Что такое эмоции? Положительные эмоции и негативные эмоции. Позитивные функции отрицательных эмоций

Эмоции — это движение энергий, это способ выразить себя в жизни.
Эмоции людей можно разделить на две большие группы – отрицательные и положительные. Причём эти названия не являются оценочными, это не есть деление на «плохо» и «хорошо». Конечно, мы можем противопоставлять их друг другу, но можно говорить о существовании перехода, когда один тип эмоции преобразуется в другие виды эмоций.

Группа отрицательных эмоций отражает «исключение». Например, уничтожение того, что расценивается как угроза; или избегание щекотливых ситуаций; самоутверждение за счёт других. Источниками негативных эмоций являются различные страхи: перед новым и неизвестным, перед непредсказуемыми действиями других людей, перед необходимостью контролировать или остановить что-то, чтобы избежать ущерба.

Группа положительных эмоций отражает «включение». Например, учитывать мнение многих, взаимодействовать с большим числом людей, совершенствовать что-то и радоваться этому. Источником позитивных эмоций является неосознаваемое порой желание получить удовольствие.
В каждой группе существует определенный набор различных эмоций.

Примеры негативных эмоций: горе, апатия, страх, злость, ненависть, зависть, стыд, обида, вина, агрессия, сожаление, враждебность.

Примеры позитивных эмоций: интерес, действие, энтузиазм, любопытство, сопереживание, смех.

Мы могли бы подумать, что одни эмоции более позитивны или негативны, чем другие. Но практически невозможно разместить их в линейной последовательности, т. к. каждая представляет собой совокупность различных моментов.

Бывает, что эмоции маскируются под позитивные или негативные, а в действительности они противоположны тому, чем они притворяются. Существует жалость, которая проявляется как искренняя забота о других, но сама утешается тем, что кому-то хуже, чем ей. Существует скрытая враждебность, которая выглядит как дружелюбие и которую невозможно распознать с первого взгляда. Иногда гнев или слёзы могут выглядеть отрицательными, но на самом деле таким образом выражается искреннее участие и стремление помочь. Тут важны базовый механизм и мотивация, нежели внешнее проявление.

Может показаться, что негативные эмоции — это то, от чего надо быстренько избавиться. Однако это не всё так просто. Они выполняют важные функции. В основном они проявляют скрытые проблемы человека, о которых он не знает или знает, но игнорирует. Если это становится мотивацией к тому, чтобы изучить проблему и найти её решение, то такая эмоция полезна. Так как если человек постоянно веселится, он может пропустить какие-то неправильные вещи.

Позитивные и негативные эмоции как две стороны одной медали. Мы не можем избавиться от одних из них и просто держаться других. В идеале они должны быть интегрированы. Негативные эмоции хороши в качестве мотивации для отказа от того, что человеку не нужно. Позитивные эмоции полезны для продвижения в сторону того, что человеку действительно нужно.

Люди выплёскивают эмоции в самых разных сочетаниях. Бывает, что люди застревают в отрицательных эмоциях, например таких, как горе. Другие могут застрять в положительных, таких, как довольство всем, и не будут в состоянии испытывать негативные эмоции, даже когда это необходимо. В подсознании человека может прятаться страх или печаль, которые всплывают при определённых условиях. Случайные слова могут спровоцировать сдерживаемый гнев.

Людям необходимо учиться быть более гибкими в выражении эмоций. Надо уметь проявлять каждый вид эмоций и быть в состоянии использовать их в полном объёме по мере необходимости.

Скорее всего, люди динамичные и гибкие будут хотеть жить в основном в позитивном настроении. Но основная цель в перспективе личностного роста — это интеграция, выход за рамки позитивного/негативного в целом.

А что вы думаете по этому поводу? Какой у вас есть опыт перехода одних эмоций в другие? Пишите, пожалуйста, в комментариях ниже.

