Гендерные стереотипы в женских журналах. Гендерные стереотипы в мужских глянцевых журналах. Гендерные стереотипы и сексизм в социальных медиа

Глянцевые журналы являются одним из способов информационного давления. Грубые, брутальные мужские журналы против модных и капризных женских изданий.

Данное исследование посвящено гендерному аспекту подачи текста в мужских и женских журналах. В нашей работе мы понимаем текст как поликодовый, то есть как систему вербальных и невербальных знаковых единиц. Поэтому предметом нашего сравнительного анализа стали не только лексические, морфологические и синтаксические особенности, но и жанрово-тематическое своеобразие журналов, а также визуальные коды.

Для нас было важно узнать, влияет ли гендерная принадлежность авторов журналов и их читателей на подачу материалов. Понятие «гендер» появилось в психологии для обозначения социально-психологического статуса человека с точки зрения маскулинности или феминности. Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и сохранения социальных и культурных стереотипов, норм, предписаний, за нарушением которых следует ряд карательных санкций [Поспелова, 2004]. Таким образом, гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Подчиняться гендерным нормам вынуждают нормативное давление, действие которого заключается в том, что человек старается соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального порицания, и информационное давление (социальная информация, литература, телевидение). Глянцевые журналы являются одним из способов информационного давления. Поэтому для нас было важно узнать, соответствует ли целевая аудитория журналов их реальным читателям. Материалом для исследования послужили популярные журналы MAXIM и Cosmopolitan.

Для начала сравним жанрово-тематическое своеобразие журналов. Тематика женских бесед обусловлена социальной ролью говорящих: обычно это воспитание детей, кулинария, мода. Cosmopolitan во многом следует этой традиции. В журнале есть разделы, посвященные моде, уходу за собой, отношениям с мужчинами, диетам и кулинарии. Однако целевая аудитория журнала еще слишком молода для детей, поэтому статьи, касающиеся этого аспекта жизни женщины, для Cosmo скорее исключение, чем правило. Зато молодую активную девушку интересует карьера, вопросы здоровья, секс, путешествия, светские мероприятия, жизнь знаменитостей. Этим темам в журнале отводится много места. Причем эти рубрики многочисленны и повторяются из номера в номер.

В MAXIM’е нет такой строгой рубрикации. Существует ряд постоянных рубрик (10 против 35 в Cosmo), остальные же статьи обусловлены общей темой номера. Например, несколько номеров были посвящены мировым религиям: христианству, исламу, буддизму – или чемпионату мира по футболу.

Как мы видим, мужчин интересуют больше события внешнего мира, чем самоанализ, что укладывается в рамки гендерных стереотипов: женщина показывается такой «домашней кошечкой», склонной к размышлениям и мечтаниям, несмотря на существующие амбиции, а мужчина позиционируется как неукротимый искатель, жаждущий приключений, даже если эти приключения кончаются на журнальных страницах.

Далее мы проанализировали лексические особенности текстов. Первое, на что мы обратили внимание, — большая нормативность и литературность языка женского журнала. Поскольку традиционно воспитанием детей занимается именно женщина, это накладывает отпечаток на то, как она говорит. Женская речь в меньшей степени насыщенна неологизмами и терминами: они употребляются только в тех случаях, когда без них невозможно описать какое-либо явление. «Благодаря высокому содержанию флавоноидов (антиокислительных веществ) горький шоколад благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему. Дело в том, что флавоноиды нейтрализуют свободные радикалы и борются со старением, это недавно доказали итальянские ученые». . И, конечно же, в женском издании недопустимы грубые и бранные выражения. Однако в MAXIM’e мы нередко встречаем подобные слова. «Сперва китайцы натыкали вдоль границы плакатов с изображением Мао Цзэдуна, грозно смотрящего вниз. В ответ советские солдаты напротив каждого портрета сколотили временный туалет без задней стенки. Замочить врага в сортире нашим, впрочем, не удалось: китайцы быстро спохватились и заменили изображения Мао на плакаты с голыми задницами». . Кроме того, мужчины часто употребляют терминологическую лексику и в обыденной речи и легко оперируют новыми словами, хотя зачастую это является частью игры с читателем: попытка поставить его в неловкое положение из-за незнания употребленного термина. «И тут уважаемый Лев Рубинштейн возьми и заяви: проводником официальной идеологии являются глянцевые журналы. Дескать, сегодня место больших идей занял консюмеризм, а журналы как раз тем и занимаются, что отождествляют счастье с обладанием вещами и призывают сосредоточиться на потреблении жизненных благ». . Как правило, к подобным словам даются сноски с объяснением.

Еще одной характерной чертой женской речи является использование оценочных суффиксов, чему мы нашли множество подтверждений на страницах Cosmo. «Случайно встретив его через пару месяцев на бульваре в обнимку с “Балтикой” и новой подружкой, я не испытала ни трепета, ни желания достать из кармашка увесистую сковородку». . В мы не встретили подобных примеров. Отношение автора к предмету говорения проявляется или через контекст, или путем использования слов с заданной ироничной семантикой. «История сохранила лишь один пример, когда пилот У-2 вышел победителем из схватки с истребителем фрицев». .

Женщины очень эмоциональны, следствием чего является использование аффектированной лексики и слов, описывающих психологическое состояние человека. «Мой муж ужасно любит машины»; «Васька — ужасно спортивный, меня все приобщает и тогда мечтал поставить меня на горные лыжи». . «Она узнала, что беременна, когда было уже три месяца. Была истерика. На аборт денег не хватило. Меня не было в городе, а Игоря она тогда ненавидела»; «Все обиды были забыты, Юля простила негодяя, и отношения начались заново». .

MAXIM, в отличие от Cosmo, небогат на такого рода примеры. Мужской стереотип поведения предполагает, что мужчина должен как можно более тщательно скрывать свои эмоции и чувства от окружающих. Даже в рубрике «Пара:психология», в которой затрагиваются вопросы взаимоотношений мужчин и женщин, чувства скрываются под маской иронии и цинизма. «Когда позади знакомство с родителями и покупка насадок для общей зубной электрощетки, разрыв кажется мероприятием постыдным и трудным. Ведь она по-прежнему самая лучшая! А то, что ты уже неделю уклоняешься от секса и можешь заснуть, только сжав в руках воображаемый топор, — результат стресса. Ага. Ты это нам рассказываешь? Брось, мы же друзья! Ясное дело, никто не любит чувствовать себя подлецом. Но однажды тебе придется признать, что отношения исчерпали себя, и бросить девушку. Не эту, так следующую. Так что лучше уж эту (вдруг следующая будет хорошая)». . Такой подход совершенно неприемлем для женского журнала.

Что касается использования тропов и стилистических фигур, то лидерство одного из журналов определить трудно, так как использование художественных средств является основной характеристикой публицистического стиля. Но качественный состав тропов в журналах различный. В MAXIM’е наиболее частотны примеры метафор и иронии. «Можете смеяться или плакать, но журналы сегодня – это священные книги новых религий» . «Животные от передозировки вазопрессина бросаются метить свою территорию и отхватывать новые участки: гризли рвут когтями кору деревьев, коты портят мебель. Тебе, лишенному этих маленьких радостей, не остается ничего другого, как искать разрыва отношений. Ведь новая девушка – это та же неизведанная территория, поле для генетических экспериментов». .

В Cosmo же арсенал тропов более разнообразный: к метафорам и иронии добавляются сравнения и градации. «Методичное покусывание локтей – занятие малоприятное и, очевидно, неполезное: в попытке дотянуться до внешнего сгиба руки вполне можно свернуть себе шею» ; «Сколько раз твоя заклятая подруга, в меру белая и пушистая, “совершенно случайно” обрезала веревочку, по которой ты пыталась добраться к собственной цели».; «Интересно, кому я тогда буду нужна в свои 95 – гордая и сморщенная, как печеный баклажан?» ; «В течение приблизительно пяти лет отношения успевают трансформироваться – влюбленность, страсть, сексуальный азарт притупляются, а взаимные претензии и просто усталость от общения накапливаются» ; «Грифон, русалка, вечный двигатель. Беспроцентный кредит. Гражданский брак. Что между ними общего? А то, что ничего этого на самом деле не существует. А многие верят» .

