Развитие фонематических процессов Учитель-логопед Зотеева О.С. Закономерности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни), параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Овладение звуковым строем родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях. Ребёнок усваивает артикуляцию (т.е. движения и позиции речевых органов, нужные для произнесения звуков) и одновременно с этим - систему дифференциальных признаков, необходимых для их различения.

Восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта и в дошкольном возрасте обычно приобретает законченный характер.

Овладевая языком, ребёнок во всём многообразии звуков, доносящихся до него в речи должен суметь услышать основные звуки родного языка. Как и в любой другой сфере восприятия, ребёнок должен уловить некоторое основное константное качество воспринимаемого объекта независимо от его второстепенных непостоянных свойств.

Этот процесс совершается с помощью высших корковых отделов акустического восприятия, составляющих своеобразие человеческой психики в отличие от элементарного слуха, имеющегося у животных.

Таким образом, формирование звуковой стороны речи зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике. Формирование звуковой стороны речи происходит в течение первых 4-5 лет жизни ребёнка.

Эти реакции носят рефлекторный характер и вызываются сильными органическими ощущениями отрицательного порядка: голод, боль и другие. Характерной чертой крика является то, что звуковой поток крика невозможно разбить на отдельные составляющие его элементы.

Стадия крика имеет большое значение для установления координации дыхательного и голосового аппаратов, она готовит почву для последующего развития интонации, для активизации артикуляционного аппарата.

К концу второго месяца у ребёнка начинают появляться отдельные несложные сочетания звуков - это стадия гуления, которая позже переходит в стадию лепета.

Гуление отличается от крика большим фонетическим разнообразием. Что касается сроков появления лепета, то здесь существуют различные мнения: одни авторы считают, что он появляется в конце второго - начале третьего месяца жизни, другие - в начале шестого месяца.

Такая разница объясняется трудностью нахождения реальной границы, которая отделяла бы лепет от предшествующего ему периода гуления. Эти два доречевых периода в переходной их стадии переплетаются так, что граница между ними оказывается стёртой.

Такие же неясные очертания границы можно наблюдать и при переходе от лепета к собственной речи: наряду с уже появившимися словами у ребёнка в течение известного периода времени отмечаются звукосочетания, не имеющие связи с предметами и явлениями окружающего мира.

Уже в самом лепете можно уловить множество звуков, которые сходны со звуками, произносимыми взрослыми людьми. При этом издаваемые звуки в начальной стадии лепета часто носят несколько расплывчатый характер.

В стадии лепета, продолжающегося примерно до начала второго года, ребёнок уже в состоянии дифференцировать в произношении значительное количество звуков, входящих в разные фонетические группы:

1) сонорные от шумных (ба-ма);

2) звонкие от глухих (ба-па)

3) фрикативные от взрывных (ба-ва);

4) мягкие от твёрдых (ма-мя);

5) губные от переднеязычных и заднеязычных (па-та-ка).

Звуки лепета постепенно приобретают акустико-артикуляторную определенность [Бельтюков В.И., 1977; Носиков С.М., 1985; Салахова А.Д., 1973; Усанова О.Н., 1970 и др. Значение периодов (крик - лепет) состоит в том, что в процессе произнесения звуков совершенствуется слуховое восприятие и артикуляционный аппарат ребёнка.

После стадии лепета, как указывает В.А. Богородицкий, ребёнок овладевает, прежде всего, тремя крайними по артикуляции из гласных звуками: а, и, у. Далее идёт постепенная дифференциация от этих звуков средних по артикуляции гласных. Н.Х.Швачкин обращает внимание на особую трудность различения в произношении гласных: О-У и Э-И. Позже всех из гласных появляется в произношении звук «Ы». Трудности, связанные с различением гласных в произношении, совпадают с трудностями дифференциации этих звуков с помощью слуха.

После стадии лепета раньше всего в детских словах происходит различение сонорных (носовых) и шумных согласных (мама - папа, баба; няня - тётя, дядя).

Первой наиболее грубой дифференцировкой в активной речевой деятельности ребёнка является противопоставление надставных труб (ротовой и носовой), лежащих в основе различения согласных (носовых, назальных и ротовых). Второй дифференцировкой согласных является противопоставление звуков отличающихся по признакам звонкости и глухости (папа - баба; тётя - дядя).

Третий этап становления детской речи характеризуется различением в произношении взрывных и фрикативных согласных. Противопоставление согласных по признакам взрывности и фрикативности является более тонкой дифференцировкой, появляющейся в речи ребёнка.

На четвёртом этапе, в ходе дальнейшего развития детской речи, происходит различение твёрдых и мягких согласных, при этом мягкие согласные появляются раньше, чем твёрдые.

На пятом этапе становления речи ребёнок начинает различать в произношении свистящие и шипящие согласные. Различение этих согласных наступает сравнительно поздно: на третьем, а иногда четвёртом году жизни. Шипящие согласные в большинстве случаев появляются в речи позднее, чем свистящие согласные.

В последнюю очередь у ребёнка в произношении появляются такие звуки, как: Л, Р.

Помимо различения в сроках появления в речи, различен и сам характер усвоения ребёнком простых и сложных по артикуляции звуков. Так, если артикуляторно простые звуки усваиваются сразу в окончательном виде и в случаях нормального хода речевого развития практически никогда не подвергаются искажениям, то с артикуляторно сложными звуками иначе. Артикуляция этих звуков (свистящих, шипящих, сонорных: р, л) усваиваются ребёнком не сразу в окончательном виде, а лишь постепенно, проходя в своём становлении как бы несколько этапов. Сначала вместо этих звуков ребёнок употребляет более простые звуки-заменители, артикуляция которых, постепенно усложняясь, все более приближается к нужной артикуляции. Например, ш: т", с", с - ш («тюба», «сюба», «суба», «шуба»).

