одновременно с вдохом делать резкие движения руками к спине, сжимая грудную клетку, выполнять в умеренном темпе 8 раз;

г) упражнение №4 «Счет»: произвести вдох и при активном задержании мышц на опоре выполнять счет до 10, 15, 20 в естественном разговорном регистре.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время выдоха, при этом выдох должен быть экономным:

а) упражнение №4: «В етер» . Все превращаемся в “ветер” и своим дыханием дуем на подушечки пальцев и следим за тем, чтобы выдох был ровным, без толчков и длительным;

б) упражнение №5: «Спущенное колесо машины» (выдыхание на согласных звуках «С»). Также на длительном выдохе, при этом мы выдох не только прочувствуем, но и услышим.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время выдоха, при этом выдох должен быть экономным, при полном ощущении дыхательной опоры и активном ее задержании:

а) с использованием ладони, при этом надо дуть на подушечки пальцев и следить за тем, чтобы выдох бал ровным, без толчков и длительным;

б) с использованием согласного «С» также на длительном выдохе, при этом мы выдох не только прочувствуем, но и услышим; добавить выталкивание «С» маленькими порциями, пропуская его сквозь зубы, поддерживая активность мышц.

2. Распевание.

Распевание – важный начальный этап в формировании певческого вокального дыхания. Все вокально - хоровые навыки воспитываются, прежде всего, через художественный репертуар. На каждой репетиции наряду с освоением того или иного произведения, шлифовкой его отдельных эпизодов, используются специальные вокальные упражнения. Важной особенностью является умение контролировать не только координацию слуха и голоса, но и умение правильно пользоваться вокальным дыханием. Каждое упражнение исполняется с определенным эмоциональным настроем.

а) упражнение №1 пение на одном звуке, используя слоги «ма-мэ-ми-мо-му»: следить за ровностью звука и цепным дыханием ; звуковедение легато, темп умеренный, тесситура средняя, атака звука мягкая, динамика mf; упражнение способствует яркости ощущений в головном регистре; эмоциональный настрой: исполнять спокойно, величаво,

б) упражнение №2 пение трех соседних звуков, используются слоги «лё» и «ли», а также вибрация губ: следить за легкостью и полетностью голоса, за единообразной манерой исполнения гласных, расширять диапазон учащихся до E- dur второй октавы; использовать навык пения звуковедения staccato, активно подавая дыхание;

в) упражнение №3 для раскрепощения певческого аппарата используется слог «да», упражнение способствует яркости ощущений в смешанных регистрах, дыхание активное и экономный выдох;

г) упражнение №4 скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит», «Проворонила ворона вороненка», а также чередуя слоги «ма-мэ-ми-мо, ба-бэ-би-бо, да-дэ-ди-до-ду»; эмоциональный настрой: игриво, задорно; динамика mp, пение на одном дыхании.

д) упражнение №5 пение тонического трезвучия, используя слоги «ли-лё-ля» и звуковедение staccato; округлое звучание и четкое произношение гласных и согласных, активная смена дыхания между фразами.

3. Хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

Каждое произведение вначале работы над ним следует пропеть по хоровым партитурам, с дирижированием или используя ручные знаки (пение по руке) по системе Г. Струве. При этом особое внимание необходимо уделить фразировке, расстановке динамических оттенков. Полезно без пения отработать цепное, активное дыхание и динамику ритмически не меняя фразу так, как если бы оно было пропето с текстом.

4. Работа с произведениями.

а) При работе с произведениями используются следующие педагогические приемы:

игра «Передай фразу»: хор делится по подгруппам, поочередно каждая исполняет последующую фразу, как бы подхватывая при этом соблюдая чистое интонирование;

игра «Музыкальное эхо»: педагог поет – хор повторяет или одна группа поет, а другая повторяет.

Задачи для исполняемого репертуара:

    работать над цепным дыханием и дыханием по фразам, экономным выдохом и пением на опоре, активным вдохом в заданном темпе;

    развивать внутренний слух, пропевая фразы поочередно: то вслух, то про себя, а также пение по системе Емельянова с использованием вибрации губ;

    соблюдать динамический контраст, музыкальную выразительность.

Репертуар:

а) «Мотылек» слова Е. Осина, музыка А. Зарецкого

б) «Возьми густой вишневый сок» из цикла «Вредные советы» слова Г. Остера, музыка В. Самарина.

Заключение.

