Индейские племена. Народы Южной Америки: культура и традиции

Территория Племена
Северная Америка Субарктическая зона алгонкины, кри, оджибва, оттава
Северо-восточные леса гуроны, ирокезы, миами, могикане, шауни (текумсе)
Юго-восточные леса чероки, чоктау, лемент, ноупвел, натчези, семинолы
Великие равнины черноногие, чейенны, команчи, пауни, сиу, лакота
Северо-западное побережье чинук, тлинкиты, цимшиан
Пустыни юго-запада апачи, навахо, пуэбло, хопи, мохавэ, шошоны
Центральная Америка майя , тольтеки, ольмеки, ацтеки , киче
Южная Америка инки (кечуа, аймара), гуарани, мапуче, шипибо, конибо

Томагавк из рога оленя на протяжении всей истории индейцев служил символом доблести мужчины-воина. Это топорик с длинной рукояткой. Конструкция томагавка претерпела эволюцию. Наиболее древней формой этого оружия ближнего боя был томагавк из рога оленя-карибу. В короткий спиленный отросток такого рога вставлялось кремневое острие, а позднее металлическое лезвие. Длинный отросток служил рукоятью. Нижняя её часть украшалась бахромой из замши. Позднее рукоятка делалась из дерева, украшалась по традиции бахромой, а в верхний конец вставлялось металлическое лезвие. Когда индейцы Прерий познакомились с европейцами, те стали подносить в подарок вождям томагавки, совмещённые с трубкой мира.

Трубка мира - священный предмет, украшенный перьями орла, которые символизировали благоденствие и благополучие. Наиболее древние ритуалы, в которых использовалась трубка мира, были посвящены культу плодородия. Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу. Наиболее почитаемый человек - военный предводитель, вождь или старейшина - раскуривал священную трубку, делал несколько затяжек и передавал сидевшему рядом воину. Тот делал несколько затяжек и передавал соседу. Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые облака. Участники церемонии призывали их пролиться дождём. Дождь, благополучие и мир были тесно связанными понятиями. Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали ритуал, аналогичный ритуалу вызывания дождя. Европейцы, воевавшие с индейцами и не раз наблюдавшие ритуалы во время церемоний заключения перемирия, так и назвали священную трубку - трубка мира.

Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки (типи индейцев прерий) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озер; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки.


Атапаски - собирательное название индейцев этого обширного района, которые принадлежат к различным племенам: кучинам, коюконам танайна, иналикам и многим другим. Охотники и рыболовы. Фауна края разнообразна: олени, карибу, лоси и др., потому охота преобладала над рыболовством. Вход в дома как правило был обращен к реке, а поселения вытягивались вдоль берега. Дома рубили из бревен. Зимнее жилище имело куполообразный свод, углубленный в землю, и было покрыто шкурами животных, в центре находился очаг, по краям нары. Пол застилали ветками, а вход вел через короткий тоннель. Посуду изготавливали из дерева, рога, травы и бересты. Атапаски носили одежду из хорошо выделанной замши, приготовленной из лишенной меха оленьей шкуры. Рубашки из замши украшали бахромой из замши, вышивкой оленьим волосом. Покрой мужских и женских рубах был одинаков. Подол чаще имел заостренные очертания, его край украшали бахромой, края одежды орнаментировали, оставляли там мех или бахрому: это были обереги. Костюм дополняли замшевые штаны и особая обувь - мокасины.

Тлинкиты - жители северо-западного побережья от Якутат на севере до р.Колумбии на юге, вели образ жизни охотников и рыболовов. Кроме тлинкитов на побережье проживали чугачи, квакиутль, тсишман и другие индейские племена. Их деревни располагались по берегам лагун, озёр или рек. Дома также как у алгонкинов обращены были входами к воде и выстраивались в линию. Тлинкиты были искусными воинами и даже имели деревянные доспехи. Орудия охоты и оружие делали из камня, кости, раковин. Тлинкитам была известна холодная ковка самородной меди. Из меди делали в основном украшения и кинжалы. Охотились при помощи гарпунов, стрел, копий. Виртуозно владели техникой обработки дерева. У них были свёрла, тесла, топоры из камня, деревообрабатывающие и другие инструменты.

Они умели пилить доски, резать фигурные скульптурки. Из дерева они изготовляли дома, каноэ, рабочие инструменты, скульптуру тотемные столбы. Искусство тлинкитов отличаю еще две особенности: многофигурность - механическое соединение разных образов в одном объекте, и полиэйконичность - перетекание, подчас зашифрованный, скрытый мастером плавный переход одного образа в другой. Проживая в дождливом и туманном климате морского побережья, тлинкиты делали специальные накидки из волокон травы и кедрового лыка, которые напоминали пончо. Они служили надежным укрытием от дождя. В основе религиозных представлений лежали представления о духах-помощниках. Верили в существование духов-покровителей ремесел, охотников, персональных духов-помощников шаманов. Индейцы верили, что после смерти душа умершего переселяется в тело животного, которое почиталось как тотем. Тотем - это индейское понятие, которое происходит от записанного европейскими миссионерами слова индейцев оджибве «ото-те-ман».

Индейцы прерий (от канадских провинций Альберты и Саскачевана до Техаса). Тетон-дакота, сиу, команчи, киова, манданы - с представителями этих индейских племён первым повстречались американские торговцы и охотники на просторах Великих равнин. Всё племена говорили на разных языках и не понимали друг друга. Чтобы общаться, они изобрели язык жестов и рисунчатое письмо, знаки которых понимали все индейцы Прерий. Охота была в основном мужским занятием. Олений и лосей мужчины выслеживали, притаившись в зарослях кустарника или в мелколесье. Чаще всего это была индивидуальная охота. Коллективная охота на бизонов в летнее время. Стойбище охотников состояло из нескольких групп, члены которых были меж собой в родстве. Браки заключались между членами удалённых друг от друга групп. Племя объединило нескольких стойбищ.