Отрицательные эмоции человека делают нам большое одолжение — они спасают нас от самих себя. Они являются сигналами, которые призывают нас изменить то, что мы делаем. И они действительно необходимы, чтобы чувствовать себя хорошо.
Парадокс? Только на первый взгляд..
Эмоции, которые вызывают неприятные ощущения (гнев, зависть, ревность, разочарование, печаль, стыд), мы чаще всего подавляем и ругаем себя за них. Потому что считаем их неправильными.
Однако эмоции не являются по сути положительными или отрицательными. Они отличаются намного больше, чем просто хорошие или плохие. Каждая эмоция имеет своим основанием комплексный набор изменений мотивации, физиологии, внимания, восприятия, убеждений и поведения.
Отрицательные эмоции человека являются средствами, которые направлены на то, чтобы помочь нам в достижении целей, важных для нас. Это инструменты, которые работают за пределами осознания, чтобы направлять нас, куда мы должны идти. Они определяют проблемы или возможности. Они являются инструментами выживания: на самом деле, мы бы давно исчезли без них.
Отрицательные эмоции человека имеют решающее значение не только для нашего существования, но и, по большему счету, для того, чтобы мы могли чувствовать себя хорошо. Зная наши эмоции в их разнообразии, мы можем лучше жить с самим собой и друг с другом.

Гнев

Гнев возникает, когда мы чувствуем себя недооцененными. Если вы знаете, что вы заслуживаете, а кто-то видит вещи по-другому, возникает гнев. Гнев мотивирует человека к действию. В то время как большинство отрицательных эмоций человека побуждает нас избегать ситуаций, гнев, как правило, стимулирует действие. Гнев усиливает уверенность в себе, оптимизм и принятие рисков. Он сообщает вам, что вы имеете ресурсы и решимость. В самом деле, те, кто проявляет гнев, воспринимаются как имеющие более высокий статус, более компетентные и надежные.
Гнев не только приносит пользу конкретному человеку. Он также способствует социальному прогрессу. Это стимулировало гражданские права и гендерное движение равенства. Это может привести к справедливости. Без него униженных, возможно, никогда не слышали бы. Если вы всегда выражаете своим внешним видом только разочарование, когда ваш партнер делает что-то, что вам не нравится, ваша проблема может никогда не выйти на свет. И это может привести к коррозии отношений изнутри.

Стыд, вина, смущение

Жизнь среди других требует от нас придерживаться согласованных социальных и моральных норм. Когда мы нарушаем норму, нам нужен способ, чтобы направить себя обратно к правильному поведению. И на помощь нам приходят такие отрицательные эмоции человека как стыд, вина, смущение.

Дискомфорт от смущения, и особенно от стыда, направляет нас внутрь, чтобы разобраться, что привело к такому состоянию и что нужно исправить в себе. Люди могут учиться на своих ошибках только тогда, когда они признают, что что-то пошло не так.

Отрицательные эмоции также мотивируют нас загладить свою вину. Когда мы испытываем чувство смущения, вины, стыда, мы пытаемся исправить то, что сделали неправильно. Исследователи говорят, что в таких случаях мы становимся более щедрыми и внимательными, даже к незнакомым людям.

Стыд, вина, смущение — эти эмоции позволяют нам жить бок о бок. Без них мы не смогли бы доверять друг другу, или даже понимать себя.

Зависть и ревность

Зависть может иметь разрушительные последствия. Но она также имеет свои преимущества. Чтобы уменьшить или отменить чувство неполноценности, зависть побуждает нас увеличить нашу собственную репутацию или уменьшить положение других. Один неизменный способ — увеличить свой собственный авторитет, чтобы стать более успешным. Исследователи обнаружили, что зависть усиливает упорство и производительность испытуемых на творческом задании даже больше, чем это делает восхищение. Восхищение позволяет нам чувствовать себя лучше в данный момент, но чувство зависти зажигает стремление добиться успеха в будущем. Мы также можем стать более успешными, подражая человеку, которому мы завидуем.

В то время как доброжелательная зависть, по существу, творческая сила, злокачественная зависть деструктивна.

Зависть часто путают с ревностью, но эти отрицательные эмоции человека психологически различны. Зависть — тоска за тем, что другой человек имеет. Ревность возникает тогда, когда какая-то третья сторона угрожает союзу. Как и зависть, ревность может быть разрушительной, но в ответ на реальную неверность она способствует выживанию. Она заставляет пары проверить и укрепить их отношения.

