Где находится город чкалов. «Волжская атлантида»: село Василёво, ныне город Чкаловск. Граница между Азией и Европой

Город Чкалов — воюющий тыл

Оренбург, называвшийся тогда Чкаловом, оказался в глубоком тылу. Война не могла достать город снарядами самых дальнобойных своих орудий. Но сюда хлынули беженцы — женщины, дети, старики. Сюда были направлены десятки эвакуированных заводов, фабрик, учреждений.

Здесь, в военных училищах, готовились кадры для истекавшей кровью, воюющей из последних сил армии. Из тыловых городов и деревень, из рук женщин, подростков, без выходных, без праздников, по 12-16 часов трудившихся у станков, на швейных машинках, в мастерских.

Всё для фронта, всё, всё для Победы! Сейчас трудно даже себе представить, каким несущим, каким трепетным, каким могучим был для людей того времени этот простой лозунг-призыв.

Занятия по военному делу в годы Великой Отечественной войны

Небольшой провинциальный город. Сто семьдесят с лишним тысяч жителей. На пыльных улицах его можно было встретить повозки, запряжённые верблюдами. Учительский и сельскохозяйственный институты. Большой промышленности не было: дореволюционной ещё постройки паровозовагоноремонтные мастерские, завод «Орлес», кирпичный заводишко, шорно-седельная, швейная, сапоговаляльная фабрички, мукомольные мельницы... Глухая, неторопливая, но по-своему прекрасная провинция — областной центр сугубо сельскохозяйственной области. Восточный промышленный узел только ещё начинал развиваться. Один за другим поступающие от западных рубежей составы. Забитые товарняком, пассажирскими вагонами железнодорожные пути, рвущие душу гудки паровозов...

Многолюдные митинги и собрания прошли в военных училищах города. Так, в шестой авиаэскадрилье Чкаловской школы пилотов капитан В.И.Туровский, лётчики-инструкторы Ф.И.Сокрутов, А.В.Мельников взяли обязательство ускорить выпуск лётчиков для фронта. Такая же обстановка царила в классах, казармах, полигонах Чкаловского зенитного и других училищ города.

Вечером 22 июня митинги состоялись в драмтеатре, в саду имени Октябрьской революции, имени Карла Либкнехта. В цирке собралось полторы тысячи тревожных и гневных жителей города. Люди собирались у репродукторов, висящих на столбах, вслушивались в голос диктора, в интонации его. О чём говорили выступавшие? О своём возмущении коварством, жестокостью врага, о гневе, переполнявшем сердца. А главное — о своей готовности всё отдать, всё сделать для того, чтобы освободить страну от захватчиков. Тыл на нашествие фашистских орд ответил небывалым сплочением, самоотверженным трудом и стойкостью духа.

На 120-150 процентов поднять производительность труда дали слово рабочие линейного цеха паровозовагоноремонтного завода, мельзавода, других предприятий областного центра.

Под ружьё становились мужчины призывного возраста. Среди них немало было и тех, кто добровольно пошёл на фронт.

Нагрузка на железную дорогу легла колоссальная — небывалая во всю мировую историю эвакуация, перемещались на восток сотни заводов, высших учебных заведений, фабрик, военных училищ, государственных учреждений, учреждений культуры, музеев, картинных галерей и беженцы, беженцы...

Город переживал не только трудные, а чрезвычайно трудные времена. Только в самый начальный период войны в Чкалов прибыли десятки промышленных предприятий. Прибывали станки, оборудование заводов, фабрик, предприятий. А с ними инженеры, техники, высококвалифицированные рабочие. Их в первую очередь нужно было разместить, найти более менее приспособленные производственные помещения или создать новые, подвести электричество, воду, тепло, позаботиться о жилье, наладить общественное питание, медицинское обслуживание — какая нужна была организованность, строжайшая исполнительная дисциплина. Огромная организаторская работа легла на плечи областного и городского комитетов коммунистической партии, местных властей всех уровней. К осени 41-го в областной центр привезли оборудование Великолукского, Воронежского и Ворошиловградского паровозоремонтных заводов, часть которых была переведена на производство танков, боеприпасов, снарядов для «катюш». Кроме 19 заводов, фабрик и артелей, в Чкалов переведены 25 предприятий легкой и пищевой промышленности. На основе 4 фабрик, прибывших из Москвы и других городов, создан шёлкоткацкий комбинат, ставший базой для производства парашютов.

Фронт требовал пополнения подразделений армии солдатами. Но особенно остро стоял вопрос с командирскими кадрами. В Чкалове до войны было несколько военных училищ. К действующим добавились новые, например, танковое и пулемётное. Первое разместили в здании, где сегодня музей изобразительных искусств. Занят курсантами был и Караван-Сарай. А танкодром — за городом, по дороге на Каргалу. Приспосабливали различные постройки и под нужды пулемётного училища. Обучение строилось по законам военного времени, выпуски ускоренные. Только в зенитно-артиллерийском училище в первый месяц войны приступило к учёбе 1,5 тысячи молодых людей. То же самое происходило и в военноавиационной школе пилотов, в других военных учебных заведениях. Занятия шли по 10-12 часов в сутки. Через 6-9 месяцев — выпуск, на фронт. Город оделся в шинели. Полигонами служили Зауральная роща, Ситцовка, Карачи, Меновой двор. Остатки окопов в Зауральной роще сохранились до наших дней.

Только танковое училище за годы войны подготовило более 5 тысяч офицеров-танкистов и самоходчиков. В 1942 году выпуск курсантов проходил практически ежемесячно. Ежемесячно!

Военные занятия в Зауральной роще

Группа выпускников Чкаловского танкового училища сражалась в боях за Сталинград. Бились они с железными армадами Манштейна на Курской дуге. Танкист акбулачанин А. Г. Ковалёв закончил свой боевой путь в Берлине. Прославили себя выпускники ЧТУ В. И. Ерасов и И. Проходченко, ставшие Героями Советского Союза. Столь же напряжённо работали и другие военные училища тылового города. Иногда обстановка на фронтах складывалась столь критическая, что курсантов одевали в солдатские шинели и бросали в бой. Так произошло в октябре 1941 года под Москвой, куда был срочно переброшен сформированный из курсантовзенитчиков стрелковый батальон.

Как ни далёк от фронта был наш город, но всё же и сюда могли долететь вражеские бомбардировщики. На базе зенитно-артиллерийского училища была создана противовоздушная оборона города. Производство боеприпасов на Оренбургском паровозоремонтном заводе совсем уже тайное, немыслимое, невероятное, но неистребимое ожидание перелома в войне. О, ни в одном учебнике истории вы не прочтёте об этом томительном, изнуряющем и вдохновляющем ожидании, которым жил весь тыл страны, которым были охвачены все, буквально все от мала до велика. Им дышали, потому что им — жили.

Огромное количество эвакуированных предприятий, в том числе и сугубо оборонных заводов, прибыло в Чкалов. К маю 1942 года число эвакуированных достигло 75 тысяч. Всех принимали, размещали, кормили, стригли, мыли. Вот, например, завод № 545. Он изготавливал то, без чего невозможно воевать, — винтовочные патроны. Он прибыл в Чкалов из Луганска в июле-августе, а уже в декабре 1941 года на его счету было 74 095 тысяч штук патронов.

Производство боеприпасов

на Оренбургском паровозоремонтном заводе

Мужчины шли на фронт, но и женщины тоже. Отбирали наиболее рослых, здоровых — поток пополнения боевых частей не ослабевал. 106 женщин отправлено на Волховский фронт, под Сталинград — 200 девушек-комсомолок из Дзержинского района Чкалова, из Кагановичского — 150, из Кировского — 195. Их заменяли подростки. А нормы, сроки, производственные задания не сокращались. Наоборот! Нужно было работать за двоих, за троих — за тех, кто ушёл воевать. И требования технологической дисциплины никто не отменял.

