Профессиограмма представляет собой. Что такое профессиограмма. Что обозначает данный термин

1. Что такое профессия и что такое классификация?

2. В чем заключается главное назначение психологической классификации профессий?

3. Какие из психологических классификаций получили наибольшее распространение в современной России?

4. В чем сущность теории Дж. Холланда?

5. Кратко охарактеризуйте психологическую классификацию профессий Климова.

6. Какие классификации профессий известны вам еще?

Тема 5.Основы дифференцированного профессиографирования

1.Сущность, назначение и структура профессиограммы.

2. Методы и цели профессиографических исследований.

3. Виды профессиограмм.

4. Изучение и анализ профессиональной деятельности.

5. Построение профессиограммы.

1. Сущность, назначение и структура профессиограммы

В самом общем виде профессиограмма – это совокупность сведений о профессии и о системе требований профессии к человеку. Другими словами, профессиограмма – это описание труда в профессии (объекта труда) и качеств человека (субъекта труда), необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.

Назначение профессиограммы состоит не в сортировке и селекции работников (за исключением профессий, где требуется абсолютная пригодность и жесткий перечень ПВК), а в определении путей тренировки, компенсации, формирования необходимых в соответствии с требованиями профессии качеств и мотивации самого работника.

Будучи отражением требований профессии к человеку, любая профессиограмма состоит из двух частей: в первой описываются характеристики профессиональной деятельности (объекта труда), во второй – характеристики качеств человека (субъекта труда), необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности. Первая часть, или собственно профессиограмма, обычно включает в себя описание: предмета труда; целей, задач, условий и ситуаций; способов и средств профессиональной деятельности; необходимых знаний, профессиональных умений и навыков; результата (продукта) труда; а также противопоказаний к овладению и выполнению данной деятельности.

Вторую часть профессиограммы, описывающую группу психических функций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, принято называть психограммой. Особое внимание в ней уделяется психологическим противопоказаниям. К пиъсихограмме относятся:

– особенности мотивационной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы субъекта труда;

– его социально-психологические способности , умение сотрудничать с другими людьми и стили межличностных отношений;

психофизиологические особенности , в том числе темперамент, характер, особенности работы анализаторов, в совокупности определяющие активность, работоспособность и обучаемость труженика;

– опыт, запас профессиональных знаний, умений и навыков.

2. Методы и цели профессиографических исследований

Профессиография предполагает научный анализ как внешней картины труда (профессиональной деятельности, самого процесса труда), так и внутренней (психических процессов и состояний субъекта труда). Поэтому в профессиографии используются самые разнообразные методы:

    Социологические – анкеты, опросы, наблюдение.

    Психологические – наблюдение, беседа, эксперимент и др.

    Физиологические - ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ, КГР, антропометрия и др.

    Описание технологических процессов и т.д.

При разработке комплекса методов роль системообразующего фактора играет цель исследования. Например:

Для проведения исследований в инженерно-психологических целях в центре внимания будут:

а) оценка габаритов рабочего места, б) организация рабочей зоны – СОИ и ОУ, в) структура информационной модели, г) вопросы эксплуатации и ремонта техники, г) типичные отказы техники, д) внештатные и аварийные ситуации и т.д.

При разработке профессиограмм в целях профориентации и профотбора особенно важны психодиагностические исследования.

Исследование в целях профилактики переутомления и монотонии предполагает изучение условий и режима труда, диагностика в этой связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на профессиональную среду и деятельность. В данный комплекс входят санитарно-гигиенические, медицинские, психологические и физиологические методики.

Подбирая методики в соответствии с выбранной целью, следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии. Выполнению этого требования, считает Э.Ф.Зеер , помогает использование схемы профессиограммы , отражаюшей следующие основные направления профессиографического исследования:

    Общее знакомство с производственным процессом.

    Описание рабочего места, ПАД на данном рабочем месте.

    Психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений.

    Пооперационный анализ трудовой деятельности.

    Фотография рабочего дня, хронометраж.

    Изучение индивидуального стиля деятельности.

    Анализ ошибочных действий. Оценка санитарно-гигиенических условий труда.

    Динамика работоспособности за смену, неделю и более длительный период.

Конечная цель построения профессиограммы заключается в том, чтобы повысить эффективность функционирования человека как субъекта труда и обеспечить развитие его личности в ходе выполнения профессиональной деятельности.

По мере развития социальных и производственных отношений в обществе возникают все большее число профессий. Предприятия народного хозяйства нуждаются в специалистах из самых разных сфер. По мере их углубления, меняются и функциональные обязанности профессионалов. Тем не менее на протяжении многих десятилетий сохраняются основные критерии, предъявляемые и к профессиям, и к отдельным индивидуумам, реализующимся в той или иной деятельности.

Что обозначает данный термин

Профессиограмма - это перечень обобщенных представлений, отражающих специфику какой-либо профессии, а также критерии, предъявляемые к специалисту.

Описательно-техническая характеристика видов узкоспециальной деятельности, выполненная в рамках какой-либо схемы, помогает решать разнообразные административные и кадровые задачи. По сути, профессиограмма являет собою список унифицированных требований, которым должен соответствовать специалист и на которые он же обязан ориентироваться.

