Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте. Современное состояние развития теории и технологии формирования элементарных математических представлений дошкольников

  • РАЗВИТИЕ НАУКИ
  • ДОШКОЛЬНИК
  • МАТЕМАТИКА

В статье описана история развития формирования математических представлений дошкольников через анализ работ учёных разных стран в контексте методов, содержания, приемов обучения.

  • Практическая работа по астрономии «Заполнение диаграммы Герцшпрунга-Рассела»
  • Познавательная самостоятельность как путь самореализации личности в обучении
  • Использование виртуальных учебных материалов с целью саморазвития студентов медицинских вузов
  • Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни студентов

Педагог дошкольного образования должен быть знаком с современным состоянием развития теории и технологии развития математических представлений дошкольников с целью дать качественное математическое образование своим воспитанникам. При этом необходимо помнить, что темпы развития общества не обеспечивают профессиональной подготовки на весь трудоспособный период жизни человека. Поэтому воспитатель должен быть готов к непрерывному образованию в течение всей жизни, повышению квалификации, приобретению и развитию навыков сочетания, переноса, взаимосвязи уже усвоенных знаний с новыми .

Современная ситуация теоретического и технологического развития формирования математических представлений у детей дошкольного возраста была сформирована в 80-90-е гг. XX вв. В 80-е гг. ученые стали искать пути улучшение дошкольного математического образования через оптимизацию содержания и новые методы обучения детей .

Формирование начальных математических представлений было заложено психологами. Гальперин П.Я. разработал линию по ознакомлению с элементарными математическими понятиями и действиями. Она была построена на введении мерки. Число при таком подходе понимается как отношение измеряемой величины к избранной мерке, как результат измерения. Формирование понятия числа через освоение детьми действий комплектования, уравнивания, измерения и психологический механизм счета как умственной деятельности, были описаны в трудах Давыдова В.В. В своих работах Березина Р.Л., Лебедева 3.Е., Проскура Е.В., Непомнящая Р.Л., Левинова Л.А., Щербакова Е.И., Тарунтаева Т.В. показали, что возможно развить у детей дошкольного возраста представления о величине и о взаимосвязи между счетом и измерением .

Таким образом, согласно традиционной методике обучения число является результатом счета. Особенностью нового способа введения понятия явилось представление числа как отношения измеряемой величины к единице измерения (условной мерке), т.е. число, как результат измерения. Поэтому в программу обучения детей внедрили новый раздел «Величина» .

Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач дал возможность исследователям разработать методику обучения детей обобщенным способам решения познавательных задач, построению связей, зависимостей и т.д. Для этого стали предлагаться новые средства обучения: модели, схематические рисунки, которые отражали существенное в познаваемом содержании .

Маркушевич А.И., Папи Ж. и др. обратили внимание на необходимость пересмотра содержания знаний по математике для детей шести лет. Они считали, что следует обогатить, добавить новые представления, относящиеся к комбинаторике, множествам, вероятности, графам и т.д. Маркушевич А.И. рекомендовал строить методику по обучению математике, опираясь на положения теории множеств. Считал, что необходимо обучать дошкольников при помощи простых операций с множествами, развивать у них пространственные и количественные представления. Папи Ж. разработал методику по формированию представлений у детей о функциях, отношениях, отображениях, порядке и др. при помощи использования многоцветных графов .

Попытки формирования количественных представлений у детей раннего возраста, а так же пути совершенствования этих навыков у детей дошкольного возраста были рассмотрены Ермолаевой Л.И., Даниловой В.В., Тархановой Е.А. .

Методы, приемы математического развития дошкольников при помощи игры сформулированы Игнатовой Т.Н., Смоленцевой А.А., Щербининой И.И. и др. .

Метлиной Л.С. разработаны: комплексный подход к обучению, эффективные дидактические средства, разнообразные приемы обучения. Ее работы стали использовать при написании конспектов занятий по формированию элементарных математических представлений, методических рекомендаций .

Разработка новых методик по обучению детей дошкольного возраста математике осуществлялась и в других странах, таких как Германия, Польша, США, Франции .