Свои переносные жилища - типи - обитатели таких стойбищ устанавливали по кругу. Каждая семья ставила типи на определённом месте в этом кольце, которое было обусловлено степенью участия в общественной жизни. Типи - коническое сооружение из жердей, покрытое 8-12шкурами бизонов. Шкуры искусно выделаны и сшиты. Внешняя сторона покрышки типи обычно украшалась росписью. Это особая форма мнемонического письма. Рисунки, которые покрывали нижний край покрышки типи, делали женщины. Эта форма искусства передавалась от матери к дочери и была очень древней. Рисунки архаичные, плоскостные, в композициях отсутствует перспектива, наиболее значимые изображения выделялись крупными размерами.

Фигуры всадников с копьями, облачённые в пышные перьевые уборы, изображения пеших воинов, собак, животных столь обобщенны, что напоминают знаки-символы. В центре типи располагается очаг, дым от которого выходит через дымовое отверстие. Отверстие можно в случае плохой погоды закрыть шкурой. Нижний край покрышки приваливали камнями или пришпиливали к земле с помощью костяных или деревянных колышков. Летом его приподнимали, чтобы проверить помещение. В типи уютно и тепло в зимнее время, порой немного душно от дыма. Во время перекочевок колья типии складывали ни V-образную волокушу, которую тащила собака или лошадь.

Власть осуществлялась вождями нижнего и высшего звена. Принятие решений определялось соглашением среди высших вождей. Вожди и заслуженные воины образовывали сообщества, которые назывались мужскими союзами, куда принимали с учётом воинских заслуг кандидата. Высоко ценились воинская доблесть и щедрость. Индейцы прерий были прекрасными воинами. После прихода европейцев индейцы Прерий быстро освоили верховую езду. Лошадь стала неотъемлемой частью военного снаряжения.

Воинственный нрав и овладение лошадьми сделало племя Дакота агрессивным народом. Воины были вооружены, луками и стрелами. Мобильность и связанная с нею быстрота передвижения были наиболее важными чертами их культуры, так именно мобильность определяла для них возможность на обширных пространствах Великих равнин. Особо престижными считались подвиги мужчин. Индеец мог накапливать военные «бонусы». Престижным считалось смело посмотреть в глаза врагу подхватить винтовку из выпавшего из седла врага, украсть лошадь врага, незаметно пробравшись в его деревню, снять скальп с головы поверженного врага.

Керамика была слишком тяжела для кочевой жизни, поэтому для приготовления пищи использовались шкуры животных. Шкуру растягивали на палочках, наливали воду и бросали внутрь раскалённые камни. В кипящую воду помещали куски парного мяса, которое не нужно было долго варить.

Искусство выделки кожи которой делали одежду, передавалось по наследству по женской линии. Свежую шкуру бизона растягивали на земле мехом вниз. С помощью скребков из рога лося, с лезвием из железа или камня, женщины очищали поверхность от мездры. Если шкура предназначалась для изготовления одежды, снимался мех. Затем шкуру вымачивали или зарывали во влажную землю. После этого ее смягчали маслом или смазывали обрабатываемую поверхность мозгом бизона. Далее счищали остатки мездры и коптили над дымом. Копченые шкуры приобретали коричневый оттенок. Индейцы умели изготавливать и восхитительно белые шкуры. Более мягкие шкуры лосей шли на шитье одежды.

Мужской костюм индейцев состоял из кожаного тюрбана, безрукавки, замшевших легинсов, мокасин и рубахи из шкуры бизона. Он дополнялся нагрудником из костей крыльев сокола, скреплённых кусочками кожи бизона - церемониальным украшением. Женщины носили прямого покроя рубахи до колена, легинсы, мокасины. Рубахи шили, сложив две шкуры бизона хвостами вниз. Поэтому в нижней части женских рубах образовывался характерный мыс. Нижнюю часть таких рубах и швы декорировали бахромой из замши, которая символизировала мех бизона.

Вождя можно было легко узнать по накинутой на плечи шкуре бизона с великолепной зимней шерстью, украшенной перьями совы и шумящими подвесками. На шее - украшение из когтей медведя гризли. Волосы вождя были приглажены и покрыты охрой (как и лицо), в них были вплетены гильзы от патронов к винтовке. Выдающиеся воины и вожди носили высокие головные уборы из перьев, которые часто украшались и рогами бизона - символом могущества. Орлиное перо считалось наделенным магической силой и рассматривалось как амулет. В головном уборе вождя, длина перьев которого достигла 68 см, располагалось несколько десятков таких перьев.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Алексеев В.П. Этногенез. М, 1986.

Белик А.А.,Резник Ю.М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение). - М.: «Наука»,1998.

Бонгард-Левин Г.М., Гратовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. - М.: «Мысль», 1983.

Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество - это народы. - М.: «Мысль», 1990.

Вавилов Н.И. Пять континентов. - М.: «Мысль», 1987.

Глазами этнографов. - М.: «Наука», 1982.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2002.

Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных. Соч., Т.5. М., 1953.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л. 1991

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). М., 1997.

Моуэт Ф. Люди оленьего края. Отчаявшийся народ. Иркутск, 1988.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: «Высшая школа», 2000.

Сегеда С.П. Основи антропологiї. Київ, 1995.

Стингл М. Индейцы без томагавков.- М.: «Прогресс», 1984.

Страны и народы. (в 20 томах). М.: «Мысль», 1078-1985.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М.: Изд-во МГУ, 1964.

Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990.

Фальк-Ренне А. Путешествие в каменный век. - М.: «Наука», 1986.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. - М.,1988.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. - М.: «Наука», 1985.

Этнография. Под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. - М.: «Высшая школа», 1982.

Янковский Н.К., Боринская С.А. Наша история, записанная в ДНК // Природа, 2001 - № 6.

Существует множество племен индейцев, но в этом рейтинге собраны наиболее известные из них.

Индейцы - коренные жители Северной и Южной Америки. Это название они получили из-за исторической ошибки Колумба, который был уверен, что приплыл в Индию.

