Придомовое освещение многоквартирного дома. Какие существуют нормы освещенности на территориях дворов. Виды ламп наружного освещения и преимущества светодиодных светильников

Освещение двора частного дома является важнейшим элементом не только красивого дизайна, но и безопасности. Этой красотой можно любоваться вечно, даже в ночное время. Грамотно организованная система освещения дает возможность отлично ориентироваться на садовой территории ночью и перемешаться по ней совершенно безопасно. Обычно дачники обустраивают декоративную подсветку цветников, садовых ступенек и деревьев таким образом, что получается участок с индивидуальной атмосферой.

Виды уличных светильников

Различают следующие разновидности уличного освещения:

  1. утилитарное;
  2. декоративное.

Утилитарное освещение позволяет максимально безопасно передвигаться по садовому участку и около него ночью. Если вы хотите обустроить комфортное и безопасное освещение двора, то можете всего лишь осветить крыльцо постройки, подъезда к гаражу либо территории, предназначенной для парковки транспортного средства.

Если речь зашла о наиболее простом и в то же время доступном по цене освещении сада, можно равномерно установить осветительные приборы только возле дорожек. Такой метод позволит подсветить небольшой сад.

Для обустройства функционального освещения можно использовать обычную лампу накаливания или энергосберегающие осветительные приборы – вариантов множество. В основном используются обыкновенные светильники-торшеры, которые можно устанавливать в вертикальном положении. Особым спросом пользуются светильники-торшеры в стилистическом направлении хай-тек, однако можно встретить и дизайн-проекты с техникой в стиле ретро.

  1. Сферические осветительные приборы.

Благодаря своей органической форме в виде сферы из карбоната, которая состоит из лампы низкой мощности, они могут создать неяркий свет и декорировать участок.


  1. Светильники на солнечных батареях.

В дневное время такие светильники заряжаются, а ночью они обеспечивают несильное освещение больших территорий на даче. Такие светильники очень мобильны и не нуждаются в подключении к сети электропередач. Их можно легко убрать на зимний период либо перемещать летом в разные уголки дачного участка для подсвечивания разнообразных объектов, таким образом, удастся все время менять дизайн и атмосферу сада в ночное время.

Чтобы грамотно подобрать светильники для сада, вы можете воспользоваться простым правилом. При многоликом ландшафтном дизайне, где преобладают разнообразные цветники, патио и иные декоративные элементы, рекомендуется выбирать светильники с лаконичными формами либо применять скрытый тип подсветки. А если ландшафтный дизайн простой, то вы можете воспользоваться ретро-светильниками, светильниками необыкновенных форм, разных цветов.

  1. Встроенные осветительные приборы.

На сегодняшний день особым спросом пользуются встроенные модели светильников, которые можно использовать как для подсветки садового участка, так и для внутреннего интерьера. Они незаменимы для установки в основание ступеней, альпийских горок, фонтанов и иных ландшафтных элементов.


Когда темнеет, даже очень изящный сад может потерять свой индивидуальный облик. Цветники вместе с садовыми скульптурами, водоемами и фонтанчиками сливаются в темноте. Правильно создать свет в заднем дворе либо саду – это уникальная возможность преображения изысканной красоты природы и создания неповторимого ночного образа сада. Вы можете придать своему участку как таинственный образ, так и вид, переполненный драматизмом.

Необыкновенный декоративный эффект вы можете получить, если подсветить растения. Тут достаточно воспользоваться мини-прожекторами, которые можно установить на землю.

  1. Освещение без применения осветительных приборов

Все чаще сегодня пытаются использовать светодиодное освещение двора, позволяющее получить скрытую подсветку, где не использовались бы светильники, прожекторы и лампы. Тут для опоры светодиодной низковольтной лампы вы можете использовать различные камешки, веточки либо конструкции построек. Светодиоды можно спрятать в кроне дерева или кустарника, расположить в цветнике, получая множество способов преображения внешнего вида участка ночью.

