Основы научных исследований учебное пособие для бакалавров. Актуальный список литературы: "Основы научных исследований". «Основы научных исследований»

Субстрат (философия)

Субстрат (первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало, materia prima) (от лат. substratum - основа, фундамент) - в широком смысле, основа всего существующего . При этом субстрат часто отождествляют с материей и субстанцией . В более узком смысле, под субстратом понимают те простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают её конкретные свойства (например, атомы при химических реакциях).

В античной философии

В индуизме

Первоэлементы, согласно индуистской традиции: воздух - синий круг, земля - жёлтый квадрат, огонь - красный треугольник, вода - в форме полумесяца, дух - чёрная овальная форма

В китайской философии

У-син - (Пять элементов ; пять стихий ; пять действий ) - одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии. Включает в себя пять классов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода), характеризующих состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений.

В европейском идеализме

В различных философских идеалистических школах античные идеи и христианские религиозные идеи о первоначале подверглись дальнейшей разработке.

В философии Гегеля

В основе мира лежит абсолютный дух. Только он вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве - это природа; самораскрытие во времени - история.

В русской религиозной философии

Философия С. Булгакова

Представления Булгакова во многом повторяют «Тимее » Платона . Как бытие, погруженное в водоворот возникновения и уничтожения, переходов и превращений, тварное бытие есть «бывание». Но за множественностью и многоликостью бывания необходимо предполагать единую подоснову, в лоне которой только и могут совершаться все возникновения и превращения. Эта универсальная подоснова бывания, из которой непосредственно возникает все возникающее, все вещи мира, и есть материя. Булгаков принимает относящиеся к ней положения античной традиции. Материя «третий род» бытия, наряду с вещами чувственного мира и их идеальными первообразами, идеями. Она есть неоформленная, неопределённая «первоматерия», materia prima потенциально сущее, способность выявления в чувственном. В своём онтологическом существе она, как и тварное бытие вообще, есть меон, «бытие небытие». Но эти положения дополняются другими, связанными, в первую очередь, с рождающей ролью материи. По Булгакову, она выступает как «Великая МатерьЗемля» древних языческих культов Греции и Востока , а также «земля» первых стихов Книги Бытия. «Земля» и «мать» ключевые определения материи у Булгакова, выражающие её зачинающую и родящую силу, её плодотворность и плодоносность. Земля «насыщена безграничными возможностями»; она есть «всематерия, ибо в ней потенциально заключено все» . Хотя и после Бога, по Его воле, но материя есть также творческое начало. Вслед за Григорием Нисским Булгаков рассматривает бытие мира как процесс прямо продолжающий источный творческий акт Бога непрестанно длящееся творение, совершаемое при непременном активном участии самой материи. Здесь концепция Булгакова оказывается на почве патристики, расходясь с платонизмом и неоплатонизмом; окончательный же свой смысл она получает в контексте христологии и мериологии. Земля-мать не просто рождает, изводит из своих недр все сущее. На вершине своего рождающего и творческого усилия, в его предельном напряжении и предельной чистоте, она потенциально является «Богоземлей» и Богоматерью. Из недр её происходит Мария и земля становится готовою приять Логоса и родить Богочеловека. Земля становится Богородицей и только в этом истинный апофеоз материи, взлёт и увенчание се творческого усилия. Здесь ключ ко всему «религиозному материализму» Булгакова .

Философия В. С. Соловьева

Соловьёв выделяет три стороны, с которых рассматриваются живые существа:

«i) внутренняя сущность, или prima materia , жизни, стремление или хотение жить, то есть питаться и размножаться - голод и любовь (более страдательные в растениях, более деятельные в животных); ii) образ этой жизни, то есть те морфологические и физиологические условия, которыми определяются питание и размножение (а в связи с ними и прочие, второстепенные функции) каждого органического вида; и, наконец, iii) биологическая цель - не в смысле внешней телеологии, а с точки зрения сравнительной анатомии, определяющей относительно целого органического мира место и значение тех частных форм, которые в каждом виде поддерживаются питанием и увековечиваются размножением. Самая биологическая цель при этом является двоякою: с одной стороны, органические виды суть ступени (частью преходящие, частью пребывающие) общего биологического процесса, который от водяной плесени доходит до создания человеческого тела, а с другой стороны, эти виды можно рассматривать как члены всемирного организма, имеющие самостоятельное значение в жизни целого».

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Философская энциклопедия

- (Philosophie der symbolischen Formen, Bd. 1–3, 1923–29) – главный труд Э.Кассирера, представителя Марбургской школы неокантианства. 1 й том, «К феноменологии языковой формы» (Zur Phänomenologie der sprachlichen Form, 1923), содержит введение… … Философская энциклопедия

Основная статья: Конт, Огюст Математика, занимающаяся определением неизвестных величин через соотношение их с известными, разделяется на абстрактную, или учение о числах вообще, и конкретную, занимающуюся уравнениями в области пространственных… … Википедия

Запрос «Субстанция» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Субстанция (лат. substantia сущность; то, что лежит в основе) то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и … Википедия - одна из основных составных частей мировой истории философии, характеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Радикальная демифологизация осуществлялась в древнекитайской культуре как бы изнутри мифосознания через переосмысление мифологической… … Новейший философский словарь

В общем, в любой трактовке категория бытия – центральная, исходная в философском осмыслении мира, и прежде всего – бытие человека. Но в таком виде бытие как самая общая и самая абстрактная, самая неопределимая категория, должна конкретизироваться. И следующей конкретизацией категории бытия в онтологии является категория субстанции.

