История дипломатических отношений между израилем и ссср. Почему испортились российско-израильские отношения

Принципиальные противоречия национальных интересов России и Израиля

Михаил Ошеров

В последние годы наметилось некоторое улучшение взаимоотношений России и Израиля. Достаточно обыденными стали визиты руководства Израиля в Москву. Президенты Израиля дважды побывали в Москве за последние три года, в Израиль приезжают российские делегации различного уровня.

Тем не менее, на взаимоотношения России и Израиля влияют фундаментальные политические и геополитические факторы, действие которых не может отменить никакая личная дипломатия Биньямина Нетаньяху , регулярно добивавшегося больших личных успехов на переговорах в России, в частности, в вопросах отсрочки российских поставок Ирану и Сирии систем ПВО С-300.

В газовой сфере государство Израиль не пошло на партнерские отношения с «Газпромом», отдав на откуп израильским и американским фирмам добычу природного газа с шельфа Средиземного моря и экспорт в Европу, выступая в этой роли конкурентом «Газпрома» и сокращая тем самым долю «Газпрома» на европейском рынке.

В военно-политической сфере государство Израиль является верным партнёром США, а с недавних пор - тайным союзником арабских стран Персидского залива, заинтересованных с недавних пор вместе с Израилем в уничтожении государственности в Сирии.

В Израиле находится свыше десяти важнейших американских военно-стратегических объектов - подземные бункеры, подземные склады ёмкостью на сотни тысяч тонн, американский центр раннего оповещения ПРО (противоракетной обороны), пусковые установки для американских и израильских баллистических ракет и крупнейшая база 6-го (Средиземноморского) флота США. Государство Израиль фактически полностью интегрировано в американскую глобальную военную систему и является одним из военных форпостов США на Ближнем Востоке.

Государство Израиль является одним из крупнейших и опаснейших конкурентов России в сфере торговли оружием. Израильский экспорт оружия составляет несколько миллиардов долларов в год. Израиль конкурирует с Россией на рынках многих стран, в частности, на индийском и китайском рынке.

Особенно ярко противоречия национальных интересов России и Израиля выявились в последнее время в связи с обострением политической ситуации в Сирии и в связи с усилением российского военно-технического присутствия в Сирии.

Россия, оказывая всемерную военную и политическую поддержку братскому сирийскому народу, заинтересована в возрождении единой и территориально целостной Сирии, что противоречит израильским интересам и израильской национальной военно-политической доктрине, подразумевающей максимальное ослабление вплоть до расчленения всех сильных соседних государств, так или иначе противостоящих Израилю в связи с пограничными конфликтами или в связи с арабо-израильским конфликтом. Так, например, к результатам действия такой израильской политики следует отнести расчленение ранее единого и сильного государства Судан на два воюющих друг с другом государства. Государство Израиль с 1970-х гг. готовило южносуданских боевиков и раздувало пожар гражданской войны в этой когда-то сильной и единой африканской стране. Сотни тысяч убитых людей, сотни тысяч беженцев - вот результат израильской политики в Судане и израильской военной доктрины. Государство Израиль для противостояния мусульманским государствам севера Африки поддерживало немусульманские государства центральной Африки, всячески раздувая конфликты в этом регионе. Оказав поддержку мусульманским сепаратистам Эритреи против христианской Эфиопии, государство Израиль в итоге получило военно-морскую базу на эритрейских островах в Красном море.

На самом Ближнем Востоке государство Израиль поддерживает все возможные сепаратистские и антиправительственные силы в регионе, которые готовы с ним (с государством Израиль) сотрудничать - иранских азербайджанцев и иранских курдов, иракских курдов, суннитских боевиков в Ливане и в Сирии.

Смысл военно-политической доктрины Израиля и израильской элиты очень простой - любой ценой обеспечить продолжение оккупации захваченных и незаконно удерживаемых государством Израиль палестинских территорий, на которых должно быть создано независимое палестинское государство, а также продолжение оккупации захваченных в 1967 г. у Сирии Голанских высот. Для достижения этих целей государство Израиль, чтобы избежать внешнего военно-политического давления, должно обладать абсолютным военным превосходством в регионе и постоянно проводить фактически враждебную политику в отношении всех стран, поддерживающих теми или иными способами Палестинскую автономию и требующими от государства Израиль создания независимого палестинского государства.

На постсоветском пространстве государство Израиль всемерно поддерживало экстремистский режим Саакашвили в Грузии. Израильский генерал Галь Хирш , которого недавно израильский кнессет не утвердил на важный государственный пост в связи с подозрениями в коррупционной деятельности, в том числе в Грузии, в начале 2000-х гг. возглавлял группу израильских военных советников в Грузии, обучавших грузинскую армию. Израильские военные советники покинули Грузию примерно 2 или 3 августа 2008 г., очевидно, зная заранее о нападении Грузии на Южную Осетию. Из израильского оружия обстреливался южный Еврейский квартал Цхинвала. Грузинская армия широко применяла различные израильские системы связи и радиоэлектронной борьбы. После поражения грузинской армии в войне 08.08.08 огромное количество израильского трофейного оружия и систем связи и радиоэлектронной борьбы, оказалось в России.

В других регионах постсоветского пространства государство Израиль проводит политику не самую дружественную по отношению к России. Так, например, в мае прошлого года посол государства Израиль на Украине Элиав Белоцерковский, выступая на открытии почётного консульства Израиля, заявил, что государство Израиль поддерживает позицию Запада, осуждающую агрессию России против Украины. Эта позиция Запада вылилась в сильнейшие экономические санкции против России, которые, судя по этой декларации посла Израиля на Украине, поддерживаются государством Израиль. При этом государство Израиль, декларирующее память о Холокосте, ни разу официально не осудило политику возрождения фашизма на Украине, официально проводящуюся украинскими незаконными властями, пришедшими к власти после государственного переворота в 2014 г.

