Как фотографировать закаты и рассветы. Фотосессия на закате: как спланировать успешную портретную съемку

Природа рисует картины лучше, чем любой художник. Поэтому их хочется запечатлеть. Закат - одна из таких картин, каждый раз прорисовываемая заново и уникально. Пейзажи с заходящим солнцем стараются снять как профессионалы, так и начинающие фотографы.

Приведем несколько советов, как правильно фотографировать закат, чтобы получить красивую и качественную картинку.

Пара общих советов:

  1. Не пытайтесь сделать это без штатива. Он играет огромную роль в пейзажной фотографии. Облака движутся по небу, листья деревьев колыхаются на ветру и даже в полный штиль может пролететь пара птиц, которые сделают снимок интереснее. Будет досадно, если вместо этих элементов получатся смазанные пятна.
  2. Следует быть внимательнее с экспозицией. Лучше слегка затемнить кадр, чтобы избежать ненужных бликов и провалов. Однако следите, чтобы земля и все, что на ней, не ушли в глухой черный цвет.
  3. Следите за чистотой объектива: пятна и пыль могут стать большой проблемой при дальнейшей обработке фотографии.

Разумеется, этим не ограничиваются особенности съемки пейзажа в условиях заката. Рассмотрим их подробнее с разных сторон.

Как настроить фотокамеру

В каком режиме фотографировать, какую ставить выдержку, диафрагму и чувствительность ISO при съемке заката — довольно частый вопрос, который задают начинающие фотолюбители. Самыми эффективными параметрами при съемке заката будут:

  1. Режим приоритета диафрагмы (AV, A). Эксперты советуют закрыть диафрагму вплоть до значения f 22. Так можно получить художественный эффект расходящихся лучей. Детализация снимка при этом будет чуть ниже. Но тут придется выбирать между эффектностью и деталями.
  2. Установите выдержку на значение не менее 1/фокусное расстояние, так вы уменьшите вероятность размывания, если все же забыли штатив. Для объектива 50 мм оптимальной будет выдержка 1/50, для других выставляется по тому же принципу. При соблюдении режима приоритета диафрагмы аппарат сам выставляет выдержку. В случае получения пере- или недоэкспонированного кадра воспользуйтесь ручной настройкой экспозиции.
  3. ISO настройте на минимуме, позволяющем избежать эффект «шевеленки». Так вы удлините выдержку, но переходы между оттенками заката будут плавными и снизится уровень шума.
  4. Снимайте в RAW, если позволяет фотоаппарат. Так вы не потеряете нежные оттенки и переходы, которые могут исчезнуть при съемке в JEPG.
  5. При выставлении экспозиции не стоит наводить объектив на солнце, нужно выбрать место немного выше (солнце при этом не видно в видоискателе) и нажать наполовину кнопку спуска. Затем наведите объектив на планируемую сцену и нажмите на кнопку до конца.

Художественные эффекты в закатной съемке

Мы уже рассмотрели вопрос как сфотографировать закат с технической точки зрения, добавим пару слов о художественной стороне процесса.

  1. Включите дополнительные объекты в кадр, они сделают сюжет интереснее.
  2. Используйте съемку в режиме HDR, он сделает фото ярче и детальнее.
  3. Попробуйте поснимать в разную погоду или во время смены дождя и солнца. Уникальные световые и цветовые эффекты практически гарантированы.
  4. Не делите снимок на две части - земля и небо. Уделите закату 2/3 или 1/3 кадра.

Фотографии закатов имеют хороший спрос на различных фотостоках. Вы можете не только повысить свое мастерство, но и заработать на нем. На фотостоках работы продаются не по одному разу, поэтому каждая фотокарточка способна приносить регулярных доход пропорциональный ее востребованности.

На тему фотосъемки рассветов и закатов в интернете существует много статей, но не смотря на такое изобилие информации, у некоторых начинающих фотографов все же остаются вопросы по этой теме.

Если вы из числа тех, кого привлекают снимки восхода и заката солнца ; кто хочет узнать что нужно для того, чтобы получить интересные кадры; какие настройки и режимы камеры использовать, в этой статье я раскрою некоторые важные моменты данного вида фотосъемки, которые на первых порах помогут вам избежать многих ошибок.

Фототехника для съемки восхода/заката солнца

Для фотосъемки рассветов/закатов нам понадобится:

  • Цифровая фотокамера с поддержкой ручного (М), и/или полуавтоматического режима управления экспозиции (А - приоритет диафрагмы);
  • Широкоугольный объектив. Например, фикс-объектив - 18mm, или зум-объектив от 18mm с блендой ;
  • Штатив.

Как видим, не так уж много надо для фотосъемки рассвета/заката.

