Ремонтируем старую мебель. Старая мебель: потрясающие идеи обновления и реставрации мебели без лишних затрат. Основные техники реставрации мебели

Как жалко порой бывает избавиться от старой, потрёпанной мебели, мысль, что на свалку придётся выкинуть то, что помнишь с самого детства, становится невыносимой.

Но… обшарпанные стулья не вписываются в интерьер гостиной и даже на кухне выглядят обособленно, одиноко среди современного кухонного гарнитура. Как говориться, придётся выбрасывать. Или… не придётся.

Реставрация мебели. Что это значит?

Спасти ситуацию поможет реставрация. Слово знакомое многим, но лучше всех его понимают люди, связанные с культурой и искусством. Однако разве не искусство придать старым стульям и табуреткам прежний красивый вид, привести в порядок сервант или шкаф? Провести несколько нехитрых процедур и сделать их такими, словно бы только что купили в магазине.

Тем более, если задуматься о новой покупке, то даже при самых скромных подсчётах выйдет довольно приличная сумма. Так стоит ли тратиться, если довольно воспользоваться недорогими материалами и потратить совсем немного времени, проведя реставрацию мебели своими руками.


В результате, можно стать обладателем эксклюзивной, оригинальной мебели, прекрасно сочетающейся с новым дизайном комнаты или кухни.

Подготовка как основа работы

Любому делу нужна тщательная подготовка, это необходимо для качественного результата. Применимо это и к реставрации мебели. Прежде, чем проводить отделку, всегда нужно подготовить поверхность.

Поскольку корпус чаще бывает древесным, в ходе подготовки проводят следующие действия:

  • Внимательно осматривают поверхность на выявление различных крупных и мелких дефектов.
  • Отмывают тёплой вой загрязнения применяя моющие средства. Просушивают поверхность.
  • Разбирают мебель. Это во много облегчает дальнейший процесс и сохраняет в целости элементы, не подпадающие под переделку.
  • Если деталь, которую нужно подправить, не отделяется, тогда все остальное закрывают плёнкой и заклеивают скотчем. Оставшуюся деталь после этого можно смело реставрировать, не боясь испортить остальное.
  • Реставрация мягкой мебели требует более осторожного подхода. Обивка удаляется очень аккуратно. По ней потом делают выкройку используя новый материал. Набивку также извлекают и сменяют.

Снятие полировочного слоя

При наличии полировки от которой нужно избавиться, нужно:

  • Воспользоваться специальным жидким составом.
  • Использовать бумажные полотенца или салфетки;
  • Поработать кистью, выполненной из натуральной щетины;
  • Воспользоваться металлической ватой, грубой наждачкой и шпателем.


Во время самой работы связующий состав переливается в кружку или в посуду с широким горлом. Кистью со смесью на поверхность наносится толстый слой. Через некоторое время он размягчается и удаляется. Шпателем аккуратно соскребают остатки, обязательно вдоль древесных волокон.

Процедура повторяется до тех пор, пока вся поверхность не будет полностью очищена. При этом дополнительно пользуются металлической ватой и наждачной бумагой. На руках в такой момент лучше иметь резиновые перчатки, а чтобы не вдыхать вредные пары и не засорять дыхательные пути мелкодисперсной пылью, носить респиратор.

Обнаруженные трещины маскируют мягким воском, подобранным по оттенку, втирая его в поверхность. Для сглаживания сколов и зазоров пользуются шпатлевкой, после полного высыхания, поверхность шлифуется шкуркой. Лак наносится только после того, как вся конструкция будет тщательно обработана и прогрунтована.

Если работой предстоит заниматься новичку, то лучше всего воспользоваться наглядными пособиями по конкретной теме. Внимательно изучить все аспекты, просмотреть фото реставрации старой мебели.

Основные технические приёмы

На последнем этапе по декорированию в момент реставрирования прибегают не только к окрасочным составам и лакам. В настоящее время многим профессиональным дизайнерам и мебельщикам нравиться использовать в этом деле различные технические приёмы.

С их помощью им порой удаётся произвести из совершенно невзрачных предметов абсолютно винтажный и эксклюзивные элементы. В качестве таких приёмов выделяют следующие:

Роспись красками

Самый доступный и простой метод. Иными словами, окрашивание лакокрасочными материалами. Цвет подбирается под общий фон помещения в котором будет находиться реставрируемый предмет или определённого элемента декора.

На подготовленную поверхность наносится тонкий слой окрасочного состава. В работе используется трафарет с определённым узором или рисунком. После нанесения контуров, трафарет убирается, а рисунок раскрашивается.


Декупаж

Простая и интересная техника работы, сделать которую могут даже дети. Из ткани и бумаги вырезаются различные фигуры и наклеиваются на поверхность, например, стола. После чего покрываются лаком.

Кракелюр

Здесь идёт сочетание сразу двух методов: декупажа и лакирования. Мебели таким образом отделывают под старину. Для этого наносится лакирующий слой, и оставляется до полного высыхания, затем поверху наносят кракелюрный лак.

После высыхания образуются небольшие трещинки, очень похожие на антикварные. На последнем этапе их можно позолотить золотой краской.

Шпонирование

Название данной технологии произошло от основного материала – шпона. Это тонкие древесные листы из разных пород. Из них, по предварительно проведенным замерам, вырезаются элементы.


С помощью простого канцелярского клея ПВА их приклеивают на поверхность, прошедшую подготовку и грунтование. Для разглаживания поверхности применяется горячий утюг.

Патирование

Этот способ позволяет предать старой мебели благородность. Родина этого понятия Италия. В основе образование специфического налета, похожего на образования после процесса окисления на бронзовых и медных предметах.

В настоящее время основными цветами, использующимися для придания деревянной мебели эффекта потертости, являются золото, серебро и медь.

Предметы реставрации

В большинстве своём под реставрацию подпадают старые серванты, комоды, шкафы, столы, стулья с высокими спинками, табуреты и все остальные предметы, срок жизни которых исчисляется десятилетиями. Не удивительно, что со временем они приходят в негодность. Изучив все приёмы реставрирования многие люди приходят на помощь своим «немым домочадцам»

Старый сервант очищается от облупившегося лака, освобождается от всех дефектов и после проведения уже знакомых операций возвращается к новой жизни. Поскольку поверхность очень широкая, в такой работе иногда пользуются не только кисточками различной ширины, но и валиком. Главное, следить, чтобы не было всевозможных подтеков и мелких пузырьков.


Реставрация стульев и табуретов

Всем известно, что быстрее всего износу подвергается кухонная мебель, поскольку в этом месте многим нравится проводить большую часть своего времени. Здесь к сожалению, иногда вовсе не нужно ждать несколько десятков лет, чтобы понять, что мягкая мебель требует ремонта.

И если хорошо постараться она может вновь обрести привлекательность. Тем более, что она до сих пор прекрасно исполняет свои функции.

Чтобы привести в порядок табурет с мягким сиденьем, необходимо очень аккуратно снять с него обивку. Если обивка мебели достаточно хорошая, то её можно оставить и, поступив как уже описывалось выше (защитить все элементы табурета не подвергающиеся реставрации), приступить к восстановлению ножек.

В том случае если старая ткань или кожа сиденья уже не пригодны для использования, по ним вырезаются выкройки в аналогичных размерах. Также по размеру сиденья вырезается кусок поролона, который далее крепится к нему мелкими гвоздями.

В завершении происходит перетяжка мебели либо заготовленной тканью, либо кожей. В итоге получается обновлённая кухня и, что самое главное без всяких затрат.

Фото процесса реставрации старой мебели

Бабушка оставила вам антикварную советскую мебель 30-х годов? Родители наградили старым шкафом из 60-х? Не спешите от них избавляться! В этой статье вы узнаете, как выполняется реставрация советской мебели своими руками, а точнее — как обновить старую мебель так, чтоб она снова стала радовать ваш глаз. Фото удачных экспериментов прилагаются. Итак…

Этап 1: замена мебельной фурнитуры

Больше всего в старой мебели раздражают плохо закрывающиеся дверцы. Если вы собрались взяться за такое дело, как переделка советской мебели своими руками, то сначала вам придется купить новую фурнитуру, найти материал для заделки расшатанных отверстий (можно использовать шпатлевку, дюбеля или пробки), обзавестись отверткой и шуруповертом, а потом изрядно потрудиться над починкой дверей.