Спецслужбы государства Израиль вольготно чувствуют себя в странах бывшего СССР. Так, в сотрудничестве с украинской тайной полицией - СБУ, они выкрали с территории Украины и тайно доставили на территорию Израиля палестинского инженера Дирара Абу-Сиси. Азербайджан для израильских спецслужб стал центром разведывательных и диверсионно-террористических действий против Ирана.

Государство Израиль максимально заинтересовано в ослаблении центральной власти в Сирии. За последние несколько лет государство Израиль внесло свой посильный вклад в поддержку международных бандитов, воюющих против законного сирийского правительства. На оккупированных государством Израиль у Сирии Голанских высотах развёрнут военный полевой госпиталь, через который прошло несколько тысяч бандитов и убийц. Особо тяжёлых раненых бандитов из этого госпиталя доставляют в крупные израильские больницы. Вся эта инфраструктура поддержки террора - доставка бандитов от «Пурпурной линии» до госпиталя и лечение сирийских бандитов в израильском военном госпитале и в израильских гражданских больницах, уже обошлась государству Израиль в несколько десятков миллионов шекелей. Против Сирии государством Израиль ведётся постоянная воздушная и радиоэлектронная разведка. Несколько лет назад, в 2013 г., съемочная группа телеканала Fox News запечатлела своими камерами возвращение израильского спецназа с территории Сирии.

Все последние годы до недавнего времени авиация государства Израиль бомбила и уничтожала объекты на территории Сирии. В ходе этих налётов погибло несколько десятков солдат и офицеров сирийской армии и ливанского движения "Хизбалла". Возможно, что в ходе этих израильских актов агрессии против Сирии подвергались опасности жизни российских солдат и офицеров, находящихся в Сирии.

Национальный интерес России на Ближнем Востоке заключается в нескольких простых вещах.

Во-первых , Россия заинтересована в сильной и единой Сирии. Целью усиления российского военного присутствия в Сирии является содействие в восстановлении полного суверенитета и территориальной целостности Сирии, что означает в том числе авиационную поддержку боевым действиям сирийской армии, содействие в планировании операций, в подготовке кадров, содействие в оперативно-тактических вопросах, поставки боевой техники и вооружений, а также «закрытие» сирийского неба средствами ПВО и РЭБ.

Во-вторых , Россия заинтересована в установлении прочного и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке. Единственным существенным условием для заключения мира в регионе и геополитического разблокирования трансконтинентальных маршрутов является прекращение израильской оккупации палестинских земель и создание независимого палестинского государства. Все остальные региональные проблемы являются менее существенными и менее значимыми.

Для достижения всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке требуется всего-навсего выполнение одного единственного условия - прекращение оккупации государством Израиль сирийских и палестинских земель. Это возможно только при условии постоянного и эффективного внешнего политического и экономического давления на государство Израиль. Россия - одна из немногих стран в мире, которая в кооперации с другими странами мира может решить проблему конфликта на Ближнем Востоке.

Руководство России, принимая те или иные решения в отношениях с государством Израиль, должно всемерно учитывать национальные интересы своей страны и народов Ближнего Востока.

Коммунистическое руководство СССР рассчитывало на дружественные отношения с руководством Израиля, возглавляемое социалистическими лидерами. СССР признал Израиль сразу после провозглашения и установил с ним дипломатические отношения.

Однако Израиль не проводил просоветскую политику, а стал ориентироваться на Запад и США . При этом СССР поддерживал ряд арабских государств, враждебно настроенных к Израилю.

Дипломатические отношения между Израилем и СССР были восстановлены 18 октября 1991 года . (По свидетельству израильского дипломата Анны Азари : «примерно с 1985 года начались первые секретные переговоры (Израиля) с СССР. Переговоры шли через Геннадия Тарасова … В 1988 году в СССР отправилась первая израильская делегация» .)

18 декабря 1991 года посол СССР Александр Бовин вручил верительные грамоты Президенту Израиля Хаиму Герцогу.

После распада СССР

26 декабря 1991 года, через две недели после вручения верительных грамот, Советский Союз прекратил своё существование. Россия как правопреемник СССР сохранила дипломатические отношения с Израилем после распада СССР. Александр Бовин стал первым послом Российской Федерации в Израиле.

После распада Советского Союза Израиль признал независимость бывших республик СССР и установил дипломатические отношения с ними.

Наиболее важной из этих стран в дипломатическом, военном и экономическом отношении была Россия, которая заменила Советский Союз в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН.

Россия содержит посольство в Тель-Авиве и консульство в Хайфе . Израиль имеет посольство в Москве и консульство в Санкт-Петербурге.

На протяжении многих лет Израиль является целью эмиграции евреев из России и других республик бывшего СССР . Начиная с конца 1980-х там образовалось крупное русскоязычное меньшинство. В Израиле проживает более миллиона бывших советских граждан, большая часть которых прибыла из России.

В октябре 2006 года отмечалось 15-летие установления дипломатических отношений между Россией и Израилем.

В 2008 году страны подписали договор об установлении взаимного безвизового режима посещения .

В июле 2012 года президент России Владимир Путин прибыл в Израиль на открытие в Нетании мемориала бойцам Красной армии. Памятник был построен на средства российских еврейских бизнесменов.

