Методы диагностики восприятия. Методика диагностики свойств восприятия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1.2 Общая характеристика понятий восприятие как когнитивного процесса: виды, свойства
  • 2. Эмпирическое исследование особенностей восприятия в подростковом возрасте
  • 2.1 Этапы проведения эмпирического исследования
  • 2.2 Анализ результатов эмпирического изучения особенностей восприятия в подростковом возрасте
  • Заключение
  • Список используемых источников
  • Приложение

Введение

Психические развитие человека связано с развитием культуры восприятия: образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармоний окружающей среды. Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

Будучи связанным, с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимся в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно.

Восприятие зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности индивидуально - психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обуславливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.

Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно, малознакомые - структурно развернуто.

Таким образом, восприятие выступает как осмысленный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема восприятия в подростковом возрасте является актуальной. В психологии существует ряд авторов занимающихся проблемой восприятия времени, пространства (А.Р. Лурия, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Дружинена, С.П. Рубинштейн, А.Г. Маклаков, Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон), слуховое восприятия, зрительное восприятие, осязательное восприятие, (А.Р. Лурия), константность восприятия, восприятие фигуры и фона (Д.Н. Узнадзе, С.П. Рубинштейн), восприятие формы (В.Н. Дружинена, С.П. Рубинштейн), восприятие движения (С.П. Рубинштейн, А.Г. Маклаков), восприятие глубины, движения (Д.Э. Майерс).

Подростковый возраст - это самый сложный из всех детских возрастов период развития личности, крайне противоречивый, с явлениями внутреннего беспорядка, приводящими, порой, к клиническим проблемам.

Восприятие создается и развивается с детства. В начале и в ходе своего развития ребенок постепенно открывает для себя структуру окружения в процессе длительных и разнообразных экспериментов в общении и играх, учении и труде. В этих видах деятельности ребенок активно исследует свое окружение, интересуется им, наблюдает, проводит опыты, постоянно выдвигая, проверяя, подтверждая или опровергая гипотезы.

В школе на уроках геометрии, черчении и др. у ребенка постепенно формируются и развиваются способности воспринимать косвенные признаки предметов, мысленно трансформируя их до уровня, позволяющего адекватно идентифицировать воспринимаемый объект. Так у ребенка появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.

Восприятие в подростковом возрасте становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.

Исследование психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессам, требующим значительной аналитико-синтетической работы.

Таким образом, все выше сказанное позволяет нам утверждать, что проблема изучения особенности восприятия в подростковом возрасте является актуальной.

Цель исследования : изучить особенности восприятия в подростковом возрасте.

Задачи исследования :

1. изучить состояние теоретической разработанности исследования восприятия в психологии.

2. эмпирически изучить особенности восприятия у подростков.

3. сформулировать выводы.

Объект исследования : восприятие

Предмет исследования : особенности восприятия в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования : уровень проявления восприятия различен у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Методологической основой исследования : является принцип системности, принцип целостности, принцип объективности

Методы исследования :

1. анализ литературы по проблеме исследования;

2. метод тестирования ("Восприятия времени", "Методика оценки избирательности зрительного восприятия" Торндайка);

3. методы математической статистики;

Практическая значимость полученных результатов : результаты данного исследования могут использоваться педагогами, практическими - психологами

восприятие подростковый психология когнитивный

Эмпирическая база исследования : данное эмпирическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №3 г. Лепеля.

Обследовалось 30 человек (учащиеся 11-го класса) подросткового возраста (от 16 до 17 лет).

57% из общей численности составляют девочки (17 человек).

43% из общей численности составляют мальчики (13 человек).

Структура и объем курсовой работы : курсовая работа состоит из 56 стр. и включает в себя:

1. Введение.

2. Общую характеристику работы (актуальность проблемы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, гипотеза, методологическая основа и методы исследования, практическая значимость полученных результатов и эмпирическая база исследования).

3. Главу 1, где описывается проблема изучения восприятия в отечественной и зарубежной литературе.

4. Главу 2, где описываются эмпирические особенности восприятия в подростковом возрасте.

5 Заключение

6 Список используемых источников

7 Приложение

1. Проблема изучения восприятия в отечественной и зарубежной литературе

1.1 Анализ подхода к исследованию восприятия в психологии

Восприятие (лат. perseptio) - это субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов .

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействие физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств .

В психологии существует ряд авторов, занимающихся этой проблемой и выделяющих различные виды восприятия.

А.Р. Лурия выделял следующие виды восприятия:

ь восприятие времени.

Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности, последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, которые известны под названием биологических часов. К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения, возникающая при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усилия и ослабления звука при длительном вслушивании. Все условия лежат в основе наиболее простых, непосредственных оценок времени. Они могут проявляться у животных в выработки "рефлексов на время" или "запаздывающих рефлексов" и их можно изменять путем фармакологических воздействий, влияющую на вегетативную нервную систему. Последние воздействие проверены и на человеке. Так, было показано, что одни препараты существенно укорачивают оценку небольших отрезков времени, в то время как другие препараты удлиняют оценку небольших интервалов времени. От элементарных непосредственных форм ощущения времени следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком "эталоны" оценки времени. От оценки коротких интервалов следует отличать оценку длительных интервалов, т.е. ориентировка в длительных отрезках времени. Это форма оценки времени является особенно сложной по своему строению и приближается к явлением интеллектуального кодирования времени. Нарушение оценки времени в виде грубых дефектов оценки времени дня и нарушения ориентировки во время года и т.п. могут возникать при поражениях некоторых отделов мозга и могут служить опорными симптомами для диагностики этих поражений .

ь слуховое восприятие.

Слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Слух воспринимает тоны и шумы. Тоны представляют собой правильные ритмические колебания воздуха, причем частота этих колебаний определяет высоту тона, а амплитуда этих колебаний - интенсивность звука. Шумы являются результатом комплекса накладывающихся друг на друга колебаний, причем частота этих колебаний находится в случайных, некратных отношениях между собой. Воздействующие тоны и шумы попадают через слуховой проход на барабанную перепонку - эластичную пленку, которая обладает способностью колебаться в ритм со звуком. Эти колебания через систему косточек, находящихся в среднем ухе (наковальня, молоточек, стремечко) передаются через овальное окно в аппарат внутреннего ухо, где расположен периферический аппарат слуховой рецепции - улитка, заполненная жидкостью.