Советуем вам также приглядеться к остальной фурнитуре. Иногда простой замены старомодных ручек может оказаться достаточно для кардинального преображения мебели. Что касается шатающихся ножек у стульев и столов, то привести их в порядок смогут в любой мастерской.

Этап 2: чистка мебели

Прежде чем переходить к переделке советской мебели, её следует хорошенько почистить. Реставрация советской мебели своими руками начинается с удаления налета грязи и копоти, что рекомендуется выполнять с помощью обычной губки, мыла, изготовленного на основе любого растительного масла, и теплой воды. Для очистки самых проблемных мест — уголков и трещин — используйте мягкую зубную щетку, для узких щелей — деревянный дюбель, заостренный с одного конца.

Этап 3: ремонт старой мебели

Потертые и оббитые поверхности советской мебели необходимо привести в порядок. Для шлифовки используйте наждачную бумагу или специальный шлифовальный инструмент (у кого что есть). Любые трещины можно аккуратно заделать шпатлевкой, после высыхания которой это место нужно будет еще раз отшлифовать.

Совет: перед шпатлеванием и покраской поверхность стоит обработать грунтовкой — тогда сцепление будет лучше, а наносимая краска или шпатлевка ляжет ровнее.

Этап 4: декорирование мебели своими руками

Четвертый этап реставрации советской мебели своими руками — это декоративная отделка. Окрашивание, лакирование, роспись, декупаж мебели, украшение наклейками — здесь уж вам придется пофантазировать и выбрать наиболее подходящий вариант. Возможно, вас вдохновят идеи, приведенные в данной статье.

Как обновить старую мебель — покраска мебели

Начнем с самого популярного и простого способа обновить старую мебель. Здесь вы узнаете, как красить мебель советских времен.

Покраска мебели должна выполняться только если она изготовлена из дешевых пород дерева (сосна и т. п.). Если ваша советская мебель изготовлена, например, из дуба, то красить ее крайне не рекомендуется, поскольку это навсегда снизит ее стоимость.

Реставрация советской мебели своими руками обычно выполняется с масляной краской. Как правильно красить мебель:

  1. Наносите краску легкими движениями тонким слоем вдоль древесных волокон.
  2. Дайте высохнуть в течение около 12 часов.
  3. Зачистите поверхность наждачной бумагой, протрите от пыли и нанесите второй слой.

Если вы реставрируете советскую мебель 50−70-х годов, которую изготавливали в минималистском стиле, то для ее покраски прекрасно подойдет черный цвет, а также пастельные светлые тона. С помощью такой отделки она станет прекрасным аксессуаром для современного интерьера.

Если же вам хочется более творчески подойти к покраске мебели, а ручной росписью вы не владеете, тогда используйте шаблоны. Они продаются в магазинах, их также можно распечатать из интернета и вырезать на плотной бумаге. Перед нанесением рисунка на мебель трафарет следует закрепить с помощью клейкой ленты.

Покраска мебели — фото старой мебели до и после:

Реставрация комода своими руками:


Также читайте:

Как обновить старый шкаф:

Как переделать старую тумбочку и стулья:


Очень модным стало красить мебель с помощью тонкого кружева. Просто закрепите кружевную ткань на поверхности советской мебели, после чего нанесите краску. Результат удивительный!

Переделка старой мебели через лакирование

Если советская мебель изготовлена из ценных пород древесины, то как мы и сказали выше, её лучше покрыть свежим слоем лака, чем закрашивать краской. Как обновить старую мебель через лакирование?

Во-первых, когда выполняется переделка или реставрация советской мебели своими руками, лучше всего использовать масляные лаки. Они подходят ко всем видам древесины и образуют очень прочные, блестящие и влагостойкие покрытия. Единственный минус — долгий период высыхания (вплоть до 12 часов). Для сравнения: лак шеллак высыхает за 1−2 часа, а нитролаки — и вовсе за 30−40 минут.

Общие правила для переделки старой мебели:

  1. Лак может наноситься кисточкой или куском плотной ткани без ворса, сложенной в 2−3 раза;
  2. Лак наносится в 3−5 слоев, причем после нанесения каждого нового слоя следует увеличивать время его просушки;
  3. Излишки лака следует отжимать об края банки, кисть можно иногда промывать в растворе спирта.



Как обновить старую мебель с помощью кракелюрного лака

Также мы хотим привести вам пример особого способа лакирования, который выполняется с помощью специального лака — кракелюра.

Для переделки старой мебели сегодня существует масса разновидностей кракелюрного лака: с эффектом патины, позолоты и т. д. Самый обычный наносится толстым слоем поверх основного слоя краски, после чего покрывается другим цветом для выделения трещин. Также кракелюрный лак может состоять из двух компонентов: первый наносится для состаривания обрабатываемой поверхности, второй — для создания декоративных трещинок.

Реставрация советской мебели с помощью кракелюра прекрасно подойдет для любителей старины и стиля кантри. Как, впрочем, и следующий наш метод — декупаж.

Владение техникой декупажа поможет вам превратить старую советскую мебель в настоящий дизайнерский шедевр. Декупаж старой мебели выполняется с применением следующих инструментов:

  • Наждачная бумага мелкой зернистости;
  • Спирт;
  • Грунтовка;
  • Кисть и клей для декупажа;
  • Валик или губка;
  • Материал для декупажа — газетные вырезки, старые открытки, письма, рисунки, страницы книг и т. п.

В поисках вдохновляющих идей и материалов для декупажа вам поможет интернет. Например, нам особенно нравятся эти 2 примера того, как обновить старый комод методом декупажа:

  1. Подготовка поверхности наждачкой;
  2. Очищение тряпочкой, смоченной в спирте;
  3. После того, как поверхность просохнет — нанесение грунтовки (3−4 слоя);
  4. Если материалы для декупажа будут применяться только местами, то мебель сначала необходимо покрасить, чтобы сделать фон;
  5. Если мебель будет обклеиваться полностью (например, газетами), то можно сразу после высыхания грунтовки приступать к нанесению клея;
  6. Тонкая бумага может сразу наноситься на клей, а более плотную сначала следует истончить наждачкой и замочить в воде;
  7. Влажная бумага промокается полотенцем с двух сторон и накладывается на клей;
  8. После приклеивания всех материалов, следует пройтись по поверхности валиком или губкой, чтобы убрать остатки клея;
  9. Последний этап — нанесение лака на высохшую поверхность.

Оригинальная мебель в стилях прованс или винтаж готова!

Фото старой мебели до и после декупажа:






Как обновить старую стенку

Те, кого интересует переделка мебели своими руками — вот вам идеи, как обновить старую советскую стенку с декупажем и новой краской:


Понравилось? Тогда читайте: !

Реставрация советской мебели своими руками обновлено: Октябрь 27, 2015 автором: Маргарита Глушко

Кто-нибудь из вас пробовал заниматься реставрацией старой мебели своими руками?

После покупки квартиры/дома, мебель, наверное, одно из самых важных и дорогостоящих приобретений. Но, может, существует возможность сэкономить? Может, у вас где-то на даче/в чулане/на чердаке/в сарае/в кладовке /др. вариант затесался старый, с облезшим лаковым покрытием и покосившимися дверями шкаф, давным-давно лишившийся сидения стул или стол с многочисленными отметинами чашек, тарелок, сигаретных окурков на своей покореженной столешнице?

Чаще всего такая мебель служила еще нашим мамам-папам, если не бабушкам-дедушкам, поэтому нередко она выполнена из качественных материалов. Их основа крепка, но вот внешний вид подкачал.. крепления ослабли.. обивка прохудилась.

Как правило, от профессиональных реставраторов можно услышать, что восстановление старой мебели обычному человеку не под силу, что большинство методов требует специального оборудования и специальных материалов.
Да, нельзя не согласиться, но ведь всегда есть какая-то лазейка. Возможно, с громоздким диваном середины 19-го века своими руками справиться и не под силу, но а как насчет обычного стула или стола, табуретки, комода?

Давайте поделимся своим опытом в этом деле, полученном из книг/из рассказов знакомых/интернета. Может кому-нибудь собранные в этой теме приемы пригодятся и окажутся полезными.))

