Рецензия на программу по доп образованию. Рецензия на дополнительную образовательную Программу «Художественная лепка

РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную общеобразовательную программу

«Волшебный кубик»

(интеллектуально-развивающего направления)

Рецензируемая работа представляет собой учебно-методическое пособие, адресованное учителям и воспитателям начальных классов.

Общеобразовательная программа является актуальной и составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей. Обусловлена необходимостью в условиях ФГОС внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса к мыслительной деятельности. Программа снабжена богатым учебно-методическим комплексом, призванным обеспечить ее успешную реализацию, составлена с учетом современных требований. При разработке программы и в процессе ее реализации учитывается социальный запрос родителей в предоставлении образовательных услуг и интересы воспитанников.

Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей определяется успешной социализацией ребёнка в современном обществе, его продуктивным освоением разных социальных ролей.

Структура программы представляет собой логическую последовательность, составлена в соответствии с требованиями и состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых личностных и метапредметных результатов освоения курса, содержания, календарного планирования, списка литературы, приложения (подробных разработок занятий). В пояснительной записке указаны актуальность, программы, ее новизна, прописаны цели и задачи, указана продолжительность и периодичность занятий, прописано необходимое оборудование. Достаточно полно раскрыта содержательная часть программы, указаны основные темы и разделы занятий. Список литературы достаточный, включает 6 источников, интернет-ресурсы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный кубик» предполагает возможность вариантного и разноуровневого изучения курса в зависимости от умственных способностей учащихся и уровня их подготовки. Соответствует возрастным особенностям обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам.

Содержание учебного пособия помогает создать положительную мотивацию, способствует развитию личностных, метапредметных и предметных умений ученика. Разработка предлагает новый, нетрадиционный подход к предъявлению новых знаний, опирается на многочисленные источники информации, побуждая учащихся к самостоятельному добыванию знаний по интересующей теме, способствует развитию коммуникативных навыков, творческих умственных способностей личности. Материал учебного пособия изложен грамотно, последовательно.

Таким образом, данная общеобразовательная программа «Волшебный кубик» (интеллектуально-развивающего направления) для обучающихся 1-4 классов представляет собой практический интерес для педагогов, является актуальной в условиях реализации новых образовательных стандартов, способствует привитию у учащихся интереса к мыслительной деятельности. Программа может быть использована учителями начальной школы, как для проведения кружка, так и для проведения внеклассной работы по математике, для индивидуальной работы с одаренными детьми.

Все методические материалы апробированы в работе с детьми младшего школьного возраста, так как автор имеет значительный опыт практической работы.

Рецензент:

(Купинский Дом детского творчества)

В программе четко определена цель и задачи обучения на конкретных этапах единого цикла, описаны способы условия, формы организаций деятельности педагога и детей в процессе освоения изучаемого курса по годам обучения. Описаны приемы и методы формирования различных умений и навыков для овладения обучающимися предметной областью «искусство». Приемы и методы, используемые при реализации программы, способствуют формированию нравственных качеств личности, осуществлению умственного эстетического, художественного развития детей .

Программа предлагает детям свободный выбор развития, ее

самоорганизации, самовоспитания, самообразования в духе продуктивной творческой деятельности.

Используемые педагогические методики, технологии соответствуют целям и задачам программы.

Авторская образовательная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, способствует формированию активной, познавательной, творческой деятельности, приобретению навыков реалистического изображения действительности.

Атмосфера фантазии, эмоционального комфорта, поиска и мини ­открытий, создаваемые педагогом на занятиях, позволяют каждому обучающемуся реализовать свое творческое «Я», развивают умственные способности, удовлетворяют естественные потребности к изобразительной деятельности.

Совместная поисковая деятельность педагога и детей помогает формированию товарищеских взаимоотношений , формирует уверенность в себе.

Целесообразность выбранного режима работы обеспечивает психолого­эмоциональный комфорт общения, деятельности педагога, детей и всего коллектива .