Типы профессиограмм выделяются в зависимости от профессиональных задач, для решения которых они требуются. В настоящее время существует несколько видов профессиограмм.

Они выделяются в зависимости от того, какие сведения о профессии содержит профессиограмма.

Виды профессиограмм:

Содержание и структура профессиограммы

Самой распространенной является комплексная профессиограмма, которая включает в себя целый спектр технических, гигиенических, социальных и экономических критериев. Она же определяет способы и цели оценки результатов в рамках какой-либо профессиональной деятельности.

Психологически ориентированная профессиограмма описывает суть выполнения трудовой функции. Она отражает характерные реакции отдельных индивидуумов на какие-либо ситуации, возникающие в профессии.

В рамках данного термина рассматриваются разнообразные психические состояния сотрудников:

  • анализируются эмоциональные процессы;
  • подвергаются детальному рассмотрению волевые и эмоциональные проявления;
  • определяются особенности психомоторики при решении интеллектуальных задач.

Кроме того, психологически ориентированная психограмма включает в себя описание разнообразных вариантов трудового поведения. С ее помощью можно проанализировать динамику производственной активности и наиболее часто встречающихся ошибок.

Аналитическая профессиограмма ориентирована не на частные свойства компонентов той или иной профессии. Ее задачей является выявление унифицированных показателей.

Поскольку профессиограмма является кратким описанием какой-либо профессии, пропущенным через призму предполагаемых психологических особенностей сотрудников, то ее часто называют эталонной моделью идеального специалиста в какой-то конкретной области.

Практическое назначение профессиограмм

Практическое назначение профессиограмм - служить трафаретом, согласно которому можно максимально объективно отобрать сотрудника для выполнения той или иной производственной задачи.

Типичным примером является ситуация со специалистом, имеющим высшее столичное образование, но отличающимся чрезмерно вспыльчивыми реакциями. Такого человека нельзя использовать в работе с клиентами, несмотря на его красный диплом.

Другим распространенным примером является отказ в работе водителю, который проявил себя как знаток всех видов двигателей без вредных привычек, но с крайне медленной реакцией на экстремальные ситуации на дороге.

При этом критерии, рассматриваемые внутри той или иной профессиограммы, со временем могут меняться. Например, еще совсем недавно в профессиограмме бухгалтера указывалось, что на данную должность не рекомендуется брать лиц с аллергическими реакциями. Это объяснялось тем, что специфика работы бухгалтера предписывала ему много времени проводить среди конторских книг и архивных документов.

Бумажная пыль и специфический запах, сопровождающий скопление бумажных документов, вызывает у аллергиков выраженные раздраженные реакции. Но в настоящее время это требование не актуально, поскольку большинство компаний и предприятий переходят от бумажного документооборота к цифровому.

Профессиограмма отражает комплексное описание психологических характеристик, подходящих для представителей профессиональных групп, их уместно применять при выработке антикризисной кадровой политики.

Унифицированность требований упрощает работу специалиста по кадрам. В то же время применение профессиограмм - это гарантия рациональных и грамотных решений.

Методы составления профессиограммы

При изучении профессиональной деятельности в разных областях трудности вызывают выделение максимально подробной и в то же время максимально компактной системы требований, предъявляемых к изучению профессии. Специалистам из этой области приходится разбираться в том, какие критерии действительно актуальны для выполнения профессиональных задач, а какие второстепенны.

Кроме того, при изучении профессиональной деятельности специалиста приходится вычленять разнообразные стили трудовой деятельности, а также проводить сравнительные анализы специальностей с ориентиром на специфику производственных процессов в каждом отдельном случае. При этом сопоставление профессий должно также ориентироваться на традиции региона и традиции конкретных организаций.

Для оптимизации изучения профессиональной деятельности используются следующие методы составления профессиограммы:

Цель организационных методов - структурирование исследовательской деятельности. Их главная задача - планирование, согласно которому исследование принимает структурированный вид.

Метод сбора эмпирических данных включает в себя аналитическое наблюдение за работниками и изучение документации по профессии.

Метод обработки эмпирических данных ставит целью выработать экспертную оценку собранных сведений. Его цель - сравнительный анализ различных процедур и трудовых процессов.

В рамках интерпретационного метода можно осмыслить собранные результаты. Это надо для того, чтобы появилась возможность сформулировать закономерности профессиональной деятельности. Подвидом интерпретационного метода является структурно-системный анализ. Именно он дает возможность построить гипотетическую модель оптимальной трудовой деятельности.

В рамках метода анализа документов предполагается не просто изучение инструкций и актов, выпускаемых на производстве, но проведение их сравнительного анализа. В результате чего можно сделать вывод о том, какие инструкции или приказы неактуальны для производства, а благодаря которым, наоборот, производительность труда увеличивается.

Довольно эффективным является метод опроса . Он дает возможность проводить разнообразные формы интервью - от групповых до индивидуальных. Опросы также включают периодическое проведение анкет, к которым сотрудники относятся лояльно и с удовольствием проигрывают гипотетические ролевые ситуации. Однако конечным итогом метода опроса должна стать экспертная оценка полученных сведений.

