Инструкция по монтажу откатных ворот своими руками. Как установить откатные ворота своими руками: чертежи и схема монтажа Достоинства и недостатки данной конструкции

Значительно отличается от создания обычных систем открывания проходов в стенах или заборе. Для этого требуется дополнительное оборудование и применение специальных методик монтажа. Поэтому схема откатных ворот имеет свои конструктивные особенности, зависящие от конкретного места монтажа, назначения и принципа реализации механизма открывания.

Преимущества

Популярность таких систем напрямую связана с конструкцией. Дело в том, что она позволяет максимально экономить пространство. Типовая схема откатных ворот предполагает смещение двери вдоль стены, а значит, не требуется большого промежутка в области их работы. Учитывая это, на некоторых производствах или на промышленных объектах установка таких систем является обязательной. Также, благодаря особенностям конструкции и использованию специальных механизмов, именно в таких воротах проще всего реализовать механическое открывание и его дистанционный контроль.

Важным фактором, который является одним из решающих при выборе таких конструкций, является то, что их можно использовать, не выходя из машины. Не нужно самостоятельно выполнять открывание и последующую фиксацию створок, что сильно раздражает некоторых водителей. Это очень удобно, особенно при плохих погодных условиях.

Недостатки

Обычная схема откатных ворот требует наличия пространства вдоль стены или забора, которое необходимо для размещения створки. Также такие конструкции отличаются некоторой сложностью при изготовлении, что порой сказывается на стоимости работ. При этом могут потребоваться дополнительные материалы для реализации механизма перемещения. Подбирать конструкцию необходимо под конкретное место монтажа. Многие типовые решения могут просто не подходить к определенным участкам, хотя стоит рассмотреть отдельно все типы таких ворот, чтобы показать их основные характеристики.

Консольные ворота

Такие системы предполагают наличие специальной направляющей, которая обычно крепиться в нижней части на стене и именно она служит опорой для перемещения полотна. Такая схема откатных изготавливается проще всего. Это довольно простая конструкция, которая очень распространена. Она позволяет использовать транспорт любой высоты и не имеет никаких ограничений. Однако при этом придется потратиться на длину полотна и изготавливать специальный фиксирующий портал даже на противоположной стороне от механизма проезда. Также к их недостаткам можно отнести высокую парусность, хотя при создании небольшого въезда это практически незаметно.

Подвесные ворота

Данные конструкции обычно устанавливают там, где уже есть ограничение въезда по высоте. Дело в том, что механизм их открывания располагается на специальном рельсе, сверху въезда. Это очень важно учитывать еще на стадии проектирования, поскольку необходимо принимать во внимание возможность проезда транспорта с большими габаритами. Типовая схема откатных ворот своими руками составляется довольно просто. Достаточно рассчитать принцип крепления верхней направляющей и уже на ней располагать сам механизм подвески. Чаще всего эти конструкции монтируют в пролетах между цехами или внутри больших помещений. Это позволяет сразу решить проблему с габаритами транспорта и использовать только достоинства этих систем.

Колесные ворота

Такие конструкции чаще всего используют при создании широких пролетов. Обычно схема и чертеж откатных ворот с размерами создается приблизительно. Дело в том, что окончательные замеры подвижного механизма лучше всего производить уже после монтажа рельса, по которому и будут ездить колесики. Эта конструкция считается менее практичной, поскольку даже незначительные препятствия или засоры на полу могут сказаться на качестве работы. Однако если необходимо создать довольно широкий пролет и нет возможности использовать подвесную систему, то этот вариант изготовления может показаться самым лучшим.

Чертеж

Если учесть все особенности разных конструкций, то можно понять, что необходим индивидуальный подход, чтобы создать откатные ворота своими руками. Конструкция, чертежи, схемы или эскизы, взятые с других объектов, могут не подойти к конкретному пролету или не соответствовать требованиям конечного пользователя. Поэтому профессионалы сначала рекомендуют подходить к данному вопросу исходя из потребностей и личных предпочтений.

Прежде всего определяют принцип работы конструкции и на основании этих данных делают чертеж полотна. Обычно при этом делают довольно прочный каркас, а его длину увеличивают на 40%. Это необходимые затраты, которые позволяют скрыть щель между створкой и стеной и при этом придают изделию дополнительной прочности.

Когда создается конструкция откатных ворот схемы или чертежи делают с учетом приобретения готовых узлов. К ним могут относиться рельсы, ролики или другие элементы заводского изготовления. Поэтому прежде чем приступать к работе, очень важно сразу уточнить о наличии этих узлов и узнать все их параметры. Это же относится и к автоматизированной системе открывания, которая может иметь свои особенности монтажа и поэтому нуждается в детальном отображении на чертеже.

Подготовка и основания

Данный этап считается очень важным, поскольку от него зависит не только качество конструкции, но и срок эксплуатации, который будут иметь откатные ворота. Фото, схема или чертеж в этом процессе не помогут, потому что нужно учитывать индивидуальный ландшафт местности. При этом сразу стоит отметить, что опорные столбы с устройством запирания и уловителем лучше всего делать на одном монолитном основании. Это позволит избежать перекосов, которые происходят из-за неравномерного проседания грунта. Такой своеобразный фундамент лучше всего делать на глубину промерзания земли с учетом самой почвы.

  • Сначала выкапывают траншеи под сами столбы и соединяют их между собой.
  • На следующем этапе делают песочную подложку, в которую можно добавить небольшое количество щебня.
  • Если планируется установка системы автоматического открывания, то сразу лучше сделать подвод кабеля и других управляющих проводов.
  • Далее производят армирование, а в соединяющую траншею укладывают швеллер вверх плоской стороной. Он послужит основанием для рельсы или подвижной каретки. На данном этапе выполняют с использованием уровня, чтобы не допустить перекоса, который скажется на работе конструкции.
  • Затем производят бетонирование. При этом очень важно добиваться максимального удаления воздуха во время заливки. Поэтому некоторые мастера предпочитают использовать специальные вибраторы, которые погружают в раствор.
  • Устанавливать опорные колонны ворот нужно только после полного застывания бетона. Обычно их делают из кирпича, сразу проводя проводку и устанавливая посадочные места для фиксации металлических элементов.