Подведя итог проведенного занятия, можно сказать, что с помощью методик по формированию певческого дыхания у детей младшего хора их чувства эмоциональной отзывчивости, воображение, фантазия развиваются в большей степени, помогают глубже и точнее понять содержание учебного процесса. Учащиеся становятся более раскрепощенными, гармоничными, а их ответы – более грамотными, оригинальными, разнообразными, что усиливает впечатление детей.

Таким образом, осознание важности использования певческого дыхания в развитии вокально-хоровых навыков и личностных качеств младших школьников, управление этим видом деятельности в нужном педагогу направлении позволяет повысить эффективность учебного процесса, делает его оптимальным.

Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что формирование певческого дыхания на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков привело:

    К значительному оживлению и увлеченности школьников, повышению их интереса к музыкальным занятиям;

    Пробуждению их внутренней активности, появлению ярких идей и образов;

    Появлению умения анализировать результаты коллективно выполненной работы.

Итак, работа над певческим дыханием стала прекрасным средством научения детей работать вместе, способствовала их сближению между собой.

Список использованной литературы.

    В. Попов «Школа хорового пения».

    В. Живов «Теория хорового исполнительства».

    Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом».

    А. Н. Стрельникова «Упражнения для развития певческого дыхания».

    Г. Струве «Хоровое сольфеджио».

План – конспект Открытого урока по хору

преподавателя Тулиной Татьяны Владимировны

Преподаватель: Тулина Т.В.

Концертмейстер: Тулина Т.В.

Предмет: коллективное музицирование (хор)

Тема урока: Значение распевания в младшем хоре

Форма проведения: коллективная

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков

Задачи :

    Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

Певческую установку;

Певческое дыхание и опору звука;

Высокую вокальную позицию;

Точное интонирование;

Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

Использование различных видов звуковедения;

Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки

    Развивающие:

Продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

Продолжение развития гармонического слуха;

Развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

    Воспитательные:

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения :

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Индуктивный;

Дедуктивный;

Проблемно – поисковый;

Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

Вариативность заданий при повторении упражнений;

Представление «в уме» первого звука уже на дыхании;

Юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

Создание здоровьесберегающей среды в коллективе

Психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

Личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

Учёт индивидуальных особенностей;

Дифференцированный подход

Оборудование: фортепиано, стулья, ноты упражнений и попевок, хоровые партии, наглядные пособия для сольфеджирования

План занятия

I.Организационный этап.

Приветствие, психологический настрой учащихся

Вступительная часть

Сообщение темы урока и его задач

II. Основная часть.

Дыхательная разминка

Вокальные упражнения

Работа над произведением

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока)

Домашнее задание

Пояснительная записка к конспекту урока

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Работать надо постепенно, без торопливости.

Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения вокальных упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

Приветствие учащихся подготовка к дыхательной гимнастике и распевкам.

Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Это песня детского композитора Александра Владимировича Кудряшова на стихи Ирины Яровской «Веселые нотки». Но исполнить нам произведение помогут наши знания и умения. Что мы с вами должны сделать в первую очередь?

Предполагаемый ответ – распеться.

Наша задача продолжить формирование основных певческих навыков, поэтому внимательно слушаем педагога, друг друга, так как мы поем в коллективе и фортепиано, которое дает нам чистый тон. Приступим к первому этапу –

II Дыхательная гимнастика. (Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой)

Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.

Задание тоже только на звук «з» .Следить за ровностью звука, чтобы не было толчков и провалов.

- «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук «ф», подталкивая каждое произнесение животом.

- «греем ладошки» (дышим, как бы выпуская пар);

- «греем» и поем звук «а»;

Штро-бас;

Штро-бас – вой;

Штро-бас – крик чайки;

- «бронтозаврик»;

Счет на крещендо от 1 до 10;

Счет от 1 до 10, три раза «А!А!А!»;

- «страшная сказка»;

- «бррр» (имитация езды на авто).

Распевание:

На двух звуках морморандо (пение с закрытым ртом); - выравнивание тембра.

На трех звуках по полутонам вверх; - развитие одинакового звукообразования.

Пение арпеджио трезвучия вверх и вниз на слог «ми-и- я»; - поднять нёбо

- «я пою, я пою, я пою» - по полутонам вверх

- «звонко, звонко пойте; громко петь не надо»; -контраст нюансов (форте и пиано).

- «лёли, ли, лё», «бра-ду, бра-до» - пять звуков поступенно вверх и вниз; активизировать артикуляционный аппарат, сформировать положение «зевка», развитие умения петь легато (связно) и стаккато (отрывисто).