Таким образом, каждый звук, дошедший до аппарата слухового рецептора, вызывает колебания одной или нескольких рядом лежащих струн, а эти колебания возбуждают соответствующие волосковые клетки, и вызывает нервное возбуждение. При этом высокие звуки вызывает колебания более коротких, а низкие звуки - более длинных струн, возникшие в результате нервное возбуждение проводится по соответствующим волокнам слухового нерва.

Можно различить две объективные системы, которые сложились в процессе социальной истории человечества и оказывают существенное влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия.

Первый из них является ритмика - мелодическая система кодов, второй - фонематическая система кодов. Оба этих фактора и организуют воспринимаемые человеком звуки сложной системы слухового восприятия. Без овладения фонематической системой слух остается неорганизованным, и поэтому человек, не овладевший фонематической системой чужого языка, не только "не понимает" его, но и, не слышит составляющих его звуков. Кодирование звуков соответствующее системы музыкального или речевого слуха не является пассивным процессом. Нарушение слуховых процессов может возникнуть при поражении разных звеньев слухового пути и носит неодинаковый характер. При поражении периферического отдела слухового пути - внутреннего уха возникает глухота или снижение слуха. Поражение четверохолмия приводит к нарушению элементарных связей слуховой и зрительной системы. Порождение первичных отделов слуховой коры приводит к глухоте и вторичных отделов слуховой коры. .

ь восприятие пространства.

Восприятие пространство опирается на системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. В течении длительного времени в философии обсуждается вопрос о том, является ли восприятие пространства врожденным или результатом обучения. Сейчас стало совершенно ясным, что, хотя восприятие пространства имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитие формы восприятие пространства могут протекать на различных уровнях. В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального аппарата - полукружных каналов расположенных во внутреннем ухе. Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение трех основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором. Он тесно связен с аппаратом глазодвигательных мышц, каждая изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз; при быстрых и продолжительных изменениях положения тела в пространстве наступают пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом. Другим существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространство, и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Таким образом, импульсы относительного напряжения мышц глаз, обеспечивающих конвергенцию, и смещение изображения на обеих сетчатках является вторым важным компонентом для восприятия пространства. Еще одним важным компонентом восприятия пространства являются те законы структурного восприятия. К ним присоединяется и последние условия - хорошо закрепленный прежний опыт, который может существенно влиять на восприятия глубины. Воспринимаемое нами пространства никогда не носит симметрического характера; так оно всегда в большой или меньшей степени асимметрично. Одни предметы расположены от нас вверху, другие внизу; одни дальше, другие ближе; одни справа, другие слева. Различные пространственные расположения предметов в этом асимметричном пространстве имеют часто решающие значение. В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы, такая ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда это дополнительная зрительная опора устраняется, такая ориентировка резко затрудняется. Ориентировка в таком асимметричном пространстве сложна. При нарушении пространственного восприятия является нарушение схемы тела. Они возникают при патологическом раздражении проприоцептивных отделов нижнетеменной коры и выражаются в своеобразном изменении ощущений собственного тела. .

ь зрительное восприятие.

Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета оно располагает аппарату, который приспособлен к тому, что бы сразу воспринять сложные формы предмета, зрение работает как относительно пассивное рецептурная система, в которой образ внешних форм и вещей отпечатывается на сетчатке, а затем без всяких изменений передается с начало в подкорковые зрительные образования, а затем затылочные отделы кары головного мозга. В проекционной зрительной коры обеспечивает не только восприятие отдельных признаков, но и восприятия целых геометрических форм или структур. Имеется ряд законов, которым подчиняется восприятие формы.

Первым из них является закон четкости структуры, согласно которому наше восприятие выделяет, прежде всего, наиболее четкие по своим геометрическим свойством структуры. Так, если субъекту предъявляется сложная геометрическая структура, он прежде всего выделяет из нее наиболее четкие изображения.

Вторым законом зрительного восприятия форм, сформулированным средством гештальтпсихологии был закон дополнения до структурного целого. Согласно этому закону четкие, но не законченные структурны всегда дополнялись до четкого геометрического целого. Оба эти закона позволили объяснить и процесс объединения ряда явлений зрительного восприятия, которые оставались трудно объяснимыми. Одним из таких явлений может служить факт объединения отдельных геометрических фигур друг с другом. Структурный характер зрительного восприятия объясняет тот факт, что если одни структуры воспринимаются нами как расположение на плоскости, то другие - воспринимаются трехмерно, как выходящие за плоскость листа. Структурный характер восприятия объясняет и то явление, которое называется двойственным изображением.

Наконец, законом целостного структурного восприятия и некоторые из так называемых оптико-геометрических иллюзий. Все эти особенности геометрических иллюзий объясняется тем, что наше геометрическое восприятие не состоит из изолированных элементов, а имеет все черты целостного, структурного организованного восприятия. При восприятии сложных предметов, их изображений или целых ситуаций. В этих случаях лишь наиболее простые и хорошо знакомые предметы воспринимаются сразу. При восприятии сложных, малознакомых предметов или целых ситуаций, становится необходимым процесс выделения опознавательных признаков с их дальнейшим синтезом и сличением исходной гипотезы с реально поступающий информацией. Чем сложнее предъявленное изображение, тем более развернутый характер носит этот процесс предварительной ориентировки в воспринимаемом предмете или ситуации и тем больше он приближается к тому последовательному процессу опознания. При рассмотрении сложных объектов позволили убедиться, что в процессе внимательного рассматривания объекта имеют два вида движений глаз.

Первым из них является микродвижения глаз, перемещающих изображение на соседние точки сетчатки, эти движения можно видеть даже при фиксации глазом неподвижной точки.

Второй вид движения имеет совсем другой характер и иное функциональное значение: он состоит из крупных движений глаза, перемещающих глаз с одной точки на другую, и включает в свой состав как скачкообразные, так и плавные движение глаза. Есть основания считать, что эти движения обеспечивают последовательную функцию глаза на отдельных точках воспринимаемого объекта и дают возможность последовательно выделять наиболее информативные точки, сличать их друг с другом и синтезировать окончательный комплекс признаков, необходимых для опознания предмета. Так же существенным фактором, определяющим восприятие сложных объектов, является задача, которая ставится перед субъектом, и та практическая деятельность, которую он выполняет с этим объектом. Огромное значение для восприятия имеет прежний опыт человека и предметное восприятие соответствующих изображений. Влияние устойчивого прежнего опыта на восприятие можно привести к ярко выраженным иллюзиям но и обеспечить повышение устойчивости и правильности восприятия.