О чем следует помнить?

Инструменты

Помнить стоит о том, что инструменты, с которыми вы собираетесь работать, не должны оставлять следов на мебели. Чем следует запастись?

Ну если честно, то сколько-нибудь определенно сказать довольно сложно - все зависит от того, что именно вы будете реставрировать и какая сложность работ вас ждет. Я, например. со своим старым стулом обошелся лишь комплектом наждачной бумаги, набором отверток (хотя хватило бы и обычного ножа), молотком и рашпилем. В качестве материалов - гвозди, уайт-спирит, протравка, ткани, нитки иголки. Но может быть вы займетесь чем-то более серьезным?

Основной набор можно увидеть на следующих картинках:

1 - Стамеска полукруглая. Ее еще называют «резец краснодеревщика».

2 - Стамеска V-образная. Используется для работы с мелкими деталями.

3 - Стамеска обычная. Как правило в наборе имеются обычные стамески различного размера от 1/8 до 2 дюймов в ширину.

4 - Прямая стамеска. Для работы с мелкими деталями и для создания рельефа.

5 - Отвертка краснодеревщика. Позволяет легко озвлекать шурупы с плоской головкой.

6 - Ломаный резец. Особая искривленная форма удобная для работы в ограниченном пространетве и для подрезки плоких выемок.

7 - Нож для резьбы. Удобен для разметки, для обрезки анеры или шпона. Лезвия взаимозаменяющиеся.

8,9 - ножевки.

1, 2 - Сверла для коловрата (для дрели)

3 - Рашпили,

4 - Коловрат. Сегодня можно заменить и дрелью))

5,6 - деревянный и резиновый молотки (киянки)

7 - Пробойник. Имеет лезвие с фигурной кромкой, что позволяет вырезать поврежденный участок, например у фанеры, заменяя его точно таким же новым.

8 - Фуганок.

9 -Фальцгебель. В принципе, тот же фуганок, но удобен для работы в ограниченном пространстве.

1 - Мелковочный угольник. Позволяет с высокой точностью переносить углы изделия.

2 - Штангенциркуль. Думаю, и так всем ясно.

3 - Контурная линейка. Удобная вещь. С ее помощью можно копировать и переносить оригинальные и необычные изгибы и формы. Маленькие штифты упираются в поверхность копируемого предмета принимают его форму.

4 - Отсрогубцы. Удобно для извлечения мелких гвоздей.

5 - Винтовая выкрутка. Позволяет извлекать винты с изношенными головками.

6 - Бутылочка для клея с длинным носиком. Позволяет наносить клей в труднодоступных местах. Вполне можно заменить шприцом.

7 - Фиксирующий (скрепляющий) ремень. Позволяет выполнять зажим сразу в нескольких направлениях, например, зажать сразу четыре ножки стула.

8 - Электрогрелка для клея.

Что-то из этого фотосписка вам может никогда и не пригодится, что-то действительно нужно приобрести, например набор стамесок, ножовки, молотки, фальцгебель, измерительные инструменты. Но в дополнение к этому хочется добавить еще кое-что, что надо иметь од рукой в обязательном порядке

1. Шпатели. Лучше, если их будет два - металлический и пластмассовый. Шпатель, которым вы будете зачищать поверхность от краски, должен иметь закругленные углы (это можно сделать с помощью напильника или грубой наждачки).
2. Непосредственно наждачка. Зернистость от 80-120 до 400, не поленитесь взять и стальную губку (наждачка №0000).
3. Отвертки. Лучше, если рядом будет полный набор отверток.
4. Угловые кисточки
5. Зубочистки
6. Зубные щетки (поверьте, пригодятся)
7. Рулетка
8. Перчатки и респиратор (в качестве защиты).

Кроме того необходимо помнить кое что о работе с молотком. Работать с ним стоит очень осторожно. И не потому что свои пальцы дороги, а потому что удар молотком может существенно повредить структуру дерева, поэтому если есть возможность, для рассоединения стыков при разборке или, наоборот, для того, чтобы плотно состыковать пазы деталей, лучше использовать деревянную (еще лучше резиновую) киянку. Если вы все-таки используете молоток, то при работе его можно оборачивать мягкой тканью или/и подкладывать при ударе деревянную доску, ткань и т.п.

С чего начать и о чем следует помнить?

Вот перед вами старый предмет мебели, который вы хотели бы отреставрировать. С чего начать? Возможно, этот вопрос и не возникнет. Но раз уж мы взялись разбирать в этой теме все пошагово, то не стоит отставлять в сторону и этот пункт. Не все же родились с молотком в руках. Возможно, кому-то пришлось взять в руки инструмент первый (ну хорошо, не первый - второй) раз в жизни)).

Итак, предварительная подготовка - моем и разбираем.

1. Моем. Чаще всего старая мебель покоиться в довольно пыльных местах, поэтому дабы иметь полное представление о внешности реставрируемого предмета его следует тщательно очистить от пыли и грязи. Делаем это с помощью хорошо отжатой тряпки, смоченной в мыльной воде. Если присутствует обивка, которую вы собираетесь оставлять, то предварительно необходимо ее тщательно выбить и пропылесосить. Не стоит использовать никаких агрессивных моющих растворов - достаточно обычных воды и мыла.

2. Разбираем предмет до крепкого основания. Если это шкаф, то снимаем дверцы, отвинчиваем крепления, снимаем резные планки, украшения, внутренние зеркала. Если это стул.. ну, со стулом легче. Иногда можно обойтись и без разборки. Если у вас вызывают сомнения прочность стыков (возможно они расшатались или материал треснул), то имеет смысл разобрать предмет вплоть до отдельных деталей. Правда последний вариант очень не рекомендуется. Разбирать на отдельные детали стоит только в том случае если это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО. Помимо нарушения прочности соединений причиной для этого могут стать: конструктивная утрата деталей, сильные повреждения поверхностей (которые требуют индивидуальной работы с каждой деталью), сильное коробление поверхности, частичная или полная утрата поверхностной фанеровки, необходимость произвести глубокую дезинфекцию древесины (в случае поражения гнилью или точильщиками).


Как производить разборку?

Как уже говорилось, разбираем ее в тех участках, где уровень повреждения этого действительно требует. Расшатавшийся стык рассоединить довольно легко - достаточно просто слегка подтолкнуть стык киянкой или молотком (осторожно). Сложнее, если приходится рассоединять неповрежденное соединение. Но что делать - раскачиваем, раскачиваем и еще раз раскачиваем - до тех пор, пока старый клей в месте соединения не раскрошится, не перестанет держать, а само соединение не разболтается.

Если крепление выполнено с помощью шкантов-нагелей, раскачивание идет вдоль их оси.
Если же это шиповое соединение (вязка на шипах), то раскачивание производим с плоскости длинной стороны шипа.

На всякий случай уточняю, что есть соединение на нагелях, а что на шипах

нагели

шипы.

Ну и насколько сложные реставрационные работы можно выполнить своими руками?

Правильно говорят.. Ведь для настоящей работы необходимы современные инструменты. Бывает, что и части деталей и целые детали утрачиваются, мастера-реставраторы способны вытянуть вещь буквально из ничего. Вот например реставратор-профессионал и его работа по реставрации стула. Посмотрите что было, и что он из этого сделал.





















Фотоурок по восстановлению поврежденной ножки старого шкафа.

Все было сделано силами обычного инструмента - набор стамесок, пилки, наждачки, рашпили.

Сначала место отлома выровняли, чтобы приклеиваемый кусок плотно прилегал, без всяких зазоров.

Потом приклеили на горячий столярный клей деревяшку-протез)), зажали струбцинами.

Когда высохло - отсекли плоской стамеской лишнее по максимуму, чтобы легче было работать, одновременно закругляя деталь по форме ножки.

Затем выравниваем нижнюю границу ножки. Автор просто использовал для этого ровный кусок наждачки, обернул ее вокруг ножки и отметил линию края. по ней же и отрезал лишнее выравнивания "днище" ножки под общий стиль оставшегося участка.

Для этого пилой сначала грубо срезается боковые части. Затем обводится центральный круг самого выступающего основания.



Затем полукруглой стамеской формируется нижний выступ и созданная форма зашкуривается наждачкой и/или рашпилем.



