Известные русские исторические личности и их цитаты о либералах. Либералы в современной россии

Политическая жизнь на нашей планете становится все более напряженной. После введения санкций она касается практически каждого человека в стране. Поневоле начинаешь интересоваться, что происходит в правящих кругах. И сразу сталкиваешься с вопросом о том, кто такие либералы. Он возникает, стоит только просмотреть несколько статей или передач, связанных с внутренней политикой России. Одни либералов хвалят на все лады, другие ругают не менее громко. Кто прав, кто виноват, разобраться тяжело. Наверняка начинать необходимо, как это ни неприятно, с выяснения сути философии. А именно: какие идеи отстаивают, откуда взялись, как видят будущее, тогда станет понятно, кто такие либералы. Давайте попытаемся коротко разобраться.

Из истории

Понятно, что читателя интересуют либералы России.

Ведь именно они влияют на его жизнь. Однако придется отмотать время назад и заглянуть в корень возникновения данной идеологии. Иначе суть дальнейшего будет просто непонятна. Дело в том, что на настоящий момент человечество родило три различные идеологии, соперничающие меж собой, если не сказать борющиеся. Их носители стараются внедрить в различных государствах собственные взгляды, построить свою систему. Назовем приверженцев этих трех идей. Это либералы, консерваторы и социалисты. В демократическом обществе создаются партии, продвигающие те или иные идеи. Однако каждая из них придерживается одной из вышеназванных идеологий. Каждое течение имеет множество тонкостей, выражаемых в нюансах провозглашаемых принципов или целей. Некоторые партии являются, так сказать, гибридными. То есть сочетают в своих программах принципы различных идеологий. Но это не особенно важно. Нам, чтобы понять, как влияют либералы России на положение в стране, достаточно факта наличия у них идеологических противников. Из их противостояния и складывается внутренняя политическая жизнь, что непременно отражается на благосостоянии граждан.

Взгляды либералов

Мы начнем с чистой теории. То есть рассмотрим сугубо идеологию. Затем сравним ее с соперничающими, чтобы понять глубже. Необходимо учитывать, что все три идеологии борются не просто в умах. Полем их практической реализации является государственное устройство. Именно так, в общем. То есть каждая идеология рождает собственное общественное движение. Либералы и консерваторы, к примеру, образуют политические партии, которые отчаянно сражаются за власть. Естественно, им необходимо преподнести свои идеи электорату в самом выигрышном свете. Чем же привлекают либералы? Их основная ценность - свобода. Она распространяется на все сферы жизни общества. В экономике она выражена конкуренцией с равными правами. Об этом все слышали. Имеется в виде так называемый свободный рынок. Граждан либералы привлекают главенством права. То есть в идеале все люди равны между собой. Каждый имеет право на свои мысли и ценности. Кроме того, их предлагается совершенно свободно транслировать обществу. Ограничения либералы считают неприемлемыми, кроме особых случаев. А именно преступлений. В остальном гражданин, по их понятиям, имеет полное право на все, чего желает. То есть ответить на вопрос о том, кто такие либералы, можно следующим образом. Это политическое течение, борющееся за полноту гражданских свобод. Теория вполне привлекательная, не находите?

Сравним с консерваторами

Извечные «враги» либералов строят свою идеологию на «охранительстве». Консерваторы считают, что в обществе должно быть, даже главенствовать, нечто незыблемое. Оно составляет идеологическую основу, на которой развивается все остальное. К примеру, нынешние российские консерваторы говорят о семейных ценностях. Имеется в виду, что данный общественный институт нельзя менять в угоду новомодным течениям. Он незыблем. Им в пику создается ЛГБТ-сообщество, отрицающее традиционный институт семьи общественное движение. Либералы и консерваторы строят свою полемику вокруг данного вопроса. То есть, стараются доказать людям привлекательность своих взглядов, заметим, в данном случае взаимоисключающих друг друга. То же наблюдается и в области организации экономики государства. Либералы отстаивают полную свободу. Консерваторы же считают, что необходимо сохранять некий «устоявшийся уклад». К примеру, неоконы говорят о незыблемости частной собственности. Кстати, в этом либералы им не противоречат. Однако они считают, что нельзя жесткими правилами ограничивать свободу предпринимательства. То есть любой гражданин должен иметь возможность конкурировать с другими на равных. Получается, движение либералов, в принципе, довольно демократично и гибко. В теории оно вполне может сосуществовать с конкурентами, найти консенсус. Однако на практике выходит иначе.

Оттенки либерализма

Идеология - достаточно сложная тема. Дело в том, что развитие и воплощение любой мысли невозможно мгновенно. Для ее внедрения в общество требуется достаточно много времени. Плоды, как принято считать, появляются через годы, а то и десятилетия. А вот приверженцев партии привлекают моментально красивыми лозунгами или интересными проектами. Люди нечасто вникают, к чему конкретная идея может привести общество. Поэтому необходимо разбираться в оттенках и нюансах либеральной идеологии. Для этого опять обратимся к истории. Так, в девятнадцатом веке возникло особое движение - либералы-социалисты. Оно в своей идеологии отталкивалось от того, что рабочий класс стал в целом более грамотным, приобрел избирательное право. Типичный либерал-социалист того времени предлагал бороться против детского и опасного труда, за повышение заработка. Все это предлагалось закрепить законодательно. Для девятнадцатого века идеи вполне прогрессивные. Представители иного направления либерал-демократы считали, что развитию гражданского общества может помешать только вмешательство государства. Его упрекали в ограничении гражданских свобод. Оба указанных либеральных течения конфликтуют между собой. Социалисты считают, что демократия не может сосуществовать с частной собственностью. Их оппоненты говорят о приоритете свободы личности вне зависимости от имущественного положения.

Конкретизируем отличия либералов от других идеологий

Есть несколько моментов, которые помогут понять, суть предлагаемого материала. А именно отношение представителей описываемых идеологий к основополагающим основам государственного устройства. Для наглядности взяты социалисты, консерваторы и либералы. Таблица содержит краткие характеристики их принципиальных позиций, согласно теории.

Из приведенной таблицы явствует, что либералы отстаивают полную свободу личности, даже в том случае, когда она не гарантируется государством. То есть, человек имеет право на любое самовыражение и обременен ответственностью за его использование.