Настройка фотокамеры, режим съемки

Режим «А» - приоритет диафрагмы

Если ваша фотокамера способна работать в режиме «А» - приоритет диафрагмы, установите этот режим управления экспозиции. Баланс белого (ББ) можно установить «Cloudy» (Пасмурно), или включить автоматический режим ББ, - не имеет значения, так как мы снимаем в RAW. Если мы снимаем в режиме RAW , при конвертации, мы сможем установить оптимальный ББ для того или иного снимка, что существенно облегчает работу фотографа при постобработке исходных файлов в редакторе Photoshop .

Центрально-взвешенный замер экспозиции

Режим замера экспозиции устанавливаем центрально-взвешенный. Замер экспозиции делаем не далеко от солнца (на оранжевом спектре), но не на самом солнце. Если солнца нет, замер делаем вблизи оранжевого спектра зарева, но не на ярком участке, - на участке нейтральной яркости свечения. Обычно эта зона находится немного выше линии горизонта.

Чувствительность ISO

Значение чувствительности ISO на камере устанавливаем наименьшее. Как правило, это - ISO 100. Но если ваша фотокамера поддерживает еще меньшие значения, например, ISO 50 - установите его.
Запомните, чем ниже значение ISO, тем меньше шума в полутонах, следовательно, выше техническое качество снимка.

Режим задержки срабатывания затвора

Также следует установить в меню камеры режим задержки срабатывания затвора (если такой имеется). Чтобы избежать шевеленки во время экспонирования, можно воспользоваться автоспуском с задержкой на 5 сек. Все эти приемы, в сочетании с применением устойчивого штатива, дадут высокую четкость изображения при длительной выдержке, которая может быть достаточно продолжительной: от доли секунды (фото выше), до нескольких секунд (фото в начале статьи). Именно по этой причине рекомендую использовать задержку затвора и автоспуск , чтобы получить технически качественный снимок.

Средние значения диафрагмы

В режиме «А» - приоритет диафрагмы, выдержка при съемке определяется автоматически, следовательно, мы устанавливаем только необходимую диафрагму, например, 8f. Диафрагма может быть какой угодно, но все же лучше устанавливать средние значения. Например, если ваш объектив обладает светосилой 1:2f - 1:16f, среднее значение будет составлять 1:7f - 1:8f. Используя средние значения светосилы , мы используем максимальное разрешение объектива , значит снимок также будет обладать высокой детализацией.

Зарево восходящего солнца

Кто рано встает, тому...

Чтобы запечатлеть рассветное зарево, необходимо прибыть на место съемки за 15-20 минут до начала рассвета. Рассветное зарево в летний период начинается, примерно, с 4:10 до 4:30 часов утра (фото выше). В 5 часов утра солнце уже довольно высоко (фото ниже).

Съемка зарева заходящего солнца

Так же как и рассветное зарево, после заката солнца наступает стадия закатного зарева. Закатное зарево длится немного дольше чем рассветное, но не стоит мешкать со съемкой, чтобы не упустить интересный момент состояния атмосферы, см. фото ниже.

Одушевленный солнечный закат

Если включить в композицию силуэты животных, см. фото ниже, такой снимок становится одушевленным - живым. Одушевленный пейзаж выглядит естественно, наполняя снимок безмятежностью и теплотой, подчеркивая взаимосвязь фауны и флоры. При компоновке кадра, следите за расположением объектов в кадре, для получения сбалансированной композиции.

Композиция

Солнце не обязательно должно быть по центру, как в данном снимке. Оно может быть немного смещенным в сторону. Но в таком случае, для сбалансированной композиции необходимо в противовес главному объекту расположить второстепенные объекты с противоположной стороны.

Одушевленный пейзаж

Немного отступая от главной темы этой статьи, хочу сказать несколько слов о одушевленном пейзаже в котором не присутствует живое существо, то есть, в одушевленном пейзаже могут не присутствовать непосредственно живые существа, их присутствие на фотографии может быть косвенным.

Например, на этом пейзаже, см. фото справа (кликните по картинке для увеличения), на первый взгляд, нет никакого живого существа, но этот пейзаж можно отнести к разряду одушевленных пейзажей, так как его одушевляют заячьи следы, тем самым связывая данный пейзаж с живым существом, в данном случае - зайцем.

Съемка природных явлений на рассвете/закате

Однажды, добравшись на место съемки, я увидел что с моря надвигается шторм. Ветер усилился так, что капли морской воды в перемешку с песком долетали до меня. В то утро я рискнул сделать всего лишь один кадр (фото ниже), и поспешил обратно домой. Где-то на пол пути, буря таки догнала меня. Началась ужасная гроза. Мелкими перебежками я добрался до какого-то пансионата, который, возможно, спас меня от удара молнии , - спасибо вахтеру. В такое время все нормальные люди видят сладкие сны, и только некоторым чего-то не спится:)

Откровенно говоря, съемка рассвета для меня - это каждый раз маленький тест на профпригодность. Я люблю спать до обеда, и встать задолго до рассвета дается мне ой как не просто. Но пересилив лень и желание поспать, я снова спешу на фотосъемку, потирая глаза и спотыкаясь о сугробы. Всем желаю больше удачных снимков. Спасибо за внимание.