Что такое субстанция? Когда говорят о критериях бытия, об определении бытия вообще, то речь идет о нахождении первоосновы бытия. Эта первооснова бытия и получила название «субстанция».

Само понятие субстанции имеет двойной смысл. Лат. substantia означает «сущность», а substantius означает «самостоятельность». Т.е. субстанция – самостоятельная (т.е. не зависящая ни от чего) сущность бытия. Наиболее подробно эту категорию разработал Спиноза. Он писал – «под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, то есть то, представление чего не нуждается в представлении другой вещью, с которой оно должно было бы образоваться» . То есть субстанция есть «причина самой себя», causa sui. Неизменная первооснова и сущность всех вещей, явлений, мыслей, всех уровней бытия, и объективного, и субъективного, и трансцендентного. Спиноза поясняет - «под причиной самого себя я разумею то, сущность чего заключает в себе существование» . Иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе как существующее.

Здесь есть сложность для понимания – в субстанции Спиноза объединил два понятия, две философских категории – сущность и существование . Целый ряд философских направлений эти два понятия разделяло. Все материалистические направления из субстанции выводят материальное единство мира. В мире нет ничего, кроме материи и ее порождений. Поэтому человек порожден, это материальное некое явление, но он порожден мозгом, мозг является материальным субстратом или субстанцией сознания, и так далее. Для материализма единственной субстанцией является материя. А материя уже порождает все остальные виды реальности. А в религиозной философии, например, в католическом неотомизме критерием и единственной субстанцией, и даже не субстанцией, а основой бытия, является бог. А Спиноза объединяет эти два начала, и называет природу богом, или бога природой (так как являлся атеистом). Бог-Природа как основа всего сущего. Бог-Природу как субстанцию, первооснову всего существующего, по латыни Спиноза называет natura naturans – «природа порождающая» все многообразие вещей и явлений. А весь мир есть порождение Бога-Природы – natura naturata, «природа порожденная».

Субстанция существует, или, точнее, функционирует, реализуется через атрибуты. Атрибут – это такое неотъемлемое свойство, без которого что-либо перестает быть самим собой. Например, для человека атрибут – сознание. Если человек перестает мыслить, понимать окружающий мир, выделять себя из окружающего мира – он превращается в животное либо в растение. По Спинозе у субстанции, у Природы два атрибута. Это протяженность или пространственность (т.е. материя (природа) располагается в пространстве), и мышление (т.к. это Бог-Природа, порождающее все, в т.ч. и человека, обладающего мышлением. Чтобы это оправдать, Спиноза и называет Природу Богом, будучи атеистом).

А вот у Декарта эти спинозовские атрибуты назывались сами субстанциями. Т.е. у Декарта были две самостоятельные субстанции – протяженность и мышление.

Атрибуты у Спинозы реализуются через бесконечное множество модусов. Модусы – это и есть конкретные проявления через атрибуты единой субстанции - Природы. Модусов бесконечное число. Модусы – это все вещи, все явления, все мысли, все чувства , всё.

Понятие субстанции , или, точнее, категории субстанции как первоосновы бытия, нужно отличать от понятия субстрата . Если субстанция – первооснова (например, вся материя у материалистов, вся природа у Спинозы, бог у неотомистов), то субстрат – это материал (вещество – частный случай). Субстрат в переводе с латыни – «подстилка». В философию же понятие вошло в смысле «то, из чего сделано», материал, из которого явление состоит. Например, у Аристотеля, кувшин – из глины, корабль – из дерева и т.д. Т.е., как правило, речь идет о материальном субстрате. До рубежа XIX-XX вв. субстрат отождествлялся с веществом. На современном же этапе, когда известно, что кроме вещества есть еще и поле, философы к полю применяют понятие «субстрат» осторожно, поскольку поле – не вещество, хотя и вид материи.

Неправомерно приравнивать бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой – существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.

Уже древние греки формировали свои представления об объединяющем начале мироздания. Для обозначения такой основы в философии выработаны две категории: субстрат и субстанция. Субстрат – это то, «из чего все сделано». Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали:

Воду: Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду;

Воздух: Анаксимен, выбирая эту стихию, утверждал, что воздух, сгущаясь, может образовывать жидкость, огонь и твердую среду;

Апейрон («бесконечное»): Анаксимандр считал первоначалом неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно, находящееся в движении;

Огонь: Гераклит Эфесский в качестве субстратно-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Все предметы и явления природы рождаются из огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь.

На более высоком обобщающем уровне под основой бытия понимают уже не субстрат, а субстанцию (от лат substatia – сущность, то, что лежит в основе), что означает не только первооснову всего существующего, но и внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений.

В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Условно материю можно разделить на две группы: то, что познано человеком и то, что стоит за гранью его познания. Это деление условно, между тем, очевидна его необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что познано человеком.

Понятие «материя» появилось как конкретизация понятия субстанция. Прежде всего, материя противопоставляется сознанию. Это очень важно, потому что материя - это не только физическая реальность (вещество), она может выступать в форме энергии и физически не ощущаться (например, рентгеновские лучи, радиоактивность). Однако все формы материи противоположны сознанию, находятся вне его и независимы от него, то есть материя - это объективная реальность, которая многообразна в качественном отношении.

В контексте материалистической традиции материя является философской категорией, которая обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

Историко-философский экскурс в генезис и развитие категории «материя» осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такую попытку постижения мира предприняли ионийские философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые тем самым внесли коренные изменения в мифологическую картину мира. Они пришли к осознанию того, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональное единство и порядок. В их философских концепциях роль первоосновы материи как субстанции выполнял тот или иной субстрат - то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений.