По данным Л.Г. Парамоновой , процесс становления звукопроизношения заканчивается к 5-6 летнему возрасту, когда ребёнок правильно может произносить все звуки речи.

Ведущие исследователи детской речи при выявлении последовательности усвоения звуков речи выявили определенную закономерность: усвоение того или иного звука происходит путем постепенного перехода от более легкого артикуляционного уклада к более трудному. Основой становления звуковой стороны речи является взаимосвязь артикуляции и слуха.

Для подробного изучения проблемы, связанной с развитием фонетико - фонематической стороны речи, нам нужно рассмотреть развитие фонематической системы в норме.

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Для того чтобы представить полную «картину» развития фонематической системы необходимо подробно изучить развитие фонематического восприятия в онтогенезе. Мы будем опираться на исследования таких учёных, как Н.Х. Швачкин и В.И. Бельтюков.

Н.Х. Швачкин в своём исследовании показал, что развитие фонематического восприятия охватывает возрастной период от одиннадцати месяцев до одного года и одиннадцати месяцев, при этом развитие слуховой дифференциации идёт в определённой последовательности. Последовательно усвоенные ребенком группы звуков Н.Х. Швачкин назвал фонематическими рядами. Он выделил двенадцать фонематических рядов.

На протяжении первого фонематического ряда прослеживается три этапа развития фонематического восприятия.

На первом этапе развития фонематического восприятия происходит различение наиболее грубо противопоставленных звуков: гласных и согласных, поскольку,

во-первых, гласные сонорнее согласных и благодаря этому воспринимаются лучше.

во-вторых, одни и те же гласные повторяются в речи взрослых чаще согласных. Внутри этих групп звуков наблюдается ещё широкая генерализация. Согласные звуки пока ещё вовсе не различаются, а гласные звуки различаются ребёнком не все сразу. На первом этапе, среди гласных выделяется наиболее фонетически мощный и легко артикулируемый звук «а», а ему противопоставляются все остальные гласные, которые между собой также не дифференцируются.

Далее происходит постепенная дифференциация остальных гласных. На втором этапе наступает различение: и - у, э - о, и - о, э - у. Важно отметить, что наиболее трудными для различения оказались следующие пары гласных: и - э, у - о, различение которых возникает позже всего, то есть на третьем этапе развития фонематического восприятия гласных.

Второй фонематический ряд. Ребёнок начинает различать в слове наличие или отсутствие согласного, как широко обобщённого звука. Например, отличает «ук» от «жук», где вместо «ж» может быть любой согласный звук. Это является предварительной ступенью к различению согласных между собой.

Третий фонематический ряд - следующий этап развития фонематического восприятия, на котором ребёнок начинает различать сонорные и артикулируемые шумные, не дифференцируя ещё согласных внутри этих групп. Характерная черта восприятия ребёнка заключается в том, что он выделяет из общего звукового потока речи взрослых определённую группу звуков и отличает её от остальных звуков речи. Это особенно ярко проявляется в процессе различения согласных. Из общей группы согласных ребёнок сначала выделяет сонорные. Он как бы делит всю звуковую группу согласных на две части: сонорные и не сонорные, т.е. шумные. Первичное выделение сонорных согласных объясняется тем, что из всех согласных они наиболее близки к гласным.

На этой ступени фонематического развития мы впервые встречаемся с влиянием артикуляции на фонематическое развитие речи. До сих пор слух играл ведущую роль в определении закономерностей фонематического - развития. С этого момента артикуляция начинает вносить свои коррективы в это развитие. Ребёнок, владеющий определёнными звуками, различит их скорее, чем дети, не владеющие данными звуками. Звуки, которыми ребёнок ещё не владеет, различаются им позже тех звуков, которые он произносит.

Четвёртый фонематический ряд наступает после того, как дифференцировались сонорные и артикулируемые шумные. На этом этапе фонематического развития происходит разделение всех согласных на твёрдые и мягкие. Здесь снова ярко обнаруживается взаимодействие слуха и артикуляции: со значительным опозданием фонематически различаются ребёнком в отношении твёрдости и мягкости те согласные, которые он в произношении различает позже. Н.Х. Швачкин считает, что различение твёрдых и мягких согласных характеризуется двумя причинами:

1. В русском языке обозначение твёрдости и мягкости имеет семантическое значение.

2. В русском языке часто чередуются твёрдые и мягкие согласные. На каждые два твёрдых согласных встречается один мягкий.

Пятый фонематический ряд. В данный период развития происходит различение между собой сонорных согласных. Сонорные согласные ребёнок разделяет на две группы: назальные, плавные и jot. В противопоставлении назальные - плавные ребёнок раньше выделяет назальные. Так как это наиболее легко артикулируемые звуки. Плавные сонорные, как правило, ребёнок на втором году жизни совсем не артикулирует. Таким образом, здесь ещё раз проявляется роль артикуляции в фонематическом развитии речи. Характерно, что назальные (м, м"; н, н") дифференцируются раньше, чем плавные сонорные (л, л"; р, р").

Шестой фонематический ряд характеризуется различением сонорных и неартикулируемых шумных. В процессе перехода к различению шумных согласных ребёнок успевает окончательно установить дифференциацию между сонорными и неартикулируемыми шумными. Неартикулируемыми шумными в данном случае являются не вполне адекватно произносимые придувные (з, ж, х). Отсутствие адекватной артикуляции придувных влияет на их отличие от сонорных.

Далее начинают дифференцироваться губные и язычные звуки - седьмой фонематический ряд. То есть, шумные разделяются, прежде всего, по признаку локализации; при этом начальная локализационная дифференциация примитивна. Ребёнок сначала различает только губные и язычные согласные. Дифференциация губных и язычных обусловлена, в первую очередь, артикуляционным моментом. Несовершенством артикуляции язычных придувных следует объяснить более позднее различение этих согласных.

Восьмой фонематический ряд - различение взрывных и щелевых звуков.

