Связь конфликтологии с педагогической деятельностью. Вопросы к экзамену по педагогической конфликтологии для студентов факультета конфликтологии. На выбор стратегии поведения в конфликте влияют


Социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии

Причины возникновения педагогических конфликтов

В настоящее время идет активное реформирование системы образования в Российской Федерации.

Изменение социально-экономических условий.

Сдвиги в области культурных ориентации всей общественной системы.

Развитие криминогенной ситуации.

Падение престижа педагогической профессии в обществе;

Снижение уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях;

Возросшая напряженность в межличностных отношениях в образовательном социуме;

Невротический стиль общения во многих семьях;



2. Особенности педагогических конфликтов в сфере социального взаимодействия

Ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, так как любое учебное заведение - это прежде всего доступная возрасту учащихся модель общества, где они усваивают нормы отношений между людьми;

Разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами педагога” и “глазами учащегося” видится по-разному), поэтому педагогу не всегда легко понять глубину переживаний учащегося, а учащемуся - справиться со своими отрицательными эмоциями и подчинить их разуму;

Присутствие других учащихся в ситуации столкновения педагога и отдельного учащегося делает их не просто свидетелями, а участниками конфликта, а конфликт приобретает определенный смысл и для них.

Участники конфликта имеют разный социальный статус (педагог-учащийся), чем и определяется их поведение в конфликте;

Профессиональная позиция педагога в конфликте с учащимся обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы учащегося как формирующейся и зависящей от него личности;

Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые, в которые включаются другие учащиеся;

Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.

Проблемы школьной адаптации

Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста:

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития.

Причины, приводящие к проблемам адаптации:

Ø Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая

мелкая моторика -следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).



Ø Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.

Ø Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.

Уход от деятельности:

Ø Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

Ø Также адаптация будущего первоклассника зависит во многом от личности самого ребенка

Неуспешный школьный старт приводит к нарушению настроения, снижению самооценки, и даже к ухудшению здоровья ребенка. Он становится раздражительным (или вялым, безучастным), плохо спит, отказывается от еды.

Детская дезадаптация:

1. Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию,

2. вызванное самыми разными причинами:

3. просчеты воспитания;

4. особенности характера и темперамента;

5. личностные характеристики.

6. Как помочь:Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.

7. Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка).

8. В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

Если вовремя не обратить внимания на затруднения детей и не оказать действенной помощи в период адаптации, проблемы в обучении будут все больше нарастать. Если оставить ребенка без родительского внимания и корректной профессиональной поддержки, период приспособления к новым условиям, новым людям, предъявляемым требованиям затягивается, его проявления приобретают стойкий негативный характер.

Ответственные за отсутствие проблем адаптации первоклассников: учитель и родтели.

Родители должны подготовить как морально так и физически своего ребенка к школе, чтобы он не испытывал никакого дискомфорта и был на равнее по подготовленности с другими ребятами. Необходимо со стороны родителей в случае необходимости (если они не могут сами,например) привлечь психолога. То есть заняться этой проблемой заблоговременно. Что касается учителя, он должен принять все меры, чтобы ребятам было интересно друг с другом, заинтересовать их учебным процессом, создать благоприятную психологическую атмосферу в классе, чтобы маленькому человечку хотелось идти учиться.

Также существуют проблемы адаптации детей при переходе в 5 класс. Есть проблемы и при переходе в 10. Это также является сложным периодом для детей. В 5 классаим приходится самим передвигаться по кабинетам, то есть быть более самостоятельными, общаться с разными педагогами. Мне кажется, чтобы избежать проблем данного вида адаптации необходимо отвлечь их от этой проблемы. В 10 же классе необходима работа школьного психолога, так как здесь часто решается судьба соединения классов. Роль родителей остается также не менее значительной.

Предпочтения

Недостатки

Приспособление (соглашательство, уступка):

Предпочтения

Недостатки

Конкуренция

Предпочтение объясняется

· эгоцентризмом;

Недостатки

Компромисс (кооперация):

Недостаток компромисса Он не до конца удовлетворяет нужды сторон и является далеко не самым оптимальным решением конфликта.

Сотрудничество:

Сочетание стратегий различно.

На выбор стратегии поведения в конфликте влияют:

· соотношение статусов субъектов конфликта;

· иерархия ценностей или ценностные ориентации;

· прошлый (позитивный, негативный или неопределенный) опыт конфликтного взаимодействия,

· цель поведения в конфликте (победить, решить проблему, сохранить позитивные отношения); и др.

  1. Предупреждение конфликтов в педагогических системах

Предупреждение конфликтов – это система различных способов, приемов воздействия и знаний, способствующих предотвращению открытого конфликта на стадии назревания противоречия. Технологию предупреждения конфликта могут применять как сами участники возникающего конфликта, так и третье лицо – приглашенный эксперт, медиатор, либо независимый и объективный в нарастающем противоречии человек.
Основа предупреждения конфликта заложена в смене действий какого-либо участника конфликтной ситуации. Предотвратить конфликт легче, изменив свое поведение.
Приемы, помогающие построить поведение, предупреждающее конфликт:
– латентная стадия конфликта не минутная и занимает значительный промежуток времени, за который можно заметить начало предконфликтного взаимодействия и изменить свое поведение (например, частично признать правоту собеседника, сменить тему разговора, замолчать и вернуться к разговору позже);
– на этапе разворачивания конфликта максимально точно выясните мотивы и интересы оппонента и выскажите свои, чтобы причиной конфликта не стало обычное непонимание друг друга;
– всегда помните о том, что предотвратить конфликт легче на начальной стадии и очень сложно на этапе открытого конфликта;
– проявление терпения к противоположному мнению вызовет к вам уважение у оппонента и настроит его на менее конфликтное взаимодействие;
– демонстрируйте свое понимание взглядов оппонента, когда он высказывается;
– заранее подумайте о предстоящем конфликтном взаимодействии: прогнозирование возможного хода развития противоречия поможет вам минимизировать негативные эмоции и действовать рационально;
– при потере контроля над ситуацией сведите разговор на шутку, так как продолжение разговора все равно не будет продуктивным, лучше продолжить его в другое время.
Если вы пытаетесь изменить поведение и взгляды оппонента и тем самым предупредить конфликт, помните о следующих правилах :
– мнение и действия любого человека невозможно изменить быстро;
– каждый человек уникален, его поведение детерминируется его индивидуальностью;
– не увеличивайте область противоречий с противоборствующей стороной;
– критикуя позицию оппонента, не примешивайте анализ и свое отношение к его личностным качествам;
– будьте для оппонента примером изменения поведения и уступите в некоторых позициях, это самый действенный прием по изменению действий оппонента.

Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

Философия пед конфликта

Философствование как форма терапии конфликта

Детское философствование:

· Сомнние

· Вопрошание (кто я?)

· Умалчивание(почему меня не любят?)

· Детская логика и др.

ПЕРВЫЙ(с 2 до 5 лет)

Ребенка интересуют все основные аспекты философствования как деятельности:

· осмысление бытия, вопросы познания, проблемы социально-философского порядка, а также понимания себя в качестве уникального проявления жизни и творца культуры и ценностей

· ребенок определяет окружающий его мир как свой (в котором осваиваются не только предметы, но и события)

· Рефлексия ребенка изначально не имеет разделения «Я – Мир». Ребенок сам себе мир, который исчезает, стоит лишь закрыть глаза. Этот естественный эгоцентризм находит внешнее выражение в речи и игре.

ВТОРОЙ(младший школьный возраст)

· ребенок понимает, что есть Другой и, что нужно согласиться с позицией Другого, с его правом на жизнь, на особое поведение и активность

· вопросы относительно сути, смысла и ценности человеческого существования: вопросы, связанные с тайной рождения: «Почему и как люди появляются на свет?», «Что такое отношение между полами?».

· формирование нравственных норм, совести и человеческого достоинства.

ТРЕТИЙ(средняя школа)

· Наиболее остро встают проблемы идентичности (половой)

· вопрос о справедливости

· вопрос- можно ли меня любить? Могу ли я любить кого бы то ни было? почему я не кто-то? Любовь и дружба, ненависть – подобные эмоциональные состояния заставляют ребенка задавать вопросы и пытаться найти ответы на них.

ЧЕТВЕРТЫЙ(подростковый возраст)

· Задача подростка выяснить свою уникальную и неповторимую особенность,

· определить, в чем его отличие от других детей. Поэтому ставится проблема смысла жизни в форме таких вопросов: «Для чего я живу?», «Почему я появился на этот свет?»

· ответственность за происшедшее,ценности, представления о том, что есть хорошая жизнь.

Типология культур Мид

· Постфигуративная культура - культура, «где дети, прежде всего, учатся у своих предшественников». Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения. Для сохранения такой культуры необходимы два условия - отсутствие сомнений в ценностях культуры родителей, старших и отсутствие осознанного отличия.

· Кофигуративная культура. Особенностью является преобладающая в ней модель поведения современников. Здесь «опыт молодого поколения радикально отличен от опыта их родителей» полный разрыв.

· Префигуративная культура. Между поколениями наблюдается полный разрыв.

Философствование как прием инновационного образования

Детей следует значительно больше, чем сейчас принято, но столь же систематически, как и другим школьным предметам, учить самостоятельно рассуждать о смысле моральных, юридических, социальных понятий. Таких, как, например, личность, свобода, право, ответственность, уважение к другим людям, компромисс, насилие и т.п., а также о связях и отношениях между этими понятиями.

2. У детей должно быть гораздо больше практики по овладению способами разрешения эмоциональной напряжённости, проявлению терпимости и нахождению разумных компромиссов.

Задачей любого образования является воспроизводство определенного социального типа, а задачей человека – определение себя в той структуре социальной реальности, которая существует в настоящем.

При выходе из школы ребенок должен уметь философствовать, таким образом, предотвращая какие-либо кризисные ситуации в своей жизни, осваивая самого себя, определяя ту реальность, в которой он живет, рефлексируя по поводу изменяющихся кризисных ситуаций, которые могут возникнуть в его взрослой жизни.

Педагогика фасилитации

Фасилитация:

Под педагогической фасилитацией понимают механизм помощи, повышения скорости и продуктивности образовательной деятельности, основанный на признании субъектности участников образования.

Фасилитация противопоставляется принципу формирования, который в свою очередь основан на признании ребенка, ученика, воспитанника объектом педагогического воздействия.

Важнейшим механизмом фасилитации являются диалоговое общение, использующее технику активного слушания и адекватного говорения.

Умение слушать других – один из основных навыков при разрешении конфликтов.

Техники активного слушания:

– Безмолвное слушание, дополненное невербальными знаками внимания, позволяет показать собеседнику заинтересованность разговором, поощрить его к продолжению общения.

– Простое повторение с целью прояснение смысла сказанного может быть эффективно использовано при общении с людьми в состоянии агрессии.

– Уточнение, прояснение, перефразирование (краткое изложение слов оппонента в собственной редакции, но сохраняя его точку зрения) обеспечивает по возможности более точное понимание смысла сказанного.

– Демонстрация, отражение чувств другого человека позволяет установить обратную связь и показать, что чувства другого человека понятны и важны.

Это требует определенной эмпатийности (способности к эмпатии, сопереживанию, отождествлению себя с собеседником, разделению его интересов и чувств) и вносит в общение теплоту и доброжелательность.

– Подведение итогов (резюмирование) является своеобразной формой соглашения, выражения общей с оппонентом позиции.

Ловушка восприятия

Любое ваше обращение к человеку должно учитывать человеческий фактор. И главное его следствие - увязывание отношений между сторонами с дискуссией по существу дела. Проще говоря – плохо относятся к вам, плохо к любому вашему слову и предложению. Мы буквально падаем в ловушку своего восприятия и перестаем видеть факты.

Даже железная логика будет здесь бессильна. Спорящие стороны – как выдвигающая требования так и отклоняющая их будут относится к людям и проблеме одинаково. И любое, даже самое невинное замечание о сути проблемы:

· На кухне беспорядок

Будет воспринято как личное обвинение , вызывая ответный укол:

· А ты что, принц Датский?! Вот и помог бы мне прибраться!

Суть любого вопроса глубоко переплетается с психологическими аспектами. Люди склонны из замечаний по существу дела, из указаний на факты делать необоснованные выводы. Они легко продлевают суждения намного дальше того, что было сказано.