Метод наблюдения не есть метод дисциплинарного контроля над выполнением обязательств персонала. Но выполняя регистрацию разных этапов трудовой деятельности (в том числе - с использованием технических средств), можно вычленить определенные закономерности поведения работников. Возможно, руководству этот метод поможет оптимизировать подбор персонала и улучшить организацию трудового процесса в целом.

В рамках метода самонаблюдения предполагается самоотчет профессионала.

Метод анализа деятельности

Наконец, самым действенным является метод анализа деятельности. Именно он позволяет увидеть и проанализировать ошибки, допускаемые как персоналом, так и администрацией. Метод анализа деятельности - это верный путь к вычленению причин чрезвычайных происшествий и техногенных катастроф.

Целью изучения профессиональной деятельности в каких-либо экстремальных ситуациях является минимизация их последствий в дальнейшем. На базе установленных поведенческих моментов руководство сможет выработать рекомендации по совокупности действий в нештатных ситуациях.

Кроме того, в рамках метода анализа деятельности инспектируется рабочее место и способы использования инструментария с точки зрения эргономики. Этот метод дает возможность организовать рабочие места персонала так, чтобы работникам были созданы условия для максимальной профессиональной отдачи.

На базе всего вышеперечисленного составляются профессиограммы различных профессий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1 Профессиограмма как средство оптимизации профессиональной деятельности

1.1 Сущность профессиограммы

1.2 Методы профессиографических исследований

1.3 Структура профессиограммы

2 Профессиограмма бухгалтера

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Примерно половина факторов, определявших состояние здоровья современного человека, относится к его профессиональной составляющей. Среди них значительный удельный вес принадлежит организации труда.

Важнейшим условием психологического сопровождения профессиональной деятельности является ее тщательное изучение и анализ, которые позволяют определить структуру профессиональной деятельности и субъекта труда. Это необходимо для моделирования профессиональной деятельности.

Для анализа определяют профессионально важные психологические и психофизиологические качества, необходимые для успешного обучения и профессиональной деятельности по специальности. Данный анализ повышает эффективность работы будущего (настоящего) специалиста, определяет черты, присущие данной работе, тем самым определяет соответствует ли данная специальность человеку, то есть анализ и изучение профессиональной деятельности - необходимый компонент для правильной организации рабочего дня, определения требований рабочего места и многих других.

Данные приемы по изучению профессиональной деятельности называется профессиография. С помощью профессиографии составляется профессиограмма - совокупность знаний о профессии и о системе ее требований. Далее мы рассмотрим более детально компоненты, входящие в профессиограмму, определим ее сущность, структуру, и проведем профессиографию профессии бухгалтер.

1 ПРОФЕССИОГРАММА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОГРАММЫ

Профессиография - процесс полного описания профессиональной деятельности, основанный на ее системном анализе. Она призвана путём объективного исследования раскрыть всю сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс.

Профессиография представляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места.

Профессиограмма -- описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии и ее специальностей.

Цель профессиографии - выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность.

Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем, профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку.

Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.

Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа - подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. При изучении профессионального утомления были выделены признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость.

Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями, которые обусловлены, например, сферой деятельности:

Аттестацией работников;

Проектированием новых профессий и специальностей;

Профконсультацией оптантов и отбором специалистов;

Совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;

Научными исследованиями профессионального развития личности.

Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Важной составляющей профессиограммы является психограмма - характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста, описание его профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества (ПВК) - это индивидуально-психологические особенности и свойства личности, определяющие возможность успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Психограмма - психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

Основные этапы разработки профессиограммы:

1. Изучение и описание профессионального труда методами научных дисциплин: физиологии труда, гигиены труда, психологии (инженерной, социальной, педагогической), социологии, экономики, юриспруденции.

2. Анализ, систематизация, синтез информации.

3. Разработка дисциплинарно-частных профессиограмм: физиологической, санитарно-гигиенической, психологической, социологической, экономической, правовой.

4. Обобщение частных профессиограмм.

5. Разработка универсально-комплексной профессиограммы.

6. Разработка специальных профессиограмм целевого назначения для:

1) профориентации и консультации;

2) оптимизации санитарно-гигиенических условий труда и режимов труда и отдыха;

3) повышения безопасности труда, надежности персонала;

4) стабилизации кадров;

5) решения социально-психологических вопросов коллектива;

6) повышения качества труда.

Разработка профессиограммы является первым исследовательским этапом разработки психологического профессионального отбора. На основании результатов этого этапа происходит определение критериев успешности профессиональной деятельности, подбор психологических методик, позволяющих оценить уровень ПВК, апробация этих методик и разработка непосредственной процедуры профессионального психологического отбора кандидатов.

1.2 МЕТОДЫ ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Научное описание профессии предполагает анализ как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда. В профессиографии используется множество разнообразных методов:

-социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);

-психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности и др.);

-физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных);

-описание технологических процессов;

Из всего многообразия методов необходимо выбрать только те, которые позволяют с минимальными затратами времени, сил и средств получить достоверные ответы на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании.

Предлагается следующая классификация методов:

Методы анализа документов:

Изучение монографий и периодических изданий,

Анализ руководств, инструкций, отчетов, актов.

Методы опроса :

Индивидуальное интервью,

Групповое интервью и дискуссии (фокус-группы),

Анкетирование,

Экспертные оценки.

