Идеализм в философии - это духовное начало. Чем отличается философ-идеалист от философа-материалиста

ИДЕАЛИЗМ (от греческого ίδέα - видимое, вид, форма, понятие, образ), одно из основополагающих философских течений или направлений, считающее собственно действительным идеальное в той или иной форме (идея, сознание, дух, абсолют и т.п.). Как термин употребляется в новоевропейской философии с 18 века, хотя обозначаемое им философское учение оформилось уже в древнегреческой философии. Понятие «идеализм» многозначно и претерпело значительные изменения в процессе своей истории, вследствие чего нередко ретроспективно переосмыслялась и вся предшествующая история философии. В зависимости от того, идёт ли речь о теоретико-познавательном или метафизико-мировоззренческом аспекте в понимании «идеи», а также от того, что рассматривается в качестве противостоящего течения, выделяют различные виды идеализма.

Г. В. Лейбниц, который впервые употребил термин «идеализм», рассматривал идеализм в оппозиции «величайших материалистов и величайших идеалистов»: образцом первых он считал Эпикура и его сторонников, согласно гипотезе которых «в теле всё совершается так, как если бы не существовало души», образцом вторых - Платона и его последователей, согласно гипотезе которых «всё в душе происходит так, как если бы тела вовсе не было» (Лейбниц Г. В. Соч. М., 1982. Т. 1. С. 332). К числу идеалистов Лейбниц относил представителей картезианства. Уже в 18 веке в качестве синонима идеализма выступал «спиритуализм» (М. Мендельсон и др.). Крайний случай идеализма, признающего существующей лишь собственную душу, назывался в 18 веке «эгоизмом» (в современном словоупотреблении именуется солипсизмом).

И. Кант и Т. Рид основоположником идеалистической метафизики считали Дж. Беркли (сам он называл своё учение «имматериализмом»), однако Рид к «идеальным системам», или к «теориям идей», относил также философию Дж. Локка и Д. Юма. Причиной подобного расхождения оказывалось различное понимание «идеи»: если для английской и французской философии идеей могло оказаться практически любое представление (например, «красное»), то для немецкой традиции (во всяком случае начиная с Канта) в качестве идеи преимущественно выступает понятие разума, носящее, как и у Платона, сверхчувственный и всеобщий характер, а употребление «идеи» в смысле любого представления оказывается невозможным. Русская философия в данном вопросе следует немецкой и древнегреческой традиции.

И. Кант использовал понятие идеализма не только в полемике со своими оппонентами, но и - в новом значении - для обозначения собственной позиции. Он различал формальный и материальный, или психологический, идеализм. Материальный, или «обыкновенный», идеализм «сомневается в существовании самих внешних вещей или отрицает их», при этом в случае сомнения в существовании предметов в пространстве вне нас речь идёт о проблематическом (скептическом) идеализме (Р. Декарт), а в случае объявления вещей в пространстве плодом воображения речь идёт о догматическом, или «мистическом и мечтательном», идеализме (Дж. Беркли). Подобный идеализм, выводы которого о недоказанности существования вещей вне нас, Кант считал «скандалом для философии и общечеловеческого разума», он противопоставил в «Критике чистого разума» собственный формальный, или трансцендентальный, идеализм, в основе которого лежало его учение об эмпирической реальности и трансцендентальной идеальности пространства и времени. Первая состоит в объективной значимости пространства и времени для всех предметов, которые могут быть даны нашим чувствам, в то время как вторая означает отсутствие притязаний на абсолютную реальность и невозможность посредством чувств постигнуть свойства «вещей в себе». Столкнувшись с отождествлением собственной позиции с учением Беркли, Кант включил во 2-е издание «Критики чистого разума» раздел «Опровержение идеализма» и предложил собственный формальный, или трансцендентальный, идеализм во избежание путаницы именовать также критическим идеализмом, согласно которому «нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления» (Кант И. Собр. соч. М., 1994. Т. 4. С. 44). Таким образом, критический идеализм относится не к существованию вещей, сомневаться в котором Канту «и в голову не приходило», а касается только чувственного представления о вещах. Однако уже И. Г. Фихте признание существования вещей показалось догматизмом. Пытаясь его преодолеть и построить систему «истинного» идеализма, или критицизма, которую он не находил у Канта, Фихте положил в основание философии понятие Я, отождествляя трансцендентальный идеализм с собственным «наукоучением». Если у Канта прослеживалось противопоставление идеальности и реальности, то Фихте пытался их объединить в некоем синтезе идеализма и реализма («реал-идеализм» или «идеал-реализм»).

