Снк по конституции ссср 1924 г. Принятие конституции ссср

История ее создания начинается с принятия I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г . «Декларации об образовании СССР» и «Договора об образовании СССР». Декларация и Договор стали основой будущей Конституции СССР 1924 г. I съезд Советов СССР как высший представительский орган союзного государства наметил программу работы над будущей союзной Конституцией и заложил правовые основы этой работы.

В период подготовки проекта Конституции шли ожесточенные споры, борьба мнений с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма . Так, дискутировались предложения о ликвидации РСФСР, непосредственного вхождения в состав СССР автономных республик РСФСР и т.д.

Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б), проходивший в апреле 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы в Конституции были отражены не только потребности всех национальностей Союза, но и специфические процессы отдельных национальностей.

После XII съезда РКП(б) была сформирована Конституционная комиссия из 25 человек, которую возглавил М.И. Калинин . В процессе работы над проектом Конституции этой комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик.

6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершилась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР.

31 января 1924 г. II съезд Советов единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.

В текст Конституции вошла Декларация об образовании СССР. Конституция насчитывала 72 статьи. Имелись развернутые главы о суверенных правах союзных республик, съезде Советов СССР, ЦИК СССР, Президиуме ЦИК СССР, СНК СССР, Верховном Суде СССР , о народных комиссариатах СССР, ОГПУ, о союзных республиках, гербе, флаге и столице СССР.

Главное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту конституционного закрепления самого СССР, прав СССР, системе высших государственных органов СССР и союзных республик.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор, в свою очередь, подразделялся на 11 глав, а главы - на 72 статьи.


В Декларации отмечалась невозможность решения национального вопроса в условиях капитализма . Его решение, по Конституции, стало возможным только при диктатуре пролетариата. Декларация указала на необходимость борьбы с внешними врагами республик, целесообразность объединения усилий республик для восстановления хозяйства. Само строение Советской власти, интернациональной по своей природе, также способствовало объединению Советских республик.

В декларации были изложены принципы добровольности и равноправия, лежавшие в основе объединения республик в СССР. За каждой союзной республикой обеспечивалось право свободного выхода из СССР.

Ведению СССР подлежали внешнеполитические сношения, руководство внешней торговлей, установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства Союза СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета СССР, установление единой денежной и кредитной системы и т.д.

Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками. Такова была компетенция Союза ССР. Вслед за Декларацией Договор вновь отмечал их право свободного выхода из Союза. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.

Верховным органом власти , по Конституции, являлся съезд Советов СССР . В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета национальностей. В двухпалатной структуре ЦИК СССР просматривается будущий двухпалатный Верховный Совет СССР.

В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР образовывал Советское правительство. СНК, состоявший из председателя СНК, председателя Высшего Совета народного хозяйства и народных комиссаров, являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе подотчетен ему и его Президиуму.

Создавалось 10 комиссариатов СССР, в которых сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. Народный комиссар имел право единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегий. Конституция СССР 1924 г. установила следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК.

Специальные главы Конституции были посвящены Верховному суду СССР (глава 7) и ОГПУ (глава 9).

Заключительная глава Конституции СССР говорит о гербе, флаге и столице СССР. Столицей СССР объявлялся город Москва.

Конституция СССР 1924 г. закрепила построение федерации на базе Советов, соблюдение принципа добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправие субъектов союзного государства, принцип демократического централизма. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. была действующей по 1936 г., когда 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ СССР

Оформление единого союзного государства как федерации суверенных советских республик бы-ло продолжено на II Всесоюзном съезде Советов, который 31 января 1924 г. утвердил первую Конституцию СССР. Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на причины и принципы объединения республик (добровольность и равноправие). СССР оставался открытым объединением для вхождения в его состав новых республик "...имеющих возникнуть в будущем". За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, а ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Договор состоял из 11 глав: 1. О предметах ведения верховных органов власти СССР. 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве. 3. О Съезде Советов СССР. 4. О Центральном Исполнительном Комитете СССР. 5. О президиуме ЦИК СССР. 6. О СНК СССР. 7. О Верховном суде СССР. 8. О народ-ных комиссариатах СССР. 9. Об ОГПУ. 10. О союзных республиках. 11 О гербе, флаге и столице СССР.

В исключительное ведение Союза входили внешняя политика и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ общесоюзного законодательства. Высшим органом власти являлся Съезд Советов СССР (собираемый раз в год), а в период между съездами – ЦИК СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета (представители республик пропорционально населению) и Совета Национальностей (представители союзных и автономных республик – по 5 депутатов от каждой, и авто-номных областей - по 1 депутату). Число председателей ЦИК соответствовало числу союзных республик. Председателями ЦИК СССР в то время являлись М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Г. А. Червяков и Н. Н. Нариманов. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом власти являлся Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. ЦИК СССР формировал высший исполнительный орган – СНК СССР из 10 наркоматов. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщений, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов и РКИ. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались функции разбирательства дел о злоупотреблениях высших должностных лиц СССР и рассмотрение дел о соответствии республиканского и союзного конституционного законодательства.

Все остальные сферы управления находились в исключительной компетенции союзных республик. В конституции СССР 1924 г. не было характеристик общественного устройства союзного государства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве и местных органах власти. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Конституция РСФСР была принята в 1925 г.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В 20-Е ГОДЫ

В день, когда состоялось образование союзного государства, вышла работа Ленина «По вопросу о национальностях и автономизации». В ней сквозит недовольство Ленина всей историей, связанной с образованием СССР, несвоевременной затеей , которая, по его мнению, «завела все дело в болото». Однако старания Ленина, его попытки «разобраться» с проявлениями великорусского шовинизма, наказать виновников «грузинского инцидента» особых последствий не имели. Поток событий в партии устремился в другую сторону и проходил без участия Ленина. Уже разворачивалась борьба за его наследство, в которой все больше проявлялась фигура Сталина. Можно сказать, что, показав себя сторонником централистского государства, крутых и грубых административных решений в национальном вопросе, Сталин мало изменил свое отношение к национальной политике, постоянно подчеркивая опасность националистических проявлений и необходимость их беспощадного подавления.

II Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в январе 1924 г., в траурные дни, связанные со смертью Ленина, принял союзную Конституцию, в основе которой лежали Декларация и Договор, а в остальном ее положения зиждились на принципах Конституции РСФСР 1918 г., отражавших ситуацию острого социального противоборства. В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторяющие положения общесоюзной.

