Церковно научный центр православная энциклопедия. Православная энциклопедия в онлайн-версии. Павел Лукин, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН

Продолжаем публикацию материалов, посвященных истории Киевской духовной академии, которая в нынешнем году отмечает свой 400-летний юбилей.

Свято-Духовская церковь бывшего Братского монастыря. Современный вид

После того как закончился период Руины, Киев вошел в состав Московского царства, а Киевская Митрополия перешла в состав Московского Патриархата (в 1686 г.), и возникла необходимость урегулировать статус Киевской коллегии в этой новой ситуации. В 1693 г. в Москву отправилось посольство во главе с ректором коллегии игуменом Иоасафом (Кроковским). Благодаря поддержке Киевского митрополита Варлаама (Ясинского) и гетмана Ивана Мазепы ректору удалось получить от царей Петра и Иоанна Алексеевичей две важные грамоты (обе они датированы 11 января 1694 г.). Первая из них утвердила за Братским монастырем все его имения. Вторая предоставила коллегии право преподавать богословие, принимать на обучение детей всех сословий не только из Украины и России, но и из-за рубежа (прежде всего из Польши) и утвердила за Киевской школой право на внутреннюю автономию.

Однако признание за Киевской школой права на внутреннее самоуправление привело к конфликту с городскими властями Киева. Учителя и студенты коллегии, ссылаясь на царский указ, уклонялись от подчинения каким-либо властям, кроме школьного начальства. Особенно этим «прославились» иностранные студенты (выходцы из Польши). Устраивая в городе бесчинства, они отказывались отвечать перед городским судом. Все это заставило митрополита Варлаама (Ясинского) обратиться к царю Петру I с просьбой о даровании Киевской коллегии полных прав Академии. В результате 26 сентября 1701 г. Петр I издал грамоту, в которой Киевская школа была официально признана Академией. Грамота еще раз подтвердила все те привилегии, которые были даны коллегии в 1694 г.

Период с 1701-го по 1760 гг. по праву считается временем расцвета Киево-Могилянской академии. В эти годы Академия была наиболее престижным учебным заведением на территории не только Украины, но и всей Российской империи.

Во главе Академии стоял ректор, который одновременно являлся игуменом Киево-Братского монастыря. С 1732 г. ректоры носили почетный титул архимандритов, предоставленный им Синодом по ходатайству митрополита Рафаила (Заборовского). До 1760-х годов ректор обычно избирался академической корпорацией и затем утверждался в должности Киевским митрополитом. Ректор осуществлял общее руководство учебным процессом и ведал всеми делами монастыря. Он просматривал и одобрял учебные программы и подготовленные профессорами курсы лекций. Ректор рассматривал все жалобы, поступавшие на студентов от городских властей и простых мещан, улаживал конфликты между префектом и преподавателями. Ректоры Академии также являлись профессорами богословия.

Архиепископ Феофан (Прокопович). Портрет. Конец XVIII– начало XIXв.

Многие ректоры Академии достигли епископского сана и стали известными церковными деятелями. Среди них - архиепископы Феофан (Прокопович), Георгий (Конисский), Иосиф (Волчанский), Сильвестр (Кулябка) и др.

Вторым (после ректора) должностным лицом в Академии был префект. Он наблюдал за учебным процессом и дисциплиной. Ему принадлежало право проводить собеседования с юношами, желающими поступить на учебу, и зачислять их в тот или иной класс. Он также наблюдал за бурсами (студенческими общежитиями) и домами, в которых квартировались студенты. Помощниками префекта были суперинтенданты из числа преподавателей и сеньоры из числа студентов, следившие за порядком в бурсах.

В XVIII в.полный курс обучения в Академии составлял 12 лет и разделялся на восемь классов. Сначала шли четыре грамматических класса: фара, инфима, грамматика и синтаксисма. Далее следовали классы поэтики (пиитики), риторики, философии и богословия. В грамматических классах студенты должны были основательно изучить церковнославянский, «русский» (так по традиции называли книжный украинский язык того времени, который заметно отличался от языка великорусского), польский, латинский и греческий языки. После первых четырех классов студент должен был свободно говорить по-латыни, читать и переводить тексты на всех указанных языках.