Подбор фурнитуры

Создавая откатные ворота, чертежи, схемы, эскизы, конструкция или инструкция которых предполагает использование дополнительной фурнитуры, очень важно правильно подобрать все необходимые элементы. Они должны соответствовать один другому и подходить для решения конкретных задач. Учитывая это, профессионалы рекомендуют приобретать готовые комплекты. В них входят все необходимые узлы, позволяющие реализовать конкретный тип устройства с минимальными затратами. К таким элементам обычно относятся, ролики, тележки, концевики, уловители и направляющие рельсы. Это основные детали, создавать которые самостоятельно очень дорого и не имеет смысла.

Изготовление каркаса полотна и несущей рамы

Обычно для этих целей используют профильную трубу с прямоугольным сечением 60х30. Однако делая откатные ворота своими руками, чертежи, схемы или эскизы могут предполагать применение и других материалов. Стыковку всех элементов выполняют с использованием сварки. Усиливающий каркас можно делать из трубы 40х20. При этом очень важно чтобы он наваривался прямо по внутреннему периметру с ребрами жесткости и распорками.

Таким же способом изготавливают и несущие рамы. Однако они не нуждаются в усиливающем каркасе. Достаточно просто установить ребра жесткости и дополнительные распорки. После этого конструкцию красят и фиксируют на стену.

Установка основных узлов

На данном этапе может потребоваться электрическая схема откатных ворот и инструкция по монтажу такого оборудования, как ролики, каретки или направляющие. Все узлы устанавливают на свои места с учетом их конструктивной особенности и способа крепления. Чаще всего используют саморезы, предназначенные для работы с металлом или Некоторые специалисты рекомендуют сначала выполнить предварительный монтаж с последующей подгонкой всех деталей на месте. После этого можно будет произвести окончательную фиксацию.

Когда все узлы установлены на каркас, то можно монтировать раму для полотна на ее несущую конструкцию. Тут также необходимо подгонка с использованием уровня. должно быть смонтировано идеально, поскольку только так можно добиться правильной работы изделия и продлить срок его эксплуатации.

Установку систем управления и механического открывания выполняют в соответствии с их инструкцией по монтажу. При этом также нужно учитывать специфические особенности каркаса и опорных элементов.

Обшивка

Когда создаются откатные ворота схема, чертежи и эскизы обычно предполагают использование металлического профиля для обшивки. Дело в том, что данный материал имеет относительно небольшой вес, хороший внешний вид и является очень практичным. Его фиксируют с использованием специального крепежного материала в виде саморезов. Некоторые мастера предпочитают приобретать уже окрашенные листы, для которых существуют особые крепления. Их стоимость обычно выше, но внешний вид подобных изделий просто потрясающий. Также стоит отметить и тот факт, что заводское окрашивание намного качественней и прослужит довольно долго. При этом стоит обратить внимание и на изделия с нанесенными рисунками, которые придадут конструкций своеобразный стиль и уникальность. Однако следует помнить, что стоимость таких металлических листов профиля довольно высока.

  • Если планируется, что в ворота будет заезжать автомобиль КАМАЗ, то их ширина должна составлять не менее 5 метров. Такие параметры взяты из расчетов габарита машины, возможности заезжать под углом в 45 градусов и запасом на колебания или скольжение в плохую погоду.
  • Даже подвесные ворота нуждаются в бетонном основании, поскольку перекос, вызванный подвижкой грунта, может отразиться не только на системе перемещения, но и на элементах запора полотна.
  • Все дополнительные элементы и системы автоматического открывания стоит приобретать у одного производителя. Так можно избежать проблем, связанных с несовместимостью отдельных элементов или запорных механизмов.
  • Подбирать устройство контроля автоматического открывания ворот необходимо очень тщательно, обращая внимание не только на компанию изготовитель, но и на продавца. Дело в том, что это вопросы не только комфорта, но и безопасности. Именно поэтому многие мастера предпочитают обращаться в специальные компании, оказывающие подобные услуги и дающие гарантию на свой товар, проводя его периодическое обслуживание и гарантийный ремонт.

Вывод

На основании изложенного выше материала можно сделать вывод о том, что схема откатных ворот создается индивидуально. При этом обязательно необходимо учитывать тип реализации процесса перемещения полотна и наличия управляющих систем. Также важно уделить внимание изготовлению самой конструкций, поскольку она должна быть не только прочной, но и обладать небольшим весом. Поэтому к качеству подбора материала стоит подходить очень ответственно и без лишней экономии.

Дизайн и функциональность приусадебного участка будут незаконченными без забора и въездных ворот. По их внешнему виду складывается первое впечатление о хозяине дома. Профессиональный чертеж откатных ворот помогает воплотить в жизнь эту сложную конструкцию, ведь при наличии нужных инструментов ее изготовление – дело времени.

Достоинства и отрицательные стороны

Выбор моделей – это не только вопрос престижа. У конструкции есть много положительных характеристик. Кроме привлекательного дизайна и надежности, это:

  1. Бесшумное и быстрое открывание/закрывание калитки и створок.
  2. Компактность.
  3. Уход и профилактика (чистка мусора, льда и снега) практически не нужны. Необходимо только периодически обслуживать ходовые механизмы.
  4. Длительная эксплуатация, надежность конструкции, металлических узлов и деталей.
  5. Оборудование автоматикой и сенсорными датчиками обеспечивает комфортное пользование.

Основные недостатки:

  1. Для габаритных автомобилей необходимо немалое пространство для въезда, что повышает стоимость устройства.
  2. Металлическая конструкция обязательно монтируется на монолитную железобетонную платформу.

Типы откатных ворот

Консольная модель – это заграждающая рама с полотном, смонтированная на направляющей рельсе, укрепленной внизу. Профессионалы советуют заказывать или изготавливать своими руками консольную конструкцию, так как она не ограничивает высоту автотранспорта, занимает минимум пространства у общего заграждения, имеет отличную устойчивость к проникновению. Выбирая консольные ворота, чертеж которых представлен на рисунке выше, отдают предпочтение простоте и дешевизне комплектующих.