Вал эвакуации поистине был девятым! Судите сами: тысячи беженцев из Украины, Молдавии, Белоруссии, Прибалтийских республик, Белгородской, Брянской, Курской, Смоленской, Воронежской областей. Из Киева прибыл завод №245 Главного управления Гражданского флота. Из Великих Лук — паровозоремонтный. Всё оборудование удалось доставить к месту назначения. Из Витебска прибыла мебельная фабрика. Из Гомеля — трикотажная. Артиллерийский завод из Балаклеи Харьковской области. С ним — 928 рабочих, 336 инженеров и служащих, а также 1300 членов их семей. Из Одессы завод «Автозапчасть». Из Киева авиазавод, пивзавод. Из Ленинграда фабрика «Стандарт» — единственная в стране, изготавливающая флегматизаторы для зенитной артиллерии. Из Харькова завод медицинской аппаратуры. К концу 1941 года в тыл эвакуировано 498 предприятий. Среди них завод свёрл, путеремонтный механический завод № 2, завод масел № 8, полиграфический комбинат, части текстильного комбината из Москвы. Эвакуация промышленных предприятий резко повысила оборонный потенциал области. В 1942 году эвакуированные только в Чкалов заводы и фабрики дали 84,4 процента объёма продукции города в 1940 году. Не менее энергично переводились предприятия на военные рельсы.

Из 25 фабрик и заводов Чкалова 12 уже к октябрю полностью производили оборонную продукцию. К 1943 году объём валовой продукции промышленности области увеличился с начала войны более чем в 4 раза, а металлообрабатывающей и машиностроительной — в 125, станкостроительной — в 26, добыча нефти — в 8,7 раза.

С первых месяцев войны в далёкий тыловой Чкалов эшелон за эшелоном шли составы, на вагонах которых виднелись широкие красные кресты. Было сформировано 16 эвакогоспиталей, действовало 4 полевых подвижных госпиталя, три хирургических полевых подвижных, один инфекционный. Не только военные лечебно-санитарные организации готовились к приёму раненых, весь тыловой город принял участие в этой подготовке. Жители города в массовом порядке делились с лечебными военными учреждениями постельными принадлежностями, деньгами, запасами мыла, золой, из которой делали щёлок для стирки. Рабочие, служащие города передали на обустройство госпиталей 50 тысяч рублей, отработали на городских воскресниках 1500 рабочих дней. Около 2 тысяч домохозяек в июле 1941 года включились в подготовку помещений, отведённых к приёму раненых: мыли окна, полы, белили, красили и ремонтировали.

В Чкалов был эвакуирован Харьковский медицинский институт. Он-то и стал базой не только для подготовки медицинских кадров, но и внедрения в лечебную, хирургическую практику всего нового, передового, что было в то время в медицинской науке. Особенно это касалось травматологии с её возросшими объёмами. Лекции по этой дисциплине читал Городнинский. По инициативе профессора А. З. Цейтлина были организованы курсы по военно-полевой хирургии, на которой занимались по обширной программе с отрывом от производства. Эту специальность стали осваивать и врачи-педиатры, среди них Бурова, Шулухина, Муравская, Акопян, Макарова и другие. С именем главного хурурга А. К. Силантьева связано начало плановой хирургической работы, переливания крови, внедрения новых методов лечения. За четыре года в госпитали Чкалова поступило 28 095 раненых и больных, из них только так называемых носилочных 17 000. Профессор С. Г. Миронов нашёл способ лечения септической ангины. Профессор М. М. Левин разработал новую методику лечения язвы голени грамицидином и альбуцидом. В госпиталях Чкалова стала применяться пластика коротких культей голени — метод, освоенный врачом госпиталя № 1655 Л. А. Смирновой. Широчайший, поистине патриотический размах приобрело донорское движение. Отдавали фронту всё, в том числе и часть своей крови. В годы войны знака «Почётный донор СССР» удостоено более 4000 человек. Г. И. Бабаскина сдала за годы войны 30 литров своей крови. Ни одна армия мира не имела столь высокого процента возвращения в строй больных и раненых, как Красная армия.

В горячке, неимоверной спешке отхода страны на восток под натиском превосходящего в военной мощи врага не были забыты и учреждения культуры — театры, филармонии, киностудии, издательства, музеи, архивы с их уникальными историческими документами. В Чкалове под архивное хранилище была отведена даже Никольская церковь. Кстати сказать, в наш город, как установила историк А. В. Фёдорова, были эвакуированы из Москвы Главное управление лагерей, прокуратура СССР, Главное тюремное управление, Главное управление милиции.

В перенаселённом, битком набитом городе нашлось место и для Государственного академического Малого театра оперы и балета, прибывшего к нам 5 сентября 1941 года из Ленинграда. И уже 20 сентября на сцене летнего театра в парке «Тополя» театр показал своим новым зрителям спектакль «Черевички». Была поставлена опера «Травиата», восстановлены оперы «Севильский цирюльник», «Кармен», «Евгений Онегин». Настоящим праздником стала премьера оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама». В роли Германа — Б.О.Гефт, графиня — заслуженная артистка РСФСР О.Н.Головина, Лиза — Ф.Л.Ратнер. А месяц спустя в концертном исполнении зазвучала опера А.П.Бородина «КнязьИгорь». Здесь, в Чкалове, жили и творили эвакуированные композиторы Д. Дзержинский, М. И. Чулаки, В. В. Волошинов, В. П. Соловьёв-Седой, Д. Г. Френкель и другие. Здесь плодотворно работал поэт-песенник А. Фатьянов. И город наш, как и вся страна, пел. Здесь, в тыловом Чкалове, созданы или опробованы такие замечательные песни Василия Павловича Соловьёва-Седого, как «Вечер на рейде» — нежная, чуточку грустная и мужественная песня, потрясающие, бессмертные «Соловьи», «Играй, мой баян», «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были». Шестьдесят песен за годы войны создал В. П. Соловьёв-Седой, и многие из них на слова Алексея Фатьянова.

В Чкалове в суровые, но наполненные творческой энергией годы жили и работали известный литературовед Н.Е.Прянишников, художник Кудашев, виолончелисты отец и сын Ростроповичи, будущий композитор, а тогда курсант одного из военных училищ Я. Френкель. Старший Ростропович, Леопольд Витольдович, умер 31 июля 1942 года. Он завещал сыну не продавать рояль и виолончель, несмотря ни на какие трудности.

Чкаловцы военных лет отдали всё, что имели, сделали всё, что смогли во имя победы.

Восьмого мая была подписана безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Мы выстояли. Выстоял солдат и маршал, выстоял Верховный Главнокомандующий и тыл. Выстоял, всё превозмог и Чкалов — наш родной Оренбург.

Ушли на фронт 360-я Невельская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская кавалерийская дивизия, 211-я стрелковая дивизия. Из Оренбурга отправлены на фронт 2 стрелковые бригады, 4 авиаполка, кавалерийское училище, 28-я и 36-я отдельные бронедивизии, 2 отряда железнодорожников, санпоезд № 50. Военными училищами выпущено 3612 лётчиков и штурманов, 7316 танкистов, 7312 зенитчиков, 4000 пулемётчиков. В городе размещались 17 госпиталей, в которых было вылечено более 66 тысяч раненых.

Оренбург дал фронту самолётов 1125, бронепоездов 3, снарядов и мин 2,8 млн, гранат, 2 млн, патронов 741 млн. Изготовлено шинелей 330 тысяч, валяной обуви 311 тысяч пар, кавалерийских сёдел 235 тысяч, парашютного шёлка 2561 тыс. квадратных метров.

Внесено в фонд обороны 29 млн рублей и облигациями займов 27 млн рублей, для фронтовиков собрано: 240 тысяч подарков, 87 тысяч тёплых вещей, выстирано 1,1 млн комплектов обмундирования, выезжало на фронт 17 концертных бригад, дано 1330 концертов.

За годы войны заводом поставлено фронту 1595 самолётов. Практически каждый сотый самолёт, изготовленный за это время, был с маркой завода № 47. Ушли на фронт 614 человек, 99 из них не вернулись домой. За героизм, проявленный в боевых действиях, награждены 255 заводчан, а Н. А. Рощин и М. Н. Серогодский удостоены звания Героя Советского Союза.


