Самые красивые виды народного творчества россии. Разнообразие и значение традиционного русского орнамента


Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Полхов-Майданская роспись

Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.

Пижемская роспись

Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция староверов со времен Аввакума. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Основна пижемской росписи - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски.

Гуслицкая роспись

Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной. Гуслица - так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку (территория части современного Орехово- Зуевского и Егорьевского районов Московской области). В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитье. В 60-70-х гг. XIX в. в слободе Абрамовке функционировала подпольная старообрядческая типография крестьянина Е.П.Пискунова. В районе Гуслиц было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие рукописи гуслицкой работы. «Гуслицкая» манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. Специфика росписи - сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.

Ракульская роспись

Ракульская роспись появляется в первой половине XIX века в селе Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Орнамент ракульской росписи очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей - богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами.В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы - виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Шекснинская роспись золоченка

«Шекснинская золоченка» является одной из традиционных росписей Русского Севера. Она украшала крестьянские предметы быта и была распространена на небольшой территории – в южной части Шекснинского района Вологодской области. Местные жители называли роспись «золоченкой». Это название и вошло в научный оборот вновь открытого центра народных росписей. Роспись графическая, цветовой строй ее основан на сочетании красного, золотого и черного цвета традиционного для древнерусской иконописи.Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор, – вот основные мотивы этой росписи. Истоки шекснинской золочёнки имеют корни в древнерусской культуре, напоминают орнаменты икон и рукописных книг.

Хохломская роспись

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Борецкая роспись

Бо́рецкая роспись - русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века. Вначале существовал один центр росписи - село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI-XII веках). Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

Петербургская роспись

Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в 19 веке в Петербурге. Характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга - города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности. Сейчас это малоизвестный вид бытового искусства. А в конце XIX - начале XX века на черном фоне подносов начали распускаться белые, полупрозрачные цветы с золотыми листьями.

Городецкая роспись

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Жостовская роспись

Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Считается, что жостовская роспись переняла традицию рода Демидовых расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Урале, а именно на Тагильском и Выйском заводских посёлках. Заводчики Демидовы внедряли там этот промысел. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, - это цветочный букет.

Гжельская роспись

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. Само название «Гжель» имеет балтийские корни и относится скорее к природным особенностям региона, чем к процессу обжига изделий в гончарном производстве. Наиболее близко слово «гжель» к древне-прусскому звучанию слова «кустарник», с некоторыми отличиями прижившемуся во всех балтийских языках.

Ольга Кушпа
Проект «Русские народные художественные промыслы» с использованием нетрадиционных техник рисования

ПРОЕКТ по теме: Русские народные художественные промыслы.

С использованием нетрадиционных техник рисования.

Составитель проекта: воспитатель МБДОУ ДС №4

Кушпа Ольга Васильевна

Вид проекта: информационный – творческий, групповой, познавательный.

Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети 3-5 лет, родители, воспитатели разновозрастной группы.

Этапы реализации проекта:

28.11 – 2.12 -2016г.

Цель проекта: Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, посредствам нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

Образовательные: Познакомить детей с народными художественными промыслами: дымковскими и филимоновскими игрушками. Формировать элементарные представления о видах жанрах искусства, средства выразительности в различных видах искусства. Вызвать интерес детей к народному творчеству. Совершенствовать умение рисовать узор кистью и печаткой-тычком. Учить использовать растительные элементы. Ориентиро- ваться в различных видах росписи. Совершенствовать умение в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитывать желания и умения взаимодействия при создании коллективной работы. Воспитывать культуру речевого общения. Обогащать словарный запас слов. Прививать трудолюбие к мастерству, терпение.

Развивающие: Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, красоту окружающего мира, произведения народного профессионального искусства (книжные иллюстрации, народные промыслы, кукольный театр, выставка детских работ). Закреплять узоры дымковской и филимоновской игрушки (полосок и елочек, круга, тычка- применяя нетрадиционные техники рисования, а также волнистой, наклонных и ломанных линий). Умение варьировать цветом. От светлого тона к темному, при смешивании желтого и синего цвета ложиться зеленый мазок. Закреплять цвета- красного, черного. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать, развивать мелкую моторику рук.