Страх и тревога

Страх наш защитник, соответствующий ответ на признаки угрозы, повышение осведомленности и подготовки тела, чтобы избежать опасности. Иногда люди от страха становятся безумными или как парализованы, но чаще они остро настроены на сбор сенсорной информации.

Страх стимулирует яркие картины того, что вот-вот пойдет не так — и как выйти из ситуации. Бежать? Принять бой? Ваше внимание сужается, все направлено к вашей безопасности.

Не все угрозы смертельны; некоторые просто могут убить вашу репутацию. Опасения социальных последствий также хорошо иметь, поэтому мы так озабочены соблюдением нравов. Вы же не хотите, чтобы разозлить начальника или смутить себя.

Стимулируя сбор информации, тревога на самом деле повышает производительность людей, будь то на работе или в школе. Это заставляет людей быть энергичными и бдительными. Исследователи считают, что тревога не только сохраняет жизнь, она имеет важное значение в любых ситуациях, которые требуют осторожности и самодисциплины.

Беспокойство о том, как мы живем, может указать на те моменты, в которых мы не являемся верными себе, каким образом наши действия не совпадают с нашими глубокими ценностями. Тревога может служить корректирующим целям, возвращая нас к подлинности.

Сожаление и разочарование

Сожаление возникает, когда мы думаем о том, что могло бы быть, если бы только мы сделали что-то по-другому. Такое мышление позволяет нам анализировать прошлое и будущее и понять причинно-следственную связь: Если бы я не сделал, это не случилось бы; Если я делаю X, Y произойдет. Это повышает и обучение, и планирование.

Потому что ошибиться — такая отличная возможность обучения, наши отрицательные эмоции выделяют ошибки для нас, добавляя сожаление. «Как я мог это сделать?» — задумываемся мы. «Я был такой чмо! Если бы я только знал тогда, что я знаю сейчас.» Исследования показывают, что, делая наши ошибки более болезненными, сожаление делает их более запоминающимся и более эффективно побуждает нас изменить наши пути.

Грусть и печаль

Печаль приходит в ответ на реальную или потенциальную потерю и является сигналом, что восстановление необходимо. В результате, она побуждает изменения, и различные виды печали стимулируют различные типы исправления.

Грусть делает вас более рациональным, а ваше мышление более конкретным. Это снижает доверчивость, забывчивость, и чувствительность к стереотипам. Это также делает вас более чувствительным к социальным нормам, увеличивая вежливость и честность. С другой стороны, счастье может привести к поверхностному мышлению и высокомерию.

Печаль также функционирует в качестве сигнала другим, что мы, возможно, нуждаемся в помощи. Депрессия-состояние длительной печали и безнадежности-в настоящее время широко рассматривается как расстройство. Но это может быть здоровой реакцией на трудные жизненные ситуации.

Отдаление от наших негативных чувств, наших отрицательных эмоций калечит нашу повседневную деятельность и наш рост. Это также отчуждает нас от полного диапазона человеческого опыта. Отрицательные эмоции человека помогают нам изменить нашу жизнь в правильном направлении.