10 место. Абенаки

Это племя жило на территории США и Канады. Абенаки не были оседлыми, что давало им преимущество в войне с ирокезами. Они могли бесшумно растворяться в лесу и неожиданно нападать на врага. Если до колонизации в племени насчитывалось около 80 тыс. индейцев, то после войны с европейцами их осталось меньше одной тысячи. Сейчас их численность достигает 12 тыс., и живут они преимущественно в Квебеке (Канада).

9-е место. Команчи

Одно из самых воинственных племен южных равнин, насчитывавших некогда 20 тыс. человек. Их храбрость и мужество в боях заставляло врагов относиться к ним уважительно. Команчи первые, кто интенсивно стал использовать лошадей, а также поставлять их другим племенам. Мужчины могли брать себе в жены несколько женщин, но если жена была уличена в измене, ее могли убить или отрезать ей нос. Сегодня команчей осталось около 8 тыс., и проживают они в Техасе, Нью-Мексико и Оклахоме.

8-е место. Апачи

Апачи - кочевое племя, селившееся в Рио-Гранде, а затем переселившееся на юг, в Техас и Мексику. Основным занятием была охота на буйвола, который и стал символом племени (тотемом). Во время войны с испанцами были почти полностью истреблены. В 1743 году вождь апачей заключил с ними перемирие, положив свой топор в яму. Отсюда и пошла крылатая фраза: «зарыть топор войны». Сейчас в Нью-Мексико проживает примерно полторы тысячи потомков апачей.

7-е место. Чероки

Многочисленное племя (50 тысяч), населявшее склоны Аппалачей. К началу 19 века чероки стали одними из самых культурно развитых племен Северной Америки. В1826 году вождь Секвойя создал слоговую азбуку языка чероки; были открыты бесплатные школы, учителями в которых были представители племени; а самые богатые из них владели плантациями и чернокожими рабами.

6-е место. Гуроны

Гуроны - племя, насчитывающее в 17 веке 40 тыс. человек и проживавшие в Квебеке и Огайо. Они первыми вступили в торговые отношения с европейцами, и благодаря их посредничеству стала развиваться торговля между французами и другими племенами. На сегодняшний день в Канаде и США проживает около 4 тыс. гуронов.

5-е место. Могикане

Могикане - некогда могущественное объединение пяти племен, численностью около 35 тыс. человек. Но уже в начале 17 века в результате кровопролитных войн и эпидемий, их осталось меньше тысячи. В основном они растворились в других племенах, однако небольшая горстка потомков знаменитого племени проживает сегодня в штате Коннектикут.

4-е место. Ирокезы

Это наиболее известное и воинственное племя Северной Америки. Благодаря способностям к изучению языков, они успешно вели торговлю с европейцами. Отличительная особенность ирокезов - их маски с крючковатым носом, которые были призваны защищать хозяина и его семью от болезней.

3-е место. Инки

Инки - загадочное племя, жившее на высоте 4,5 тыс. метров в горах Колумбии и Чили. Это было высокоразвитое общество, создавшее систему ирригации и использовавшее канализацию. До сих пор остается загадкой, как инкам удалось достичь такого уровня развития, и почему, куда и как вдруг исчезло целое племя.

2-е место. Ацтеки

Ацтеки отличались от других племен центральной Америки иерархической структурой и жестким централизованным управлением. На высшей ступени стояли жрецы и император, на низшей - рабы. Широко применялись человеческие жертвоприношения, а также смертная казнь, причем за любые провинности.

1-е место. Майя

Майя - самое известное высокоразвитое племя центральной Америки, знаменитое необыкновенными произведениями искусства и городами, целиком высеченными из камня. Они также были превосходными астрономами, и именно они создали нашумевший календарь, заканчивающийся 2012 годом.

Восточные индейцы проживали на территории между Великими озерами на севере, Миссисипи на западе, Мексиканским заливом на юге и Атлантическим океаном на востоке. Северная часть этой территории принадлежала в период прихода европейцев различным племенам алгонкинской языковой группы.

На побережье Атлантики алгонкинские индейцы занимались рыболовством, в других местах возделывали кукурузу или фасоль. Для алгонкинских индейцев главным источником существования являлся дикорастущий в воде рис. Одно из этих алгонкинских племен, живущих у Верхнего озера, вписало золотыми буквами свое имя в историю национально-освободительной борьбы индейцев Северной Америки. К алгонкинским племенам относилось и . Важная роль принадлежала в индейских войнах также представителям других, говорящих по-алгонкински племен, объединившихся в XVII веке в Повхаттанскую конфедерацию. Именно с этими индейцами сталкиваются и ведут борьбу первые британские поселенцы.

В лесистой северной части востока нынешних США мы встречаемся с еще одной группой воинственных индейских племен - ирокезами. Эти индейцы занимались сельским хозяйством (выращивали кукурузу, подсолнух, арбузы, горох и фасоль), охотой на лесных зверей (лосей, бобров и особенно на оленей). Говорящие по-ирокезски племена (онейда, сенека, могауки, каюга, онондага) создали во второй половине XVI века самое сильное объединение в истории Северной Америки - Лигу ирокезов, к которой в 1722 году присоединилось еще шестое, проживающее южнее, племя ирокезской языковой группы тускарора.

Ирокезская лига, что удивительно, в главных антиколониальных боях североамериканских индейцев активно не участвовала. Заслуга в этом, конечно, принадлежит вождю умеренных взглядов Тайенданеге (белые называли его Джозеф Брант), по происхождению могауку.

Благодаря этому обстоятельству ирокезы до сих пор живут на своей первоначальной родине.

А многие ирокезы, особенно многочисленные сенека, проживают сегодня в крупнейшем городе Америки Нью-Йорке.

На юге восточной части Северной Америки во времена прихода белых жили менее воинственные племена, к которым судьба была жестока. Почти все здешние индейцы, за исключением остатков , вынуждены были отправиться в первой половине XIX века в ссылку за Миссисипи или были полностью уничтожены.