Зачем и когда изучать различия идеологий

В глобальном мире практически нет стран, где информация цензурируется. Понятно, что идеи распространяются очень широко. Любой человек может выбрать для себя те, что более всего отвечают его мировоззрению. В некотором смысле таковое положение вещей может представлять угрозу для государственности. Современные технологии таковы, что представители тех или иных течений стараются «завербовать» сторонников еще до обретения ими избирательного права. То есть, уже дети подвергаются информационным атакам со стороны адептов тех или иных течений. Наверное, поэтому в школьной программе разбираются вопросы о том, кто такие либералы и консерваторы (8 класс). Подрастающее поколение необходимо готовить к участию в общественной жизни. К нему юные граждане должны подходить сознательно и созидательно.

Ведь им через некоторое время придется перенять «бразды правления» и начинать принимать самостоятельные решения. Однако школьная программа не гарантирует полного понимания учащимися, кто такие либералы. Вопрос очень широкий и охватывает огромный период истории человечества, пожалуй, самый динамичный. Сама по себе идеология не может быть статичной. Она вырастает из потребностей общества, которое постоянно изменяется, развивается, последовательно создавая и решая проблемы. Представителям того или иного идеологического направления необходимо быть в центре этих перемен, развиваться вместе со странами и народами.

Либералы России

Список лиц, продвигающих подобную идеологию в современно РФ, не приводит в критических статьях только ленивый. Нынешнее противостояние с Западом привело к некоторым перекосам во внутренней политике. Так как она строится на либеральных идеях (официально), то все недостатки принято списывать на них. Здесь эксперты в кучу сваливают экономические и социальные проблемы, не особенно стараясь обосновать претензии недочетами идеологии. Давайте посмотрим, а что, собственно, создали либералы России. Список их имен принято начинать с Егора Гайдара. Так ли это? Придерживался ли этот государственный деятель либеральных идей? Об этом можно поспорить. Скорее данный персонаж, влиявший на становление современной России, исповедовал консерватизм. Для него частная собственность была вещью незыблемой. А свобода гражданина - дело вторичное. Известна его фраза о людях, «не вписавшихся в рынок». Она жестока по своей откровенной сути, так как относилась к социально незащищенным гражданам. Общество, для которого справедливость является непустым звуком, а настоящей ценностью, не могло принять таковых идей. Фигура Е. Гайдара признана экспертным сообществом самой яркой среди отечественных либералов. Этот человек занимался не теорией, а практическим ее воплощением в жизнь.

К либералам относится и хорошо знакомый всем Анатолий Чубайс. Естественно, список либералов двумя фамилиями не ограничивается. Можно вспомнить бывшего министра финансов России Бориса Фёдорова, председателя правительства РФ Михаила Касьянова и других. Великим либералом-профессионалом называют и бывшего министра финансов Алексея Кудрина. В общем, можно продолжать очень долго перечислять фамилии известных людей, которые, к сожалению, у населения нашей страны частенько вызывают только негодование.

Ну а нынче принято включать в общественное движение «либералы» любого, кто критикует политику президента РФ. Это не совсем правильно, однако исторически обосновано.

Либерал - тот, кто смотрит на Запад

Дело в следующем. После разрушения СССР общество встало перед непростым вопросом: "Что дальше?" Так уж повелось еще с позапрошлого века, что элита «списывала» сценарии со стран Европы. Они считали, что там снег белее, а золото блестит ярче. Так и решили. Мы будем строить подобное общество. В этот период бой либералам могли дать только коммунисты. Иной силы просто не существовало. Надо отметить, что коммунисты были в шаге от реванша. На выборах президента РФ у Зюганова были отличные шансы. Народ огромной страны, воспитанный на социалистических ценностях, не так просто было развернуть в сторону восприятия действительности в капиталистическом мировоззрении. В течение более чем двадцати лет в общество старались внедрить иные идеи. О равенстве и свободе предпринимательства, о равных возможностях и так далее. Только рупоры данной идеологии в большинстве своем опирались на западные примеры и принципы. Кроме того, известно, что и зарплату они получали не в РФ. А это для многих выглядело как предательство. И если в начале строительства новой России подобные факты воспринимались как «перенимание опыта», то после украинского кризиса отношение к долларовым зарплатам несколько изменилось. И дело не в том, что движение либералов делало для людей что-то плохое. Скорее, здесь сыграла свою роль историческая память. Не забыл народ, что России приходилось много раз воевать. И все захватчики приходили именно с той стороны, откуда нынче нас пытаются поучать.

Экономическое поле деятельности

Давайте немного углубимся в практическую сторону реализации либеральной идеологии. А именно, как представители движения представляют экономику страны. Надо отметить, что сугубо практические вопросы ими не детализируются. Декларативно либералы провозглашают такие вещи, как необходимость рыночной экономики, с обязательным отстранением государства от ее регулирования. Они жестко выступают против любых форм администрирования. То есть, предприниматель должен обрести полную свободу в зоне экономической деятельности. Здесь им противостоят консерваторы, высказывающие мысли о необходимости, к примеру, вмешательства государства в социальную сферу. То есть, по их мнению, необходимы законы, регулирующие деятельность всех предприятий, независимо от форм собственности. Консерваторы и либералы РФ имеют консенсус только в одном вопросе. А именно: они сходятся в том, что частная собственность должна стать первостепенной ценностью в обществе. Это интересная тема. На самом деле исторически в России такового не может быть. То есть периодически частная собственность меняла своего владельца. Еще в царские времена были периоды, когда землей владели те, кто служил государству. С потерей места такой человек лишался своей собственности. Следом всем вспоминается Октябрьская революция и экспроприация. То есть для внедрения сакральности понятия частной собственности в общество (каковое существует на Западе) должно пройти времени больше, чем жизнь одного поколения. Кроме того, очень важным моментом является практическая реализация свободы предпринимательства. Чисто элементарно для этого необходим высокий образовательный уровень народа. Однако либералы в своей политической борьбе делают упор на противодействие государственному регулированию. Они приводят пример США, где человек может отрыть бизнес за считанные часы. Это считается особым достижением либеральной демократии. Только они упускают из виду, что через год 95% новых предпринимателей разоряются. А из тех, кто выжил, половина уходит с арены еще в течение нескольких лет. Либералы называют это конкуренцией. А по сути это явление выглядит как способ обогащения банков, выдающих кредиты этим незадачливым предпринимателям.