В мае 2014 года российское правительство инициировало переговоры по заключению меморандума о взаимопонимании между Федеральной службой охраны Российской Федерации и Канцелярией премьер-министра Государства Израиль о создании прямой шифрованной линии связи между Владимиром Путиным и Биньямином Нетаньяху . Предложение было внесено ФСО и одобрено Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым .

Интересы России на Ближнем Востоке и их влияние на отношения с Израилем

После распада Советского Союза Россия стремилась укрепить свои позиции и влияние на международной арене, в том числе и на Ближнем Востоке.

Для достижения этой цели Россия должна была занять объективную сторону в израильско-палестинском конфликте и стать стратегическим партнером США в поисках урегулирования конфликта.

В рамках этого в 2002 году был создан так называемый Ближневосточный квартет - объединение Евросоюза, России, США и ООН для консолидации усилий по мирному урегулированию Арабо-израильского конфликта.

Группа была создана в 2002 году в Мадриде премьер-министром Испании Хосе Мария Аснаром из-за эскалации конфликта на Ближнем Востоке. Тони Блэр является нынешним специальным уполномоченным от «Квартета».

Несомненный интерес для России представляет опыт, накопленный Израилем в борьбе с исламистскими террористическими организациями. Российские силовые структуры в Чечне используют опыт Израиля в борьбе с терроризмом.

Сотрудничество в области культуры, науки и образования

Отношения в области культуры и образования между Израилем и Россией получили официальный статус после подписания «Соглашения о сотрудничестве в области культуры и образования» (1994).

В том же году было подписано соглашение, регулирующее двустороннее сотрудничество в области науки.

В течение 9 лет, начиная с 2000 года, в Парке Яркон в Тель-Авиве проводился фестиваль «Из России с любовью». В нём принимали участие многие популярные артисты из России. Ведущие израильские компании, такие как автобусная «Эгед», телефонная «Безек», и управление лотерей «Мифаль а-паис» являлись официальными спонсорами фестиваля. В 2009 году фестиваль был отменен по причинам экономического плана.

После кризиса в советско-израильских отношениях в связи со вторжением Израиля на Синайский полуостров и сектор Газа в 1956-1957 гг., следующий существенный кризис в советско-израильских отношениях произошел 5 июня 1967 года, когда началась Шестидневная война. Когда на второй день военных действий стало ясно, что арабские ВВС полностью уничтожены, а положение сухопутных армий Сирии, Египта и Иордании катастрофическое, СССР не был готов к военному вмешательству в конфликт. Однако осуществлялась ожидаемая политическая и пропагандистская активность СССР в пользу арабских стран. Так, 5 июня 1967 г. советское правительство в специальном заявлении осудило «агрессию Израиля» и заявило о своей «решительной поддержке» правительствам и народам арабских стран. СССР также потребовало от Израиля в качестве первой и неотложной меры немедленно прекратить военные действия и отвести войска за линию перемирия. С аналогичным предложением выступил представитель СССР Н.Т. Федоренко на экстренном заседании СБ ООН. Представители США и Великобритании возражали против включения в резолюцию пункта об отводе войск.

Несмотря на то, что 6 июня 1967 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию, которая призывала все заинтересованные правительства в качестве первого шага безотлагательно принять все меры для немедленного прекращения огня и военных действий на Ближнем Востоке, израильские войска продолжали наступление. Поэтому 7 июня представитель СССР вновь потребовал созвать СБ ООН, и предложил установить точный срок прекращения военных действий. То есть, в качестве первого шага предлагалось потребовать немедленного прекращения огня и всех военных действий в 20.00 по Гринвичу. Такая резолюция была единогласно принята 7 июня и в тот же день правительство Иордания сообщило, что готово выполнить резолюцию о прекращении огня, а 8 июня правительство Египта информировало генерального секретаря ООН У. Тана о решении согласиться на требование о прекращении огня, при условии, что другая сторона поступит также.

Затем 8 июня советское правительство выступило с новым заявлением, предупреждающим израильское правительство, что если Израиль немедленно не выполнит требование о прекращении огня, содержащиеся в резолюции СБ ООН, то СССР прекращает дальнейшее поддержание дипломатических отношений с ним. 9 июня У. Тан информировал СБ ООН о согласии Египта, Сирии и Иордании на прекращение огня. Однако израильские войска начали воздушные и наземные операции против Сирии. В тот же день СБ ООН в третий раз потребовал, чтобы военные действия были прекращены. Однако, израильские войска продолжали продвигаться по сирийской территории, подвергая Дамаск разрушительной бомбардировке.

Затем 10 июня на заседании СБ ООН представитель СССР призвал принять «срочные и решительные меры» , чтобы остановить агрессора и осудить его по всей строгости международного закона. Представитель США, призывая все стороны прекратить огонь, высказывался против осуждения Израиля. Советское правительство заявило, что если Израиль не прекратит немедленно военные действия, то возможны самые решительные шаги со стороны СССР для «обуздания агрессора» . Однако военных средств у СССР для этого в регионе Средиземноморья не было. Поэтому 10 июня СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем.

Тем не менее, 10 июня израильские войска прекратили огонь на всех фронтах. Руководители Израиля посчитали, что выполнили военно-стратегические задачи. Более того, разрыв дипломатических отношений с СССР и странами Восточной Европы создавал атмосферу неопределенности среди израильского руководства. Разрыв советско-израильских отношений продолжался 24 года, которые были восстановлены в начале 1990-х.

