Сценарий мероприятия к международному дню родного языка. Сценарий праздника к Международному Дню родного языка «О родной язык, певучий…


Министерство образования Московской области
Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
образовательное учреждение
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«раменский дорожно-строительный техникум»
(РАДОСТ)
СЦЕНАРИЙ
ПРАЗДНИКА
«ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА»

Раменское
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Международный день родного языка
21 февраля Международный день родного языка (International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты - участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.
Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.
Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура сказал: «Языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками». (Источник: http://www.calend.ru/holidays/)
Сценарий праздника
«Международный День родного языка»
Дата проведения: 19 февраля 2016 г.
Место проведения: ГБПОУ МО Раменский дорожно - строительный техникум
Оформление: книжная выставка «Международный День родного языка», стенгазеты, презентации и видеоролики
Ведущая – преподаватель русского языка и литературы Меркурьева Елена Анатольевна
Звучит мелодия из к/ф «Цыган» (http://mp3-pesnja.com)
Открывает мероприятие Меркурьева Елена Анатольевна
Люблю тебя, русский язык
Люблю тебя, русский язык! В нем столько добра и силы, В нем слышится русский простор, В нем слышится голос России.
Люблю тебя, русский язык! Великое русское слово! В нем вижу я Пушкина лик, В нем вижу я образ Толстого.
За то, что красив и могуч, За то, что, как солнце, велик, За слово, как солнечный луч, Люблю тебя, русский язык! (Яна Зимина)1
Ведущий 1. Язык – необходимое условие существования человека и нации. С древности люди понимали важную роль языка в человеческом обществе. Уже в Ветхом Завете помещена легенда о Вавилонской башне, смысл которой в том, что потеря единого языка не дала людям возможности осуществить их общий замысел. В средние века во многих европейских странах велась ожесточенная борьба за право вести богослужение и научную деятельность на родном языке, а не на латинском.
Просмотр видео «Ералаш» «Почему мы так говорим?» 1974, Выпуск № 1 сюжет №2 (https://www.youtube.com/watch?v=rG2k2Z8IO04)
Ведущий 2. К. Г. Паустовский говорил: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».
Чтец 2. Дорожите Родным, милым словом! Многоликим - Большим языком! Нашей жизни Он – первооснова, Всем народам планеты – знаком! Берегите его от цветистых Иностранных и чуждых нам слов, Чтоб поток – от наречий ручьистых- Не затмил родника родников! В нем черпайте живящую силу: Русских говоров, песен, стихов… - Все, что дорого сердцу, чтоб слилось В языке - как основе основ! (Денис Коротаев)2
Просмотр видео 21 февраля – день родного языка (https://www.youtube.com/watch)
Ведущий 1. Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой.
Гаснет усталая словесность,Разговорная краса;Отступают в неизвестностьРечи русской чудеса.Сотни слов, родных и метких,Сникнув, голос потеряв,Взаперти, как птицы в клетках,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда,В быт обыденный верни,Чтобы речь, людское чудо-
Не скудела в наши дни. (В.С. Шефнер)3
Просмотр видео «Дед и подросток» в исполнении братьев Пономаренко (https://yandex.ru/video/search?text)
Ведущий 2. В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления.
Ведущий 1. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
Сегодня все наречия планеты Идут единой поступью под марш, Неся в себе культуру милой речи, И уникальность среди равных масс. Родной язык - богатое наследство, Пришедшее из глубины веков. Ты отражаешь мысли человека, Ты помогаешь выразить любовь. Ты создаешь из букв стихотворенья. Храня в запасах сотни тысяч слов. Спустившееся к нам благословенье – Родной язык, проникший в нашу кровь.4
Просмотр презентации группы №111
Ведущий 1. В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа. Кроме того, русский язык повлиял на творчество братских народов, живущих на территории нашей страны.
Любой язык по-своему велик, Бесценное наследство вековое. Так берегите свой родной язык, Как самое на свете дорогое.
Просмотр презентации группы №112
Ведущий 2. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!
Язык, великолепный наш язык.Речное и степное в нем раздолье,В нем клекоты орла и волчий рык,Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.Березовая роща. Свет сквозной.Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Поняв, что речь речного серебраНе удержать в окованном вертепе,Пойдешь ты в путь дорогою Петра,Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
Гремучим сновиденьем наявуТы мысль и мощь сольешь в едином хоре,Венчая полноводную НевуС Янтарным морем в вечном договоре. (Константин Бальмонт)5
Просмотр презентации группы №113
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник.
Блещут бескрайностью русского слова –
Выучи русский язык!* Сабир Абдулла
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1http://www.proza.ru/2009/06/05/1018 Яна Зимина
2http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/ Денис Коротаев3http://stranakids.ru/stihi-shkolnye-predmety/3/ Вадим Сергеевич Шефнер4http://pozdravleniya2.com/publ/408
5http://www.stihi.ru/2010/01/23/8910 Константин Бальмонт

