Красивый свет в квартире. Десять современных тенденций в освещении интерьера. Влияние освещения на эмоциональное состояние

Пересматриваем утилитарный подход к освещению в доме и квартире и их основным источникам – люстрам, бра, настольным лампам. Освещение помимо функциональных задач может также изменить эстетическое восприятие интерьера и обеспечить формирование необходимого эмоционального состояния человека.

Взаимосвязь между организацией жилого пространства и его освещением

Эмоциональная взаимосвязь и взаимосвязь дизайна светового прибора и интерьера, безусловно, есть. Поэтому планируя пространство необходимо задумываться не только о функциональности помещения, но и о влиянии освещения на его восприятие людьми. Ведь именно свет позволяет изменить восприятие интерьера.

К сожалению, чаще всего во главу угла ставится функциональность освещения с единственным требованием, чтобы «светильник ярко светил». А дизайнеры, в том числе с помощью , способны сформировать общий образ интерьера, привнести в него настроения и создать комфортную среду.

Стоит постараться объединить декор с функциональностью. Есть одна старая традиция — собираться всей семьёй за одним столом. Поэтому в центре столовой, гостиной или на кухне обязательно должна быть люстра. Кроме того, необходимо и дополнительное зональное освещение. Если говорить, например, об американской системе, то у них принято зональное освещение с многочисленными источниками локального света. Это позволяет подсветить отдельно ту или иную зону и сэкономить электроэнергию, однако не способствует объединению семьи.

Для нас же важнее, чтобы была душевная атмосфера, и потому люстры, потолочные светильники никогда не будут вытеснены общим техническим светом, так как люстра — самостоятельный элемент декора интерьера, яркий акцент, иногда и арт-объект, но всегда один из символов домашнего уюта.

Освещение позволяет управлять эмоциями людей

Свет и цвет тесно взаимосвязаны, при помощи изменения цвета можно управлять восприятием пространства. Цвет влияет на психологическое и физиологическое состояние человека, то есть организм настраивается на определённую атмосферу. Например, зелёный цвет успокаивает, а красный, наоборот, пробуждает внутренние силы, повышает активность.

Всем известно, что при холодном офисном освещении сотрудники выполняют работу гораздо эффективнее. То есть происходит воздействие на внутренние биоритмы человеческого организма, меняется его активность. Не стоит забывать, что влияние оказывает не только цвет, свет и световая «температура», но и световые сценарии, реализованные в интерьере. С помощью света мы можем сознательно создать то или иное настроение в помещении.

Например, для создания среды, комфортной для коммуникаций создается яркое равномерное освещение. Если необходимо вечером поработать и нужно сосредоточиться, то приглушаем общий свет и включаем настольную лампу. Чтобы в доме воцарилась праздничная атмосфера, расставляем световые акценты, используем гирлянды.

Декоративный свет может активно управлять нашим эмоциональным состоянием. При большую роль играет стиль интерьера. Важна и «температура» света. Работать лучше при дневном свете, а отдыхать — при тёплом. Например, хрусталь красиво играет в «холодных температурах» более 4000 К. К теплым относится «температура» в 2700 К. И это нужно учитывать.

Основные правила освещения жилых пространств

В любом жилом пространстве можно выделить три функциональных . Общее освещение , позволяющее осветить помещение целиком. Декоративное освещение , с помощью которого можно создать акценты, сделать интерьер более интересным. К декоративному освещению относятся торшеры, бра, светодиодная подсветка. Специальное освещение , выполняющее чёткую задачу: например, рабочее освещение письменного стола или кухонной поверхности. Вполне естественно, что необходимо все эти направления продумать и учесть.

Важна площадь освещения. Так, может показаться, что для комнаты в 18 м² достаточно светильника с тремя лампочками. Но простой математический подсчёт говорит о том, что люстра с лампочками накаливания даже в 100 Вт может осветить лишь площадь порядка 15 м². Поэтому необходимо учитывать светоотдачу выбранного прибора. Необходимо продумать комплекс освещения в целом, начиная с локального света для определённых зон и заканчивая функциональным и общим освещением.

Следует учитывать различные нюансы. Например, при использовании нежелательно, чтобы рожки люстры были направлены вверх. Что касается настольных или напольных светильников, тут необходимо разграничивать область их применения: одно дело — прибор для рабочей зоны и совсем другое — для зоны отдыха.

Рекомендуемая «температура» освещения для современных жилых помещений

На упаковке лампы производителем всегда указывается цветовая «температура». В жилых помещениях рекомендуют использовать источники света с тёплой «температурой», равной 2700-3000 К, что близко к спектру привычной нам лампы накаливания. Это касается и светодиодных, и галогенных, и компактных люминесцентных ламп. Источники с более высокой цветовой «температурой» могут доставлять дискомфорт излишней яркостью.

Также нужно обращать внимание не только на световую «температуру», но и на индекс цветопередачи Ra (см. ГОСТ Р54814-2011). Лампа накаливания имеет полный цветовой спектр, поэтому при ней мы видим все цвета без искажения (Ra = 100). Зачастую люди покупают энергосберегающие (люминесцентные) лампы с учётом световой «температуры», но без учёта цветопередачи. И в итоге получают неприятный для восприятия свет, серые оттенки; лицо в таком освещении приобретает землистый цвет — всё это результат использования лампы с низким коэффициентом цветопередачи. К сожалению, не все производители данный параметр указывают. Индекс Ra должен быть не меньше 80 — это значение, близкое к солнечному спектру.

Типы источников света

Лампа накаливания — это простой, доступный по цене источник. Его плюс — 100%-й индекс цветопередачи, недостатки: низкая световая отдача, показатель эффективности – не более 5м%.

