Снк - это исполнительный орган рсфср и ссср. История совета народных комиссаров ссср

Введение

Глава 1. Создание Совета Народных Комиссаров СССР

1 История создания Совета народных комиссаров

2 Состав и формирование СНК СССР

3 История законодательной базы СНК

Глава 2. Задачи и полномочия СНК СССР

1 Полномочия СНК СССР

2 Деятельность СНК СССР

3 Преобразование СНК СССР

Заключение

Введение

В актуальности выбранной темы нет сомнений, так как изучение советской модели власти ее сущности, закономерностей и особенностей развития имеет не только российское, но и мировое значение. Эта система власти оказала воздействие на весь ход истории XX века. И в то же время это явление вызывает непрекращающиеся споры в научной и общественной среде.

Сложность и противоречивость процессов развития советской системы власти требует изучения политической истории.

Советский государственный аппарат возник в результате революционного слома аппарата буржуазного государства и являлся принципиально новым историческим типом государственного аппарата.

Процессы слома буржуазного государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение разрывов непрерывности в наличии власти.

октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», сформировав, таким образом, первое в мире рабоче-крестьянское правительство. Этот декрет определил основы правового положения Советского правительства. Практическая же деятельность Совета Народных Комиссаров (СНК) свидетельствовала о том, что его полномочия в известной мере выходили за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительную и распорядительную деятельность. Юридически это выражалось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов - актов законодательного характера.

Главное место в его деятельности занимали задачи созидательные, организационно-творческие: строительство новой, социалистической экономики, достижение наивысшей производительности общественного труда, всестороннее развитие науки и культуры, коммунистическое воспитание трудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей.

В широком понятии советский государственный аппарат состоял из Советов с их разветвлениями в центре и на местах в виде хозяйственных, культурных, административных, оборонных и других органов и многочисленных общественных организаций трудящихся с их многомиллионным активом.

В узком понятии он охватывал высшие и местные органы государственной власти - Советы депутатов трудящихся, которые создавали органы государственного управления: в центре - вначале Совет Народных Комиссаров, а затем Совет Министров СССР и Советы Министров союзных и автономных республик, а также министерства и ведомства; на местах - исполнительные комитеты Советов и их отделы, которые занимаются вопросами работы промышленных предприятий, колхозов, совхозов, МТС, направляют развитие коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, проявляют заботу о культурно-бытовом обслуживании населения.

Предмет исследования, структура СНК СССР во взаимодействии с государственной структурой.

Целью курсовой работы является историческое значение СНК СССР.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.Изучить историю создания Совета народных комиссаров СССР;

.Определить место СНК РФ в системе государственного управления;

.Отметить юридическую значимость СНК СССР в государственном управлении.

Глава 1.Создание Совета Народных Комиссаров СССР

.1 История создания Совета народных комиссаров

Правительство первого в мире рабоче-крестьянского государства впервые было сформировано как Совет Народных Комиссаров, который был создан 26 окт. (8 ноября) 1917, на другой день после победы Великой Октябрьской социалистической революции, постановлением 2-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов об образовании рабочего и крестьянского правительства.

Постановление, написанное В. И. Лениным, гласило, что для управления страной учреждается «впредь до созыва Учредительного собрания, Временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров». Первым председателем СНК был избран В. И. Ленин, работавший на этом посту в течение семи лет (1917-1924) вплоть до своей смерти. Ленин разработал основные принципы деятельности СНК, задачи, стоящие перед высшими органами государственного управления Советской республики.

Наименование «Временное» с роспуском Учредительного собрания отпало. Первый состав СНК был однопартийным - в него входили только большевики. Предложение левым эсерам войти в СНК было ими отвергнуто. В дек. 1917 левые эсеры вошли в СНК и состояли в пр-ве до марта 1918. Они вышли из СНК из-за несогласия с заключением Брестского мира и встали на позиции контрреволюции. В дальнейшем CHK формировался только представителями Коммунистической партии. По Конституции РСФСР 1918, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов, правительство Республики именовалось СНК РСФСР.

Конституция РСФСР 1918 определила основные функции СНК РСФСР. Общее руководство деятельностью СНК РСФСР принадлежало ВЦИК. Состав пр-ва утверждался ВЦИК Советов или съездом Советов. СНК обладал необходимой полнотой прав в области исполнительно -распорядительной деятельности и наряду с ВЦИК пользовался правом издания декретов. Осуществляя исполнит-распорядительная власть, СНК РСФСР руководил деятельностью наркоматов и др. центр. ведомств, а также направлял и контролировал деятельность местных органов.

Были созданы Управление делами СНК и Малый Совнарком, который 23 янв. (5 февр.) 1918 стал постоянной комиссией СНК РСФСР для предварительного рассмотрения вопросов, вносимых в СНК, и вопросов текущего законодательства руководства отделом отраслями государственного управления и правительства. В 1930 Малый СНК был упразднен. По постановлению ВЦИК от 30 ноября 1918 был учрежден под пред. В. И. Ленина Совет рабочей и крестьянской обороны 1918-20. В апреле 1920 он был преобразован в Совет труда и обороны, (СТО). Опыт работы первого СНК был использован в гос. строительстве пр-в всех союзных сов.социалистических республик.

После объединения советских республик в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР) было создано союзное правительство - Совет Народных Комиссаров СССР. Положение о СНК СССР утверждено ЦИК 12 ноября 1923.

Совнарком СССР формировался ЦИК СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных и объединенных (союзно-республик.) наркоматов, рассматривал и утверждал декреты и постановления общесоюзного значения в пределах прав, предусмотренных Конституцией СССР 1924, положениями о СНК ЦИК СССР и др. законодательными актами. Декреты и постановления СНК СССР являлись обязательными к исполнению на всей территории СССР и могли приостанавливаться и отменяться ЦИК СССР и его Президиумом. Впервые состав СНК СССР во главе с Лениным утверждается на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923. Совнарком СССР, по положению о нем 1923, составляли: председатель, зам. председателя, наркомы СССР; в заседаниях СНК с правом совещательного голоса участвовали представители союзных республик.

По Конституции СССР, принятой в 1936, СНК СССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза ССР. Он образовывался Верх. Советом СССР. Конституция СССР 1936 установила ответственность и подотчетность СНК СССР Верх. Совету, а в период между сессиями Верх. Совета СССР - его Президиуму. По Конституции СССР 1936, СНК СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов СССР и др. подведомственных ему хоз. и культурных учреждений, принимал меры по осуществлению нар.-хоз. плана, гос. бюджета, осуществлял руководство в области внешних сношений с иностранными государствами, руководил общим строительством вооруженных сил страны и т. д. По Конституции СССР 1936, СНК СССР имел право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК Союзных республик и отменять приказы и инструкции наркоматов СССР. Ст. 71 Конституции СССР 1936 установила право депутатского запроса: представитель СНК или нарком СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.

