Киевская княгиня ольга. Правление княгини Ольги (кратко)

Древние летописи дают противоречивую информацию о месте и дате рождения Ольги, из княжеской ли семьи происходит или она незнатного рода, и споры об этом идут до сих пор. Кто-то называет ее дочерью князя Олега Вещего , другие источники считают, что ее род идет из Болгарии от князя Бориса. Знаменитый Нестор в «Повести временных лет» родиной Ольги указывает деревню под Псковом, и что она из простого народа.

Также и в биографии княгини Ольги сохранились только краткие сведения.

По одной из легенд князь Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой в лесу, когда тот развлекался охотой. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее за юношу. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Позднее князь Игорь женился на Ольге.

Киевская княгиня Ольга проявила себя очень мудрой правительницей на Руси. Во время боевых походов князя Игоря она занималась политическими вопросами, принимала послов, управлялась с жалобщиками, наместниками, дружинниками. Князь Игорь и княгиня Ольга были не только счастливой супружеской парой, но и вместе управляли страной, разделив управленческие обязанности.

Игорь предводительствовал на войне и решал межплеменные вопросы, а Ольга занималась внутренней жизнью страны.

В 945 г. князь Игорь был убит древлянами за повторный сбор дани. Княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам, проявив хитрость и сильную волю.

Чтобы уладить дело с Ольгой, древляне отправили к ней 20 мужей с предложением выйти замуж за их князя Мала. По Ольгиному приказу их встретили и с честью понесли прямо в лодках, а на месте прибытия бросили в заранее приготовленную яму и закопали живьем.

Затем княгиня Ольга отправила своих послов в древлянскую землю с требованием прислать за ней лучших мужей, чтобы прийти к ним с великой честью. Новым послам была затоплена баня, куда их заперли, а потом сожгли.

И вновь Ольга отправила послов и потребовала приготовить мед, чтобы справить тризну на могиле мужа. Княгиня прибыла с небольшой дружиной. Во время тризны древляне опьянели, и Ольгина дружина перерубила их мечами.

Но на этом месть княгини Ольги древлянам не закончилась. Она собрала войско и на следующий год пошла на древлянскую землю. Древляне были разбиты, но их главный город Коростень не был взят.

Тогда Ольга потребовала с них дань в размере трех голубей и трех воробьев с каждого двора. Осажденные жители города обрадовались столь малой платой и исполнили ее желание. Ольга приказала воинам привязать к ногам птиц куски трута (трут – легковоспламеняющийся материал, такой как трава, опилки, кора, бумага) и выпустить их на волю. Птицы полетели к своим гнездам, и вскоре Коростень охватил пожар. Бежавшие из города люди были убиты или обращены в рабство, а на остальных наложена тяжелая дань.

Усмирив древлян, великая княгиня Ольга активно занялась налоговой реформой. Она отменила полюдья, поделила земли на «погосты» (области) и для каждого погоста установила «уроки» (фиксированный размер подати). Смысл реформ княгини Ольги заключался в создании упорядоченной системы сбора дани, ослаблении племенной власти и укреплении авторитета Киевского князя.

Сын княгини Ольги Святослав был еще мал после смерти князя Игоря , поэтому власть сосредоточилась в руках Ольги. Да и потом правление Ольги на Руси продолжалось, т.к. Святослав очень часто уходил в военные походы.

При княгине Ольге в Киеве стали строиться первые каменные сооружения, появились новые города, окруженные прочными каменными стенами.

Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией.

Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой. В 957 г. она предприняла поездку в Царьград, чтобы принять крещение от самого императора Константина VII (хотя в некоторых источниках говорится о его соправителе Романе II) и патриарха Феофилакта. При крещении киевская княгиня получила имя Елена.

Византийский император, очарованный красотой и умом русской княгини, решил взять ее в жены. Ольга же, верная своей памяти о муже, сумела отклонить предложение, не обидев императора.

Попытки Ольги обратить своего сына Святослава в православие не увенчались успехом, видимо потому, что Святослав боялся потерять авторитет и уважение своей дружины, хотя он и не препятствовал обращению в христианство других.

Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира , который продолжил ее дело.

Княгиня Ольга умерла в 969 году в Киеве. И лишь в 1547 г. она была признана святой.

Считается, что женщина менее наделена способностями к управлению государством, решению внутри-и внешнеполитических задач, нежели мужчина. Однако в русской истории немало примеров, опровергающих это традиционное мнение. И один из них – княжение Ольги.

Откуда она, княгиня Ольга, какого рода? Была ли она знатного происхождения или родилась в простой семье? Точного ответа на этот вопрос летописи не дают. По некоторым источникам, князь Игорь случайно встретил Ольгу, охотясь в своих владениях, и влюбился в незнатную девушку так, что сделал ее княгиней.

Данных о ее юности тоже никаких не сохранилось. Ее история начинается после смерти супруга, когда она, заручившись поддержкой воевод, заняла княжеский престол до вступления «в возраст» сына Святослава.

Первое, что сделала Ольга, — твердой рукой навела порядок в подвластных ей землях. Предания сохранили сведения об этом как о мести древлянам. Их глава Мал, якобы возжелав жениться на Ольге с целью присоединения к своим владениям Киева, прислал к Ольге гонцов. Княгиня велела закопать их в землю, а сама попросила передать Малу, что не против выйти замуж, но ей необходимо, чтобы в Киев пришли более знатные древляне, иначе жители Киева не дадут согласия на брак. Мал выполнил условие. Вторую партию гонцов ожидала смерть в горящей избе, подожженной по приказанию Ольги.

Далее суровая княгиня направилась к древлянам и осадила их город Коростень. Дождавшись, когда осажденные начнут молить о пощаде, она сказала, что уйдет от города, если его жители направят к ней по нескольку голубей с каждого двора. Поверившие ей древляне поспешили выполнить требование, но сделали это себе на горе: Ольга привязала к лапам птиц тлеющие угли, и, вернувшись домой, они подожгли город.

На этом месть Ольги завершилась. Сквозь призму веков уже неясно, все ли ее действия относились к древлянам и была ли то месть за смерть мужа, или она подобным образом усмиряла всех пытавшихся бунтовать, но только через некоторое время в государстве установились мир и покой.

Реформы управления

Ольга наладила и упорядочила сбор дани. Она поделила свои земли на административные единицы, каждой из которых управлял тиун – сборщик дани и княжеский ставленник. Он решал все вопросы, являлся представителем верховной власти.

В 946 г. Ольга произвела личный осмотр территорий княжества, объехав Северную Русь. До времен Нестора во Пскове берегли сани, на которых княгиня совершала свое путешествие. Княгиня ввела новую систему – систему погостов, то есть мест, где торговали и где происходил сбор податей. Именно на погостах впоследствии стали строить храмы. Многие их этих мест превратились в города.

Княгиня положила начало каменному строительству: первые каменные здания в Киеве – это ее дворец и загородный терем.

Объехав Северную Русь, Ольга вернулась в Киев. Ей предстояло воспитывать и наставлять своего наследника Святослава.

Принятие христианства

Княгиня Ольга была дальновидным политиком. В своих путешествиях она знакомилась с жизнью других государств и старалась перенять то, что казалось ей способствующим развитию Руси. Так, в 955 г. она отправилась в Константинополь, чтобы побольше узнать о христианской религии. Ольга понимала, что христианство – именно та вера, которая сможет сыграть большую роль в дальнейшем сплочении Киевской Руси, поможет укрепить княжескую власть.

Греки приняли русскую княгиню с почетом. Мысль о том, что христианство может распространиться на Руси, и Византия приобретет неограниченное влияние на молодое государство, пришлась им по нраву. Сам патриарх беседовал с Ольгой, рассказал о жизни и смерти Христа, о его учении, совершил обряд крещения.

Крестным отцом русской княгини стал император Константин Багрянородный, который устроил в ее честь богатый пир, подарил ей много золотых червонцев. Легенда гласит, что он был поражен красотой и умом Ольги, даже сделал ей предложение о вступлении в брак. Однако княгиня, отдарившись дорогими мехами, предложение вежливо отклонила. Насколько правдива легенда – неизвестно: ведь Ольга к моменту поездки в Константинополь была уже далеко не молода. Однако само ее возникновение говорит о том, как чтили и уважали княгиню русичи.