Председатель экспертного совета

по экспертизе образовательных программ информационно-методического Центра И. B. Гейнрих

Пояснительная записка

Изобразительное искусство - наиболее применяемая область эмоциональной сферы ребенка. Он исследует, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Свободное владение художественными различными средствами позволяет ребенку самовыразиться.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Художественная деятельность, Т. е. создание графики, живописи связана с

процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственна ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение особенности его интеллекта и характера.

Уже, в самой сути маленького человека заложено стремление, узнавать и создавать.

Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Художественный вкус - это вкус, относящийся К искусству, К деятельности в области искусства. Искусство учит нас и наших детей видеть и чувствовать глубже и тоньше.

Чудодейственная сила искусства в том, что она влияет на чувства, через них прокладывает путь к разуму, пониманию, выводам. Надо воспитывать чувства, развивать данную человеку природой драгоценную способность воспринимать «прекрасное».

Бесспорно, учиться создавать прекрасное - отличная форма приобщения детей к искусству, эта школа воспитания художественных вкусов.

рассказывал: «Знаете, почему родилось искусство? Потому, что человек не может воспринимать мир одним лишь умом, ему необходимо воспринимать его сердцем, чувствами».

Все дети без исключения - художники, поэты. Их восприятие - образное, яркое.

Дети искренни и непосредственны, их души - благодатная нива для сеяния добра. И надо стараться сеять это добро, делая все, чтобы мир чувств ребенка бьш наполнен красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать прекрасное от уродливого и безоговорочно стал на сторону добра и красоты. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста.

Понимать художественную деятельность нужно достаточно широко - она включает в себя: занятия детей каким-либо видом искусства и познание про из ведений художников; и созерцание красоты природы; и эстетическую оценку человеческих отношений. Все эти способы познания эстетического в школьном возрасте взаимосвязаны, переплетены.

Можно с уверенностью сказать, что те знания и переживания, которые ребенок «пропустиш> через активное действие закрепляются в его сознании намного надежнее и глубже, чем те, которые он получил чисто умозрительно, в виде словесных формулировок, требующих лишь запоминания.

В большей или меньшей степени каждый ребенок способен к творчеству, которое является естественным постоянным спутником формирования личности.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.

В младшем школьном возрасте отмечается дальнейшее формирование анатомической структуры головного мозга. Стимул его функциональному развитию дает обучение. Так создаются условия для постоянного перехода предметно-образного к абстрактному, словесно-логическому мышлению.

Младший школьник всюду ищет опору на чувственный личный опыт, собственные впечатления, знания близкие к жизни. Поэтому крайне важно отбирать объекты непосредственного восприятия, чтобы проводить мысль ребенка к постижению

закономерных связей, вещей и явлений.

Дети, особенно в начале младшего школьного возраста, еще легко отвлекаюп,;я UT неинтересной для него работы, им трудно сосредоточиться на материале, лишенном непосредственной эмоциональной nривлекательности. Учитывая это обстоятельство, нельзя в тоже время все обучения строить на одном интересе, на переживании «приятного». Устойчивость внимания, способность к регулированию у детей своих действий в учебной деятельности придут к ним тем раньше, чем быстрее они поймут и почувствуют, что учение - это труд, требующий серьезного волевого напряжения.

Младшему школьнику свойственна интенсивная двигательная активность, которая в сочетании с недостаточным умением управлять своим поведением нередко порождает импульсивность. Нельзя просто запретить ребенку отвлекаться. Надо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход.

Младший школьник не имеет сколько-нибудь значительного опыта коллективной работы. Отсюда жалобы, жадность, неумение подчинять свои желания общему делу. Совместный труд, совместные игры, развлечения, занятия постепенно формируют у детей навыки общественного поведения.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка всех познавательных процессов, приобретаются качества свойственные взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность И устойчивость.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным. Свои наиболее совершенные черты внимания у детей обнаруживаются лишь тогда, когда предмет или явление, особенно интересны для ребенка.