Еще по данной теме.

В этой статье вы получите несколько проверенных советов для планирования и реализации портретной фотосессии на закате. Узнайте, как делать фотографии, которые понравятся вам и вашим клиентам.

Планируйте фотосессию на закате заранее

Многие фотографы чувствуют себя растерянными, когда начинают снимать портреты, будь то профессионально или для развлечения.

Где мне следует снимать? Как должны позировать люди? Какой объектив выбрать? Какие настройки использовать? Когда мне следует подойти ближе или отойти подальше? Что я должен сказать, чтобы вызвать сильные эмоции?

План придаст вам уверенность и поможет смягчить давление принятия решений. Он не является ограничением, ведь часто лучшие снимки спонтанные, а скорее даст вам уверенность и направление, которому можно следовать, когда вы не чувствуете вдохновения.

Вот наш приблизительный план для съемок на закате, будь то помолвка, часть свадьбы, семейные портреты, фотосессия материнства или новорожденных на открытом воздухе. Портретная фотосессия всегда планируется примерно за час до захода солнца.

Этот план имеет двойную цель – он не только поможет вам чувствовать себя более уверенно, но также поможет максимально использовать местность и закатное освещение.


Шаг первый: придите заранее, чтобы разведать местность

Планируйте прибыть на место на 20-30 минут раньше, чтобы осмотреть новую местность. Вы никогда не знаете, какие удивительные тропы или поляны могут быть поблизости, поэтому стоит потратить на это время и разведать. Также хорошо прибыть раньше ваших клиентов, чтобы они почувствовали, что вы ждете их и рады их прибытию.

Шаг второй : оцените местоположение

Начните оценивать местоположение, используя следующие вопросы:

Где находятся красивые затененные участки, с которых можно начать? Начинать стоит именно с тенистых уголков, так как солнце все еще яркое.

Где самая высокая точка местности? Если вы находитесь на холмистой местности, то сможете запечатлеть финальные моменты заката и максимально использовать золотой свет.

Где самое впечатляющее место для заката? Здесь будет ваша завершающая сцена – она должна быть в самом конце маршрута.

Ответив на эти вопросы, вы приблизительно можете составить маршрут. А это означает, что вы всегда будете знать направление и вести своих клиентов по местности с уверенностью.


Шаг третий: съемка в лучшем свете

Чтобы абсолютно максимально использовать закатное освещение, вы можете следовать такому же плану на каждой съемке (в таком порядке):

  • Съемка в тени
  • Снимки с рассеянным светом
  • Силуэтные снимки
  • Снимки на закате
  • Снимки в сумерках

Давайте применим этот план на практике, предполагая закат в 18.00 (в вашем случае это скорее всего будет другое время, но интервалы будут совпадать):

16:40 – прибытие, осмотр местности и оценка местоположения.

16:00 – прибывает ваш клиент и получает краткую информацию о том, как весело вы проведете время!

17:10 – Съемка в тени

Непосредственно переходите к съемке в красивом затененном месте, которое вы нашли заранее. Мы любим делать вот такие обычные снимки, как эти, так как зачастую клиенты предпочитают именно их. Сберегите более впечатляющее освещение для пейзажных фотографий.



17:25 – Съемка с рассеянным светом

Затем вы можете переместиться в другое место, чтобы задействовать солнце в снимках, но вы можете рассеять его с помощью деревьев. Вот такие фотографии:



17:40 – Съемка силуэтов

Примерно за 10-20 минут до заката можно попробовать силуэт. Поскольку силуэт требует снимать под очень низким углом, вы не сможете сопоставить высоту солнца с ногами клиентов, если будете ждать.




17:50 – Съемка на закате

На этом этапе свет станет золотым, поэтому вам нужно быть на последней локации. Сделайте все возможное, чтобы максимально использовать этот красивый мягкий свет – вы даже можете разместить своих клиентов на открытом пространстве, если знаете, как управлять солнечными бликами. В это время мы стараемся сделать множество фотографий – пейзаж, портреты по пояс, крупный план. Таким образом можно создавать сет для украшения стен, где фотографии имеют одинаковый окрас заката.




1 8 :00 – Съемка в сумерках

Солнце село, но у вас еще есть великолепное окно в 15 минут, когда вы можете запечатлеть красивые цвета сумерек. Поскольку солнце больше не источает яркий свет, теперь вы можете использовать всю местность целиком! Участки, ранее освещенные ярким солнцем, теперь находятся в мягком свете сумерек.




