Метод интервью, как метод психоаналитической диагностики. Метод интервью


Введение

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово “консультирование” уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое. Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта та часть, которая включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Психологическое консультирование, как область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультационной психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справится с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль.

2. Интервью как основной метод психологического консультирования

Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные

(по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

Описывая интервью как основной метод психоло­гического консультирования, мы исходим из следую­щих предварительных соображений: психолог-кон­сультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводит­ся в специально назначенное время или другим специалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует си­туацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает пост­роение предмета взаимодействия психологом и клиен­том. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, со­ставят тему взаимодействия психолога и клиента.

Например, темой могут стать переживания клиен­та или отдельной могут стать действия клиента.

Но существенно важным, для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контек­сте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.

Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

Психолог, работающий с темой заказа и ее контек­стом, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так - подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.

Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).

Итак, в ситуации интервью психолог должен рефлексировать на тему заказа клиента, контекст ее появ­ления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.

3. Пятишаговая модель процесса интервью

Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий:

раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы - основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.

В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее.

Первая стадия интервью - структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто марки­руют - «Привет!».

Психолог структурирует ситу­ацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возмож­ностях. При этом психолог решает проблемы установле­ния контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конк­ретные варианты решения этих проблем зависят от" индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи до­стижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достиг­нуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формули­ровке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит вы­деление проблемы; решается вопрос об идентифика­ции потенциальных возможностей клиента. Маркиров­ка этой стадии интервью: «В чем проблема?»

Психолог решает следующие вопросы: зачем кли­ент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материа­ле заявленной темы психолог уясняет позитивные воз­можности клиента в решении проблемы.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так - желаемый резуль­тат. Маркировка этой стадии интервью - «Чего вы хотите добиться? »

Психолог помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуж­дается также вопрос о том, что произойдет, когда же­лаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают именно с этого эта­па. Если психологу уже ясны цели клиента, то реко­мендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии - «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

Психолог и клиент работают с различными вариан­тами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществ­ляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.

Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие дирек­тивные рекомендации.

Пятая стадия интервью - обобщение предыду­щих этапов, переход от обучения к действию. Марки­ровка этого этапа - «Вы будете делать это?». Психо­лог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирова­ния известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.

Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивидуальные и культурные особенности клиента, выявленные на первых стадиях интервью. Остано­вимся поподробнее на каждой стадии интервью. Первая стадия «Привет!» - это установление кон­такта и ориентирование клиента на работу. Если в течение 5 минут отношения не сложились, то ситуа­цию консультирования, как показывает практика, исправить трудно.

На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию во взаимодействии. Она может быть, как лю­бая позиция в общении, описана в понятиях равенства и неравенства. Варианты здесь могут быть следующие:

1) психолог занимает позицию над клиентом;

2) психолог занимает позицию равенства с клиентом;

3) психолог предлагает клиенту занять позицию над ним, то есть он готов следовать за клиентом.

В ходе интервью может осуществляться измене­ние позиций, но это будет ситуация профессионально­го интервью, если психолог рефлексирует на тему взаимодействия с клиентом и дает ему возможность отслеживать логику интервью.

Обычно к признакам хорошего интервью относят­ся следующие: клиент понимает логику беседы, это повышает его активность. Клиенту интересно в ситу­ации интервью.

Позиция психолога может быть реализована с помо­щью тестов, игровых приемов, проективных ситуаций.

Установление контакта представляет собой ситу­ацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необхо­димо иметь отдельный кабинет или искусственно ог­раниченное пространство. Оптимальный вариант про­странственного расположения - два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 мет­ра друг от друга) при неярком освещении.

Темп ведения интервью должен совпадать и у клиента, и у психолога. Многие практические психо­логи, занимающиеся консультированием, выходят из-за стола навстречу клиенту, провожают его до кресла. Затем следует предложение: «Устраивайтесь» и после паузы происходит знакомство.

Давая клиенту возможность установить позицию на равных. Психолог первым не представляется. Пер­вым представляется клиент. Если у клиента низкий культурный уровень, то психолог представляется сам и разъясняет свои профессиональные возможности, произнося несколько коротких, внятных фраз. Что в них должно быть? Психолог должен прояснить, кто он, что делает, при этом категорически отказаться от ле­карств и советов.

Большое значение будет иметь выбор лексики. Все оценочные модальности («случилось», «беспокоит», «произошло» и т. п.), а также близкие к научным тер­мины (среди них наиболее пугающий клиентов тер­мин - «проблема», но это бывают и такие термины: «отношения», «средства» и т. п.).

Интервью может начаться с вступления, заданно­го вопросом-предложением психолога:

Слушаю вас, или:

Расскажите о себе, или:

Что привело ко мне...

Создается возможность для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия - клиент и события его жизни.

Психологу при установлении контакта необходи­мо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление - это средство уп­равления клиентом. Повторение имени создает усло­вия как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента.

Есть клиенты, которые не идут на контакт. Если в течение десяти минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не задавать вопросов, о которых он мечтает. Таким образом, психо­лог берет на себя ответственность за клиента и его активность в ситуации интервью, что противоречит целям консультирования.

На втором этапе интервью, когда происходит сбор информации о клиенте, решается вопрос о том, «В чем проблема?».

Психолог на этом этапе интервью может и часто должен выступить в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все дета­ли исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопро­сы о ходе событий, об участниках событий и их конк­ретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. При­мерно 15-20 минут идет широкий рассказ клиента о себе.

В 2014 году интервью стало для меня представлять повышенный интерес.

Во-первых, за последний год я взял ровно 10 интервью у самых разных людей: от священника до заключенного в тюрьме. Кроме того, мой диплом на втором высшем по журналистике - об интервью.

Так что мне приходилось сталкиваться с этим жанром журналистики достаточно много. Сложнее всего было писать диплом. Зная, что эту работу, кроме меня и дипломного руководителя (да еще рецензента) никто читать не будет - мне было особенно сложно заставить себя написать 50 с лишним страниц. Ведь я уже привык, что каждый текст имеет какой-то отклик, реакцию людей в соц.сетях или блоге. А тут столько сил - и такая маленькая отдача.

В тот момент я подумал: «А что, если всю информацию, которую я использую в дипломе давать частями в блоге. Делиться полезным.» Это совсем другое дело и это меня воодушевило. Ведь я просмотрел десятки очень классно сделанных и интересных разговоров профессиональных и не очень журналистов.

Я не считаю себя лучшим в этом жанре. Но при этом определенный опыт имею. А учиться лучше всего на примерах у самых лучших.

Что будет в рубрике «Разбираем интервью?»