Сложившаяся после арабо-израильской войны 1967 года на Ближнем Востоке тупиковая ситуация в деле урегулирования арабо-израильского конфликта была отчасти связана с отсутствием советско-израильских дипломатических отношений. Тогдашнему советскому руководству не хватило выдержки и самообладания для проведения более сбалансированной политики по отношению к Израилю, верх взяли эмоции и отсутствие навыков дипломатической работы. Более того, советские руководители решили поддерживать только арабскую сторону, что потом весьма негативно скажется как на роли СССР в регионе, так и на его участии в поиске путей решения ближневосточного конфликта. Поэтому неизменно до конца 1980-х гг. Москва считалась только с мнением арабов и игнорировала все то, что исходило от США и Израиля.

Перестройка в СССР существенно облегчила установление дипломатического диалога. Тем не менее, необходимость восстановления дипломатических отношений с Израилем была осознана советским руководством задолго до перестройки. Так, А.А. Громыко еще на конференции в Женеве в октябре 1973 года предложил восстановить советско-израильские дипломатические отношения, в том случае, если произойдет прогресс в урегулировании израильско-арабского конфликта. Такой подход к роли СССР в урегулировании арабо-израильского конфликта продолжался в середине 1980-х гг. И только 24 апреля 1987 г. М.С.Горбачев заявил:

ʻʻВ последнее время много говорят об отношениях между Советским Союзом и Израилем, причем нагромождается масса небылиц. Скажу прямо: нельзя считать нормальным отсутствие этих отношений. Но ведь и разрыв произошел по вине Израиля. Он являлся следствием агрессии против арабских стран. Мы однозначно признаем ― в той же мере, как и за всеми государствами, ― право на мир и безопасное существование. Вместе с тем, как и прежде, Советский Союз категорически против проводимой Тель-Авивом политики силы и аннексий. Должно быть ясно ― сдвиги в отношениях с Израилем мыслимы только в русле процесса ближневосточного урегулирования. Вырвать этот вопрос из такого контекста невозможно. И эта взаимосвязь создана развитием событий, самой израильской политикойʼʼ.

Данное заявление лидера СССР открывало перспективы для нормализации отношений двух государств. По свидетельству газеты «Гаарец», такой видный деятель как Э. Вейцман, «призвал правительство считаться с Советским Союзом в мирном процессе, так как невозможно навечно оставаться в изоляции» . Постепенно начались поиски взаимовыгодных контактов между израильскими и советскими дипломатами и политиками.

В результате политики «перестройки» и «нового политического мышления» процесс нормализации российско-израильских отношений получил своё логическое развитие. В 1988 г. в Москву прибыла израильская консульская группа (до этого многие консульские вопросы урегулировало консульство Нидерландов). В 1988 г. в Москве и Тель-Авиве начали работать консульские группы обоих государств, решавшие нередко и вопросы дипломатических отношений. В Советском Союзе весьма одобрительно оценили такой шаг израильских властей, как выдача в 1988 г. преступников, возвращение захваченного ими самолета и всего имущества и валюты, которую они похитили, намереваясь скрыться в Израиле. Советское правительство было благодарно за материальную помощь и сочувствие, проявленные властями и отдельными гражданами Израиля в связи с разрушительным землетрясением в Армении произошедшим в декабре 1988 г.

С поворотом к политическому реализму в отношениях между двумя странами начались и активные контакты между советскими и израильскими представителями на самых разных уровнях. В феврале 1989 г. во время поездки министра иностранных дел СССР Э.Шеварнадзе по некоторым странам Ближнего Востока в Каире состоялась его встреча с министром иностранных дел Израиля М. Аренсом. После встречи с Э. Шеварнадзе М. Аренс сделал следующее заявление:

ʻʻВ течение 20 лет мы переживали период «засухи» в отношениях Израиля с СССР в связи с тем, что Советский Союз порвал дипломатические отношения. Сегодня мы напоминаем людей, которые встретились после того, как очень долго не общались. Накопилось много вопросов, которые необходимо обсудить. Но всякий раз нам недостает отведенного времени. Мне показалось, мы обо считаем, что должны больше общаться. Один из вопросов, по которому мы договорились ― организация встречи экспертов по Ближнему Востоку для обмена мнениями и аналитическими соображениями. Кроме того, мы решили дополнительно встретится друг с другом. Думаю, в последующие несколько недель вы сможете наблюдать развитие диалога между нашими странами с целью наверстать упущенное за истекшие 20 лет. Я не настолько амбициозен, чтобы полагать, что один-два контакта приведут нас к соглашению. Наши взгляды расходятся по ряду вопросов. Но у нас есть общие цели. Я вижу, что Советский Союз очень заинтересован в мире на Ближнем Востоке. Я со своей стороны сказал господину Шеварднадзе, что никто не заинтересован в мире больше чем Израиль. Мы рады видеть у Советского Союза желание способствовать установлению мира в регионе, и я считаю, что он способен это сделать. Но прежде чем, мы достигнем согласия, необходимо прийти к пониманию друг друга. СССР должен осознать наши чувства, и, конечно же, Советский Союз постарается, чтобы мы поняли, в чем состоят его взгляды. Возможно, в процессе такого обмена наши позиции станут ближе…Советский Союз, вне всякого сомнения, может оказать помощь, убедив те арабские страны, на которые имеет влияние, вступить с нами в прямой контактʼʼ.