Пение гаммы до-мажор разными длительностями;- развитие длины дыхания, чёткой дикции.

Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.

Детская песня «Веселые нотки»:

Беседа о характере, настроении песни;

Прохлопывание ритма куплета

Сольфеджио партии 1 куплета (игровой момент)-догоняем нотки

Работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания;

Проговаривание текста, ставим агогическое ударение

Отработка округлого звука;

Ваша задача, ребята не только ознакомится с мелодией куплета, но применить певческие навыки:

- исполнение фраз на одном дыхании;

- пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо;

- соединение фраз в предложения;

- брать звук «без подъезда» к нему, а сразу, «сверху», интонируя заданный тон;

-

- исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).

III Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока):

Сегодня мы с вами познакомились с песней А.В. Кудряшова «Веселые нотки» Какими они у нас получились? (Дети отвечают, описывая характер ноток)

Итак, ноты, шагая друг за другом живут в одной семье, в тональности до-мажор. Нам встречались и восьмые и четвертные в тексте. Петь их нужно очень дружно, четко выговаривая слова, чисто интонировать, прислушиваться к громкости своего голоса, контролировать свое пение, чтобы оно превратилось в умение.

Задание на дом:

Выучить текст песни (литературный и нотный). Чисто интонировать ступени до мажора.

Открытый урок по хору, 2-4 классы

подготовила преподаватель

МАУК ДО «Музыкальная школа» г. Комсомольск-на-Амуре

Носкова Ольга Юрьевна

г. Комсомольск-на-Амуре 2016 г.

Открытый урок по хору, 2-4 классы.

Тема: «Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками в младшем хоре»

Цель: показать формы и виды вокальной работы в младшем хоре.

Задачи:

Образовательные:

    Обучать вокально-хоровым навыкам для художественного исполнения хоровой музыки.

    Работать над развитием певческого дыхания, звуковедением, дикцией.

    Научить применять полученные вокально-хоровые навыки в работе над хоровым произведением.

Развивающие:

    Развитие мышление, внимание, музыкальную память, восприятие, воображение, интерес к познавательной деятельности.

    Развивать творческие способности, вокально-хоровые навыки.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

    Воспитывать художественно-эстетический вкус учащихся, любовь к хоровому пению на примере лучших образцов классической и современной хоровой музыки.

    Формировать доброжелательное отношение к окружающим- доброту чуткость, отзывчивость, общительность.

    Сформировать:

Положительную самооценку;

Навык коллективного творчества через совместное исполнение музыкальных произведений; осознание своего вклада в формирование хорового коллектива;

Бережное отношение к своему здоровью благодаря правильному владению певческим дыханием и звукообразованием;

Форма проведения: коллективное музицирование.

Методы обучения:

    Наглядно-слуховой

    словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

    наглядно-образный

    эмоционально-образный

    проблемно – поисковый;

    объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Тип урока : урок повторения, закрепления умений и навыков.

Оборудование: фортепиано, нотная литература, проектор, ноутбук, экран, акустическая система.

Ход урока:

    Вступительная часть. Знакомство хорового коллектива с присутствующими на уроке преподавателями. Постановка основной цели и задач на урок через общение с учениками посредством проблемно поискового метода.

    Артикуляционная гимнастика:

- «Щёчки»: поочередно покусываем правую и левую щеки.

- «Шпага»: рот закрыть, кончикам языка наносить «уколы» в правую и левую щеки, над верхней и нижней губой.

- «Пятачок»: губами, вытянутыми вперед, рисовать окружность по часовой и против часовой стрелки.

- «Лягушка»: рот открыть, указательным пальцем удерживать нижнюю челюсть в неподвижном состоянии в быстром темпе высовывать язык до отказа вперед и назад.

- «Взрывной алфавит»: активное произнесение согласных звуков «Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж». Исходное положение- рот максимально открыт (бесшумно произносим «А»). Каждый согласный звук произносится четыре раза. Перед и после каждого звука фиксируется исходное положение рта и делается бесшумный вдох.

    Распевание. Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.

Заднеязычный носовой сонат «Н-носовой» (мягка челюсть, дотянуть звук на дыхании до конца)

Распевка на слоги Да-аха-аха (фиксируем внимание на вдох в «ладошку»)

Распевка на слог «ю-у-у» (поем staccato, следим точность штриха, толчки дыхания в области диафрагмы)

Распевка «Мы перебегали берега» (активная артикуляция)

Гамма С-dur (legato, вкладываем одну гласную в следующую)

Распевка на цепное дыхание, слог «ву» (учимся перехватывать дыхание незаметно, учимся делать crescendo, diminuendo)

    Работа над программой.

