Инженер: «Керченский мост построят, но сколько он простоит – вопрос. Керченский мост когда откроют. (обновлено)

По его словам, развитие транспортной системы Крыма и Севастополя – это важнейшее направление федеральной целевой программы. Кроме строительства моста предусмотрена реконструкция автомобильных дорог, объем финансирования – 112 млрд. рублей. В первую очередь планируется реконструировать дорогу Керчь – Белогорск – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь. Также предусмотрено развитие авиаперевозок, обслуживаемых аэропортами "Симферополь" и "Бельбек".

Строительство подходов к мостовому переходу в Крым начнется уже в августе за счет средств РЖД , сообщил министр по делам Крыма Олег Савельев.

"На самом деле начнется (строительство) подходов уже в августе за счет средств РЖД, – сообщил Савельев. – Достаточно большие затраты и проблемы мы будем испытывать при строительстве подходов к мосту со стороны Краснодарского края".

Министр напомнил, что общая стоимость мостового перехода в Крым составит около 247 млрд рублей. Мост будет строиться в створе на остров Тузла, "что бы не мешать работе паромной переправы и снизить технологические риски".

Максимальная стоимость проекта , включая проектно-изыскательские работы, составит 228,3 млрд рублей, из которых 227,8 млрд рублей будет выделено из ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года". В 2014 году финансирование проекта в 500 млн рублей планируется осуществить за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству финансов РФ по подразделу "Общеэкономические вопросы".

Ранее в ФЦП планировалось потратить на строительство мостового перехода через Керченский пролив 246,9 млрд рублей.

За реализацию проекта отвечает Росавтодор. Мост планируется построить до 2018 года. Общая длина транспортного перехода – 19 км.

Планировалось строить мост в две очереди: 1-я с осени 2014 года, вторая с 2018 года. Первая очередь моста будет состоять из железнодорожного полотна и автомобильной автострады с одной полосой в каждую сторону. В последующем планируется расширение моста. Финансирование строительства первой очереди моста составит 170 млрд рублей, но после совещания с участием Президента России и озвучивания даты завершения всех работ, было принято решение строить мост в одну очередь. Финансирование будет вестись полностью за счет федерального бюджета РФ. Итоговая стоимость проекта составляет 283 млрд рублей.

5 сентября 2014 года началось строительство транспортных (автомобильных и железнодорожных) подходов к мосту.

Украинская сторона 1 октября 2014 года официально заявила, что разрывает договор о строительстве моста через пролив.

29 октября 2014 года представитель Республики Крым при президенте РФ Георгий Мурадов предложил построить вместо моста модульный гибкий туннель.

8 ноября 2014 года было объявлено, что реализацией проекта будет заниматься "Росавтодор", а полное ТЭО проекта, которым сейчас занимается ГК "Автодор" будет готово к началу декабря. При этом заместитель руководителя Росавтодора Андрей Костюк заявил, что решение уже принято и проект моста уже определен – это будет четырехполосный путный электрифицированный совмещенный автодорожный и железнодорожный мост.

9 декабря 2014 года ещё нет единого исполнителя строительства моста. До конца года правительство РФ должно выбрать единственного исполнителя по контракту на строительство мостового перехода через Керченский пролив стоимостью 228 млрд рублей (без учета подходов со стороны Крыма и Краснодарского края). Ещё до конца не утверждён проект строительства, никто не понимает, какая там геология.

Без согласия Украины мост вряд ли будет построен

24.12.2014г. ситуация вокруг строительства транспортного перехода через Керченский пролив становится все более запутанной. До сих пор казалось, что основная проблема – отсутствие ТЭО и генподрядчика проекта, но вчера глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что для строительства моста нужно согласие Украины, которого Киев не даст, и предложил строить тоннель. Эксперты по морскому праву подтверждают, что действующие договоры требуют согласовать проект моста с Украиной, и говорят, что Киев вправе оспорить строительство в международных судах.

По его словам, это связано "с международными юридическими нормами, согласно которым Азовское море – зона общего судоходства". Получить согласие Украины "вряд ли будет возможно", заметил чиновник, добавив, что строительство подземного перехода будет дешевле и согласования не требует.

Полезная информация для отдыхающих: уютные гостиницы в Феодосии по доступным ценам

Определить правовой статус Азовского моря и Керченского пролива Россия и Украина пытаются уже около 20 лет. В 2003 году стороны подписали договор о сотрудничестве в использовании Азово-Керченской акватории как "внутренних вод двух государств", все вопросы должны регулироваться соглашением РФ и Украины. В 2012 году страны подписали заявление о делимитации морского пространства, но административные границы не были установлены, и использование акватории по-прежнему определяется договором от 2003 года.
К договору 2003 года применяется Венская конвенция о праве международных договоров. Это значит, что РФ не может нарушать его условия, если не приостановит его, сославшись, к примеру, на положения статьи 62 "Коренное изменение обстоятельств", подразумевая изменение статуса Крыма. Но, отмечает он, большинство стран не признают переход Крыма к РФ, и у Украины есть все шансы оспорить это "коренное изменение" в международном суде или в согласительной комиссии ООН, а, как показывает практика, такие процессы могут идти десятилетиями. Кирилл Дозмаров из Art De Lex считает, что из-за планов по строительству транспортного перехода Украина оказалась под угрозой блокирования пролива для транзита собственных судов.

В 2015 году нашёлся генеральный подрядчик строительства моста через Керченский пролив

14.01.2015г. Генеральным подрядчиком строительства моста через Керченский пролив станет компания "Стройгазмонтаж" миллиардера Аркадия Ротенберга, якобы друга Путина.

Выбор "Стройгазмонтажа" во многом обоснован именно тем, что "у компании есть хоть какой-то генподрядный опыт". Ранее "Стройгазмонтаж" выступил генподрядчиком на строительстве компрессорной станции "Русская" на "Южном потоке".

Проект распоряжения правительства о назначении структуры Ротенберга исполнителем и проект соглашения с этой компанией уже направлены на согласование в соответствующие министерства и ведомства. Полный список участников масштабного проекта пока не сформирован. Предполагается, что половиной работы займется "Стройгазмонтаж", а остальное выполнят другие строительные компании.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении компании "Стройгазмонтажа" единственным подрядчиком работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив.

В рамках федеральной целевой программы (ФЦП) по социально-экономическому развитию Крыма на строительство моста через Керченский пролив будет выделено 247 миллиардов рублей, причем эта сумма не включает дальние подходы. Транспортный переход через Керченский пролив по плану российских властей должен быть построен в 2018-2020 годах.

4 февля 2015 года на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства вице-премьер Дмитрий Козак доложил:

"В результате конкурентных переговоров и за счет оптимизации технологических решений удалось снизить предельную стоимость моста на 19 млрд рублей, в соответствии с действующей Федеральной целевой программой почти 247 млрд рублей стоит этот переход, сегодня предельная цена по распоряжению правительства, по контракту, который в настоящее время заключается, – 228,3 млрд рублей".

"Эта цена ни в ходе проектирования, ни в ходе строительства не может быть изменена по условиям контракта", – подчеркнул он.