Одним из первых мероприятий, проведенных в рамках Союза, было «национально-государственное размежевание Средней Азии». На территории региона до 1924 г. располагались, кроме Туркестанской АССР, образованной еще в 1918 г., две «народные» советские республики - Бухарская и Хорезмская, созданные после свержения большевиками с престола бухарского эмира и хивинского хана. Существующие границы явно не соответствовали расселению этнических общностей, чрезвычайно пестрому и неоднородному. Не совсем ясен был вопрос и о национальной самоидентификации народов, и о формах их самоопределения. В результате длительных обсуждений национальных вопросов на местных съездах и курултаях и перекройки границ образовались Узбекская и Туркменская союзные республики. В составе Узбекской ССР была выделена автономия таджиков (впоследствии получившая статус союзной республики), а в ней - Горно-Бадахшанская АО. Часть территории Средней Азии была передана Казахской АССР (также впоследствии ставшей союзной республикой). Туркестанские и хорезмские каракалпаки образовали свою АО, вошедшую в состав Казахской АССР, а в последующем перешедшей в Узбекскую ССР на правах автономной республики. Киргизы образовали свою автономную республику, вошедшую в состав РСФСР (позднее она тоже была преобразована в союзную республику). В общем и целом национально-государственное размежевание Средней Азии позволило обрести региону на некоторое время стабильность и устойчивость, однако крайняя чересполосица этнического расселения не позволяла разрешить вопрос в идеальном варианте, что создавало и создает вплоть до настоящего времени источник напряженности и конфликтов в данном регионе.

Возникновение новых республик, автономных областей шло и в других районах страны. В 1922 г. в составе РСФСР были образованы Карачаево-Черкесская АО, Бурят-Монгольская АО (с 1923 г. - АССР), Кабардино-Балкарская АО, Черкесская (Адыгейская) АО, Чеченская АО. В составе ЗСФСР на территории Грузии были созданы Аджарская автономия (1921 г.) и Юго-Осетинская АО (1922 г.). Отношения Грузии и Абхазии, двух территорий с застарелым национальным конфликтом, были оформлены в 1924 г. внутренним союзным договором. В составе Азербайджана в 1921 г, была образована Нахичеванская АССР, в 1923 г. - Нагорно-Карабахская АО, населенная преимущественно армянами. На территории Украины на левобережье Днестра в 1924 г. возникла Молдавская АССР. Столь подробное перечисление национальных образований в СССР связано с тем, что сегодня, в период распада союзного государства, многие из них являются зонами и потенциальными очагами межнациональных конфликтов.

Обретение народами бывшей Российской империи своей государственности имело двоякие последствия. С одной стороны, оно пробуждало национальное самосознание, способствовало становлению и развитию национальных культур, позитивным сдвигам в структуре коренного населения. Постоянно повышался статус этих образований, удовлетворяющий росту национальных амбиций. С другой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политики центрального союзного руководства, соответствующей национальному возрождению. В ином случае загоняемые до поры до времени внутрь национальные чувства и их игнорирование таили в себе потенциальную опасность взрыва национализма при неблагоприятном раскладе событий. Правда, в то время руководство мало задумывалось об этом, щедрой рукой нарезая территории отдельным государственным образованиям, даже если коренные жители и не составляли на них большинства населения, или легко передавая их «из рук в руки», от одной республики к другой, - еще один потенциальный источник напряженности,

В 1920-е гг. в рамках национально-государственных образований проводилась так называемая политика коренизации, которая заключалась в привлечении национальных кадров к государственному управлению. Многие из созданных национальных учреждений не имели ни своего рабочего класса, ни сколько-нибудь значительной интеллигенции. Здесь центральное руководство вынуждено было нарушать принципы «диктатуры пролетариата» в пользу национального равноправия, привлекая к руководству весьма разношерстные элементы. Эта сторона коренизацин положила начало образованию местных элит с присущей им национальной спецификой. Впрочем, центр прилагал немало усилий, чтобы держать этих местных руководителей «в узде», не допуская излишней самостоятельности и беспощадно расправляясь с «национал-уклонистами». Другой аспект коренизации - культурный. Он заключался в определении статуса национальных языков, создании письменности для тех народов, которые ее не имели, строительстве национальных школ, создании собственных литератур, искусства и т.д. Надо отдать должное: государство уделяло очень много внимания помощи отсталым в прошлом народам, выравниванию уровней экономического, социального и культурного развития отдельных наций.

К вопросам национально-государственного строительства тесно примыкает реформирование административно-государственного устройства страны. На необходимость его указывалось еще в период революции. Но только окончание гражданской войны позволило перейти к непосредственному решению этой задачи, которая состояла в том, чтобы от чисто административного перейти к административно-хозяйственному делению государства в соответствии с исторически сложившимися экономическими районами. Работа велась под руководством ВЦИК и Госплана. Переход к нэпу потребовал внести в эту работу необходимый элемент децентрализации, передачи части управленческих функций на места. Национально-государственное строительство и образование СССР внесли коррективы в проект административно-территориальных преобразований. Фактически реформирование началось с 1923 г. путем создания в порядке эксперимента на территории РСФСР Уральской области и в 1924 г. Северо-Кавказского края. Во второй половине 1920-х гг. были образованы еще 6 краев (административные единицы, имеющие внешнюю границу или включающие в себя автономии): Сибирский (1925), Дальневосточный (1926), Средне-Волжский (1928), Нижне-Волжский (1928), Северный (1929), Нижегородский (1929) и 5 областей, не считая национальных образований, к ним приравненных: Ленинградская (1927), Центрально-Черноземная (1928), Московская (1929), Ивановская Промышленная (1929) и Западная (1929). Было упразднено прежнее деление на губернии, уезды и волости. Края и области делились на округа (вскоре ликвидированные), округа - на районы, районы - на сельсоветы. В конце 1920-х г. были выделены отдельно национальные округа (всего 10) и районы.

НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1925 Г.

Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Последняя закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван «измененным текстом Конституции».

Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 года значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 было закреплено: «Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов». При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 года имеется и в ст. 51 Конституции 1925 года.

В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них.

То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 года, заключается в следующем.

1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст. 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на Х Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.

В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 года имелась).

Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.

В структуре Конституции была выделена гл. 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.

К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России


В декабре 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные представителями че­тырех республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. Каждая из республик уже имела свою конституцию.

В Декларации «Об образовании СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК» от 30 декабря 1922 года говорилось:

«Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма – национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.

Здесь в лагере социализма – взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов…Но годы войны не прошли бесследно.

Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству.

Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик. С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспевание, и свободу национального развития народов».

Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции (проект был разработан в течение 1922 г.), которая и была утверждена II съез­дом Советов СССР в январе 1924 г.