За замечаниями по существу будут подозреваться намерения . За указаниями на факты найдут отношение к этим фактам или, как в примере, еще дальше – негативную оценку и обиду, даже угрозу себе лично.

Предпочтения

· Избегание является попыткой уйти от конфликта при минимуме затрат.

· Ситуация не достаточно важна или противоречие, лежащее в основе ситуации, разрешить нельзя.

· Когда сила противника слишком велика.

Дети прибегают к таким приемам избегания конфликта (появление вторых дневников, имитация болезни, пропуск занятий)

Педагоги в ситуации неуверенности, неподготовленности, неумения выстроить свою позицию и организовать разрешение конфликта.

Недостатки

· Иногда затягивание решения конфликта приводит к непомерному росту проблемы и нарастанию напряженности в коллективе

Приспособление (соглашательство, уступка):

Предпочтения

· Приспособлением необходимо владеть для построения взаимоотношений с близкими людьми, когда предстоит сделать выбор: хотите ли вы быть правым или сохранить спокойствие, целостность и счастье вашего объединения

· К такой стратегии может склонить значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза более серьезных негативных последствий или отсутствие шансов на другой исход.

Недостатки

· Главные спорные вопросы остаются неразрешенными

· Приходится поступиться своим достоинством и честью, терять собственное лицо,отказываться от своей системы ценностей. .

· В конфликте отцов и детей (педагогов и учащихся) зависимая позиция ребенка подталкивает его к соглашательству.

Конкуренция (преодоление, доминирование, подавление,
борьба, соперничество, напористость, конкуренция,доминирование)

Предпочтение объясняется

· подсознательным стремлением оградить себя от переживания поражения;

· эгоцентризмом;

· напряженными межличностными отношениями;

Недостатки

· редко приносит долгосрочные результаты, поскольку проигравшая сторона не будет поддерживать решение, принятое вопреки её воле, а иногда прибегает даже к прямому саботажу (сознательному невыполнению) этого решения;

· после длительной конфронтации остаётся осадок горечи, негативное «послевкусие», что требует релаксации;

Компромисс (кооперация):

· Это тактика достижения соглашения взаимными уступками на основании использования формальных компонентов и апелляции к формальному порядку вещей.

· В конфликте делится какая-то конечная величина, и в процессе этого раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены.

· Раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, раз мы не можем увеличить размер делимого объекта, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение.

Недостаток компромисса

· Он не до конца удовлетворяет нужды сторон и является далеко не самым оптимальным решением конфликта.

Сотрудничество:

· участники стремятся к разрешению возникшего между ними противоречия, ориентируясь на сохранение позитивных взаимоотношений.

· соглашение достигается в форме высококачественного решения, не встречающего возражений со стороны субъектов взаимодействия.

· участники прежде всего стремятся победить проблему, а не друг друга,

· В основу данной стратегии положен закон толерантности.

· Для достижения соглашения субъекты принимают роль партнеров, используют неформальные компоненты – убеждение, аргументацию.

· Цель использования данной стратегии – достижение долгосрочного согласия.

Сочетание стратегий различно.

Предмет и метод педагогической конфликтологии

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.

Педагогическая конфликтология – одна из основных отраслей педагогических знаний. Предметом ее изучения являются закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия.

1. Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт.

2. Важнейший инструмент процессуального анализа - определение основных этапов или стадий развития конфликта.

3. Типологизация - еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния.
4. Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого анализа. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные.

5. Разрешительный.. В рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактики улаживания конфликтов.

Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в ре­зультате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как раз­новидности конфликтов вообще прежде всего обращается внимание на сфе­ру его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания. Особо следует обратить внимание на то, что педагогический конфликт является формой проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, что весьма существенно для определения способов его предупреждения и преодоления.

В педагогической конфликтологии теоретически нет разграничения между такими понятиями как оппоненты, противники, субъекты, стороны конфлик­та. Данные понятия в представлении многих ученых являются синонимами. Думаю, что наиболее приемлемым можно считать понятие «субъекты конфлик­та», под которыми следует подразумевать отдельных лиц или группу людей в школьном социуме, являющихся непосредственными участниками конфлик­та и вовлеченных во все его стадии.

Важными понятиями, без которых конфликтология (в том числе и пе­дагогическая) как наука не может функционировать, являются: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, инцидент.

Под конфликтной ситуацией понимают объективное сочетание различных обстоятельств, которые предшествуют конфликту и обусловливают, как прави­ло, несовместимые требования к различным лицам (когда удовлетворение одной стороны препятствует удовлетворению другой . По мнению ряда исследовате­лей в педагогике, конфликтная ситуация предшествует собственно конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта со всеми их от­ношениями и характеристиками (Битянова М. Р., Вереникина Н. М.)

Таким образом, конфликтную педагогическую ситуацию можно принять как совокуп­ность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это по­вод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий. По мнению М. Р. Битяновой, «инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участ­никам наличие объективного противоречия в интересах и целях» . Трудно согласиться с подобным утверждением. Инцидент далеко не всегда является осознанным фактом. Он нередко выступает как повод к конфронтации. Имен­но инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие. Последнее проявляется в поведении субъектов в конфликтной ситуации. В связи с этим можно говорить о культуре конфликтного поведе­ния его субъектов, заключающегося в грамотном разрешении противоречия, лежащего в основе конфликтной ситуации.

Особо следует остановиться на таких проблемах, как функции, причины, типология педагогических конфликтов.

Обобщая и систематизируя многочисленные исследования ученых (Л. А. Пе­тровская, А. И. Донцов, Т. А. Полозова, А. Я. Анцупов, Е. А. Первышева и др.), можно выделить следующие общие функции педагогического конфликта, условно названные конструктивными:

Особенностями любого педагогического конфликта является проявление чувствительности педагога к приоритетным противоречиям учебно-воспита­тельного процесса и управление им.

Обозначим наиболее важные из них.