1 8 :10 – Готово !

Этот план разработан для того, чтобы дать вам некую структуру, если вам не хватает уверенности и направления в портретных фотосессиях на закате. Он поможет вам получить максимум от солнечного света и эффективно управлять временем во время съемки. Конечно, будучи фотографами, мы креативны, и нарушение правил всегда прекрасно, если вы уверенны в себе.


Совет № 1. Затемнение. Это самый важный совет при съемке закатов. Слегка недоэкспонированный снимок сделает цвета более насыщенными и концентрированными. Изображение при этом станет более драматичным. Вы можете затемнить снимок, используя мануальный режим, либо быструю скорость затвора. Фотографирование в режиме приоритета диафрагмы или использование компенсации поможет сделать фотографию заката глубокой и эмоционально насыщенной.

Совет № 2. Найдите что-то на переднем плане ландшафта. Лучший рецепт для воспроизведения хорошего заката - наличие некоторых объектов на переднем плане. Это может быть пруд, мельница или еще какое-то здание. Просто найдите что-то интересное и включите объект в композицию. Подобное действие добавит глубины в снимаемую сцену.


by Salim waguila

Совет №3. Не располагайте линию горизонта посреди кадра. Хорошее общее правило, чтобы разместить горизонт в нижней трети, если краски заката особенно красивы и в верхней трети, если закат тусклый.

Существенная ошибка при съемке пейзажа - заваленная линия горизонта. Используйте пузырьковый уровень на , чтобы быть уверенным в том, что ваш горизонт расположен так прямо, что прямее не бывает!

Совет №4. Оглянитесь! Иногда пейзаж, который находится за спиной, может быть великолепным, но его легко попустить, потому что фотографы обычно слишком заняты заходом солнца. Закат хорош тем, что окрашивает в теплый, легкий и изумительный по своей красоте свет повседневные сцены жизни. Не забывайте заглядывать через плечо, чтобы не пропустить то, что будет выглядеть банально при дневном освещении.

Совет №5. Снимайте в режиме приоритета диафрагмы с компенсацией экспозиции в то время как солнце еще находится в небе, а затем переключитесь в ручное управление настройками камеры, когда солнце станет опускаться за горизонт. Приоритет диафрагмы позволяет держать под контролем уровень освещенности, а в ручном режиме затем можно получить более точную экспозицию, так как в условиях плохой освещенности встроенный экспонометр часто дает некорректные данные.


Совет №6. Не спешите. Небо обычно вновь загорается яркими красками минут через 25 после того, как солнце опускается за горизонт. Большинство фотографов считают именно эти минуты самыми красивыми закатными мгновениями.

Совет №7. Создайте силуэты на переднем плане. Как это сделать, мы писали в уроке фотографирования http://сайт/?page_id=3095. Хороший силуэт получится, если элементы сюжета имеют узнаваемую форму. Следите только за тем, чтобы черный силуэт занимал не слишком большую часть кадра.


by Dominik Astrodi

Совет №8. Измените баланс белого. Выберите в настройках «Тень», вы получите красивые золотистые тона даже в том случае, если закат тусклый

Совет № 9. Используйте возможности . Справедливо считается, что закаты выглядят потрясающе, когда сняты методом HDR.


by PaulEmmingsPhotography

Совет №10. Ждите подходящие облака . Идеальными условиями для закатной фотографии является переменная облачность. Облака на небосклоне будут подсвечиваться лучами заходящего солнца и послужат прекрасным дополнением в сюжете.


Совет №11. При съемке максимально закрывайте диафрагму. Использование значений порядка f/22 прорисует солнечные лучи и создаст эффект звездочки, что несомненно привнесет элемент художественности в снимок.

by Chip Phillips

Совет № 12. Фильтры под запретом! Любые. Поляризационный фильтр не поможет насытить цвета заката. Кроме того, даже УФ-фильтры должны быть сняты при съемке садящегося солнца. Дополнительный плоский, даже сверхтонкий кусок стекла, снижает насыщенность. При фотографии заката - это неприемлемо.

Совет № 13. Не забудьте снять и свои очки. Даже если они с диоптриями, но с напылением для затемнения. Иначе вам будет казаться, что снимки становятся все темнее и темнее, вы не сможете четко выставить экспозицию.

Совет № 14. Не увлекайтесь фокусировкой на облаках . В следует точку фокусировки держать в районе одной трети от нижнего края фотографии. Это приблизительно, но придерживаться правила стоит.


by Haakon Nygaard

Совет № 15. Снимайте в RAW . В закатных оттенках такое множество нежных и прозрачных красок, которые могут потеряться, если вы снимаете в JPEG. Не рубите под собой ветку, на которой сидите. Выжимайте максимум на что способна ваша камера и получайте как можно больше информации на снимке.

