Подвиг ермака тимофеевича в том что он. Образ ермака в фольклоре, литературе и изобразительном искусстве. Ермак Тимофеевич: покорение Сибири и открытие новых земель

Как казачий атаман поместил на российский герб третью корону

Многовековая история собирания основных территорий Российского государства завершилась великим деянием - освоением Сибири, края, ставшего сокровищницей нашего Отечества, основным источником энергетической и финансовой состоятельности современной России. Помня об этом, нельзя не обратиться к началу "сибириады", в особенности к подвигу атамана Ермака Тимофеевича, славой своей сравнявшегося с героями русского былинного эпоса.

В поход – за Урал

О происхождении и первых годах жизни Ермака почти ничего не известно. По-видимому, родился он в волости Борок на Северной Двине, но рано покинул родные края, подавшись к казакам, обитавшим на южных "запольных" (степных) реках. Двадцать лет он казаковал на Дону, Волге и Яике, получив среди товарищей прозвище "Токмак", что на языке того времени означало - деревянный молоток, колотушка. Первые достоверные сведения о Ермаке, как воине, появляются в конце 70-х годов XVI века, когда он участвовал в боях с ногайскими татарами и Ливонской войне. В это время Ермак становится достаточно заметной фигурой в русском войске. О нем, в частности, упоминает в одном из своих донесений польскому королю комендант Могилева пан Стравинский, осажденный московской ратью в июне 1581 года. Других волжских атаманов с таким именем в то время не известно, поэтому его казачий отряд был нанят на службу богатейшими русскими купцами и промышленниками Строгановыми и пришел к ним в Орел-городок (Кередин).

В то суровое время участились нападения на приграничные русские земли отрядов, приходивших с территории Сибирского татарского ханства, где правил хан Кучум. Наибольший ущерб набеги подвластных ему племен остяков и вогуличей (современные народы ханты и манси) наносили владениям Строгановых, находившимся на восточных границах Московского государства. Они и начали нанимать для борьбы с сибирскими татарами казачьи отряды, действовавшими тогда на реке Яике. Командовал этими дружинами атаман Ермак Тимофеевич. Его ближайшими помощниками были атаманы Иван Кольцо, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Савва Болдыря и Богдан Брязга.

#comm#Благодаря казачьим дружинам в шедшей в Приуралье войне произошел перелом.#/comm#

Подтверждением тому служит история одной, к сожалению, ныне утраченной боевой награды. В строгановской коллекции в конце XIX века хранилась "затинная" пищаль с характерной надписью на стволе: "В граде Кергедане на реце Каме дарю я, Максим Яковлев сын Строганов, атаману Ермаку лета 7090" (в принятом в то время летоисчислении 7090 год от Сотворения Мира соответствует 1582 году от Рождества Христова). Почувствовав этот перелом в затяжной приграничной войне, Строгановы решили нанести удар по врагу на его территории. Они снабдили казаков всеми необходимыми припасами, оружием, дали им провожатых, хорошо знавших путь в Сибирь.

В начале сентября 1582 года отряд Ермака (по одним сведениям 840 человек, по другим – 1650 человек) выступил в Сибирский поход. По рекам Чусовая и Серебрянка казаки преодолели Уральские горы и по рекам Баранчук и Тагил спустились на стругах в реку Туру, где уже начинались владения сибирских татар. Вступив в неприятельскую землю, Ермак отдал строгий приказ: не трогать местное население, безжалостно притесняемое Кучумом и его подручными. Это мудрое решение привлекло к казакам многих исконных сибиряков, на собственном опыте узнавших, что русские суровы видом, но добры душой.

Вскоре произошли первые столкновения дружины Ермака с противником. В ходе одного из них в плен был захвачен знатный татарин Таузак, который сообщил Ермаку подробные сведения о Сибирском ханстве и его вооруженных силах. Тогда то казачий предводитель и принял решение идти на столицу Кучума город Кашлык, располагавшийся на Иртыше в устье реки Тобол, в нескольких верстах от современного Тобольска.

Первые же бои с татарами продемонстрировали колоссальное превосходство казаков в вооружении. Имевшие на вооружении крупнокалиберные испанские мушкеты и многоствольные орудия залпового огня, так называемые "сороки", воины Ермака легко рассеивали многочисленные, но плохо обученные и слабо вооруженные татарские отряды. Казакам удалось занять Епанчин-городок (Туринск), а затем старую столицу сибирских татар Чимга-Туру (Тюмень) и разбить войска Кучума в урочище Бабсан на берегу Тобола.

Не числом, а умением

Казаки были прирожденными, закаленными в боях воинами. На вооружении у них, как мы видим, находилось самое совершенное оружие того времени. Однако их феерическому успеху сопутствовало еще одно обстоятельство. На этом этапе русско-татарской войны походные войска обеих сторон разминулись – войско Ермака обрушилось на царство Кучума, в то время когда войско сибирских татар под началом старшего ханского сына Алея напало на Чердынь - главную русскую крепость в Приуралье.

Встревоженный успехами русских, Кучум послал гонцов срочно звать сына обратно, а пока же, собрав все остававшиеся под его рукой войска, перешел к обороне. Не решаясь вступить с казаками в открытое столкновение, он решил укрепить засеками берега реки Тобол, миновать которую двинувшийся к Кашлыку Ермак не мог. Главное командование над армией, сосредоточенной у Чувашского мыса (Чувашьей горы), Кучум поручил племяннику и лучшему своему полководцу царевичу Маметкулу.

