Рекомендации по составлению плана. Рекомендации по составлению плана питания. Проверка домашнего задания

При разработке данного раздела бизнес-плана необходимо основываться на следующих принципах:

  • 1) принципе понимания потребителя, основанном на учете потребностей и динамики рыночной конъюнктуры;
  • 2) принципе борьбы за потребителя (клиента);
  • 3) принципе максимального приспособления производства к требованиям рынка.

Также при проведении маркетинговых мероприятий необходимо помнить, что процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей протекает в определенной внешней (окружающей) среде, которая подвержена влиянию таких факторов, как:

  • 1) стабильность политической и правовой системы в стране рынка, обеспечивающая правовую защиту деятельности своих и иностранных предпринимателей;
  • 2) экономический и демографический факторы;
  • 3) законодательная система, регламентирующая деятельность организации;
  • 4) уровень научно-технического прогресса, который заставляет производить новую продукцию и осуществлять эффективную маркетинговую деятельность;
  • 5) социально-культурный уровень населения, географические, климатические и исторические условия, культурные традиции, которые оказывают большое влияние на маркетинговую деятельность. При написании данного раздела необходимо учитывать, что план маркетинга включает в себя большое число вопросов, на которые надо дать детальный, исчерпывающий ответ при его составлении. В нем целесообразно изложить на нескольких страницах основное: какая принята в фирме стратегия маркетинга, как будет продаваться товар - через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут устанавливаться цены на товары, какой уровень прибыльности на вложенные средства предполагается реализовать; как предполагается добиваться постоянного роста объемов продаж - за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения дополнительных покупателей; как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств; как предполагается добиться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности.
  • 1) цели и стратегии маркетинга;
  • 2) ценообразование;
  • 3) схема распространения товаров;
  • 4) методы стимулирования продаж;
  • 5) организация послепродажного обслуживания клиентов;
  • 6) реклама;
  • 7) формирование общественного мнения о фирме и товарах;
  • 8) бюджет маркетинга;
  • 9) контроллинг маркетинга.

После определения общей целевой стратегии фирмы по каждому виду продукции разрабатывается детализированный план действия. Основными критериями оценки стратегии здесь являются ассортимент, рынок, конкуренция. Ассортимент предлагаемых товаров в конечном счете зависит от потребности в качествах товара у конечных потребителей. Отличия видов товара в ассортименте должны соответствовать специфическим требованиям потребителей.

Размеры рынка определяются числом потенциальных потребителей в каждом отдельном продукте.

Оценка конкурентов предполагает выявление на рынке фирм, реализующих товары со сходными качествами и способные заменить предлагаемый товар.

Ценообразование. Ценовая стратегия может базироваться на издержках, спросе или конкуренции. В случае стратегии, основанной на издержках, предприниматель определяет цены, рассчитывая издержки производства, обслуживания и накладные расходы, и затем добавляет желаемую прибыль к этим цифрам. Спрос не изучается.

В рамках стратегии, основанной на спросе, цена определяется на уровне среднерыночной, и затраты не должны в этом случае превышать сумму, рассчитываемую как разность цены и прибыли.

При конкурентной стратегии ценообразования цены могут быть или ниже, или выше рыночных в зависимости от лояльности потребителей, предоставляемого сервиса, образа товара. Этот принцип используют фирмы, имеющие конкурентов.

Кроме того, в данном разделе можно предложить и обосновать какие-либо из нижеследующих стратегий:

  • 1) установление стандартных цен. Они устанавливаются, когда участник каналов сбыта определяет цены на товары или услуги и стремится сохранять их неизменными на протяжении длительного периода времени. Они используются для таких товаров, как конфеты, жевательная резинка, журналы;
  • 2) переменное ценообразование. Фирма специально меняет цены, чтобы среагировать на изменение в издержках или спросе потребителей. Применяя эту стратегию, можно предлагать разные цены для ориентации на те или иные сегменты рынка. В этом случае цены, взимаемые с различных потребителей, не основываются на издержках;
  • 3) установление единых и гибких цен;
  • 4) стратегия неокругленных цен. Эта стратегия имеет место в тех случаях, когда цены устанавливаются ниже круглых сумм. Включается в действие психологический фактор - потребителям нравится получать сдачу;
  • 5) концепция "цена - качество". При выходе на рынок фирме-производителю часто целесообразно применять тактику ценового лидерства. Еще один метод, применяемый при желании увеличить объем реализации продукции, - установление скидок на массовые закупки.