Галогенная лампа накаливания . Достоинства: небольшая стоимость, более длительный срок службы, по сравнению с обычной лампой накаливания. Недостатки: требует наличие пускорегулирующего аппарата – трансформатора, который выпрямляет напряжение и понижает его до 12 В.

Компактная люминесцентная лампа (энергосберегающая). Достоинства: срок службы до 12 раз больше, а энергосбережение в 5 раз, чем у лампы накаливания. Недостатки: цветопередача колеблется между 80-90%, поэтому к ней применимы понятия «теплый» и «холодный» свет.

Светодиодная лампа . Её достоинства: длительный заявленный срок службы (до 50000 ч) и отличные показатели по энергосбережению. Недостатки: высокая стоимость и создание слепящего эффекта. Светоотдача светодиода большая, но площадь поверхности его маленькая, из-за чего при прямом взгляде на лампу свет режет глаза.

Выбор светодиодных светильников для интерьера

Существует простая формула расчёта мощности светодиодных ламп, эквивалентной мощности ламп накаливания: показатель потребляемой мощности умножают на 8-11 (в зависимости от значения энергоэффективности (КПД) лампы в целом). То есть светодиодный источник на 6 Вт ориентировочно светит, как 60-ваттная лампа накаливания: 6 Вт х 10 = 60 Вт. Но нужно учитывать и световой поток (его указывают в люменах). Это тот показатель, который влияет на конечную освещённость в помещении. Разные светодиодные лампы с одинаковой потребляемой мощностью дают разный световой поток. Чтобы не ошибиться, каким он будет у той или иной лампы, надо обращать внимание на величину в люменах.

Технические устройства для управления светом

Самое простое устройство для управления освещением — . Плавно регулировать яркость источников света помогают диммеры. Следует учесть, что не все источники имеют возможность диммирования – изменения яркости. На это надо обращать внимание при покупке, как осветительных приборов, так и источников света.

Помимо обычных выключателей существуют встраиваемые панельные системы с функцией программирования без подключения компьютера. К примеру, мы можем задиммировать в комнате световой прибор на необходимый уровень освещения, и сохранить в памяти панели эту настройку, присвоив данные значения определённой кнопке простым нажатием на неё. В дальнейшем при включении прибора он будет автоматически обеспечивать заданный уровень освещённости. В таких панелях может быть предусмотрено от 5 до 10 кнопок, позволяющих программировать как отдельные источники света, так и целые группы.

Компания PHILIPS выпустила недавно световой набор для домашнего использования под названием Hue, куда входят три светодиодные лампочки с цоколем Е27 и небольшой модем, через который лампочка соединяется со смартфоном. Установив бесплатное приложение, можно управлять освещением на расстоянии.

Появилось огромное количество осветительных приборов, которыми можно управлять через Wi-Fi с телефона. Нужно всего лишь приобрести специальный светильник, скачать и установить необходимое приложение.

Популярные новинки в интерьерном освещении

На первом месте идут медные абажуры (с блестящей или матовой поверхностью) как у современных, так и у классических светильников. Далее, комбинация цветов в арматуре, например золота и хрома, меди и хрома, гальванизированного золотого и матового сатинового. Теперь о проблеме сочетания элементов интерьера с осветительным прибором (скажем, ручки на мебели золотистые, а понравившийся светильник — хромовый) можно забыть.

Затем, контрастные провода. Иногда они не пластиковые, а тканевые, их можно назвать винтажными. Ещё одна «модная» тема — напольная лампа. Она меньше торшера, но больше настольной лампы. Набирают популярность светильники и с силиконовыми абажурами.

Стоит отметить и светильники в стиле лофт, предназначенные для свободных пространств, где много необработанных фактур, кирпича, бетона. Чаще это металлические приборы с открытым источником света. Для них не подходят светодиоды, и потому используют лампы накаливания.

Кроме того, в моде светильники, которые создают на стене или потолке некий узор, что выглядит очень эффектно. Еще один современный тренд — маленькие люстры вместо бра в спальне по бокам кровати.

Современные предпочтения в декоративном освещении

Все чаще покупатели стали интересоваться зональным освещением. Одна люстра в комнате — уже вчерашний день. Теперь люди покупают не только бра, но и торшеры, делают дополнительное внутреннее освещение технического характера. Появилось такое понятие, как архитектурный свет, — это гипсовые светильники, предполагающие прямо внутри стены. Такие приборы можно красить, оклеивать обоями, декорировать, что позволяет создавать световые зоны, интегрированные в интерьер в соответствии с его стилем.

Стоит упомянуть светильники, которые мы называем арт-объектами. В них сочетаются функциональность и декор. Это, например, зеркала, являющиеся одновременно и световыми приборами.

В связи с совершенствованием светодиодов и их доступностью у покупателей появилась возможность приобрести комплект необходимых элементов и самостоятельно собрать систему освещения. В Интернете есть множество роликов, демонстрирующих, как смастерить светильник из подручных материалов — из валенка, книги, старого зонтика и т. п. Сейчас это очень популярно.

Архитектурный свет

Сейчас в частном домостроении становится все более популярным архитектурный свет, ранее применяемый только для подсветки общественных зданий. Архитектурные системы освещения состоят из прожекторов, уличных светильников, светодиодных модулей, герметичной светодиодной ленты. Для начала необходимо иметь проект наружного освещения, созданный с учетом требований безопасности и степени защиты осветительных приборов от погодных факторов. Провода не должны быть видны на фасаде, поэтому их следует проложить до финишной отделки стен. Крепеж светильников тоже нужно сделать скрытым, чтобы он не портил экстерьер здания днем. Порой архитектурная подсветка способна удачно скрывать видимые дефекты дома и выгодно подчеркивать его достоинства.

Как бы хорош ни был ремонт, сделанный в доме или квартире, без правильного освещения он не будет смотреться должным образом.