Методы наблюдения:

Наблюдение за поведением работников,

Регистрация процесса и результатов трудовой деятельности с использованием технических средств (видеосъемка, хронометраж).

Методы самонаблюдения:

Самонаблюдение и самоотчет специалиста в процессе деятельности;

Самонаблюдение психолога в процессе освоения деятельности и решения несложных задач (трудовой метод).

Методы эксперимента (экспериментальное моделирование трудовых ситуаций и измерение показателей деятельности, контроль факторов).

Методы психологического тестирования (изучение личности работников, статистический анализ межгрупповых различий, выявление профессионально важных качеств).

Биографические методы (изучение биографий и автобиографий специалистов).

При этом наиболее доступными и широко используемыми для составления профессиограмм являются два метода: метод анализа документов и метод опроса .

Одна из первых схем и методик экспертной оценки профессий была предложена О. Липманом в 1921 году. Методика изучения профессии включала в себя развернутый перечень умений и способностей, связанных с движениями, ощущением, восприятием, воображением, мышлением, общением, а также различных черт личности.

В данный комплекс входят профессиографические методики: гигиенические, медицинские, психологические и физиологические .

При подборе методики в соответствии с выбранной иерархией целей (система приоритетов) следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии. Выполнению этого требования поможет использование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:

·общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;

·описание конкретных рабочих мест; психологический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;

·психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;

·пооперационный анализ трудовой деятельности;

·фотография рабочего дня, хронометраж;

·изучение индивидуального стиля деятельности;

·анализ ошибочных действий;

·оценка санитарно-гигиенических условий труда;

·динамика работоспособности за смену, неделю, более длительный период.

1.3 СТРУКТУРА ПРОФЕССИОГРАММЫ

А. Общая характеристика труда

1. Фотография рабочего дня.

2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.).

3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.

4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.

Психологический анализ ошибочных действий.

Б. Требования к психическим процессам

1. Психомоторика:

Рабочая поза, статические и динамические нагрузки;

Рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др.;

Временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой;

Требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;

Особые требования к психомоторике.

2. Сенсорная и перцептивная сферы:

Чувствительность различных сенсорных модальностей;

Профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения;

Особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.

Профессиональные особенности познавательных процессов:

Влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;

Требования: к воспроизводящему и (или) творческому воображению; к преобладающему типу мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;

Особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль; требования к стрессоустойчивости;

Преобладающий вид памяти; требования к памяти: устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;

Особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;

Внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качеств специалиста.

В. Требования к эмоционально-волевой сфере

1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.

2. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками).

3. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).

Г. Типичные психологические состояния в процессе труда

1. Монотония и утомление.

2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.).

3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).

Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)

1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.

2. Социально-профессиональная ответственность.

3. Оптимизм.

4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима). Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством).

5. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности.

6. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).

Е. Противопоказания и ограничения

1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.

2. Характеристика профнепригодности.

3. Половозрастные ограничения.

4. Профессиональные вредности и льготы.

5. Профессиональные деформации личности.

Заключение

В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и (или) практического характера в следующем порядке:

1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки.

2. Профессионально значимые качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические, анатомо-физиологические и др.).

3. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов.

4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы.

5. Перспективы профессионального роста и профессионального самосохранения.

Дифференцированное профессиографирование проанализировано Е.М. Ивановой. Ею предложено четыре типа профессиографии: информационный, диагностический, прогностический и методический.

Информационное профессиографирование предназначено для профконсультационной работы с оптантами - людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии. Ими могут быть школьники, выпускники профессиональных учебных заведений, безработные и работники, намеревающиеся сменить профессию. При составлении профессиограмм следует учесть, что главное их назначение - первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку.

В схему информационного профессиографирования включены следующие вопросы:

1. Общая характеристика профессии: социальная ценность результатов труда; история и перспективы развития профессии.

2. Обзорная характеристика профессиональной деятельности: основные профессиональные функции, задачи и действия; общая характеристика орудий и средств труда.

3. Общая характеристика условий труда: микроклиматические условия труда; социальные и социально-психологические условия труда; режим труда.

4. Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью.

5. Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов, и о возможностях профессионального роста.

Информационное профессиографирование проводится посредством аналитического изучения специальной профессиональной литературы и методов изучения документации и интерпретации.

Диагностическое профессиографирование проводится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип профессиографирования является поисковым, главное - установить причины, которые обусловили наличие названных фактов.

Чтобы установить диагноз, необходимо изучить факторы производственной среды, которые оказывают постоянное воздействие на человека в процессе деятельности и определить их соответствие возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда.

Схема диагностического профессиографирования включает следующие вопросы:

1. Предмет и задачи труда:

2. Орудия труда: вид и режим работы; органы управления; пространственная организация рабочего места.

3. Деятельность субъекта труда: виды действия и их характеристика; характер планирования и исполнения работы; виды помех, затрудняющих нормальное протекание профессиональной деятельности; виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе труда.

4. Организация труда: структура производственного взаимодействия работников; планирование работы и контроль за ней.

5. Требования профессии к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам субъекта труда.

