Польский кризис 1980 1983. Военное положение в Польше (1981—1983). Экономические санкции США против Польши

Тридцать лет назад, летом 1980 года, пролетариат Польши заставил мир затаить дыхание. Гигантское забастовочное движение распространилось по всей стране: несколько сотен тысяч рабочих вышли на «дикую» забастовку во многих городах, заставив содрогнуться правящий класс всего мира.

Что же произошло в августе 1980 года?

После объявления о повышении цен на мясо, рабочие ряда предприятий стихийно вышли на забастовку. Первого июля работники Тчева (город около Гданьска) и Урсуса (один из районов Варшавы) поднялись на борьбу. В Урсусе провели общие собрания, избрали забастовочный комитет и выдвинули коллективные требования. В последующие дни забастовка распространилась на Варшаву, Лодзь, Гданьск и другие города. Правительство попыталось предотвратить расширение движения, оперативно делая уступки, такие как увеличение заработной платы. В середине июля рабочие Люблина, важном пункте железнодорожного пересечения, начали стачку. Люблин расположен на железнодорожной линии, которая соединяет Россию с Восточной Германией. В 1980 году это был жизненно важный путь снабжения российских войск в ГДР. Требования рабочих были следующие: никаких репрессий против бастующих, вывод полиции с предприятий, увеличение заработной платы и свободные выборы в профсоюзы.

В чем заключалась сила рабочих?

Рабочие извлекли уроки из забастовок 1970 и 1976 годов . Они ясно видели, что официальный аппарат профсоюза был на стороне сталинистского государства каждый раз, когда трудящиеся выдвигали свои требования. Именно поэтому, они взяли инициативу в собственные руки. Не дожидаясь указаний сверху, трудящиеся объединились, провели собрания и непосредственно выбрали время и место борьбы.

Общие требования сформулировали и выдвинули на массовых собраниях. Сформировали забастовочный комитет. Однако вначале на первом плане были экономические требования.

Рабочие были чрезвычайно решительны. Они не хотели повторения насильственного подавления борьбы, как в 1970 и 1976 годах. В промышленном центре Гданьск-Гдыня-Сопот был создан Межзаводской забастовочный комитет (МЗК). Избрали 400 делегатов, по два от каждого предприятия. Во второй половине августа было от 800 до 1000 делегатов. Каждый день общие собрания проводились на верфи имени Ленина. Установили громкоговорители, чтобы все могли следить за дискуссией в забастовочном комитете и переговорами с представителями правительства. Затем, микрофоны были установлены за пределами зала заседаний МЗК, чтобы рабочие во время общего собрания могли непосредственно вмешаться в обсуждения, ведущиеся комитетом. Вечером делегаты (многие из них записывали дебаты на кассеты) возвращались на рабочее место и делали доклады общим собраниям своих заводов.

Эти средства использовались для того, чтобы наибольшее количество рабочих могли принять непосредственное участие в борьбе. Делегаты несли ответственность перед общими собраниями и могли быть в любой момент отозванными. Все эти методы были прямо противоположны методам профсоюзов.

В то время, как рабочие Гданьска-Гдыни-Сопота организовывались в общие собрания, движение распространялось на другие города. Чтобы саботировать налаживание связи между рабочими разных регионов страны, правительство отключило 16 августа телефонную связь. В ответ рабочие пригрозили расширить забастовку, и власти вынуждены были уступить, восстановив связь.

Затем общие собрания постановили создать рабочие дружины. Употребление алкоголя весьма распространенно в Польше, но было принято коллективное решение запретить его употребление на собраниях. Рабочие понимали, что в их конфронтации с правительством им нужен ясный ум.

Когда правительство стало угрожать репрессиями против Гданьска, железнодорожные рабочие Люблина предупредили, что если их товарищи по классу подвергнуться физическому нападению, и если тронут хоть одного рабочего, то они перекроют стратегически наиболее важный путь, соединяющий Россию с Восточной Германией.

Практически во всех главных городах страны были мобилизованы рабочие. Более полумиллиону из них стало понятно, что они являются единственной силой, способной противостоять власти. И они знали, в чем заключается их сила:

В быстром распространении движения, а не замкнутой борьбе, которая изматывает, как в 1970 и 1976 годах;

В самоорганизации, в способности взять инициативу в собственные руки, а не полагаться на профсоюзы;

В создании общих собраний, в рамках которых они могли объединить свои силы, осуществлять коллективный контроль над движением и организовать самое массовое участие в переговорах с правительством на глазах у всех товарищей.

Расширение движения было самым лучшим оружием и проявлением солидарности. Рабочие не ограничивались декларациями о поддержке своих товарищей, но проявляли инициативу и присоединялись к борьбе. Это позволило резко изменить баланс сил. До тех пор, пока рабочие сохраняли единство и вели массовую борьбу, власти не могли использовать против них репрессии. Во время летних стачек, когда рабочие сохраняли единство, ни один рабочий физически не пострадал. Польская буржуазия понимала, что применять репрессии в такой обстановке опасно, поэтому было решено ослабить рабочий класс изнутри.

Ответ буржуазии: изоляция

Об опасности для правительств других государств, исходящей от рабочей борьбы в Польше можно судить по реакции соседних стран.

Границы между Польшей и Восточной Германией, Чехословакией и Советским Союзом были немедленно закрыты. И буржуазия имела веские причины для такого шага! В Чехословакии, в угледобывающем районе близ города Острава, шахтеры, после польского примера, также начали забастовку. Также начались рабочие волнения в румынских горнодобывающих регионах и в российском городе Тольятти. И хотя в Западной Европе не было забастовок прямой солидарности с рабочими из Польши, пролетарии многих стран подняли лозунги своих польских товарищей по классу. В итальянском Турине в сентябре 1980 года во время рабочей демонстрации можно было услышать лозунг: «Гданьск показывает нам пример!».

Как саботировалось движение

Хотя первоначально влияние профсоюзов было незначительным, члены «свободных профсоюзов» волей или неволей блокировали рабочую борьбу .