Теперь осталось дело за самой неприятной и муторной частью работы - за художественными выпуклостями (будь они неладны). Сначала они аккуратно вымеряются и намечаются карандашом.

Затем аккуратно и осторожно очень острой стамеской вырезаются выемки.

Затем наждачками различной зернистости наводится конечный лоск.

Это конечно не ахти что, но для домашнего ремонта вполне сойдет.

Белые пятна на мебели появляются, по разным причинам, следствием которых является разрушение лаковой плёнки или её отслоение от поверхности дерева. Убрать белые пятна намного сложнее, чем предотвратить их появление.

В настоящее время существует большое количество современных прочных лаков для покрытия деревянных поверхностей. Специальные лаки для покрытия древесины в условиях повышенной влажности, перепадов температуры. Специальные жаропрочные и удароустойчивые лаки защищают современную мебель. Всё в этих лаках замечательно, одно плохо - они не красивые. Современные лаки, как бы хорошо их ни положили на антикварную мебель, портят её, придают поверхности пластиковый вид. Только политуры и лаки на масляной основе пригодны для покрытия старинной мебели.

Все спиртовые и нитро политуры, которыми покрывали мебель до 60-х годов XX века, разрушаются под воздействием влаги и высоких температур. Капли воды, попадая на лакированную поверхность, разрушают лак и превращают его в белые пятна. Иногда влажный воздух проникает в трещинки на лаке и так же образует белые пятна, но уже другой формы и не на поверхности мебели, а под лаком. Белые пятна на мебели оставляют и чашки с горячими напитками. Очень некрасивые белые пятна на мебели в виде полумесяцев или кругов остаются от горячих банок, стаканов, бутылок.

Белые пятна на мебели - это разрушенный лак. Убрать белые пятна можно только методом полного удаления старого покрытия с последующей полировкой новым лаком.

Полировка мебели политурой длительный и трудоёмкий процесс, требующий терпения и навыка. Существовала отдельная профессия - полировщик. Так как полировка шеллачной политурой непрочная, каждый год в богатые дома с дорогой обстановкой приходил полировщик и полировал всю мебель. С каждым годом слой шеллака увеличивался. Шеллак имеет золотисто коричневый цвет и с увеличением толщины слоя лака, увеличивалась и интенсивность цвета слоя лака. Так старинная мебель с годами становилась темнее.

Политура происходит от латинского слова «politura», означающего выглаживание и отделка. В русском языке шеллачной политурой называют жидкий лак, раствор смол в спирте или каком либо другом летучем органическом растворителе или смеси нескольких растворителей. Применяется политура для окончательной отделки лакированной деревянной поверхности и придания ей ровного блеска.

Для приготовления спиртовой шеллачной политуры применяют этиловый или метиловый спирт и чистый

Сухой остаток в политурах 8-15 %. Для приготовления 100 граммов 8% политуры необходимо взять 92 грамма спирта и 8 граммов шеллака. Для приготовления 15 % шеллачной политуры берём 85 грамм спирта и 15 грамм шеллака.

На практике реставраторы приготавливают политуру следующим образом: пол литровую бутылку наполняют этиловым спиртом и добавляют 50 грамм шеллака. Таким образом, получаем примерно 10 % раствор шеллака в спирте. Спирт необходимо брать только чистый, даже незначительное присутствие воды в спирте полностью испортит политуру. Раствор шеллака в спирте побелеет и не будет пригоден для использования. Затем бутылку ставят в тёплое место или на водяную баню. После полного растворения шеллака политура готова к использованию. Для получения особенно блестящей поверхности используют отстоявшуюся политуру. Для этого политура отстаивается в течение 10-15 дней. На дне ёмкости образуется белый осадок, так называемый шеллачный воск. Сливаем верхнюю часть раствора в отдельную ёмкость и применяем для особо тонкой отделки деревянной поверхности.

Шеллачные политуры часто приготавливают непосредственно на месте использования. В художественных салонах можно приобрести политуры светло-коричневого, тёмно-коричневого, красно-малинового цвета, черно-синего цвета. Эти политуры применяются для полирования изделий непосредственно по древесине или для полирования шеллачных, нитроцеллюлозных и масляных плёнок.

В середине XX века широко применялась идитольная спиртовая политура, представляющая собой раствор в спирте-сырце синтетической идитольной смолы, а также берестяная политура - на основе берестяной смолы. Идитольная политура образует не светостойкие покрытия, краснеющие под действием солнечных лучей. Берестяная политура по качеству приближается к шеллачной.

Нитрополитуры образуют более стойкие покрытия, чем спиртовые. Их применяют для полирования нитролаковых покрытий после разравнивания или шлифования.

Нитрополитуры бывают нитрошеллачные и нитроцеллюлозные. Применяются для окончательного полирования нитролаковых плёнок.

По материалам М.А. Григорьев «Материаловедение для столяров и плотников» Москва «Высшая школа», 1981

Восстановление лакового покрытия антикварной мебели - одна из самых востребованных услуг, которые оказывает наша мастерская.

Слои лака с течением времени подвергаются старению, которое выражается главным образом в изменении цвета, пожелтении и помутнении. Множество мелких трещин зрительно воспринимаются как помутнение лакового слоя или белые пятна. Естественное старение лака неизбежно, но наиболее разрушительное влияние на лаковое покрытие оказывает влага и повышенная температура. Сочетание двух этих факторов наиболее ярко проявляются в белых кругах на поверхности столешниц, которые оставляют ёмкости с горячей водой.

В художественном отношении лаковое покрытие призвано выявить глубину и насыщенность цвета и текстуры древесины. Второе важное назначение восстановленного лакового покрытия сохранение мебели. Его защитная плёнка предохраняет древесину от непосредственного соприкосновения с воздухом, с находящимися в нём водяными парами и различными газами, пылью и копотью.

Восстановление лакового покрытия сводится в основном к полной или частичной замене разрушенного, побелевшего или потемневшего лака.

В реставрации практикуются четыре процесса восстановления лакового покрытия: регенерация, утоньшение с дальнейшим наращиванием, выравнивание и полное удаление с последующим восстановлением.

Первый способ восстановления лакового покрытия - регенерацию, предложил в 1863 году профессор Петтенкофер. Суть этого способа заключается в том, что пары спирта, проникая в мельчайшие трещины старого лака, размягчают его и преобразуют в единую плёнку, восстанавливая её прозрачность.

Этот метод восстановления лакового покрытия изначально разработан для реставрации живописи. В настоящее время метод Петтенкофера нашел широкое применение в реставрации мебели.

Восстановление лакового покрытия с предварительным его полным удалением крайне нежелательно. Поверхность мебели теряет своё подлинное отделочное покрытие, но иногда это неизбежно. Необходимость замены старого лака вызывается рядом причин: полное разрушение авторского слоя лака, глубокие царапины и его сильные потёртости, ветхое состояние всей фанеровки с многочисленными трещинами, утратами, неудачными вставками предшествующей реставрации.

Иногда восстановление лакового покрытия достигается регенерацией с дополнительной полировкой шеллачной политурой. Таким образом, удаётся избежать замены старого лака.

Любой выбранный способ восстановления лакового покрытия на антикварной и исторической мебели требует высокой квалификации и мастерства реставратора.

Восстановление покрытия мебели производится именно тем материалом, которым был покрыт предмет изначально. Покрытия мебели отличаются разнообразием своего состава. Лаки, олифы, мастики, краски - являются сложными растворами активных веществ. Спиртовые лаки, восковые мастики, масляные краски, всевозможные политуры - всё применялось для отделки мебели. Некоторые покрытия дружат, то есть хорошо ложатся один на другой, не скатываются как вода на жирной поверхности и не отслаиваются при высыхании. Другие наоборот, отторгают друг друга. При восстановлении покрытия мебели имеет значение и порядок нанесения слоёв лака различного состава.

Один из самых характерных примеров - порядок нанесения двух лаков пентафталевого и нитроцеллюлозного. Если первый слой выполнить из быстро сохнущего нитроцеллюлозного лака, а после его высыхания нанести долго сохнущий пентафталевый лак, оба слоя хорошо высохнут и образуют прочную защитную плёнку.