Сражение у Чувашьей горы – главный эпизод победоносного похода Ермака в Сибирь. Произошло оно 23 –25 октября 1582 года. Овладев двумя укрепленными городками, прикрывавшими дальнейшее продвижение к Кашлыку – Карачиным и Атиком, войско Ермака подошло к хорошо укрепленному Чувашскому мысу, где за засеками и завалами укрылись отряды Маметкула. Чтобы подойти к этому месту, казакам пришлось прорываться через засеку на реке. Воспользовавшись тем, что река Тобол у Карсульского Яра сужается, татары устроили поперек ее заграждение из связанных между собой бревен с заостренными сучьями. Приблизившиеся казачьи струги противник обстреливал из луков. Ермак вынужден был отступить к месту, где берега были не столь круты. Высадившись с большей частью войска на берег (на стругах осталось около 200 казаков), Ермак зашел татарам в тыл и стремительной атакой вынудил их бежать.

Вслед за тем, приблизившись к месту расположения главного татарского войска, казаки пошли на приступ засеки на Чувашском мысе. Противник, убедившись в малочисленности русского отряда, сам, разобрав в трех местах заграждения, атаковал воинов Ермака.

#comm#Казаки заняли круговую оборону, встав плотно сомкнутыми рядами. Стрельба велась почти непрерывно. #/comm#

Выстрелив, казаки менялись местами с товарищами и, быстро перезарядив пищаль или мушкет, возвращались в строй. Несмотря на плотный ружейный огонь, неся большие потери, татары несколько раз прорывались вплотную к русским пищальникам и сходились с ними в рукопашную. Во время одной из таких атак был ранен царевич Маметкул. Бой продолжался до вечера. После наступления темноты казаки отошли в городок Атик-Мурза. Наутро сражение возобновилось и продолжалось еще два дня. 25 октября 1582 года татары были окончательно разбиты. Подвластные Кучуму князья стали уходить от него со своими отрядами. Оставшись с немногими воинами, хан покинул свою столицу. 26 октября 1582 года победоносное войско Ермака вступило в Кашлык. Узнав об этом, атаману покорились князь манси Бояр и князья хантов Имбердей и Суклей, приславшие казакам дары и ясак.

Не желая мириться с поражением, Кучум собрал войска, усилил их отрядами вернувшегося к тому времени из набега на русские владения своего сына Алея и зимой 1582/1583 года бросил их в сражение против Ермака. Произошло оно у озера Абалак недалеко от Кашлыка. Несмотря на отчаянные атаки своих конных отрядов, хан вновь был разбит казаками, вынужденными сражаться в пешем строю. После Абалакского разгрома Кучум с остатками своих людей бежал в Барабинскую степь. Однако сопротивления он не прекратил и, собрав новое войско, продолжал тревожить русских внезапными набегами.

Бой на Вагайском острове

После покорения столицы Сибирского ханства в Москву к царю Ивану Грозному было направлено казачье посольство. Возглавлял его не Иван Кольцо, как принято до сих пор считать, а казак Иван Черкас Александров. Сопровождали его 25 наиболее заслуженных казаков. Прибыв в Москву, посольство "поклонилось" великому государю Землей Сибирской, пополнив царскую казну богатыми дарами, полученными от сибирских князьков. Обрадованный первым за многие годы успехом, царь Иван Васильевич щедро пожаловал посольство и принял зауральские владения под свою высокую руку. На помощь Ермаку было отправлено 300 стрельцов под командованием князя Семена Болховского, а год спустя еще 700 стрельцов во главе с воеводой Мансуровым.

Тем временем война в Сибири продолжалась. Кучум упорно сопротивлялся, перейдя к тактике внезапных нападений. Казаки неизменно побеждали, но несли потери, ослаблявшие их небольшое войско. Желая окончательно разгромить врага и завершить затянувшуюся войну, в начале лета 1585 года Ермак выступил в свой последний поход. Собрав своих лучших людей, он повел их на юг, вверх по Иртышу, собираясь очистить от татар караванный путь в Бухару. Дважды – в боях у Бегичева городища и в устье Ишима, ему удалось разбить большие отряды противника, но основные силы врага уже изготовились к смертельному нападению на казаков. Против 107 казаков, остававшихся с Ермаком, Кучум собрал около тысячи воинов.

#comm#Конные татарские сотни скрытно сопровождали казачьи струги вдоль обоих берегов реки, дожидаясь любой оплошности Ермака. Удобный момент настал в ночь на 6 августа 1585 года.#/comm#

Казаки расположились на ночлег на небольшом острове, расположенном на Иртыше недалеко от впадения в него реки Вагай. Погода была ненастной, и казаки потеряли обычную бдительность. Атака татар была внезапной и застала русских часовых врасплох. Из-за проливного дождя фитильные ружья оказались бесполезными и враги сошлись врукопашную. Однако силы были явно неравными, и казаки стали пробиваться к берегу, где стояли их струги. Одним из последних отходил Ермак. Узнав его, в бой с ним вступил Кутугай, один из приближенных Кучума. Атаман стал одолевать и тогда хитрый татарин, углядев, что шлем на Ермаке не был застегнут, ударил его копьем в горло. Истекавший кровью казачий вождь сумел все таки добраться до струга, но вскоре силы оставили его и он упал за борт в темные воды Вагая…

Так в неравном бою погиб атаман Ермак Тимофеевич. Кучуму удалось одержать первую и последнюю победу. В наши дни на месте гибели Ермака, находящемся недалеко от деревни Погост Вагайского района Тюменской области, поставлен памятный крест, высоко чтимый местными жителями.