Возникшие в ходе ее разработки разногласия по вопросам национально-государственного строитель­ства были урегулированы решением XII съезда РКП(б).

Конституция Союза Советских Социалистических Республик со­стояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Дого­вора об образовании СССР.

В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причи­ны объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие).

Договор состоял из одиннадцати глав:

I. О предметах ведения верховных органов власти СССР;

II. О суверенных правах союзных республик и о союзном граж­данстве;

III. О Съезде Советов СССР;

IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР;

V. О Президиуме ЦИК СССР;

VI. О Совете Народных Комиссаров СССР;

VII. О Верховном Суде СССР;

VIII. О Народных комиссариатах СССР;

IX. Об Объединенном Государственном политическом управле­нии;

X. О союзных республиках;

XI. О гербе, флаге и столице СССР.

По Конституции в исключительное ведение Союза входили: внешние сношения и торговля, решения по вопросам войны и мира, организация и руководство вооруженными силами, транспортом, почтово-телеграфным делом, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ зако­нодательства (общесоюзная юстиция), установление единой денежной и кредитной системы, установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и просвещения.

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компе­тенции Съезда Советов СССР.

За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, ее территория могла быть изменена только с ее согласия.

Устанавливалось единое союзное гражданство.

Первоначально в договоре закреплялось объединение в союзное федеративное государство четырех республик: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (объединявшую Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР).

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР избиравшийся от городских советов (1 депутат от 25000 избира­телей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 125000 изби­рателей).

В период между съездами высшим органом власти был Цент­ральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).

ЦИК со­стоял из Союзного Совета (414 депутатов), который избирался съездом из пред­ставителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, составленного из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой).

ЦИК работал в сесси­онном порядке, число председателей ЦИК СССР соответствовало числу союзных республик.

Председателями ЦИК СССР в то время являлись М.И.Калинин, Г.И.Петровский, А.Г.Червяков, Н.Н.Нариманов.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законода­тельным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат.

Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союз­ных республик и отменять постановления СПК СССР, наркоматов СССР, ЦИК союзных республик и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Постоянные комиссии СНК: Главлит, СТО, Госплан СССР, Главный концессионный комитет, ЦСУ СССР.

Наркомы руководили отдельными отраслями го­сударственного управления.

Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.

Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ.

Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных (уполномоченные общесоюзных наркоматов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объединенные - через одноименные наркоматы союзных республик.

Ряд наркоматов были республиканскими: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспе­чения.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления.

Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза.

Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями.

Закреплялись основные права и обязанности граждан:

Социально-экономические и культурные права.

Право на труд, право на отдых, право на материальное обеспечение в старости, право личной собственности граждан на трудовые доходы и сбережения, на имущество, полученное по наследству.

Право на образование.

Общественно-политические свободы.

Свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций, право на объединение в профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, культурные, научные и технические общества.

Обязаны были участвовать в праздничных демонстрациях 1 мая и 7 ноября под угрозой лишения льгот.

Декларативный характер политических свобод объяснялся тем, что в советском обществе нет антогонистических классов. А следовательно нет и реальной почвы для нескольких партий.

Выборы становились прикрытием для единовластия партии. Неучастие в выборах приравнивалось к неблагонадежности.

Если свобода антирелигиозной пропаганды была неограниченной, то отправление религиозных культов подвергалось множеству ограничений.

Съезды религиозных обществ могли состояться только с разрешения НКВД. А списки участников съездов и членов избранных органов так же представлялись НКВД. Постановление «О религиозных объединениях» 1929 года, хотя и подвергалось изменениям, редактированию, сохранялось как действующее вплоть до принятия Верховным Советом СССР 1 октября 1990 года Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях».

В мае 1929 года вносится изменение в статью 4 Конституции РСФСР, которая заменяет свободу религиозной пропаганды - на свободу религиозных исповеданий, оставляя в неприкосновенности право антирелигиозной пропаганды.

Если «за период с 1917 по 1930 гг. было закрыто 15988 культовых зданий, то за время с 1931 по 1936гг. было закрыто 25303 здания. Из них примерно еще 10000 было закрыто административным путем».

Образование СССР с новой правовой системой и принятием Конституции СССР, не изменило ситуацию в положительную сторону.

В 1925 г. была принята Конституция РСФСР, все основные поло­жения которой строились в соответствии с Конституцией СССР 1924 г.

В ней закреплялась система органов власти и управления, фиксировались права и обязанности автономных формирований (автономных республик, автономных областей и округов), закрепля­лись избирательная система, права и обязанности граждан, государ­ственная символика.

Изменение в системе государственного управления; территориальное деление СССР.

После образования СССР Туркестан оставался автономной рес­публикой РСФСР. Бухара и Хорезм оставались вне Союза СССР, не являясь «социалистическими» и получив статус «народных».

В сен­тябре 1920 г. между РСФСР и Хорезмской республикой был заклю­чен союзный договор, на основании которого РСФСР оказывала экономическую помощь Хорезмской республике, ей передавались хозяйственные объекты, находившиеся в пределах ее территории.

Аналогичный договор был подписан в марте 1921 г. с Бухарской Народной Советской Республикой. По этим договорам общих орга­нов управления не было создано.

В ходе социальных преобразований 1922-1923 гг. в Хорезме и Бухаре была осуществлена национализация земли и водных источ­ников (объектов, которые по конституциям Хорезма 1920 г. и Бухары 1921 г. находились в частной собственности).

В октябре 1923 г. Всехорезмский курултай, а в сентябре 1924 г. - Всебухарский курултай провозгласил образование социалистических республик. Коммунис­тические организации среднеазиатских республик приняли решение о необходимости национально-государственного размежевания в Средней Азии.

В июле 1924 г. это решение было одобрено ЦК ВКП(б).

ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский курултай Советов и V Всехорезмский курултай Советов приняли решение о националь­но-государственном размежевании.

Были образованы две союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР; две автономные республики: Таджикская АССР в составе Узбекской ССР и Киргиз­ская АССР в составе РСФСР; автономная Кара-Киргизская область в составе РСФСР.

В ноябре 1924 г. во всех вновь образованных среднеазиатских республиках были образованы революционные комитеты, а деятель­ность республиканских ЦИК и СНК прекращена.

Ревкомы и партий­ные органы осуществляли деятельность по устройству территориальных границ, перераспределению имуществ, формированию новых органов власти, подготовке новых конституций, по борьбе с национальной оппозицией.

В декабре 1924 - феврале 1925 г. проходили выборы в централь­ные и местные органы власти, формировалась новая структура влас­ти.

