Психология саморазвития человека, методы и этапы

Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие»

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

Сократ

Понятие о развитии. Наиболее широким понятием, с позиций которого может быть охарактеризовано саморазвитие, является понятие развития.

Под развитием в целом традиционно понимают естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п. Применительно к человеку чаще всего говорят о физическом, психическом, социальном развитии.

Физическое развитие - это количественное и качественное изменение телесных свойств и качеств человека, связанное как с созреванием, так и преобразованием структур и систем его организма.

Психическое развитие , в свою очередь, это закономерный процесс становления и изменения психологических свойств и качеств человека.

Социальное развитие - освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия в процессе социализации.

Остановимся на проблеме психического развития. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как простой рост, созревание, как предопределенность стадий. Не случайно вплоть до XVII-XVIII вв. детство рассматривалась как подготовка к жизни, а ребенок - как уменьшенная копия взрослого, пока незрелая и неразумная.

Постепенно к развитию стали подходить как к необратимому процессу количественных, качественных и структурных изменений психических процессов, свойств, состояний, разворачивающихся во времени. В настоящее время существует множество различных теорий психического развития (натурализм, социоморфизм, культурализм, теологизм, гносеологизм, антропологизм), в которых предлагаются свои версии понимания и объяснения психического развития.

Особую актуальность в науке приобрела проблема выявления факторов психического развития. Здесь сложилось несколько подходов. Согласно биогенетическим представлениям, развитие обусловлено биологическими, врожденными и наследственными факторами, а также факторами созревания, которые задают программу и векторы психического развития. Социо- генетическое направление, наоборот, делает акцент на социальной обусловленности развития человека, считая, что, организуя жизнь и деятельность ребенка определенным образом, можно сформировать у него желательные свойства и качества. В теории конвергенции двух факторов В. Штерна развитие ребенка представляется как результат влияния и наследственности, и среды. В отечественной психологии наиболее распространенным является мнение, что ведущую роль в развитии играют обучение и воспитание, а также общение и деятельность, т.е. социальные факторы, а биологические, врожденные особенности выступают как условия развития. Выготский писал о единстве факторов наследственности и среды в развитии человека. Необходимо отметить, что в одних теориях в большей степени, а в других - в меньшей игнорируется факт детерминации развития со стороны самого человека, хотя на этот момент, в частности, в отечественной психологии всегда обращалось внимание.

Важной проблемой, обсуждаемой в психологии, является проблема движущих сил психического развития и поиск его общих закономерностей. В отечественной науке признается, что движущими силами развития являются противоречия, например противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения, между старыми и новыми формами поведения, между требованиями со стороны окружения и наличными возможностями ребенка. А в качестве закономерностей психического развития выступают такие, как его необратимость, направленность, преемственность, неравномерность, пластичность, сочетание прогресса и регресса, зигзагообразность и некоторые другие.

Особое внимание в психологии уделяется проблеме возраста и возрастной периодизации развития. Согласно Л. С. Выготскому, каждый возраст может быть охарактеризован посредством таких понятий, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. На основе взглядов Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста и разработанной А. Н. Леонтьевым концепции ведущей деятельности в 70-е гг. XX в. была разработана возрастная периодизация (автор - Д. Б. Эльконии), которая до настоящего времени остается в отечественной психологии приоритетной. Особенностью данной периодизации является то, что она охватывает возраст от рождения до 17-18 лет. Из зарубежных периодизаций широкую известность получила возрастная периодизация американского психолога Э. Эриксона. Данная периодизация охватывает весь жизненный цикл человека, и здесь выделяются две варианта возможного развития человека: продуктивное развитие и непродуктивное. Эти периодизации хорошо известны и описаны во многих учебниках, поэтому мы не будем на них останавливаться.

Кратко напомнив о том, что собой представляют развитие и психическое развитие человека, поставим основной вопрос: что такое саморазвитие, в чем его суть, чем оно отличается от развития?

Если к термину «развитие» подставить «само-», то мы и получим - ашоразвитие. Следовательно, в этом «само-» и состоит разгадка феномена саморазвития. Поэтому, прежде чем перейти к содержательной характеристике саморазвития, попытаемся разобраться с этим загадочным термином «само-».