СНК СССР, по Конституции СССР 1936, был образован на 1-й сессии Верх. Совета СССР 19 янв. 1938. 30 июня 1941 решением Президиума Верх. Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный комитет обороны (ГКО), в котором была сосредоточена вся полнота государственной власти в СССР во время Великой Отечественной войны 1941-45.

СНК союзной республики является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти союзной республики. Он ответствен перед Верховным Советом республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верх. Совета - перед Президиумом Верх. Совета республики и ему подотчетен СНК союзной республики, по Конституции СССР 1936, издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР и обязан проверять их исполнение.

1.2 Состав и формирование СНК СССР

Важным этапом на пути принятия Конституции СССР 1924 года стала Вторая сессия ЦИК Союза ССР, которая открылась 6 июля 1923 г.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом (ст.37 Конституции). В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР (глава 8 Конституции СССР 1924 г.): пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая исполнения решения.

Вторая сессия утвердила состав Совета Народных Комиссаров СССР и избрала его председателем В. И. Ленина.

Поскольку В. И. Ленин был болен, руководство Советом Народных Комиссаров осуществляли пять его заместителей: Л. Б. Каменев, А. И. Рыков, А. Д. Цюрупа, В. Я. Чубарь, М. Д. Орахелашвили. Украинец Чубарь был с июля 1923 г. председателем Совнаркома Украины, а грузин Орахелашвили председателем Совнаркома ЗСФСР, так что они исполняли, прежде всего, свои прямые обязанности. Со 2-го февраля 1924 г. председателем СНК СССР станет Рыков. Рыков и Цюрупа были русскими по национальности, а Каменев - евреем. Из пяти заместителей Совнаркома лишь Орахелашвили имел высшее образование, остальные четверо - среднее. Совнарком СССР являлся прямым преемником СНК РСФСР. Кроме председателя и пяти его заместителей в первый Совнарком Союза вошли также 10 наркомов и председатель ОГПУ с правом совещательного голоса. Естественно, при подборе руководителей Совнаркома появились проблемы, связанные с необходимым представительством от союзных республик.

Свои проблемы имелись и при формировании союзных наркоматов. Наркоматы РСФСР по иностранным делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов, по военным и морским делам были преобразованы в союзные. Кадровый состав наркоматов в то время еще формировался в основном из бывших служащих аппарата управления и специалистов еще дореволюционного времени. На служащих бывших до революции рабочими в 1921-1922 гг. приходилось лишь 2,7 %, что объяснялось отсутствием достаточного количества грамотных рабочих. Эти служащие автоматически перетекли из российских наркоматов в союзные с очень незначительным числом работников переведенных из национальных республик.

Совет Народных Комиссаров Союзной республики образуется Верховным Советом Союзной республики в составе: Председателя Совета Народных Комиссаров Союзной республики; Заместителей председателя; Председателя Государственной плановой комиссии; Народных Комиссаров: Пищевой промышленности; Легкой промышленности; Лесной промышленности; Земледелия; Зерновых и животноводческих совхозов; Финансов; Внутренней торговли; Внутренних дел; Юстиции; Здравоохранения; Просвещения; Местной промышленности; Коммунального хозяйства; Социального обеспечения; Уполномоченного Комитета заготовок; Начальника Управления по делам искусств; Уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов.

1.3 История законодательной базы СНК

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

·управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

·издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18).

Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР <#"justify">·по иностранным делам;

·по военным делам;

·по морским делам;

·по внутренним делам;

·юстиции;

·труда;

·социального обеспечения;

·просвещения;

·почт и телеграфов;

·по делам национальностей;

·по финансовым делам;

·путей сообщения;

·земледелия;

·торговли и промышленности;

·продовольствия;

·Высший Совет Народного Хозяйства;

·здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР <#"justify">·внутренней торговли;

·труда

·финансов

·РКИ

·внутренних дел

·юстиции

·просвещения

·здравоохранения

·земледелия

·социального обеспечения

·ВСНХ

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года <#"justify">·пищевой промышленности

·легкой промышленности

·лесной промышленности

·земледелия

·зерновых совхозов

·животноводческих совхозов

·финансов

·внутренней торговли

·юстиции

·здравоохранения

·просвещения

·местной промышленности

·коммунального хозяйства

·социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Глава 2. Задачи и полномочия СНК СССР

.1 Полномочия СНК СССР

Совет Народных Комиссаров Союзной республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Неродных Комиссаров СССР и проверяет их исполнение.

Совет Народных Комиссаров Союзной республики имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров автономных республик и отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов советов депутатов трудящихся краев, областей и автономных областей.

Народные Комиссары Союзной республики руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Союзной республики.

Народные Комиссары Союзной республики издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и Союзной республики, приказов и инструкций союзно-республиканских Народных Комиссариатов СССР.

Народные Комиссариаты Союзной республики являются союзно-республиканскими или республиканскими.

Союзно-республиканские Народные Комиссариаты руководят порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь как Совету Народных Комиссаров Союзной республики, так и соответствующему союзно-республиканскому Народному Комиссариату СССР.

Республиканские Народные Комиссариаты руководят порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Народных Комиссаров Союзной республики.

Важнейшей задачей Совнаркома тогда было оживление экономической жизни. Во время Гражданской войны заметно снизилась трудовая дисциплина и прогулы достигали 30-40 %, упала сравнительно с 1913 г. примерно на 10-15 % интенсивность и производительность труда, снизилась реальная заработная плата. Вся сумма заработной платы в среднем по РСФСР в 1919-1921 гг. составляла 38-40 % довоенного уровня. Впрочем, с 1922 г. она начала повышаться и весной 1923 г. достигла 60 %.

В начале 20-х гг. все-таки восстановление народного хозяйства шло довольно значительными темпами. В одном из своих выступлений в декабре 1923 г. А. И. Рыков отмечал заметный рост промышленности. Если 1920 г. по этому показателю брался за 100 %, то 1921-119 %, 1922-146 %, а 1923-216 %. Однако, в 1923 г. объем промышленного производства составлял по сравнению с 1913 г. только 40,3 %, а производства сельского хозяйства-75 %.От хозяйственных успехов, конечно, зависело главное в союзном строительстве.

Тем временем работа по дальнейшему продолжению этого строительства не прекращалась. В августе 1923 г. состоялось первое совещание председателей Совнаркомов союзных республик, а 29 сентября того же года - второе. Комиссия ЦИК СССР по подготовке положений о ЦИК СССР, СНК СССР и наркоматах СССР заседала 21 августа, 13 сентября, 22, 23 и 24 октября. Еще 24 августа 1923 г. Президиум ЦИК СССР утверждает порядок дня третьей сессии ЦИК СССР, работа которой открылась 6 и завершила ее 12 ноября того же года. Все представители ЦИК союзных республик сделали свои доклады, параллельно шла работа в комиссиях, готовивших решения этой сессии. Значительный объем работы был проделан комиссией, которой поручалась выработка положений о центральных органах власти СССР, учитывавшей поправки, предложенные союзными республиками к проектам представленным на утверждение сессии. Оживленный обмен мнениями шел, например, в Комиссии вырабатывавшей «Положение о ЦИК СССР». Не все соглашались с двухпалатной системой, поскольку некоторые считали излишним создание Совета Национальностей и ратовали за упрощение работы сессий ЦИК СССР «Положение о Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик» было принято 12 ноября 1923 г. и состояло из десяти глав, в свою очередь подразделенных на 79 параграфов. В нем предусматривались как очередные, так и чрезвычайные сессии ЦИК СССР, причем очередные сессии должны были созываться три раза в год. Специальные главы посвящались Союзному Совету, Совету Национальностей и согласительной комиссии, в случае возможных разногласий между ними. Предусматривались также совместные заседания обеих палат, чему также посвящалась отдельная глава. Подробно расписывались функции Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. Среди прочего, там также предусматривалось следующее: «Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР издает декреты, постановления и распоряжения, рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых Советом Народных Комиссаров Союза ССР, отдельными ведомствами Союза ССР, центральными исполнительными комитетами союзных республик и их президиумами и другими органами власти».

