Виды и способы отделки древесины. Назначение и виды отделки древесины и древесных материалов. Панели из дерева

Виды отделки древесины могут быть разделены на следующие основные группы: прозрачная, непрозрачная, имитационная и др.

При прозрачной отделке поверхность древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими или еще более проявляющими текстуру древесины. Применяют ее для от­делки мебели и высококачественных строительных изделий: окон, дверей, панелей, изготовленных из древесины ценных пород.

Прозрачную отделку получают лакированием, полированием, воскованием и покрытием прозрачными пленками. При отделке лакированием используют лаки, имеющие в своем составе пленко­образующие вещества в органических растворителях, растворители и др.

Наиболее часто для отделки древесины применяют полиэфир­ные, нитроцеллюлозные и мочевиноформальдегидные лаки, ре­же - масляные и спиртовые. Нитроцеллюлозные лаки хорошо сохнут, дают прозрачную, эластичную, прочную и достаточно ат-мосферостойкую пленку, которая хорошо шлифуется. Лаки на основе мочевиноформальдегидных смол образуют пленку с бле­стящей поверхностью, достаточно прозрачную. Пленка, образуемая масляными лаками, эластична, прочна, атмосферостойка, но недо­статочно декоративна; спиртовые лаки дают пленку с недостаточ­ной прочностью, атмосферостойкостью, слабым блеском. По сте­пени блеска различают покрытия глянцевые, полуглянцевые и матовые.

При восковании, т. е. нанесении на поверхность древесины сме­си воска с летучими растворителями (уайт-спиритом, скипида­ром), также получается прозрачная пленка, образуемая тонким слоем воска (летучие растворители испаряются в процессе сушки). Восковое покрытие наносят обычно на пористую древесину (дуб, ясень). Пленка из воска мягка, поэтому ее покрывают дополни­тельно слоем спиртового лака. Восковое покрытие имеет матовую поверхность.

При непрозрачной отделке на поверхности создается пленка, закрывающая цвет и текстуру древесины. Непрозрачную отделку применяют при изготовлении школьной, кухонной, медицинской, встроенной и детской мебели, дверей, окон.

Для получения непрозрачного покрытия используют масляные, нитроцеллюлозные, алкидные, перхлорвиниловые, водоэмульсион­ные краски и эмали.

При окраске эмалями с большим содержанием пленкообразую­щих веществ получаются глянцевые покрытия, с меньшим количе-


ством - полуглянцевые, а при окраске масляными красками - матовые.

Имитационной отделкой улучшают внешний вид изделий, изго­товленных из древесины, текстура которых не отличается краси­вым рисунком. Основными методами имитационной отделки явля­ются глубокое крашение, напрессовка текстурной бумаги с рисун­ком древесины ценных пород, отделка шпоном, пленками, листо­вым пластиком.



Эксплуатационные качества лакокрасочных покрытий должны обладать рядом физико-механических свойств: адгезией, твердо­стью, тепло-, свето- и водостойкостью.

Под адгезией понимают прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины, под твердостью - сопротив­ление лакокрасочного покрытия проникновению в него более твер­дого тела.

Водостойкость - способность покрытия противостоять воздей­ствию воды на поверхность изделия. Она играет очень существен­ную роль при эксплуатации столярных изделий (оконных блоков, наружных дверей) в условиях переменной влажности.

Лакокрасочные покрытия должны быть теплостойкими, т. е. не разрушаться при нагревании солнечными лучами или другими ис­точниками теплоты. Кроме того, они должны быть эластичными, так как при изменении атмосферных условий лакокрасочные покрытия усыхают или набухают, вследствие чего образуются трещины, покрытия сморщиваются или отслаиваются.

Иллюстрация:

etnografiavko.kz


Все люди стараются сделать свое жилье индивидуальным, неповторимым, уютным. Сегодня существует огромное количество способов для получения неповторимого колорита и комфорта, однако наиболее притягательным на протяжении многих лет остается украшение дома обработанными изделиями из древесины. В этой статье мы поговорим о том, какая художественная обработка древесины наиболее популярна.