При нарушении порядка нанесения слоёв, лаки вступят в химическую реакцию. Вместо прочной красивой плёнки мы получим никогда не затвердевающую липкую сгрибленную массу. Подобное восстановление покрытия мебели приведёт к еще большим утратам и потребует большей реставрации.

Для качественного восстановления покрытия мебели реставратору необходимо разобраться со старыми многочисленными лаковыми покрытиями. Определить состав и свойства лаковых плёнок.

В современных изделиях восстановление покрытия мебели не менее сложно. Нынешние лаки прочны и не вступают в реакцию с вновь наносимыми слоями. Степень блеска современных лаков регулируется в процессе изготовления самого лака специальными добавками. При восстановлении покрытия мебели необходимо взять лак именно той степени матовости, что и восстанавливаемый. Иначе на матовой поверхности появится блестящее пятно или, наоборот, на блестящей матовое.

Допустим и марку лака мы подобрали правильно, и степень блеска определили точно, осталось только нанести его на поверхность. И снова трудности. Если лак наносить кистью на участок ровной гладкой поверхности, например, столешницу стола, обязательно останется заметная граница. Если же нанести лак на небольшой участок столешницы методом распыления, появиться мутный ареол по границам нанесённого лака. Для локального восстановления покрытия мебели существует специальный лак, не дающий ареола. Разновидностей таких лаков мало и большая вероятность неправильно выбрать степень блеска.

Восстановление покрытия мебели получится, если предвидеть все вышеперечисленные условия.

В случае больших утрат и высокой стоимости реставрируемой мебели, приглашаем Вас в нашу мастерскую, где реставратор профессионально произведёт восстановление покрытия мебели.

Восстановление полировки на антикварной мебели наиважнейшая задача реставрации. Ни один современный лак не может передать красоту и глубину натурального дерева лучше политуры. С особой ответственностью необходимо подходить к восстановлению полировки светлых пород дерева. К светлым ценным породам дерева относятся карельская берёза (ссылка), тополь, груша, клён. Более того, слой современного лака, положенный поверх старого может способствовать не только ухудшению внешних качеств предмета столярно-мебельного искусства, но и привести к дополнительным загрязнениям и утратам.

Восстановление полировки антикварной мебели имеет свои особенности, которые в корне отличают её от восстановления полировки на современной мебели. Секрет кроется в отличии составов современных лаков и старинных.

Лаками называют раствор плёнкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующих после высыхания твёрдую прозрачную однородную плёнку. Лаки, применявшиеся для отделки старинной мебели, как правило, были спиртовые. В качестве плёнкообразующего вещества применялся шеллак.

Восстановление полировки также необходимо производить спиртовыми лаками. Это обусловлено тем, что спиртовые лаки представляют собой растворы смол (как правило, шеллака) в летучих растворителях, спиртах. Плёнки спиртовых лаков образуются при испарении растворителя и могут быть снова растворены в нём.

Восстановление полировки осуществляется за счет устранения мелких повреждений плёнки старого лакана полированной поверхности. Устранение сети мелких царапин, разрушений и потёртостей лака, происходит следующим образом: ватный или шерстяной тампон оборачивают мягкой хлопчатобумажной тканью, смачивают в жидком (с большим количеством растворителя) лаке, отжимают и круговыми движениями жидкий лак наносится на реставрируемую поверхность.

Свежий спиртовой лак попадает на поверхность старого лака, частично растворяет его, а тампон, смешивает частично растворенный старый лак с новым лаком из тампона, и равномерно распределяет эту смесь по поверхности предмета. Мелкие царапины и потёртости выравниваются новым слоем практически свежего лака. Слои лака между собой спаиваются и восстановленная полировка приобретает первоначальный вид. Она однородная, прозрачная, и красивая. Имеет естественный тонкий шелковистый блеск.

Восстановление полировки современными лаками, затвердевание которых вызывается процессом полимеризации, недопустимо. Современный лак не выравнивает мелкие дефекты старого лака, не спаивается с ним, а ложиться сверху чужеродным слоем, только создавая временную иллюзию восстановления полировки.

Так как новый полимерный лак не спаивается со старым родным, спиртовым лаком, через некоторое время, возможно через год или позже произойдёт расслоение. Следующая реставрация начнётся уже с удаления современного лака и только потом реставратор приступит к восстановлению полировки.

Слои лака разных составов менее прозрачны, поверхность предмета приобретает неряшливый вид.

Восстановление полировки один из важнейших процессов реставрации. От качества отделки поверхности, во многом зависит внешний вид всего предмета.

Полировка мебели

Полированная мебель выглядит красиво, стильно, аристократично. Полировке подлежат изделия, изготовленные из дерева, имеющего красивую природную текстуру. Это мелкопористая древесина березы, тополя, красного дерева, яблони, груши, ореха, палисандра и клена.

Как производится полировка мебели, стола?

Если старая полировка на мебели обветшала, необходимо ее обновить. При полировке мебели в домашних условиях, помните о том, что необходимо соблюдать предосторожность при работе с современными химическими средствами для полировки, так как почти все из них одержат токсические добавки, негативно влияющие на органы дыхания и кожу человека. При работе с ними необходимо одевать специальный костюм с длинными рукавами, прорезиненные перчатки, респиратор и очки. Кроме того, средства для полировки легко воспламеняются, их нельзя использовать вблизи открытого огня.

1. Снятие лака с поверхности изделия.

Это можно сделать несколькими способами: при помощи скипидара, раствора аммиака, денатурированного спирта или другого растворителя. Средство тщательно распределяется по поверхности при помощи широкой кисти, затем снимается поролоном.

2. Обработка поверхности при полировке мебели

Поверхность обрабатывается наждачной бумагой сначала крупнозернистой, затем мелкой до устранения мельчайших дефектов, неровностей и шероховатостей. Поры дерева заполняют специальным порозаполнителем, который можно изготовить самому из обожженного гипса. Порозаполнитель втирают в деревянную поверхность круговыми движениями до полного заполнения пор.

3. Пропитка поверхности при полировке дерева

Этап третий. Поверхность дерева пропитывают морилкой, при этом меняется только цвет дерева, текстура его остается неизмененной. Морилки бывают водорастворимыми и масляными, обрабатывать ими поверхность можно несколько раз. Каждый слой должен тщательно высохнуть перед покрытием следующим.

4. Последний этап - полировка дерева.

В качестве полировочного материала используют лак, воск и масло, а также шеллак (используется для более дорогой мебели: полировка столов, стульев, комодов из красного дерева).

  • Самое часто используемое средство для полировки - натуральная олифа, смешанная со скипидаром, втирание смеси производится до прекращения впитывания деревом раствора, после чего составу дают высохнуть.
  • При полировке воском готовят пасту, состоящую из расплавленного воска со скипидаром.
  • При полировке стола лаком его просто наносят на поверхность, после чего зачищают мелкой наждачной бумагой.
  • Полировка шеллаком самая трудоемкая, однако, полированное им покрытие дает ни с чем несравнимый, красивый и ровный блеск поверхности.

Отделка воском или вощение

Отделка воском деревянной поверхности в настоящее время применяется в сочетании с другими видами прозрачной отделки, а также, для быстрого придания предмету ухоженного вида.

Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. Простой воск в виде мастики применяется в реставрации мебели как полировка над другими прозрачными отделками; он выполняет функцию буфера, обеспечивая защиту от загрязнения и износа. Воск вещество пластичное и липкое, к нему прилипают пылинки, капельки жира, мельчайшие волокна. К тому же, воск со временем желтеет, его необходимо снимать и заново обновлять не реже 2-3 раз в год.

Базовая масса для вощения приготавливается следующим образом.

  • 100 грамм очищенного пчелиного воска,
  • 25 грамм порошка канифоли (для придания блеска отделке),

распускается на водяной бане. В расплавленную массу добавляют

  • 50 грамм тёплого скипидара.

Всё тщательно перемешивают и сливают в стеклянную ёмкость с притёртой крышкой.

В массу для вощения можно добавить всевозможные отдушки с запахом мёда, небольшое количество красителя, и другие наполнители, но основа из воска и скипидара остаётся неизменной.

Реставраторы мебели обычно пользуются простой мастикой, изготовленной собственноручно.