Подвесные раскатные ворота часто устанавливают не при въезде на участок, а в гаражах, больших хозяйственных помещениях, где можно воспользоваться ограничителями или крышей для монтажа конструкции. Раздвижные механизмы крепятся на верхних направляющих рельсах, и крупногабаритный автотранспорт может не поместиться по высоте при въезде во двор.
Общая схема Яксель, чертеж ворот подвесных

Колесные ворота двигаются по направляющему швеллеру, который залит на бетон или уложен в уплотненный грунт. Нижняя часть имеет ролики или колеса, металлические или сделанные из подшипников. Укладка рельса на одном уровне с поверхностью грунта способствует частому засорению направляющей, забиванию выемки мусором, льдом и грязью. Поэтому решения два – или рельсовая конструкция делается выше, и придется смириться с тем, что автомобиль будет «подпрыгивать» при переезде, или периодически чистить механизмы и устройства, чтобы поддерживать их работу и не допустить коррозии металла.

Исходя из особенностей участка, регулярности пользования автомобилем, а также финансовых возможностей легко подобрать оптимальную конструкцию.

Узлы и фурнитура

Перед тем как сделать сдвижные ворота своими руками, необходимо приобрести комплектующие. Среди них:

  1. Направляющая стальная балка-рельс. Она должна иметь поперечное сечение 71 х 65 мм и длину ≥ 6 м. Толщина самых тонких ее стенок – от 3,5 мм.
  2. Каретки, необходимые для свободного движения ворот.
  3. Концевые ролики с ловушками, стопорящими полотно в определенном месте и удерживающими его в направляющей рельса.
  4. Заглушки и ограничители, которые предохраняют от грязи, льда, снега и другого уличного мусора.

Набор деталей и узлов откатных ворот подбирается исходя из общей массы полотна. Например, при размере не более 4 м нужна фурнитура, которая выдержит нагрузку до 0,5 т. При пятиметровой длине – 0,6 т и далее по нарастающей.

Конструкция и устройство

Зона ответственности ворот – это свободное передвижение полотна, допуск авто во двор, защита от несанкционированного проникновения. Перед тем как устанавливать ворота откатные своими руками, проверьте чертежи и эскизы на соответствие конкретным условиям местности.

Основные характеристики и параметры проема для въезда рассчитываются исходя из габаритов транспортного средства. Например, средняя высота легкового автомобиля – 1,4 м, газели – 2,5 м, КАМАЗа – 2,9 м. Максимальный угол заезда – 45 0 . То есть между опорами ворот и крайними точками машины должно сохраняться расстояние ≥ 0,3 м, желательно, с учетом свойств грунта, – 0,5-0,6 м. Таким образом, пролет должен быть не менее 5 м.


Ширина въезда – это не величина проема. Длину сделайте больше на 40-45% ширины, чтобы перекрыть образующуюся щель между ограждением и самим полотном.

Практические схемы отражают простоту конструкции, в основе которой лежит монолитная платформа из армобетона. Между опорами монтируется каркас и уловители, а рама собирается при помощи сварки. На нее крепится профнастил. Конструкция снабжается ручкой или полотно открывается автоматически – при помощи сенсорных, контактных или бесконтактных герметизированных датчиков (герконов) и электропривода, которым можно управлять дистанционно (из дома или автомобиля).

Как устанавливаются ворота

В одиночку с установкой такой массивной конструкции не справиться – понадобится два-три помощника. Заранее нарисованные эскизы помогут правильно составить смету и рассчитать все проектные параметры. Сэкономить на ограждении можно при отдельном бетонировании консоли и опор для ловушек. Но при таком подходе нужно знать свойства земли, пучение, глубину промерзания почвы, подвижки грунта, чтобы со временем точность попадания створки в уловители не нарушилась.

Первый этап – роется траншея по ширине опор на глубину промерзания почвы. Если грунт пучинистый, плавучий или супесчаный, сделайте запас фундамента по глубине в 15–20%. На дно траншеи укладывается песчано-щебневая подушка с высотой слоя 10-20 см, которая защищает бетон от влаги и разрушений.

В траншее самым простым способом монтируется армокаркас – стержни Ø 6-10 мм втыкаются в почву на глубину до 50 см и увязываются мягкой проволокой – сварку применять категорически не рекомендуется. На него устанавливается металлическая закладная из швеллера, перевернутого вниз и уложенного по уровню, чтобы не допустить перекоса полотна. К этому швеллеру крепится каретка.

Затем уже готовые опоры устанавливаются на свои места. Если столбы будут изготавливаться вместе с опалубкой, то в ней предусматривают основание под консоли. Удобнее опалубку собирать из деревянных материалов, так как ее конструкция может иметь сложную геометрическую форму.

При заливке бетона его нужно сразу штыковать, чтобы выпустить воздух. Также необходимо следить за тем, чтобы раствор не попал на швеллер. Бетон будет схватываться около 20 суток, причем первые 2-3 дня его периодически смачивают, чтобы не допустить растрескивания верхнего слоя.

Рама делается сварной, из прямоугольного профиля с элементами усиления. Внутреннее усиление представляет собой трубы Ø 30-40 мм. Первыми на эскиз, разбитый на грунте, укладывают те, по которым примеряют профиль и сваривают раму. Трубами, приваренными по диагонали, ее усиливают после того, как обозначен основной вид ворот.

Сварка осуществляется прихваткой через 30 см. Направляющий рельс приваривается к нижней части рамы. Обшивку делают в последнюю очередь – после установки ворот на место и проверки работы. Всю конструкцию зачищают от окалины и ржавчины и покрывают грунтовочным составом.

Уловители и каретки на опорах крепятся анкерными болтами. Затем полотно надевается на каретки и обваривается прихваточным швом. Полностью конструкцию обваривают после того, как полотно прошло проверку на точность установки.

Профнастил к раме необходимо крепить саморезами с резиновыми или силиконовыми прокладками, чтобы через отверстие атмосферная влага не разъедала полотно. Шаг крепления рассчитывается конструкции индивидуально – каждые откатные ворота имеют собственный чертеж.

Несмотря на сложность конструкции откатных ворот, они стали довольно распространенными среди владельцев частных домов. Откатные ворота своими руками, чертежи которых можно увидеть чуть ниже (рис. 1, 2, 3), являются не только частью дома, но и лицом его хозяина. Сегодня существует множество возможностей установить данную конструкцию, поскольку компаний, предоставляющих такие услуги, много. Однако тем, кто желает сэкономить, можно попробовать сделать откатные ворота своими руками.

Рисунок 1. Конструкция подвесных откатных ворот.