Совет № 17. Ищите объекты, в которых отражается заходящее солнце. Возможно, такое здание вы обнаружите позади себя или используете лобовое стекло автомобиля. Можно с успехом воспользоваться неподвижной зеркальной поверхностью воды и т.п. Отражения могут быть использованы не только при закатной фотосъемке, но и как самостоятельный элемент в фотографии.


Совет № 18. Лучшие закаты можно поймать в видоискатель вечером в дождливый день. Как только облака на небе станут расходиться, следует хватать фотокамеру и бежать на исходную точку, с которой можно снять пейзаж и заходящее солнце.

Совет № 19. Убедитесь, что у вас есть возможность использовать , если планируете делать портреты на фоне заката. Если не применять вспышку, лица будет темными и мутными «лепешками».

Если вы снимаете портрет, также обращайте внимание на то, чтобы линия горизонта не проходила по шее человека. Гораздо симпатичнее будет смотреться, если горизонт будет находиться на уровне живота или груди модели.

Совет № 20. Если вы хотите, чтобы объекты в лучах заходящего солнца и само светило были крупными, используйте телеобъектив. Все абсолютно станет меньше, но появится возможность захватить большую площадь, если воспользоваться широкоугольным объективом .

Совет № 21. Не забудьте изменить стиль изображения. Это можно сделать позже только в том случае, если вы снимаете в RAW. Но если вы снимаете в формате JPEG, необходимо использовать режим съемки пейзажа в picture style (Canon) или picture control (Nikon).

Совет № 22. Следите за птицами. в небе могут добавить небольшое оживление в пейзажную фотографию.


by Riccardo Lubrano

Совет № 23. Учитывайте различные условия освещенности . Когда солнце начинает садиться, но все еще находится на небосклоне, на ЖК-экране изображение может выглядеть темнее, чем есть на самом деле. А вот «второй закат», который наступает через 20-25 минут, как солнце садиться за горизонт, может создать впечатление, что изображение ярче, чем есть на самом деле. Именно поэтому лучше доверьтесь гистограмме, а не ЖК. И не удаляйте изображения, пока не просмотрите их на мониторе компьютера.

Совет № 24. Прежде чем полностью погрузиться в зачаровывающий процесс фотографирования заката, убедитесь в том, что у вас чистый объектив. На нем не должно быть пыли, пятен, иначе вы не оберетесь проблем при постобработке. Учитывая многообразие цветов и оттенков на закатном небе - процесс вычищения пятен может затянуться и свести на нет все предыдущие усилия по созданию шедевра.


by Marcis Baltskars

Совет № 25. Самый главный персональный совет. Оглянитесь вокруг. Если в поле вашего зрения есть хотя бы один фотограф, задайте ему вопрос: "А как звучит ваш самый важных совет для тех, кто фотографирует закат?".

Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. ISO200 50мм f/11 10с

Все мы много раз в жизни видели рассветы и закаты. Порой солнце робко подсвечивает лишь несколько отдельных облачков или полоску над горизонтом. Порой загорается всё небо от края до края, и сердце замирает от изумления. Каждый, кто пытался запечатлеть на свою камеру такие моменты, знает, насколько сложно передать всю красоту заката. В этой статье я попытался систематизировать знания, необходимые для успешной съёмки рассветов и закатов.

Фазы режимного времени

Сам по себе закат длится обычно всего несколько минут, и является частью так называемого «режимного времени», когда солнечный свет наиболее мягкий и благоприятный для съёмки сюжетов с естественным освещением. Рассмотрим основные фазы режимного времени. Для простоты я буду говорить только про закаты, для рассветов всё аналогично, только фазы режимного времени идут в обратном порядке.

Как известно, полуденный свет — белый, очень жёсткий (если рассматривать летнее время на средней широте). По мере того, как солнце приближается к горизонту, его лучи проходят всё большую толщу атмосферы, и свет постепенно становится теплее. Момент, когда свет существенно меняет свою температуру по сравнению с полуднем, можно считать началом режимного времени. Как правило, это примерно час до захода солнца. Это время хорошо подходит для съёмки сюжетов, в которых главный объект (например, горная вершина или здание) освещён со стороны. Свет ещё достаточно яркий, так что можно снимать с рук, если вы забыли прихватить с собой штатив.


Главное здание МГУ (Москва), освещённое со стороны мягким светом восходящего солнца. ISO100 12мм f/11 1/2.5с, панорама из 2 горизонтальных кадров

Далее свет становится всё теплее - сначала оранжевым, потом красным, а потом чёрным (когда солнце заходит за горизонт). Зайдя за горизонт, наше светило перестаёт освещать земные объекты, зато может очень эффектно подсветить облака. Это время для съёмки в контровом свете, когда камера направлена примерно туда, где зашло солнце. Света уже мало, с рук снимать ещё можно, но получить при этом резкий кадр достаточно сложно.