Для полировки мебели наносят небольшое количество состава на обрабатываемую поверхность, равномерно распределяя по всей площади.

В течении 20-30 минут оставляют для высыхания. Затем куском шерстяной ткани или тонкого войлока полируют дерево до красивого мягкого блеска.

Как мастичный, так и пчелиный воск, растопленный, а затем расслабленный скипидаром, можно использовать без других отделок на твёрдой древесине, например на клёне или дубе. Мягкой сухой древесине также можно придать прозрачную восковую отделку. Для этого необходимо снять с неё старую отделку, которая закрывает структуру этой древесины, расчистить поверхность от въевшихся загрязнений и заново отделать воском, а затем на протяжении всей жизни проделывать эти процедуры 2-3 раза в год.

Если воск наносится на сырую неотделанную мягкую древесину, он делает невозможной последующую отделку, поскольку его невозможно удалить из пор и все новые слои политуры, лак или краски не соединяться с древесиной, произойдёт отслоение. После такой отделки реставрация мебели затрудняется.

В настоящее время вощение дерева в чистом виде применяется достаточно редко, из-за последующей сложности содержания вощеной мебели. Воск широко применяется, как составляющая в средствах по уходу за лакированной мебелью. Обработанная содержащими воск мастиками мебель приобретает красивый ухоженный вид. Мягкие растворители, снимают загрязнения, отдушки придают приятный запах, а воск, проникая в мелкие трещины и царапины, маскирует их. Иногда бывает достаточно протереть старый буфет или комод простой мастикой для паркета и любимая вещь снова станет красивой.

Реставрационные материалы для мебели очень широко представлены на современном рынке отделочных материалов. Это и всевозможные восковые наполнители для трещин и царапин, специальные лаки в баллончиках, экзотические клеи, политуры всевозможных расцветок и способов нанесения. Некоторые фирмы предлагают целые наборы в специальных, красивых чемоданчиках с восками, маркерами, шпаклёвками, тонировками, кисточками, шпателями и другими полезными вещами. Эти товары добротны, дороги и хороши. Как правило, такие реставрационные материалы годятся лишь для устранения незначительных дефектов на поверхности в основном современной мебели или паркета.

Для профессиональной же реставрации антикварной мебели используются совсем простые, но высококачественные реставрационные материалы. Основными условиями их применения является их надёжность и обратимость (ссылка принципы реставрации)

Требования современных коллекционеров к реставрации антикварной мебели . Реставрированная мебель не должна потерять своей исторической достоверности и в то же время соответствовать своему функциональному назначению. Иными словами, реставрированной антикварной мебелью, хотя и очень бережно должно быть возможным пользоваться в быту. В реставрационные мастерские мебель попадает в плачевном состоянии. предполагает глубокое вмешательство в предмет: расчистка, разборка, переклейка, восполнение резьбы и лакового покрытия. Что бы, антикварная мебель не потеряла своей исторической достоверности, все эти операции должен производить только профессиональный реставратор, применяя, аутентичные (родные) реставрационные материалы. Это означает - использовать только те материалы, которые применяли для изготовления старинной мебели в то время, когда её создавали.

Серьёзная реставрация требует серьёзной подготовки. Применяемые нами реставрационные материалы должны соответствовать высоким требованиям. Склейка, как и сто и двести лет назад - натуральным столярным клеем. Тонировка производится водными морилками и . В реставрации мягкой мебели так же применяются только натуральные морская трава и конский волос, хлопковая вата. Если необходимо восполнить участок резьбы, берётся именно та порода дерева, из которой была изначально выполнена подлинная резьба. В магазинах необходимые реставрационные материалы не продаются. Приходится искать на промышленных складах, покупать оптом и впрок, что бы всегда под рукой было всё необходимое для выполнения реставрационных работ любой сложности и надлежащего качества.

С уважением, Елена Жилина.


Сегодня лакированная мебель пользуется большой популярностью. Такие изделия красиво выглядят и придают интерьеру солидности. В то же время, у подобной мебели есть один существенный недостаток – она достаточно легко царапается. Поэтому, чтобы не приобретать новую мебель, можно постараться восстановить старую.

Сегодня реставрация предлагается многими фирмами и частными мастерами. Кроме того, вы можете обновить мебель своими руками, следуя определенным рекомендациям.

Принципы реставрации

Реставрирование лакированной мебели является отличным способом восстановления предметов интерьера, придав им привлекательный внешний вид. Как правило, чтобы устранить царапину, достаточно стереть лак с места повреждения и повторно лакировать его. Такой метод позволяет устранить любые внешние царапины с лакированной мебели.

Однако часто одними мелкими царапинами дело не ограничивается. Любой лак со временем может темнеть. Поэтому, длительное применение мебели приводит к тому, что ее лакированное покрытие начинает мутнеть. В результате предметы интерьера теряют свой презентабельный внешний вид.

Если ваша проблема касается потемнения лака, то тогда восстановление мебели также будет заключаться в стирании старого лакового покрытия и нанесения нового. Все эти процедуры вы сможете сделать своими руками.

Технология проведения реставрационных работ

Определение изношенности лакированной мебели

На первом этапе нужно определить состояние поверхности, которую вы планируете восстанавливать. Первым признаком изношенной и старой мебели, которая длительный срок была в эксплуатации, является ее визуальное постарение. В частности, на мебели может наблюдаться потемнение в области резьбы. Кроме того, частым признаком старения является наличие мелкое сеточки прямо на лакированной поверхности.

Конечно, если такие изменения не существенны, то они могут и не портить общей картины, а наоборот делают мебель ценнее. Однако при наличии значительных повреждений возникает необходимость в проведении реставрации, которую можно поручить опытному мастеру или сделать своими руками. При этом, вы можете обновить мебель, не нанеся вреда ее культурной или антикварной ценности. В крайнем случае , но структура дерева скроется под слоем краски и мебель будет иметь не такой привлекательный вид.

Выбор материала для реставрации лакированной мебели

Многим кажется, что можно обновить лакированную мебель просто при помощи тампона, смоченного спиртом. Конечно, спиртовый раствор может растворить наружный декоративный слой и устранить дефект. Однако от подобной процедуры может остаться неизгладимый след. Поэтому, лучше выбирать качественные рекомендованные материалы, к которым относится:

Шеллачная политура

Этот материал позволяет красиво подчеркнуть изящную древесную фактуру, придав ее оригинальный оттенок. Политура является одним из старейших материалов для реставрации лакированной мебели. По своей структуре шеллачная политура является особым лаком, который имеет консистенцию воды. Для реставрации деревянных поверхностей его наносят по 40-60 слоев. Благодаря этому удается получить уникальную глубину цвета.

Нитроцеллюлозный лак

Материал используется для восстановления больших площадей, покрытых лаком. Средство наносят при помощи специального распылителя, который распространяет его по поверхности с большой скоростью. Если бы скорость была меньшей, то капельки начали бы застывать по отдельности. Поэтому, нежелательно использовать для нанесения нитроцеллюлозного лака обычные пульверизаторы, так как они будут оставлять фрагменты, покрытые пузырьками. Соответственно, наносить данный материал рекомендуется только в специализированной мастерской.

Материал отличается простотой в использовании, что делает его идеальным вариантом для проведения реставрации своими руками. Пентафталевый лак не требует особой техники нанесения и при этом отличается высокой скоростью высыхания.

Этот лакокрасочный материал следует наносить минимум в четыре слоя. В качестве грунтовки выступает первый из этих слоев. После завершения восстановительных работ обязательно рекомендуется провести шлифовку лакированной поверхности. Если вы хотите сделать поверхность полуматовой, то тогда пентафталевый лак лучше всего наносить тампоном. Напротив, если необходимо получить глянцевую поверхность лакового покрытия, то лучше выбрать кисточку и тщательно провести завершающую шлифовку.

После выбора типа лакокрасочного покрытия нужно определиться с цветом. Например, можно обработать поверхность бесцветным лаком, а можно использовать цветное лакокрасочное покрытие. Если вы выбрали второй вариант, то тогда следует правильно выбрать цвет лака.

Подбор инструментов

Для проведения реставрации лакированной мебели необходимо выбрать правильный инструмент, который вам понадобиться для выполнения работ своими руками.