Ф. В. Шеллинг, истолковывая наукоучение Фихте как «субъективный» идеализм, попытался представить идеализм «во всей его полноте»: выстроенная им система представляла собой соединение трансцендентальной философии (выведение природы из интеллигенции) и натурфилософии (выведение интеллигенции из природы) и получила терминологическое оформление в различении «относительного» («трансцендентального») и «абсолютного» идеализма как некоего «целого», лежащего в основе как реализма, так и «относительного» идеализма (Шеллинг Ф. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. СПб., 1998. С. 141-142). Трактовке абсолютного идеализма соответствовало также понимание Шеллингом абсолюта как неразличимости реального и идеального.

Г. В. Ф. Гегель, считая, как и Ф. В. Шеллинг, что всякая философия есть по своему существу идеализм, характеризовал свою позицию как точку зрения «абсолютного идеализма», согласно которой «настоящее определение конечных вещей и состоит в том, что они имеют основание своего бытия не в самих себе, а во всеобщей божественной идее» (Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т. 1. С. 162-163).

Философское развитие в Германии от И. Канта до Г. В. Ф. Гегеля, включая Ф. Шлегеля, Ф. Шлейермахера, Новалиса и др., нередко именуется немецким идеализмом. Несмотря на широкое распространение данного термина, границы его весьма размыты. Дискуссионными остаются вопросы о том, следует ли включать в немецкий идеализм философию Канта, заканчивается ли он на Гегеле или же на А. Шопенгауэре и др. Для многих представителей русской религиозной философии конца 19 - начала 20 века (Н. А. Бердяев и др.) идеализм практически отождествлялся с немецким («германским») идеализмом.

Параллельно с кризисом гегелевской умозрительной философии в середине 19 века сам идеализм как философское учение был подвергнут критике со стороны мыслителей различных направлений (С. Кьеркегор, Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс, Ф. Ницше и др.). В. Дильтей в развитой им типологии мировоззрений выделил в качестве трёх основных типов «натурализм», «объективный идеализм» и «идеализм свободы» (Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии. 1912. №1. С. 156-157, 168-169, 176-177). Наряду с реконструкцией гегелевской философии в различных вариантах неогегельянства (британский абсолютный идеализм и др.) критика её могла инициировать развитие новых разновидностей идеализма, отталкивавшихся от «отвлечённой» гегелевской системы (например, «конкретный идеализм» С. Н. Трубецкого). В 20 веке с критикой идеализма выступили неопозитивизм и аналитическая философия. В целом характерная для 18-19 веков оппозиция идеализма - материализм утратила в 20 веке свою остроту, а проблематика классического идеализма разрабатывалась и дискутировалась в самых различных философских направлениях.

Лит.: Проблемы идеализма. М., 1902; Флоренский П. А. Смысл идеализма. Сергиев Посад, 1914; Idealist tradition: from Berkeley to Blanshard / Ed. by А. С. Ewing. Glencoe, 1957; Willmann О. Geschichte des Idealismus. Aalen, 1973-1979. Bd 1-3; Voßkühler F. Der Idealismus als Metaphysik der Moderne. Würzburg, 1996; Kroner R. Von Kant bis Hegel. 4. Aufl. Тüb., 2006. Bd 1-2.

Идеализм (новолат.) – философский термин. Надо различать, прежде всего, практический и теоретический идеализм. Практический или этический идеализм обозначает отличительное направление и колорит всей душевной жизни и деятельности человека, руководимого идеалами. Идеалист прикладывает к действительности свои идеалы, он спрашивает не о том, каковы вещи, а о том, какими они должны бы быть. Существующее редко удовлетворяет его, он стремится к лучшему, более прекрасному миру, отвечающему его понятию о совершенстве, и в котором он уже живет умственно. Не таков мечтательный идеализм (идеализм в худшем смысле), который представляет себе фантастический идеальный мир, не задаваясь вопросом, находится ли он в пределах возможности, согласуется ли с природою вещей и человека. Такой идеализм приводит или к пессимизму и бездеятельным грезам, или к гибели индивидуума в борьбе с действительностью.