#comm#В бою на Вагайском острове из 108 казаков, кроме самого Ермака, погибло 17 человек, остальные 90 вернулись в Кашлык, где собрали круг и приняли решение покинуть Сибирь.#/comm#

Отступлением командовали атаман Матвей Мещеряк и стрелецкий голова Глухов. Они вернулись в Россию кружным Печерским путем. Тем временем, уже освоенной казаками дорогой через Тагильские перевалы, в Сибирь двигался отряд князя Мансурова, насчитывавший 700 служилых людей.

Таким образом, несмотря на гибель Ермака, завоевание Сибири было продолжено. Участвовали в нем и вернувшиеся в Зауралье так называемые "ермаковы" казаки, но уже под началом государевых воевод. В 1598 году оставшиеся еще под рукой Кучума татарские войска были окончательно разбиты воеводой Воейковым. Почти вся семья Кучума была взята в плен, а сам хан едва спасся, уплыв вниз по реке Обь. Впоследствии этот упорный враг Руси пытался найти убежище в Ногайской орде, но был там вероломно убит мурзами, убоявшимися гнева Москвы.

Значение подвига Ермака понимали уже современники. Имя атамана прославлено в сказаниях и старинных исторических песнях. Многие деяния Ермака в них приукрашены, дополнены легендарными подробностями (к таковым можно отнести упоминание о взятии Ермаком Казани, о встрече Ермака и Ивана Грозного), но суть произошедшего передана исторически верно. Ермак в глазах наших предков представал великой, героической личностью, покорившей "под власть государеву сторону Сибирскую". В эпических сказаниях подчеркивалось, что присоединением зауральских земель закончилось строение Российского государства и многовековая борьба русского народа с ордынцами. Эту глубокую идею подтверждает и символика российского герба, на котором три короны олицетворяют присоединение к Московскому государству трех татарских "царств" - Казанского, Астраханского и Сибирского.

Специально для Столетия

Годы жизни Ермака Тимофеевича на сегодняшний день доподлинно неизвестны. По разным версиям, родился он или в 1531, или в 1534, или даже в 1542 году. Но точно известна дата смерти – 6 августа 1585 года.

Он был казачьим атаманом, его называют Национальным героем. Именно он открыл огромную часть нашей страны – Сибирь.

По одной версии родился казак Ермак Тимофеевич в районе Среднего Урала. Выглядел он следующим образом: крупный, широкоплечий, с черной бородой, среднего роста, с плоским лицом. Мы не знаем, какую фамилию носил Ермак. Но один историк уверен, что полное имя звучало, как Василий Тимофеевич Алёнин.

Ермак был участником Ливонской войны, командовал казаками. В 1581 году сражался в Литве. Также Ермак участвовал в освобождении осажденного Пскова. В 1582 году был в войске, остановившем шведов.

Историческая справка

Сибирское Ханство было частью владений Чингисхана. В 1563 году властвовать там стал Кучум, но произошло это далеко не честным путем. Убив Едигера, данника Москвы, он «притворялся своим». В правительстве же его признали ханом, также обязали платить дань. Но, хорошо устроившись в Сибири, Кучум решил сделать Ханство самостоятельным и независимым: не платил дань, нападал на другие территории. И перед Москвой теперь стояла задача вернуть Сибирское Ханство под свой контроль.

Необходимо отметить, что на восточные земли были колонизированы знаменитой семьей Строгановых, промышленников и купцов. Их деятельность контролировала Москва. Строгановы были необычайно богаты. У них были свои отряды и крепости за Камой, которых сами снабжают вооружением. Землю ведь нужно было как-то защищать. И вот на помощь им приходит Ермак.

Ермак Тимофеевич: покорение Сибири и открытие новых земель

Как все начиналось

В одной из Сибирских летописей рассказывается о том, что Строгановы отправляли грамоту казакам. Просили купцы о помощи против нападающих народов. Казачья дружина во главе с Ермаком приехала в Сибирь и успешно защищала земли от вогуличей, вотяков, пелымцев и других.

Все-таки точно остается неизвестным, как именно произошла «сделка» между Строгановыми и казачьим войском.

  • Купцы просто отправили или даже приказали покорить Сибирь казачьим отрядам.
  • Ермак со своим войском сам решил идти в поход и заставил Строгановых предоставить необходимое вооружение, продовольствие и другое.
  • И те, и другие приняли такое решение на выгодных для всех условиях.

Перед началом похода Строгановы выделили оружие (ружья и порох), провиант, а также людей – около трехсот человек. Самих казаков было 540. В отряде из восьмисот человек царила строжайшая дисциплина.

Поход начался в сентябре 1581 года. Отряд плыл вдоль по рекам, долго и тяжело. Лодки застревали, вода уже начинала леденеть. Зимовать пришлось возле волока. Пока одни добывали пищу, другие готовились к весне. Наступило половодье, лодки резво направились в путь. И вот отряд оказался в Сибирском ханстве.

Приближение к цели

В районе нынешней Тюмени, которая тогда принадлежала Кучумову родственнику – Епанчу, произошла первая битва. Войско Ермака разгромило татар Епанчи. Казаки упорно двигались вперед. Татарам оставалось только бежать и сообщать о нападениях Кучуму. Необходимо отметить, что у татар не было порохового оружия, они пользовались луками. Поэтому ружья отряда Ермака совершенно обескуражили их, о чем они и сообщили хану. Но, с другой стороны, татары имели превосходство в численности войска в двадцать раз или даже больше. Кучум, хоть и был подавлен, но как истинный лидер быстро собрал всех татар под предводительством Магметкула и приказал им идти на казаков. А в это время он укреплял границы города Сибири – столице ханства.

