Польский кризис 1980. Военное положение в польше. Экономические санкции США против Польши


Рождение “Солидарности”

Партийно-государственное руководство оказалось бессильным перед неумолимо надвигавшимся социально-политическим и экономическим кризисом. Не помогла замена на посту главы правительства непопулярного в обществе П. Ярошевича Э. Бабюхом. Летом 1980 г. в ответ на повышение цен на продовольствие в Польше стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Своей вершины она достигла в августе, когда забастовали предприятия Гданьска, Щецина, Силезии. Стачки имели оккупационный характер, уличных манифестаций не было, чтобы исключить возможные провокации со стороны властей.

Правительство вынуждено было пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но и их право на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования советников и экспертов бастующих из числа членов оппозиционных организаций.

Первая реакция ПОРП на очередной кризис была традиционной: произошла смена партийного и государственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С. Каня, премьером стал Ю. Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз “Солидарность”. К концу 1980 г. в нем состояло около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единоличных крестьян “Сельская солидарность”. Другие профцентры (Центральный совет профсоюзов, автономные профсоюзы) значительно уступали ему по численности. “Солидарность” представляла собой объединение автономных организаций отдельных регионов. Координировала ее действия Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им. Ленина Л. Валенсой. Большую помощь в ее деятельности оказывали известные деятели оппозиции Б. Геремек, Я. Куронь, Т. Мазовецкий, А. Михник, Я. Ольшевский и др.

“Солидарность” с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением, объединявшим разнородные силы. Она выросла на волне рабочего протеста, и в первое время не имела четких планов дальнейшего развития страны. Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией “саморегулирующейся революции”. Она предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военно-политического блока, одновременно должна стремиться к внутреннему преобразованию общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП.

Политические притязания “Солидарности” и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон. Это стало очевидным после IX внеочередного съезда ПОРП и I съезда “Солидарности” в 1981 г. Каждая из сторон самоопределилась как единственный гарант развития процесса обновления в Польше. Польские руководители испытывали сильное давление со стороны СССР и некоторых других государств социалистического содружества, требовавших принятия более решительных мер против “Солидарности”.

В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Генерал В. Ярузельский был назначен председателем Совета министров, избран первым секретарем ЦК ПОРП и сохранил за собой пост министра национальной обороны.

Резкое обострение политического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве “Солидарности” взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. Возникала опасность неконтролируемого развития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и интервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих условиях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, свыше 5 тыс. руководящих деятелей “Солидарности” всех уровней были интернированы. Вся полнота власти сосредоточилась в руках Военного совета национального спасения во главе с В. Ярузельским. Во избежание всеобщей стачки все ключевые отрасли, порты и 129 крупных предприятий были переведены на военный режим работы. В ходе введения военного положения погибли 8 человек.

Военное положение временно ослабило остроту политического противостояния. Но оно не могло решить экономических проблем страны. Начатая в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий строилась на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, т.е. должна была вестись в условиях, приближенных к конкурентным, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке.

“Солидарность” была ослаблена, но не разгромлена, постепенно в подполье возрождались ее структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была создана Временная координационная комиссия “Солидарности”. В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Это означало, что не оправдались надежды властей на то, что “Солидарность” согласится на их условия компромисса. Началась многолетняя борьба за легализацию “Солидарности”, в ходе которой проходили проверку различные концепции возвращения движения на арену легальной политической жизни.

Все это время “Солидарность” пользовалась активной поддержкой католической церкви, авторитет которой в обществе продолжал неуклонно расти, а также помощью Запада. В 1983 г. Л. Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства “Солидарности”, польско-язычные западные радиостанции выполняли большую информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.

К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса без существенного понижения жизненного уровня населения. В апреле 1988 г. произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью не только для властей, но и для оппозиции. Рабочие требовали повышения заработной платы и легализации “Солидарности”. Уже в августе это требование стало основным во всех стачках.

Власти вынуждены были пойти на закулисные переговоры с частью деятелей “Солидарности”, изъявивших к этому готовность, а с конца августа началась подготовка заседаний “круглого стола” властей и оппозиции. Идея компромисса наталкивалась на противодействие как радикального крыла “Солидарности”, так и части партийно-государственного руководства. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили первый секретарь ЦК ПОРП В. Ярузельский и премьер-министр М. Раковский, удалось провести на пленуме ЦК резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме. Это открыло путь к легализации “Солидарности”. Успеху реформаторов способствовала происходившая в это время в СССР “перестройка”.

Круглый стол” с участием представителей “Солидарности”, правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) - профцентра новых профсоюзов, созданного после 1982 г. и епископата проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов, введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

От “реального социализма” к социальному обществу западного типа

17 апреля 1989 г. состоялась повторная регистрация “Солидарности”. После завершения работы “круглого стола” в центре внимания ПОРП, союзнических партий и оппозиции оказалась подготовка к выборам в парламент. По договоренности 65 % мандатов в сейме предназначались партиям правящей коалиции (в том числе 37 % ПОРП), а 35 % оппозиции. Выборы в сенат были свободными.

Прошедшие в июне 1989 г. два тура парламентских выборов принесли оппозиции колоссальный успех. Она провела практически всех своих кандидатов в парламент уже в первом туре, и завоевала 99 из 100 мест в сенате. 19 июля на совместном заседании сейма и сената президентом страны был избран В. Ярузельский. Это стало возможным только потому, что 11 депутатов от оппозиции не участвовали в голосовании. Победив формально, Ярузельский потерпел моральное поражение.

После избрания президента начались длительные поиски политической формулы правительства. Его состав определился только 17 августа. О готовности войти в него заявили оппозиция и бывшие союзники ПОРП - Объединенная крестьянская и Демократическая партии. Премьер-министром стал известный деятель движения католической интеллигенции и оппозиции Т. Мазовецкий. ПОРП впервые за всю свою историю лишилась привычной для нее роли правящей партии.

Начиная со второй половины 1989 г. произошли значительные перемены в политической жизни Польши, появилось много новых партий, переживали глубокую трансформацию уже существовавшие. В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение о ее самороспуске. Правопреемницей ПОРП стала Социал-демократия Республики Польша (СДРП).

Было изменено название государства - с Польской Народной Республики на Республику Польша, орлу на государственном гербе была возвращена корона.