Теоретический же идеализм может быть или теоретико-познавательным или метафизическим. Первый состоит в утверждении, что наше познание никогда не имеет дела непосредственно с самими вещами, но только с нашими представлениями. Он был обоснован Декартом , который сделал исходным пунктом своей философии вопрос, имеем ли мы право допускать, что нашим представлениям соответствуют предметы, а вместе с тем и предварительное сомнение в реальности этих последних (скептический идеализм). Системы Спинозы и Лейбница принадлежат тоже к идеалистическим, но у них сомнение не более, как переходная ступень, так как на основании правдивости Бога, как виновника наших представлений, по учению Декарта, или «предустановленной гармонии», которую допускает Лейбниц, мы вправе предполагать реальные внешние вещи соответствующими нашим представлениям. Однако, под влиянием Локка , Беркли и Юм пошли еще дальше: первый признавал только реальность Бога (как виновника наших представлений) и других духов, но оспаривал реальность внешних вещей, а последний – вообще всякое реальное бытие вне представлений (субъективный идеализм). Наконец, Кант пытался со своим критическим или трансцендентальным идеализмом проложить средний путь, так как хотя он утверждал, что пространство и время – только формы нашей чувственности, а вещи – только явления, которые обусловлены этими формами и не могут быть представленными помимо ощущающего субъекта, но при этом признавал несомненною эмпирическую реальность «вещей в себе », вне индивидуальной личности, которая сама представляет собою только явление в трансцендентальном смысле. Сомнительным остается у него, соответствуют ли вообще явлениям (эмпирическим объектам) вещи в себе (трансцендентальные объекты), недоступные нашему познанию, или понятие о последних лишено вообще смысла. Теоретико-познавательный идеализм подтверждается новейшею физиологиею и психологиею, которые учат, что представление пространственного внешнего мира возникает в душе и что при этом существенную роль играют субъективные факторы.

Метафизический же (объективный ) идеализм учит, что истинно сущее заключается не в мертвом веществе и слепых естественных силах, а в духовных принципах («идеях»): вещественная природа – только форма, в которой отчеканивается идеальное духовное содержание, подобно тому, как художественное произведение – только средство для осуществления художественной идеи. Метафизический идеализм отдает, следовательно, преимущество идеальному перед чувственно реальным, причинное объяснение подчиняет телеологическому , а исследование частных веществ и сил признает низшею ступенью познания природы, завершаемого лишь проникновением в общий «план» и «цель» создания. Это учение было обосновано в древности Платоном и развито дальше неоплатониками . В новое время Кант снова восстановил его, а затем Фихте , Шеллинг и Гегель создали блестящие идеалистические системы, обратив теоретико-познавательный идеализм Канта в метафизический. Если Кант утверждал, что внешние вещи суть лишь явления для субъекта, то Фихте учил, что они целиком определяются чрез посредство Я и понимал мировой процесс, как постепенное осуществление нравственных идей. Шеллинг расширил это понятие Я в понятие всеобщей творческой деятельности, чрез которую получают реальность Я и все единичные существа, которая образует природу и духовную жизнь, смотря по тому, сознает она или не сознает себя (объективный идеализм). Наконец, Гегель перешел к абсолютному идеализму, говоря: «Мышление, понятие, идея или скорее процесс, имманентное происхождение понятия есть единство сущее и истинное. Природа – та же идея в форме инобытия». Но и эти крупные мыслители не могли устранить затруднений, связанных с вопросом об отношении идеального к реальному, причинности к телеологии и их системы позже сильно поколебало клонящее к материализму реалистическое естественнонаучное мировоззрение. В конце XIX века Эдуард фон Гартман старался в своей «Философии бессознательного» обновить метафизический идеализм и примирить его с реализмом.

Идеализм - основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира.

Все философы-идеалисты признают, что бытие зависит от сознания, зависит от сознания, но они по-разному объясняют, каким образом сознание порождает бытие. В идеализме выделяют две основные формы:

  • - объективный идеализм, рассматривающий сознание как внеприродное, сверхчеловеческое, объективное духовное первоначало, создающее весь мир, природу и человека.
  • - субъективный идеализм, понимающий бытие не как существующую вне человеческого сознания объективную реальность, а лишь как продукт активности человеческого духа, субъекта.