Виды художественной обработки древесины

К основным видам художественной обработки древесины можно отнести:

  • резьбу
  • мозаику
  • точение
  • выжигание
  • тиснение.

Мозаика - это создание орнаментов или сюжетов при помощи отдельных элементов. Такое изображение собирается из маленьких кусочков одного или нескольких видов древесины на какой-либо поверхности.

Для создания мозаичного рисунка применяются самые разнообразные виды древесины, отличающиеся оттенком и текстурой. Мозаику из дерева можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства. Ее используют для отделки помещение и предметов обихода: мебели, шкатулок для украшений и сувениров, картин.

Мозаика содержит такие разновидности:

  • инкрустацию
  • интарсию
  • блочную мозаику.

Инкрустация представляет собой украшение поверхности врезанными в них кусочками древесины. Когда вставки отличаются от основного цвета или фактуры, инкрустация носит название - интарсия. Применяются в оформлении мозаичных полотен декоративные кусочки шпона разных сортов лесоматериалов. Таким образом, можно получить цельное, как - будто нарисованное полотно, называемое маркетри. Блочная мозаика отличается наличием тонких пластин с одинаковым узором, которые приклеиваются на украшаемую поверхность. Мозаикой легко будет заниматься тем, кто владеет навыками столярного дела, а именно, создания предметов мебели. Мебель, украшенная мозаикой, выглядит очень красиво, выгодно отличается от стандартной мебели. Определенные композиционные и технологические приемы, которые используются для создания мозаичного рисунка, будут полезны при настилке паркета.

Резьбой по дереву называют процесс получения рисунка при помощи вырезанных элементов. Этот вид обработки можно назвать самым древним. Но сегодня резьбой по дереву занимаются многие художники и мастера. Плосковыемчатая, к примеру, очерчивает контуры рисунка при помощи выемок, а контурная - создаёт узор при помощи прямых линий. Самого интересного эффекта можно добиться с помощью рельефной резьбы, полученный узор будет объёмным.

Прорезную резьбу можно назвать самым простым типом резьбы, ее выполняют при помощи лобзика или электролобзика. Прорезная резьба, имеющая рельефный рисунок, применяется для украшения предметов мебели в стиле барокко и рококо.

Одним из наиболее востребованных и легких методов обработки лесоматериалов является выжигание. С помощью разогретых металлических штифтов на дерево наносится узор, орнамент или надпись. Очень жаль, что очень не многие люди знают о широких возможностях данного типа художественной обработки.

Некоторые породы лесоматериалов отличаются очень мягкой древесиной, которую легко резать. Основным видом резки дерева является выпиливание лобзиком. Это простой вид обработки, который не требует дорогостоящих инструментов и большого опыта. Именно с этого вида начинается обучение художественной обработке.

В конце прошлого века область использования лазерных технологий существенно увеличилась. Ученые изобрели разные устройства, принцип действия которых основан на работе лазерного излучения. Применяются лазеры и в станках для резания и гравировки разных материалов. На лазерных установках можно резать самые разнообразные материалы, среди которых и дерево.

У лазерного луча имеется целый ряд интересных свойств. Он характеризуется большой теплотой и способен пробивать отверстие в любом материале.

Лазер применяется для художественного оформления сувенирной продукции, выжигания эмблем и товарных знаков из дорогостоящих сортов лесоматериалов, а также художественно инкрустированной паркетной доски.

Точение привлекает легкостью обработки и возможностью получения изделия с гладкой поверхностью и красивым внешним видом поверхности. Таким методом чаще всего делают детские игрушки. Создают точеные предметы на токарном станке, который изобрели древнеегипетские мастера. Самые первые станки работали таким образом, что вращение заготовки мастера приходилось совершать при помощи веревки, один край которой был зафиксирован на тетиве лука, установленного на потолке мастерской, а второй на деревянной педали. В процессе эволюции станки постоянно совершенствовались. Сегодня они оборудованы электроприводом, а есть даже с механическим и автоматическим управлением.