Ольга пыталась и Святослава склонить к принятию новой религии, однако он не внял ее советам. Впрочем, тот факт, что Ольга стала христианкой, еще сыграл свою роль: в будущем, когда князь Владимир задумает крестить Русь, он вспомнит о примере своей бабки Ольги.

Умерла Ольга в 969 году, за 3 года до смерти удалившись от дел и передав бразды правления сыну Святославу.

Итоги правления

Казалось бы, правление Ольги началось с довольно жестоких действий с ее стороны. Однако ненависти к ней у народа не осталось, напротив, ее долго помнили как Ольгу Мудрую. Состояние, в котором досталось ей княжество, требовало принятия немедленных и решительных мер. Водворив мир в своем княжестве, Ольга занялась его благоустройством. При ней не было кровопролитных войн, процветала торговля, росли города. Горько оплакивал народ строгую, но справедливую правительницу, при которой 20 лет жила Русь мирной жизнью.

X век. Древняя Русь. Полулегендарное время, полусказочные события, былинные персонажи… Очень мало известно об этом периоде нашей истории, немногое сохранилось в памяти людей к тому времени, когда писались первые русские летописи, в которых быль переплеталась с преданиями, легендами и народной молвой. И только самые легендарные личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи.

Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая?

О происхождении Ольги известно немного. Возможно, что она родом из Пскова. В древнейшей русской летописи - «Повести временных лет» - записано: «…И привели ему (Игорю. - Прим.) жену из Пскова именем Ольгу». Но, несмотря на это некоторые историки утверждают, что происходила она из полулегендарного новгородского рода Гостомысла, другие видят в ней дочь князя Олега, третьи считают её простой крестьянкой, прельстившей князя Игоря своей красотой. Но, скорее всего она была не славянкой, а родилась в семье варяга, об этом свидетельствует её варяжское имя - Ольга (Хельга). Но как бы там ни было, она стала достойной женой князя киевского. Занимая высокое положение в политической иерархии, Ольга была достаточно самостоятельной в делах. Она владела землями и городами, не исключено, что она владела и собственными вооруженными отрядами. По-видимому, Ольга, располагая определённой политической властью, ведала государственными делами и вершила суд в отсутствии мужа. В 945 г. погибает князь Игорь. Он был убит древлянами во время сбора «полюдья» (дани, которую они были обязаны платить Киеву). Для Ольги это было трудное время. К этому времени единственным наследником был их сын - молодой князь Святослав, но он был к этому времени еще слишком мал для правления государством. И по этому на плечи княгини ложится вся тяжесть управления государством, на период пока Святослав не станет совершеннолетним.

В те древние времена считалось, что «месть есть дело святое». Так же считалось, что кто не отомстит, «за того и бог не отомстит». И Ольга сочла своим долгом отомстить за смерть мужа и усмирить непокорных древлян. В народе, в те времена, ходило много рассказов о том, какими хитрыми способами и как безжалостно мстила княгиня Ольга. В «летописи времен» сохранилось несколько версий мести.