На протяжении нескольких десятков лет сохраняется противоречие между потребностью учителя в общественном признании и недостаточным внимани­ем общества к удовлетворению этой потребности. Оно является одним из ве­дущих противоречий, снижающих удовлетворенность работой и избранной профессией. Возможно, что именно поэтому важным компенсатором низкого общественного признания становится уважение окружающих (особенно в рам­ках микросреды), хорошие взаимоотношения с коллективом, администрацией, учениками и их родителями. Сформированная у значительной части педагогов вера в непогрешимость собственного опыта, склонность доверять проверенным «на себе» решениям обедняет их способность к прогнозу, что приходит в проти­воречие с мобильностью современной ситуации, необходимостью перестройки всех сторон школьной жизни.

Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как пра­вило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение учительства в це­лом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятель­ности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-пси­хологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренчески­ми качествами личности.

Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соот­ветствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фак­тора в провокации конфликтов в школьном социуме.

Аналитика результатов ряда исследований позволяет выделить нам некото­рые основные тенденции в определении источников педагогических конфлик­тов в школе и их типологии.

Вторая тенденция – это выделение в самостоятельный тип конфликтов, связанных с поведением участников учебно-воспитательного процесса. Как считает тот же В. И. Журавлев, конфликты дисциплины, факты негативного поведения могут быть как неспровоцированными, так и вызванными педа­гогически непрофессиональными действиями учителей. Плохая организация класса, приказной тон, крик учителя часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися.

Третья тенденция в типологизации педагогических конфликтов связана с конфликтами межличностных взаимоотношений. Многие ученые и педаго­ги полагают, что данный конфликт возникает в сфере эмоционально-субъ­ективного отношения учителей и учащихся, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности (М. М. Рыбакова), из-за целевых установок и цен­ностных ориентации (В. М. Афонькова, Н. И. Самоукина, С. М. Березин). Ряд ученых относят к конфликтам взаимоотношений и конфликты на почве борьбы за лидерство (М. Р. Битянова, С. М. Березин, Н. И. Самоукина), открытое или маскируемое нарушение педагогической этики (например, этические и запре­дельно-этические конфликты у В. И.Журавлева), серьезные ошибки в тактике взаимодействия, дискриминацию в отношениях к отдельным учащимся.

Демонстрация своего превосходства, своего особого статуса, к сожалению, слишком распространены в учительской среде. Лишь 10 % учителей обладают умением пристального и постоянного внимания к личности другого челове­ка, глубокого понимания ее, уважения, искренностью в выражении чувств и переживаний в межличностном общении.

В неверных взаимоотношениях педагога с детьми видел известный психолог П. П. Блонский причины многих ошибок, приводящих к возникновению педа­гогического конфликта. Потому воспитание самого учителя должно заключать­ся, по мнению ученого, прежде всего «не в подготовке его как, в традиционном смысле, человека, несущего знания, обучающего детей, а в «воспитании чело­века, внимательно и естественно относящегося к детям ».

Все вышеуказанные тенденции в типологизации педагогических конфлик­тов касаются, в основном, конфликтов между учителем и учеником.

Правомерным является выделение некоторыми учеными типа педагогиче­ского конфликта, условно названного «организационным» или «структурным». Основным источником возникновения этого типа педагогических конфликтов являются недостатки в организации учебно-воспитательного процесса: отсут­ствие преемственности в содержании и организации обучения, существование четырех возрастных школьных периодов, как то: сложность адаптации к шко­ле первоклассников, переход из начальной школы в среднее звено, высокая тревожность по поводу дальнейших перспектив обучения у девятиклассников, неподготовленность учащихся 11-х классов к взрослой, самостоятельной жизни (Н. И. Самоукина, М. Г. Битянова). С. М. Шурухт рассматривает структурные конфликты по 7-ми подгруппам, выделенным в соответствии с причинами, их инициирующими: конфликты, связанные с наличием, ограничением и распре­делением ресурсов; конфликты, обусловленные разным статусом участников учебно-воспитательного процесса, их различиями в правах; конфликты, вы­званные наличием внутри школьного коллектива сложившихся референтных групп, нормы поведения и интересы которых вступают в острые противо­речия с общественными нормами поведения и др. О серьезных упущениях в организации учебно-воспитательною процесса, являющихся одним из важ­нейших источников возникающих конфликтов в школе, пишут в своих работах С. В. Березин, Э. И. Бурнашева.

Интересными, на наш взгляд, являются исследования, в которых рассма­триваются основные факторы, влияющие на конфликтность в коллективе, Так, например, Р. С. Вайсман получил результаты, согласно которым конфликтность зависит от величины коллектива и повышается, если эти размеры превышают оптимальные. Н. В. Голубева пишет о том, что конфликтность между подчи­ненными и руководителями выше, когда последние не принимают непосред­ственного участия в основной, профессиональной деятельности руководимого им коллектива, а выполняют лишь административные функции. По мнению Р. X. Шакурова и Б. С. Алишева, можно выделить две основные группы факто­ров, влияющих на конфликтность (или несовместимость) в педколлективе. Это объективные характеристики коллективной деятельности, выражающиеся прежде всего в ее содержании и способах организации, и психологические особен­ности его членов, как функциональные, так и нравственно-коммуникационные.

Интересная типология педагогических конфликтов предложена Г. Л. Воро­ниным. С учетом субъекта деятельности он выделил 10 видов противостояний: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родители, ученик-администратор, учи­тель-учитель, учитель-родители, учитель-администратор, родители-родители, родители-администратор, администратор-администратор.

Обобщая основные тенденции в построении типологии педагогических конфликтов, представленных в научной литературе, наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе сложного взаимодействия субъ­ектов учебно-воспитательного процесса нам представляется следующая типо­логия: «учитель-ученик», «учитель-администратор», «учитель-родитель», «учи­тель-учитель», «ученик-ученик». Признание данной типологии школьных кон­фликтов обусловлено следующим:

С помощью предлагаемой типологии можно упорядочить материалы бан­ка школьных конфликтных ситуаций, пригодных для обучения руководителей школ, учителей, реальным способам упреждения и разрешения педагогичес­ких конфликтов . Исходя из учета особенностей взаимоотношений субъек­тов школьных конфликтов, можно разработать практические рекомендации по снижению уровня конфликтности, предупреждению и преодолению данных конфликтов в реальной школе.

Конфликтология и конфликты

С точки зрения педагогики конфликтология - область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе.