Если во время возникновения движения переговоры носили открытый характер, то затем было заявлено, что нужны «специалисты», которые способны вдаваться в детали переговоров с правительством. После этого большинство рабочих уже не могли следить за ходом переговоров, и тем более принимать в них участие. Громкоговорители перестали транслировать ход дебатов, их работу прекратили из-за «технических» проблем. Лех Валенса, член «свободного» профсоюза был коронован в лидеры движения, и враг рабочих облачился в одежды «свободных» профсоюзов. Новая организация стала искажать требования рабочих. Если вначале экономические и политические классовые требования были вверху списка, то Лех Валенса и «свободный» профсоюз изменили очередность, и основным требованием выдвинули признание независимых профсоюзов, и таким образом, отодвинули общие требования на второй план. Они действовали в русле старой «демократической» тактики: защищать интересы профсоюза вместо защиты интересов трудящихся.

Подписание 31 августа соглашения в Гданьске показало, что движение пошло на спад, даже если забастовки все еще продолжались в некоторых других местах. Первый пункт соглашения разрешал деятельность «свободного и самоуправляемого» профсоюза, который получил название «Солидарность». Пятнадцать членов президиума Межзаводского забастовочного комитета составили руководство «Солидарности».

Хотя рабочие достаточно хорошо понимали, что официальные профсоюзы являются частью государства, большинство из них разделяло иллюзию, что новообразованная «Солидарность» не будет продажной, и станет защищать интересы трудящихся. Они не имели опыта рабочих Запада, которые на себе ощутили антипролетарский характер «свободных» профсоюзов и уже десятилетиями противостояли им.

Валенса объявил, что хочет сделать Польшу второй Японией, в результате чего якобы будут процветать все. И многие рабочие, из-за незнаний реальностей капитализма на Западе оказались в плену подобных иллюзий. На их примере видно, какое большое влияние оказывала демократическая идеология на эту часть мирового пролетариата. «Демократический» яд, имевший сильное воздействие в западных странах, был еще более сильнодействующим в таких странах как Польша, после нескольких десятилетий сталинизма. Польская и мировая буржуазия понимала это очень хорошо: именно использование демократических иллюзий позволило буржуазии и профсоюзу «Солидарность» проводить антирабочую политику, и развязать репрессии, которые были необходимы для подавления пролетарского движения.

Осенью 1980 года рабочие снова начали стачку, выступая против соглашений в Гданьске, так как они увидели, что их положение ухудшается, даже если якобы на их стороне «свободный» профсоюз. В этой ситуации «Солидарность» показала свое истинное лицо. Вскоре после окончания массовой забастовки Валенса всюду летал на военном вертолете, призывая рабочих не возобновлять забастовки и успокоиться, так как стачки, по его словам, толкали страну в пропасть.

С самого своего возникновения «Солидарность» саботировала рабочее движение. Каждый раз, если предоставлялась возможность, она вырывала инициативу из рук трудящихся, препятствуя началу новой борьбы.

В декабре 1981 года польская буржуазия смогла, наконец, начать открытые репрессии против рабочих. «Солидарность» заложила основу политическому разоружению рабочих. Летом 1980 года, как уже ранее упоминалось, ни один рабочий не пострадал от действий правительства, потому что движение расширялось, трудящиеся были самоорганизованы и не находились под влиянием профсоюза, благодаря чему их никто не сдерживал и они могли сами контролировать борьбу. К концу 1981 года положение изменилось. На смену самоорганизации пришел профсоюз, который тормозил рабочую борьбу. В декабре более 1200 рабочих было убито, а десятки тысяч брошены в тюрьмы или сосланы.

Позднее прежний лидер «Солидарности» Лех Валенса стал президентом Польши. До этого он уже зарекомендовал себя успешным защитником интересов польского государства в качестве профсоюзного лидера.

Историческое значение этой борьбы

Не смотря на то, что с тех пор прошло уже 30 лет, и многие рабочие, участвовавшие в забастовочной борьбе того времени оказались безработными или были вынуждены эмигрировать в поисках куска хлеба, их опыт имеет неоценимое значение для всего рабочего класса. ИКТ уже писало в 1980 году, что борьба в Польше является важным шагом в общемировой пролетарской борьбе, и поэтому она имеет громадное значение.

Исторические события такого масштаба имеют долгосрочные последствия. Массовые забастовки в Польше убедительно доказали, что классовая борьба может заставить буржуазию отложить ее агрессивные милитаристские планы. Борьба рабочих Польши показала, что пролетариат Восточного блока не согласится быть послушным пушечным мясом во славу «социализма». Их сопротивление, и сопротивление рабочих других стран этого блока помешало руководству «соцлагеря» решить экономические проблемы путем военной экспансии. Эти забастовки стали одним из решающих факторов распада восточного империалистического союза.

ИКТ, 01:08:2010

12 декабря 1970 года польское руководство объявило громадное повышение цен на продовольствие. На следующий день встала Гданьская судоверфь, затем другие предприятия города. Сталинистский режим ответил зверскими репрессиями. Силовые органы государства открыли огонь на поражение. 16 декабря выстрелами встретили выходящих из ворот номер 2 рабочих верфи, 17 утром стреляли в городе Гдыня, по корабелам, идущим на работу, 18 декабря в Эльблонге и Щецине... По официальным данным на польском Побережье погибло 45 человек, 1165 получили ранения, арестовано было около 3 тысяч. Однако это не положило конец забастовкам. После «декабрьских событий» произошла смена партийного и государственного руководства. Гомулку заменил Герек. Последний вынужден был предпринять огромные усилия, чтобы заставить рабочих вернуться на рабочие места. Всего через несколько лет все обещания, данные рабочим, были нарушены, и в 1976 году вновь произошло поднятие цен. На это трудящиеся ответили стачками, которые вновь были подавлены репрессиями.

Они не были, строго говоря, профсоюзом, но являлись небольшой группой рабочих, связанных с КОР (Комитетом защиты рабочих), созданным интеллигенцией от демократической оппозиции после репрессий 1976 года, и призывали к легализации независимых профсоюзов.


Тэги: Польша, военное положение, Солидарность, Ярузельский
Последнее обновление 18.07.2015.