Открытие автомобильного движения в рабочем режиме и начало временной эксплуатации железнодорожной линии планируется на 18 декабря 2018 года. Ширина Керченского пролива – от 4,5 до 15 километров. Согласно опубликованному распоряжению № 118-р от 30 января на сайте кабмина РФ , стоимость работ составит 228,3 млрд рублей.

Кабмин включил переход через Керченский пролив, который построят к 2018 г, в трассу М25 (А290)

Строительство транспортного перехода через этот пролив обеспечит создание новой транспортной связи между материковой частью РФ и полуостровом Крым

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление от 28 апреля 2015 года №412 о включении участков автодорог и транспортного перехода через Керченский пролив , которые будут построены к 2018 году, в состав автодороги общего пользования федерального значения М25 (старый учетный номер, который может также применяться до 31 декабря 2017 года) (А290) – автомобильная дорога федерального значения России. Проходит в пределах Краснодарского края и Республики Крым. Является составной частью европейского маршрута E 97.

Строительство транспортного перехода через Керченский пролив обеспечит создание новой транспортной связи между материковой частью и полуостровом Крым с помощью автодороги, отмечается в постановлении. В новый транспортный маршрут войдут в том числе планируемый к строительству подъезд от автодороги до транспортного перехода через Керченский пролив, транспортный переход через Керченский пролив, подъезд от транспортного перехода через Керченский пролив до Керчи, а также автодорожные подъезды к портам Кавказ и Тамань.

Постановлением внесены соответствующие изменения в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения и в перечень прочих федеральных дорог.

Согласно распоряжению правительства, открытие автомобильного движения по мосту через Керченский пролив в рабочем режиме должно начаться в декабре 2018 года. Ввод моста в эксплуатацию и завершение госконтракта запланированы на лето 2019 года.

16 мая в Крыму начались работы по строительству моста через Керченский пролив.


На данный момент возведение моста идет на побережье Краснодарского края, а также на острове Тузла, который расположен в Керченском проливе между Крымом и материковой Россией.

Согласно последней информации, в Краснодарском крае начали возведение временного технологического моста. Как утверждают эксперты, подобная переправа необходима для того, чтобы подвозить материалы и технику для будущего капитального сооружения.

Само проектирование моста через Керченский пролив планируется завершить до 30 июня. Длина моста составит 19 км, новое сооружение будет включать как автомобильный переход с двумя полосами движения в каждую сторону, так и два железнодорожных пути.

Подготовка материалов для изъятия земельных участков под нужды строительства завершат до 5 августа. К этому времени подготовят инфраструктуру, которая необходима для начала этого масштабного строительства.

Сваи нового моста будут погружаться до коренной породы на глубину до 70 метров. Сборку пролетов планируется осуществлять на керченском судостроительном заводе "Залив".

"Это будет обычный, но очень технологический мост с использованием исключительно отечественных материалов, конструкций, технологий. Поэтому мы уверены, что этот проект наша транспортная отрасль, наши дорожники-мостостроители смогут реализовать в установленные сроки", – заявил министр транспорта России Максим Соколов.

Он сообщил, что основной этап подготовительных работ как по строительству моста, так и связанных с разработкой технико-экономического обоснования, завершен. Заключен контракт на строительство и проектирование моста с фиксированной ценой. Ведутся работы по прокладке автомобильных и железнодорожных подходов.

"Я могу сказать, что не только у меня, но и всей нашей команды, которая занимается этим проектом, всегда была уверенность в своих силах и возможности реализовать этот проект. Действительно непростые геологические условия. Сейсмичность объекта 9 баллов…. Но все-таки, несмотря на эти риски, а также экологические и археологические…. Все-таки реализовать этот проект можно", – заметил Соколов.

Правительство РФ назначило подрядчиком работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив компанию "Стройгазмонтаж" бизнесмена Аркадия Ротенберга. Ширина Керченского пролива составляет от 4,5 до 15 километров.

Осуществлять закупку работ общей стоимостью 228,3 миллиарда рублей будет учреждение Росавтодора ФКУ "Упрдор "Тамань". Проведение инженерных изысканий и разработка проектной документации для направления ее на государственную экспертизу должны быть закончены до 30 июня этого года. Открытие автомобильного движения в рабочем режиме и начало временной эксплуатации железнодорожной линии планируется на декабрь 2018 года.

Строители вбивают сваи для создания перехода

Со стороны Керченского полуострова стартовали работы по строительству временного моста, который станет коридором, по которому на другой берег будут переносить стройматериалы и инженерные коммуникации.


Грохот был слышен даже на городской набережной. Работы идут полным ходом. Строители наносят отметки на бетонные сваи, а техника бурит грунт и погружает в него опоры

17.08.2015 года н а месте строительства моста через Керченский пролив забили

первую сваю. В настоящее время строители со стороны Керчи прорезают грунт огромными бурами, диаметр которых достигает полуметра.

Как передает пресс-служба администрации города, на сваях нанесены метровые отметки для контроля, насколько глубоко конструкция вошла в грунт.

31.08.2015 года между Таманью и Керчью начали возводить временные рабочие мосты.

Первый мост будет достроен уже этой осенью. Он свяжет Таманскую сторону и остров Тузла. Еще два рабочих моста – от острова Тузла до судоходного канала и от канала до Керчи – будут созданы к лету 2016 года. Вспомогательные мосты обеспечат независимый от погодных условий доступ к точкам строительства.

"Это важная составляющая мероприятий подготовительного периода. Они предназначены для доставки материалов и оборудования к месту производства основных работ и для транспортной связи", – отметили в компании "СГМ-Мост".

Ранее в районе строительства моста через Керченский пролив начались испытания грунта на прочность.

Строительство моста через Керченский пролив идет по графику

Строительные работы по сооружению автомобильных подходов и транспортного перехода через Керченский пролив идут в срок и без нарушений, сказал журналистам в ходе осмотра строительства на острове Тузла вице-премьер правительства России Дмитрий Козак.

"Строительство мостового перехода идет в срок, без нарушений. Одновременно решались задачи по соединению острова Крымс материковой частью Российской Федерации. Решается сразу несколько технологических задач, таких как сознание временных вспомогательных сооружений, а также прокладка магистрального газопровода и энергомоста в Крым. Все работы идут по графику", – сказал Козак.

01.10.2015 года открыто движение транспорта по первому из трех рабочих мостов, необходимых для строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Временный мост проложен между Таманском полуостровом и островом Тузла.

"После запуска в работу моста мы круглосуточно сможем в одном и другом направлении осуществлять потоки доставки инертных материалов, металлоконструкций для последующих этапов строительства транспортного перехода", – уточнил начальник управления по спецпроектам "Стройгазмонтажа" Леонид Рыженькин.

В конструкции первого временного моста было установлено 58 опор, которые погрузили на глубину до 56 метров. Проезд на другой берег на грузовом автомобиле занимает не более 5 минут, пешком – 15 минут. Общий вес металлоконструкций, использованных при строительстве рабочего моста, превышает 3,5 тысячи тонн. Перед пуском строительной техники на временный мост строители успешно провели испытания мостового сооружения на нагрузки. Для этого по мосту в обе стороны прогоняли грузовики массой по 45 тонн.

"По результатам статических испытаний было получено, что мост полностью соответствует расчетным предпосылкам. Нет никаких остаточных деформаций, прогибы соответствуют расчетным. Мост может эксплуатироваться под действие сверхтяжелых, специальных нагрузок во время строительства Керченского моста", – отметила генеральный директор Научно- исследовательского института диагностики Светлана Боханова.