Существенным фактором, влияющим на восприятие, могут быть и индивидуальные различия людей. Это говорит об объективном и субъективном типах восприятия, свойственных различным людям. Не меньшее значение имеют и другие индивидуальные различия в восприятии - преобладание аналитического восприятия с выделением многих деталей у одних и синтетического целостного восприятия у других.

На процесс восприятия очень серьезное влияние оказывает умственный уровень субъекта. Известно, что нормальный субъект воспринимает предложенный ему предмет, выделяя в нем множество признаков, включая его в различные ситуации и обобщая его в одну категорию с внешне различными, но по существу близкими предметами. .

ь осязательное восприятие.

Осязание является сложной формой чувствительности, включающей в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К 1-ым относятся ощущения холода и тепла, и ощущение боли, ко вторым - собственно осязательные ощущения и те виды глубокой, или кинестетической, чувствительности, которые входят в состав проприоцептивных ощущений. Перечисленные рецепторные аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно. Причем густота их расположения имеет биологическое основание: чем более тонкая чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе говоря, тем более высока их чувствительность.

Кожная чувствительность представляет собой специальную систему, приспособленную для обязательного и кинестетического анализа сигналов, приходящих из внешнего мира и от собственного тела.

Существуют сложные формы осязательного восприятия, при котором человек на ощупь может определить форму предмета, а иногда и узнать сам предмет. В осязательном восприятии предмета является факт постепенного превращения последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета в его целостный образ. Процесс узнавания обреза предмета, который в зрении происходит сразу, в осязании носит развернутый характер и происходит путем последовательной цепи проб с выделением отдельных признаков, созданием и образованием ряда альтернатив и формированием окончательной гипотезы. Поэтому процесс осязательного восприятия, возникающего в процессе ощупывания. Процесс ощупывания, необходимый для тактильного узнавания предмета, может постепенно сокращаться, и если на первых его этапах для узнавания было необходимо сличение многих выделенных признаков, то при повторном ощупывании число признаков, необходимых для опознания предмета, все больше и больше сокращается, так что под конец одного наиболее информативного признака оказывается достаточно, чтобы предмет мог быть опознан. Поражение определенных отделов мозга приводило к своеобразным нарушениям тактильного узнавания. Больше с поражением нижнетеменных отделов мозга и нарушением возможности синтезировать элементы в одно целое оказались не в состоянии использовать полученную ими информацию и мысленно создать целый образ фигуры из отдельных воспринятых ими элементов. .

Д.Н. Узнадзе занимался проблемами:

ь константности восприятия.

Фактические данные позволяют осветить одну проблему, долгое время составляющую предмет оживленной дискуссии. Давно известно, что цвет, величина и форма предмета кажутся нам неизменными, хотя вследствие изменения физических и физиологических условий все эти свойства предмета должны претерпевать существенные изменения.

Проблема константности цвета связана со следующим наблюдением: кусок мела на рассвете отражает в несколько раз меньше света, чем кусок угля в полдень тем не менее, мел кажется белым, а уголь - черным. Но в соответствии с физическими условиями все должно быть наоборот. Объяснить это с позиций законов физики и периферийной физиологии совершенно невозможно. В данном случае может существовать только психологическое объяснение.

Аналогична и проблема константности величины. Величина одного и того ж предмета должна постоянно меняться в зависимости от того, на каком расстоянии от нас он находится. В действительности ж ничего подобного не происходит. В определенных пределах величина предмета остается неизменной, то есть величина предмета константна. Отсюда ясно, что в данном случае говорить о константности можно лишь в определенных пределах. Несомненно, что мы имеем дело не с абсолютным изменением, а с таким, которое позволяет заявить, что по существу свойства предмета остается неизменным .

ь восприятия фигуры и фона.

В действительности мы никогда не воспринимаем предметы как отдельные, полностью оторванные от окружения, одиночные - любой предмет воспринимается на своем определенном фоне. Настоящее восприятие подразумевает и одно, и второе - как фигуру, то есть сам предмет, так и его фон. Восприятие представляет собой единство фигуры и фона. Фигура влияет на фон, а фон - на фигуру. При восприятии действительности мы всегда воспринимаем предметы на каком-то фоне. Поскольку фигура и фон воспринимаются по-разному, большое значение имеет то, что воспринимается фигурой, а что - фоном. Последователи гештальтпсихологии остаются на уровне описания, утверждая, что в виде фигуры воспринимаются те части чувственной деятельности, которые в силу наличие более благоприятных условий для создания целостности имеют лучший гештальт; в качестве не фона выступает часть среды, составляющая худший гештальт. Обычно в фигуру превращается более маленькие и более расчлененные части действительности, а фон - имеющие больший размер и хуже дифференцированные. .

ь восприятия пространства.

Предмет чувственного восприятия непременно расположен где-то в пространстве и является носителем целого ряда пространственных свойств. Во - первых, он занимает определенное место в пространстве, обязательно обладает протяженностью, то есть имеет определенную величину или определенную форму. Однако оба эти свойства могут иметь одно, два или три измерения: длину, ширину, высоту, или, как принято говорить, характеризуются емкостью. Все предметы непременно находятся где-то, располагаются в том или ином направлении и на определенном расстоянии от нас. Известно, настоящим материалом, из которого возводится мир восприятия, считали ощущения. В частности, предполагалось, что, и восприятие пространство строится из этого же материалы. Следовательно, таким образом, из ощущений возникает восприятие пространства. Либо ощущение само надежно пространственностью, либо ощущение само по себе не имеет ничего пространственного, и, следовательно, это последнее должно возникать в результате каких объединений ощущений. В первом случае подразумевается, что пространство дано изначально, являясь врожденным. Во втором случае переживание пространства является продуктом развития личного опыта. Соответственно, в классической психологии противостояли друг друга два направления - нативизм или эмпиризм или генетизм. Решению проблемы нативизма и генетизма способствовали наблюдения за процессом послеоперационного восстановления зрения у слепорожденных. В самом деле, эта была превосходная возможность проверить, имеет ли человек готовые, врожденные механизмы восприятия пространства, или не для их приобретения необходим опыт. Прооперированный больной, впервые открыв глаза, он видел лишь некое "светлое поле", но ничего более. Через несколько недель он все еще не мог различить трехмерные и плоские предметы. Больной вместе со светом видел и "поле", то есть свет имел протяженность. Следовательно, протяженность является врожденной, то есть в этом правильной оказалось точка зрения нативизма. Зато больной не мог различить близость - отдаленность и телесность даже через несколько недель. Стало быть, с данной точки зрения прав был генетизм, поскольку для овладения сложными элементами пространства оказался необходимым довольно длительный опыт. Итак на сегодня данный вопрос решается следующим образом: первичное, основное свойства пространства - протяженность - дано изначально, представляя собой такую ж сторону ощущения, как интенсивность. Однако, что касается подлинного восприятия пространства со всеми его остальными свойствами, что приобретается исключительно путем личного опыта, поэтому задача психологии пространства состоит в установлении того, каким образом человеку удается воспринимать все эти свойства .