Какими бывают откатные ворота

Откатные ворота могут иметь несколько конструкций, каждая обладает своими отрицательными сторонами и положительными.

Рисунок 2. Схема рельсовых откатных ворот.

  1. Откатные ворота подвесные. Такой тип особенно часто применялся для установки на въезде на какое-нибудь предприятие. На некоторой высоте монтируется балка из металла, к которой подвешивается полотно ворот. Надежность такой конструкции достаточно высокая. Множество подобных конструкций, установленных еще 50 лет тому назад, отлично функционирует и по сей день. Единственное, что препятствует их использованию сегодня, это ограничение верхней балкой проема и дороговизна конструкции, ведь в то время стоимость металла была гораздо ниже, чем сегодня.
  2. Откатные ворота рельсовые. Данная конструкция является самой простой, однако вместе с тем и одной из самых надежных. Ворота двигаются по рельсу, установленному на поверхности. Данная конструкция подойдет для тех мест, где регулярно производится уборка, что в нашей стране практически невозможно, особенно зимой во время снегопадов. В результате завала ворота блокируются, восстановить их эксплуатацию довольно трудно. Главное преимущество ворот — это компактность, поскольку при закрытии полотно уходит за забор на ширину полотна.
  3. Откатные ворота консольные. По-другому данная конструкция называется сдвижной. Она является достаточно сложной, однако и самой удобной. Ворота в данном случае не контактируют с поверхностью, они подвешены с помощью направляющей балки на роликовых блоках, которые чаще всего располагаются внизу конструкции.

Как определить, возможна ли установка ворот

Бывают случаи, когда, как бы того ни хотелось, установить откатные ворота не представляется возможным в силу определенных причин. К таким ситуациям относятся:

Рисунок 3. Откатные ворота консольные.

  1. Должно быть достаточно пространства вдоль забора (минимум 1,5 ширины проема ворот), куда будет производиться откат ворот. Это позволит эффективно распределить нагрузку на консольный блок от самих ворот.
  2. Участок, на котором планируется установка, должен быть ровным, поскольку движение полотна происходит по прямой.
  3. Поверхность должна быть ровной, без рельефности для легкого движения полотна.
  4. Никакой калитки на пути движения ворот быть не должно.
  5. Некоторые владельцы домов используют ворота вместо калитки, открывая их не до конца. Этого делать не стоит, поскольку срок службы ворот ограничен, а подобное использование его только сократит.

Если же никаких препятствий к установке нет, можно переходить к монтажу откатных ворот, используя подготовленные заранее схемы (рис. 4 — пример схемы монтажа).

Подготовительный этап установки

Для начала необходимо оценить обстановку, то есть место, где планируется монтаж конструкции. На что в данном случае следует обратить особое внимание?

При установке ворот на место старых с другой конструкцией необходимо оценить состояние уже имеющихся опорных столбов. Они должны соответствовать некоторым требованиям: быть строго вертикальными, сделанными из железобетона (20х20 см), кирпича или профильной трубы (60х40 см). Кроме того, они должны быть качественно закреплены в земле. Если столбы не соответствуют хотя бы одному из правил, придется устанавливать новые.

Рисунок 4. Схема монтажа откатных ворот.

Около столбов необходимо иметь место для ям под фундамент. Нужно учитывать, что фундамент, размеры которого 500х2000 мм, нужно располагать параллельно забору впритык к столбу.

Если планируется установка нового забора, подготовительные работы и строительные можно объединить.

Во время строительства забора стоит учитывать, что ширина проезда в случае с откатными воротами чаще всего составляет 4 м. Многие производители уже выпускают различную фурнитуру именно под данные размеры.

Далее следует определиться с вопросами относительно облицовки и внешним видом полотна. Стоит учесть, что в каждом случае вес ворот будет различаться. Сегодня наиболее распространенной является облицовка с использованием профнастила и вагонки.

Прежде чем закупать материалы, следует составить чертеж ворот, где будет отображена конструкция и количество требуемого материала.

Разметка и устройство фундамента

После того как столбы установлены, можно переходить к осуществлению разметки. Определяется нулевой уровень, то есть уровень поверхности при въезде. Данные отметки делаются на каждом из столбов. На указанном уровне строго горизонтально натягивается шнур, однако он должен идти дальше опорного столба как минимум на 2 м.

Переходим к фундаменту. Выкапывается яма около опорного столба 500х2100 мм. Что касается глубины, то она определяется уровнем, на который промерзает почва зимой. Как правило, средняя глубина составляет около 1,5 м.

Далее необходимо сварить 3 квадратных каркаса 150х1400 мм с целью армирования фундамента. После этого они привариваются снизу швеллера по центру полки. По краям швеллера на расстоянии 400 мм от края со всех сторон располагаются осевые линии каркасов. Затем делается песочная подсыпка, утрамбовка и установка швеллера.

После этого идут работы, связанные с бетоном. Для заливки фундамента необходимо подготовить раствор бетона, для чего ведро цемента марки М400 смешивается с тем же количеством мытого песка, добавляется 4 ведра гравия со щебнем и вода (0,7-1 ведро) в зависимости от влажности цемента с песком. Для более качественного бетона лучше всего, конечно, воспользоваться бетономешалкой.

После приготовления бетона он заливается в яму, при этом подача его должна быть постоянной и постепенной, чтобы конструкция не съехала. После каждого слоя заливки бетон следует протыкать арматурой для удаления пузырей.

Бетон созревает в течение 28 дней, хотя работы можно производить уже спустя 7 дней.

Установка ворот откатного типа

После того как прошла неделя и бетон подсох, можно устанавливать ворота на подготовленный заранее швеллер.

Для работы потребуется купить монтажную пластину со шпильками для регулировки ворот по горизонтали и высоте, легкого демонтажа с целью замены роликов или ремонта.