Девятый фонематический ряд - дифференциация переднеязычных и заднеязычных звуков. Различение переднеязычных и заднеязычных требует точной артикуляции этих согласных. Локализация языка удаётся ребёнку с трудом. Многие дети заменяют заднеязычные согласные переднеязычными и, наоборот. Несовершенство артикуляции и вместе с ней слуха приводит к более позднему различению этих согласных.

Десятый ряд - различение глухих и звонких согласных. Данное различение возникает относительно поздно. Это различение затруднено не только тем, что между этими звуками имеется очень тонкая акустическая нюансировка; близкое сходство артикуляции глухого и звонкого согласного также вводит ребёнка в заблуждение. Он должен не руководствоваться сходством артикуляции, а заострить своё слуховое восприятие звуков до различения тончайшей нюансировки, должен руководствоваться только слухом. Одиннадцатый ряд - дифференциация шипящих и свистящих согласных. Для различения этих звуков необходима очень тонкая дифференциация движений передней части языка и максимальное совершенство слуха.

Двенадцатый ряд - различение плавных сонорных и йот.

При сравнении рядов Н.Х. Швачкина с данными В.И. Бельтюкова можно увидеть много общего, но есть и ряд различий. В.И. Бельтюков считает, что вслед за дифференциацией шумных согласных наступает различение согласных по наличию или отсутствию голоса, а на последнем этапе происходит дифференциация шипящих и свистящих звуков.

«Последовательность различения звуков в процессе развития фонематического слуха находится в зависимости не только и даже не столько от акустических свойств звуков речи, сколько от самого хода их усвоения в произношении, то есть от возможностей развития речедвигательного анализатора» .

К концу второго года заканчивается формирование фонематического восприятия, но ребёнок пока ещё не слышит свою речь. Ребёнок начинает слышать своё неправильное произношение к концу третьего года.

Такова общая картина развития фонематического восприятия у детей раннего возраста.

В литературе вопрос о развитии у детей фонематического слуха, и его значении для усвоения звуков языка подробно освещался Р.Е. Левиной.

Р.Е. Левина на основе богатого опыта практической работы и изучения детей с разными недостатками речи пришла к заключению о важнейшем значении развития фонематического слуха для усвоения фонетической стороны речи: «Едва ли правильно думать, что усвоение произношения целиком подчинено возможностям речевой моторики ребёнка и возникает как механическое нанизывание звуков по степени доступности их произносительному аппарату. Акт произношения звуков в норме следует рассматривать скорее, как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука, его различия среди других звуков. Акустический образ фонемы возникает как обобщённый из различных «вариантов», которые реализуются в моторной формуле произношения звуков речи. Таким образом, произношение находится в тесной зависимости от акустического обобщения звука» .

Каждая единица в системе фонем языка характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твёрдость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далёких, не сходных между собой. Например, звуки к и з отличаются рядом признаков: способом, местом образования, участием голосовых складок. Если фонемы отличаются одним смыслоразличительным признаком, то тогда они являются близкими, оппозиционными. Например, звуки с и з отличаются одним признаком (с - глухой, з - звонкий). В языке выделяются целые группы оппозиционных фонем (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие и т.д.).

В словах условно можно выделить сочетание фонем, следующих друг за другом в определённой последовательности, которое связано с семантикой, смыслом. Изменение одной из фонем в слове (косы - козы) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла или разрушению его.

В.К. Орфинская ввела понятие фонематической системы, которую понимала, как систему, включающую процессы звукового анализа, синтеза, восприятия и представления.

В связи с этим В.К. Орфинская выделила следующие функции фонематической системы:

* смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла слова);

* cлухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);

* фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его фонемы.

Термином «фонематический анализ» определяют, как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По мнению В.К. Орфинской, эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Под термином «фонематический синтез» понимают умственные действия по обобщению частей звуковой структуры слова.

Термином «фонематическое восприятие» обозначают специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Под определением «фонематическое представление» понимают умственные действия по соотнесению ранее пережитых восприятий с конкретной фонемой.

Ребёнок может дифференцировать звуки речи тогда, когда у него имеется чёткий образ звука и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикуляторно, т.е. когда у ребёнка имеется представление об обобщённом звуке речи, о фонеме.

Известно, что звук в потоке речи и звук, произнесённый изолированно, не тождественны. Звук речи обладает определёнными физическими свойствами, определёнными признаками, значимыми для языка. Значимыми являются смыслоразличительные признаки звука, которые служат передаче значения слов, т.е. при изменении которых меняется и смысл слова. Например, глухость и звонкость: [коза и коса], твёрдость и мягкость: [был и бил]. Кроме того, один и тот же звук в потоке речи звучит по-разному в зависимости от положения в слове и от характера соседних звуков. Например, звук «с» звучит по-разному в словах: сад, усы, косынка, солнце. Но во всех случаях звук «с» остается глухим, неносовым, твёрдым, фрикативным, переднеязычным. И вот эти признаки звука и составляют фонему.

При выделении звука из речи, ребёнок должен во всём многообразии его звучания, изменяющемся в зависимости от положения звука в слове, уловить некоторое основное постоянное качество вариантов звука, независимо от его непостоянных свойств. Таким образом, ребёнок должен отвлечься от второстепенных свойств звуков и выделить фонему.

Для уточнения наших представлений о данном процессе, необходимо дать определения таким понятиям, как: фонема и аллофон.

Фонема - это минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.

Аллофоны - это группа звуков, в которых проявляется данная фонема в зависимости от места в слове, соседства с другими звуками, ударяемости или безударности гласного и т.д. .

В связи с особым значением, которое имеет развитие фонематического восприятия, большой интерес представляют намеченные Р.Е. Левиной этапы развития языкового сознания у ребёнка. Всего ею намечено 5 этапов.

На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков, как понимание речи, так и активная речь самого ребёнка. Это дофонематическая стадия развития речи.