Здание РАН (Москва), съёмка в контровом свете незадолго до захода солнца за горизонт. ISO100 11мм f/8 1/20с

После заката, когда облака «гаснут», наступают сумерки. Обычно это время ничем не примечательно. Света совсем мало и выдержка может достигать десятков секунд (особенно при использовании фильтров), что делает невозможной съёмку с рук. Но не спешите сворачивать свою технику. Потому что иногда в сумерках начинается настоящее волшебство - вода в озере успокаивается, небо начинает тлеть фиолетовым светом, и кажется, что всё вокруг наполняется необыкновенным спокойствием и гармонией.


Вечерние сумерки на Среднемультинском озере, Алтай. 30-секундная выдержка позволила сгладить небольшую рябь на воде, сделав работу более спокойной. Цвета настоящие. ISO200 20мм f/8 30с, панорама из 2 горизонтальных кадров

Особенности съёмки в режимное время

Одной из основных проблем при съёмке в режимное время является нехватка света. Как следствие, при съёмке с рук многие кадры могут получаться нерезкими из-за «шевелёнки». Ситуация осложняется при использовании светофильтров (например, поляризационного или градиентного фильтров), которые могут увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Единственное эффективное решение проблемы - использовать штатив. Если штатива нет, можно попробовать положить камеру на какую-нибудь твёрдую поверхность; например, так снята следующая панорама (здесь камера лежала на гранитной плите):


Панорама заката в Парке Победы (Москва), отражение в гранитной плите.

Основная проблема при съёмке закатов и рассветов - большой динамический диапазон (ДД) снимаемой сцены. ДД зависит от направление съёмки: максимальный в контровом свете (камера направлена на заходящее солнце) и минимальный в противоположном направлении. Современные зеркальные камеры, как правило, легко справляются с ДД сцены при съёмке сюжетов с боковым освещением. Но для этого вам нужно снимать в RAW и уметь точно выставлять экспозицию. Формат RAW хранит значительно больше информации (по сравнению с JPG, например) и позволяет в некоторой степени «вытянуть» небольшие пересветы и недосветы при обработке.

Ошибка в определении экспозиции может привести к потере информации и появлению на снимке серьёзных «недосветов» или «пересветов», даже при съёмке в RAW. Поэтому я рекомендую снимать в ручном режиме (M), чтобы избежать ошибок автоматики камеры.

В этом нет ничего сложного. Ставите камеру на штатив; выставляете минимальное значение ISO; выставляете такую диафрагму, чтобы хватало глубины резкости (как правило, f/5.6…f/11); выставляете выдержку по автоматике камеры. Даже в ручном режиме в зеркальных камерах работает автоматический экспозамер - загляните в видоискатель и вы увидите полоску с цифрами -3,2,1,0,1,2,3+, а над ней риску, — это и есть экспонометр (в вашей камере он может выглядеть по-другому):

Если риска над «0», то выставленная вами выдержка совпадает с той, что выбрала автоматика камеры. Если риска смещена в сторону отрицательных/положительных чисел, то камера считает, что выдержка слишком короткая/длинная соответственно. Вначале выставляете выдержку таким образом, чтобы риска была над «0». Затем делаете тестовый кадр и смотрите на его гистограмму. Если гистограмма сильно смещена влево, то увеличиваете выдержку, если вправо - то уменьшаете. Делаете следующий тестовый кадр и снова смотрите на гистограмму. И так до тех пор, пока вы не получите кадр с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Более подробно о гистограмме можно почитать, например, .

Не забывайте следить за гистограммой отдельных каналов! При съёмке в режимное время может быть пересвет (клиппинг) в отдельных каналах при отсутствии пересветов по яркости. Это приводит к искажению цветопередачи. При съёмке закатов/рассветов часто бывает клиппинг в красном канале, в сумерках – в синем канале.


Пример клиппинга в красном канале при незначительном общем пересвете

Съёмка с брекетингом

В случае контрового света ситуация с динамическим диапазоном как правило сложнее. Может получиться так, что при любой выдержке в кадре есть пересветы или недосветы - камера не справляется со слишком большим динамическим диапазоном. В этом случае можно снимать с брекетингом по экспозиции. В качестве примера, приведу исходные кадры показанного выше заката, снятые с выдержкой 1/80, 1/40, 1/20, 1/10 и 1/5 с:

Здесь в верхних кадрах есть недосветы, а в нижних - пересветы. Я совместил эти кадры, наложив их в виде слоёв с масками в Photoshop, так что в итоговой работе (см. выше) нет ни пересветов, ни недосветов. Этот метод называется «тонмаппинг», о нём я подробно расскажу в одной из будущих статей.