Интервью - это искусство. Разговорить человека, понять его, почувствовать и создать интересный разговор - это интервью и именно это искусство. В Украине, судя по моему диплому исследованию крутых интервьюеров не так и много.

Интересное интервью — это искусство

  1. Анализ самых удачных примеров интервью ;
  2. Изучение ошибок интервьюеров;
  3. Интересные нюансы интервью (формулировка вопросов, одежда, манера держать себя и многое другое)

Так нагляднее.

Для начала мы будем вместе изучать классные интервью профессионалов со всего мира.

Ларри Кинг - король интервью

Кто не знает Ларри Кинга - тот не знает короля интервью и ток-шоу.

Программа Ларри Кинга «Larry King now»

За свою жизнь он провел более 50 тысяч интервью с политиками, актерами, звездами шоу-бизнеса, спорта и любыми известными личностями.

Его программа Larry King Live выходила с 1985 года по 2010 без перерывов и по этой причине даже попала в Книгу Рекордов Гиннеса.

Интервью с Майком Тайсоном и Эвандером Холифилдом

Сегодня на десерт у нас Ларри Кинг и его разговор с Майком Тайсоном и Эвандером Холифилдом.

Посмотрите. Комментарии ниже.

Интервью четко разбито на части. Это срежиссированный спектакль.

Часть первая.

  • Обращение и втяжка

«Сегодня у нас в гостях Майк Тайсон по прозвищу «Железный Майк». Позже к нам присоединится Эвандер Холифилд по прозвищу Реально Крутой»

  • Прямые вопросы

«Почему так тяжело завязать с наркотиками и алкоголем? Мне это незнакомо. Почему?»

«Недавно вы позволили проникнуть в вашу жизнь для съемки сериала «Быть Майком Тайсоном». Зачем?»

«Вы любите бить людей?»

Часть вторая. Появление в студии Холифилда. И обсуждение той злополучной ночи, когда Тайсон дважды кусал Эвандера.

  • Умелое раскачивание сложной темы.

Сложная тема - почему Майк откусил ухо Эвандеру.

Но еще сложнее - разговорить обоих.

Ларри Кингу это удалось. Не буду пересказывать, лучше посмотреть самим.

Смотрите с 7:50 до 13:30

Часть третья

Обсуждение того, что происходит в боксе сейчас.

Шутки. Например тут (19:34)

Майк как гремучая змея. Он наказывает за любую ошибку на ринге. Чувствует слабину и сразу контратакует - говорит Холифилд

Я и вас могу подловить - шутит Майк Тайсон

Я теперь боюсь уходить отсюда - очень уместно ответил на шутку Ларри Кинг.

  • И о Кличко также немного поговорили.

«Мы их не очень любим, потому что они не американцы. Мы не привыкли к такому боксу. Они не рискуют, но они выигрывают бои» (20:10 и дальше)

Часть четвертая.

Самая скучная на мой взгляд.

Пригласили дядьку, Янга Берри, филантропа, который занимается благотворительностью. И он уже начал рассказывать о своей деятельности. Тут менее всего можно что-то обсуждать.

Выводы-шмыводы

Ларри Кинг - явно не боксер. Но этот тощий ботан в очках и подтяжках говорил на равных с одними из лучших спортсменами мира.

А кроме того, у него получилось создать непринужденную беседу, словно друзья на кухне вечером за чашкой чая.

Вот это и есть - отличное интервью.

Пишите в комментариях, какие интервью вы хотите разобрать вместе.

И спасибо, что уделили время обучению интервью на примерах.

Коротко обо мне: Предприниматель, коммерческий писатель, маркетолог. Автор двух блогов ( и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово” . Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться опытом на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или любой текст вы можете по почте или напишите в личку в удобной вам соцсети.

- 100.50 Кб

Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл всего текста или отдельной фразы в тексте нарушается. Ключевое слово - это фиксация темы взаимодействия. Психолог, задавая вопросы, производит ориентацию анализа ситуации жизни клиента на предмет профессионального взаимодействия с ним. Он говорит с ним о его внутреннем мире, о его роли в происхождении событий его жизни. Психолог в своем профессиональном воздействии показывает клиенту его собственное участие в событиях его жизни. При этом он идентифицирует потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями:

«Изменяясь сами, вы будете изменять других», «Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т. п.

В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их своими вопросами.

Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их.

Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Это еще раз выдвигает на передний план проблему адекватного языка интервью, который должен отвечать следующим правилам построения, обращенным к психологу:

Не надо сгущать краски, употребляя оценочные суждения;

Ориентируйтесь на ключевое слово - тему клиента;

Не навязывайте свою точку зрения;

Употребляйте простые слова и образы для передачи информации;

Говорите кратко.

Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал Психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логики в его поведении. Для сообщения содержания гипотезы психолог демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию принять и проверить. Для этого используется известный принцип обратной связи, который для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента - в виде ответа на этот вопрос.

На этом этапе интервью психолог прибегает к повторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение - один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, чтобы он мог эту информацию принять и поверить.

Консультирование - это в известном смысле упрощение поведения клиента по заданной логике, это структурирование его внутреннего мира. Оно не будет эффективно без эмоциональной включенности человека в рассказ о себе. Психологу важно собрать факты, подтверждающие гипотезу и упрощающие ее для клиента.

Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию определяет процесс структурирования. Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен превышать 10 минут. Рекомендуется прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, следует вернуться к определению проблемы. Это позволяет клиенту увидеть свою проблему и уточнить его позитивные возможности.

Третья фаза интервью может быть обозначена как фаза осознания желаемого результата: «Чего вы хотите добиться?» Психолог вместе с клиентом определяет идеал клиента - каким он хочет быть; что в его жизни произойдет, когда проблемы будут решены. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно. Некоторые клиенты начинают именно отсюда.

Эта фаза интервью предполагает воздействие психолога - основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В интервью с психологом происходит как бы «инсайт» - клиент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации интервью приведут и к изменению его поведения.

Если клиент оказывает сопротивление воздействию психолога и не реагирует на мягкие формы воздействия (изложены выше), то психолог обозначает сопротивление клиента и работает с ним, это может быть в следующей форме: «Вам трудно принять...», «Вам не хочется согласиться...»

Это позволяет обозначить ситуацию сопротивления клиента и одновременно, со стороны психолога, отказ психологом от сильного стремления переориентировать клиента, показать стремление психолога признать за клиентом некоторую правоту.

Это утяжеление воздействия со стремлением смягчить его, оставляя за клиентом право не соглашаться с психологом.

