Там, где все кавказцы - черкесы. Марк Блиев. Черкесия и черкесы, Чечня и чеченцы, Осетия и осетины, Кавказская война - ran55


«Мне, русской, начхать на вашу историю»

Сплетения «кавказского узла» третьей части цикла: 1. Грузия и горцы Кавказа: преданная любовь. 2. «Русский взгляд: Вашим народам просто не повезло оказаться в соседстве с Россией » ; 3.»Евреи здесь не живут? Непорядок, значит, скоро будут жить! Черкесы, русские и избранный народ»; 4. «Абхазы и чеченцы против русских? Абхазо-чечено-черкесо-русский клубок»;

Грузия и горцы Кавказа: преданная любовь.

Черкес:
Аджарии независимость! Армянскую автономию в Грузии! Менглелы не грузины. Независимую Менгрелию!

Черкес - Грузину:
То, что я сейчас напишу, читай очень внимательно! Когда восстановим Черкессию, мы вас уродов обязательно сотрём с лица земли. Ни одной мрази грузинской не оставим и нам без разницы, с кем вы будете и в состав какого военного блока. Вы мрази и есть причина русско-черкесской войны, и мы этого не забыли и никогда не забудем.

Черкес для Черкеса:
Мы это никогда не забудем. Но коллективной ответственности не бывает. Как в Библии сказано, кто старое вспомнит тому глаз вон. А кто забудет тому два.

Черкес для Черкеса и Грузина:
Тыл всегда должен быть защищённым и потому в первую очередь мы позаботимся о безопасности своего тыла а это значит что вас грузинских шалав за нашими спинами не должно быть.... Мы вас вырезать и убивать не будем, мы вас обратно в Персию отгоним как баранов и пусть ваши братья персы с вами разбираются

Черкес:
Грузинская армия сдалась в ЮО на 3-й день. Интересно сколько героических художественных фильмов снимут грузины по этой теме. Фильмы они умеют снимать это факт.

Мегрел - Черкесам:
Чтобы воровать, надо мозги и талант иметь, а вы только сухой кусок сулугуна занюхивать умеете, около дуба, бездари. во что превратили цветущий край. Бездельники, наркуши. представляю как русских тошнит от ваших рож, ничего, недолго осталось ждать и вас они порешат как ваших братков бульдыгов, правильно и сделают, флаг им в руки.

Черкес:
Сулугуни это бледная тень черкесского сыра.

Черкес для Грузина:
Абхазский и Осетинский проекты состоялись очередь за Мингрельским и Аджарским. Так что встретимся в Зугдиди и Батуми. Тем более в Батуми я 2 года прожил. Люди там хорошие, ненавидели вас, тбилисских. Мы им поможем.

Черкес - для Черкеса:
Грузия серьезно больна нацизмом весь XX в, просто максимум его внешних проявлений пришлись на 1990-2000-е гг. Ты им ничего не докажешь, ничего не объяснишь. По истории - у них до сих пор официально не разоблачена концепция Ингороквы. (Павле Ингороква (1893-1983) - выдающийся грузинский литературовед, историк и этнограф, внес огромный вклад в формирование современной грузинской государственности. Именно он сформулировал господствующую в грузинской мысли теорию грузинской нации и концепцию исторических границ Грузии. Признан в Грузии как один из лучших специалистов по классической грузинской литературе (в частности, расшифровал значение древне-грузинских певческих знаков) и истории грузинского средневековья. По некоторым сведениям - абазин по национальности. Входил в состав «Комиссии по установлению границ между Грузией и Абхазией» (в ее состав вошли К. Церетели, Д. Ониашвили, П. Ингороква и генерал Одишелидзе), созданной в июне 1918 г. в рамках « Договора между правительством Грузинской Демократической Республики и Абхазским Народным Советом». Сформулировал концепцию, согласно которой абхазы происходят от одного из грузинских племен, абхазы мигрировали на территорию Абхазии только в XVII веке, «спустившись с гор Северного Кавказа», а Абхазия - это исконно грузинская земля. Впервые его концепция была оглашена22 июня 1917 г. в докладе Павле Ингороква «О территории Грузии» на учредительном съезде Национально-демократической партии Грузии. На основании доклада Съезд постановил, что «территорию Грузии составляют провинции Картли, Кахети, Самцхе-Саатабаго, Имерети, Гурия, Менгрелия, Сванетия и Абхазия, составляющие объединенную многовековыми государственными, культурными и экономическими отношениями единицу». Эта формула являлась и является определяющей для руководства Грузии во все периоды ее государственности: при меньшевистском правительстве, в Советский период и после восстановления независимости. В законченном виде в приложении к Абхазии изложена в напечатанном в 1954-м г. на грузинском языке фундаментальном исследовании «Гиорги Мерчуле» (издание книги не разрешалось долгие годы). Выход книги вызвал в Абхазии массовые выступления протеста. С конца 1988 г. лидеры тогдашней грузинской оппозиции З. Гамсахурдиа, М. Костава, А. Бакрадзе на митингах и в периодической печати активно пропагандировали эту теорию, сделав ее обоснованием идеи «Грузия для грузин», с обретением независимости концепции Ингороквы стали идеологическим обоснованием вооруженных действий правительств Грузии против Абхазии. Идеи П. Ингороквы ныне широко распространены среди грузинской интеллигенции, ученых-историков и всего населения Грузии, их, так или иначе, разделяют сегодня почти все ведущие медиевисты Грузии. Похоронен в пантеоне выдающихся общественных деятелей в Дидубе, в Тбилиси. - Авраам Шмулевич). Нормальные грузины (а таких не мало, Слава Богу) конечно, признают, что так, как «школа Ингороквы», никто грузинскую историческую школу не скомпрометировал, но это практически официальная грузинская доктрина и 99% грузин будут с пеной у рта нести бред про «абхазов не абхазов» - не могут простить абхазам Абхазское царство и основание Кутатиса (Кутаиси). Когда грузины перестанут домогаться абхазов - тогда черкесы им будут лучшие братья, как и было не раз в истории. Но абхазов мы не сдадим никогда , как не сдали тогда, когда Россия вам, грузинам, летом и осенью 1992 г помогала по полной программе (о чем грузины предпочитают не вспоминать). У абхазов из родни есть только черкесы, а у черкесов только абхазы. Поэтому ради аутсайдеров типа грузин , даже когда-то любимых , мы кровную родню не предадим никогда.

Черкес для Грузина:
Зачем нам Тбилиси? Задай себе вопрос. Зачем? Если бы вы не начали войну в 1992, Кавказ был бы другим. Вы ответственны за все. Вы разрушили Кавказское единство и ввергли регион в геополитические игры. Здесь уже кто с кем. От ситуации зависит.

Горец для Черкеса:
Абсолютно точно - все народы Кавказа смотрели в 1980-е гг на Тбилиси как на символ Кавказской Мечты. А на рубеже 1980/90-х гг грузины своими руками уничтожили Кавказскую Мечту, сделав ставку на Грузинский нацизм. Теперь обратной дороги нет.