Память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей и это в первую очередь касается механической памяти.

Учение здесь только начинается и совершенствуется в течение долгих лет жизни.

Основные составляющие этой деятельности: контроль и само регуляция.

Трудовая деятельность способствует закреплению теоретических знаний, воспитанию трудолюбия.

Общение с окружающими людьми, особенно со взрослыми, которые служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний, имеют большое значение для развития младшего школьника.

Важным мотивом в развитии личности младшего школьника является сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиться ее. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-то своими руками.

В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складьrnаются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества: трудолюбие и самостоятельность.

Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это.

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их

зависимостью от взрослых. Необходимо сделать так, чтобы воспитание

самостоятельности и зависимости бьшо взаимно уравновешенным.

С переходом из младших классов в средние и далее в старшие изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела. В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое" выражение в изменении

мотивации основных видов деятельности: учения, общения, труда, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности.

)(арактерной особенностыо подросткового возраста является готовность и способность по многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовое изменение и навыки), так в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями).

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.

Сфера познавательных интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности - стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности

обучающихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания , достигать поставленных целей.

Однако к переходному возрасту (11-15 лет) активность в изобразительной деятельности нередко снижается. В переходном возрасте у подростков чрезвычайно сильно стремление к анализу. Суммарное изображение начинает не удовлетворять. Они хотят получить знания и навыки реалистического изображения действительности. Данная про грамма построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

Концепция программы з~ключается в строгой последовательности изучения традиционных композиционных базовых законов и правил, приобретении навыков и умений в освоении обучающимися новых принципов композиционного анализа, таких как: составление тонально-колористического паспорта, формирование у детей навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции.

Необходимо постоянно учитывать два главных условия. Одно из них - то, что существуют развитые в традициях искусства средства и способы художественной деятельности. Другое - то, что ребенок обладает индивидуальным опытом переживаниЙ. Только при естественном слиянии этих двух условий и возможно полноценное эстетическое воспитание.

С рисунка начинается всякое изображение формы и плоскости. Великий художник эпохи Возрождения - Микеланджело писал, что рисунок есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок является источником и душой всех видов живописи. Рисунок является основной дисциплиной в системе художественно­педагогического образования, имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей обучающихся, для при обретения специальных умений и навыков реального изображения действительности. Приобщение к изобразительному искусству должно начинаться с рисунка. С него начинали обучение художники и Древ­него Египта, и Древней Греции, и эпохи Возрождения. Умение рисовать является весьма полезным в жизни каждого человека, способствует лучшему овладению множеством профессиЙ. Обучение рисунку в объединении решает целый ряд важнейших задач обучения, художественно-эстетического воспитания и развития обучающихся.

В живописи художник создает хУ.,дожественные образы красками, при этом он должен различать цвета, их тон и насыщенность. Эти умения необходимы людям почти всех профессиЙ. Так, например: маляр должен уметь подобрать нужный колер; полярный летчик по цвету льда угадывает его толщину и определяет возможность посадки и Т. д. Обучаясь живописи, ребенок учится правильно видеть и передавать цвет предметов и цветовые отношения (локальный цвет предмета в световоздушной среде), получает необходимые знания, навыки на практических занятиях изобразительным ис­кусством. Постоянная работа красками помогает развивать у детей цветоощущение, что позволит им обогатить свое восприятие окружающего - мира.

Композиция в переводе с латинского языка обозначает «сочинение, составление, 5

расположение». Обучение воспитанников основам композиции в изобразительном искусстве, способствует развитию их творческих способностей, повышению познавательной активности в области изобразительного искусства.

Теоретическая часть предлагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.

Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла.

В течение всех лет обучения по данной программе обучающиеся осваивают и развивают умение раскрывать тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер. Это должно помочь в работе над сюжетно тематической композицией.