Интерес к психологическим конфликтам в педагогической деятельности вызван прежде всего взаимоотношениями учащихся, педагогов и родителей. Педагоги до недавнего времени предпочитали говорить о трудных ситуациях и барьерах. Однако по природе эти ситуации конфликтогенны, хотя в научных сообщениях в таком аспекте не фигурируют. Можно предположить, что умолчание конфликтов было вызвано идеологическими догмами о мягких, несущественных противоречиях в этой сфере.

В исследованиях педагогических конфликтов авторы в основном обращаются к разноплановым противоречиям, возникающим между участниками учебно-воспитательного процесса.

К противоречивым позициям относится оценка конфликтов в педагогике как явлений нормальных или аномальных. Как и часть психологов, некоторые исследователи относят конфликт к разрушительным событиям по отношению к естественно протекающему процессу взаимодействия участников обучения и воспитания. Истоки столкновений многие видят в самой природе педагогической деятельности, объединяющей множество людей с разнообразными личными качествами, опытом, характерами. Наиболее адекватным подходом к этой теме является целостное отражение конфликта как естественного проявления жизнедеятельности педагогической системы, ее структуры.

К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребенком), а так же межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом например.Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами "Я призван тебя воспитывать!", позиция ученика отражена в классической фразе: "Я не хочу, чтобы меня воспитывали".

Характер педагогических конфликтов определяется статусом участников конфликта (вертикальный тип межличностного взаимодействия), наличием юридической, моральной и профессиональной ответственности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива за жизнь, здоровье учащихся и результаты учебно-воспитательной деятельности; существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах (школьники - несовершеннолетние граждане), образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами.Содержание [убрать]



1 Причины педагогических конфликтов

2 Виды педагогических конфликтов

3 Педагогическая конфликтология

4 Карта конфликта

5 Литература

[править]

Причины педагогических конфликтов

Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности. Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. В условиях школы достаточно часто возникают ситуации подобного рода: учитель намерен объяснить учебный материал, а в это время две девочки желают беседовать по частному делу. В данной ситуации учитель рассматривает собственный доклад как средство достижения цели, однако ученицы игнорируют сообщение учителя и воспринимают его как препятствие на пути своей цели. Эти расхождения в намерениях действовать определенным образом объясняются наличием субъективных интересов (мотивов), конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий учителя и учащихся. Конфликт возник вследствие того, что предполагаемые действия одной стороны препятствовали действиям другой стороны, блокировали их, делая малореальными.



Еще одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д. Так как социальный статус учителя в традиционной школе существенно выше социального статуса ученика, то бестактность и грубость со стороны ученика является скорее исключением, нежели правилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действия учителя. Существенно чаще именно "педагоги" допускают колкие замечания, оскорбления в адрес учеников, повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство школьников, оказываются нетерпимыми к личному мнению учащихся. Такие учителя, унижая учащихся, стремятся возвыситься над ними, проявив свою силу и власть (в данной ситуации проигрываются роли тирана и жертвы). Однако у учащихся они вызывают в основном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учению резко падает, пропадает желание ходить в школу с вытекающими отсюда последствиями.

Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.

С.Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

1. Объективные причины педагогических конфликтов:

Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка.

Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого - учить, задача второго - учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).

Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.).

Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").

Зависимость ученика от учителя.

Необходимость оценивания учащихся учителем.

Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

Социальная нестабильность и др.

2. К субъективным причинам относятся:

Психологическая несовместимость учителя и ученика.

Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.).

Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.

Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.

Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.

Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей).

Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

Чрезмерная загруженность учителя или ученика.

Вынужденная бездеятельность ученика.

Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.

Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.

А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтности взрослых:

взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей;

недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и тому подобное), его несоответствие уровню культуры народа;

изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в процессе накопления опыта систематического управления поведением ребенка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» - привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.

[править]

Виды педагогических конфликтов

Исходя из современных представлений об образовании как о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить три группы конфликтов, возникающих в разных планах образования:

Системные конфликты (конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в процессе функционирования образования как системы; могут носить экономический, организационный, политический, этнический, духовный характер);

Процессуальные конфликты (педагогические конфликты, в основе которых противоречия, возникающие в образовательном процессе);

Результативные конфликты (возникают на основе противоречий реального и идеального результатов конфликта).

[править]

Педагогическая конфликтология

Педагогическая конфликтология - это специфическая область конфликтологии, целью которой является изучение закономерностей возникновения, развития и завершения конфликтов в образовании, а также разработка и практическое применение принципов, способов и приемов их конструктивного регулирования.

Предмет педагогической конфликтологии - факты, механизмы и закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов в образовании.

Объект педагогической конфликтологии - системные, процессуальные и результативные конфликты в образовании.

[править]

Карта конфликта

Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть ее в следующем:

определить проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-за объема выполняемых работ составить диаграмму распределения нагрузки;

выяснить, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);

определить подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.

Составление такой карты позволит:

ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;

создать возможность совместного обсуждения проблемы, возможность высказать свои требования и желания;

уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;

создать атмосферу эмпатии, т.е. возможности увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;

поискать новые пути разрешения конфликта.

Прежде чем переходить к разрешению конфликта, желательно ответить на следующие вопросы:

искренне ли вы хотите благоприятного исхода;

как бы вы себя чувствовали на месте конфликтуюших сторон;

нужен ли посредник для разрешения конфликта;

что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;

в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать собственные решения.

Педагогические конфликты возникают в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и проявляются в форме обострившихся субъект-субъективных противоречий, вызывающих обычно отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагают конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение причин. Особо следует подчеркнуть, что педагогический конфликт является формой проявления обострившихся субъект-субъективных противоречий, весьма существенно для определения способов его предупреждения и преодоления.

Все педагогические конфликты можно распределить по трём группам.

Первая группа – мотивационные конфликты . Они возникают между учителями и учениками из-за слабой учебной мотивации.

Образовательная среда – это огромный пласт для изучения, исследований и экспериментов. Самые интересные психологические разработки в этой сфере связаны с ее участниками: учителями, учащимися, родителями и администрацией. Например, запрет на применение телесных наказаний в школе. Главным аргументом против них стали исследования, показавшие неэффективность такого воспитательного процесса . Предполагается, что телесные наказания приводят к разным неблагоприятным последствиям: повышенной агрессивности , девиантному поведению , страху школы, низкой самооценке , суициду и к острому конфликту с учителем .