Но следует отметить, что метафоры и сравнения в MAXIM’е значительно интересней и неожиданнее, чем в Cosmo, что объясняется большей авторской свободой. В MAXIM’е для пишущих нет совершенно никаких ограничений ни в лексике, ни в тематике, в своей «мужской компании» авторы могут не стесняться в выражениях и говорить первое, что приходит в голову. Тогда как в женском журнале авторы всегда оглядываются на своего потенциального читателя, боясь быть неправильно понятыми, задеть или обидеть его.

Выбор лексики в журналах определяется гендерной принадлежностью не только авторов, но и читателей. Так, целевой аудиторией Cosmo являются женщины с четко выраженным феминным типом мышления. В журнале особое внимание уделяется созданию образа своей читательницы, «девушки в стиле Cosmo»: это молодая, целеустремленная, амбициозная девушка, знающая, чего хочет от жизни; она следит за модой, ведет здоровый образ жизни и хочет быть в курсе всех последних событий и тенденций. Читательницами этого журнала могут быть молодые девушки, которые хотят преуспеть в учебе, карьере, отношениях с окружающими в целом и с противоположным полом в частности. Они смогут найти ответы на свои вопросы на страницах Cosmo, в то время как уже состоявшимся женщинам данный журнал будет не очень интересен.

Целевую аудиторию MAXIM’а не так легко определить. Журнал позиционирует себя как мужской, но письма читателей, публикуемые в каждом номере, говорят о том, что читают его и женщины тоже. Но поскольку авторский коллектив не ставит себе задачей учитывать особенности женской психики (в журнале присутствуют и грубые выражения, и цинизм, и даже иногда картины жестокости и насилия), то его читательницы имеют в своем характере достаточно маскулинных черт. Возраст же непосредственно мужской аудитории плохо поддается определению, так как наряду со статьями про политику и секс немалое внимание уделено спорту и различным хитростям, которые могут быть интересны как мальчикам от 7, так и взрослым. Например, в каждом номере есть рубрика, посвященная раскрытию секрета какого-либо фокуса.

Рассматривая морфологические особенности текстов журналов, мы сделали предположение, что для мужской речи более характерно будет использование глаголов, а для женской — прилагательных, однако оно оказалось ошибочным: количество глаголов и прилагательных было примерно одинаковым. Не найдя подтверждений выдвинутой ранее гипотезе, мы предположили, что характерные различия в речи мужчин и женщин стоит искать не в количестве используемых ими тех или иных частей речи, а в их качественном отличии. Мы проанализировали прилагательные, которые встречаются в тексте журналов, но также не нашли закономерности. В текстах обоих журналов встречались и качественные, и количественные прилагательные, причем в разных статьях их соотношение было разным и несистемным.

Следовательно, можно сделать вывод, что в морфологии гендерные стереотипы не находят столь яркого отражения, так как для полноценной коммуникации и мужчины, и женщины используют все части речи, ориентируясь не на свое психологическое восприятие данного слова, а на функцию, которую оно выполняет в тексте.

Более характерными в этом отношении являются синтаксические особенности. Так, отличительной чертой мужского синтаксиса ученые считают вводные конструкции, призванные упорядочивать информацию. В материалах журнала MAXIM мы нашли множество тому подтверждений. «МУДО (о книге «Блуда и МУДО» — примечание мое) не я придумал, а наше Министерство образования. Я семь лет проработал в МУДО – муниципальном учреждении дополнительного образования. Да и «блуда» — нормальное слово, восходящее к «блуду». Кроме того, эта формула максимально точно передает дух и смысл книги» . «Я в детстве мечтал быть писателем, как ни странно. Начинал с того, что переделывал концовки произведений, фильмов. Писал продолжения. Был, например, такой японский мультик про кота в сапогах, который то ли вокруг света, то ли… какая-то дребедень. Вот я по ее мотивам и строчил» . «Помимо компьютера и кассеты для перекодировки записи в цифровой формат тебе потребуется еще несколько вещей. Во-первых, аппарат, способный не только жевать, но и воспроизводить кассеты. Далее тебе следует зайти к соседу и попросить у него десять тысяч долларов. Когда сосед скажет, что такую сумму дать не может, вздохни и согласись вместо денег взять стереокабель с симметричными 3,5-миллиметровыми разъемами. Собственно, он-то тебе и нужен» .

Следующей особенностью мужской речи являются ссылки на авторитеты. Это может проявляться в прямой цитации. «Толщина льда, которая может выдержать человека (одного, поэтому не сажай никого себе на плечи!) равняется 5 – 7 см. Чтобы не сверлить лунку, научись определять толщину на глаз. Если ты не дальтоник, это просто. Зеленоватый и голубоватый оттенки льда подскажут, что его толщина достигла положенных сантиметров. А вот серый, желтоватый и матово-белый свидетельствуют о непрочности», — добавляет еще немного знаний о цвете Анатолий. [Анатолий Беляев – автор нескольких книг по основам ОБЖ]» . «”Не нужно записывать каждую песню по отдельности, — оберегает тебя от лишних действий Олег [Олег Смирнов – звукорежиссер компании Moroz Records], — дай проиграть всей стороне кассеты”. После окончания записи с помощью шкалы-эквалайзера ты легко определишь, где начинается, а где заканчивается каждая песня» . Апелляция к чужому мнению может быть также выражена через косвенную передачу слов авторитетного человека. «Теперь тебе осталось только запастись программой, которая умеет записывать и редактировать звуковые файлы. Например, ты можешь использовать Microsoft Sound Recorder, который по умолчанию находится в Microsoft Windows. Но Олег предлагает тебе использовать Audacity (можно бесплатно скачать на audacity.sourceforge.net)» . «Сегодня принято считать, что человек есть то, что он платит за сеанс у психоаналитика. Или, например, он есть то, что он говорит. Именно такой точки зрения придерживается Наталья Михеева, к. п. н., доцент кафедры общей и практической психологии МГГУ. По ее словам каждый человек несознательно использует в речи особые слова (маркеры), которые указывают на его застарелые недостатки, комплексы и характер в целом» . «Если ты не нашел в своей речи соответствующих маркеров, не отчаивайся. Наш эксперт [Наталья Михеева] утверждает, что связка ‘характер-маркер’ работает и в обратную сторону. Начни искусственно вводить нужные слова в повседневную речь, и они потянут за собой изменения в состоянии психики» . Ссылка может указывать даже не на конкретное авторитетное лицо, а на ученых в принципе. «Психологи называют это состоянием хронического соперничества. Люди подверженные ему, совершенно не могут ужиться с окружающими (даже если используют антидепрессант)» . Такое обилие обращений к чужому мнению является следствием мужского стремления к точности и достоверности. Ссылки на авторитетные источники пронизывают весь журнал – в примерах приведена лишь их малая часть.

Редакция журнала прибегает к помощи специалистов не только для написания статей, но и для ответов на вопросы читателей. Эта тактика работает сразу в двух направлениях: во-первых, вызывает доверие к статьям и к журналу в целом, а во-вторых, создает комический эффект, так как специалистам приходится отвечать на вопросы типа: Что чувствует человек, когда ему отрубают голову? Почему после принятия ванны кожа на пальцах сморщивается? Почему пингвины не примерзают к льдине, на которой стоят?