Международный день родного языка

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности ксвоим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

Подготовительная работа: подборка информации учениками 4 класса о быте русских, башкир, подбор фотографий для презентации. Организация выставки народных промыслов. Разучивание сценки (приложение 1). Оформление зала изречениями известных людей о русском языке (приложение 2).

Ход мероприятия

1. Сегодня мы поговорим о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.

2. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.

3. Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч…

4. Он – язык Луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

5. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

6. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский. В Челябинской области проживают носители различных языков.

7. Не случайно, мы сегодня перед вами предстали в русских народных костюмах. Мы являемся представителями данной национальности. Важно помнить, что

Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, важность этого факта отображена в Конституции РФ. Россия является мононациональным государством, так как более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия - многонациональное государство. Давайте вспомним, что такое национальная культура.

8. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

9.«Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

10.У каждого народа есть свой костюм. Особенности русского народного костюма вы видите на нас, они также представлены на слайде. А знаете ли вы, что Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы.

11. У русских, как и у других народов есть свои традиционные праздники. Такие, как святочные недели, масленица, Пасха, Посиделки (супредки), которые устраивались в осенне-зимний период, Сборы (хороводы, улицы), которое представлено как летнее развлечение молодежи наоколице деревни, на берегу реки или у леса.

12. Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим!

13. А знаете ли вы, Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей, для защиты дома и его обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро и любовь согревали душу и напоминали о родном доме и семье.

14. Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и технологий. Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека.

Это только небольшая часть обычаев и традиции русского народа. На нашей маленькой выставке представлена только сотая часть русской культуры.

Ребята, а вы знаете, сколько национальностей проживает в Челябинской области? На слайде представлены данные переписи населения 2010 года, из таблицы видно…..

Наше учреждение нельзя назвать однонациональным, так как вместе с вами в учреждении обучаются дети таких национальностей, как татары, узбеки и башкиры. И сегодня нам бы хотелось представить небольшое повествование о культуре башкир. А поможет мне в этом (приглашенный гость)

Знакомство с культурой башкир.

15. Ребята, вы сегодня наглядно увидели представителей двух национальностей. Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача.

А чтобы сберечь свой язык, на нем надо говорить и писать правильно. ."Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький). Посмотрите, к чему может привести незнание простейших правил.

Сценка про апельсин, колечко и сосна. (приложение 1)

16. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и любой язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

Игра собери пословицу.

Пословицы. На слайде «Собери пословицы»

Сначала подумай - потом говори.

Не храбрись словом, а покажи делом.

Меньше говори - больше дела твори.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

У народа речь - союзница,

Он в неё всю душу влил,

В самом сердце, словно в кузнице,

Все слова он закалил.

17. Любите свой родной язык, уважайте традиции. Ведь уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете. Все языки по-своему самобытны. Они имеют те слова, выражения и обороты, которые в точности отражают обычаи и менталитет народа. Как и наши имена, родной язык мы познаем и обретаем в глубоком детстве из уст матери. Он формирует наше восприятие жизни и сознание, пропитывает национальной культурой и обычаями.

18. Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

19. Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

20. Вот и подошёл к концу наше мероприятие, посвящённое Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Приложение 1

Сценка “Словечки-колечки”.

Грустный, сонный, невеселый

Женя наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул.

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка

“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки.В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)

Вместе.

Что ты Женя сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!