Важный момент воздействия в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о человеке, позитивную информацию самому человеку создать трудно, так как он часто просто ничего придумать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения, В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариант поведения. Можно даже настоять на этом проговаривании поведения.

Тестирование в этой ситуации позволяет клиента обнаружить неизвестные ему ресурсы его личности, сфокусировать внимание на его возможностях, о которых он не думал.

Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но оно должно быть обязательно. Ему может быт! посвящена целая консультация. На этом фаза воздействия закончена. По длительности она равна пример" но 15 минутам.

Четвертая фаза интервью - выработка альтернативных решений, ее можно обозначить так: «Что мы можем сделать по этому поводу? »

Обсуждение с клиентом разных вариантов решения данной проблемы, поиск альтернатив для преодоления ригидности и создания условий выбора сред» альтернатив. Одновременно это и исследование личностной динамики, которое может быть длительным.

Психолог, работая с альтернативными решениями, должен постоянно рефлексировать над содержанием своей профессиональной позиции и помнить о том, что «правильное» для него решение не обязательно является таковым для клиента, а некоторым из них нужны четкие директивные рекомендации.

Остановимся на примерах директив, используемых психологами различных теоретических направлений:

Вид директивы:

  • Содержание директивы
  • Конкретное пожелание

«Я предлагаю вам сделать следующее...»

  • Парадоксальная инструкция

«Продолжайте делать то, что вы делаете... Повторите свои действия (мысли) по крайней мере три раза».

  • Фантазии

«Представьте себе...». «Закройте глаза и опишите, что вы видите, что слышите, что чувствуете». Опишите ваш идеальный день, идеальную работу, партнера». «Представьте себе, что вы путешествуете внутрь своего тела».

  • Ролевое указание

«А сейчас вернитесь к этой ситуации и вновь проиграйте ее». «Если вы не против, пусть роль останется прежней, но измените небольшой фрагмент поведения».

  • Гештальт-метод базальное поведение

«Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая - раскрыта. Пусть одна рука поговорит с другой».

  • Свободные ассоциации

«Запомните это чувство и расскажите о связанных с ним ассоциациях из воспоминаний детства». «Перейдите к тому, что происходит в вашей повседневной жизни».

  • Переоценка (концентрация Гендлина)

«Установите для себя негативные чувства, мысли. Теперь найдите для себя негативные переживания. А теперь отыщите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой».

  • Релаксация

«Закройте глаза и плывите, сожмите покрепче кулаки, а теперь отпустите...»

Систематическое снятие напряжения

а) Глубокая мышечная релаксация; б) построение иерархии беспокойств; в) увязывание объектов тревоги с релаксацией.

  • Языковые замены

«Замените хотелось бы на хочу, нельзя на желательно». Любые новые словесные изменения.

  • Принятие чувств, «эмоциональный отоп»

«Вернитесь к этому чувству, останьтесь с ним, примите его полностью».

Пятый, последний этап интервью - это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы, переход от обучения к действию. Степень обобщения, доступная психологу, зависит от учета им индивидуальных и культурных различий на первых стадиях интервью. На этой стадии интервью задачи психолога состоят в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиентов в повседневной их жизни. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения своего поведения.

Психологу надо относиться к этому спокойно, так как эффект консультирования определяется теми переживаниями, которые были у клиента во время интервью. Изменение состояния клиента в ходе интервью - главный показатель его эффективности. Для психолога умение выделить эти изменения и сделать их доступными для клиента является основным профессиональным правилом работы. Психологу нет смысла бояться (хотя этим не надо и злоупотреблять) отрицательных оценок клиентом эффекта консультации.

Не разрушая эффект первого интервью, можно провести еще две-три встречи. Это иллюзия, что от частоты встреч улучшается помощь. В ситуацию взаимодействия с клиентом будут включаться все более сложные формы отношений, ситуация будет все больше проблематизироваться.

Заканчивать консультацию лучше всего домашним заданием, обязательно отмечая для клиента необходимость отчета о выполнении (невыполнении) домашнего задания. Таким образом мобилизуются средства контроля за содержанием изменений, происшедших с клиентом во время интервью.

Психологу необходимо проследить, чтобы домашнее задание было сформулировано в простой, доступной для понимания и выполнения форме, направлено на конкретную ситуацию и действие в ней.

Обсуждая задание на следующей встрече с клиентом можно по-новому увидеть исследуемую ситуацию. Если клиент не выполнил домашнее задание или выполнил его частично, с ним обсуждаются причины невыполнения задания.

Кроме домашнего задания с клиентом могут быть обсуждены в завершении консультации рекомендации для обращения к другому специалисту или к книге. Совет, рекомендация в этом случае, должны быть в виде четкой информации о специалисте, месте и времени его работы, а если речь идет о книге, то должны быть сообщены все выходные данные этой книги.

В заключение беседы психолог прощается с клиентом, обещая потенциально будущую встречу, спокойно, не торопясь прощается с клиентом.

Интервью является основным методом психологического консультирования, так как оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются важнейшие профессиональные качества психолога - личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом.

Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций психолога и клиента. Не менее важна рефлексия психолога и на невербальные интеракции с клиентом во время интервью. При этом необходимо учитывать, что невербальный язык отражает: условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы, оформление кабинета и т. п.); информационный поток (смысл речевого высказывания может быть выражен невербально); интерпретацию содержания темы участниками взаимодействия. Основные навыки внимания психолога проявляются в его визуальном контакте с клиентом (когда и почему индивид перестает смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интонации и типа речи (громкость произносимого и т. п.), а также в учете всех изменений темы.

В успешном интервью между психологом и клиентом возникают согласованные или симметричные движения.

Для консультанта часто возникает вопрос об оценке эффективности интервью. Особенно остро - как профессиональная проблема - этот вопрос возникает в случаях отрицательной оценки клиентом результатов интервью.

Работа психолога-консультанта требует постоянной личностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профессионала, к его нервно-психической устойчивости.


Краткое описание

Метод интервью - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану. Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

Интервью как метод социальной психологии Интервью - вид опроса, использующий непосредственное социально - психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. В отличие от обычной беседы процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору информации, обработку полученных результатов.

В основе интервью лежит беседа. В отличие от беседы в интервью роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами исследования. В философской дискуссии партнеры находятся на одном уровне и расспрашивают друга о логике вопросов и ответов собеседника и о природе обсуждаемого знания. Философская беседа направлена на поиск истины в аргументированном изложении. Философская дискуссия - это жесткая форма взаимодействия с помощью безжалостной точности дискурсивной аргументации.