Президиум ЦИК СССР получал также право отменять постановления Совнаркома СССР, право амнистии, право помилования и т. д. Взаимоотношения между Президиумом ЦИК СССР и государственными учреждениями и ведомствами должны были осуществлять Председатель и секретарь ЦИК СССР. При этом весь секретарский и технический аппарат ЦИК СССР должен был находиться в ведении и под руководством секретаря ЦИК СССР. В тот же самый день, 12 ноября были приняты положения о Совнаркоме СССР и о народных комиссариатах СССР. При обсуждении положения об СНК, когда очередь дошла до параграфа о комиссиях создаваемых Совнаркомом СССР, в частности о Комиссии законодательных предположений, Административно-финансовой комиссии и других было внесено дополнение, в силу которого во все комиссии при Совнаркоме и СТО, имевшие административно-распорядительные права, должны были входить с правом решающего голоса представители союзных республик.

В силу положения о Совнаркоме СССР этот орган образовывался ЦИК СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. В Совнарком, кроме председателя и его заместителей, входили народные комиссары по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов, рабоче-крестьянской инспекции, труда, продовольствия, финансов и председатель Высшего совета народного хозяйства. С совещательным голосом, наряду с представителями некоторых других органов, могли участвовать представители союзных республик, в том числе председатели совнаркомов союзных республик. К предметам ведения Совнаркома СССР относилось также «разрешение разногласий между советами народных комиссаров союзных республик по вопросам, входящим в компетенцию Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, а равно разногласий, как между народными комиссарами Союза ССР, так и между последними и советами народных комиссаров союзных республик». ЦИКи союзных республик, их президиумы и республиканские совнаркомы имели также право внесения вопросов на рассмотрение Совнаркома СССР.

«Общее положение о народных комиссариатах СССР», также принятое 12 ноября, предусматривало создание комиссариатов двух типов - общесоюзных, то есть единых для всего СССР, и объединенных. К общесоюзным относились комиссариаты: иностранных дел, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов; к объединенным: Высший совет народного хозяйства, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. Это «Общее положение» предусматривало составление для каждого комиссариата своих особых положений, подлежащих утверждению ЦИК СССР. Оно предусматривало приостановление ЦИКами союзных республик или их президиумами тех распоряжений народных комиссариатов СССР, которые не соответствовали Конституции СССР, законодательству Союза или законодательству союзной республики.

Общесоюзные комиссариаты получали право иметь при союзных республиках своих уполномоченных, непосредственно им подчиненных. Эти уполномоченные выдвигались комиссариатом СССР непосредственно или по предложению ЦИК союзной республики и подлежали утверждению Совнаркомом СССР. Причем по всем выдвигаемым кандидатурам был обязателен отзыв ЦИК союзной республики, имевшей право отвода назначаемого уполномоченного. Эти уполномоченные общесоюзных народных комиссариатов должны были входить в совнаркомы союзных республик с совещательным или решающим голосом в соответствии с решением ЦИКа союзной республики или его Президиума. Распоряжения общесоюзных комиссариатов были обязательными для непосредственного исполнения на всей территории СССР. Объединенные комиссариаты СССР должны были проводить все свои задания и директивы через одноименные народные комиссариаты союзных республик. Главы одноименных комиссариатов союзных республик подлежали назначению и отзыву ЦИКами союзных республик.

2.2 Деятельность СНК СССР

Деятельность Совнаркома выражалась в борьбе за диктатуру пролетариата, создании новой системы государственного аппарата, издании декретов и постановлений. Совнарком издал огромное количество декретов и постановлений. Они охватывали все отрасли политической и государственной жизни, оформляя классовую борьбу, ее завоевания, расчищая почву для строительства социализма.

Совнарком заседал почти ежедневно, утверждая по нескольку декретов и постановлений в день. Бывали дни, когда принималось по десятку декретов. Приведем несколько примеров.

20 декабря 1938 года, Совнарком СССР учредил трудовые книжки. Эта «корочка» - трудовая книжка (ТК) - была важнейшим элементом советской административно-командной системы. Первые трудовые книжки появились через год после революции. Царские паспорта большевики отменили и ввели свои удостоверения личности. Декрет от 5 октября 1918 года назывался красноречиво: «О трудовых книжках для нетрудящихся».

Альтернативой трудовой повинности был либо революционный трибунал, который руководствовался «велениями революционной совести», либо - голодная смерть без пайка.

С 25 июня 1919 года ВЦИК ввел поголовный учет: трудовую книжку получал всякий, кто достиг 16 лет. На первой странице было напоминание: «Не трудящийся да не ест». Такой документ получил даже Ленин.

В сентябре 1926 года Совнарком ввел «Трудовые списки». Теперь этот документ предназначался для учета советских служащих. Фиксировалась национальность работника, социальное положение, партийность и даже воинский учет.

Постановление Совнаркома СССР об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной собственности.

За последнее время участились жалобы рабочих и колхозников на хищения (воровство) грузов на железнодорожном и водном транспорте и хищения (воровство) кооперативного и колхозного имущества со стороны хулиганствующих и вообще противообщественных элементов. Равным образом участились жалобы на насилия и угрозы кулацких элементов в отношении колхозников, не желающих выйти из колхозов и честно и самоотверженно работающих за укрепление последних.

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР считают, что общественная собственность (государственная, колхозная, кооперативная) является основой советского строя, она священна и неприкосновенна, и люди, покушающиеся на общественную собственность, должны быть рассматриваемы как враги народа, ввиду чего решительная борьба с расхитителями общественного имущества является первейшей обязанностью органов советской власти.

Исходя из этих соображений и идя навстречу требованиям рабочих и колхозников, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

Приравнивать по своему значению грузы на железнодорожном и водном транспорте к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этих грузов.

Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества.

Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении грузов на транспорте.

Приравнять по своему значению имущество колхозов и кооперативов (урожай на полях, общественные запасы, скот, кооперативные склады и магазины и т.п.) к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этого имущества от расхищения.

Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.

Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении колхозного и кооперативного имущества.