Еще одним выражением стремления к объективности и достоверности является использование сносок. В MAXIM’е сноски присутствуют, но носят скорее комический характер. Некоторые высказывания авторов статей сопровождаются примечаниями Phacochorus’а Фунтика – вымышленного персонажа, бородавочника, который позиционируется как полноправный член редакции. Его комментарии встречаются как во вступительной статье редактора, так и в статьях других авторов. Они всегда неожиданны. Фунтик комментирует не столько отдельное слово, сколько мысль, высказанную автором. Таким образом, он выступает в роли первого читателя журнала, критически осмысливающего статьи. Его комментарий – это как будто мысль, пришедшая в голову по мере чтения. Читатель журнала автоматически включается в игру, ведь с ним делится своими соображениями бородавочник. «Тем не менее чутким нюхом трендсеттера* он [Фредерик Бегбедер] быстро уловил требования момента и написал книгу «Я верю – Я тоже нет» (выпущенную в России издательством «Иностранка»). *Примечание Phacochorus’а Фунтика: “Это такая охотничья порода собак. Пятнистый или рыжий окрас, шелковистая шерсть… Или я что-то путаю? Ой, пардон. Это сеттеры. А трендсеттеры – это такая охотничья порода людей, которые умеют вынюхивать все самое модное и актуальное”.» . «Даже самый чадолюбивый мужчина никогда не сможет поверить в то, что его главная задача в этой жизни – родить ребенка. Ребенок для него не цель жизни, а последствие этой самой жизни. Так сказать ее симптом. Поэтому мужчине приходится самореализовываться в иных областях*. *Примечание Phacochorus’а Фунтика: ”Иногда у него даже неплохо получается. Возьми, к примеру, меня, Шекспира или Эйнштейна“.» . «Научись варить глинтвейн*. В любой новогодней компании тот, кто взялся за приготовление глинтвейна, становится центральной фигурой мероприятия, на которого обращены все взгляды без исключения. *Примечание Phacochorus’а Фунтика: “Чего там уметь! Вот рецепт на компанию из 10-15 человек. Берем красное вино – 750 мл, белое столовое – 750 мл, сок одного лимона, 8 щепоток мускатного ореха, 30 гвоздичинок. В эмалированную кастрюлю заливаем все вино и лимонный сок. Доводим напиток до кипения. Затем добавляем корицу, гвоздику и мускат, даем настояться 20 минут. Слегка подогреваем опять и разливаем по чашкам”.» . Такой прием делает тексты журнала еще более ироничными. Причем, наделяя правом критики бородавочника, авторский коллектив смеется в первую очередь над собой. Подобное отношение к себе возможно только в мужском журнале. В Cosmo ирония и юмор распространяется по большей части на мужчин и на события окружающего мира, проявления самоиронии авторами не столь частотны. Поэтому можно говорить о том, что самоироничность – это отличительная черта мужского дискурса.

В женском издании подобные сноски и ссылки отсутствуют. Даже если при написании статьи автор и обращался к помощи специалиста в той или иной области, то читатель узнает об этом лишь в самом ее конце – под подписью автора обычно следует благодарность за помощь в подготовке материала. В самом же тексте это никак не выражается: вся статья пишется от первого лица без использования цитат.

Мансурова А.А. 1 , Ибрагимова П.А. 2

1 Магистрант, Дагестанский государственный университет, Махачкала

2 Кандидат исторических наук, доцент, Дагестанский государственный университет, Махачкала

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И СЕКСИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Аннотация

Статья посвящена осмыслению гендерных стереотипов в современном обществе и в социальных медиа, отражающих общественные процессы. Показано, что контент социальных сетей играет в обществе важную роль: наполнение площадок в социальных сетях может формировать сознание, создавать и закреплять гендерные и сексистские стереотипы. Отмечается, что гендерная дискриминация создается не только генераторами контента, но и потребителями. В данной статье рассматриваются социальные медиа как в дагестанском, так и общероссийском сегменте.

Ключевые слова: гендер, стереотип, социальные медиа, дискриминация.

Mansurova А . А . 1 , Ibragimova P . А . 2

1 Undergraduate, Dagestan State University, Makhachkala,

2 PhD in History, Associate professor, Dagestan State University, Makhachkala

GENDER STEREOTYPES AND SEXISM IN SOCIAL MEDIA

Abstract

The article is devoted to the analysis of gender stereotypes in modern society and social media which reflects social processes. It is shown that the content of social networks plays an important role in society: Content of sites in social networks can form consciousness, create and consolidate gender and sex stereotypes. It is noted that gender discrimination is created by both content generators, and consumers. This article examines social media in Dagestan and all-Russian segments.

Keywords: gender, stereotype, social media, discrimination.

Социальные медиа охватывают все больше и больше аудитории, во многом замещая традиционные СМИ. Самой значительной месячной аудиторией обладают в российском сегменте интернета социальные медиа «Вконтакте» и «Одноклассники», которые, по разным данным, посещают более 52 и 42 млн. пользователей соответственно. Около 30 млн. человек приходят каждый месяц в «Мой Мир», немногим меньше – в Facebook. Российская аудитория Twitter значительно меньше – 11,6 млн. Большинство российских пользователей социальных сетей – это женщины, использующие Instagram (77,1% активной аудитории) и «Одноклассники» (69,1%) .

Во всех социальных медиасетях активная аудитория, генерирующая контент, по статистике, это женский пол. Если о возрасте говорить обобщенно, то для «Вконтакте» – до 35 лет, для «Одноклассников» от 35 лет, для Facebook золотая середина – от 25 до 34 лет . Социальные сети полны дискриминации по самым разным признакам. Сексизм, как одна из форм гендерной дискриминации, составляет большую часть контента в социальных медиа. Наполнение публикаций в социальных сетях преимущественно состоит из основанных на стереотипах убеждений. Стереотип (Stereotype) – мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации. Стереотипы улучшают восприятие информации, которая соответствует им .

В рамках нашей работы нас интересуют стереотипы, основанные на гендере. Исследователь Н.А. Шведова дает следующее определение этому понятию: «Гендер – специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество “выстраивает” эти отношения взаимодействия полов в социуме» .

Стереотипизированные, дискриминационные и сексистские публикации в медиа, в том числе, в социальных медиа основаны на том, что «В русской культуре, в том числе и в кино, и в журналистике как отрасли культуры, доминирующими образами женщин всё ещё остаются образы, сконструированные мужчинами» . Кроме того, женщин слишком часто изображают юными красавицами, обязанность ко­торых – оставаться молодыми и привлекательными, чтобы достав­лять удовольствие мужчинам .

Постоянная сексуализация женских образов, эйджизм и унизительные шутки о способностях женщин составляют большую долю контента в социальных медиа. В основном это «юмористические» публикации. Так в одной из популярных групп в социальной сети «Вконтакте» для аудитории интересующейся рекламой «Шедевры рекламы», мы можем наблюдать почти ежедневный парад сексистских публикаций. Например, в публикации примера рекламы пива «Goldstar» утверждается, что женщины подбирают напитки под одежду, при этом сопровождается это всё лозунгом: «Слава богу, ты – мужик». В другой публикации демонстрируется скриншот страницы пользовательницы инстаграм, где она пишет: «Мама двух чудесных малышей», «Мебель для дома и офиса». Публикация сопровождается подписью: «Антонина правильно определила свой социальный статус. Будь как Антонина». Принижающий и дискриминационный характер этой публикации несомненен, сравнение женщин с предметами интерьера стало при этом обыденным для аудитории социальных медиа. В той же группе «Шедевры рекламы» в другой публикации под названием «Стройка глазами женщины» демонстрируются различные виды строительных инструментов с упрощенными названиями, которые якобы используют женщины для их обозначения. Пример сексуализации мы можем увидеть в опубликованной рекламе фитнес-клуба, где в откровенной одежде и откровенной позе изображается девушка. Еще более сексуализирована реклама нижнего белья, которая также изображает обнаженных моделей в откровенных позах. Пример группы «Шедевры рекламы» демонстрирует, как много сексизма присутствует в традиционных медиа и рекламной индустрии. Однако, то, что эта группа лишь транслирует сексизм, не оправдывает публикаций такого характера.

Затрагивая дагестанский сегмент социальных медиа, стоит отметить, что преимущественно в этих группах гендерная тематика не затрагивается вообще. Некоторый всплеск публикаций дагестанских пользователей Facebook произошел после избрания Дональда Трампа президентом США. Блогеры и активные пользователи высказывали слова поддержки, сопровождая публикации замечаниями о том, что Хиллари Клинтон не одержала победу в выборах, потому что она женщина, и все женщины должны «знать свое место, не выходя за пределы кухни». В группах в социальной сети «Вконтакте» гендерная проблематика также не затрагивается, то есть нормальной репрезентации женщин в дагестанских группах практически нет. В тех редких случаях, когда публикуются материалы о женщинах, занимающихся традиционно «мужскими» профессиями, например о женщинах-таксистах или женщинах водителях троллейбусов, в комментариях пользователи осуждают героинь материалов. «Юмористический» контент дагестанских групп копирует наполнение общероссийских групп «Вконтакте». В частности группа «Дагестанский гусь» публикует изображения, в которых ценность женщины определяется востребованностью ее у мужчин и внешней привлекательностью.