Основные инструменты для реставрации лакированной мебели:

  • раствор «Маалипесу»;
  • малярный скотч;
  • кисточки для покраски лаком;
  • наждачная бумага, шпатель и металлический скребок;
  • специальная шпаклевка для дерева;
  • ветошь или щеточка для устранения пыли и грязи;
  • мягкая губка для промывания;
  • картон или полиэтиленовая пленка для защиты находящихся рядом поверхностей;
  • Уайт-спирит.

Этапы восстановления лакированной мебели

  1. Подготовительный этап
  • поверхность лакированной мебели следует тщательно вымыть при помощи раствора «Маалипесу», а потом промыть при помощи обычной теплой воды;
  • с помощью скребка необходимо удалить потрескавшийся и отслоившийся лак;
  • наждачной бумагой нужно отшлифовать деревянную поверхность до матового состояния;
  • удалить пыль при помощи ветоши, щетки или тряпки.

  1. Этап нанесения лака

В основном все лакированные поверхности восстанавливаются составами на водной или акриловой основе.

Покрытие лакокрасочным материалом на водной основе:

  • на подготовленную поверхность следует нанести 2-3 слоя глянцевого или матового лака в зависимости от вашего выбора;
  • после покрытия поверхности очередным слоем необходимо дождаться, пока лак высохнет;
  • сухую поверхность рекомендуется немного отшлифовать и очистить щеткой от пыли;
  • после завершения всех работ инструменты следует вымыть мыльной водой.

Реставрация лаком на акриловой основе:

  • выбрать оптимальный по блеску вариант лака, который бы под ваш интерьер;
  • использовать выбранный лак для грунтовки поверхности, разбавив его Уайт-спиритом на 10 или 15 %;
  • загрунтованную одним слоем лака поверхность следует немного отшлифовать;
  • далее необходимо покрыть мебель двумя слоями неразбавленного лакокрасочного состава;
  • после покрытия очередным слоем поверхность рекомендуется дополнительно отшлифовать;
  • после завершения всех работ инструменты следует тщательно очистить при помощи Уайт-спирита.
  1. Этап шлифовки при помощи наждачной бумаги

На завершающем этапе после нанесения всех слоев лака необходимо тщательно отшлифовать поверхность до матового состояния. При этом пыль следует удалить при помощи щетки или тряпки.

Следуя всем этим правилам, вы получите качественную лакированную поверхность мебели, которая снова приобретет свой исходный эстетичный внешний вид.

Всем кому достался старый шкаф, тумбочка, стул, кухонный гарнитур и другие пережитки советского прошлого, не спешите выкидывать их на свалку. При помощи простых методов декорирования вы отреставрируете и сделаете их уникальными. В этой статье мы расскажем вам об основных приемах реставрации и ремонта мебели. Вместе создадим дизайнерскую мебель, способную затмить современные аналоги из магазина и мастерских.

Сколы, трещины и другие дефекты мебели – как устранить без следа?

Со временем на мебели появляются различные дефекты: сколы, трещины, отслаивание отделки. Справиться с ними можно специальными, а также самодельными средствами. Например, мелкие сколы и трещины можно обработать йодом или коричневой краской. Этот вариант подойдет для большинства вариантов старой мебели. Для более глубоких трещин рекомендуем использовать мебельный воск, разогреваем и втираем его в поврежденный участок. Вместо мебельного воска можно использовать мастику, приготовленную из 4 частей растопленного воска и 3 частей скипидара. После перемешивания втираем однородную массу в поверхность. Если трещины сопровождаются глубокими сколами, используем шпаклевку для дерева. Этот состав продается в разной цветовой палитре. Чтобы не приобретать каждый раз новую шпаклевку, рекомендуем купить универсальную белую шпаклевку и смешивать ее с нужным количеством цветной краской на водной основе для получения необходимого тона. После заполнения сколов и высыхания состава зачищаем поверхность наждачной бумагой, чтобы сгладить неровности.

Если на панелях начала отклеиваться пленка ПВХ, слегка отогните ее и нанесите клей Момент или жидкие гвозди. На приклеенный участок положите пресс, прижмите его мебельной прищепкой или струбницей. Часто на кухне мы по невнимательности можем поставить горячий чайник или кастрюлю на деревянную поверхность, в результате чего на ней появляются белые следы. Исправить этот дефект поможет мастика для полировки автомобилей. Абразивные вещества мастики удалят белесое пятно и снимут испорченный участок лака, а входящий в состав воск придаст поверхности первозданный блеск. Выдвижные шкафчики или створки плохо закрываются? Есть решение – смажьте пазы свечкой или сухим мылом. Смазка вернет им подвижность.

Окрашивание – выбираем краску и подготавливаем поверхность

Наиболее простой и доступный способ реставрации старой деревянной мебели – покраска. Перед началом работ важно выбрать правильную краску. Мастера рекомендуют акриловую краску на водной основе. Она быстро сохнет и хорошо наносится на поверхность, а при необходимости стереть с ее поверхности метки карандаша, это легко можно сделать при помощи ластика. Если вы не профессионал в окрашивании и переживаете, что краска может лечь неровно, советуем использовать аэрозоль в баллончиках. При реставрации садовой мебели учитываем, что она подвергается перепадам температур и атмосферным осадкам. Поэтому при выборе подходящей краски обращаем внимание, чтобы состав обладал антикоррозионными свойствами, так как каркас такой мебели собран из металла.

Работу начинаем с удаления старого слоя лака с краской. Ошкуриваем ее мелкозернистой наждачной бумагой. Помните, чем больше номер маркировки, тем меньше зернистость. После этого заделываем дефекты на поверхности шпаклевкой для дерева, ждем, пока она высохнет, и снова проходимся наждачкой, чтобы сгладить края. Далее грунтуем поверхность акриловой грунтовкой. Снова ждем полного высыхания. Перед началом следующего этапа обезжириваем поверхность спиртом или средством для мытья стекол.

Для окрашивания используем валик или кисть, равномерно наносим краску на поверхность. Оптимальное количество слоев – два. Каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. Если двух слоев недостаточно и дерево проявляется сквозь краску, наносим еще один или несколько слоев, пока не добьемся идеально ровной поверхности. Если вы намерены окрашивать мебель не в один, а несколько цветов, рекомендуем заклеить стыки малярным скотчем. Также малярный скотч позволит вам создать геометрические элементы и обозначить границы. После покраски он нелегко смывается и не оставляет следов. Старую советскую мебель из дерева окрашиваем в темные или пастельные цвета, отвечающие современным тенденциям.

Окрашивание мебели с подтеками, модерн и роспись красками

Если вам хочется придать вашей мебели необычный вид, рекомендуем покрасить ее тремя или более цветами с эффектом подтеков краски. Готовый результат должен напоминать стекающую краску с застывшими каплями. Чтобы добиться подобного эффекта, делаем следующее. Сначала откручиваем ручки тумбочки, шкафа. После этого окрашиваем мебель в основной цвет. Он должен быть контрастным и выделяться на фоне остальных. Белый цвет универсален, поэтому предлагаем использовать его. Когда фон высохнет, наносим второй цвет. Здесь есть нюанс. Краску нужно наносить сверху вниз, немного прижимая кисть у нижней границы слоя, чтобы получить плавные подтеки. Аналогично поступаем с третьим цветом. После окончания работы прикручиваем ручки и также окрашиваем их в заданную стилистику.

Любителям стиля модерн советуем преобразить старую тумбочку или комод следующим образом. Вытягиваем ящики, хорошенько зашкуриваем их и основную поверхность наждачной бумагой. Основу шкафчика красим красной глянцевой краской, даем ей высохнуть. Тем временем занимаемся ящиками. Для их декорирования возьмем листы фанеры цвета африканского красного дерева и вырежем их по размерам фасадной части ящиков. Сделали заготовки из фанеры, приклеиваем их к лицевой стороне ящиков на столярный клей. Теперь обрамляем края ящиков, используя молдинги. Запиливаем края под 45 градусов и стыкуем их между собой, образуя рамку для лицевой стороны ящика. Окрашиваем молдинги белой глянцевой краской. Чтобы она не выходила за границы рамки, используем малярный скотч. Краска высохла, вставляем ящики и прикручиваем ручки. Желательно, чтобы они были длинными и соответствовали цвету молдингов.