По словам представителя подрядчика, два других моста – от острова Тузла до судоходного канала и от фарватера до керченского берега – будут готовы к лету 2016 года. Сооружения обеспечат доставку работников, грузов и техники, включая тяжелые краны грузоподъемностью до 250 тонн, к месту работ по всему фронту строительства вне зависимости от погодных условий.

В настоящее время идёт подготовка к строительству, работа ведётся на берегах и в акватории пролива одновременно. Так, в городе Керчь и в станице Тамань создаются вахтовые городки для размещения мостовиков, запущены в работу мобильные заводы по производству бетона и асфальта.

"Один из городков, рассчитанный более чем на 500 строителей, уже построен и введен в эксплуатацию на таманской стороне. Рядом с ним создается второй городок, где предусмотрены общежития и гостиницы более чем на 3 тысячи строителей", – сообщили в компании "Стройгазмонтаж".


В компании "Стройгазмонтаж" отметили, что во время строительства моста в жилых комплексах на таманском и керченском берегах смогут проживать более 5 тысяч человек. Такая инфраструктура позволит задействовать на пике строительства более десяти тысяч строителей, работающих вахтенным способом.

Вахтовые городки для будущих строителей моста через Керченский пролив включают в себя: двух- и трехэтажные общежития для рабочих и инженеров, штабы строительства, контрольно-пропускные пункты, столовые, банно-прачечные модули, медицинские пункты.

С целью проверки первого временного моста по нему прошла колонна гружёных грузовиков. Мост успешно прошёл испытания.



Официальная презентация моста через Керченский пролив состоялась!

Премьер-министру России Дмитрию Медведеву представили проект строительства моста через Керченский пролив. Презентация прошла в рамках Международного инвестиционного форума "Сочи-2015".

Министр транспорта Максим Соколов продемонстрировал главе правительства на объемном макете, каким образом будет устроена судоходная арка. По его словам, ее высота будет 35 метров. В этом месте мост будет разделен на железнодорожную и автомобильную ветки.

Вице-премьер Дмитрий Козак заверил Медведева, что "там все идет по плану".Председатель правительства поинтересовался: "Когда сроки сдачи?"

"Намечено открыть рабочее движение на декабрь 2018 года", – ответил руководитель Минтранса.Премьер призвал придерживаться этих сроков, "чтобы потом не было проблем другого порядка".

Согласно данным презентации проекта, общая протяженность моста составит 19 километров, наибольшая глубина погружения свай – 70 метров. Опоры моста будут установлены вне зоны тектонического разлома.

По проекту, мост обходит зоны вулканической активности.Предполагается, что автомобильная часть перехода будет иметь четыре полосы движения с расчетной скоростью 120 км/ч. Планируется также построить два железнодорожных пути с расчетной скоростью 120 км/ч для пассажирских поездов и 80 км/ч – для грузовых. Ширина судоходной арки составит 227 метров и не создаст преград для движения судов.

Ожидается, что за счет Керченского моста к 2019 году интенсивность автомобильного движения составит 12 тысяч 800 автомобилей, к 2025 году – 21 тысяча автомобилей, к 2040 году – 40 тысяч автомобилей. Интенсивность железнодорожного движения составит 47 пар поездов в 2019 году и увеличится с 50 до 65 пар с 2025 по 2040 год соответственно.

Согласно расчетам, пассажиро- и грузопоток увеличится с 14 миллионов в 2019 году до 15 миллионов в 2025 году, а к 2040 году этот показатель составит более 17 миллионов.

В настоящее время идет подготовка к строительству моста в Крым, отметил Соколов. Работа ведется на берегах и в акватории Керченского пролива одновременно. Так, в городе Керчь и в станице Тамань создаются вахтовые городки для размещения мостовиков, запущены в работу мобильные заводы по производству бетона и асфальта.

В презентации проекта отмечается, что формируются объездные пути, по которым материалы на стройку будут завозиться в обход населенных пунктов. В акватории пролива возводятся временные мосты для доставки строителей, грузов и техники к месту работ. При этом временная инфраструктура должна обеспечить оперативную и бесперебойную поставку ресурсов, необходимых для возведения моста, а наличие собственной производственной базы позволит начать строительно-монтажные работы одновременно на восьми участках и выполнить весь объем в установленные сроки к декабрю 2018 года.

В частности, в Керченском проливе возводятся три временных "рабочих" моста, первый из них уже готов. Протяженность перехода составляет более километра и соединяет Таманскую сторону и остров Тузла. Для этого было установлено 58 опор, сваи погружены на глубину до 56 метров. Проезд по мосту на грузовом автомобиле занимает не более 5 минут, пешком – 15 минут.

Ранее стало известно, что мост через Керченский пролив будет состоять из параллельных автомобильного и железнодорожного переходов. Как сказано в официальном сообщении Росавтодора, автодорожный мост запроектирован по требованиям автомобильной категории 1Б (4 полосы) с расчетной скоростью движения 120 км/ч. Проезд по трассе будет бесплатным.
В первый год работы интенсивность движения по автодороге составит в среднем около 12,8 тыс. автомобилей в сутки, а уже через 5 лет поток увеличится более чем на 60%, превысив показатель в 21 тысячу автомобилей ежесуточно. На расчетную пропускную способность – до 40 тысяч автомобилей в сутки – мост выйдет через 18-19 лет.
Что же касается железной дороги, то благодаря новому мосту она сможет обеспечить перевозку от 14 миллионов пассажиров и от 13 миллионов тонн грузов ежегодно. Железнодорожный мост будет отвечать требованиям второй категории и включит в себя два пути. Пассажирские поезда смогут развивать скорость до 120 км/ч, а грузовые – до 80 км/ч.
При этом проектировщики отмечают, что проводили оценку потенциальных пользователей моста. Условно они делятся на три категории. В ближний круг входят жители Керчи (почти 150 тысяч) и Темрюкского района (более 120 тысяч) – это те, кто живет в непосредственной близости от перехода, то есть сможет при необходимости ездить по нему ежедневно. Второй круг – республика Крым и город Севастополь (более 2,2 млн жителей) и Краснодарский край с населением более 5,4 млн человек. И, наконец, пользователями моста через Керченский пролив смогут стать жители остальной России и других стран, которые предпочтут железнодорожный и автомобильный транспорт для поездок в Крым на отдых или по делам.

В Крыму объявили набор рабочих на строительство Керченского моста

Набор рабочих смогут осуществлять только зарегистрированные в Крыму субподрядные организации, которые пока не определены. Но желающие могут уже обращаться в Центры занятости по месту своего проживания.

"К моменту начала строительства подрядчик определит субподрядные организации, которые будут непосредственно привлекать людей на строительство моста. Компании, с которыми будут заключены договора, обяжут зарегистрировать свои филиалы либо официальные представительства на территории Республики Крым. Через эти субподрядные организации будут набираться люди. Соответствующие заявки подадут нам", – заявил директор Центра занятости Керчи.