Повести решительную борьбу с теми противообщественными кулацко-капиталистическими элементами, которые применяют насилия и угрозы или проповедуют применение насилия и угроз к колхозникам с целью заставить последних выйти из колхоза, с целью насильственного разрушения колхоза. Приравнять эти преступления к государственным преступлениям.

Применять в качестве меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны кулацких и других противообщественных элементов лишение свободы от 5 до 10 лет с заключением в концентрационный лагерь.

Не применять амнистии к преступникам, осужденным по этим делам.

1932 г., июня 25, Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР О Революционной законности.

Отмечая десятилетие организации прокуратуры и достигнутые за этот период в Союзе ССР успехи в деле укрепления революционной законности, являющейся одним из важнейших средств укрепления пролетарской диктатуры, защиты интересов рабочих и трудящихся крестьян и борьбы с классовыми врагами трудящихся (кулачеством, перекупщиками-спекулянтами, буржуазными вредителями) и их контрреволюционной политической агентурой, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР особо указывают на наличие все еще значительного числа нарушений революционной законности со стороны должностных лиц и искривлений в практике ее проведения, особенно в деревне.

В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для социалистического переустройства сельского хозяйства Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

Отменить в районах сплошной коллективизации действие закона о разрешении аренды земли и о применении наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах (VII и VIII разделы общих начал землепользования и землеустройства).

Исключения из этого правила в отношении середняцких хозяйств регулируются районными исполнительными комитетами под руководством и контролем окружных исполнительных комитетов.

Предоставить краевым (областным) исполнительным комитетам и правительствам автономных республик право применять в этих районах все необходимые меры борьбы с кулачеством вплоть до полной конфискации имущества кулаков и выселения их из пределов отдельных районов и краев (областей).

Конфискованное имущество кулацких хозяйств, за исключением той части, которая идет в погашение причитающихся с кулаков обязательств (долгов) государственным и кооперативным органам, должно передаваться в неделимые фонды колхозов в качестве взноса бедняков и батраков, вступающих в колхоз.

Предложить правительствам союзных республик, в развитие настоящего постановления, дать необходимые указания краевым (областным) исполнительным комитетам и правительствам автономных республик.

В «год великого перелома», 24 сентября 1929 года, был издан декрет Совнаркома, отменяющий все праздники, кроме 7 ноября и 1 мая.

2.3 Преобразование СНК СССР

Согласно Конституции СССР 1936 г., СНК СССР - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти <#"justify">Заключение

В заключение данной работы нужно отметить, что в 1920-е годы государственное управление находилось в состоянии динамической эволюции. Имеется в виду развитие на собственной основе, когда сущностные черты развивающейся системы, т.е. находящейся на стадии становления, определились, но не имели застывшего характера.

Освещение послеоктябрьской истории государственного управления в России основывается, прежде всего, на характеристиках качеств и особенностей советской государственной системы, ее структуры, целей и методов управления в процессе их становления и эволюции.

Структура советского государственного управления основывается на декретахIIВсероссийского съезда Советов, где определена система органов власти и управления таким образом: Всероссийский съезд Советов - верховный орган государственной власти; ВЦИК - исполнительный орган съезда и носитель высшей власти в период между съездами; СНК -рабоче-крестьянское правительство, исполнительно-распорядительный орган управления; народные комиссариаты (комиссии) - центральные органы управления отдельными отраслями государственной жизни; Советы на местах - местные органы государственной власти и управления.

Высшим исполнительным и распорядительным органом по Конституции СССР 1924 г. являлся Совет народных комиссаров СССР. Состав его не был постоянным. С правом совещательного голоса в заседаниях СНК СССР участвовали представители союзных республик, члены ЦИК СССР, представители некоторых комитетов и управлений при правительстве (ОГПУ, ЦСУ и др.), главы правительств союзных республик. СНК СССР фактически издавал декреты и постановления, имевшие силу закона, а с начала 30-х годов все законопроекты должны были предварительно выноситься на его рассмотрение, хотя это и не предусматривалось Конституцией.

Конституция СССР 1936 года внесла значительные изменения в систему высших органов власти и управления, в избирательную систему. Конституция СССР 1936 г. - весьма противоречивый документ. С одной стороны, она закрепила отказ от многоступенчатых выборов, установила всеобщее избирательное право, прямые и равные выборы при тайном голосовании. С другой стороны, формально подтвердив федеральную природу государства, она фактически закрепила его унитарный характер, предоставив почти беспредельно широкие полномочия общефедеральному "центру". В известном смысле она было демократичнее Конституции 1918 г., и вместе с тем она стала прикрытием бескомпромиссной реакции и режима личной власти.

В декабре 1936 г. Из Наркомата тяжелой промышленности был выделен Наркомат оборонной промышленности. В 1937 г. Был образован Наркомат машиностроения. В 1939. созданы наркоматы угольной и нефтяной промышленности, Наркомат электростанций и электропромышленности.

Для улучшения руководства хозяйствами наркоматами в апреле 1940г. при СНК СССР было создано 6 хозяйственных советов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборонной промышленности по топливу, электрохозяйству и т д.

февраля 1941г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР, руководствуясь решениями ХVIII съезда ВКП(Б) поручил Госплану СССР, приступить к составлению генерального хозяйственного плана СССР на 15 лет, рассчитанного на решение основной экономической задачи - догнать главные капиталистические страны по производству продукции на душу населения.

В связи с возросшим объемом работы СНК СССР в 1937 в помощь ему был создан экономический совет, который действовал на правах постоянной комиссии Совнаркома Совет рассматривал годовые и квартальные народнохозяйственные планы и вносил их на утверждение СНК, контролировал выполнение планов, знакомился с положением отдельных отраслей народного хозяйства, принимал меры по улучшению их работы и т.д.

Он имел право издавать постановления и распоряжения, обязательные для всех наркоматов СССР. Таким образом, в организации управления народным хозяйством просматривается курс на усиление общесоюзных начал.

Законом от 15 марта 1946 Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР.

совет народный комиссар государственный

Список использованной литературы

1.Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М., 1999. С. 130-131.

2.Евгений Гусляров. Ленин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, версий историков , ОЛМА-ПРЕСС,2004 г., ISBN: 5948501914.

Олег Платонов. История русского народа в XX веке. Том 1 (гл. 39-81).

Гимпельсон Е. Г. Советские управленцы. 20-е годы. (Руководящие кадры государственного аппарата СССР). М., 2001, с. 94.

Мунчаев Ш.М. Отечественная история. 2008. //

Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917-1967 гг.). Справочник (по материалам государственных архивов)» (подготовлен ЦГА РСФСР), гл. I разд. «Правительство РСФСР».

.«Конституция (основной закон) РСФСР» (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918).

Шамаров В. М. Становление и развитие правовых и организационных основ. М., 2007. С. 218.

Жуков В., Еськов Г., Павлов В. История России. Учебное пособие. М., 2008. С. 283.

Шипунов Ф. Истина Великой России. М., 2007. С. 420.

Конституция СССР 1936 г. «формально отвечала лучшим мировым образцам того времени». Политическая история России / Отв. ред. В.В. Журавлев. М., 2008. С. 530.