На втором этапе наблюдается различение наиболее далёких фонем, но отсутствует дифференциация близких. Ребёнок слышит звуки иначе, чем взрослые. Ребёнок одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, произносимые так, как он их сам произносит.

На третьем этапе ребёнок начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнаёт и неправильно произносимые слова, и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. На четвёртом этапе получают преобладание новые образы восприятия звуков. Однако языковое сознание ещё не вытеснило предшествующую форму.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребёнок перестаёт узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Первые три этапа ребёнок проходит в раннем детстве (до трёх лет), а в дошкольном возрасте он проходит две последние стадии.

Окончательно фонетико-фонематическая система формируется к пяти годам. Таким образом, к концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивая её с другими фонемами, овладевает их произношением.

фонематический психический дошкольник

Развитие восприятия звуковой структуры речи связано с формированием у ребёнка фонематического слуха или фонематического восприятия, что по данным многих современных исследователей одно и то же, так как изучением этого вопроса занимают специалисты разных областей знаний.

Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии развития.

А.Н. Гвоздев считает, что функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Уже на второй неделе жизни ребёнок, услышав звуки голоса, перестаёт сосать грудь; прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. Он рано различает звуки человеческого голоса и отвечает на этот раздражитель в зависимости от интонации либо улыбкой, либо плачем. С 6 месяцев путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, подражания тону, темпу, ритму, мелодике и интонации. К 2-м годам дети начинают различать слова-квазиомонимы (паронимы). К этому возрасту заканчивается формирование фонематического слуха, о чём свидетельствует фонематическое различение ребёнком всех звуков родного языка. Он способен различать на звук слова, отличающиеся одной фонемой .

Р.Е. Левиной выделены следующие стадии развития фонематического восприятия:

1 стадия - полное отсутствие дифференциации звуков речи. При этом у ребенка нет понимания речи. Эта стадия определяется как дофонематическая. Основную семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Причём до 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм.

На 2 стадии становится возможным различение акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иными, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются.

На 3 стадии ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и искаженное, неправильно произнесенное слово. При этом Р.Е.Левина отмечает сосуществование на этом этапе двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного, и формирующегося нового.

На 4 стадии при восприятии речи у ребенка преобладают новые образы. Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

На 5 стадии происходит завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребенка правильны. Самым существенным признаком перехода на эту ступень является то, что ребенок различает правильное и неправильное произношение.

Н.Х. Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии:

  • - дофонемная (от рождения до 1 года);
  • - фонемная (соответственно после года) .

Дофонемная стадия. Ребёнок не различает фонем, звуко-слогового состава слова. На этом этапе звуковой комплекс ребёнка имеет несколько значений. Иначе говоря, до 1 года семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Причём до 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм.

Фонемная стадия. До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. По Н.Х. Швачкину, различение звуков, происходит в определенной последовательности:

  • - первоначально ребенок различает наиболее грубо противопоставленные звуки - гласные и согласные, но внутри этих групп наблюдается широкая генерализация: согласные еще вовсе не различаются, а среди гласных выделяется наиболее фонетически мощный и легко артикулируемый звук [а]; ему противопоставляются все остальные гласные звуки, между собой также не дифференцируемые;
  • - далее происходит дифференциация «внутри» гласных - [и]-[у], [э]-[о], [и]-[о], [э]-[у]; позже остальных он начинает различать высокочастотные гласные [и]-[э], низкочастотные звуки [у]-[о]; труднее воспринимается звук [ы];
  • - затем формируются оппозиции «внутри» согласных: определение наличия или отсутствия согласного звука в слове как широко обобщенного звука, последующее различение сонорных - шумных; твердых - мягких; взрывных - фрикативных; глухих - звонких; свистящих - шипящих.

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, таких как Ф. Ф. Pay , H. X. Швачкин , Л. В. Нейман , фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

С началом обучения в школе (или ещё в детском саду) ребёнок, благодаря направленному обучению делает ещё один шаг в своём языковом сознании. Наступает шестой этап - осознание звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит - этап фонематического анализа.

Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) самым сложным является фонематический анализ слов.

С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова, с 5-ти лет - выделить ударный гласный в начале слова, с 6-ти лет:

  • 1) определить первый согласный звук в слове (дом, булка и др.);
  • 2) определить последний звук в слове (сыр);
  • 3) определить согласный в середине;
  • 4) определить последовательность звуков в слове (мак);
  • 5) определить количество звуков в слове.

Л.Е. Журова считает, что дети младшего дошкольного возраста способны выделить первый и последний звук в слове, а дети среднего дошкольного возраста без труда справляются с этой задачей. При анализе звукового состава ребёнок начинает произносить его особым образом с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно .

Полным фонематическим анализом ребёнок овладевает в процессе обучения грамоте. К концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением.

В школе для работы над анализом речевого потока специально отведён букварный период.

Таким образом, функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Особенностью передачи ребенком звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции при их произношении. Это свидетельствует о том, что в этот период у ребенка еще отсутствуют строго разграниченные фонемы, и он оперирует еще своеобразными диффузными звуками, характеризующимися неустойчивостью отдельных компонентов.

Существует определенный порядок овладения звукопроизношением в онтогенезе. Усвоение нового звука в большинстве случаев происходит не сразу, а постепенно, через промежуточные звуки. Различение звуков, происходит в определенной последовательности.

Выводы по 1 главе

Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха и включает: фонематическое восприятие; фонематический анализ и синтез; фонематические представления.

Фонематическое восприятие понимается как процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются на свои составные части, и их звуковой состав не осознается. Узнавание слов происходит в зависимости от условий восприятия либо с опорой на отдельные элементы, либо на признаки всего слов в целом.

Фонематический анализ понимается как процесс разложения слова на составляющие его фонемы. Фонематический анализ включает узнавание звука на фоне слова; выделение первого и последнего звуков из слова; определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.