Французский материалист Д. Дидро в 1749 г. назвал идеализм "самой абсурдной из всех систем". Но исторические, гносеологические и социальные истоки идеализма очень глубоки, и к тому же это направление считали основным многие гениальные философы.

Исторические корни идеализма - присущий мышлению первобытных людей антропоморфизм, очеловечивание и одушевление всего окружающего мира. Природные силы рассматривались по образу и подобию человеческих поступков, обусловленных сознанием и волей. В этом идеализм, особенно объективный, тесно связан с религией.

Гносеологический исток идеализма - способность человеческого мышления к теоретическому познанию. В самом его процессе возможен отрыв мысли от действительности, уход ее в сферу воображения. Образование общих понятий (человек, добро, истина, сознание) и возрастающая степень абстрагирования необходимы в процессе теоретического мышления. Отрыв этих понятий от материальных предметов и оперирование ими как самостоятельными сущностями приводит к идеализму. Гносеологические корни данного направления уходят далеко историю. Когда общество начало расслаиваться на классы, умственный труд стал отличительной особенностью, привилегией господствующего населения. В этих условиях они монополизируют умственный труд, руководят политикой, а материально-производственная деятельность становится уделом трудящихся масс. Такое положение создало иллюзию, что идеи - главная определяющая сила, а обычный материальный труд - нечто низшее, вторичное, зависимое от сознания.

В Древней Греции Пифагор (580-500 до н.э.) считал числа самостоятельными сущностями вещей, а сущностью Вселенной - гармонию чисел. Родоначальником философской системы объективного идеализма считается Платон (427-347 до н.э.). Он утверждал, что помимо мира вещей есть еще мир идей, которые человек может видеть лишь "очами разума". В этом мире существуют идеи шара, амфоры, человека, а конкретные медные шары, глиняные амфоры, живые люди - лишь материальные воплощения идей, их несовершенные тени. То, что все принимают за настоящий мир, на самом деле только тень скрытого от человечества мира идей, духовного мира. Для Платона мир идей был божественным царством, в котором до рождения человека обитает его бессмертная душа. Попадая на землю и временно находясь в смертном теле, душа вспоминает о мире идей, именно в этом состоит истинный процесс познания. Идеализм Платона критиковал его гениальный ученик Аристотель (384-322 до н.э.): "Платон мне друг, но истина дороже!". Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой

Идеи объективного идеализма в новое время развивал немецкий философ Г.Лейбниц (1646-1716). Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов, монад, активных и самостоятельных, способных к восприятию и сознанию. Монада в этой системе индивидуальный мир, зеркало кдиной и бесконечной Вселенной. Установленная богом гармония дает монадам единство и согласованность. Низшие из них обладают лишь смутными представлениями об окружающем мире (горы, вода, растения), сознание животных достигают степени ощущения, а у человека - разума.

Высшей степени развития объективный идеализм достиг в философии Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831). Основой всего существующего Гегель считал Мировой Разум, который он называл Абсолютной Идеей или Абсолютным Духом. Абсолютная Идея постоянно развивается, порождая систему понятий. В процессе своего развития она обретает материальную оболочку, выступая сначала в виде механических явлений, потом химических соединений, и в итоге порождает жизнь и человека. Вся природа - "Царство окаменевших понятий". С появлением человека Абсолютная Идея пробивается материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме - сознания, мышления. С развитием человеческого сознания Идея все больше освобождается от материи, познавая себя и возвращаясь в себя. Идеализм Гегеля проникнут идеей развития, диалектики. Объективный идеализм отрывает общие понятия, законы от конкретных единичных вещей и явлений, абсолютизируя идеи, и объясняя их как первосущности мира.

Субъективный идеализм доказывает зависимость бытия от сознания человека, отождествляя наблюдаемые явления и предметы с ощущениями и восприятиями. "Единственная реальность - сознание самого субъекта, а мир - только проекция этого сознания вовне".

Классический вариант субъективного идеализма - учение английского епископа Джорджа Беркли (1685-1753). По его мнению, все вещи на самом деле - просто устойчивые комбинации ощущений. Рассмотрим его теорию на примере яблока. Комплекс чувств отображаемый сознанием: красное, твердое, сочное, сладкое. Но развитие такой идеи привело бы к выводу, что в мире не существует вообще ничего, кроме ощущений. Эта крайность называют солипсизмом (лат. solus - "один", лат. ipse - "сам"). Пытаясь избежать солипсизма, Беркли утверждал, что ощущения не возникают у нас произвольно, а вызываются воздействием Бога на душу человека. Таким образом, каждый раз углубление и отстаивание субъективного идеализма рано или поздно приводит к переходу к религии и объективному идеализму.