Съёмка с брекетингом может быть полезна, даже если вы не умеете делать тонмаппинг. Если вы немного ошиблись при определении выдержки, вы всегда можете быть уверены, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с верной выдержкой. Кроме того, возможно в будущем вы научитесь делать тонмаппинг, и тогда сможете вернуться к снятому ранее закату.

Съёмка с градиентными фильтрами

В некоторых случаях ДД сцены можно уменьшить, используя градиентные фильтры .


Градиентные фильтры Singh-ray (4×6”)

Такие фильтры позволяют притемнить часть изображения. Например, если верхняя часть изображения значительно светлее нижней части:

При съёмке без фильтра значительная часть неба получилась пересвеченной

то с помощью градиентного фильтра можно притемнить верхнюю часть, так что на снимке не будет пересветов:


Для съёмки этого кадра использовался нейтрально серый градиентный фильтр на 3 стопа с мягкой границей. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 20мм f/11 1/15с

Градиентный фильтр в ряде случаев позволяет снять сцену одним кадром, без брекетинга. В этом вся прелесть таких фильтров: одно нажатие на кнопку затвора, минимум обработки, и в результате получается очень естественная фотография. Тем не менее, градиентные фильтры не являются панацеей. В случае более-менее сложной границы между тёмными и светлыми областями сцены, градиентник затемнит не только светлую область, но и тёмную. Это хорошо видно на приведённых в этом разделе снимках, где вместе с небом градиентник затемнил и горы.

Если вы не знаете с чего начать, купите один нейтрально серый градиентный фильтр на 2 стопа с мягкой границей (см. левый фильтр на фото выше). Он будет полезен в 90% сюжетов, и при этом не будет виден на снимках (в том смысле, что снимок будет смотреться совершенно естественно). Фильтры на 3-4 стопа нужны значительно реже, и с ними можно легко переборщить, слишком сильно затемнив верхнюю часть кадра. Фильтры на 1 стоп, как правило, совершенно бесполезны.

Солнце в кадре

Фотография раннего утра или позднего вечера может стать значительно интереснее и динамичнее, если включить солнце в композицию. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать ваш кадр лучше.

Затем в Photoshop можно наложить один кадр на другой с маской, избавившись таким образом от бликов:

Рассвет на реке Поперечная Мульта, Алтай (в этом месте река течёт под камнями). Здесь наложено два кадра с одинаковой экспозицией (см. выше) для избавления от бликов. Затем наложен кадр с меньшей выдержкой для избавления от пересветов в небе. Все кадры сняты на f/22, когда солнце только выглянуло из-за горы. ISO100 20мм f/22 0.4с

Тут есть одна сложность - солнце может значительно снижать контраст всего кадра в целом, а поэтому простое наложение кадров не получится, т.к. они будут сильно различаться по контрасту. Этой проблемы можно избежать, если снимать в момент захода солнце за какой-нибудь объект (например, за дерево, гору или здание), когда большая часть солнечного диска закрыта этим объектом. Тогда наложение пройдёт безболезненно.

Момент равновесия

Съёмка заката в городе имеет свои особенности. Большой город полон источников света - подсветка зданий, фонарные столбы, свет автомобильных фар, — и этот свет можно использовать, чтобы делать наиболее эффектные кадры. По мере захода солнца его свет постепенно ослабевает, освещение в городе при этом постепенно включается. Когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются (30-45 минут после захода солнца), наступает момент равновесия – оптимальное время для съёмки заката в городе. Это равновесие длится недолго, 5-10 минут. В это время динамический диапазон сцены минимальный, так что можно снимать без брекетинга по экспозиции.


Закат, 20 минут до момента равновесия, городская подсветка только начинает включаться. Из-за большого ДД значительная часть снимка получилась недоэкспонированной. ISO200 90мм f/11 4мин
В момент равновесия яркость естественной и искусственной подсветок уравнивается, ДД сцены минимален. Здесь один кадр, без брекетинга. ISO200 100мм f/16 2мин

Композиция

О композиции можно говорить много, это обширная тема, достойная отдельной статьи. Съёмка заката и рассвета не является особенной, здесь работают обычные правила построения композиции. Тем не менее, стоит рассмотреть распространённые ошибки.

Каким бы шикарным не был закат, не стоит делать небо главным объектом кадра. Главный объект должен быть земным, а закат должен лишь дополнять кадр, подчёркивая красоту этого объекта. Представьте, что заката нет, а вместо него — чистое голубое небо; кадр при этом должен остаться интересным, пусть и менее эффектным.