Черкес - Грузину:
На самом деле сегодня, когда два больных зуба у Грузии вырвали, дела должны пойти к лучшему. Все авантюры вылетят из головы. Российские пограничники обеспечат это безусловно. И власть в Тбилиси со скрипом, но займется проблемами страны. Главное, не упустить время. Пока еще есть интерес великих держав. Но я не уверен в адекватности власти в Тбилиси. Хотя в России все отмечают успешную борьбу с коррупцией. Думаю, если об этом говорят в России, видимо успехи впечатляющие.

Черкес:
Пусть Грузия осудит геноцид черкесов. Если Грузия признает независимость Абхазии и осудит геноцид и депортацию черкесов она откроит новую страницу во взаимоотношениях абхазо-черкесского и грузинского народов. Но, боюсь, нынешние грузинские власти не доросли до уровня Ильи Чавчавадзе осудившего геноцид и депортацию еще в 19 веке.

Грузин - Черкесу:
Абхазию не признает. Геноцид - обязательно и, наверное, в скором будущем.

Черкес - Мегрелу:
Если Грузия признает независимость Абхазии и осудит геноцид черкесов и вайнахов, на Кавказе произойдут глобальные перемены. Это откроет путь к подлинному примирению и решению всех проблем.

Мегрел:
Абрек, ты вообще историю Абхазии знаешь? Эгрисские земли это где? до Сухуми это апсуйцы, далее что не ваше видно и сейчас. поезжай и посмотри сам. только знай, пока твои продажные соплеменники у власти, а других они с русскими будут истреблять (как это делалось в войну 93-го), все пустая болтовня. А могли бы свою часть Абхазии заселить черкесами и мы признали бы. Что и предлагала Грузия все последнее время.

Абхаз - Мегрельцу:
Слущай дарагой, Грузия так долго пользовалась не принадлежащими ей землями от Сухуми до Псоу, так можно мы теперь попользуемся немношка эгрисскими землями, ну немножко, чут-чут, лет 200-300, а потом обратно отдадим.

Русский взгляд: Вашим народам просто не повезло оказаться в соседстве с Россией.

Русский:
Поговорим о черкесах. Вы огреблись по полной в Кавказскую войну, еще хотите? Тогда вас мало рассеяли, вы опять мутите? Так вот, бараны, мы всегда били всех, кто на русских нападал, побьем и в этот раз. Не проблема.

Русский:
Да скорей бы уже этот Кавказ потерять! Со всеми кавказцами! Сколько можно платить русской кровью и русскими деньгами...

Русский:
Да задолбал ты, Шмулевич, завтраками кормить. Когда же, наконец, КОГДА Россия потеряет Кавказ? Форсируйте события. Зае»али горногоблины со своими комплексами. Пшли нах из России!

Русский:
Разве это потеря?

Русский - Русскому:

«Разве это потеря?» Извините, если иметь в виду Сочи и Красную Поляну, то да.

Русский:
Эх, дал бы Бог, Россия взяла бы и потеряла Кавказ на самом деле.

Русский:
Как вы уже все надоели со своим геноцидом, русские были сильнее и умнее поэтому и завоевали от Балтики до Тихого океана, так же вели себя и англичане, испанцы - поэтому и создали великую белую цивилизацию - плодами которой сейчас все пользуются. Рано или поздно вы получите свою свободу как весь Кавказ - дальше что вы же не на что не способны, будете ходить с протянутой рукой по всему миру как бывшие республики СССР, и кроме как мытье туалетов больше ничего не умеете.

Русский - Чеченцу:

Если потребуется, и в Грозный приеду снова - это один из городов Федерации, рядовой городишко, основанный русскими. А еще лучше, если мы туда придем вновь с «миротворческой миссией») Блин, ну хоть бы Рамзан скорее мятеж начал! Надеюсь, впрочем (надежда умирает последней), что до мятежа дело не доведут и «бравых ичкерийцев» подрежут заранее. Почему надеюсь - ведут слишком нагло себя даже по отношению к «элите», а этого Кремль не прощает. За себя то они побеспокоятся всегда) Поэтому гонки в центре Москвы со стрельбой или зарубежный расстрел противников Кадырова могут быть восприняты как посягательство на святое))) Перебор. Пронина разве из-за Евсюкова сняли? Скорее повод, а причина - именно безнаказанность вайнахского автопробега в центре столицы, когда участников, попрессовав, отпустили. Теперь начнут ограничивать. Главное - чтобы жестко, иначе не понимают.

Русская:
Читала я эти ваши мужские споры, и так смешно стало. Я понимаю, что русские тут просто стебутся и прикалываются. Понимаете, вы, адыги, чеченцы, черкесы и прочие - малые народы. Мне, русской, начхать на вашу историю, на ваши потери, на якобы геноцид, потому что мы победили. И если надо, опять победим и устроим еще один геноцид. Вашим народам просто не повезло оказаться в соседстве с Россией . Пока Россия стоит вам ничего не светит. А Россия вечна, непоколебима, незыблема. Сильна ли Русь? Война, и мор, И бунт, и внешних бурь напор Ее, беснуясь, потрясали - Смотрите ж: все стоит она! А вкруг ее волненья пали - И Польши участь решена...

Интернационалист до 1991 г.:
Потомки разбойников и работорговцев хотят снова разбойничать и торговать рабами! Если Россия пойдёт на уступки, то потеряет не только Кавказ, но и сама потеряется. Поэтому никаких уступок. Ни шагу назад!

21 мая 1864 г. - это тоже наш День Победы. Отметим его, как подобает: помянём тех русских героев, которые отвоевали для России эти благодатные места, очистив их от дикарей. Слава России!

Русский:
Поговорим о недоумках-черкесах. Вы огреблись по полной в Кавказскую войну, еще хотите? Тогда вас мало рассеяли, вы опять мутите? Так вот, бараны, мы всегда били всех, кто на русских нападал, побьем и в этот раз. Не проблема. Хотите, чтобы и последние ошметки ваши исчезли? Тогда мутите под предводительством «добрых» евреев, они вас заведут куда надо. Это такие братцы. Вы, черкесы, живете, как хотите, никто не щимит вас, вы рубите лес, сколько вам влезет, продаете, обогащаетесь, никто вас ничего не говорит, но эта лавочка может легко быть прикрыта. Как только немного наши хлопцы врубятся, что этот лес и они могут так же продавать себе в прибыток. Да и луга ништяк, скот там хорошо пасти. Хотите всего этого халявного преимущества лишиться - тогда побольше пойте под еврейскую дудочку.

«Евреи здесь не живут? Непорядок, значит, скоро будут жить!»

Черкесы, русские и избранный народ.

Антисемитизм в русском интернет-пространстве зашкаливает. Авторы-русские интернет-форумов умудряются связать с евреями, конечно в отрицательном контексте, любую обсуждаемую тему: от полетов на Луну до ловли пескарей в реках Грузии. Ситуация в кавказском интернет-пространстве, в том числе и в «адыгнете», несколько иная. Накал страха иудейска среди народов Кавказа сильно отличается от русских (включая русские кавказские субэтносы - терских и кубанских казаков). Антисемитизм существенно заметен лишь у чеченцев. Среди черкесов антиизраильские и вообще антисемитские позиции занимают исламисты. Но антисемитизм, ненависть к Израилю становится общим, объединяющим дискурсом среди мирового исламизма, как бы отличительным признаком «вахаба».