В современной философии к субъективно-идеалистическим воззрениям близки экзистенциалисты С. Кьеркегор (1813-1855), Л. Шестов(1866-1938), Н. Бердяев (1874-1848), М. Хайдеггер (1889-1976), Г. Марсель (1889-1973), Ж.П. Сартр(1905-1980), А. Камю (1913-1960). Исходным у экзистенциалистов является не сущность (essentia) объективного мира, а существование (exsistentia) отдельного человека с его чувствами, переживаниями. Поэтому задача философии - не исследование бытия как сущности мира, а открытие смысла существования человека, подлинной экзистенции. Лишь через понимание смысла своего существования человек может судить о том, что находится вне его, в окружающем мире. Научное познание вещей, пишет К. Ясперс, не может ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки. Для экзистенциалистов, истинной формой философского познания является интуиция, прямое видение смысла рассматриваемой реальности, представляющей собой субъективные переживания личности. Они различают подлинное и неподлинное существование человека в мире: подлинное - свободное, где человек будет сам принимать решения и отвечать за свои поступки; неподлинное - погружение индивида в повседневность. К субъективному идеализму тесно примыкает другое философское направление ХХ века - персонализм (лат. persona - "личность"). Персоналисты рассматривают человека в двух аспектах: духовном - человек-личность и материальном - человек-индивид. Человек-личность, потому что он располагает свободной и разумной духовной первоосновой, свободой выбора и независимостью от мира. Человек-индивид частица материи, то есть природы и общества, подчиняется их законам. Но если человек-индивид подчинен обществу, государству, то человек-личность подчинен только богу. Это, по мнению персоналистов, доказывает необходимость религии, соединяющей человека с верховной, божественной Личностью и раскрывает тайны бытия.

Часто идеализм с трудом согласуется с реальной жизнью, но его нельзя рассматривать как совокупность сплошных заблуждений. В идеалистических учениях немало идей, играющих большую роль в развитии человеческой культуры.

Философское учение материализма появилось в эпоху античности. Философы Древней Греции и Древнего Востока рассматривали все в окружающем мире независимо от сознания – все состоит из материальных образований и элементов, утверждали Фалес, Демокрит и другие. В эпоху нового времени материализм приобрел метафизическую направленность. Галилей и Ньютон говорили, что все в мире сводится к механистической форме движения материи. Метафизический материализм сменил диалектический. В теории марксизма появился последовательный материализм, когда основной принцип материализма распространялся не только на вещественный мир, но и на природу. Фейербах выделил непоследовательный материализм, который признавал дух, но сводил все его функции к созданию материи.

Философы-материалисты утверждают, что единственная субстанция, которая существует – это материя, ей образованы все сущности, а явления, в том числе и сознание, образуются в процессе взаимодействия различных материй. Мир существует независимо от нашего сознания. Например, камень существует независимо от представления человека о нём, а то, что человек о нем знает – это воздействие, которое камень оказывает на человеческие органы чувств. Человек может представить, что камня нет, но от этого камень не исчезнет из мира. Значит, говорят философы-материалисты, сначала существует физическое, а потом психическое. Материализм не отрицает духовное, он всего лишь утверждает, что сознание вторично по отношению к материи.

Сущность философии идеализма

Теория идеализма также родилась во времена античности. Идеализм приписывает духу главенствующую роль в мире. Классиком идеализма является Платон. Его учение получило название объективный идеализм и провозглашало идеальное начало вообще, независимо не только от материи, но и от сознания человека. Есть некая сущность, какой-то дух, который все породил и все определяет, говорят идеалисты.

В философии Нового времени появился субъективный идеализм. Философы-идеалисты нового времени утверждали, что внешний мир полностью зависит от сознания человека. Все, что окружает людей, – это всего лишь комбинация каких-то ощущений и этим комбинациям человек приписывает вещественное значение. Комбинация одних ощущений порождает камень и все представления о нем, других – дерево и т.д.

