Сообщение моральный выбор человека добро и зло. Моральный выбор "добро и зло". Какое наблюдается противоречие

Урок обществознания в 9 классе

Тема : Моральный выбор: добро и зло

Цели: Раскрыть смысл основных моральных по­ нятий - добра и зла; объяснить понятие морального выбора; разъяснить необходимость осознания ответ­ ственности за свой выбор, свои поступки; уяснить необходимость преодоления зла в себе. Продолжить работу по сравнению норм морали и права (Между­ народное гуманитарное право), по изучению норм МГП об отношении к раненым и больным; объяс­ нить необходимость терпимого, гуманного поведе­ ния людей в ситуациях вооруженного конфликта; совершенствование навыков сопоставительного ана­ лиза научного и художественного текста; вызвать сильный эмоциональный отклик на нравственную проблему (проблема выбора).

Оборудование

1. Текст извлечения из Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. (о раненых и больных).

2. Текст художественного произведения (В. Закруткин «Матерь человеческая» // УМ К «Вокруг тебя - мир». 6-й класс, с. 63).

3. Лист с подготовленными эпиграфами к уроку.

4. Подготовленный лист с определением понятия «зло».

5. Толковый словарь русского языка Ожегова.

Подготовка детей (опережающее задание к уроку)

1. Подготовить цифровой и фактологический ма­териал, рассказывающий о проявлениях добра и зла.

2. Составить синквейн «Добро».

План урока

    Вводный этап

    Погружение в тему через использование приёма «телетайп» (учащиеся зачитывают по очереди подготовленные дома факты из СМИ).

    Отработка понятия «добро», используя домашнее задание – синквейном – и толковый словарь Ожегова; понятие «зло» - по словарю и через беседу с учащимися.

    Постановка проблемного вопроса: «Как сделать мир добрее?»

    Основной этап

    Закрепление знания норм Международного гуманитарного права, знакомство с новыми статьями (беседа по тексту – раздаточный материал1).

    Работа с текстом отрывка из повести В. Закрутина «Матерь человечес-кая». Разъяснить сущность морального выбора человека, причины и последствия этого выбора.

    Приём «Перекрёсток»: сравнить статьи Женевской конвенции и действия героини повести Марии (работа с текстом).

    Работа с эпиграфом (раздаточный материал 2), запись ключевых слов.

    Индивидуальные задания: составить словарики урока.

    Итог урока

Ответ на проблемный вопрос.

ХОД УРОКА

На доске . Алгоритм, заполняется в течение урока

Моральный выбор:

добро и зло


Синквейн

Определение


Твори добро

По велению души

Не позволяй

Сиюминутного суда

Постой

Остынь

Поверь

Оружье сильных – доброта.

I . Вводный этап

Урок начинается с чтения несколькими учащимися под­готовленных цитат из СМИ с фактами, которые иллюст­рируют понятия добра и зла.

Примерные тексты

1. В результате аварий, катастроф и стихийных бедствий в России ежегодно гибнет в среднем 105 тыс. человек.

2. В XX в. произошло две мировые войны, че­ловеческие потери в которых составили до 72 млн человек.

3. Россия в XX в, участвовала в 13 вооружен­ных конфликтах, общие потери в которых соста­вили около 30 млн человек.

4. 27 сентября 2003 г. на Алтае произошло 12-балльное землетрясение. Материальный ущерб составил около 1 млрд рублей. В республику Ал­тай срочно была послана помощь из Абакана, Бар­наула, Красноярска и ряда других городов Сиби­ри. 50 млн рублей было выделено правительством, 30 млн рублей собрано для фонда помощи.

Учитель. Что вы почувствовали, услышав эти циф­ры и факты?

О чем говорят эти факты?

Каждый день на протяжении всей жизни мы встре­чаемся с проявлениями добра и зла. И ежедневно нам приходится выбирать между добром и злом. Тема этого урока так и называется: «Моральный вы­бор: добро и зло». Дома вы обду­мывали понятие «добро» и состав­ляли синквейн.