Магметкул и казаки сражались кровопролитно и жестоко. Вооружение первых значительно уступало, поэтому Магметкулу пришлось бежать. А казаки тем временем продвигались дальше, взяли пару городов. Ермак останавливается, чтобы решить, как действовать дальше. Решать нужно было следующее: возвращаться назад или двигаться вперед. Атаман Ермак Тимофеевич опасался, что врагов стало слишком много. Был уже октябрь 1582 года. Реки скоро опять начнут леденеть, поэтому рискованно плыть назад.

И вот, рано утром 23 октября, войско Ермака с надеждой на божью помощь идут в наступление. Бой был невероятно трудным. Войску Ермака никак не удавалось прорвать оборону татар. Но вот русским удалось прорваться, татары начали бежать с поля боя. Кучум, увидев все это, тоже бежал, оставив Сибирь.

И 26 октября Ермак со своим казачьим отрядом вошел в столицу, богатую на драгоценные металлы и меха. Знамя Ермака теперь развевалось в Сибири.

Но радоваться было рано. Кучум, скрываясь в степях, продолжал нападать на казаков. Опасность представлял и Магметкул. Сначала он перебил часть казаков в ноябре 1582. Но Ермак совершил очень дальновидный поступок весной 1853, отправив часть войска для нападения на татар и взятия в плен Магметкула. Казачье войско хоть и справилось с этой задачей, но стало убаваляться в количестве и силах. На помощь отряду были высланы русские князья с войском из трехсот человек. Ведь Кучум не успокаивался, и надо было защищать завоеванный город

Гибель Ермака Тимофеевича

Дело было так. Ермак со своим отрядом шел вдоль Иртыша. Заночевали они у устья реки Вагай. Неожиданно, глубокой ночью, Кучум нападает на казаков и убивает их. Лишь части удалось спастись. Выжившие говорят, что атаман пытался подплыть к стругам (это такие судна), но утонул в реке. Произошло это, скорее всего, из-за тяжести доспехов (на Ермаке тогда было две кольчуги). Конечно, не исключено, что он был еще и ранен.

Покорение Сибири.