Апельсин.

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко (плачет).

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!

Я до слёз возмущена!

Сосна.

Можно только лишь со сна

Написать, что я – “САСНА”!

Апельсин.

Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены!

Женя! Женя! Брось лениться!

Так учиться, не годиться!

Колечко.

Невозможно без вниманья

Получить образованье.

Будет поздно! Так и знай:

Станет неучем лентяй!

Сосна.

Если ты ещё хоть раз

Искалечишь, мальчик, нас –

Мы с тобой поступим круто:

Нашей честью дорожа

Имя Женя в полминуты

Переделаем в ежа.

Вместе.

Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!

Женя вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Подавил зевоту

Взялся за работу.

Приложение 2

Высказывания о русском языке:

"Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)

"Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)

"Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)

"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Международный день родного языка 21 февраля 1 Он был учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Празднуется с 2000 года.

День родного языка – праздник, который начали отмечать не так давно. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его не нужными словами, грамотно ли говорим. А ещё в этот день мы должны вспомнить, как много языков есть на земле, и каждый надо ценить. Ведь язык – это культура народа. Знакомство с другими языками помогает понять, как интересен и разнообразен мир.

Звучит русская народная плясовая. Пританцовывая, выходят
Ведущая и Ведущий.I

Ведущая. Что за праздник нынче мы отмечаем, весельем да радостью встречаем?I

Ведущий. Праздник необычный, но очень симпатичный. День русского языка, вот какой праздник.

Ведущая. А-а-а, вот оно что. Наверное, этот день сегодня отмечают в школах всего мира, ведь праздник же международный.

Ведущий. Верно, он создан совсем недавно — с 2000 года по инициативе международной детской организации ЮНЕСКО с целью сохранения культурных традиций всех народов.

Ведущая. Вот и празднуют его сегодня на разных языках- в Германии на немецком, во Франции на французском, в Англии на английском. А мы — на своем, на родном нашем русском.

Ведущий. О, это великий язык. Сколько в нем прекрасных слов! И изучать русский язык можно до бесконечности, узнавая в нем все новые и новые стороны, делая все новые и новые открытия.
Ведущая. Учите русский годы кряду
С душой, с усердьем и с умом.

Вас ждет великая награда,

И та награда — в нем самом.

Ведущий. Попробуем провести небольшую викторину по русскому языку.

1 этап Что мы знаем о слове?

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего строительного материала и самая главная – корень.

КОРЕНЬ: У слов корень – это самое важное, самое главное. Он берет на свои плечи смысл не только одного слова, а и многих. И эти многие слова с одним корнем оказываются родственными.

ПРИСТАВКА: Слева от корня располагается приставка и придает слову новое значение. С помощью приставок представляются большие возможности образования новых слов. Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления.

Суффикс Справа от корня стоит суффикс, который также придает слову новое значение. В одних словах суффиксы отражают положительную оценку предметов, в других – отрицательную. Одни слова звучат ласково, другие – пренебрежительно, иронически.

ОКОНЧАНИЕ: В конце слова стоит окончание. Окончания служат для связи слов в предложении.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

— Извини меня!

Это значит:

— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня,

Свое пространство, свои рубежи,

И когда я слышу:

— Обереги меня!

Это значит:

Берегами меня окружи.

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

— Защити меня!

Это значит:

Укрой меня щитом!

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

Ведущий.. Вот вам первое задание.

Ребята, от какого слова произошло, слово извини?

— От какого слова произошло слово обереги?

— Какой корень в этом слове? Назовите приставку.

(Ответы детей)

— Какой корень в слове защити? Назовите приставку

— Какое окончание в этих трех словах?

Ведущая А вот второе задание.

Вы должны были посмотреть в толковом словаре значение слов ведьма, медведь и ответить на вопрос: «Какого цвета курочка Ряба?»

Учитель Являются ли слова ведьма и медведь родственными?

Дети. Слова ведьма и медведь родственные. Они произошли от одного и того же слова ведать, то есть знать. Ведьма - знающая, знахарка. Когда-то это слово было хорошим, ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало плохим. Медведь - зверь, который ведает, знает, где находится мед.