Борисов С. Честь как феномен российского политического сознания. СПб, 2006. С. 183.

Впервые был избран на Втором Всероссийском съезде Советов 8 ноября (26 октября по старому стилю) 1917 года под председательством Владимира Ленина как временное рабочее и крестьянское правительство (до созыва Учредительного собрания). Заведывание отдельными отраслями государственной жизни осуществлялось комиссиями. Правительственная власть принадлежала коллегии председателей этих комиссий, то есть Совету Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежал Всероссийскому съезду советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному исполнительному комитету (ЦИК).

После роспуска Учредительного собрания Третий Всероссийский съезд Советов 31 января (18 января по старому стилю) 1918 года постановил отменить в наименовании советского правительства слово "временное", назвав его "Рабочее и Крестьянское правительство Российской Советской Республики".

Согласно конституции РСФСР 1918 года , принятой Пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года, правительство именовалось Совет Народных Комиссаров РСФСР.

В связи с образованием Союза ССР в декабре 1922 года было создано союзное правительство — СНК СССР под председательством Владимира Ленина (впервые утверждено на второй сессии ЦИК СССР в июле 1923 года).

В соответствии с Конституцией СССР 1924 года СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, образовывался постановлением ЦИК СССР на срок полномочий ЦИК, СНК союзных и автономных республик — ЦИК соответствующих республик. СНК СССР должен был регулярно отчитываться о проделанной работе на съездах Советов СССР и сессиях ЦИК СССР.

К компетенции СНК СССР была отнесена организация непосредственного руководства народным хозяйством и всеми другими отраслями государственной жизни. Это руководство осуществлялось через центральные отраслевые органы — необъединенные (союзные) и объединенные (союзно-республиканские) наркоматы СССР. СНК СССР руководил деятельностью наркоматов, рассматривал их отчеты, улаживал разногласия между отдельными ведомствами. Он утверждал концессионные договоры, разрешал споры между Совнаркомами союзных республик, рассматривал протесты и жалобы на постановления Совета труда и обороны СССР и других учреждений при нем, на распоряжения наркомов, утверждал штаты общесоюзных учреждений, назначал их руководителей.

К ведению СНК СССР относилось принятие мер по осуществлению народно-хозяйственного плана и государственного бюджета и по укреплению кредитно-денежной системы, по обеспечению общественного порядка, осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностранными государствами и др.

На СНК СССР возлагалась и законодательная работа: он предварительно рассматривал проекты декретов и постановлений, которые затем представлялись на утверждение ЦИК СССР и его президиума, с начала 1930-х годов все законопроекты должны были предварительно вноситься на рассмотрение СНК СССР, хотя это и не предусматривалось конституцией.

Конституция 1936 года внесла дополнение в определение места правительства в государственном механизме. Совет Народных Комиссаров СССР определялся, как "высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти". В Конституции 1924 года слово "высший" отсутствовало.
По Конституции СССР 1936 года СНК СССР, СНК союзных и автономных республик образовывались соответственно Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик.

СНК СССР формально был ответственен перед Верховным Советом СССР (ВС) и ему подотчетен, а в период между сессиями ВС — ответственен перед Президиумом ВС СССР, которому подотчетен. СНК мог издавать обязательные к исполнению на всей территории СССР постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверять их исполнение.

Распоряжения, как государственные акты, стали издаваться СНК СССР с 1941 года.

Для успешного осуществления возложенных на него функций СНК СССР мог создавать при себе комитеты, управления, комиссии и другие учреждения.

Впоследствии возникла большая сеть специальных ведомств по различным отраслям государственного управления, действовавших при СНК СССР.

Председателями Совета народных комиссаров СССР были Владимир Ленин (1923-1924), Алексей Рыков (1924-1930), Вячеслав Молотов (1930-1941), Иосиф Сталин (1941-1946).

В послевоенный период с целью введения общепринятых в международной государственной практике наименований законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 года СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, наркоматы — в министерства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Совнарком

Создание Совета Народных Комиссаров СССР в качестве исполнительного органа Центрального Исполнительного Комитета СССР (ЦИК СССР) было предусмотрено Договором об образовании СССР. В этом договоре впервые была использована аббревиатура «Совнарком».

Прообразом Совнаркома СССР был Совет Народных Комиссаров – первая в истории советского государства коллегия председателей комиссий, которым было поручено «заведывание отдельными отраслями государственной жизни». Образованный декретами 2-го Всероссийского съезда Советов и ВЦИК 27 октября 1917 года, за пять лет до образования СССР, Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина являлся правительством Российской Советской Республики (с 1918 года – РСФСР). После образования СССР, Совет Народных Комиссаров РСФСР координировал деятельность советских республик, вошедших в состав Советского Союза, фактически став первым правительством СССР в период между подписанием Договора об образовании СССР 29 декабря 1922 года и формированием Совета Народных Комиссаров СССР 6 июля 1923 года.

Будучи правительством Советского Союза, Совнарком СССР и руководимые им наркоматы играли ключевую роль в таких значительных для страны и общества событиях и процессах, как восстановление экономики после гражданской войны, Новая экономическая политика (НЭП), коллективизация, электрификация, индустриализация, пятилетние планы развития народного хозяйства, цензура, борьба с религией, массовые репрессии и политические преследования, ГУЛаг, депортация народов, присоединение Прибалтики и других территорий к СССР, организация партизанского движения и промышленного производства в тылу во время Великой Отечественной Войны. Период деятельности СНК СССР охватывает несколько войн и вооруженных конфликтов на территории Советского Союза и за его пределами – в Европе, Центральной Азии и на Дальнем Востоке.

В Конституции СССР 1924 года Совнарком СССР был определен как исполнительный и распорядительный орган ЦИК СССР, а с принятием Конституции СССР 1936 года он получил альтернативное наименование – Правительство СССР – и приобрел статус высшего исполнительного и распорядительного органа государственного управления Советского Союза.

Совнарком СССР формировался ЦИКом СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных наркоматов, рассматривал и утверждал декреты и постановления общесоюзного значения в пределах прав, предусмотренных Конституцией СССР 1924 года, положениями о СНК ЦИК СССР и другими законодательными актами. Декреты и постановления СНК СССР являлись обязательными к исполнению на всей территории СССР и могли приостанавливаться и отменяться ЦИК СССР и его Президиумом. Впервые состав СНК СССР во главе с Лениным утверждается на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923 года. Совнарком СССР, по положению о нем 1923 года, составляли: председатель, зам. председателя, наркомы СССР; в заседаниях СНК с правом совещательного голоса участвовали представители союзных республик.

Конституция СССР 1936 года установила ответственность и подотчетность СНК СССР Верховному Совету а в период между сессиями Верховного Совета СССР – его Президиуму. По Конституции СССР 1936 года СНК СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов СССР и подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений, принимал меры по осуществлению народно-хозяйственного плана, государственного бюджета, осуществлял руководство в области внешних сношений с иностранными государствами, руководил общим строительством вооруженных сил страны. По Конституции СССР 1936 года СНК СССР имел право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК союзных республик и отменять приказы и инструкции наркоматов СССР.