Фонематический синтез - это умственное действие по синтезу звуковой структуры слова, слиянию звуков в слово. На основе фонематического восприятия и фонематического анализа формируются фонематические представления. Помимо указанных выше процессов, в их развитии большую роль играют внимание и память.

недоразвитие речь фонетический речь

Впервые Л. С. Выготский ввел понятия "фонема", доказал, что она является единицей развития детской речи. Фонема - это не просто звук, а значащий звук. Л.С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что "всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи". Основной закон восприятия фонем - закон восприятия звучащей стороны речи.

Л.С. Выготским был введен термин "фонематический слух", который включает в себя 3 речевые операции: способность слышать есть данный звук в слове или нет, способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности, способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.

Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом .

Способность воспринимать и различать звуки речи формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2 - 4 недели от момента рождения, а в 7 - 11 месяцев откликается на слово, но только на интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка .

Несовершенное фонематическое восприятие, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит и усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании». Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой. Оно формируется в период от года до четырёх лет .

По данным Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. А.Н. Гвоздев и Н.И. Красногорский отмечает, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой - с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают (Д.Б. Эльконин) .

В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (гласных - согласных, звонких - глухих, твёрдых - мягких). Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин) .

Важно, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе, слоговой структуры слов . При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

По мнению Л.С. Цветковой, недоразвитие фонематического анализа и синтеза приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесённости слова. Фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребёнка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др. В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии .

От способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка зависит правильное произношение. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова.

Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Уровни развития фонематического слуха детей:

  • 1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
  • 2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие - важнейший механизм развития произношения.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна .

Татьяна Ботвиньева
Этапы формирования фонематических процессов в обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе , залог успешного освоения грамоты и чтения . Письменная речь формируется на основе устной , и дети с тяжелыми нарушениями речи , характеризующиеся недостаточной сформированностью фонематических процессов , являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия .

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте .

Уточним, что же включают в себя фонематические процессы . Фонематические процессы включают в себя :

- фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи , фонем . Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие .

- фонематическое восприятие - процесс восприятия на слух определенных фонем , независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи. В структуре фонематического восприятия выделяют фонематический анализ и синтез . Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем , установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам. Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

- фонематические представления - звуковые образы фонем , воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

I. Подготовительный этап

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка .

1. Развитие слухового восприятия

Игра «Тишина» , «Угадайка» , «Высоко – низко» , «Тихо-громко» , «Нарисуй звук» , «В гору, с горки» , «Аленушка-ревушка» , «Эхо» .

2. Развитие слуховой памяти

В. Г. Казаков и Л. Л. Кондратьева (2001) выделяют следующие общие правила формирования памяти детей :

«Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию можно развивать память.

Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память. Активизация деятельности ребенка, обеспечение её успешности – наиболее эффективный путь развития его памяти.

Быстрее и прочнее запоминается то, что непосредственно связано с потребностями детей .

Эффективнее запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Такое объединение достигается рациональной последовательностью изучения предъявляемого материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего, а последующее укрепляет в памяти предыдущее.

Важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществлять смысловую группировку материала – членение его на части с выделением главного и существенного в каждой части».

Таким образом, исходя из всех выше перечисленных рекомендаций и индивидуально подобранных развивающих игр и методик, можно предложить следующие задания по развитию слуховой памяти детей данной группы : «Запомни и скажи, «Запомни и покажи» , «Повтори скороговорки»

II. Основной этап

Задачей данного этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Данный этап подразделяется на три блока : , , Формирование навыка синтеза звуков, .

1. Обучение простым формам фонематического анализа

Игра в лото

Дети определяют наличие заданного звука в названии картинки.

Лото «Необычные цветы»

Дети выбирают изображения, названия которых начинается с заданного звука.

Лото «Какой первый звук?»

Дети находят картинку, название которой начинается с заданного звука, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.

Игра «Найди картинку»

Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву. Затем они подбирают картинку, название которой начинается с того же звука.

Игра «Светофор»

Дети определяют место звука в слове (начало, середина, конец) .

2. Обучение сложным формам фонематического анализа

Последовательность предъявления речевого материала :

Слова из двух гласных (ау, уа) ;

Односложные слова из обратного (ум, ох, ус, прямого открытого (на, му, да, закрытого слога (дом, мак, нос, лук) ;

Двусложные слова из двух открытых слогов (мама, рама, Маша, розы) ;

Двусложные слова из открытого и закрытого слогов (диван, сахар, дубок и т. д.) ;

Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (лампа, марка, полка, и т. д.)

Односложные слова со стечением согласных в начале слова (грач, врач, стол и тд.)

Односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр, полк и т. д.) ;

Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, крыша, врачи, т. д)

Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка) ;

Трехсложные слова (паровоз, канава, капуста и тд.) .

Для этого предлагается использовать следующие игры :

Игра в кубик

Дети бросают кубик, их задача - придумать слово по количеству точек на выпавшей грани кубика.

Игра «Какой звук выпал из слова?»

Дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот - кот, лампа - лапа, пилка - пила) .

Игра «Ромашка»

Детям дается задание выбрать лепестки с изображенными на них предметами, названия которых состоят из различного количества звуков. (по заданию педагога) .

Игра «Заполни дорожку»

Ребенку предлагается картинка и графическая схема из определенного количества клеточек по числу звуков в данном слове. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Получается модель звукового строения слова. Первоначально для анализа даются односложные слова, типа : мак, кот, дом, лук,.

Также используются такие задания :

Подобрать слова с определенным количеством звуков.

Выбрать картинки, в названиях которых будет определено количество звуков.

По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.

В литературе имеется масса заданий, направленных на развитие сложных форм фонематического анализа , мы не будем на них останавливаться.

Отработанный речевой материал должен активно использоваться при составлении предложений или их пар, включающих слова, противопоставленные по фонематическому признаку .