В своих работах В.Н. Дружинин изучал:

ь восприятие пространства.

Восприятие глубины и удаленности предметов восприятия глубины и удаленности предметов состоит в том, почему и за счет чего мы видим мир трехмерным, если на сетчатке глаза мы имеем только двухмерное (плоское) его изображение? Ответ на поставленный вопрос привело к поиску признаков глубины и удаленности - особенности стимульной ситуации, которые позволяют наблюдателю определить, насколько далеко объект находится от него самого и от других объектов.

Признаки, связанные с соотношением изображений, или проекций, объекта на сетчатки разных глаз, называют бинокулярными признаками глубины и удаленности. Они существуют за счет того, что люди, как правило, видят и смотрят двумя глазами.

За счет того, что наши глаза находятся на некотором расстоянии друг от друга, каждый глаз смотрит на объект с несколько разных позиций. Следовательно, каждый глаз видит один и тот же предмет под разным углом. Это различие в направлениях, или угол между осями зрения двух глаз, называется бинокулярным параллаксом. Сенсорная система "отслеживает" этот угол, его величина служит ей в качестве своеобразной подсказки, признака удаленности предмета: большой угол - предмет близко, малый угол - предмет далеко. При этом картинки на сетчатках разных глаз получаются неодинаковые.

Мы можем воспринимать удаленность и глубину даже одним глазом. Известно, например, что люди, слепые на один глаз с рождения, воспринимают мир трехмерно. Следовательно, существуют некоторые признаки удаленности и глубины, связанные с изображением, получаемым одним глазом. В числе таких признаков обычно называют линейную перспективу, суперпозицию, относительный размер предметов и градиент текстуры.

Линейная перспектива как признак удаленности отражает тот факт, что прямые линии (например, рельсы) как бы сходятся, удаляясь от нас. Мы часто наблюдаем некоторый объект вписанным в координаты параллельных линий. И если, скажем, один объект находится там, где параллельные линии "сошлись" в большей степени, чем в том месте, где находится другой объект, то как ясно, что первый из них находится на большем расстоянии от нас.

Относительно удаленности от нас двух объектов, один из которых другой? Какой из них ближе заслоняемый или заслоняющий? Ответ очевиден - заслоняющий. В данном случае при оценке удаленности использовался признак суперпозиции.

Когда мы наблюдаем некоторую поверхность, мы можем судить о глубине пространства по степени близости и размером однородных объектов, находящихся на поверхности: чем дальше от нас некоторая точка пространства, тем плотнее "упакованы" ее элементы. Это признак удаленности и глубины, который получил название "градиент текстуры".

Информацию об удаленности окружающих предметов нам также поставляет наше собственное движение и движение окружающих нас объектов. Движение приводит к тому, что проекция объектов на сетчатке меняется, причем близко расположенные объекты кажутся нам двигающимися относительно быстрее удаленных, что и служит дополнительным признаком при оценке удаленности .

ь восприятие формы.

Для восприятия объекта мало видеть, где он находится и куда перемещается, желательно знать, что это за объект.

Начальной стадией перцептивной сегрегации является выделение фигуры из фона.

Перцептивной сегрегация - это разбиение некоторой группы объектов на отдельные объекты или выделение в группе объектов отдельных ее составляющих. В привычных ситуациях мы не обращаем на это внимания, но первое, что нужно сделать при восприятии некоторой зрительной информации, это решить, что считать фигурой, а что - фоном.

Существуют некоторые особенности зрительной стимуляции, которые сами по себе помогают перцептивной системе отличить фигуру от фона: фон обычно включает в себя фигуру, он содержит меньше деталей и отличительных особенностей по сравнению с фигурой. Однако объяснить процесс выделения фигуры и фона только особенностями стимуляции было бы неправильно. Например восприятия двойственных изображений, или изображений со взаимообратными фигурой и фоном: профили или виды. Когда мы смотри на изображение, нам попеременно видится то ваза, то два человеческих профиля; в каждый момент что-нибудь одно. Исследования показывают, что восприятие объекта как фигуры связано с относительно более детальным анализом информации по сравнению с восприятием объекта как фона, проще говоря, фигура - это то, на что мы в данный момент обращаем преимущественное внимание.

Образы восприятия характеризуются целостностью. Это означает, что в них представлена некоторая связная картина, образ предмета или события. Данную особенность восприятия особо подчеркивали представители школы гештальтпсихологии, основной тезис который состоял в том, что психические образы, и в частности образы восприятия, - это нечто большее, чем простая сумма элементов.

Гештальтпсихологии сформулировали целый ряд принципов, которым подчиняется перцептивная организация (группировка). Один из таких принципов - близость: чем ближе два элемента друг к другу, тем более мы склонны группировать их вместе при восприятии.

Другим принципом группировки является сходство: сходные объекты объединяются в единый образ. Элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринимаются как единая фигура - группируются. Этот принцип получил название хорошего продолжения, или непрерывности.

Если контур фигуры имеет разрывы, то мы склонны, как бы заполнить их, дополнять фигуру до некоторого целостного образа. Этот принцип получил название замкнутости.

Интересно, что человек обладает способностью довольно легко распознавать даже сильно измененные образы. Довольно трудно создать программу для компьютерного распознавания рукописного текста, а человек в большинстве случаев понимает текст, написанный от руки, без особого труда. Кроме того, мы воспринимаем форму книги как прямоугольник, несмотря на то, что при определенном угле зрения отражение на сетчатке имеет форму трапеции. Феномены подобного рода служили гештальт-психологам одними из главных аргументов в пользу того, что образ восприятия не сводим к сумме его частей .

С.Л. Рубинштейн занимался изучением:

ь восприятия пространства.

Восприятие пространства включает восприятие расстояния или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направление, в котором они находятся, величины и формы предметов.

Такой проблемой на рубеже прошлого и настоящего столетия была в психологии проблема пространства. Все крупные психологи предшествующего поколения уделяли ей особое внимание и делились в зависимости от различных исходных позиций, выявлявшихся преимущественно на этой проблеме, на нативистов и генетистов.