Во время Великой Отечественной войны деятельность народных комиссариатов СССР была подчинена Государственному комитету обороны – чрезвычайному органу управления под руководством Председателя СНК СССР И. В. Сталина, который был создан на период войны и обладал всей полнотой власти в СССР.

Председатель Совета Народных Комиссаров СССР являлся главой советского правительства. Назначение на должность Председателя осуществлялось при утверждении состава правительства на сессии ЦИК СССР (с 1938 года – Верховного Совета СССР).

В каждой союзной и автономной республике действовали свои правительства – республиканские советы народных комиссаров – образуемые ЦИК (с 1938 года Верховным советом) соответствующей союзной или автономной республики. Республиканские правительства юридически не находились в непосредственном подчинении Совета Народных Комиссаров СССР, однако были обязаны в своей деятельности руководствоваться декретами и постановлениями союзного Совнаркома. Вместе с тем, союзно-республиканские народные комиссариаты в составе республиканских совнаркомов имели двойное подчинение – они одновременно подчинялись как совнаркому союзной республики, в рамках которого они были созданы, так и соответствующему союзно-республиканскому народному комиссариату СССР, приказами и инструкциями которого должны были руководствоваться в своей деятельности.

Иногда приходиться слышать о том, что основатель советского государства В.И. Ленин якобы «окружил себя евреями» и с самого начала «правительство большевиков было правительством евреев». На это однажды, явно что-то напутав, намекнул даже Президент Путин. Давайте разберёмся – так ли это на самом деле?

В ночь с 7 на 8 ноября 1917 Всероссийский Съезд Советов принял три исторических документа: «Декрет о мире», «Декрет о земле» и «Постановление об образовании Совета Народных Комиссаров» – первого советского правительства.

В первом составе СНК (Совета Народных Комиссаров) было 15 человек (Эту информацию легко найти даже через поисковик Интернета)

Национальный состав правительства примерно соответствовал национальному составу всего Российского государства. Так вот, из этих 15 членов было:

Представителей кавказских народов (грузин) – один (И.Джугашвили);

Представителей западных народов (поляк) – один (И.Теодорович);

Представителей средиземноморских народов (еврей) – один (Л.Бронштейн);

Представителей Малороссии (украинцы) – трое (П.Дыбенко, Н.Крыленко, В.Овсеенко).

9 человек из 15 были русские. Перечислим их поименно:

Нарком внутренних дел – РЫКОВ Алексей Иванович. Родился в 1881 в семье крестьянина Вятской губернии, Яранского уезда, слободы Кукарки. Русский. Учился в Казанском университете, исключен за участие в революционном движении, член РСДРП с 1898.

Нарком земледелия – МИЛЮТИН Владимир Павлович. Родился в 1884 в деревне Туганцево Льговского уезда Курской губернии в семье сельского учителя. Русский. Учился на юрфаке Петербургского университета, участвовал в рев. движении, член РСДРП с 1903. В 1917 был председателем Саратовского Совета рабочих и солдатских депутатов.

Нарком труда – ШЛЯПНИКОВ Александр Гаврилович. Родился в 1885 в г.Муроме в семье старообрядцев-поморов. Русский (а кто-нибудь слышал о евреях-старообрядцах?). Отец работал мельником, плотником, чернорабочим, мать – дочь горняка. Член РСДРП с 1901, аресты, эмиграция, работа во Французской соцпартии. Активный участник Февральской революции 1917, член инициативной группы по созданию Петроградского Совета.

Нарком по делам торговли и промышленности – НОГИН Виктор Павлович. Родился в 1878 в Москве в семье приказчика. Русский. После окончания городского училища в Калязине Тверской губернии работал конторщиком, с 1896 рабочий в Петербурге, участник рев. кружков, член партии с 1898. В 1917 был председателем Московского Совета рабочих депутатов.

Нарком просвещения – ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич. Родился в 1875 в Полтаве в семье чиновника. Русский, потомственный дворянин. Во время учебы в гимназии организовал и возглавил марксистские кружки, партстаж с 1895. Учился в Цюрихском университете, занимался литературным трудом. Он – единственный из первых наркомов, проработавший на своем посту 12 лет.

Нарком финансов – СКВОРЦОВ Иван Иванович (псевдоним Степанов). Родился в 1870 в Богородске в семье фабричного служащего. Русский, как это ни странно. Окончил Московский учительский институт и практически всю жизнь проработал в Москве, в Московской организации РСДРП (партстаж с 1896). Автор ряда фундаментальных работ по политэкономии, переводчик трудов Маркса.

Нарком юстиции – ОППОКОВ Георгий Ипполитович (псевдоним Ломов). Родился в 1888 в Саратове в дворянской семье. Его отец более 30 лет прослужил здесь управляющим отделением Государственного Банка. Русский. С 13 лет участвовал в кружках, член партии с 1903. Учился на юрфаке Петербургского университета, во время Архангельской ссылки (1911-1913) участвовал в полярных экспедициях (на Новую Землю и Чешскую Губу).

Нарком почт и телеграфов – АВИЛОВ Николай Павлович (псевдоним Глебов). Родился в 1887 в семье калужского сапожника. Русский. С 12 лет работал в типографии, с 1904 член РСДРП. Вел партработу в Москве и на Урале, учился в Болонской партшколе. «Февральская революция застает его в бегах из Нарымского края». Позже работал председателем Ленинградского Совета профсоюзов.

Коллегию Народного комиссариата по военным и морским делам составили:

ДЫБЕНКО Павел Ефимович. Родился в 1889 в семье потомственных крестьян села Людков Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Как он отмечал в автобиографии середины 1920-х гг, «Мать, отец, брат и сестра до сих пор живут в с.Людков и занимаются крестьянством». Закончил 4-летнее городское училище, с 17 лет работал грузчиком в порту, затем матросом. В 1911 за участие в стачках сдан в армию, служил на Балтийском флоте. В 1917 председатель Центробалта, активный участник Октябрьской революции и гражданской войны.

КРЫЛЕНКО Николай Васильевич – потомственный революционер. Родился в 1885 в Сычевском уезде Смоленской губернии в семье ссыльных украинцев. Окончил Петербургский университет, участвовал в студенческом движении, большевик с 1904. В годы Первой мировой войны был мобилизован в армию, получил чин прапорщика. В 1917 был избран последовательно председателем полкового, дивизионного, армейского комитета. В дни Октября назначен Верховным главнокомандующим.

ОВСЕЕНКО Владимир Александрович (псевдоним Антонов). Родился в 1884 в Чернигове. Отец Александр Анисимович – дворянин, поручик, затем капитан резервного полка, ветеран русско-турецкой войны, так что Владимира Овсеенко можно считать потомственным военным. Окончив Воронежский кадетский корпус, учился в Николаевском военно-инженерном и Петербургском юнкерском училищах. Во время 1 Российской революции, как активный участник, был приговорен Севастопольским военным судом к смертной казни, но бежал. 7 ноября 1917 лично руководил захватом Зимнего дворца.