Актуальность:

Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Своими корнями оно уходит в далекие времена. Все изделия создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала и до конца. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение - таков был путь к совершенству. Изделия из чудо – ремесла поднимали настроение. Народные игрушки знакомят детей с художественным ремеслом. Применяя техники нетрадиционного рисования, у детей развивается творческая инициатива, появляется уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному искусству. Этот мир сказочно наряден, красив и выразителен по пластике фигурок животных, людей, птиц. У детей появляется восторг, радость к их ярким красочным орнаментам.

Предполагаемый результат:

Дети познакомятся с историей русской народной культуры. Народные промыслы дымковские и филимоновские игрушки: матрешка, свистулька тряпичная кукла. Сформируются умения рисовать простейшие элементы игрушек. Разнообразные задания обогащают словарный запас слов. Развивают логическое и творческое мышление. Дети знакомятся с малыми фольклорными формами. Продолжают знакомиться с нетрадиционными техниками рисования; печатка - тычок, рисуют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. А также применяя ватные палочки. Рисование цветными нитями. Развивая моторику рук. Появляется интерес к рисованию. Узнают о прекрасном и добром, научаться любоваться красотой. Создание папки «Узоры мастеров», выставка поделок родителями и детьми.

Этапы реализации проекта:

1. Этап – подготовительный:

Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта. Составление плана мероприятий. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных); стихов, загадок, сказок, иллюстраций. Оформление информационного стенда для родителей.

2. Этап-основной:

Определение темы проекта, его актуальности. Определение цели и задачи. Подбор литературы, дидактического материала. Консультация с родителями о проведении проекта. Знакомство с народными промыслами. Дымковская игрушка, филимоновская игрушка. Рассматривание иллюстраций. Разучивание стихов, загадок, потешек, чтение сказок. Проведение физминутки. Пальчиковые игры. Создание альбома «узоры народного промысла». Изготовление игрушек из пластилина «курица-свистулька и всадник». Работа с ножницами.

3. Этап-заключительный:

Выставка рисунков (дымковские и филимоновские узоры). Узор-солнышко, (использование нетрадиционной техники рисования, большую и маленькую печатку-тычок, ватные палочки, цветные нити. Рассказывание стихов, потешек, знание загадок. Оформление коллективной работы. «Уточка с утятами». Раскраски «индючок», дорисуй узор дымковского индюка. Изготовление игрушек (филимоновских и дымковских).

Методы ОД:

Метод обследования, наглядности. Словесный,- (беседа, стихи, рассказы, загадки наблюдения, художественное слово). Практический- (самостоятельная деятельность)Проблемно- мотивационный (включения детей в проблемную ситуацию в ходе занятия. Сотворчества взаимодействия педагога и ребенка. Мотивационный, убеждения, поощрения.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, изобразительная деятельность. Интеграция образовательных областей, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Деятельность педагога:

Подбор соответствующего материала, литературных источников, иллюстраций на тему: «Русские народные промыслы». Подготовить учебно-методические пособия, наглядность, картотеку дидактических игр. Материалы и оборудование. Предложить родителям принять в реализации проекта.

Работа с детьми:

Проведение ОД по художественному творчеству познание. Беседы на тему: «Русские промыслы». Рассматривание иллюстраций о декоративно прикладном искусстве. Самостоятельно изготавливают большую и маленькую печатку-тычок для подбора красок. Чтение и заучивание стихотворений «Всадник» «Мои игрушки». Защита книжек-малышек по проекту «Народные промыслы». Организация и выставка детских работ, чтение сказки «Бычок – черный бочок»развитие кукольного театра. филимоновской игрушки» - изготовление узоров. Выставка поделок родители и дети «Всадник», «Свестулька».

Работа с родителями:

Оформление информационного стенда. Оформление альбома: «Узоры филимоновских и дымковских мастеров». Изготовление поделки на выбор с использованием любого бросового материала.

План реализации проекта:

Беседа: «Знакомство с народными художественными промыслами».

Задачи: Рассматривание дымковской игрушки, отвечать на вопросы о цвете, разнообразии элементов геометрического узора. Подбор на листе цвета дымковской палитры. Развивать вкус, чувство цвета.