Тайны Сибири. Загадочная могила Ермака.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Как казачий атаман поместил на российский герб третью коронуСлавных лиц в России много: Тех, кто край родной любя, Укреплял Державу строго, Не жалел в трудах себя.Подвиг ЕрмакаАвтор работы: Билалова Наталья АлександровнаМКОУ «Кожурлинская средняя школа» Убинского района Поход Ермака в пределы Сибирского ханства положил начало освоению Сибири русскими. За Урал двинулись казаки. Подвиг Ермака и егодружины навсегда был вписан в сибирские летописи (Ремезовская летопись сопровождалась рисунками)М.В. Ломоносов: «Российское могущество прирастать будет Сибирью...»Бой под Кашлыком (Ремезовская летопись) ЕРМАК, КТО ТЫ? "О происхождении и первых годах жизни Ермака почти ничего не известно. Родился он в волости Борок на Северной Двине, но рано покинул родные края, подавшись к казакам, обитавшим на южных "запольных" (степных) реках. Двадцать лет он казаковал на Дону, Волге и Яике, получив среди товарищей прозвище "Токмак", что на языке того времени означало - деревянный молоток, колотушка. Первые упоминания о его ратных делах относятся к 60-м годам XVI века. По некоторым данным в 1571 году вместе со своей дружиной отражал под стенами Москвы набег крымского хана Давлет-Гирея, принимал участие в Ливонской войне. Это его публичная деятельность в роли защитника государства российского. Но Ермак Тимофеевич входил в число знаменитых волжских атаманов того времени и основное занятие у него было соответствующее - война с ногайскими мурзами и грабежи их улусов, а при первой возможности и караванов русских купцов.«Вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом середней, и плоск, и плечист» - из Ремезовской летописи Ермак – атаман В одной из народных песен говорится о том, как казаки выбрали Ермака атаманом и о единодушном признании: Они думушку гадали всё великую, Думу крепкую гадали, заединую: «Вот кому из нас, ребятушки, атаманом быть, Да кому из нас, ребятушки, есаулом слыть? Атаманом быть Ермилу Тимофеичу.» В то суровое время участились нападения на приграничные русские земли отрядов, приходивших с территории Сибирского татарского ханства, где правил хан Кучум. Владения Строгановых находились на восточных границах Московского государства. Они и начали нанимать для борьбы с сибирскими татарами казачьи отряды, действовавшими тогда на реке Яике. Командовал этими дружинами атаман Ермак Тимофеевич. Его ближайшими помощниками были атаманы Иван Кольцо, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Савва Болдыря и Богдан Брязга. ...Мы голову Кучуму отсечем! - Сказал Ермак. - Сибирь на меч подъемлю!- Он вынул меч. И боевым мечом Ударил в землю и разрыхлил землю...Леонид Мартынов Сборы казаков Ермака в Сибирь Благодаря казачьим дружинам в шедшей в Приуралье войне произошел перелом. Подтверждением тому служит история одной, к сожалению, ныне утраченной боевой награды. В строгановской коллекции в конце XIX века хранилась "затинная" пищаль с характерной надписью на стволе: "В граде Кергедане на реце Каме дарю я, Максим Яковлев сын Строганов, атаману Ермаку лета 7090" (в принятом в то время летоисчислении 7090 год от Сотворения Мира соответствует 1582 году от Рождества Христова). Почувствовав этот перелом в затяжной приграничной войне, Строгановы решили нанести удар по врагу на его территории. Они снабдили казаков всеми необходимыми припасами, оружием, дали им провожатых, хорошо знавших путь в Сибирь. Отряд Ермака нанимался преимущественно для охраны строгановских владений, но, не видя возможности, прекратить грабежи, только обороняясь, Ермак Тимофеевич начал свой поход вглубь владений сибирского хана. По пути следования отряд Ермака выиграл ряд мелких сражений с местными феодалами (в устье реки Туры, на Тоболе, у Березового и Караульного яров). Взяв городок советника хана Кучума – Карачи (современный одноимённый курорт в Чановском районе Новосибирской области). ...На крутом на красном бережочке Собрались люди, вольные казаки, Становились они во единый круг, Крепко думу думали единую. Говорил Ермак Тимофеевич: «Не пора ли убраться нам отсюдова: На Волге жить - ворами слыть, На Яик идти - переход велик, В Казань идти - грозен царь стоит, Грозен царь-государь Иван Васильевич. Не лучше ли нам во Сибирь идти, На Кучума, царя татарского?..» Песня записана в селе Вознесенском Новосибирской обл. в 1955г.В ходе одного из сражений в плен был захвачен знатный татарин Таузак, который сообщил Ермаку подробные сведения о Сибирском ханстве и его вооруженных силах. Тогда то казачий предводитель и принял решение идти на столицу Кучума город Кашлык, располагавшийся на Иртыше в устье реки Тобол, в нескольких верстах от современного Тобольска. Василий Иванович Суриков.Покорение Сибири Ермаком (1895г) В начале сентября 1582 года отряд Ермака (по одним сведениям 840 человек, по другим – 1650 человек) выступил в Сибирский поход. По рекам Чусовая и Серебрянка казаки преодолели Уральские горы и по рекам Баранчук и Тагил спустились на стругах в реку Туру, где уже начинались владения сибирских татар. Вступив в неприятельскую землю, Ермак отдал строгий приказ: не трогать местное население, безжалостно притесняемое Кучумом и его подручными. Это мудрое решение привлекло к казакам многих исконных сибиряков, на собственном опыте узнавших, что русские суровы видом, но добры душой Ермак отправился к столице хана - городку Искеру на Иртыше. 21 октября 1582 г. произошла решительная битва дружины с отрядом хана Кучума на подступах к Искеру, у Чувашьего мыса (в 15 км от Тобольска). 25 октября отряды Кучума были разбиты, и Ермак занял столицу. Отсюда он в 1582-85 гг. будет совершать походы в южные районы Сибирского ханства. Однако ввиду малочисленности отряда Ермака закрепиться на захваченных огромных пространствах было невозможно и Ермак Тимофеевич направляет посольство в Москву просить помощь. Царь наградил всех участников Сибирского похода, простил преступников, примкнувших к Ермаку, и обещал послать 300 стрельцов, а самому Ермаку присвоил титул "князь Сибирский". Послы Ермаковы - атаман Кольцо с товарищами бьют челом Ивану Грозному Царством Сибирским. Гравюра 19 в.Слова из народной песни «Ермак у Ивана Грозного»: Ой ты гой еси, Ермак сын Тимофеевич, Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка! Я прощаю тебя да и со войском твоим, За твою-то ли службу мне за верную, И я жалую тебе, Ермак, славный тихий Дон! Летом 1585 года отряды Ермака, несмотря на недостаточную численность, предприняли несколько походов в южные пределы Сибирского ханства, преследуя отряды Кучума.Из этого похода Ермаку не было суждено вернуться. Обманутый слухами о задержании татарами каравана бухарских купцов, отряд Ермака продолжил преследование татар и попал в ловушку. В ночь с 5 на 6 августа татары напали на его дружину. Атаман вступил в бой, пробился сквозь ряды врагов, но, не сумев достичь струга, утонул в Вагае. Согласно летописным источникам, тело было обнаружено татарами через несколько дней после гибели. Шесть недель продолжался "праздник мести" татар над Ермаком: в его тело пускались стрелы. Сохранилось предание, что до погребения татарам являлись видения и снились страшные сны. Погребен был Ермак Тимофеевич на татарском "Баишевском кладбище под кудрявой сосной" (согласно С. У. Ремезову). Опечаленные гибелью атамана оставшиеся в живых казаки вернулись на Русь. Настойчиво в донских преданиях упоминается, что причиной гибели Ермака была кольчуга, полученная в подарок от Ивана Грозного, «она-то и потянула на дно». В литературе авторы придерживаются такой же точки зрения. К.Рылеев в стихотворении «Смерть Ермака» так пишет об этом: Но сила року уступила… …Лишивши сил богатыря Бороться с ярою волною Тяжёлый панцирь – дар царя – Стал гибели его виною… «Умер Ермак, погиб в Иртыше, в отчаянной схватке с татарами, но умерло только бренное тело его. Сам он, великий донской атаман, жив и доныне. Жив в песнях казачьих старых и новых,- » так о великом казаке писал П.Н.Краснов в романе «Смерть Ермака». Не забыли Ермака и потомки. В Тобольске, главном городе Западной Сибири, первом покорённом Ермаком, поставлен ему, по велению императора Николая I, в 1838 году памятник с надписью: «Покорителю Сибири Ермаку». Список источниковВикипедия – Ермак ТимофеевичЕрмак Тимофеевич - покоритель Сибирского царства http://pr-bereg.narod.ru/info/st_033b.htmlКто такой Ермак? http://tur-plus.ru/Волков Вл. Подвиг Ермака.Как казачий атаман поместил на российский герб третью корону«Полководцы X-XVI вв», В.В.Каргалов«Сибирская экспедиция Ермака», Новосибирск, 1986Яндекс. Картинки

Мокроусова Ольга

Творческая исследовательская работа о национальном герое Донской земли Ермаке Тимофеевиче, с именем которого связаны многие события, значимые для всего российского государства. Автор работы рассматривает образ Ермака в устном народном творчестве, в художественной литературе и в изобразительном искусстве.