Установка ворот осуществляется следующим образом:

  1. Роликовые тележки насаживаются на установочную пластину. Слишком затягивать гайки, расположенные вверху, не стоит.
  2. Отмечается расположение монтажных пластин: отмеряется 15 см от края швеллера и проводится вертикальная линия.
  3. Находится положение второй опоры. Необходимо измерить длину конструкции и отнять 1 см. После этого отложить данное расстояние от ответного столба параллельно воротам до швеллера.
  4. Если столбы, являющиеся несущими, надежные, то кроме крепления анкерными болтами больше ничего не требуется.
  5. Далее натягивается шнур на расстоянии 30 мм от несущего столба и высоте 200 мм на протяжении всего хода ворот.
  6. Устанавливаются каретки, для этого они помещаются в балку по центру конструкции. Затем полотно необходимо поместить над швеллером в вертикальном положении, для чего лучше всего воспользоваться помощью. При разведении кареток по отмеченным линиям нужно, чтобы шнур касался направляющей балки по всей его длине. После того как вертикальность проверена, можно в нескольких местах прихватить полотно с помощью сварки.
  7. После этого проверяется ход конструкции, ее горизонтальность, а также вертикальность, это делается при закрытых воротах. После того как все доведено до нормы, гайки затягиваются и обвариваются площадки.
  8. На столб-опору вверху устанавливают два ролика с направляющими. Для этого необходимо наметить отверстия, приложив кронштейн. Анкеры для крепления в случае с бетоном или кирпичом нужно использовать с диаметром 10 мм. Для металла лучше всего подойдут саморезы. Ролики выставляются таким образом, чтобы они как можно плотнее охватывали полотно, при этом сохраняя вертикальность и не мешая ходу.
  9. Далее ворота полностью закрываются, отмечается место, где будет крепиться уловитель. Необходимо, чтобы ролик достаточно плотно заходил на полку уловителя. Это позволит снять часть нагрузки с блоков роликов. Затем осуществляется установка уловителя и проверяется ход конструкции и ее фиксация.
  10. Устанавливается уловитель сверху. Он помогает предотвратить раскачивание ворот при сильном ветре. Отмечается местоположение уловителя при закрытых воротах и производится его установка.

Если ворота установили грамотно, используя чертежи откатных ворот, то двигаться они должны легко с фиксацией в крайних положениях.

В заключение необходимо зачистить все сварочные швы, покрыть антикоррозийной грунтовкой и покрасить.

Откатные ворота являются очень популярными в нынешнее время, хотя ещё в недалёком прошлом мало кто мог позволить себе установить такую конструкцию на участке, ввиду дороговизны фурнитуры и механизмов. Сейчас их стоимость куда ниже и доступность выше, а также человек, обладающий навыками сварки может изготовить их своими руками. Отсутствие верхней и нижней направляющих в откатных воротах, даёт преимущество проезду транспорта почти любых габаритов.

Откатные ворота - принцип работы и конструкция

Принцип работы ворот: створка движется на двух роликовых тележках, установленных на забетонированном швеллере. Для защиты от падения и перекоса служат верхние ролики. В закрытом состоянии для снятия нагрузки с роликовых опор на направляющей устанавливается концевой ролик, который заезжает в нижний улавливатель при закрытии ворот. Верхний улавливатель устанавливается для более надёжной фиксации ворот в закрытом состоянии. Полный размер ворот составляет 150% ширины проёма, то есть если проём у нас 4 м, то полная ширина створки ворот будет 6 м и соответственно место для отката должно быть не меньше 6 м. Пожалуй, это главный недостаток такого типа ворот и если не хватает места то стоит рассмотреть другие варианты.

Проектирование чертежа и схемы

Перед изготовлением ворот необходимо определиться с размерами будущих ворот сделать чертёж с указанием этих размеров. Ворота состоят из силовой рамы и обрешётки (внутреннего каркаса). Рама обычно выполняется из профильной трубы прямоугольного сечения 60*30 мм и толщиной 2 мм, а также можно использовать трубы 60*40 мм или 50*50 мм если нужного размера нет в наличии. Для внутреннего каркаса подойдёт профильная труба 40*20 или 30*20 в зависимости от того какая имеется в наличии.

Пример схемы соединения деталей ворот:

Выбор и расчёт материалов с фурнитурой

Возьмём для примера чертёж выше. Для рамы будем использовать профилированные трубы прямоугольного сечения 60*30 толщиной 2 мм. Высчитываем общую длину трубы для рамы исходя из размеров на чертеже 4200*2+1800+1865=12065 мм, длину гипотенузы треугольной части высчитываем по формуле c=√b 2 +a 2 √1800 2 +1865 2 =2591 мм, 12065+2591=14656 мм. Итого получилось в метрах 14,66 м, это что касается рамы.

Для внутреннего каркаса возьмём трубу 40*20 и теперь посчитаем общую длину 4200*3+1865*4= 2060 мм или 20,6 м. Все размеры взяты с небольшой накидкой.

Фурнитура сложна и невыгодна в самостоятельном изготовлении и обычно покупается в магазинах соответствующего профиля. При выборе фурнитуры нужно знать приблизительный вес будущей конструкции для грамотного подбора роликов способных беспроблемно этот вес выдерживать.

Для внутренней зашивки ворот можно использовать практически любой материал, но чаще всего для этих целей используется профильный лист, в народе его называют «профнастил». Профнастил можно заказать любых размеров и расцветок, он довольно лёгок и имеет антикоррозийное покрытие. Для ворот в нашем примере понадобится лист размерами 7,833 м 2 . Для крепежа профнастила будут нужны саморезы со сверлом или заклёпки. Для закладной нужно приобрести отрезок швеллера шириной 16–20 см и длиной равной половине проёма ворот, в нашем случае не менее 2 метров. Арматуру для каркаса фундамента следует брать диаметром 12–16 мм и длиной 15. Для замеса бетона для фундамента понадобится цемент песок и щебень в пропорции 1:2,1:3,9. Для фундамента ворот из примера нужно 0,5м 3 бетона.

Необходимый инструмент

  • Сварочный аппарат, желательно полуавтоматический.
  • Болгарка с отрезным и шлифовочным дисками.
  • Шуруповёрт или клёпочник.
  • Молоток, рулетка, маркер белый.
  • Бетономешалка, штыковая и совковая лопаты.
  • Защита для глаз и рук.

Инструкция по изготовлению и монтажу откатных ворот своими руками

Сначала необходимо нарезать трубы по размерам, данным в чертеже, воспользовавшись болгаркой. Обязательно используйте средства защиты.