Группа «Посольство Махачкалы» отличается одиозностью шуток вообще и в отношении женщин в частности. В публикациях этой группы женщины унижаются по совершенно странному признаку: обучение в определенном учебном заведении.

Группа «MDK Дагестан» копирует содержание группы «MDK», и соответственно транслирует на аудиторию тот же набор стереотипов и сексистских убеждений. В частности, в одной из публикаций изображена девушка, губа которой насажена на золотистый «крючок». Этот крюк держит мужская рука. Картинка снабжена подписью «Вся суть современных отношений». Изображение носит дискриминирующий, унижающий и в то же время сексуализированный характер. Следующий мем представляет собой разделенную на четыре части картинку, в верхней части которой изображены кадры из фильма «Человек-паук». Логика изображения подсказывает аудитории по аналогии с фильмом, что паук передал персонажу свою особенность (создавать паутину) при укусе, так же и женщина передала при укусе свою основную особенность – мыть посуду. В очередной раз женщина изображена как приложение к кухне, как предмет.

Очевидно, что гендерные стереотипы в социальных медиа отражают гендерное неравенство и стереотипизацию в офлайн среде. Борьба с такими явлениями должна вестись комплексно: необходимо создавать и распространять контент, который отражал бы нестереотипное представление о женщинах. Дискриминация женщин в СМИ разрушает основы государственной политики равных возможностей для развития человеческого потенциала женщин и мужчин. В первую очередь, она подрывает позиции самых активных и целеустремленных женщин, становится барьером для их карьеры в престижных сферах общественной жизни, облюбованных мужчинами, – в сфере бизнеса, в сфере политики, в сфере культуры. Ведь если женщина – человек ограниченных способностей, читай, «второго сорта», то она должна знать свое место и не претендовать на те же высокооплачиваемые должности, что и мужчина, терпеливо сносить его власть в семье и обществе .

Список литературы / References

  1. Бёрн Ш.М. Гендерная психология – М., 2007. – 320 с.
  2. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. – М., 2005. – 368 с.
  3. ХаррисРичард. Психология массовых коммуникаций. – СПб., 2003. – 448 с.
  4. Шведова Н.А. Просто о сложном: гендерное просвещение. – М., 2002. –212 с.
  5. Аудитория социальных сетейРунета: где кто запутался? [Электронный ресурс] http://education.hiconversion.ru (дата обращения: 2.07.2017).
  6. Общественная дискуссия: сексизм в СМИ [Электронный ресурс] http://owl.ru/win/womplus/2003/01_02.htm (дата обращения: 7.07.17).
  7. Российские социальные медиа – важнейшие тенденции 2016 [Электронный ресурс] https://habrahabr.ru/company/yambox/blog/303656/ (дата обращения 7.07.2017)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Burn Sh.M. Gendernaya psikhologiya – М., 2007. – 320 p.
  2. Tartakovskaya I.N. И.Н. Gendernaya psikhologiya – М., 2005. – 368 p.
  3. Harris Richard. Psikhologiya massovykh kommunikatsiy . – СПб., 2003. – 448 p.
  4. Shvedova N.A. Prosto o slozhnom gendernoye prosveshcheniye Просто о сложном: гендерное просвещение. – М., 2002. –212 p.
  5. Auditoriya sotsial’nykh setey Runeta: gde kto zaputalsya? http://education.hiconversion.ru (accessed: 07.2017).
  6. Obshchestvennaya diskussiya: seksizm v SMI http://owl.ru/win/womplus/2003/01_02.htm (accessed: 7.07.17).
  7. Rossiyskiye sotsial’nyye media – vazhneyshiye tendentsii 2016 https://habrahabr.ru/company/yambox/blog/303656/ (accessed07.2017)

В настоящее время весьма актуальна проблема стереотипов гендерного поведения. Объясняется это тем, что в современном обществе для того, чтобы обеспечить собственное благополучие, человеку приходится постоянно быть в движении. И если раньше обязанности по добыванию средств к существованию лежали на плечах мужчины, то сегодня на эту стезю ступили и женщины. В результате происходит перераспределение ролей между мужчиной и женщиной, формируются новые модели поведения как мужчин так и женщин, следовательно, появляются и новые гендерные стереотипы. Это связано с тем, что в сознании мужчин и женщин под влиянием набора ролей формируются образцы типичного мужского и женского поведения.

В данной работе изучается именно женский взгляд на проблему, потому как в связи с перераспределением ролей на неё стала приходиться немалая часть ранее исключительно мужских обязанностей. Женщине стало тяжелее бороться за своё благополучие. Поэтому мнение «слабого» пола представляется наиболее интересным для исследования. Наряду с ролевым набором индивида существуют и другие причины возникновения стереотипов. У. Липпман в работе «Общественное мнение» выделяет два основополагающих фактора существования в обществе гендерных стереотипов. Первая причина заключается в реализации принципа экономии усилий, который характерен для повседневного мышления человека. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их явления всегда по-новому, а подводят их под уже имеющиеся категории. Вторая причина связана с защитой групповых ценностей как чисто социальной функцией, которая реализуется в виде утверждения своей непохожести, специфичности. То есть стереотипы выступают в роли крепости, защищающей традиции общества . Существует иная классификации факторов вариативности гендерного поведения. К таковым относятся культура, социальный класс, раса, этничность, профессиональный статус и сексуальная ориентация.

На процесс формирования стереотипов гендерного поведения значительное давление оказывают СМИ. В соответствии с социологическим опросом О.В. Баскаковой, рекламные ролики, телепередачи навязывают телезрителям идею о том, что мужчины и женщины в первую очередь связаны со следующими образами:

Успешный(ая) бизнесмен (бизнес-леди)

Образ безупречных людей, заботящихся о своём стиле и внешности

Сексуальный образ

Образ главы семьи

К тому же мужчины в «рекламногендерном поле», в отличие от женщин, не столь глобально идентифицируются с проявлением пола. Их поведение, скорее, служит выражением социального статуса и индивидуальности. Данные поведенческие модели, используемые в рекламе для репрезентации маскулиности в целом и мужского образа в частности, воспроизводят действительный опыт и реальные детали повседневной жизни, с явной демонстрацией преобладания в сознании нашего общества патриархальной картины мира, представленной в рекламном контексте. Последствием подобного влияния СМИ становится тот факт, что при первом впечатлении множество людей приписывают собеседнику не те качества, которыми он обладает, а те, которыми в его представлении должен обладать представитель данного пола. Поэтому чрезвычайно важно обращать внимание на стереотипы, чтобы не поддаваться их воздействию при восприятии людьми друг друга.

Помимо термина «СМИ», существует понятие, связанное с массовой информацией и набирающее популярность. Этот термин – «медиапространство». «Типичное» поведение складывается из многих сфер времяпровождения, одна из которых – распределение свободного времени, то есть досуг. Ранее социологами было выяснено, что свободное время мужчины и женщины проводят по-разному. Например, мужчины чаще смотрят телевизор, отложив все дела, сосредоточившись исключительно на телепередаче. Характерной чертой мужского стиля просмотра телевидения является также заппинг, то есть постоянное «щелканье» по каналам. Женский стиль просмотра телевидения иной. Женщины более склонны к фоновому просмотру телепередач, который они совмещают с домашними делами, при этом они чаще смотрят выбранную передачу от начала до конца, не переключая каналы . Поведение человека при телепросмотре или чтении книг может рассказать о нём, поэтому эта тема представляет собой особый исследовательский интерес. Проблема заключается в том, что медиапространство навязывает обществу стереотипы поведения женщин и мужчин, в результате чего восприятие людей друг друга.