Основной тезис нативизма гласит: восприятие пространства "врожденно". Утверждалось, что пространство имеет первичный, не производный по отношению к чувственному содержанию характер.

Основное положение генетистов утверждает: восприятие пространства и в особенности третьего измерения, глубины, является продуктом развития, личного опыта. В понимании генетистов это означало, что оно есть нечто производное, получающееся в результате если не ассоциации, то слияние (В. Вундт) непосредственных элементов - ощущений, в результате постепенно развивающихся истолкования сенсорно локальных знаков.

Еще никогда никому не удалось констатировать наличие совершенно непространственных восприятий или ощущений: каждое чувственное качество воспринимается всегда где-то, т.е. в какой-то пространственности. Основной аргумент генетистов заключается в том, что восприятие пространства, в частности оценка расстояний, у детей, например, менее совершенна, чем у взрослых и с возрастом развивается.

Таким образам, на основе более дифферен6цированного анализа спор между нативистами и генетистами может получить свое разрешение примитивная в неположность, или экстенсивность, - чувственная элементарная основа восприятия пространства - дана, так же как интенсивность, непосредственно, первично, вместе с чувственными качествами ощущений. Но лишь в результате более или менее длительного развития формируется у человека восприятие пространства, в котором получают все более дифференцированное и адекватное отражение реальные пространственные свойства и отношения предметов.

В восприятии пространственных свойств вещей известную роль играют различные ощущения, в частности осязательные, кинестетические. Но человек - существо по преимуществу оптическое - ориентируется в пространстве главным образом на основе зрительных данных; восприятие пространства является у него по преимуществу функцией зрения.

Однако восприятие пространства - положения предмета в пространстве, его вылечены, контура, рельефа, так же как его покоя и движения, - совершается обычно движущимся глазом, и мышечное чувство - в сочетании с собственно зрительными ощущениями - играет в деятельности самого глаза существенную роль. Благодаря ему глаз может наподобие руки "ощупывать" предмет. В зрительном восприятии пространства существенную роль играет прежде всего глубинные своеобразные ощущения, возникающие в результате раздражения не вполне соответствующих точек сетчатых оболочек обоих глаз, получающих одинаковые раздражения от равноудаленных от наблюдателя точек пространства.

При восприятии обоими глазами двух равноудаленных от зрения точек поле зрения одного глаза как бы накладывается на поле зрения другого глаза, вследствие чего воспринимаемые изображения на сетчатой оболочке глаза не двоятся.

Если раздражаются несоответствующие, или диспаратные, точки сетчатых оболочек обоих глаз, то наблюдатель видит не одну, а две точки. Вообще при расстоянии двух точек в пространстве может быть три случая.

Первый случай: обе точки находятся на равном расстоянии от глаз наблюдателя. В этом случае обе точки раздражают соответствующие точки на сетчатой оболочке каждого из глаз наблюдателя при этом не возникает ни движения, ни глубинных ощущений.

Второй случай: одна из точек отдалена от другой на такое расстояние, что они раздражают диспаратные, или несоответствующие, точки сетчатых оболочек обоих глаз. В этом случае одна из точек, а иногда и обе двоятся.

Третий случай: обе точки (или одна из них) раздражают не вполне соответствующие точки сетчатых оболочек обоих глаз. В этом случае возникает ощущение глубины, благодаря которому одна из точек воспринимается как находящееся ближе, а другая - как находящаяся далее.

Помимо специфических ощущений, возникающих при раздражения не вполне соответствующих точек, восприятию глубины или расстояния содействуют так же конвергенция, т.е. сведения глаз, совершающееся так, чтобы изображение фиксируемого объекта в обоих глазах падало в поле наиболее ясного видения.

Некоторую роль в восприятии расстояния может играть и тесно связанная с конвергенцией аккомодация.

Аккомодационная мышца иннервируется тем же глазодвигательных нервом, который иннервирует и мышцы, двигающие глазное яблоко. Поэтому аккомодация и конвергенция взаимно связаны; это значит, что конвергенция вызывает и соответствующее аккомодационные движения, и наоборот.

О расстоянии можно косвенно судить также перспективному смещению всех точек видимых нами объектов при движении головы поскольку чем ближе объект, тем больше это смещение, и чем дальше объект, тем смещение меньше.

Для того чтобы человек мог так ориентироваться в пространстве, необходимо, чтобы он мог свободно перенести свою исходную точку зрения в любое место реального пространства. Без этой возможности перехода с точки зрения одного наблюдателя на точку зрения другого а понимания соответствующего преобразования системы координат не существует понимания пространства.

Ориентация в пространстве может осуществляется двумя способами. Пользуясь одним из них, человек мысленно прослеживает пройденный или предполагаемый путь, связывающий данные точки пространства, и определяет свое положение по отношению к отправной точке своего пути. Второй способ заключается в одновременном представлении всех пространственных отношений данной местности.

Обычно мы пользуемся как одним, так и другим способом в зависимости от ситуации. Однако в этом отношении наблюдаются более или менее ярко выраженные индивидуальные различия: у одних людей часто преобладает первый, у других - второй способ ориентации в пространстве.

Подлинное восприятие пространства, адекватно отражающее его объективные свойства и отношения, является очень сложным процессом, в котором чувственные и мысленное компоненты даны в сложном единстве и взаимопроникновении .

ь восприятия величины.

Воспринимаемая величина предметов зависит от их угловой величины и расстояния, с которого они наблюдаются. Зная величину предмета, мы по его угловой величины определяем расстояние, на котором он находится; обратно, зная; на коком он расстоянии, мы по его угловым размерам определяем величину предмета. Развивающаяся в результате опыта способность глаза сравнивать пространственные величины, направления и удаленность объекта от наблюдателя именуется глазомером.

Трехмерный глазомер, т.е. способность сравнивать пространственные формы, расположенные в трех измерениях, включает плоскостной и глубинный глазомеры. Под плоскостным глазомером разумеют способность сравнивать формы на плоскости, расположенной в направлении, перпендикулярном зрительной оси; под глубинным глазомером - способность сравнивать пространственные формы в глубину .

ь восприятия формы.

Восприятие плоскостной формы предполагает отчетливое различие очертаний предмета, его границ. Оно зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения.

Константность формы по данным исследований объясняется действием как периферических, так и центральных факторов. С одной стороны, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов насыщено глубинными ощущениями, предметы, расположенные близко, кажутся несколько меньше. Действие этого фактора компенсирует действие перспективных сокращений. С другой стороны, существенную роль в константности восприятия играют представления, прошлый опыт.