    «Сон» муз. и сл. И Барановой:

Работа над унисоном, чистой интонацией: поем на слог «лю» сопрано первый такт фразы, альты следующий. Задача точно интонационно вступить, продолжить на дыхании звуковую линию.

Исполнить фразы целиком, соблюдая звуковедение legato.

Работа над дикцией: окончания слов одновременно (согласные замыкать, в конце фраз вместе произнести «т»)

Работа над дыханием: припев храп на вдохе, плечи не поднимать.

Исполнить произведение целиком.

    И. Брамс «Божья коровка»:

Настройка в тональности, пение ступеней, отпевание устойчивых ступеней, двухголосная настройка.

Первый куплет: работа отдельно по партиям над унисоном, интонацией, дикцией, пение на два голоса.

Знакомство с текстом второго и третьего куплета, обсуждение характера.

Просмотр видео исполнение пени целиком детским хором.

Обсуждение.

5. Заключительная часть: формирование выводов, анализ исполнения – что получилось, а над чем еще предстоит поработать. Оценка выступления учащихся, формирование положительной мотивации к обучению.

О. Хромушин «Зачем зайцу хвост?» - эмоциональная разрядка, выразительное исполнение шуточной песни.

Итог. В ходе урока показана работа над формированием и закреплением вокально - певческих навыков у детей. С этой целью подобранны распевки, упражнения на цепное дыхание. Репертуар исполняемых произведений разнообразен, интересен детям. Каждое произведение подобрано с целью решения определенных педагогических задач.

На уроке применяются современные образовательные технологии,

в т. ч. игровые, здоровьесберегающие, проблемно-поисковые, использованы информационно-коммуникационные технологии, мультимедийное оборудование.

МОУ ДОД "Центральная детская музыкальная школа №1", г. Кемерово

Разработка открытого урока с хором мальчиков

Пояснительная записка к открытому уроку на тему: «Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков 1-2 классов».

…«Хор мальчиков - это специфический творческий организм, очень сложный, что требует от руководителя хора особого подхода и к организаторской, и к учебной, и к воспитательной работе в коллективе ».

(Г. Струве)

Очень важен начальный этап приобщения мальчиков к хору. Для девочек пение является естественным, «женским» занятием, они очень охотно посещают уроки хора. Мальчикам гораздо ближе занятия, связанные с движением, они больше, чем девочки, увлекаются играми, спортом, а также техникой. Мальчики в массе своей менее дисциплинированы, более возбудимы, поэтому во время репетиций постоянно удерживать их внимание довольно трудно, а потребность постоянно двигаться толкает юных хористов на нарушение дисциплины. Используя на уроке двигательные приемы, такие как: артикуляционная разминка, игра «Лучший дирижер», исполнение произведений с изобразительными движениями, преподаватель дает возможность мальчикам всю их подвижность и неусидчивость направить на освоение музыкального материала.

Главную роль на начальном этапе обучения вокально-хоровым навыкам играет репертуар. Спортивные, игровые, военные песни трогают души мальчишек, что вызывает живое, выразительное исполнение произведений. Например, такая деталь исполнения, как футбольный свисток (песня «Необыкновенный футбол»), помогает преподавателю сосредоточить внимание хористов на изучаемом материале и закрепить его. Разучивание произведения с помощью определенных движений (маршировать как футболисты, изображать руками движение поезда или крылья самолета и т. д.) хорошо развивает музыкальную память, способствует поддержанию интереса к хоровому пению. А когда есть интерес - приобретается привычка к занятиям.

Научившись трудиться и получать от этого удовлетворение, мальчишки с огромной преданностью относятся к своему хору. Так решается проблема посещаемости занятий.

Умелое использование психологических и физических особенностей участников такого своеобразного коллектива, как хор мальчиков, при всей сложности работы с ними, приносит превосходные результаты. Специфический звук, которым обладают поющие мальчики, создает ни с чем не сравнимое по красоте своей звучание хора.

Открытый урок по хору преподавателя МОУДОД «ЦДМШ №1»

Тема урока: «Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков 1-2 классов».

Тип урока : Комбинированный урок, включающий: изучение нового материала, закрепление знаний, обобщение.

Цель : На примере артикуляционных упражнений, распевания и работы над музыкальными произведениями показать приемы вокально-хоровой работы с мальчиками 1-2 классов.