У. Назовите корни в этих словах.

Ответы детей.

А кто ответит, какого цвета курочка Ряба? Почему ее назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?

Д. Курочка Ряба - рябая, пестрая.

— Скажите, что за ягодка?

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Д. Рябина.

У. Почему ее так назвали?

Если дети не объясняют, то учитель показывает им рисунок с гроздью рябины и говорит, что слово рябина, как и Ряба, произошло от славянского слова ряб, что означает «рябой», «пестрый». Ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает ощущение, что рябит в глазах.

Как вы думаете, какой корень в слове рябина?
Ответы детей.

Одни говорят, что корень ряб, а другие рябин. Кто же
прав? Значит, от корня могут образовываться не только но-
вые слова, но даже и новые корни. Суффикс ин так прирос в
слове рябина к корню ряб, что получился новый корень рябин. А из него выросли новые слова.

— Назовите за минуту родственные слова с этим корнем.

Д. Рябина, рябинка, рябинник, рябинный, рябиновый

Ведущий. Что же, ребята успешно справились с этими заданиями. Тогда — задание потруднее. Попробуем научиться писать стихи. Я вам дам рифмы для окончаний поэтических строчек, а вы придумайте к ним начала.

Ведущая. Я знаю: такая игра называется красивым французким словом «буримэ». Итак, ребята, играем в буримэ, сочиняем стихи

Ведущий. Вот последние слова в строчках: щенка — пока, помогите- найдите.

Ведущая. Вот еще одна интересная игра, которая возможна только в русском языке — расшифровка крылатых выражений

Ведущий.. Крылатые выражения — это сочетания слов, которые стали всем привычными. Например, когда человек отправляется на трудное задание, ему принято желать ни пуха, ни пера. Кто знает, откуда пошло такое выражение? Оказывается, его придумали охотники. Отправляясь на охоту, они боялись спугнуть удачу и притворно желали друг другу не принести домой ничего — ни пуха, ни пера. Теперь это ходячее выражение, которое означает пожелание успеха.

Ведущая. А кто сообразит, что означают следующие выражения

рукой подать, в час по чайной ложке, спустя рукава.

4 этап. Слова-невидимки.

Ведущий. Теперь давайте попробуем встретиться в словах русского языка с невидимками.

Ведущая. С невидимками? А что это такое?

Учитель:Это слова, которые запрятаны в другие слова. Попробуем их найти. (Вывешивает плакат с написанными словами хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка.) Договоримся так, ребята. Я буду читать по одному слову, а каждый, кто найдет в нем другое, поднимет руку и расскажет о своей находке. (Чтение слов, школьники выполняют задание.)

Ведущая А вот задание потруднее.

Нет слов-неведимок хитрее на свете,

Запрятались так, что не всякий заметит.

Но мы их сумеем с вами найти.

Сначала слова на табличках прочти.

И помни: все буквы из первого слова

Должны появиться в составе второго,

Но только расставить их нужно иначе.

Попробуй-ка справиться с этой задачей.

Спаниель несется вскачь.

Принял апельсин за мяч.

В музее стоит золотая карета,

К далекой звезде стартовала ракета.

Насос накачивает шину,

Растет сосна среди равнины.

У лодки о камни корма раскололась.

Атлас листает задумчиво брат

Сестра уплетает на кухне салат.

Ромашка в поле расцветает.

Над нею мошкара летает

Ведущий. Недаром говорят, что русский язык от других отличается и напевностью, и музыкальностью, и поэтичностью. Поэтому на русском языке сложено так много песен, стихов и прибауток, пословиц, загадок

Ведущий. Причем, отметим, что сложены они с незапамятных времен, когда еще народ был в основном неграмотным, передавались из уст в уста и этому получили название «устное народное творчество». Вспомним эпизоды из таких сокровищ устного народного творчества.

Учитель. Назовите пословицы, связанные со всеми изображенными предметами.

(Посади свинью за стол, она и ноги на стол. Цыплят по осени считают. Яблоко от яблони далеко не падает. Собака лает, ветер разносит. Шила в мешке не утаишь.)

Ведущая. Вот как много нового мы узнали сегодня о нашем родном языке — русском.