Вновь сформированные Съезды Советов, ЦИКи республик и СНК с февраля 1925 г. снова становятся конституционными органа­ми власти и управления, а ревкомы слагают свои полномочия.

В октябре 1924 г. ЦИК СССР поручил своему Президиуму подго­товить юридическое оформление новых союзных республик в соста­ве СССР.

В мае 1925 г. III Съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, внеся соответствующие изме­нения в Конституцию СССР.

В 1931 году – была образована и присоединена Таджикская ССР.

В 1924 г. пересматриваются территориальные границы РСФСР. Часть уездов и волостей с преоб­ладающим белорусским населением из состава российских губерний были переданы БССР.

В 1924 г. в составе УССР была образована Молдавская Автоном­ная Республика, в составе Азербайджанской ССР - Нахичеванская Автономная Республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением.

В составе РСФСР в 1923-1925 гг. Бурят-Монгольская и Чуваш­ская автономные области были преобразованы в автономные респуб­лики.

В 1924 г. была ликвидирована Горная Республика, из которой выделился ряд автономных областей. Все эти территориальные пре­образования подготовили почву для национально-этнических кон­фликтов, возникшей во второй половине 80-х гг.

Вооруженные силы СССР

В 1925 году численность вооруженных сил СССР уменьшилась в 10 раз и составила немногим более полумиллиона человек. Ежегодные расходы на вооруженные силы в расчете на душу населения снизилась в СССР до 3 рублей. А во Франции они оставляли около 14 рублей.

Наряду с постоянными войсками были созданы территориальные части, костяк которых составлял 16-20% кадровых военнослужащих.

Большая часть личного состава была переменной.

Переменный состав проходил трехмесячную военную подготовку, а затем в течение 4 лет вызывался на краткосрочные сборы (1-2 месяца в год). Территориальные части создавались в пределах того военного округа или даже губернии, где постоянно проживали призываемые в них граждане.

Старались, чтобы губерния давала дивизию, уезд – полк, волость – роту.

По закону 1925 года, обязательная военная служба делилась на допризывную подготовку с 19 лет, действительную службу с 21 года и состояние в запасе до 40 лет.

В 1925 году 90,5% военных командиров имело военное образование.

В 1928 году среди красных командиров 72% составляли выходцы из рабочих и крестьян, 52% были коммунистами или комсомольцами.

Внешняя политика СССР

Задачи внешней политики: 1) установить дипломатические и торговые связи с другими странами; 2) не допустить объединения империалистических сил в антисоветскую коалицию и избежать их новой интервенции в Россию; 3) поддержать мировое коммунистическое и национально-освободительное движение.

В 1920 году после падения советской власти в Прибалтике, правительство РСФСР заключило договоры о мире с новыми правительствами Эстонии. Латвии, Литвы, Финляндии, признав и подтвердив их независимость.

Дружественные связи удалось установить с правительствами Афганистана, Ирана, Турции и Монголии в 1921 году.

Российская делегация участвовала в Международной экономической и финансовой конференции проходившей с 10 апреля по 19 мая в Генуе (Италия).

Г.В.Чичерин, глава советской делегации соглашался уплатить часть накопленных царской Россией долгов, в основном военных займов, в обмен на возмещение ущерба Советской России от интервенции в размере 39 миллиардов золотых рублей, субсидии и официальное признание РСФСР.

Переговорный процесс с Англией и Францией зашел в тупик.

16 апреля 1922 года советские представители, используя противоречия европейских держав с Германией, вступили с её представителями в переговоры и местечке Рапалло, недалеко от Генуи и заключили Рапальский договор.

В его основу был положен взаимный отказ от возмещения долгов, режим наибольшего благоприятствования в торговле. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и выводил Россию из дипломатической изоляции.

Лейбористское правительство во главе с Р.Макдональдом в Англии в 1923 году установило дипломатические отношения с СССР.

1923 год вообще стал прорывом для советской дипломатии: Франция, Италия. Швеция и другие страны установили дипломатические отношения.

Япония получила право на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений на Северном Сахалине.

В апреле 1926 года был заключен Берлинский договор о ненападении и военном нейтралитете между двумя странами.

Всего дипломатические отношения были установлены с 22 странами, а не удавалось до 1933 года наладить отношения с США.

Впрочем США проводили политику изоляционизма и даже не участвовали в Лиге Наций, созданной в 1919 году с целью разрешения международных проблем.

Руководители западных стран считали Коммунистический Интернационал орудием вмешательства СССР в их внутренние дела.

Действительно, Коминтерн нередко готовил восстания и революции, помогал финансировать радикальные коммунистические организации.

Чичерин неоднократно предлагал вывести членов советского правительства из состава исполкома Коминтерна.

В 1927 году в ответ на финансовую помощь английским забастовщикам со стороны советских профсоюзов правительство Великобритании обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела и разорвало дипломатические отношения, которые были восстановлены в 1929 году.

В 1927 году были разорваны дипотношения с Пекином, где был совершен налет на советское посольство.

Франция требовала отозвать советского посла Х.Г.Раковского.

В Варшаве был убить белогвардейцем полпред П.Л.Войков.

Ситуация была сложной и советские дипломаты маневрировали.

§ 12.3. Развитие права. Кодификация советского права 20-х гг.

Переход после Гражданской войны к мирному хозяйственному строительству активизировал необходимость дальнейшей разработ­ки гражданско-правового законодательства, нормирующего основ­ные направления хозяйственной работы.

Двадцатые годы явились периодом интенсивной кодификацион­ной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны про­екты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативно­го, Административного кодексов.

Гражданский кодекс РСФСР состоял из общей части, вещного права, обязательственного права, наследственного права.

Гражданский кодекс содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и организационные.

Правоспособность и дееспособность наступали в полном объеме с достижения 18-летнего возраста.

Пол, раса, национальность, вероисповедание, происхождение не имели влияли на объем гражданской правоспобности.

Законодатель в значительной мере ориентировался на относи­тельный и временный характер права переходного периода.

Право­вая форма казалась преходящей, ожидали ее скорого исчезновения и замены правовых норм техническими и организационными.

Прин­ципу законности был противопоставлен принцип целесообразности, что не могло не повести к правовому нигилизму со всеми проистека­ющими отсюда последствиями.

Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права частных лиц (как физических, так и юридических) являются уступ­кой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинены общей идее о «господствующей роли социалистической собственности».

В общей системе народного хозяйства относительно автономные частные хозяйства рассматривались не как замкнутые и обособленные единицы, но как части единого комплекса.