Киевский митрополит Иоасаф (Кроковский). Портрет, XIX век

В классе поэтики студенты осваивали искусство составления поэтических произведений, а в классе риторики изучали теорию и практику ораторского искусства. Церковное красноречие (гомилетика) в то время рассматривалось как часть риторики.

Философия включала в себя не только логику, диалектику и метафизику, но и естественные науки (физику, математику, астрономию, зоологию). В богословском классе, в котором поначалу обучались четыре года, а со второй половины XVIII в. - три года, изучали догматическое и нравственное богословие, церковную историю, герменевтику и пасхалию. Кроме того, студентам-богословам поручалось составление и произнесение проповедей в храмах.

Кроме указанных восьми ординарных классов в Академии существовали еще и классы неординарные, которые считались второстепенными. Если ординарные классы последовательно шли друг за другом, то неординарные могли посещаться студентами разных лет обучения параллельно с их основными занятиями. В рамках неординарных классов студенты изучали алгебру, геометрию, оптику, гидростатику, гражданскую и военную архитектуру, механику, географию, новые европейские языки, рисование и ряд других дисциплин. По подсчетам исследователей, в XVIII в. в Киево-Могилянской академии всего изучалось около 30 учебных дисциплин.

Портрет преподобного Паисия Величковского. Конец XVIII века. Молдавия. Неизвестный художник

Учебный год в Академии начинался 1 сентября, хотя порой желающие поступить на учебу приходили в Киев и в разгар учебного года. После собеседования с префектом они допускались к занятиям. Ежедневно (кроме воскресных и праздничных дней) во всех классах было по восемь лекций продолжительностью по одному часу. Начинались они в восемь утра и заканчивались в шесть часов вечера. Обеденный перерыв длился два часа.

Гордостью Академии была ее уникальная библиотека. Собирание книг, начатое в Киевской коллегии еще при Петре Могиле, всегда считалось приоритетной задачей. Подражая святителю Петру, многие знатные выпускники Академии завещали свои книжные собрания Киевской школе. В результате в Киеве было собрано множество уникальных фолиантов. К 1780 г. библиотека насчитывала 12 тыс. томов. В 1780 г. в Академии случился пожар, во время которого сгорело 9 тыс. книг, что составляло три четверти всех библиотечных фондов. Тем не менее книжное собрание Академии регулярно пополнялось и, несмотря на серьезные потери, оставалось одним из лучших в Российской империи.


Урок в Киево-Могилянской академии. Фрагмент гравюры. 1712 год

Визитной карточкой Академии были проводимые здесь диспуты. Они бывали двух видов: частные и публичные. Частные устраивались еженедельно в качестве практических занятий, а публичные были приурочены либо к окончанию учебного года, либо к каким-то особым памятным дням. Публичные диспуты проводились при большом стечении гостей. Диспуты должны были не только учить студентов защищать свои убеждения, но и свидетельствовать об успехах Академии в деле образования. Для публичных диспутов заранее составлялись и публиковались тезисы. К участию в диспутах назначались лишь лучшие студенты.

Общее количество студентов Академии в разные годы было разным. Так, в 1710–1711 гг., после всех потрясений, связанных с событиями Северной войны и обрушившейся на Киев эпидемией чумы, в Академии осталось лишь около сотни студентов. Однако в 1715 г. их уже было 1100 человек. В период с 1720-х по 1740-е годы, в связи с открытием Харьковского и Переяславского коллегиумов, количество студентов несколько уменьшилось. Теперь ежегодно в Киевской академии обучалось около 800 человек. С середины 1740-х годов количество студентов увеличивается и постепенно достигает 1100 человек. В 1770 г. в Киеве вновь разразилась эпидемия чумы, в результате которой на Подоле из 20 тыс. жителей умерло 6 тыс. В тот год в Академии осталось лишь около 150 студентов, да и тех было решено временно распустить по домам. В 1770-1790-е годы общее количество студентов составляло от 700 до 900 человек.