Схема распространения товаров. Согласно данному пункту в плане маркетинга организации необходимо указать схему реализации товаров.

Распределение и сбыт включают в себя три элемента: транспортировку, хранение и контакты с потребителями.

При выборе каналов товародвижения необходимо учесть ряд основных факторов.

  • 1. Потребители:
  • 1) характеристики: количество, потребности, размер средней покупки;
  • 2) сегменты: размер, поведение в отношении покупок.
  • 2. Компания:
  • 1) цели: контроль, сбыт, прибыль, время;
  • 2) ресурсы: гибкость, уровень, потребности в сервисе.
  • 3. Товар или услуга:
  • 1) стоимость: цена за единицу;
  • 2) сложность: техническая сторона;
  • 3) объем: масса единицы, разделяемость.
  • 4. Конкуренция:
  • 1) характеристики: число, концентрация, ассортимент, потребители;
  • 2) тактика: методы товародвижения, отношения в сбыте.
  • 5. Каналы товародвижения:
  • 1) альтернативы: прямой, косвенный;
  • 2) характеристики: количество, выполняемые функции, традиции;
  • 3) юридические аспекты: соответствующие законы и законопроекты.

Существуют два основных типа каналов товародвижения:

  • 1) прямые каналы, связанные с перемещением товаров от производителя к потребителю без использования независимых посредников.
  • 2) косвенные каналы товародвижения, связанные с перемещением товара сначала к посреднику, а затем к потребителю.

Производится оценка, через какую торговую сеть(оптовую или розничную) преимущественно реализуется или предполагается реализовать товар (услугу).

Существуют три общие категории организации I оптовой деятельности, ниже указаны их краткие характеристики.

  • 1. Оптовая деятельность производителей.
  • 2. Коммерческие оптовые организации покупают продукцию для перепродажи.
  • 3. Агенты и брокеры выполняют оптовые функции, но не берут право собственности на товары.

Розничная торговля в целом выполняет четыре функции. Она участвует в процессе сортировки, собирая ассортимент товаров от большого числа поставщиков, и предлагает их для продажи; представляет информацию потребителям через рекламу, витрины и надписи; осуществляет операции по обслуживанию товаров; завершает сделки, используя соответствующее расположение магазинов и время работы.

Стимулирование сбыта. Организация может воспользоваться широким кругом средств стимулирования сбыта:

  • 1) прямыми почтовыми отправлениями;
  • 2) торговыми выставками и демонстрациями;
  • 3) размещением рекламы;
  • 4) печатными и аудиовизуальными средствами;
  • 5) витринами в магазинах;
  • 6) деловыми встречами и совещаниями;
  • 7) оплатой купонов и т. д.

Вид стимулирования сбыта во многом зависит от стратегии организации, ее положения на рынке, финансовых возможностей, специфики товара и т. д. Все это находит отражение в данном разделе бизнес-плана в виде плана стимулирования, разработка которого состоит из следующих элементов:

  • 1) установления целей. Цели стимулирования сбыта практически всегда ориентированы на спрос. Цели, связанные с участниками каналов сбыта, включают обеспечение наиболее благоприятных условий сбыта, увеличение энтузиазма дилеров и т. д.;
  • 2) ответственности за стимулирование сбыта, обычно разделяемой управляющими рекламой и сбытом. Каждый руководит стимулированием, связанным с его областью. Управляющий рекламой связан с купонами, состязаниями, календарями. Управляющий сбытом занимается торговыми поставками, скидками, выставками;
  • 3) разработанного общего плана, включающего бюджет, ориентацию или тему, условия, информационные средства, продолжительность и хронологическую последовательность;
  • 4) выбора вида стимулирования. Он базируется на таких факторах, как образ и цели организации, издержки. Это достигается путем установления премий продавцам при продаже товара на определенную сумму, организации выставок, проведении торговых конкурсов дилеров, организации лотерей, замене на льготных условиях устаревших модулей, путем установления скидок при оптовых покупках;
  • 5) координации плана, т. е. увязки плана по рекламе со стимулированием сбыта;
  • 6) оценки успеха или неудач.