Использованный Внутреннее деление 2 округа, 4 района Глава администрации Юрий Николаевич Мищеряков Основан Первое упоминание Прежние названия до - Оренбург
до - Чкалов
Город с Население 526 430 человек () Часовой пояс UTC+5 , летом UTC+6 Телефонный код +7 3532 Почтовый индекс 460000 Автомобильный код 56 Код ОКАТО 53 401 Официальный сайт http://www.admin.orenburg.ru

История

Строился он как город-крепость, как опорный пункт линий крепостей по Яику, Самаре и Сакмаре, охранявших юго-восточную границу России. Одновременно город должен был служить центром хозяйственно-экономического общения с народами Востока, что, в первую очередь, предполагало торговлю. Поэтому город носил и военный, и торговый характер: тут и казармы, и артиллерийский двор, и пороховые погреба, и военные учреждения, гостинный и меновой дворы, таможня. € С 5 октября 1773 г до 23 марта 1774 г. Оренбург был осаждён армией Емельяна Пугачёва , после разгрома пугачевского бунта императрица Екатерина II переименовала за участие в восстании Яицкое казачество в Уральское, Яицкий городок в Уральск, а реку Яик в реку Урал .

В 1850-81 гг. Оренбург - центр генерал-губернаторства. До 1868 здесь находились учреждения, ведавшие пограничными делами, управлением казахов Младшего жуза . С 1868 г место пребывания губернатора Тургайской области.

Оренбург был крупным центром торговли России с Казахстаном и Средней Азией. Промышленность (главным образом мукомольная, салотопленая, кожевенная и маслобойная) стала бурно развиваться с проведением в 1877 г железной дороги Самара - Оренбург. С 1880 г начат вывоз парного и замороженного мяса, сибирского топлёного масла, сала, кож, шерсти, козьего пуха в Москву и Петербург. Город становится крупным торгово-распределительным центром скота и мяса, поступающего из казахских степей (в 1894 г открыты городские скотобойни). В 1905 г было закончено строительство железной дороги Оренбург - Ташкент, открывшей путь в Среднюю Азию, и построены главные железнодорожные мастерские, что сделало город важным транспортным узлом.

Оренбург знаменит так же своими оренбургскими пуховыми платками .

Смена приоритетов с течением времени.

Возник Оренбург как город-воин, охранявший юго-восточные границы Российской империи. Вскоре стал городом-купцом и крупнейшим посредником между Россией и Средней Азией.По прошествию некоторого времени Оренбург становится городом-столицей, центром громадной губернии, простиравшейся от Волги до Сибири,от Камы до Каспия. Город-воин, купец, чиновник был и важнейшим стратегическим центром, поэтому им пытались овладеть восставшие пугачёвцы. Оренбург был и городом-тюрьмой, местом ссылки политических заключённых. Тяготы царского произвола перенесли здесь русский поэт А.Н.Плещеев, композитор А.А.Алябьев, великий кобзарь Т.Г.Шевченко. Позднее высылали сюда и деятелей Российской социал-демократической рабочей партии.

Годы революции и гражданской войны

Оренбург был построен на стыке казахских степей и башкирских земель и стал центром учрежденного императрицей Елизаветой Петровной русского оренбургского казачества. В годы революции и безвластия это предопределило негласную борьбу за город, занимавший ключевое положение на южном Урале.

21-28 июля 1917 года в Оренбурге прошёл Первый Всекиргизский (Всеказахский) сьезд, на котором была учреждена казахская политическая партия «Алаш », обсуждались формы государственого управления, автономия киргизских областей, земельный вопрос, избраны депутаты на Всероссийское учредительное собрание и на сьезд мусульман России «Шураи-Ислам».

В июле-августе 1917 года там же в Оренбурге параллельно прошли I и II Всебашкирские съезды (курултаи), где было принято решение о необходимости создания «демократической республики на национально-территориальных началах» в составе федеративной России. Центральный Совет (шуро) работал в Оренбурге в башкирском постоялом дворе «Каравансарай».

В то же время в сентябре 1917 года атаманом Оренбургского казачества и главой (председателем) войскового правительства был избран Александр Дутов . Он прославился на фронтах Первой мировой войны. После Февральской революции 1917 года избран в марте 1917 председателем Всероссийского союза казачьего войска, в апреле того же года возглавил съезд казаков России в Петрограде, но вернулся в Оренбург, где учился и жил до войны.

5 - 13 декабря 1917 года в городе прошёл Второй Общекиргизский сьезд, провозглашена Киргизская (Казахская) автономия «Алаш » (но в составе России) на территории Уральской, Букеевской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской и части Оренбургской областей, где в основном исторически проживали казахи, и избрано правительство «Алаш-Орда ».

8 - 20 декабря 1917 года в Оренбурге на III Всебашкирском съезде (курултае) Башкирский шуро во главе с Заки Валиди и Шарифом Манатовым провозглашает национальную автономию Башкортостан на территории частей Оренбургской, Самарской, Уфимской и Пермской областей, где также исторически проживали башкиры.

31 января 1918 года красноармейские части Блюхера выбивают из города казачьи формирования Дутова. Атаман уходит в тургайские степи. Но летом 1918 года казаки при поддержке белочехов возвращают Оренбург. Части Дутова в ноябре 1918 года вошли в состав Сибирской армии адмирала Колчака .

20 марта 1919 года было заключено «Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии». В печати опубликовано 23 марта 1919 года, поэтому официальной датой образования республики считается этот день. В соответствии с «Соглашением…» была образована Автономная Башкирская Советская Республик (АБСР) с временным центром в Стерлитамаке , позже столицей стала Уфа .

В сентябре 1919 года оренбургская армия Дутова была разбита превосходящими силами Красной Армии. Преследуемый Дутов зимой уходит через киргизские степи (Голодный поход) в Семиречье к атаману Анненкову , затем весной 1920 года с ним в Китай. Там в Суйдуне 21 февраля 1921 года его убивают агенты ЧК .

Антисоветски настроенные лидеры «Алаш-Орды » на переговорах с Лениным и Сталиным отказались подчиниться Советам, рассчитывая на поддержку «Белого движения ». И, если с КОМУЧем был заключён военно-политический союз, то Омская Директория и адмирал Колчак ответили отказом. Киргизская автономия в начале 1920 года за сотрудничество с белыми была упразднена Советской властью, а её лидеры Алихан Букейханов , Ахмет Байтурсынов , Миржакип Дулатов впоследствии были расстреляны.

Но 26 августа 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли подписанный М. И. Калининым и В. И. Лениным Декрет «Об образовании Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики » на тех же территориях в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. Первый (Учредительный) съезд Советов Казахстана прошёл в Оренбурге 4-12 октября 1920 года. Первым председателем КирЦИКа стал красный комиссар Сейткали Мендешев.

Всё же город в качестве казахской столицы пребывал недолго, уже в 1925 году столица Казахстана была перенесена в город Перовск (бывшая Ак-Мечеть) на Сыр-Дарье, по этому случаю переименованный в Кзыл-Орда (Красная столица), а Оренбург с областью был включен в состав РСФСР . В декабре он стал центром Оренбургской области.

Легенда о городе, построенном «на костях»

Водил в давние времена хан свой народ по степям (нынешним Оренбургским) и жил его народ не зная бед, но когда умер хан, двое его сыновей разделили весь народ на две части. Старший пошёл на запад, а младший на восток. Через несколько лет они встретились в том же месте, откуда и ушли они после смерти отца. Старший брат увеличил свой народ и сделал его сильней, младший не смог добиться этого и решил ночью напасть на своего брата, чтобы после его убийства стать предводителем сильного войска. Но об этом узнал человек, близкий обоим братьям и предупредил старшего об опасности. Ночью никто не спал, но в одном из лагерей сделали так, чтобы горели ослепляющие костры, а вокруг них были вкопаны копья. Так за ночь погибли все люди, пришедшие с Востока и был наказан младший брат. Сильный народ пошёл в новый путь, не похоронив погибших. Через много столетий на этом месте стали закладывать Оренбург и наёмники найдя кости, они-то первыми и сказали, что Оренбург построен «на костях».