Местное освещение, в свою очередь, делится на:

  • Рабочее, которое фокусируется на определенной зоне и предназначено для выполнения в ней каких-либо специфических задач – приготовления пищи, чтения, работы за письменным столом.
  • Точечное, которое призвано привлекать внимание к определенным аксессуарам, деталям меблировки комнаты, предметам искусства. Точечное освещение нередко применяется и для декорирования придомовой территории – для подсветки фонтанов, деревьев, клумб и даже фасада дома.

заключается не только в том, чтобы светить только тогда, когда темно, но и в том, что он способен изменить наше восприятие пространства, изменяя пропорции комнат, скрывая некоторые изъяны интерьера, разделяя помещение на функциональные зоны.

Окрашивая свет в разные цвета, можно воздействовать на психику человека, меняя его настроение. К примеру, зеленый свет обладает успокаивающими свойствами. Голубой и синий тоже успокаивают, но делают окружающие предметы внешне неприятными, поэтому их не стоит использовать для освещения кухни или ванной комнаты. Светлые красные оттенки поднимают настроение и способствуют концентрации внимания, а вот темно-красный свет вызывает тревогу.

На данный момент существует множество самых разных источников искусственного света, которые можно разделить на следующие группы:

  • Обычные лампы накаливания. Как выяснилось, они до сих пор являются наиболее комфортными для человеческого глаза, однако на освещение расходуется всего 10% их мощности, остальные 90% превращаются в тепловую энергию.
  • Галогенные лампы чаще используют для зоновой подсветки, так как они излучают направленный пучок света.
  • Люминесцентные лампы практически не нагревают помещение, но для жилья используются редко, так как издают довольно хорошо слышимый гул. Они более экономичны, чем лампы накаливания.
  • практически вообще не греются. К их достоинствам можно отнести то, что они не излучают ни ультрафиолета, ни инфракрасных лучей. Они в десятки раз долговечнее обычных ламп, но их светоотдача ниже. Поэтому их используют для устройства ночного освещения или декоративной подсветки.

К самым современным видам искусственного освещения можно отнести оптоволоконные системы и световые шнуры дюралайт. Для создания световых шнуров используют светодиоды. Обычно их не применяют как основное освещение, а используют лишь для выполнения декоративной подсветки. Причем использовать их можно не только внутри дома, но и

Оптическое волокно может излучать свет только с торцевых срезов. Обычно этот вид освещения используют вместе , которые позволяют создавать различные световые эффекты.

Как подобрать необходимое количество светильников

Для того чтобы создать в доме комфортный уровень освещения, необходимо правильно подобрать мощность светильников и их количество.

Есть простой способ определить количество приборов: на каждые 5 кв. м помещения должно приходиться 60 – 75 кВт мощности осветительных приборов (одного или суммарно нескольких). Зная площадь комнаты и мощность выбранных приборов, несложно подобрать их количество.

Если вы прибегнете в решении этого вопроса к помощи специалистов, то они составят подробную схему , где будут учтены все возможные варианты подключения каждого осветительного прибора, а также групп приборов. Также вы получите рекомендации по установке приборов контроля и управления приборами освещения.

Эффекты, которых можно достичь при помощи света

С помощью света можно решить многие проблемы помещений. Есть несколько способов изменить комнату, используя исключительно эффекты освещения:


    1. Если комната кажется узкой, то ее можно зрительно «расширить», используя встроенный свет. Для этого светильники размещают под потолком по периметру помещения, направляя световой поток вниз вдоль стен. При этом поверхности стен визуально «раздвигаются». Для этого используют лампы с нейтральным или холодным световым спектром.
      Если комната кажется короткой, то ее можно зрительно «удлинить», используя лампы холодного спектра на одной из стен. И наоборот, можно «укоротить» комнату, если осветить самую дальнюю стену источниками с теплым светом.
      Если в комнате низкий потолок, то его можно «поднять», устроив на потолке стеклянные витражи, за которыми должны быть расположены галогенные или люминесцентные лампы. Такое иллюзию дневного света, падающего через высокий потолок. Этот прием часто используют в тесных и темных помещениях без окон, вроде ванной комнаты, прихожей, кухни. Для создания такого потолка можно использовать самое разнообразное стекло: прозрачное, молочное, рифленое, цветное.

  • Освещение, основанное на игре теней.
    Для создания этого эффекта используются разнообразные элементы декора помещения, имеющие сложную затейливую форму. Это может быть корень дерева сложной формы, букет из сухих цветов. Освещая их направленным светом, можно наполнить помещение затейливыми тенями.
    Нередко для создания необходимого эффекта , снабженные функцией регулирования интенсивности света. Меняя интенсивность, в разное время суток можно создавать необычные световые эффекты.

  • Подсветка используется для оформления различных ниш, гардеробов, рабочих поверхностей.
    Очень необычный эффект дает подсветка, размещенная за полупрозрачными стеклянными дверцами шкафов. Она может быть встроена как с боков, так и снизу или сверху. Таким образом шкаф превращается в своеобразный светильник, освещающих комнату необычным рассеянным светом.
    Также подсветка используется для архитектурного освещения ниш и их содержимого, красивой лепнины и других элементов дизайна комнаты.

Иногда с помощью подсветки акцентируют внимание на отдельных живописных полотнах, вазах, скульптурах. Это позволяет практически полностью скрыть фон и сосредоточить взгляд на главной детали комнаты.

Необходимо помнить, что скрытое направлено только на поверхности, не имеющие изъянов, поскольку все дефекты будут хорошо видны.

Мало кому так повезло с прихожей, чтобы в ней было окно. Обычно это абсолютно темное помещение, освещаемое светом, падающим из соседних с ним комнат и светильниками.