Для оздоровления экономики был принят план стабилизации(план Бальцеровича), предусматривавший введение жесткого контроля за финансовой сферой, снижение государственных дотаций предприятиям, обеспечение внутренней конвертируемости злотого, а также сокращение занятости и появление безработицы (“шоковая терапия”). План получил одобрение и финансовую поддержку Запада. Его внедрение позволило достаточно быстро стабилизировать финансы страны, насытить внутренний рынок товарами, начать акционирование и приватизацию предприятий. Но не удалось остановить спад промышленного и сельскохозяйственного производства, быстрее, чем предполагалось, росла безработица, превысившая в начале 1992 г. показатель в 2 млн. человек.

В 1990 г. состоялись всеобщие президентские выборы, победу в которых во втором туре одержал Л. Валенса. В ноябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент, продемонстрировавшие значительный раскол в польском обществе. Вновь, как и в начале 20-х гг., сейм составили многочисленные политические фракции. Абсолютное преобладание получили правые и центристские партии и движения, возникшие в основной своей массе на базе бывшей “Солидарности”. Несмотря на общую родословную, эти силы пребывали в состоянии жесткой конфронтации. Их взаимодействию мешали не только программные и идеологические расхождения, но и амбиции лидеров. Левые во главе с СДРП, хотя и оказались в меньшинстве, продемонстрировали свою жизнеспособность, сплоченность и наличие устойчивого электората. Неплохие позиции были и у левоцентристского Польского стронництва людового (крестьянской партии), возникшего на месте ОКП. Сформированный Я. Ольшевским правый кабинет оказался не очень жизнеспособным, просуществовал немногим более полугода. После его отставки было сформировано право-центристское правительство Х. Сухоцкой, также не имевшее за собой надежного парламентского большинства.

В 1993 г. президент Л. Валенса, воспользовавшись конституционными полномочиями, досрочно распустил парламент, который в установленные сроки не смог утвердить государственный бюджет. Парламентские выборы были проведены на основании принятого сеймом незадолго до своего роспуска нового закона о выборах, вводившего 5 процентный избирательный порог.

Итоги выборов 1993 г. оказались благоприятными для левых, объединившихся в Союз демократических левых сил, и ПСЛ, получивших большинство мест в сейме и право формирования кабинета министров. При этом президент, в соответствии с так называемой “малой” конституцией, принятой парламентом в 1992 г., воспользовался своим правом назначать силовых министров и министра иностранных дел.

На протяжении двух лет продолжалось сосуществование левого правительства (премьерами последовательно были В. Павляк(ПСЛ) и социал-демократ Ю. Олексы) и ориентировавшегося на правые и право-центристские партии президента Л. Валенсы. Это был очень важный для упрочения парламентаризма в Польше период накопления опыта взаимодействия различных политических сил во имя широко понимаемых интересов страны.

В ноябре 1995 г. состоялись президентские выборы. По итогам второго тура, в который вышли Л. Валенса и лидер СДРП А. Квасьневский, победа осталась за левым кандидатом, получившим поддержку не только традиционного электората, но и многих молодых избирателей, вступивших в сознательную жизнь уже в 90-е гг. и свободных от идеологических симпатий и антипатий 80-х гг. Весной 1997 г. парламент принял новую конституцию Республики Польша, в соответствии с которой в ней устанавливается парламентская форма правления.

Выборы 1997 г. дали относительное большинство мандатов правым силам, сумевшим сплотиться в Избирательной акции “Солидарности”. По итогам выборов было сформировано коалиционное правительство во главе с Ю. Бузеком, в состав которого помимо победившего блока вошла центристская Уния свободы. Начался период сосуществования левого президента с право-центристским кабинетом.

В 1992-1993 гг. положительные сдвиги наметились в экономике, прежде всего в промышленности, в которой после многих лет спада начался подъем. Эта тенденция сохранялась и в последующее пятилетие. Существенно снизились темпы инфляции. Но социальная цена трансформации в экономике оказалась значительной, в 1996 г. безработица все еще превышала 2 млн. человек. Недовольство трудящихся своим положением проявляется в экономических забастовках, инициатором которых в последние годы чаще всего являлись крупнейшие профобъединения: Всепольское соглашение профсоюзов и “Солидарность”.

Признание западными союзниками СССР по антигитлеровской коалиции Временного правительства национального единства в 1945 г. и отказ от поддержки правительства в эмиграции способствовали быстрому возвращению Польши в международную политику. Польша получила право подписать Устав ООН в качестве одного из ее учредителей, занять место в старых и вновь создаваемых международных организациях. Отличительной особенностью ее внешней политики до конца 80-х гг. была последовательная ориентация на Советский Союз. Этому в немалой степени способствовали многие обстоятельства: тесное военно-политическое взаимодействие и идеологическое родство новой власти в Польше с СССР, негласный раздел сфер влияния в Европе между великими державами, по которому Польша оказалась в зоне преобладающего влияния Москвы, анализ политическими лидерами славянских государств печального опыта международных отношений в межвоенный период, их опасение перед возможностью повторения германской агрессии и др. Просоветская ориентация Польши в вопросах внешней политики диктовалась также тем, что именно благодаря активной позиции СССР на Потсдамской конференции 1945 г. к ней отошли большие территории на западе и севере, до 1939 г. принадлежавшие Германии: Нижняя Силезия, Опольская Силезия, Любушская земля, Западное Поморье, часть Восточной Пруссии, а также вольный город Данциг (Гданьск), т.е. все территории к востоку от рек Одра и Ныса-Лужицка, включая Щецин и Свиноуйсьце. Окончательное решение по вопросу о территориальных изменениях в Центральной Европе должна была принять мирная конференция по Германии, но она так и не состоялась. В 1953 г. западная граница Польши была закреплена договором с ГДР, а в 1970 г. - с ФРГ.

Серьезные трения вновь возникли при определении границы с Чехословакией в Тешинской Силезии. В конечном счете, не без давления со стороны СССР, Варшава согласилась на восстановление здесь статус-кво, существовавшего до октября 1938 г. Окончательное договорное закрепление этого участка границы произошло в 1958 г.

Польша активно участвовала в становлении лагеря народной демократии, который позже стал именоваться социалистическим содружеством. Она была в числе учредителей Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949 г., экономической группировки государств Центральной и Юго-Восточной Европы во главе с СССР. В 1995 г. в ее столице был подписан Варшавский договор, подводивший международно-правовую основу под сложившийся к тому времени советский военно-политический блок в Европе, противостоящий НАТО и ремилитаризованной ФРГ.