Когда закончили нарезку, кладём трубы на горизонтальную поверхность или подставки, как на рисунке выше, чтобы сформировать раму согласно чертежу. Убедившись в правильности раскладки прихватываем сваркой все углы рамы в нескольких точках, затем полностью провариваем стыки. Теперь нужно зашлифовать места сварных швов. Внутреннюю поверхность рамы, там, где будет крепиться каркас необходимо предварительно загрунтовать антикоррозийной грунтовкой, так как позже когда встанет каркас доступ будет невозможен.

Таким же методом свариваем каркас и тоже зачищаем и загрунтовываем только уже с наружной стороны.

Соединяем раму с каркасом

Сначала определимся как будет зашиваться створка ворот - только с лицевой или с двух сторон. Если только с лицевой, каркас следует приваривать заподлицо с лицевой стороной рамы, когда с двух, то посередине. Возьмём вариант с обеих сторон. Отмеряем расстояние и делаем метки внутри рамы где должен находится каркас. Внутрь рамы, лежащей горизонтально, закладываем готовый каркас посередине рамы, регулируя его по меткам подложками из кусочков деревянного бруска. Отрегулировали, проверили, теперь нужно соединить каркас с рамой точками сварки по периметру с шагом около 45–60 см, чтобы не повело раму и каркас. Провариваем участками по 1 см перекрёстно, пока шаг между ними не составит 15–16 см, и только тогда провариваем стыки полностью. Теперь приварим направляющих рельс из комплекта фурнитуры к нижней части рамы. Приваривать будем таким же способом, как и каркас к раме.

Покраска

Далее необходимо подготовит раму к покраске. Сначала зачищаем все сварочные швы болгаркой до приемлемого вида. Обезжириваем всю раму и грунтуем антикоррозийной грунтовкой. После высыхания слоя грунтовки можно приступать к покраске. Для покраски лучше использовать алкидные эмали, но вполне подойдут и акриловые краски. Окрашивать можно краскопультом, кистью или маленьким валиком. Окраска производится в 2 слоя, нанося последующий слой после высыхания предыдущего.

Обшивка

Можно приступать к зашивке полотна ворот. Профильный лист, вырезанный по размеру, крепим при помощи саморезов со сверлом или заклёпок. Сначала фиксируем лист по углам, а затем прикручиваем его по периметру и по внутреннему каркасу с шагом 15–20 см.

Фундамент

Можно приступить к заливке фундамента. Копаем яму длиной не меньше половины проёма ворот, в нашем случае не менее 2 м, шириной 0,5 м и глубиной 0,7–1 м. Приступаем к подготовке закладной - здесь нет ничего сложного. Вот как выглядит готовая закладная:

Располагаем закладную в яме и проверяем уровнем чтобы швеллер находился в горизонтальной плоскости и в одном уровне с площадкой двора, так мы обеспечим ровное основание для кареток. Замешиваем бетон бетономешалкой в пропорции: 1 часть цемента, 2,1 песка, 3,9 щебня. Получаемая марка бетона М250. Заливаем полностью яму не забывая часто протыкать бетон куском арматуры или деревянной рейкой для лучшего проникновения и заполнения пустот. Выстаиваться фундамент должен не менее 10 дней, а полный срок высыхания и набора прочности бетоном 28 дней. На следующий день и в последующие 3–4 дня необходимо поливать фундамент водой, чтобы избежать растрескивания бетона.

Монтаж

Фундамент подготовлен - можно приступать к монтажу. На закладной размещаем 2 каретки на максимальном удалении друг от друга. Выставляем ворота на каретках, вставляя их в направляющий рельс. Теперь нужно отрегулировать каретки. Ближняя к проёму ставится так, чтобы ворота при полном открытии не доходили своим краем 15–20 см до каретки. Другая каретка ставится так, чтобы при полном закрытии ворот их край не доходил до каретки 5 см. Проверяем установку уровнем и прихватываем сваркой. Когда проверили что вся конструкция стоит верно завариваем стык каретки и закладной полностью.

Следующие действия заключаются в крепеже оставшихся деталей. Верхние оградительные ролики крепятся к закладной в столбе, если она предусмотрена, когда нет закладной нужно предварительно закрепить металлическую пластину на анкерные болты, он будет выступать в роли закладной. Верхние ролики обычно приваривают к закладной.

Можно сверху трубы 60*30 приварить отрезок трубы 30*20 и к нему приваривать верхние ролики. Таким способом мы получим более надёжное крепление.

На противоположном столбе крепим к закладным отрезок профильной трубы 30*20 длиной равной высоте створки ворот, а непосредственно к трубе верхний и нижний улавливатели. Нижний улавливатель крепим на 5 мм выше чем расположен концевой ролик, чтобы при наезде на улавливатель ворота приподнимались, таким образом, частично снимается нагрузка с кареток.

Верхний улавливатель крепится к трубе на 5–7 см ниже верха ворот для защиты от колебаний при ветре.

Закрывается направляющая с одной и другой стороны резиновыми заглушками которые идут в комплекте с фурнитурой.

Автоматическое открывание ворот

Для удобства использования можно сделать автоматический привод открывания ворот, в наше время рынок предлагает большой выбор таких приводов, и выбрать что-то для себя с хорошим балансом цена - качество, не составит труда. Доверить установку привода лучше всего специалисту в этом деле, хотя можно и разобраться и самому, так как к приводу идёт подробная инструкция по подключению самого двигателя, датчиков и монтированию зубчатой рейки.

Мощность покупаемого привода в зависимости от веса откатных ворот можно посмотреть в таблице:

Таблица: зависимость мощности двигателя от веса ворот

Но всё же лучше покупать привод с запасом мощности.

Готовые откатные ворота с автоматикой:

Видео: откатные ворота своими руками

Не секрет что откатные ворота спроектированные и собранные самостоятельно обойдутся гораздо дешевле заказанных в компании по производству и установке таких ворот. Качество исполнения мы контролируем сами, так что можно всё выверить до миллиметров, тем самым изготовив качественный продукт для собственного использования.

Откатные ворота пользуются таким же спросом, как и стандартные распашные. Если об установке таких дверей на придомовой территории не задумываются, то только потому, что они отличаются относительно сложной сборкой. Однако это не причина, чтобы отказываться от ворот, которые при необходимости уходят в сторону. Их сможет соорудить любой мужчина, разобравшийся в конструкции, сделавший правильные расчёты и готовый неукоснительно следовать инструкции по изготовлению.