Роль у прихожей, казалось бы, совершенно утилитарная – служить местом хранения обуви верхней одежды, позволяя своим хозяевам одеваться и прихорашиваться перед выходом на улицу. Но, тем не менее, от царящей в ней обстановки зависит общее впечатление о квартире. И если это просто темный уголок, то никакое великолепие комнат не сможет компенсировать дискомфорта, царящего там. Поэтому освещению прихожей стоит уделить такое же внимание, как и освещению всех остальных помещений.

Поскольку в прихожей практически всегда есть большое зеркало, в которое мы осматриваем себя перед выходом на улицу, освещение нужно организовать так, чтобы пространство освещалось равномерно, не возникало никаких глубоких теней. Для этого лучше всего использовать рассеянный свет, который дает снабженный хорошим рассеивателем. Удачным вариантом станет большой плафон, напоминающий по форме тарелку, расположенный максимально близко к потолку.

Если квартира малогабаритная и кажется, что потолок в темном коридорчике «давит», то для освещения можно использовать светильники, размещенный за декоративным карнизом, направленные на потолок. Это визуально его «поднимет».

Встречается планировка, в которой коридор сделан очень длинным, но узким, что его совершенно не украшает. В такой ситуации можно расположить несколько светильников вдоль одной стены. Причем это должна быть стена с максимальной длиной. Свет нужно направить на другую стену. Этот вариант всю прихожую и при этом зрительно ее расширить.

Большое зеркало можно осветить дополнительно с помощью небольших локальных светильников. Освещение будет наиболее удачным, если разместить их в верхней половине зеркала – сверху и с боков.

Все члены семьи проводят достаточно много времени на кухне, поэтому очень важно организовать правильное ее освещение. Это также важно потому, что хозяйка проводит здесь много времени за приготовлением пищи.

Если кухня маленькая, то не обязательно вешать центральный потолочный светильник, вполне достаточно осветить зону приемы пищи и рабочие поверхности.
Если же кухня достаточно большая, то без центрального света просто не обойтись. Организовать его лучше с помощью потолочного светильника с хорошим рассеивателем. с теплым светом.

Для дополнительно освещения обеденной зоны, расположенной у стены, можно использовать настенное бра с матовым плафоном, расположенное так, чтобы лица обедающих и стол освещались равномерно.

Если же помещение позволяет установить обеденный стол по центру, то очень удачным станет вариант с люстрой на регулируемой подвеске. Это позволит, в зависимости от обстоятельств, располагать плафон то выше, то ниже, подчеркивая торжественность момента или создавая интимную атмосферу. Если очень хочется повесить на кухне цветной плафон, то не используйте зеленые и голубые тона – они придают неприятный оттенок и лицам людей и блюдам.

Рабочие поверхности, где осуществляются основные операции по приготовлению пищи, стоит подсветить дополнительно. При этом не следует с направленным светом, при этом создаются глубокие тени, снижающие комфортность работы. Самым удачным местом размещения светильников считаются выступающие части подвесных кухонных шкафов. Единственное условие – они не должны мешать открыванию дверок.
Если навесных шкафчиков нет, то можно установить подвесные продолговатые лампы или смонтировать на потолке точечные светильники.

Во многом правила здесь схожи с освещением прихожей. К примеру, подсветка зеркала осуществляется по тому же принципу – сверху и сбоков. Если зеркало не слишком большое, то для его подсветки можно использовать единичное настенное бра, оснащенное матовым плафоном и гибкой ножкой, позволяющей подстраивать свет так, как необходимо.

О центральном светильнике здесь речь не идет. Обычно на потолке располагают . Хорошо, если это будут приборы с регулируемым углом поворота.

Главным требованием к освещению ванной является безопасность. Необходимо оборудовать помещение осветительными приборами, защищенными от влаги.

Иногда для освещения используется следующий комплект светильников: один большой влагозащищенный плафон (обычно расположенный на стене) и комплект точечных светильников для отдельных зон.

Что касается спектра ламп, то оно должен быть максимально естественным, теплым. Не стоит устанавливать в ванной галогенные светильники или люминесцентные лампы. Они придают обстановке сходство с больничной.

Как организовать освещение гостиной

Независимо от количества комнат в доме или квартире, гостиная является самым функционально нагруженным помещением.

Здесь отдыхают после работы, проводят семейные праздники, принимают гостей. При этом в ней обычно имеется несколько функциональных зон, для каждой из которых отдельно.

В последнее время дизайнеры предлагают клиентам отказаться от общего освещения гостиной. Эта схема освещения носит название «американская» и предполагает локальное освещение каждой зоны. Это позволяет экономить на освещении, а каждый член семьи при этом обретает свой уголок. Но, к сожалению, с психологической точки зрения, это приводит к отдалению членов семьи друг от друга. Поэтому все-таки рекомендуется использовать «европейскую» схему освещения, в которой обязательно имеется центральный светильник.

Если вы не являетесь обладателем квартиры с высокими потолками, то не стоит в качестве люстры использовать массивные приборы с яркими плафонами. Лучше, если люстра будет приближена к поверхности потолка, а плафоны обеспечат рассеянный мягкий свет. Можно также использовать , направленные на потолок, это позволит зрительно увеличить высоту помещения.

Для каждой функциональной зоны гостиной нужно использовать светильники, расположенные на различной высоте. Если в зоне для чтения стоят кресла, то ее можно осветить торшерами, настенными или точечными светильниками.
Для экрана домашнего кинотеатра можно использовать подсветку, это позволит избежать усталости глаз.
Если в гостиной есть предметы, на которые вам , то можно использовать декоративную подсветку. Вот здесь можно использовать и цветное освещение, создающее праздничное настроение.