Почему в России «не любят» либералов

Мы с вами не коснулись еще одной важной темы. А именно отношения представителей либеральной идеологии к вопросам социальной защиты и культурного развития населения. А в этом кроется причина антагонистического отношения к ним народа. Дело в том, что либералы, призывая к полной свободе, допускают серьезные перекосы в общественных проявлениях своей политики. Взять хотя бы ЛГБТ-сообщества. Нет ничего дурного в том, что любой человек имеет полное право жить так, как ему хочется. Это же личное дело! Однако зачем выпячивать несуществующие проблемы меньшинств? Разве они волнуют все общество, исповедующее традиционные ценности. Так уж повелось, что в России живут люди терпеливые и добрые. Кстати, либералы называют это качество толерантностью. Суть не в термине. Просто в народе принято жалеть маргиналов и отступников (не предателей). Есть у тебя собственное видение как любить - никто за это камнями не забросает. Иное дело, если ты кричишь на всю страну о своих предпочтениях. Пока это не затрагивает большинство населения, никто слова не скажет. Как только общество начинает чувствовать угрозу, дело обретает иной оборот. К примеру, нынче многие задаются вопросом: "Если либералы так громко защищают меньшинство, то кто вступится за большинство?" Явный перекос в политическом давлении на народ. Последний начинает сопротивляться. Ну, не приживаются в нем ценности, так любые Западу. Высказывания либералов, особенно в последнее время, только усугубляют ситуацию, невыгодную для них же. Например, фраза Ходорковского «у такого государства стыдно не украсть» не может восприниматься как слоган человека, достойного доверия. Или высказывание К. Собчак о том, что Россия - «страна генетического отребья». Это унизительно и для народа, и для данного представителя «элит». Поэтому так естественно отношение к либералам как к предателям. Увлекшись западными ценностями, эти люди полностью потеряли связь с народом, для которого должны бы жить, мыслить и работать. Ведь именно в этом состоит предназначение элит.

Выводы

Не станем утверждать, что либеральные идеи так уж плохи, как это кажется нынче. Далеко не все в данной идеологии нацелено на разрушение общества. Скорее наоборот. Многие идеи, уже воплощенные в жизнь, были перспективны и человеколюбивы. Например, борьба за запрет детского труда. Однако идеи имеют свой собственный «срок жизни». Они должны либо трансформироваться под потребности общества, либо уходить в небытие. И первым признаком необходимости таковых перемен является гипертрофированное, даже гротескное, их проявление. Именно это мы нынче наблюдаем. Что произойдет дальше. Сможет ли либерализм выжить и видоизмениться? Это покажет время.

Сергей Черняховский , доктор политических наук, профессор, действительный член Академии политических наук

Политические партии, объявляющие себя в современной России либералами, ни в одной из четырех последних избирательных кампаний не смогли пройти в парламент. И ни в одной из четырех президентских кампаний не смогли занять по итогам минимально достойного места.

Само их имя — ими же скомпрометировано и практически презираемо. И они ищут новое имя.

Если бы их существование зависело от поддержки общества, они исчезли бы из публичной сферы еще 15 лет назад. Но они не исчезают — напротив, сохраняют подчас престижные и статусные позиции в элитных сферах: значимых СМИ, вузах, культуре, экономических блоках власти.

Потому что они нужны. Ибо представляют реальный специфический интерес коллаборационизма, выражающегося в идее быть не гражданами России, а подданными иной геополитической системы, которую они давно считают "своей страной".

Противостояние "патриотов" и "либералов" в современной России — эвфемизм. Обозначение неточными и чужими именами реального противостояния в современном российском обществе. Сами по себе патриотизм и либерализм не могут противостоять друг другу, потому что одно является политическим чувством (любви к родине и желании ей добра), а другое — конкретной политической идеологией, своими базовыми ценностями имеющей Свободу, Разум и Собственность. И одно не исключает другое. Противостоять друг другу могут идеологии — коммунизм, либерализм, консерватизм, национализм — в тех или иных формах.

В России противостояние в другом. Оно не между идеологиями, а между тем огромным большинством, которое считает, что судьбу, выбор пути и определение общественного устройства России должен решать ее народ, и теми, кто уверен, что все эти моменты должны быть выстроены в соответствии с некой внешней волей и нормами внешних центров власти.

Именем "патриоты" условно оказались обозначены первые. Именем "либералы" — вторые.

Повторимся: главная линия противостояния сегодня — это не идеологические различия. Это отношение к принципу национального суверенитета: Россия суверенна или нет. И противостояние — между сторонниками суверенитета России и коллаборационистами. Но эти имена не названы.

Оба используемые имени неточны и уязвимы. "Либерализм" — за счет всей массы грехов и мерзостей, сотворенных под его маской за последние треть века в России. Патриотизм — за счет его собственной моральной силы и отчасти эмоционального превосходства: он не идеология, он чувство — и потому расплывчат и неконкретен. В общем виде есть желание блага родине, но благо каждый может видеть по-своему. Один его видит в восстановлении социализма, другой — в возвращении православного царя, третий — в создании парламентской республики. Власов и Краснов его видели вообще в завоевании России нацистской Германией — и тоже называли себя патриотами.

За именем "патриотизма" — поддержка общества. За именем "либерализма" — общественное презрение. И поддержка определенных элитных групп, видящих свое будущее и будущее своих детей в обретении гарантированного положения в чужой государственной системе.

Им нужен коллаборационизм, и его поддерживают извне. Но под именем "либерализма" он, похоже, существовать уже не может, ему нужно новое уважаемое и почитаемое — каким когда-то было и имя демократа, и имя либерала.

Отсюда — выгоднее всего тоже стать патриотом. Но другим, "истинным". И это относительно легко: просто нужно благо коллаборациониста назвать благом для родины.

Первый, казалось бы, бесспорный: развитие здравоохранения, образования, науки, культуры, социальные пенсии, социальная инфраструктура, коммунальное благоустройство, борьба с коррупцией, разбюрокрачивание, снижение налогов — и далее по списку. Он не содержит ничего непатриотичного. Все это необходимо. И на все нужны деньги.

А вот второй содержит те рецепты, которые позволяют деньги найти: сокращение расходов на оборону и безопасность, отказ от "конфликтов с другими странами", необходимость "договориться".

Для последнего нужно немного: отказ от Крыма, сдача Донбасса, уход из Сирии, покаяние перед "Конклавом сильных рас", признание власти над собой внешних суверенов.