Академия сохраняла свой всесословный характер. В ней обучались дети духовенства, дворян, казаков, мещан и крестьян. Выходцы из духовного сословия в первой половине XVIII в. составляли лишь треть от общего количества студентов.

В 1703 г. был заложен новый учебный корпус Академии. Его строительство велось на средства гетмана Ивана Мазепы и завершилось в 1704 г. Первоначально это был одноэтажный корпус, разделенный на шесть классов и три сени. В 1740 г., по инициативе митрополита Рафаила (Заборовского), корпус был перестроен. В результате здание стало трехэтажным. Кроме шести низших классов отныне здесь смогли разместиться также классы философии и богословия. В корпусе был устроен и конгрегационный зал, где проводились торжественные собрания и публичные диспуты. С восточной стороны к зданию была пристроена Благовещенская конгрегационная церковь, которую митрополит Рафаил торжественно освятил 1 ноября 1740 г.

В XVIII в. складываются обширные международные связи Киево-Могилянской академии. В Академию на учебу приезжают сербы, греки, черногорцы, румыны, а также выходцы из Венгрии (жители современной Закарпатской Украины). Однако основную массу иностранных студентов составляли, конечно же, выходцы из Польши. Это были православные славяне (белорусы и украинцы), проживавшие в Речи Посполитой и находившиеся в каноническом подчинении Киевской Митрополии. Ежегодно в Академию поступало около сотни граждан Польши.

За период с 1701-го по 1760 гг. около 70 выпускников Киево-Могилянской академии достигли епископского сана. Они занимали подавляющее большинство архиерейских кафедр Русской Церкви. Выходцы из Академии на всех местах своего архиерейского служения старались открывать школы, которые бы работали по киевским образцам. Тем самым фактически были заложены основы системы образования в Российской империи.

С 1760-х годов ситуация в Академии заметно меняется. Связано это было с тем, что в 1762 г. на Российский престол взошла императрица Екатерина II. Она весьма недоброжелательно относилась к украинским архиереям, видя в них возможную оппозицию своей церковной политике. Поэтому и к Киевской академии императрица не выказывала особого благоволения. В 1763 г. было отменено ежегодное жалованье, установленное для Киевской академии царской грамотой 1694 г. Также выпускники Академии лишились прежней привилегии при назначении на архи­ерейские кафедры. В годы правления Екатерины украинский епископат в Русской Церкви постепенно вытесняется великорусским.

Киевский митрополит Самуил (Миславский). Портрет. Вторая половина XIX века

В 1783 г. на Киевскую кафедру был назначен митрополит Самуил (Миславский). Он предписал преподавать в Академии ряд небогословских предметов «на российском языке с наблюдением выговора, каков употребляется в Великороссии». На великорусском языке преподавали отныне арифметику, историю и географию. В 1786 г., после издания устава народных училищ, распространенного и на духовные учебные заведения, митрополит приказал «присвоить Киевской академии образ учения, для всех училищ в империи Российской узаконенный». Таким образом, в годы правления митрополита Самуила можно наблюдать постепенное вытеснение киевских академических традиций и частичную русификацию Академии.

В 1786 г. в Украине была проведена секуляризация церковных земель. В результате Киево-Братский монастырь закрыли. Тем самым впервые за все время существования Академии была разорвана ее связь с этой обителью. Предполагалось, что после закрытия монастыря Академия будет переведена в Киево-Печерскую Лавру. Это решение вызвало в Киеве горькое разочарование, и митрополит Самуил начал хлопотать в Петербурге о его отмене. В 1787 г. императрица Екатерина посетила Киев. Местные власти добились смягчения ее решения. Несмотря на то, что Братский монастырь все же был расформирован, Академия осталась на прежнем месте. Восстановить Киево-Братскую обитель удалось лишь в 1799 г.