Подвиги Ермака интересовали и многих известных писателей. П.Н.Краснов, П.П.Ершов, Л.Н.Толстой, Анатолий Иванов, В.А.Жуковский, П.М.Карамзин в своих произведениях описывали его жизнь и походы. Автор работы пишет о замечательном историческом романе В.Гнутова «Подвиг Ермака».

Образ Ермака привлекал внимание не только писателей, но и многих художников. Пожалуй, самой известной картиной о Ермаке является картина В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная им в 1895 году. «Покорение Сибири» - лучшая по колориту суриковская картина в Государственном Русском музее. О ней и пишет автор этой творческой работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мокроусова Ольга

ученица 11 класса МБОУ гимназии №76.

Учитель Балавинцева Н.Н.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Образ Ермака в фольклоре, литературе и изобразительном искусстве.

Велика заслуга Ермака перед Родиной.

Он подлинный наш национальный герой

Академик А.П.Окладников.

Каждый человек должен знать историю своего края, помнить своих героев, их храбрые подвиги. Нужно равняться на них, ведь, по словам М.Горького, в жизни каждого человека есть место подвигам.

Немало национальных героев есть и на Донской земле. С их славными именами связаны многие события, значимые для всего российского государства. Одним из таких национальных героев является Ермак, покоритель сибирского ханства, донской казак. Его подвиг до сих пор остаётся в памяти людей. Он действительно стал народным героем.

В Новочеркасске возле Вознесенского кафедрального воинского собора стоит замечательный памятник Ермаку, а в самом соборе находится уникальная фреска, с которой Ф.С.Казачинский написал картину «Сборы Ермака в поход на Сибирь». Впервые побывав с родителями в Новочеркасске и увидев третий по величине собор в Европе, построенный в 1892-1905 годах по проекту А.А.Ященко, я была потрясена вовсе не огромным и необыкновенным по своей красоте собором, а гордым видом могучего казацкого атамана, грозно смотрящего с высокого берега на тихий Дон, мерно текущий среди вольной степи. В течение нескольких минут я не могла отвести взгляда от этой непокорной фигуры на высоком пьедестале в центре города. Конечно, я много слышала о Ермаке и раньше, но никогда ещё эта личность так меня не заинтересовывала. Бронзовый Ермак в одежде казацкого атамана, со стягом в руке, под золотыми лучами осеннего солнца выглядел очень впечатляюще. Меня бросило в дрожь при одной мысли о том, что когда-то этот человек наводил ужас на врагов нашей страны. И, конечно же, я не упустила возможности получить более подробную информацию об этом важном историческом лице. В Новочеркасске есть очень большой краеведческий музей, в котором собрано много интересного и полезного материала об истории Донского края. Сотрудники музея были очень добры и охотно помогли мне в поисках. После обширной экскурсии по музею и подробного экскурса в историю Донского казачества мне посоветовали посетить краеведческий отдел в Новочеркасской библиотеке, что я и сделала. Пробыв в библиотеке более трёх часов, я пересмотрела огромное количество книг, рассказывающих о подвигах Ермака и его дружины, об их великих походах. Некоторые книги я взяла домой, где продолжила изучение этой темы. К своему удивлению, я узнала, что жизнь этого героя интересует не только меня.

Четыреста лет уже волнует нас личность Ермака. Казацкий атаман, совершивший с небольшим отрядом героический сибирский поход, стал легендой.

Известно, что победа Ермака над ханом Кучумом сняла угрозу для русской земли с востока, укрепила границы, положила начало мирному освоению Сибири. Но многое ещё в далёком XVI веке остаётся загадкой. Не утихают споры учёных о дате и месте рождения Ермака, о его жизни, предшествующей сибирскому походу, о появлении на Дону. В памяти народа Ермак остался справедливым человеком, честным и храбрым воином, по-государственному мыслящим атаманом. Из уст в уста, от предков к потомкам, передавали казаки былины и песни. С ними казаки отправлялись в дальние походы, их сберегали в своей памяти. Красочен и своеобразен донской песенный фольклор. «Какая размашистая поэзия,- писал о донских песнях В.Г.Белинский,- сколько в ней силы и простору душевного!» Судя по песенному творчеству казаков, Ермак Тимофеевич – один из самых почитаемых народных героев.

Славит донская земля казацкого атамана Ермака, сына Тимофеева. До сих пор живут о нём песни, предания, легенды. Они памятны своей связью с прошлым и в то же время современны глубоко нравственным смыслом: возвеличивается личность, способная на высокий героический подвиг; поэтизируются поступки, мотивированные чистыми чувствами – достоинством, гордостью, жаждой справедливости.

Общим для устных произведений о Ермаке является героическое содержание. Каждое из них воспевает деяния, жизненно значимые для всего народа. Больше всего песен на Дону о воле как самой заветной мечте.

Как на речке, на реке, было на Камышинке,

Собиралися там, соезжалися они, люди вольные,

Люди вольные сбиралися, они беспачпортные,

То донские, гребенские казаки, они со яицкими.

Атаманом был у них, братцы, Ермак Тимофеевич,-

поётся в одной из народных песен.

Согласно многочисленным преданиям, Ермак освобождает Дон, заселяет его беглыми, организует Войско Донское, изобретает порох, помогает взять Казань и Астрахань, покоряет Сибирь, чтобы было куда переселить казаков с Дона.