Названия

Климат

  • Среднегодовая температура - +4,9 C°
  • Среднегодовая скорость ветра - 4,3 м/с
  • Среднегодовая влажность воздуха - 68 %
Климат Оренбурга
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Абсолютный максимум, °C 5 6 19 31 37 40 43 41 38 27 19 6 43
Средний максимум, °C −9 −8 −2 13 22 27 29 27 21 11 0 −6 10
Средняя температура, °C −13 −13 −6 7 15 21 22 20 14 5 −4 −9 4,9
Средний минимум, °C −17 −17 −11 2 8 14 15 13 8 1 −7 −13 0
Абсолютный минимум, °C −43 −40 −37 −26 −6 −1 5 −1 −5 −20 −36 −39 −43
Норма осадков, мм 26 21 22 25 29 40 37 33 34 38 37 32 374
Источник: Погода и климат

Часовой пояс

Оренбург находится в часовом поясе, который отличается на +5 часов от UTC () и на +2 час от Московского времени (MSK+2). Оренбургское летнее время, также отличается от московского на 2 часа.

Администрация города

Главой исполнительной власти Оренбурга является глава администрации города (мэр), в настоящее время пост занимает Юрий Николаевич Мищеряков.

Административное устройство

Оренбург разделён на 2 административных округа: Северный и Южный. Северный округ включает Промышленный и Дзержинский районы, а Южный округ Ленинский и Центральный.

Демография

Население Оренбурга сильно выросло за последние десятилетия. Так на 1926 год в городе было 123 тысячи жителей, в 1939-172 тыс., в 1959-267 тыс., в 1974-400 тыс., на 2005-538,6 тыс.

Население Оренбурга в 2007 году составило 546 тыс. чел.

ВУЗы

  • Оренбургский государственный педагогический университет
  • Оренбургская государственная медицинская академия
  • Оренбургский институт Московской государственной юридической академии
  • Оренбургский государственный институт менеджмента
  • Оренбургский филиал РГУНГ им. И. М. Губкина
  • Филиал Всемирного технологического университета
  • Оренбургский филиал Российского государственного торгово-экономического университета

Культура и искусство

Музеи

  • Оренбургский областной историко-краеведческий музей
  • Мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!»
  • Оренбургский областной музей изобразительных искусств
  • Музей истории Оренбурга
  • Мемориальный музей-квартира Т. Г. Шевченко
  • Мемориальный музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных
  • Мемориальный музей-квартира Леопольда и Мстислава Ростроповичей
  • Музей «Дом Памяти»
  • Музей космоса (В здании Муниципального общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой» (Кадетский корпус им. И. И. Неплюева))
  • Областной музей истории милиции УВД по Оренбургской области
  • Музей Воинской славы и Афганской войны
  • Музей истории предприятия «Оренбурггазпром»

Галереи и выставочные залы

Театры и концертные залы

В Оренбурге действуют несколько театров , каждый из которых по своему примечателен и ориентирован на свою аудиторию.

Оренбургский муниципальный театр кукол "Пьеро" самый молодой театр Оренбурга. Основан в 1991 году. Каждые два года театр проводит Международный театральный фестиваль "Оренбургский Арбузник". Театр "Пьеро" находится на проспекте Победы, 133-а.

Оренбургский государственный областной театр кукол основанный в 1935 году показывает спектакли для самых маленьких зрителей. Оренбургский кукольный театр участник и лауреат международных конкурсов . Кукольный театр расположен по адресу улица Советская-23.

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии созданный в 1935 году на основе труппы Винницкого театра каждый театральный сезон показывает зрителям всех возрастов лучшие оперетты, музыкальные комедии, водевили и музыкальные сказки. Театр расположен по улице Терешковой-13.

Оренбургский государственный татарский драматический театр имени Мирхайдара Файзи ведущий свою историю статарской театральной труппы организованной в 1905 году имеет в своём репертуаре пьесы татарских, русских, западных и восточных драматургов. Театр расположен по адресу ул. Советская-52.

Старейший театр города - Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького. Впервые спектакли в городском театре Оренбурга начали идти в 1869 году , до этого в городе выступали лишь заезжие труппы. На сцене театра выступали в разные годы Полина Стрепетова , Вера Комиссаржевская , Михаил Тарханов . В 1898 году , одновременно с МХТ , на сцене театра была поставлена Чеховская «Чайка ». Театр расположен по адресу ул. Советская-26.

В Оренбурге также действует филармония .

Кинотеатры

  • «Союз»
  • «Сокол»

Долгострои

Спорт

Связь

Мечеть Рамазан

В Оренбурге действуют организации, представляющие другие конфессии: протестанты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, лютеране, Свидетели Иеговы, кришнаиты , иудеи.

  • Никольский кафедральный собор
  • Храм преподобного Сергия Радонежского
  • Дмитриевская Церковь
  • Часовня Табынской Божией Матери
  • Католический Храм Лоретанской Божией Матери
  • Приход Единой Евангелическо-лютеранской церкви России
  • Церковь ЕХБ

Средства массовой информации

  • Пресса: Еженедельная газета «АБ-Маркет» , журнал «Портфель бизнес-класса», газеты «Южный Урал», «Вечерний Оренбург», «Оренбуржье», «Оренбургская сударыня», «Оренбургское время» и другие.
  • Телевидение: ГТРК «Оренбург», телеканал «Регион», телеканал «Планета», «Орен-ТВ»
  • Радиостанции: «Радио России - Оренбург», «N-радио», «Европа плюс Урал», Русское радио", «Авторадио», «Хит-ФМ», «Радио 7 на семи холмах», «D-FM», «Эхо Москвы в Оренбурге»

Экономика

Здание Сбербанка России в Оренбурге

Промышленность

В промышленности Оренбурга ведущие места принадлежат газодобывающей и газоперерабатывающей отраслям, машиностроению и металлообработке. Развиты также предприятия химической отрасли, пищевой и лёгкой промышленности.

  • Оренбургский газоперерабатывающий завод
  • Оренбургский гелиевый завод
  • Завод полимерных труб низкого давления
  • Завод сухих строительных смесей
  • ОАО «ПО „Стрела“»
  • Фабрика ОАО «Ореншаль» - производитель оренбургских пуховых платков (шалей) и других изделий.
  • ОАО «Оренбургэнерго»
  • ОАО «Инвертор»
  • ОАО «Гидропресс»
  • Южно-Уральская промышленная компания
  • Федеральная Сетевая Компания РАО "ЕЭС России"
  • ОАО «Нефтемаслозавод»

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2008 год 28,3 млрд рублей.

Транспорт

Узкоколейный тепловоз ТУ2-008 на Детской железной дороге в Оренбурге

Оренбург - крупный железнодорожный узел, где пересекаются линии идущие на Самару , Орск , Уральск , Актюбинск . Железнодорожные станции входящие в Оренбургский узел входят в состав Южно-Уральской железной дороги .

Промышленность региона (в ту пору это была преимущественно мукомольная, кожная, маслобойная и салотопенная) получила большой толчок после проведения Самаро-Златоустовской железной дороги () и железной дороги Оренбург - Ташкент (1905).

В январе 2007 года после длительной реконструкции открылось обновлённое здание железнодорожного вокзала площадью 4100 м². Стоимость реконструкции составила 350 млн руб.

Городской транспорт

В городе 24 автобусных и 5 троллейбусных маршрутов. Остальные троллейбусные маршруты (7 шт), закрытые в ноябре 2001 - мае 2008 из-за ветхости подвижного состава, будут открыты в ближайшие 2-3 года. Протяженность автобусных маршрутов - 380 км. Развита система маршрутных такси.
Стоимость проезда в общественном транспорте:

  • троллейбус - 8 рублей
  • муниципальный автобус - 10 рублей
  • автобус ПАЗ - 10 рублей
  • маршрутное такси «Газель» - 12 рублей
  • такси - 8-10р./км

Имеется канатная дорога , по которой можно переправиться через реку Урал.