Введение военного положения в Польше начала 80-х годов было неожиданно решительным шагом польской администрации тех лет в борьбе с независимым профсоюзом "Солидарность". Начало 70-х после смены курса вслед за событиями 1971 года внушало определенные надежды на оздоровление экономики, однако с середины 70-х ситуация стала ухудшаться.

Очередное повышение цен, теперь на мясо и колбасные изделия, летом 1980 года, повлекло стачку сперва на варшавском тракторном заводе “Урсус”, в июле восемь дней бастовали железнодорожники Люблина, из-за чего пресеклось сообщение между СССР и ГСВГ. В августе началась забастовка на том самом Ленинском судостроительном в Гданьске (где состоялись пиковые события кризиса 1970-71 годов). Забастовщики, которыми руководил электрик верфи Лех Валенса, уволенный с нее в 1976 году, начали свое мероприятие 14 августа, в связи с увольнением некоей крановщицы по имени Анна Валентинович, а уж по ходу дела и предъявили список экономических требований, от медицинского обслуживания на уровне предоставляемого полиции и раннего ухода на пенсию вплоть до трансляции месс и выборов менеджеров, однако на сей раз властям не удалось отделаться только выделением денег на повышение зарплаты, поскольку 16 августа к акции присоединились соседние предприятия, и организаторы координировали всю активность на сей счет. Всего бастовало около 200 предприятий. Кроме того, аппетиты забастовщиков росли, и 17 числа после торжественной коллективной мессы перед воротами верфи забастовщики предъявили властям 21 требование, в числе которых были уже и организация независимого от ПЗПР (советское\российское написание – ПОРП) профсоюза и легализация права на забастовку. Хотя сперва власти устроили в регионе информационный блэкаут вплоть до прерывания телефонной связи с ним, в конце лета по результатам работы отправленных из столицы комиссий, было подписано “Гданьское соглашение”, потом дополненное аналогичными соглашениями в Щецине и Силезии. Согласно итоговому документу, по которому требования рабочих в основном были удовлетворены (хотя условие про пенсию в 55 для мужчин и 50 для женщин не прошло), и созданный профсоюз стал впоследствии ядром организации под названием “Солидарность”, которая вскоре разрослась до 10 миллионов членов, и располагала очень приличным финансовым фундаментом – в Гданьске отделение имело осенью 1980 года 800 тыс. злотых (а в момент объявления военного положения уже 10 млн. злотых, а отделение в Легнице 3 млн.), и была все-таки зарегистрирована после согласия поставить в приложение к статуту положения об отказе от преобразования в политическую партию и признании ведущей роли ПЗПР.

Помимо экономических, в программу “Солидарности” теперь вошли и политические требования, и как ни старалась ПЗПР ограничить и ослабить влияние профсоюза, в итоге победа в каждом конкретном случае оказывалась за ним благодаря хорошо организованным забастовкам, а их было много, бастовали все, кто мог и хотел, на местах стали расти нестабильность, социальная напряженность и преступность. Советская литература сообщала о случаях, когда активисты “Солидарности” пробовали внедрять забастовки силой, вступая в драки с желающими работать, хотя сведения эти вызывают естественное сомнение. Не меньшие сомнения вызывает позиция западной литературы 80-х годов по вопросу о событиях весны 1981 года. Только что назначенный премьер-министром генерал Войцех Ярузельский предложил оппозиции перемирие и отказ от забастовок на 90 дней для восстановления экономики и предпринятия необходимых шагов по стабилизации положения, которое было принято, но уже через 10 дней “Солидарность” в Быдогоще нарушила принятые на себя профсоюзом обязательства – ее активисты явились в местную партийную организацию, и стали требовать выполнения своих условий, угрожая забастовкой, и несколько раз отказавшись от компромиссов и проигнорировав предупреждения силовиков не переходить рамки достойного поведения. Итогом стал крэкдаун в данном конкретном населенном пункте, а виноватыми на западе почему-то объявили польское правительство. Как итог же, в марте 1981 состоялась крупнейшая во всем соцлагере забастовка, в которой поучаствовали около миллиона рабочих, продлившаяся 4 часа.

Во второй половине 1981 года в условиях все продолжающегося экономического кризиса проблемы начались и в руководстве ПЗПР, никак не могшем отделаться от фракционной борьбы после отставки Герека в августе 1980 года, и в руководстве “Солидарности”, не могшем решить, идти ли на прямую конфронтацию с угрозой советской интервенции или добиваться своего постепенным давлением и кооперацией. В октябре 1981 на пост генсека пришел генерал Войцех Ярузельский, совмещавший теперь должности министра обороны, премьер-министра и генерального секретаря. После этого началась подготовка к задуманным еще весной контрмерам против крепнущей и радикализующейся оппозиции. Эта последняя была так уверена в своих силах, что в высшем эшелоне “Солидарности” озвучивались уже и призывы к немедленным всеобщим выборам, и созданию собственных боевых формирований, и свержению правительства, а вслух было озвучено пожелание общенационального референдума о мерах управления.

Советский Союз, со своей стороны, внимательно следил за происходящим в Польше, отмечались передвижения советской армии на Украине и в Белоруссии, в Калининградской области крупные воинские соединения квартировали зимой в палатках в пограничной полосе, конференция европейских компартий озвучила желание протянуть руку братской помощи Польше, а списки потенциальных кандидатов на арест составлялись совместно советскими специалистами, армейскими и от спецслужб еще с осени 1980, правда, потом активисты “Солидарности” ехидничали, что списки составлялись уж очень заранее, многие из обозначенных лиц к декабрю 1981 года, когда настала пора их употребить, уже умерли или съехали.