Изучение истории искусства дает возможность обучающимся прикоснуться к шедеврам мировой и отечественной культуры, почувствовать свою сопричастность с историей человечества, эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства.

Необходимо добиваться того, чтобы каждое явление искусства рассматривалось обучающимися на широком культурно-историческом фоне, но важно, чтобы это не уводило от главного, а наоборот, способствовало раскрытию художественного образа произведения.

Идея программы_ - развитие творческой личности на основе мотивации к творчеству на занятиях по основам изобразительного искусства.

Цель программы:

Создание условий для самореализации личности. Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о «прекрасном», воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.

Задачи:

· формирование у детей духовной культуры и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитание уважительного отношения к труду художника;

· обучение основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращая особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композици и;

· формирование нравственно- эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в окружающей действительности, в произведениях изобразительного искусства;

· развитие у обучающихся эстетического восприятия мира, художественного вкуса, расширение представления о культуре прошлого и настоящего;

· ознакомление обучающихся с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего в области изобразительного и декоративно - прикладного искусства, архитектуры, ролью искусства в жизни людей;

· учить дарить радость творчества, быть счастливыми от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.

Программа обучения ориентирует на одновременное решение задач худо­жественного образования и эстетического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству, как комплексный процесс формирования у обучающихся

духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры.

Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учетом особенностей их пространственного мышления. В каждом из разделов программы присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по рисунку живописи и композиции.

Художественно-творческое развитие обучающихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.

Таким образом, данная программа должна послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития детей, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения.

Про грамм а, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает беседы об искусстве и их показ (репродукции, слайды), закрепляя знания через уроки-соревнования «Знатоки искусства».

Художественная деятельность на занятиях очень разнообразна: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); эксперименты с красками; игры с целью изучения и закрепления теоретического материала, рассчитанные как на активизацию у обучающихся познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к учебному заданию, объекту изображения, знакомство с произведениями искусства (демонстрация слайдов, репродукций, фотографий, иллюстраций); наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и животных в различных ситуациях, обсуждение и анализ работ товарищей, результатов собственного и коллективного творчества. Все виды занятий в процессе обучения взаимосвязаны.

Срок реализации программы - 5 лет, возраст обучающихся (8-17 лет).

Режим работы:

· группа 1 года обучения - 4 час. в неделю (144 час. в год);

· группа 2 года обучения - 6час. в неделю (216 час. в год);

· группа 3года обучения - 9 час. в неделю (324 час. в год);

· группа 4 года обучения - 9 час. в неделю (324 час. в год);

· группа 5 года обучения - 9 час. в неделю (324 час. в год).

Характеристика программы:

По виду деятельности - изобразительная деятельность ~ По образовательным областям - искусство.

По форме реализации - групповая, индивидуальная. ~ По способу реализации - эвристическая

По широте охвата содержания деятельности - профильная. ~ По возрасту детей - средний и старший возраст.

По половому признаку - для мальчиков, девочек.

По функциональному назначению - образовательная.

По уровню освоения - профессионально-ориентированный

Модель выпускника

Обучающийся должен Знать:

Рисунок как - основу всех видов изобразительного искусства; основные законы, правила, приемы и средства композиции; порядок и метод работы над композицией.

применять навыки рисунка и живописи в композиции; самостоятельно выбирать сюжет композиции;

применять знания, полученные по истории искусства, для анализа своей работы;

применять на практике основные законы и правила композиции;

отбирать существенное, важное; эстетически оценивать, находить образное выражение действительности;

владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом;

решать форму, объем предметов в пространственной среде с учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияний;

добиваться цельности и единства цветового строя в работе, колористического решения, разбираться в цветовых и тональных отношениях;

передавать форму, глубину, освещенность;

показать в работе освоение ремесленной стороны искусства - умение смешивать краски (добиться сложных цветов, тонких отношений, а также цветов активных, насыщенных) и их сочетать;

грамотно пользоваться художественными материалами.