Как бы ни объяснялся в преданиях факт появления казачества, Ермаку отводится первостепенная роль: Ермак Тимофеевич привёл наших предков на Дон при Грозном… Ермак возглавил первых вольников… До Ермака казаков не было… Казаки пошли от Ермака… Ермак создал казачество…

В одной из народных песен говорится о том, как казаки выбрали Ермака атаманом:

Они думушку гадали всё великую,

Думу крепкую гадали, заединую:

«Вот кому из нас, ребятушки, атаманом быть,

Да кому из нас, ребятушки, есаулом слыть?

Атаманом быть Ермилу Тимофеичу.»

Когда Ермака выбирают казаки атаманом, он проявляет способности предводителя, увеличивает и укрепляет свой отряд. С честью проходит Ермак испытание властью. В любой ситуации ведёт он себя как атаман в народном понимании идеальный. Собрав войско, Ермак противопоставляет себя и царю, и внешним врагам, борьбу с которыми казаки считают первым своим делом.

Благодаря эмоциональной образности песня приобретает особую ёмкость и передаёт смысл реальных событий. Донской край, сохранивший исторически сложившуюся культуру, по праву называют одним из самых поэтических. Песни и предания о Ермаке, связанные идейно-художественным единством, несут цельное представление о событиях той эпохи.

Подвиги Ермака интересовали и многих известных писателей. П.Н.Краснов, П.П.Ершов, Л.Н.Толстой, Анатолий Иванов, В.А.Жуковский, П.М.Карамзин в своих произведениях описывали его жизнь и походы. Василий Гнутов написал замечательный исторический роман «Подвиг Ермака». Действие романа охватывает Дон, Западные районы России, Приволжские и Приуральские районы, Сибирь. Герой раскрывается в общении с казаками, местными жителями, в битвах, экстремальных ситуациях похода. Автор обстоятельно и объективно показывает переход казаков от вольной полуразбойной жизни к «государственной» службе как возможности заслужить «прощение прежних вин» и исполнить долг перед Отечеством. «Взять Сибирь до наступления зимы – в этом наше спасение… В Сибири мы найдём кров и пищу и славу добудем!»- решают казаки. Читая эти строки, невольно вспоминаешь слова из народной песни «Ермак у Ивана Грозного»:

Ой ты гой еси, Ермак сын Тимофеевич,

Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!

Я прощаю тебя да и со войском твоим,

За твою-то ли службу мне за верную,

И я жалую тебе, Ермак, славный тихий Дон!

В описании различными авторами характера Ермака всегда подчёркиваются его благородство, мужество и умение грамотно распорядиться данной ему властью. «Смелой душой своей чуял Ермак, что зовут его Строгановы на славный подвиг… И вот, собрав вокруг себя своих удальцов, обратился к ним Ермак с такой речью:

Гей вы думайте, братцы, вы подумайте,

И меня, Ермака, братцы, послушайте.

…Перейдём мы, братцы, горы крутые,

Доберёмся мы до царства басурманского,

Завоюем мы царство Сибирское,

Покорим его мы, братцы, Царю Белому

«…Любо нам, Ермак Тимофеевич, с тобой идти! Любо покорить царя Сибирского и подарить его Московскому православному царю! Любо… Аминь!..»- так в романе «Ермак Тимофеевич – покоритель Сибирского царства. 1582г.» П.Н.Краснов показывает преданность дружины Ермака своему атаману.

Несколько сот казаков под предводительством Ермака смело вступили в войну с татарским ханом Кучумом, властителем Сибирского ханства. 25 октября 1581 года после ожесточённой битвы Ермак занял столицу Кучума, расположенную на реке Иртыш. Это была первая победа русских в тех краях. Об этой славной победе пишет Аполлон Коринфский в стихотворении «Бегство богов»:

А Обью-рекой подплывал на стругах

Ермак – победитель героем,

С крестом на груди и со стягом в руках,

Сопутствуем огненным боем.

Настойчиво в донских преданиях упоминается, что причиной гибели Ермака была кольчуга, полученная в подарок от Ивана Грозного, «она-то и потянула на дно». В литературе авторы придерживаются такой же точки зрения. К.Рылеев в стихотворении «Смерть Ермака» так пишет об этом:

Но сила року уступила…

…Лишивши сил богатыря

Бороться с ярою волною

Тяжёлый панцирь – дар царя –

Стал гибели его виною…

Образ Ермака привлекал внимание не только писателей, но и многих художников. Пожалуй, самой известной картиной о Ермаке является картина В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная им в 1895 году. Присоединение Сибири к Московской Руси – важное событие в истории формирования русского государства. Решающее сражение на берегу Иртыша послужило сюжетом грандиозного полотна. В ледяной воде сибирской реки встречаются две стихии – дружина Ермака и татарское войско. Ермак, стоя под стягом, уверенно и решительно руководит наступлением. Суриков даёт почувствовать, что казаки выйдут из этой схватки победителями. Достигает он этого выверенными композиционными приёмами. Тщательно пишет художник одежду своих героев. Здесь простые казацкие кафтаны, узорный кафтан есаула, блестящие доспехи Ермака, отороченные мехом папахи, тяжёлые, подбитые крупными гвоздями сапоги.

Художник М.В.Нестеров, одним из первых оценивший «Покорение Сибири Ермаком», писал о своём впечатлении: «…я вижу драму, в которой люди во имя чего-то бьют друг друга, отдают свою жизнь за что-то им дорогое, заветное. Суровая природа усугубляет суровые деяния… Впечатление растёт, охватывает меня, как сама жизнь…»

«Покорение Сибири» - лучшая по колориту суриковская картина в Государственном Русском музее. Поражает богатство красочной палитры Сурикова. Мрачные серые и коричневые тона подчёркивают суровость осенней сибирской природы и трагизм человеческой борьбы и гибели.