В рамках субстанционального подхода новой стратегией интерпретации устройства Вселенной стал атомизм как учение об особенном строении материи. Эта концепция развивалась через учение Анаксагора о качественно различных гомеомериях, представлениям Левкиппа и Демокрита, согласно которым мир состоит из несотворенных и неизменных материальных атомов. Позднее атомистическая версия строения материального мира развивалась в учениях Эпикура и Лукреция. В результате атомы стали тем рациональным средством, с помощью которого можно познать механизм Вселенной. Рациональный смысл вещного понимания материи усматривается в том, что существование природного мира, в самом деле, связано с наличием некоторых всеобщих первоначал (естественно, обладающих не абсолютным, а относительным характером), бесконечные комбинации которых составляют неисчерпаемое множество наблюдаемых объектов.

Второй этап становления категории «материя» связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта, принципов бытия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т.е. координаты и силы, действующие на тело). Наука Нового времени качественно не изменила субстанционального представления о материи, она его лишь несколько углубила, так как наделила ее атрибутивными свойствами, которые были выявлены в ходе научных исследований. Всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у них единого субстрата, сколько некоторых атрибутивных свойств - массы, протяженности, непроницаемости и т.д.

Подготовительным этапом новой трактовки категории материи может рассматриваться концепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теория, которая ассимилировала диалектический метод Гегеля, и как философская программа для метатеоретического обеспечения дисциплинарного естествознания (результат научной революции первой половины 19 в.). Поэтому Маркс и Энгельс подвергают ревизии концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, а не философский смысл; трактуют материю уже как философскую абстракцию; вводят практику как критерий познания и образования понятий. В условиях фундаментальной революции в естествознании конца 19 - начала 20 вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве, вводится представление о материи как о том, «что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения» (Плеханов). Согласно позиции Ленина, «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Если проанализировать данное определение материи, нетрудно прийти к следующим выводам:

1. В противоположность объективному идеализму в нем утверждается, что объективно существует только материя, кроме нее нет никакой другой объективной реальности, данной нам в ощущениях.

2. Положение о том, что материя есть объективная реальность, направлено против субъективно-идеалистических воззрений, утверждающих в различных вариантах, что мир есть комплекс, комбинация "моих ощущений", что существовать - значит быть воспринимаемым и т.д. В противоположность этому подчеркивается, что материя существует вне нас, независимо от нас, независимо от наших ощущений.

3. Вывод о том, что материя копируется, фотографируется, отражается нашим сознанием (существуя независимо от него), направлен против всех разновидностей агностицизма и скептицизма, отрицающих (или подвергающих сомнению) способность человеческого разума познать, верно отразить мир, постичь объективную истину.

4. Наконец, данное определение материи показывает ограниченность метафизического материализма, суть которого в рассматриваемом вопросе сводилась к отождествлению философского понимания материи с одним из ее видов (вещество, «первоматерия» и др.).

Философия, отвлекаясь от конкретных форм и свойств мира, акцентирует внимание на материи как объективной реальности. Естествознание же, сознательно или стихийно исходя из философского понятия материи, изучает ее строение, структуру, уровни, свойства, связи и отношения, раскрывает закономерности материального мира в его конкретных формах и т.д.

Материя имеет и сложное структурное строение. На основе достижений современной науки мы можем указать некоторые ее виды и структурные уровни. Известно, что до конца XIX в. естествознание не шло дальше молекул и атомов. С открытием радиоактивности электронов начался прорыв физики в более глубокие области материи. Систематизируя известные сведения о строении материи, можно указать следующую ее структурную картину.

Во-первых, следует выделить три основных вида материи, к которым относятся: вещество, антивещество и поле. Известны электромагнитные, гравитационные, электронные, мезонные и др. поля. Вообще говоря, с каждой элементарной частицей связано соответствующее ей поле. Иллюстрацией этого является открытие в 1922 г. Луи де Бройлем двойственного характера бытия элементарных частиц, которые в одних условиях обнаруживают свою корпускулярную природу, а в других - волновые качества. К веществу относятся элементарные частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро и мега тела, т.е. все то, что имеет массу покоя.

Все указанные виды материи диалектически взаимосвязаны между собой. Во-вторых, в самом общем виде можно выделить следующие структурные уровни материи:

1) элементарные частицы и поля;

2) атомно-молекулярный уровень;

3) все макротела, жидкости и газы;

4) космические объекты: галактики, туманности и т.д.;

5) биологический уровень, живую природу;

6) социальный уровень – общество.

Каждый структурный уровень материи в своем движении, развитии подчиняется своим специфическим законам. Так, например, на первом структурном уровне свойства элементарных частиц и полей описываются законами квантовой физики, которые носят вероятностный, статистический характер. Свои законы действуют в живой природе. По особым законам функционирует человеческое общество. Имеется целый ряд законов, действующих на всех структурных уровнях материи (законы диалектики, закон всемирного тяготения и др.), что является одним из свидетельств неразрывной взаимосвязи всех этих уровней.

Всякий более высокий уровень материи включает в себя более низкие ее уровни. Например, атомы и молекулы включают в себя элементарные частицы, макротела состоят из элементарных частиц, атомов и молекул. Однако материальные образования на более высоком уровне не являются просто механической суммой элементов низшего уровня. Это качественно новые материальные образования со свойствами, коренным образом отличающимися от простой суммы свойств составных элементов, что и находит свое выражение в специфике законов, описывающих их.