Наружное освещение сада

Для того чтобы своими руками установить наружное освещение, подготавливаем все необходимое:

  • Осветительные приборы – это могут быть разнообразные светильники или фонари.
  • Контрольная техника, которая необходима для автоматизации освещения на улице.
  • Коммуникационные системы. К данной категории можно отнести разнообразные кабели вместе с трубами, клеммами, стяжками и многим другим, что понадобится во время монтажных работ.

Декоративное освещение различных ландшафтных элементов

Рассмотрим этапы установки своими руками осветительных приборов во дворе:

  1. Проектирование

Вначале создаем схему и разбиваем все светильники на категории, к примеру, техника для освещения дорожек на приусадебном участке – это одна категория, а подсветка крыльца ― другая.

  1. Подготовительный этап

Затем начинаем подбирать место для монтажа техники, в котором выкапываем углубления. Они и будут служить в качестве опалубки для дальнейшей заливки основания. Все углубления соединяем не очень-то глубокими траншеями. Потом от самого крайнего углубления для осветительных приборов нужно проложить траншею к постройке для того, чтобы монтировать проводки в электрощит.

  1. Прокладывание коммуникации

Затем переходим к прокладыванию электрокабелей. В углубление засыпаем песок и укладываем провода, которые заранее оборачивает рукавом. Все группы устройств подключаем с помощью отдельных кабелей. Кабели тоже нужно засыпать песочным слоем толщиной 100 мм, а потом положить одним слоем кирпичи. Кирпич часто заменяют щебнем. В тех участках, в которых намереваетесь установить осветительные приборы, выводим провода петлей наружу. Потом заливаем углублением бетонным раствором, а канаву засыпаем вырытым грунтом.


  1. Монтаж осветительных приборов

Вначале разбираем светильник: отделяем его от установочных деталей. Потом складываем кабель в петлю и разрезаем его, зачищаем концы и проделываем через деталь монтаж. Потом пятку крепим к основанию: сверлим дырки в бетонной основе и пятку прибиваем дюбелем. После монтажных работ подключаем осветительный прибор к проводкам и устанавливаем его на пятку.

Важный момент: помните о необходимости заземления. Если заземления нет, то, вероятнее всего, на этом участке может ударить током. Поэтому все уличные провода нужно прокладывать трехжильным кабелем. Такая частичная мера необходима также, чтобы избежать выхода из строя техники.

Когда на улице начинает темнеть, появляется чувство дискомфорта. Неосвещенные места грозят опасностью. Можно оступиться, наткнуться на препятствие или получить травму. В темноте увеличивается риск быть подверженным нападению или краже. Поэтому существует необходимость в уличном освещении в темное время суток. Но нередко мы сталкиваемся с тем, что во дворе или на улице не горят фонари или вовсе отсутствуют. Особенно это часто случается в районах новостроек или жилых комплексов, многоквартирных построек спальных районов.

Уличное освещение на столбах — кто обслуживает? Что делать, если вблизи жилых домов нет освещения? Куда обращаться или куда звонить в этом случае? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Сфера деятельности службы, занимающейся наружным освещением

Служба уличного освещения выполняет техническое обслуживание, содержание и ремонт конструкций, а именно:

  • профилактика и уход за конструкциями;
  • смена ламп, контроль исправности оборудования и электросетей;
  • осмотр распределительных устройств и регулярная чистка;
  • осмотр устройств телемеханического управления, установок уличного освещения с проверкой всех элементов конструкций;
  • очистка рефлекторов, отражателей. Мелкий ремонт контактных соединений и крепежей;
  • покраска металлических поверхностей приборов с учетом того, что заниматься реставрацией покрытий необходимо 1 раз в 3 года;
  • текущий ремонт с комплексом мероприятий;
  • капитальные ремонтные работы.

В случае ручного управления системы освещения составляются графики по включению и отключению приборов.

Порядок действий для решения проблем уличного освещения

Контролировать освещение улиц положено государственным и муниципальным органам исполнительной власти. Они уполномочены заключать договоры с организациями, обслуживающими уличные осветительные приборы. Для начала нужно обратиться в местное управление для выяснения основных пунктов:

  • информация о заказчике, заключившем договор обслуживания освещения;
  • в федеральном или муниципальном ведении находится конкретная территория обслуживания освещения;
  • в ведении какой организации находится обеспечение освещения той улицы, о которой идет речь.