Граница между Азией и Европой

На пешеходном мосту в Оренбурге через реку Урал стоит символический знак границы между Европой и Азией. Однако эта граница в различных источниках определяется по-разному . Согласно одной из версий, река Урал является естественной водной границей между Азией и Европой только в верхнем её течении в России. Далее географически граница между Европой и Азией проходит от реки Урал на юг от Орска по реке Орь , по хребту Мугоджары и реке Эмба до её впадения в Каспий. Таким образом, река Урал от Каспия до Орска является внутренней европейской рекой, только в российских верховьях её левый берег относится к Азии, и поэтому в Оренбурге левый берег Урала является Европейским.

В детстве я читал какую-то иллюстрированную детскую книжку о полёте в Америку через Северный полюс на самолёте с огромными красным крыльями. Тогда я даже не запомнил, что лётчика звали Валерий Чкалов, и не думал о том, что в его честь называют улицы и города: по сути, Чкалов - это такой прото-Гагарин, молодой и красивый советский покоритель небес, взмывший туда прямиком из народа. Краснокрылый самолёт, между тем, сохранился и преспокойно стоит себе в музее в Чкаловске (11 тыс. жителей) - родном городке лётчика, бывшей Василёвой Слободе на Волге в 120 километрах выше Нижнего Новгорода, окрестностям которого была посвящена . Впрочем, город хотя и одной легенды, а всё равно не Чкаловом единым - есть тут и кое-какая старина, и другая персоналия - гениальный корабел Ростислав Алексеев...

Василёва Слобода зародилась как крепость древней линии обороны - не вполне очевидно, что в 12 веке Русь вела колониальную экспансию в кажущиеся теперь исконно нашими финно-угорские земли, и процесс этот шёл не всегда мирно. Основателем слободы был Василий Юрьевич, сын Юрия Долгорукого, в 14-17 веках ей владели Шуйские, в том числе Василий Шуйский, неудачливый царь Великой Смуты, после падения которого слобода стала сначала монастырской, а с 1764 года - и вовсе императорской. Местные занимались кто ремёслами (слобода славилась на всю Волгу своими гончарами), кто бурлачеством, а в 1883 году здесь заработали мастерские по ремонту и обслуживанию землечерпалок, в 1920-е годы выросшие в крупный завод, первый в СССР с такой редкой специализацией. В общем, жизнь текла своим чередом, и вряд ли в 1904 кто-то обратил особое внимание на рождение будущего героя в семье котельщика тех самых мастерских. Зато населённого пункта имени себя Валерий Чкалов удостоился ещё при жизни, в 1937-м, но городом слобода сделалась лишь в 1955 году, когда её старая часть ушла на дно Горьковского водохранилища. Большая часть нынешнего Чкаловска - какой-то самодельный, искусственный, неуютный массив бараков, пятиэтажек и частного сектора, в который мы с dima1989 забурились практически наугад:

Посреди всей этой серости - огромная треугольная площадь, достойная областных центров:

Дворец Спорта да памятник Чкалову - он здесь главный, я даже не помню, видел ли я в Чкаловске памятник Ленину:

Где-то в окрестностях площади ещё есть церковь Анастасии Узорешительницы , перестроенная в 1995 году из магазина, да некая школа в конструктивистском стиле, но мы их не стали даже искать. Зато если поехать в сторону Волги, среди изб и бараков вдруг поднимается тонкий, почти адмиралтейский, кабы ни суровый дух сталианса, шпиль. Нам туда:

Это местный Дом культуры (1938-40), обращённый фасадом к Волге, в унылом пейзаже городка выглядящий настоящим дворцом среди трущоб. У входа было людно - кажется, мы попали на День учителя или ещё что-то в этом роде:

Но во дворец пойдём позже - по соседству с ним находится собственно Мемориальный музей Чкалова, включающий ангар:

И избушку, построенную в 1896 году отцом Валерия Павловича и перенесённую после войны из зоны затопления ГЭС. Видно, что для пролетарских людей Чкаловы жили очень неплохо:

Перечислять в ЖЖ экспонаты - занятие в общем неблагодарное, но экспозиция оказалась действительно интересной, причём биография, авиатехника и этнография волжского села тут переплелились как-то уж очень плотно и неразрывно. Вот скажем вещи из обыкновенного дома, где ещё не знали, что в честь одного из сыновей назовут через тридцать лет всю слободу:

В 1919 (то есть в 15 лет) Валерий Чкалов пошёл кочегаром на пароход "Баян", и именно там, увидев с его палубы пролетающий над Волгой гидросамолёт, впервые понял, чего в жизни хочет. В армии он сразу пошёл в авиацию - но сначала авиаслесарем в Нижнем Новгороде, и лишь потом учился на лётчика: год в Егорьевске (1921), два в Борисоглебске под Воронежем, ещё два в Серпухове и наконец в 1924 в должности лётчика-истребителя заступил на службу на Комендандтском аэродроме Ленинграда. Тут надо сказать, удалью лётчик отличался вполне русско-народной, и потому вечно нарушал дисциплину - то какой-нибудь пируэт несанкционированный выкинет (по известной легенде, как-то он взял да пролетел под одним из мостов на Неве, но вроде бы это только легенда), то пьяную драку устроит. Наконец, когда в 1928 уже в Брянске он разбил самолёт и сам чудом жив остался, терпением начальства лопнуло - его уволили из вооружённых сил и от тюрьмы его тогда спасло только ходатайство Клима Ворошилова. О подвигах лихого парня наверху уже знали, и потому пригласили сначала в Осоавиахим, лётчиком-испытателем. В последующие годы, в Ленинграде и Москве, Чкалов совершил более 800 полётов, часто оказываясь на волосок от гибели - вот например слева цилиндр разбившегося самолёта, сохранённый Валерием Павловичем как память:

А справа... К середине 1930-х годов Чкалов перерос уже и уровень лётчика-испытателя, и вместо опытов занялся рекордами. Летом 1936 года его экипаж совершил перелёт на остров Удд в Охотском море (ныне, как нетрудно догадаться, остров Чкалова) - 56 часов, 9375 километров, и по возвращении на подмосковном аэродроме Щёлково (ныне, разумеется, Чкаловском) их встречал лично Сталин, а награды, звания и подарки посыпались на Валерия Павловича как из рога изобилия. Но кульминация наступила следующим летом - тот самый легендарный полёт в Америку через полюс. Преодолев 8504 километра в сложнейших условиях, самолёт Чкаловского экипажа приземлился в городке Ванкувер, штат Вашингтон (не путать с канадским Ванкувером!), немного не дотянув до конечной цели - Портланда в Орегоне. Ванкувер почему-то (действительно?) Chakolov-city так и не стал, но улица Chkalov street, памятник лётчику и вроде даже небольшой музей на военном аэродроме Пирсон-Филд там есть. Так что в правой половине кадра, как вы уже догадались - одежда Чкалова из этих перелётов и красный бортовой журнал "Сталинского маршрута" к острову Удд. Чкалов после этого стал героем всесоюзного масштаба, два месяца спустя в его честь переименовали Василёву Слободу, отдельный зал в музее даже посвящён подаркам - вот например такой перочинный ножик ему сделали рабочие из нижегородского же Павлова (это где ПАЗики делают):

А вот как всё закончилось... Чкалов, как и Гагарин после покорения космоса, оставался действующим лётчиком-испытателем, а это, тем более в те времена, действительно опасная работа, и Чкалов и Гагарин были не единственными, кто погиб в небе героями вдали от всяких войн. Слева - одежда, в которой он был в свой последний полёт и не раскрывшийся парашют, справа - злополучный самолёт и описание крушения. В 1938 городом Чкаловом стал Оренбург (до 1957-го), а улицы, районы, станции метро и конечно же аэродромы с именем Валерия Павловича связаны в десятках городов бывшего СССР:

Музей начался создавать практически сразу после гибели Чкалова, ни разу не оказывался в зоне военных действий, и потому весьма богат и информативен, подавляющее большинство вещей в нём - подлинные:

В общем-то сейчас, когда человечество огорчается, что не достигло даже какого-то паршивого Марса, не говоря уж про Альфу Центавру, а то и туманность Андромеды, значение Чкалова и почему в его честь назывались города не вполне очевидно. Но думаю каждый слышал об этой жестокой романтике ранней авиации, сюда же Сент-Экзюпери с его "Планетой Людей". Например, в Литве лётчики Дарюс и Гиренас , совершавшие перелёт из Нью-Йорка в Каунас и разбившиеся над Германией за пару сотен километров до цели, герои одного порядка со всеми князьями, поэтами и борцами за независимость. Да, спустя каких-то 30 лет их всех затмили Гагарин и Армстронг, вырвавшиеся за пределы Земли, но лётчики 1930-х годов были героями последней ступени перед космосом, предтечами космонавтов.