В-третьих, исходя из приведенной выше классификации, можно выделить три различных сферы материи: неживую, живую и социально-организованную – общество.

Важнейшим атрибутомматерии является движение. В разные периоды философы разрабатывали учение о движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»).

В 17-18 в.в. единственной формой движения считалась механическая: в философии и в естествознании господствовал метафизический, механистический взгляд на движение. Материя понималась как механическая инертная масса, а движение - как активная сила, приходящая извне.

Диалектический взгляд свидетельствует об обратном: движение есть способ существования материи. Это подтверждает естествознание. Современная физика раскрывает неразрывность материи и движения в строгой количественной форме. Для материи существовать - значит находиться в движении. Одна из главных философских проблем - это проблема неучтожимости движения. Оно не может исчезнуть, точно так же, как не может быть создано из ничего. Оно переходит из одной формы в другую. Например, механическое движение переходит в тепловое, а оно - в химическое, электрическое и т.д. Именно поэтому движение абсолютно - вне движения материя существовать не может.

Вместе с тем, движение как никогда не прекращающееся изменение материи не исключает моментов покоя, временной стабильности, равновесия. Покой - относителен.

Движение как всеобщее свойство материи проявляется в качественно многообразных формах. Богатство и многообразие форм движения обусловлено многообразием видов материи. По данным современного естествознания все формы движения можно разделить на три класса: в живой природе, в неживой природе и в обществе.

1. Движение в неживой природе:

а) Движение элементарных частиц и полей (гравитация);

б) Движение атомов и молекул, лежащее в основе химических процессов;

в) Движение микроскопических тел (теплота, звук, кристаллизация);

г) Движение в космических системах (планеты, звезды, галактики).

2. Движение в живой природе:

а) Обмен веществ;

б) Функциональные связи в организмах;

в) Процессы отражения внешних условий;

г) Внутривидовые и межвидовые отношения.

3. Движение в обществе:

а) Способы производства;

б) Человеческое сознание;

в) Многообразные формы деятельности людей.

Ф. Энгельс выделял следующие основные формы движения:

Механическая (массы, объекты);

Физическая (молекулы);

Химическая (атомы);

Биологическая (белки);

Социальная (деятельность людей).

Все формы движения связаны между собой. Исторически низшие формы порождают высшие, в то же время высшие формы преобразуют низшие формы движения, поэтому анализ высших форм не может быть произведен без знания низших. Например, физическое движение - это механика молекул; химическая - это физика атомов; биологическая - это химия белков.

Особого внимания требует социальная форма движения, поскольку она не может быть понята как биология человека: законы общественной жизни не объясняются законами природы. Это принципиально иная форма движения, связанная с осознанными формами деятельности людей.

Таким образом, движение - главный атрибут материи. Формы движения весьма разнообразны и способны к взаимным превращениям при строгом выполнении законов сохранения материи и ее основных свойств.

Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время. Пространство - это атрибут материи, который характеризует ее протяженность, структурность и взаимодействие элементов материальных систем. Время - выражает длительность существования материи, последовательность смены ее состояний. Эти категории - предельно общие абстракции. В истории философии сложились две модели представления пространства-времени, названных впоследствии концепциями «Демокрита-Ньютона» и «Аристотеля-Лейбница». Первую концепцию называют субстанциональной, вторую реляционной. Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством. С точки зрения второй концепции не мыслились пространство и время, оторванные от вещей. В науке до конца XIX и начала ХХ в. господствовала первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из своего атомистического учения. Они считали, что для существования и движения атомов требуется некое вместилище, где атомы, сочетаясь различным образом в движении, образуют многообразие тел. С развитием классической физики идеи Демокрита о сущности пространства и времени были развиты в трудах Бруно, Галилея, Декарта и др. Особенно большой вклад в этом отношении был сделан Ньютоном, искавшим при создании классической механики универсальную систему отсчета, относительно которой происходит механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон и выбрал пространство. По Ньютону, пространство суть пустое абсолютное вместилище, в котором располагаются все тела как нечто внешнее по отношению к нему. Все тела обладают протяженностью независимо от существования других тел. Ньютон полагал, что пространство трехмерно, непрерывно, однородно и изотропно. Его различные части ничем не отличаются друг от друга, и, значит, пространственные отношения были всюду одними и теми же и описывались единой геометрией - геометрией Евклида. Время суть чистая длительность, присущая любому единичному явлению самому по себе. Оно также абсолютно.

По мере формирования новых представлений о природе пространства и времени меняются и представления об их свойствах. Стало ясно, что в границах микромира пространство и время существенно отличаются от своих аналогов на уровне макромира или мега мира. Свой ритм и темп имеют биологическое пространство и биологическое время, специфично социальное пространство и социальное время.

Таким образом, ни субстанциональная, ни реляционная концепции не располагают абсолютной истиной, поскольку мы имеем дело как с абсолютными характеристиками пространства и времени, так и с относительными.

1.1. Наука. Основные признаки и понятия науки. Сущность научных исследований и основные формы научных исследований.

1.2. Основные системные признаки научного исследования.

1.3. Сущность и назначение функционирования научных школ.

Тема 2. Общая методология научного исследования

2.1. Понятие и основные функции методологии научного исследования. Методологическая основа.

2.2. Общенаучная методология.

2.3. Конкретнонаучная методология

Тема 3. Современные методы научного познания.

3.1. Понятие метода и методики исследования. Классификация методов.

3.2. Характеристика общих методов научного познания.