Методика токарной обработки дает возможность добиться округлого сечения с разным профилем. Также можно получить витые колонки, полые детали.

Выбор древесного материала определяется предназначением, параметрами, конструкцией, а также условиями использования предмета. Чаще всего мастера используют лесоматериалы груши, яблони, клена ясеня, дуба, липы, сосны, ели.

Важным методом создания рельефного декора можно назвать и тиснение. Этот процесс заключается в выдавливании рисунка на мягкой поверхности лесоматериала. Орнамент создается в условиях высокого давления и температуры в особых пресс-формах.

Для того, чтобы размягчить древесину ее нужно пропарить или обработать раствором соляной кислоты. После этого на поверхность кладется пресс-форма, чаще всего металлическая, содержащая выгравированный негатив узора. Далее происходит процесс прессования под давлением 200-250 Н на 1 см2. Для тиснения используется буковая, еловая, березовая, липовая, дубовая древесина.

Подученные таким образом изделия не шлифуют, по этой причине можно обработать их мочевино-меламиновой пленкой.

Самым последним этапом работы с деревом всегда является его декоративная обработка, которая включает очистку и покраску. Без этого древесина быстро поглощает жидкость и меняет форму.

Итак, два последних этапа работы с деревом — это очистка и окраска. Первоначально деревянная заготовка должна быть тщательно очищена от мусора, пыли, стружек, жира и любого другого вида грязи. Во время пользования даже прекрасно ошкуренным, но неокрашенным деревянным предметом, высока вероятность занозы. Кроме этого необработанные предметы быстрее загрязняются, могут плесневеть, в результате чего существенно снижается период эксплуатации. Очистка и покраска может кардинально поменять оттенок древесины, акцентировать внимание на текстуре.

Основным видам декоративной обработки можно отнести:

  • обжиг
  • отбеливание
  • вощение
  • покраску
  • морение.

Процедура структурирования дает возможность акцентировать внимание на естественной красоте древесины. Главным условиям является невысокая плотность материала и ярко выраженные годичные кольца. По окончанию сушки и зачистки, специалисты приступают к обжигу.

Его выполняют особой газовой горелкой, которую держат под углом в 45, не задерживаясь на одном месте. В конце этого процесса полученную поверхность зачищают жёсткой щеткой в направлении волокон. Эта процедура очень бюджетна, но внешний вид получается очень необычным.

Отбеливание древесины заключается в окислении соединений, придающих ей естественную окраску. Главная задача отбеливания - смена окраски, устранения изъянов, сглаживание узора. Результатом будет улучшение декоративных свойств и увеличение периода эксплуатации.

Процесс, изменяющий оттенок древесины на более светлый, можно реализовать в несколько этапов. В результате получается белый слой толщиной пару миллиметров, через который видно темную сердцевину. Отбеливание также проводится с минимальными затратами.

После очистки или даже отбеливания древесина отлично демонстрирует свою структуру. Однако еще больше подчеркнуть ее можно с помощью вощения. Материал для этой процедуры выбирается согласно дальнейшей эксплуатации предмета. К примеру, для кухонной посуды необходимо использовать экологически безопасные средства, такие как пчелиный воск. Перед нанесением воска предмет нужно как следует пропитать, после чего создается дополнительная защита верхнего деревянного слоя и воск не будет впитываться.

Обычно в качестве пропитки мастера используют растительные масла. Пропитка наносится в несколько слоев, после чего предмет можно покрывать купленной мастикой или восковым раствором. И масло, и воск нужно обязательно нагреть, примерно до 82 - 91C, все зависит от вида материала.

При условии точного соблюдения правил выполнения, этот процесс позволяет существенно улучшить внешний вид предмета, а также увеличивает период эксплуатации.

Для покраски предметов, находящихся в помещении и на улице, применяются различные краски и подготовительные растворы. Древесина не капризный материал, но соблюдать определенные правила все же необходимо:

  • перед покраской обязательна пропитка антисептиком
  • исключение контакта с прямыми лучами солнца
  • покраска проводится в сухой комнате с нормальной или низкой влажностью.