Наряду с государственной и кооперативной собственностью, за­конодатель выделял частную собственность, имевшую три формы: единоличную собственность физических лиц; собственность не­скольких лиц, не составлявших объединения (общая собственность); собственность частных юридических лиц.

Закон ограничивал объем и размеры права частной собственнос­ти: ограничение круга объектов, допускаемых в частную собствен­ность, установление предельного размера частного предприятия, размера наследственной массы, получаемой частным лицом, разме­ров домовладения, торгового предприятия и т.п.).

Земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли быть исключительно собственностью государства.

Кодекс определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения.

Эти условия определялись для каждого вида договоров: имущественного найма, мены, купли-продажи, подряда, дарения.

Ограничивались возможности расширения частной собственности. Например, по договору займа взимание процентов допускалось не свыше 6 % годовых, а начисление процентов на проценты запрещалось.

Признавались недействительными сделки, направленные к явному ущербу для государства.

В период нэпа широкое распространение получили договоры аренды и концессии, на основании которых государственное имуще­ство передавалось в пользование частных лиц.

Близким по характеру к договору концессии был арендный дого­вор на государственные промышленные предприятия.

В июле 1921 г. постановление СНК регламентировало порядок сдачи в аренду и запретило одностороннее расторжение договора вне судебного по­рядка рассмотрения споров.

Арендатору предоставлялось право сбывать продукцию предприятия на вольный рынок, договор мог предусматривать снабжение предприятия государственным сырьем.

Вместе с тем на арендатора возлагался целый ряд обязанностей: договор определял, какого рода изделия и в каком количестве дол­жен вырабатывать арендатор; определялась доля продукции, обяза­тельная для сдачи государству; на арендатора возлагалась обязан­ность поддерживать предприятие на должном техническом уровне. Сроки аренды жестко регламентировались, как и другие условия аренды (ст. 416 ГК).

Кодекс выделял наследование как по закону, так и по завещанию. Имущество передаваемое по наследству ограничивалось суммой в 10 тысяч золотых рублей. Последующим постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 года ограничение размера наследования было отменено, но имущество облагалось высоким налогом.

Земельный кодекс РСФСР был принят в сентябре 1922 г. и введен в действие с декабря того же года.

Его составной частью стал Закон «О трудовом землепользовании», принятый в мае 1922 г. Кодекс состоял из основных положений и трех частей: о трудовом земле­пользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении.

Кодекс «навсегда отменял право частной» собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР.

Все земли сельскохо­зяйственного назначения составляют единый государственный зе­мельный фонд, находящийся в заведовании Наркомзема и его мест­ных органов.

Право непосредственного пользования предоставляет­ся: трудовым землевладельцам и их объединениям, городским посе­лениям, государственным учреждениям и предприятиям.

Остальные земли находятся в непосредственном распоряжении Наркомзема.

Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям.

В декабре 1928 г. принимаются Общие начала землепользования и землеустройства СССР.

Основой земельного строя СССР объявля­лась национализация земли и установление на нее исключительной государственной собственности Союза ССР. Все сделки с землей считаются недействительными. Целью всех мероприятий по земле­устройству и землепользованию является усиление в этой сфере «социалистического строительства».

Средствами на пути к этой цели - повышение технического уровня хозяйства, кооперирова­ние, развитие сети коллективных и советских хозяйств.

Государство поощряло переход к коллективному хозяйствова­нию в форме коммун, артелей и товариществ.

С этой целью устанав­ливались льготы: по сельхозналогу, кредитованию, очередности на­делению землей, аренде и безвозмездному пользованию имуществами и предприятиями, обеспечению семенами, скотом и сельхозмаши­нами.

«Кулацким хозяйствам» запрещалось брать землю в аренду.

Сельским советам было вменено в обязанность отказывать в реги­страции аренды в следующих случаях: если ее условия «являются кабальными» или если земля сдается в аренду «кулацким хозяйст­вам».

Субаренда запрещалась. Использование наемного труда в «ку­лацких хозяйствах» регулировалось нормами КЗоТ.

Общесоюзные кодификации права отразили процессы централи­зации власти, управления и регулирования, происходившие в стране.

Заканчивался нэп и начинался новый период государственно-право­вой истории, определенный экономический либерализм сменялся жестким планированием.

В 1929 году образовали трест Москвошвей. В здание бывшей чаеразвесочной фабрики Перловых открылись три цеха: пошив пиджаков, пошив брюк, пошив пальто.

На фабрике Большевичка затем шились гимнастерки для солдат Отечественной войны, мундиры для участников парада победы, форма дл советских спортсменов участников олимпиады в Москве.

Кодекс законов о труде РСФСР был принят в ноябре 1922 г. и тогда же вступил в действие. КЗоТ состоял из семнадцати глав и 192 статей.

В общей части определялось, что положения кодекса распространя­ются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение.

Всеобщая трудовая повинность отменялась.

Предоставление работы гражданам осуществляет­ся через орган Наркомтруда (до 1925 г. наем осуществлялся при обязательном посредничестве бирж труда).

В особых случаях (борьба с стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения государственных заданий) СНК (или уполномоченный им органом) мог издавать постановления о привлечении граждан к труду в поряд­ке трудовой повинности.

Закон предусматривал в качестве основных правовых форм при­влечения к труду коллективный и индивидуальный трудовой договоры.

Трудовой договор являлся соглашением двух или более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение.

Договор заключался либо на неопределенный срок, либо на время выполнения определенной работы, либо на определенный срок не более одного года.

ТД заключенный на неопределенный срок, мог быть расторгнут: по соглашению сторон, по требованию нанимателя в случаях, установленных законом, и желанию работника в любое время, предупредив об этом нанимателя за семь дней.

Коллективные договоры являлись соглашением, заключаемым профессиональным союзом как представителем рабочих и служащих, и нанимателем, которое устанавливало условия труда и найма для отдельных предприятий, учреждений или группы таковых и определявших содержание будущих личных трудовых договоров найма.

Коллективный договор распространялся на всех работников организации, включая не членов профсоюза.

Признавались недействительными условия договоров, ухудшающие положения на­нимающихся сравнительно с условиями, установленными законами о труде, а также условия, «клонящие к ограничению политических и общегражданских прав трудящихся».

Размер вознаграждения за труд не мог быть меньше обязательного минимума оплаты, установ­ленной для данной категории труда государством.

По сравнению с КЗоТ РСФСР 1918 г., предусматривавшим поря­док государственного социального обеспечения (из централизован­ного страхового фонда), новый КЗоТ РСФСР 1922 г. вводил порядок социального страхования в государственных, общественных, коопе­ративных, концессионных, арендных, смешанных, частных предпри­ятиях, учреждениях, хозяйствах и для частных лиц.