Хотя внутреннее устройство Киевской академии в годы правления Екатерины IIне претерпело изменений, все же следует отметить, что с 1760-х годов был упразднен прежний обычай избрания ректора Академии. Отныне его назначал Киевский митрополит, без предварительного согласования кандидатуры с корпорацией Академии.

Поскольку со времен Екатерины II украинское дворянство и казацкая старшина предпочитали отдавать своих детей на учебу в новооткрытые светские учебные заведения, в Киевской академии постепенно увеличивается удельный вес студентов из духовного сословия. Так, если в 1760 г. из 935 студентов Академии дети духовенства составляли 420 человек (то есть менее половины), то в 1797 г. из 745 студентов выходцами из духовного сословия являлись 575 человек (то есть почти 80 %). Таким образом, Киевская академия к концу XVIIIв. постепенно утрачивает свой всесословный характер и превращается в школу для детей духовенства.

Святитель Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский. С современной гравюры А. Осипова с портрета А. Ковалькова, с подлинника, хранящегося в Саввином монастыре.

В XVIIIв. из стен Академии вышли многие подвижники благочестия, причисленные к лику святых. Это святители Иоанн (Максимович), Филофей (Лещинский), Иоасаф (Белгородский), Павел (Конюскевич), Георгий (Конисский), Софроний Иркутский, Арсений (Мацеевич), преподобный Паисий Величковский.

Выпускники Киевской Академии в XVIII - начале XIX вв. внесли существенный вклад в развитие целого ряда наук и искусств. Так, у истоков украинской исторической науки стояли авторы знаменитых казацких летописей выпускники Киевской коллегии Роман Ракушка-Романовский («Летопись Самовидца»), Григорий Грабянка и Самуил Величко. Во второй половине XVIII - начале XIX вв. эту традицию продолжили могилянцы В. Г. Рубан и Д. Н. Бантыш-Каменский. Воспитанником Киево-Могилянской академии был и самый известный украинский философ Григорий Сковорода.

Из стен Академии вышли основоположник акушерства в Российской империи Н. М. Амбодик-Максимович, основоположник российской эпидемиологии Д. С. Самойлович и главный врач Киевского военного госпиталя М. М. Велланский.

Особый вклад воспитанники Академии внесли и в музыкальную культуру Украины. Под влиянием итальянской певческой школы в Академии развивается партесное (многоголосное) пение, формируются яркие композиторская и исполнительская школы. Выпускниками Академии были известные украинские композиторы М. С. Березовский и А. Л. Ведель.

Владимир Бурега

Министерство науки и образования Украины

Доклад на тему:

« История Киево – Могилянской академии»

1. История и причины возникновения Киево - Могилянской академии.

2. Получения статуса академии

4. Внутреннее устройство, уклад и принципы образования в Киево – Могилянской академии

5. Знаменитые выпускники, студенты и профессора

1. История и причины возникновения Киево - Могилянской академии.

После многочисленных монголо-татарских набегов Киевская Русь потеряла свое могущество. И стала добычей новых завоевателей, на этот раз литовских, польских и немецких. Жестокий социально-национальный гнет лег на плечи населения всей Украины. Правящие круги Речи Посполитой намеревались духовно закабалить страну. Они насильственно запрещали народу его язык и культуру, но народ не хотел с этим мириться. Он вел постоянную борьбу за свою свободу и независимость. Никакой гнет не мог остановить социально-экономическое развитие Украины. Под его влиянием пробуждалось национальное самосознание народа, раскрывались его духовные силы, усиливался интерес к собственной истории, языку. Тогда и появилась необходимость развития науки и образования.