  • Упражнение ю Найдите несколько примеров путешествий, которые сами и являются местами назначения. Ложные пути
  • Изменяя миры
  • Упражнение ю Нарисуйте схему этого. Покажите на ней, чем личность отличается от своего мира. Набор инструментов для построения пути
  • Течение
  • Упражнения ю Опишите, что такое результат ю Вспомните какие-то результаты, которые вы получили. Ощущение
  • Упражнение ю Заметьте для себя то, о чем вы думаете, на что надеетесь, или воображаете, но что еще не произошло. Честно исследуйте свои ощущения и ожидания насчет этого. Компетентность
  • Упражнение ю Заметьте те области, в которых вы компетентны или некомпетентны по каждой из пяти категорий. Самостоятельность
  • Цикл усвоения
  • Упражнение ю Заметьте циклы усвоения некоторых людей вокруг вас. Какой вид цикла они используют? Ожидание
  • Нерешительность
  • Упражнения ю Подумайте о вопросе, которым вы сейчас занимаетесь. Ю Поработайте с кем-то другим, помогая ему сформулировать вопрос, активный в данный момент его жизни. Предметы поклонения
  • Личные права
  • Суверенность
  • Упражнение ю Придумайте несколько тем, которыми можно заняться в сеансе Положительность
  • Творчество
  • Упражнение ю Сделайте то, что вы много раз делали раньше, но иначе и по-новому. Многочисленные подходы
  • Упражнение ю Придумайте по 4 разных способа заняться: болезнью, проблемой взаимоотношений, неразрешимой проблемой, застенчивостью, и нервозностью. Чувствовать жизнь
  • Упражнение ю Исследуйте свои собственные чувства насчет проведения преобразующего процессинга Раздел 3: Карты Сферы жизни
  • Упражнение ю Нарисуйте сферы на большом листе бумаги в виде концентрических кругов. Напишите название каждой из них. Нарисуйте в каждой сфере что-то из того, что у вас там есть. Шкалы
  • Три направления развития
  • Положительные и отрицательные эмоции
  • Уровни и тонкие тела
  • Ускорение
  • Упражнение ю Выпишите несколько признаков ускорения мира, которые вы заметили. Плотности
  • Материализация
  • Переходы между плотностями
  • Состояния развития
  • Раздел 4: Система преобразующего процессинга Общие слова
  • Долгосрочная программа
  • Модульный процессинг
  • Список возможностей
  • Упражнение ю Напишите список того, что вы хотели бы предлагать вашим клиентам Проработка вопроса
  • Раздел 5: Работа фасилитатора Помощь высокого уровня
  • Фасилитатор как консультант
  • Ценность фасилитатора
  • Раздел 6: Инструменты Виды деятельности
  • Сделай то, чего не можешь
  • Упражнение ю Поупражняйтесь в побуждении кого-то сделать то, чего он не может делать, придумывая соответствующий вопрос или действие в сеансе. Философские ресурсы
  • Упражнение ю Напишите список всех философских ресурсов, которые вы знаете. Домашняя работа
  • Упражнение ю Придумайте какие-то виды домашнего задания, которые вы можете дать клиенту. Разблокирование потоков
  • Упражнение ю Исследуйте окружающих вас людей и определите, как у них обстоят дела с этими достоинствами. Символьный тест
  • Упражнение ю Проведите этот тест с несколькими вашими знакомыми. Заметьте, насколько результата подходят к тому, что вы знаете об этих людях. Мускульное тестирование
  • Упражнение ю Поупражняйтесь в мускульном тестировании, пока не сможете уверенно себя чувствовать в его проведении. Измерение энергетических полей
  • Упражнение ю Поупражняйтесь в измерении энергетических полей руками, пока не станете уверены в своей способности делать это. Оценка достижений
  • Бланк оценки достижений
  • Восприятие тела
  • Раздел 8: Техники Прояснение происшествий
  • Объединение противоположностей
  • Процессинг сущностей
  • Упражнение ю Заучите и/или поупражняйтесь в переосмыслении, пока у вас не будет готовых высказываний на все случаи жизни. Процессинг восприятия
  • Упражнение ю Найдите кого-то, ограничивающего себя в какой-то области. Измените это с помощью процессинга восприятий. Воображение
  • Упражнение ю Задавание рекурсивных вопросов, моделирование разнообразных сценариев того, как может реагировать клиент. Вспоминание
  • Упражнение ю Поупражняйтесь в техниках вспоминания Вина
  • Упражнения ю Поупражняйтесь в работе с явлениями, связанными с виной ю Поупражняйтесь в том, как реагировать на почти что раскрытое преступление. Общий модуль развития
  • Упражнение ю Напишите модуль. Вы можете использовать такие темы, как "Обучение", "Образование", "Спорт", или придумать что-то сами. Общий модуль прояснения
  • Раздел 9: Процессинг жизни Люди, которые знают слишком много
  • Соревнуясь за энергию
  • Упражнение ю Переживите на опыте реальную ситуацию соревнования за энергию с кем-то другим. Механизмы контроля
  • Упражнения ю Заметьте какие-то механизмы контроля у других. Ю Поупражняйтесь в обнаружении и преобразовании механизмов контроля. Инструменты для повышения продуктивности жизни
  • Как справляться с работой
  • Упражнение ю Проработайте с кем-то его личную область. Потренируйте его в выполнении дел сейчас с помощью завершения, поручения, сохранения или выбрасывания. Согласование деятельности
  • Упражнение ю Проведите полное согласование действий, либо для себя как фасилитатора, либо для кого-то другого в области по его выбору. Согласование деятельности по сферам жизни
  • Свобода самовыражения
  • Бессмысленные поступки
  • Раздел 10: Гештальт процессинг Холоны
  • Упражнение ю Определите несколько холонов в вашей жизни. Перестройка связей
  • Упражнение ю Поупражняйтесь в перестройке связей с собой и с кем-то другим, пока не почувствуете естественности этого. Холархии
  • Упражнение ю Найдите примеры холонов вокруг вас. Заметьте, как их можно вместе с тем считать частями холонов побольше, и как их можно разделить на более мелкие холоны. Населенная вселенная
  • Сети сущностей
  • Сущности или происшествия
  • Групповые сущности
  • Когда начинать общение с сущностями
  • Язык общения с сущностями
  • Методы общения
  • Упражнение ю Поупражняйтесь в общении с несознательными частями, пока не станете уверены в своей способности делать это. Стаи сознания
  • Положительные и отрицательные эмоции