Начинается с бесспорно здравого и даже патриотичного.

А из него выводится спорное и контрпродуктивное. Потому что нельзя в современном мире сохранить даже саму богатую экономику и культуру без силы, способной защитить эти экономику и культуру.

Заканчивается же все призывом к международной капитуляции и отказу от национального суверенитета.

Заодно добавляется установка: сократить государственное участие в экономике, максимально передать промышленность в частные руки, желательно — связанные с иностранным капиталом, встроить экономику страны в требования мировых экономических центров.

Не говорить о своей историко-культурной самоидентификации, о праве на выбор собственного пути развития.

В качестве вознаграждения — обещается сытная комфортная жизнь, возможность уезжать из страны без визы и право "приобщиться к цивилизации".

Все это они уже начинают делать. И уже начинают свой коллаборационизм называть "истинным патриотизмом". Ровно так же, как начинали разрушать СССР под лозунгом "возвращения ленинского облика социализма", "пробуждения национального самосознания" и "реформирования союзных отношений".

В общем, технология манипуляции та же: принять маску того, что намерен уничтожить. Противопоставить бесспорно важное — условиям обеспечения этого важного. И провозгласив, казалось бы, его приоритетность, сделать само его существование невозможным.

Во многих цитатах говорится об интеллигенции, подразумевая под этим словом особую прослойку людей преимущественно нефизического труда. Интеллигент - не равен либералу. Но почти всегда: либерал - это интеллигент. Именно в этом аспекте об интеллигенции и писали многие авторы, чьи цитаты приведены здесь.

Встречаются, разумеется, и достойные интеллигенты: патриоты России, которыми мы можем гордиться и восхищаться.

Но в этом сборнике цитат речь идёт не о них, а о тех, кого сейчас называют «либерастами».

Александр Сергеевич Пушкин

Ты просвещением свой разум осветил,

Ты правды лик увидел,

И нежно чуждые народы возлюбил,

И мудро свой возненавидел.

Ты руки потирал от наших неудач,

С лукавым смехом слушал вести,

Когда полки бежали вскачь

И гибло знамя нашей чести.

Фёдор Михайлович Достоевский

«Бесы»:

Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить.

«Идиот»:

- …по моим многочисленным наблюдениям, никогда наш либерал не в состоянии позволить иметь кому-нибудь своё особое убеждение и не ответить тотчас же своему оппоненту ругательством или даже чем-нибудь хуже…

Либерализм не есть грех; это необходимая составная часть всего целого, которое без него распадётся или замертвеет; либерализм имеет такое же право существовать, как и самый благонравный консерватизм; но я на русский либерализм нападаю, и опять-таки повторяю, что за то, собственно, и нападаю на него, что русский либерал не есть русский либерал, а есть не русский либерал. Дайте мне русского либерала, и я его сейчас же при вас поцелую…

- …В факте этом выражается вся сущность русского либерализма того рода, о котором я говорю. Во-первых, что же, и есть либерализм, если говорить вообще, как не нападение (разумное или ошибочное, это другой вопрос) на существующие порядки вещей? Ведь так? Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм…

критик о Смердякове из «Братьев Карамазовых»:

Подымется в России лакей и в час великой опасности для нашей родины скажет: «я всю Россию ненавижу», «я не только не желаю быть военным, гусаром, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с». На вопрос: «а когда неприятель придёт, кто же нас защищать будет?», бунтующий лакей ответил: «В двенадцатом году было великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».

Лев Николаевич Толстой

Степан Аркадьич не избирал ни направления, ни взглядов, а эти направления и взгляды сами приходили к нему, точно так же, как он не выбирал формы шляпы или сюртука, а брал те, которые носят. А иметь взгляды ему, жившему в известном обществе, при потребности некоторой деятельности мысли, развивающейся обыкновенно в лета зрелости, было так же необходимо, как иметь шляпу. Если и была причина, почему он предпочитал либеральное направление консервативному, какого держались тоже многие из его круга, то это произошло не оттого, чтоб он находил либеральное направление более разумным, но потому, что оно подходило ближе к его образу жизни. Либеральная партия говорила, что в России все дурно, и действительно, у Степана Аркадьича долгов было много, а денег решительно недоставало. Либеральная партия говорила, что брак есть отжившее учреждение и что необходимо перестроить его, и действительно, семейная жизнь доставляла мало удовольствия Степану Аркадьичу и принуждала его лгать и притворяться, что было так противно его натуре. Либеральная партия говорила, или, лучше, подразумевала, что религия есть только узда для варварской части населения, и действительно, Степан Аркадьич не мог вынести без боли в ногах даже короткого молебна и не мог понять, к чему все эти страшные и высокопарные слова о том свете, когда и на этом жить было бы очень весело. Вместе с этим Степану Аркадьичу, любившему весёлую шутку, было приятно иногда озадачить смирного человека тем, что если уже гордиться породой, то не следует останавливаться на Рюрике и отрекаться от первого родоначальника – обезьяны. Итак, либеральное направление сделалось привычкой Степана Аркадьича, и он любил свою газету, как сигару после обеда, за лёгкий туман, который она производила в его голове

Анна Каренина. 1873-1877

Антон Павлович Чехов

Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр.

«Записные книжки»:

Умеренный либерализм: нужна собаке свобода, но все-таки её нужно на цепи держать.

«Маска»:

Было 12 часов ночи. Не танцующие интеллигенты без масок - их было пять душ - сидели в читальне за большим столом и, уткнув носы и бороды в газеты, читали, дремали и, по выражению местного корреспондента столичных газет, очень либерального господина, - «мыслили».

Николай Семёнович Лесков

- «Если ты не с нами, так ты подлец!» По мнению автора статьи «Учиться или не учиться», это лозунг нынешних русских либералов. Мы совершенно согласны с автором, что приведённая фраза есть действительно лозунг наших либералов. «Если ты не с нами, так ты подлец!» Держась такого принципа, наши либералы предписывают русскому обществу разом отречься от всего, во что оно верило и что срослось с его природой. Отвергайте авторитеты, не стремитесь к никаким идеалам, не имейте никакой религии (кроме тетрадок Фейербаха и Бюхнера), не стесняйтесь никакими нравственными обязательствами, смейтесь над браком, над симпатиями, над духовной чистотой, а не то вы «подлец»! Если вы обидитесь, что вас назовут подлецом, ну, так вдобавок вы ещё «тупоумный глупец и дрянной пошляк». При таких-то воззрениях в наше время слагаются репутации многих или почти всех общественных деятелей…

Из статьи «Деспотизм либералов», 1862 год.