«Умер Ермак, погиб в Иртыше, в отчаянной схватке с татарами, но умерло только бренное тело его. Сам он, великий донской атаман, жив и доныне. Жив в песнях казачьих старых и новых,- » так о великом казаке писал П.Н.Краснов в романе «Смерть Ермака».

Не забыли Ермака и потомки. В Тобольске, главном городе Западной Сибири, первом покорённом Ермаком, поставлен ему, по велению императора Николая I, в 1838 году памятник с надписью: «Покорителю Сибири Ермаку». Другой памятник поставлен в 1904 году на пожертвования донцов в Новочеркасске, в войске Донском, на родине Ермака. На Дону есть Ермаковская станица, есть Ермаковы хутора и не один донец носит славное имя Ермаково, «как бы в воспоминание, что деды его ходили в славный поход с Ермаком и смелою битвой завоевали родной Руси целое великое Сибирское царство!»

Я считаю, что Ермак поистине является нашим национальным героем, поступки которого нельзя забывать. Я горжусь, что живу в краю, имеющем таких славных героев.

Были занесены еще в одну летопись, составленную в 1760 году тобольским ямщиком Иваном Леонтьевичем Черепановым.

Черепановская летопись сразу стала сенсацией, потому что в ней впервые отыскалась - что бы вы думали? - родословная Ермака. В ней подробно расписывалось, как его дед подрабатывал извозом у муромских разбойников, за то был изловлен и посажен в тюрьму. Потом сбежал с женой и двумя детьми, которые после смерти отца нашли себе приют в строгановских вотчинах. Оказалось, что Ермак - это Василий Тимофеевич Оленин. И у него еще есть куча родных и двоюродных братьев.

Вообще, вещь достаточно невероятная. Казак - разбойник, человек, живущий фактически вне закона, вдруг во всеуслышанье объявляет о своих родственниках, ставя их тем под несомненный удар. Н.М. Карамзин эти "новости" назвал "сказкой", а историк Л.Н. Майков вообще категорически заявил в 1876 году: "...летопись И.Л. Черепанова не заслуживает того, чтобы она была напечатана..."Но неожиданно появились свидетельства, что Черепанов-ская летопись - просто добросовестная компиляция многих источников. И один из них - "Сказание Сибирской земли" - отыскал известный уральский краевед, Александр Алексеевич Дмитриев. В этом "Сказании" сведения о Ермаке практически полностью совпадали с черепановскими.

Конечно, и на А.А. Дмитриева тоже сразу накинулись критики. Они обвинили опубликованный им текст в том, что он "...представляет неумную и подчас нелепую подделку под славянский (язык. - Л. С.)..." и что он вообще не имеет имени составителя. Однако у Дмитриева нашлись и защитники, в конце концов доказавшие, что такие же биографические данные о Ермаке впервые записаны не так уж и далеко от 1633 года.

С одной стороны, это сразу укрепило позиции Черепанов-ской летописи. Но, с другой стороны, стали раздаваться и голоса - не слишком ли много разноречивых сведений появилось в одно и то же якобы время и в одном и том же месте. Ведь Дмитриев нашел свое "Сказание" не где-нибудь, а в Соликамском уезде.

В общем, и с вопросом имени сибирского героя тоже немалые сложности.

Кстати, хотя заслуги этого человека перед Московским государством были признаны практически сразу же - как же, сам Иван Васильевич Грозный ему шубу со своего плеча пожаловал, - то вот возведение его в ранг национального героя имело своих оппонентов.

Вопрос оказался настолько серьезным, что был даже вынесен на заседания "Исторического отделения" С.-Петербургской академии наук 3 и 6 июня 1748 года. Вот какие сведения о том заседании приводит в своей книге "Дом Строгановых в XVI-XVII веках" А.А. Введенский: "...в протоколах... отмечено, что "господин профессор Ломоносов мнит, что подлинно неизвестно, для себя ли Ермак воевал или для всероссийского самодержца, однако сие правда, что он потом поклонился ею всероссийскому монарху. Того ради, буде оные рассуждения, которые об его делах с некоторым похулением написаны, не могут быть переменены, лучше их всех выкинуть"".

Академика смущало, что главный герой событий был разбойником. В.К. Тредьяковский, поддерживая М.В. Ломоносова, указывал: "Понеж благопристойность и некоторые политические опасности и предосторожности требуют, чтобы нечестным названием Ермака не оскорблять читателей, а особенно Российских, которые уже все к нему великую склонность имеют за учиненное им знатное и полезное дело... то... помянутые об нем описания все выключить вон, ежели поправлены и умягчены быть не могут".

Вот так-то. А вы говорите: Оруэлл, Платонов... В причесывать историю эвон еще когда начали. Так что и всю правду о Ермаке Тимофеевиче нам еще предстоит выяснять. Но в то же время, большинство из нас, думается, сможет смириться с мыслью, что сегодня наука не знает достаточно определенно - как, когда, по чьему желанию атаман Ермак заявился на Урал. В конце концов, для потомков важнее знать не то, как он здесь появился, а то, что он здесь совершил.

Казалось бы, в этом-то все исследователи едины: совершил блистательный подвиг. Ведь, как выразился Николай Михайлович Карамзин, "...ни современники, ни потомство не думали отнимать у Ермака полной чести сего завоевания, величая доблесть его не только в летописаниях, но и в святых храмах, где мы еще и ныне торжественно молимся за него...".

Молимся, естественно, в русских православных храмах. Но ведь там молятся далеко не все.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.