Черкес:
Русский, в черкесском вопросе нет еврейского заговора и давайте прекращать постоянно везде виновными выставлять евреев. Ты считаешь, что евреи искусственно пытаются объединить адыгейцев черкесов и кабардинцев в нацию адыги? Если ты так считаешь, то ты ничего не соображаешь в черкесском вопросе... Между прочем своими публикациями Авраам Шмулевич вам русским даёт ценный совет не пытаться спрятать проблему, а решить побыстрей пока вы русские полностью и окончательно не потеряли весь Кавказ.

Черкес:
А можно огласить весь список кабмина в изгнании? А то не понятно кто есть кто. Я уверен что половина из них это родня шмуля!

Черкес - Черкесу:
Ты че антисемит что-ли? Это редкий зверь среди черкесов, не «вымирающий», а даже не «родившийся»)))))))) Я за всю жизнь третьего только встречаю - тебя))))))))

Черкес:
Правда мы здесь думаем что целесообразней будет возвратить Крым Одесу Херсон Поволжье и Астрахань с прилигающими территориями Еврейскому народу. Нам гораздо желаней иметь соседями евреский народ чем вас оккупантов и тем более ненадо будет от кого то огорожатся калючей проволкой и китайскими стенами

Мы уже жили по соседству с Хазарами и наши предки расказывают что это были спокойные и очень мирные времена и наши народы процветали:)

Казак из Сочи:
Всегда плохо пахнет, когда проблемную ситуацию между двумя народами пытается разруливать представитель третьего народа. Какое отношение жид Шмулевич имеет к русско-черкесским отношениям?

Черкес:
Мы, черкессы диаспоры, считаем что евреям на Ближнем Востоке не будет спокойствия, потому целесообразней им переселится с Израиля в Крым и образовать на этих территориях, которых я привёл, землю обетованную. Тем более что их в Одессе и Херсоне и в окрестностях живёт несколько миллионов. Если тебе известно то когда задумывали образовать Израиль, то рассматривали два варианта и одним из них был Крым и как я слышал Американцы уже проплачивали Совку большие деньги за Крымский полуостров но евреи выбрали Ближний Восток.

Русский - Черкесу:
Не живут в Одессе и Херсоне миллионы евреев, не пизди... Посмотри данные последней всеукраинской переписи, сколько на Хохляндии всего жидочков. Так что все еврейцы идут в Эфиопию, а лучше на Марс!

Черкес:
Не живут говоришь евреи миллионами в Одесе и Херсоне? Непорядок, значит, скоро будут жить!

Абхазы против Русских? Абхазо-чечено-черкесо-русский клубок.

Абхаз: Грузины, такие же, как русаки, на наши земли зарятся .

Абхаз - для Чеченца:
Ты меня войной не удивишь, мы тоже 15 лет воюем, и конца не видно, от кикелов еле отмахались, щас русаки на голову садятся. Во-вторых, ты нормально, без русских матов говорить не можешь, что ли? И что за чушь ты несешь про восточных кавказцев, которые воинственнее западных, вас просто в пять раз больше. Сравни: абхазов сто тысяч, а чеченцев сам знаешь сколько. Так что придет время, и мы все увидим, кто че стоит. Насчет не помогли чеченцам в войну: знаешь, абхазы до сих пор по этому поводу комплексуют. Но у нас свои причины были, мы сами воевали, и нас очень мало, все на счету. Будущее у нас будет, если мы будем действовать согласованно.

Чеченец - для Абхаза:
Ваша так называемая война была просто бандитской перестрелкой по сравнению с нашей, ето во 1х, во 2х нас тоже всего 1млн против всей рашки, 143млн, к тому же оружия у русаков помощнее чем у грузинов, на нас испробовали все оружие кроме ядерного. Ну а против вайнахов тут печатают ваши адыги, обвиняя нас в нелояльности к русакам, вот какие видите ли вайнахи, толко последнее чмо могло такое написать, с какого перепоя мы должны быть лояльны к русакам? или вы? за геноциды? или за неповторение етих геноцидов? Только у последнего ган..на будут такие мысли в голове, ну а воинственными западно-кавказцев не назовешь никак, единственно вы посмели выебнутся на грузин заранее спрятавшись за русаков, я не считаю ето воинственностью, когда вижу так называемого президента Абхазии и Кокойты, то невольно вспоминаю шакала из Маугли, который тоже на север уходил с Шерханом

Абхаз - Чеченцу:
Про президентов я на вашем месте с вашим Кадыровым молчал бы. А я могу сказать, и ты своими сообщениями подтвердишь, что основная масса восточных кавказцев непроходима тупа.

Абхаз - Абхазу:
Почему я должен все русакам простить и любить их. Нет, я их ненавижу так же как, кикелов, и желаю им всего плохого.

Абхаз - Русскому:
Вы все мясо пушечное и никто больше. Тут мне один парень со смехом рассказывал, как недавно сбил русских солдат, два трупа, двое калеки без ног. Так вот его наши менты приняли и сразу отпустили что за скот людей сажать. а солдаты эти раненые валялись в больнице безхозные для части своей они уже списанный материал. Держи! www.rg.ru/2009/04/29/reg-jugrossii/mirot vorcy-anons.html Вот скот. там еще сгладили не написано что пацана отпустили а че эму за скот сидеть.

Авраам Шмулевич - Очень характерна реакция русских, которые вдруг стали всячески пытаться выгородить абхазов. Еще интересная черточка: для абхаза естественно, что сельский парень ездит на своём мерсе, хоть мерс этот и «не ахти».

С моей же еврейской точки зрения наибольшего внимания и возмущения заслуживает то, что родственники убийцы «договорились» с командиром русских солдат, и тот не только не стал преследовать убийцу, но и просто бросил своих искалеченных солдат на произвол судьбы. У русских-националистов же этот факт не вызвал вообще никакой реакции, и не помешал им предаваться мечтаниям про «нормального командира», который должен «найти и похоронить».

Русский:
Все верно: Совок везде Совок, а номенклатура в Совке - везде номенклатура. В Абхазии просто у местных есть роды, да еще это воевавшие, вооруженные люди-победители - с такими лучше не беспредельничать властям открыто, и это единственный ограничитель, которого в других регионах Совка в основном нет.

Русский - Абахзу:
Вопрос не национальный, а социальный. Такого дерьма на «Мерсах» хватает по всей стране... «реальные пацаны», хозяева жизни. Таких бесполезно учить. Если в части был командир нормальный, единственный выход - самим найти и похоронить.

Абхаз - Русскому:
Как раз национальный. Если бы он абхазов сбил, ему был пиздец в прямом смысле. А так его привезли в отдел, приехали его родственники, договорились с командирами солдат . И пацана отпустили. А мерс у него тоже не ахти, и парень он сельский . Просто, когда вы сами к себе как к скоту относитесь все вокруг также и к вам относятся .

Выходцы с Северного Кавказа часто идентифицируют себя в Турции как "черкесы", не будучи этническими черкесами. Черкесы действительно являются наиболее крупной группой среди мухаджиров (кавказцев, переселившихся или высланных российскими властями в Османскую империю во время Кавказской войны – примечание "Кавказ.Реалии" ). Количественный фактор сильно повлиял на идентификацию северокавказцев в Турции, но степень и глубина этого влияния варьируется в зависимости от региона страны.