Всегда интересно наблюдать за эмоциями человека и анализировать его поведение в той или иной ситуации. Человеческое мировоззрение так устроено, что вникает оно больше в сложные процессы, а легкие оставляет без внимания. Если учесть, что возникновение конфликта – это сложнейший процесс в жизни, значит ее изучение человечеству сверх интересно.

Конфликты в педагогической деятельности

Объединяя участников образовательной среды и конфликт, получаем понятие «педагогический конфликт». Возникновение ситуации противостояний, несовпадения взглядов, связанных с элементами образовательной деятельности. В зависимости от объектов, вступивших в конфликт, можно выделить четыре главных блока рассмотрения темы: конфликт «учитель-ученик », «учитель-родитель », «учитель-администрация», «учитель-учитель».

Конфликт несет разрушительную силу. Если он произошел между учителем и учеником , то приведет к снижению успеваемости и значительно ухудшит результаты воспитательного процесса. Противоречие «учитель-родитель» способно навредить третьему лицу – учащемуся. Острая ситуация в структуре «Учитель –учитель-администрация» не редко приводит к профессиональному выгоранию педагога .

Особенности педагогических конфликтов

  • Разные социальные статусы сторон. Соответственно, процесс поиска продуктивной формы выхода из конфликта значительно затрудняется.
  • Разный взгляд на ситуацию. Зачастую учителю не всегда удается понять оппонента, а тому, в свою очередь, не удается справиться с эмоциями.
  • Наличие сторонних наблюдателей. Школа – это общественное место. И любая ситуация становится наглядным примером для учеников. Учитель всегда должен об этом помнить, вступая в конфликт. Педагог при любых условиях должен вести воспитательный процесс.
  • Школа - это модель общества! Учитель в этой модели главный показатель норм поведения в обществе .
  • Невозможность допускать ошибки. Любая оплошность педагога в решении конфликта неизбежно может вызвать новые проблемы и столкновения.

Конфликты в педагогическом коллективе

Сложным вариантов конфликтной ситуации является несовпадение взглядов между представителями педагогического коллектива. Чаще здесь конфликт складывается из двух составляющих: конфликтной ситуации и инцидента. Педагоги, как принято считать, люди высококультурные, организованные и дисциплинированные. Поэтому наличие противоположных мнений еще не ведет к острой ситуации. Для развития конфликта необходимо наличие накопившихся противоречий (конфликтная ситуация) и, внезапно возникшая, точка кипения (инцидент).

При определенном стечении обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, и возникает конфликт в педагогическом коллективе.

Пример педагогического конфликта

Опытный Учитель 1 обладает своим видением преподавания литературы , которое абсолютно не совпадает с мнением молодого специалиста Учителя 2. Однажды, Учитель 1 позволил себе строго покритиковать открытый урок Учителя 2 в присутствии учеников.

Возможно, ситуация закончилась бы обычной обидой молодого специалиста, если бы не случилось продолжения. Один из учеников рассказал родителям о некомпетентности недавнего студента-педагога. Бдительные родители добрались до администрации школы с жалобой на непрофессионализм молодого педагога.

Очевидный конфликт. При чем, это пример многогранного конфликта. Участниками его являются все субъекты образования: ученик, 2 учителя, администрация, родители. Сторонними наблюдателями является целый класс .

Структура данного конфликта: наличие давнего несовпадения взглядов учителей + конфликтная ситуация с открытым уроком + инцидент с родителями.

Последствия неразрешенного конфликта: падение рейтинга учителя, снижение его самооценки, эмоциональное и профессиональное выгорание, увольнение.

Эффективный способ решения конфликта. Грамотный руководитель, разобравшись и проанализировав ситуацию, предлагает обоим педагогам разработать и провести совместный открытый урок в том же классе, с присутствием желающих родителей. Совместная деятельность поможет: во-первых, скрепить союз учителей; во-вторых, произведет обмен опытом (это может поменять категоричную позицию зрелого педагога). Есть важное условие! Во время проведения урока, Учитель 1 должен завуалированно дать понять всем присутствующим, что горд и рад взаимодействию с таким талантливым молодым педагогом как Учитель 2.

Таким образом, и конфликт будет исчерпан, и извинения принесены за доставленные переживания молодому педагогу. Эта ситуация станет хорошим опытом и закалит будущего мастера педагогического искусства.

Алгоритм разрешения педагогического конфликта

  • Определить суть конфликта: его причины, участников, последствия.
  • Создать команду по разбору ситуации и разрешению конфликта: в нее могут входить только одни непосредственные оппоненты, либо еще и свидетели, коллеги, классный коллектив . Главное, чтобы соотношение сил было равное.
  • Определить роль ведущего в разборе конфликта.
  • Определить время и место. Важно, не приступать к разрешению ситуации в самый разгар противостояния. Необходимо, чтобы все успокоились и настроились на конструктивную беседу.
  • Установить правила: не перебивать, не оскорблять, не врать.
  • Выслушать позицию обеих сторон. В ходе разговора ответить на вопросы. Что произошло? Почему это произошло? Какие чувства вызвал конфликт у оппонентов? Как быть дальше?
  • Собрать предложения по урегулированию ситуации. Провести, например, «мозговой штурм». Выбрать из общего списка, предложение удовлетворяющее обе стороны.

Это общий алгоритм урегулирования конфликтной ситуации. Но, в зависимости от многих критериев конфликта, этот алгоритм можно провести в форме ролевой игры , деловой встречи, неформальной беседы. А в рамках психологии, возможно включить в методику сказкотерапии или драмотерапии. Фантазия педагога не знает границ. Поэтому даже скучный алгоритм можно превратить в интересный процесс. Главное, чтобы участники ситуации приобрели бесценный опыт и применяли его в жизни.

Важно осознавать, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой большую общественную ценность.

Школьная служба медиации. Технологии разрешения педагогических конфликтов

Педагогическая конфликтология

По мере того как развивается конфликтология, она все больше и больше пытается интегрироваться с различными отраслями научного знания.