Качества личности выпускника

После прохождения программы обучающиеся обладают качествами: культурного общения между собой и уважения к собеседнику (культура языка);

любви и уважения к национальному искусству, бережному сохранению и продолжению традиций своего народа;

самостоятельности мышления, принятия собственного решения и отстаивания своего мнения;

заниматься самообразованием;

умением общаться с друзьями и родителями на уровне приобретенного опыта; оценивать свои творческие возможности, быть самокритичным;

оценивать свои профессиональные способности.

Наименование базовых

обучения

обучения

обучения

обучения

обучения

Введение в

образовательнYJQ

программу.

Живопись.

Привет, дорогие мои читатели, друзья и случайные гости блога! Татьяна Сухих всегда рада виртуальной встрече с вами, хотя я вас не вижу, но чувствую, как между нами происходит обмен энергетикой. Хотелось бы, чтобы мои статьи приносили пользу, поэтому часто я затрагиваю сложные для меня самой темы. Сегодня предлагаю узнать, что такое рецензия на программу для дошкольного учреждения.

Тема статьи выбрана неслучайно. Оказывается, я не знала об этом, если я решила написать авторскую или экспериментальную программу для работы с детьми дошкольного возраста и рассчитываю опубликовать ее и защитить свое авторство, то обязательно нужно, чтобы была написана рецензия.

Для внутреннего использования в садике, если я не мечу на всероссийское признание в научных кругах, достаточно рецензии от заведующей или методиста. А вот для публикаций или, к примеру, хочу на конкурс представить авторскую программу, то нужно получить объективное мнение о программе от независимого эксперта.

Чтобы было понятнее, что из себя вообще представляют программы, составлю для вас классификацию программ. Итак, по философско-концептуальным основам, то есть, взгляду на ребенка как объект воспитания, закономерности его развития, создания условий для становления личности, программы бывают:

  • Вариативные;
  • Альтернативные.

Альтернативные представляют собой инновационные, часто идущие вразрез с общепринятыми системами воспитания и образования. Такие программы редко применяются в государственных учреждениях из-за их спорной целесообразности для общей массы детей.

Вариативные программы строятся по принципу личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми. Существует комплекс вариативных программ в нашем дошкольном образовании, который рекомендован Министерством. Каждое ДОУ имеет право выбирать из комплекса любые вариативные программы, адаптировать их «под себя» или писать авторские программы для своего учреждения.

Вариативные программы делятся на:

  • Основные: есть утвержденные программы, которые отвечают всем современным требованиям развития и воспитания детей, содействуют всестороннему развитию, а также образованию в рамках дошкольного учреждения. Они утверждены Министерством. К основным также относятся специализированные и коррекционные программы.
  • Дополнительные: по желанию ДОУ или родителей в садике вводятся программы по иностранным языкам, прикладному искусству, танцам и т.п. Могут быть платными и бесплатными. Дополнительную программу по конкретному направлению утверждает руководство садика.


Еще есть такая разновидность, как примерные программы. Они не являются документом, но прописывают основные обязательные моменты, которые должны быть учтены при составлении авторских программ. Это как конструктор, из блоков которого каждый может возвести свое здание.

Хотите составить программу – «УчМаг» поможет!

Если вам нужно составить рабочую программу, советую воспользоваться специальными предложениями от Интернет-магазина «УчМаг»:

  • Компакт-диск «Разработка программы развития образовательной организации» – это своеобразный бизнес-план для детского садика. Здесь даны практические рекомендации, как составить программу развития дошкольного учреждения, чтобы она отвечала всем современным требованиям системы образования. Есть также шаблон-образец, который можно взять за основу для своей программы.
  • Возможность принять участие в офлайн-семинаре на тему «ФГОС НОО: разработка программ дополнительного образования» и офлайн-мастер-классе на тему «Рабочая программа воспитателя в соответствии с ФГОС ДО» . Чем хороши такие семинары? Они дают возможность получить доступ к тематическим материалам, которые разработаны строго по ФГОС, а также вам пришлют сертификат, что очень украсит ваше портфолио.