  • 1. Сначала она закапывала в землю древлянских послов, потом приказывает их сжечь, отослав их в баню помыться.
  • 2. Вторая повесть описывает поход Ольги на древлянскую землю, предпринятый ею, чтобы отомстить за смерть мужа. Там рассказывается, что она приказывает убивать людей, а часть взять в плен. Отомстив таким образом, она налагает на древлян ещё большую дань. Половину дани она приказывает выплачивать в Киевскую казну, а половину в свою (Ольги. - Прим.).
  • 3. Наверное, самой распространённой версией её мести была третья версия: в ней повествуется об этом же походе, о хитростях Ольги в завоевании Искорестьян: город никак не сдавался, а Ольга передала жителям, что ни требует от них ничего ценного, кроме как по три голубя от каждого дома. Жители исполнили её просьбу, а Ольга приказала своим войнам привязать к ногам птиц тлеющий кусок материи. Птицы вернулись по дома и тем самым поджигали их. Когда люди бросились убегать из города, Ольга приказала своим войнам избивать их.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти и в других землях. Ольга объездила все свои земли. Не один год заняла у неё эта работа, и не случайно молчит летопись о делах Ольги с 948 по 954 г. Эта будничная, утомительная деятельность не принесла ей славы. Не происходило никаких ярких, запоминающихся событий, молва о которых переходила бы из уст в уста, но значение этих лет трудно переоценить: благодаря административно хозяйственным реформам Ольги традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских «тиунов» (управителей), слабела племенная власть, укреплялась княжеская. Это был важный шаг в управлении государством. Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было победных походов княжеской дружины, не присоединялись новые земли. Но значило ли это, что княгиню не интересовали внешнеполитические дела?

Вполне естественно, что уладив внутригосударственные дела, Ольга смогла уделять больше внимания внешней политике. Такая последовательность развития событий даёт возможность провести аналогию между первыми годами правления Ольги и князя Олега. Историк С.М. Соловьёв подчёркивал сходство их характеров, если судить по тому, как они отражены в летописи. Оба отличались мудростью, хитростью, оба заботились о внутреннем устройстве государства и, лишь укрепив позиции великокняжеской власти, приступали к решению внешне политических задач.

Княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси не военными походами, не завоеваниями, а умелой мудрой дипломатией. И в связи с этим особое значение приобрело крещение Ольги. По свидетельству летописца, она «с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа». Но дело не только в том, что княгиня, расположенная к христианству, обрела истинную веру, несмотря на своё языческое окружение. Её крещение стало не только частным делом благочестивой пожилой женщины, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси.

До сих пор идет спор, когда и где именно - в Киеве или Константинополе - крестилась Ольга.

Согласно летописи, в середине 50-х гг. Х столетия она отправилась в Константинополь и там «возлюбила свет и оставила тьму», приняв новую веру. Народная молва вновь расцветила реальные события красочными подробностями. Византийский цесарь, прельстившись красотой и разумом Ольги (на самом деле ей было в ту пору уже около 60), якобы предложил ей стать его женой. Но княгиня, проявив мудрость и хитрость, «переклюкала» (обманула) его: по её просьбе император стал крёстным отцом Ольги, что по христианским канонам исключало возможность брака между ними.

Скорее всего, Ольга была знакома с христианством еще в Киеве, в её дружине были христиане, в Константинополь её сопровождал киевский священник Григорий. Однако крещение княгини именно в Византии приобрело ярко выраженную политическую окраску: получив титул «дщери» (дочери) византийского императора, что выделяло её среди прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга тем самым необычайно повысила престиж светской власти Киева в международном плане. На византийском императоре всё еще лежал отблеск славы великого Рима, и часть этого отблеска озаряла и киевский стол.

Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. Даже её сын Святослав «не думал и не прислушивался к этому… продолжая жить по языческим обычаям». Святослав в данном случае выражал настроения своей дружины: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».

Вскоре Ольга отошла от государственных дел. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей. Скончалась Ольга в 969 г., и, как пишет летописец, «плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди». Хоронили её по христианскому обряду.

Блестящую оценку правлению Ольги дал историк Н.М. Карамзин. Он писал, что она «мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

История Украины «С древних времен до наших дней» В.И. Семененко Л.А. Радченко. Харьков 1999 г.

«Иллюстрированная история Украины» М. Грушевский Киев 1997 г.

«История Древней Руси» Под редакцией «Аванта+» Москва 1995 г.

Материалы из «Летописи временных лет».

Княгиня Ольга стала одной из первых правителей русской земли, кто обратил свое внимание на внутреннюю политику.

Первые князья выбирали экстенсивный путь развития, расширяя свои границы, богатея за счет захвата чужих территорий.

В годы правления Ольги экстенсивны и интенсивный пути развития сошлись в симбиозе, который позволил княгине оставить большой след в истории Руси.