6. Диагностика причин низкой эффективности деятельности субъекта труда.

7. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы по усовершенствованию профессиональной деятельности.

Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.

Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме:

1. Общая характеристика профессии: история и перспективы развития профессии; социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности; профессиональная среда.

3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации: уровень профессионального образования; профессиональная подготовка; повышение квалификации.

4. Профессиональная мобильность работника: широта профиля специалиста; уровень ключевых квалификаций; возможности смены специальности и профессии.

5. Оценка перспективности профессии: профессионально-психологический потенциал личности; профессиональная активность работника; профессиональное самосовершенствование и карьера.

Методическое профессиографирование позволяет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования.

Схема методического профессиографирования меняется в зависимости от цели и задач исследования. Например, при изучении влияния режима труда и отдыха на профессиональную усталость, пресыщенность, безразличие, пассивность применяют следующую схему:

2. Условия труда: санитарно-гигиеническая среда (температура воздуха, запыленность, влажность и др.), физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.), режим труда, форма оплаты труда и поощрения.

При изучении профессионального мастерства специалистов применяется следующая схема профессиографирования:

права и обязанности работника.

2. Организация труда: повышение квалификации, профессионально-психологический потенциал; творческие способности.

3. Деятельность субъекта труда: виды действий и их характеристика; планирование работы и контроль за ней; особенности индивидуального стиля деятельности.

Завершающим этапом методического профессиографирования является экспериментальная проверка адекватности выделенных пунктов поставленным задачам изучения профессии.

Для определения типа личности можно использовать «Опросник профессиональных предпочтений», в основу которого положена теория профессионального выбора американского психолога Дж. Халланда.

Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом - социальный.

В профессиограмме в разделе «Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности», перечислены виды деятельности, предпочтительные для человека с психологическими признаками, с соответствующими ей требованиями. Это означает, что доминирующие и дополнительные интересы у этих профессий совпадают. Такая информация, как уже отмечалось ранее, может быть полезной при смене профессии или при ее выборе в качестве запасного варианта. Каждый человек при желании может получить дополнительные знания и освоить новую профессию. Главное, чтобы она соответствовала типу личности, интересам и складу мышления.

В связи с этим, известным исследователем в области психологии труда И.Л. Соломиным предлагается новая схема описания профессий, основанная на положении о том, что профессиография является не столько психологической, сколько междисциплинарной сферой научно-практической деятельности. В соответствии с этим положением любую профессию можно подробно описать на основании характерных для нее признаков, которые условно можно подразделить на пять категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики (табл. 1).

Таблица 1 - Характеристики профессий (по И.Л. Соломину)

Характеристики

Технологические

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Трудовые операции. Условия труда. Критерии успешности труда и ошибки, возникающие в процессе трудовой деятельности

Экономические

Оплата труда. Спрос на профессию. Распределение профессии по отраслям

Педагогические

Требования к уровню и содержанию образования. Необходимые знания и навыки

Медицинские

Требования к уровню здоровья. Медицинские противопоказания. Неблагоприятные факторы. Заболеваемость

Психологические

Требования к сенсорным, моторным, интеллектуальным, коммуникативным и волевым способностям

2 ПРОФЕССИОГРАММА БУХГАЛТЕРА

Общая характеристика профессии

Начнем с того, в чем проявляется деятельность бухгалтера. Он выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета, фиксирует состав и источники хозяйственных средств, их движение. Ведет учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализацию продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками и т.п. Осуществляет прием, контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, обрабатывает ее вручную или с помощью ЭВМ. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов в фонды социального и пенсионного страхования, заработной платы сотрудников, налогов и т.д. Отвечает за соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины, точность смет организационно-хозяйственных и других расходов, сохранность бухгалтерской документации, за оформление и сдачу их в установленном порядке в архив. Работа жестко регламентирована инструкциями.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности необходимы склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, хорошая оперативная память, усидчивость, принципиальность.

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональной подготовке

Бухгалтеру необходима хорошая подготовка по математике, основам информатики и электронно-вычислительной техники, статистики, финансов, управления, денежного обращения. Он должен знать директивные и нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, технологию и экономику конкретного производства, принципы организации и планирования деятельности.

Пути получения профессии

В финансово-экономических, торговых техникумах, финансово-экономических и финансовых ВУЗах, на экономических факультетах технических ВУЗов, курсах бухгалтеров.

Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности. Бухгалтер может выполнять функции аудитора в аудиторской организации (фирме) или привлекаться коммерческими структурами.

Родственные профессии

Налоговый инспектор, экономист, преподаватель в учебном заведении, финансист. профессиограмма должность руководство

Анализ профессиограммы.

* Предмет труда: знак.

* Цели труда: свести отчет.

* Способы, средства труда: ручные, теоретические, механические.

* Условия труда: Обычные.

* Характер подвижности: Сидя в движении.

* Материальное оснащение: Стол, компьютер, другие подручные средства.

Социально-экономические характеристики труда.

* Организация: Самостоятельность, ответственность.

* Общение: В группе и индивидуально.

* Интенсивность труда: Высокая.

* Ответственность: Высокая.

* Потребность общества в профессии: достаточно высокая.

3. Требования профессии к человеку.