Польское руководство было автором ряда предложений, направленных на смягчение международной напряженности в Европе. В 1957 г. ею был выдвинут план создания безъядерной зоны в Европе, вошедший в историю дипломатии под названием “плана Рапацкого”. Варшава была одним из инициаторов проведения Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки в 1975 г., активным участником Хельсинского процесса. Польские войска включались в состав миротворческих сил на Ближнем Востоке.

Распад советского блока вернул Польше всю полноту суверенитета и поставил ее политические элиты перед необходимостью поиска новых путей обеспечения национальной безопасности. В начале 90-х гг. они склонялись к идее создания региональных союзов. Вначале это была идея объединения совместно с Венгрией, Чехословакией, Австрией и Югославией (так называемого пентакона). Однако распад Югославии и начавшиеся там межнациональные войны помешали ее реализации. Польша принимала самое активное участие в создании в начале 90-х гг. таких субрегиональных структур, как “Вышеградская группа” (совместно с Венгрией и Чехо-Словакией), Совет государств Балтийского моря, Центрально-европейская зона свободной торговли (ЦЕФТА). Она полностью поддержала объединение Германии.

В первой половине 90-х гг. приоритетной внешнеполитической целью основных политических сил страны стало участие в Европейском союзе и в НАТО, т.е. интеграция в уже существующие западноевропейские структуры партнерства и безопасности при ослаблении интереса к центрально-европейским союзам, а также поддержание дружественных отношений со всеми странами, прежде всего соседними, отказ от любых территориальных притязаний. Настойчивые усилия Варшавы по приему в Северо-Атлантический союз, несмотря на противодействие России, дали свои результаты. В конце 1997 г. в Мадриде всеми членами НАТО было принято единогласное решение о начале процедуры приема Польши в этот блок с условием, что на ее территории не будет размещаться ядерное оружие.

Польша является полноправным членом или тесно сотрудничает со многими влиятельными международными экономическими и политическими организациями регионального и глобального характера. Среди них: Совет Европы, Европейский союз, Западноевропейский союз, Совет североатлантического сотрудничества, Всемирная торговая организация, Организация экономического и социального развития и др.



В середине 70-х годов начался экономический спад, совпавший с обострением проблемы внешнего долга, по величине которого Польша опередила все социалистические страны. Это привело к тому, что в 1980-е годы в Польше разразился тяжёлый финансово-экономический кризис. Возникли трудности с продовольствием. Распространялись слухи о коррупции в правительстве, которые затрагивали самого Эдварда Герека.

Национальная валюта обесценивалась. В стране проходили манифестации протеста, руководимые движением «Солидарность». Руководители промышленных предприятий и местные органы власти стали просто выжидать, ожидая развития событий. Тем временем происходил развал экономики страны. Продукты населению теперь продавались по карточкам. Генерал Войцех Ярузельский был вынужден в декабре 1981 года ввести в стране военное положение, сохранявшееся до июля 1983 г.

Экономическая ситуация вынудила правительство проводить дальнейшую либерализацию страны, что, в свою очередь, привело к дальнейшему росту цен. Инфляция достигла к 1982 году - более 100%, после чего рост цен снизился до 15% в год и такая ситуация продержалась до 1985 года. Однако вскоре макроэкономические проблемы возникли вновь. Введена новая купюра самого большого номинала: 5000 злотых в 1982 году. В середине 1980-х произошла некоторая стабилизация. А в конце 1980-х появились: 10 000 злотых в 1988 году, 20 000 и 50 000 в 1989 году, 100 000, 200 000 и 500 000 в 1990 году. И наконец, миллион и два миллиона злотых в 1991 и 1992 годах. Мелкие монеты, начиная с 1 гроша по 50 грошей, в торговле уже не использовались. Большинство монет в конце 1980-х, кроме памятных монет, производились из алюминия.

Когда Польша перешла на рыночную экономику, это была страна, в которой 18% ВВП производилось частным сектором экономики (с учетом кооперативов - 28%). Кооперативы были не такие, как в СССР в период перестройки, а значительно более устойчивые, уже существовавшие много лет и имевшие реальный опыт работы пусть в льготных, но все же рыночных условиях. На тот момент около четверти экономики страны являлась полностью рыночной и была готова к реформам в экономике. Польский экономист Я. Ростовский вспоминал, что в 80-е годы прошлого века около 35-45% доходов поляков стали составлять доходы, полученные от частной экономической деятельности.

В конце 80-х годов бюджет страны не позволял производить повышение пенсий и зарплат государственным служащим, и они оставались на низком уровне. Основная часть доходов бюджета шла на обслуживание огромного внешнего долга, который в течение 80-х годов возрос ещё примерно в два раза, превысив в общей сложности $41 млрд. И это если не считать долг в 5,6 млрд переводных рублей перед СССР.

В результате правительство Раковского разрешило в конце 1988 года «перевод в частные руки» государственных предприятий. И те, кто в этом участвовал, получили разного рода льготы, и в результате буквально за год (до начала посткоммунистического этапа реформ) число имеющихся в стране акционерных компаний резко выросло. Вскоре новый частный сектор сыграл важную роль в ускорении экономического развития страны. Коммунистическая элита теряла свои политические иллюзии и была вынуждена реально посмотреть на сложившуюся ситуацию в стране. Коммунисты не имели сил для того, чтобы спасти экономику от развала, и это делало их политически нежизнеспособными.

Из кризиса Польша выходила, приняв следующие меры:

Либерализация цен;

Разрешение государства на доступ частных лиц во все сферы экономической деятельности (январь 1989 г. - январь 1990 г.);

Введение новых бюджетных ограничений на госпредприятиях и снижение темпов инфляции до уровня нормальной экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, а также привлечения новых доходов в бюджет (январь 1990 г.);

Меры по увеличению конвертируемости национальной валюты по текущим операциям и устранение контроля за внешней торговлей (январь 1990 г.).

Результатом либерализации стало то, что в течение 1990 года цены выросли на 585,5%.

Новая экономическая политика отразилась на динамике инфляции Польши. Несмотря на то что польская инфляция была гораздо более низкой, чем инфляция в России, по стандартам развитых стран, передовых государств Центральной Европы и Восточной Европы рост цен в этот период был очень высокий. Если в 1991 году реальная инфляция в стране составила 70%, то уже в 1992 году инфляция составила 40%. Начиная с 1993 года, уровень инфляции стал стабильным, что ведущие экономисты считают относительно приемлемым для экономики и поддерживающим нормальный инвестиционный процесс, - менее 40% в год. Как результат этой политики через пару лет цены на товары и услуги достигли приемлемого для населения уровня.