Он также заверил, что Центр занятости населения Керчи находится в постоянном контакте с официальными представителями генерального подрядчика – компанией "Стройгазмонтаж" – и к моменту поступления первых заявок готов будет организовать ярмарки вакансий и курсы повышения квалификации по рабочим профессиям, потребность в которых будет заявлена. "Предполагается, что к отбору персонала будут предъявляться серьезные требования. Предпочтение будет отдаваться работникам с высокой квалификацией и опытом работы. Планируется привлечение работников по различным профессиям: бетонщики, арматурщики, стропальщики, сварщики, водители, работники, связанные с обслуживанием вахтового городка, инженерно-технические работники высокой квалификации и другие", – подчеркнул Вадим Кутузов.

Подрядные организации, задействованные на подготовительном этапе строительства моста через Керченский пролив, уже привлекли к работам более 1,7 тысяч сотрудников, среди которых более 100 жителей Крыма. Об этом сегодня сообщила пресс-служба подрядчика строительства моста компании "Стройгазмонтаж" (СГМ).

"На данный момент подрядные организации, задействованные компанией СГМ, уже привлекли к работам на этапе подготовительного периода более 1,7 тысяч сотрудников, в том числе более 100 жителей Крыма и почти 600 жителей Краснодарского края", – сообщили в СГМ.

Собраны все сайты по теме строительства Керченского моста:

Строительство технологического моста РМ-2 через Керченский пролив.

Ролик начинается с острова Тузла, северная часть.

Росавтодор планирует начать строительство моста в Крым с января 2016 года

Глава Росавтодора Роман Старовойт заявил, что ведомство планирует до конца 2015 года получить положительное заключение Главгосэкспертизы на проект моста через Креченский пролив. Начало реализации проекта намечено на январь 2016 года. Он добавил, что заканчиваются подготовительные работы, возведены городки строителей на 5 тыс. рабочих мест.

"Рассчитываем до Нового года получить положительное заключение Главгосэкспертизы на этот проект для того, чтобы в январе 2016 года можно было приступить непосредственно к стройке… Введен в эксплуатацию так называемый рабочий мост номер один, который уже соединил Тузлинскую косу и остров Тузла, который юридически относится к республике Крым. Мы на остров завозим строительные материалы, конструкции, технику для того, чтобы в начале 2016 года приступить непосредственно к стройке этого знаменательного объекта".

Путин побывал на площадке строительства участка Керченского моста 18 марта 2016 года

Президент РФ Владимир Путин осмотрел площадку строительства участка Керченского моста и пообщался со строителями.

О ходе строительных работ главе государства рассказал гендиректор СГМ "Мост" Александр Островский. Площадка разбита на восемь участков, на каждом из которых начаты работы. При этом строитльство не мешает судоходству.

Островский также рассказал президенту об используемых материалах и обо всех этапах работ. По его словам, необходимые механизмы и материалы есть на всех участках строительства.

Также Путин пообщался и со строителями, занимающимися возведением моста, и отметил значимость их работы.

По словам строителей, при подготовке к проведению работ было обнаружено множество исторических памятников. Все они бережно сохраняются. Кроме того, проведена значительная работа по разминированию, во время которой было обнаружно много взрывоопасных предметов.

Владимир Путин принял участие в открытии Крымского моста. Президент первым проехал по мосту, автомобильное движение по нему откроется на следующий день. Поучаствовал в церемонии открытия и миллиардер Аркадий Ротенберг , принимавший участие в контроле за ходом строительства.

Разрыв украино-российских отношений и присоединение Крыма к России, усугубившие экономический кризис, парадоксальным образом вызвали к жизни крупнейшие инфраструктурные проекты. В первую очередь речь идет о прокладке энергетического моста Россия - Крым, железной дороги в обход Украины, а теперь и транспортного моста через Керченский пролив.

Все три проекта потребовали колоссальных вливаний из бюджета. Экономическая целесообразность не обсуждалась: на первый план вышли политические мотивы.

Энергомост и железная дорога

Первым был завершен энергомост - в мае 2016 года. Неотложная потребность в нем возникла после энергетической блокады полуострова со стороны Украины. В 2014-2016 годах в Крыму регулярно отключали электричество.

Общая стоимость энергомоста составила, по официальным расчетам, 47 млрд рублей: большая часть средств пошла на строительство линий электропередач (ЛЭП) от Ростовской АЭС до Таманского полуострова. Чтобы получить источник питания, было ускорено введение в действие энергоблока № 3 на этой АЭС. Через Керченский пролив перебросили кабельно-воздушные линии - по воздуху на опорах и по морскому дну. Кроме того, построили подстанцию и необходимую инфраструктуру.

С советского времени часть железнодорожного пути на юг от Москвы проходила по приграничной территории Украины в Луганской области. После событий 2014 года этот момент приобрел стратегическое значение: российские власти сочли, что Украина может блокировать железнодорожные перевозки по этим путям. В результате вторым шагом стала прокладка нового пути по Воронежской и Ростовской областям в обход Украины длиной в 137 км. Прокладка завершилась в августе 2017 года и обошлась примерно в 55 млрд рублей. Работы выполнялись силами железнодорожных войск.

Очень длинный, очень дорогой

Крымский мост своей ценой превзошел все предыдущие работы и обошелся в 228 млрд рублей. Переправа оказалась одним из сложнейших технических сооружений, возведенных после распада СССР: автомобильный и железнодорожный мост длиной 18 км строился в достаточно сложных геологических условиях и порождал немало экологических и политических рисков.

Основным внутриполитическим выбором стал выбор основного подрядчика строительства - компании «Стройгазмонтаж», принадлежащей Аркадию Ротенбергу , входящему в число давних друзей Путина. Это, разумеется, вызвало всплеск недовольства и разнообразные подозрения относительно коррупционной составляющей, а также неэффективности проекта и обогащении олигарха за счет госбюджета.

Однако у государства была иная логика: других компаний, располагающих соответствующим опытом, финансами и техническими возможностями для возведения подобного объекта, оно не обнаружило. Неожиданное присоединение Крыма и вполне ожидаемая его блокада, коснувшаяся 2,3 млн местных жителей, заставили российские власти действовать быстро и нестандартно. Если на другие мегапроекты путинской эпохи, такие как восстановление Грозного, трубопровод ВСТО, реновация Владивостока к саммиту АТЭС с постройкой моста на остров Русский и строительство объектов Сочинской олимпиады, времени было достаточно, то в этом случае сроки поджимали.

После того как полуостров был отрезан от железнодорожного сообщения, а украинская сторона ввела строгий контроль за автомобильным движением с материка, оставался только паромный и авиационный способ снабжения и связи с Крымом. Кремлю было принципиально важно показать и доказать, что он способен обеспечить беспрепятственный доступ к своей новой территории.

Почему не было конкурса

Подобные инфраструктурные проекты часто становятся неконкурсными, поскольку уровень сложности и оперативность побуждают действовать незамедлительно. Так, когда США оккупировали Ирак, то подряды на масштабные восстановительные работы ценой в миллиарды долларов получили Halliburton и Bechtel Group, связанные с республиканцами (вице-президент Дик Чейни до своего избрания работал во главе первой из них), причем порой без конкурса, что объяснялось форс-мажором.