Ведя репортаж о сирийских беженцах в турецкой провинции Хатай на границе с Сирией, автору данной статьи довелось посетить местные кавказские семьи, среди которых были кабардинцы, осетины, абхазы и кумыки. Узнав, что я прибыл с Северного Кавказа, они начинали говорить со мной на черкесском. Мои объяснения, что я не понимаю этого языка, вызывали недоумение. Хатайские кавказцы были убеждены в том, что на Северном Кавказе все говорят на черкесском языке, а этнические деления – не более, чем внутричеркесское племенное разделение. "А что, у кумыков есть свой отдельный язык?", - спрашивали меня. При этом собеседники отмечали чеченцев, о них они знали чуть больше и выделяли эту этническую группу как отличающуюся от черкесов.

Общение с выходцами из центральной Анатолии показало, что здесь акценты в самоидентификации немного другие. Разговор с Уналом Озером из Сиваса пролил свет на сложности самоидентификации выходцев с Северного Кавказа.

"Мухаджиры с Северного Кавказа все вместе прибыли сюда, основали селения рядом друг c другом и начали держаться вместе. Таким образом, название "черкес" стало общим для выходцев из этого региона. Способствовало этому и то, что кавказские народы имеют очень схожие культуры, кухню, одинаково справляют свадьбы, при этом говорят на разных языках", - рассказывает Озер. Собеседник "Кавказ.Реалии" при перечислении народов ставит знак равенства между кавказскими этническими группами и субэтническими делениями адыгов. "Есть абазины, лезгины, абадзехи, шапсуги и т.д. Все они разные. Около 10-11 национальностей", - отмечает житель Сиваса. В отличие от Хатая, где "черкес" - это название этнической группы, в центральной Анатолии в это понятие вкладывают скорее территориальное значение. "У нас нет такого этноса как черкес, это наше общее символическое обозначение", - заявляет турецкий кавказец.

Так же интерпретирует понятие "черкес" чеченец Кахир Акдениз из того же региона Сивас. "Турецкие чеченцы, как и все кавказцы, относят себя к черкесам. Но в Турции под "черкесом" следует понимать кавказца", - заявляет Акдениз. Чеченец также отмечает, что "черкес" не этническое понятие, а идентичность по региону происхождения.

В свою очередь осетинка из Анкары заявляет, что всех выходцев из Северного Кавказа турки называют черкесами. "Мы сами тоже туркам представляемся как черкесы. Но между собой мы называем себя по этническому происхождению. Например, я в кавказском кругу говорю, что я осетинка, а туркам часто представляюсь черкешенкой, так как они мало что знают об осетинах", - признается Джерен. При этом, по словам девушки, культурные мероприятия все "черкесы" проводят вместе. "Мы собираемся в одних и тех же местах", - говорит она.

Студентка из Газиантепа Нурхан оказалась кавказкой из Сирии, которая переехала в Турцию из-за войны на родине. Несмотря на то, что она не знает родного языка, идентификация у собеседницы довольно точная. Она себя не считает черкешенкой и заявляет, что для сирийских кавказцев эта проблема не так актуальна, как для турецких. "Когда меня кто-то спрашивает о происхождении, я отвечаю, что я кумычка из Дагестана. Правда такой ответ всегда вызывает вопрос о том, из России ли я родом. Некоторые спрашивают, не являюсь ли я представителем адыгского народа. Но я каждый раз даю отрицательный ответ. Я никогда себя не считала представителем адыгского народа. Да и в Сирии такого не наблюдала", - сказала Нурхан в интервью "Кавказ.Реалии". По всей видимости, самоидентификация кавказцев различается не только в между жителями разных регионов Турции, но и между гражданами разных стран Ближнего Востока.

ИСЛАМ БАУДИНОВ

Марк Блиев. Черкесия и черкесы, Чечня и чеченцы, Оетия и осетины... Что дальше?