Социальное стра­хование охватило все виды выплат (по болезни, беременности, инва­лидности и т.д.), которые производились из средств данного пред­приятия или лица (нанимателя).

Уголовный кодекс РСФСР состоял из введения и двух частей - общей и особенной (227 статей) - и вступил в действие с июня 1922 г.

Кодекс исходил из классовых позиций.

Под преступлением кодекс понимал «всякое общественно опасное дей­ствие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени».

Провоз­глашенными целями наказания были: предупреждение новых право­нарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления.

Назначение наказания осуществляется судебными органами на ос­нове «социалистического правосознания», «руководящих начал» и статей УК.

При отсутствии в кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применяются согласно статьям УК, предус­матривающим «наиболее сходные по важности и роду преступле­ний», т.е. используется принцип аналогии, что дает широкие возмож­ности судам толковать закон.

Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Однако в отношении несовершеннолетних от 14 до 16 лет возможно было ограничиваться мерами медико-педагогического воздействия.

При определении меры наказания учитывается степень и харак­тер опасности как самого преступника, так и преступления, совер­шенного им. Предполагалось, что наказание должно быть «целесо­образным», что также определял суд.

Система наказаний включала: изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно, лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, конфискация имущества – полная или частичная, увольнение от должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить вред.

По делам, находящимся в произ­водстве у ревтрибуналов, в качестве исключительной меры приме­нялся расстрел.

Кроме перечисленных в общей части УК наказаний, судом могли применяться следующие меры: удаление из определенной местности и воспрещение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В Особенной части УК на первом месте стояли наиболее опасные государственные преступления – контрреволюционные.

В статье 57 УК говорилось, что контрреволюционными признавалось всякое действие, направленное на свержение завоеваний пролетарской революции, власти рабоче-крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР рабоче-крестьянского правительства, а также действия в направления помощи той части международной буржуазии, которая не признавала равноправие приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремилась к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы.

Система преступлений по УК включала: государственные, про­тив порядка управления, должностные, хозяйственные, против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, имущественные и воинские преступления.

Особая глава была посвящена нарушениям правил отделения церкви от государства.

В октябре 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Документ опре­делял пределы действия уголовного законодательства, виды, цели и условия применения наказаний.

На его основе в 1926 г. была принята новая редакция Уголовного кодекса РСФСР. По сравнению с предыдущей редакцией в нем были более разработаны разделы о государственных и воинских преступлениях, положения о которых были приняты в 1924 г. на союзном уровне.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был утвержден ВЦИК в феврале 1923 г. Кодекс закреплял принципы производства по уго­ловным делам: публичность и гласность (кроме дел, содержащих военную, дипломатическую или государственную тайну или сведе­ния об интимной стороне жизни граждан), устность судопроизводства, ведение процесса на русском языке или языке большинства населения данной местности.

В необходимых случаях приглашался переводчик.

Присяга как доказательство не допускалась.

Суд не ограничивался формальными доказательствами и сам осуществлял их отбор.

На предварительном следствии должны были выясниться и исследоваться все обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого.

По делам, в которых участвовал прокурор, требова­лось обязательное участие защиты.

При вынесении приговора все дела решались простым большинством.

Судья оставшийся в меньшинстве, вправе был изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщалось к приговору, но оглашению не подлежало.

Отменялась апелляция и устанавливался кассационный порядок обжалования приговора.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был принят в июле и введен в действие с сентября 1923 г. Кодекс обязывал суд не ограничиваться представленными объяснениями и материалами, а стремиться к выяснению всех обстоятельств дела.

Суд приступал к рассмотрению дела не иначе как по заявлению заинтересованной в том стороны.

Прокурор вправе был как начать дело, так и вступать в дело в любой стадии процесса.

Стороны могли вести дело в суде лично или через своих представителей.

От суда зависело признание необходимым участие прокурора, в таком случае его участие являлось обязательным.

На решение суда лицами, участвовавшими в процессе, могла быть подана кассационная жалоба в губернский или Верховный суд по принадлежности.

Основаниями к отмене решения могли служить нарушение или неправильное применение действующих законов или явное противоречие решения фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

«За недостатком узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела суд ре­шает его, руководствуясь общими началами советского законода­тельства и общей политикой Рабоче-Крестьянского Правительства» (ст. 4 ГПК).

В целях охраны публичного интереса или «интимной жизни стороны» дело может слушаться в закрытом заседании.

Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал толь­ко кассационный порядок пересмотра судебных решений.

Кодексы РСФСР использовались в качестве основы для кодифи­кационной работы в других национальных республиках, где сущест­вовали различные особенности экономического, социального и пра­вового строя.

Следующим этапом кодификационной работы стало создание Основ союзного законодательства.

На сессии ЦИК СССР в октябре 1924 г. были приняты Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы закрепили единую для всех республик судебную систему во главе с образованным в 1923 г. Верховным Судом СССР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

а) Нормативно-правовые акты

1. Собрание Узаконений и Распоряжений рабочего и крестьянского правительства 1917 – 1918 гг. // Российское законодательство X-XX веков. Т.9. М., 1989.

20. Конституция РСФСР 1918 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Форма государственного единства в отечественной истории ХХ века: учебное пособие для бакалавров / Сост. О.И.Чистяков, Г.А.Кутьина. –М.: Издательство Юрайт.; ИД Юрайт. 2012.

21. Конституция СССР 1924 г. // Российское законодательство X-XX веков. Т.9. М., 1989.

б)Основная литература:

1.История государства и права России: учебник / В.М.Клеандрова, Р.С.Мулукаев, А.В.Хохлов и др. / Под ред. Ю.П.Титова. Гриф МО. –М.: Проспект. 2011.

2.История отечественного государства и права: учебник. / Кувырченков Н.С., Печников А.П., Приходько М.А. / Отв. ред. И.А.Исаев. Гриф МО. –М.: Проспект. 2012.

4. История государства и права России: Учебник /Под ред. И.А. Исаев.- М.: Проспект, 2011.

5. История отечественного государства и права: Учебник. В 2 ч./Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юрайт, 2011.

6. Михайлова Н.В. История отечественного государства и права. Курс лекций. В 3 ч./ Н. В. Михайлова. - М.: МосУ МВД России, 2010.

7. Кузнецов И.Н. История государства и права России. –М.: Дашков и К. 2012.

в)Дополнительная литература

1. Бирюков Н. И. Становление советской государственности: политико-правовые проблемы // История государства и права. 2006. № 6. С. 21–25.

2. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др. История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. -М.ИМЦ ГУК МВД России, 2004.-124с.

3. Гаврилова Н.Ю. Формирование законодательной базы торгового предпринимательства при переходе к НЭПу (1921-1922гг.) // История государства и права. 2012. №1. С.2-3.

4. История государства и права России: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. Исаев И.А. М.: Прогресс, 2008.-797 с.

5. История отечественного государства и права: Учебник/ Под ред. Р.С.Мулукаева. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. – 600 с.

4. Козин В. И. Создание органов конституционного контроля в СССР и РСФСР: общее и особенное // Вопросы истории. 2005. № 1. С. 52–54.

5. Курицын В.М. История государства и права России 1929-1940 гг. Учеб.пос.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Фролов В.В. Законность, демократия и милиция. - М.: Спутник +. 2009. 124с.

7. Удодов А. Г. Цели и принципы правотворчества в России в условиях становления абсолютизма // История государства и права. 2007. № 6. С. 11–14.

8. Ящук Т. Ф. О работе по кодификации советского законодательства о местном самоуправлении в 1920–е годы // История государства и права. 2006. № 7. С. 34–37.

Как уже было сказано, Декларация и Договор об образовании СССР были приняты в своей основе 10 января 1923 г.; ЦИК СССР избрал свой Президиум, который образовал шесть комиссий по различным направлениям для разработки проектов положений о наркоматах СССР, СНК, СТО, ЦИК, флаге и гербе СССР. Речь о какой-либо конституции пока не шла. Па съезде о ней также не было сказано ни слова. Это указывает на тот факт, что конституционное оформление нового союзного государства могло вызвать нежелательные осложнения с объединением, и, возможно, было решено не рисковать. Однако вскоре совокупность шести комиссий стали называть конституционной комиссией, в документах появилось наименование "Конституция СССР". Далее используются понятия Союзного Договора и Конституции. Вопрос стал достаточно острым, принял характер спора. По предложению Д. И. Курского была принята компромиссная формулировка: "Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза... составляют основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик". Сам текст конституционного проекта с конца апреля 1923 г. разрабатывала расширенная комиссия. В конце июня 1923 г. Пленум ЦК РКП(б) поддержал проект Конституции. Затем ее обсудили на специальных сессиях ЦИК союзных республик, а 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции СССР и ввел ее в действие. Па II Всесоюзном съезде Советов 31 января 1924 г. с небольшими поправками Основной закон (Конституция) Союза ССР был утвержден.

Таким образом, процесс создания Конституции СССР 1924 г. носил довольно сложный характер. Споры между сторонниками централизации и противниками создания eдиного государства возникли вновь. Обе стороны пытались провести свои взгляды в конституционный проект. Работники центрального аппарата РСФСР - сторонники "автономизации" - выступали за сокращение прав союзных республик, некоторые предлагали ограничиться созданием при наркоматах РСФСР секретариатов для непосредственного руководства экономикой союзных республик, а общесоюзные наркоматы в этой сфере не создавать вовсе. Партийно-государственные деятели Украины и Грузии предлагали сохранить у республик наркоматы иностранных дел и внешней торговли, выступали против института союзного гражданства и создания Конституции вместо Договора, т.е. фактически пытались приблизить новое образование к конфедерации. Некоторые татарские и башкирские деятели выступали за непосредственное вхождение автономных республик РСФСР в состав СССР, грузинские - за ликвидацию ЗСФСР и вхождение ее республик непосредственно в СССР. Этот процесс в какой-то мере предвосхитил В. И. Ленин, обратившийся 30-31 декабря 1922 г. с письмом "К вопросу о национальностях или об “автономизации”", где призвал принять меры по соблюдению равенства и интересов союзных республик.

Конституция 1924 г. состояла из двух составных частей: Декларации и Договора об образовании СССР. Она имела некоторые серьезные особенности. Текст Основного закона не содержал положений о правах и свободах граждан, о социально-экономическом строе, об основах избирательной системы и местного самоуправления, которые находились в конституциях союзных республик. Это, по всей видимости, должно было подчеркивать сохранение части суверенных прав за союзными республиками. Конституция давала право свободного входа республик в состав Союза ССР и выхода из него. Союз состоял из четырех советских социалистических республик: РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (Азербайджанской ССР, Грузинской ССР и Армянской ССР).

В гл. 1 Конституции 1924 г. закреплялись предметы, отнесенные к ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его верховных органов. Список практически полностью повторял подобный перечень Договора об образовании СССР. Сохранялся пункт, позволяющий отменять постановления органов власти союзных республик, нарушающих Конституцию СССР. Изменение или отмена Конституции подлежали исключительному ведению съезда Советов СССР. Суверенитет союзных республик был ограничен только в пределах, указанных в Конституции. Однако, с точки зрения теории, на вопрос, может ли существовать суверенитет у отдельных частей государства (субъектов федерации), нет однозначного мнения. В данном случае научные соображения уступили место политической целесообразности. Конституция устанавливала единое союзное гражданство.

Верховными органами власти Конституция провозглашала съезд Советов СССР, а в период между съездами - ЦИК, состоявший по Договору об образовании СССР из двух палат - Союзного Совета и Совета национальностей. Первая избиралась съездом из представителей республик пропорционально их населению, а вторая - из представителей союзных, автономных республик и автономных областей по особой норме (от союзных и автономных республик по пять представителей от каждой, от автономных областей - по одному). Палаты были равноправны. Нормативные акты (декреты, постановления и т.д.) издавал ЦИК, который мог приостанавливать и отменять акты Президиума ЦИК и других органов власти. Он избирал Президиум ЦИК в количестве 21 члена, который в период между сессиями, проходившими три раза в год, признавался высшим органом власти (законодательным, исполнительным и распорядительным). Президиум возглавлялся четырьмя председателями по числу союзных республик и обладал законодательными правами, мог отменять постановления СНК СССР и СНК республик, а также приостанавливать постановления съездов союзных республик. Этот орган можно назвать коллективным главой Советского государства. Исполнительным и распорядительным органом Союза ССР являлся СНК, образуемый ЦИК СССР в составе председателя, заместителя и 10 наркомов. В компетенции СНК СССР было издание декретов и постановлений. Из этого следует, что Конституция СССР продолжала отрицать принципы теории разделения властей. Список наркоматов повторял подобный перечень Договора об образовании СССР.