1. Познакомьте нас с вашим творчеством. (Выслушиваются 4-5 учащихся, выполненные синквейны на альбомных листах, вывешиваются на доску .)

2. Одновременно с данной работой двум парам учащихся дается задание найти в словаре Ожегова определения понятий «добро» и «зло». (Под синквейном записывается оп­ ределение понятия «добро»).

СИНКВЕЙН

Добро.

Справедливое, позитивное.

Хранить, творить, помогать.

Добро должно победить зло.

Свет души.

Добро - все полезное, хорошее, положительное.

Учитель. Да, добро - это пре­красно, но в мире есть еще и зло.

Как объясняет это понятие словарь?

запись на доске

Зло - все отрицательное, противоположное добру.

Учитель. Что может являться источником зла?

Ученики. Человек и природа.

Учитель. Каким может быть зло?

Ученики. Моральное, физиче­ское.

Учитель . Какое зло более страшно для человека - мораль­ное или физическое?

Выслушиваются ответы учеников. Домашнее задание: синквейн «Зло» (для желающих).

    1. Основной этап

Учитель. Я познакомлю вас с древней китайской притчей.

«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы на­ставить на путь истины.

- Умеешь ли ты лгать? - спро­сил мудрец.

- Конечно, нет! - ответил юноша.

А воровать?

Нет.

А убивать?

Нет...

- Так иди, - воскликнул учи­тель, - и познай все это. А, по­знав, не делай!»

Подумайте над смыслом прит­чи и прокомментируйте ее.

Ученики . Конечно же, учитель не призывал юношу лгать, воро­вать и убивать, но ощутить, что это присутствует в жизни.

Добро и зло переплетены в на­шей жизни, они не существуют друг без друга.

Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

Учитель. Как вы считаете, что важнее - бороться со злом или совершать добрые дела? Как сде­лать мир добрее?

В обычной жизни человек мо­жет показывать себя с выгодной стороны, лицемерить, скрыть пло­хое отношение к человеку под мас­кой доброты. Но есть такие кри­тические ситуации, когда это не­возможно и человек должен делать свой выбор.

Такой критической ситуацией является война. Она не щадит ни тех, кто воюет, ни тех, кто нахо­дится в стороне от военных дей­ствий.

Существуют ли нормы права, регулирующие отношения между людьми во время вооруженных конфликтов?

Как называется эта отрасль права?

Ученики. Международное гума­нитарное право.

Учитель. Кого защищает МГП?

Ученики. Тех, кто непосред­ственно не участвует в военных действиях: раненых, больных, де­тей, стариков и женщин...

Учитель. Чьих интересов каса­ются данные главы?

Ученики. Раненых и больных.

Учитель. В каких случаях сторо­ны обязаны защищать больных и раненых?

Ученики. При всех обстоятель­ствах...

Учитель. Какое обращение с ранеными и больными запрещает МГП?

Какое обращение к умершим предписывает МГП?

Как должны пресекаться зло­употребления и нарушения норм МГП?

Почему стороны должны при­держиваться норм МГП?

Выслушиваются ответы учеников.

Учитель (подытоживает отве­ты учеников). Сама ситуация во­оруженного конфликта способ­ствует противоправному поведе­нию его участников, война сти­мулирует насилие, оно становит­ся привычным: война обесцени­вает нравственные ценности. Ча­сто человеком руководят страх, ненависть, страдания близких, желание отомстить за погибших товарищей. И в этот момент на первый план выходят нормы мо­рали, т.е. правила, рекомендую­щие человеку, как ему поступить в том или ином случае. Но пра­вил много, и человек должен по­стоянно обдумывать и выбирать то или иное решение.

Кто же контролирует наш вы­бор?

Ученики. Есть такой невиди­мый, но могущественный и стро­гий контролер - наша совесть.

Учитель . Во время Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей - одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище оста­ется одна Мария, мужа и сына которой повесили.

Однако новое испытание жда­ло Марию, вернувшуюся в со­жженную деревню...

Учащиеся читают отрывок из повести В. Закруткина «Матерь че­ловеческая».

Вопросы и задание по тексту:

* Какое историческое событие описывает автор?