Большинство юго-восточных племен принадлежали к мусконской языковой группе (чикасавы, крики, чоктавы, алабама и другие). Эти индейцы были прекрасными земледельцами, жили в отстроенных крупных деревнях, поддерживали торговые отношения с отдаленными областями Северной Америки и Мексики.

Из немусконских племен юго-востока необходимо вспомнить хотя бы живших в Джорджии и Каролине «двоюродных братьев» ирокезов - племя чироков. Эти индейцы в XIX веке создали первую свою письменность, печатали индейские книги и газеты, создали парламент и т. д. Однако и они были в первой половине XIX века изгнаны за Миссисипи.

Индейцы прерий

Индейцы прерий, которые с наилучшей стороны показали себя в индейских войнах, в период прихода первых европейцев в Северную Америку, собственно, тогда еще не проживали в своих столь знаменитых прериях. Вначале мы должны сказать, что представляют собой эти прерии.

Это - бесконечные, немного холмистые степи, поросшие бизоньей травой. Эта бизонья трава была основным кормом многочисленных стад бизонов, и бизон, в свою очередь, стал позднее основным источником пропитания, а также «одеждой» и «обувью» индейцев прерий.

Эта бесконечно обширная территория, расположенная приблизительно между северной границей нынешних Соединенных Штатов, рекой Миссисипи и Скалистыми горами, в доколумбовый период была недоступной для пешего индейца. Но как только - где-то в семнадцатом веке - индейцы, жившие до этого времени на краю североамериканских прерий и занимающиеся примитивным земледелием (например, чейенны), или охотой (как киовы или популярные команчи), получили лошадей, они смогли начать обживать свои прерии, кочевать, охотиться на бизонов.

Так вот в семнадцатом веке здесь и зарождается самая младшая индейская культура Северной Америки, культура прерий, а вместе с ней формируется и новый житель этих бесконечных степей - индеец прерий. Постепенно североамериканские прерии делят между собой члены ряда племен. Это, прежде всего, представители многочисленной семьи языков сиу. Кроме собственно племен сиу, к этой языковой группе принадлежат еще ассинибойны, манданы, известные понка, омаха и осага. Из говорящих по-алгонкински племен в прериях жили чейенны, атсины и вайомингские арапаги.

Индейцы прерий являются творцами большинства предметов, изобретение которых мы по незнанию приписываем всем североамериканским индейцам.

Это они создали и носили роскошные украшения из перьев на лбу, строили свои жилища из бизоньей кожи, это они изобрели известную конскую повозку - травотс, носили знаменитые леггинс - кожаные сапоги; это они одевались в знаменитые кольчуги и праздничные, украшенные рисунками, плащи тоже из бизоньей кожи.

Именно они придумали особенный индейский лук, усиленный жилами, использовали томагавки - военные топоры.

Близки к ним по культурным традициям представители большинства сегодня немногочисленных племен, живущих за западными границами прерий, прежде всего на высоких равнинах в сегодняшних штатах Юта и Невада, далее - в бассейне Колорадо и, наконец, в густых, покрытых хвойным лесом областях, прилегающих к прериям на их северо-западных границах (сегодняшние американские штаты Айдахо, Монтана, восточная часть Орегона и штата Вашингтон).

Индейцы Юго-Запада

В этой области, которую составляют нынешние американские штаты Аризона и Нью-Мексика, живут знаменитые воины апачи, населяющие сегодня в количестве 12 000 человек четыре резервации (Хикарилья-Апачи, Мескалеро- Апачи, Форт-Апачи и Сан-Карлос).

Во времена прихода европейцев апачи были преимущественно полукочевыми охотниками. Ближайшими родственниками апачей являются - также принадлежащие к атабаской языковой семье - их соседи навахи, сегодня по численности намного превышающие другие индейские народы Северной Америки (более 100 000 человек) и проживающие опять-таки в самой крупной индейской резервации Соединенных, Штатов.

Навахи, прежде всего, хорошие скотоводы. Они содержат овец и крупный рогатый скот. В Америке высоко ценятся их прекрасные бирюзовые украшения.

На юге Аризоны, в полупустынной области на границе с Мексикой, проживает около 20 000 индейцев из племен папаго и пима, принадлежащих к языковой группе пама; на западе этой области, по течению реки Колорадо,- несколько небольших индейских племен языковой группы юма. И, наконец, на юго-западе в ряде деревень живут известные пуэбло - оседлые земледельцы, выращивающие кукурузу, арбузы и другие культуры, часто на орошаемых полях, расположенных террасами.

В деревне пуэбло - всего один дом в несколько этажей, построенный из глины и камня. В разных комнатах живут отдельные семьи. Это и есть новомексиканское жилище -«пуэбло».

Известное пуэбло Зуньи занимают почти три тысячи человек, относящихся к одной языковой группе. В языковом отношении большинство пуэбло относится к группе тано и керес. Индейцы хопи, имеющие три замка в скалах - «месы» - в Аризоне, принадлежат к шошонской языковой группе, то есть близки знаменитым команчи.

Индейцы калифорнии и северо-западного побережья

Калифорнию населяло множество малочисленных индейских племен самых различных языковых групп. Культура индейцев Калифорнии и северо-западного побережья Тихого океана (нынешних североамериканских штатов Орегон и Вашингтон) была гораздо более примитивной, чем культура всех других индейских групп Северной Америки.

Здешние индейцы добывали себе пропитание, собирая плоды и семена дикорастущих растений, жили в полуподземных хижинах землянках. Племена, живущие непосредственно на побережье, занимались еще ловлей рыбы и морских моллюсков. Многочисленные племена тихоокеанского побережья в XVII-XIX веках полностью вымерли.

Сегодня здесь осталось около тридцати индейских племен и небольших групп, из которых только диегено, принадлежащие к языковой группе юма, насчитывают 9000 человек. Другие здешние племена имеют лишь по несколько семей.

После открытия Американских континентов и освоения новых земель, которое зачастую сопровождалось порабощением и истреблением коренного населения, европейцы были поражены методами борьбы индейцев. Племена индейцев старались запугать чужеземцев, и потому в ход шли самые жестокие способы расправы над людьми. Более подробно об изощренных методах умерщвления захватчиков расскажет этот пост.