Но это же всегда вызывает соблазн незаконного обогащения, поскольку средства проходят огромные, а контроль за ними снижается. Тут можно вспомнить крупнейшую российскую компанию «Мостовик», которая поднялась на подобного рода заказах: в числе прочего она строила мост на остров Русский. Сразу после Сочинской олимпиады 2014 года компания объявила себя банкротом, а руководство «Мостовика» попало под арест. Так что подозрения общественности могут быть не беспочвенны и нуждаются в тщательной проверке и перепроверке. Этим наверняка займется Алексей Кудрин, Счетную палату.

Железнодорожная нагрузка на мост не просчитана - нуждается ли Крым в таком количестве поездов и будут ли они окупаемы? Одно дело курортный сезон, но на полуострове он длится около четырех месяцев. Дальнемагистральные поезда уже нигде в мире не используются как средство доставки отдыхающих.

Скажем, туннель под Ла-Маншем оправдан экономически потому, что по нему проходят скоростные поезда с недолгим временем переезда между Лондоном и Парижем. Но уже туннель «Сэйкан» в Японии между Хоккайдо и Хонсю показывает неуклонное снижение числа пассажиров, поскольку самолетом путь быстрее. При этом на Хоккайдо проживает в два с лишним раза больше людей, чем в Крыму. Из трех мостов через Босфор лишь один сделали автомобильно-железнодорожным.

Главный урок Крымского моста в том, что если государство всерьез чего-то хочет добиться, то оно приложит все усилия к достижению цели. Автомобильное движение открылось на полгода раньше намеченных сроков. Однако после праздника часто наступает похмелье, порой оказывающееся совсем горьким.

Крымский мост ждут не только в Крыму, но и во всей России. Все же авиабилеты дороговаты, да и достать их в разгар курортного сезона сложно, а паромная переправа не всегда работает стабильно. К счастью, уже этим летом каждому желающему удастся проехать в Крым на машине без остановок: открытие Крымского моста намечено на май, причем открывать его приедет сам президент В.В. Путин.

Мы поделимся всеми самыми актуальными новостями про Керченский мост и расскажем, чем он уникален.

Актуальная информация о Крымском мосте

По последним данным, Крымский мост откроют на рассвете 16 мая! Первыми по нему проедет бригада строителей. Затем, после 6.00, запустят автомобильное движение. Принимать мост будет лично президент, В.В. Путин. Строительство завершено на полгода раньше, чем планировалось. Уже до конца мая проехать по мосту смогут и автомобили, и автобусы, в том числе пассажирские, предназначенные для перевозки гостей полуострова по .

Последние штрихи в строительстве Крымского моста

На начало мая автодорожная часть Крымского моста готова на 98 процентов, об этом заявили строители, ввод его в действие намечен на вторую половину мая. Первыми по мосту смогут проехать легковые автомобили и пассажирские автобусы, грузовой транспорт сможет это сделать только по окончанию сезона, осенью.

Завершающие работы на мосту

Работа на мосту подошла к своему финалу и не прекращается ни на минуту: устанавливаются последние блоки барьерного ограждения, мачты освещения подключаются к электросетям, монтируется архитектурная подсветка арки моста, моется уложенный асфальт, тестируются электронные датчики и устанавливаются дорожные знаки.

Почти закончены нанесение дорожной термопластиковой разметки и монтаж шумозащитных экранов. Они, сделанные из стеклопластика для сохранения возможности обзора, будут ограждать автоподходы, чтобы жители соседних населенных пунктов не слышали шума транспорта. Защитные экраны при въезде на мост будут металлическими, сделано это по настоянии экологов, чтобы птицы с соседних озер видели преграду и не разбивались.

Готовность автоподходов

Протяженность автоподходов во стороны Кубани составляет 40 километров, а вместе со съездами и развязками – 53,4 километра. Но в мае кубанский автоподход заработает не весь – транспортные развязки еще не будут введены в строй, кроме одной, на 34 километре, там сейчас как раз заканчивается обустройство и озеленение.

С обеих сторон моста на 26 километре организованы площадки для отдыха и многофункциональные автозаправочные станции, а с обеих сторон моста скоро будут введены в строй досмотровые пункты для транспорта.

Готовность АСУДД

Автоматизированная система управления дорожным движением уже работает в тестовой режиме. Чтобы обеспечить безопасность движения не только на мосту, но и на автоподходах, а это 70 километров, операторы отслеживают поток машин не только на компьютерах, но и на огромной панели, высвечивающей все параметры моста.

Разрабатывалась АСУДД на основе российских инновационных технологий, и главной ее задачей является управление движением и всесторонний контроль, включающий в себя соблюдение правил дорожного движения, контроль веса и габаритов транспорта и слежение за транспортным потоком.

Система мониторинга транспортных потоков будет собирать с датчиков информацию о скорости потока, интервале движения, загруженности полос и классифицировать транспорт, что даст возможность выбрать программу управления движением по мосту.

Контролировать выполнение правил дорожного движения будут 19 видеокамер и десять автоматических комплексов контроля. Сведения о нарушениях поступят на посты ГИБДД, которые обязательно пресекут действия нарушителя.

Автоматические метеостанции определят силу ветра, температуру воздуха и его влажность, что в конечном итоге расскажет о состоянии дороги, таким образом, и дорожным службам, и автомобилистам станет известно об обледенении полотна, тумане или сильном ветре. Программа сама проанализирует все данные и выдаст свой прогноз за несколько часов до наступления неблагоприятных условий. Главному диспетчеру останется выбрать правильное решение действий для дорожников и водителей.

Система не только известит о ДТП, но и поможет водителям найти выход, показав информацию на табло (их на мосту семь), если полоса движения будет заблокирована − они смогут сбросить скорость и перестроиться в другой ряд.

Еще одна система наблюдает за конструкциями самого моста на случай деформации их транспортом, ураганного ветра или землетрясения. Если несколько факторов совпадут, и ситуация станет критической, датчики мгновенно отреагируют, тогда движение может быть остановлено диспетчерами.

Железнодорожная часть моста

Строительство железнодорожной части моста продолжается, и по плану будет закончено к концу года.

Сейчас погружаются последние трубные сваи, затем будут залиты фундаменты опор. Уже идет сборка пролетов – собраны 40 тысяч тонн металлических конструкций, подготовлены участки для надвижки пролетов. Когда будут готовы пролеты, начнется укладка шпал и рельс со стороны Тамани.

Дата открытия Крымского моста - в мае 2018 года

Отличная новость для всех, кого интересует, когда откроют мост в Крым для автомобилей! Строительство идет с опережением сроков. Если изначально планировалось, что движение пустят только в конце 2018 года, то теперь сроки сдвинулись. Изначально представители подрядчика говорили, что Керченский мост откроют уже в начале мая. Однако по информации на конец апреля открытие пришлось перенести. Новая дата — вторая половина или конец мая. В планах все также значится, что открывать Крымский мост приедет сам президент. Представители компании «Стройгазмонтаж», которая ответственна за строительство, уверяют, что уже к началу туристического сезона все желающие смогут попасть на полуостров на автомобиле без паромной переправы.

Сам мост закончен более чем на 90 %, однако дорожная инфраструктура самого Крыма не успевает за строителями. Пока в экстренном порядке делаются подводы к нему со стороны Керчи, также ведется строительство трасс, которые свяжут мост с Симферополем, Севастополем, Ялтой в обход крупных городов и позволит избежать пробок. Как отмечают власти республики, важно не только запустить мост, но и избежать транспортного коллапса, чтобы туристы не уехали из Крыма с негативными отзывами.