Позднее как сенсацию восприняли на Западе встречу специального представителя СССР по Ближнему Востоку Г. Тарасова с помощником заместителя премьер-министра Израиля Н. Новиком. По этому поводу Г. Тарасов заявил корреспондентам «Известий» 27 июля 1989 г.:

ʻʻНикакой сенсации нет. Идет обычная дипломатическая работа, требующая постоянных усилий. Активно участвуя в поисках путей урегулирования ближневосточного конфликта, Советский Союз, естественно, поддерживает регулярные контакты со всеми заинтересованными сторонами. Журналистам пора привыкнуть к этому: ведь такая работа будет продолжаться и дальше. В этом году советский специальный представитель уже побывал в Дамаске, Каире, Аммане. На прошлой неделе я встречался в Тунисе с председателем Исполкома ООП Ясиром Арафатом и другими палестинскими руководителями, это была очень полезная встреча. Разумеется, нельзя обойти вниманием и Израиль, прямого участника конфликта. Помимо диалога на уровне министра иностранных дел, контакты осуществляются и через консульские группы обеих стран, находящиеся соответственно в Москве и Тель-Авиве. Во вторник я принимал руководителя израильской группы А. Левина, а, находясь проездом в Париже, также в порядке поддержания контактов встречался с Н. Новиком. Хочу отметить, что в контактах со всеми заинтересованными сторонами основной целью остается, прежде всего, подготовка и организация международной конференции по Ближнему Востокуʼʼ.

В начале 1990 г. в Москве находился с визитом Э. Вейцман, который в частности заявил корреспонденту «Известий» 8 января:

ʻʻВ нашем сознании Советский Союз всегда занимал исключительное место. Поймите меня правильно, люди моего поколения были воспитаны на русских традициях и культуре. Мой отец родом из Пинска, родители матери вышли из Риги и Полтавы. В каждом из моих родственников есть хотя бы частичка русской крови. Вы много сделали для нас. СССР стоял у истоков рождения Израиля. В наших отношениях были и взлеты и падения, потом произошел разрыв. Сейчас же, как мне кажется, происходит своеобразное возрождение связей с вашей страной, отчасти благодаря эмиграции из Советского Союза. Что касается моего визита, то его цель ― установить нормальные рабочие отношения с Академией Наук и другими научными организациями. Отдельные контакты между учеными наших стран были и раньше, но сейчас мы намерены перевести их на официальный уровень. Думаю, что наши переговоры ― только начало взаимовыгодного процесса расширения сотрудничества в различных областях. А для того чтобы этот процесс развивался быстро и поступательно, необходимо сделать то, что давно уже назрело, на мой взгляд, стало жизненной необходимостью: нужно, наконец, восстановить нормальные дипломатические отношения между СССР и Израилем. Убежден, что это был правильный шаг в интересах обеих странʼʼ.

Данное заявление предполагало начало полноценных дипломатических контактов высокопоставленных должностных лиц и политических деятелей двух стран. С тех пор состоялось много всевозможных поездок должностных лиц двух стран и в Израиль, и в СССР, и не только министров, дипломатов, но и представителей общественности, деловых людей. Были сняты барьеры к эмиграции евреев из СССР в Израиль, что стало свидетельством того, что диалог, а не конфронтация ― главное достижение прогресса в решение любых проблем, в том числе и такой сложности, как ближневосточное урегулирование.

3 января 1991 г. представительства в Москве и Тель-Авиве стали генеральными консульствами. В октябре 1991 г. между Израилем и СССР были установлены дипломатические отношения. Вручение верительных грамот состоялось при том, что до 30 декабря 1991 года посол А. Бовин будет послом Советского Союза, а после - послом России.

Таким образом, нормализация и установление российско-израильских дипломатических отношений способствовали не только дальнейшему развития политического, экономического и культурного сотрудничества двух государств, но и содействовали стабилизации и улучшению региональной безопасности на Ближнем Востоке. Также эти события привели к более активному участию СССР и России в процессе арабо-израильского урегулирования.

Вместе с этим читают:
Российско-израильская торговля
Русские партии Израиля
Росийско-израильское экономическое сотрудничество

Ракетные установки «Искандер-Э» - они же SS-Х-26. Тактико-технические характеристики ракеты, позволяющие ей уберечься от антиракеты «Хец» (Аrrow), дальность действия до 280 км, позволяющая в случае развёртывания ракет в районе Голанских высот наносить удар по любому крупному населённому пункту в Израиле и атомному реактору в Димоне.

На прошлой неделе разразился крупный международный скандал. Израильский премьер-министр Ариэль Шарон потребовал от России не продавать Сирии новые ракетные комплексы. При этом власти нашей страны категорически отрицали наличие каких-либо соглашений о поставках вооружений. В ситуацию тотчас вмешались США, которые пригрозили России санкциями в случае, если ракеты в Сирию всё-таки попадут. Так из-за чего же, собственно, весь сыр-бор разгорелся?

Вообще-то многие специалисты по вопросам безопасности скептически отнеслись к заявлениям о том, что именно продажа ракет явилась основой конфликта между Россией и Израилем. Во-первых, сделка эта ненова, о ней шла речь ещё 2 года назад, причём россияне собирались поставлять ракеты не только Сирии, но и Ирану. Во-вторых, проект такого масштаба наверняка не допустили бы американцы. В-третьих, у Сирии просто нет денег на сделки, стоимость которых составляет 2 годовых военных бюджета страны! Осенью 2004 года Сирия собиралась приобрести у России зенитные комплексы «БУК», но не хватило денег. При этом «БУКи» стоят чуть ли не на порядок меньше SS-26, о которых идёт речь сейчас. Конечно, есть вероятность, что в сирийских банках могли остаться деньги Саддама Хусейна, полученные им от незаконных нефтяных сделок в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». По слухам, именно из них была оплачена 2 года назад покупка в России противотанковых ракетных комплексов «Корнет-Э» и «Метис-М», общей стоимостью $150 миллионов.