Ситуации, в которых эффективны интервью: - зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, при разработке теоретической модели предмета исследования и выдвижении гипотезы; - пилотаж (пробное исследование) при проверке качества методического инструментария. - в случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов терминов, представляющих языковые, смысловые или логические трудности для респондентов. - в контрольных исследованиях для уточнения и проверки данных других методов.

Достоинства интервью непринужденная обстановка общения и повышение искренности ответов; большая доверительность и серьезное отношение респондента к беседе; возможность наблюдать психологические реакции респондента позволяет по ходу беседы корректировать ее план, видоизменять форму или последовательность вопросов, следить за степенью искренности при ответах; личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника; повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников; возрастает содержательность и глубина собираемой информации.

Недостатки интервью значительные временные затраты; малая оперативность; обстановка интервью может не располагать к откровенности; необходимость нанимать большое количество интервьюеров; трудность подготовки интервьюеров; нетерпеливость респондентов, которые с трудом отвечают на большое количество вопросов; респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером, хотя эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно.

Благоприятная обстановка интервью обеспечивается: отсутствием посторонних лиц; созданием максимально спокойной обстановки общения (исключение хождения кого-то по комнате, телефонных звонков и т. п.); заботой о психологическом комфорте информанта - внешние атрибуты ситуации общения (мягкий свет, удобная мебель) - профессиональные умения интервьюера (убедительная речь, располагающая к себе мимика и пантомимика и т. п.).

Типы интервью 1. 2. 3. 4. 5. 6. По степени формализации: (стандартизированные, нестандартизированные, полустандартизированные), По числу обсуждаемых тем виды интервью подразделяются на: фокусированное или направленное на одну тему, нефокусированное (ненаправленное). По количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на: индивидуальное или групповое. По стилю ведения интервью делятся на жесткие и мягкие. В зависимости от уровня исследования интервью делят на предварительные, основные и контрольные. В терапевтической практике различают диагностическое и клиническое (терапевтическое) интервью.

По степени формализации: Стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинства метода стандартизированного интервью: 1) сравнимость данных разных респондентов; 2) высокая надежность данных, повторные интервью с тем же респондентом обычно дают совпадаюшие результаты; 3) отточенность вопросов минимизирует ошибки их «перевода» и «формулировки» ; 4) доступность интервьюеру невысокой квалификации; 5) , легкость обработки, 6) большая выборка. Недостаток метода состоит в «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч). Применяется обычно для немассового опроса с целью ориентировки в проблеме, отработки вопросника, контроля и дополнения массовых данных.

Нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью. Интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных, вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой.

Полу-стандартизированное интервью осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя» . Полученные данные при этом более сопоставимы.

По количеству опрашиваемых интервью подразделяются на: индивидуальное и групповое Индивидуальное или личное интервью - беседа тет-а -тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей. Групповое интервью - беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет. Групповое интервью используется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.

Достоинства групповой техники: присутствие других людей поощряет человека к высказыванию; групповое интервью по времени и материальным средствам наименее «затратное» . Недостатки групповой техники: участники располагают меньшим временем для высказывания, чем при индивидуальном опросе; большинство людей в составе группы склонны конформировать с мнением большинства; особое значение приобретает психологический тип отдельного члена группы - его доминантность или подчиненность, необходимо достаточно большое помещение; Оптимальный состав группы - в среднем 10 человек, однородного состава, в том числе и половозрастного. Панельное интервью (несколько интервьюеров)

По стилю ведения интервью делятся на жесткие и мягкие Жесткое интервью - интервьюер может грубо перебивать респондента, ловить его на противоречиях, оказывать психологическое давление. Этот метод ведения интервью напоминает тактику поведения следователей при допросе обвиняемых иногда при отборе на должность в рамках панельного интервью (один ведущй жесткий, а один мягкий). Мягкое интервью - предполагает вежливое обращение с опрашиваемым, употребление всевозможных этикетных правил и формул.

В зависимости от уровня исследования интервью делят на предварительные, основные и контрольные Первый вид позволяет произвести разведку проблемы, уточнить гипотезу, сформулировать задачи последующих опросов массового характера. Наиболее подходящий для этих целей нестандартизированный или полустандартизированный вариант. Используется часто для проверки вопросника: проверяется адекватность вопросов изучаемой проблеме, их ясность для опрашиваемых, уточняется наиболее приемлемая последовательность вопросов, вскрываются упущения в тематике, устанавливается степень соответствия вопросника контингенту опрашиваемых. С помощью основных интервью осуществляется сбор главного множества сведений в массовых опросах. Обычно это уже стандартизированные формы. Контрольные интервью нацелены на проверку спорных данных, на заполнение информационных лакун, обнаруженных при обработке основных данных.

В терапевтической практике различают диагностическое и клиническое (терапевтическое, глубинное) интервью Диагностическое интервью направлено на получение информации о свойствах личности. Оно обычно применяется на ранних этапах психотерапии и служит средством установления тесного личного контакта с собеседником. В структуру этого интервью часто включаются тестовые методики обследования. Клиническое интервью нацелено на оказание помощи пациенту в осознании им своих затруднений, скрытых мотивов поведения. Оно ведется в предельно свободной форме. Психолог в этих интервью-беседах интересуется не только (а иногда и не столько) содержанием ответов, но и их невербальным сопровождением (тон, мимика, жестикуляция, запинки и т. п.). Клиническое интервью на практике является психотерапевтической беседой.

Возможно осуществление интервью через технические средства связи. Таким средством чаще выступает телефон. Такой вид интервью резко сужает поле непосредственного контакта и мало чем отличается от телефонного анкетирования. Относится не столько к психологическим исследованиям, сколько к социологическим.

Виды вопросов. 1. Вопросы классифицируют по формулировке на общие и частные: Если в интервью требуется получить конкретные факты и мнения, а не общие представления респондента о предмете, то частный вопрос является более подходящим. Например, если исследователя интересует возраст, национальность и доходы респондента, было бы глупо спрашивать: «Расскажите, пожалуйста, о себе» .

Общий вопрос по сравнению с частными обладает двумя важными методическими преимуществами. Во-первых, общие вопросы обладают для респондента мотивирующим эффектом, облегчая установление и поддержание контакта в ходе интервью. Во - вторых, общие вопросы могут задаваться в условиях очень низкой информированности исследователя о предмете исследования. Данное свойство особенно важно на первых (разведывательных) этапах исследования. В - третьих, он может быть использован для получения информации, которая с большей вероятностью будет искажена при использовании частных вопросов.