В восприятии глубинной, трехмерной формы, т.е. формы реальных предметов объективной деятельности, существенную роль играют глубинные ощущения. Этой ролью глубинных ощущений в восприятии формы трехмерного тела объясняется ряд закономерно наблюдающихся своеобразных зависимостей между формой предметов, отдаленностью, в которой они воспринимаются, и их видимой величиной. Так, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов объективной действительности, находящихся в близи от зрителя, насыщено глубинными ощущениями, объекты, расположенные близко, кажутся несколько меньше, а следовательно, и дальше. Восприятие объектов, находящихся в дали, напротив, более плоскостное: поэтому объекты, находящиеся в дали, кажутся несколько больше, а следовательно, и ближе, чем это есть на саамам деле. Указанное явление объясняется также и тем, что в реальной жизни чем ближе объект, тем сильнее глубинные ощущения, и чем дальше объект, тем глубинные ощущения слабее. При восприятии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе; их заместителями являются глубинные представления. Однако глубинные представления относятся на всех расстояниях неизменными. Поэтому при приближении к картине изображенные на ней формы кажутся более плоскими, а при отдалении - более глубокими .

ь восприятия движения.

Восприятие движения - очень сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответствующих точек на сетчатке вправо или влево. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз; мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимно противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. С другой стороны, впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так называемый стробоскопический эффект.

Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пределами собственно восприятия чисто интеллектуальный процесс (подсознательное "умозаключение"): впечатление движения может возникнуть у нас тогда, когда мы знаем, что движения на самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только умозаключать о движении, но и воспринимает движение .

ь восприятия времени.

Удельный вес, который приобрела проблема времени в философском сознании современности, не могла не сказаться и на психологии; и в психологии эта проблема начала привлекать к себе значительный интерес.

В восприятии времени мы различаем:

1) составляющее его чувственную основу непосредственное ощущение длительности, обусловленное в основном висцеральной чувствительностью,

2) собственно восприятие времени, развивающееся на этой чувственной органической основе. Подобно тому как в отношении пространства мы различаем элементарную протяженность и собственно пространство, в отношении времени нужно таким образом различать два понятия - длительность и собственно время, но с тем, чтобы, различая, связать их в едином целом.

В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности и б) восприятие временной последовательности. Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты.

У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или "чувство", времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов органической жизни - пульса, дыхания и т.д. По данным новейших исследований, оценка длительности коротких временных интервалов зависит также от внутренней температуры тела.

Наибольшие промежутки времени, заполненные, например, рассматриванием какой-нибудь картинки, по их истечении обычно, как показали опыты ряда исследований, более или менее сильно переоцениваются, большие - недооцениваются. Эти данные можно обобщить в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение, Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, "тягучим" оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность.

По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного - мучительно сокращается. В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором - оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется.

Характерной особенностью времени является его необратимость.

Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.

Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними.

Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий.

В некоторых патологических случаях выступает резкое расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени.

Непосредственные компоненты переживания и опосредованные компоненты восприятия и ориентировки во времени разведены, и потому каждый выступает с предельной отчетливостью: с одной стороны - искаженное непосредственное переживание течения времени; с другой - сохранившаяся нормальная, правильная, опосредованная ориентировка во времени, корригирующая дефектное непосредственное переживание. В других случаях надо с кортикальными поражениями и нарушением интеллектуальной деятельности - наблюдать, наоборот, неспособность оперировать временными соотношениями при сохранности непосредственного переживания длительности, выручающего в элементарных случаях повседневной жизни .

ь константность восприятия

Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия.

Если воспринимаемый нами на некотором расстоянии предмет удалить от нас, то отображение его на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, и, значит, уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохранит в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, предмету свойственную величину. Точно так же форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, но его форма будет нами восприниматься как более или менее постоянная.

В процессе восприятия как бы различается собственный размер предмета и его удаление от воспринимающего, объективная форма предмета и угол зрения, под которым он воспринимается, собственный цвет предмета и освещение, в котором он является.

Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении расстояния, отделяющего нас от предмета, при малейшем повороте головы или изменении освещения, т.е. практически непрерывно, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы.

Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непрерывное мерцание непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся и уменьшающихся, сплющивающихся и растягивающихся пятен и бликов неописуемой пестроты. Мы перестали бы воспринимать мир устойчивых предметов. Наше восприятие превратилось бы в сплошной хаос. Оно не служило бы средством познания объективной действительности.

Константность заключается в том, что основные чувственные качества восприятия и при некотором изменении субъективных условий следуют за остающимися постоянными свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздражению, подчинено регулирующему его отношению к предмету.

Адекватное соотношение между восприятием и отображенными в восприятии предметами объективной действительности - это основное соотношение, в соответствии с которым в конечном счете регулируются все соотношения между раздражителями, раздражениями и состояниями сознания. Даже "иллюзорное" восприятие абстрактных геометрических фигур объясняется, как мы видели, приспособленностью нашего восприятия к адекватному воспроизведению реальных объектов. Проблема константности, ортоскопичности, т.е. правильного видения, - это проблема отражения в частной психофизической постановке .

Подобные документы

    Изучение развития восприятия в отечественной и зарубежной психологии. Мышление и восприятие в дошкольном возрасте. Исследование взаимосвязи мышления и восприятия у детей дошкольного возраста на примере МБ ДОУ "Центр детского развития - детский сад № 91".

    курсовая работа , добавлен 13.06.2012

    Проблема изучения восприятия в общей и специальной психологии. Особенности развития процесса восприятия в онтогенезе. Уровень и особенности развития целостности и осмысленности восприятия у учащихся 9 классов с легкой степенью умственной отсталости.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2016

    Физиологические основы восприятия. Форма познания действительности. Свойства и функции восприятия. Виды восприятия. Развитие восприятия и тест Мюнстерберга на восприятие. Регулирование деятельности мозга. Различия в восприятии мира.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Особенности восприятия здоровья как ценности. Понятия "восприятие" и "здоровый человек" в психологической науке. Эмпирическое исследование особенностей восприятия здоровья как ценности разными возрастными группами. Выбранные методики и методы работы.

    дипломная работа , добавлен 05.08.2011

    Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии. Этапы и направления развития восприятия в старшем дошкольном возрасте. Подходы к данному процессу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2011

    Физиологические механизмы восприятия как психического процесса, его основные свойства. Общая характеристика развития зрительного, слухового и осязательного восприятия. Психологическая характеристика и закономерности различных модальностей восприятия.