С ростом уверенности бизнеса в финансовой стабильности страны он обеспечил приток зарубежных инвестиций. Падение злотого уже в 1992 года сменилось устойчивым ростом национальной валюты, а с 1995 года ежегодный приток инвестиций в страну стал измеряться двузначными числами.


Тэги: Польша, военное положение, Солидарность, Ярузельский
Последнее обновление 18.07.2015.

Введение военного положения в Польше начала 80-х годов было неожиданно решительным шагом польской администрации тех лет в борьбе с независимым профсоюзом "Солидарность". Начало 70-х после смены курса вслед за событиями 1971 года внушало определенные надежды на оздоровление экономики, однако с середины 70-х ситуация стала ухудшаться.

Очередное повышение цен, теперь на мясо и колбасные изделия, летом 1980 года, повлекло стачку сперва на варшавском тракторном заводе “Урсус”, в июле восемь дней бастовали железнодорожники Люблина, из-за чего пресеклось сообщение между СССР и ГСВГ. В августе началась забастовка на том самом Ленинском судостроительном в Гданьске (где состоялись пиковые события кризиса 1970-71 годов). Забастовщики, которыми руководил электрик верфи Лех Валенса, уволенный с нее в 1976 году, начали свое мероприятие 14 августа, в связи с увольнением некоей крановщицы по имени Анна Валентинович, а уж по ходу дела и предъявили список экономических требований, от медицинского обслуживания на уровне предоставляемого полиции и раннего ухода на пенсию вплоть до трансляции месс и выборов менеджеров, однако на сей раз властям не удалось отделаться только выделением денег на повышение зарплаты, поскольку 16 августа к акции присоединились соседние предприятия, и организаторы координировали всю активность на сей счет. Всего бастовало около 200 предприятий. Кроме того, аппетиты забастовщиков росли, и 17 числа после торжественной коллективной мессы перед воротами верфи забастовщики предъявили властям 21 требование, в числе которых были уже и организация независимого от ПЗПР (советское\российское написание – ПОРП) профсоюза и легализация права на забастовку. Хотя сперва власти устроили в регионе информационный блэкаут вплоть до прерывания телефонной связи с ним, в конце лета по результатам работы отправленных из столицы комиссий, было подписано “Гданьское соглашение”, потом дополненное аналогичными соглашениями в Щецине и Силезии. Согласно итоговому документу, по которому требования рабочих в основном были удовлетворены (хотя условие про пенсию в 55 для мужчин и 50 для женщин не прошло), и созданный профсоюз стал впоследствии ядром организации под названием “Солидарность”, которая вскоре разрослась до 10 миллионов членов, и располагала очень приличным финансовым фундаментом – в Гданьске отделение имело осенью 1980 года 800 тыс. злотых (а в момент объявления военного положения уже 10 млн. злотых, а отделение в Легнице 3 млн.), и была все-таки зарегистрирована после согласия поставить в приложение к статуту положения об отказе от преобразования в политическую партию и признании ведущей роли ПЗПР.

Помимо экономических, в программу “Солидарности” теперь вошли и политические требования, и как ни старалась ПЗПР ограничить и ослабить влияние профсоюза, в итоге победа в каждом конкретном случае оказывалась за ним благодаря хорошо организованным забастовкам, а их было много, бастовали все, кто мог и хотел, на местах стали расти нестабильность, социальная напряженность и преступность. Советская литература сообщала о случаях, когда активисты “Солидарности” пробовали внедрять забастовки силой, вступая в драки с желающими работать, хотя сведения эти вызывают естественное сомнение. Не меньшие сомнения вызывает позиция западной литературы 80-х годов по вопросу о событиях весны 1981 года. Только что назначенный премьер-министром генерал Войцех Ярузельский предложил оппозиции перемирие и отказ от забастовок на 90 дней для восстановления экономики и предпринятия необходимых шагов по стабилизации положения, которое было принято, но уже через 10 дней “Солидарность” в Быдогоще нарушила принятые на себя профсоюзом обязательства – ее активисты явились в местную партийную организацию, и стали требовать выполнения своих условий, угрожая забастовкой, и несколько раз отказавшись от компромиссов и проигнорировав предупреждения силовиков не переходить рамки достойного поведения. Итогом стал крэкдаун в данном конкретном населенном пункте, а виноватыми на западе почему-то объявили польское правительство. Как итог же, в марте 1981 состоялась крупнейшая во всем соцлагере забастовка, в которой поучаствовали около миллиона рабочих, продлившаяся 4 часа.

Во второй половине 1981 года в условиях все продолжающегося экономического кризиса проблемы начались и в руководстве ПЗПР, никак не могшем отделаться от фракционной борьбы после отставки Герека в августе 1980 года, и в руководстве “Солидарности”, не могшем решить, идти ли на прямую конфронтацию с угрозой советской интервенции или добиваться своего постепенным давлением и кооперацией. В октябре 1981 на пост генсека пришел генерал Войцех Ярузельский, совмещавший теперь должности министра обороны, премьер-министра и генерального секретаря. После этого началась подготовка к задуманным еще весной контрмерам против крепнущей и радикализующейся оппозиции. Эта последняя была так уверена в своих силах, что в высшем эшелоне “Солидарности” озвучивались уже и призывы к немедленным всеобщим выборам, и созданию собственных боевых формирований, и свержению правительства, а вслух было озвучено пожелание общенационального референдума о мерах управления.

Советский Союз, со своей стороны, внимательно следил за происходящим в Польше, отмечались передвижения советской армии на Украине и в Белоруссии, в Калининградской области крупные воинские соединения квартировали зимой в палатках в пограничной полосе, конференция европейских компартий озвучила желание протянуть руку братской помощи Польше, а списки потенциальных кандидатов на арест составлялись совместно советскими специалистами, армейскими и от спецслужб еще с осени 1980, правда, потом активисты “Солидарности” ехидничали, что списки составлялись уж очень заранее, многие из обозначенных лиц к декабрю 1981 года, когда настала пора их употребить, уже умерли или съехали.