Причины этих искажений заключаются в следующем: а) список частных вопросов может включать в себя такие вопросы, в которых респондент не компетентен, над которыми он не думал; практика показывает, однако, что если такой вопрос задан, то респондент чаще всего как-то на него отвечает, фантазируя и импровизируя на ходу; б) список частных вопросов может не предусматривать важных тем, которые имеются в сознании респондента, но отсутствуют в сознании интервьюера; в) при ответе на общие вопросы респонденты практически всегда расставляют ранги значимости освещаемых ими тем; эти ранги значимости искажаются, смещаются либо вовсе исчезают при ответе на частные вопросы. Иногда для дополнительного расширения объема вопроса интервьюер может использовать вопросы с неправильным грамматическим построением (двусмысленные, неоднозначные по смыслу и т. п.).

2. По содержанию вопросы классифицируют: 1. Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности и социальном положении опрашиваемого. Это вопросы о возрасте, образовании, профессии, должности, доходе. 2. Вопросы, выявляющие факты поведения в прошлом или настоящем. Имеются в виду вопросы о тех или иных действиях как самого опрашиваемого, так и других лиц. В ответах на эти вопросы исследователь может получить объективные сведения об опрашиваемом, о том, что он знает и помнит, 3. Вопросы, выявляющие мнение о фактах, отношениях. Получение достоверной информации в ответ на эти вопросы является наиболее трудным делом. Не секрет, что возможно существенное различие между ответом опрашиваемого на вопрос, что он сделал бы в такой-то ситуации, и его действительным поведением. 4. Вопросы, выявляющие интенсивность мнений и отношений. Здесь возможна оценка интервьюером глубины чувства опрашиваемого по интонации его ответов, репликам, мимике, а также самооценка опрашиваемого относительно того, является ли его мнение сильным или слабым. В ответах на эти вопросы можно найти информацию о том, что думает опрашиваемый, что он намеревается делать и почему. Вопросы этой группы более трудные, а ответы менее достоверные.

Большое значение для выявления мотивов, намерений, установок имеют проективные вопросы, когда респондентам предлагают набор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, и просят указать предпочтительный вариант поведения: Например: «Представьте себе, что. . » ". «Дети боятся грозы…»

3. Вопросы классифицируют по форме: а) открытые и закрытые; Открытые вопросы предполагается ответ в свободной форме, но эта "свобода" ответов затрудняет обработку данных, а закрытые вопросы предполагают перечень альтернативных ответов, при этом могут быть альтернативы с веером ответов или ответы с ранжированной оценкой. б) прямые и косвенные. Прямые вопросы задаются "в лоб"(Ты боишься грозы?), а косвенные представляют серию уточняющих вопросов (Что ты делаешь, когда бывает гроза? Ты пытаешься отвлечься, когда идет гроза?) 4. Вопросы классифицируют по функции: а) фильтрующие; б) контрольные вопросы. Основная функция фильтрующих вопросов - отсеять респондентов некомпетентных, нетипичных, а контрольных вопросов - проверить достоверность полученных ответов (шкала "лжи").

Составление опросника Структурной единицей анкеты является вопрос или блок вопросов, структурной единицей интервью является ТЕМА. Тема представляет собой связное (обладающее смысловым единством) изложение какого-либо вопроса Вопросник интервью представляет собой перечень тем, подлежащих выяснению. Этот перечень не обязательно должен иметь форму вопросительных предложений. Темы могут быть сформулированы как в повествовательной, так и в вопросительной форме.

Число тем в интервью. План глубокого интервью может включать в себя либо одну тему, либо несколько независимых тем. Первый тип вопросника можно охарактеризовать как простой, а второй - как составной. Составные интервью реже встречаются в практике глубинного интервьюирования, поскольку полноценное раскрытие одной темы (или нескольких взаимосвязанных тем) требует обычно достаточно много времени. Соединение в одном интервью нескольких разнородных тем может привести к тому, что не все они будут полноценно раскрыты. Хорошо разработанный вопросник сложного интервью должен иметь вид подробного оглавления книги

Последовательность вопросов в интервью должна отвечать следующим требованиям: - по ходу опроса интерес опрашиваемого должен расти. Необходимо, чтобы первый вопрос, по возможности, приковывал внимание, заинтересовывал опрашиваемого, но не был дискуссионным. - более сложные вопросы должны следовать за более простыми. Чем далее опрашиваемый вовлекается в интервью, тем труднее ему отказаться от продолжения ответов на вопросы. Поэтому, если некоторые вопросы требуют размышления, их не рекомендуется ставить слишком рано. Но они не должны идти и слишком поздно, ибо опрашиваемый утомляется; - нельзя слишком поспешно задавать опрашиваемому сугубо интимные вопросы. - рекомендуется использовать последовательность вопросов по типу «обратной воронки» , при которой все интервью ведутся по единому плану, где конкретные вопросы по наиболее важным аспектам проблемы поставлены перед общим вопросом.

Правила составления вопросов 1) каждый вопрос должен быть логически однозначным; 2) следует избегать употреблений малораспространенных слов; 3) нельзя задавать излишне пространных вопросов, так как опрашиваемый может не запомнить их целиком и отказаться от ответа; 4) предпочтение отдается конкретным вопросам перед абстрактными. Лучше задать несколько конкретных вопросов в пределах одной темы, чем один вопрос типа «Как вы обычно поступаете. . . » ; 5) в случаях необходимости получения сведений дискуссионного характера, лучше придавать вопросу маскирующий оттенок. («В будущем…» , «Юношу вашего круга» и т. п.); 6) вопросы относительно сложные, неинтересные для респондента или воспринимаемые им как слишком личные, не стоит выносить в начало интервью. 7) если речь заходит о предмете, в котором опрашиваемый недостаточно компетентен, желательно пояснить материал на примерах; 8) следует стремиться к тому, чтобы все варианты предлагаемых ответов были в равной степени приемлемы для респондента, не означали для него потерю престижа; 9) психологическая последовательность вопросов имеет для интервью более существенное значение, чем логическая последовательность.

Приемы составления вопросов для интервью: Прием предварительного такта в вопросах. Вопросы должны формулироваться заранее и в самой формулировке нужно уменьшить неприятное отношение к затрагиваемым темам. (Например: Всем приходится иногда драться. А тебе?) Комментарий, который использует психолог, должен включать в вопрос рассказ о себе. (Например: часи дрался в детстве… Ты что-то хочешь сказать о себе). Использование эвфемизмов - замена, уменьшающая отрицательную оценку (Например: вы с братом часто не понимаете (деретесь) друга?) Письменный ответ на некоторые особо неприятные вопросы

Подготовку к интервью принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще, а под конкретной - подготовительная работа к проведению интервью с конкретными респондентами по заранее определенной теме. Общая подготовка к интервьюированию равносильна подготовке квалифицированных интервьюеров. Главное отличие заключается в том, что при проведении глубоких интервьюеры должны обладать высокой профессиональной подготовкой, тогда как при проведении формализованных нет. Хороший интервьюер характеризуется выражением «дать-и-взять» , которое означает, что при проведении беседы он должен уметь не только получить от респондента требуемую информацию, но и дать ему взамен чувство морального удовлетворения.