Но в любом случае «ракетный кризис» лишь верхушка айсберга проблем, накопившихся в последнее время у России с Израилем. Что же находится в его основании? Об этом и гадает сейчас большинство экспертов-ближневосточников.

Вариант первый. «Оранжевые» олигархи

Самой громкой версией причины охлаждения российско-израильских отношений является украинская.

Не секрет, что опальные российские олигархи, как проживающие в Израиле, так и регулярно посещающие его, являлись основной силой, стоявшей за Виктором Ющенко и его «оранжевой революцией». По некоторым данным, из-за этого руководство России и решило заморозить отношения с еврейским государством. В качестве подтверждения этой версии приводились и весьма кстати подвернувшаяся передача Михаилом Ходорковским 59,5% акций Group Menatep Limited проживающему в Израиле Леониду Невзлину, и визит на Святую Землю Бориса Березовского, который в одном из интервью заявил, что теперь Путину «за ЮКОС и Ходорковского» отомстят.

Вариант второй. Мирный и немирный атом

Говорят, что ухудшение отношений может быть связано и с возводимым Россией иранским атомным реактором в Бушире. Израиль препятствует его постройке, заявляя, что с помощью реактора к 2008 году Тегеран будет обладать атомным оружием. Ну а это является серьёзной угрозой для Тель-Авива. Подобное противоборство, разумеется, не могло не сказаться на дипотношениях.

Вариант третий. Конкуренция торговцев смертью

Причиной могло стать и соперничество на рынке вооружений, ведь в 2004 году Израиль занял на нём третье место, заработав почти $4 миллиарда. Всего на $1,5 миллиарда меньше, чем Россия! При этом Тель-Авив победил в большинстве тендеров на поставку противотанковых ракет, проходивших в Восточной Европе в течение 3 последних лет. Последние сделки с Индией, а также специализация израильтян в «доводке» российской техники вполне могли охладить отношения между странами. При этом недавно еврейское государство продало Китаю беспилотные самолёты «Гарпия», которые используются не только в разведывательных целях, но и как дистанционно управляемые «камикадзе». Мало того, что израильтяне заключили сделку наперекор желанию США, они ещё и взялись за модернизацию этих беспилотников. В России, как и в США, с опаской наблюдают за усилением Китая, и их озабоченность действиями Израиля понятна.

Вариант четвёртый. Нефть - всему голова

Вполне вероятно, что у российско-израильской напряжённости есть и менее романтичная подоплёка. Ведь эти страны никак не могут поделить будущие барыши от транспортировки российской нефти по маршруту Новороссийск - Ашкелон - Эйлат (Tipline) - Бомбей. Нефть эта подлежит поставке индийской компании «Видеш» и уже давно является яблоком раздора. Самым что ни на есть прозаическим.

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С ИЗРАИЛЕМ

Отношения СССР с Израилем определялись тремя факторами: борьбой между великими державами за преобладание на Ближнем Востоке, стремлением советского руководства сколотить и возглавить всемирный «антиимпериалистический фронт», а также наличием в самом СССР еврейского национального меньшинства. В период Второй мировой войны и сразу после нее, когда позиции Великобритании в арабском мире казались незыблемыми, СССР сделал ставку на вовлечение Израиля в орбиту своего влияния. После вступления СССР в войну (1941 г.) его дипломатические представители неоднократно встречались с лидерами сионистского движения и посещали Эрец-Исраэль, выражая свое восхищение достижениями ишува . В январе 1944 г. в Москве прошла выставка сельскохозяйственной продукции еврейских поселений в Эрец-Исраэль, а в феврале 1945 г. советские участники учредительной конференции Всемирной федерации профсоюзов поддержали резолюцию, гласившую, что «еврейский народ должен получить возможность продолжить строительство своего национального очага в Палестине».

В феврале 1947 г. делегация СССР в Организации Объединенных Наций (ООН) приветствовала решение Великобритании передать палестинский вопрос на рассмотрение этой организации, а 14 мая того же года А. Громыко, заместитель министра иностранных дел СССР, заявил на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «...Тот факт, что ни одна западноевропейская держава не смогла защитить элементарные права еврейского народа и спасти его от рук фашистских палачей, объясняет стремление евреев создать свое собственное государство... Было бы несправедливо лишить еврейский народ этого права, особенно ввиду того, что ему пришлось пережить во время Второй мировой войны». 13 октября 1947 г. советское посольство в США сообщило, что СССР поддерживает план раздела Палестины , а 29 ноября делегации СССР и всех входивших в его состав или зависимых от него стран - членов ООН (Белоруссии, Украины, Польши, Чехословакии) проголосовали на сессии Генеральной Ассамблеи за соответствующую резолюцию, обеспечив тем самым необходимое для ее принятия большинство в 2/3 голосов. На заседании Совета Безопасности ООН, созванном для обсуждения военно-политической обстановки в Палестине, резко обострившейся после утверждения плана раздела страны, А. Громыко отверг как «небеспристрастное и несправедливое» предложение США обратиться к «арабским и еврейским вооруженным группам» с призывом «немедленно прекратить акты насилия» и потребовал внести в текст резолюции фразу о «немедленном выводе всех вооруженных групп, вторгшихся в Палестину извне» (то есть арабских боевиков из соседних стран) и «недопущении впредь вторжения таких групп в Палестину». 30 марта 1948 г. А. Громыко резко выступил против разработанного США проекта установления временной опеки ООН над Палестиной и отсрочки создания еврейского и арабского государств, заявив, что американская делегация пытается таким образом «похоронить» план раздела, и решительно высказался в пользу безоговорочного выполнения резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г.