Утром 12 декабря в стране было объявлено военное положение, вперемешку с военными маршами было пущено обращение к народу Ярузельского (). В ночь с 11 на 12 декабря все лидеры “Солидарности”, были захвачены на их общем собрании в Гданьске, на котором как раз обсуждалась надобность идти на конфронтацию с правительством и сделан вывод, что стоит. Арестованы и активисты на местах, и разного рода диссиденты, связь между городами и с зарубежьем, и даже внутригородская телефонная, была прервана, почта подвергается цензуре, введен комендантский час с 18:00 до 10:00, запрещено продавать бензин на заправках частному транспорту, каждый гражданин старше 13 лет обязан носить документы и предъявлять их по первому требованию, все собрания, конечно, запрещены, объявлялся (длинный) список предприятий, переходивших под прямое военное управление, виновные в нарушении дисциплины поступают в распоряжение военных судов, могущих выносить приговоры от двух лет тюрьмы до смертной казни, в городах размещены воинские контингенты и организовано патрулирование улиц, даже новости теперь подавались дикторами в военной форме. Основу репрессивного аппарата для подавления оппозиции составили опять же, как обычно, ЗОМО, прозванные в народе “бьющееся сердце партии”, экипированные для борьбы с беспорядками весьма хорошо – от классики в виде дубинок, пластиковых щитов, слезоточивого газа до бтр-60. Бойцы ЗОМО действовали при взятии промышленных объектов со знанием тактики, применяли технические средства, по ночам осветительные ракеты и прочие устройства для подсветки, широко варьировали приемы, применяя и внезапные набеги с криком и шумом и рассчитанные на устрашение акции с тараном танками ворот и последовательным, обстоятельным продвижением экипированного персонала. Помимо ЗОМО широко привлекались пограничные войска и силы в распоряжении службы безопасности, армия служила, так скажем, фоном, и задействовалась для вторичных функций.

Обращает на себя внимание невысокая квалификация вождей оппозиции в политическом и стратегическом планах. Лидеры “Солидарности”, избегшие ареста по причине отсутствия на мероприятии, обнаружили активность ЗОМО вечером накануне введения военного положения, но сочли, что это просто какая-то операция против спекулянтов или учения и сошлись во мнениях, что быть того не может, чтобы это готовились разобраться с оппозицией. Военное положение ввели в ночь с субботы на воскресенье, и с некоторым волнением, как утверждает советская литература, власти ждали понедельника, когда гражданам потребуется идти на работу, но все оказалось не так плохо, а состоявшиеся немногочисленные забастовки без труда были подавлены; сперва еще бытовало мнение, что власти просто пыжатся, армия на грани развала, поскольку уж очень много использованной для пущей грозности в качестве “едущих декораций” танков вышло из строя, и грядет всеобщая забастовка, так что достаточно продержаться суток трое, но ожидания такие не осуществились, и потом члены “Солидарности” сетовали, что главной их ошибкой было положиться на пассивное сопротивление, поскольку в такой ситуации силовикам оставалось просто спокойно изымать оппонентов или разгонять их без спешки и торопежки, и бегавшие с завода на завод в надежде всюду организовать стачки и забастовки активисты постепенно тоже выходили из оборота. Дольше всех продержалась шахтерская Верхняя Силезия, самым ожесточенным эпизодом конфронтации стал штурм шахты “Вуек”, 7 убитых, 17 декабря, а последней сдалась шахта “Пяст” в Тыхи 28 декабря, где забастовщики в конце концов гонялись за крысами в поисках еды. В середине декабря “Солидарность” использовала было как опорную точку годовщину беспорядков 1970, но попытка собрать митинг у самодельного монумента в честь погибших закончилась разгоном, 1 погибший, 164 раненых у гражданских и 160 пострадавших силовиков. В новом году пробовали было организовывать маломасштабные забастовки, сперва минутные, потом побольше, но уже при переходе к 15-минутным власти почти всегда успевали не только прибегнуть к контрмерам, но и найти организаторов, а неминуемость и суровость наказания заставили граждан тщательно обдумывать свои позиции, и чаще всего выходило не в пользу “Солидарности”, в чем она и сама потом каялась. “Солидарность” также попробовала мелкое хулиганство, типа заливания клея в замки автомашин “коллаборационистов”, граффити, запускания воздушных шаров с надписью “Солидарность”, и многое другое, и все без особого пыла и толку, и все довольно бессистемно, несмотря на широкое распространение предшествующей осенью плана действий на случай введения военного положения, а зачастую так и попросту бестолково: раз задумали спровоцировать ЗОМО приехать на митинг, по дороге накидать гвоздей, чтобы проколоть шины, и по дороге разлить масло, но гвозди оказались малы, а масло выбрали такое, что оно на поведение машин не повлияло.

В январе военное положение было признано законным решением внеочередной сессии сейма; в рамках военного положения всякая политическая активность запрещена, университеты закрыты, запрещена смена жительства без предварительного уведомления, лидеры профсоюзов и вообще диссиденты, числом порядка 5000 человек, арестованы, причем в число диссидентов попали Герек сотоварищи, в сми проведена активная “верификация”, тестирование лояльности всех сотрудников. За рубежом дела Ярузельского были восприняты в штыки, американское правительство ввело санкции и рекомендовало остальным сделать то же, так что сильными проблемами аукнулась достигнутая при Гереке интеграция с западной экономикой, целые фабрики стояли из-за отсутствия поставляемых с запада комплектующих. В экономическом плане облегчение не наступало довольно долго, но политическая нормализация достигнута весьма быстро. 8 октября парламент принял решение о делегализации “Солидарности”, тогда же “Солидарность” на Гданьской судоверфи предложила было новую форму забастовки, когда рабочие приходят на работу и на ней 8 часов сидят, но коллективно ничего не делают, но у властей была заранее запасена управа и на такое решение, такие объекты просто ставились под военное управление, а 10 ноября 1982 года “Солидарность” при громком шуме с Запада провозгласила всеобщую забастовку, посвященную второй годовщине своей регистрации, и велась крупная кампания радиопропаганды, однако сами “подпольщики” толком ничего не организовали и не напланировали, и в итоге никакого отклика затея не имела, потребление электроэнергии в промышленности было таким же, как в предшествующий день, и после этого даже лидеры “Солидарности” в подполье признали, что им с властями не бороться. Это, кстати, ставит под большие сомнения громкие восторги достижениями “Солидарности”, которые и до сих пор бытуют на западе; как бы это так могло выйти, что движение с провозглашенной численностью 10 млн. членов (т.е. 3\4 рабочих страны) и существенной финансовой поддержкой было полностью разбито и переиграно группой “бесцветных партийных функционеров” при помощи репрессивного аппарата общей численностью не более 50 тыс. чел.?