К этому времени многие сыны украинского народа обучались или уже получили образование за пределами своей родины. Но уже в XVII веке встал вопрос об открытии своих учебных заведений, которые могли бы составить конкуренцию европейским. Этому предшествовало увеличение числа церковно-приходских школ (в XVI веке). Увеличивалось также число библиотек, появилось много новых книг. Все это можно считать предпосылками к созданию учебного заведения высокого уровня.

В 1615 г. возникло Киевское Братство. Это был как бы отпор украинцев польским священникам, пытавшимся насадить униатство. Как и в других городах, Киевское Братство объединяло цвет горожан, интеллигенции, духовенства и казачества. В списке членов Братства мы видим имена Захария Копыстинского, Тарасия Земки, Исайи Трофимивича, Сильвестра Косова, Петра Могилы. Члены Братства обязались до конца своей жизни заботиться о Братстве и школе при нем. Деньги, полученные Братством, должны были идти на строительство школ, зарплату учителям, на помощь бедным и больным студентам.

Значительную поддержку Братству оказала киевлянка Елизавета Васильевна Гуличивна, образованная и интеллигентная женщина, которая, понимая необходимость улучшения народного образования в Украине, подарила Братству участок земли на Подоле. С условием, что на этой земле будет построен монастырь и школа как для шляхетских, так и простых детей. Было это в 1615 году. Тогда же построена и школа, которая со временем стала Киево-Могилянской коллегией (по имени ее основателя П.Могилы), а затем получила звание академии.

Коллегия появилась в 1632 году, и Петро Могила стал ее опекуном. Умирая, он завещал ей все свое немалое имущество - деньги, ценности, огромную библиотеку, земли, дома и попросил беречь коллегию, как свое единственное детище. Тогда же коллегия получила всеобщее признание. Об этом свидетельствует тот факт, что многие молодые люди, учащиеся в Польше, покидали свои институты и возвращались на родину, чтобы иметь возможность учиться в коллегии. Но польские власти не хотели ее признавать как высшее учебное заведение. Ведь тогда коллегия получила бы право излагать целый ряд предметов, не угодных униатской церкви, например богословие. И только в конце 80-х годов коллегия официально получила статус высшего учебного заведения и стала называться академией.

Киево-Могилянская академия долгое время была единственным учебным заведением в Украине, удовлетворяющим ее образовательные, научные и общественные интересы.

2. Получения статуса академии

В честь Петра Могилы Коллегия стала именоваться Киево-Могилянской коллегией. Под этим названием она и вошла в историю. Единственно, что не успел Могила - это добиться для коллегии официального статуса высшей школы. Его ученики продолжили начатое им дело. В 1658 году гетман Иван Выговский, воспитанник коллегии, подписал с Польшей Гадячские статьи, по которым Украина становилась вместе с Литвой и Польшей членом федеративной Речи Посполитой. Украине предоставлялись широкие права, в том числе свобода вероисповедания, давался статус высшей школы для коллегии. Договор был ратифицирован польским сеймом в апреле 1659 года. После присоединения Украины к России, при ректоре академии Иосифе Крюковском, при поддержке гетмана Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинского, царским указом от 26 сентября 1701 года был подтвержден статус академии.

3. Значение Киево - Могилянской академии

Киевская академия имеет важное значение в истории русского просвещения XVIII века. Она была крупным просветительским и научным центром восточно-славянских народов, особенно юга и юго-запада России. В академии учились русские, украинцы, белорусы, волохи, молдаване, сербы, боснийцы, черногорцы, болгары, греки, итальянцы. Культурные деятели Сербии, Болгарии постоянно обращались с просьбой прислать учителей из Киевской академии.

Академия дала значительное число общественных деятелей. Воспитанники ее становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии.