Том вошел в дом. Захар ест сахар.

Мама варит. Мама жарит.

Света увидела папочку. Света увидела бабочку.

Света увидела бабочку. Света видела бабочку.

3. Формирование навыка синтеза звуков

Проводя работу в данном направлении, необходимо помнить о том, что детям проще анализировать, чем синтезировать звуки.

С этой целью можно использовать следующие заданиязадания :

Осуществлять синтез гласных звуков в лепетные слова (ау, уа, иа) .

Синтез односложных слов (суп, кот, называть количество звуков в слове.

Составлять слова из заданной последовательности звуков.

Разложить картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы : А__ __А, __О __А, __У __А и т. д. Предлагаются картинки с изображением предметов из 2-х слогов : курка, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, луже, ложка, лапа.

- Договорить слово : поми., воног., ябло., карто… и т. д.

Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например : де-ти иг-ра-ют в са-ду.

Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

Ко-ло-мо – молоко

Ша-ка – каша

Ба-шу – шуба

Ля-ко – Коля и т. д.

Подобные задания очень вариативны, на каждом занятии можно давать одни и те же упражнения, однако использовать различный речевой материал. Это связано с тем, что детям нравятся повторяющиеся задания, они их ждут, знают название задания.

4. Формирование фонематических представлений

Данный этап коррекционной работы предполагает формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова, на основе представлений.

Предлагаются следующие задания.

Придумать слово с 3-мя звуками.

Отхлопать в ладоши, прошагать столько шагов, сколько звуков в словах : дом, каша, лимон.

Подобрать картинку к звуковой схеме С Г С С Г С Г С С Г С

Найти зверей, кто в каком домике спрятался С Г С С Г С Г С С Г С Л Е В Л И С А С Л О Н

Припомнить слова к графической схеме без опоры на картинку.

С Г С С Г С Г С С Г С

Построить графические схемы с обозначением гласных и согласных звуков фишками.

- Игровая ситуация : мастера построили звуковой дом из 3 комнат. Кто из зверей (лиса, волк, лев, олень) сможет в нем жить.

- Достраивание предложений : логопед называет первые 2 слова, ребенок договаривает третье, четвертое и т. д.

Прослушать слова и составить из них предложение.

Данные упражнения позволяют последовательно, в соответствии с принципом поэтапного формирования умственных действий , закреплять навыки звукового анализа и синтеза в умственном плане, т. е. без опоры на конкретное восприятие – фишки и картинки.

Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель –воспитатели, каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.

Учитель-логопед первой кв. категории Макеева Марина Олеговна ГБОУ Школа №1571

Одной из важнейших задач обучения ребёнка родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим определенный уровень развития фонематических процессов. К фонематическим процессам относят: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез. Следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» .

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи, фонем. Другими словами, фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Фонематический анализ - мысленный процесс выделения отдельных фонем.

Фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое.

В норме дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей развития артикуляционной моторики они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом дети хорошо слышат звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Ребёнок способен проводить различие между правильным и неправильным произношением, но не всегда может правильно произнести то или иное слово. В возрасте 5-6 лет у детей уже должен быть сформирован высокий уровень развития фонематического восприятия. К этому возрасту у них должны правильно формироваться тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. У детей же с недостаточно развитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы. Для таких детей слова с такими фонемами звучат одинаково, например: точка – дочка, коса – коза, почка – бочка, лиса (животное) – леса (мн. число слова «лес» ) . Словарь ребёнка с недостаточно развитым фонематическим восприятием не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи, так как многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми» . Также у детей с недостаточно развитым фонематическим восприятием нарушаются процессы формирования навыков звукового анализа и синтеза, что приводит ещё и к нарушению слоговой структуры слова, а в дальнейшем к нарушениям процессов письма и чтения. Так речь ребёнка постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

Одним из основных направлений логопедической работы с детьми дошкольного возраста является преодоление нарушений фонематических процессов.

Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков; развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по преодолению нарушений фонематических процессов проводится поэтапно.

  • Первый этап – узнавание и различение неречевых звуков.
  • Второй этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звукоподражаний, слов, фраз.
  • Третий этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.
  • Четвертый этап – дифференциация слогов.
  • Пятый этап – дифференциация фонем.
  • Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

На первом этапе ребёнку предлагаются игры и упражнения, в процессе которых развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Например: шум дождя, шелест листвы, звук проезжающих машин, гул самолёта и т.д. Выполнение таких упражнений способствует также развитию слухового внимания и слуховой памяти, что является крайне важным для дальнейшего развития фонематических процессов.

На втором этапе ребёнка учат различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова, фразы. Например, ребёнку предлагается определить, кто его «зовёт» – медведь (взрослый говорит низким голосом) или мышонок (взрослый говорит высоким голосом) .

Третий этап включает игры, которые научат ребёнка различать слова, близкие по звуковому составу. Например, показать на картинке, где коса, а где коза; где каска, а где кашка.

На четвёртом этапе дети учатся различать слоги, включающие близкие по звучанию звуки: па-ба, ку-гу, ма-на и др.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Следует начинать с дифференциации гласных звуков. Например: взрослый называет звуки ([у] , [о] , [а] и т.д.) , а ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук [а] . Аналогично продолжается работа на материале согласных звуков.

Шестой этап предполагает игры и упражнения, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза. На этом этапе важно соблюдать определенную последовательность. Сначала необходимо сформировать навык определения наличия заданного звука в слове. Затем следует учить ребёнка определять первый и последний звук в слове, а также определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) . И только после этого можно переходить к формированию более сложных форм фонематического анализа и синтеза таких, как: определение последовательности и количества звуков в слове, а также определение места заданного звука по отношению к другим звукам в слове.

Таким образом, при работе в данном направлении необходимо следовать принципам последовательности и «от простого к сложному» , а также предлагать ребёнку задания в игровой форме, благодаря чему повышается интерес к учебной деятельности.