* К здоровью: Противопоказана людям с заболеваниями нервной системы и отклонениями в психике (чрезмерная мнительность, тревожность, возбудимость), сосудистой дистонией с выраженными головными болями (гипертония, мигрень).

* Профессионально важные качества: склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, хорошая оперативная память, усидчивость, принципиальность.

* Требуемая квалификация: Должен иметь: хорошая подготовка по математике, основам информатики и электронно-вычислительной техники, статистики, финансов, управления, денежного обращения. Он должен знать директивные и нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, технологию и экономику конкретного производства, принципы организации и планирования деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научно обоснованный подбор кадров начинается с составления профессиограммы - перечня требований, предъявляемых данной профессией, специальностью и должностью к человеку. Другими словами, прежде чем подбирать людей, необходимо детально и точно представлять, какими они должны быть. Перечень требуемых характеристик составляется по результатам специального научного исследования профессиографии.

Профессиография используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих практических рекомендаций в целях повышения эффективности профессионального труда.

Объём, глубина, и детальность их изучения зависят от заказа руководства фирмы.

Профессиографические исследования проводят специалисты по заказу руководителей кадровых служб. Управляющий персоналом получает готовый результат в виде профессиограммы.

Успех любой организации в современных условиях ускоряющегося научно-технического процесса и усиливающейся конкуренции зависит, в первую очередь, от её способности максимально эффективно отбирать персонал и использовать уже имеющиеся в её распоряжении ресурсы для достижения стоящих перед ней целей. В свою очередь эта способность во многом зависит от компетентности руководителей и специалистов по управлению персоналом, владения современными методами управления персоналом. Подбор наилучших кадров - сложный и многоэтажный процесс, включающий научно-обоснованные принципы и методы работы, без которых невозможно осуществлять подбор наилучших кадров. Только системный, научно методически разработанный подход, позволяет быстро и качественно решать проблему подбора персонала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности/ В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. № 2.

2 Бажутин В.В. Образовательно ориентированный подход к профессиографии / В.В. Бажутин, З.З. Кирикова. Екатеринбург, 2003.

3 Фиглин Л.А. «профессиограмма»// Социология труда. Теоретико-прикладной словарь./отв. ред. В.А.Ядов, Спб.: «Наука», 2006.

4 Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 2002.

5 Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003.

6 URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 20.12.2013).

7 URL: http:// www.proforientir.ru (дата обращения: 22.12.2013).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Менеджер по рекламе как одна их самых распространенных профессий на современном этапе, степень ее востребованности, специфика работы. История и основные этапы развития данной деятельности, тенденции, достижения. Составление профессиограммы и психограммы.

    презентация , добавлен 17.10.2011

    Понятие и классификация стилей руководства. Эффективность управления персоналом. Особенности выбора стиля руководства, который способствовал бы устойчивому развитию предприятия. Создание благоприятной атмосферы в коллективе, стимулирование персонала.

    реферат , добавлен 10.05.2014

    Кадры организации как объект управления, сущность и этапы его набора. Анализ внешнего рынка труда и кадровой ситуации в регионе. Типовая структура профессиограммы и психограммы. Понятие и цели трудовой адаптации. Содержательные теории мотивации персонала.

    шпаргалка , добавлен 19.01.2011

    Технология изучения профессиональной деятельности. Раскрытие профессии, выявление ее структурных и содержательных особенностей. Взаимоотношения личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда. Организация системной профессиографии.

    презентация , добавлен 12.11.2012

    Характеристика понятия "стиль руководства". Рассмотрение особенностей влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе малого бизнеса. Проведение данного исследования, статистическая обработка данных, интерпретация полученных результатов.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    контрольная работа , добавлен 25.01.2013

    Выделение требований, предъявляемых к системам управления. Характеристика организации как бюрократической структуры и социальной технологии. Понятие исследования как составной части менеджмента предприятия, его виды, направления и этапы проведения.

    курс лекций , добавлен 17.01.2011

    Теоретические особенности изучения профессиональных качеств работников сервисных служб, особенности оценки компетенций работников. Проведение анализа профессиограммы менеджера как нормативной основы сервисной деятельности на примере ООО "Ресторатор".

    курсовая работа , добавлен 19.06.2012

    Подбор и расстановка персонала на примере гостиничного предприятия. Анализ системы подбора персонала гостиницы ООО "Экоотель Снегирёк", предложения и рекомендации по ее совершенствованию. Разработка профессиограммы и общая схема профессионального отбора.

Профе́ссиогра́мма - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Помимо вышеперечисленного, профессиограммы зачастую используют при разработке антикризисной кадровой политики.

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, трактуемая как выделение и описание особенностей человека, необходимых для успешного выполнения определенной трудовой деятельности. Данные свойства называются профессионально важными качествами (ПВК).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, ЕМ. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм: - информационные (для использования в профконсультационной и профориентационной работе с целью информирования клиентов о профессиях, которые вызвали у них интерес); - ориентировочно -диагностические (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности); - конструктивные (применяются для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда персонала); - методические (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы); - диагностические , целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

Профессиография - метод изучения требований, которые предъявляет та или иная проф. деятельность к профессионально важным качествам личности. В качестве критериев проф. деятельности могут использоваться различные показатели (обучаемость проф. знаниям и навыкам, показатели деятельности работника, его вклад в результат деятельности всего коллектива).