Фёдор Иванович Тютчев

Напрасный труд!

Нет, их не вразумишь:

Чем либеральней, тем они пошлее;

Цивилизация для них фетиш,

Но недоступна им её идея.

Как перед ней не гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В её глазах вы будете всегда,

Не слуги просвещенья, а холопы.

Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего все более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей… Раньше они говорили нам, и они действительно так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д. и т.п., что именно бесспорным наличием в ней всего этого им и нравится Европа… А теперь что мы видим? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, все более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. Они никогда так сильно не ненавидели прежние установления, как ненавидят современные направления общественной мысли в России. Что же касается Европы, то, как мы видим, никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации нисколько не уменьшили их расположения к ней… Словом, в явлении, о котором я говорю, о принципах как таковых не может быть и речи, действуют только инстинкты…

Евгений Иванович Мартынов, генерал-майор, военный историк

Попробуйте задать нашим интеллигентам вопросы: что такое война, патриотизм, армия, военная специальность, воинская доблесть? Девяносто из ста ответят вам: война - преступление, патриотизм - пережиток старины, армия - главный тормоз прогресса, военная специальность - позорное ремесло, воинская доблесть - проявление глупости и зверства...

Василий Осипович Ключевский, историк

Есть такая слабогузая интеллигенция, которая ни о чем не может помолчать, ничего не может донести до места, а через газеты валит наружу все, чем засорится её неразборчивый желудок.

Классификация интеллигенции:

1) Люди с лоскутным миросозерцанием, сшитым из обрезков газетных и журнальных.

2) Сектанты с затверженными заповедями, но без образа мыслей и даже без способности к мышлению: <...>, толстовцы etc.

3) Щепки, плывущие по течению, оппортунисты либеральные или консервативные, и без верований, и без мыслей, с одними словами и аппетитами.

Статья из газеты «Санкт-Петербургские ведомости», 1861 г

Учиться или не учиться? Смешно и грустно, но мы должны задать этот вопрос. Россия нуждается в образованных людях, а студенты, вместо того чтобы слушать лекции, шатаются по улицам, без пользы растрачивая дорогое время. Как это досадно. Что это за демонстрации! Зачем наши либералы сбивают с толку молодых людей? Кто от этого выиграет? Конечно, не студенты, не общество, не наука. Не знаем, выиграют ли от этого те бонапартики, которые в настоящее время так шумят… «Если ты не с нами, так ты подлец» - вот их лозунг. «Если мы что признали истиной, признавайте и вы! А если не хотите, то вы дрянные пошляки, и мы с трудом удерживаемся от…» Нет, это не либерализм, это… настоящий тамерлановский деспотизм, а наши либералы - хуже турецких пашей; за их цветистыми речами, за их «свободой» - будущий зажим народа…

Николай Александрович Бердяев, философ

В русской интеллигенции рационализм сознания сочетался с исключительной эмоциональностью и со слабостью самоценной умственной жизни… Сама наука и научный дух не привились у нас, были восприняты не широкими массами интеллигенции, а лишь немногими. Учёные никогда не пользовались у нас особенным уважением и популярностью, и если они были политическими индифференистами, то сама их наука считалась ненастоящей…

Интеллигенция скорее напоминает монашеский орден или религиозную секту, со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями… Для интеллигенции характерна беспочвенность, разрыв со всяким сословным бытом и традициями… интеллигенция оказалась оторванной от реального социального дела, и это очень способствовало развитию в ней социальной мечтательности…

Целое столетие русская интеллигенция жила отрицанием и подрывала основы существования России.

Георгий Петрович Федотов, историк, философ, религиозный мыслитель и публицист

Интеллигенция - это специфическая группа, объединяемая идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей.

Виссарион Григорьевич Белинский, писатель, философ

Я питаю личную вражду к такого рода либералам. Это враги всякого успеха. Своими дерзкими глупостями они раздражают правительство, делают его подозрительным, готовым видеть бунт там, где нет ничего…

Письмо Белинского Анненкову, 1847 год.

Борис Николаевич Чичерин, русский философ

Русский либерал теоретически не признает никакой власти. Он хочет повиноваться только тому закону, который ему нравится. Самая необходимая деятельность государства кажется ему притеснением. Он… завидит на улице полицейского чиновника или солдата, и в нём кипит негодование. Русский либерал выезжает на нескольких громких словах: свобода, гласность, общественное мнение…, слияние с народом и т.п., которым он не знает границ и которые поэтому остаются общими местами, лишёнными всякого существенного содержания. Оттого самые элементарные понятия - повиновение закону, потребность полиции, необходимость чиновников - кажутся ему порождением возмутительного деспотизма…

Откуда же все это происходит? отчего против вас поднимается вопль в известном разряде журналистики? Оттого, что вы имели неосторожность или дерзость произнести некоторые слова, которые возбуждают колер в либеральных детях: государство, закон, чиновник, централизация. Мало того, вы даже не произносили слова «централизация», но подозревают, что вы могли его произнести. Этого довольно: либеральные дети больше ничего не видят; зажмурив глаза и закусив удила, они стремглав кидаются вперёд и победоносно ниспровергают ветряные мельницы.

Мы, давнишние либералы, вскормленные на любви к свободе, радуемся новому либеральному движению в России. Но мы далеки от сочувствия всему, что говорится и делается во имя свободы. Подчас её и не узнаешь в лице самых рьяных её обожателей. Слишком часто насилие, нетерпимость и безумие прикрываются именем обаятельной идеи, как подземные силы, надевшие на себя доспехи олимпийской богини. Либерализм является в самых разнообразных видах, и тот, кому дорога истинная свобода, с ужасом и отвращением отступает от тех уродливых явлений, которые выдвигаются под её знаменем.

Второй вид либерализма можно назвать либерализмом оппозиционным. Но, Боже мой! Какая тут представляется пёстрая смесь людей! Сколько разнородных побуждений, сколько разнохарактерных типов - от Собакевича, который уверяет, что один прокурор - порядочный человек, да и тот свинья, до помещика, негодующего за отнятие крепостного права, до вельможи, впавшего в немилость и потому кинувшегося в оппозицию, пока не воссияет над ним улыбка, которая снова обратит его к власти!