Конкретная подготовка интервью включает в себя принятие решений по ряду ключевых вопросов исследования. К числу этапов относятся: выбор респондентов, составление вопросника, (рассмотрели выше), определение времени и места интервью, определение способа записи.

Выбор респондентов Число респондентов в исследовании обычно определяется его целями, а также финансовыми возможностями исследователя. Наиболее целесообразная численность респондентов составляет около 20 человек. Эта цифра определена из практического опыта различных исследователей. Способы отбора респондентов: 1. Простой случайный отбор. Этот метод применяется в тех случаях, когда в опросе необходимо зафиксировать естественный разброс мнений респондентов или когда предварительные знания об объекте исследования настолько малы, что нет возможности применить более целенаправленные методы 2. Метод «снежного кома» . Данный метод применяется в тех случаях, когда необходимо составить выборку из представителей не обладающих формально фиксируемыми признаками, но труднодоступными. 3. Метод фильтрующего опроса. При использовании этого метода проводится количественный опрос, в рамках которого выявляются респонденты, соответствующие определенным рекрутинговым критериям.

Р. Горден выделяет три типа респондентов: ключевые информаторы, специальные представители. респонденты и типичные Ключевые информаторы. Такой информатор не обязательно является членом исследуемой организации, но он хорошо информирован о ее делах. Ключевые информаторы представляют, в частности, общие сведения о структуре организации или сообщества, помогают в достижении сотрудничества, выявлении и респондентов и т. д. Функция ключевых информаторов - помочь исследователю в достижении общей ориентации на начальных этапах его работы. Специальные респонденты - это люди, которые предоставляют информацию, непосредственно касающуюся проблемы исследования. Они бывают выбраны потому, что занимают единственные в своем роде ролевые позиции в оганизации (например, руководители функциональных служб предприятия (планового отдела, бухгалтерии и т. д.). Беседы со специальными респондентами дают возможность взглянуть на проблемы организации со специфичных углов зрения, обусловленных их ролевыми позициями.

Типичные представители - это представители социальных групп или демографических популяций. Активный и пассивный типы респондентов. Тот, кто более активен в делах сообщества, обычно и более сведущ. По этой причине активисты являются хорошими информаторами, особенно на первых этапах исследования. Активисты обычно являются людьми контактными, разговорчивыми, легко воодушевляются беседой. Преимуществом является также то, что практически не требуется проводить специальную работу по их выявлению. Среди пассивных людей могут находиться очень хорошие наблюдатели, которые редко участвуют в событиях (например, потому, что не разделяют взглядов активистов). Незаурядные люди как особый тип респондентов это те, кто выделяется из общей массы своим умом и способностями. Незаурядные качества таких людей часто проявляются в резкой форме говорить правду и ничего не скрывать. Опрос незаурядных людей позволяет с минимальными затратами получить максимум информации.

Методические приемы интервью 1. Пауза или молчание. Исследования показали, что использование молчания ведет к спонтанному расширению ответов в 25% случаев. Существует граница, за пределами которой молчание превращается в неловкую или недоуменную паузу. Интервьюер должен интуитивно ощущать такую границу и не переступать ее. 2. Подбадривание или номинальная поддержка. Этот прием включает в себя вербальные и невербальные реакции интервьюера, которые выражают одобрение респонденту за то, что он говорит, поощряя его продолжить высказывания. 3. Отражение или «эхо» . Суть этого приема заключается в повторении с вопросительной интонацией последней фразы респондента. Прием «эха» не должен применяться слишком часто. Кроме того, его не следует использовать для отражения фраз интервьюируемого, которые не несут в себе большой смысловой или эмоциональной нагрузки. «Эхо» должно отражать ключевые фразы респондента, на которых сделано смысловое ударение.

4. Вопросы-синонимы. Интервьюер может задавать одному и тому же респонденту фактически один и тот же вопрос, слегка меняя его формулировку: В чем это выражено? Как это проявляется? Покажите конкретно, как это представлено? и т. п. 5. Прямая просьба расширить ответ. Это вопросы типа: «Что случилось потом? » , «Что «вы имеете в виду? » , «Расскажите об этом подробнее. . » , «Не хотите ли Вы что-нибудь добавить? » Эти вопросы формулируются так, чтобы они не имели конкретного содержания, так как в противном случае они превратятся в наводящие. 8. Прямая просьба разъяснить ответ. Если в высказываниях респондента имеются неясности или противоречия, уместно напрямик попросить респондента дать разъяснения. В этом случае задаются вопросы: «Можете ли Вы объяснить точнее? » , «Для меня не совсем ясно. . . » , «Вы говорили то-то. Нет ли в этом противоречия? » и т. д. 10. «Мутация» или изменение темы. Используя этот прием, интервьюер сам вводит новую тему, а не ждет, когда опрашиваемый перейдет к ней по собственной инициативе. По сравнению со всеми предыдущими приемами, «мутация» представляет собой наиболее сильное вмешательство в естественный ход высказываний респондента.

Искажения в интервью Влияние собственной позиции интервьюера. Во-первых, это один из наиболее частых видов искажений, особенно у неопытных интервьюеров. Во-вторых, этот фактор целиком зависит от поведения интервьюеров и, следовательно, может быть устранен путем более качественной их подготовки. Предпосылками искажений являются два условия. Во-первых, интервьюер должен иметь свое мнение, не совпадающее с мнением респондента. Во-вторых, это мнение, должно найти какое-то внешнее проявление. Если оба этих условия реализуются, то реакция респондента может быть трех видов: он либо вступает в спор с интервьюером, либо замолкает и прерывает интервью, либо подстраивает свои высказывания под мнение интервьюера. В первых двух случаях страдает в основном полнота интервью.

Время Поскольку респондент дает согласие на интервью добровольно, окончательный выбор времени всегда остается за ним. Интервью не должно совмещаться с какими-либо иными занятиями респондента (домашней работой, производственной деятельностью и т. д.), так качество ответов и глубина раскрытия в этом случае резко снижаются. Наиболее отрицательно на качестве интервью сказывается намерение уйти (спешка), занятие домашним трудом (уборка помещения и др.), профессиональная деятельность

Типичная продолжительность интервью составляет от 20 - 40 минут до 1, 5 - 2 часов. Если этот объем велик, то интервью может продлиться 10 -15 минут. Такие короткие интервью, по-видимому, должны быть выделены в особый тип. Коротким может быть также неудавшееся интервью, в котором исследователю так и не удалось «разговорить» респондента Если тема настолько велика, что не укладывается в «естественные» 40 минут - 1 час, то делают перерывы.