* Найдите описание немцев в тексте.

* Почему описания немцев-карателей и Вернера Брахта - разные?

* Какие чувства испытывала Мария, увидев раненого нем­ца в погребе? Какое решение она принимает?

* Почему Мария запомнила каждую из 9 ступенек, ведущих в погреб?

* Какой выбор встал перед Марией?

* Что остановило Марию? Почему?

* О чем нам говорит название произведения?

Учитель. «Девять ступенек при­ближали Марию к моральному падению, но они же возвысили ее». Подтвердите строками из текста.

Проведите параллели между текстом Конвенции9раздаточный материал 1) и текстом про­изведения В. Закруткина (работа по тексту).

Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро»

(раздаточный ма­териал 2).

Учитель. Почему это стихотво­рение можно назвать эпиграфом к данному уроку?

Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.

Твори добро

По велению души

Не позволяй

Сиюминутного суда

Постой

Остынь

Поверь

Оружье сильных – доброта.

Учитель. Домашнее задание: на листе эпиграфов есть еще выска­зывания. Выберите то, которое вам больше понравилось, и объясните его в мини-сочинении.

III. Итог урока

Учитель. Когда-то в древности люди придумали вот такой знак

- знак гармонии и борьбы про­тивоположностей.

Объясните его с точки зрения нашей темы.( Правильный ответ: Чем больше в че­ловеке зла, тем меньше добра и наоборот).

Учитель . Как же сделать мир добрее?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель. Если добро и зло есть порождения внутреннего, духов­ного мира человека, значит, борь­ба со злом, преодоление зла и утверждение добра могут происхо­дить только путем внутренних уси­лий. Он останется «нравственно мертвым», пока сам внутренне не воспротивится злу, не попытается преодолеть его в себе.

Рефлексия учащиеся заполняют «лист ответа»

Я узнал

Я понял Я удивлён

Приложение 1


Приложение 3

Женевская Конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (извлечение)

Глава II. Раненые и больные

Статья 12. Личный состав вооруженных сил и другие участники военных действий, в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.

(...) Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения.

Только по медицинским причинам неотложного характера допускается преимущество в очередности оказания медицинской помощи. (...)

Статья 15. Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. (...)

Статья 17. (...) Кроме того, стороны, находящиеся в конфликте, должны наблюдать, чтобы умершие были погребены с честью и, если возможно, согласно обрядам религии, к которой они принадлежат, чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать. (...)

Глава IV. Личный состав

Статья 24. Санитарный личный состав (...), а также священнослужители, состоящие при вооруженных силах, будут пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах.

Глава IX. Пресечение злоупотреблений и нарушений

Статья 49. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (...).

Статья 50. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Приложение 4


Приложение 2


Э т и к а - одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Этика изучает историю развития нравственности человечества, исследует мораль как форму общественных отношений и сознания, ее роль в обществе. Этика размышляет о том, что такое добро, а что - зло, в чем цель и смысл жизни человека, какими людьми мы должны быть и как правильно прожить нашу единственную и довольно короткую жизнь. Мыслящий человек не может обойтись без размышлений над этими вопросами, и в этом ему поможет этика - теория морали.

Д о б р о и з л о - важнейшие понятия этики. Под добром понимается то, что общество в данный исторический период считает нравственным, достойным уважения, подражания. Мы, люди, вкладываем в это понятие все, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению человека, совершенствованию общества. Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку не ради выгоды, а бескорыстно, по убеждению, по моральному долгу. Сотворение добра - это смысл жизни каждого человека. Во всех случаях, когда человеку приходится принимать ответственное решение, он руководствуется главным практическим ориентиром - ценностью добра.

Все, что противоположно добру, есть зло. Это нарушение морали, это безнравственное, достойное осуждения, антигуманное. Это понятие обобщенно выражает все то, что заслуживает презрения и должно быть преодолено людьми, обществом, отдельным индивидом. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют. Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, грубость, подлость, воровство, предательство и т. д. Каждый день человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку - хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли, пьянство, хитрость и т. д. К сожалению, зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: «Я - зло! Я - аморальность!», напротив, зло умеет прикрываться маской добра.