В ходе социологического опроса было выяснено, что женщины считают, что современное медиапространство (СМИ, ТВ, литература и фильмы) способствует формированию стереотипов о мужчинах и женщинах. Один из мощнейших факторов гендерной стереотипизации – телевидение. Респондентам был задан вопрос: «Каков Ваш любимый жанр кино?». Среди женщин-телезрителей предпочтения распределились следующим образом: мелодрама (14%), драма (13%) и комедия (10%). На «деревянной» позиции расположились ужасы (2,5%). Но анализ зависимости наличия «любимого жанра кино» и существования гендерной стереотипизации в данном исследовании показал, что не совсем справедливо утверждать, что предпочтения телезрителей так или иначе оказывают влияние на формирование образов «настоящей» женщины и «настоящего» мужчины. Так же было выяснено, что на этот процесс не оказывает решающего влияния ни количество часов в день, посвящённых просмотру телевидения, ни характер просматриваемых телепередач. Гендерная стереотипизация питается этими факторами, которые при сложении воедино образуют могучее информационное поле – медиапространство.

Одна из наиболее интересных задач данного социологического исследования была посвящена выявлению образа мужчины и женщины как пользователей медиапространства. За основу составления данного образа были выдвинуты следующие критерии:

Популярная среди женщин литература

Предпочтения в жанрах кино

Стиль просмотра ТВ

Ранее уже были частично раскрыты некоторые из критериев, но следует шире раскрыть их. Итак, 48% женщин предпочитают классическую литературу, в первую очередь, романы и детективы. Среди читаемой женщинами литературы весьма актуальны всевозможные журналы. Среди наиболее популярных можно выделить журналы «Всё для женщины», «Космополитен», «Караван историй» и РВС. Основными темами этих журналов являются красота и здоровье, мода, истории о знаменитостях и новостные сообщения. При этом разброс предпочтений подобного рода литературы достаточно велик, что говорит о том, что женщины читают большое количество подобного рода литературы.

Для того чтобы иметь представления о женщине как о телезрителе, необходимо знать, на сколько часто современная бизнес-леди, жена, мать может позволить себе отдохнуть у телеэкрана. Было выяснено, что среднестатистическая женщина проводит у телевизора около 1,5 часов в день. При этом женщина не сосредоточена на той или иной телепередаче. Дело в том, что 40 % опрошенных женщин смотрят телевизор, отвлекаясь на другие дела, 32 % изредка смотрят на экран, занимаясь другими делами, то есть фактически используют телевизор в качестве радио, 16 % женщин признались, что вообще не смотрят телевизор в последнее время, 12 % признают, что при просмотре ТВ они часто переключают каналы.

Одной из главных «страстей» в мире кино для женщины является мелодрама. Это подтвердилось и в данном социологическом исследовании: 32 % женщин выделили этот жанр кино в качестве фаворита. Так же в качестве полюбившегося жанра женщины выделили близкий предыдущему жанр – драму и комедию. Итак, было установлено, что, по-мнению женщин, факт гендерных стереотипов имеет место быть в современном медиапространстве. Женщинам было предложено ответить на вопрос о том, с каким образом в масс-медиа ассоциируется женщина. Выяснилось, что в первую очередь медиапространство описывает современную женщину как усердно трудящуюся бизнес-леди, направляющую всю свою энергию в первую очередь на достижение денежных средств. Такая женщина деловая, решает ответственные вопросы. Она самостоятельная, волевая и в своих решениях не нуждается в посторонней помощи. Так считают 25 % опрошенных. Во-вторых, современная женщина – это заботливая мама. Она нежна, главная её задача – воспитание любимых детей. Она стремится оградить своё чадо от окружающих невзгод; финансовые дела для неё малопривлекательны. С этим мнением согласны 23% опрошенных. И в-третьих, женщина в медиапространстве – это домохозяйка. Она зависима от мужчины, круг её дел сужается до домашних хлопот. При этом очевидно, что сами опрошенные относятся к этому образу иронически, так как нередко в анкетах можно было прочесть формулировку «образ домохозяйки – неудачницы». Это мнение принадлежит 5% опрошенных. Так же женщинами были предложены такие образы как супруга, ухоженная женщина, искательница своего счастья, стремящаяся к эталону, начальница и так далее.

Тема использования в средствах массовой информации гендерных стереотипов является довольно популярной, авторы обращаются к ней с целью выявления неравноценного внимания прессы к «мужской» и «женской» тематике, к проблемам женской аудитории . Однако использование гендерных стереотипов способствует не только формированию определенных социальных образов, но и содействует закреплению норм поведения, моральных ценностей.
В основе современных женских образов лежат стереотипные представления о женском поведении и предназначении женщины. Под стереотипом принято понимать схематически стандартизированный образ, легко запоминающийся, воспринимаемый аудиторией и использующийся для характеристики социального объекта, группы, общности. В процессе формирования мужских и женских образов сложилась система гендерных стереотипов, определяющая роли, функции, особенности поведения мужчины и женщины.
Наиболее популярными изданиями на отечественном рынке прессы являются женские журналы, основным назначением которых является создание «модных» женских образов. Конструирование поведенческих моделей происходит на основе широкого использования гендерных стереотипов. Тематический анализ женских журналов «Домашний очаг», «Glamour», «Cosmopolitan», «Она», «Самая!, «Mini» показывает, что популярные женские издания не только тиражируют гендерные стереотипы, авторы публикаций, используя гендерные стереотипы, реализуют ряд задач, непосредственно связанных с целевыми установками женской периодики.

Использование гендерных стереотипов в прессе, адресованной женской аудитории, помогает:
- определить взаимоотношения гендерных групп в социуме,
- охарактеризовать модели поведения женской и мужской аудитории,
- классифицировать аудиторию на определенные группы с характерными для них ролевыми установками (современная женская аудитория сегментирована на ряд групп: женщина-мать, женщина-жена, деловая женщина и др.),
- отразить трансформацию стереотипов, вызванную социально-экономическими преобразованиями в обществе.
Смысловое наполнение гендерных стереотипов зависит от экономических, социальных и культурных характеристик общества. Так, в России, несмотря на высокий процент занятости женского населения в общественно-профессиональном производстве, представления о патриархальном укладе жизни по-прежнему остаются актуальными, что выражается в представлениях о взаимоотношениях мужчины и женщины. Авторы женских журналов выделяют следующие поведенческие особенности женской и мужской аудитории:
– мужчина должен покорить женщину («В русском мужчине с самого детства воспитывают уверенность в том, он должен завоевать женщину, а она – оставаться кроткой, милой, загадочной. Такое отношение вырабатывается веками» ),
- в обществе положение мужчины остается доминирующим («Чтобы о нас ни говорили о нас как о европейской стране, мы все-таки «скифы и азиаты», потому мужчины всегда будут относиться к женщинам как к братьям своим меньшим» ),
- мечта каждой женщины – создание семьи («Поступишь в институт, потом работаешь, пока не найдешь подходящего мужа, чтобы бросить все это и рожать детей. Если вы делаете это по порядку, жизнь ваша удалась. Какие-либо отклонения от плана – признак ненормальности» ),
- женщина должна заботиться о любимом мужчине («Я убеждена, что русские женщины – это абсолютно идеальный синтез Востока и Запада. В нас сочетаются умение ставить мужчину на пьедестал и желание ему служить, присущее Востоку, и полная самостоятельность» ).

Большая часть россиянок формулу идеальной, «счастливой» жизни строит исходя из семейного положения. Женщина должна выйти замуж, вести домашнее хозяйство, заниматься рукоделием, при этом она может не отказываться от работы. Но каких бы карьерных высот ни достигла современница, согласно устоявшемуся мнению, ее избранник должен обеспечивать семью, муж для российской женщины по-прежнему остается добытчиком, человеком сильным, мужественным, способным решить все проблемы. В обществе сохраняется негативное отношение к женщинам, отказывающимся иметь детей.
В отличие от россиянок жизненные устремления американок не связаны с семейным бытом, они ориентированы на профессиональную реализацию. Потому у феминизированных женщин запада поведение, образ россиянок вызывают удивление, так, исследователь Н. Рис делает следующее заключение относительно происхождения женских стереотипов российского общества: «Самое положительное в женщине, считают русские, это ее геркулесова выносливость и способность держать в руках дела семьи, работать, ходить по магазинам и в то же время быть привлекательной.
…следствием сочетания архаических, но живучих половых стереотипов и коммунистической пропаганды, оказалось то, что в общественном сознании сложилось два противоположных образа женщины: с одной стороны славянская Мать-земля, кормилица, полностью отдавшая себя заботам о муже-патриархе и детях, с другой стороны – современная женщина, трудящаяся бок о бок с мужчиной» .