Место проведения интервью. Эффективность беседы в значительной степени зависит от обстановки, в которой она проводится

Способ записи интервью Существуют три способа записи: магнитофонная звукозапись, запись от руки в процессе интервью и запись по памяти. Если респондент не возражает против использования диктофона, такой способ записи является наилучшим. Начало интервью выделяется в особый этап в связи с тем, что оно выполняет специфические функции. Эти функции связаны не с получением информации, а с установлением психологического контакта с респондентом. Процесс установления контакта с респондентом включает в себя предварительный сбор сведений о нем, достижение договоренности о встрече и, наконец, само начало интервью

Относительно внешнего вида интервьюера, т. е. его одежды, прически, все исследователи сходятся на том, что этот вид должен быть «деловым» .

Завершение Оптимальный вариант заключается в том, что завершение интервью должно совпасть с его естественным концом. Решение об окончании в этом случае оказывается как бы обоюдным, совместным. Методические пособия рекомендуют интервьюеру начать думать о завершении интервью за 5 -10 минут до его окончания. Это особенно важно в тех случаях, когда время окончания интервью жестко зафиксировано. Существует фразы для подготовки респондента к завершению интервью: «В то короткое время, которое у нас осталось. . . » или «Прежде, чем закончить. . . » и т. д. Указанные фразы дают ему понять, что беседа близится к завершению, но вместе с тем содержат тактичную просьбу ответить еще на один-два вопроса Хорошей формой завершения интервью является финальное резюме

Интервью - целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог, исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника, может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса (анкетирования).

Различают несколько видов интервью: от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса.

Свободное интервью , как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не специально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т.д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования.

Особенность глубинного интервью состоит в том, что оно преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного социального факта, явления, но и объясняющую причины появления данных фактов, явлений. Глубинное интервью большей частью применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному кругу вопросов.

Цель фокусированного (направленного) интервью - изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и мнение о нем, давая ему оценку.

При проведении интервью вопросы, с которыми интвьюер обращается к своим респондентам, могут иметь открытый или закрытый характер.

Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Задавая эти вопросы опрашиваемому, исследователь выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содержание с помощью магнитной записи или прибегал к стенографии.

При интервью с закрытыми вопросами, которое обычно называют стандартизированным, исследователь обращается к опрашиваемым (респондентам) с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в которой содержатся преимущественно вопросы закрытого типа. Опрашиваемый должен выразить согласие или, наоборот, отрицательное отношение к одному из поставленных вопросов. Интервьюер при проведении этого рода интервью выступает в роли простого исполнителя-информатора, он лишен возможности изменять содержание вопросов, их последовательность или задавать какие-либо дополнительные вопросы.


Стандартизированное интервью - более распространенное из всех перечисленных видов интервью. Чаще всего оно проводится при переписи населения.

Как видим, классифицирующим признаком всех видов интервью является прежде всего степень их формализованности. На проведение интервью существенное влияние оказывает время и место, стратегия и тактика его проведения, состав участников.

Опрос на рабочем месте для многих категорий опрашиваемых (респондентов) чрезвычайно неудобен, так как отвлекает от дел, создает излишнюю напряженность во время интервью. На рабочем месте человек торопится, не в состоянии обдумывать ответы даже на относительно простые вопросы. Его могут отвлекать сослуживцы, их присутствие может помешать полному, откровенному ответу на тот или иной вопрос. Вследствие этого рабочее место не всегда подходит для проведения оп роса.

Достоинство опроса по месту жительства респондента состоит в том, что человек в домашних условиях держится не принужденнее, отвечает с большей охотой, даже если вопросник длинный. При опросе на дому больше возможностей для того, чтобы человек подумал над вопросом и ответил более полно и точно. Однако при опросе по месту жительства резко увеличивается время, затрачиваемое на каждое интервью, так. как возрастет подготовительно-заключительный этап (знакомство, введение в курс дела и т.д.), а также увеличиваются затраты времени на дорогу от одного места интервьюирования к другому. Кроме того, при опросе на дому на ответы респондента могут влиять «третьи лица» - члены семьи, а это отрицательно сказывается на объективности полученной информации.

Специальное место опроса , куда респондент вызывается заранее или непосредственно перед началом интервьюирования, является наиболее удобным для проведения беседы, так как в этом случае отсутствуют перечисленные выше недостатки опроса на рабочем месте и по месту жительства. Таким пунктом опроса может быть какое-либо помещение: комната отдыха, класс технической учебы и т.д. Основное преимущество опроса в неслужебном помещении - сокращение сроков интервьюирования, что положительно сказывается на качестве получаемых материалов. Кроме того, исключается влияние «третьих лиц», появляется возможность создания неофициальной обстановки при проведении опроса.

Однако окончательное решение необходимо принимать, руководствуясь конкретными условиями, возникающими в каждом отдельном случае.

Большое влияние на достоверность и полноту информации, получаемой с помощью опросов, играет фактор времени. Его действие проявляется прежде в том, сколько времени может выделить респондент для беседы, в выборе удобного для него времени. Если интервьюер добивается беседы с респондентом, к примеру, только что вернувшимся из ночной смены, с дежурства или из длительной командировки, то возможности получения объективной и полной информации сокращаются.

Большое значение имеет информирование респондента о целях и значимости опроса. Активность респондента, его готовность серьезно и вдумчиво отвечать на вопросы заметно возрастают, если он видит, что интервьюер не торопится, с интересом его слушает, помнит его ответы на предыдущие вопросы и т.д. Важное значение имеет умение интервьюера плавно переходить от одной темы к другой.

Качество интервью заметно снижается, если во время беседы респондент занимается домашними делами, убирает рабочее место, служебное помещение или решает какие-либо профессиональные вопросы. Если в ответ на вашу просьбу об интервью респондент высказал намерение уйти, то не принуждайте его к беседе, договоритесь о новой встрече.

Следовательно, для проведения опроса необходимо выбирать время, наиболее удобное для респондента.

Влияние интервьюера на ответы респондента может сказаться в самых различных направлениях. С первого мгновения интервьюер невольно как бы подгоняет опрашиваемого под некий свой эталон. Это мешает ему объективно воспринимать респондента.