Скажу откровенно, написать сегодня авторскую программу проблематично, ведь все давным-давно придумано до нас. Кроме того, чтобы получить разрешение на внедрение разработки, нужно пройти очень сложные и длительные процедуры. Самое главное – программа должна пройти экспертизу Федерального экспертного совета.

В нормативных документах все так запутанно, что я не поняла, в каких случаях можно использовать в садике авторские разработки без присвоения специального грифа «Рекомендовано». С одной стороны, руководство учреждения свободно в выборе программ из списка утвержденных, может вносить изменения и внедрять собственные программы.

С другой стороны – запрещено применять программы, которые не прошли экспертизу на федеральном или городском уровне.

Да, в ДОУ мы имеем право варьировать программы, выбирать на усмотрение руководства садика из утвержденного перечня. Но на практике, чтобы решиться ввести в работу учреждения авторскую разработку, сто раз подумаешь, стоит ли оно того. Проще из списка рекомендованных программ выбрать профессиональную, одобренную и проверенную.

Органы управления образованием составляют примерные программы, качество которых контролируется Министерством. Это комплексные программы: «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство», «Кроха».

Как должна выглядеть рецензия на программу?

Думаю, что проще всего написать авторскую дополнительную общеобразовательную программу, хотя существует утвержденный перечень и парциальных, то есть, дополнительных программ. Но речь не о них, сейчас я, наконец, отвечу на главный вопрос моей статьи: что такое рецензия на воспитательную программу и как она выглядит?


Итак, вы разработали дополнительную образовательную программу и хотите ее внедрить. Советуют специалисты приложить к авторской разработке две рецензии: так называемую, внутреннюю и внешнюю.

Первая – это отзыв вашего руководства о разработке, методике, программе обучения и развития детей. Обычно ее пишет методист детского сада, поскольку он непосредственно курирует дополнительное образование.

Внешняя рецензия пишется независимым экспертом. Где его искать? Оказывается, это сегодня не проблема: в Интернете свои услуги по написанию рецензии предлагают научно-издательские центры, которые имеют соответствующие лицензии. Не нужно никуда ехать, пересылаем на адрес специалиста свою разработку и ждем ответа.

На авторитетных сайтах предоставляют документы, подтверждающие наличие ученой степени человека, который будет рецензировать работу, дают гарантию, что рецензент является членом Гильдии экспертов в сфере образования.

Специалисты оценивают работу по утвержденным критериям системы нашего образования, по желанию заказчика могут дать рекомендации по улучшению и усовершенствованию работы, если она не дотягивает до отличной оценки, условной, конечно.

Вы можете предварительно почитать требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования, которые есть в нормативных документах образовательного учреждения. Думаю, на сайте рецензентов есть образцы их работы, и вы сможете сверить с министерскими требованиями.

Что включает в себя рецензия?

Рецензия обычно оформляется как машинописный документ, заверенный мокрой печатью рецензирующего органа.

Чтобы примерно знать, правильно ли написана рецензия, предлагаю изучить ее составляющие:

  • Заголовок звучит примерно так: рецензия на программу (указываем название программы, полное) такого-то автора (пишутся фамилия, имя и отчество, а также занимаемая должность и если есть – категория) такого-то учреждения (полное наименование садика).
  • Глубокая характеристика разработки: указывается учебная область применения, определяется вид детского объединения, где планируется применение программы. Также пишется возраст детей, к которым применима разработка, срок реализации программы, указывается уникальность или схожесть с другими программами данного вида.

Здесь же подтверждается статус программы как дополнительной образовательной программы и анализируется стиль изложения, а также уровень подачи материала.