    контрольная работа , добавлен 02.09.2012

    Восприятие как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, характеристика и психологическое обоснование. Свойства и виды восприятия: пространства, движения и времени. Закономерности возникновения и развития восприятия, его физиологические основы.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Общая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Сказка как метод народной психологии. Особенности художественного восприятия действительности в дошкольном возрасте. Изучение восприятия сказочных героев детьми старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2015

    Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности. Основные свойства и феномены восприятия. Слуховая и зрительная перцептивная система. Особенности восприятия движения и зрительные иллюзии, их характер и значение.

    курс лекций , добавлен 11.06.2012

    История развития проблемы восприятия в практике зарубежных и отечественных психологов. Изучение восприятия в младшем школьном возрасте. Разработка программы коррекционной работы с учащимися. Тренировка и развитие восприятия при помощи однозначных цифр.

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;

2) исследование температурной чувствительности;

3) исследование расстройств органов слуха и зрения.

4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.

1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).

2. Довольно часто встречается так называемая истерическая анестезия – исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота).

3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.

4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

5. При парестезииу больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д.

Разновидностью парестезии является сенестопа-тия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.

26. Определение и виды восприятия

Теперь рассмотрим основные нарушения восприятия. Но сначала определимся, чем же восприятие отличается от ощущений. Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но обладает определенными особенностями.

Общим для ощущений и восприятия является то, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств.

Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а является качественно новой ступенью познания.

Основными принципами восприятия предметов считаются следующие.

1. Принцип близости (чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).

2. Принцип сходства (похожие элементы стремятся к объединению).

3. Принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, контуры и формы).

4. Принцип замкнутости (элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого целостного изображения).

Вышеперечисленными принципами обусловлены основные свойства восприятия:

1) предметность – способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих определенными свойствами;

2) целостность – способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;

3) константность – способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от условий восприятия;

Основные виды восприятия выделяются в зависимости от органа чувств (как и ощущения):

1) зрительные;

2) слуховые;

3) вкусовые;

4) осязательные;

5) обонятельные.

Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие человеком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое значение придается также нарушениям восприятия собственного тела и его частей.

27. Основные нарушения восприятия

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий:

1) физические;

2) физиологические;

3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:

1. Простые. К ним относятся:

а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;

б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.

2. Сложные. К ним относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий:

1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на:

а) предметную агнозию;

б) агнозию на цвета и шрифты;

в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).

2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;

3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 11. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов*

10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек,

назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от

26 сек до 30 сек.

6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 сек до

4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 сек

2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах

от 41 сек до 45 сек.

0-1 балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом

больше чем 45 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

Баллов -высокий.

Баллов -средний.

Балла -низкий.

Балл -оченьнизкий.

* Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребенка. Наряду с такими общими выводами ребенок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребенка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.

Методика 2. «Узнай, кто это?»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рис. 12, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время - 10 сек - ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Рис. 12. Картинки к методике «Узнай, кто это?»

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов - ребенок установил, что,на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов - ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 сек до 30 сек.

2-3 балла - ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 сек до 40 сек.

0-1 балл - ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 3. «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 13 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Рис. 13. Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Оценка результатов

10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 сек до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 сек до 40 сек.

4-S баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 сек до 50 сек.

2-3 балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 сек до 60 сек.

0-1 балл - за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8 -9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 4. «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики - определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 14. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Рис. 14. Картинки к Методике «Чем залатать коврик?»

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек.

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 сек. до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 сек до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 сек до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 сек до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.


Похожая информация.


32. Методы исследования восприятия

Феноменологический метод. Один из старых но актуальных методов. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность – феномен.

Метод интроспекции. Это самоанализ содержания образа сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность, угасание образов. Взаимосвязь с другими актуальными объектами при разной стимуляции и условиях наблюдения.

Экспериментальный метод. Предполагает формулирование гипотезы, составление плана эксперимента, определение и контроль зависимых и независимых категорий, сбор экспериментальных данных, проверку гипотезы с использованием статистических процедур.

В экспериментах по восприятию используют следующие подходы:

Тахитоскопия. Строго дозированное и ограниченное время экспозиции. Контроль за скоростью обнаружения, опознания и идентификации стимула.

Хронометрия. Измерение времени реакции, которая является индикатором перцептивных процессов. Существуют моторные, вербальные, физиологический реакции.

Измерительный метод. Относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции.

Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности. Регистрируются движения, воспринимаемых органов, несущие оперативную информацию о процессе восприятия.

Манипулирование прямой и обратной связями в перцептивной системе. С помощью специальных устройств: псевдоскоп, пседофон, вибраторы, зеркала. С помощью эмпирических операций или инъекций вносятся систематические искажения в естественные соотношения между объектом и наблюдателем.

Генетический метод. Выявление этапов развития перцептивных способностей. Включает приёмы онтогенетического и формирующего исследования восприятия.

Анализ событий. Не ставит ограничение на время экспозиции, а также на подвижность наблюдателя в процессе восприятия.

Клинический метод. Изучение восприятия, вызванного соматическими или психич.расстройствами. Оценивается уровень и функции сенсорных моторных систем, центров перцептивных механизмов.

Метод моделирования работы перцептивных пр-ссов. Строгое точное описание отдельных феноменов восприятия.


24. Монистическая и множественная модели памяти

Винер разделил память на текущую и постоянную.

Оперативную память

Бродбент предложил модель переработки, в котором перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные центры, которые соответствуют различным модальностям сигналов, где она хранится очень короткое время, а потом передается в следующий блок, где подвергается переработке в вербальную форму, этот блок соответствует кратковременной памяти.

Предложили идею о первичной и вторичной памяти, информация из первичной памяти теряется, т.к. она не затухает. Вытесняются вновь поступившей информацией (интерференция).

Множественная модель памяти, Шифрин

В данной модели информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путем переведения в другие коды.


Сл.страница


Бэдели и Хинч разработали модель оперативной памяти, основываясь на том, что хранение поддерживается в активном состоянии.

Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально специфической, а мультимодальной.

Система состоит из 3-х компонентов:

Центрального исполнительного компонента и 2-х «систем-врагов». Одна из которых специализируется на переработке вербального материала (артикуляционная).

Согласно модели в артикуляционной петле автоматически поддерживается определённое количество информации.

Это количество зависит от времени необходимой для вокализации материала (1-2 сек.), поэтому ёмкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проявления.