Утром 12 декабря в стране было объявлено военное положение, вперемешку с военными маршами было пущено обращение к народу Ярузельского (). В ночь с 11 на 12 декабря все лидеры “Солидарности”, были захвачены на их общем собрании в Гданьске, на котором как раз обсуждалась надобность идти на конфронтацию с правительством и сделан вывод, что стоит. Арестованы и активисты на местах, и разного рода диссиденты, связь между городами и с зарубежьем, и даже внутригородская телефонная, была прервана, почта подвергается цензуре, введен комендантский час с 18:00 до 10:00, запрещено продавать бензин на заправках частному транспорту, каждый гражданин старше 13 лет обязан носить документы и предъявлять их по первому требованию, все собрания, конечно, запрещены, объявлялся (длинный) список предприятий, переходивших под прямое военное управление, виновные в нарушении дисциплины поступают в распоряжение военных судов, могущих выносить приговоры от двух лет тюрьмы до смертной казни, в городах размещены воинские контингенты и организовано патрулирование улиц, даже новости теперь подавались дикторами в военной форме. Основу репрессивного аппарата для подавления оппозиции составили опять же, как обычно, ЗОМО, прозванные в народе “бьющееся сердце партии”, экипированные для борьбы с беспорядками весьма хорошо – от классики в виде дубинок, пластиковых щитов, слезоточивого газа до бтр-60. Бойцы ЗОМО действовали при взятии промышленных объектов со знанием тактики, применяли технические средства, по ночам осветительные ракеты и прочие устройства для подсветки, широко варьировали приемы, применяя и внезапные набеги с криком и шумом и рассчитанные на устрашение акции с тараном танками ворот и последовательным, обстоятельным продвижением экипированного персонала. Помимо ЗОМО широко привлекались пограничные войска и силы в распоряжении службы безопасности, армия служила, так скажем, фоном, и задействовалась для вторичных функций.

Обращает на себя внимание невысокая квалификация вождей оппозиции в политическом и стратегическом планах. Лидеры “Солидарности”, избегшие ареста по причине отсутствия на мероприятии, обнаружили активность ЗОМО вечером накануне введения военного положения, но сочли, что это просто какая-то операция против спекулянтов или учения и сошлись во мнениях, что быть того не может, чтобы это готовились разобраться с оппозицией. Военное положение ввели в ночь с субботы на воскресенье, и с некоторым волнением, как утверждает советская литература, власти ждали понедельника, когда гражданам потребуется идти на работу, но все оказалось не так плохо, а состоявшиеся немногочисленные забастовки без труда были подавлены; сперва еще бытовало мнение, что власти просто пыжатся, армия на грани развала, поскольку уж очень много использованной для пущей грозности в качестве “едущих декораций” танков вышло из строя, и грядет всеобщая забастовка, так что достаточно продержаться суток трое, но ожидания такие не осуществились, и потом члены “Солидарности” сетовали, что главной их ошибкой было положиться на пассивное сопротивление, поскольку в такой ситуации силовикам оставалось просто спокойно изымать оппонентов или разгонять их без спешки и торопежки, и бегавшие с завода на завод в надежде всюду организовать стачки и забастовки активисты постепенно тоже выходили из оборота. Дольше всех продержалась шахтерская Верхняя Силезия, самым ожесточенным эпизодом конфронтации стал штурм шахты “Вуек”, 7 убитых, 17 декабря, а последней сдалась шахта “Пяст” в Тыхи 28 декабря, где забастовщики в конце концов гонялись за крысами в поисках еды. В середине декабря “Солидарность” использовала было как опорную точку годовщину беспорядков 1970, но попытка собрать митинг у самодельного монумента в честь погибших закончилась разгоном, 1 погибший, 164 раненых у гражданских и 160 пострадавших силовиков. В новом году пробовали было организовывать маломасштабные забастовки, сперва минутные, потом побольше, но уже при переходе к 15-минутным власти почти всегда успевали не только прибегнуть к контрмерам, но и найти организаторов, а неминуемость и суровость наказания заставили граждан тщательно обдумывать свои позиции, и чаще всего выходило не в пользу “Солидарности”, в чем она и сама потом каялась. “Солидарность” также попробовала мелкое хулиганство, типа заливания клея в замки автомашин “коллаборационистов”, граффити, запускания воздушных шаров с надписью “Солидарность”, и многое другое, и все без особого пыла и толку, и все довольно бессистемно, несмотря на широкое распространение предшествующей осенью плана действий на случай введения военного положения, а зачастую так и попросту бестолково: раз задумали спровоцировать ЗОМО приехать на митинг, по дороге накидать гвоздей, чтобы проколоть шины, и по дороге разлить масло, но гвозди оказались малы, а масло выбрали такое, что оно на поведение машин не повлияло.

В январе военное положение было признано законным решением внеочередной сессии сейма; в рамках военного положения всякая политическая активность запрещена, университеты закрыты, запрещена смена жительства без предварительного уведомления, лидеры профсоюзов и вообще диссиденты, числом порядка 5000 человек, арестованы, причем в число диссидентов попали Герек сотоварищи, в сми проведена активная “верификация”, тестирование лояльности всех сотрудников. За рубежом дела Ярузельского были восприняты в штыки, американское правительство ввело санкции и рекомендовало остальным сделать то же, так что сильными проблемами аукнулась достигнутая при Гереке интеграция с западной экономикой, целые фабрики стояли из-за отсутствия поставляемых с запада комплектующих. В экономическом плане облегчение не наступало довольно долго, но политическая нормализация достигнута весьма быстро. 8 октября парламент принял решение о делегализации “Солидарности”, тогда же “Солидарность” на Гданьской судоверфи предложила было новую форму забастовки, когда рабочие приходят на работу и на ней 8 часов сидят, но коллективно ничего не делают, но у властей была заранее запасена управа и на такое решение, такие объекты просто ставились под военное управление, а 10 ноября 1982 года “Солидарность” при громком шуме с Запада провозгласила всеобщую забастовку, посвященную второй годовщине своей регистрации, и велась крупная кампания радиопропаганды, однако сами “подпольщики” толком ничего не организовали и не напланировали, и в итоге никакого отклика затея не имела, потребление электроэнергии в промышленности было таким же, как в предшествующий день, и после этого даже лидеры “Солидарности” в подполье признали, что им с властями не бороться. Это, кстати, ставит под большие сомнения громкие восторги достижениями “Солидарности”, которые и до сих пор бытуют на западе; как бы это так могло выйти, что движение с провозглашенной численностью 10 млн. членов (т.е. 3\4 рабочих страны) и существенной финансовой поддержкой было полностью разбито и переиграно группой “бесцветных партийных функционеров” при помощи репрессивного аппарата общей численностью не более 50 тыс. чел.?