Ведущий. И как хорошо, что существует такой праздничный День родного языка, когда мы в очередной раз можем убедиться том, что русский язык- один из самых лучших языков во всем мире.

Учитель. Наш праздник заканчивается. Надеюсь, что вы сегодня убедились в том, что заниматься таким предметом как русский язык, вовсе не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно.

Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей жизни.

Главная > Сценарий

«День родного языка» проводится для учащихся ГБОУ СОШ № 107

Координатор – Куземина О.А.

Идея: «Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия в его материальных и нематериальных формах. Любая деятельность по содействию распространению родного языка поможет не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире, а также солидарности на основе понимания, терпимости и диалога» (ЮНЕСКО)

Цель: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа.

Сценарий радиопередачи «Международный День родного языка».

(На всем протяжении трансляции радиопередачи звучит музыка А. Вивальди «Времена года». В начале – громко, затем – чуть слышный фон).

1 ведущий:

Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А. П. Чехов.

2 ведущий:

Двенадцать лет назад на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Это произошло в ноябре 1999 года, а отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления.

3 ведущий:

Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля. И мы, ведущие сегодняшней радиопередачи, хотели бы подробнее остановиться на теме важности изучения и любви к родному языку. Ведь язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

1 ведущий:

А как красиво сказал о родном языке русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин: «Да будет же честь и слава нашему языку, который течет, как гордая величественная река – шумит, гремит – вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».

3 ведущий:

Согласитесь, друзья, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.

2 ведущий:

Сегодня мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, празднуем День родного языка. В связи с этим мы пригласили в нашу студию Дипломанта конкурса чтецов «Я лиру посвятил народу своему…» ученицу 7 класса «А» Рудую Алину, которая прочитает нам стихотворение «Родной язык».

(Музыкальный фон усиливается, затем делается тише)

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

(Музыкальное отступление)

1 ведущий:

Сегодня очень важный день. Ведь когда мы говорим на родном языке, мы сохраняем культуру и традиции своего народа.

2 ведущий:

Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

3 ведущий:

Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

1 ведущий:

Замечательный русский писатель Максим Горький написал о русском языке: «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им».

2 ведущий:

Завершить нашу радиопередачу, посвященную Международному дню родного языка, хочется отрывком из стихотворения кабардино-балкарской поэтессы Т. Зумакуловой «Два языка»:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

(Звучит музыка)

Внеклассное мероприятие

« Язык – живая душа народа», посвящённое Международному дню родного языка.

Цели мероприятия :

Образовательные:

познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;

сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу; повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе;

владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).

Воспитательные:

сформировать любовь и интерес к родному языку, поэзии;

научиться уважать язык и культуру других народов;

работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.

« Язык – живая душа народа»

21февраля - Международный день родного языка

Ход мероприятия

Ведущий (учитель ): Сегодняшнее мероприятие, посвященное Международному дню родного языка, хочется начать с высказывания П. А. Вяземского о языке: Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной...

и продолжить фразой генерального директора ЮНЕСКО Контиро Мацуура:

«Языки, по существу, имеют важнейшее значение для самобытности групп населения и отдельных людей и для их мирного сосуществования».

Чтец 1

Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты - участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Чтец 2

Сегодня в мире существует около 7000 языков, и более половины из них могут исчезнуть на протяжении жизни нескольких поколений, а на 96% этих языков говорят всего лишь 4% населения планеты. Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, и менее ста языков используются в мире цифровых технологий.

Проведение Международного года языков пришлось на такое время, когда языки все больше оказываются под угрозой. Язык открывает путь к изменению и развитию человеческого общества. Использование - или отказ от использования языков может открыть или преградить дорогу в будущее многим представителям общества в мире.

Чтец 3

ЮНЕСКО посчитало исчезающие языки в России. 136 языков в России находятся в опасности, и 20 из них уже признаны мертвыми. Такие цифры приводятся в интерактивном Атласе исчезающих языков мира, опубликованном на сайте ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО определяет жизнь языков по 9 критериям, в том числе по числу нх носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных материалов, отношению к языку внутри общества. Далее все языки делятся на 6 категорий: "находится в безопасности", "положение вызывает опасение", "язык находится под угрозой исчезновения", "язык находится в серьезной опасности", "язык находится в критическом состоянии", "язык исчез".