Используя множество источников света в одном помещении, необходимо помнить о том, что все они должны находиться в стилистическом единстве, а не представлять сборище случайных вещей. Для этого нужно приобретать люстры, бра и торшеры из одного набора, которые гарантированно будут сочетаться друг с другом.

Исходя из того, что это комната для отдыха, освещение здесь должно создавать соответствующую обстановку, способствующую расслаблению. Поэтому оно должно быть мягким, без прямых потоков света.

Если нужно осветить прикроватные тумбочки, то лучше делать это с помощью настольных ламп или настенных бра. Выбирайте сферические лампы с матовыми плафонами или тканевыми абажурами. Они позволят вам спокойно заниматься своими делами, не мешая при этом супругу, который уже отдыхает.

Спальни можно использовать и центральную люстру, но лучше, если это будут точечные светильники, спрятанные за декоративными панелями, расположенными по периметру спальни.

В спальне можно использовать цветное освещение, которое позволит вам расслабиться и восстановить душевное равновесие. Очень хороши для этого зеленые и золотистые тона.

Свет в детской

Исходя из того, что практически вся жизнь ребенка проходит именно здесь, нужно так продумать освещение, чтобы оно позволяло детям комфортно играть, делать уроки, читать.

Ребенка нужно выбирать по соображениям безопасности. Лучше, если это будут плафоны из пластика, полностью закрывающие лампы, которые во время активных игр могут быть разбиты.

По этим же соображениям желательно не устанавливать в детской комнате напольные светильники, которые могут упасть. Если дети любят подвижные игры с мячом, то для общего освещения можно использовать точечные светильники, расположенные за фальш-панелями, размещенными по периметру комнаты.

Для освещения рабочего стола ребенка лучше использовать лампы с холодным светом, стимулирующие умственную активность.

Если малыши боятся спать в темноте, то в комнате нужно установить ночник. Лучше, если это будет прибор с регулировкой яркости освещения, дающий рассеянный свет. Не направляйте его на лицо ребенка, это может причинить ему дискомфорт во время сна.

Освещение рабочего кабинета

Если жилплощадь позволяет вам оборудовать отдельный кабинет для работы, или если вы являетесь удаленным сотрудником, то необходимо создать в нем рабочую атмосферу. Обычно в любом кабинете присутствует стол. Для того, чтобы сделать работу за ним , нужно исключить возникновение резких контрастов, которые утомляют зрение. Поэтому стол должен быть освещен полностью.

Если стол имеет внушительные размеры, то для его качественного освещения лучше использовать две настольных лампы с рассеянным светом. Это позволит создать равномерное освещение всей поверхности и будет способствовать сохранению зрения. Для этого очень подходят лампы с коническим абажуром.

Для выполнения отдельных задач, хорошо бы иметь еще и лампу направленного света, однако постоянно использовать ее не стоит.
Яркость осветительных приборов должна соответствовать дневному свету, это стимулирует активность мозга и повышает работоспособность.

Неплохо, если в просторном кабинете есть центральный светильник и или несколько точечных. Это снизит контраст между освещенной зоной стола и стальным темным пространством комнаты. Стол, на котором стоит монитор компьютера, нужно располагать перпендикулярно к окну. Это избавит от возникновения бликов, утомляющих глаза и делающих изображение нечетким.

В зоне, предназначенной для чтения, стоит поставить торшер с тканевым абажуром, который для глаз.

Освещение, его уровень, цвет и яркость очень сильно влияют на жизнь и деятельность человека, поэтому необходимо уделить этому вопросу достаточное внимание. Освещение может легко как испортить настроение на целый день, так и привести человека в умиротворенное состояние.

При создании стильного, «живого» интерьера особую роль играет правильное освещение. Правильная организация света влияет на визуальное восприятие пространства, от которого зависит уют и комфорт в доме. Разберем некоторые правила организации освещения в квартире.

Гостиная

Гостиная одна из самых сложных комнат в плане освещения, так как здесь зачастую находятся сразу несколько функциональных зон. Главная цель – это умеренное фоновое освещения, яркость которого в зависимо от ситуации можно изменять.

Можно использовать практически все варианты освещения – настольные, настенные, потолочные, с отражённым или направленным светом.

В больших гостиных не редко встречаются объемные роскошные люстры, для более маленькой комнаты подойдут миниатюрные светильники для стен и встроенные галогенные лампы.

Рекомендуется иметь регулирующие светильники для подсветки основных объектов и второстепенных зон: рабочее место, зеркало, полки и т.д. Старайтесь избежать скопления теней, так как это считается одной из самых распространенных ошибок дизайна.

Кухня

На кухне организация света должна быть равномерной и не сильно ослепляющей. Одного общего освещения в центре потолка будет недостаточно. Все функциональные зоны должны быть освещены, особенно основные рабочие места хозяйки: разделочный стол, место около раковины и плита.

Кроме того, необходимо верхнее (называемое фоновым) освещение, также рекомендуется установка светильников внутри полок или шкафчиков. Для освещения рабочего места, которое находится под навесным стенным шкафом, лучше всего подойдут специальные ленточные светильники.

Если кухня будет использоваться как столовая, в таком случае над обеденным столом нужно расположить утопленные светильники в потолке или подвесить оригинальную подъемно-спускную лампу.

Но, как бы там, ни было, во многих кухнях и в наше время основным решением остается светильник, который располагается в центре кухни. Такой светильник обрекает хозяйку работать в глубокой тени.

Спальня

Очень важно сочетать легко управляемые местные светильники с приглушенным фоновым светом. Неслепящий, яркий источник света можете разместить около туалетного столика.

Здесь очень распространено применение управления из двух мест, которое позволяет пользоваться светом, просто не вставая с кровати.

Детская комната

Дошкольникам необходим более высокий уровень освещения, так как в эти годы много времени уделяется подвижным играм.