СССР стал первой великой державой, признавшей Государство Израиль де-юре; советское руководство организовало (через Чехословакию) снабжение Х аганы , а затем Армии Обороны Израиля вооружением, в том числе тяжелым, вплоть до боевых самолетов, и боеприпасами (эти поставки стали важным фактором победы израильских вооруженных сил в Войне за Независимость), оказало вновь созданному еврейскому государству экономическую помощь (через Польшу) и дало согласие на репатриацию в Израиль десятков тысяч евреев из стран коммунистического блока (но не из самого СССР). В сентябре 1948 г. в Москве начало работать израильское представительство; первым послом Израиля в СССР стала Голда Меир (в апреле 1949 г. ее сменил М. Намир). П. Ершов, глава советской дипломатической миссии, открывшейся в Тель-Авиве, на протяжении некоторого времени был единственным чрезвычайным и полномочным послом в Израиле. Одной из первых крупных внешнеполитических акций израильского правительства стала передача находившемуся под полным контролем советских властей московскому патриархату («красной церкви») недвижимого имущества русской православной церкви на территории Израиля.

Ситуация резко изменилась уже в первой половине 1949 г.; это было вызвано отказом правительства Д. Бен-Гуриона от односторонней ориентации на коммунистический лагерь (которому симпатизировали многие лидеры доминировавших в то время в стране левосионистских партий) и тем, что солидарность советских евреев с Государством Израиль (одним из ее проявлений стала восторженная встреча, устроенная ими Голде Меир: несколько десятков тысяч человек приветствовали ее при посещении Московской хоральной синагоги на Рош х а-Шана и Иом-Киппур) вызвала недовольство И. В. Сталина. СССР постепенно перестал поддерживать Израиль в ООН, отверг его просьбу об оказании технической помощи, а в начале 1953 г. в советской прессе прозвучали (в связи с делом врачей) утверждения о существовании «сионистской шпионской сети», плетущей интриги против СССР и стран «народной демократии». 9 февраля 1953 г. члены тайного кружка крайних националистов (так называемого Црифинского подполья) взорвали бомбу на территории советского посольства в Тель-Авиве (в знак протеста против антисемитской кампании в СССР и зависимых от него странах). Несмотря на то, что организаторов и исполнителей этой акции (в результате которой никто не пострадал) арестовали и предали суду, СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. В июле того же года (после смерти И. В. Сталина и прекращения дела врачей) дипломатические отношения были восстановлены, однако антиизраильские тенденции в советской внешней политике продолжали усиливаться. СССР начал сближаться с теми арабскими странами (Египтом , затем Сирией), где к власти пришли леворадикальные режимы. В январе 1954 г. он впервые блокировал в Совете Безопасности ООН принятие двух благоприятных для Израиля резолюций, а в сентябре 1955 г. продал Египту (через Чехословакию) большую партию вооружения, что привело к серьезному нарушению стратегического баланса на Ближнем Востоке и в конечном итоге - к израильско-египетской войне 1956 г. (см. Синайская кампания). В ходе этого конфликта советское руководство выступило с угрозами в адрес Израиля (Н. Булганин, председатель совета министров СССР, направил Д. Бен-Гуриону ноту, в которой говорилось, что наступление израильской армии в Синае «ставит под вопрос самое существование Израиля как государства») и выразило готовность «разрешить выезд добровольцев» (то есть фактически послать регулярные военные части) в Египет для оказания ему помощи в «отражении агрессии». В середине 1950-х гг. началось свертывание советско-израильских экономических связей: если в 1954 г. объем товарооборота между двумя странами составил 3 млн долларов, то уже в 1955 г. - немногим более 1,5 млн; в последующие годы он продолжал снижаться (в ноябре 1956 г., сразу после окончания Синайской кампании, СССР в одностороннем порядке денонсировал заключенное ранее соглашение о поставках сырой нефти в Израиль).

Во второй половине 1950-х гг. - первой половине 1960-х гг. СССР, руководители которого рассматривали Израиль как верного союзника Великобритании и Франции, а затем США, и стремились добиться стратегического перевеса над странами Запада, отрезав их от источников сырья (особенно нефти) и рынков сбыта в «третьем мире», окончательно перешел на проарабские позиции. Несмотря на то, что израильская сторона неоднократно выражала готовность наладить дружественные отношения с СССР и сотрудничать с ним во всех областях (об этом говорилось, например, в ноте израильского министерства иностранных дел от января 1958 г. и в постановлении комиссии Кнесета по иностранным делам и обороне, принятом в декабре 1961 г.), политические, экономические и культурные контакты между двумя государствами были сведены к минимуму. Одновременно СССР оказывал широкую экономическую помощь арабским странам, находившимся в состоянии войны с Израилем, главным образом Сирии и Египту, поставлял им оружие, всемерно поддерживал их на международной арене, прежде всего в ООН. Советские средства массовой информации резко критиковали государственный и общественный строй Израиля и в особенности его внешнюю политику. В 1958 г. Израиль впервые посетила группа туристов из СССР (в основном писатели и деятели искусств); однако по возвращении они выступили в печати с крайне тенденциозными отзывами о еврейском государстве, показав тем самым, что главной целью этой поездки было дальнейшее развертывание антиизраильской кампании. В 1964 г. представители Израиля и СССР заключили соглашение о покупке Израилем части недвижимости, переданной ранее «красной церкви» (см. выше), однако это осталось эпизодом и ни в коей мере не способствовало развитию двусторонних экономических связей. В октябре 1965 г., когда США и Бразилия предложили обсуждавшийся в ООН проект Конвенции об искоренении всех видов расовой дискриминации дополнить списком расистских идеологий, включив в него антисемитизм, советская делегация потребовала, чтобы в этом списке фигурировал и сионизм (в результате закулисных маневров оба предложения были сняты).