Валенса был выпущен в конце 1982 с квалификацией “бывший руководитель бывшего профсоюза”, а в июле 1983 военное положение отменено, в 1984 к 40-летию освобождения Польши объявлена всеобщая амнистия. За время действия военного положения погибло примерно полтора десятка человек и 4000 арестовано, хотя оппозиция за рубежом распространяла сведения про многие десятки и даже сотни убитых.


Рождение “Солидарности”

Партийно-государственное руководство оказалось бессильным перед неумолимо надвигавшимся социально-политическим и экономическим кризисом. Не помогла замена на посту главы правительства непопулярного в обществе П. Ярошевича Э. Бабюхом. Летом 1980 г. в ответ на повышение цен на продовольствие в Польше стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Своей вершины она достигла в августе, когда забастовали предприятия Гданьска, Щецина, Силезии. Стачки имели оккупационный характер, уличных манифестаций не было, чтобы исключить возможные провокации со стороны властей.

Правительство вынуждено было пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но и их право на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования советников и экспертов бастующих из числа членов оппозиционных организаций.

Первая реакция ПОРП на очередной кризис была традиционной: произошла смена партийного и государственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С. Каня, премьером стал Ю. Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз “Солидарность”. К концу 1980 г. в нем состояло около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единоличных крестьян “Сельская солидарность”. Другие профцентры (Центральный совет профсоюзов, автономные профсоюзы) значительно уступали ему по численности. “Солидарность” представляла собой объединение автономных организаций отдельных регионов. Координировала ее действия Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им. Ленина Л. Валенсой. Большую помощь в ее деятельности оказывали известные деятели оппозиции Б. Геремек, Я. Куронь, Т. Мазовецкий, А. Михник, Я. Ольшевский и др.

“Солидарность” с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением, объединявшим разнородные силы. Она выросла на волне рабочего протеста, и в первое время не имела четких планов дальнейшего развития страны. Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией “саморегулирующейся революции”. Она предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военно-политического блока, одновременно должна стремиться к внутреннему преобразованию общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП.

Политические притязания “Солидарности” и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон. Это стало очевидным после IX внеочередного съезда ПОРП и I съезда “Солидарности” в 1981 г. Каждая из сторон самоопределилась как единственный гарант развития процесса обновления в Польше. Польские руководители испытывали сильное давление со стороны СССР и некоторых других государств социалистического содружества, требовавших принятия более решительных мер против “Солидарности”.

В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Генерал В. Ярузельский был назначен председателем Совета министров, избран первым секретарем ЦК ПОРП и сохранил за собой пост министра национальной обороны.

Резкое обострение политического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве “Солидарности” взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. Возникала опасность неконтролируемого развития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и интервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих условиях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, свыше 5 тыс. руководящих деятелей “Солидарности” всех уровней были интернированы. Вся полнота власти сосредоточилась в руках Военного совета национального спасения во главе с В. Ярузельским. Во избежание всеобщей стачки все ключевые отрасли, порты и 129 крупных предприятий были переведены на военный режим работы. В ходе введения военного положения погибли 8 человек.

Военное положение временно ослабило остроту политического противостояния. Но оно не могло решить экономических проблем страны. Начатая в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий строилась на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, т.е. должна была вестись в условиях, приближенных к конкурентным, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке.

“Солидарность” была ослаблена, но не разгромлена, постепенно в подполье возрождались ее структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была создана Временная координационная комиссия “Солидарности”. В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Это означало, что не оправдались надежды властей на то, что “Солидарность” согласится на их условия компромисса. Началась многолетняя борьба за легализацию “Солидарности”, в ходе которой проходили проверку различные концепции возвращения движения на арену легальной политической жизни.

Все это время “Солидарность” пользовалась активной поддержкой католической церкви, авторитет которой в обществе продолжал неуклонно расти, а также помощью Запада. В 1983 г. Л. Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства “Солидарности”, польско-язычные западные радиостанции выполняли большую информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.

К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса без существенного понижения жизненного уровня населения. В апреле 1988 г. произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью не только для властей, но и для оппозиции. Рабочие требовали повышения заработной платы и легализации “Солидарности”. Уже в августе это требование стало основным во всех стачках.

Власти вынуждены были пойти на закулисные переговоры с частью деятелей “Солидарности”, изъявивших к этому готовность, а с конца августа началась подготовка заседаний “круглого стола” властей и оппозиции. Идея компромисса наталкивалась на противодействие как радикального крыла “Солидарности”, так и части партийно-государственного руководства. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили первый секретарь ЦК ПОРП В. Ярузельский и премьер-министр М. Раковский, удалось провести на пленуме ЦК резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме. Это открыло путь к легализации “Солидарности”. Успеху реформаторов способствовала происходившая в это время в СССР “перестройка”.

“Круглый стол” с участием представителей “Солидарности”, правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) - профцентра новых профсоюзов, созданного после 1982 г. и епископата проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов, введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

От “реального социализма” к социальному обществу западного типа

17 апреля 1989 г. состоялась повторная регистрация “Солидарности”. После завершения работы “круглого стола” в центре внимания ПОРП, союзнических партий и оппозиции оказалась подготовка к выборам в парламент. По договоренности 65 % мандатов в сейме предназначались партиям правящей коалиции (в том числе 37 % ПОРП), а 35 % оппозиции. Выборы в сенат были свободными.

Прошедшие в июне 1989 г. два тура парламентских выборов принесли оппозиции колоссальный успех. Она провела практически всех своих кандидатов в парламент уже в первом туре, и завоевала 99 из 100 мест в сенате. 19 июля на совместном заседании сейма и сената президентом страны был избран В. Ярузельский. Это стало возможным только потому, что 11 депутатов от оппозиции не участвовали в голосовании. Победив формально, Ярузельский потерпел моральное поражение.

После избрания президента начались длительные поиски политической формулы правительства. Его состав определился только 17 августа. О готовности войти в него заявили оппозиция и бывшие союзники ПОРП - Объединенная крестьянская и Демократическая партии. Премьер-министром стал известный деятель движения католической интеллигенции и оппозиции Т. Мазовецкий. ПОРП впервые за всю свою историю лишилась привычной для нее роли правящей партии.