Эмансипация, теория о равноправии полов ведет к изменению стандартов мужского и женского поведения. В странах запада женщины активно проявляют себя в профессиональной сфере, занимаются бизнесом, политикой, выбирают те отрасли труда, которые традиционно считались мужскими, например, армию, морской флот и др. Профессиональные успехи женщин позволяют не связывать мечты о счастливой семейной жизни с финансовым благополучием. Исходя из чего, нормой становится ведение раздельного семейного бюджета, составление брачных контрактов, в которых оговариваются семейно-бытовые обязанности супругов. Изменение привычных статусов мужчины и женщины – мужчина-добытчик и кормилец, женщина – домохозяйка и мать - влечет за собой трансформацию их поведения: меняются представления о мужском и женском характере, стиле и образе жизни.
В России перемены, касающиеся модификации полоролевых функций, не получили массового одобрения - должен пройти определенный промежуток времени, прежде чем общество «примет» новые образы. Пока же этого не произошло, и в общественном сознании сильны представления о мужественных мужчинах и женственных женщинах, отечественная женская пресса продолжает поддерживать представления о типичных женских и мужских ролях и определяемых ими специфике поведения.
Женщины, читающие женские журналы, по-прежнему хотят получить ответ на вопрос: «Какой должна быть женщина, чтобы понравиться мужчине?». Популярные глянцевые издания представляют следующие варианты ответов:
- спокойной, скромной, не проявлять излишней инициативы в отношениях с мужчиной: «Любой мужчина в глубине души охотник, а женщина для него – добыча»;
- слабой: «… женщины обладают сокрушительным оружием, против которого бессильны мужчины – слабостью»,
- интересной: «…удивлять, конечно, необходимо. Женщина должна уметь быть разной и заинтересовать мужчину. Но в первую очередь она должна быть интересной самой себе, способной видеть свои недостатки и обязательно работать над собой»,
- ухоженной: «Ты должна быть уверена, что членство в клубе /42 размер /дорогой стилист – это лично тебе необходимые вещи, а не навязанные извне штампы»,
- сексапильной: «Мой бойфренд считает, что я одеваюсь недостаточно сексапильно, и что мне следует носить каблуки повыше и юбочки на бедрах»,
- верной: «54 % мужчин убеждены в верности своей половины»,
- сомодостаточной, совершенной: «Каждая женщина должна повторять про себя денно и нощно: я – королева. Я – прекрасна! Я – идеал!»,
- хорошей хозяйкой «Я преклоняюсь перед женщинами, которые… готовы отказаться от собственной карьеры … в пользу домашнего тепла и уюта»,
- матерью: «Для любой женщины дети важнее всего в жизни», «Женщины … активнее, динамичнее мужчин. Они быстрее приспосабливаются к любым изменениям и всеми силами стараются подготовить к ним детей. Стараются дать им хорошее образование, обучить навыкам, причем заботятся об этом уже с пеленок» .
Мужчины неодобрительно относятся к таким женским недостаткам, как неухоженность, стервозность, капризность, самоуверенность, амбициозность, мужская логика, упрямство и др. .
Второй вопрос, на который женщина хочет найти ответ в женских журналах, - «Какой он, современный мужчина?». Знание мужской психологии, привычек, характера, по мнению «представительниц прекрасного пола», должно способствовать нормализации межличностных отношений, выбору «идеального» партнера. Диапазон ответов на данный вопрос весьма широкий. В женской прессе мужской аудитории дается как негативная, так и позитивная характеристика.

Недостатки мужчин сводятся к следующим качествам:
- неаккуратный, не поддерживает порядок, необязательный: «Всем женщинам известно: существует некое стандартное мужское поведение: он меньше говорит, разбрасывает свои носки, не перезванивает тебе вовремя…»,
- неверный: «47 % изменяют своим половинам»,
- считает себя совершенным, исходя их чего, подвергает сомнению интеллектуальные способности женщины: «Как хорошо быть глупой!... Я-то знала, что я и красавица, и умница. Я доказывала возможность пересечения двух понятий с пеной у рта и злилась по-настоящему. Мальчики смеялись. И потом в их глазах я видела самое страшное: подозрение, что я умная»; по отношению к женщине не всегда ведет себя уважительно: «Да, с мужиками проблемы. Да, у нас их мало, а хороших мало совсем. У меня к ним очень много претензий. Я ненавижу, когда мне хамят. Я не люблю, когда со мной меряются умом. Мне грустно, что я все больше встречаю мужчин, женившихся по расчету» .
Идеальный мужчина, по мнению авторов женских журналов, должен
- работать: «Настоящий мужчина должен любить свое дело»,
- быть сильным: «…быть хорошим мужем и заботливым отцом, быть сильным, умным и добрым».
- не быть жадным: «распространенный недуг – не должен быть зациклен на своем кошельке»,
- решать проблемы: «Он взял все в свои мужские руки. За ним действительно как за каменной стеной! Он такой основательный, надежный»,
- быть хорошим отцом: «Не секрет, что хороших отцов не так уж много. И, конечно же, каждая мама мечтает о том, чтобы отец ее ребенка был хорошим»,
- иметь «мужественную» внешность («Женщин притягивает брутальность, от которой сегодня многие представители сильного пола избавляются в салонах красоты и модных бутиках» .
Однако женские журналы не ограничиваются обсуждением традиционных качеств женщины и мужчины. В социуме происходят изменения: занятость в профессиональном производстве позволяет женщине не рассчитывать на поддержку мужа, любимого человека. Современный семейный бюджет может полностью состоять из доходов жены в то время, как муж будет вести домашнее хозяйство либо получать низкую заработную плату. Таким образом, женщина превращается в добытчицу, она содержит семью, вследствие чего в ее поведении наблюдаются ярко выраженные черты, которыми еще совсем недавно были наделены стереотипизированные мужские образы. Женская пресса отмечает перемены в жизни женщины, на ее страницах активно обсуждаются:
- преимущества жизни деловой женщины: «У меня два красных диплома, отличная работа, статусная должность, приятная зарплата», «…стабильность в семье и на работе, уверенность в завтрашнем дне и комфорт – это ориентиры работающей женщины»;
- профессиональные качества современницы: «Русский бизнес если и развивается, то только благодаря женщинам. Они кропотливы, читают несравненно больше мужчин…, воруют же несравненно меньше. Они склонны договариваться, а не убивать конкурентов», «…женщине в равной степени с мужчиной присущи деловитость, энергичность и умение отстаивать свою точку зрения. Но девочку с раннего возраста всегда учили быть более скромной, покладистой, уступчивой, послушной. И лишь новое время высвобождает ранее не свойственные женщине черты маскулинности»;
- интеллектуальные способности женщины: «Откроем тебе страшную тайну: мужской мозг практически не отличается от женского. Миф это все!»,
- изменения в имидже деловой женщины: «Ничто не делает бизнес-леди более привлекательной, чем вещь, взятая из мужского гардероба»;
- независимая и свободная личная жизнь женщины: «…около 30 % женщин в экономически развитых странах не хотят оставаться с мужчиной под общей крышей и вести с ним «совместное хозяйство»;
- «неженские» занятия, интересы, увлечения: «Презрев вязание и садоводство, эти девушки увлеклись неженскими видами сорта – и получили от этого недюжинное удовольствие» .
Издания отмечают, что жизненные обстоятельства меняют и образ мужчины, которому «уже не обязательно доказывать свою мужскую состоятельность физической силой – его могущество скорее подтвердят марка автомобиля и состояние кредитки» .
Трансформация ролевых функций и характеристик женских и мужских образов приводит к изменению и гендерных стереотипов, наряду с привычными определениями деятельности женщины и мужчины употребляются новые, которые знакомят с очередными стандартами поведения индивидов в социальной среде, приобщают к ним широкие слои населения.