В практической жизни оппозиционный либерализм держится тех же отрицательных правил. Первое и необходимое условие - не иметь ни малейшего соприкосновения с властью, держаться как можно дальше от неё. Это не значит, однако, что следует отказываться от доходных мест и чинов. Для природы русского человека такое требование было бы слишком тяжело. Многие и многие оппозиционные либералы сидят на тёплых местечках, надевают придворный мундир, делают отличную карьеру, и тем не менее считают долгом, при всяком удобном случае бранить то правительство, которому они служат, и тот порядок, которым они наслаждаются. Но чтобы независимый человек дерзнул сказать слово в пользу власти, - Боже упаси! Тут поднимется такой гвалт, что и своих не узнаешь. Это - низкопоклонство, честолюбие, продажность. Известно, что всякий порядочный человек должен непременно стоять в оппозиции и ругаться.

«Различные виды либерализма». 1861 г.

Иоанн Кронштадтский, священник, богослов

Демократия -- в аду, а на небе -- Царство.

Пётр Яковлевич Чаадаев

Русский либерал - бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче; солнце это - солнце Запада.

Николай Михайлович Языков, поэт. 1844

К не нашим

О вы, которые хотите

Преобразить, испортить нас

И онемечить Русь, внемлите

Простосердечный мой возглас!

Кто б ни был ты, одноплеменник

И брат мой: жалкий ли старик,

Её торжественный изменник,

Её надменный клеветник;

Иль ты, сладкоречивый книжник,

Оракул юношей-невежд,

Ты, легкомысленный сподвижник

Беспутных мыслей и надежд;

И ты, невинный и любезный,

Поклонник темных книг и слов,

Восприниматель достослёзный

Чужих суждений и грехов;

Вы, люд заносчивый и дерзкой,

Вы, опрометчивый оплот

Ученья школы богомерзкой,

Вы все – не русский вы народ!

Не любо вам святое дело

И слава нашей старины;

В вас не живёт, в вас помертвело

Родное чувство. Вы полны

Не той высокой и прекрасной

Любовью к родине, не тот

Огонь чистейший, пламень ясный

Вас поднимает; в вас живёт

Любовь не к истине, не к благу!

Народный глас – он божий глас, -

Не он рождает в вас отвагу:

Он чужд, он странен, дик для вас.

Вам наши лучшие преданья

Смешно, бессмысленно звучат;

Могучих прадедов деянья

Вам ничего не говорят;

Их презирает гордость ваша.

Святыня древнего Кремля,

Надежда, сила, крепость наша –

Ничто вам! Русская земля

От вас не примет просвещенья,

Вы страшны ей: вы влюблены

В свои предательские мненья

И святотатственные сны!

Хулой и лестию своею

Не вам её преобразить,

Вы, не умеющие с нею

Ни жить, ни петь, ни говорить!

Умолкнет ваша злость пустая,

Замрёт неверный ваш язык:

Крепка, надёжна Русь святая,

Как-то незаметно в наш обиход вошло осознание, что 2019 и 2020 годы будут нами потеряны для развития. Опять, как и в прошлые годы, будем таргетировать инфляцию и ловить курс рубля. Это будут годы адаптации населения и экономики к оглушительно-шокирующим воздействиям так называемых "непопулярных" решений экономического блока российского правительства.

Имеется в виду очередное повышение цен и акцизов, налогов, пенсионного возраста, банковского кредитного процента и мер внешнего санкционного давления. Падение доходов населения и предприятий, влекущее падение спроса и, соответственно, темпов экономического развития, является неизбежным следствием правительственных экономических рецептов по советам МВФ. И правительственные прогнозы говорят нам, что ситуация начнёт выравниваться только в начале 2021 года.

То есть, если в 2017-м году люди верили, что после выборов 2018 года начнутся энергичные действия в экономике, которые просто не начинались из-за предвыборной ситуации, и в начале 2019 года все уже увидят изменения, которые в 2020 году оформятся в устойчивый рост, и порукой тому майские Указы президента, то после шока пенсионной реформы нам уже говорят, что сейчас будет ещё серия шоковых воздействий, которые необходимы по причине недостатка денег в бюджете, а вызванные этим негативные последствия будут постепенно проходить к концу 2020 года. А потом и начнётся тот самый рост, о необходимости которого так часто говорили министры.

"Всю себя измучаю, стану я самой лучшею, по такому случаю ты по-до-жди" - была такая задорная песенка в середине 60-х. Что-то подобное нам поют наши министры, мучая при этом не себя, а нас. Ибо нет никакой гарантии того, что в 2021 году опять не придётся повышать цены и налоги и просить очередные два года на таргетирование инфляции и стабилизацию от негативной волны.

А причина железная - в бюджете нет денег. Неблагоприятные тенденции, злые происки врагов, инфраструктурные проекты в середине готовности, плохая демография, нефтяные колебания, результаты выборов в США - масса причин в пользу того, что в 2021 году всё повторится ещё раз, и практически ни одной причины, что в 2021 году начнётся, наконец, рост. Все понимают - если в последние 10 лет тенденция была именно такой, падающей, несмотря на все прогнозы роста и обещания его, то, несомненно, в ближайшие два года есть практически стопроцентная вероятность того, что тенденция распространится и на этот период. В науке прогнозирования этот метод называется методом экстраполяции, перенесение тенденций прошлого на период ближайшего будущего.

Там всё просто. Если 10 лет всё шло именно так, то ближайшие 2 года вероятность сохранения тенденций практически 80-90%. Бизнес именно из таких принципов строит свои прогнозы и бизнес-планы. Если прогноз на ближайшие 5 лет, вероятность сохранения нынешних тенденций - 50-60%. Если на ближайшие 7 лет, то 30%. И если есть 70% вероятности изменения тенденций, то, взяв её за 100%, 70% от этой вероятности - это изменения в худшую сторону и 30% - в лучшую. Так работает бизнес, а его не обманешь пропагандистскими кампаниями в СМИ. У бизнеса свои аналитики и свои индикаторы. Бизнес не может позволить себе заблуждаться.

И бизнес, и правительство оперируют одними и теми же принципами прогнозирования - это правило консервативности прогноза. То есть исходят из того, что наиболее вероятными являются наиболее негативные сценарии. Под наиболее негативный сценарий и готовят бюджет. Будет лучше - хорошо, будет хуже - к этому готовы. И бюджет страны, и бюджет компании составляются именно по такому методу. Кто работает иначе - разоряется и уходит с рынка.