Д\И «Составь узор»

Самостоятельное изготовление для росписи узора (из листа бумаги) большого и маленького печатка -тычка.

Занятие: Дымковские узоры.

Задачи: Учить рисовать узор кистью. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования печаткой-тычком. Рисование узора «солнышко». Учить правильно, держать кисть. Развивать творчество, мышление.

Пальчиковая игра «Покатаю я в руках…»

Занятие: Роспись дымковского коня.

Задачи: Учить самостоятельно расписывать дымковского коня. Применять нетрадиционные техники рисования (печатку-тычок).Аккуратно вырезать предмет по контуру. Разучивание стихотворения «Конь». Рассматривание иллюстраций. Физминутка «Карусель».

Занятие: аппликация - Веселое представление.

Задачи: Учить детей правильно наносить клей. Аккуратно наклеивать на лист бумаги. Прививать самостоятельность. Воспитывать интерес к народному искусству.

Чтение стихотворения «Привезли мы глину».

Занятие: Лепка дымковского коня.

Задачи: Учить детей лепить из пластилина дымковского коня. Закреплять навыки последовательности соединения и примазывания частей игрушки.

При соединении использовать баночки с водой и тряпочку. Разучивание стихотворения «Чем знаменито Дымково?»

Д\И «Что изменилось?»

Занятие: «Уточка с утятами» (коллективная работа)

Задачи: Учить детей рисовать по контуру. Правильно держать кисть. Развивать самостоятельность, творчество. Грудку и крылья птицы украшают солнцем. Использование нетрадиционные техники рисования (ватные палочки)

Пальчиковая гимнастика «Ватной палочкой играем»

Физминутка «Наши уточки с утра»

Чтение сказки «Бычок- черный бочок».

Занятие: Рисование цветными нитями «цветок».

Задачи: Знакомство с нетрадиционными техниками рисования - с элементами филимоновской росписи «цветком». Рассматривание филимоновских игрушек, где встречается элемент «цветок». Научить рисовать без кисточки, используя (клей, деревянные палочки, зеленые, красные нити).

Пальчиковая гимнастика «Нитка»

П\И «Матрешки и мышки»,

«Как у наших у ворот».(стихи на мотив русской народной песни).

Занятие: Курица- свистулька. (тесто-пластика)

Задачи: Познакомить детей с лепкой из теста филимоновской игрушки -свистульки. Обратить внимание, что филимоновские игрушки звучащие. Обогащение словарного запаса слов. Прививать навыки трудолюбия, терпения. Радоваться своей поделке.

Пальчиковая игра «Петушок

Веселые потешки (деревянные ложки, бубен)

Умная сказка «Легенда о искусном мастере»

Самостоятельная деятельность детей

Задачи: Развивать пространственное воображение. Прививать самостоятельность в творческой деятельности. Использовать знакомые техники рисования. Формировать творческую личность. Прививать любовь к художественно-прикладному искусству.

Занятие: Наряд для индюка.

Потешка «Индя-индя-индючок.»

Д\И «Матрешки»

Заключение проекта

Дети младшей разновозрастной группы познакомились с филимоновской и дымковской росписью мастеров народного промысла. Научились выполнять роспись при помощи палочки-тычка. Узнали с какими игрушками играли раньше дети. Родители вместе с детьми изготовили альбомы с узорами мастеров и одну из игрушек (пластелин,тестопластика,вышивка). Научились печатать кружочки, точки, прямые и косые палочки. Применяя материалы нетрадиционного рисования (ватные палочки, пробки, трубочка-тычок).

С незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, гончарное, кузнечное дело и другое.

Гжельская роспись

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.

Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

Жостовская роспись

В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.

Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).

Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

Палехская миниатюра


После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично. Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная». Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.

Хохлома

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.

Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.

Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки. Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи: «Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…».

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.

Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен. Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец. Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.

Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.

Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетется на коклюшках. Мценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру — самое крупное на тот момент производство кружева в России.

Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты — более «воздушный».

В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.

Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.

В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал). Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.

В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.

В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.

В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.

До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами . Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.

Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли. Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим: «Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы ».

Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.

Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.

Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди.

Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».

В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.

Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров. Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.

Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод. Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Филигрань

Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.