Обращение лучше предоставить в письменном виде с указанием территории с отсутствующим освещением и просьбой устранить проблему.

Получив необходимые сведения, нужно составить две жалобы: в адрес заказчика и обслуживающей организации. И только в том случае, если меры не будут приняты по истечении 30-дневного срока, обратиться в вышестоящий орган власти. Подробнее об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и системе освещения городов можно прочитать в ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

Допустимое количество неработающих уличных светильников, согласно правилам санитарного содержания, составляет не более 10% в подземном переходе и 5% — в освещении придомовой территории.

Если нет света во дворе дома, отвечает за уличное освещение, его исправность и наличие управляющая компания. Для начала необходимо составить акт, в котором изложить все известные сведения о факте отсутствия освещения: адрес, номер дома, дата и подписи соседей или старшего по дому с указанием его телефона и других данных. Акт требуется составить в двух экземплярах, чтобы получить на своем экземпляре отметку о дате и ответственном лице, получившем документ.

По возможности дополнить свое требование об устранении проблемы фотографиями территории, на которой отсутствует необходимое освещение или оно не соответствует нормам освещенности. Согласно ст. 314 ГК РФ, уполномоченный представитель компании в течение 7 рабочих дней должен будет проверить изложенные в акте-заявке данные, ответить на вопрос об устранении поломки прибора или возможности замены или установки, если такового нет вообще.

При игнорировании управляющей компанией ваших требований появятся основания для перерасчета размеров оплаты за содержание дома и обращения с жалобой в администрацию муниципального образования либо в прокуратуру. Лучше, если обращение будет коллективным, включающим подписи всех совершеннолетних жителей дома или домов, стоящих на неосвещенной территории. Если через 30 дней ответ не будет получен, а освещением никто не займется, то можно подавать документы в суд.

Освещение в деревнях и сельских поселениях

В условиях сельской жизни почти всегда остро стоит вопрос освещенности территории. Даже если и есть достаточное количество приборов, то, как правило, они не зажигаются в темное время суток или включаются лишь на несколько часов. СНиП 23-05-95 регламентирует нормы освещения деревенских площадей, согласно которым освещаемой должно быть как минимум 8/10 территории. Исключение составляют только совсем маленькие поселения, где нормативом устанавливается наличие двух уличных фонарей: на въезде и выезде.

Финансирование сельской местности обеспечивает Федеральная казна. Деньги распределяются администрацией, которая и принимает решение об установке и порядке функционирования освещения. Местный муниципалитет согласно Закону №131-ФЗ отвечает за обслуживание и обеспечение освещения.

Однако денег всегда не хватает, платить отделениям энергосбыта за ремонтные или другие технические работы нечем. Поэтому на сегодняшний день проблема освещения в сельской местности по-прежнему не решена, впрочем, как и многие другие вопросы развития деревень и сельского хозяйства в целом.

Нормы освещения уличных территорий

Для обеспечения должного уровня освещенности существуют нормы СНиП, определяющие нормативы для улиц, дорог и других внешних территорий, и инструкция проектирования наружного освещения населённых пунктов.

Условно территории поселений разделяются на 3 типа:

Показатели усредненного уровня освещенности зависят от интенсивности движения:

  • придомовые территории должны иметь освещенность от 4 люксов;
  • площади, дороги, улицы с проходимостью до 500 человек в час — норма освещенности составляет 6 люксов;
  • от 500 – 8 люксов;
  • от 550 до 1000 — не менее 10 люксов;
  • улицы районного значения и магистрали с интенсивностью движения от 1000 человек требуют 15 люксов;
  • при прохождении 3000 человек и более должен быть обеспечен световой поток в 20 люксов;
  • мосты, развязки, дорожные эстакады и городские площади по нормативам требуют освещенность уровня 20 или 25 люксов.