Но конечно ради одной этой экспозиции я бы сюда не поехал, и всё же куда больше дома-музея впечатляет его ангар. Слева направо, по мере удаления от входа: По-2, АНТ-25, И-16 и И-17.

Гвоздь программы - конечно же, "краснокрылый гигант" АНТ-25 , построенный как уникальный самолёт в 1932 под руководством Сухого и Туполёва (основоположники "Су" и "Ту" соответственно), потом долго доводился до ума, а в сентябре 1934 года кругами налетал непрерывно 75 часов и 12 тысяч километров, поставив мировой рекорд, так и не превзойдённый Чкаловым "в поле". На нём Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков летали на Удд и в Ванкувер, а буквально через месяц, в июлне 1937-го второй такой же самолёт с экипажем Михаила Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина совершил ещё более дальний (10 тысяч километров), чем все чкаловские, перелёт, так же через полюс достигнув Калифорнии ... но они уже не были первыми и затмить Чкалова не смогли. Всего, получается, было построено два таких самолёта, плюс в 1988-м была сделана полноразмерная копия для музея ВВС в Монино. Здесь стоит, конечно, чкаловский:

Лодка, палатка, печка и снегоступы прилагаются - авиационная романтика тут тесно переплетена с полярной, и если герои-лётчики были предтечами космонавтов, то к полярникам свою родословную через пару веков будут возводить покорители других планет.

У АНТ-25 потрясающе, непропорционально длинные крылья - при длине корпуса 13 метров, размах крыльев все 34. Рядом - биплан По-2 , созданный в 1929 году Николаем Поликарповым и бывшим одни из самых массовых самолётов в истории - всего таких было сделано 33 тысячи штук, не всякий автомобиль подобным тиражём похвастается. Конкретно этот подарили Чкалову в апреле 1937 года, и в последний год он периодически с понтом заявлялся в посёлок имени себя и даже катал на нём земляков.

Под красным крылом - макеты ещё нескольких самолётов (например, бело-красный "Тен Ромео", на котором американец Миллард Харман к 50-й годовщине пролетел чкаловский маршрут в обратную сторону), а также ещё два подарка Чкалову 1937 года - моторная лодка (от Рыбинского катерного завода) и автомобиль "Паккард" (от советского посла в США Трояновского):

С другой стороны - то, что Чкалов испытывал. И-17 (который маленький с красными крыльями) в серию так и не пошёл, зато истребитель И-16 был одним из самых массовых военных самолётов в истории (более 10 тыс. эксземпляров). От него ещё прилагается отдельно стоящий двигатель:

МиГ-15 же, до которого Чкалов уже не дожил, здесь стоит как самолёт, о котором герой мог бы только мечтать. Тоже между прочим самый массовый в истории (15 тысяч машин), один из самых дешёвых (себестоимость производства была примерно как бронетранспортёра) и прослужил разным странам больше полувека.

Ещё один МиГ-21 стоит уже за музейной оградой, на фоне ДК:

Последний был, видимо, подарком советской власти василёвцам в компенсацию за то, что не убергли их героя. Интересное здание, только вот мне одному здешний барельеф Чкалова выражением лица напоминает трололо?

Увидев открытую дверь, мы зашли внутрь и почти сразу были посланы охранником на... второй этаж, где обитает некий Музей скоростей:

В Чкаловск редко заезжают по земле, но однако город это весьма туристический - ведь у ДК и мемориала частенько останавливаются круизные теплоходы. Музей Чкалова для всего теплохода сразу, ясное дело, тесноват, а иногда что-то сделать под нужды туризма умеют даже у нас, и в общем-то всяких мелких музейчиков по "мышкинскому" образцу на Волге хватает.
И первые залы тут отнюдь не скоростные - обычные краеведческий музей с витринами сельского быта и макетом Васильёвой Слободы до затопления (запомните крайний правый дом):

Слобода - то есть считай ПГТ, вроде и город, а вроде и нет. В центре стояли Вознесенский собор (1755), бывший храмом местного "филиала" московского Вознесенского монастыря, и церковь Анастасии Узорешительницы (1797). Первый взорвали примерно в те же годы, когда строился ДК, а вот вторую разобрали в 1913-м году - начали "реконструировать со сносом", а потом, как у нас часто бывает, стало уже не до того. Ещё один стенд посвящён деревянной Покровской церкви в Милино (1780), рухнувшей пару лет назад, но в целом главным храмом Чкаловского района остаётся Спасо-Преображенская церковь показанного в прошлой части села Пурех.

Макеты земснарядов - основное промышленной специализации города:

Но почему это называется именно Музеем скоростей, становится понятно чуть дальше - около половина коридора и самый большой зал посвящены ещё одной советской легенде - экранопланам:

Думаю, каждый хоть раз видел на советских и постсоветских реках, озёрах, морях суда на подводных крыльях - "Ракеты", "Кометы", "Метеоры" и прочие. Быстрые и красивые, с обязательными крыльями из поднятых брызг, они и в наше-то время смотрятся футуристично, что уж говорить про 1950-е годы, когда на поднятых ими волнах вполне могли ещё подскакивать деревянные пароходы? Менее очевидно, что у них был свой "отец", очередной русский изобретатель, опередивший на сто лет своё время, и как инженер Шухов с его гиперболоидам - при этом вполне себе признанный. Ростислав Алексеев , родом из Новозыбкова, ещё в 1942 разрабатывал военный катер на подводных крыльях, и хотя до боевых действий они так и не дошли, сама технология была в 1951-м отмечена Сталинской премией и Ростислав Евгеньевич занялся созданием "Буревестников", "Восходов" и "Ракет", к 1962-му году создав практически всё известное по нашим рекам семейство этих судов. Ну а следующим детищем стали именно экранопланы , легендарные в силу того, что остались в основном лишь экспериментами, машины: катера, способные двигаясь низко над поверхностью воды на воздушном экране развивать скорости самолётов Чкаловских времён и неподвластные волнам и отмелям. На испытаниях экраноплана Алексеев и погиб в 1980-м году, а дальше история в общем та же, что и с шуховской башней - идея витает в воздухе, с ней экспериментируют то у нас, то у них, но для массовости чего-то не хватает, возможно - ростилавова гения?

Строилось всё это великолепие, конечно же, на нижегородских верфях, но именно в Чкаловске музей не случайно - на широком заливе подпёртой водохранилищем речки Троца (она опознаётся по дороге из Нижнего по металлическому мосту) Ростислав Алексеев испытывал свои разработки и провёл в Чкаловске (уже Чкаловске, а не Василёвой Слободе) несколько лет чистого времени. Вот ещё пара экспериментальных моделей экранопланов:

И личные вещи - как связанные с работой:

Так и просто - но всё, как и у Чкалова, подлинное. Один раз двое здешних героев пересекались - Ростислав Алексеев был увлечённым яхтсменом, и живя с 1933 в Нижнем Новгороде, как-то выиграл здесь регату, которую молодому человеку вручил на церемонии награждения лично легендарный лётчик:

Ну а пока самым популярным устройством скоростных судов остаётся воздушная подушка - первые опыты с ними проводились ещё в Швеции 18 века, и в отличие от подводных крыльев и экранопланов, ярко выраженного отца-основателя у них нет. Вроде бы, "подушек" сейчас много курсирует между Нижним Новгородом и Бором. Ещё можно вспомнить, что танкер и теплоход тоже были изобретены в начале ХХ века на Волге по заказу братьев Нобель (см. , ), то есть в ХХ веке Волга отличалась самым современным и технологичным флотом среди всех мировых рек.