Игры и упражнения для формирования фонематических процессов.

Игры и упражнения первого и второго этапов.

  1. Игра «Угадай, что звучит» . Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы) , затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.
  2. Игра «Отгадай музыкальный инструмент» . Ребёнку предлагается прослушать отрывок записи игры на каком-либо музыкальном инструменте. Ребёнок должен отгадать, какой музыкальный инструмент звучал. Так же, как и в предыдущей игре, можно использовать картинки-подсказки.
  3. Игра «Транспорт» . Ребёнку предлагается прослушать звуки, которые издают разные виды транспорта (гудок паровоза, сигнал машины, стук колёс поезда, работа мотора мотоцикла и т.д.) , и отгадать, какой вид транспорта издаёт такой звук.
  4. Игра «Погремушки» . Для игры понадобится несколько погремушек, издающих разные звуки и отличающихся по цвету. Взрослый, после знакомства ребёнка со звучанием каждой погремушки, прячет их за ширму (либо ребёнок закрывает глаза) , издаёт звук одной из них, а ребёнок должен отгадать, какая погремушка издала этот звук (например, синяя, красная или зелёная) .
  5. Игра «Отгадай звучащую игрушку» . Для игры понадобится несколько звучащих игрушек, издающих разные звуки (свисток, дудочка, погремушка, музыкальная шкатулка и т.д.) . Игра проводится аналогично предыдущей.
  6. Игра «Баночки» . В маленькие разноцветные баночки (или маленькие пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов» ) необходимо насыпать разные наполнители (макароны, рис, чечевицу и т.д.) . Взрослый издаёт звук одной из баночек, ребёнок отгадывает, какая баночка издаёт такой звук.
  7. Игра «Что это за зверь?» . Ребёнку предлагается прослушать запись голосов животных (лай собаки, мычание коровы и т.д.) , пение и голоса птиц, а затем отгадать, кто из животных (птиц) так подает голос.
  8. Игра «Кто тебя позвал?» . Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка. Взрослый изображает их «голоса» : у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал.
  9. Игра «Лесенка» . Для игры понадобится картинка с изображением лесенки и маленькая игрушка (любой персонаж, например, зайчик) . Зайчик «шагает» по лесенке – взрослый передвигает зайчика снизу-вверх и потом обратно (затем это может делать и сам ребёнок) – и поёт песенку «а-а-а-а» (или «ля-ля-ля» ) то тихо, то громко. Если зайчик внизу лесенки, то петь нужно тихо, постепенно зайчик поднимается по лесенке вверх, песенка становится всё громче и громче.
  10. вариант: после показа взрослым ребёнок сам поёт песенку с разной силой голоса (тихо-громче-громко и наоборот) в соответствии с передвижением зайчика по лесенке.
  11. вариант: ребёнок закрывает глаза, взрослый поет песенку то тихо, то громко, ребёнок должен отгадать, где находится зайчик – вверху или внизу лесенки.
  12. Игра «Тихо-громко» .
  13. вариант: взрослый говорит какое-либо слово или короткую фразу с разной силой голоса. Ребёнок должен сказать «тихо» или «громко» было сказано это слово (фраза) .
  14. вариант: для игры понадобится две игрушки, например, собачка и котик. Взрослый определяет, кто из них говорит громко, а кто – тихо, и демонстрирует на примере фразы или одного слова. Затем ребёнок должен отгадать, кто – собачка или котик – сказал фразу (слово) .

Игры и упражнения третьего и четвертого этапов.

  1. Игра «Покажи» . Ребёнку предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов со схожими по звучанию названиями: коса – коза. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен показать этот предмет на картинке. Например: покажи, где коса, а где коза; где трава, а где дрова; где почка, а где бочка.
  2. Игра «Закончи предложение» . На столе несколько картинок с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок. Например: «У Сони длинная … (коса) » , «На лугу пасётся … (коза) » .
  3. Игра «Назови» . Ребёнку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках: кашка – каска, бочка – почка, точка – дочка и т.д.
  4. Игра «Найди ошибку» .
  5. вариант: взрослый называет предметы, изображенные на картинках, сознательно делая ошибки в некоторых словах. Например, показывая на каску, взрослый говорит: «Это кашка» . Ребенок должен хлопнуть в ладоши (поднять флажок, либо подать другой условный сигнал, заданный в начале игры) , услышав ошибку в слове, при возможности (если ребёнок выговаривает все звуки, входящие в состав этого слова) ребёнок называет правильный вариант.
  6. вариант: аналогичным образом можно поиграть в эту игры с предложениями. Взрослый делает ошибку в предложении, например: «У Сони длинная коза» (вместо «коса» ) ; «Мама сварила вкусную каску» (вместо «кашку» ) .
  7. Игра «Шаг вперед» . Взрослый называет слова, близкие по звуковому составу, ребёнок должен сделать шаг вперед, услышав заданное слово. Например, нужно сделать шаг вперед, услышав слово «коза» , взрослый называет слова: коса, каша, коза.
  8. Игра «Правильно-неправильно» . Взрослый демонстрирует картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (поднять руку или помахать флажком) , услышав правильный вариант. Например: «масына» , «масина» , «мафына» , «махына» , «машина» .
  9. Игра «Гномы» . Эта игра проводится аналогично предыдущей, только взрослый дает ребёнку две карточки: одну с изображением весёлого гнома, другую – с изображением грустного гнома. Если ребёнок слышит неправильный ответ, он поднимает карточку с изображением грустного гнома, если ребёнок услышал правильный ответ, то он поднимает карточку с изображением весёлого гнома.
  10. Игра «Хлопай, не зевай» . Взрослый называет слоги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный слог.
  11. Игра «Попугайчики» . Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.
  12. Игра «Будь внимательным» . Взрослый даёт ребёнку две карточки: на одной изображена машинка, на второй – мышка. Взрослый объясняет, что сигнал машинки звучит так: «би-би» (или «би» ) , а мышка пищит так: «пи-пи» (или «пи» ) . Затем взрослый называет слоги, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку – с изображением мышки или машинки.