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром в огромном моральном мире. Нравственный человек стремится строить свою деятельность таким образом, чтобы подавить зло и сотворить добро. Человек - существо моральное, он призван жить по законам морали, которые осмысливаются в этике, а не по законам джунглей, где сильный всегда прав.

Все наши поступки, действия мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет, хорошо это или плохо, добро или зло. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни - это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают - это зло. Английский философ И. Бентам сформулировал такой критерий добра: «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Если вы не согласны с Бентамом, дайте свою собственную интерпретацию добра. Анализируйте свои поступки, свою деятельность, используя при этом представление об этических ценностях, и вам удастся открыть тайну добра и зла. Добрыми становятся только тогда, когда ведут интенсивную нравственную жизнь (творят добро). А дорогу к добру осилит идущий.

«Свобода, - пишет архимандрит Платон (Игумнов), - это способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом. С точки зрения своего метафизического содержания, свобода является неоценимым даром Божией благости, мудрости и любви, данным человеку в его владение. Бог дает человеку свободу в его собственность как некий источник, владея которым человек способен творчески себя раскрыть, проявить и осуществить. Хотя все в мире подчинено закону необходимости, человек благодаря свободе не подчинен ему окончательно. Он - виновник своего становления, так как обладает свободой. В его власти изменять и направлять процесс своего формирования и развития. Он сам является причиной своего состояния. Пользуясь даром свободы, человек сообщает смысл процессу своего становления, предпочитая тот или иной закон существования... Свобода - самая глубокая нравственная основа личности, ее исключительная привилегия и неотъемлемый дар». Когда мы, христиане, обращаемся к проблеме зла, то оказываемся в парадоксальной ситуации. Св. Писание говорится: отвращайтесь зла (Рим 12:9). Как мы можем отвращаться от зла, если не знаем, от чего нужно отвращаться? Как мы можем стремиться к добру, если не знаем, чем оно отличается от зла? Этот парадокс указывает на то, что проблема зла не является чисто теоретической. Понимание зла само по себе является моральной, а лучше сказать, духовной проблемой. Нравственный выбор человека между добром и злом можно рассматривать по -- разному. Можно исследовать то зло, которое совершается в мире и последствия которого мы испытываем на себе. Это события и процессы, происходящие в природном и социальном мире. Мы видим, что зло творится - и творится самими людьми. А это значит, что нельзя обойти и другой вопрос - об истоках зла в самом этосе человека, в его намерениях и поведении.

Рассмотрим теперь собственно механизм возникновения греха, так как грех есть то, в чем воплощается зло в мире, в жизни и в человеке. Грех - это нарушение христианского нравственного закона - такое его содержание отражено в Послании апостола Иоанна: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие (1 Ин.3; 4)».

Святые подвижники свидетельствуют, что все грехопадения человеческие совершаются не иначе, как с постепенностью.

Святитель Феофан Затворник по данному вопросу говорит: «Скажу вам, когда начинается грешность. Вот как идет искушение: 1) представляется в мыслях худое или глаз что увидит, и виденное пробуждает мысли недобрые! Это есть прилог или приражение. Тут нет грешного, ибо и то и другое невольно нападает. Если вы тотчас, как только сознаете, что это худое, воспротивитесь ему и к Господу обратитесь, вы сделаете должное -- подвиг духовный. Но если вы не воспротивитесь, а станете думать и думать, не сопротивляясь и не ненавидя, не отвращаясь, то это уже не доброе. Душа пошатнулась. Тут нет еще греха, но шаг ко греху сделан...