Послепродажное обслуживание. В этом разделе необходимо осветить вопросы, касающиеся условий гарантийного и послегарантийного обслуживания, предоставления круга услуг в каждом из этих видов обслуживания, структуры и месторасположения сервисных предприятий. Планирование послепродажного обслуживания состоит в определении политики организации в разрезе следующих вопросов:

  • 1) соответствия ассортимента и качества послепродажных услуг запросам потребителей;
  • 2) частоты использования отдельных деталей и узлов;
  • 3) отлаженности механизма снабжения гарантийных мастерских необходимым числом запчастей.
  • 1) установленные цели;
  • 2) установленную ответственность;
  • 3) детальный бюджет рекламы;
  • 4) разработанные рекламные темы, общие для всей организации;
  • 5) выбранное средство рекламы;
  • 6) предлагаемые решения по:
    • а) содержанию послания (ролика);
    • б) графику работы;
    • в) месту объявлений в передаче или печатном издании;
    • г) прочим условиям;
  • 7) срок, в течение которого будет выходить реклама.

Формирование общественного мнения ("Public relations"). В плане маркетинга также должно уделяться особое внимание общественному мнению об организации и ее продукции (услугах) и соответственно способам его формирования. Задачами службы "Public relations" являются:

  • 1) систематическое создание благоприятного отношения к фирме широких масс населения;
  • 2) осуществление торговой презентации;
  • 3) проведение институциональной рекламы;
  • 4) оказание консультационных услуг с выдачей предложений руководству по вопросам общественного признания фирмы, ее положения на рынке и имиджа.

Разработка бюджета маркетинга. Наиболее простой способ определения бюджета заключается в следующем:

  • 1) оценивается общий объем рынка по каждому из товаров на следующий год;
  • 2) делается прогноз доли фирмы на этом рынке с учетом запланированных маркетинговых мероприятий;
  • 3) оцениваются объем продаж, затраты и прибыль по каждому из товаров;
  • 4) определяется разность между запланированной (без маркетинговых мероприятий) прибылью и прибылью, полученной в результате оценки;
  • 5) часть этой разности (обычно 50%) относится в бюджет маркетинга;
  • 6) определяется бюджет маркетинга путем суммирования по всем товарам.

Этот бюджет распределяется по статьям расхода на маркетинг в пропорциях прошлого года.

Контроллинг. Под контроллингом понимаются количественная и качественная подготовка и оценка оперативных и стратегических решений руководства, анализ хозяйственной деятельности фирмы.

Хорошо составленный бизнес-план является ключом к сердцу инвестора и залогом успешного развития предприятия в будущем. При разработке следуйте базовым советам. В статье мы опишем рекомендации по составлению этого важного документа.

Цель составления

Конечно, расчеты проводятся не только с целью составления бизнес-плана, а также для личной уверенности, что предлагаемые товары и услуги будут популярными, а ваша фирма будет развиваться. Цели и функции:

1) Анализ. Во-первых, он выполняет анализ рынка, чтобы вы понимали, в каком положении окажется ваш бизнес после открытия. При разработке бизнес-плана анализируются не только сегменты рынка, но и конкуренты. Это делается для определения вашей компании. Как раз анализ даст вам возможность сделать выводы касательно выбранного направления.

2) Описание. Бизнес-план, как документ, представляющей ваше дело, будет включать полную информацию касательно вашей компании. Еще в нем будет излагаться структура предприятия и ее подробное описание.

3) Прогнозирование. Он позволяет делать прогнозы касательно будущего положения вашего предприятия. Но для прогнозирования ситуации через пять-десять лет сначала надо сделать анализ и собрать данные хотя бы для прогнозирования первого времени после открытия предприятия.

4) Формулирование. Можно сказать, что в этом документе детально расписывается и формулируется основная бизнес идея, которая является главным звеном. Кстати, планы для разных видов предпринимательской деятельности существенно отличаются. Если вы будете что-то продавать, ознакомьтесь с . Естественно, могут быть и другие варианты: предоставление услуг, заработок в интернете и т.п. Очень востребованным видом всегда остается производство товаров. О том, как составить бизнес-план производство, читайте в другой статье .

На самом деле он реализовывает больше функций, поскольку является «лицом» компании.

Этапы создания

Прежде чем начать что-то писать, нужно получить всю нужную информацию. В этом плане можно выделить несколько этапов бизнес-планирования:

1. Поиск источников необходимой информации. Это могут быть учебники, отраслевые издания, соответствующие курсы, правительственные организации, компании по управленческому консультированию и иные подобные организации.