Чтец 4

Звучит музыка (северных народов)

Если рассмотреть карту российских языков, то помимо 20 исчезнувших языков

(айнского, югского, убыхского) в России еще 22 находятся в критическом состоянии (алеутский, терско-саамский, ительменский), 29 - в серьезной опасности (нивхский, чукотский, карельский). Под угрозой исчезновения - 49 языков, в том числе калмыцкий, удмуртский и идиш. Опасение вызывает положение 20 языков, в числе которых оказались белорусский, чеченский, якутский и тувинский. Всего 136… Стоит учесть, что удмуртский, калмыцкий, якутский, тувинский и чеченский - государственные языки республик РФ.

Всего атлас ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 7 тысяч, существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не более чем по десять человек. В последние несколько десятков лет полностью исчезли 200 языков.

Чтец 5

Читает отрывок из стихотворения Леонида Корнилова (под русскую музыку)

Немота перейдёт все границы.
И полмира забудет слова.
И минута молчанья продлится
Может, год, может, век, может, два.

Мне последнего слова не надо.
И когда хлынет кровь под кадык.
Не иконы, а книги, как лики,
Остаются на полках высот.

Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык

Ведущий (под музыку народов мира)

Человеческий язык необычайно многообразен. Чтобы оценить это многообразие, необходимо изучать больше разных языков. За последнее десятилетие XX века отмечено, что в мире говорят более чем на 6000 языках. Но если спросить обычных людей, сколько языков существует в настоящий момент в мире, то они назовут гораздо меньшее количество (от нескольких десятков до нескольких сотен).

Как животный или растительный мир, многообразие языков находится в опасности. В недалеком будущем ни профессиональные лингвисты, ни простые люди больше не встретят носителей некоторых языков…

Чтец 1

Все языки, близкие к исчезновению, можно разделить на три группы. В первую группу войдут мертвые языки – это когда исконных носителей языка нет (например, латынь или шумерский язык); умирающим считается язык, носители которого еще остались, но которому уже не учат детей; живым языком является тот, которому продолжают учить детей.

Умирающий язык обычно исчезает через одно-два поколения, когда дети, родители которых уже не знают родного языка, учат его от своих бабушек и дедушек.

Чтец -2

Подсчитано, что из всех языков, существующих на сегодняшний день в мире, через сто лет 90 процентов либо совершенно исчезнут с лица земли, либо будут находиться на грани исчезновения.

Языки умирают во всех точках земного шара, начиная с кэрнских джунглей с языка дьирбал, заканчивая островом Мен в Ирландском море, где в 1974 году умер последний носитель местного кельтского языка.

Чтец -3

Языки вымирали на протяжении всей известной нам истории: шумерский язык, на котором говорили в самой первой великой цивилизации Месопотамии (современный Ирак), вымер приблизительно во 2 тысячелетии до н.э., тогда как его преемник, аккадский (язык Вавилонии и Ассирии) исчез в середине первого тысячелетия до н.э.

В современном мире процесс умирания языков происходит быстрее. До сегодняшнего дня малочисленные языковые группы смогли выжить, сохранив свой родной язык и овладев общим языком региона. Однако из-за роста централизации в 20 веке такое редко можно встретить

Чтец 4

Чтение стихотворения Ивана Бунина под музыку русских классиков

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Чтец 5

Почему исчезают в наше время языки? Потому что правительствам стран экономически не выгодно обслуживать население на всех языках. Растущая популярность средств массовой информации, спутниковая связь, средства массовой коммуникации упрощают языковое общение, а такие языки, как английский, приобретают доминирующее значение.

Если человек или группа людей решили отказаться от своего родного языка, унаследованного от предков, уже мало что можно сделать, чтобы спасти его…

Ведущий

Однако языковые сообщества хотят сохранить свой родной язык, как и свою культуру. Ценную помощь в сохранении языка могут оказать лингвисты: разработать для него систему письма; документально зафиксировать исчезающие языки, составить словарь, подобрать тексты для иллюстрации различных правил (это могут быть как народные легенды, так и образцы повседневной разговорной речи).