Задача интервьюера состоит в том, чтобы постараться максимально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента, ставить вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, в затруднительные моменты проявляя находчивость, быстроту реакции и умение вести разговор в нужном направлении. Интервьюер во время опроса должен стремиться создать благоприятную атмосферу. Ни одеждой, ни манерой разговора не следует подлаживаться под опрашиваемого: надо держаться спокойно и естественно.

На ход беседы также влияют возраст и пол ее участников. Интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола, как правило, добивается результата. Женщинам-интервьюерам удается получать более искренние ответы, чем мужчинам. Влияние различия полов в наибольшей степени сказывается на вопросах, затрагивающих принятые в обществе нормы, ценности и т.д. Если респондент и интервьюер разного пола, в ответах респондента намечается тенденция приукрашивать собственное положение, уровень развития и т.д. Поэтому в работе с анкетой, где много вопросов, имеющих целью выяснить ценностные ориентации опрашиваемого, целесообразно, чтобы интервьюер и респондент были одного пола и примерно одного возраста.

Ответы респондента на открытые вопросы будут более откровенными, пространными, если интервьюер улыбается собеседнику, поддерживает его рассуждения одобрительными кивками, восклицаниями и т.д. Положительные результаты дает опрос, который проводит интервьюер, хорошо знакомый респондентам, пользующийся у них уважением и доверием. Вместе с тем недопустимо, чтобы интервьюер находился в прямых служебных отношениях с респондентом.

Существенное влияние на качество ответов может оказать присутствие третьих лиц. Особенно это влияние возрастает при невысоком уровне образования респондента. Эти лица нередко включаются в беседу, высказывают свое мнение, поправляют респондента, уличают его в том, что он говорит неправду, дает неправильные оценки фактам и т.д. Иногда они создают ироническую атмосферу во время беседы, побуждают респондента к несерьезным ответам. Нередко сами респонденты обращаются к присутствующим за помощью, например если нужно что-либо вспомнить.

Негативное влияние «третьих лиц» во время опроса очевидно, и их присутствие надо исключить. При необходимости интервьюер должен предпринять усилия, чтобы обеспечить беседу с глазу на глаз.

При установлении первого контакта необходимо создать благоприятную атмосферу для предстоящего разговора. Интервьюер представляется респонденту и разъясняет задачи и цель социологического исследования. Во время первой беседы интервьюер подчеркивает, что соблюдение анонимности гарантируется, это снимет внутреннюю неуверенность респондента. Для того чтобы внести в контакт с респондентом что-то личностное, интервьюеру рекомендуется начать беседу с разговора на какие-либо отвлеченные темы: о погоде, семье, детях, спорте. Как правило, в заключение своего вступительного обращения интервьюер указывает, сколько времени займет беседа.

Приступая к опросу в соответствии с планом интервью, важно подчеркнуть, что задаваемые вопросы интересны. Сомнения интервьюера в компетентности респондента и другие настораживающие вопросы при закреплении контакта недопустимы.

При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:

Не допускать своей интерпретации формулировки вопросов. Изменение формулировок разрешается лишь в исключительных случаях, и о первом же подобном факте следует ставить в известность научных руководителей опроса;

Не допускать своего толкования ответа на вопрос;

Задавать вопросы строго в той же последовательности, которая предусмотрена анкетой;

Исключить сознательный пропуск каких-либо зафиксированных в анкете, кроме специально оговоренных.

Если опрашиваемый не понял вопроса, то интервьюеру рекомендуется еще раз медленно повторить его и дать возможность подумать респонденту.

Те вопросы, целью которых является выявление мнения респондента о каких-либо фактах, более всего требуют точности формулировок, и интервьюеру надо придерживаться только той формулировки, которая дана в анкете. При постанов вопросов о фактах интервьюер может уточнять, разъяснять вопрос, чтобы добиться правильного понимания.

Приведем наиболее распространенные средства, которые используются большинством интервьюеров для стимулирования ответов респондентов, получения наиболее полной и точной информации.

Выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание).

Использование коротких пауз.

Повторение основного вопроса.

Частичное несогласие, например: «Вы говорите, что,.. Однако некоторые люди полагают, что...».

Просьба пояснить, например: «Мне не совсем ясно, как… Не могли бы вы объяснить, что имеете в виду...», «Итак, вы только что сказали, что... Уточните, пожалуйста...».

Уточнение с помощью неправильного повторения ответа, например:

Вы заметили, что обычно возникают споры по вопросам трудовой дисциплины?

Нет, я сказал «иногда».

Простите, я, очевидно, не расслышал.

Указания на противоречия в ответах.

Повторение последних слов респондента (метод «эхо»)

Нейтральное требование добавочной информации, на пример: «Это интересно, я хотел бы знать больше о проведении вами свободного времени. Не могли бы вы рассказать об этом немного подробнее?».

Требование определенной добавочной информации, например: «Почему вы думаете именно так? Как вы пришли к этому выводу? Когда?».

После всякого выраженного сомнения или несогласия и получения на них разъяснения интервьюер должен выразить свое понимание, согласие, одобрение: «да, да, вы правы. Сейчас мне ясно. Это очень интересно» и т.д.

Если интервьюер получил ответ типа «не знаю» то обязательно должен понять, что скрывается за ним: а) действительное ли незнание; б) непонимание смысла вопроса; в) неумение выразить свое мнение; г) боязнь выразить его вслух; д) боязнь дать «неправильный» ответ, т. е. не то, что могли сказать другие.

В зависимости от этого интервьюер должен выбрать линию поведения. Например, если есть подозрение в некомпетентности респондента, рекомендуется детализировать вопрос. Если не понял содержания - повторить. Если респондент боится высказать мнение, поставить вопрос в косвенной, безличной форме.

Записывать ответы надо сразу, по ходу интервью. Регистрировать ответ может сам респондент, но интервьюер обязан контролировать эти записи. При регистрации открытых вопросов важно, чтобы респондент наиболее полно записывал ответ. Если ответы записывает сам интервьюер, то он должен это делать полно и дословно, не допускать никаких обобщений, улучшения речевого стиля респондента и пр. Запись ответов надо производить быстро, чтобы не замедлять скорость интервьюирования.

В заключение беседы интервьюер может вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы. За кончив беседу, интервьюер спрашивает о согласии респондента принять участие в последующих социологических исследованиях: они могут проводиться в форме почтовой анкеты или телефонного опроса (по проблемам, требующим оперативного решения). Затем интервьюер интересуется, сколько по мнению респондента, продолжалась беседа. Уход из ситуации «домашнего интервью» должен быть вежливым по отношению ко всем членам семьи респондента.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.