И, наконец, Председатель Совнаркома УЛЬЯНОВ Владимир Ильич (Ленин). Хотелось бы подчеркнуть, что в упомянутом «Постановлении» все наркомы названы своими подлинными фамилиями (псевдонимы даны в скобках). О Владимире Ильиче, как лидере большевиков, слухов ходит больше всего. Чуть не «общим местом» стало утверждение, что он – еврейского происхождения. Однако этот тезис не аксиома, а версия. Действительно, существуют документальные данные, что его предок Александр Дмитриевич Бланк на самом деле выкрест Израиль Бланк. Но исследования московского историка М.Бычковой (1993) показали, что в первой половине XIX века в Петербурге по медицинской части служили двое полных тезок – два А.Д.Бланка, примерно одного возраста. Один из них был действительно крестившийся еврей, а другой происходил из православного московского купеческого рода. Так вот, русский Бланк дослужился до надворного советника, что давало право на потомственное дворянство. Бланк-еврей не был на госслужбе, а работал в частных госпиталях (например, на Златоустовской фабрике), поэтому такого права не имел. Как известно, В.И.Ульянов был дворянином, таким образом, можно определенно считать, что его дедом был русский А.Д.Бланк. Как утверждает М.Бычкова, в свое время персоны двух Бланков были кем-то сознательно смешаны. Отбросим спекуляции: В.И.Ульянов, выросший в великорусской культурной среде, был русским по духу, по языку и по происхождению. Трудно понять как четверть еврейской крови (если даже она и была, что проблематично) может перевесить; великороссийской.

Могут возразить: но ведь все вышеупомянутые – лишь первый состав Советского правительства. А дальше? Ну что ж, заглянем дальше. По тексту «Постановления» пост наркома по ж/д делам «временно остается незамещенным». Через несколько дней это место занял

ЕЛИЗАРОВ Марк Тимофеевич, сын крепостного крестьянина из с.Бестужевка Самарской губернии. Русский. Во время учебы в Петербургском университете он вступил в Самарское землячество и сблизился с Ульяновыми – Александром и Анной. Владимир Ильич даже был свидетелем на бракосочетании Марка и Анны. Позже Елизаров учился в Московском инженерном училище МПС, работал в управлении Московско-Курской ж/д и одновременно вел рев. кружки среди рабочих. В 1919 умер от тифа.

12 ноября 1917 наркомом госпризрения была назначена ПЕРВАЯ В МИРЕ женщина-министр – КОЛЛОНТАЙ Александра Михайловна. Урожденная Домонтович, дочь генерала из знатного дворянского рода украинского происхождения, восходящего к Псковским князьям. Училась в Цюрихском университете, в 1906 примкнула к РСДРП.

Наркомом госконтроля с 19 ноября 1917 был ЭССЕН Эдуард Эдуардович, из обрусевших немецких баронов. Родился в 1879 в Петербурге, член РСДРП с 1898. В 1917 – председатель Василеостровского районного Совета депутатов.

Через две недели несколько наркомов подали в отставку ввиду несогласия с политической линией Ленина. Их места заняли:

Наркомвнудел ПЕТРОВСКИЙ Григорий Иванович. Из потомственных крестьян с.Печенеги Харьковской губернии, украинец. Отучился два с половиной года в школе и был исключен из-за отсутствия денег для платы за учебу. Работал в кузне, слесарне, затем токарем на заводе, член РСДРП с 1897. Был депутатом Госдумы России от рабочих Екатеринославской губернии (1912-1914).

Наркомпочтель ПОДБЕЛЬСКИЙ Вадим Николаевич. Родился в 1887 в Якутии в семье ссыльных народовольцев. Русский. Активный участник Революции 1905 года, вступил в РСДРП, вел партработу в Тамбове и Москве. Умер в 1920.

Нарком здравохранения СЕМАШКО Николай Александрович. Из крестьян Орловской губернии Елецкого уезда деревни Ливенской. Учился на медфаке Московского университета, участвовал в студенческом движении, был исключен и выслан. Закончив образование в Казанском университете, работал врачом, затем в эмиграции – секретарь Загранбюро РСДРП. В 1917 был председателем Замоскворецкой районной управы в Москве.

Был реорганизован Наркомат по военным и морским делам. Наркомвоеном стал ПОДВОЙСКИЙ Николай Ильич, сын священника из с.Кунашовка Нежинского уезда Черниговской губернии (неужели еврей?). Учился в Черниговской духовной семинарии и Ярославском юридическом лицее, член партии с 1901, в 1917 – руководитель Военной организации РСДРП и Военно-Революционного Комитета.

Наркомпочтель ПРОШЬЯН Проша Перчевич, которого даже пан Лукьяненко признал армянином. Но не большевик – с 1905 член партии эсеров, в 1917 левый эсер. Горячий полемист, в марте 1918 во время «Брестской дискуссии» вышел в отставку, участвовал в антибольшевистском восстании в июле 1918, был объявлен вне закона и вскоре умер от тифа.

Нарком госимущества КАРЕЛИН Владимир Александрович. Родился в 1891. Русский, из дворян, сын коллежского советника. Окончил университет, юрист, журналист. В 1917 был избран председателем Харьковской городской думы, левый эсер.

Наркомзем КОЛЕГАЕВ Андрей Лукич. Родился в Сургуте Тюменской губернии в мещанской семье. Русский. С 1905 член партии эсеров. В эмиграции учился в Парижском университете. В 1917 избран председателем Казанского Совета крестьянских депутатов. Под его руководством коллегия наркомата, состоящая сплошь из левых эсеров, разработала проект Закона о социализации земли, утвержденного 3 Всероссийским Съездом Советов в 1918 году.

И, наконец, ШТЕЙНБЕРГ Исаак Захарович. Адвокат с университетским образованием, нарком юстиции с 13.12.1917 по 18.3.1918. Отличился тем, что выпустил из-под ареста под честное слово ряд крупных антибольшевистских деятелей (В.Бурцев, А.Гоц). Да, еврей, но вот закавыка – он не большевик. Штейнберг представлял партию левых эсеров, которая тогда входила в правительственную коалицию с РСДРП(б).

Так что и данный пример никак не подкрепляет правомерность термина «жидобольшевики», которым так лихо оперируют отечественные «национально-озабоченные» антикоммунисты.

Уместно вспомнить характеристику английского дипломата полковника Р. Робинса, данную еще в 1917 году: «Первый СНК, если основываться на количестве книг, написанных его членами, и языков, которыми они владеют, по своей культуре и образованности был выше любого кабинета министров в мире».

Отмечу, что из 92 человек, работавших в СНК в 1917-1918, 51 имели высшее или неоконченное высшее образование, 18 – среднее или специальное.