Как можно сохранять и возрождать отдельные виды растений и животных при помощи их ДНК, так же можно записывать на пленку или диск фонетику, грамматику и лексику для последующих поколений, восстановив по ним весь язык. Сохранение и восстановление языков возможно и необходимо.

Чтец 1

Самым известным примером возрождения языка служит иврит (древнееврейский). На нем была написана большая часть Ветхого Завета. В течение многих веков язык не использовался в повседневном общении, но выжил, благодаря стараниям ученых и тому, что все это время он продолжал использоваться в качестве языка культа. С девятнадцатого века на иврите снова стали говорить…

(Звучит еврейская мелодия)

Чтец 2

Чтобы не возрождать языки, нужно направить все силы на их сохранение. Язык каждого народа-творца – это дар Божий. Сейчас в мире появляется все больше языковых обществ, которые твердо намерены сохранить свой родной язык, как и прочие аспекты культуры. Каждый национальный язык прекрасен и неповторим. Давайте вслушаемся в звучание русского, армянского, татарского…Сколько прелести и содержания, сколько вековой мудрости скрыто в их недрах…

Чтец 3

Чтение стихотворения армянской поэтессы 20 века Сильвы Капутикян (отрывок)

Звучит армянская музыка

СЛОВО СЫНУ

Едва забормотал ручей,

Едва над зеленью долин

Запела птица меж ветвей -

Заговорил и ты, мой сын.

Ты слово первое сказал

На древнем нашем языке,

Губами детскими припал

К бессмертным струям в роднике.

Мой сын, тебе я отдаю

Наследство. Обещай беречь,

Как ценный клад, как жизнь свою,

Армянскую родную речь.

Гремел в пустынях наш язык,

Звенел у края горных троп,

Стрелою Гайка* в мир проник,

Ему учил народ Месроп*...

На свитках письменами стал,

Стал нашим знаменем в веках

И вел народ меж диких скал

Под небом в хмурых облаках…

Чтец 4

Чтение стихотворения татарского поэта Габдулы Тукая (в переводе: А.Чепурова)

Звучит татарская народная музыка

РОДНОЙ ЯЗЫК

О, как хорош родной язык, отца и матери язык,

Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!

Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,

А после - бабушка меня старалась сказкою унять.

Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет,

И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.

Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог:

"Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!"

Чтец 5

Чтение стихотворения русской поэтессы Серебряного века Анны Ахматовой

Звучит русская музыка

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Ведущий: Прослушав удивительные творения русских, армянских и татарских поэтов, давайте обратимся к истории языка и литературы. Проявим знания и свою эрудицию, ответив на вопросы викторины.

Учитель задает вопросы:

1. Какая организация учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля и «Международного дня русского языка» 6 июня? (ЮНЕСКО)

2. Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч)

3. Сколько языков мира находится под угрозой исчезновения? (400, в Европе – 50), в России?(136)

4. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

5. В каком веке началось формирование русского национального литературного языка? (в 17в.)

6 .Входит ли русский язык в состав 6 официальных рабочих языков ООН? (входит)

7. Назовите государственный язык Российской Федерации? (русский язык)

8 .Какие поэты и писатели18-19 в.в стояли у истоков русского литературного языка? (А. С.Пушкин, М. В. Ломоносов, И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.)

9. Какие пословицы и поговорки о родном языке вы знаете?

Выскажите свою точку зрения по данной теме. Как вы понимаете фразу?

«Живым языком является тот, по которому продолжают учить детей…»

«Язык – живая летопись народа»

«Мой личный вклад в сохранение родного языка»

« Что хотите вы мне говорите…
Как в пространстве царит высота,
Так числом русских букв в алфавите
Измеряется возраст Христа».

Ведущий: Сегодняшнее выступление хочется закончить словами английского лексикографа и эссеиста 18 века: «Мне всегда очень жаль, когда еще один язык исчезает с лица земли, ведь язык – это родословная народа» и от себя добавлю: «Берегите родной язык, не засоряйте его».



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.