Роспись красками – еще один дизайнерский вариант реставрации старой мебели в домашних условиях. Расписывать мебель можно как вручную, так и с использованием трафаретов, которые вы можете приобрести или сделать самостоятельно. В качестве трафарета можно применять не только узоры из бумаги, но и другие фактурные материалы, например тонкое кружево. Этот материал оставляет на поверхности красивый узор, идеально дополнит стиль прованс. Чтобы краска ложилась ровнее, при использовании для росписи трафарета и кружева рекомендуем применять аэрозольную краску в баллончиках.

Обычный и кракелюрный лак – современный блеск или эффект старины?

Мебель из массива, ценных пород дерева рекомендуем лакировать. В зависимости от ожидаемого эффекта, это можно сделать при помощи обычного лака и кракелюра. Сначала остановимся на обычном акриловом лаке. Он позволит создать глянцевый блеск и придать старой мебели новое звучание. Для лучшего сцепления перед нанесением лака покрываем древесину грунтовкой. После высыхания наносим лак тонким слоем при помощи кисти или распылителя. При использовании второго варианта нанесения распыляем лак на расстоянии 30 см от поверхности. Это позволит минимизировать подтеки, но если они все же образуются, увеличиваем расстояние. Нанесли первый слой лак, он высох, можно наносить второй, а после и третий при необходимости. Акриловый лак сохнет в течение нескольких часов, но чтобы перестраховаться, советуем оставить мебель полностью сохнуть еще на сутки.

А вот нанесение кракелюрного лака отличается от обычного. Такой вариант идеально подойдет для . После высыхания на деревянной поверхности создается эффект "потрескавшейся краски", которая придает мебели старинный и антикварный вид. Работу с нанесением кракелюра выполняем в следующей последовательности. Выравниваем и грунтуем поверхность в 2 слоя. Наносим базовую краску, которая после растрескивания будет проступать через трещины. Важно, чтобы это был контрастный цвет. После полного высыхания базовой краски равномерно покрываем ее кракелюрным лаком. В зависимости от желаемой глубины и количества трещин, наносим лак толстым или более тонким слоем. Когда лак будет еще прилипать к пальцам, а краска при этом не оставаться на пальцах, можно наносить краску другого цвета. Она должна быть на один или несколько тонов светлее основы. По мере подсыхания трещины будут проявляться все больше и больше. Закрепляем полученный результат и наносим поверх акриловый лак. Чтобы отреставрированный под старину шкафчик или комод гармонировал со стилем, ручки и другие детали мебели рекомендуем покрыть бронзовой или золотой патиной.

Техника декупаж для старой мебели – небольшой мастер-класс

Реставрация старой мебели своими руками при помощи техники декупаж с каждым годом набирает все большую популярность. И это неудивительно. Ведь для обновления мебели в этой технике потребуются обычные салфетки с узором или специальные трафареты для декупажа, лак и столярный клей. При помощи декупажа можно преобразить любую деревянную мебель и предметы интерьера. Если вы новичок в этом деле, советуем начинать реставрацию с простой мебели, без сложных изгибов.

Первое, что нужно сделать – подготовить поверхность. Старый слой лака счищаем мелкозернистой наждачной бумагой или используем шлифовальную машинку. Чистая и ошкуренная поверхность обеспечит лучшее сцепление бумажной основы с поверхностью.

Второе – подготавливаем бумажные заготовки. Здесь можно использовать любые бумажные трафареты. Подойдут вырезки из газет, страницы книг, бумага с распечатанным рисунком или салфетки. Главное, чтобы бумага было не плотной, а тонкой. Так, она будет плавно ложиться, и обтекать декорируемую поверхность.

Третье – наносим клей. На подготовленную поверхность наносим строительный клей ПВА. Начинаем накладывать на клейкую основу бумагу с рисунком. Если рисунок состоит из отдельных кусочков, прикладываем их плотно друг к другу, не забывая хорошенько промазывать стыки.

Четвертое – разравниваем бумажный слой и промазываем его клеем. При помощи валика выгоняем пузырьки воздуха. Это позволит добиться идеально результата. Сверху бумажный слой также промазываем клеем. Когда бумага затвердеет, и не будет прилипать к пальцам, можно приступать к финальному шагу.

Пятое – покрытие лаком. Чтобы мебель была не только красивой, но и практичной, покрываем сверху бумажный слой акриловым лаком. Наносим его в два, а лучше в три слоя. Не забываем дать каждому слою хорошенько высохнуть.

Виниловая пленка, 3D эффект и еще несколько оригинальных идей

Добиться имитации любого природного и искусственного материала, преобразить фасады разноцветными и однотонными оттенками помогает . Она продается в рулонах, а также отдельными кусками. Пленку можно комбинировать между собой. Однако она подходит для обрамления прямых поверхностей, без сложных перегибов и геометрических форм, так как в этих случаях ее будет проблематично разгладить и довести поверхность до идеала. Самоклеящаяся пленка хорошо смотрится как на фасадах кухонного гарнитура, так и на мебели в спальне.

А вот следующая идея декорирования старой мебели особенно понравится любителям современных тенденций. Речь идет о 3D эффекте. Добиться этого эффекта можно разными способами. Главное, чтобы фигура получилась объемной и выпуклой. Как вариант, подготовьте трафарет из букв и подберите желаемый шрифт для надписи. Отнесите заготовку в мастерскую и попросите вырезать объемные буквы по образцу. После этого и приклейте буквы при помощи столярного клея, также предварительно покрасив и их.

Если стекло разбилось, замените его плотной сеткой. Это довольно популярный тренд, который можно увидеть в современных моделях. В отличие от стекла, такой фасад не разобьется и придаст изюминку старой мебели.

Дополнить дизайн старой мебели можно и при помощи ткани, а также бечевки или веревки. Из ткани вырезаем красивые вставки для обрамления молдингов на шкафу или комоде, которые часто можно увидеть на старой советской мебели. Для таких целей лучше подбирать плотную ткань, например гобелен. Поверхность необходимо тщательно смазать столярным клеем, приложить ткань и плотно натянуть, как на пяльцах, а затем вставить деревянные обрамления обратно. Из веревки или бечевки можно придумать оригинальные обрамления. Например, скрутите веревку в бублик, фиксируя завитки при помощи горячего клея, или обрамите отдельные элементы на мебели и подчеркните контур. Заготовки из веревки и бечевки также приклеиваются к поверхности при помощи столярного клея.

Замена обивки старого стула – преображение на глазах

Если деревянный каркас вашего стула находится в отличном состоянии, а сидение давно протерлось и портит внешний вид, пришло время его поменять. Ранее мы уже рассказывали про своими руками, где подробно делились советами по выбору подходящей ткани и наполнителя. Советуем вам предварительно ознакомиться с этой информацией, чтобы приступить к дальнейшей части реставрации.

Начинаем работу с откручивания сидения. Осматриваем старый наполнитель, если он износился, меняем его. Если у вас нет денег на покупку нового поролона, сделайте мягкий наполнитель сами, используя старое одеяло или покрывало.

Далее измерьте габариты сидения, чтобы сделать правильную выкройку. Советуем делать выкройку с запасом, необходимо оставить ткань на подгиб, а также учесть натяжку. Чтобы не ошибиться в этом ответственном шаге, длину и ширину ткани для обивки увеличиваем в 1,5 раза. Кстати, если вы не хотите специально приобретать ткань для сидения, используйте для обивки материю старой рубашки, куртки, покрывала или вязаной кофты. Особенно оригинально такие идеи реставрации обивки смотрятся на кресле. С их помощью можно создать необычный арт-декор, обшить спинку старым кашемировое пальто вместе с воротником и пуговицами.

Приложите подготовленную выкройку к мягкому сидению. Примерьте и предварительно натяните ткань, лишние края обрежьте. Заверните ткань с одной стороны по прямой линии и зафиксируйте ее при помощи скоб, двигаясь от центра к краям. Хорошенько притяните ткань, убедитесь, что нет складок. Аналогичную процедуру проделываем со всеми остальными сторонами, проверяя каждый раз, чтобы материал был хорошо натянут. После этого заворачиваем углы по диагонали и фиксируем складки скобами. Прикручиваем обтянутое сидение к стулу.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.