Конструкция и принцип работы откатных ворот

Основа конструкции откатных ворот - это рама, меняющая своё местоположение в пространстве благодаря специальным тележкам, которые ещё называют консольными блоками. Оснащённая этими элементами, рама ворот может откатываться как влево, так и вправо.

Следует правильно установить швеллер, к которому будут крепиться откатные ворота

Тележки монтируют на бетонное основание, создаваемое в начале работ по сооружению механизма дверной конструкции, монтируемого в стороне от проездной площадки. Полотно откатных ворот движется по рельсу, то есть стальной узкой балке, прикреплённой сварочным аппаратом под рамой. Рельс выполняет функцию направляющей и выдерживает вес всей конструкции.

Принцип работы

Автоматическое открытие и закрытие откатных ворот обеспечивается роликами, фиксируемыми на качающемся основании. Эти элементы конструкции располагают парами, причём каждая из них должна находиться выше установленной ранее.

Чтобы автоматика срабатывала правильно, воротам нужен противовес

В общем, главными элементами откатных ворот, отвечающими за изменение положения дверного полотна, считаются:

  • несколько консольных блоков, распределяющих вес конструкции;
  • направляющий рельс;
  • концевой ролик, состоящий из платформы и основания и гарантирующий плавный въезд дверного полотна в улавливатель;
  • верхняя скоба (поддерживающая), исключающая отклонения и падения откатной конструкции;
  • улавливатель концевого ролика, монтируемый на держателе, находящемся около столба.

С помощью концевых роликов полотно ворот движется по рельсу

Подготовка к постройке: чертежи, эскизы, размеры

Изображать откатные ворота на бумаге, указывая размеры, следует после проведения расчётов. Для этого нужно выполнить следующие задачи:

  • определить ширину будущих ворот, воспользовавшись формулой L=A+I+(a+b+c+d), где L обозначает ширину конструкции, А - ширину проезда, I - расстояние между каретками, размеры a, b, c, d - технологические отступы;
  • решить, какими ворота будут по высоте;
  • узнать, каким должен быть противовес, уравновешивающий створку при движении, учитывая, что минимально допустимая длина груза - 40% от ширины проёма;
  • рассчитать вес полотна конструкции, на который влияет используемый материал (например, квадратный метр стального листа толщиной 2 мм весит 17 кг);
  • исходя из веса створки ворот, установить размеры комплектующих и несущей балки, допустим, для конструкции в 300 кг нужна балка толщиной порядка 4 мм с рёбрами 9×5 см;
  • узнать, насколько прочными должны быть комплектующие, то есть учесть частоту использования ворот и силу ветра.

Перед выбором роликового механизма стоит ознакомиться с некоторыми советами. Для откатных ворот из профлиста, устанавливаемых в проём 4 м, лучше всего взять усиленные роликовые опоры до 350 кг. Если планируется ставить ворота в проём 7 м и обшивать конструкцию деревом или коваными элементами, то целесообразнее приобретать комплекты до 800 кг.

Роликовый механиз должен выдерживать створки, которые имеют немалый вес

Составление чертежей

Проведя расчёты, можно приступать к составлению чертежей. В схемах требуется указывать основные размеры откатных ворот, то есть высоту и ширину конструкции, длину проёма и направляющей балки. Чертежи рекомендуется дополнять схемой сварки рамы.

В чертеже нужно указывать размеры конструкции

Выбор строительного сырья и комплектующих для ворот

Перед тем как приступить к изготовлению откатных ворот, необходимо сделать правильный выбор материала и комплектующих.

Выбор материала

Сложным может оказаться выбор материала для создания рамы и створки. Костяк конструкции разумнее делать из профильных труб или деревянных брусков, а для створки ворот следует использовать следующее строительное сырьё:

  • стеновой профнастил, который весит мало, без труда монтируется, не портится из-за механического воздействия и выглядит эстетично;
  • листы металла, отличающиеся большим весом и поэтому требующие особых умений при монтаже, но гарантирующие высокую прочность конструкции;
  • древесину, главные отличия которой - привлекательный вид и быстрая порча при отсутствии должного ухода (требуется обязательная обработка защитными средствами);
  • кованые элементы, делающие ворота настоящим произведением искусства, но требующие серьёзных вложений.

Стеновой профнастил имеет малый вес, поэтому легко монтируется

Решив сооружать откатные ворота из дерева, кованых элементов или листового металла, надо иметь в виду, что эти материалы тяжёлые, а значит, придётся использовать усиленные фурнитуру и комплектующие.

Комплектующие

Для изготовления дверной конструкции понадобятся следующие детали:

  • несущий профиль;
  • опоры к роликам и каретки;
  • поддерживающие ролики, которые будут ограничивать колебания;
  • верхний и нижний уловители;
  • ролик, выполняющий роль опоры;
  • заглушки для направляющей.

Выбирая комплектующие, следует исходить из размеров и веса ворот

Выбирая фурнитуру в магазине, следует исходить из параметров проёма и веса полотна, которое будет навешано на раму. Кроме стандартного набора комплектующих, рекомендуется приобрести регулировочные пластины, способные избавить от незначительных погрешностей в расчётах без ущерба для всей конструкции.

Расчёт материала и подготовка инструментов

Обычно проём для ворот составляет 4 м, а при изготовлении дверного полотна используют профилированные листы, поэтому перед началом строительных работ нужно приготовить следующее:

  • закладной швеллер шириной 40 см и длиной ½ ширины ворот;
  • 15 м железных прутьев (арматура);
  • 10 м 2 стенового профнастила;
  • профильная труба размером 60×60 мм и длиной не менее 5 м или кирпичи (для столбов);
  • труба 60×30 мм длиной 20 м;
  • труба 40×20 мм длиной 20 м;
  • жидкий бетон М250 с добавлением щебня;
  • песок;
  • красящая эмульсия, грунтовка и растворитель (по одной банке);
  • упаковка электродов;
  • кронштейн;
  • 200 штук заклёпок и анкеры со шпильками или набор саморезов (если столбы будут металлическими).

Необходимые инструменты

При работе с перечисленными материалами будут нужны некоторые инструменты:

  • шлифовальная машинка с диском для резки металлических изделий;
  • аппарат для сварки;
  • шуруповёрт;
  • дрель;
  • бетономешалка (для постоянного перемешивания жидкого бетона);
  • лопата;
  • топор;
  • молоток;
  • строительный уровень, пластмассовая лента с делением на сантиметры и отвес.