Но правительство не может объяснять народу свои действия тем, что руководствуется правилом: "Всё будет плохо и никогда не кончится". Со времён Гайдара по времена Силуанова-Медведева-Кудрина-Набиуллиной нас ведут по жизни именно уверениями, что если сегодня потерпеть, то завтра будет лучше, чем вчера. Пока Запад не поджимал и можно было жить, присосавшись к его кредитному источнику - всех всё устраивало. Когда у Запада возникли проблемы, и он решил применить силу, России пришлось сопротивляться. Крымский референдум - и Запад кредитный клапан перекрыл. И всё рухнуло.

Проблема России не в том, что она не в силах добыть нужные технологии при санкциях. Она их добудет. Проблема России в том, что для финансирования инвестиций не годится существующая экономическая система, рассчитывающая на мировой капитал, что, дескать, "вот приедет барин, барин нам построит". И, соответственно, не годится обеспечивающая функционирование этой экономической системы система политическая. Образно говоря, всё, что мы построили за 28 лет - не годится в нынешних условиях и подлежит срочному демонтажу и замене. Представляете себе задачу?

То есть президент должен собрать всех элитариев и объявить им, что поскольку так больше жить нельзя, то с понедельника с восьми утра в стране начинается революция. Все правила меняются. Деньги будут браться из других мест, для этого создаются другие организации и там будут работать другие люди. Всем спасибо, все свободны.

Элита в России, как и везде, напоминает пауков в банке. По научному это называется так - имеет высокий конфликтный потенциал по имущественному критерию. Однако у нас так сложилось, что в элите есть ещё конфликт региональный. Традиционно в Москве правили "московские", которые всегда традиционно не любили «питерских». "Питерские" им платили полной взаимностью. Этот конфликт хорошо отражён в высказываниях и мемуарах бывшего главы Службы безопасности Ельцина Александра Коржакова.

Он в выражениях не стесняется и говорит то, что о "питерских" думают оттеснённые ими "московские". И, разумеется, при грядущей смене власти "московские" приложат все силы, чтобы взять реванш, а "питерские" - чтобы сохранить все приобретения и реванша "московских" не допустить. Между "московскими" и "питерскими" активно играют "американские" и "британские".

Если не описать составные части конфликта, то можно не увидеть его источники и, соответственно, не суметь его локализовать. Или не понять, куда он будет развиваться и не суметь подготовиться.

Точки конфликтов в России множатся и накладываются друг на друга, создавая эффект тяги, раздувающей огонь. К конфликту элиты внутри себя по имущественному и региональному признакам добавился конфликт элиты и общества по ценам, налогам и пенсионному вопросу. И вообще по неравенству. Плюс конфликт России и Запада по вопросу выбора судьбы. И к этому вылез локальный кризис в Ингушетии, который обусловлен на самом деле скрытыми мотивами участников и не был своевременно предупреждён. Внутриэлитный кризис местных элит грозит разрастись и затянуть свою воронку и Центр, и соседей - если кто-то там совершит ошибку.

Такая концентрация конфликтов говорит о том, что существующая система управления не способна правильно работать с конфликтами. Она реактивна, а не проактивна, и даже реактивна порой неадекватно. Постепенно из череды разрозненных конфликтов как нерешённых вовремя проблем, вырастает общий принцип - неспособность системы управления управлять и справляться с задачами.

В такой ситуации система подвергается нарастающему числу ударов. И чем больше ударов, тем в более глухую защиту система переходит. Тогда как спасением в таком случае как раз является противоположное - более активная борьба за перехват инициативы. Но когда на активность нет сил, возникает глухая защита. Где защищающегося в итоге и добивают. Техника дзюдо и айкидо тут как раз не работает - перехватить и парировать можно лишь первые один-два удара, но когда они сыпятся сериями, стратегия "от обороны" проигрывает нападению. Спасение заключается лишь в немедленной контратаке. Реактивность проигрывает проактивности.

В конфликте элит между собой и конфликте элиты в целом и народа президент оказывается в очень трудном положении, угрожающем изоляцией. Он не может встать ни на одну сторону и тем самым становится для всех сторон раздражителем. Предотвратить Путин пенсионную реформу или оставит - он непременно станет объектом недовольства той или другой стороны.

Происходит это потому, что система оперативного управления вмешивается в конфликт на его горячей стадии, на стадии войны интересов. А в войне гасить конфликт невозможно. Работать с конфликтом можно или до эскалации, или после неё. Любой переговорщик-посредник, коим в системе власти является президент, пытающийся встать между "стреляющими пушками", рискует попасть под огонь от обеих сторон и не может их остановить, пока из боеприпасы не кончатся и они не устанут и не выдохнутся. Но учитывая, что в нашем случае полем боя является наше государственное пространство, подобная война разносит в прах, прежде всего, само государство.

Ни один глава государства не в состоянии проводить перемены тогда, когда общество и элита находятся в состоянии войны, путь это и холодная война. Элита в России либеральная или криптолиберальная и, так или иначе, она не любит народ, и народ в ответ не любит элиту. Клинч между ними - это патовая ситуация, длящаяся до тех пор, пока не появится третья сила, способная разнять конфликтующих и навязать им своё решение.

Если либералы всерьёз надеются на то, что они смогут продолжать свои эксперименты над народом до 2024 года, и народ продолжит безмолвствовать, то это роковая ошибка. Которая уже проявила себя в том, что построенная либералами система управления не видит конфликтов и не умеет с ними работать. Накапливаемая ярость масс никак внешне себя не проявляет до инцидента, который мгновенно взрывает систему, и власть всегда застаётся врасплох. Массы всегда медленно запрягают, но потом быстро ездят. Давайте составим простую карту конфликта и оценим, где мы сейчас находимся.

Детонаторы конфликта в российском обществе:

1. Информационное искажение. Общество уверено, что информация, исходящая от элиты, неполная, содержит искажения, сокрытия и подмену фактов. Если до пенсионной реформы это было аргументом оранжоидной оппозиции, то сейчас такая убеждённость стала проникать в народ. Недоверие власти служит детонатором конфликта.