Начиная со второй половины 1989 г. произошли значительные перемены в политической жизни Польши, появилось много новых партий, переживали глубокую трансформацию уже существовавшие. В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение о ее самороспуске. Правопреемницей ПОРП стала Социал-демократия Республики Польша (СДРП).

Было изменено название государства - с Польской Народной Республики на Республику Польша, орлу на государственном гербе была возвращена корона.

Для оздоровления экономики был принят план стабилизации(план Бальцеровича), предусматривавший введение жесткого контроля за финансовой сферой, снижение государственных дотаций предприятиям, обеспечение внутренней конвертируемости злотого, а также сокращение занятости и появление безработицы (“шоковая терапия”). План получил одобрение и финансовую поддержку Запада. Его внедрение позволило достаточно быстро стабилизировать финансы страны, насытить внутренний рынок товарами, начать акционирование и приватизацию предприятий. Но не удалось остановить спад промышленного и сельскохозяйственного производства, быстрее, чем предполагалось, росла безработица, превысившая в начале 1992 г. показатель в 2 млн. человек.

В 1990 г. состоялись всеобщие президентские выборы, победу в которых во втором туре одержал Л. Валенса. В ноябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент, продемонстрировавшие значительный раскол в польском обществе. Вновь, как и в начале 20-х гг., сейм составили многочисленные политические фракции. Абсолютное преобладание получили правые и центристские партии и движения, возникшие в основной своей массе на базе бывшей “Солидарности”. Несмотря на общую родословную, эти силы пребывали в состоянии жесткой конфронтации. Их взаимодействию мешали не только программные и идеологические расхождения, но и амбиции лидеров. Левые во главе с СДРП, хотя и оказались в меньшинстве, продемонстрировали свою жизнеспособность, сплоченность и наличие устойчивого электората. Неплохие позиции были и у левоцентристского Польского стронництва людового (крестьянской партии), возникшего на месте ОКП. Сформированный Я. Ольшевским правый кабинет оказался не очень жизнеспособным, просуществовал немногим более полугода. После его отставки было сформировано право-центристское правительство Х. Сухоцкой, также не имевшее за собой надежного парламентского большинства.

В 1993 г. президент Л. Валенса, воспользовавшись конституционными полномочиями, досрочно распустил парламент, который в установленные сроки не смог утвердить государственный бюджет. Парламентские выборы были проведены на основании принятого сеймом незадолго до своего роспуска нового закона о выборах, вводившего 5 процентный избирательный порог.

Итоги выборов 1993 г. оказались благоприятными для левых, объединившихся в Союз демократических левых сил, и ПСЛ, получивших большинство мест в сейме и право формирования кабинета министров. При этом президент, в соответствии с так называемой “малой” конституцией, принятой парламентом в 1992 г., воспользовался своим правом назначать силовых министров и министра иностранных дел.

На протяжении двух лет продолжалось сосуществование левого правительства (премьерами последовательно были В. Павляк(ПСЛ) и социал-демократ Ю. Олексы) и ориентировавшегося на правые и право-центристские партии президента Л. Валенсы. Это был очень важный для упрочения парламентаризма в Польше период накопления опыта взаимодействия различных политических сил во имя широко понимаемых интересов страны.

В ноябре 1995 г. состоялись президентские выборы. По итогам второго тура, в который вышли Л. Валенса и лидер СДРП А. Квасьневский, победа осталась за левым кандидатом, получившим поддержку не только традиционного электората, но и многих молодых избирателей, вступивших в сознательную жизнь уже в 90-е гг. и свободных от идеологических симпатий и антипатий 80-х гг. Весной 1997 г. парламент принял новую конституцию Республики Польша, в соответствии с которой в ней устанавливается парламентская форма правления.

Выборы 1997 г. дали относительное большинство мандатов правым силам, сумевшим сплотиться в Избирательной акции “Солидарности”. По итогам выборов было сформировано коалиционное правительство во главе с Ю. Бузеком, в состав которого помимо победившего блока вошла центристская Уния свободы. Начался период сосуществования левого президента с право-центристским кабинетом.

В 1992-1993 гг. положительные сдвиги наметились в экономике, прежде всего в промышленности, в которой после многих лет спада начался подъем. Эта тенденция сохранялась и в последующее пятилетие. Существенно снизились темпы инфляции. Но социальная цена трансформации в экономике оказалась значительной, в 1996 г. безработица все еще превышала 2 млн. человек. Недовольство трудящихся своим положением проявляется в экономических забастовках, инициатором которых в последние годы чаще всего являлись крупнейшие профобъединения: Всепольское соглашение профсоюзов и “Солидарность”.

Признание западными союзниками СССР по антигитлеровской коалиции Временного правительства национального единства в 1945 г. и отказ от поддержки правительства в эмиграции способствовали быстрому возвращению Польши в международную политику. Польша получила право подписать Устав ООН в качестве одного из ее учредителей, занять место в старых и вновь создаваемых международных организациях. Отличительной особенностью ее внешней политики до конца 80-х гг. была последовательная ориентация на Советский Союз. Этому в немалой степени способствовали многие обстоятельства: тесное военно-политическое взаимодействие и идеологическое родство новой власти в Польше с СССР, негласный раздел сфер влияния в Европе между великими державами, по которому Польша оказалась в зоне преобладающего влияния Москвы, анализ политическими лидерами славянских государств печального опыта международных отношений в межвоенный период, их опасение перед возможностью повторения германской агрессии и др. Просоветская ориентация Польши в вопросах внешней политики диктовалась также тем, что именно благодаря активной позиции СССР на Потсдамской конференции 1945 г. к ней отошли большие территории на западе и севере, до 1939 г. принадлежавшие Германии: Нижняя Силезия, Опольская Силезия, Любушская земля, Западное Поморье, часть Восточной Пруссии, а также вольный город Данциг (Гданьск), т.е. все территории к востоку от рек Одра и Ныса-Лужицка, включая Щецин и Свиноуйсьце. Окончательное решение по вопросу о территориальных изменениях в Центральной Европе должна была принять мирная конференция по Германии, но она так и не состоялась. В 1953 г. западная граница Польши была закреплена договором с ГДР, а в 1970 г. - с ФРГ.