Выйдя из ДК, немного прогулялись и по самому Чкаловску, бывшей Василёвой слободе. Рядом - Воскресенская часовня, построенная в память о затопленных водохранилищем культурных ценностях:

На горизонте - Нижегородская ГЭС (см. прошлую часть):

Залив речки Санахты, а где-то за тем мысом носились экранопланы:

Тот самый "крайний правый дом" с макета:

И просто дома и виды бывшей слободы:

На мостике школьницы стрельнули у нас сто рублей на "ягу" и сигареты, и это было довольно противно. Всё-таки круизный туризм как ни один другой развращает местное население, регулярно привозя богатеньких белых мистеров, рядом с которыми небогатые жители начинают ощущать себя туземцами. Чкаловск же производит впечатление города откровенно бедного и деградирующего, скорее печальная Ивановщина, чем добротная Нижегородчина.

И кстати об Ивановщине - на той стороне Волги, между прочим, живут сепаратисты: в 1994 году Сокольский район отделился от Ивановской области, присоединившись к Нижегородской... ну, по современным меркам это кажется вполне логично, ведь Ивановщина могла бы своим патриотам только гимнастёрок нашить, а вот нижегородцы всякой крутой военной техники вплоть до экранопланов "Лунь", могли наклепать немерено, так что губернатору Текстильного края пришлось смириться, да и противостоял ему в те времена могущественный губернатор Борис Немцов. Хотя безусловно дело не в идентичности, а бунт был "колбасным" - ведь Нижегородская область намного богаче Ивановской, но и район "чемодан без ручки" и весь 1994 год в Нижнем Новгороде на любую фигню было принято язвительно отвечать "Зато Сокольский наш!". Хотя вообще-то всё вышесказанное - горький юмор на злобу дня, а на самом деле всё было буднично и прозаично: просто отрезанный водохранилищем район ещё в советское время был целиком завязан на Нижний Новгород и Городец, и все проблемы спокойно решились на бумаге, хотя обращения к властям на тему передачи района в Нижегородскую область шли с советских времён.
Городец. Верхний город.
Городец. Музеи и промыслы.
Городец. За пределами вала.
Григорово и Вельдеманово. Родина антагонистов.
Большое Мурашкино. Дворцы в захолустье.
Лысково и Макарьев, переправа в заволжье.
Семёнов. Матрёшкин град.
Керженская сторона. Потайной край староверия.
Светлояр, где скрылся Китеж.

На вопрос Какой город одно время назывался Чкалов? заданный автором **З@ Любовь... лучший ответ это Оренбург 1938-1957 годы

Ответ от Испросить [гуру]
Город Оренбург основан 19(30) апреля 1743 года. До этого его дважды закладывали в других местах. Первый раз специальная экспедиция, называвшаяся в целях обеспечения секретности "известной", заложила Оренбург у впадения реки Орь в Яик 31 августа 1735 года. Начальником ее был инициатор освоения края, обер-секретарь Сената И. К. Кирилов. Город по ряду причин сразу строить не стали, но Оренбургом некоторое время называли малую крепость, заложенную 15 августа, и предназначавшуюся для прикрытия будущего города с востока. Из этой крепости позже появился город Орск, теперь это, так называемый, "старый город". В 1737 году экспедицию переименовали в Оренбургскую комиссию, начальником которой, в связи со смертью И. К. Кирилова, назначен был известный административный деятель и ученый В. Н. Татищев. Он пришел к заключению, что место для административного центра края не удобно, так как оно слишком удалено и "все нужное к жительству получать туда принуждено с великим трудом и дороговизною", к тому же оказалось, что в большое половодье местность заливается. По его представлению, но уже в его отсутствие, в 1739 году начали подготовку к строительству Оренбурга у урочища Красногор; 6 августа 1741 года заложили его, произвели некоторые работы, но строить не начали из-за спора между инженерами о необходимости некоторого изменения расположения города. Новый начальник комиссии, контрадмирал и тайный советник И. И. Неплюев, прибывший весной 1742 года на место службы, нашел расположение города у Красной горы неподходящим, и летом 1742 года выбрал то, где сейчас расположен исторический центр Оренбурга. История подтвердила правильность этого выбора. Более двух с половиной веков спустя Оренбург остается административным и хозяйственным центром обширной территории. Строился он как город-крепость, как опорный пункт линий крепостей по Яику, Самаре и Сакмаре, охранявших юго-восточную границу России; Одновременно город должен был служить центром хозяйственно-экономического общения с народами востока, что, в первую очередь, предполагало торговлю. Поэтому город носил и военный, и торговый характер: тут и казармы, и артиллерийский двор, и пороховые погреба, и военные учреждения, гостинный и меновой дворы, таможня. Город и крепость строились одновременно. Крепостная ограда - земляной вал - в плане представлял собой овал с выступающими из него десятью бастионами и двумя полубастионами. Вал начинался на набережной, там, где сейчас установлено орудие как памятник обороны Оренбурга во время гражданской войны. Отсюда он шел по направлению к удице Бурзянцева, составляя перекресток с улицей Максима Горького вне крепости, и дальше по улице Бурзянцева и ее геометрическому продолжению до стадиона "Динамо", пересекая Хлебный переулок у дома 2 и улицу Володарского у перекрестка с улицей 9-го Января. Затем вал шел севернее улицы Володарского до Комсомольской, откуда, меняя направление на восточное, затем на юго-восточное, проходил севернее Лечебного переулка на улицу Студенческую, через территорию сельскохозяйственной академии и, постепенно поворачивая на юг, оканчивался у водоканала. Таковы были пределы города при закладке, эта же территория называлась собственно городом вплоть до упразднения крепости в 1862 году.


Ответ от Андрей захаров [гуру]
Оренбург


Ответ от Бракосочетание [эксперт]
Оренбург


Ответ от Oldest [гуру]
В 1938-1957 годах так назывался г. Оренбург!


Ответ от Домонгол [гуру]
Словарь современных географических названийОРЕНБУ́РГ (в 1938-57 гг. Чкалов) , адм. центр Оренбургской обл. при впадении р. Сакмара в р. Урал. 549 тыс. жителей (2002). Основан в 1735 г. в устье р. Орь (в районе совр. Орска) , в 1740 г. перенесён вниз по течению р. Урал в урочище Красная гора, а в 1743 г. - на совр. место. Строился как город-крепость опорной линии для защиты юго-вост. рубежей России; центр торговли с азиатскими народами. В 1920-25 гг. столица Казахской АССР. Архит. памятники XVIII-XIX вв. : Гостиный двор, караван-сарай (архитектор А. П. Брюллов) и др. В городе 4 НИИ, 8 гос. вузов, 5 театров, филармония, 4 музея, планетарий, цирк. Маш-ние и металлообработка, энергетика, газо- и нефтедоб. , нефтепер. , пищ. , лёгкая пром-сть, пр-во стройматериалов. Здесь производится лучшая в России элементарная сера, находится крупнейший в Европе и 2-й в мире гелиевый завод. Жел. -дор. узел, аэропорт. Отбывали ссылку декабристы, поэты Т. Г. Шевченко, А. Н. Плещеев; род. и отбывал ссылку композитор А. А. Алябьев.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Наверное, мы никогда не сможем однозначно ответить на вопрос, благом или катастрофой было строительство Волжского каскада водохранилищ. У каждого своя правда в этом вопросе.