«Само-» как категория, «переводящая» развитие в ранг саморазвития. Феномены, обозначенные понятием «само-» (к числу которых относится саморазвитие), все чаще становятся предметом изучения, так как привлекают исследователей возможностью выявить специфические черты, отличающие современную личность, такие как активность, свобода самоопределения, способность управлять своим поведением, развитием, и нести за это ответственность.

С этимологической точки зрения понятия группы «само-» представляют собой сложносоставные слова, семантическая общность которых задается начальной частью слов: само - в русском языке, auto (autonomy , autosuggestion) и self (self-affirmation , self-command) - в английском языке, selber (selbstanalyse ) и eigen (eigenart ) - в немецком языке.

«Само-» вносит в сложносоставные понятия следующие два значения:

  • 1) направленность действия, названного во второй части слова, на себя;
  • 2) совершение действия непроизвольно, спонтанно, без постороннего вмешательства.

Аналогичными свойствами обладают такие семантические единицы, как «авто-», «ауто-», «Я-». По этой причине в группу «само-» также включаются такие психологические понятия, как «аутоагрессия», «аутотренинг», «автономность», «автобиографическая память», «Я-концепция» и т.п.

Если представить понятия группы «само-» как свернутые предложения, то в развернутой форме они могут быть выражены фразой «я сам делаю нечто но отношению к себе». Например, самопознание означает, что я сам познаю себя; самооценка - сам оцениваю себя; самомотивация - сам мотивирую себя; аутоагрессия - сам проявляю агрессию по отношению к себе и т.д. Причем феномены группы «само-» в большинстве своем могут трактоваться двояко: как процессы и как результаты этих процессов. Например, термины «самооценка», «самоотношение», «самоопределение» и т.п. описывают психическое и в плане протекания активности, и в плане результата этой активности.

На языке психологии само-высказывания могут быть истолкованы в двух планах: 1) «Я» выступает как источник некоей активности; 2) эта активность направлена на «себя», т.е. тоже на «Я». Общие атрибутивные черты группы «само-» выражаются во внутрисистемной отнесенности причинности и внутрисистемной направленности активности (совпадение в системе «Я» субъекта и объекта активности).

Явления «само-» можно понять, если личность трактовать как целостное и в то же время полиморфное образование, включающее в свою структуру два модуса «Я», выполняющие различные функции: функцию субъекта и функцию объекта.

Феномен «само-», описанный выше как «я сам делаю нечто по отношению к себе», становится попятным, если представить, что во внутри- личностном пространстве существуют два модуса «Я» (две субличности): субъектный модус и объектный модус.

Субъектный модус (модус субъекта) - это личность как инициатор и руководитель активности, объектный модус (модус объекта) - это то «Я», которое осуществляет исполнительские функции либо выступает в качестве области приложения субъектной активности. Содержание субъектной активности конкретизируется через то отглагольное существительное, которое является частью конкретного понятия «само-» (познание, утверждение, уважение, выражение и пр.).

Применительно к саморазвитию термин «само-» означает, что человек по собственной инициативе начинает совершать некоторые действия по преобразованию и изменению себя, своих индивидных и личностных свойств, своего поведения и деятельности, отношения к другим людям и др.

Определение понятия «саморазвитие». В психологии не сложилось разделяемых всеми, устойчивых представлений о саморазвитии человека. Саморазвитие представлено в различных своих качествах и определяется следующим образом:

  • - как стратегия жизни (К. А. Абульханова-Славская);
  • - как жизненная ориентация (Е. Ю. Коржова);
  • - как жизненная возможность (Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов);
  • - как форма проживания жизни (Е. Б. Старовойтенко);
  • - как форма развития (М. А. Щукина);
  • - как потребность (А. Маслоу);
  • - как специфическая деятельность (А. Г. Асеев, Л. Н. Куликова, Н. А. Низовских и другие).