"Боевой клич индейцев представляют нам как нечто настолько ужасное, что его невозможно выдержать. Его называют звуком, который заставит даже самого отважного ветерана опустить свое оружие и покинуть шеренгу.
Он оглушит его слух, от него застынет душа. Этот боевой клич не позволит ему услышать приказ и почувствовать стыд, да и вообще сохранить какие-либо ощущения, кроме ужаса смерти".
Но пугал не столько сам боевой клич, от которого стыла кровь в жилах, сколько то, что он предвещал. Европейцы, сражавшиеся в Северной Америке, искренне чувствовали: попасть живыми в руки чудовищных раскрашенных дикарей означает судьбу пострашнее смерти.
Это вело к пыткам, человеческим жертвоприношениям, каннибализму и снятию скальпов (и все имело ритуальное значение в культуре индейцев). Это особенно способствовало возбуждению их воображения.

Самым ужасным было, вероятно, зажаривание заживо. Одного из британцев, выживших в Мононгахела в 1755 г., привязали к дереву и сжигали заживо между двумя кострами. Индейцы в это время танцевали вокруг.
Когда стоны агонизирующего человека стали слишком настойчивыми, один из воинов пробежал между двумя кострами и отсек несчастному гениталии, оставляя его истекать кровью до смерти. Тогда завывания индейцев прекратились.


Руфус Путмен, рядовой из провинциальных войск Массачусетса, 4 июля 1757 г. записал в своем дневнике следующее. Солдата, схваченного индейцами, "нашли зажаренным самым печальным образом: ногти на пальцах были вырваны, губы отрезаны до самого подбородка снизу и до самого носа сверху, его челюсть обнажилась.
С него сняли скальп, грудь рассекли, сердце вырвали, вместо него положили его патронную сумку. Левая рука оказалась прижатой к ране, томагавк оставили у него в кишках, дротик пронзил его насквозь и остался на месте, был отрезан мизинец на левой руке и маленький палец на левой ноге".

В том же году иезуит отец Рубо встретил группу индейцев племени оттава, которые вели через лес несколько пленных англичан с веревками вокруг шеи. Вскоре после этого Рубо догнал боевой отряд и поставил свою палатку рядом с их палатками.
Он увидел большую группу индейцев, которые сидели вокруг костра и ели жареное мясо на палочках, словно это был барашек на небольшом вертеле. Когда он спросил, что это за мясо, индейцы оттава ответили: это зажаренный англичанин. Они указали на котел, в котором варились остальные части разрубленного тела.
Рядом сидели восемь военнопленных, перепуганных до смерти, которых заставили наблюдать за этим медвежьим пиром. Люди были охвачены неописуемым ужасом, подобным тому, который испытывал Одиссей в поэме Гомера, когда чудовище Сцилла уволокло с борта корабля его товарищей и бросило их перед своей пещерой, чтобы сожрать на досуге.
Рубо, пришедший в ужас, пытался протестовать. Но индейцы оттава не захотели его даже выслушать. Один молодой воин грубо сказал ему:
- У тебя французский вкус, у меня - индейский. Для меня это хорошее мясо.
Затем он пригласил Рубо присоединиться к их трапезе. Похоже, индеец обиделся, когда священник отказался.

Особую жестокость индейцы проявляли к тем, кто сражался с ними их же методами или почти усвоил их охотничье искусство. Поэтому нерегулярные лесные караульные патрули подвергались особому риску.
В январе 1757 г. рядовой Томас Браун из подразделения капитана Томаса Спайкмена рейнджеров Роджерса, одетых в зеленую военную форму, получил ранение в бою на заснеженном поле с индейцами племени абенаков.
Он ползком выбрался с поля боя и встретился с двумя другими ранеными солдатами, одного из них звали Бейкер, вторым был сам капитан Спайкмен.
Мучаясь от боли и ужаса из-за всего происходящего, они подумали (и это была большая глупость), что могут безопасно развести костер.
Почти мгновенно появились индейцы-абенаки. Брауну удалось уползти от костра подальше и спрятаться в кустарнике, из которого он наблюдал за развернувшейся трагедией. Абенаки начали с того, что раздели Спайкмена и сняли с него скальп, пока тот был еще жив. Затем они ушли, прихватив с собой Бейкера.

Браун говорил следующее: "Видя эту ужасную трагедию, я решил уползти по возможности дальше в лес и умереть там от полученных ран. Но так как я был близко к капитану Спайкмену, он меня увидел и умолял, ради всего святого, дать ему томагавк, чтобы он мог покончить с собой!
Я отказал ему и уговаривал его молиться о милосердии, так как он мог прожить всего еще несколько минут в этом ужасающем состоянии на замерзшей земле, покрытой снегом. Он просил меня передать его жене, если я доживу до того времени, когда вернусь домой, о его страшной гибели".
Вскоре после этого Брауна схватили индейцы-абенаки, вернувшиеся на место, где они сняли скальп. Они намеревались насадить голову Спайкмена на шест. Брауну удалось выжить в плену, Бейкеру - нет.
"Индейские женщины раскололи сосну на мелкие щепки, подобные небольшим вертелам, и вонзили их в его плоть. Затем сложили костер. После этого приступили к совершению своего ритуального обряда с заклинаниями и танцами вокруг него, мне приказали делать то же самое.
По закону сохранения жизни пришлось согласиться... С тяжелым сердцем я изображал веселье. Они перерезали на нем путы и заставили бегать вперед и назад. Я слышал, как несчастный молил о милосердии. Из-за непереносимой боли и мучений он бросился в огонь и исчез".