Анализ проф. деятельности включает в себя три этапа:сбор информации о проф. деятельности,обработка и обобщение полученной информации (составление профессиограммы),использование профессиограммы (выбор критериев успешности профессиональной деятельности, подбор тестов для ее оценки и прогнозирования, классификация профессий, что необходимо прежде всего для целей проф.консультации, и т.д.)Информация о проф. деятельности может быть получена разными путями. Большое значение имеет наблюдение за деятельностью специалистов, из которого можно получить сведения о типах обрабатываемой информации, об эмоциональной напряженности, об особенностях общения с другими работниками, об условиях внешней среды, о соответствии реальной работы инструкциям и наставлениям, о межиндивидуальных вариациях в выполнении одних и тех же обязанностей.Другой путь получения данных о проф. деятельности – беседа со специалистами. Она позволяет использовать многолетний опыт работы специалистов, которые знают примеры успешной и неуспешной работы и понимают факторы, определяющие различия в эффективности проф. деятельности.

Сама профессиограмма представляется в различных формах. Например, в виде описательной характеристики проф. деятельности, в которой отражаются общие ее особенности, основные действия и операции, их последовательность и взаимообусловленность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и навыки, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотония, утомление, эмоциональная напряженность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая тяжесть труда, технологические аспекты проф. деятельности, используемое оборудование и проч. При построении профессиограммы важно, чтобы описательные характеристики были дополнены количественной оценкой элементов проф. деятельности, представленных совершаемыми действиями и операциями (восприятие информации, принятие решений, общение, типичные движения и проч.). при составлении профессиограммы важно учитывать динамику профессий: во многих профессиях распределение обязанностей работника временно; по мере накопления его практического опыта обязанности зачастую меняются настолько, что для успеха оказываются нужными совсем иные способности и навыки. Кроме того, характер выполняемой работы меняется под воздействием технологических изменений, которые приводят к смене требуемых с самого начала навыков на новые. В силу этого профессиограммы должны включать в себя такой фактор, как способность учиться новому. Результаты анализа проф. деятельности (профессиографии) выступают критерием валидности проф. тестирования, на основе которого происходит соотнесение действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями и операциями, входящими в структуру проф. деятельности.Психограмма – это часть профессиограммы, в которой сформулированы требования профессии и к психике человека, т.е. она содержит перечень психологических особенностей, необходимых для успешного выполнения данной деятельности, а также она содержит психологические противопоказания. Виды психограмм:1. общие (характеризуют отдельные группы профессий)2. частные (составляются для отдельных видов профессий)Типы психограмм:психограммы, составленные для проф. консультации и профотбора.психограммы, составленные для рационализации обучения. Акцент – на качествах, которые могут быть развиты в процессе обучения.

3. психограммы, составленные в целях рационализации труда и отдыха.4. психограммы, составленные для техники безопасности. При описании психологических требований, предъявляемых деятельностью к личности, привлекаются как слишком общие понятия, употребляемые для обозначения отдельных профессионально важных качеств (память, мышление, внимание), так и слишком конкретные (быстрота узнавания небольших отклонений от предписанной формы).

Профессиограмма – это обязательный документ, который отражает обязанности и функции работника определенной структуры. Кроме того, там прописываются желательные и неприемлемые качества сотрудника данной профессии. Структура профессиограммы может видоизменяться в зависимости от компании.

Появление этого термина относится к началу XX века. «Виновниками» стали специалисты корпорации “FORD”, которые впервые провели подробный анализ должностей. Они осознали, что некоторые функции смогут выполнять даже инвалиды.

Таким образом, профессиограмма стала необходимым документом, который значительно облегчает ведение бизнеса. Классический план включает в себя несколько пунктов:

1. Профессия. Данный раздел содержит определенную информацию о самой должности, а также рассказывает об изменениях, которые произошли в связи с развитием научно-технического прогресса. Также в нем говорится о дальнейших перспективах конкретного профиля.

2. Трудовой процесс. Этот параграф сообщает об основных обязанностях, необходимых инструментах и орудиях труда, о специфике работы. Он включает сведения о рабочем месте, правильной позе и т.п.

3. Санитарно-гигиенические условия. Описание условий труда, который осуществляется в здании или на улице. К тому же данный пункт предусматривает все нюансы и тонкости, включая уровень освещенности, шума и полное описание обстановки рабочего места. Указывается возможность травм на производстве, темп деятельности, а также медицинские данные и предусмотренные выплаты в случае внештатных ситуаций.

4. Психические и физиологические параметры. Требования касаются умственных качеств, внимания, памяти, реакции и эмоциональности работника. Также они предопределяют физическое состояние человека, его здоровье во всех смыслах.

5. Знания и навыки. То, что человек должен знать и уметь делать. В этом пункте указывается полный перечень профессиональных функций.

6. Квалификационный профиль. В нем говорится о профессиональной подготовке, необходимом обучении сотрудника. К тому же этот раздел включает информацию о возможности карьерного роста.