В гл. 7 Конституции подробно говорилось о Верховном суде СССР при ЦИК СССР, который действовал в составе пленарного заседания, гражданской, уголовной, военной и военно-транспортной коллегий. Суд давал руководящие разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства, рассматривал и опротестовывал перед ЦИК СССР решения и приговоры верховных судов союзных республик по соображениям их противоречия общесоюзному законодательству, давал заключения о законности тех или иных постановлений союзных республик и рассматривал дела о преступлениях высших должностных лиц. Таким образом, Верховный суд СССР имел и отдельные функции конституционного правосудия. Конституция закрепляла должности прокурора Верховного суда и его заместителя. Прокурор поддерживал обвинение в Верховном суде, но мог и опротестовать решение пленарного заседания Верховного суда в Президиум ЦИК СССР.

Конституция окончательно разделила все наркоматы на общесоюзные, объединенные и республиканские (об их отличиях говорилось выше). Однако она уже не предусматривала республиканских наркоматов по делам национальностей.

Первоначально съезды Советов СССР созывались ежегодно, но с 1927 г. была внесена поправка к Конституции СССР, согласно которой съезды должны были проходить через год. Широко практиковались совместные заседания палат ЦИК СССР. Для преодоления их разногласий, которые порой возникали, создавались согласительные комиссии. Постепенно увеличились промежутки между сессиями ЦИК, ас 1931 г. он собирался не менее трех раз между очередными сессиями. Усиление централизации советской федерации привели к тому, что к середине 1930-х гг. в состав СП К СССР вошли союзные наркоматы совхозов, водного транспорта, тяжелой и лесной промышленности, а также союзно-республиканские наркоматы - земледелия, снабжения, финансов, легкой промышленности. При СНК находились и главные управления гражданского воздушного флота, дорожного транспорта и т.д. Соответственно число наркоматов в республиках уменьшилось до пяти: финансов, здравоохранения, просвещения, юстиции, социального обеспечения. С начала 1930-х гг. сложилась практика издания совместных постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР - партийных и советских органов.

Одной из важнейших проблем Советского государства после окончания Гражданской войны стала задача реформирования и восстановления народного хозяйства. Органом, осуществляющим координацию экономической политики, стал реорганизованный СТО. В феврале 1921 г. при СТО создается Государственная общеплановая комиссия (Госплан) для разработки государственного хозяйственного плана. Происходит отход от управления промышленностью только с помощью главков. В 1921 - 1922 гг. часть предприятий сдается в аренду кооперативам и частным лицам или передается в местное подчинение, для чего создаются местные хозяйственные органы - губернские экономические совещания (Губэкосо), затем - областные и уездные, а в губерниях, где было районное деление, - районные. В результате данных преобразований ВСНХ РСФСР перестал быть высшим хозяйственным органом и был преобразован (фактически превратился в наркомат промышленности). С 1921 г. возникает новая форма управления промышленностью - хозрасчетное объединение предприятий (государственный промышленный трест). Это было веяние нэпа. Работавшие на новых началах главки, местные совнархозы различных уровней, тресты стали основной формой управления промышленностью. С 1922 г. торговые организации начинают объединяться в добровольные объединения - государственные синдикаты.

С образованием СССР был создан СТО СССР под председательством В. И. Ленина, а при СНК РСФСР и других республик - экономические совещания (Экосо). Промышленные предприятия стали делиться на общесоюзные, республиканские и местные.

С 1926 г. экономическая политика Советского государства стала меняться: был взят курс на индустриализацию страны. В таких условиях начался новый этап централизации управления народным хозяйством. В ВСНХ появились новые структуры, призванные осуществить данные меры: Планово-экономическое управление, Строительный комитет, Главная инспекция и т.д. С 1927 г. возросла самостоятельность предприятий по отношению к трестам, которые превращались теперь скорее в органы государственного управления промышленностью. Рост промышленности, дифференциация ее отраслей привели к необходимости создания отдельных отраслевых наркоматов. В 1932 г. ВСНХ был преобразован в союзный наркомат тяжелой промышленности и наряду с ним созданы наркоматы речной, лесной и лесоперерабатывающей промышленности.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало напоминает Конституцию.

Единственное, что интересовало составителей Конституции, - сам факт окончательного юридического оформления образования СССР.

Система высших органов союзных республик по этой Конституции - съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. Точно так же, как в СССР, в ССР был свой исполнительный орган - СНК. В Конституции было записано, что Союз Республик является добровольным и равноправным. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Данная Конституция действовала до 1936 г.

В связи с появлением Конституции СССР возникла необходимость принять новую Конституцию РСФСР, что произошло в 1925 г.

Она состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей.

Конституция РСФСР 1925 г. обозначила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. В ней записано: «РСФСР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик» . Вся полнота власти, по этой Конституции, принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.

Постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, имеют обязательную силу на территории РСФСР.

Фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства.

Для осуществления руководства текущей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов центральной власти Конституция РСФСР 1925 г. вводит новые органы - президиумы исполнительных комитетов местных Советов, которые избирают исполнительные комитеты.

Количество членов президиумов определяется ВЦИК или его Президиумом.

Конституция СССР действовала до 1936 г., Конституция РСФСР - до 1937 г.

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

2.19. Постановление 4 го Пленума Верховного Суда СССР «О восстановлении в правах гражданства и об амнистии» от 16 января 1925 г. Президиум ЦИК СССР в заседании от 21 ноября 1924 г. постановил передать на разъяснение пленарного заседания Верховного Суда СССР в порядке п. «а» ст.

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

23. Конституция США Дата принятия конституции США – 17 сентября 1787 г. Конституционный конвент в составе 55 делегатов от штатов принял Конституцию США. По прошествии 2 лет, 4 марта 1789 г., после процедуры ратификации 11 из 13 штатов, Конституция вступила в законную силу.

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

41. Конституция КНР Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г.Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в 4 главы.Ее характерные черты:1) это Конституция

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

Конституция США Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Она несет на себе глубокий отпечаток той исторической эпохи, в которой разрабатывалась.Начавшаяся в 1775 г. освободительная война 13 американских колоний против господства Англии, по целям и

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

77. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г Широкая кодификация 20-х гг. XX в. затронула и уголовное законодательство.В 1922 г. начал действовать первый УК РСФСР.В структуру данного

Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева Валентина

80. Конституция СССР 1924 г Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.Планы союзного объединения:1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

83. Конституция СССР 1936 г Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.Предпосылки создания Конституции 1936 г.:1) СССР все более превращался в

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

88. Конституция СССР 1977 г Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.Конституция СССР была

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

31. Конституция США Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. 55 делегатами от штатов специально созванного учредительного органа – Конституционного конвента. Через два года 4 марта 1789 г. после ратификации 11 из 13 штатов она вступила в силу. Это основополагающий акт



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.