Виды столбов и правила их установки

Для обеспечения достаточным уровнем света максимальной площади необходимо устанавливать светильники на определенную высоту. Для этого используются специальные опоры – столбы, которые изготавливаются из различных материалов:

  • Дерево. Для осветительных приборов используется древесина хвойных пород. Такие столбы недороги, имеют небольшой вес и просто устанавливаются. Кроме того, они достаточно безопасны в чрезвычайных обстоятельствах. К минусам относится их недолговечность, они требуют специальной обработки против гниения и не отличаются хорошим внешним видом.

  • Бетон. Опоры имеют невысокую стоимость. Они просты в эксплуатации и достаточно долговечны. Минусы конструкций – грубый внешний вид и боязнь близости прохождения грунтовых вод.
  • Железобетон. Столбы этого вида долговечны, не чувствительны к коррозии, недороги. Недостатки: высокая стоимость установки и обслуживания в процессе эксплуатации. Внешний вид такой же, как и у бетонных опор.
  • Металл (сталь или алюминий). Такие опоры долговечны, прочны, устойчивы и достаточно декоративны. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и необходимость периодической окраски.

При установке столбов для осветительных приборов необходимо уделить должное внимание фундаменту. При газонной установке глубина должна составлять не менее 80 см. При прочих видах монтажа столбов погружение в землю необходимо производить на глубину 160 см.

К прочим требованиям относятся следующие нормы:

  • расстояние между опорами — не менее 60 см;
  • выстраивание столбов в один ряд;
  • выстраивание в два ряда с прямоугольным или шахматным порядком.

Удаленность приборов от бордюра дороги зависит от интенсивности движения:

  • дороги, по которым не ездит грузовой транспорт – 0,3 м;
  • второстепенные дороги – 0,6 м;
  • магистрали – 1 м.

Виды ламп наружного освещения и преимущества светодиодных светильников

В уличном освещении используются различные лампы:

  • ртутные;
  • натриевые;
  • металлогалогенные лампы;
  • светодиодные.

В последние годы все больше улиц городов заполняются фонарями на светодиодах. Ряд неоспоримых преимуществ светильников данного типа позволяет закрывать глаза рачительных и мудрых чиновников на достаточно высокую стоимость. Отличительными чертами светодиодных уличных приборов являются:

  • долговечность;
  • прочность;
  • высокая устойчивость к вибрации, влажности, перепадам температуры, пыли;
  • экономичность;
  • излучение ровного и яркого света, не ослепляющего водителей и пешеходов.

Неоспорима важность и необходимость уличного освещения на столбах: для безопасности дорожного движения, для удобства пешеходов, для ощущения защищенности и комфорта в темное время суток.

Идя вечером по темным переулкам, невольно задаешься вопросом, не скрывается ли где-то в тени элементарный хулиган? Кто обязан обеспечивать наших детей и нас – налогоплательщиков, самым необходимым – электрическим светом? Есть ли, в конце концов, какой-то закон или нормативный акт, обязывающий ту же самую энергосберегающую компанию отслеживать состояние тех же фонарей на территории населенного пункта?

Ну не работает один фонарь или работает, но свет тусклый это еще полбеды, а если во дворе дома вообще нет фонарей, а есть только несколько электрических лампочек над подъездами и положения они не спасают? Можно обратиться к главному по дому, так сказать, к управдому. Возможно, он что-то когда-то и решит, хотя это в его обязанности не входит. Все-таки хочется твердо знать кто же будет отвечать за работу фонарей, лампочек и прочих осветительных приборов на улицах вообще и во дворах в частности?


В этой статье:

В чём проблема?

Для начала нужно определиться с возникшей проблемой:

  1. Необходима замена лампочки.
  2. Освещение слабое или есть необходимость в дополнительном свете.
  3. Нет света вообще.

В случае если лампочка визуально повреждена или просто не работает нужно обратиться сначала к диспетчеру ЖКХ, который должен предпринять необходимые действия. Контактные телефоны предоставлены на сайте данной организации, а в некоторых домах висят на стенах около почтовых ящиков.

Обращаемся в администрацию

Если реакции не последовало, тогда надо обращаться непосредственно в Администрацию города, так как у нее заключен договор с электросетями, обслуживающими каждый район. Они примут меры, связавшись с энергокомпанией, которая должна будет оценить состояние осветительного прибора и осуществить конкретный ремонт. Обращение в виде жалобы коллективной или частной за подписями осуществляется в виде обычного заявления в произвольной форме и подается в местную Администрацию определенного органа муниципального образования.