Но из всех индейских практик самое большое внимание ужасающихся европейцев привлекало снятие скальпов, которое продолжалось еще и в девятнадцатом столетии.
Несмотря на ряд нелепых попыток некоторых благодушных ревизионистов утверждать, будто снятие скальпов зародилось в Европе (возможно, среди вестготов, франков или скифов), совершенно понятно: оно практиковалось в Северной Америке задолго до того, как там появились европейцы.
Скальпы играли серьезную роль в североамериканской культуре, так как они использовались в трех различных целях (а возможно, служили всем трем): для "замещения" мертвых людей племени (вспомним, как индейцы всегда беспокоились о тяжелых потерях, понесенных на войне, следовательно, об уменьшении численности народа), чтобы умилостивить духов погибших, а также для смягчения скорби вдов и других родичей.


Французские ветераны Семилетней войны в Северной Америке оставили много письменных воспоминаний об этой страшной форме увечья. Приведем отрывок из записей Пушо:
"Сразу после того, как солдат падал, они подбегали к нему, коленями вставали ему на плечи, в одной руке зажав прядь волос, а в другой - нож. Они начинали отделять кожу от головы и отрывать ее одним куском. Это они делали очень быстро, а затем, демонстрируя скальп, издавали крик, который называли "кличем смерти".
Приведем и ценный рассказ очевидца-француза, который известен только по своим инициалам - Ж.К.Б.: "Дикарь немедленно схватил свой нож и быстро сделал надрезы вокруг волос, начиная с верхней части лба и заканчивая затылком на уровне шеи. Затем он встал ногой на плечо своей жертвы, лежащей лицом вниз, и двумя руками стащил скальп за волосы, начиная с затылка и перемещаясь вперед...
После того как дикарь снимал скальп, если он не боялся, что его начнут преследовать, он вставал и начинал соскребать с него кровь и плоть, оставшиеся там.
Затем он делал обруч из зеленых ветвей, натягивал на него скальп, словно на тамбурин, и какое-то время ждал, чтобы он подсох на солнце. Кожу красили в красный цвет, волосы собирали в узел.
Затем скальп прикрепляли к длинному шесту и триумфально несли на плече в деревню или в то место, которое выбиралось для него. Но при приближении к каждому месту на своем пути он издавал столько криков, сколько у него было скальпов, извещая о своем прибытии и демонстрируя свою отвагу.
Иногда на одном шесте могло оказаться до пятнадцати скальпов. Если их было слишком много для одного шеста, то индейцы украшали скальпами несколько шестов".

Невозможно ничем приуменьшить значение жестокости и варварства североамериканских индейцев. Но их действия следует рассматривать и в рамках контекста их воинственных культур и анимистических религий, и в рамках более крупной картины общей жестокости жизни в восемнадцатом столетии.
Жители городов и интеллектуалы, которые испытывали благоговейный ужас от каннибализма, пыток, человеческих жертвоприношений и снятия скальпов, с удовольствием посещали публичные казни. А при них (до введения гильотины) приговоренные к казни мужчины и женщины умирали мучительной смертью в течение получаса.
Европейцы не возражали, когда "предателей" подвергали варварскому ритуалу казней через повешение, утопление или четвертование, как в 1745 г. казнили повстанцев-якобитов после восстания.
Они особенно не протестовали, когда головы казненных насаживали на колы перед городами в качестве зловещего предупреждения.
Они терпимо переносили повешение на цепях, протаскивание матросов под килем (обычно это наказание завершалось фатальным исходом), а также телесные наказания в армии - настолько жестокие и суровые, что многие солдаты умирали под плетью.


Европейских солдат в восемнадцатом столетии заставляли повиноваться военной дисциплине плетью. Американские туземные воины вели борьбу за престиж, славу или за общее благо клана или племени.
Более того, массовые грабежи, мародерство и общее насилие, следовавшие за большинством успешных осад в европейских войнах, превосходили все, на что оказывались способны ирокезы или абенаки.
Перед холокостами террора, подобного разграблению Магдебурга в Тридцатилетней войне, бледнеют зверства в форте Уильям-Генри. В том же 1759 г. в Квебеке Вульф был полностью удовлетворен обстрелом города зажигательными ядрами, не беспокоясь о том, какие страдания пришлось переносить невинным мирным жителям города.
Он же оставлял после себя опустошенные районы, применяя тактику выжженной земли. Война в Северной Америке была кровавым, жестоким и ужасающим делом. И наивно рассматривать ее как борьбу цивилизации с варварством.


Помимо сказанного, специфический вопрос снятия скальпов содержит в себе и ответ. Прежде всего, европейцы (особенно - группы нерегулярных войск, подобные рейнджерам Роджерса) отвечали на снятие скальпов и причинение увечий по-своему.
Тому, что они смогли опуститься до варварства, содействовало щедрое вознаграждение - 5 фунтов стерлингов за один скальп. Это была ощутимая добавка к денежному жалованию рейнджера.
Спираль зверств и встречных зверств головокружительно вознеслась ввысь после 1757 г. С момента падения Луисбурга солдаты победоносного Хайлендерского полка отрубали головы всем индейцам, попавшемся им на пути.
Один из очевидцев сообщает: "Мы убили огромное количество индейцев. Рейнджеры и солдаты Хайлендерского полка никому не давали пощады. Мы снимали скальпы повсюду. Но нельзя отличить скальп, снятый французами, от скальпа, снятого индейцами".


Эпидемия снятия скальпов европейцами стала настолько безудержной, что в июне 1759 г. генералу Амхёрсту пришлось выпустить чрезвычайный приказ.
"Всем разведывательным подразделениям, а также всем остальным подразделениям армии под моим командованием, несмотря на все представившиеся возможности, запрещается снимать скальпы у женщин или детей, принадлежащих противнику.
По возможности их следует забирать с собой. Если такой возможности нет, то их следует оставлять на месте, не причиняя им никакого вреда".
Но какая польза могла быть от такой военной директивы, если все знали, что гражданские власти предлагают премию за скальпы?
В мае 1755 г. губернатор Массачусетса Уильям Шерл и назначил 40 фунтов стерлингов за скальп индейца-мужчины и 20 фунтов - за скальп женщины. Это, казалось, находилось в согласии с "кодексом" дегенеративных воинов.
Но губернатор Пенсильвании Роберт Хантер Моррис проявил свою склонность к геноциду, нацелившись на детородный пол. В 1756 г. он назначил вознаграждение, равное 30 фунтам стерлингов, за мужчину, но 50 фунтов - за женщину.