В 2004 г. вышла в свет монография доктора исторических наук, профессора Северо-Осетинского государственного университета М.М. Блиева "Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации" (М.: Мысль, 2004. - 877с.). В 2011 г. часть этой монографии выпущена как отдельная книга «Черкесия и черкесы…». Ни та ни другая так и не получили объективной оценки. По замыслу автора первая работа направлена к полному пересмотру сложившихся взглядов на такой крупный исторический феномен, как Кавказская война. Посыл Марка Блиева сводится к относительно простому логическому умозаключению: дагестанцы, чеченцы и черкесы Северо-Западного Кавказа находились на такой стадии социально-общественного и экономического развития, когда внешние набеги и войны составляли их естественную "природу". Поэтому "оплоту цивилизации" - Российской империи, пришлось оказать сопротивление натиску горских варваров. Вследствие чего произошла Кавказская война в XIX в., реинкарнацией которой на рубеже XX - XXI вв. явились две "чеченские" войны.
Земледелие и скотоводство, ремесленные занятия и торговля не являлись по Марку Блиеву определяющими в жизни указанных выше горских народов Кавказа, а только набеги и грабежи. И ничего не могло изменить эту стадиально-генетическую предрасположенность природных бандитов к насильственному изъятию собственности. И, хотя львиная доля грузинских пленников на рынках Северного Кавказа обеспечивалась усилиями его собратьев осетин, последние (как, к примеру, ингуши, балкарцы и кабардинцы) наглухо вычеркнуты из почетного разбойничьего ряда. Порадел!
Многим в 90-х гг. XX в. захотелось "оттянуться" на "чеченах»; составной частью чеченофобии стало такое явление как "зачистка" чеченской истории. Из наиболее известных здесь имен - наш друг Марк Блиев. Первый засыпал своими «справками» о дагестанцах, чеченцах и черкесах, обреченных своей "стадиальностью" на набеги и войны с Россией силовые министерства Российской Федерации: МВД России, МИД России, ФСБ России, Главное разведывательное управление и институты истории РАН.
Старая истина утверждает, если человек ставит перед собой неправые цели, он в обязательном порядке будет вынужден прибегать к неправым средствам и приемам. Особенно это бывает заметно в научных исследованиях. Первая странность, с которой читатель сталкивается, приступая к изучению объемного труда М. Блиева, заключается в полном отсутствии историографического анализа проблемы.
Абсолютно необходимый научный анализ трудов предшественников оказался подмененным у М. Блиева в разделе "Вместо введения" несколькими редкими по степени цинизма и невежества фразочками: "В развязанной ими самими (черкесами. - Авт.) войне с Россией они не справились с преодолением собственной разобщенности и, потеряв исторические ориентиры, были вовлечены в массовую эмиграцию."
И это о том бесспорном факте, когда более полумиллиона, а то и болеее черкесов к 1864 г. были согнаны русской армией со своих земель на береговую полосу Черного моря, откуда их умирающими от голода и болезней, вывезли турки в Малую Азию и на Балканы. Согласно собственным словам, Блиев не забывал при оценке этой трагедии "о важности уберечь факты от "нравственных трактовок" во имя сохранения их собственной исторической сути и исследовательской значимости". Браво! Так расписаться в собственной беспринципности не у всякого духу хватит…
Ну, а теперь давайте последуем совету автора, отбросим и в его отношении "нравственные трактовки" и займемся "бухгалтерией" - посмотрим, как строится доказательная сторона исследования в главе "Чечня" (стр.43-63), которую можно смело назвать иначе: "Чеченская история от Марка Блиева изложенная на языке вражды».
Судите сами: "Отдельно стоит сказать о детерминизме законов развития общества и об отношении их к истории Чечни. Поверхностный взгляд на прошлое создает впечатление о наличии в Чечне "своеобразной" традиционной культуры, где насилия и жестокости занимают свой особый пласт; уже в начале XVII в. русские источники фиксируют набеги чеченцев на русскую границу и конфликты на этой почве с гребенскими казаками. В те давние времена участники набегов из Чечни наряду с огнестрельным оружием пользовались луком и стрелами. На глазах у наших современников чеченцы, вооруженные новейшим стрелковым и зенитным оружием, встретили XXI в., совершая набеги и похищая людей».
Дружище Марк, ну и где же здесь наука и где заурядное свинство? Ничего личного в ваш адрес. Вы просто нас просветите, в какой ипостаси в данном случае вас рассматривать. Согласитесь, что в ваших эскападах легко можно заподозрить не только свинство, но еще и элементарное незнание предмета постыдное для доктора наук. Во-первых, XXI век столь оригинально встретили на территории Чеченской Республики, Дагестана, Ингушетии, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарии представители международного террористического интернационала. Во-вторых, чеченцы первыми на территории Российской Федерации в 1993 г. с оружием в руках организованно поднялись на борьбу с диктатом криминального режима, в данном случае в лице генерала Дудаева и, до ввода российских войск в декабре 1994 г. успели отбить 11 карательных экспедиций сепаратистов на города и села Чечни. И в этой войне чеченцам более всего помогала братская Северная Осетия, о чем вам, дорогой Марк, руководители Осетии того времени не оказались видимо расположенными рассказывать.
Что же касается похищений людей в Чечне, в Москве и на Северном Кавказе в целом, и в Северной Осетии в частности в 1996-1999 гг.: Марк, Марк…, чья бы корова мычала!
Теперь давайте вернемся к началу XVII в. в истории Чечни, когда по мнению М.Блиева "русские источники фиксируют набеги чеченцев на русскую границу и конфликты на этой почве с гребенскими казаками".
Казаки Запорожской Сечи, Войска Донского, Гребенского войска, по крайней мере, в начале XVII в., не занимались производящим хозяйством, а жили дорогой Марк, как раз за счет того, чем вы столь щедро «наградили» других. Вот тут могла бы разгуляться ваша фантазия, ведь здесь имеются и "мужские братства" и "войсковая община" и классическая "набеговая система" и запрет на такие невинные хозяйственные занятия, как хлебопашество.
И реинкарнацию "разбойничьей" казачьей стихии в XXI в. мог бы усмотреть пытливый взгляд нашего исследователя, взяв в руки современный справочник казачьих войск Российской Федерации. А уж, если вдобавок привести цифры о количестве тяжких уголовных преступлений совершаемых в Российской Федерации, о числе профессиональных бандитов в организованных преступных группировках российских городов, о краже и выаозе капиталов в оффшоры и т.д. и т.д. Марк, да тут море разливанное по вашей проблеме. Но, как мы уже поняли, бредить о чем-то другом, кроме как о своих собратьях горцах, дорогому Марку нельзя-с.
Марк, вы сообщили о нападениях чеченцев на русских аж в начале ХУП в. А я хочу пригласить вас в более ранние времена - середина ХУ1 в. На заре русско-кавказских отношений в 1562 г. состоялся поход в осетинские горы воеводы Плещеева и союзника Москвы князя Темрюка, которые жестоко «воевали Татцкие земли близ Скиньских городков…и взяли кабаков Мшанских и Сонских сто шестьдесят четыре и людей многих побили и в полон имали". Вы тут объясните, за какие хорошие дела громили осетинские селения русские стрельцы, казаки и их союзники. Не за чеченцев и не за кого-либо других взялись первыми на Кавказе русские, а почему-то сразу за «неконфликтных» осетин.
Перефразируя вас скажу - наверное потому Осетия встретила ХХ1 в. грозя России паленой водкой. Оружие куда страшнее чеченских автоматов, гранатометов и зениток. Марк, Марк, подобные приемы дискуссии для самого автора этих строк совершенно несвойственны и неприемлемы, да простят меня осетинские братья. Но вы Марк своими глупостями просто достали!
Вам, безусловно, надо больше читать. Начните с Карамзина.
Читаем дальше и глазам своим не верим. Напоминаю, речь Марк ведет о чеченцах самом крупном автохтонном народе Северного Кавказа, занимающем сегодня по численности четвертое место на Кавказе после грузин, азербайджанцев и армян и 4-5 место по численности среди коренных народов Российской Федерации. Без тени сомнения бедный Марк расписывается в элементарном незнании древней и средневековой истории Чечни. Согласно "преданиям», говорит он, до XVI в. "чеченское племя" обитало где-то там, в горах в верховьях Аргуна и, вообще его появление на Северном Кавказе "позднее явление". Доказательство - оказывается "первый чеченский историк" (это Лаудаев) не отрицал, что "чеченцы - пришлый на Кавказе народ" (?!)". Ну честное слово оторопь берет.
Все это очень плохо, но дальше еще хуже, так как в ход пошла прямая, явная и подлая ложь: "Работавшие в 70-е годы в Чечне археологические экспедиции, изучавшие досредневековые периоды материальной культуры, не обнаружили памятников, тесно связанных с чеченским этносом...».
Между тем одного вашего чеченского собрата по духу - Саламу Дауева, так же как и вы оболгавшего и облившего грязью в своем опусе целые народы, включая осетин, другой чеченский историк печатно заклеймил как "мразь нации!" Дело, видимо, в том, что бывает "герой нации", а бывает и его антипод - "мразь нации". Советую почитать вам еще одного вашего духовного собрата - Дени Баксана. Уверен, вам очень понравится, что и как он пишет о происхождении осетин. Причем не менее оригинально, чем вы о чеченцах.
Вам, уважаемый Марк показалось мало объявить чеченцев вне цивилизации и истории, Вам невыносима сама мысль, что этот народ со времен окончания ледникового периода занимает физическое место на своей земле, ни одна пядь которой не отнята, а тем более не украдена у другого народа!
В современном чеченском обществе, между тем, с глубоким уважением относятся к представителям Осетии, выражающим в своем творчестве общегорские идеалы, настроения и чаяния. Это великий поэт Коста Хетагуров, выдающийся писатель Чечни осетин Дзахо Гатуев, выдающийся историк Чечни осетин Феликс Тотоев, замечательный историк современности, единственный представитель историософии в российской историографии, блестящий научный талант - осетин Владимир Дегоев. Можно во многом с ним не соглашаться, но нельзя не уважать за подлинное и чистое биение мысли, высочайшую философию исторического познания.
Того, чего хотел добиться М.Блиев используя научно выверенные средства, пользуясь законами научного познания, достичь было невозможно. Поэтому наш автор, во-первых, практически отказался от всей огромной историографической базы истории Чечни, а во-вторых, от научности как таковой. Была сделана грубая попытка инсталляции на заданную тему в параметрах черной (скорее даже грязной) пропаганды. Но так как наш бедный Марк специалист в информационной войне никакой (здесь тоже нужны специальные знания и профессиональная сноровка), то получилось ни то, ни се! Ни Богу свечка, ни черту кочерга!
Что же касается прелестей реальной колониальной политики царизма обуславливавшие столь оскорбляющие нежную натуру Блиева горские набеги, предоставим слово… самому М.М. Блиеву, образца 1957 г. В одной из своих ранних статей он приводит интересный документ - жалобу выгнанных на принудительные работы осетин от 1804 г.: "нас заставили срубать хворост и бросать в эту грязь… в настланном таким образом хворосте завязли ноги казачьей лошади и за это стали бить нас плетью и убили 2 человека.
Пришли 80 солдат и 12 конных казаков, для которых администрация требовала продовольствие от крестьян: в день - на солдат 10 штук скота, на казаков - 2…
На лошадях и быках от перевоза тяжестей не осталось и кожи, а платы нам не давали…
Двух женщин запрягли в ярмо и привязали сани, а солдаты сзади подгоняли женщин плетьми".
Это письмо осетинские крестьяне злодейски (ох, этот генотип!) заключили так: "Мы предпочитаем умереть…, чем мучиться, ждать смерти от плетей и видеть позор наших жен (подч., нами. - Авт.)". Ну выразились совсем как идеолог кавказского мюридизма Магомед Яраглинский: «Лучше рай на том свете, чем ермоловский ад на этом свете».
И как же отвечали на протест горских крестьян проводники "цивилизаторской" политики в эполетах занимавшиеся согласно декларации арбатского мыслителя Ю.Балуевского "исключительно… вооруженной защитой" народов региона? Читаем: "у кого есть штыки, тому денег платить не следует. Клянусь богом…, что камня на камне не оставлю…".
Цитирую М.М. Блиева образца 1957 г. дальше: "Сам Александр I вынужден был признать: "Если свойственно горским народам покушаться на всякие хищничества, то с другой стороны, по сведениям, довольно достоверным, нельзя оправдать, кажется, поступков с ними разных чиновников или жителей наших, позволяющих себе нередко отгонять их скот и делать им и другие притеснения, отвлекавшие их от нас и истреблявшие всякую доверенность (подч., нами. - Авт.)".
Не к тому мы приводим эти тексты, чтобы противопоставить М.М. Блиева образца 1957 г. Марку Блиеву образца 2004 г. Концепции, идеи и подходы могут меняться от времени и уровня знаний. Единственное, чего нельзя, так это лгать и вовлекать людей в грязную политизированную ложь. Какие бы не были времена. Марк, мы уверены в том, что вас никто утюгом не прижигал!
Представив современных чеченцев, горных дагестанцев и черкесов прямо и потенциально опасными для цивилизованного мира (в силу своей "природы" и "стадиальности"), Марк Блиев вступил в противоречие не только с истиной, но и с Уголовным кодексом Российской Федерации. Финал более чем закономерный!