Центрами сканного дела сегодня являются:

  • Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
  • Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
  • Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

Финифть

Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Малахитовые изделия

Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.

Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной . Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений.

Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.

Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.

Русская художественная роспись является частью декоративно-прикладного искусства и носителем традиций народного творчества, связывающим поколения мастеров и умельцев во всех уголках нашей Родины. Зарождалась она поначалу в пределах отдельных натуральных хозяйств, а позже переросла в целые народные промыслы, которые создавали товары для рынка как внутреннего, так и зарубежного.

Такими промыслами занимались уже не отдельные мастера-умельцы и их семьи, а целые отдельные местности и деревни, благодаря которым они и получили свое название, известность и признание не только у себя на Родине, но и далеко за её пределами.

Основные росписи русского народного промысла:

Городецкая роспись по дереву

Городецкая роспись получила свое развитие в середине 19 века в городе Городец Нижегородской области и представляла собой изображение яркими красками на золотистом фоне жанровых сценок из русского купечества, также изображались различные цветочные композиции и узоры, животные (кони, петухи). Отличительная черта этой росписи - яркие, насыщенные цвета, изображения, выполненные свободными мазками, черная графическая обводка. Такой росписью украшали прялки, сундуки, ставни, мебель, створки дверей.

Палехская роспись на шкатулках

Палехская миниатюра характеризуется изображением на темной деревянной или металлической основе различных жанровых сценок из жизни наших предков, тем русских народных сказок, прославленных исторических событий. Стиль назван в честь села Палех Ивановской области, где эта художественная роспись получила свое развитие. Наносилась она в основном на шкатулки, подносы, солонки, тарелки, различные панно и деревянные украшения.

Жостовская роспись на подносах

Жостовская роспись берет свое начало в подмосковной деревне Жостово Троицкой губернии, где в начале 19 века братья Вишняковы стали заниматься росписью металлических подносов, поддонов, сахарниц, шкатулок, портсигаров, альбомов, покрытых лаком. На черном фоне изображались цветочные композиции из крупных и мелких элементов, выполненные широкими мазками с использованием ярких, насыщенных цветов.

Вятская роспись по дереву

История вятской росписи уходит корнями в далекое прошлое, когда на территории древней Руси существовала славянская ведическая культура, позже забытая и потерявшае свое значение для русского народа, принявшего христианство. Некоторые её следы сохранились в традиционных народных промыслах, в элементах украшения одежды, жилья и предметов быта. Древние ведические узоры сохранились в орнаментах вышивок, в художественной росписи на прялках и сундуках, они выступали своеобразным оберегом и энергетическим направляющим началом в жизни человека по уже расписанному для него Богом сценарию. Для вятской росписи характерно отображение всех образов в упрощенной, символической форме. Основные мотивы – образы главных божеств Отца-Солнца и Матери-Земли, главное место в орнаментах было посвящено солярной (солнечной) символике и изображению космического устройства мира. Так круг в центре символизировал солнце, его энергия передавалась широкими, закругленными мазками. Основные цвета - ярко-красный (символизировал Верховное Божество Рода), черный, желтый и оранжевый, для контраста добавлялись синий и зеленый, символизирующие водные стихии, также обязательным было наличие белого цвета - символа Изначального Белого Света.

Роспись под хохлому зародилась в 17 век в Заволжье близ деревни Хохлома, что в Нижегородских землях, это старинная художественная роспись по дереву в сочных красно-золотых тонах по темной, однотонной, лаковой основе. Причудливо переплетенные травяные узоры, состоящие из спелых, красных ягод земляники и рябины, ярких цветов и причудливых завитушек, золотистых листьев на черном лаковом фоне - главная особенность этой росписи, которая наносилась на деревянную посуду, мебель, статуэтки и матрешки.

Роспись под гжель - вид росписи по глиняным керамическим изделиям, которому присущи исполнение растительных орнаментов разного оттенка синего цвета, выполненных на белом фоне. Называется этот стиль росписи по названию одноименного Гжелевского куста, куда входит 27 деревень Раменского район в Подмосковье. Наносился в основном такой узор на посуду, вазы, чайники, разделочные доски.