Внутренняя политик Княгини Ольги

Правление началось с трагедии. Древляне убили ее мужа, . Убили его за то, что дружина вернулась за повторным сбором дани. Древлянам было нечего терять, поэтому случился «мятеж». Дань они платить отказались, дружине Игоря нанесли большой урон, а самого князя убили.
Ольга жестоко подавила восстание древлян. Но причины бунта стали для нее хорошим уроком. Она справедливо решила, что нужно установить понятный и справедливый размер дани, для того, что бы избежать конфликтов в будущем.

Если бы действие происходило в современном мире, то можно было бы сказать, что Ольга провела налоговую реформу. Новые правила включали в себя установление места сбора дани - «погоста», и размера дани - «урок».

В дальнейшем инцидентов, подобных случаю с киевским князем и древлянами не случалось.


Политика Княгини Ольги в таблице


После введения погостов и уроков, Ольга активно строит города и крепости во круг них, укрепляя оборону Древней Руси.



Внешняя политика княгини Ольги

Внешняя политика Княгини Ольги сводилась к поиску новых союзников и укрпелению международных отношений. В 956 году в Киев приезжал Византийский император. Через год Ольга совершила визит в Константинополь, где приняла православие по именем Елена. В 958 году Ольга отправилась в Германию, стремясь обзавестись новым союзником. Немцы присылали в Киев христианских праповедников. Но языческий Киев, проповедников не принял, и отправил восвояси.

При Ольге Русь пережила войну с Хазарией и Печенегами. В 968 Печенеги осадили Киев. Город удалось отстоять, а его обороной княгиня руководила лично.


Итоги политики Ольги

  • Укрепление централизованной власти
  • Развитие дипломатических отношений со странами Европы
  • Установления размеров налогом
  • Первые шаги к Христианству

Согласно сохранившимся данным, каждый раз покидая Киев, великий князь Игорь оставлял управление новым славянским государством на свою жену Ольгу. Именно она в данный период вела переговоры с наместниками, принимала послов и занималась другими политическими делами. Основываясь на данных фактах, можно смело утверждать, что уже тогда Ольга смогла изучить азы управления страной, ещё до гибели мужа.

Так получилось, что внутренняя политика княгини Ольги после убийства князя Игоря древлянами, по большей части, касалась именно отмщения и усмирения этого племени. В 945 году древляне отправляют в первый раз к Ольге послов с предложением от их князя Мала стать его женой. Однако хитрая княгиня приказывает встретить гостей с честью, принеся к её терему в ладьях, после чего посольство было сброшено в яму и зарыто живьём.

После этого Ольга отправляет к Малу послов с просьбой прислать ей лучших мужей для её сопровождения. На этот раз воинов сожгли в бане. Однако, месть древлянам за смерть мужа только началась. Далее Ольга сообщила древлянам, что хочет справить тризну на месте смерти мужа, приготовив хмельной мёд. Во время тризны древляне опьянели и были легко перебиты малой дружиной Ольги.

Спустя год древляне были окончательно разбиты, а их столица сожжена. Удачное взятие мощного Коростеня также не обошлось без тонкой стратегии княгини. В качестве дани она потребовала с каждого жилья по три воробья и голубя. После выполнения приказа, княгиня повелела привязать к лапкам птиц дружинникам по кусочку трута, поджечь и отпустить птиц. Выбегающие из укреплённого города люди были тут же убиты, а на уцелевших возложена немалая дань.

На этом внутренняя политика Ольги не окончилась и она распорядилась заменить погостами полюдья. Для всякого погоста был установлен определённый урок с фиксированной суммой. Налоговые реформы княгини смогли упорядочить былую систему сбора податей, а также укрепить киевский авторитет.

Конечно же, особого внимания заслуживает и внешняя политика Ольги, осуществляемая при помощи дипломатии. Именно княгине удалось без военных конфликтов укрепить связь Киевской Руси и Византии (а также с Германией). Так в 957 году Ольга направляется в Константинополь, где позже и приняла христианство с именем Елена. Это существенно ускорило христианизацию Руси и её последующее единение с другими христианскими державами.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.