Задачи :

Образовательные:

Разучить новое произведение, используя специальные приемы;

Закрепить пройденный материал;

Отработать исполнение песни с движениями.

Развивающие:

Формировать у учащихся понятия: певческая установка, дыхание, звуковедение, артикуляция;

Развивать потребность в творческом самовыражении.

Форма работы : Групповая.

Методы обучения :

2.Практический

3.Объяснение

4.Упражнения

6.Соревнование

Структура урока :

1.Организационный момент

2.Артикуляционная и дыхательная гимнастика

3.Распевание

5.Подведение итогов

6. Домашнее задание.

Этапы урока

Действия учителя и учащихся

Вопросы учителя, возможные ответы учащихся

Время

1. Организационный момент

1.1.- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы покажем приемы вокально-хоровой работы: как разучиваем новую песню, как делаем интересным исполнение уже выученного произведения. Начнем урок как обычно – с разминки.

Для чего нужна разминка? (чтобы подготовить голосовой аппарат к пению).

Какое первое упражнение? (для губ).

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

2.1.Упражнения на артикуляцию:

Губы: «трубочка-ниточка» (вытягивать вперед и растягивать в стороны, рот закрыт);

Язык: щелкать языком, «часики» (по очереди толкать языком щеки);

Щеки: надуть по очереди и одновременно втянуть;

Для мышц нижней челюсти: открыть широко рот - считать про себя до пяти - закрыть;

То же упражнение, но надавливать снизу кулаком, добавляя нагрузку на челюсть;

2.2.Упражнения на развитие певческого дыхания:

- «ежики» - придумать имена, которые начинаются с глухих согласных, произносить шепотом, с силой выпуская воздух;

- «Шмель» - набрать воздух в два этапа, задержать на 3 сек., выпускать медленно на звук «з». Учитель ведет счёт.

Какие мышцы мы тренировали? (лица, рта).

Как называется работа этих мышц? (артикуляция).

А что такое дикция? (правильное, четкое произношение).

Какие мышцы тренируем на дыхательных упражнениях? (губ, живота).

3. Распевание

3.1.Упражнения на развитие диапазона и высокой певческой позиции: - -«Автомобиль» - бурчание по мажорному звукоряду вверх-вниз в пределах ч.5, двигаться по м.2 вверх до предела. (См. приложение).

-«Поезд» - на гласный «у» петь б.2, нон легато , начать медленно, постепенно ускоряя. (См. приложение).

3.2.Упражнения на развитие ладового слуха, штрихов звуковедения:

Пение мажорных гамм - вверх штрихом легато, вниз стаккато.(См. приложение).

3.1.-Каждый себе представил автомобиль, на котором поедет. (феррари, форд, хонда и т. д.).

Представляем, что поезд отходит от станции и набирает ход.

3.2.- Что такое легато и стаккато?

Какие знаки в тональностях ре, фа мажор?

4.Работа над музыкальными произведениями

4.1.Произведение для разучивания: «Необыкновенный футбол», муз. и сл. И. Резниковой.

а) показ произведения учителем, беседа о содержании;

б) конкурс на запоминание слов первого куплета; (кто первым запомнит слова после пропевания учителем 2-4 строк);

в) повтор слов всей группой;

г) прием «эхо» (учитель поет фразу – дети её повторяют);

д) прохлопывание ритма; е) пение по руке; ж) заключительное пропевание первого куплета.

4.2. «Мы играли в паповоз»,

сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина.

а) Проговорить слова 1-го куплета;

б) Вспомнить, на какие слова выполняются движения;

с) Пропеть с движениями, добиваясь синхронного исполнения.

д) Выполнить те же задания в каждом куплете.

е) Исполнить произведение с начала до конца. Прием игры, выбор лучшего дирижера.

4.1. Придумайте название песни; помните, что оно должно быть кратким и отражать содержание произведения.

Кто главные герои? (мышата и котята).

Каков характер песни? (веселый, шуточный).

4.2.-Давайте вспомним слова и движения, которые мы придумали.

(чтобы песня стала ярче, интереснее, понравилась слушателям).

Давайте выберем лучшего дирижера. Приглашаю для исполнения трех участников (каждый по куплету).

5.Подведение итогов

Сегодня на уроке мы разучили новую песню; показали приемы, которыми мы пользуемся в работе над произведениями:«эхо»,простукивание ритма, пение по руке, исполнение с движениями, конкурс дирижеров. Все получают оценку «пять».

6.Домашнее задание

Нарисовать рисунок к песне «Необыкновенный футбол».



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.