Женские периодические издания теме стереотипов уделяют значительное внимание, что связано с изучением психологии мужчины и женщины. Отличие социопсихологических характеристик индивидов приводит к формированию разных типов поведения, которые остаются малопонятными представителям противоположного пола, вследствие чего аудитория воспринимает определенные мужские и женские образы, несоответствующие объективной реальности. Женские журналы, активно формирующие и тиражирующие гендерные стереотипы, в то же время обращают внимание читателей на то, что данные стереотипы могут быть ложными. Так, например, психика «сильного мужчины» подвержена сильным эмоциональным нагрузкам, следовательно, психологические возможности мужской аудитории оказываются сильно преувеличенными: «Мужики очень нежные и ранимые существа, а вы не знали?», «Мужчины скрывают свои слабости под доспехами – поэтому девушкам и кажется, что мы не переживаем» . Подобные «заблуждения» сложились в общественном сознании и относительно женщин, например, «мужчины думают, что женщины одеваются для них, - и не правы. Шоппинг – это занятие для себя в первую очередь, и для подруг – во вторую» .

Авторы женских изданий настаивают не только на том, что стереотипы необходимо пересматривать, подвергать сомнению, но иногда и выстраивать модель поведения, нарушая стереотипные правила: «Одна моя подруга раньше верила, что признаваться мужчине в любви умной девушке ни к чему», «Нас учили, что изменять своему любимому… - плохо... А помните «Энциклопедию для девушек» - свод правил поведения добропорядочной мещанки? Она предписывала не спать с мужчиной после первого свидания, никогда не звонить ему первой и ни в коем случае не подавать виду, что сходишь по нему с ума. Несмотря на очевидное лукавство бабушкиной морали, многие до сих пор старательно соблюдают эти правила – или по крайней мере делают вид, что соблюдают… Между тем даже наука утверждает, что самое важное следовать своему внутреннему чувству» .
Итак, современные женские журналы стремятся активизировать поведение женщины, помочь ей достичь идеалов красоты и внутренней гармонии, научить организовывать собственную жизнь, быт в соответствии с собственными целеустремлениями, издания направлены на укрепление семьи, в реализации поставленных задач их авторы активно используют гендерные стереотипы, которые помогают формировать модели поведения и популяризировать их, при этом на страницах женской прессы выделяется целый ряд женских образов, востребованных социумом на современном этапе, что свидетельствует о внимании изданий к различным сегментам женской аудитории.

Литература
1. Ажгихина Н. «Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «ВАЛДАЙ-96». - М., 1997. - С- С. 43-46; Тартаковская И. Мужчина и женщина на страницах современных российских газет: дискурсивный анализ // Рубеж. – 2000, №5. - - С. 168-241; Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Женщины: свобода слова и творчества: сборник статей. - М., 2001. - - С. 5-22; Чернова Ж.В. «Корпоративный стандарт» современной мужественности // Социологические исследования. – 2003, №2; Бободжанова Р.М. Роль СМИ в формировании гендерных стереотипов. Автореф. на соиск. уч. ст. д. ф. н. - Душанбе, 2006. 49 - С.; Ростова кА.В. Гендерные стереотипы в средствах массовой информации // Вестник Гуманитарного института Тольяттинского государственного университета. – 2008, №2(4). – - С. 42-49 и др..
2. Домашний очаг. 2006. Февраль. В женщине мне нравится тайна. - С. 42 – 44.
3. Самая. 2006. Январь. Константинов А. Женщина-начальник… и как с ней бороться. - С. 90.
4. Glamour. 2005. Октябрь. Нарушая запреты. - С. 74.
5. Домашний очаг. 2006. Январь. Татьяна Устинова: «Я не верю в любовь с первого взгляда». - С. 38.
6. Рис Н. Этнографическое обозрение. 1994. № 5. - С. 22.
7. Домашний очаг. - 2006. Февраль. Мужчина и женщина. - С. 84, Самая. 2006. Январь. Константинов А. Женщина-начальник… и как с ней бороться. - С. 90, Гольцева О. Хрупкая женщина с мужским характером. - С. 15, Cosmopolitan. 2006. Январь. Твоя жизнь. - С. 125, Она. 2005. Ноябрь. - С. 34, Самая. 2007. Август. Самая и статистика. - С.20, Домашний очаг. 2006. Февраль. В женщине мне нравится тайна. - С. 42–44. Glamour. 2005. Ноябрь. В дочери годится. - С. 48, Домашний очаг. 2006. Февраль. Что мужчины думают о нас? - С. 49, Glamour. 2006. Май. Синделл Л. Кейт бос- С. - С.170
8. Glamour. 2005. Ноябрь. В дочери годится.
9. Самая. 2007. Август. Самая и статистика. - С. 20, Cosmopolitan. 2006. Апрель. Гореликова Д. От большого ума. - С. 186 – 187, Домашний очаг. 2006. Февраль. Папа на два дома. - С. 64, Домашний очаг. 2006. Февраль. Виноградова М. Аэлита, не приставай к мужчинам! - С. 6.
10. Glamour. 2006. Ноябрь. Аспекты совершенства. - С. 216, Самая. 2007. Август. Самая и статистика. - С. 20, Cosmopolitan. 2006. Апрель. Гореликова Д. От большого ума. - С. 186 – 187, Домашний очаг. 2006. Февраль. Папа на два дома. - С. 64, Виноградова М. Аэлита, не приставай к мужчинам! - С. 6, Cosmopolitan. 2006. Апрель. Ремина Е. Парт-собрание. - С. 125, Самая. 2007. Отцы и дети: как вовлечь папу в процес- С. Август. - С. 112.
11. Cosmopolitan. 2006. Январь. Иванова Л. Методы от противной. - С. 149, Домашний очаг. 2006. Февраль. Что мужчины думают о нас? С 48. Май. 2003. - С. 90, Она. 2005. Ноябрь. Ищите женщину. - С. 95, Cosmopolitan. 2006. Апрель. Одна – счастлива. - С. 274, Glamour. 2005. Октябрь. Свои среди чужих. - С. 111.
12. Самая. 2006. Январь. Шишкова Н. Не будите в нем зверя. - С. 50.
13. Glamour. 2005. Октябрь. Амуров Г. Плачет мальчик. - С. 84.
14. Cosmopolitan . 2003. Май. Письмо редактора - С. 19
15. Mini. 2007. Октябрь. Письмо редактора. - С. 10, Glamour. 2005. Октябрь. Праздность и будни. - С. 87
___________________________
© Смеюха Виктория Вячеславовна

Курсовая работа

на тему:

«Гендерные стереотипы в женских журналах

(на материале журнала «Cosmopolitan»)»

Ставрополь, 2011

Введение………………………………………………………… ………………...3

Глава 1. Гендер как междисциплинарная категория…………………………....6

    1. Понятия пола и гендера………………………………………………………8
    2. Использование гендерных стереотипов в женских журналах……………14

Глава 2. Гендерный аспект в женских журналах (на материале журнала «Cosmopolitan»)……………………………………… ………………………….22

2.1 Образ женщины на страницах журнала «Cosmopolitan»………………….23

2.2 Характеристика мужских образов, встречающихся в журнале «Cosmopolitan»……………… …………………………………………………...29

Заключение…………………………………………………… ………………….34

Список литературы…………………………………………………… …………36

Введение

Современные СМИ занимают важное место в жизни общества, они предоставляют разнообразную информацию, а также возможности для самообразования и развлечения.

Журнал (печатное периодическое издание) является одним из основных СМИ, которое оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Особенностью журнала как медиа продукта является его «адресность», ориентация на определенную группу читателей. СМИ (в частности журналы) играют большую роль в формировании образа современного человека, как женщины, так и мужчины, так как российская пресса на данный момент переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику. Особенно это заметно на примере, так называемой женской прессы – журналов для женщин. Женские портреты/образы в отечественной журналистике занимали и занимают особое место. «Портрет» (от франц. portrait – портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Так же распространен психологический портрет, в нем автор посредствам внешности и речевой характеристики героя, раскрывает его внутренний мир, характер . Не будет преувеличением сказать, что именно они во многом и определяли "лицо эпохи» . Так как типизированные портреты не только отражают сформированные в социальной жизни нормы и ценности, но и способствуют их распространению и социальному освоению, и даже создают новые поведенческие и эмоциональные идеи.

Гендерно-ориентированные иллюстрированные журналы, т.е. журналы для женщин, являются не только трансляторами гендерной культуры общества, репрезентируя стереотипы женственности/мужественности, стратегии поведения и модели взаимоотношений как между полами, так и внутри одного пола, но и создателями «нового взгляда» или «нового стереотипа» современного человека.