Для покраски можно использовать масло. Оно создает защитный слой, но оставляет естественный цвет древесины, препятствует потемнению, выделяет текстуру. Перед нанесением масла предмет тщательно зашкуривается наждачной бумагой, далее наносится антисептик, по окончанию высыхания которого можно приступать к покраске.

Во время декоративной обработки нужно очень старательно прокрашивать материал. Для покраски отлично подходят акриловые покрытия. Сегодня в строительных магазинах представлена широкая палитра таких материалов. В качестве финишного материала применяются лаки — чаще бесцветные, но используют и оттеночные.

Придание лесоматериалам определенного оттенка возможно при помощи морилки. Светлые лесоматериалы проще затонировать.

Морение осуществляется двумя методами:

  • глубокий
  • поверхностный.

Глубокое морение дерева осуществляется для отдельных деталей, до того, как они будут соединены в одно целое. Часто для этой цели применяется гнет. Заготовки погружают полностью в краску и выдерживают там некоторое время, после чего их нужно подвесить для стекания лишней жидкости. Эта процедура легко выполняется даже дома. К такому методу часто прибегают для имитации ценных пород лесоматериалов. Специалисты добиваются требуемого оттенка даже с помощью красителей для ткани. Более глубокий цвет получается после многократного морения.

Сегодня наиболее древний строительный материал - древесина может быть изменен до неузнаваемости и применяться в самых разнообразных отраслях. увеличивает период эксплуатации и создает уникальный внешний вид.

Столярные изделия отделывают лакокрасочными и пленочными материалами, предохраняющими их от воздействия окружающей среды. Отделанные изделия имеют более привлекательный внешний вид, их легче содержать в чистоте.

Выделяют несколько основных видов отделки: прозрачная, непрозрачная, имитационная и специальная.

При прозрачной отделке поверхность древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими и подчеркивающими текстуру древесины. Их используют для отделки мебели и высококачественных строительных изделий: окон, дверей, панелей, изготовленных из древесины ценных пород.

К прозрачной отделке относятся лакирование, полирование, воскование и покрытие прозрачными пленками.

Для лакирования используют лаки, изготовленные из пленкообразующих веществ и органических растворителей. Наиболее часто для отделки древесины применяют полиэфирные, нитроцеллюлозные и мочевиноформальдегидные лаки, реже - масляные и спиртовые.

Нитроцеллюлозные лаки быстро сохнут, дают прочную, эластичную, прозрачную и достаточно атмосфероустойчивую пленку, которая хорошо шлифуется.

Лаки на основе мочевиноформальдегидных смол образуют пленку с блестящей поверхностью, достаточно прозрачную.

Пленка, образуемая масляными лаками, эластична, прочна, атмосфероустойчива, но недостаточно декоративна.

Спиртовые лаки дают пленку со слабым блеском, недостаточной прочностью и атмосфероустойчивостью.

По степени блеска различают покрытия глянцевые, полу-глянцевые и матовые.

Лаковые покрытия по внешнему виду делятся на четыре класса, а по условиям эксплуатации - на восемь групп (в зависимости от стойкости к атмосферным условиям, воде, температуре).

Покрытия первого класса должны иметь ровную и гладкую поверхность без видимых дефектов. На поверхности не допускаются дефекты крашения, побеление порозаполните-лей в порах и т. п.

Покрытия второго класса должны быть гладкими, однотонными или с характерным рисунком. Допускаются отдельные слабозаметные дефекты (штрихи, риски).

Покрытия третьего класса должны быть гладкими, ровными. Допускаются отдельные заметные ворсинки, следы зачистки, неровности, полученные в результате механической обработки древесины до ее отделки. Не допускаются потеки, волнистости, царапины.

Прозрачные покрытия четвертого класса (полуглянце-вые) должны быть гладкими на ощупь, слегка блестящими.

Для покрытий этого класса допускаются дефекты, видимые глазом, но не влияющие на состояние самого покрытия.