3.3. Методы теоретических эмпирических исследований.

3.4. Доказательство результатов научных исследований.

Тема 4. Организация и проведение социологических исследований.

4.1. Понятие и основные этапы социологического исследования. Программа исследования.

4.2. Виды социологических исследований: наблюдение, опрос, эксперимент.

4.3. Работа с выборочной совокупностью данных

Т ема 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Наука. Основные признаки и понятия науки. Сущность научных исследований и основные формы научных исследований.

Каждый специалист должен иметь представление о методике и организации научно-исследовательской деятельности, о науке и ее основных понятиях.

Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Как специфическая сфера человеческой деятельности она представляет собой результат общественного разделения труда, обособление умственного труда от физического, преобразование познавательной деятельности в особую область занятий определенной группы людей. Необходимость научного подхода ко всем видам человеческой деятельности заставляет науку развиваться более скорыми темпами, чем любую другую область деятельности.

Понятие "наука" включает в себя как деятельность, направленную на получение нового знания, так и результат этой деятельности - сумму добытых научных знаний, служащих основой научного понимания мира. Науку еще понимают как одну из форм человеческого сознания. Термин "наука" применяется для названия отдельных областей научного знания.

Закономерности функционирования и развития науки, структуры и динамики научного знания и научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества изучает специальная дисциплина - науковедение.

Одним из основных заданий науковедения есть разработка классификации наук, которая определяет место каждой науки в общей системе научных знаний, связь всех наук. Наиболее распространенным является распределение всех наук на науки о природе, обществе и мышлении.

Наука, возникшая в момент осознания незнания, которое в свою очередь вызвало объективную необходимость получения знание. Знание - проверенный практикой результат познания действительности, адекватный ее отражению в сознании человека. Это - идеальное воспроизведение условной формы обобщенных представлений о закономерных связях объективной реальности.

Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит отражение и воспроизведение в сознании человека объективной действительности. Научное познание - это исследования, которым характерны свои особые цели и задачи, методы получения и проверки новых знаний. Оно достигает сущности явлений, раскрывает законы их существования и развития, тем самым указывая практические возможности, пути и способы влияния на эти явления и изменения в соответствии с их объективной природой. Научное познание призвано освещать путь практике, предоставлять теоретические основы для решения практических проблем.

Основой и движущей силой познания является практика, она дает науке фактический материал, который требует теоретического осмысления. Теоретические знания создают надежную основу понимания сущности явлений объективной действительности.

Диалектика процесса познания состоит в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности. Познание - это , результатом которого является новое знание о мире. Процесс познания имеет двухконтурную структуру: эмпирические и теоретические знания, которые существуют в тесном взаимодействии и взаимообусловленности.

Познание сводится к ответам на несколько вопросов, которые схематично можно изобразить таким образом:

Что? сколько? Чему? Которое? Как? - на эти вопросы может дать ответ наука.

Как сделать? - на этот вопрос дает ответ методика.

Что сделать? - это сфера практики.

Ответы на вопросы определяют непосредственные цели науки - описание , объяснение и предвиденье процессов и явлений объективной действительности, которые составляют предмет ее изучения на основе законов, которые она открывает, то есть в широком значении - теоретическое воспроизведение действительности.

Истинные знания существуют как система принципов, закономерностей, законов, основных понятий, научных фактов, теоретических положений и выводов. Поэтому истинное научное знание объективное. Вместе с тем научное знание может быть относительным или абсолютной. Относительное знание - это знания, которое, будучи адекватным отображением действительности, отличается определенной неполнотой совпадения образа с объектом. Абсолютное знание - это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, который обеспечивает абсолютное совпадение образа с объектом. Беспрерывное развитие практики делает невозможным преобразование знания в абсолютное, но дает возможность отличить объективно истинные знания от ошибочных взглядов.

Наука, как специфическая деятельность направлена на получение новых теоретических и прикладных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, характеризуется такими основными признаками:

Наличием систематизированного знания (научных идей теорий, концепций, законов, закономерностей, принципов, гипотез, основных понятий, фактов);

Наличием научной проблемы, объекта и предмета исследования;

Практической значимостью как явления (процесса), что изучается, так и знаний о нем.

Рассмотрим основные понятия науки.

Научная идея - интуитивное объяснение явления (процесса) без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основе которых делается вывод. Она базируется на имеющихся знаниях, но проявляет раньше не подмеченные закономерности. Наука предусматривает два вида идей: конструктивные и деструктивные, то есть те, что имеют или не имеют значимости для науки и практики. Свою специфическую материализацию идея находит в гипотезе.

Гипотеза - научное предположение, выдвинутое для объяснения любых явлений (процессов) или причин, которые предопределяют данное следствие. Научная теория включает в себя гипотезу как исходный момент поиска истины, которая помогает существенно экономить время и силы, целеустремленно собрать и сгруппировать факты. Различают нулевую, описательную, объяснительную, основную рабочую и концептуальную гипотезы. Если гипотеза согласована с научными фактами, то в науке ее называют теорией или законом.

Гипотезы (как и идеи) имеют вероятностный характер и проходят в своем развитии три стадии:

Накопление фактического материала и выдвижение на его основе предположений;

Формулировка гипотезы и обоснование на основе предположения приемлемой теории ;

Проверка полученных результатов на практике и на ее основе уточнение гипотезы;

Если при проверке результат соответствует действительности, то гипотеза превращается в научную теорию. Гипотеза выдвигается с надеждой на то, что она, если не целиком, то хотя бы частично, станет достоверным знанием.