В первые месяцы ездить по Крымскому мосту без ограничений смогут только легковые автомобили и автобусы. Движение для грузовиков обещают запустить осенью, а рельсы начнут укладывать в конце года. Трасса «Таврида», которая соединит Севастополь и Керчь, пока только строится, поэтому туристам нужно быть готовым, что проблемы с дорогами на самом полуострове пока не решены.

Схема движения по мосту в Крым

Министерство транспорта предвидит, что в период летних отпусков в Крым через Тамань захотят попасть многие россияне. Чтобы не допускать пробок и повышенных нагрузок на мост, принято решение о составлении схемы движения.

Когда откроют Крымский мост через Керченский пролив, первыми по нему пойдут автобусы и легковые автомобили. Благодаря тому, что мост построят в более сжатые сроки, чем планировалось, случится это уже весной 2018 года! Грузовой транспорт сможет передвигаться по Керченскому мосту по графику, преимущественно по ночам. Исключение сделают только для спецтранспорта, обслуживающего строительство моста. К концу года заработают все четыре полосы, и пропускная способность составит 40 тыс. автомобилей в сутки.

Несмотря на то, что транспортные развязки с остальной дорожной сетью пока не закончены, в мае на берегу Тамани от трассы А-290 до Крымского моста начнет работать сквозная дорога. На крымской стороне в это время начнет работать автоподход от моста до развязки с трассой «Таврида». Отсюда движение автотранспорта продолжится по действующей трассе Керчь-Симферополь.

Когда будут введены в действие новые полосы трассы «Таврида», начнут работать автоподходы к мосту, и ограничение для грузового транспорта будет снято.

В 2019 году откроют и параллельный железнодорожный мост. Он будет перевозить, по предварительным подсчетам, более 14 млн пассажиров в год.


Чем занимаются строители за месяц до даты открытия Крымского моста?

В данный момент ведутся работы по повышению безопасности движения и экологической безопасности моста. Чтобы понизить шумовую нагрузку, на примыкающих с обеих сторон к Керченскому проливу участках устанавливают акустические экраны высотой 3-6 метров. Такие же экраны с обеих сторон установят и на самом мосту: протяженностью 700 метров со стороны Тамани и 1300 метров со стороны керченского берега.

По словам специалистов, шумозащитные панели сделаны из нержавеющей стали, а поглощать шум будут плиты из минеральной ваты. Панель очень устойчива к огню, воде и ветру, а за антивандальную безопасность «отвечают» ребра жесткости, установленные на расстоянии метр друг от друга.

Снизить акустическую нагрузку помогут и деревья, высаженные на подъезде к мосту по специальной схеме. Такие же экраны будут установлены и на железнодорожном мосту, когда он будет готов войти в строй. Шумозащитные экраны будут устанавливаться и на автомобильных подходах к мосту с обеих сторон, площадь защитных экранов составит 25 тысяч м² с каждой стороны.

Не останется без дополнительной защиты и сам мост – по фасаду арки смонтированы обтекатели, которые смогут снять воздействие ветра на арочный пролет и сделают проезд по мосту комфортным. Дело в том, что скорость ветра как раз на уровне автодорожного полотна через арку может достигать 40 метров в секунду. После проведения испытаний и была спроектирована форма обтекателей как у крыла самолета. Защита от аэродинамических явлений состоит из 190 элементов конструкций и похожа на карниз на фасаде. Примечательно, что монтировались они с арки, движение судов по проливу не ограничивалось.

К концу подходит и обустройство дороги: установлено барьерное ограждение и все освещение. Когда на полотно дороги нанесут гидроизоляцию, можно будет приступать к укладке финишного дорожного покрытия. Так что момент, когда откроют Керченский мост, не за горами.

Чем уникален Крымский мост?

Идея перекинуть мост через пролив существовала и раньше. В 11 веке ею озаботился князь Глеб, в 1870 году – англичане, в начале 20 века – Николай Второй, в 1942 – немцы, но строительство началось только в 1944 году. Он таки был построен, через него даже пошли грузы, но поскольку кроме металлических были задействованы и деревянные сваи, мост не выдержал ледохода и был разобран, заниматься его ремонтом не стали. Вместо моста была устроена переправа, которая исправно работала все годы, но закончит свое существование уже в мае 2018 года.

Крымский мост уникален по многим показателям:

  • длина его арок – 227 метров, высота – 45 метров, а вес – 5 тыс. тонн;
  • размеры прохода под мостом составляют 185 м по ширине и 35 м по высоте;
  • на покраску арки ушло 46 тыс. литров антикоррозийной краски;
  • арка оснащена смотровыми ходами, защитой от молнии, сигнализацией;
  • мост сможет без проблем выдержать землетрясение в 9,1 балла;
  • сооружение без выходных строит команда из 13 тысяч человек.

Когда откроют Крымский мост в мае 2018 года, он станет самым длинным сооружением в России. Его длина составит 19 км - правда, из них 11,5 будут проходить по суше.

Кстати, у Крымского моста даже есть свой талисман! Кот Мостик внимательно следит за работами и обожает позировать на фоне свай.

Никогда не построят, так как это место находится на стыке двух тектонических плит, заявил 19 марта в эфире программы «Шустер LIVE» представитель Украины в трёхсторонней контактной группе в Минске Роман Бессмертный. Об этом сообщило агентство topnews.ru . Эксперты и журналисты придерживаются различных точек зрения. /сайт/

«Не будет там моста никакого. Не будет! Россияне будут эти сваи вбивать ещё не одно десятилетие. На сегодняшний день все знают, что на стыке этих двух плит (тектонических - прим. редакции) невозможно строить мост, потому что они движутся всё время. А мы живём этой сказкой. Ответ простой, он лежит на поверхности. Почему мост не построили? Потому что его невозможно там построить!» - цитирует слова Бессмертного украинский телеканал «112».

По словам дипломата, только один человек разработал план с «реальными достоверными механизмами строительства там моста». Им является министр строительства фашистской Германии Альберт Шпеер. «Хотите, возьмите в архивах эти документы», - заявил он.

Постройка моста завершится в 2018 году

По плану, постройка моста протяжённостью 19 километров через Керченский пролив завершится в 2018 году. Стоимость проекта составляет 228 млрд рублей.

Мост соединит Крымский полуостров с материковой частью России. Предполагается, что по мосту пройдут железная и автомобильная дороги с ежесуточной пропускной способностью до 47 пар поездов и 40 тысяч машин. Для пропуска судов запланирован арочный пролёт до 227 метров в длину и 35 метров - в ширину. Автомобильная дорога должна открыться 18 декабря 2018 года, железная дорога - в 2019 году.

Президент РФ Владимир Путин назвал строительство моста через Керченский пролив символом единства России и Крыма, а также «исторической миссией», которую стремились, но не смогли реализовать на протяжении прошлого века. «Наши с вами предшественники понимали значение этого мостового перехода между Крымом и Кавказом и давно стремились к реализации этого проекта», - заявил он. Виновников срыва сроков строительства моста Путин пригрозил «повесить после подведения итогов строительства». Генподрядчиком по строительству моста является компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.