В целом идеалистическая философия сводится к тому, что всю информацию о внешнем мире, человек получает только через ощущения, при помощи органов чувств. Все, что человеку достоверно известно, – это знания получены из органов чувств. И если органы чувств будут устроены по-другому, то и ощущения будут другими. Значит человек рассуждает не о мире, а о своих ощущениях.

Идеализм – термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи.

Согласно идеалистическим концепциям, физические объекты не существуют вне и независимо от сознания (т.е. вне их восприятия и мышления о них). Идеалисты считают, что человек может судить о существовании внешнего мира лишь при помощи своего сознания как средства обращения к физическому миру. То, что существует, существует не только посредством сознания, но и в сознании. Поэтому, чтобы физическое тело могло стать воспринимаемым для человека, оно должно существовать как идеальное. При этом представители идеализма никогда не утверждали, что физические объекты не существуют, но настаивали на том, что они не имеют субстанциональных свойств, совокупность которых могла бы быть подведена под категорию материи.

Идеализм – далеко неоднородное течение, имеются различные его виды. Основные формы идеализма – объективный и субъективный .

Крупнейшие представители объективного идеализма : в античной философии – Платон, Плотин, Прокл; в новое время – Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Объективный идеализм утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Объективным (или абсолютным) идеализмом называют философское учение Г.В.Ф. Гегеля, который считал, что физический мир представляет собой различные ступени реализации разлитого в природе сознания (Асболютной Идеи). Духовное и физическое синтезированы у него в независимой ни от чего духовной первооснове.

Субъективным идеализмом считаются концепции, в которых мир представлен как факт нашего (моего) сознания. Он наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). Духовное Эго очерчивает границы нашего познания – такой версии идеализма придерживался И.Г. Фихте.

Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало:

    как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм);

    единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм);

    разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм);

    чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм);

    незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм).

9. Детерминизм и его разновидности. Причинность и телеология

Детерминизм (от лат. determino – отграничивать, определять границы) – учение о всеобщей закономерной взаимосвязи всего существующего.

Согласно этому принципу, для всякого явления имеются причины, его определяющие.

Принцип детерминизма стал одним из центральных в XVII-XVIII вв. и понимался как всеобщая причинная обусловленность всех явлений природного, социального, материального и духовного миров. Причинная связь сводилась к механической причинности, а объяснение любого явления означало поиск его причины. Такой детерминизм получил название механистического.

П. Лаплас полностью отождествил понятия причинности и детерминизма, исключив объективное существование случайности. Под впечатлением физики Ньютона Лаплас утверждал, что достаточно иметь полное описание состояния универсума в некоторый момент времени, «и ничто более не будет неопределённым, а будущее, подобно прошлому, предстанет перед нашими глазами». Он считал, что называемое нами случайностью – это результат ограниченности знаний.

Механистический детерминизм ограничивает свободу воли и снимает с человека ответственность за совершённые им поступки, превращая его в пассивное следствие внешних обстоятельств. Такой детерминизм часто переходит в фатализм – учение о неизбежности происходящего, невозможности его предвидения.

В общественных науках детерминизм связан с проблемами свободы личности и определяющих факторов исторического развития. Согласно марксизму, общество детерминировано экономическими факторами, а свобода личности ограничена классовым сознанием и другими социальными факторами.

Для психоанализа характерен детерминизм, связанный с сексуальными влечениями и потребностями общества в их утилизации.

Современный детерминизм выделяет различные формы закономерных взаимосвязей, помимо причинных, признаёт не только однозначный, но и вероятностный характер связей. Среди многообразных зависимостей выделяются функциональные, отношения симметрии, целевые.

Теория неравновесных систем – синергетика – внесла новое в учение о необходимой связи, понимая взаимосвязь причины и следствия не как однонаправленный, но как двусторонний процесс, с обратной связью.

Учению о причинной обусловленности (каузальности) противостоит телеология – учение о целесообразности всего существующего, о целевой детерминации отдельных сфер бытия. Телеология представлена в двух основных формах – как учение об имманентной цели, присущей каждой вещи, и как учение о цели, запредельной миру (трансцендентной). Особое значение для изменения понятия телеологии имеют открытия в области кибернетики, благодаря которым цель рассматривается как функция самоорганизующейся системы, направленная на сохранение её основного качества.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.