В тексте обращения важно указать следующие вопросы к местной администрации:

  • Какая организация отвечает за обслуживание осветительных приборов на территории
  • Как наименование заказчика по договору с этой организацией
  • Кто является ответственным за поддержание освещения на нужном уровне.

По вопросу недостаточного уличного освещения следует обратиться в Управляющую Компанию, написав заявление в индивидуальном или коллективном порядке по тому же шаблону. Главное - написать полностью Ф. И. О. каждого заявителя, роспись и адрес его проживания. Важно понимать, что Управляющая Компания несет непосредственную ответственность за жизнь и здоровье горожан и указать ей на недоработки должны именно мы, так как у нас в этом прямая заинтересованность.

В ситуации полного отсутствия света в вашем дворе необходимо обратиться в местную администрацию, руководствуясь Федеральным Законом от 06.10.2003 года No131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязывающем органы местного самоуправления организовывать уличное освещение должным образом. Что также регулируется ГОСТом по порядку организации освещения, где прописаны все нормативы. После составления и отправки заявления ответ должен прийти от семи рабочих дней до месяца.

Также, чтобы понимать суть проблемы, здесь представлены строительные нормы и правила.

Освещение объектов архитектуры и памятников культуры является обязательной мерой при организации осветительной системы улиц.

Подсветка главных и второстепенных дорог производится с учетом типа дорожного покрытия и его светоотражающих свойств.

Каждая улица предусматривает определенную степень горизонтальной освещенности. Например:

  • для широких дорог этот параметр соответствует 20 л к,
  • автодороги районного значения освещаются в пределах 15 л к,
  • для улиц местного значения достаточно 4-6лк.

В случае если вы получили отказ, можно обратится с жалобой в местную организацию, отвечающую за обслуживание освещения на улице. Очень часто отказы аргументируются недостаточным финансированием, но светлее от этих объяснений не становится.

Следующим вашим шагом может быть обращение в суд или прокуратуру по месту жительства. Желательно предоставить фото территории, на которой отсутствует свет и письменный (или в цифровом формате) отказ Администрации, отвечающий за уличное освещение.

Кто несет ответственность за уличное освещение в поселках и деревнях?

Как правило, в бюджете поселков и деревень не всегда должным образом профинансировано освещение улиц. Установить фонари вдоль каждой дороги задача дорогостоящая и часто откладывающаяся в долгий ящик. Ежегодно формируется план по оснащению улиц фонарями и местная Администрация его рассматривает сообразно бюджету. Обязательным является установка фонарей на перекрестках дорог, где опасность аварии наиболее вероятна, рядом с административными и учебными зданиями.

За техническое обслуживание отвечает районный отдел Энергосбыта, но контроль за надлежащим исполнением своих обязанностей лежит на местном муниципалитете. Правильнее будет обратиться туда в устной форме, просто позвонив по телефону или письменно, оформив ту же жалобу.

Итог

Резюмируя все вышесказанное делаем один простой вывод — за освещенность на улицах наших городов и поселков несет Администрация и именно с нее и должен быть спрос за отсутствие или недостаточную освещенность улиц.

Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».

За чей счет должно производиться?

В соответствии с Жилищным кодексом все расходы на содержание общего имущества дома делятся между собственниками пропорционально площади их квартир, а так как придомовая территория относится к совместному имуществу, то и оплата за уличный свет ложится на плечи собственников. Расходы на уличное освещение высчитываются по общедомовому счетчику и ежемесячно включаются в квитанции жильцов дома.

Справка! Если документально не подтверждена принадлежность территории вокруг дома к общему имуществу, включение подобной строки расходов в квитанции на оплату неправомерно и может послужить началом судебных разбирательств.

Возвращаться домой в темное время суток куда приятнее и безопаснее по освещенному двору, нежели добираться до собственной квартиры в потемках, вздрагивая от каждого шороха. Отсутствие света во дворе является поводом для обращения в управляющую компанию или администрацию.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.