Такое многообразие подходов вполне оправданно, оно обусловлено сложностью и многогранностью понятия «саморазвитие». В настоящее время все чаще саморазвитие начинает определяться как специфическая деятельность человека, направленная на преобразование самого себя. Приведем примеры некоторых определений, сделанных в русле деятельностной парадигмы.

Одними из первых попытались определить суть саморазвития В. И. Сло- бодчиков и Е. И. Исаев. Авторы пишут, что «саморазвитие - эго фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [Слободчиков, Исаев, 2000, с. 1471.

Согласно Д. А. Леонтьеву , саморазвитие есть деятельность, направленная человеком на самого себя с целью обогащения своих сущностных сил.

По мнению Л. Н. Куликова , саморазвитие - это сознательно и планомерно осуществляемый процесс, детерминируемый изнутри, а не извне, поскольку его мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее.

Если попытаться обобщить данные определения, то можно найти в них много сходных черт. Практически везде подчеркивается, что саморазвитие - это самостоятельное построение человеком собственной личности, приобретение таких качеств и характеристик, которых раньше не было. Тем самым подчеркивается значимость субъектности индивида, его активности, достижения нового состояния и новых свойств.

В настоящем учебнике мы будем придерживаться следующего определения.

Саморазвитие - это специфическая деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств [Низовских, 2007].

На наш взгляд, такое определение является наиболее эвристичным, простым в понимании, дает возможность построения достаточно четкой и однозначной теоретической парадигмы и, что очень важно, позволяет выстраивать психологические практики содействия саморазвитию.

Психология саморазвития - непрерывный процесс, связанный со становлением личности и характера, с выработкой привычек и социальных реакций. Без него невозможно представить человека «нового мира», который вошел в эру информации.

Саморазвиваться, - значит не стоять на месте, идти в различных направлениях, достигать поставленных целей, ставить перед собой новые задачи. В этой статье вы узнаете о том, что такое саморазвитие с точки зрения психологии и какие факторы влияют на становление личности человека и его всестороннее развитие.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Психология саморазвития - это сложная тема, в которой нельзя разобраться всего за несколько часов или дней. Подчас, уходят годы на осознание того опыта, который был у других людей, на понимание и принятие личности внутри себя.

Чтобы правильно расценивать ситуации и стать на путь развития, необходимо разобраться в основных психических процессах, которые помогают человеку воспринимать мир вокруг себя.

Основные психические процессы:

  • память;
  • ощущение;
  • восприятие;
  • мышление;
  • внимание;
  • воображение;
  • речь.

Эти процессы характеризуются отображением человека, который находится во взаимодействии с окружающим миром. Развитие зависит от его уровня. По ним можно судить насколько сильно или слабо развит человек. Основным таким процессом выступает память, она имеет свойство запоминать важную информацию, которая в дальнейшем может понадобиться индивиду.

Есть люди, у которых хорошо развита память, и они не нуждаются в лекарственных средствах. Существует разное количество методик, которые позволяют улучшить качества памяти.

– это важная составляющая жизненного успеха в семье и карьере. А получение дополнительных навыков, способствующих достижению целей помогает повысить свой уровень.

Другая ситуация возникает тогда, когда человек полностью флегматичен ко всему окружающему и у него нет никакого личностного роста. Он становится скучным не только для окружающих, но и для самого себя. Никого не устраивает застой, даже людей, которые глубоко уверенны в том, что развитие не сможет дать им ничего нового, а тем более, подвергать себя риску этой «новизны» никто не будет.

Психология саморазвития

Каждому человеку присущ характер, он может быть сильным или слабым. Психология саморазвития заключается в развитии и даже характерной эволюции, которая, впоследствии, приведет человека к намеченной цели или сокровенной мечте.

Главным врагом может послужить плохое здоровье, как физическое, так и моральное. Не даром говорят, что в здоровом теле здоровый дух, ведь наши проблемы, срывы и мелкие неурядицы сказываются на состоянии внутренних органов.

Без здоровья нет саморазвития. Апатия тормозит развитие личности, во время болезни происходит отказ от общения с окружающим миром. Такие проблемы надо устранять, они приведут вас к нулевой точке вашего отрезка, или уведут далеко за границу познания себя. Чтобы этого не произошло, необходимо определить понятие саморазвития с точки зрения психологии и осознать его.