Валенса был выпущен в конце 1982 с квалификацией “бывший руководитель бывшего профсоюза”, а в июле 1983 военное положение отменено, в 1984 к 40-летию освобождения Польши объявлена всеобщая амнистия. За время действия военного положения погибло примерно полтора десятка человек и 4000 арестовано, хотя оппозиция за рубежом распространяла сведения про многие десятки и даже сотни убитых.

». Оценки событий той эпохи сильно различаются как в самой Польше, так и за её пределами. В ходе военного положения в стране проходили репрессии: в результате столкновений с полицией более 30 чел. погибло. Но в целом масштаб репрессий, равно как и реакция самой оппозиции в этот период, носили умеренный и даже несколько приглушённый характер, учитывая назревающий потребительский кризис в стране . Ключевую роль в предотвращении эскалации конфликта с обеих сторон сыграла Католическая церковь Польши.

Начало операции

Прозападные брожения в польской профсоюзной среде стали ощущаться всё острее, особенно в условиях надвигающегося потребительского кризиса . Генерал Войцех Ярузельский, на тот момент 1-й секретарь ПОРП , глава правительства и министр обороны, понимал что основная дестабилизационная угроза исходит от организации «Солидарность », которая пользовалась поддержкой у населения. Утром 12 декабря 1981 года Войцех Ярузельский позвонил руководству СССР и произнёс следующее: «…в ночь с 12 на 13 декабря с.г. на всей территории ПНР будет введено военное положение . Всю ответственность за этот шаг я возлагаю на себя…»

В ночь с 12 на 13 декабря 1981 года по всей Польше отключили телефонную связь. В результате лидеры оппозиционного антикоммунистического движения «Солидарность» моментально оказались изолированы. На улицах появились танки и бронетранспортёры . По телевидению транслировалось заявление генерала Ярузельского о том что «надо связать руки авантюристам, прежде чем они столкнут Отчизну в пучину братоубийственной войны». Генерал также объявил о создании Военного совета национального спасения (англ. ).

Причины

Результаты

В результате данной военной акции местные профсоюзные комитеты «Солидарности» были значительно ослаблены, а многие лидеры попросту запуганы. Но в целом «Солидарность» по-прежнему продолжала действовать под руководством Леха Валенсы , избравшего на время политику непротивления, хорошо знакомую полякам со времён раздела страны. Ярким проявлением продолжающейся подпольной деятельности даже в это время было систематическое издание периодических изданий, листовок и бюллетеней. Издателей тайно поддерживала Католическая церковь , сохранившая сильную позицию в польском обществе.

17 июля 1986 года правительством Польши был принят закон о амнистии, в период до 21 февраля 1987 года им воспользовались 1200 участников антиправительственных выступлений (из которых 225 отбывали наказание в местах заключения) .

Экономические санкции США против Польши

Сразу после введения военного положения правительство США ввело экономические санкции в отношении Польши и СССР. В следующем, 1982-ом, году Польша была лишена статуса наибольшего благоприятствования в торговле, а ее заявка на вступление в Международный валютный фонд была заблокирована. Амнистии 1984-го года открыла дверь нормализации экономических отношений между двумя странами. 20 февраля 1987 года президент Рейган объявил об отмене оставшихся санкций и восстановлении режима нормальной торговли.

Санкции оказали негативное влияние на польскую экономику (польское правительство утверждало, что в период 1981-1985 годов они стоили польской экономике 15 миллиардов долларов ). Потери были частично скомпенсированы советскими кредитами, составившими в совокупности 3,4 млн [уточнить ] долларов, и увеличением поставок сырья и энергоносителей .

Современные оценки

В 2005-2008 гг. Ярузельского пытались привлечь к суду за введение диктатуры .

Примечания

Литература

  • Лавренов С.А., Попов И.М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. - М .: Астрель, 2003. - С. 391-409. - ISBN 5-271-05709-7

Внешние и внутренние трудности вынудили правительство ПНР летом 1980 г. провести давно назревшее повышение цен па мясо и другие продукты питании. Из опыта предыдущих лет было хорошо известно, как болезненно реагировала польская общественность на внезапное повышение цен. Именно такие правительственные акты были формальным предлогом для взрыва недовольства в трудовых коллективах в 1970 и 1976 гг. Тем не менее, новое повышение цен, осуществленное 1 июля 1980 г., было проведено старыми методами, без предварительной подготовки общественного мнении. В тот же день состоялись первые забастовки на заводах «Урсус» в Варшаве и «Аутосан» в Саноке. Лойко Л.В. Испытание на прочность: о-во пол.-сов. дружбы: становление, развитие. - Минск: Беларусь, 1989. - с. 40 Начинались волнения на других предприятиях.

Требования поначалу выдвигались в основном экономические: отмена повышения цен или компенсация за повышение цен в заработной плате. Власти в большинстве случаев удовлетворяли претензии трудовых коллективов, но повышение заработной платы на одних предприятиях вызывало цепную реакцию, забастовки начинались на других. Вскоре суммы, отпускаемые правительством на повышение заработной штаты, намного превзошли ту экономию в бюджете, которую рассчитывали получить при повышении цен на продукты питания.

Отсутствие ясной концепции преодоления экономических трудностей, нежелание партийно-государственного руководства пойти на открытый и честный диалог с рабочим классом, приверженность к бюрократическим методам управления, боязнь всяких перемен - все это не позволило правительству благополучно разрешить общественный конфликт. Создавшаяся в июле - первой половине августа 1980 г. общественно-политическая обстановка в Польше была исключительно благоприятной для антиправительственной деятельности.

И заработал созданный заранее пропагандистский и организаторский потенциал политической оппозиции. Уже в июле забастовки на предприятиях Люблина по четко разработанному плану и все больше приобретали политический характер.

В ночь с 16 на 17 августа на верфи им. Ленина был создан Межзаводской стачечный комитет, выступивший с беспрецедентной критикой в адрес польских властей. Лавренов С.Я. Советский союз в локальных войнах и конфликтах / С.Я. Лавренов, И.М. Попов. - М.: ООО «Издательство АСТ». 2003. - с. 391 Первый секретарь ЦК ПОРП Э. Герек выступил по телевидению и признал ошибки в социально-экономической политике, пообещал реформы и призвал бастующих вернуться на работу. Ожидаемого эффекта его выступление не произвело.