  • Новизна и актуальность работы – в этом пункте проявляется уровень профессионализма рецензента. Можно написать все, но ни о чем, либо четко и аргументировано доказать нужность и уникальность работы. Чтобы определить ценность программы по этим критериям, нужно хорошо знать всю систему дошкольного образования;
  • Характеристика структуры программы: перечисляются разделы, и каждый анализируется на предмет полноты раскрывания темы, логики изложения, глубины предмета исследования и т.п.;
  • Описание и анализ полноты изложенного материала соответственно списку разделов;
  • Акцент на целостности работы, последовательности и ее предполагаемого места среди подобных разработок;
  • Определение главной идеи программы, описание ее сути, новизны, актуальности и пригодности для реальных дошкольных учреждений, соответствия ее требованиям Министерства образования;
  • Характеристика приложений к разработке: наглядных материалов, видео и т.п.;
  • Как заключение – выводы о профессионализме автора программы, общая оценка, положительные и отрицательные стороны работы.

Еще немного информации…

Современную дошкольную образовательную программу принято рассматривать как инструмент для достижения таких целей:

  • Развитие любознательности – главного показателя познавательной активности ребенка, развитие способностей, воображения, коммуникативности;
  • Обеспечение укрепления и сохранение здоровья малышей – психического и физического в равной мере, создание условий эмоционального благополучия для каждого дошкольника, для интеллектуального и творческого развития, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • Соблюдение трех форм организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ: занятия как форма обучения, нерегламентированные виды деятельности и свободное время в течение дня;
  • Использование игры как основного вида деятельности дошкольников;
  • Реализация дифференцированного и личностного подхода в работе с дошкольниками.

Так вот, если вы решили написать программу, можно себя проверить, прежде чем представить ее на суд специальной экспертной комиссии, отвечает ли ваша работа вышеперечисленным задачам дошкольных образовательных программ.

1. РЕЦЕНЗИЯ на «Рабочую программу ознакомительной практики для студентов I курса факультета экономики и менеджмента (специальности 6.030502, 6.030504, 6.030601)», подготовленные доцентом Резником Н. Г.

Разработанная программа ознакомительной практики составлена в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к высшей школе. Разработанная программа изложена на 4 страницах и включает в себя 12 часов летней ознакомительной практики.

Разработанная программа ознакомительной практики включает следующие вопросы: цель и задачи, место и время проведения практики, охрану труда и технику безопасности, метод контроля и подведение итогов практики. Важным обязательным вопросом, который включен в программу это вопрос о проведении экскурсии со студентами во время практики на опытном участке овощеводства кафедры.

В рабочей программе приведено содержание практики, где указывается, что за время практики студенты знакомятся с классификацией овощных растений на коллекционном участке, работают по уходу за пасленовыми, луками, капустами, корнеплодами, знакомятся с их морфологическим и сортовым составом.

Разработанная программа может служить хорошим пособием для проведения ознакомительной практики для студентов I курса факультета экономики и менеджмента и их следует рекомендовать к изданию.

Рецензия

Представленная программа содержит все структурные компоненты, содержание которых полностью раскрыты. Пояснительная записка раскрывает новизну программы, которая заключается и использовании авторской системы самостоятельной работы обучающихся. Педагогическая целесообразность объясняется в формировании у детей навыков самоконтроля посредством ведения индивидуальных дневников. Все обучение построено на принципах систематичности и последовательности; дифференцированного подхода; создание ситуации успеха. Образовательный процесс строится с учетом возрастных особенностей детей и подростков, разновозрастный состав учебной группы объясняется наличием у обучающихся базовой подготовки. Сроки реализации программы распределены на этапы, каждый этап программы предполагает получение обучающимися спортивного разряда согласно Российской единой спортивной классификации. В пояснительной записке представлены методы и формы работы, а также методы контроля и управления образовательным процессом. Ожидаемые результаты образовательной программы основываются на результатах прохождения индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Образовательные цели и задачи представлены по этапам обучения, что определяет высокую технологичность данной программы.

Методическое обеспечение программы определяется перечнем необходимых условий и пособий для успешной реализации содержания программы. Наличествующая методическая база позволяет полностью реализовать данную образовательную программу, что подтверждается высокими результатами воспитанников данного объединения.