Инициатива Рамзана Кадырова по отмене должности «Президент» на всем Кавказе и замене в отдельно взятой Чечне Президента на Имама, говоря языком реальной политики, означает отмену светского принципа организации государства.
В Чечне стараниями Рамзана и его отца фактически создано исламское теократическое государство на основе суфийского ордена Кадырийя, наследственным шейхом которого был покойный Ахмад Кадыров. Вот эту, фактически уже созданную исламскую Чечню Рамзан и хочет легализовать теперь уже де-юре.
Инициатива чеченского президент-имама вызвала на полную и безоговорочную поддержку, и официальные политики и общественные организации кавказских республик единогласно поддержали его инициативу. Всеобщий одобрямс живо напомнил «энтузиазм широких масс» брежневской эпохи по поводу любой эпохальной инициативы Партии и правительства. Что свидетельствует о том страхе и уважении (в данном контексте второе — прямой следствие первого), который молодой чеченский имам смог внушить всему Кавказу. Причем боятся его не только федеральные власти и безответное русское население ближних и дальних по отношению к Чечне регионов, но и другие кавказские народы.
Тем не менее, впервые чеченский лидер получил первую и очень резкую публичную отповедь.
Получил он ее от черкесских общественных организаций. Черкесы и вайнахи — два примерно равных по численности народов Кавказа. Бывшие союзники по Русско-кавказской войне они представляют хоть и близкие, но, тем не менее, разнящиеся в некоторых принципиальных моментах цивилизационные тренды.
Не исключено, что эти различия могут иметь весьма далеко идущие последствия. для будущего Кавказа и всей РФ, и появившееся сегодня противостояние — далеко не первое, что речь идет о начале открытого спора о будущем облике Кавказской Цивилизации.
Заявление было опубликовано ночью с 19 на 20 августа независимым черкесским информационным агентством Натпресс под красноречивым заголовком: «Адыгэ Хасэ» Адыгеи против »президентско й» инициативы Кадырова от имени Адыгее Хасэ Респулики Адыгея (Адыгее Хасэ так традиционно именуется организация. Представляющая черкесов. Полное название: Адыгейская региональная общественная организация возрождения национальных традиций адыгского (черкесского) народа «Адыгэ Хасэ ).
В заявлении черкесские общественные деятели не жалеют резких слов по отношению к Рамзану. Насколько я помню, ТАК о национальном Лидере Чечни еще никто не говорил:

В последние два десятилетия для нас стало привычным вброс из Чеченской республики абсурдных политических проектов, до основания сотрясающих нашу страну. В начале это были сепаратистские идеи неизбежно трансформировавшиеся в откровенный политический и религиозный экстремизм. В наши дни, на наш взгляд, мы являемся свидетелями политического проекта, покушающегося на сами основы федеративного устройства Российской Федерации, государственности народов Российской Федерации. Удивляет с какой увлеченностью в Чеченской республике готовы выписывать всей стране рецепты на тему «как нам обустроить Россию». Между тем, властям и общественности Чеченской республики впору заняться вопросом обустройства Чеченской республики, восстановления гражданского мира, элементарного правопорядка, борьбы с коррупцией и произволом, воспитания подрастающего поколения, слишком часто вызывающего практически во всех регионах страны протесты и негодование.
В противовес «чеченскому проекту» предлагается «адыгейский проект»:
В этом плане республика Адыгея могла бы послужить примером для подражания. В начале 90-х годов Адыгейская автономная область вышла из состава Краснодарского края и стала самостоятельным субъектом Российской Федерации. Адыгейская автономная область была преобразована в республику в составе Российской Федерации, принята конституция, избраны органы власти. За последние два десятилетия в республике сменилось три президента, неоднократно переизбирался парламент республики. Ни один этап нашей новейшей политической истории не связан с недопониманием тем более конфронтацией с федеральным центром, соседними регионами. В республике сохраняется гражданский мир и межнациональное согласие, что является основой доверия и уважения к нашему многонациональному народу российским обществом. При этом свобода слова, собраний, митингов, шествий и демонстраций, право на участие в управлении государством, политическая борьба являются нормой общественной жизни в республике Адыгея.
Реализации такой модели общественной жизни властями и обществами во многих иных регионах, отвело бы от нашей страны много бед и страданий наших сограждан, создало бы иное качество жизни в стране. На повестке дня общественной жизни не возникало бы таких абсурдных политических проектов.
Между тем в нашей республике выработаны традиции открытого, демократического обсуждения значимых для общества проблем. Для нас неприемлема свойственная соседним регионам модель поведения власти, когда значимые для общества проблемы решаются без общественного обсуждения, в кабинетной тиши за спиной народов, интересы которых они обязаны отстаивать.
Резко критикуется и местная власть — причем за уступки Рамзану:
Уважаемый Аслан Китович! Наш народ доверил Вам нести адыгский (черкесский) флаг. Под этим знаменем наш народ прошел большие испытания. Его высоко несли до Вас, понесут и после. Если в Вас нет внутренних сил высоко нести адыгский (черкесский) флаг куда честнее сложить с себя полномочия президента республики, чем стать последним президентом Республики Адыгея.
Особое удивление и обеспокоенность вызывает поспешная и непродуманная поддержка этой инициативы президентом республики Адыгея А.К. Тхакушиновым. Хотелось бы в этой связи напомнить президенту республики Адыгея, что избранный народом республики парламент Адыгеи, выдвинув его кандидатуру на должность президента республики Адыгея, а позднее, утвердив его в этой должности от имени всего многонационального народа Адыгеи, оказал ему тем самым великую честь.
Вступая в должность президента Республики Адыгея А. К. Тхакушинов принес присягу, в тексте которой сказано «Торжественно клянусь многонациональному народу Адыгеи при исполнении обязанностей Президента Республики Адыгея строго следовать Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Адыгея, федеральным законам и законам Республики Адыгея, уважать и защищать права человека и гражданина, добросовестно осуществлять возложенные на меня народом обязанности».
Рамзан Ахматович Кадыров ВПЕРВЫЕ получил фронтальный отпор. Причем Причем сделано это было не Кремлем, не центральной властью, а независимым движением одного из кавказских народов.
Война объявлена?
Ход за Рамзаном и Кремлем.
Кавказ всегда был ареной противоборств великих держав. Его пытались покорять, истреблять населяющие его народы. Ушедший в историю «черкесский вопрос» неожиданно нашел своё воплощение в теме спорта. Благо тема Олимпиады, её проведения в Сочи подстегнуло антироссийские настроения. Спорт уже не выглядел так безобидно в глазах тех, кто питает злобу. Само проведение олимпийских игр черкесскими радикалами воспринимается, как вызов их национальному чувству.
Война - это всегда кровь. Помнить об этом должен каждый. Очевидно, что на теме «геноцида», «черкесского вопроса» политиканы национальных движений пытаются обрести крепкую почву под ногами. Пока кроме заявлений, шествий, петиций некоторые черкесские лидеры не предпринимали никаких активных действий. Эта первоначальная фаза мне напоминает национальное движение в Чечне образца 1991 года. Все помнят, как неистово местными националистами пропагандировалась тема геноцида чеченского народа в годы Кавказкой войны и депортации 1944 года. Эти два успешных тренда позволили тогда замутить сознание народа. Они сыграли на самой кровоточащей странице народа. Их ставка была беспроигрышной! Живо еще было старшее поколение, видевшее гибель и ужасы лишений. Боль требовала признания. И этим воспользовались «лекари»: лекари, к сожалению, искавшие выгоды для себя, а не излечение для больного. Ситуация сродни чеченской: разношерстная клика, так называемых, лидеров играет тем, что может привести не к процветанию Черкессии, а к её гибели, так и не оформившейся.
Одним из признаков отсутствия единства черкесского национального движения является то, что нет единой концепции, нет единого плана действий. Науськиваемые, то западными, то грузинскими стратегами это движение показывает лишь одно - попытка легитимизоваться в глазах простых черкесов и преподнести свои цели, как светские, демократические. При этом, со стороны этого движения слышны также экстремистские возгласы. Для примера, «Великая Черкессия». Хочется спросить, неужели историческая память о трагедии настолько затмила сознание, что авторы этого проекта готовы, как чеченские сепаратисты идти до конца? Касаемо, чеченских сепаратистов. В декабре прошлого года было распространено видео, на котором всем известный «моджахед всея Кавказа» Д. Умаров призвал к срыву «сатанинских» игр», организованных «на костях предков, похороненных на нашей земле». Очевидно, что издыхающему подпольному вооруженному движению требуется новая заначка в виде черкесской темы. Чем и пытается бандподполье воспользоваться. При этом, сами черкесские лидеры, («Адыгэ Хэкужь - Черкесия», «Право на Родину», «Адыгэ Хасэ-Черкесский парламент», «Хасэ», Черкеcский научно-исследовательский институт «TIM», «Насып», «Патриоты Черкесии» и «Черкесский Союз»), поспешили отмахнуться от новоявленного «черкеса», моджахеда всех времен и народов Д. Умарова. Так в обращении от 12 января 2014 года: «В связи с этим мы, представители черкесских национальных организаций, заявляем, что отвергаем любые криминальные действия, включая терроризм и экстремизм. Мы ведем борьбу за право на единство, сохранение и развитие черкесского народа исключительно в рамках правового поля - с учетом законодательства стран проживания черкесов, в рамках международного права, гарантирующего права человека и права коренных народов». Действительно, каким образом чеченцу Д. Умарову достались черкесские земли…? Да и кто его, бандита уполномочивал делать заявления от имени чеченского народа в адрес черкесского? Ясно, что представители подполья пытаются использовать в своих целях черкесский вопрос. Шанс у них не велик, но заявить о себе в качестве защитников религии и народов - чистой воды пропаганда: если бы рядом жили зулусы, то и в защиту их выступил бы неутомимый борец за «чистую религию». Своими заявлениями бандиты в лишний раз доказывают, что им близко то, что творят, творят пока на словах и бумаге черкесские лидеры. Путь неизбежно тупиковый, ведущий к созданию очередной зоны нестабильности уже в западной части Кавказа. Попытка перенести вооруженное сопротивление на черкесские земли может иметь под собой почву, зная, что «горячие головы» есть и в среде вроде светского движения. Но, это на первый взгляд. При всем отмежевании от религиозности есть еще и национальный фактор. Крайне религиозные воззрения здесь заменены национальными. При этом накал страстей ничем не уступает религиозному радикализму, окрепшем, к примеру, в восточной части Кавказа. При удачном сценарии «оранжевых революций» эти два элемента могут, соединившись, показать мощную разрушительную силу.