Саморазвитие – процесс, он является постоянным, любое его торможение может привести к необратимым последствиям, среди которых: потеря жизненных ориентиров, апатия, меланхолия, фрустрация, депрессия.

Человек, который недоволен своей жизнью старается компенсировать свои недостатки постоянным подтруниванием над остальными. В большом коллективе можно наблюдать становление таких личностей как сплетников, недотеп и вечно страдающих. Неприятное зрелище, не правда ли?

Поэтому, чтобы полностью раскрыть тему в контексте психологии саморазвития и предупредить возможные неприятные последствия, стоит выделить 4 основных момента.

1. Мотивация

Без неё человек не сможет добиваться поставленных целей, а просто будет сидеть и ждать. Если же есть мотивация в карьерном плане, в отношениях, она приведёт к положительным результатам.

2. Результат

На этот момент стоит обратить особое внимание. Без него не появятся новые цели, без него человек будет ограниченным своими собственными убеждениями или чужим мнением, которое в конечном итоге выливается во всеобщее заблуждение.

3. План саморазвития

Правильно составленный станет пошаговой инструкцией на пути к счастью. Идти к своим целям не обращая внимания на препятствия в жизни - вот что позволит сделать правильная систематизация желаний и стремлений вместе с мотивацией.

4. Идейность и восприятие

Правильное восприятие информации, постоянный поток идей и борьба за введение всяческих ноу-хау, которые облегчат работу по дому или канцелярскую «тягомотину». Постоянный анализ полученных знаний, а также умение абстрагироваться от ментального мусора, который ежеминутно засоряет наше сознание.

Основные этапы самосовершенствования личности

Специалисты выделяют шесть стадий или этапов саморазвития. На первой стадии выделяется цель, для саморазвития. Для её достижения нужно составить четкий план действий. На второй стадии необходимо поставить строгие временные сроки, также составляются второстепенные цели. А остальные стадии направлены на самопознание, работу над собой, контроле личности и т.д.

Самое простое, но очень важное условие, иметь при себе записную книжку, планшет, либо обычный карманный блокнот, для того чтобы фиксировать неожиданно посетившую информацию. Необходимо определить для себя самую важную тему, и настроится на добычу полезной информации именно на эту тему. Записывать нужно все что приходит в голову, связанное с этой темой. Просмотр своих задокументированных мыслей даст определенное представление и направление по совершенствованию своей жизни. Как только человек понял, что она использовалась до конца, нужно переходить по плану к другой теме.

Необходимо действовать «прямо сейчас», не откладывая на потом, следует вырабатывать эту привычку. Для того чтобы достигнуть цели, нужно действовать понемногу каждый день. Проще всего это объяснить на примере спорта. ведь чтобы иметь подтянутое тело, нужно выполнять определенные упражнения ежедневно.

Когда вы приходите на психологический тренинг, вам обязательно дают свод правил или рекомендаций, которым вы должны следовать, вырабатывая правильные и полезные привычки.

Все советы по саморазвитию можно систематизировать и сгруппировать, чтобы вы могли представить у себя в голове четкую картину по формированию своего собственного плана индивидуального развития.

Психология саморазвития на практике имеет ступенчатый вид, где вы медленно поднимаетесь, начиная от физических потребностей, заканчивая духовными настравлениями.

Меньше времени на сон

Специалисты проверили множество исследований, и доказали, что для здорового отдыха нужно всего 6 часов сна. Главное в отдыхе, это качество сна, а не количество часов, которые на него выделены. Самое главное, что нужно сделать, это создать режим дня. Ложится необходимо до 9 часов вечера, с девяти до часу ночи длится самый полезный, здоровый сон, это особенная фаза, когда мозг отдыхает по максимуму.

Любимое утро

Нужно выработать привычку, ежедневно, утром, выделять для себя около часа времени. В это время не входит, чистка зубов и готовка завтрака. Этот час должен быть после пробуждения, надо полежать, подумать о планах на предстоящий день, дать установку себе на успешный, продуктивный день. Можно включить спокойную музыку, главное в этом деле - не уснуть!