Закон - внутренний существенная связь явлений, которая предопределяет их закономерное развитие. Закон, изобретенный через догадку, необходимо потом логически доказать, лишь в таком случае он признается наукой. Для доведения закона наука использует суждение.

Суждение - мысль, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-нибудь. Суждение о предмете или явлении можно получить или через непосредственное наблюдение любого факта, или опосредствованно - с помощью умозаключения.

Умозаключение - умственная операция, с помощью которой из определенного количества заданных суждений выводится другое суждение, которое определенным образом связано с исходным.

Наука - это совокупность теорий. Теория - учение, система идей, взглядов, положений, утверждений, направленных на толкование того ли иного явления. Это не непосредственное, а идеализированное отображение действительности. Теорию рассматривают как совокупность обобщающих положений, которые образовывают науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которого отдельные понятия, гипотезы и законы теряют автономность и превращаются в элементы целостной системы.

К новой теории выдвигаются такие требования:

Адекватность научной теории описываемому объекту;

Возможность заменять экспериментальные исследования теоретическими;

Полнота описания определенного явления действительности;

Возможность объяснения взаимосвязей между разными компонентами в границах данной теории;

Внутренняя непротиворечивость теории и соответствие его исследовательским данным.

Теория представляет собой систему научных концепций, принципов, положений, фактов.

Научная концепция - система взглядов, теоретических положений, основных мыслей относительно объекта исследования, которые объединены определенной главной идеей.

Концептуальность - это определения содержания, сути, смысла того, о чем идет речь.

Под принципом в научной теории понимают наиболее абстрактное определение идеи. Принцип - это правило, которое возникло в результате объективно осмысленного опыта.

Понятие - это мысль, отраженная в обобщенной форме. Оно отражает существенные и необходимые признаки предметов и явлений, а также взаимосвязи. Если понятие вошло в научный оборот, его обозначают одним словом или используют совокупность слов - терминов . Раскрытие содержания понятия называют его определением. Последнее может отвечать двум важнейшим требованиям:

Указывать на ближайшее родовое понятие;

Указывать на то, чем данное понятие отличается от других понятий.

Понятие, как правило, завершает процесс научного исследования, закрепляет результаты, полученные ученым лично в своем исследовании. Совокупность основных понятий называют понятийным аппаратом той или иной науки.

Научный факт - событие или явление, которое служит основой для вывода или подтверждения. Он , который в совокупности с другими составляет основу научного знания, отражает объективные свойства явлений и процессов. На основе научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Движение мысли от незнания к знанию руководствуется методологией. Методология научного познания - учение о принципах, форме и способах научно-исследовательской деятельности. Исследовательский прием - это способ применения старого знания для получения нового знания. Он есть средством получения научных фактов.

Научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Она существует в разных видах;

1) научно-исследовательская деятельность;

2) научно-организационная деятельность;

3) научно-информационная деятельность;

4) научно-педагогическая деятельность;

5) научно-вспомогательная деятельность и др.

Каждый из указанных видов научной деятельности имеет свои специфические функции, задачи, результаты работы.

В пределах научно-исследовательской деятельности осуществляются научные исследования. Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают как система понятий, законов и теорий.

Различают две формы научных исследований: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные научные исследования - научная теоретическая и (или) экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития и взаимосвязи природы, общества, человека. Прикладные научные исследования - научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей.

Научные исследования осуществляются с целью получения научного результата. Научный результат - новое знание, добытое в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированное на носителях научной информации в форме научного отчета, научной работы, научного доклада, научного сообщения о научно-исследовательской работе, монографического исследования, научного открытия и т.п.. Научно-прикладной результат - новое конструктивное или технологическое решение, экспериментальный образец, законченное испытание, которое введено или может быть введено в общественную практику. Научно-прикладной результат может иметь форму отчета, эскизного проекта, конструкторской или технологической документации на научно-техническую продукцию, натурного образца и т.п..

К основным результатам научных исследований относятся:

Научные рефераты;

Научные доклады на конференциях, совещаниях, семинарах, симпозиумах;

Курсовые (дипломные, магистерские) работы;

Отчеты о научно-исследовательской (опытно-конструкторской; опытно-технологической) работе;

Научные переводы;

Диссертации (кандидатские или докторские);

Депонированные рукописи;

Монографии;

Научные статьи;

Алгоритмы и программы;

Отчеты о научных конференциях;

Препринты;

Учебники, учебные пособия;

Библиографические указатели и др.

Субъектами научной деятельности являются: ученые, научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности.

Научно-исследовательской деятельностью занимается значительный круг людей. Тех, кто делает это постоянно, называют исследователями , научными работниками (научными работниками), учеными.

Исследователем называют человека, который осуществляет научные исследования. Научный работник - это тот, кто имеет отношение к науке, вырабатывает новые знания, является специалистом в определенной области науки. Ученый - физическое лицо, которое проводит фундаментальные и (или) прикладные научные исследования с целью получения научных и (или) научно-технических результатов. Научный работник - ученый, который по основному месту работы и соответственно трудовому договору (контракту) профессионально занимается научной, научно-технической или научно-педагогической деятельностью и имеет соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации.

Люди науки имеют соответствующую специальность и квалификацию, работают как своими силами, так и объединяясь в научные коллективы (постоянные или временные), создают научные школы.

1.2. Основные системные признаки научного исследования.

В развитии современного общества важную роль играет научная информация, полученная в результате научного познания. Ее получение, распространение и использование имеют существенное значение для развития науки.