Русская художественная роспись имеет глубокие народные корни и традиции, связана с жизнью, нравами и обычаями наших предков. Изделия с её использованием несут в себе заряд человеческого тепла, творческого таланта и частичку души человека, вложившего в неё мастерство и уникальное виденье прекрасного, которое передавались из поколения в поколение нашими далекими предками.

«Путешествие в мир народных промыслов»

Конспект нод в подготовительной группе

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Цель: развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента

Задачи:

1. Учить различать и называть знакомые народные промыслы России: «Дымка», «Хохлома», «Гжель» и их характерные особенности; самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона.

2. Развивать у детей умения создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

3. Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.


Оборудование и материалы:

Демонстрационный: Дымковские игрушки, хохлома-посуда; гжель-посуда (иллюстрации)

Раздаточный: краски, кисти, салфетки, непроливайки, палитры, трафареты.

Предварительная работа:

Знакомство с изделиями народных промыслов («Дымка», «Хохлома», «Гжель»). Рассматривание и рисование элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах. Беседы.

Методические приемы :

Рассказывание рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ. Выделить разнообразные композиции по строению, колориту, составным элементам росписи.

Ход:

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку, в которой нас ждет много интересного, встреча с народными умельцами, и их сказочно-красивыми изделиями.

Входим в сенсорную комнату, которая украшена изделиями народных промыслов, а так же работами декоративно-прикладного искусства и предлагаю детям присесть на ковер и послушать сказку:
Жила-была в одном селе девушка, и прозвали ее – Марья Искусница. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься.. Прослышал о Марьи Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес! А Марья Искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять свои разноцветные перышки, на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

И упало одно перышко (украшено узорами дымки) в село Дымково.
Вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (Выслушать ответы детей)
У меня на мольберте находятся разные изделия. Кто мне подскажет, где здесь дымковские игрушки? (выходит ребенок)
- Какую краску использовали дымковские мастера для создания узоров?
- Кто мне подскажет, какие элементы узора использовались при росписи игрушек? (Кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, мазки).

К нам сегодня приехали, гости из села Дымково. Давай те пригласим их и попросим рассказать нам о дымковской росписи. Дети читают стихотворения о дымковской росписи.
Ещё одно пёрышко (желтого цвета) упало в Нижегородскую область, в деревню с веселым название Хохлома
.

А что же это засело такое, и чем оно знаменито?
- А какие элементы хохломской росписи вы знаете? (Разные ягоды: смородина, клубника, гроздья рябин. Травка, завитки,листья, цветы). - Что отличает эти изделия от других? (Хохлома, сделана из дерева).
- Скажите, на каком фоне расписаны и украшены узоры? (На черном и желтом фонах).
- Молодцы.

Ой, ребята посмотрите третье перышко (сине – голубого цвета). И куда оно попало, вы узнаете, отгадав загадку:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми. (Гжель)

Ребята, а кто из вас знает, почему мастера использовали для росписи именно синие цвета?
Да действительно, сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Что же мастера рисовали на посуде, что бы она получилась такой чудесной?
(Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек).
Вот и еще одно перышко и прилетело оно ребята в наш детский сад и превратились в нём дети в народных мастеров из сёл - Дымково, Хохломы и Гжели. Я предлагаю вам сейчас выбрать круг того цвета мастером какого промысла вы бы хотели стать. И так мы с вами разделились на три группы мастеров. Далее приглашаю детей в изо студию. Сейчас мы и вспомним, как рисуются элементы дымковской, хохломской росписи и гжели. Каждая группа показывает элементы росписи на мольберте. (Помощь педагога при рисовании элементов).

Теперь вы можете выбрать изделие и расписать его самостоятельно. Дети выбирают себе подготовленный шаблон, и проходят к столам, где заранее приготовлен раздаточный материал, и начинают свою работу. Но прежде чем начать работу мы с вами потренируем наши глазки.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Мастера, вы можете приступать к работе.

Самостоятельная работа под спокойную музыку.
В процессе работы даю советы, пояснения, частичный показ, слежу за осанкой детей. В завершение детских работ, оформляется выставка. Какие красочные и яркие получились у вас изделия. Молодцы, мастера-умельцы! Жар птица вам передала угощения.




Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.