Но если кто займется помыслом этим и станет думать о нем и думать, то он сделает второй акт грехопадения: 2) внимание к злому помыслу или собеседование с ним. Тут нет еще греха, как я сказал, а полагается ему начало; 3) третий момент в грехопадении --сочувствие худому помыслу: приятно думать и самое дело приятно. Тут больше греха (ближе к греху -- а. к.), но еще нет его. Это нечистота. И бывает, сочувствие вырывается вдруг -- непроизвольно; 4) четвертый момент в грехопадении есть склонение воли, пожелание дурного, хотя еще не решительное. Тут грех есть, ибо есть дело произвольное. Чувствами не всегда можно владеть, но пожелания в нашей власти. Однако ж все это не настоящий грех, а только преддверие к нему; 5) пятый момент -- согласие на грех или решение согрешить. Тут грех настоящий, только внутренний. За этим не замедлит явиться и 6) грех делом... И се настоящее падение, пагуба души, потеря благодати, подпадение под власть врага. Так вот... гоните помыслы, не вступая с ними в разговоры, подавляйте тотчас сочувствие, уничтожайте пожелания... Тут вся борьба... И бывает, что помысел, сочувствие и пожелание -- все в один момент произойдут... Ничего... В таком случае они все стоят будто прилог... И борьба всё удобно прогонит их.

Чувство грешно, когда соизволяют на него, удерживают и разжигают его; а когда оно невольно врывается в душу, душа не хочет его и напрягается вытеснить его -- тут греха нет, а есть борьба добрая... Грешное дело так идет: мысль, чувство и сочувствие, соизволение, решение или избрание и дело. Кто прогонит мысль... чист остается. С чувства и сочувствия начинается грешность по мере соизволения. Где нет соизволения, там нет греха». Здесь мы наглядно из слов свт. Феофана Затворника видим, как зло проявляет себя в человеке. Так же это дает нам ориентир к правильному руководству своей свободой в отношении добра и зла.

Те существа, которым Сам Творец дал возможность, свободы выбора относиться к Богозданному миру - к миру, дарованному Богом Своим творениям.

  • 1. Гордость.
  • 2. Чревоугодие.
  • 3. Блуд.
  • 4. Гнев.
  • 5. Сребролюбие.
  • 6. Печаль.
  • 7. Уныние.

Такой выбор ведет к постепенному ослаблению способности выбирать свободно.

Такая свобода приводит к тому, что человек свою богообразность начинает использовать самоубийственным образом. Преступая границы нравственно недозволенного, человек становится не свободным, но рабом страстей. Поэтому свобода является тем свойством, утрата которого приводит к деградации личности. Можно сказать, что свобода дана человеку одновременно и как путь, и как задача. Здесь надо поставить акцент на то, что есть образ Божий в человеке. «Образ Божий дан человеку изначально, он является онтологическим основанием бытия личности человека, его жизни и творчества....Поэтому образ - это и есть само стремление стать подобием. Образ - не столько определенное качество бытия, сколько способность выйти за рамки своих наличных качеств».Блаженный Диадох, епископ Фотики, в своем подвижническом слове разъясняет, когда и как достигает человек того, чтобы быть по подобию Божию: «Все мы люди по образу Божию есьмы: быть же по подобию Божию есть принадлежность одних тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу». Святой Максим Исповедник обращают особое внимание на физическую сторону греха, вместо того, чтобы следовать своей естественной расположенности к Богу, человеческий ум обратился к миру; вместо того, чтобы одухотворять тело, он сам отдался течению животной и чувственной жизни, подчинился материальному. По воле человека зло становится силою, заражающей тварь. Итак человек должен совершать некие действия для преодоления от рабства греха, прилагать усилия для изменения своего состояния. И под грехом подразумевают такие деяния или намерения человека, которые противоречат заповедям Божиим, совести, законам общественной и государственной жизни. Архимадрит Платон очень хорошо описал, что есть истинно - нравственная свобода: «Стремление человека к нравственному самоопределению означает выбор одного из двух возможных путей: либо погружение в стихию страстей, беспечности и безответственности, порабощающих, опустошающих, томящих и разрушающих личность, либо обращение к вере во Христа, преображающей и обновляющей человека, дающей оправдание и смысл процессу его свободного формирования. Любая ошибка в нравственном выборе, осуществляемом на протяжении всей человеческой жизни, ведет к утрате духовной свободы. При этом ошибка в выборе должна пониматься в собственном смысле как грех, а утрата духовной свободы должна расцениваться как его следствие». Истинно -- нравственная свобода не пресудствует в человеке изначально, а она достигается воспитанием и самоконтролем. Это способность контролировать свои наклонности, желания и мотивации. Одним из главных элементов является испытания во втором послании апостола Павла к Коринфянам пишется: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?». Испытания закаляют человека, воспитывают волю, выдержку, настойчивость и энергию. Именно когда человек испытывает себя или подвергается испытаниям, то ему приходится страдать. Но именно в страданиях человек приобретает жизненный опыт.