Актуальность изучения педагогических проблем, связанных с преодолением конфликтности в образовательном процессе, обусловлена потребностями школы, процессами её демократизации и гуманизации.

Длительное время в теории и практике конфликты в педагогическом процессе оценивались односторонне, как нежелательное явление, как показатель слабости руководства групповой, вплоть до признания того факта, что руководитель, воспитатель недостаточно требователен, а учащийся имеет ошибочную линию поведения.

На необходимость изучения конфликтов в педагогическом процессе обращали внимание еще в свое время известные отечественные психологи и педагоги: П.П.Блонский (1925), А.Р.Лурия (1930), А.С.Макаренко (1934) и др. Они предупреждали, что психологический межличностный конфликт трудно и болезненно переживается детьми, особенно его непосредственными участниками, и отмечали, что конфликты могут оказывать разное влияние на ребенка. С одной стороны, они усложняют психологическую жизнь, способствуют ее переходу на новые, более сложные уровни ее функционирования, с другой -- могут привести к нарушению гармонии взаимоотношений с окружающими людьми, задержать процесс социализации личности. Ведь даже в старшем подростковом возрасте еще не до конца сформирована способность находить самостоятельный выход из неблагополучных ситуаций, снимать отрицательные эмоциональные напряжения с помощью внутриличностной саморегуляции. А так как конфликты - неизбежные спутники школьной жизни, то объективно необходимым и актуальным является изучение педагогических конфликтов.

Собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе "учитель - учащиеся", преодоление которых предполагает пользование специфической технологии. Именно они являются самыми распространенными, решение которых требует от учителя определенного профессионального мастерства и психологической компетентности.

Что касается конфликтов учителей с коллегами, родителями учащихся, школьной администрацией, то они подчиняются общепринятым нормам делового общения и могут быть предметом специального рассмотрения.

Проблема педагогического конфликта и его детерминант рассматривается, в основном, исследователями через категорию "отношений". Это в свою очередь ведет к тому, что ряд исследователей пытаются выявить специфические особенности деятельности педагога, которые обуславливают конфликты.

В работах Я.Л.Коломинского и Н.А.Березовина отмечается, что одним из важнейших факторов формирования межличностных отношений в классных коллективах является стиль отношения педагога.

В отличии от широкого применяемого в социальной психологии понятия "стиль руководства", стиль отношения педагога состоит из двух основных подструктур: мотивационной , под которой понимается эмоционально - ценностная позиция по отношению к детям и педагогической деятельности в целом, и операционной , которая включает в себя систему поведенческих реакций, реализующих эту позицию.

Стиль отношения, являющийся внутренним психологическим фоном, на которой развертываются все акты взаимоотношений учителя и детей, может быть по- разному гармонизирован: положительному внутреннему отношению может соответствовать адекватная система педагогических воздействий (устойчиво- положительный стиль), отрицательному -отрицательная (устойчиво - отрицательный стиль).

В настоящее время появляется много публикаций по конфликтологии, но исследований на стыке педагогики и других наук очень мало. Известно, что природа педагогического конфликта существенным образом отличается от других межличностных конфликтов, так как в этом случае в столкновении участвует ребенок как развивающаяся личность и взрослый. При этом взрослый обладает опытом, умениями, самоконтролем и другими качествами, а у ребенка поведение может носить импульсивный характер, так как волевая сфера еще не достаточна развита.

В педагогическом общении раскрывается субъективный мир учащихся и учителя, обнажается их личностное своеобразие. Таким образом, конфликтность их взаимодействие детерминирована различия их индивидуальных особенностей, актуального эмоционального состояния, возраста, эрудиции, жизненного опыта, культуры, воспитанности, выполняемый социальных ролей и т.д.

Школа, социальный институт отражают все противоречия современного состояния общества, что еще более может усложнить межличностное противоречие.

Учителю приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. В психолого - педагогическом регулировании и коррекции нуждается общение с учащимися, ибо его доминантной является реализация образовательных целей, управления развития личности.

Педагогическому взаимодействию свойственно определенная динамика развития, обусловленная внутренними (субъективными) и внешними (объективными) причинами.

Таким образом, к объективным предпосылкам относятся условия и обстоятельства, являющиеся источниками конфликтной ситуации.

Субъективные предпосылки конфликта связаны с индивидуальными особенностями людей имеющих свои специфические интересы и цели деятельности, черты характера и психологические качества, потребности и мотивы деятельности.

Объективные и субъективные предпосылки конфликтов находятся в динамическом взаимодействии. Причем объективные предпосылки могут влиять на конфликтную ситуацию в большей мере, чем субъективные.

Однако при этом и те, и другие сохраняют свою относительную автономность. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов могут существовать длительный период времени, создавая конфликтную ситуацию. Однако это не значит, что конфликтная ситуация обязательно перерастет в конфликт. Известно немало примеров, когда конфликтная ситуация приобретает затяжной характер и никогда не приводит к открытому столкновению сторон.

Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

ситуации (конфликтов) поведения поступков, возникающее по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

ситуации (конфликты отношений), возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности;

Предложенный ниже перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать учителей в многообразных школьных ситуациях и конфликтах.

Ситуации и конфликты деятельности. Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учениками и учителем, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное занятие. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

Ситуация и конфликты поступков. Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться, совершенно различными мотивами.

Учителю приходиться корректировать поведения учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадываясь о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников.

Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов, учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест учеников, а иногда стремление вести себя так, как нравиться учителю, чтобы оправдать его ожидания. В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении, слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением "заглянуть в себя", самому оценить свой поступок.

Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт.

Ситуации и конфликты отношений. Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуаций и имеют, как правило, длительный характер.

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго разрушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позиция учителя и учеников - в этом проявляется познавательная функция педагогических ситуаций и конфликтов. Учителю трудно судить о характере взаимоотношений с учениками класса: среди них есть согласные с учителем, нейтральные, следующие за большинством и противоборствующие, несогласные с учителем. Тяжело переживается учителями конфликт отношений, когда он происходит не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если учитель навязывает ребятам свой характер взаимоотношений, ожидая от них ответной любви и уважения.