    Эмоция-это исток наружу. Это способ самовыражения в жизни. Это характеристика отношения личности к жизни.

    Эмоции, выражаемые людьми, можно разделить на две широких категории. Можно считать их противоположными друг другу, или можем просто сказать, что есть разделительная черта, на которой эмоции одного типа превращаются в эмоции другого типа.

    Можно назвать два этих типа эмоций "отрицательными" и "положительными". Это не столько оценивающее суждение, как скорее описание основного действия каждой группы. Оценки как "хорошего" или "плохого" не особенно полезны.

    Отрицательные эмоции выражают попытку или намерение "исключить". Укрепление собственной позиции за счет других. Держаться подальше от плохих вещей, уничтожать то, что воспринимается как угроза. Отрицательные эмоции подпитываются глубинным страхом неизвестного, боязнью действий других, потребностью контролировать других и удерживать их, чтобы не получить от них вреда.

    Положительные эмоции выражают попытку или намерение "включить". Рассматривать что-то в его целостности. Работать над изучением новых точек зрения, больше взаимодействовать с другими, получать удовольствие от того, что лучше делаешь что-то. Положительные эмоции подпитываются глубинным желанием к наслаждению и единству.

    Отрицательные эмоции-это, например: безразличие, горе, страх, ненависть, стыд, вина, сожаление, возмущение, злость, враждебность.

    Положительные эмоции-это, например: интерес, энтузиазм, скука, смех, сочувствие, действие, любопытство.

    В каждой категории есть диапазон разных эмоций. Можно сказать, что некоторые из них более положительны или более отрицательны по сравнению с другими. Но их не обязательно для удобства помещать на линейную шкалу, так как каждая из них-это смесь нескольких элементов.

    Некоторые эмоции маскируются как положительные или отрицательные, но на самом деле являются чем-то совершенно другим. Есть разновидность жалости, которая кажется искренней заботой о других, но которая скорее является утешением от того, что кому-то другому еще хуже. Есть скрытая враждебность, которая маскируется под дружественность, и которую сначала может быть трудно распознать. Аналогично некоторые виды злости или слез могут выглядеть отрицательно, но могут на самом деле быть выражением участия и заботы обо всем в целом. Имеет значение не поверхностное внешнее проявление, а лежащий в основе механизм и побуждения.