В любом случае, презренная практика назначения вознаграждения за скальпы аукнулась самым отвратительным образом: индейцы пошли на мошенничество.
Все началось с очевидного обмана, когда американские туземцы приступили к изготовлению "скальпов" из лошадиных шкур. Затем была введена практика убийства так называемых друзей и союзников только для того, чтобы делать деньги.
В достоверно документированном случае, произошедшем в 1757 г., группа индейцев чероки убила людей из дружественного племени чикасави только ради получения вознаграждения.
И, наконец, как отмечал почти каждый военный историк, индейцы стали экспертами в "размножении" скальпов. Например, те же чероки, по общему мнению, сделались таким мастерами, что могли изготовить четыре скальпа с каждого убитого ими солдата.
















Задолго до того как нога выходца из Европы ступила на американский континент, на этой земле жили люди. Дикие племена индейцев господствовали в степях и лесах обширного края. Их было довольно много – некоторые остались только в летописях, потомки других до сих пор живут на земле своих предков. Кто же населял огромные материки до того, как они были открыты?

Фото: Tribalpictures.org

Одно из самых многочисленных племен, проживающих на североамериканском континенте. Среди чероки бытует легенда, что когда-то они жили в прекрасном месте в Долине Озер, но были изгнаны оттуда воинственными соседями – ирокезами. Последние отрицают данный факт – в их истории таких преданий не существует.

Тем не менее когда европейцы проникли на континент, чероки жили в горах. Сначала два народа воевали между собой, но позже индейцы заключили мир с колонизаторами и даже переняли их веру и некоторые традиции.


Фото: Community.adlandpro.com

Самый известный представитель чероки – вождь Секвойя, который разработал собственную разновидность письма, что послужило толчком к стремительному развитию племени. В его честь названо одно из растений, внешне напоминающее кипарис.

В настоящее время численность потомков индейцев чероки, которые раньше населяли склоны Аппалачей, достигает 310 тысяч человек. Современные краснокожие – довольно крупные бизнесмены, они являются владельцами шести больших игорных домов, и с каждым годом умножают свое состояние.

Предпринимательская жилка имелась у представителей данной народности всегда. В 19 веке некоторые представители племени владели собственными плантациями и даже являлись крупнейшими рабовладельцами. Свое богатство они получили довольно интересным способом – чероки продали часть земель, принадлежавших племени, правительству США.


Фото: Invasionealiena.com

Вплоть до середины 19 века отношения между коренным населением и эмигрантами из Старого Света были довольно ровными. Но богатые земли, принадлежащие индейцам, становились все более привлекательными для новых властей. В конце концов, правительство США приняло решение выселить чероки с их земель и отправить их жить на Великие Равнины.

Поход до места назначения был долог и труден, по официальным данным при переходе погибло примерно 6-15 тысяч представителей племени. Путь, по которому проходили чероки, получил говорящее название «Дорога слез».


Фото: Awesome-b4.space

Кочевое племя, постоянно ведущее войну с соседями – именно так можно охарактеризовать индейцев Апачи. Искусные и мужественные воины, использующие чаще всего обычное костяное или деревянное оружие (металл для его изготовления они стали применять только после появления европейцев), наводили страх на соседние племена.

Особенно жестоко относились Апачи к пленникам – в пытках принимали участие все члены племени, от мала до велика, в том числе женщины. Лучше умереть на поле боя, чем попасть в плен – так считали все их противники. Убежать или скрыться от воинов данного племени было невозможно: если ты их не видишь, это вовсе не означает, что они не видят тебя.


Фото: Resimarama.net

Самым известным вождем племени стал Джеронимо, наводивший ужас на европейских колонизаторов. При его приближении люди кричали его имя и стремились убежать как можно дальше, иногда даже выпрыгивая из окон домов. У солдат десантных войск США до сих пор существует традиция выкрикивать «Джеронимо!» перед прыжком с парашютом.

В войнах с испанскими конкистадорами практически все Апачи были истреблены. Выжить удалось лишь единицам – их немногочисленные потомки сейчас проживают в Нью-Йорке.


Фото: magesquotes-consciousness.rhcloud.com

«Те, кто всегда готов сражаться со мной» - так выглядит примерный перевод названия данного племени индейцев. И немудрено: команчи действительно считались воинственным народом, причем боролись они как с прибывшими на континент европейцами, так и с представителями соседних народностей.

Соседние племена называли их «змеями». Из-за чего появилось столь странное наименование доподлинно неизвестно, однако, существует несколько легенд. Самая известная гласит, что при миграции путь индейцам, принадлежащим к данному племени, преградила гора, и вместо того, чтобы доблестно преодолеть препятствие, войны малодушно повернули назад. За что подверглись критике со стороны своего вождя, который отметил, что они похожи на «змей, ползущих по своему следу».


Фото: Wlp.ninja

Но подобное малодушие команчи проявляли очень редко. Наоборот, в бою подобным войнам не было равных, особенно после того, как они научились ездить верхом. Команчи были настоящим бедствием для соседних народов, да и европейцы побаивались приближаться к их территории. В плен индейцы брали только женщин и детей, причем если последние были совсем маленькими, их могли принять в племя и воспитать в соответствии с традициями.

Жестоки были команчи и к соплеменникам, нарушавшим законы племени. Уличенную в измене женщину убивали на месте, в редких случаях она оставалась жива, но при этом ей отрезали нос.


Фото: Stoplusjednicka.cz

Ирокезы - это не одно конкретное племя, а союз нескольких, получивший название «Лига пяти наций». Основным занятием была война - за счет богатых трофеев индейцы кормили свои семьи. Другое их занятие - торговля мехом бобров также приносила существенную прибыль.