S – ёмкость памяти

R – скорость чтения
Ck – коэффициенты

Подавление артикуляции влечёт за собой снижение ёмкости оперативной памяти.

Шанин Д.А, - идея оперативного образа – аналога оперативной памяти визуальной модальности, в нем акцентируются признаки объекта, которые существенны при выполнении конкретной деятельности.


5. Общие свойства ощущений

Качество – основная особенность данного ощущения, отличает его от других видов и вирирующая в пределах данного вида ощущения. Качественное многообразие ощущений отражает многообразие форм движения материй.

Интенсивность – является количественной характеристикой ощущений и определяют силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения. Это есть его временная характеристика, определяется функциональным состоянием органа чувств но главным образом действием раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение возникает спустя латентный период ощущения. Латентный период для разных видов ощущений различен.

Подобно тому, как раздражение не возникает, но и также не сразу исчезает после прекращающегося воздействия раздражителя (зрительное ощущение – остается след в виде последовательного образа).

Существуют положительные и отрицательные положительные образы: положительные остаются после раздражения неизменными (в кино не замечаем периоды перемены кадра, т.к. они заполнены следами последовательных образов). Отрицательные: при ощущении цвета, последовательные образы переходят в дополнительный цвет и возникает отрицательный последовательный образ, это объясняется ослаблением чувствительности сетчатки.

Анализ, осуществляемый, пространственными рецепторами дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Формы предметного восприятия. Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, ...

Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно. 2. Психические процессы как форма деятельности Психические процессы – общее название ощущений, восприятий, приспособлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в...

Долголетия. Активному долголетию пожилого человека способствует, таким образом, развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Дифференциальная психофизиология - направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два...

Неоднозначности и неясности понятия используют такое своеобразное определение: «Интеллект – это то, что измеряется тестами на интеллект». Так, например, американский психолог Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность – умение считать, ...

Формы нарушения восприятия при различных заболеваниях

Как показано выше, нарушения восприятия имеют различ­ные причины и разные формы проявления. Знание этих особен­ностей позволяет психологу участвовать в постановке диагноза,

а знание механизмов нарушений - в разработке и осуществле­нии коррекционных программ.

При локальных поражениях головного мозга наблюдаются два вида нарушений:

1. Сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т. д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.

2. Сложные гностические расстройства, отражавшие нару­ шение разных видов восприятия (восприятие предметов, про­ странственных отношений). Эти нарушения связаны с пораже­ нием корковых зон мозга.

У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения болевой чувствительности. Чаще встре­чается не снижение, а усиление болевого ощущения, так назы­ваемые «психогенные» боли, что также является нарушением восприятия. При переживании боли большая роль отводится ожиданию, боязни боли, хотя, по исследованиям Б. Д. Карва-сарского, не существует боли, лишенной материальной основы, даже когда речь идет о психогенных болях. При этом важно ус­тановить соотношение сенсорного и эмоционального компонен­тов переживания боли для выбора правильного лечения: преоб­ладание медикаментозного воздействия или психотерапевтиче­ского.

У эпилептоидных больных восприятие чрезмерно детализи­ровано и малопродуктивно. Можно сказать, что они «за деревь­ями» не видят леса.

У больных шизофренией трудности узнавания объектов свя­заны большей частью с апатоабулическим синдромом и эмо­циональной амбивалентностью.

При психопатиях возбудимого круга повышается чувстви­тельность при повышении эмоционального тонуса.

При психопатиях тормозного типа отмечается ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоцио­нального тонуса.

При реактивных депрессиях восприятие нарушено по-разному, и зависит от клинической картины:

а) при депрессивно-параноидном синдроме - аффективное искажение восприятия;

б) при астено-депрессивном - фрагментарность восприятия с трудностями концентрации внимания и его переключения;

в) при истеро-депрессивном - восприятие отличается вну­ шаемостью, в силу чего возможны псевдоагнозии.

Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами.

Клинический метод применяется в случаях, когда необхо­димо исследование болевой, тактильной, температурной, вибра­ционной или слуховой чувствительности, проводится с помо­щью специально подобранных волосков, щетинок, игл, анама-лоскопов, аудиометров и др. Осуществляют такую диагностику обычно врачи.

Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экспериментально-психологические мето­ды, к примеру, комплекс методик, предложенный Е. Ф. Бажиным.

Так, для выявления зрительной агнозии используют наборы разнообразных предметов и их изображений. В начале исследо­вания зрительного гнозиса испытуемому предлагают четкие изображения предметов (можно использовать «Классификацию предметов»). Испытуемый должен узнать предмет. Затем ему предлагают более сложные рисунки, к примеру, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрей-тера). Иногда для исследования зрительного восприятия ис­пользуют также таблицы Равена.

Для исследования сенсорной возбудимости на фоне органи­ческих изменений головного мозга используют таблицы с дви­жущимися квадратами, или «волнистый фон», предложенные М. Ф. Лукьяновой.

Для исследования зрительного восприятия используют та-хистоскопический метод (предъявление изображений в течение определœенного времени); а в случае крайне важности исследова-

ния слухового восприятия - идентификацию магнитофонных записей. Для этого крайне важно иметь звукозаписи, на которых записаны разные звуки: шелœест страниц переворачиваемой кни­ги, журчание воды, звон стекла, свист, шепот и т. д. С помощью этого метода, как вы уже знаете, можно обнаружить нарушения мотивационного компонента восприятия, вскрыть механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций у психически больных.

Библиографический список

1. Атлас для экспериментального исследования психиче­ ской деятельности человека / Под ред. И. А. Полищука и А. Е. Видренко Киев, 1980.

2. Бжалава И. Т. Восприятие и установка. Тбилиси, 1965.

3. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

4. Гиляровский В. А. Учение о галлюцинациях. М., 1949.

5. Гильяшева И. Н. О применении методики ТАТ в диаг­ ностике неврозов и шизофрении // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и меди­ цинской деонтологии. Л., 1972.

6. Зейгарник Б. В. Биренбаум, Г. В. К проблеме смыслово­ го восприятия // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. М., 1935. Т. IV. Вып. 6.

7. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1999.

8. Кандинский В. X. О псевдогаллюцинациях. М„, 1952.

9. Костандов Э. А. Восприятие и эмоции. М., 1977.

10. Рубинштейн С. Я. Экспериментально-психологический подход к исследованию обманов слуха // Невропатоло­ гия и психиатрия им. С. С. Корсакова. 1971. № 6.

11. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патоп­ сихологии и опыт их применения в клинике. М., 1970.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.