С учетом ситуации на Украине и недвусмысленных заявлений украинских националистов касаемо южных областей России, шансы на дестабилизацию в западной части Кавказа и подстегивание напряженности по всему региону растут. Это - не преувеличение, учитывая то, что к развитию черкесского вопроса по экстремальному пути прилаживают усилия различные западные организации, а в недавнем прошлом и подопечная Запада солнечная Грузия. То, что черкесы всего лишь разменная монета в политических играх можно увидеть по грузинским «телодвижениям». Все помнят, что грузинский парламент еще в 2011 году поддержал резолюцию, в которой говорилось о геноциде черкесов во второй половине 19 века. Грузия стала единственной в мире страной характеризовавшей те события, как геноцид. После этого, был даже создан Минкультом Грузии Черкесский культурный центр, Черкесское телевидение, в сети интернет заработала пропагандистская машина, обличающая Россию, требующая не допустить Олимпиаду в Сочи и прочее. Всплеск интереса со стороны Грузии был обусловлен известными событиями в российско-грузинских отношениях. До последнего лелеял надежду стать кавказским жандармом М. Саакашвили. Его антироссийские выпады дополнительно укрепляли веру черкесских лидеров в то, что Грузия их не бросит. Но планам М. Саакашвили не посчастливилось сбыться: парламентские выборы в октябре 2012 года разрушили его планы кавказского гегемона. Он не только не стал выразителем чаяний черкесского национального движения, но и собственный народ, уставший от его «жеваний галстука», сделал выбор в пользу улучшения отношений с Россией, страной когда-то спасшей их от ликвидации. Новое правительство Грузии в «14 пунктах Иванишвили» провозгласило, что «отношения Грузии с народами Северного Кавказа будут основаны на принципах добрососедства, которое не будет использовано для конфронтации с Москвой». По словам многих экспертов, этот тезис говорит о том, что новая Грузия может отказаться от признания геноцида черкесов. На фоне более критических политических провалов (Абхазия, Южная Осетия) для Грузии тема геноцида не актуальна. Единственно, ясно, что Грузия будет готова аннулировать это признание, если северный сосед вплотную подойдет к этому вопросу, и начнет диалог по нему. Более того, в свете внутригрузинских событий очевидно, что для черкесского движения произошла крупная потеря - Грузия уже не надежный партнер. Это можно увидеть хотя бы по затуханию работы пропагандисткой машины в той же Грузии. Как по указке спала назойливость слоганов, нет уже зажигательных речей.
Кому это всё не нужно в виду того, что это может обернуться крупными осложнениями, так это самой России. Потеряв грузинский тыл, некоторые черкесские лидеры не устают распространяться, что, мол, после Олимпиады Россия возьмётся за Кавказ. Излюбленная тактика провокаторов. Именно так по большому счёту и уничтожались села в той же Чечне: обстрелять федералов, успешно сбежать, а с людьми, коими они «мужественно» прикрылись, будь, что будет… Такая тактика успешна особенно в плане пропаганды. Убитый мирный житель активно будет муссироваться и продаваться как новость по разным информационным каналам. Прикрыться, образно говоря, трупом как форма информационной атаки - распространенное явление в стане сепаратистов.
Говоря о сепаратизме, к сожалению, следует отметить, что потенциал на западном Кавказе есть. Нет ничего плохого, что домой возвращаются черкесы со всего мира, в частности, из горячих точек, Сирия, Ливия. Помощь в этом по мере сил оказывает сама Россия! Но заявления радикалов из числа лидеров черкесского движения не оставляет сомнений, что они рассматривают эту репатриацию, как базис для создания, нет не республики черкесов в составе России, а отдельного государства. Опять-таки своеобразным идеологическим «трамплином» следует считать тему Кавказской войны 19 века. То, что всякое политическое движение, основывающееся на боли, трагедии исторической памяти, обречено на провал можно увидеть по соседям по региону - чеченский сепаратизм. Окончательно умерший в сознании людей и саморазоблачивший себя. Стоит ли идти по этому пути? Если черкесские лидеры готовы пожертвовать жизнями людей, то пусть в начале этого «человеческого конвейера» поставят своих родных и близких! А так, оперировать как мальчишка с солдатиками, уж позвольте, на то и власть, чтобы пресечь. Нагнетать ситуацию могут лишь радикалы национальных движений, и лишь им будет выгоден даже открытый конфликт. Задача властей не допустить этого.
Касаемо Запада. Черкесская тема не вызывает пока большого интереса в сравнение темы гомофобии в России. Известно, что ряд стран выразили нежелание участвовать в Олимпиаде в виду, так называемой, дискриминации геев. Но это не значит, что вопрос свободы извращенных отношений вообще закрыл возможность того, что Запад в будущем может использовать в диалоге с Россией черкесскую тему. Фокусирование внимание Запада на этой теме возможно в случае, если провокационные возгласы материализуются в акции, вооруженное сопротивление. Что опять-таки на руку, и свободной от морали Европе и лишенных разума и чести некоторых черкесских лидеров. По сути, неоднородность такого движения играет на руку тем, кто видит Россию разделенной и в конфликтах, перманентных и управляемых. Всегда же удобно обвинить тех или иных лидеров в пророссийских настроениях и с позором выгнать из стана. Ситуация политической грызни украинской оппозиции тому пример. Ничего нового за высокопарными словами черкесских лидеров нет. Вопрос - цена противостояния, как далеко новоявленные «спасители Великой Черкессии» готовы пойти? Слащавые слова о независимости, умопомрачающей уникальности зачастую чреваты, и оборачиваются национальной катастрофой. Очередной повод Западу уколоть Россию за национальную политику. Задача России, как мне видится, вовлечение черкесских движений в общероссийский политический процесс. Не отталкивать готовых на диалог, поиск даже общих точек соприкосновения в стане радикалов с целью смягчения в стане непримиримых, и окончательной маргинализации идей сепаратизма.
Председатель Черкесского национального общественного движения «Адыгэ Хэкужь - Черкесия» Абубекир Мурзаканов: «Черкесские национальные активисты не раз заявляли о неприемлемости проведения Олимпийских игр на костях предков черкесов, однако и Россия, и мировое сообщество игнорировало чаяния коренного народа Сочи - черкесов. Фактически, имеет место ущемление прав и свобод целого этноса. Ситуация эта еще более усугубляется тем, что 90% черкесов по сей день живут в изгнании, не имея возможности вернуться на свою историческую родину» . Внимательно читая такие заявления, понимаешь, что до осознания того, что черкесы могут и должны жить в единой стране далеко. Далее: «В этом контексте особенно странно видеть отказ мировых лидеров посетить Олимпиаду из-за ущемления прав сексуальных меньшинств. Для нас непонятно почему права гомосексуалистов превалируют над правами целого народа, подвергшегося жесточайшему геноциду, подвергающемуся и по сей день ущемлению естественных прав любого этноса, декларируемых международным правом». Действительно, пока Западу ближе тема извращенных радостей, чем судьба вообще какого-нибудь народа. Преисполненная щенячьей наивности воззрения А. Мурзаканова никак не трогают Запад. Подождите, г-н Мурзаканов, Запад и на Вас обратит внимание! А пока, геи и террористы - «сладкая парочка» для Запада.
P . S .: По сообщениям СМИ, на Олимпиаду приглашены ряд представителей черкесского народа. По словам начальника управления внешних связей Кабардино-Балкарского государственного университета Анатолия Кодзокова: «Всего в открытии зимних Игр примут участие 26 черкесов из-за рубежа. Более половины уже приехали сегодня в Сочи». По его словам, это жители Сирии, ОАЭ, Палестины, Израиля, Турции, Германии. Все они являются членами Ассоциации зарубежных выпускников и друзей КБГУ. «На протяжении зимних Игр в Олимпийском парке Сочи будет открыт "Дом адыга", также сообщил Кодзоков. "Это обширный павильон в сердце города, где все участники и гости игр смогут ознакомиться с культурой, традициями, историческим наследием и современной жизнью черкесов в России и за рубежом, - пояснил сотрудник КБГУ. - Идея создания "Дома адыга" и ее воплощение принадлежит администрации Краснодарского края, а также Оргкомитету «Сочи 2014»:

Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.