Распространённый среди любителей сюжет: снизу море, сверху закат. Как бы это не было красиво, сюжет крайне избитый. Совет тут простой - включите в композицию передний план, например, камни на берегу, пирс, лодку - что угодно, что кажется вам лично интересным. Направьте камеру так, чтобы горизонт был выше середины кадра - так вы акцентируете внимание на переднем плане, а не на закате.

Передний план делает фотографию значительно более выразительной. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 24мм f/16 3.2с

При съёмке силуэтов в контровом свете силуэт не должен доминировать - его площадь не должна превышать 30-40% кадра. Разумеется, форма силуэта должна быть интересной сама по себе.

Заходящее солнце за тремя шпилями: два кремлёвских и один гостиницы Украина. Один кадр, без обработки. ISO200 300мм f/8 1/4000с

Подготовка к съёмке

Рассмотрим, как можно подготовиться к съёмке в режимное время. Допустим, что сейчас месяц май, и вы захотели сделать снимок московского Кремля в режимное время. Для начала нужно изучить выбранный объект: найти его фотографии в Интернете и/или приехать в центр Москвы в любое удобное время и обойти его со всех сторон, выбрав интересные ракурсы. В случае Кремля один из самых эффектных (и популярных) ракурсов получается при съёмке с Патриаршего моста.

После того, как мы выбрали точку съёмки, открываем программу The Photographer’s Ephemeris и смотрим, годится ли эта точка для съёмки в режимное время. Ищем Патриарший мост на карте и ставим на него маркер. Программа показывает направление на восход/заход солнца и луны:


Как видно, направление на восход солнца примерно совпадает с направлением на Кремль (он находится под надписью «Moscow»), а это значит, что выбранный нами сюжет можно снимать на рассвете. Закат же будет гореть в другой стороне, поэтому приходить на этот мост на закате мы не будем. Теперь смотрим, в какое время восходит солнце. Допустим, сейчас 1 мая. В программе на панели справа показывается время восхода и захода наших светил. В данном случае солнце восходит в 5:46.


Как мы уже знаем, снимок получится наиболее эффектным, если снимать его, когда облака уже подсвечены пробуждающимся солнцем, а подсветка Кремля ещё не выключилась (момент равновесия), это примерно 40 минут до восхода солнца. Понятно, что прийти на точку съёмки нужно немного пораньше, скажем в 4:45. Осталось только дождаться хорошей погоды и найти в себе силы встать в 4 часа утра. Скорее всего, придётся приезжать на выбранное место несколько раз, прежде чем удастся поймать красивый рассвет, но оно того стоит.

Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. ISO200 50мм f/11 10с

Вряд ли вы захотите ограничиться одним сюжетом. Имеет смысл составить для себя список сюжетов, которые вы хотели бы снять, и с каждым из них проделать описанную процедуру - определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Этот список может выглядеть следующим образом:

Кремль, вид с Патриаршего моста - час до рассвета, нужны облака (весна, лето)
Кремль, вид с Б.Москворецкого моста - полчаса после захода солнца, нужны облака (середина весны, конец лета, начало осени)
МГУ, отражение в фонтане - полчаса после рассвета, после дождя (начало весны, начало осени)
и т.п.

После составления списка остаётся ждать подходящей погоды. Если вы снимаете на природе, то вам придётся честно ходить на выбранные точки каждый день в надежде поймать свет. А вот в городе ваша задача может быть значительно облегчена, поскольку человечество научилось более-менее точно предсказывать погоду, во всяком случае, на день вперёд. На мой взгляд, самый точный и подробный прогноз погоды даёт сервис Intellicast . Если прогноз говорит, что в режимное время будет 20-80% облаков (столбик «Clouds»), то в этот день есть хорошая вероятность красивого света. А если за пару часов до заката обещают грозу, то идти нужно обязательно, поскольку световое шоу может быть просто грандиозным, главное не забыть взять зонтик.


Пример прогноза погоды на сайте www.intellicast.com

Если не везёт с погодой

Красочные закаты бывают не каждый день. Если вы пришли снимать, а света нет, то не стоит расстраиваться. Во-первых, можно исследовать местность и попробовать найти интересные места для съёмки. Во-вторых, можно поискать сюжеты, не требующие хорошего света. Если небо ясное, можно попробовать снять сюжет с солнцем в кадре. В плотную облачность можно поискать сюжеты без неба. Например, в лесу можно фотографировать деревья, ручьи и речушки. Пусть сюжет будет не такой интересный, но зато вы не вернётесь со съёмки разочарованным. А значит, в следующий раз у вас будет сильнее мотивация вставать рано утром на съёмку рассвета.

Пасмурная погода, моросящий дождик - отличные условия для съёмки растительности в лесу. Природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 24мм f/16 1.3с

Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.