Как только человек научится меньше спать, у него появится больше свободного времени. Постепенно, он перестает спешить, начинает жить спокойно, и наслаждаться моментами жизни. Это и считается первым, главным шагом к самосовершенствованию.

Расставляем приоритеты

У каждого человека, есть дела важные, которые не терпят отложений, и те дела, которые можно отставить на второй план. Часто встречаются случаи, где человек меняет местами эти понятия, и не уделяет достаточного времени действительно важным ситуациям. В итоге, результат выходит совсем не такой, какой ожидался.

Позитивные мысли

Позитивные мысли всегда играют большую роль, особенно на пути к успеху. К примеру, можно представить встречу после долгой разлуки, как человек ее ждет, даже мысль об этом делает человека счастливым. Он, незаметно для себя, начинает действовать быстро, с успехом, с позитивным зарядом.

Поэтому необходимо учится мыслить позитивно независимо от ситуации. У психологов существует «Метод резинки», на руку одевается самая простая канцелярская резинка, и как только человека посещают плохие мысли, нужно натягивать резинку и отпускать. Это способствует тому, что человек не будет фокусировать мысли на негативе. Через определенное время мозг просто привыкает мыслить только в позитивном ключе.

Улыбка

Нужно всегда мило улыбаться, это дает собеседнику понять, что его оппонент позитивно настроен на разговор. Улыбка может спасти человека в самой непредвиденной ситуации, а также, будет способствовать общему улучшению настроения не только индивидуального, но и коллективного. К тому же, улыбчивые люди живут намного дольше.

Проектирование

В конце недели, в вечер субботы или воскресенья, нужно уделять внимание прошедшей неделе, анализировать, что сделали правильно, а над чем еще стоит потрудиться. Нужно уметь хвалить себя, за успешное развитие дел на прошедшей недели. В этот же вечер составить примерный план действия на следующие 7 дней.

Вывод

Психология саморазвития лежит в основе любого человеческого свершения, будь то гениальное открытие или введение нового стиля в живописи или музыке, значения не имеет, главное - возможность реализовать себя как личность, которая смогла оставить след, а не забыться в архивах под порядковым номером.

Саморазвитие – это процесс, и как всякий процесс, саморазвитие необходимо для достижения определённой цели. Особенность саморазвития в том, что цели всегда меняются, в зависимости от уровня осознанности, умения рисковать, самодисциплины, веры в себя… Все эти критерии определяют, какую цель мы ставим перед собой, и как скоро мы достигнем этой цели.

Саморазвитие личности можно разделить на несколько шагов, о них мы поговорим ниже, а сейчас давайте подумаем что нами движет, что заставляет вставать и идти по этому интересному, порой нелёгкому пути саморазвития.

Итак, как только мы приходим в этот мир, нас окружают взрослые, наши родители, возможно братья или сёстры, бабушки и дедушки. И, так или иначе, они старше, сильнее, умнее, мудрее нас. И мы неосознанно, иногда осознанно, сравниваем себя с ними, и это сравнение всегда не в нашу пользу.

И именно в этот момент, когда мы сталкиваемся с тем, что мы в чём-то “хуже” окружающих нас людей, у нас зарождается, подробно описанный А. Адлером, комплекс недостаточности. Стремясь преодолеть этот комплекс недостаточности, мы и начинаем заниматься саморазвитием.

Процесс самопознания

Первый шаг в саморазвитии — это процесс самопознания. Мы стремимся идентифицировать себя в этом мире, позиционируем себя в нашей, мысленной, системе координат, относительно наших кумиров, идеалов, коллег по работе, членов нашей семьи (как родительской, так и семьи, которую мы уже создали), религии, духовных учителей и наставников... В общем, ищем ответ на вопрос “кто я в этом мире?” Этот поиск может длиться мгновенье, но может затянуться на долгие годы.

Мне присущи некоторые недостатки

Второй шаг — признаться себе в том, что мне присущи некоторые недостатки, которые приводят меня к нежелательным последствиям и результатам в жизни. И здесь очень важную роль играет принятие себя. Если мы принимаем себя, тогда никаких проблем с объективным взглядом на окружающую действительность не возникает.