Сейчас профессиограммой занимаются не только представители компании, но и HR-специалисты. Они проводят исследования, которые основываются на наблюдениях за принципами деятельности работников определенной сферы. Внимательно изучаются не только физические способности, но и психологические.

Каждая деталь разбирается подробно, ведь тогда документ значительно облегчает работу сотрудников по подбору персонала. К тому же данное описание позволяет находить действительно эффективные и достойные кадры.

Разновидности применения

Стоит сказать, что данные документы существуют не только для использования на одном предприятии. В настоящее время можно выделить основные типы профессиограмм:

  • Информационная. Необходима для профориентации тех, кто только выбирает для себя профессию. Такая профессиограмма должна быть лаконичной и компактной.
  • Диагностическая. Нужна для того, чтобы разобраться в причине каких-то неполадок или аварий, малой эффективности труда. Составляется при помощи реальных рабочих моментов и самых различных ситуаций на службе.
  • Конструктивная. Используется для улучшения рабочей группы, на основе введения современных техник, а также организации труда сотрудников.
  • Методическая. Позволяет найти и усовершенствовать адекватные методы развития профессионального уровня работника. Дает понимание сильных и слабых сторон.

Принципы и нюансы при составлении программы

Многие имеют представление о примерном плане, но как составить профессиограмму эффективно, знает не каждый. Существуют определенные этапы, которые необходимо знать для создания качественного продукта:

  • 1-й этап – сбор отзывов, мнений работников, которые трудятся в данной сфере, а также людей, которые хорошо в ней разбираются.
  • 2-й этап – создание методов, которые позволят проанализировать качества желающих приступить к конкретной профессии.

Данные исследования должны составлять люди, которые хорошо знакомы с конкретной специальностью. Им необходимо иметь опыт изучения подобных характеристик, которые будут включать не только описание инструментов и стандартных навыков, но и психологические особенности.

Профессиограмма и психограмма профессии тесно взаимосвязаны. Некоторые люди владеют нужными знаниями, но не подходят по психотипу.

В психологии подобные черты называются профессионально важными качествами. Какая-то сфера нуждается в особой эмоциональности, а какая-то – в сдержанности. Именно поэтому все тонкости и нюансы так важны при составлении профессиограммы профессии.

Основные подходы к содержанию

Виды профессиограмм несколько различаются между собой. Особенности их содержания зависят от способа применения. Основными типами подходов к структуре профессиограмм считают:

1. Комплексный. Включает широкий спектр возможных характеристик (медицинских, технических, психических, социальных и т.п.), а также определяет цели, способы составления и оценки анализа.

2. Аналитический. Исследует не отдельные аспекты, а весь образ в целом. Рассматривает общие показатели и нормативы.

3. Психологический. Описание полной картины, которая включает примеры полного рабочего дня со всеми нюансами и деталями. Также анализирует поведение, реакцию на какие-то процессы и решения на основе эмоций.

Стоит сказать, что полный план напрямую зависит от деталей конкретных профессий. Чаще всего углубленный анализ требуется для технических специальностей. Поэтому объем работы и время составления профессиограмм очень разнятся между собой.

Наглядные примеры

Рассмотрим краткое содержание стандартных профессиограмм для абсолютно разных сфер деятельности. Данное сравнение – отличный наглядный пример, дающий понимание индивидуальности каждой программы.

Первым делом рассмотрим профессиограмму парикмахера:

1. Основы труда. Данный специалист проводит стрижку, окрашивание, укладку и различные процедуры по уходу, учитывая тип волос и лица. Наносит на локоны специальные растворы и краски, которые имеют определенный химический состав. Бреет волосы специальной машинкой и пользуется щипцами.

2. Необходимые знания и навыки. Строение и типы волос, а также влияние на них разнообразных составов. Способы и техники нанесения краски и владения горячими приборами. Важной составляющей считается знание основ первой медицинской помощи.

3. Профессиональные качества. Хороший вкус и творческий поход. Доброжелательность, внимательность, терпеливость, аккуратность.

4. Квалификация. Колледж, ПТУ, курсы.

5. Медицинские противопоказания. Аллергия на химические вещества и запахи. Заболевания кожи, плохое зрение, нарушение координации, варикоз, выраженные нервозы.

Вторая профессиограмма будет на примере профессии пилота:

1. Основы труда. Управление воздушным судном, отличное знание маршрута. Полный осмотр для исключения технических дефектов перед полетом. Отдача и распределение приказов между другими сотрудниками.

2. Необходимые знания и навыки. Знание основ черчения, геометрии, автоматики, теоретической механики и вычислений.

3. Профессиональные качества. Хорошая логика, уравновешенность, внимательность. Способность принимать важные решения и организовывать процесс.

4. Квалификация. Высшее образование (вуз).

5. Медицинские противопоказания. Нарушения координации, проблемы со зрением и слухом, неврозы, психические отклонения.

Данные профессии очень сильно отличаются, поэтому и профессиограммы у них совершенно разные. Подобные краткие инструкции можно использовать на малых предприятиях в специальностях, которые не нуждаются в обширных описаниях и характеристиках.

В более сложных отраслях профессиограмма обязательно должна иметь более четкую и основательную структуру. Только таким путем можно избежать проблем и неожиданных трудностей. Автор: Лена Мелисса



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.