Отношения между учителем и учениками становятся разнообразными и содержательными, выходят за рамки ролевых, если интересуется учениками, условиями их жизни, занятиями вне школы. Это дает возможность реализовать воспитательную ценность ситуации или конфликта. Иначе возможен разрыв отношений. Некоторые особенности педагогических конфликтов. Среди них можно отметить следующие:

профессиональная ответственность учителя за разрешения ситуации: ведь школа -- модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

участники конфликтов имеют различный социальный статус (ученик -учитель), чем и определяется разное поведение в конфликте:

Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

различное понимание событий и их причин участника - и (конфликт "глазами учителя" и "глазами ученика" видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику -справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходиться помнить учителю;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

В психологии конфликты изучаются на разных этапах социализации личности:

в дошкольном возрасте;

в школьном возрасте;

в подростковом периоде.

Как указывал Д.Б.Эльконин, основной механизм смены возрастных периодов определяется связью между уровнем развития отношений с окружающими людьми и уровнем развития знаний, способностей. Изменения соотношения между этими двумя разными сторонами процесса развития ребенка составляет движущую силу перехода к следующим возрастным этапам. Объективные условия жизни ребенка действуют на него непосредственно. Одни и те же внешние условия на разных детей влияют по разному, и влияние это зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические особенности личности ребенка они преломляются. В процессе развития подростка очень важным является то, как он переносит изменения, происходящие в его организме, как определяет свое место в системе общественных связей, и т.д. Решение этих и других проблем зависит, в свою очередь, от характера ранее сформировавшихся у подростка отношения с людьми, от событий, пережитых им в предшествующие годы.

В подростковом возрасте складывается ситуация, когда совокупность достижений предшествующего периода и изменение условий жизни ребенка приводит к необходимости изменить содержание и способы взаимоотношений его с окружающими людьми, изменить формы отношений к нему со стороны взрослых. Анализ проблемы конфликта в подростковом возрасте показал, что в это время происходит перестройка прежних отношений со взрослыми и переход к качественно новым отношением, которые специфичны именно для взрослых людей и кардинально отличаются от прежних отношений ребенка и взрослого. Эти изменения непосредственно связаны с развитием самосознания подростка, появлением у него чувства взрослости и потребности в отношении к нему со стороны окружающих людей не как к ребенку, а как ко взрослому. Подросток чувствует себя личностью, хочет на этой основе иметь равные права со взрослыми, старается добиться признания своих прав. Он претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и самостоятельность. Подросток ждет и требует от взрослого соблюдения в отношениях с ним соответствующих этических норм поведения. Нежелание взрослого считаться с этими требованиями подростка порождает трудности и конфликты в их отношениях. Они отсутствуют или уменьшаются, если взрослый строит отношения с подростком, учитывая его возрастные психологические особенности. Опыт показывает, что не все воспитатели понимают те изменения, которые происходят в подростковом возрасте, не все адекватно реагируют на различные неприятные явления в поведении подростков. Один из взрослых сознательно, другие - по неведению мало уделяют внимания особенностям этого периода, что приводит к взаимному непониманию, отчужденности, психологическим барьерам во взаимоотношениях и конфликтам. Учитель (как и родители) имеет множество обязанностей по отношению к учащимся, но он обладает и многими правами в качестве взрослого. Он обладает правом предписывать, контролировать, запрещать, наказывать, требовать подчинения, причем эти права сохраняются у него и в отношениях с подростками - младшими и старшими. В этом зафиксирован факт формально допускаемой неизменности основы отношения учителя и учащихся на протяжении всего периода обучения. Известно, что неблагополучие в отношениях подростка с учителем имеет многочисленные отрицательные последствия. Падения интереса к учению, безразличное отношение ко всему, необщительность, замкнутость, вызывающее поведение в школе и на улице часто является следствием не всегда адекватного отношения учителя к ученикам, являются негативным ответом учащихся на эти отношения. Совершенно справедливо, за 10 лет обучения ребенка в его личности происходят огромные перемены. Меняется система его отношений к окружающему, характер его общения, позиции в обществе - словом, меняется весь образ его жизни и соответственно меняется его мотивационная сфера. Неизменной остаются форма урока, его структура и т.д."Удивительная монотонность сохраняется и в общении. Почему, например, в школе бытует обращение даже к старшеклассникам на "ты", называние уменьшительными именами? Это естественно, скажем, в первом классе, но, по -моему, это совершенно не правильно по отношению к юношам и девушкам 16-18 лет. Это может показаться мелочью, но на самом деле это далеко не мелочь". Изучая особенности конфликтов среди старшеклассников, можно отметить, что в старшем школьном возрасте преобладают коммуникативные конфликты. Наиболее типичными в этот период жизни школьника являются ценностные конфликты, конфликты слома стереотипа поведения и конфликты мгновенной эмоциональной разрядки (конфликты "по пустякам"). Большинство конфликтов в среде старших школьников могут быть управляемыми. Процесс управления конфликтами, возникающие в группах старшеклассников, предполагает корректировку внутригрупповых отношений, целесообразное педагогическое вмешательство в эти конфликты. Последние во многом зависит от отношения учителя, воспитателя к конфликту от его позиций. В итоге разрешения конфликтной ситуации определяется не только и сколько характером самого конфликта, сколько отношение педагога к ситуации. Как он воспримет конфликт, как отнесется к нему -- это оказывается решающим для преодоления сложной ситуации. Существует три наиболее распространенные позиции педагога, ведут к эффективному управлению конфликтом среди старшеклассников: нейтральная, авторитарного вмешательства и рационального педагогического воздействия на конфликт. Разумное педагогическое решение конфликтов предполагает два пути: прямой и косвенный. Практика школьной жизни убеждает, что последний дает чаще всего ощутимый педагогический эффект. Важно лишь в том и другом случае не забыть чувства меры. Несмотря на наличие общих, типичных черт протекание и разрешение конфликтов, сходство их характера и участвующих сторон все же нельзя дать рецептурные советы, ибо само разрешение зависит от целой группы специфических факторов, которые нельзя игнорировать. Поэтому в каждом конкретном случае педагог принимает свое, своеобразное решение, используя комплекс своих средств и приемов, исходя из своей индивидуальности и индивидуальных особенностей учащихся.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.