Научная информация распространяется во времени и пространстве определенными каналами, средствами, методами. Особое место в этой системе принадлежит научной коммуникации. Научная коммуникация (НК) - обмен научной информацией (идеями, знаниями, сообщениями) между учеными и специалистами. Современные авторы теории коммуникации К. Шеннон и У. Вивер дают такое определение коммуникации: "Это все действия, если один ум влияет на другого".

В процессе НК выделяют пять основных элементов:

1) коммуникант - отправитель сообщения (лицо, которое генерирует идею или собирает, обрабатывает научную информацию и передает ее).

2) коммуникат - сообщение (фиксированная или нефиксированная научная информация, закодированная определенным образом с помощью символов, знаков, кодов).

3) канал (способ передачи научной информации).

4) реципиент - получатель сообщения (лицо, которому предназначена информация и которое определенным образом интерпретирует ее, реагирует на нее).

5) обратная связь - реакция реципиента на полученное научное сообщение.

Научная коммуникация начинается с коммуниканта , который генерирует научную идею или концепцию. Это могут быть как отдельные ученые, так и коллективы авторов, такие как исследовательские группы, научные школы, учреждения, институты, регионы или страны. В зависимости от научного статуса учреждения, наличия научной степени, ученого звания, количества публикаций, стажа научной работы определяется научный статус коммуниканта, уровень его влияния на НК. Особую роль в коммуникации играют выдающиеся ученые.

Сформулировав научную идею, автор непосредственно делится ею с коллегами, научным руководителем, которые помогают определить дальнейшее направление ее развития. Потом информация распространяется среди широкого круга специалистов в форме научного доклада (сообщения) на конференциях, симпозиумах, оформляется в виде научного отчета, препринта или статьи (в письменном или электронном виде).

Документированная и (или) недокументированная научная информация - это то, что передается, то есть коммуникат . Научные сообщения наиболее часто передаются с помощью языка, изображений, действий. Изображения используют как дополнение к языковым коммуникациям (графики, плакаты). Действия подтверждают словесные выводы научного работника.

Чаще всего информация передается с помощью языка - естественного (язык человеческого общения) или искусственного (язык машинного программирования). Коммуникант кодирует информацию с помощью знаков, символов кодов, а реципиент раскодирует (расшифровывает, переводит) информацию. Научная коммуникация происходит лишь при условии, что язык научного сообщения понятен реципиенту. Часто исследователи не могут использовать иноязычную публикацию, не владея соответствующим языком. Читательская аудитория бывает довольно ограниченной, если работы излагаются недостаточно распространенным языком. В этом случае помогают переводы.

Между коммуникантом и реципиентом устанавливается канал коммуникации, без которого невозможна связь (способ обмена, передачи информации). Это - встречи, конференции, радио, телевидение, Интернет, издательство, редакция журнала, библиотека и прочие каналы, которые обеспечивают возможность непосредственной или опосредованной научной коммуникации.

Научная коммуникация функционирует эффективно при условии существования обратной связи - реакции реципиента на полученное сообщение. Интерес к сообщению зависит от многих факторов: имеют значение содержание проблемы, научной идеи, доступность информации, место, время издания, тираж журнала (монографии), язык, уровень и стиль публикации. Проявлениями обратной связи реципиента могут быть цитирование, ссылка, отклик, рецензия, написание обзора, реферата, статьи, включение идей автора в соответствующую дисциплину как базовое знание и др.

Одним из основных показателей значения научного результата является индекс цитирования, который определяет количество ссылок на ту или иную статью, автора, журнал, учреждение, страну. Чем выше этот показатель, тем авторитетнейшим является автор, тем выше его научный рейтинг. Ссылки свидетельствуют об уровне распространения идеи, ее научном и практическом значении, уровне человеческих знаний, реальном осуществление научной коммуникации.

Есть много подходов к классификации научной коммуникации. Ее разделяют на прямую (непосредственное общение специалистов, занятых в научно-исследовательском процессе); опосредованную (коммуникация между учеными через их научные публикации);

вертикальную (между научным руководителем и диссертантом);

горизонтальную (связывает соискателя с представителями научной школы) и др. Однако наиболее распространенным является деление научных коммуникаций на формальные и неформальные, документальные и недокументальные, между которыми установлена тесная взаимосвязь.

Формальная НК - обмен научной информацией через специально созданные структуры для генерации, обработка и распространение научного знания. Это - издательства, редакции газет и журналов, научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения, радио, телевидение, библиотеки, информационные центры, музеи, архивы и т.п.. В науковедении формальную коммуникацию часто рассматривают как публикация статьи в журнале или научной монографии и ссылки. Прямое цитирование одного автора другим свидетельствует о создании формального канала коммуникации между ними - от цитированного автора к тому, кто цитирует. Если два исследователя цитируют третьего, то создается формальная коммуникация между первым и третьим автором путем цитирования. Эффективность формальной НК определяется количеством и качеством опубликованных научных результатов.

Неформальная НК - это коммуникация, которая устанавливается между коммуникантом (отправителем) и реципиентом (получателем) путем личных контактов, встреч, бесед, телефонных разговоров, переписки и т.п.. Положительным аспектом такой коммуникации является экономия времени, обеспечение глубокого взаимопонимания. Эффективность неформальных НК определяется через самоотчеты, опрашивание, наблюдение. Отдельные неформальные обмены научной информацией становятся очевидными, если научные работники в соавторстве публикуют результаты своего исследования.