Создав на гданьской судоверфи Межзаводской забастовочный комитет, коровцы взяли руководство событиями в свои руки. Чтобы реализовать давно задуманные планы формирования легальной оппозиционной организации, члены КОР внушали недовольным рабочим мысль о необходимости учредить новые профсоюзы, «независимые и самоуправляющиеся», которые смогли бы стать «гарантом» их прав. В социально-экономической сфере коровские советники навязывали рабочим наиболее демагогические, нереальные требования. При этом, конечно имелись в виду не интересы рабочего класса, а дальнейшее обострение ситуации в стране.

После подписания 31 августа 1980 г. соглашения между правительственной комиссией и забастовочным комитетом в Гданьске идейно-политическая борьба в Польше усугубилась. Лойко Л.В. Испытание на прочность: о-во пол.-сов. дружбы: становление, развитие. - Минск: Беларусь, 1989. - с. 41 В политической системе государства возникла новая структура: «независимые и самоуправляющиеся» профсоюзы «Солидарность».

Право возглавить забастовку в Гданьске, а впоследствии и «Солидарность» предоставили 37-летнему электрику Леху Валенсе. Он родился в бедной крестьянской семье, где помимо него было еще 6 детей. Родители Валенсы рано умерли. Он отучился в школе, сельскохозяйственном техникуме, отслужил в армии и пошел работать электриком на судоверфь им. В. И. Ленина в Гданьске. Вскоре Лех женился; сейчас у них с женой Данутой 8 детей. Как и большинство поляков, Валенса - очень верующий человек. По его настоянию каждое заседание «Солидарности» начинается с богослужения. Когда 14 августа 1980 г. страну охватило забастовочное движение, Лех Валенса перемахнул через ограду, окружающую гданьскую судоверфь, и примкнул к бастующим. Лосото О., Третьяков М. Лех Валенса. Политический портрет // Эхо планеты. 1989. №22. с. 15.

Обращает на себя внимание быстрый количественный рост «Солидарности»: в течение сентября 1980 г. - февраля 1981 г. в ее ряды вступило 7-8 млн. человек. Лойко Л. В. Испытание на прочность: о-во пол.-сов. дружбы: становление, развитие. - Минск: Беларусь, 1989. - с. 41. Сказались, по-видимому, два фактора: глубокое брожение среди польских трудящихся, назревшая потребность перемен в социальной политике, а с другой стороны - длительная подготовительная работа политической оппозиции. Во всем этом чувствовался также и некий эмоциональный порыв миллионов поляков, поверивших лозунгам и обещаниям вождей «Солидарности» и поддерживавших их с тем же энтузиазмом, с которым они в начале 70-х годов поддержали призыв Э. Герека «построить вторую Польшу».

Используя «Солидарность» как свое легальное прикрытие, антисоциалистическая оппозиция повела ожесточенную борьбу против руководящей роли ПОРП в обществе, социалистического строя и польско-советской дружбы. С помощью политических и экономических требований, организации забастовок и плакатной войны она стремилась дезорганизовать работу государственного аппарата, расшатать правовые и морально-политические устои общества, вызвать экономический хаос в стране и усугубить материальные трудности населения.

«Солидарность» организовывала забастовки практически ежедневно в шахматном порядке по всем воеводствам страны. В январе 1981 года, например, перерывы в работе были спровоцированы почти на 2 тысячах предприятии, 1,7 млн. человек втянули, таким образом, в трудовые и общественно-политические конфликты.

Проведенное под нажимом «Солидарности» повышение заработной платы рабочим и служащим при одновременном падении производительности труда и сокращении рабочего времени вызвало прогрессирующую инфляцию. С сентября по декабрь 1980 г. средняя заработная плата возросла на 12 процентов, а среднемесячный объем производства в промышленности сократился. В мае 1981 г. спад промышленного производства превысил уже 18 процентов, а зарплата в сравнении с маем предыдущего года возросла почти на четверть. Лойко Л.В. Испытание на прочность: о-во пол.-сов. дружбы: становление, развитие. - Минск: Беларусь, 1989. - с. 43. Ежедневно из фондов заработной платы предприятий и учреждений выплачивалось до полутора миллиардов злотых, не имевших товарного эквивалента на внутреннем рынке.

Руководство ПОРП, правительственные органы, взявшие курс на обновление страны, были поставлены в крайне трудные условия. Практически невозможно было проводить оздоровление под забастовочным нажимом, в условиях «приставленного к виску пистолета». Оппозиция же обвиняла власти в беспомощности в вопросах управления экономикой, нежелании соблюдать интересы трудящихся.

ПОРП столкнулась с внутренними трудностями. Многие члены партии вступили в «Солидарность», в некоторых центрах возникли так называемые «горизонтальные структуры», объединявшие партийные организации, выступавшие за реформы. С другой стороны, государства коммунистического блока оказывали нажим на польских руководителей, настаивая на более энергичных действиях против «Солидарности». 5 декабря состоялась встреча глав этих государств, которой предшествовала концентрация войск у границ Польши. Однако в Москве опасались возможных последствий вооруженного вторжения в Польшу и отложили принятие окончательного решения.

В конце 1980 - начале 1981 г. деятели «Солидарности» все больше ощущали уверенность в своих силах. Сотни тысяч людей собирались на демонстрации, в отдельных регионах происходили забастовки и акции протеста против злоупотреблений и нарушений законности со стороны местных властей. Следуя примеру рабочих, крестьяне организовали акцию протеста в Жешове, а студенты в августе 1981 г. в Лодзи и ряде других городов организовали «голодные марши» под лозунгом «Правительство стремится голодом заморить народ». Лойко Л.В. Испытание на прочность: о-во пол.-сов. дружбы: становление, развитие. - Минск: Беларусь, 1989. - с. 44 Вокруг «Солидарности», бывшей формально всего лишь профсоюзом, группировалась оппозиция коммунистической системе.