Игры и упражнения пятого и шестого этапов.

  1. Игра «Поймай звук» . Следует помнить, что на первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т.е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  2. Игра «Флажок» . Эта игра проводится аналогично предыдущей, только ребёнку предлагается поднять флажок, услышав заданный звук. Если игра проводится на материале гласных звуков, то целесообразно использовать флажок красного цвета. Если ребёнку предлагается выделить из звукового ряда твёрдый согласный звук – флажок синего цвета. Соответственно, выделяя мягкий согласный звук из звукового ряда, можно поиграть с флажком зелёного цвета.
  3. Игра «В каком слове (слоге) спрятался звук?» . Взрослый называет слова (слоги) , ребёнок должен хлопнуть в ладоши (или поднять руку, помахать флажком) , услышав заданный звук в слове.
  4. Игра «Какой гласный звук спрятался в слове?» . Взрослый называет слово с одним гласным звуком (мак, лук, мост, лист) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет только гласный звук, который есть в этом слове, и бросает мяч обратно: мак – [а] , лук – [у] , дом – [о] и т.д. На первых этапах взрослый должен произносить гласный звук в слове утрированно, чтобы ребёнок «научился слышать» этот звук.
  5. Игра «Назови слова с заданным звуком» . Взрослый называет три-четыре слова (затем можно увеличивать количество слов) , ребёнок, прослушав эти слова, должен назвать только те из них, в которых есть заданный звук.
  6. Игра «Выбери подходящие картинки» . Взрослый кладет на стол несколько картинок. Ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.
  7. Игра «Разложи картинки» . Игра проводится на материале слов, в состав которых входят аппозиционные звуки (с – ш, с – з, к – г, л – л", п" – б" и т.д.) . Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки на две стопки: в одну стопку нужно положить картинки с изображением предметов, в названиях которых есть, например, звук [с] , в другую – картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [з] .
  8. Игра «Назови первый (последний) звук в слове» . Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч обратно. На первых этапах следует учить ребёнка определять гласный звук в начале (конце) слова.
  9. Игра «Паровозик» . Ребёнку предлагается определить место заданного звука в слове: начало, середина, конец слова. В качестве зрительной опоры на первых этапах обучения используется картинка с изображением паровозика с тремя вагонами: первый вагон – звук находится в начале слова, второй – в середине слова, третий вагон – в конце слова. Сначала следует учить ребёнка определять место гласного звука в слове, затем – согласного, который можно протянуть (например, [м] , [с] ) , позже – других согласных.
  10. Игра «Где спрятался звук?» . Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово с заданным звуком. Ребёнок должен определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце слова) и бросает мяч обратно. Этот вариант игры стоит предлагать ребёнку на этапе закрепления навыка определения места звука в слове, когда зрительная опора не требуется.
  11. Игра «Найди слово» . На столе лежат несколько картинок. Ребёнку нужно определить слово, соответствующее заданным условиям. Например, найти слова, в которых звук [с] находится в начале (середине или конце) слова.
  12. Упражнение «Составь схему слога (слова) » (звуковой анализ слога (слова) ). Ребёнку предлагается составить звуковую схему слога (слова) , дать характеристику каждому звуку, определить общее количество звуков, количество согласных (твёрдых, мягких) и гласных звуков, назвать все звуки в слове по порядку. Начинать обучать ребёнка звуковому анализу следует с обратных слогов (ап) , затем проводится анализ прямых слогов (па) , затем слов из трёх звуков (мак, сок) , из четырех звуков с двумя прямыми слогами (мама) , и только позже переходить к анализу более сложных слов (со стечением согласных – стол, трёхсложных – канава и др.) .
  13. Игра «Назови звуки» . Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок называет по порядку все звуки в слове и бросает мяч обратно.
  14. Игра «Подбери слово» . Ребёнку предлагается подобрать (придумать, либо выбрать из числа предложенных) слово в соответствии с инструкцией. Например: придумать слово из трёх звуков; придумать слово соответствующее заданной звуковой схеме; найти из числа предложенных слов те, которые начинаются с мягкого согласного звука.
  15. Игра «Хлопаем» . Ребёнку предлагается разделить слова на слоги, отхлопывая каждый слог, затем назвать количество слогов в слове.
  16. Игра «Посмотри вокруг» . Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
  17. Игра «Я знаю три слова» . Дети встают в круг, взрослый по очереди бросает каждому ребёнку мяч, называя разные задания (например: слова со звуком [л] в начале; слова с двумя гласными звуками и т.д) , ребёнок называет три слова, соответствующих заданию, и бросает мяч обратно.
  18. Игра «Бусинки» . Ребёнку предлагается собрать рассыпавшиеся бусы, расставив по порядку «слова-бусинки» (для игры используются заранее подобранные картинки) : каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее (радуга – аист – туфли – иголка и т.д.) .
  19. Игра «Цепочка» . Ребёнку предлагается назвать слово, которое получится, если в нём что-то изменить: заменить один звук на другой, убрать или добавить заданный звук, поменять заданные звуки местами. Например, цепочка слов может быть такой: мак – маки – раки – рак – бак – бык – бок – ток – кот – ком – дом. В эту игру можно поиграть с картинками (раскладывать их по порядку, образовав новое слово) , либо устно с группой детей (ребёнок, у которого в руках мяч, называет получившееся слово и передает мяч следующему игроку) .
  20. Упражнение «Собери слово из слогов» . Игра может проводится устно, либо с карточками, на которых написаны слоги, если ребёнок умеет читать. Ребёнку предлагается собрать слово из данных слогов: ка, ру – рука, бу, га, ма – бумага.


Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.