2. Определение целей разработки бизнес-плана. Определяются цели со списком проблем, которые должен решить конечный документ.

3. Установление целевых читателей. Для кого предназначен данный документ, исключительно для участников организации или же для будущих инвесторов и акционеров, венчурных капиталистов или коммерческих банков.

4. Определение структуры. Типичную структуру можете просмотреть .

5. Сбор информации для каждого намеченного раздела этого документа. На данном этапе желательно привлечь людей, которые имеют опыт и знания в сфере бизнес-планирования. В первую очередь обратите внимание на работников организации, которые имеют опыт и хорошо ориентируются во внутренней среде. Можно привлечь и внешних консультантов. Для маркетинговых исследований рынка пригласите маркетологов и экономистов широкого профиля.

Для финансового прогнозирования и составление раздела «финансовый план» вам понадобятся финансисты и бухгалтеры. Финансовым специалистам уделите внимание, поскольку раздел « » очень важен в документе.

6. Написание. Предпринимателю лучше самостоятельно все написать, даже если он не имеет навыков в данной сфере, но для этого потребуется много времени. Консультанты помогли предпринимателю на прошлом этапе, а на данном этапе они могут лишь ассистировать предпринимателю. В крайнем случае, написание можно заказать, где и как это сделать прочтите в .

Можно сделать и седьмой шаг: предложить прочесть завершённый документ какому-то незаинтересованному лицу, которое оценит работу на основе конструктивной критики.

Правила составления

  • Лаконичность. Лучший объем напрямую зависит от масштабов предприятия и специфики каждого проекта. Он составляется в деловом стиле.
  • Нужно собрать необходимую информацию по всем разделам на основании внутренних данных и наружных источников информации. Потом информацию распределите по темам – по разделам.
  • Технические описания, отчеты, справки, биографии менеджеров и договоры представьте отдельно от самого плана в виде приложений.
  • Титульный лист должен содержать название бизнес-плана, реквизиты и логотип предприятия, а также реквизиты получателя, для которого назначен план.
  • Если получатель – международная финансовая организация, нужен перевод документа на иностранные языки.
  • Текст по возможности подкрепляйте множеством иллюстраций, графиков схем, и таблиц.
  • Ясно разделяйте планы и факты. Все прогнозы обосновывайте количественно или качественно.
  • Должно быть пронумерованное оглавление, которые будут отражать главную мысль раздела. Тогда читатель быстро сориентируется в тексте документа.
  • Обратите внимание на анализ рисков данной идеи и на ее реалистичность. Для этого проводятся грамотное . Все процессы и действия должны быть реалистичными и выполнимыми.
  • Чересчур оптимистичный бизнес-план может показаться инвесторам подозрительным. Включите в текст реалистическую оценку слабых и сильных сторон бизнес идеи, стратегию альтернативного развития бизнеса.

Методика составления

Существует несколько десятков методик для разработки бизнес-планов. Есть отдельные методики для лизинговых организаций, инвесторов, государственных учреждений и банков. Например, одна методика может быть использована для получения , другая – для получения государственной помощи и т.п.

Самые известные российские и иностранные методики:

  • TACIS;
  • UNIDO;
  • EBRD;
  • Правительства Российской Федерации;
  • Сбербанка РФ;
  • требования и рекомендации ФФПМП;
  • ОАО «Россельхозбанк».

Существуют и отдельные методики на получение . На такие методики основываются при подаче документов на участи в программе поддержки малого бизнеса. Но такого рода методика в каждом субъекте федерации индивидуальна. Существует много и других методик для банков и кредитных организаций. С кредитованием предпринимательской деятельности белее детально можно ознакомиться .

Если бизнес-план составляется для определенного учреждения, у которого есть своя методика, тогда нужно строго придерживается ее. Если документ разрабатывается для учреждения или инвестора, которые не предъявляют требований к структуре, лучше выбрать одну из популярных методик. Но не забывайте, что для каждого проекта нужна персональная методика создания, которая отразит самые важные для заказчика разделы.

Образец составления поурочного плана

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя.

Этап II. Цели урока

М олодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

Дать представление о…;

Обобщить и систематизировать знания о….;

Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

Выработать навыки (работать с лабораторным оборудованием и тд).

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

Для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведу примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Можно заменить этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке, но практикуйте самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей (создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию).