Для безопасности и комфорта в комнатах детей младшего школьного возраста устанавливают ночное слабое освещение.

Ребятам постарше будут необходимы уже качественные настольные лампы или небольшие переносные светильники для рабочей зоны (место для выполнения домашнего задания и т.д.).

Как видите, вовсе не трудно устроить в доме правильное и комфортное освещение. Благодаря широкому ассортименту, который предлагает современный рынок, вы сможете выбрать для себя светильники, которые будут идеально подходить к интерьеру комнаты.

О том, где и какие светильники уместно использовать и какой дизайн кому подойдет, рассказывает наш друг и основатель бренда "Хвоя" Анна Феоктистова?

Освещение – важнейший инструмент формирования пространства. Его задача – не просто осветить, но создать приятную среду для жизни.

Освещение делится на естественное и искусственное:

1. Первое – уличный (дневной) свет. Без него в помещении невозможно долго находиться. Солнечный свет решает множество задач.

  • свет – природный антибиотик, обеззараживающий помещение. По санитарным правилам и строительным нормативам инсоляция (освещение прямыми солнечными лучами) жилого помещения должна составлять не менее 2 часов в сутки. С учетом этого проектируются все микрорайоны и жилые здания на территории России.
  • естественное освещение хорошо влияет на здоровье и психологическое состояние человека, повышает иммунитет и снижает риск депрессий.

2. Второе – все источники света внутри дома. Именно они и грамотное их размещение помогут сделать интерьер не только красивым, но и удобным для жизни (под этим я понимаю уровень физического и психологического состояния человека). Об этом и поговорим.

С чего начать? Особенности современного освещения в интерьере

Начните с себя и определения собственных потребностей!

Подумайте, чем вы любите заниматься, найдите подходящую зону для этого. Всегда старайтесь отвечать на вопрос "Зачем?", тогда ошибки будут минимальны.

Например: "Здесь будет бра, потому что на этой стене я хочу повесить любимую репродукцию и выделить ее светом. И это простое по дизайну бра будет белого цвета, как стена, потому что главное – это картина и акцент должен быть на ней".

Сценарии освещения в квартире


В одном пространстве можно создать несколько сценариев:

яркое основное освещение (люстры и любое потолочное освещение).

приглушенное вечернее, когда не нужен яркий свет (бра, торшеры, декоративные светильники, скрытые подсветки).

акцентное освещение на зону или предмет. Когда нужно что-то выделить (потолочные и настенные светильники с направленным светом).

праздничное (декоративные светильники, гирлянды)

Когда мы говорим о вариантах освещения, предполагаем, что разные светильники будут включаться с разных выключателей. Еще можно использовать выключатели для удобства. Можно включать освещение с двух выключателей, находящихся в разных концах комнаты. Такие выключатели удобно использовать в длинных помещениях, коридорах, спальне.

Использование диммеров тоже поможет в создании разных сценариев освещения. Изобретение, конечно, не новое, но очень полезное. С помощью выключателя-диммера, можно регулировать освещенность от каждой лампы. Здесь важно помнить, что не все лампы диммируются. К недиммируемым относится большинство светодиодных ламп.

Продумать сценарии и сделать разводку электричества – одна из первых стадий в ремонте.

Какие источники света бывают?

Основной источник (или источники) освещения. Они дают максимум света. И дополнительные локальные светильники, которые организуют второстепенные сценарии освещения.


Типы светильников:

1. Люстры

2. Подвесные светильники

3. Накладные потолочные светильники общего освещения

4. Накладные точечные светильники

5. Встраиваемые точечные светильники (споты)

6. Трековые светильники

7. Бра

8. Торшеры

9. Настольные лампы

10. Декоративное освещение – встроенная светодиодная подсветка, праздничное освещение, гирлянды

Что выбрать для основного освещения в гостиной?

1. Люстра

Люстра – один из типов подвесных светильников, предназначенный для создания бестеневого освещения.

Люстра – центральный элемент. Она может стать акцентом в интерьере, выделить определенную зону, выступить в роли основного источника освещения. Например, она отлично впишется над журнальным столиком в диванной зоне и станет главным композиционным элементом зоны отдыха. Есть правда и минус: возможность перестановки мебели ограничена тем, что люстра организует пространство вокруг себя.

В каком интерьере уместно использовать люстру?


Люстрой принято подчеркивать пространство, поэтому его должно быть достаточно. Классические люстры больше вытянуты по вертикали, поэтому для них нужны высокие потолки. Люстры в современных стилях бывают и горизонтальными, и вертикальными.

Если говорить о стилях, то дизайнеры все больше экспериментируют и наряду с понятными вещами, сочетают, казалось бы, несочетаемое! Вполне можно встретить классическую люстру в квартире из бетона, или, наоборот, современную геометрическую – в стенах с широкими карнизами и ажурными молдингами.


Используя классическую люстру в традиционном интерьере, можно почти не переживать за результат – наверняка она хорошо туда впишется! Но если хотите сделать необычный акцентный элемент, будьте аккуратны! Весь остальной интерьер в этом случае должен стать фоном, кое-где в мелочах лишь подчеркивая стилистику люстры.


Высота установки зависит во многом от ситуации. Обычно не менее 2,2 м. от пола, чтобы не задевать головой или руками. Однако, если люстра висит над журнальным столиком в гостиной, уместно сделать ниже.

Одна люстра по центру комнаты не решит вопрос освещения. Это основной элемент, дающий много света, но с ней одной углы будут оставаться в тени. Поэтому дополнительные источники света необходимы.

2. Точечное освещение (споты)


Точечные светильники – небольшие светильники с направленным светом, имеющие определенный угол распространения света и радиус освещенности.