11 февраля 1981 г. на пост премьер-министра был назначен генерал Войцех Ярузельский. Премьер в погонах должен был символизировать решительность и твердость. Вице-премьером стал считавшийся партийным либералом редактор газеты «Политика» Мечислав Раковский. Правительство обещало проведение экономической реформы - ограничение централизации в управлении экономикой и введение элементов хозяйственного расчета, а также согласилось на создание организационного комитета Независимого союза земледельцев и на регистрацию Независимого объединения студентов. Тымовский М., Кеневич Я., Хольцер Е. История Польши. - М.: Издательство «Весь мир», 2004. с. 496

Весной и летом 1981 г. коммунистические власти и «Солидарность» пребывали в состоянии неустойчивого равновесия. В начале марта, после XXVI съезда КПСС, советское руководство встретилось в Москве с польской делегацией и потребовало введения военного положения. В течение следующих недель началось ужесточение политики властей, а 19 марта, во время начавшихся в Польше учений войск Организации Варшавского договора, милиция избила в городе Быдгощ несколько деятелей «Солидарности». Профсоюз угрожал всеобщей забастовкой, однако его руководители постарались предотвратить ее, опасаясь вмешательства извне. В конце марта на заседании ЦК ПОРП также решили пойти на компромисс, пообещав провести расследование быдгощского инцидента.

На настроениях в стране сказывалось тяжелое экономическое положение. Полностью нарушилась система снабжения продовольствием. Хозяйственные трудности можно было преодолеть лишь с помощью мероприятий, болезненных для общества, но для этого власти нуждались в его поддержке. Союзники по Варшавскому договору, в особенности советское руководство, были противниками введения элементов рыночного хозяйства. Однако глубокое беспокойство и скорбь на некоторое время умерили общественное возбуждение - 13 мая в Риме было совершено покушение на папу Иоанна Павла II, а 28 мая умер пользовавшийся огромным авторитетом примас Польши кардинал Вышинский. Тымовский М., Кеневич Я., Хольцер Е. История Польши. - М.: Издательство «Весь мир», 2004. - с. 496

В июне власти заняли более жесткую позицию. Происходила самоорганизация крайне консервативных группировок, выдвигавших антинемецкие и антисемитские лозунги. 6 июня 1981 г. польское руководство получило письмо ЦК КПСС, в котором высказывалась озабоченность положением дел в Польше, давалась нелицеприятная оценка сложившейся социально-политической обстановке в польском обществе и партии, а также излагались рекомендации по стабилизации положения в стране. Лавренов С.Я. Советский союз в локальных войнах и конфликтах / С. Я. Лавренов, И. М. Попов. - М.: ООО «Издательство АСТ». 2003. - с. 399 Руководство «Солидарности» старалось остудить страсти, партия же перешла в контрнаступление. 14 июля начался съезд ПОРП, на котором прозвучало обещание разобраться с «горизонтальными структурами». Обещания реформ, в том числе экономических, носили расплывчатый характер. После партийного съезда руководству «Солидарности» уже не удалось предотвратить акции протеста, связанные с почти полным прекращением снабжения городов продовольствием. В ответ власти прервали переговоры с «Солидарностью». На начавшемся 5 сентября съезде профсоюза его руководство с трудом обуздывало радикалов. Съезд принял «Обращение к людям труда Восточной Европы» - так «Солидарность» впервые оказалась вовлечена в проблемы внешней политики.

Начиная с осени, коммунисты вели планомерное наступление. Ускорилась тайная подготовка к введению военного положения. Нерешительный Каня под нажимом из Москвы подал в отставку, и 18 октября первым секретарем ЦК ПОРП стал Ярузельский, продолжавший оставаться премьером и министром национальной обороны. Были разгромлены «горизонтальные структуры». Множились различные провокации со стороны властей. В «Солидарности» обозначилась поляризация: с одной стороны, происходила радикализация части ее деятелей, с другой - наблюдалась усталость и разочарование широких масс рядовых членов. Положение резко обострилось в конце ноября. Ярузельский ожидал подходящего момент для принятия решения о введении военного положения. Намеченное на 11-12 декабря заседание Всепольской комиссии «Солидарности» в Гданьске давало возможность одним ударом интернировать все руководство профсоюза.

С августа 1980 г. как в Москве, так и в Варшаве власти рассматривали существование независимой организации как нечто противоречившее самой сути системы. Теперь появилась возможность ее ликвидации. В ночь с 12 на 13 декабря было введено военное положение. Верховная власть перешла к Военному совету национального спасения во главе с Ярузельским. Этому совету были подчинены военные комиссары, действовавшие во всех воеводствах, городах, предприятиях и учреждениях. Было объявлено о военном порядке управления значительной частью экономики. Приостановлена деятельность профсоюзов и многих других организаций, прессы (кроме партийных и поенных газет) и школ, отключена телефонная связь, запрещено без особого разрешения покидать место пребывания. Запрещались забастовки, демонстрации, собрания.

Милиция заняла все помещения «Солидарности». Около пяти тысяч человек были интернированы - главным образом деятели «Солидарности», но также оппозиционные интеллектуалы и члены ПОРП, действовавшие в «горизонтальных структурах». Вероятно, власти ожидали, что, лишившись контакта с советниками, Валенса поддастся уговорам, сделает заявление о признании военного положения и выступит с обращением к обществу, Когда он отказался, интернировали и его. На предприятиях провели чистку среди работников, увольняя членов «Солидарности».

Введение военного положения прошло относительно легко. «Солидарность» была захвачена врасплох; кроме того, те ее руководители, которые избежали интернирования, а также представители церкви выступили с призывами сохранять спокойствие. Хотя «Солидарность» и была распущена, однако продолжала активно действовать в нелегальных условиях, оставаясь одним из наиболее влиятельных общественных течений в стране. Польша. Вопросы и ответы: Справочник/ Общ. ред. и сост. В.А. Светлова. - М.: Политиздат, 1991. - с. 124

Предполагалось, что ответом на действия властей станет всеобщая забастовка. Однако стачки произошли лишь на некоторых крупных предприятиях. Они были подавлены в течение нескольких дней действиями милицейских отрядов особого назначения, действовавших при поддержке танков и вертолетов. Только в Верхней Силезии сопротивление бастующих шахтеров и металлургов носило более решительный характер. 15 декабря во время штурма шахты «Буек» погибло девять горняков; последняя оккупационная забастовка на шахте «Пяст» в Тыхах закончилась 28 декабря. Тымовский М., Кеневич Я., Хольцер Е. История Польши. - М.: Издательство «Весь мир», 2004. - с. 498 Инициаторы и наиболее активные участники стачек были арестованы. За весь период военного положения общее число арестованных достигло приблизительно четырех тысяч. Примерно полтора десятка человек погибли при подавлении забастовок и разгоне демонстраций.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.