Журналист Livejournal опроверг мнение Бессмертного

Журналист Yurasumy издательства Livejournal считает возможным строительство моста через Керченский пролив. Он отметил, что в Сан-Франциско, расположенном в нескольких десятках километров от разлома Сан-Андреас в Калифорнии, мосты строятся и решают проблемы для региона. К примеру, мост Бей-Бридж имеет в длину 3 000 метров и по назначению похож на Керченский мост. При строительстве таких мостов используют новые технологии, отметил журналист.

При этом на самом разломе Сан-Андреаса строительство не ведётся, так как скорость движения плит составляет до 4 см в год. Поэтому все трассы, проходящие через него, подлежат постоянному ремонту.

Журналист опубликовал тектоническую карту Крыма, составленную в 1985 году трестом «Южморнефтегеофизика». Согласно ей, стыковка тектонических плит в Крыму проходит вдали от Керченского пролива на расстоянии 200 километров, а границы разлома идут в нескольких десятках километров от пролива.

По мнению журналиста, в тектоническом плане мосту может угрожать землетрясение аналогичное крымскому в 1927 году. На южном берегу Крыма сила его составила 6 баллов. Землетрясение в Керчи не принесло разрушений и жертв. Тем не менее оно вызвало обвалы в окрестностях Севастополя, в домах которого появились трещины.

Мнение украинских экспертов

Построить мост через Керченский пролив является сложной задачей, считают специалисты Украинского института электросварки им. Патона. По их словам, морское дно пролива представляет собой цепь грязевых вулканов, покрытых слоем ила толщиной до 50 метров. Под воздействием течений ил намывает острова или создаёт промоины, что является опасным для основания моста, считают эксперты.

Это не первая попытка построить мост через Керченский пролив

Мост через Керченский пролив пытались построить Николай II, Сталин, Гитлер, Янукович. Николаю II реализовать свой план помешала первая мировая война. Попытки Сталина возвести мост окончились неудачей из-за начала второй мировой войны. Гитлер планировал использовать мост для переброски войск и техники в Индию. Альберт Шпеер разработал план его строительства, и в 1943 году началась его постройка.

Однако в 1944 году Крым освободили от немцев и по указанию Сталина продолжили строительство моста, который был возведён за 6,5 месяца. При этом мост не имел ледорезов, и в феврале 1945 года нагнанный в пролив лёд разрушил все 42 опоры. Восстанавливать мост не стали, а вместо него построили паромную переправу.

Экс-президент Украины Виктор Янукович выступал за строительство моста ещё в 2007 году, будучи на посту премьер-министра. В дальнейшем он планировал создать совместный с Россией проект для его постройки. Но по известным причинам задуманное не воплотилось в жизнь.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption 63-летний Ротенберг в детстве занимался дзюдо в одной секции с Владимиром Путиным

30 января премьер-министр России Дмитрий Медведев назначил единственным подрядчиком работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив открытое акционерное общество "Стройгазмонтаж", контролируемое российским предпринимателем Аркадием Ротенбергом.

Под транспортным переходом имеется в виду автомобильно-железнодорожный мост длиной около 19 километров, из которых надводный участок займет около шести километров (для сравнения: самый длинный морской мост в мире над заливом Цзяочжоу в Китае имеет протяженность 42,5 км).

Стоимость работ оценивается в 228,3 млрд рублей (около 3,3 млрд долларов по нынешнему курсу).

Специалисты не исключают, что по ходу дела цена возрастет, как обычно и бывает с крупными строительными проектами.

Всего на развитие транспортной инфраструктуры Крыма до 2020 года предусмотрено выделить 416,5 млрд рублей.

Депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков призвал всех российских чиновников "отдать 10% процентов своей зарплаты на строительство моста для Крыма". Относится ли его предложение также и к думцам, Худяков не уточнил.

В новой реальности

Во время Второй мировой войны немцы построили мост через Керченский пролив, по которому советская делегацию возвращалась с Ялтинской конференции, однако следующей зимой он рухнул под напором льдов, выносимых ветром из Азовского моря, и восстанавливать его не стали.

В 1999 году идею строительства моста, тоннеля или дамбы через Керченский пролив обсуждал с властями Крыма, тогда автономной республики в составе Украины, московский мэр Юрий Лужков.

Транспортная проблема резко обострилась после аннексии Крыма Россией в марте 2014 года. Президент Владимир Путин дал соответствующее распоряжение правительству 18 апреля.

Существующая паромная переправа с потоком пассажиров и грузов не справляется. Минувшим летом по обе стороны пролива ожидание в автомобильных пробках занимало несколько суток.

Без тендера

Официального тендера на проведение работ не проводилось. По имеющимся данным, окончательное решение было принято на совещании у премьера 20 января.

В интервью газете "Коммерсант" Ротенберг заявил, что ранее обсуждал вопрос лично с Владимиром Путиным.

Изначально планировалось, что мост построят за счет государственных и частных инвестиций, однако в конце июля прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак сообщил , что инвестором выступит только государство .

Единым заказчиком, контролирующим сроки исполнения и качество работ, выступит специально созданное Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" Росавтодора России.

По словам Ротенберга, министерство транспорта рассматривало более 70 предложений, но общественности известно лишь об одном альтернативном кандидате - компании "Стройтрансгаз".

Хозяин "Стройтрансгаза" Геннадий Тимченко в августе выразил готовность заняться проектом, "если доверят и поручат", и заверил, что ресурсы для этого есть, но в начале декабря отказался, пояснив, что ему "не хочется брать на себя репутационные риски".

"Это очень рискованная история, я боюсь взяться и не осилить", - заявил он агентству Интерфакс.

Влиятельная фигура

63-летний Ротенберг в детстве занимался дзюдо в одной секции с Владимиром Путиным. Окончил Ленинградский институт физкультуры, работал тренером, в начале 1990-х годов выступал спарринг-партнером будущего президента на тренировках.

В настоящее время является владельцем или крупным акционером нескольких банков и компаний, занимающихся строительством и поставками нефтегазового оборудования.

В частности, структуры Ротенберга участвовали в сооружении наземной части газопровода "Северный поток", газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи и платной автодороги Москва-Петербург через Химкинский лес.

Личное состояние бизнесмена, по экспертным оценкам, составляет около миллиарда долларов.

20 марта 2014 года Ротенберг вместе с некоторыми другими российскими предпринимателями, считающимися близкими к Владимиру Путину, попал под санкции США в связи с событиями вокруг Крыма. 30 июля его включил в свой санкционный список Евросоюз.

23 сентября 2014 года итальянские власти наложили арест на его недвижимость на сумму около 30 миллионов евро.

8 октября Госдума приняла в первом чтении так называемый "закон Ротенберга" , согласно которому потери российских граждан от конфискации их зарубежной собственности могут возмещаться за счет государства.

"Черная метка"

В интервью "Коммерсанту" Ротенберг признал, что участие в строительстве моста означает для него окончательную изоляцию от Запада, "черную метку и в личной жизни, и в бизнесе", но сказал, что этого не боится, так как все его активы сконцентрированы в России, и уезжать он не собирается: "Везде побывал уже".

По словам предпринимателя, он задолго до санкций приступил к постепенной передаче дел сыну и готовился уйти на покой, но счел керченский проект достойным венцом карьеры, поскольку с годами стал задумываться "о том, что оставит после себя" и хочет внести "вклад в развитие страны".