С одной стороны, была получена дешевая электроэнергия, благодаря чему стал возможен индустриальный скачок. Исчезли разрушительные весенние половодья и паводки. Ушла в прошлое и летняя межень, большие суда получили возможность в течение всего периода навигации подниматься до самой . Было улучшено водоснабжение многих населенных пунктов. Не только , но и другие города европейской части России стали гордо именовать себя «портами пяти морей». Водохранилища — излюбленные места отдыха местных жителей и путешественников.

С другой стороны, были затоплены огромные площади плодородных пахотных земель, равные территории Швейцарии. Ушли под воду 7 старинных городов и около 700 деревень. Около 130.000 человек было переселено. Утрачены многие памятники истории и культуры. Искалечены человеческие судьбы. Ухудшилось и продолжает ухудшаться качество воды, гибнет водная флора и фауна.

Горьковское водохранилище (Волга) в Чкаловске

Среди затопленных городов есть широко известные: скрытая водами Рыбинского водохранилища Молога, знаменитый своей колокольней Калязин, часть которого ушла под воды Угличского водохранилища… Другие города менее известны — Корчева на , Пучеж на Горьковском водохранилище, Весьегонск на Рыбинском водохранилище, Ставрополь Волжский (ныне ) и Спасск Татарский на … О затопленных деревнях сейчас уже немногие вспоминают, разве что потомки переселенцев и те, кто интересуются историей и краеведением.

Дом Чкаловых в Чкаловске, ныне — музей В.П.Чкалова

Чтобы узнать об истории Василёва-Чкаловска, мы отправились в Дом культуры имени Чкалова в Чкаловске, где сейчас располагается краеведческая экспозиция, посвященная истории села Василево и «Музей скоростей», рассказывающий о разработках Ростислава Евгеньевича Алексеева — судах на подводных крыльях и экранопланах.

«Музей скоростей» в Чкаловске

Экспозиция «Музея скоростей»

Здание Дома культуры — прекрасный образец «сталинского ампира», 1940 года постройки. Автором проекта является горьковский архитектор Александр Александрович Яковлев. Если посмотреть на здание сверху, то оно напоминает самолет, видны крылья и фюзеляж. Фасад похож на волжские речные вокзалы. Соединение водной и воздушной стихий — суть Чкаловска.

История Василёвской слободы

Василёвская слобода входила в состав древнейшего на Нижегородской земле Городецкого княжества , или Белогородья. Она была основана в XII веке князем Василием Юрьевичем, сыном Юрия Долгорукого. Когда в XIII веке был дотла сожжен войсками хана Батыя, центр Белогородья на некоторое время переместился в Василёво. Затем Василёво становится родовой вотчиной князей Шуйских. В 1612 году село отходит инокине Елене — принявшей монашеский сан супруге Василия Шуйского. После её кончины оно переходит во владения московского Вознесенского монастыря, а с 1764 года становится государственным экономическим селом.

Благодаря своему выгодному положению на , Василёвская слобода богатела. Главным доходным промыслом была торговля хлебом. Купцы строили добротные дома, некоторые из которых сохранились до нашего времени. Развивалась торговля, ремесло, гончарный промысел.

Доходным делом было судостроение. Строили беляны — огромные суда до 108 метров длиной и до 26 метров шириной, перевозившие по Волге исключительно лесные материалы: тес, дрова, шпалы, рогожу, лыко и др. Большие суда могли принять на борт до 13 тонн груза. На изготовление одной беляны уходило около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Свое название беляны получили от слова «белый» — «чистый», «несмоленый». На Нижней Волге беляны обычно продавали вместе с товаром.

Также в Василёве строили расшивы . Расшива — парусное судно, предназначенное для плавания исключительно по Волге. Длина расшивы составляла от 32 до 64 метров, ширина — 8-15 метров. Прямой парус расшивы обычно изготавливался из дорогой ткани. Ширина паруса равнялась длине судна, а длина — от 32 до 43 метров. Строили расшивы из соснового и елового леса. На борт расшива могла принять до 480 тонн груза. Обычно на расшивах перевозили хлеб. Численность команды доходила до 350 человек. Против течения расшивы тянули бурлаки, которые впрягались в специальные бурлацкие лямки. Именно расшива изображена на знаменитой картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

Василево было одним из основных поставщиков волжских бурлаков. Как только весной вскрывались реки, начинали свою работу бурлацкие базары. Кто-то нанимался на короткое время, а иные — на целый сезон. Далеко не все шли в бурлаки по причине нужды. Были и те, кто нанимался из-за любви к свободе. На каждую тысячу пудов грузоподъемности судна требовалось не менее трех бурлаков.

Бурлаки шли обычно на «авось», надеясь на хорошие погодные условия и легкий заработок. А там — как повезет. Нанимались василёвцы и на другие волжские работы: боцманом, кормчим, водоливом (начальник бурлаков), бакенщиком.

Появление пароходов и барж на Волге во второй половине XIX века привело к исчезновению расшив и белян, значительному сокращению бурлацкого промысла. Однако выросла потребность в дноуглубительных работах, поскольку Волга сильно мелела в межень. В 1883 году в Василёво были открыты мастерские. Слобода быстро росла и богатела, значительно увеличился приток населения. Многих василёвцев можно было назвать весьма зажиточными людьми.

Самая богатая часть села, прилегающая к Волге, называлась Базаром: еженедельно по средам здесь устраивались торги, на которые съезжались даже из других городов и сел. Рядом с Базарной площадью находилась Вознесенская церковь. Другая часто села находилась на возвышенности, поэтому проживающих здесь людей называли «горскими».

Главной городской артерией была мощеная булыжником Большая улица, которая переходила в Большую дорогу, ведущую в . В 1930-е годы она была переименована в улицу Чкалова, а при строительстве Горьковской ГЭС попала в зону затопления.

После революции стоявшие в Василёве суда национализировали, многие из них впоследствии были переоборудованы для Волжской военной флотилии. На месте прежних мастерских возник судостроительный и судоремонтный завод имени Ульянова (Ленина), ныне — ОАО «Чкаловская судоверфь».

28 августа 1937 года по просьбе местных жителей рабочий поселок Василёво был переименован в Чкаловск — в честь своего знаменитого земляка, Валерия Павловича Чкалова (1904-1938), совершившего в 1937 году свой уникальный перелет через Северный полюс в США.

На АНТ-25 «Родина» Чкалов, Байдуков (второй пилот) и Беляков (штурман) совершили свои знаменитые перелеты из Москвы на Дальний Восток (остров Удд) 20-22 июля 1936 года и из Москвы через Северный полюс в США (Ванкувер) 18-20 августа 1937 года

В годы войны Чкаловск выпускал продукцию для фронта. В 1950-х годах вся богатая, низинная часть Чкаловска попала в зону затопления Горьковского водохранилища. Многие здания были разобраны и перенесены выше, в том числе судостроительный завод и дом Чкалова. За счет присоединения близлежащих деревень, площадь Чкаловска увеличилась. В 1955 году Чкаловск получил статус города.

Плотина Горьковской ГЭС — Нижегородский (Горьковский) гидроузел

Памятник В.П.Чкалову в новой части Чкаловска

На схеме хорошо видна та часть слободы, которая попала в зону затопления. Сейчас это расширенное устье реки Санахты.

Устье реки Санахты, до строительства Горьковской ГЭС здесь находился Базар, центральная часть Василёва

Дом купцов Рукавишниковых, сохранившийся после затопления Василёва

Устье реки Санахты и бывшая Покровская гора

Музеи Чкаловска

В Чкаловске сохранилось несколько старинных зданий вдоль устья реки Санахты. Главная достопримечательность города — музейный квартал «Русские крылья» , куда входят:

  • Мемориальный музей В.П.Чкалова
  • Дом культуры имени В.П.Чкалова, где расположены выставочный зал имени Народного художника РСФСР А.М.Каманина, «Музей скоростей», экспозиция которого посвящена главному конструктору судов на подводных крыльях Р.Е.Алексееву и краеведческая экспозиция истории села Василёво.


Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.