Прозрачная отделка получается также при полировании. В качестве основного материала применяют спиртовую политуру, представляющую собой раствор шеллака в этиловом спирте. На поверхность древесины политуру наносят тонкими слоями несколько раз.

При восковании на поверхность древесины наносят смесь воска с летучими растворителями (уайт-спиритом, скипидаром). В результате этого образуется прозрачная пленка из тонкого слоя воска (растворители испаряются в процессе сушки). Восковое покрытие применяют обычно для отделки пористой древесины (дуба, ясеня). Пленка из воска довольно мягкая, поэтому ее дополнительно покрывают слоем спиртового лака. Восковое покрытие имеет матовую поверхность.

При непрозрачной отделке на поверхности создается пленка, закрывающая цвет и текстуру древесины. Непрозрачную отделку применяют при изготовлении школьной, кухонной, медицинской и детской мебели, дверей, окон и т. д. Для получения непрозрачного покрытия используют масляные, нитроцеллюлозные, алкидные, перхлорвиниловые и водоэмульсионные краски и эмали.

При окраске эмалями с большим содержанием пленкообразующих веществ получаются глянцевые покрытия, с меньшим содержанием - полуглянцевые, а при окраске масляными красками - матовые.

С помощью имитационной отделки улучшают внешний вид изделий, изготовленных из древесины, текстура которой не отличается красивым рисунком. Основными методами имитационной отделки являются глубокое крашение, напрессовка текстурной бумаги с нанесенным на нее.рисунком древесины ценных пород, отделка пленкой и листовым пластиком.

Специальная отделка предполагает применение специальных способов, с помощью которых поверхности прида ется оригинальный внешний вид. К таким способам относятся: нанесение на поверхность древесины отделочного слоя из расплавленного или порошкообразного металла (металлизация), обработка расплавленными смолами и другими материалами, выполнение различных декоративных работ по древесине (резьба, инкрустация, выжигание).

Завершающим этапом в создании резных произведений из дерева является их финишная отделка. Процесс этот довольно трудоемкий, но на него не нужно жалеть ни сил, ни времени. Только хорошо обработанное резное деревянное изделие приобретает декоративную выразительность, и по-настоящему радует глаз. Необходимо иметь в виду, что, в первую очередь, результаты отделки зависят от того, насколько грамотно работы выполнены резцом. Так, к примеру, если двугранная выемка сделана с нарушением правила «грань в грань», то только тем же резцом можно убрать изъян на дне канавки, но размер ее при этом изменится. Напильником и шкуркой не добиться четкой грани. В вогнутых выемках убирать задиры придется мучительно долго, если при их выполнении нарушили правило «стружка в стружку». В труднодоступных местах срезать стружку нужно особенно тщательно, как образно выражаются мастера, «убирать мясо». Можно себе представить, что в итоге получится, если при выделке не срезать мясо со шкуры. Видимо, отсюда берет свое начало это выражение.

Обычно у начинающего резчика возникает желание ликвидировать неровности поверхности шкуркой. Но когда это не удается, он вынужден снова взяться за резец и тупит лезвие инструмента о врезавшиеся в дерево наждачные микрочастицы.

Поэтому, совет: Не беритесь за наждачную шкурку пока не использовали все возможности напильника и резца.

Процесс отделки состоит из следующих стадий: шлифовка древесины, ее полировка, тонирование и, наконец, покрытие.

Машины не ошибаются, поэтому все входные двери Гардиан выполнены с минимальными допусками и зазорами. Полотно и коробка двери в обязательном порядке окрашивается порошковой краской с обеих сторон, и мы делаем это вне зависимости от типа отделки, для того, чтобы дверь служила Вам долго - не ржавела и не выгорала на солнце. Мы делаем дверь один раз, а она служит Вам долгие годы.

Лакокрасочное покрытие, нанесенное на древесину, выполняет 2 основные функции: защитная и декоративная. В данной статье рассмотрим основные виды отделки: укрывную и лессирующую, дающие различный декоративный эффект.