2. Поведенческие несоответствия. Представители элиты ведут себя так («звездные парашюты», поведение жен, детей, любовниц и так далее), что это ещё больше раздражает население. Элиты или молчат там, где от них ждут слов, или говорят такие слова, что лучше бы они молчали. Поведенческое несоответствие вызывает отчуждённость массы от политической, административной и коммерческой элиты.

3. Ценностные несоответствия. Это разделение становится всё более кричащим в период обострения нужд и бедствий народа выше обычного. Такое впечатление, что элиты и массы молятся разным богам и между ними идёт религиозная война.

4. Стечение обстоятельств. Выборы в Приморье, Хабаровске и прочих регионах показали, что кандидаты власти - это лица, оказавшиеся не в то время не в том месте. Кстати, контрэлитные победители выборов оставляют такое впечатление ещё больше.

5. Чувство собственной важности, доминирование и эгоизм. Этого чувства у народа власть вызывает в наибольшем количестве. Элита или игнорирует массы, или применяет в разговоре с ними следующие инструменты: ультиматумы, угрозы, обвинения; насмешки, сарказм, издёвки; хвастовство, категоричность, нравоучения; невнимание, перебивание, неуважение.

Вспомните любое выступление любого представителя либерально-экономической элиты. Гайдар, Чубайс, Черномырдин, Якунин, Греф, Кудрин, Христенко, Шувалов, Дворкович, Силуанов, Орешкин, все бывшие и действующие представители экономического блока нынешнего правительства (заседание Госсовета пред выборами в Приморье) - все эти лица с трудом изображают почтение к Путину и не могут скрыть все вышеперечисленные качества даже в разговоре с ним, не говоря уже о прочих. Они просто дышат благополучием, безмятежной уверенностью в завтрашнем дне и неимоверным материальным достатком, и это дыхание народ улавливает даже по телевидению. Те же качества проявляют представители губернаторского корпуса.

Все эти проявления детонаторов конфликта годами не гасятся, и от накопления напряжения после инцидента скачка цен на бензин и пенсионной реформы вывели элиту и общество на стадию противостояния. На этой стадии мы успешно прошли: 1. Накопление негатива. 2. Избегание диалога. 3. Мелкие претензии. 4. Брюзжание. 5. Издёвки и сарказм. и 6. Формирование образа врага. И элита, и народ уже видят друг в друге врага. На каждой из этих стадий с конфликтом надо было начинать работать, но этого ни разу не было сделано. Мешал пункт 5. из перечня детонаторов. Чувство собственной важности, доминирование, эгоизм.

Если мы хотим знать, что нас ждёт на ближайшем следующем этапе, то тут всё ясно. После очередного инцидента, приводящего к всплеску напряжённости, пойдёт очередная эскалация, содержанием которой уже станут: 1. Взаимные обвинения, 2. Действия против (усиление митинговой активности, стадия перехода противостояния в уличную фазу, как в Армении), 3. Политические провокации с освещением в мировых СМИ, перехват инициативы во внутренней пропаганде от правительственных СМИ к иностранным.

Дальше наступает фаза условного "Майдана". Обезличивание противника, его дегуманизация и обесчеловечивание, стремление к нанесению ущерба даже при ущербе самому себе, война на уничтожение (всё или ничего). На этой фазе власти уже нет, есть политические авантюристы, стачечные комитеты и революционная целесообразность. Путч, переворот, революция, заговор - называйте это как хотите. Украина перед глазами. В этот момент государственного управления уже нет. Следом начинается распад территорий, парад суверенитетов и гражданская война с разъединением бывших регионов России под так называемой "эгидой ООН".

Самое главное, что при своевременной диагностике конфликта с ним можно было работать на множестве предварительных стадий и не допустить разрастания его в то, во что он разросся. Но прежняя команда не делала этого из соображений сохранения баланса сил, а нынешняя вынуждена реагировать как пожарный, не успевая построить новую систему работы в спокойной обстановке.

Ибо для правильного перехвата инициативы требуются такие действия, как сбор информации и аудит конфликтов, их диагностика, составление карты конфликтов и построение стратегии управления конфликтами. В условиях ограничений такую работу сделать качественно нельзя. Какие это ограничения? Их много: то кого-то трогать нельзя, то выборы на носу и надо заниматься их подготовкой, то где-то горит и нужно срочно бежать и тушить. Обычные аппаратные проблемы. Но в таком случае, как выясняется, конфликты выходят из под контроля и грозят высокими политическими рисками.

Выше был представлен наиболее негативный сценарий развития ситуации в стране как тот, осуществление которого необходимо не допустить всеми имеющимися средствами. Естественно, констатацией некоторых сценариев ограничиваться нельзя, иначе в этом случае сам такой сценарий и будет подливать масла в огонь. Поэтому ниже мы предлагаем и позитивную программу выхода из такого сценария.

В стране необходима новая партийно-политическая система, которая понесёт на себе всю перезагрузку системы государственного управления. Практика вливания нового вина в старые дырявые мехи не даст результата. Можно как угодно начинить "Единую Россию" и прочие партии выращенными в инкубаторе молодыми технократами, но это паллиатив и нужен полный ребрендинг всей системы.

Это очень просто: в переговорах между народом и властью структуры партии власти больше не воспринимаются народом как сторона переговоров. С "Единой Россией" больше не будут вести переговоры. Учитывая общий кризис доверия всех парламентских партий, люди или массово проигнорируют выборы, или завалят всех кандидатов и выберут самых нелепых. Дело не в том, что такое выражение протеста ставит власть в нелегитимное положение, а в том, что власти на местах просто не будет.

Конфликт власти и общества контрпродуктивен для обеих сторон. Игнорировать это ответственная власть больше не может себе позволять. Под любым предлогом нужно начинать движение в поддержку реформ с созданием новых партий и общественных сил. Или это сделает власть, или это сделают её противники. Опыт перестройки показывает, что лучше бы это делала власть. И в проактивном, а не в реактивом режиме.

Тактика уклонения в назревшем конфликте приводит к тому, что конфликт разворачивается в невыгодных условиях. Если либералы не будут отстранены от экономических и политических рычагов, даже ценой обострения всех видов конфликтов, то развитие ситуации приведёт к гибели системы управления по примеру СССР. Либералы нам будут подменять цели до тех пор, пока страны не станет. Патриотам пора перехватывать инициативу, чтобы лидер страны видел, что ему есть на кого опереться.

Александр Халдей

Подпишитесь на нас



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.