    Может показаться, что от отрицательных эмоций просто нужно избавиться. Но это не так просто. У них есть важное предназначение. По сути дела они показывают, что есть то, чего личность не знает и не может с ним справиться. Если отрицательные эмоции становятся стимулом для того, чтобы узнать что-то и справиться с ним, они очень полезны. Если личность всегда радостна, она может не замечать того, что не в порядке.

    Положительные и отрицательные эмоции-это противоположности. Невозможно избавиться от одного и оставить только другое. В конечном счете их нужно объединить в одно целое.

    Отрицательная эмоция клиента обычно направляет нас к областям, которые нужно проработать. Она показывает нам, что здесь есть что-то, с чем личность не справляется. Мы делаем так, чтобы она справлялась с этим, и преобразуем его во что-то более полезное и радостное.

    Отрицательные эмоции полезны как стимул уйти от нежелательного. Положительные эмоции полезны как стимул двигаться к желательному.

    Неприятности появляются тогда, когда части этой системы застревают. В особенности когда функции эмоций меняются на противоположные и личность начинает двигаться к тому, чего она не хочет. Поэтому застрявшие отрицательные эмоции-первоочередная цель для процессинга.

    Люди могут выражать всевозможные сочетания этих эмоций. Некоторые люди почти всё время остаются застрявшими в отрицательной эмоции, например в горе. Другие остаются застрявшими в положительной, например в удовлетворенности, и не умеют переживать отрицательных эмоций, даже когда это нужно.

    Некоторые люди в стрессовых ситуациях реагируют в соответствии с определенными эмоциональными шаблонами. Например, у человека может быть скрытое горе или страх, которые включаются определенными обстоятельствами. Небрежное замечание может нажать кнопку, высвобождающую затаенную злость.

    Цель процессинга в том, чтобы сделать людей более подвижными в эмоциях, способными использовать любую самую подходящую эмоцию, и умеющими при необходимости использовать весь их диапазон. Гибкая и подвижная личность скорее всего предпочтет жить в положительном умонастроении. Но на самом деле цель- объединение в одно целое, выход вообще за рамки идеи положительное/отрицательное.

  • Эмоции и художественное творчество

    Введение

    1.1 Составляющие эмоции

    1.2 Функции эмоций

    1.3 Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций

    1.4 Виды эмоциональных состояний

    1.5 Характеристики эмоционального реагирования

    1.6 Уровни эмоционального реагирования по С. Л. Рубинштейну

    1.7 Компоненты эмоциональных явлений

    2. Художественное творчество

    2.1 Роль эмоций в творчестве

    2.2 Роль художественного творчества и воображения

    2.3 Способности и степени их развития в художественном творчестве

    2.4 Особенности творческого мышления и художественного творчества

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так ив научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов. Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением Эмоции выполняют различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.

    Эмоции

    Эмоции (от фр. emotion - волнение, возбуждение эмоция, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения. Из античности до наших дней дошло представление об эмоциях как о явно негативном факторе, разрушающем разумную деятельность человека. Вспомним миф о вознице, предложенный Платоном. Разум и чувства представлены в этом мифе в виде двух непримиримых соперников, которые способны двигаться в одном направлении только под кнутом возницы - Воли. Стоики и эпикурейцы по различным основаниям призывали воздерживаться от эмоций. И в наше время подобный взгляд на эмоции сохранился, например, в юридической практике. Суды учитывают эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения



    преступления, подразумевая, что «сильное душевное волнение» или аффект приводят к потере контроля над своими действиями.

    Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным, человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества.

    Составляющие эмоции

    Эмоция - это сложное (психическое) состояние, возникающее в ответ на определенные аффективно окрашенные переживания. Интенсивные эмоции содержат как минимум шесть общих составляющих. Одна из них часто распознается нами как субъективное переживание - аффективное состояние чувств, связанное с данной эмоцией. Вторая ее составляющая - это реакция организма. Например, когда вы сердитесь, ваш голос может дрожать или повышаться вопреки вашему желанию. Третья составляющая - совокупность мыслей и убеждений, сопровождающих эмоцию и приходящих на ум, видимо, автоматически. Переживание радости, например, часто сопровождается мыслями о ее причинах. Четвертая составляющая эмоционального переживания - выражение лица. Если вы чувствуете отвращение, вы, вероятно, хмуритесь, при этом часто ваш рот растягивается широко, а веки прикрываются. Пятая составляющая связана с глобальными реакциями на эмоцию; например, при отрицательной эмоции ваш взгляд на мир может «потемнеть». Шестая составляющая - это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией, то есть тенденция вести себя так, как обычно ведут себя люди при переживании определенной эмоции. Гнев, например, может вести к агрессивному поведению.