Список литературы состоит из 3-х разделов: основная литература, дополнительная литература и литература для обучающихся.

Вывод : дополнительная образовательная программа «Добро пожаловать в шахматное королевство» педагога дополнительного образования Мололкина Виктора Александровича составлена на высоком профессиональном уровне, прошла многолетнюю апробацию и подтверждена высокими результатами обучающихся. Данная программа может быть рекомендована для реализации в учреждениях дополнительного образования детей, в шахматных клубах.

Методист МОУ ДОД «Леинский ДЮЦ»______________И.Г.Паршева

Подпись методиста

Паршевой И.Г. заверяю _______________А.М.Захарова, директор МОУ ДОД

«Ленинский ДЮЦ»

Предварительный просмотр:

Рецензия

На программу дополнительного образования детей

«Добро пожаловать в шахматное королевство»

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ленинский детско-юношеский центр»

Ленинского района Волгоградской области.

педагог дополнительного образования детей

высшей квалификационной категории

В программе рассматриваются рассматриваются основные этапы шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Педагог решает сложные аспекты подготовки спортсменов по тактике и стратегии шахматной игры. Программа, рассчитанная на 4-х летний курс обучения, представляет несомненный интерес.

Данная программа актуальна, так как помогает в короткие сроки подготовить шахматистов-разрядников.

Мололкин В.А. использовал современные научно-методические разработки теоретиков шахмат, собственный многолетний опыт, советовался с ведущими специалистами города, области, страны.

Автором предложен ряд оригинальных собственных решений в преподавании шахмат: комплектование групп на основе спортивной подготовки, а не возрастного критерия; углубленное изучение дебютных схем с помощью специальной картотеки, удачное применение концентрического метода в преподавании сложных разделов тактики и стратегии шахмат.

Основой своей авторской программы является система самостоятельной работы в изучении шахмат. Тренер, используя собственные приемы, решает свою главную задачу – привитие любви к шахматам и самостоятельной работе над ними.

Благодаря изучению полного курса программы достигнуты высокие результаты- воспитанники Мололкина В.А. успешно выступают на первенство области и страны.

Председатель областной

Шахматной федерации / А.Худяков/

Предварительный просмотр:

Рецензия

На программу дополнительного образования детей

«Добро пожаловать в шахматное королевство»

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ленинский детско-юношеский центр»

Ленинского района Волгоградской области.

педагог дополнительного образования детей

высшей квалификационной категории

Программа рассчитана на 4 года. При ее подготовке автор консультировался с ведущими тренерами города Волгограда и области. Пояснительная записка раскрывает новизну данной программы, которая заключается с использовании созданной автором системы самостоятельной работы обучающимися. Авторский метод преподавания прослеживается в использовании специальных дебютных картотек, с помощью которых подбирается и отрабатывается дебютный репертуар каждого юного шахматиста. В программе большое внимание уделено самостоятельной работе ребят с шахматной литературой, анализу сыгранных партий. Выделены типичные ошибки при анализе партий и даны рекомендации по их преодолению.

Данная программа предполагает прохождение обучающимися индивидуального образовательного маршрута согласно его возможностям и базовому уровню подготовки.

Большое внимание уделяется развитию творчества и самостоятельности обучающихся, что имеет не только учебное, но и воспитательное значение.

Необходимо отметить высокий профессиональный уровень, последовательность и глубину образовательной программы. Автором предложен ряд оригинальных собственных решений в изучении таких сложных разделов, как «Стратегия» и «Эндшпиль».

Вывод: настоящая программа одна из лучших в Волгоградской области, в ней собраны все новейшие рекомендации за последние десятилетия. Программа опробована автором и позволила на практике достичь воспитанниками Мололкина В.А. высоких результатов.

Директор МОУ ДЮСШ № 20

г. Волгограда Н.П. Яхтенфельд




Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.