И мы понимаем где мы находимся и что (кто) нас окружает. Нам это может не нравиться, но мы понимаем, что это так. Как только наш уровень принятия себя понижается, мы начинаем оправдывать себя, находить людей, которые по нашему мнению “хуже” нас. И это позволяет нам ничего не менять в нашей жизни. И, следовательно, процесс саморазвития завершается.

А как бы я хотел, чтобы было

Третий шаг наступает, если мы не сдаёмся, и открыто смотрим на наши недостатки (здесь важно понимать, что это только наша собственная субъективная оценка, что является нашими недостатками, а что достоинствами), и начинаем задумываться, а как бы я хотел, чтобы было. Если не так, то как? Часто многие останавливаются именно на этом шаге.

Потому что мы знаем, как мы НЕ ХОТИМ, но даже не задумываемся, чего мы ХОТИМ. И тогда мы начинаем жаловаться, как нам плохо живётся, потому что нас окружает всё то, чего мы не хотим, и чего мы стараемся избежать (почему так происходит, вы сможете понять после просмотра фильма Секрет, там подробно всё описано). Нам в данном контексте важно избегать состояния жертвы, и не перекладывать ответственность за причину нашего недовольства на других.

Как достичь желаемого результата

Четвёртый шаг заключается в том, чтобы посмотреть, какими способами я могу достичь желаемого результата. Что мне надо сделать, чтобы стать таким, как я хочу? И здесь на нашем пути могут встречаться люди, книги, фильмы, тренинги, которые показывают разные варианты и способы достижения нашей цели.

И помощь других людей эффективна при условии, что мы самостоятельно прошли уже первые 3 шага. Иначе получится, что мы реализуем и оправдываем ожидания других людей о нас, о том, какими бы они хотели бы нас видеть, и это уже далеко не саморазвитие.

И возможно вы обойдётесь без помощи других, и это совершенно нормально. Однако, когда речь идёт о необходимости рассмотреть как можно больше разных вариантов, тогда отстранённый, независимый взгляд очень полезен.

И избегайте тех людей, которые будут настаивать на своём мнении, как единственно верном, всегда оставляйте за собой право выбора и право сомневаться в том, что слова и идеи другого человека (или группы людей) верны на сто процентов. Возможно это правда для них, а для вас это не имеет никакого значения. (Впрочем, как и эта статья – возможно это просто чьи-то идеи, которые не вызовут у вас никакого отклика)

Шаги к достижению цели

И последний, пятый шаг, это действие. Мы прилагаем какие-либо усилия, совершаем шаги, чтобы достичь той цели, которую мы поставили перед собой в 3-ем шаге.

И в конце мы опять переходим к шагу номер 1. Мы опять начинаем оценивать, чего мы достигли, на что мы способны, какое место относительно окружающих мы занимаем. И на самом деле процесс саморазвития бесконечен, всегда будут идеалы, к которым мы стремимся, в сравнении с которыми мы не удовлетворены своим положением.

И этот процесс останавливается либо в момент смерти (что ещё не доказано), либо в момент, когда мы перестаём верить в себя, в свои силы, наша цель кажется недостижимой, и мы останавливаемся, но только на время…

Современный человек – это успешная личность. Он красив, здоров и строен, точно знает, чего хочет, любит и умеет делать что-то важное, приносящее другим пользу, а ему – и моральное удовлетворение, и доходы. Такая картинка начинает у нас складываться под воздействием современных СМИ, ритма нашей жизни, запросов и желаний.

Однако, сравнивая себя с этим образом, многие остаются неудовлетворёнными – одно не соответствует другому. Поэтому человек приходит к выводу, что ему нужно изменить себя, но зачастую не знает, с чего начать, что такое этот пресловутый личностный рост.

Саморазвитие – что это?