Компания "Стройтрансгаз", созданная в 2007 году - один из крупнейших строительных подрядчиков в нефтегазовом секторе, занимающий 35-е место в мировом рейтинге, но мостами ранее не занималась.

По словам Ротенберга, он надеется на сотрудничество с некими турецкими и южнокорейскими фирмами, но в целом из-за санкций строительство придется вести, используя отечественные материалы и технологии и ранее закупленную западную технику.

Специалисты указывают, что, к примеру, некоторые марки стали, нужные для строительства мостов, в России не выпускаются.

Ротенберг согласен, что проблемы будут, но заверяет, что они решаемы.

"Мое личное мнение: быстро ничего не закончится. Они давят со всех сторон - и сейчас точно не финал. Не думайте, что меня это сильно волнует", - сказал он в ответ на вопрос "Коммерсанта" по поводу санкций.

Мост или тоннель?

Поскольку Азовское море является совместной акваторией России и Украины, согласно международному морскому праву, на сооружение моста нужно согласие Киева, которое, с учетом нынешних обстоятельств, вряд ли будет дано.

"Есть юридические нормативы, которые говорят о том, что строительство моста нам придется согласовывать с Украиной, поскольку это зона общего судоходства в Азовском море. Есть юридические нормативы, которые на сегодня, на мой взгляд, не совсем могут быть преодолены. В ближайшее, по крайней мере, время", - заявил на пресс-конференции в декабре глава пророссийской администрации Крыма Сергей Аксенов.

Некоторые специалисты ранее указывали, что лучше было бы строить не мост, а тоннель , для которого согласования с Украиной не требуется.

Ротенберг на это заметил, что прокладка тоннеля технически намного сложнее, и за такой проект он бы не взялся, а правовая сторона дела - проблема государства, а не его.

Глава законодательного собрания Севастополя Алексей Чалый предлагал в качестве альтернативы мосту развитие паромного сообщения, подчеркивая, что для удвоения пропускной способности потребовалось бы всего пять мощных паромов стоимостью около семи миллиардов рублей каждый, при этом главными "воротами" переправы хотел сделать не Керчь, а свой родной город.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Предварительный проект Керченского моста. Инфографика РИА Новости (источник: Росавтодор)

Мнения экспертов

Дмитрий Шевченко, заместитель координатора Экологической Вахты по Северному Кавказу:

Есть в мире и более сложные с инженерной точки зрения мосты. Пролив узкий и, в принципе, построить мост можно. Единственно, там нестабильные грунты, дно пролива сложено наносами песка, чтобы добуриться до коренных пород, потребуются серьезные усилия. Конечно, стоить это будет безумно дорого. Тем более, учитывая, например, опыт строительства олимпийских объектов в Сочи, когда в процессе строительства цены вырастали в три-пять раз.

Никто такие сложные объекты за два-три года не строит. Можно в лучшем случае провести качественные геологические изыскания и подготовить технико-экономическое обоснование и проект.

Район Керченского пролива достаточно сложен и с геологической точки зрения, и с климатической. Это зона постоянных штормов. Азовское море в холодные зимы замерзает, а потом начинается вынос льда. Придется как-то защищать опоры.

Нас, естественно, волнует экология. Хорошо, что отброшен вариант дамбы с разрывом для пропуска судов. Это самый дешевый вариант, но экологически совершенно неприемлемый, потому что существенно нарушит водообмен между Азовским и Черным морями. Азовское море и так находится в критическом состоянии из-за обилия загрязнений. Плюс нарушение миграционного пути для рыб и морских млекопитающих.

Мост в этом плане, конечно, лучше. Но, учитывая нестабильные грунты и проведение серьезных буровых работ на протяжении нескольких лет, строительство может нанести непоправимый вред экосистеме Керченского пролива и прилегающего к нему мелководного Таманского залива. Нас это серьезно беспокоит.

Никаких общественных обсуждений и слушаний, так же, как экологической экспертизы, пока не было.

На нашем берегу пока никаких действий не проводится, но с той стороны, по слухам, что-то уже происходит. Я думаю, что Крым, скорее всего, и сделают основным плацдармом для строительства, потому что там сейчас практически нет общественного активизма, серьезно работает ФСБ. Соответственно, гораздо сложнее что-то контролировать и принуждать исполнителей работ соблюдать природоохранное законодательство.

Елена Юрченко, журналист-переселенец из Керчи, в настоящее время проживает в Киеве:

Мост людям нужен, родственники очень многих керчан, феодосийцев и ялтинцев живут на Кубани, но на генетическом уровне у жителей города выработалось недоверие к этой теме. Сколько себя помню, каждые выборы мы слышали обещания построить мост.

Местные жители считают, что выбран неудачный вариант - через косу Тузла , за который Украина и Россия долго спорили. Это намытый течением песок, который постоянно находится в движении, вбить туда сваю нереально.

Крепость Керчь, где должен находиться выход моста - фортификационный памятник конца XVIII века. Что они собираются с ним сделать, подумать страшно.

В Крыму мало строительных материалов, о чем говорят и крымские власти. Россия может привезти все морем, но крымские порты находятся под санкциями. Это серьезная вещь, любой корабль, который будет там замечен, попадет в черный список по всем портам мира. Ни один серьезный судовладелец на это не пойдет.

Игорь Федик, эксперт-обозреватель агентства Defense Express (Украина):

Ввиду санкций, которые были введены и вводятся из-за обострения ситуации на территории Украины, доступа к кредитам и займам у РФ не будет, доступа к новым технологиям тоже не будет. Мы это видим на примере других проектов, в том числе по освоению газовых месторождений в Арктике.

Юридический аспект данной проблемы следует рассматривать после экономического, технологического и экологического. Но уже сегодня можно сказать, что заручиться согласием Украины априори нереально. Станет ли керченский мост какой-то разменной монетой? Не думаю, что украинское руководство на это пойдет.

Григорий Трофимчук, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Россия), эксперт в области внешней и внутренней политики, обороны и безопасности:

Понятно, что происходящее на востоке Украины - только начало больших и длительных процессов. Образно говоря, мы стоим на пороге Столетней войны между бывшими братскими народами. Крым при этом не может существовать без связи с Российской Федерацией.

Китай вряд ли станет туда ввязываться. По строителям из Турции - тоже сомневаюсь. Разве что строители из Северной Кореи могли бы подключиться.

Что касается российских организаций, то это будут компании, которым нечего терять. Если на Ротенберга уже давно наложены санкции и нет никакой надежды, что они будут сняты, его компания вполне может работать и зарабатывать на строительстве Керченского моста.

Должен быть четкий и простой проект, как это бывает на войне, то есть мост без каких-то изысков. Должна быть разбивка по срокам, причем под эти сроки должно быть обеспечено финансирование в нужном объеме. Должна быть абсолютно исключена коррупционная составляющая.

В полувоенных условиях на охране строительства придется держать армию. Там и водолазы, видимо, должны быть. И потом мост надо будет серьезно охранять.

На мой взгляд, самым правильным подходом со стороны Киева было бы втянуться в длительные торги и, соответственно, что-то за свое согласие получить. Хотя нет никакой гарантии, что юридически договорятся, а через месяц после сдачи какая-нибудь опора не будет подорвана неизвестно кем.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.