Можно предположить, что одной из задач этих изданий является попытка формирования идентификационной системы, «корпоративного стандарта», следование которому поможет реальным людям в повседневной жизни презентировать себя в качестве представителя. Иными словами, цель женских журналов - формирование гендерных стереотипов/типизированных портретов, характерных для данного социума; составление и тиражирование предписаний относительно того, что значит быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной» в том или ином обществе. Технология репрезентации гендера включает два основных компонента: идеологический или ценностный компонент, этикет и материально-вещную атрибутику.

Идеологический компонент предписаний включает представление ценностей и мировоззрения. При этом декларируется система идей и взглядов. Предписания этикета и материально-вещной атрибутики задают поведенческие образцы для женщины и мужчины в повседневных ситуациях (на работе, дома, в дружеской компании и т.п.) и символы уместного для читателей потребления.

Особенность иллюстрированных журналов заключается в том, что они претендуют на формирование стиля жизни своей читательницы.

Актуальность исследования обусловливается тем, что на современном этапе развития общества гендерные стереотипы, транслируемые таким популярным типом изданий, как женские журналы оказывают огромное влияние на социальное позиционирование их читательниц и, опосредованно, мужчин, находящихся в той же социальной парадигме.

Объектом исследования является журнал «Cosmopolitan».

Предметом исследования являются гендерные стереотипы, транслируемые женскими журналами.

Целью исследования является разностороннее изучение гендерных стереотипов в женских журналах, их функционирование в парадигме современного социума.

Цель определяет основные задачи исследования :

1.Изучить теоретическую литературу по предложенной проблематике.

2. Определить понятие «гендер».

3. Проанализировать содержание журнала «Cosmopolitan» на предмет воспроизводимых им гендерных стреотипов.

Методы исследования

В качестве основного метода исследования используется метод научного описания, включающий приемы наблюдения, обобщения, интерпретации, классификации и систематизации основного материала.

Курсовая работа состоит из двух частей, введения, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Гендер как междисциплинарная категория

Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.).

Концепция гендера появилась в социологии не так давно: в американской – в 70-е годы, а в России она стала особо привлекать внимание исследователей с начала 90-х годов. Можно отметить, что именно социальные трансформации конца 80-х начала 90-х годов явились главным фактором, повлиявшим в нашей стране на формирование нового направления в социальных науках, которое еще до конца не оформилось.

Общепризнанно, что пол – это биологическая характеристика человека, включающая отличительные признаки мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях, а гендер – это социальное измерение пола, т.е. социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной или женщиной в том или ином обществе. Например, мужчина может исполнять социальную роль, которая в данном обществе традиционно считается немужской (сидеть с детьми дома и не работать), но такое поведение не делает его "менее мужчиной" в физическом аспекте. Приемлемые и неприемлемые социальные роли для мужчин и для женщин задаются самим обществом, его культурой, нормами и ценностями.

Концепция гендера складывалась в американской социологии постепенно, и в разное время в фокусе внимания социологов находились следующие аспекты:

Гендер как социальные роли мужчин и женщин,

Гендер как способ выражения отношений власти,

Гендер как система контроля за поведением мужчин и женщин,

Гендер как особый социальный институт.

Причем, большинство американских социологов рассматривают социальное положение мужчин и женщин, их социальные роли в двух плоскостях – вертикальной: в контексте власти, престижа, дохода, богатства, и горизонтальной: в контексте функций в разделении труда и институционального анализа (семья, экономика, политика, образование).

Сегодня гендерные проблемы – это область междисциплинарных исследований, привлекающие внимание не только социологов, но и психологов, антропологов, историков.

Однако, если психологов в большей степени интересует проблема гендерной социализации индивида, усвоение ролей мужчины и женщины на индивидуальном уровне, а так же психологические различия мужчин и женщин (например, по таким аспектам, как агрессия, творчество, умственные способности), то социологов в большей степени интересуют проблемы социальных различий мужчин и женщин на институциональном уровне и факторы, влияющие на эти различия.

Социология гендера появляется на стыке двух ключевых вопросов:

1. Существуют ли различия (кроме физических) между мужчинами и женщинами, а если существуют, то какие?

2. Чем можно объяснить социальные различия и социальные роли мужчин и женщин – природой или воспитанием – т.е. физическими особенностями или социальными факторами?

И если первый вопрос не вызывает больших споров (факт социальных различий признается большинством), то на второй вопрос исследователи дают разный ответ. Например, известный американский социолог Талкотт Парсонс выводил различия социальных ролей мужчин и женщин из их физических различий. А не менее известная антрополог Маргарет Мид, исследовав три общества Новой Гвинеи, пришла к выводу, что именно социокультурные факторы, а не физические, влияют на социальные роли мужчин и женщин.

    1.1 Понятие пола и гендера

Пол – системная совокупность биоралогических свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер (английское gender, от лат. gens – род) – социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества

Пол – одна из самых сложных и многозначных научных категорий. Прежде всего, это понятие обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero – рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Половые признаки неодинаковы у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма (от греч. di- – вдвое, дважды, и morphe – форма), то есть расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие – количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации.

Долгое время половая принадлежность индивида казалась монолитной и однозначной. Однако в ХХ в. выяснилось, что пол – сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития (онтогенеза).

Согласно схеме американского сексолога Джона Мани, первичное звено этого длинного процесса – хромосомный (генетический) пол (XX – самка, XY – самец) создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма, в частности, дифференцировку его половых желез (гонад) – гонадный пол. Первоначальные зародышевые гонады еще не дифференцированы по полу, но затем Н-Y антиген, характерный только для мужских клеток и делающий их гистологически несовместимыми с иммунной системой женского организма, программирует превращение зачаточных гонад мужского плода в семенники; зачаточные гонады женского плода автоматически превращаются в яичники. Наличие яичек или яичников называется гаметным полом (от греческого gametes – cупруг). Эта дифференциация в общих чертах заканчивается уже на 7-й неделе, после чего особые клетки мужской гонады (клетки Лейдига) начинают продуцировать мужские половые гормоны (андрогены). Под влиянием этих зародышевых андрогенов (гормональный пол зародыша) начинается формирование соответствующих, мужских или женских, внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол, или генитальная внешность). Кроме того, от них зависит дифференцировка нервных путей, определенных отделов головного мозга, регулирующих половые различия в поведении. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференцировки дополняются социальными. На основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский пол (иначе он называется паспортным, акушерским или аскриптивным, т.е. приписанным, полом), в соответствии с которым ребенка воспитывают (пол воспитания). Важную роль при этом как в самосознании ребенка, так и в отношении к нему окружающих людей играет общая схема его тела и внешность, то, насколько она соответствует его гражданскому полу. В период полового созревания, по сигналу, поступающему из гипоталамуса и гипофиза, гонады начинают интенсивно вырабатывать соответствующие, мужские или женские, половые гормоны (пубертатный гормональный пол), под влиянием которых у подростка появляются вторичные половые признаки (пубертатная морфология) и эротические переживания (пубертатный эротизм). Эти новые обстоятельства накладываются на прошлый жизненный опыт ребенка и его образ Я, в результате чего формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека.

Описание работы

Современные СМИ занимают важное место в жизни общества, они предоставляют разнообразную информацию, а также возможности для самообразования и развлечения.

Журнал (печатное периодическое издание) является одним из основных СМИ, которое оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Особенностью журнала как медиа продукта является его «адресность», ориентация на определенную группу читателей. СМИ (в частности журналы) играют большую роль в формировании образа современного человека, как женщины, так и мужчины, так как российская пресса на данный момент переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику. Особенно это заметно на примере, так называемой женской прессы – журналов для женщин. Женские портреты/образы в отечественной журналистике занимали и занимают особое место. «Портрет» (от франц. portrait – портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 2. Гендерный аспект в женских журналах (на материале журнала «Cosmopolitan»)………………………………………………………………….22

2.1 Образ женщины на страницах журнала «Cosmopolitan»………………….23

2.2 Характеристика мужских образов, встречающихся в журнале «Cosmopolitan»…………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.