Говоря о саморазвитии, постараемся как можно проще сформулировать, что же это значит. Заняться этим непростым делом предпочитают люди, которые желают изменить свою жизнь в лучшую сторону и делают это. У большинства из нас уже сложился идеальный образ себя самого – подтянутого, активного и успешного человека с отменным чувством юмора, который занимается любимым делом. Но, думая о том, с чего начать процесс самосовершенствования, многие впадают в ступор, откладывая и откладывая это на потом.

Саморазвитие предполагает качественное улучшение какой-либо стороны жизни, личностный рост. Изменить одним махом всё не получится, наверное, ни у кого. Во-первых, на это не хватит ресурсов – ведь у каждого из нас есть важные, но неинтересные дела, от которых уйти просто невозможно. Во-вторых, человек всегда боится резких и кардинальных перемен, а перед картиной полного перекраивания жизни опустятся руки у кого угодно. Поэтому начать метаморфозы в лучшую сторону правильно будет с какой-то одной области, в который мы чувствуем у себя «завал».

Положить начало изменениям: как?

Многие думают, что для запуска процесса изменений, личностного роста необходимо огромное количество времени, средств, таланта и иных возможностей, чего у них просто нет. Поэтому человек или откладывает данное мероприятие, или ежедневно портит себе настроение, ругая себя за слабохарактерность и лень.

Но перед этим важно проанализировать, какая область нуждается в немедленном росте прежде всего.


  • Сфера человеческого духа . Личностный рост – это, в первую очередь, понимание своих недостатков. Изменить себя в этой сфере – это постараться избавиться от гнева и , перестать сплетничать и сводить счёты, поменять в лучшую сторону собственное отношение у окружающим. Говорят, что вокруг светлого человека становится добрее мир.
  • Финансовая сторона жизни . Кто из нас доволен своим доходом и не желает его роста? Однако первопричиной является, обыкновенно, неудовлетворение личности тем местом и той деятельностью, где ей приходится делать ежедневную работу. Спросите себя – вы действительно довольны своей профессией, должностью, корпорацией? Очень часто случается, что нет. Но далеко не каждый может просто уйти с работы или сразу же сменить её на лучшую. Поэтому начать можно с посещения тренингов, курсов или семинаров, обучения онлайн, подачи резюме в другие компании, оставаясь работать на прежнем месте. Многие люди хотят начать собственное дело, но опасаются неудачи. Изменить эту ситуацию постепенно – вот самое разумное решение. Узнайте, какие документы и условия важны в данной области, чего именно вам будет стоить открытие своего бизнеса.
  • Социальная сфера. Зачастую, общаясь по привычке, мы не придаём этому должного значения, а стоит начать это делать. Подумайте, действительно ли те люди, с которыми вы говорите, приятны и нужны вам? Нет ли у вас товарищей, которые тянут вас назад, завидуют вам, выливают на вас негатив постоянными жалобами? Спросите себя, а почему появились проблемы в семье? Может быть, именно вы виноваты в этом, уделяя мало внимания супругу, родителям или детям? Чтобы разобраться во всём этом и продолжить свой личностный рост, хорошо начать вести дневник. Можно составить для себя схему или таблицу, по пунктам расписать, что нужно сделать в этой сфере, а от чего бы вы хотели избавиться. Такая «дорожная карта» прояснит ситуацию и положит начало изменениям в лучшую сторону.
  • Сфера интеллектуального роста личности. К ней имеет отношение развитие внимания и памяти, углубление собственных знаний, абстрактное и творческое мышление, которое необходимо в любой, даже самой прагматической деятельности. С чего начать перемены в лучшую сторону в этой области? Самым главным путём получения знаний и образования на протяжении тысячелетий является книга. Приучив себя 20 минут вечером проводить не перед телевизором и не блуждая в соцсетях, а читая действительно интересный материал, вы повысите грамотность, углубите словарный запас и элементарно успокоите нервы.