Серьезные трения вновь возникли при определении границы с Чехословакией в Тешинской Силезии. В конечном счете, не без давления со стороны СССР, Варшава согласилась на восстановление здесь статус-кво, существовавшего до октября 1938 г. Окончательное договорное закрепление этого участка границы произошло в 1958 г.

Польша активно участвовала в становлении лагеря народной демократии, который позже стал именоваться социалистическим содружеством. Она была в числе учредителей Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949 г., экономической группировки государств Центральной и Юго-Восточной Европы во главе с СССР. В 1995 г. в ее столице был подписан Варшавский договор, подводивший международно-правовую основу под сложившийся к тому времени советский военно-политический блок в Европе, противостоящий НАТО и ремилитаризованной ФРГ.

Польское руководство было автором ряда предложений, направленных на смягчение международной напряженности в Европе. В 1957 г. ею был выдвинут план создания безъядерной зоны в Европе, вошедший в историю дипломатии под названием “плана Рапацкого”. Варшава была одним из инициаторов проведения Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки в 1975 г., активным участником Хельсинского процесса. Польские войска включались в состав миротворческих сил на Ближнем Востоке.

Распад советского блока вернул Польше всю полноту суверенитета и поставил ее политические элиты перед необходимостью поиска новых путей обеспечения национальной безопасности. В начале 90-х гг. они склонялись к идее создания региональных союзов. Вначале это была идея объединения совместно с Венгрией, Чехословакией, Австрией и Югославией (так называемого пентакона). Однако распад Югославии и начавшиеся там межнациональные войны помешали ее реализации. Польша принимала самое активное участие в создании в начале 90-х гг. таких субрегиональных структур, как “Вышеградская группа” (совместно с Венгрией и Чехо-Словакией), Совет государств Балтийского моря, Центрально-европейская зона свободной торговли (ЦЕФТА). Она полностью поддержала объединение Германии.

В первой половине 90-х гг. приоритетной внешнеполитической целью основных политических сил страны стало участие в Европейском союзе и в НАТО, т.е. интеграция в уже существующие западноевропейские структуры партнерства и безопасности при ослаблении интереса к центрально-европейским союзам, а также поддержание дружественных отношений со всеми странами, прежде всего соседними, отказ от любых территориальных притязаний. Настойчивые усилия Варшавы по приему в Северо-Атлантический союз, несмотря на противодействие России, дали свои результаты. В конце 1997 г. в Мадриде всеми членами НАТО было принято единогласное решение о начале процедуры приема Польши в этот блок с условием, что на ее территории не будет размещаться ядерное оружие.

Польша является полноправным членом или тесно сотрудничает со многими влиятельными международными экономическими и политическими организациями регионального и глобального характера. Среди них: Совет Европы, Европейский союз, Западноевропейский союз, Совет североатлантического сотрудничества, Всемирная торговая организация, Организация экономического и социального развития и др.



В 2016 году исполняется 35 лет с того дня, когда в Польше было введено военное положение. Ответственность за эти действия взял на себя руководитель страны – генерал Войцех Ярузельский.

В социалистической Польше руководящая роль принадлежала Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), но в 80-е годы её политическое влияние начало стремительно падать. И способствовало этому оппозиционное антикоммунистическое профсоюзное движение «Солидарность», деятельность которого в стране становилось все ощутимей.

Военное положение многие поляки называли периодом диктатуры. Но в то же время они считали, что Ярузельский сделал единственно правильный выбор, ведь его решение смогло предотвратить гражданское неповиновение, которое обязательно бы закончилось пролитием не только польской, но и русской крови.

События, предшествующие введению военного положения в Польше

Среди социалистических стран Польша никогда не была самой лояльной к коммунистическому режиму. После Второй мировой войны здесь не раз случались общественно-политические кризисы, из которых правительству все же удавалось выводить страну с надеждой на оздоровление общества. Но в 80-е годы обстановка в Польше накалилась до предела: накопился огромный внешний долг, возникли проблемы с продовольствием и предметами первой необходимости, произошло очередное повышение цен на продукты, по стране распространились слухи о коррупции среди представителей высшей власти. Все это привело к созданию в Польше в 1980 году независимого профсоюзного объединения, которое вскоре превратилось в общественно-политическое движение, оппозиционное правящей партии ПОРП. Во главе движения «Солидарность» стоял электрик с гданьской верфи Лех Валенса, вокруг которого и стали группироваться оппозиционные силы. Всего за несколько месяцев крупные польские города имели отделения «Солидарности». Сначала эта организация выдвигала только экономические требования, но затем были потребованы и политические свободы.

В 1980 году положение в стране ухудшилось: с поста генерального секретаря ПОРП ушел Эдвард Герек, Польшу сотрясали забастовки и стачки. В марте 1981 года в стране произошла самая крупная забастовка, участие в которой приняло около миллиона поляков. В октябре 1981 года руководство страной принял генерал Войцех Ярузельский, который сосредоточил всю власть в своих руках. В это же время началась новая волна акций протеста и забастовок. Власть пыталась договориться с оппозицией и провести консультации по политическим и экономическим проблемам, но вскоре стало понятно, что достичь национального согласия не получится. 17 декабря 1981 года «Солидарность» запланировала проведение общенациональной забастовки, генеральная репетиция которой состоялась 11 декабря. В это время на улицах польских городов бастовало тысячи людей.

Руководство страны оказалось перед нелегким выбором: или идти на компромисс с оппозицией, или же применить силовой вариант. А еще польское руководство понимало, что Советский Союз всерьез обеспокоен ситуацией в Польше и, чтобы не допустить развала социалистической системы, он может применить вариант с введением советских войск в страну, а это приведет к широкомасштабным боевым действиям и закончится кровопролитием. Но к счастью поляки смогли справиться сами, и введения советских войск удалось избежать. В это непростое время в Польше нашелся человек, который смог взять на себя ответственность за события, происходящие в стране. И это был генерал Войцех Ярузельский.