Документальная НК - коммуникация, опосредствованная научным документом, построенная на обмене документированной информацией (идеями, сообщениями, знаниями). Научный документ - это публикация результатов теоретических или экспериментальных исследований, а также подготовка научными работниками к публикации исторических документов и литературных текстов. Он содержит зафиксированную на материальном носителе научную информацию для передачи ее в пространстве и времени.

В системе НК научный документ получает статус коммуниката . Он может быть представлен в виде опубликованных тезисов, текста научного доклада, статьи, описания изобретения , монографии, отчета про НИР, диссертации, автореферата диссертации, аналитического обзора, реферата и т.п.. Научная информация может передаваться в форме книги, брошюры, журнала, дискеты и др. Преимущества таких коммуникаций:

хорошее сохранение научной информации;

Возможность изучения, многоразового перечитывания информации;

Основательность подготовки;

Возможность доведения до многих реципиентов;

Возможность установления права интеллектуальной собственности.

Недостатки документальных НК: сложность возобновления, объемность информации.

Недокументальная (устная) НК - передача научной информации в незакрепленной на материальном носителе форме. Это - телефонные разговоры, публичные выступления, совещания, конференции, симпозиумы, непосредственное общение, беседы и т.п.. Положительным аспектом устных коммуникаций является экономия времени, возможность большего согласия между научными работниками.

С развитием компьютерных и телекоммуникационных каналов коммуникации возможности свободного дистанционного обмена научными идеями расширяются. Автор может сам создать оригинальную рукопись в электронной форме, через сеть Интернет передать его непосредственно в редакцию журнала и сразу же опубликовать его. Сетевые каналы оказывают содействие оперативному формальному и неформальному обмену информацией между учеными. Некоторые электронные базы данных кроме статей (рефератов) содержат также адреса авторов. Это разрешает обратиться непосредственно к автору и установить с ним контакт. Электронный журнал является местом интегрированной НК, в которой авторы, редакторы и издатели работают в одной системе.

Научный работник должен знать преимущества и недостатки каждой формы научной коммуникации, уметь отыскать оптимальные пути ее использования и избегать возможных проблем.

1.3. Сущность и назначение функционирования научных школ .

Научная школа (НШ ) - неформальный творческий коллектив исследователей разных поколений, объединенных общей программой и стилем исследовательской работы, которые действуют под руководством признанного лидера. Это объединения единомышленников, которое разрабатывает жизненно важные для общества проблемы под руководством известного в определенной области исследователя, имеет значительные теоретические и практические результаты своей деятельности, признанные в научных кругах и сфере производства.

В деятельности научной школы реализуются такие основные функции:

Производство научных знаний (исследование и обучение);

Распространение научных знаний (коммуникация);

Подготовка одаренных воспитанников (воспроизведение).

Научной школе присущи совокупность признаков, которые дают возможность идентифицировать такое творческое объединение исследователей.

Главным признаком НШ является эффективное усвоение и исследование ее членами актуальных проблем из выдвинутых руководителем научных направлений. Минимальный цикл, который дает основания фиксировать существования школы, составляет три поколения исследователей:

основатель школы - его последователь - ученики последователя.

Ключевая фигура НШ - ее лидер, именем которого названа школа. Это - выдающийся, авторитетный ученый, который разрабатывает фундаментальные и общие вопросы науки, продуцирует идеи, новые направления исследований, способные объединить вокруг себя коллектив единомышленников.

Среди других признаков НШ выделяют такие:

Многолетняя научная производительность, которая характеризуется как количественными (количество публикаций, ссылок), так и качественными показателями (лидер и члены НШ являются авторами фундаментальных научных работ, членами редколлегий ведущих профессиональных журналов и сборников);

Широта проблемно-тематических, географического, хронологического диапазонов функционирования НШ;

Сохранение традиций и ценностей НШ на всех этапах ее становления и развития, обеспечение наследственности в направлениях научных исследований, стиля научной работы ;

Развитие атмосферы творчества, новаторства, открытости для научных дискуссий как в профессиональной печати, так и в общении;

Объединение в НШ определенного круга талантливых ученых, постоянное ее обновление одаренными воспитанниками - последователями лидера, способными к самостоятельному поиску;

Постоянные коммуникационные связи (горизонтальные и вертикальные) между учителем и учениками, рядовыми членами школы;

Активная педагогическая деятельность (количество соискателей, аспирантов, докторантов, учебников, учебных пособий, разработка новых курсов);

Официальное признание государством (научным сообществом) важности научных исследований НШ (число академиков, докторов, кандидатов наук, профессоров, доцентов, заслуженных деятелей и работников).

Считается, что лидером НШ является преимущественно доктор наук. В ее составе может быть не меньшее трех докторов наук по специальности. Проблематика научных исследований учеников обязательно должна быть связана с тематикой учителя - лидера школы. Иногда указывают на географическую дислокацию как одну из признаков школы. Этот формальный признак может быть использован как дополнительный в процессе идентификации НШ.

Наиболее распространенным методом идентификации НШ является изучение потока кандидатских и докторских диссертаций научных работников, которые входят в этот неформальный коллектив. Такой подход правомерный, поскольку проявляет взаимоотношения "учитель - ученик", что является в особенности существенным для НШ. Он дает возможность получить конкретные результаты, которые базируются на количественных данных о защищенных под руководством того ли другого ученого диссертации, свидетельствует о соответствии тематики диссертаций учеников проблематике диссертации лидера. Этот метод простой, поскольку сводит задачу идентификации к установлению формальных показателей.

Научные школы являются главной неформальной структурой науки, делают значительный взнос в ее развитие. Их представители, как правило, достигают значительных научных результатов.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.