План книги или статьи – это перечень основных вопросов, рассматриваемых автором. План отражает ход мыслей автора и характер расположения частей произведения (разделов, глав, параграфов и т.д.).

Простой план это список основных вопросов, которые раскрываются в книге или статье.

Сложный план – кроме отдельных пунктов, содержит подпункты. Он обобщает и сжато передает то, о чем сообщается в тексте.

Составление плана.

Прочитайте текст. При повторном чтении разделите его на отдельные смысловые части, озаглавьте их. Каждая часть должна представлять собой нечто связное, единое по смыслу. В ходе чтения необходимо усвоить главную мысль текста, четко определить границы перехода от одной части к другой, а также от вопроса к вопросу.

Тезисы раскрывают, что именно говорится по вопросам, обозначенными пунктами плана.

Простые тезисы – это краткие, сжатые формулировки без разъяснений. Они охватывают толькоосновные положения, не включая аргументов и доказательств.

Развернутые тезисы – включают основные положения и детализируют, разъясняют их или доказывают справедливость основных положений.

Написание тезисов.

Составьте план статьи или книги, при этом перечислите те важные вопросы, на которые нужно дать краткие и четкие ответы. Из всех положений, утверждений, аргументов, доказательств, относящихся к данному вопросу, составляется одно суждение в категорической, то есть не терпящей возражений форме. Это и будет тезис.

В конспекте указываются основные мысли, формулировки, записываются доводы, факты, примеры, доказывающие и разъясняющие эти основные мысли.

При цитировании не забудьте указать страницу, чтобы не искать повторно.

Различаются конспекты:

    простые (краткие),

    сложные (подробные, развернутые).

Существует несколько разновидностей конспектов:

    Плановый конспект – каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

    Текстуальный конспект представляет собой почти дослов­ные выписки текста, которые должны быть связаны между собой логическими переходами. Этот вид конспекта удобно использовать для сравнительного анализа определенного положения, высказываемого несколькими авторами, для критической оценки сходных мнений и т.п.

    Тематический конспект . При его составлении изучаются несколько источников по одной теме. Выбирается только та информация, которая необходима, без раскрытия содержания источника в целом.

    Сводный конспект также составляется по нескольким источникам, каждый из которых обязательно находит отражение, так как в каждом из них есть новая информация по теме.

    Свободный конспект содержит размышления читателя о книге (статье).

Реферат это форма переработки специальной литературы, излагающая что именно, что нового, существенного содержится в первичном тексте.

Реферат – это аналитический пересказ содержания с необходимым (не сплошным!) цитированием.

Типы реферата выделяются в зависимости от количества использованных источников (один или более), от установки на полноту изложения источника, от функционально-смыслового типа речи в исходном тексте (описание, повествование, рассуждение). Если излагается один источник, то такой реферат называется монографическим. Если использовано несколько статей или книг, посвященных избранной теме, то реферат называетсяобзорным . Как правило, в реферате сохраняется форма изложения текста-ис­точника (описание, рассуждение...). Текст реферата составляет примерно 1/3 объема исходного текста.

Важным отличием реферата от конспекта является выражение собственного отношения к излагаемому материалу. Это может быть оценка важности некоторых положений или источника в целом, наличие собственных выводов по проблеме и т.п.

Текст реферата, как правило, состоит из трех частей: введения, описания и заключения.

Выделяют четыре наиболее распространенных способа построения реферативного обзора, которые можно использовать в студенческих работах:

    Хронологический обзор перечисляет этапы раскрытия темы в науке и включает историю разработки проблемы от ее постановки до современного этапа.

    Проблемный обзор выявляет и описывает основные проблемы, связанные с темой; основные точки зрения и подходы к теме, существующие на современном этапе.

    Проблемно-хронологический обзор включает перечисление и характеристику проблем, связанных с темой; затем излагается история изучения каждой проблемы.

    Хронологически-проблемный обзор рассматривает этапы разработки и характеристику проблем, возникающих на каждом этапе изучения.

Под историей вопроса понимается последовательное и постепенное раскрытие темы, а не простое перечисление мнений. Всегда важно понять, в чем источник разногласий в науке.

В конце обзора изученности темы следует привести концепцию, точку зрения или позицию, которая наиболее близка вашей; следует пояснить: в чем вы согласны с авторами и почему; что считаете необходимым уточнить, проверить на своем материале и почему. В результате вы покажете, к какому направлению (научной школе, концепции) присоединяетесь в данном исследовании.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.