Продуктивно – понемногу

Изменить себя раз и навсегда ударными темпами невозможно. Некоторые навыки мы теряем, меняются условия и обстоятельства жизни, а наше тело требует постоянной заботы и работы над собой. Делать помалу, но регулярно – главный принцип, способный изменить внутреннее и внешнее в себе в лучшую сторону, чего мы все желаем. Вот примеры подобных небольших занятий, способных сдвинуть с места горы и положить начало великим переменам в самом себе:

  • Два раза в день делать по 15-20 приседаний.
  • в неделю.
  • Изменить привычку съедать шоколадку после обеда. Вместо неё употреблять какой-либо сезонный фрукт.
  • Выключать телевизор на 20 минут вечером и просто разговаривать со своими детьми.
  • Разделить свою квартиру на небольшие зоны и прибирать одну из них в день – это тоже одно из проявлений личностного роста.
  • Пойти уже на курсы английского или испанского языка, ведь вы мечтали об этом со студенческих лет.
  • Скачать видеозанятия по тому виду фитнеса, который вам нравится – стретчинг, йога или зажигательная зумба – и выполнять один небольшой комплекс в день.
  • Выпивать перед завтраком стакан воды с растворённой в нём ложкой мёда.
  • Гулять перед сном с супругом в течение 15 минут.

Менять свою жизнь в лучшую сторону можно прямо с этого момента. Для этого важно встать и сделать какое-то маленькое, но важное дело, которое поднимет вашу самооценку. Не забывайте хвалить и мотивировать себя. Начинайте только с тех дел, которые вам действительно интересны. В таком случае самосовершенствование захватит вас, меняя жизнь и открывая новые, неизведанные горизонты.

Начинается процесс саморазвития личности с того момента, когда человек, однажды чего-то захотев, начинает думать о том, как бы ему этого достичь, и что ему мешает сделать первые шаги. Интересно то, что однажды получив вопрос, наш мозг постоянно ищет на него ответ, даже без участия сознания. Он включает процесс саморазвития личности, которая волей-неволей впитывает всю нужную информацию, сам мозг перебирает все возможные варианты решения проблемы и однажды приходит озарение. Но этот процесс слишком сложный и долгий.

Прежде всего, тоже требует некоторой мотивации. И каждый человек мотивирует себя сам, так как развитие личности – процесс строго индивидуальный. Но в любом случае, какой бы ни была мотивация, процесс саморазвития личности приводит к одному и тому же – изменению привычного мышления человека, изменению отношения к миру, окружающим и, конечно же, к себе.

Процесс саморазвития личности трудный, долгий и болезненный, так как приходится бороться с собственным «Я», которое никак не хочет признать и принять перемены в жизни. Но и останавливаться на этом пути тоже глупо, так как процесс тут же запускается в обратную сторону и все достигнутое ранее теряет свою ценность и возвращает вас в унылое и неприятное прошлое. Главное – не унывать. Будьте уверены, что всегда на пути саморазвития личности можно встретить человека, который поможет вам, поддержит, причем абсолютно ничего не требуя взамен.

Методы и этапы саморазвития личности

Многие знают, что этими вопросами чаще занимается психология саморазвитие личности находится в ее компетенции. Но на самом деле, процесс саморазвития личности может заключаться в разнообразных практиках: медитации, вере, общении с другими людьми, тренингах, йоге и т.д. Но в любом случае саморазвитие личности проходит несколько этапов.

1. Знакомство с собственным «Я» , его особенностей, а также поиска путей к его видоизменению. В этом случае саморазвитие личности помогает не просто понять себя и окружающий мир, но и открыть взаимосвязь с детскими травмами страхами и проблемами дня сегодняшнего. После этого буквально прорываются наружу все таланты и способности, которым не было выхода раньше.

2. Следующим этапом саморазвития личности является перепрограммирование собственных поступков и поведения. Это помогает внезапный и неожиданный успех перевести в разряд регулярного и постоянного.

3. Когда такие трансформации становятся существенными и приобретают постоянный характер, мир начинает играть новыми красками, а люди относятся к вам все лучше и лучше.

Что дает саморазвитие личности?

Саморазвитие личности открывает перед вами новые перспективы в жизни и в общении с людьми. Сама жизнь становится ярче и более наполненной, а главное – начинает сиять новыми гранями. Появляются новые возможности, друзья, горизонты, идеи, мысли. Процесс саморазвития личности позволяет сделать мир вокруг вас более гармоничным, добрым и наполненным энергией.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.