Виды потолочных точечных светильников:

встраиваемые споты

накладные светильники

трековые системы

Особенность светильников в том, что они могут использоваться и как основное освещение и как акцентное. Главное – правильно выбрать лампу. Лампы бывают с разным углом рассеивания. Например, у обычной лампы накаливания угол рассеивания равен 360 градусов, т.е. она светит во все стороны и дает общий заливающий свет. У галогенных и светодиодных ламп для точечных светильников с цоколем GU10 и GU5.3 более узкий угол. Чаще всего он варьируется от 20 до 150 градусов. Диапазон от 20 до 40 подойдет для локальной подсветки картины или элементов декора. Для основного освещения нужен угол более 60 градусов.


Точечные и трековые светильники уместны почти в любом интерьере, будь то интерпретация классики, лофт или минимализм. Можно сделать их совсем незаметными или, наоборот, акцентными.

Если использовать светильники в качестве основного освещения, важно правильно рассчитать, сколько именно нужно светильников и на каком расстоянии друг от друга они должны располагаться. Как правило, расстояние между точечными светильниками делают не более 1,5 м. Существуют конечно формулы расчета, но правильнее всего обратиться в магазин освещения, где менеджер поможет определиться с необходимой мощностью и количеством ламп для вашего помещения.

Итог:

Люстру используйте в высоком большом помещении в сочетании с дополнительными элементами освещения.

Точечные светильники подойдут для помещений с низкими потолками, помещений с частыми перестановками, для акцентного освещения.

3. Настенные светильники (бра) – какие и для чего?

Настенные светильники – источники дополнительного освещения, монтируемые в стену или на стену. Бывают двух типов - встраиваемые или накладные (бра).

Накладные бра бывают разной конструкции:

Рожковые. Наиболее привычный и распространенный тип бра.

Пристенные (поверхностные). Уместны в тех случаях, когда помещение узкое, чтобы не мешало проходу. Чаще всего используются в коридорах и лестничных клетках.

Подсветка для картин.

Стационарные. Бра, которые не имеют дополнительных сценариев, освещают только в одном положении.

Регулируемые. Конструкция таких бра имеет подвижные элементы, управляя которыми, можно менять освещение.

С отраженным светом. Такие бра дают мягкий, легкий свет. Чаще всего с отраженным светом встречаются пристенные бра.

С направленным светом.

Вид бра во многом зависит от стилистики интерьера и назначения.


Переключите основной свет на бра и добьетесь приглушенной уютной атмосферы. Они помогут организовать рабочую зону, место для чтения, выделить интересную фактуру стены.


Если хотите использовать бра в рабочей зоне вместо настольной лампы, попробуйте вариант с возможностью регулировки с выносом от стены до 60 см, чтобы можно было управлять светом, как необходимо.


Помните, светильник не должен мешать проходу. Если помещение узкое, используйте поверхностные бра, которые не сильно выступают. Или вовсе откажитесь от них и сделайте акцентное потолочное освещение.

Любому светильнику необходимо пространство, поэтому выберите место для бра так, чтобы ему не было "тесно" на стене.

Кухня и столовая группа

В зоне кухни должны быть общее освещение и подсветка рабочей поверхности. Это набор, необходимый для удобства и приготовления еды.


Помимо равномерного освещения светильниками, хорошо бы разместить светильник над столовой группой. Это может быть подвесной светильник или бра.

Устанавливать светильник на кухне следует на высоте 1,3-1,4 м. от пола (50-70 см. от столешницы).

Если говорить о светильниках над барной стойкой, то здесь высоту следует сделать чуть повыше – 1,6-1,8 м. от пола.



Если стол приставлен к стене, можно использовать бра. Интересное решение – консольный настенный светильник с выносом до 1 метра в длину. Высота установки такого светильника также 50-70 см. от столешницы.


Если у Вас помещение небольшое по размеру – не перегружайте его, используйте небольшие светильники или светильники в светлых тонах или с плафонами из стекла. Эффектно могут смотреться ажурные светильники из металла или дерева.


Многие производители выпускают серии светильников, в одном материале, но в разных размерах и формах, и предлагают нам поэкспериментировать и проявить фантазию. Комбинируйте в различных сочетаниях и подвешивайте на разной высоте!

С чем можно поэкспериментировать?


С проводом!

Эффектно смотрятся подвесные светильники с проводами в текстильной оплетке. Это может быть витой провод или простой круглый провод в оплетке. Количество цветовых вариантов огромно!


Интересным элементом дизайна может стать открытая проводка. Прикрепите ее к поверхности стены или потолка клипсами для открытой проводки, если кабель витой - с помощью изоляторов.

Важно знать!

Если используете в качестве основного освещения потолочный светильник или люстру по центру кухни, не вешайте над столовой группой подвесные светильники! Они будут "спорить" друг с другом. Лучшим решением послужат бра.



Если основное освещение – точечные светильники, подвесные светильники над столовой группой будут отличным вариантом!

Освещение коридора


Рассмотрим несколько вариантов. Допустим, у нас есть широкий просторный холл с шириной не меньше 1,5 метров с консольным столиком для ключей или банкеткой. Для такого помещения подойдет центральное освещение с люстрой или накладным светильником. На стенах можно сделать бра. Располагайте их, например, над столиком или у зеркала. Высота установки бра может варьироваться от 1,6 до 1,8 м. над уровнем пола.


Если Ваш холл узкий и длинный, лучшим вариантом будет использование встроенных или накладных акцентных светильников.

В минималистичном интерьере будут уместны встраиваемые светильники. Это могут быть как точечные светильники, так и линейные.

Совет! Если у вас длинный коридор, можно его визуально уменьшить, сделав дальнюю стену акцентной и подсветив ее. Все яркие или освещенные поверхности визуально кажутся ближе.