В энциклопедии «Киево-Могилянская Академия в именах. XVІІ-XVІІІ столетия», изданной в 2004 году, приводятся 1482 деятеля, связанных с академией. Из стен Киево-Могилянской Академии вышло 14 гетманов Украины. Среди них - Иван Мазепа, Филипп Орлик, Павел Полуботок, Даниил Апостол, Юрий Хмельницкий, Иван Выговский, Пётр Дорошенко, Иван Скоропадский, Павел Тетеря, Иван Брюховецкий, Михаил Ханенко, Иван Самойлович. Признанные святыми митрополиты Дмитрий Туптало, Петр Конюшкевич, Иван Максимович. С Академией связанны судьбы Мелентия Смотрицкого, Феофана Прокоповича, Лазаря Барановича, Григория Сковороды, Максима Березовского, Артемия Веделя и прочих. Познавал здесь науку и Михаил Ломоносов. Из числа деятелей этой коллегии наибольшею известностью имеют: Иннокентий Гизель, Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский, Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович, святой Иннокентий Кульчинский, Гавриил Буянинский. Исайя Копынский, Захарий Копыстенский, Лаврентий Зизаний, Александр Мытура и другие.

4. Внутреннее устройство, уклад и принципы образования в Киево – Могилянской академии

Подобно западным учебным заведениям, академия имела четкое распределение на отдельные классы с полным объемом предметов, которые в них преподавались, и системой управления. В ней было восемь классов - четыре грамматических, а также классы поэтики, риторики, философии и богословия. Весь курс обучения занимал 12 лет.

Первый класс - фара, по сути дела был подготовительным. Но принимали в него учеников, уже имеющих определенный объем знаний. В следующих трех классах - инфиме, грамматике и синтаксисе они изучали славянскую, латинскую, украинскую книжную, греческую и польскую грамматику, арифметику, геометрию, музыку. Большое внимание уделялось литературам, особенно классической римской и греческой. Много времени занимало изучение латинского языка, знание которого считалось тогда признаком образованности. В то время латынь была языком права и управления, дипломатов и ученых. Во всех высших учебных заведениях Европы, в том числе и в Киеве, преподавание таких курсов, как философия, риторика, богословие, велось только на латыни. В целях скорейшего усвоения языка студенты обязаны были говорить на латыни не только во время занятий с преподавателями, но и друг с другом в быту. Поэтому выпускники академии блестяще владели латынью. Известный церковный деятель и поэт, выпускник академии Дмитро Туптало вел свой дневник, как на польском, так и на латинском языках. Феофан Прокопович читал проповедь по поводу победы над шведами под Полтавой тоже на латыни. О высоком уровне знаний выпускников говорит и тот факт, что многие из них были приглашены переводчиками в государственные и военные учреждения как в Украине, так и в России.

Однако уже с начала XVIII века латынь стала вытесняться украинским литературным языком. Он стал играть решающую роль в академии потому, что большинство профессоров и студентов сами были украинцами и языком их общения был живой украинский язык. И спустя время, несмотря

на запреты российского правительства (например, указ Петра I от
1720 г. о запрете печати на украинском языке), он продолжал жить на территории академии. Так данное учебное заведение внесло свой вклад в формирование и развитие украинской литературы.

После грамматических классов ученики, а теперь уже студенты изучали пиитику (год), риторику (два года), философию (два-три года) и богословие (два-четыре года). Эти курсы были интересны для изучения и имели прямое применение в жизни. Ведь умение сочинять стихи, речи давало неплохие заработки, а многие студенты были бедны и нуждались в деньгах. Несмотря на запреты польского правительства, уже в XVII веке богословие преподавалось по своей собственной системе. Слушание его, как, впрочем, и других предметов, было добровольным. Курс читали те же профессора, что до этого преподавали риторику и философию. Поэтому они пытались научить студентов самостоятельно мыслить, опираясь на научные доказательства, а не только на церковные догмы.