Пошаговая инструкция по изготовлению ворот

Прежде чем приступать к сооружению откатных ворот, надо решить, возводить ли новые столбы или оставлять старые. Второй вариант возможен, если опоры созданы из кирпича или железобетонных блоков с сечением 20×20 мм. Ещё от демонтажа старых столбов можно отказаться, когда в грунте надёжно закреплены профильные трубы из металла с сечением 60×40 мм. В противном случае следует возводить новые опорные конструкции, например, кирпичные.

Сооружение механической конструкции

Изготовление откатных ворот осуществляют поэтапно:

  1. Первым делом возводят столбы, выполнив две кирпичные кладки. На каждой опоре из кирпичей закрепляют по 3 пластины из стали размером 100×100 мм и толщиной 5 мм. Верхнюю пластину размещают на внутренней стороне столба, стыкуя с краем, который находится рядом с проёмом. При этом от верхней кромки опоры отступают 20 см. Нижнюю пластину закрепляют по той же схеме, а среднюю - в центральной зоне столба.

    Вместо кирпичных, можно ставить металлические столбы

  2. На уровне нулевых отметок, то есть на границе поверхности при въезде в проём, натягивают шнур, проводя его вплотную к обратной стороне столбов и на 2 метра дальше от них. Горизонтальность натянутой материи обязательно проверяют.
  3. В грунте, который примыкает к опорным столбам, выкапывают яму шириной 50 см и глубиной не менее полутора метров. Чтобы армировать фундамент и обеспечить его связь с швеллером откатных ворот, сваривают 3 костяка с квадратным сечением (длиной 140 см). Изготовленные каркасы приваривают снизу швеллера, в середине его полки. При этом оси крайних костяков располагают на расстоянии 40 см от кромок профиля, который будет находиться в бетонном основании.
  4. Десять сантиметров ямы засыпают песком и накрывают плёнкой из полиэтилена. Сделанную «подушку» утрамбовывают, после чего на неё кладут швеллер с костяками арматуры. Эту деталь располагают, состыковывая с несущим столбом параллельно линии движения ворот.
  5. Выставленную в яме конструкцию заливают бетоном постепенно, время от времени проделывая в жидком бетоне дыры, которые позволят выйти пузырям воздуха. Верхний слой смеси разглаживают, а поверхность швеллера протирают влажной ветошью. Дальнейшие работы на фундаменте проводят после полного затвердения бетона, спустя одну или две недели.

    Во время работы с бетоном его нужно постоянно перемешивать, чтобы он не застыл

  6. Трубу с сечением 60×30 мм делят на отрезки, чтобы создать каркас ворот. К нему прикрепляют рёбра жёсткости и диагонали, сделанные из трубы с размером 40×20 мм. Сваривать детали будет легче, если смастерить монтажный стол - сооружение из трёх подставок одной высоты и досок. Перед сварочными работами, осуществляемыми на специальной платформе, все трубы чистят от следов коррозии с помощью шлифовальной машинки. Швы, созданные сваркой, выравнивают болгаркой, а торчащие концы труб заваривают заглушками.

    Сборка каркаса ворот на монтажном столе облегчит сложную задачу

  7. К нижней зоне готового каркаса ворот приваривают направляющую балку. Сначала эту деталь прикрепляют только струбцинами, чтобы проверить, правильное ли положение занимают оси и балки конструкции. После этого используют сварку, делая швы в 40 мм.
  8. Костяк ворот ставят вертикально и покрывают грунтовкой, предохраняющей металл от коррозии. После первого слоя на изделие наносят второй пласт средства. Высохший состав против коррозии замазывают двумя слоями краски. Эмульсию не наносят только на обратную сторону несущей балки.

    С помощью распылителя краска наносится ровно

  9. К металлическому каркасу ворот прикрепляют полотно из профнастила. Для этого используют крепёжные элементы.

Монтаж откатных ворот

Установка дверной конструкции требует выполнить следующие действия:


На этом этапе нужно проверить, как ворота «ходят», и посмотреть, соблюдена ли вертикальность и горизонтальность конструкции в закрытом состоянии. Коррекция ворот проводится регулировочными гайками на шпильках. Если проблем не обнаружено, то крепёжные элементы требуется затянуть.

Осмотрев ворота, можно приступать к дальнейшим монтажным работам:


Видео: бюджетный вариант откатных ворот

Обычно откатные ворота предпочитают отделывать материалами из древесины. При этом используют только строительное сырьё, качество которого сомнений не вызывает. Деревянное покрытие ворот должно быть устойчивым к механическим воздействиям, иначе оно быстро покроется трещинами и потеряет форму.

Дверные конструкции с облицовкой из дерева - вариант выигрышный, однако требует больших затрат.

Дерево, используемое для облицовки ворот, должно быть устойчивым к механическим воздействиям

Если нет возможности вложить в сооружение откатных ворот немалые средства, то стоит задуматься об их отделке пластизолом. Правда, с использованием этого материала дверная конструкция на территории частного дома будет смотреться не респектабельно. Всё-таки пластизол выглядит как гладкий или гофрированный лист, покрытый полиэфиром. Зато это строительное сырьё отличается прочностью и поэтому часто применяется при строительстве автостоянок.

Ворота из пластизола отличаются прочностью и практичностью

Когда по вкусу не приходится ни дерево, ни пластизол, можно попробовать отделать откатные ворота сэндвич-панелями или профнастилом. А оригинальной облицовкой дверной конструкции будет обшивка вагонкой. Благодаря этому материалу ворота станут надёжными и прослужат долгий срок.

Установив откатные ворота, следует позаботиться о безопасности их использования. Эксплуатация такой дверной конструкции требует придерживаться следующих правил:

  • не создавать препятствий для движения ворот;
  • визуально контролировать открытие и закрытие конструкции;
  • не стоять в зоне движения створки;
  • отказываться от использования ворот при повреждении управляющих устройств;
  • не пытаться самостоятельно переделать конструкцию ворот;
  • не использовать ворота как средство для перемещения каких-либо объектов.

Соорудить откатные ворота не так проблематично, как может показаться. Чтобы ввести в эксплуатацию сложную дверную конструкцию, надо досконально её изучить и выполнить все пункты инструкции по изготовлению объекта.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.