Весной 1967 г. действия СССР на Ближнем Востоке во многом способствовали нагнетанию напряженности в регионе, приведшему в итоге к Шестидневной войне. В апреле 1967 г. советские средства массовой информации без всякого на то основания заявили, что Израиль концентрирует войска на севере страны, а дипломатические и военные представители СССР в Египте потребовали, чтобы он принял меры для предотвращения «израильской агрессии» против Сирии. Попытки правительства Израиля ознакомить советское руководство с истинным положением дел (премьер-министр Л. Эшкол даже предложил послу СССР в Израиле Д. Чувахину лично съездить на линию прекращения огня, дабы убедиться в том, что сообщение о сосредоточении израильских сил представляет собой фальшивку) не увенчались успехом. Все агрессивные по отношению к Израилю акции Египта в мае 1967 г. (переброска войск в Синай, блокада Тиранского пролива, обращение в ООН с требованием вывести ее воинские подразделения с линии прекращения огня, заключение военного союза с Иорданией) были осуществлены по инициативе СССР или с его одобрения. Одновременно советские представители в ООН блокировали обсуждение обстановки на Ближнем Востоке в Совете Безопасности; лишь 6 июня, когда война уже началась и поступили первые сообщения о поражении арабских армий, СССР поддержал резолюцию о прекращении огня. 10 июня он разорвал дипломатические отношения с Израилем; по его требованию так же поступили все остальные страны, входившие в коммунистический блок, кроме Румынии.

С лета 1967 г. до второй половины 1980-х гг. СССР не поддерживал с Израилем никаких политических, экономических или культурных контактов (исключением были спорадические встречи министров иностранных дел, например, перед открытием Женевской мирной конференции по Ближнему Востоку в декабре 1973 г. или на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН). Советские дипломаты время от времени посещали Израиль, а в Москве при посольстве Нидерландов фактически действовало израильское представительство, занимавшееся почти исключительно вопросами репатриации советских евреев. СССР оказывал политическую, экономическую и военную помощь арабским странам и террористическим организациям, осуществлявшим вооруженные акции против Израиля, неизменно поддерживал в ООН антиизраильские резолюции (включая принятую в 1975 г. резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, приравнивавшую сионизм к расизму), а нередко и выступал в качестве их инициатора. Советская печать, радио и телевидение вели массированную антиизраильскую и антисионистскую кампанию, в ряде случаев принимавшую антисемитский характер; резкой критике подвергались как военные акции Израиля (см. «Энтеббе» операция , Ливанская война), так и достигнутые им соглашения с арабскими странами (в особенности заключенный в 1979 г. мирный договор с Египтом).

Лишь в конце 1980-х гг. советское руководство, проводившее в то время политику «перестройки» (одним из внешнеполитических аспектов которой было прекращение безоговорочной поддержки всех «антиимпериалистических» сил), постепенно отказалось от одностороннего подхода к ближневосточному конфликту и Государству Израиль как таковому. В советских средствах массовой информации впервые за долгое время появились материалы об Израиле, выдержанные в более или менее объективном или даже сочувственном тоне. В июле 1987 г. в Израиль прибыла советская консульская делегация в составе трех человек (первоначально было объявлено, что их единственная задача - провести с израильскими властями переговоры по вопросу о собственности русской православной церкви в Израиле; однако по завершении этих переговоров советские дипломаты остались в Тель-Авиве). В июне 1988 г. министр иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе встретился с главой правительства Израиля И. Шамиром , а в июле того же года израильская консульская делегация прибыла в Москву. В октябре 1989 г. СССР посетил министр сельского хозяйства Израиля А. Кац-Оз; в соответствии с соглашением, подписанным во время этого визита, Израиль начал в декабре 1989 г. поставлять в СССР продукты питания. В ноябре 1990 г. был подписан советско-израильский договор о научно-техническом сотрудничестве, а в январе 1991 г. в Москве открылось консульство Израиля. В мае 1991 г. А. Бессмертных стал первым министром иностранных дел СССР, посетившим Израиль с официальным визитом. В октябре 1991 г. два государства достигли договоренности о восстановлении дипломатических отношений в полном объеме; А. Бовин был назначен советским послом в Израиле (приступил к выполнению своих обязанностей уже как посол России, поскольку к тому времени СССР распался). Мадридская мирная конференция по Ближнему Востоку, открывшаяся в конце октября 1991 г., проходила первоначально под эгидой США и СССР; во время ее 1-й сессии М. Горбачев, президент СССР, встретился с главой правительства Израиля И. Шамиром (единственная в истории советско-израильских отношений встреча на высшем уровне). В декабре 1991 г. советская делегация в ООН проголосовала за отмену резолюции, приравнивавшей сионизм к расизму.

Об отношениях между Израилем и государствами, образовавшимися после распада СССР, см. соответствующие статьи.

КЕЭ, том: 8.
Кол.: 289–293.
Издано: 1996.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.