1. Организовать Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения и два пересыльно-распределительных пункта в Архангельске и Кеми.
2. Организацию и управление указанными в ст. I лагерем и пересыльно-распределительными пунктами возложить на ОГПУ.
3. Все угодья, здания, живой и мертвый инвентарь, ранее принадлежавший бывшему Соловецкому монастырю, а равно Пертоминскому лагерю и Архангельскому пересыльно-распределительному пункту, передать безвозмездно ОГПУ.
4. Одновременно передать в пользование ОГПУ находящуюся на Соловецких островах радиостанцию.
5. Обязать ОГПУ немедленно приступить к организации труда заключенных для использования сельскохозяйственных, рыбных, лесных и пр. промыслов и предприятий, освободив таковые от уплаты государственных и местных налогов и сборов.

Зам. председателя Совета Народных Комиссаров СССР Рыков
Управляющий делами СНК Горбунов
Секретарь Фотиева

Верно:
Cекретарь спецотдела при ОГПУ И.Филиппов

Копия с копии верна:
Cекретарь управления Соллагерями ОН ОГПУ Васьков

Cписок фамилий членов Совета Народных Комиссаров СССР принявших Постановление "Об организации Соловецкого лагеря принудительных работ"

Богданов Петр | Брюханов Николай | Дзержинский Феликс | Довгалевский Валериан | Каменев Лев (Розенфельд) | Красин Леонид | Крестинский Николай | Курский Дмитрий | Ленин Владимир | Луначарский Анатолий | Орахелашвили Мамия | Рыков Алексей | Семашко Николай | Сокольников Григорий (Бриллиант Гирш) | Сталин (Джугашвили) Иосиф | Троцкий (Бронштейн) Лев | Цюрупа Александр | Чичерин Георгий | Чубарь Влас | Яковенко Василий

Не являясь "народными" коммисарами, к подготовке документов и решения приложили руку ещё двое товарищей:

И наконец верность документа Постановлению (или правильность Постановления в документе?) подтвержили товарищи из "органов":

Филлипов И. | Родион Васьков

"Народные" комиссары на момент создания СЛОНа:
половина из них погибнет от пули "соратников"

"Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства". (Ясенский Бруно )

Белобородов Александр Георгиевич (1891 –1938) - Цареубийца, подписал решение о расстреле царской семьи. Сменил Дзержинского на посту наркома ВнуДел РСФСР (30.08.1923). При нем Управление Северных лагерей было размещено на Соловках. Расстрелян.

Богданов Петр (1882-1939) - советский государственный деятель, инженер. Член РСДРП с 1905 г. В 1917 пред. Гомельского ревкома. Член ЦРК ВКП(б) в 1927-30. Член ВЦИК, ЦИК СССР. В 1937 арестован. Расстрелян.

Брюханов Николай (1878 - 1938) - советский государственный деятель. Народный Комиссар продовольствия СССР (1923-1924), заместитель Народного Комиссара финансов СССР (1924-1926), Народный Комиссар финансов СССР (1926-1930). 3.02.1938 года арестован. Расстрелян.

Дзержинский Феликс (1877 - 1926) - советский государственный деятель. Польский дворянин. Глава ряда наркоматов, основатель ВЧК, один из организаторов «красного террора», считавший, что "ЧК должна защищать революцию, даже если меч ее при этом случайно попадет на головы невинных".

Довгалевский Валериан (1885 - 1934) - советский государственный деятель, дипломат. Член Коммунистической партии с 1908, инженер-электрик. С 1921 нарком почт и телеграфов РСФСР, в 1923 заместитель наркома почт и телеграфов СССР. Был членом ЦИК СССР. Умер. Похоронен у Кремлёвской стены.

Каменев (Розенфельд) Лев (1883 - 1936) Из образованной русско-еврейской семьи, сын машиниста. 14 сентября 1922 г. назначен зам. председателя Совета народных комиссаров (В.Ленина) РСФСР. 1922 г. именно он предложил назначить Иосифа Сталина Генеральным секретарём ЦК РКП(б). В 1936 осуждён. Расстрелян.

Красин Леонид (1870 - 1926) Он же Никитич, Лошадь, Юхансон, Винтер, Курган. Советский государственный деятель. Родился в семье мелкого чиновника. В 1923 стал первым наркомом внешней торговли СССР. Скончался в Лондоне. Похоронен у Кремлёвской стены.

Крестинский (?) Николай (1883-1938), член партии с 1903 г. Из дворян, сын учителя гимназии. С 1918 г. нарком финансов РСФСР. В мае 1937 г. арестован. Единственный отказался признать вину: "Я не совершил также ни одного из тех преступлений, которые вменяются лично мне". Приговорен и расстрелян в 1938 году.

Курский Дмитрий (1874 - 1932), народный комиссар юстиции РСФСР, первый прокурор РСФСР. Родился в семье железнодорожного инженера. В 1918 член комиссии по организации в Советской России разведывательных органов (вместе с Дзержинским и Сталиным). Член Президиума ВЦИК (1921) и ЦИК СССР (1923). Покончил с собой (1932).

Ленин Владимир (1870 - 1924), советский политический и государственный деятель, революционер, создатель партии большевиков, один из организаторов и руководителей Октябрьского мятежа 1917 года, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР. Главный организатор СЛОНа.

Луначарский Анатолий (1875 - 1933), - советский писатель, политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед. Академик АН СССР (1930), нарком просвещения (1917-1929). Скончался во Франции. Похоронен у Кремлёвской стены.

Орахелашвили Мамия (Иван) (1881 - 1937) - советский партийный деятель. Родился в семье дворянина. Учился на медицинском факультете Харьковского университета. С 6 июля 1923 года по 21 мая 1925 года - заместитель председателя СНК СССР. В апреле 1937 года выслан в Астрахань. В 1937 арестован и расстрелян.

Рыков Алексей (1875 - 1938), член партии с 1898 г. Родился в Саратове. С 1921 г. зам. Предс. СНК и СТО РСФСР, в 1923-1924 гг. - СССР и РСФСР. Подписал постановление о создании СЛОНа. Исключен из партии (1937) и арестован. Расстрелян 15 марта 1938 года.

Семашко Николай (1874 - 1949) - советский партийный и государственный деятель. Племянник революционера Г.Плеханова. В Швейцарии познакомился с Лениным (1906). С 1918 нарком здравоохранения РСФСР. Профессор, академик АМН СССР (1944) и АПН РСФСР (1945). Умер своей смертью.

Сокольников Григорий (Бриллиант Гирш) (1888 - 1939) - советский гос. деятель. Член и кан. в члены Политбюро (1917, 1924-1925). Нарком финансов РСФСР (1922) и СССР (1923-1926). Арестован и приговорен к 10 годам тюрьмы (1937). По официальной версии убит заключёнными в Верхнеуральском политизоляторе (1939).. Расстрелян 29.07.1937, труп сожжен. Прах сброшен в яму на кладбище Донского монастыря в Москве.

Все эти товарищи - коммисары СНК, члены правительства - того самого ленинского правительства, которое запустила государственный механизм террора с первой остановкой на Соловках, в СЛОНе. Все эти "товарищи" впрямую причастны к принятию Постановления. Активной позицией или преступным попустительством. Вопрос для Суда: что делал 02 ноября 1923 года каждый из них?



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.