    Таким образом, к составляющим эмоций относятся:

    1. Субъективное переживание эмоции.

    2. Внутренние реакции организма, особенно реакции автономной нервной системы.

    3. Мысли об эмоции и связанных с ней ситуациях.

    4. Выражение лица.

    5. Собственные реакции на эмоцию.

    6. Склонность к определенным действиям.

    Сама по себе ни одна из этих составляющих эмоцией не является. При возникновении определенной эмоции все эти составляющие действуют совместно. Кроме того, каждая из составляющих может влиять на другие составляющие. Например, когнитивная оценка ситуации может вызвать конкретную эмоцию: если вы считаете, что продавец в универмаге пытается обмануть вас, то, вероятно, почувствуете гнев. Но если вы вошли в эту ситуацию уже сердитым, то вероятность того, что вы оцените поведение продавца как нечестное, будет еще выше.

    10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

    К составляющим эмоции относятся: субъективное переживание эмоции, автономное возбуждение, когнитивная оценка, эмоциональное выражение, общие реакции на эмоцию и склонности к определенным действиям.

    Когнитивная оценка - это анализ ситуации, вызвавшей эмоцию. Такие оценки влияют и на силу эмоции, и на ее качество.

    Функции эмоций

    Функция эмоций - это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) - это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной.

    Функции эмоций.

    1. Организующая функция. Эмоции, прежде всего, организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать параллельно осуществляемой деятельности. Даже такая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной. Например, когда от серьезной опасности индивиду приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость.

    2. Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству, а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

    3. Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия. И наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

    4. Функция компенсации информационного дефицита. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова. Основываясь на данных, полученных при обследовании космонавтов, П. В. Симонов предположил, что мера переживания эмоции зависит от двух факторов: 1) значимости потребности и 2) разности между информацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин), и доступной в данный момент информацией (Ид). Указанная разность отражает, по мнению автора, субъективную вероятность достижения цели. Причем в том случае, если

    Ин < Ид, наблюдается возникновение отрицательных эмоций (страх, гнев, тревога, отвращение), а если Ин > Ид - то положительных (радость, интерес). Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных - снижает их интенсивность.

    5. Функция побуждения и поддержания деятельности. Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Как уже было упомянуто, регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

    6. Регуляторная функция эмоций, указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем все воздействия, а также удавшиеся/ неудавшиеся действия, которые их возбудили.

    7. Функция следообразования. Эта функция является логическим продолжением регуляторной функции. Актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т. е. тогда, когда действовать уже поздно. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения. Особенно важна данная функция в том случае, когда адаптивный результат поведения отсрочен. Кроме того, эмоции имеют тенденцию к обобщению. Все ситуации, сколько-нибудь схожие с теми, что уже были пережиты, приобретают определенный эмоциональный маркер. В целом механизм обобщения эмоций носит позитивный характер, но иногда он приобретает и патологические, нерациональные формы фобий.

    8. Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности передаваемых средствами искусства. Способность к эмпатии, т. е. к постижению эмоционального состояния другого человека, способность испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства другого человека, - это пожалуй, одна из наиболее важных функций эмоций. В проявлении сочувствия происходит эмоциональная реализация человечности как потребности в благополучии другого. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека. Такое явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начинает смеяться по вполне определенному поводу, а другие просто подхватывают смех. На эмоциональном уровне мы «общаемся» с природой, произведениями искусства, животными и растениями. Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций. В значительной степени значение мимики и особенно пантомимики постигается в ходе социализации.

    9. Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

    Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций

    «Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция - это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция - это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму. Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д.

    Нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. «Положительные» эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т. е. роль «положительных» эмоций отлична от роли «отрицательных» эмоций: «положительные» эмоции побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций - активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого "уравновешивания организма с внешней средой"». «Отрицательные эмоции, как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение. Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни».

    Человек - не робот, а значит, ко всему, что происходит вокруг, он что-то испытывает. Одно его огорчает, а другое веселит. Благодаря душевным переживаниям, наша жизнь наполняется смыслом, мы становимся способными отличать хорошее от плохого, а также выбирать то, что нам действительно нужно. Эти душевные переживания называются Они во многом похожи, однако, имеют некоторые отличия друг от друга. Главным из этих отличий является то, что эмоции являются явлениями временными, а чувства постоянными. Иными словами, можно сказать, что чувство - это устойчивая эмоция. Виды эмоций и чувств бывают разными. Однако стоит сразу заметить, что все они так или иначе связаны с индивидуальными психическими особенностями человека, а также с самой его личностью.

    Виды эмоций в психологии

    В первую очередь стоит отметить то, что они бывают:

    Положительными;

    Нейтральными;

    Отрицательными.

    Виды эмоций различны и многочисленны. Вот основные из них:

    1) Радость. Мы чувствуем ее тогда, когда случается что-то хорошее, сбываются наши мечты, силы, вложенные в какое-либо дело, окупаются или мы просто получаем то, что давно хотели. Радость - это то, чего так не хватает среди серых будней. Давно уже доказано учеными, что человек, который постоянно чему-то радуется, живет дольше, а его здоровье намного лучше, чем у тех людей, которые постоянно пребывают в унынии.

    Никакие другие эмоции не способны так питать человека, как радость. Без нее человек чахнет и теряет волю к жизни.

    2) Удивление. Оно делает нашу жизнь не такой скучной и пресной. Человек, способный удивляться, испытывает всегда немного больше радости, чем остальные люди. Эта эмоция напрямую связана с ожиданием, предвкушением чего-то. Она появляется тогда, когда завеса тайны опускается, и человек узнает то, что было скрыто. Есть мнение, что человек со временем перестает удивляться. Это плохо, но такова наша жизнь.

    3) Интерес. Многое, что человечество имеет сегодня, не было бы достигнуто, если бы человек был бы не способен испытывать интерес. Интерес заставляет людей развиваться, получать новые знания, а также совершать грандиозные и великие открытия. По сути дела, интерес - это эмоциональное отношение к чему-либо, желание с этим чем-то ознакомиться и понять его. Противоположностью интереса является скука. Объекты окружающего мира, которые у определенного человека вызывают скуку, остаются без его внимания, то есть непознанными им.

    4) Симпатия. Она может возникнуть не только к другому человеку, но и к любому предмету, явлению и объекту окружающего мира. Она говорит, что ее объект вызвал в нас определенный эмоциональный отклик, и нам непременно нужно сблизиться с ним.

    5) Существуют и отрицательные виды эмоций. В первую очередь, к ним стоит отнести гнев. Эта эмоция очень сильна и нередко человек из-за нее попадает в различные неприятные ситуации. Гнев является своеобразной реакцией на внешние раздражители, которые человеку не нравятся. Такие отрицательные виды эмоций как страдание, обида, горечь и прочие, как правило, таятся внутри человека, а вот гнев всегда выходит на поверхность. Часто его причиной становится то, что человек долго пытается скрыть перечисленные выше чувства. В некоторых случаях гнев может быть совершенно бесконтрольным.

    Другие виды эмоций и чувств

    Положительные:

    Уверенность;

    Гордость;

    Восхищение;

    Умиление;

    Нежность;

    Благодарность и другие.

    Нейтральные:

    Безразличие;

    Изумление;

    Любопытство и другие.

    Отрицательные:

    Зависть;

    Отвращение;

    Ревность;

    Равнодушие;

    Неприязнь и прочие.

    Нельзя становиться пленником никаких эмоций и чувств (речь не только об отрицательных), так как это может помешать правильно продвигаться по жизненному пути.



    Похожие статьи

    © 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.