Внутри каждого племени, входящего в союз, выделялось несколько родов. Примечателен тот факт, что возглавляли их обычно женщины. Мужчины были воинами и советниками, но решающий голос принадлежал именно представительницам прекрасного пола.
Фото: Whatculture.com

Представители народа, давшего название знаменитой прическе, на самом деле редко использовали подобный способ укладки волос. Более того, практически все индейцы брились на лысо, оставляя только небольшую прядь на макушке – «скальповую», которая говорила врагам о том, что воины абсолютно их не боятся и даже дают преимущество в битве. Если сможешь ухватить за прядь – то победишь воина-ирокеза. Но это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Чтобы защититься от различных напастей – в первую очередь от болезней, индейцы носили специальные маски, на которых самым примечательным элементом был нос, загнутый крючком. Как знать - может, подобное приспособление действительно предотвращало распространение инфекций. Численность индейцев, по крайней мере, сократилась не из-за эпидемии – в этом виноваты войны, которые постоянно вели ирокезы.


Фото: Meetup.com

Самым заклятым врагом ирокезов являлись гуроны – индейское племя, численность которого в период расцвета достигала 40 тысяч человек. Большинство из них погибло в ходе кровопролитных войн, однако нескольким тысячам все же удалось уцелеть. Хотя язык гуронов был утерян навсегда и теперь считается мертвым.

Особое место в жизни индейцев занимали обряды. Помимо поклонения животным и стихиям, большое почтение гуроны оказывали духам предков. Проводили они и различные ритуалы: самым популярным считалась ритуальная пытка плененных людей. Заканчивалась подобная церемония не самым лицеприятным действием – поскольку гуроны были каннибалами, измученных пленников убивали и съедали.


Фото: Lacasamorett.com

Племя, которое навсегда исчезло с лица Земли и чьи потомки растворились среди других индейцев - печальная участь для народности, некогда считавшейся одной из самых великих цивилизаций своего времени. Земли данным племенем были утеряны в 18 веке. Это и стало началом конца – постепенно могикане растворились среди других индейцев, их язык и культурные достижения были забыты навсегда.

Немаловажную роль в исчезновении, как ни странно, сыграла быстрая адаптация могикан к новым условиям жизни. Мирное племя, принявшее веру колонизаторов и их культурные обычаи, быстро стало частью Нового света и окончательно утратило самобытность. Прямых потомков могикан на сегодняшнее время практически не осталось – к ним можно отнести всего 150 человек, проживающих в Коннектикуте.


Фото: Artchive.com

Ацтеки – далеко не племя. Это целая империя, оставившая после себя богатое архитектурное наследие и отлично структурированную мифологию. На месте главного города ацтеков Теночтитлана сейчас находится столица одной из самых развитых стран Южной Америки – Мексики.


Фото: Ruri-subs.info

Индейцы оставили множество загадок. Среди них наиболее известными стали:

  • Камень солнца - странный монолит, похожий на календарь. Он олицетворяет все представления ацтеков о мировом устройстве, прошлом и будущем человечества. Некоторые исследователи предполагают, что данный камень использовался также при проведении жертвоприношений;
  • Пирамиды Теотиуакана. В самом старинном городе, который удалось обнаружить ученым на территории Западного полушария, выстроены загадочные объекты – каменные пирамиды. Они сориентированы по одной стороне света, а их расположение полностью копирует устройство Солнечной системы. Причем расстояние между объектами такое же, как и между планетами, если, конечно пропорционально увеличить его в 100 млн раз;
  • Обсидиановые инструменты. Металл ацтеки практически не использовали – его заменял обсидиан. Из данного материала изготавливалось оружие, а также высокоточные хирургические инструменты, позволяющие проводить сложные операции. Уникальные свойства обсидиана позволяли не опасаться заражений – он является природным антисептиком. Другой вопрос, как именно индейцы изготавливали инструменты – сейчас подобное орудие можно выточить, только используя алмазные резцы.

Несмотря на всю загадочность, ацтеки оставили в наследство одну вещь, которая понятна и любима современными людьми – шоколад.


Фото: Photographyblogger.net

Легендарные сокровища инков вот уже несколько столетий толкают отчаянных кладоискателей на поиски. Но не только золотом прославилось данное племя - куда большего внимания заслуживают их культурные достижения.

Первое, чем знаменита территория, на которой жили инки – это прекрасные дороги. Индейцы строили не только широкие магистрали прекрасного качества, но и навесные мосты, настолько крепкие, что могли выдержать всадника в тяжелых доспехах. И немудрено – империя инков по большей части находилась в гористой местности, где протекали бурные реки, которые во время половодья могли легко сломать непрочное сооружение. Чтобы не проводить строительные работы заново, приходилось строить на века.


Фото: Hanshendriksen.net

Инки были одним из немногих индейских племен, имевших собственную письменность и писавших летопись народа. К сожалению, до наших дней она не дошла – холсты сожгли испанцы, захватившие города инков, являющиеся культурными центрами.

Оставили индейцы после себя немало тайн, наиболее известной является сказочно прекрасный горный городок Мачу-Пикчу, жители которого, казалось, просто исчезли.


Фото: Turkcealtyazi.org

Высокоразвитая цивилизация, сделавшая великие открытия в области астрономии, математики и медицины задолго до того, как европейцы выстроили первый крупный город. Величественные пирамиды и храмы, один из самых точных календарей, уникальная система счета – это лишь немногие достижения империи индейцев майя.

Но в один прекрасный момент жители покинули города и отправились…куда? Неизвестно. Но когда европейцы достигли мест обитания майя, их взору предстали немногочисленные племена, которым было явно не под силу построить все обнаруженные в джунглях величественные сооружения.


Фото: Stockfresh.com

Версий, объясняющих исчезновение одной из самых развитых цивилизаций множество: эпидемия, междоусобные войны, засуха. Некоторые ученые предполагают, что майя просто выродились и деградировали.

Однако эта загадка до сих пор не разгадана, как и те многочисленные тайны, которые оставила после себя великая цивилизация.

На этом у нас все . Мы очень рады, что вы заглянули на наш сайт и провели немного времени для обогащения новыми познаниями.

Присоединяйтесь к нашей



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.