Освещение в спальне


В спальне также может быть основное освещение в виде люстры или точечных потолочных светильников. Хотя часто его не делают, чтобы изначально создать уютную атмосферу для отдыха и сна. Вопрос освещения в этом случае решается декоративными светильниками. Это могут быть бра, точечная подсветка отдельных элементов интерьера, скрытые светодиодные подсветки. Ну и, конечно, ночники у кровати, чтобы, например, можно было почитать книгу.

Удобная высота установки бра для чтения может быть около 100-120 см от пола.

Прикроватные светильники могут быть подвесными, настенными, настольными. Кстати, их можно разместить ассиметрично – с одной стороны кровати – светильник, с другой – настольная лампа.


Если говорить про подвесные светильники, можно объединить по 2-3 светильника вместе. Рекомендуемая высота установки плафона – 90 см. от пола. Неплохо в этом случае продумать небольшой крючочек для фиксации, чтобы они не раскачивались из стороны в сторону, когда вы их случайно заденете или откроете окно и подует ветер.


Главное для прикроватных ламп, – чтобы их можно было включить, не вставая с кровати. Выбирайте светильники с выключателем на корпусе. Или сделать проходной выключатель – один на входе в спальню, второй – над изголовьем кровати.

Свет в детской


Комната ребенка – целый мир с множеством задач и функций – это и спальня, и игровая, и рабочее место. Должно быть и общее освещение в виде люстры или точечных светильников, и бра у кровати (или подвесной светильник), и настольная лампа и возможно какое-то еще дополнительное декоративное освещение.


Бра у кровати в детской желательно выбирать с кнопкой включения на корпусе и поворотный, чтобы можно было регулировать направление света. Высота установки бра не меньше 50 см. над кроватью.


Душевая и туалет

В туалете также помимо общего освещения хорошо иметь подсветку зеркала. Это может быть бра или подсветка, вмонтированная в зеркало. Основное ее назначение – светить на лицо, не создавая падающих теней. Поэтому хорошо, если бра будет с общим заливающим светом или с возможностью поворота плафона.

Интересные решения могут получится со светодиодными подсветками. Важно только помнить, что подсвечивать имеет смысл что-то красивое. Это может быть стена из необычного материала (например, камня, дерева или рельефная) или отдельный интересный элемент на стене.

При выборе светильников во влажные помещения необходимо также смотреть на уровень защиты от влаги. Обозначается он так IP44, где первая – это защита от проникновения твердых предметов и пыли по шкале от 0-6, вторая – это степень защиты от влаги по шкале от 0 до 8. Подробнее об этом в другом нашем посте о классе защиты приборов – . Если на светильнике стоит маркировка IP44, он подойдет для влажных помещений.

Где найти светильники?


Логичный вопрос! Ну во-первых, конечно, в магазине . И есть несколько производств, на которые мне хотелось бы отдельно обратить внимание. Качественный продуманный дизайн. Но судите сами!

Если говорить о встроенных, накладных светильниках и трековых системах, я бы посоветовала два бренда. Первый более экономичный вариант, второй более премиальный. Оба достойны внимания.

SLV – немецкий бренд встроенных и накладных светильников. Минималистичный дизайн и отличное качество!

Centrsvet – еще один производитель точечных и встраиваемых светильников в стилях минимализм и функционализм.

Подвесной светильник или люстра – важная тема, я уже говрила о том, что они могут стать акцентом, вокруг которого сформируется все остальное пространство. Выбор подвесных светильников очень велик, легко запутаться. Поэтому расскажу немного об иконах дизайна, которые всегда на слуху и всегда уместны, и о светильниках, которые мне нравятся, но еще не набрали такой популярности.

Если три-четыре года назад на пике популярности были светильники в стиле лофт, то сейчас популярно возвращение к стилям 60-80-хх годов прошлого века. Дизайнеры не боятся миксовать ретро-стили с минимализмом, классикой или лофтом. Многие производители делают реплики светильников, созданных известными дизайнерами XX века. Фабрика FLOS , например, история которых началась в 70-х гг. XX века.


Одним из первых светильников был Zeppelin (на фото выше), он с успехом выпускается до сих пор.


Дизайном 60-80х и большими брендами все не ограничивается. Дима Логинов, известный российский дизайнер, один из его светильников – Mountain view, спроектированный для фабрики Axolight, на фото выше. Есть молодые производства в России, основателем одного из которых я сама являюсь: Хвоя, Woodled, Garage Factory, Tayga Design, Anastasiya Koщeeva, Mayna. Про некоторые из них был , посвященный деревянным светильникам. Дизайнеры работают с традиционными русскими материалами и технологиями. Это делает светильники запоминающимися и выделяет на фоне зарубежных аналогов.

Многие состоят в Клубе Промышленных Дизайнеров и собраны в общем пространстве – Библиотеке Дизайна в Москве.


ХВОЯ. Подвесной светильник "Колпак"


WOODLED. Подвесные светильники "Ротор и Спутник"


GARAGE FACTORY. Подвесной светильник "Loona" и бра "Boomerang"


Tayga Design. Подвесные светильники "Crusta White" и "Iussi"


Anastasia Koщeeva. Серия подвесных светильников "Svetoch"


MAYNA. Торшеры "Атон, Лас, Нодо"

Заключение

В мире все быстро меняется. Совсем недавно в спальне мы консервативно ставили на прикроватные тумбочки две настольные лампы или бра. А сейчас пробуем ассиметричные композиции и необычные по форме светильники! В этой статье я собрала правила, которыми руководствуюсь в работе дизайнера. Однако, иногда что-то смотрится красиво именно потому, что сделано вопреки правилам. Дайте волю фантазии, пробуйте и создавайте! А за вдохновением и новыми идеями можно заглянуть в Pinterest или подписаться на нашу рассылку !

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.