Борьба добра и зла проявляется в поступках человека, его вы-боре, отношении к себе и другим. «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» — это утверждение называют «золотым правилом нравственности». Оно является ключом к пониманию того, как выбирать между добром и злом. Именно способность к такому выбору дает основания для вывода, каким является тот или иной человек: добрым или злым.

Мораль возникла из необходимости регу-лировать отношения между людьми. Трудно даже представить, что будет, если каждый будет жить, думая лишь о собственных проблемах и желаниях. Однако, за долгую историю человечест-ва произошло так много трагического, что необходимость посто-янного выбора между добром и злом является очевидной. Материал с сайта

Понятия добра и зла с течением времени приобретают новый смысл. Было время, когда считали, что природа, окружающая среда, — неисчерпаемая сокровищница для удовлетворения чело-веческих потребностей. Люди безоглядно вырубали леса, рас-пахивали целинные земли, охотились, рыбачили. Но в конце прошлого века стало понятно, если люди и дальше будут лишь ис-пользовать природу, то окончательно уничтожат ее и себя вместе с ней, так как загрязненные химическими веществами вода, воз-дух и земля превратятся в источник смертельных болезней.

На этой странице материал по темам:

  • Доклад что такое этика

  • Бесплатно как в кино делают выбор между добром и злом

  • История о выборе между добром и злом что выберешь

  • Этика доклад

  • Почему людям часто нужно выбирать между добром и злом

Вопросы по этому материалу:


Добро и зло – основные понятия этики

Моральный выбор

План ответа:

Этика – теория морали.

Понятие добра и зла.

Моральный выбор человека.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

Этика выясняет:

место морали в системе других общественных отношений;

анализирует ее природу и внутреннюю структуру;

изучает происхождение и историческое развитие нравственности;

теоретически обосновывает ту или иную ее систему;

анализирует ее основные принципы и нормы человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

Добро и зло:

положительное, т.е. благо;

отрицательное, предосудительное;

в поступках и мотивах людей, в явлениях общественной жизни.

2 точки зрения на причины возникновения добра и зла:

эти понятия связывались с человеческими потребностями и интересами, желаниями, с наслаждением и страданиями, счастьем и несчастьем человека ------доброе – все то, что приносило наслаждение счастья, удовлетворяло желания;

злое – то, что порождало несчастья и страдания.

вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума и отклонений от них:

добро – веление бога;

зло – дьявола.

Добро – это то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей, стремления его чувственности или духа.

Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека, совершенствованию общества.

Это - отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему; это и движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.

Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу.

Это – безнравственное, антигуманное, недоброе.

Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь выгоду.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство, доносительство …

Виды зла:

физическое зло – это все, что причиняет человеку страдание (болезнь);

моральное зло – это нарушение велений нравственного закона, вызывающее наше осуждение;

социальное зло – несоответствие общественной и государственной организации идее справедливости (неравномерное распределение благ между социальными группами);

метафизическое зло - несовершенство, необходимо вытекающее из природы бытия вообще и природы человека в особенности.

Человек постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.

Важно с детства формировать твердые моральные принципы, представления о хорошем и плохом, добре и зле. Эти принципы помогут человеку сохранить себя и не причинять вред, как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.

Оценивая какое-либо явление, действие, поступок мы выражаем свою моральную оценку по-разному:

хвалим, соглашаемся, одобряем;

порицаем, критикуем, не одобряем.

Оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и, прежде всего, самих себя, свою позицию, поведение, мировоззрение – в этом и состоит моральный выбор.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.