Лессирующая отделка

При отделке изделий из натуральной древесины, а так же шпонированных деталей наибольшее распространение получила лессирующая отделка (иногда ее так же называют: прозрачная, полупрозрачная, тонированная). Данная отделка позволяет не только не скрывать натуральный природный материал-древесину, но и выгодно подчеркнуть и облагородить текстуру. В результате такой отделки получается покрытие, с видимой текстурой древесины.

Существуют 2 основных варианта получения такой отделки:

  1. Тонирование древесины специальными тонирующими составами с последующим нанесением прозрачного лакового слоя (Тонирующие составы или байцы (от die Beize (нем.) - травильный раствор, краситель для древесины, морилка) издавна использовались при обработке древесины для ее окраски и облагораживания. Текстура древесины при этом не скрывается, а скорее, проявляется и выгодно подчеркивается.
  2. Окраска тонированным (лазурным) лаком, в который добавлены соответствующие компоненты, придающие лаку нужный цветовой тон.

Технология отделки тонирующими составами широко используются в промышленном и ремесленном производстве мебели для жилых комнат и кухонь, паркета и деревянных лестниц, межкомнатных дверей (является «классической» в отделке вышеперечисленных изделий). Данный вид отделки имеет огромное множество вариантов цветовых решений, и при этом возможно достижение различных эффектов морения, как например, можно подчеркивать рисунок годовых колец хвойных пород (позитивный эффект) и пор крупно-пористых пород древесины (рустикальный эффект), выравнивать разнооттеночность древесины. Кроме того, позволяет добиться наиболее равномерного нанесения тонирующего состава, тем самым, равномерности окраски.

Технология отделки лазурными лаками менее широко используется в промышленном и ремесленном производстве при отделке дверей, лестниц, мебели. При данном методе отделки зачастую достигается получение менее равномерной окраски, чем в 1-м случае. Это связано с тем, что чем больше толщина лакового слоя, тем более насыщенный будет тон лаковой пленки. Особенно это проявляется при использовании более темных тонов. Наиболее широко данная технология распространена в отделке деревянных окон, где профессиональная система отделки включает в себя нанесение тонированного лака. Возможны следующие варианты изготовления лазурных лаков с нужным цветовым тоном:

  • Добавление пигментов дозатором (на соответствующем колеровочном оборудовании)
  • Добавление концентратов в лак непосредственно на производстве (как правило, в количествах 2-5%).


Укрывная отделка

При данном виде отделки получается полностью непрозрачное покрытие, в результате нанесения на поверхность древесины пигментированных непрозрачных материалов, которое полностью скрывающее текстуру и цвет древесины. В связи с этим непрозрачная отделка применяется в основном для отделки изделий из недорогих пород, ДСП или ДВП, рисунок поверхности которых не отличается оригинальностью и ценностью.

Одним из основных показателей, оценивающих экономичность пигментированных ЛКМ, применяемых для непрозрачной отделки является укрывистость. В ГОСТ 8784-75 «Материалы лакокрасочные методы определения укрывистости» дано следующее определение: «за укрывистость принимают способность лакокрасочного материала делать невидимым цвет или цветовые различия окрашиваемой поверхности». Измеряется укрывистость в г/м2. Так же в ГОСТ 8784-75 даны методы поределения урывистости. Другими словами укрывистость показывает количество пигментированного ЛКМ (в г/м2), которое необходимо нанести, чтобы сделать подложку невидимой. Чем данный показатель ниже, тем более укрывистый материал (т.е. требуется меньшее количество в граммах для получения непрозрачного покрытия). Одним из основных факторов, влияющих на укрывистость ЛКМ, является укрывистость пигментов, входящих в рецептуру. Так как различные пигменты обладают различной укрывистостью, то и пигментированные материалы (эмали и краски) различных цветов значительно отличаются по данному показателю. Для снижения расхода финишного материала (эмали), а так же для исключения образования дефектов при обработке («прошлифовки») могут применяться так же и пигментированные грунты.

Заказ цвета материалов для непрозрачной отделки осуществляется по каталогам: RAL; NCS S и т.д.





Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.