Военное положение в Польше в 1981-1983 годах

Все началось в полночь с 12 на 13 декабря 1981 года. Выглянув в окно с утра в воскресенье, поляки были в недоумении – на улицах их городов стояли танки, бронемашины и вооруженные автоматами солдаты, телефонная связь по всей стране была отключена, закрыты аэропорты, в витринах газетных киосков можно было видеть только две проправительственные газеты – «Трибуна люду» и «Жолнеж вольности». Для того чтобы держать ситуацию в стране под контролем, в городах и на крупных предприятиях были назначены более 2 тысяч военных комиссаров. Утром 13 декабря по телевизору к нации обратился глава государства, который строгим голосом сообщал полякам о введении в стране военного положения и о переходе власти к Военному Совету национального спасения.

Буквально в первые часы с момента введения военного положения было арестовано около 3 тысячи активистов «Солидарности» – Валенса, Гвязда, Куронь, Яворский и многие другие. Всего же в Польше за время действия военного положения было интернировано около 10000 человек.

Основными оплотами оппозиции считались судоверфи Гданьска и Щецина, Краковский и Катовицкий металлургические комбинаты, Люблинский автомобильный завод. Именно они первыми были взяты под контроль правительственными силами. Ожесточенное сопротивление властям оказали польские шахтеры, и при его подавлении жертв не удалось избежать — на одной из шахт погибло 9 человек. Это были первые жертвы, всего же за 1,5 года военного положения погибло более сотни польских граждан.

К концу декабря 1981 года были подавлены все антиправительственные выступления. И в 1982 году «Солидарность» вынуждена была перейти к подпольной деятельности, также широко применялись пассивные методы общественного неповиновения.

31 августа 1982 года десятки польских городов охватила протестная акция, кое-где сопровождающаяся уличными боями. Осенью 1982 года проходили манифестации в Варшаве, Гданьске и Кракове. Но в целом активность протестующих пошла на спад, и правительство постепенно стало снижать действие военного режима. В ноябре этого же года был выпущен на свободу лидер «Солидарности» Лех Валенса, а через полгода – 22 июля 1983 года было отменено военное положение.

Оценки событий

Даже спустя 35 лет после введения военного положения польское общество неоднозначно относится к тем трагическим событиям. Одни считают, что это спасло Польшу от гражданской войны, другие уверены, что военное положение продлило агонию коммунистического режима еще почти на 10 лет. Но можно сказать с уверенностью, что именно в те сложные времена родилась польская демократия.

Польскому кризису начала 1980-х годов предшествовали неоднократно вспыхивавшие в течение 1970-х годов в Польше волнения, связанные с массовыми забастовками польских рабочих (1970, 1976 гг.). Каждый раз они были спровоцированы объявлением правительством Польской Народной Республики резкого повышения цен на некоторые товары широкого потребления.

Военное положение в Польше (13 декабря 1981 г. – 22 июля 1983 г.; польск. Stan wojenny w Polsce 1981-1983) стало периодом диктатуры, которую объявил генерал Войцех Ярузельский, боровшийся с оппозицией, которую представляла правая профсоюзная организация «Солидарность».

Оценки событий той эпохи сильно различаются как в самой Польше, так и за её пределами. В ходе военного положения в стране проходили репрессии. Но в целом масштаб репрессий, равно как и реакция самой оппозиции в этот период, носили умеренный и даже несколько приглушённый характер, учитывая назревающий потребительский кризис в стране. Ключевую роль в предотвращении эскалации конфликта с обеих сторон сыграла Католическая церковь Польши.

Прозападные брожения в польской профсоюзной среде стали ощущаться всё острее, особенно в условиях надвигающегося потребительского кризиса. Генерал Войцех Ярузельский, на тот момент 1-й секретарь ПОРП, глава правительства и министр обороны, понимал что основная дестабилизационная угроза исходит от организации «Солидарность» (с 1980 г.), которая пользовалась поддержкой у населения. Утром 12 декабря 1981 г. Войцех Ярузельский позвонил руководству СССР и произнёс следующее: «…в ночь с 12 на 13 декабря с.г. на всей территории ПНР будет введено военное положение. Всю ответственность за этот шаг я возлагаю на себя…».

В ночь с 12 на 13 декабря 1981 г. по всей Польше отключили телефонную связь. В результате лидеры оппозиционного антикоммунистического движения «Солидарность» моментально оказались изолированы. На улицах появились танки и бронетранспортёры. По телевидению транслировалось заявление генерала Войцеха Ярузельского о том что «надо связать руки авантюристам, прежде чем они столкнут Отчизну в пучину братоубийственной войны». Генерал также объявил о создании Военного совета национального спасения.

Сам генерал Войцех Ярузельский часто указывал на то что объявление военного положения в стране было «меньшим из зол», так как в противном случае стране угрожал ввод советских войск.

В результате данной акции местные профсоюзные комитеты «Солидарности» были значительно ослаблены, а многие лидеры запуганы. Но в целом «Солидарность» по-прежнему продолжала действовать под руководством Леха Валенсы, избравшего на время политику непротивления, хорошо знакомую полякам со времён раздела страны. Ярким проявлением продолжающейся подпольной деятельности даже в это время было систематическое издание периодических изданий, листовок и бюллетеней. Издателей тайно поддерживала Католическая церковь, сохранившая сильную позицию в польском обществе.

17 июля 1986 г. правительством Польши был принят закон о амнистии, в период до 21 февраля 1987 г. им воспользовались 1200 участников антиправительственных выступлений (из которых более 200 отбывали наказание в местах заключения).

Сразу после введения военного положения США ввели экономические санкции в отношении Польши и СССР. В следующем, 1982 г. Польша, после ввдения в отношении нее «поправки Джэксона – Вэника», была лишена статуса наибольшего благоприятствования в торговле, а ее заявка на вступление в Международный валютный фонд была заблокирована. Амнистия 1984 года, олнако, открыла дверь нормализации экономических отношений между двумя странами. 20 февраля 1987 г. Президент США Р. Рейган объявил об отмене оставшихся санкций и восстановлении режима нормальной торговли.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.