Большое внимание в академии уделялось математическим дисциплинам. Во второй половине XVIII века были открыты классы «чистой математики», где преподавали алгебру и геометрию, а также класс «смешанной математики», в котором читалась архитектура, оптика, гидравлика, тригонометрия, астрономия, основы военного дела и собственно математика. В 1799 г. был открыт класс сельской и домашней экономии, а в 1802-м - класс медицины, в котором на протяжении двух лет читались анатомия, хирургия, физиология, проводились практические занятия. Изучение медицины было обязательным только для богословов. Ведь после окончания своего курса выпускники, получая сан священника, отправлялись в приходы в самых отдаленных уголках страны. А там им медицинские знания были просто необходимы.

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ –высшее учебное заведение, в котором, помимо богословия, преподавалась философия и смежные с ней дисциплины. В 1615 в Киеве при Братском Богоявленском монастыре основывается Киево-братская школа, где изучались богословие, классические языки, риторика, другие общеобразовательные предметы. Ктитором Киево-братской школы являлся гетман Войска Запорожского П.Конашевич-Сагайдачный. Умирая, гетман завещал школе почти все свои средства «на науку и выхование бакалавров ученых... детям христианским... зачем бы наука продолжаться могла вечные и потомные времена». В 1619–20 ректором школы был родоначальник славянской филологии М.Смотрицкий, создатель «Грамматики словенской». Философские штудии в школе значительно развил ректор Кассиан Сакович (1621–24), автор трактатов «Аристотелевские проблемы, или Вопрос о природе человека», «Трактат о душе». Впоследствии митрополит Петр Могила реформировал школу, существенно расширив образовательную программу. Ученики проходили восемь классов и изучали славянский, греческий и латинский языки, нотное пение, катехизис, арифметику, поэтику, риторику и богословие. С 1631 школа называлась Киево-Могилянской коллегией, с 1694 царским указом переименована в Киево-Могилянскую академию (указ подтвержден в 1701). В 18 в. к преподававшимся предметам добавляются французский, немецкий и еврейский языки, естественная история, география, математика, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика. Богословие преподавалось согласно системе Феофана Прокоповича, в риторике ориентировались на труды М.В.Ломоносова. В 1731–47 академии покровительствовал митрополит Киевский Рафаил Заборовский, чьим именем она некоторое время называлась (Academia Mohlio-Zaborowsciana). В конце 18 в. академия окончательно трансформируется в духовное учебное заведение (Киевская духовная академия), одновременно со Славяно-греко-латинской академией.

В истории русской культуры и философии Киево-Могилянская академия сыграла выдающуюся роль. Епископ Гедеон Вишневский охарактеризовал ее в следующих словах: «Изобиловала всегда учеными людьми Академия Киевская. И от нее, аки с преславных оных Афин, вся Россия источник премудрости почерпала». Из ее стен вышел основатель профессионального философского образования в России архиепископ Феофилакт Лопатинский. В ней учились такие видные иерархи, как Стефан Яворский, Димитрий Ростовский, Арсений Мацеевич. Крупный вклад в историю русской философии внесли преподаватели академии – представители западнорусской школы И.Кононович-Горбацкий, И.Гизель, И.Кроковский, В.Ясинский, М.Козачинский, Г.Конисский. В академии обучались государственные деятели граф П.В.Завадовский, князь Г.А.Потемкин-Таврический, А.А.Безбородко, Д.П.Трощинский. Академия издавала периодический печатный орган «Труды Киевской духовной академии».

Литература:

1. Макарий (Булгаков ). История Киевской академии. СПб., 1843;

2. Аскоченский В.И. История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863;

3. Стратий Я.М. Проблемы натурфилософии в философской мысли Украины 17 столетия. К., 1981;

4. Ничик В.М. Роль Киево-Могилянской академии в развитии отечественной философии. – В кн.: Философская мысль в Киеве. К., 1982;

5. Стратий Я.М. , Литвинов В.Д. , Андрушко В.А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской академии. К., 1982;

6. Захара И.С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже 17–18 вв. (Стефан Яворский). К., 1982;

7. Хижняк З.И. Киево-Могилянская академия. К., 1988.

А.В.Панибратцев



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.