Ученые из Польши и Германии, Дум Э., Альтхауз Д., Фидлер М., обратили внимание на развитие представлений о числах в процессе практических действий с множествами предметов. Учёными были предложены игры и упражнения, которые помогали детям овладеть умениями упорядочивать, классифицировать предметы по разным признакам, в том числе и по количеству .

Ученые из США Лаксон В. и Грин Р. в качестве развития представлений о понятии числа и математических действиях изучали понимание детьми количественных отношений на конкретных множествах предметов. Ими уделялось большое внимание изучению вопроса понимания детьми принципа сохранения количества в процессе практических действий в преобразовании непрерывных и дискретных величин .

Французские учёные считали, что дети до четырёх лет должны учиться считать самостоятельно без помощи взрослого потому, что играя с песком, водой и другими предметами у детей формируется представление о количестве, величине на сенсорном уровне .

Педагог французских материнских школ Полина Кергомар считала, что способность к пониманию математики зависит от качества обучения. Педагогами из Франции была разработана система логических игр. Считалось, что в игре у детей формируется и развивается способность к пониманию, рассуждению, самоконтролю. Дети учатся переносить усвоенные навыки в новые ситуации. Используя математический язык, дети 5-6 лет постигают элементарные математические понятия, учатся кратко и точно выражать свои мысли, находить и исправлять ошибки .

В 90-х гг. XX в. было выделено несколько основных научных направлений в методике и теории развития математических представлений у детей дошкольного возраста. В первом направлении Пиаже Ж., Поддьяков Н.Н. и др., рассматривали содержание развития и обучения, приемы и методы по формированию у дошкольников интеллектуально-творческих способностей, таких как: наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и т.д. Вторым направлением, которое рассматривали Шпрангер Э., Эльконин Д.Б. и др., является развитие у детей сенсорных способностей, процессов, например, при использовании моделирования. Моделирование – это одно из интеллектуальных умений детей дошкольного возраста. Дошкольники способны оперировать несколькими видами моделей: конкретными, условно-символическими, обобщенными. Георгиев Л.С., Давыдов В.В. и др. выделили третье направление. Его суть заключается в том, что до освоения чисел, происходит практическое сравнение величин. Данное сравнение осуществляется через выявление в предметах общих признаков, а именно: длина, масса, ширина, высота. Столяр А.А., Соболевский Р.Ф. и др. разработали четвертое теоретическое направление. Оно опирается на становление и развитие одного вида мышления в процессе понимания и усвоения детьми свойств и отношений. В процессе действий с разными множествами, цветом, предметов, формой, размером и т.д., дети учатся выполнять логические задачи над свойствами разных подмножеств .

Таким образом, теоретические основы современной методики по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста основываются на четырех направлениях, новых и традиционных идеях.

Список литературы

  1. Белошистая А. В. Развитие математических способностей дошкольников. - М.: Просвещение, 2004.
  2. Будько Т.С. Развитие математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Киричек К.А. О некоторых активных формах проведения занятий у бакалавров профиля «Дошкольное образование» // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XXXIX Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – С.66-71.
  4. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Kant. – 2016. - №1(18). - с.37-40.
  5. Михайлова 3.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
  6. Смолякова О.К., Смолякова Н.В. Математика для дошкольников. В помощь родителям при подготовке детей 3-6 лет к школе. - М.: Издат-школа, 2002.
  7. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2007.
  8. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М.: Просвещение, 2002.
  9. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.

Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам.

Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией), накопить логико-математический опыт.

В проблемно-игровой технологии логико-математические игры представлены в виде групп: настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик» и др.; игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др.; игры на плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.; игры из серии «Кубики и цвет» , «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно и др.; игры на составление целого из частей - «Дроби», «Чудо-цветик» и др.; игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест («Пятнашки») и др.

Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре собственного воображения, ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи. Технология может быть представлена последовательными шагами: от освоения игры в совместной деятельности взрослого с ребенком к участию в играх на уровне самодеятельности, а затем переход к участию в играх на более высоком уровне и, как правило, вновь возникающие игры взрослого с детьми или успешно играющими в них детьми. Эти игры отличаются от тех, которые ребенок осваивал на начальном этапе, измененным сюжетом, преобразованным ходом игры, поэтому они приобретают необходимую для ребенка сложность и эмоциональную насыщенность.

Носовой разработан комплекс игр и упражнений, которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду». Она разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Проблемно-игровая технология предполагает использование творческих задач, вопросов и ситуаций. Такие задачи помогают ребенку устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, главное - ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от осознания собственных возможностей. При этом надо помнить, что слишком простая задача ребенку неинтересна. Рекомендуется разделить все задачи на несколько уровней сложности и предлагать их по мере освоения ребенком задач предыдущего уровня. Формирование готовности детей к решению задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с ребенком. Взрослый может навести ребенка на решение задачи с помощью творческих вопросов. Например, нарисуй кошку, не рисуя ее. Вариантом выполнения этого задания является рисование части кошки, по которой можно догадаться о целом объекте (зависимость целого и части). Как нарисовать солнце, если карандаш умеет рисовать только квадраты? Последняя задача может быть решена через осознание структуры геометрических фигур. Можно предложить ребенку решать эту задачу практическим путем, накладывая квадрат на квадрат. На самом высоком уровне дети могут сами составлять творческие задачи и предлагать их сверстникам.

Проблемная ситуация для маленьких детей складывается в форме «потребности в познании». Ребенок сталкивается с ней в условиях занимательных задач, задач-шуток, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению и т.д. Чаще всего проблемы транслирует ребенку взрослый, организуя совместную деятельность с ребенком. Они могут выступать в виде проблемных вопросов типа: Как разрезать квадрат на треугольники? Сколько способов деления квадратов на треугольники существует? Какие общие признаки есть у числа четыре и слона?

Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ, в основе которой лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата. Авторы ТРИЗ-технологии предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу».

Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ-упражнений: «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Наряду с упражнениями ТРИЗ-технология предлагает специальные игры типа «Хорошо-плохо», «Что во что входит», «Выбери троих» и др., составленные педагогом на основе известных детям сюжетов. Например, в игре «Хорошо-плохо» в качестве объекта выбирается треугольник. Необходимо назвать все хорошее, что связано в жизни людей с треугольником: похож на крышу дома, устойчивый, похож на косынку; и все плохое: острый, не катается, заваливается. В игре «Выбери троих» предлагается назвать три слова, имеющих отношение к математике и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Например, «круг», «четыре», «маленький» - в игре можно использовать четыре круга как тарелки для кукол. В игре «Да и нет» педагог загадывает слово, а дети разгадывают, задавая вопросы так, чтобы педагог мог отвечать только «да» или «нет». Например, задумано число из первых пяти цифр (4). Дети задают вопрос: «Это число больше двух?» Воспитатель отвечает да или нет. Диалог продолжается.

Ещё одна технология - эвристическая технология. Суть состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание. Поэтому целью технологии является оказание помощи ребенку в открытии каналов общения с миром математики и осознание ее особенностей. Математическую информацию ребенок получает через свободное образовательное взаимодействие с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира (число, форма, величина). В результате ребенок самостоятельно, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и рефлексию, сможет овладеть математическими закономерностями, присущими объективной реальности.

Авторы этой эвристической технологии рекомендуют использовать когнитивные и креативные (творческие) методы. К когнитивным методам относят: метод вживания, метод эвристических вопросов, метод ошибок и др. Так, методы вживания - «вчувствование», «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. Например, представь себе, что ты число 5 (треугольник, цилиндр). Какое ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? Что тебе нравится делать? Эвристические вопросы - позволяют ребенку получить сведения об изучаемом объекте (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?), которые дают возможность для необычного видения объекта. Метод ошибок - использование ошибок для углубления образовательного процесса. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей и боязнь детей совершить ошибку. Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли быть на самом деле, что 4 меньше 3. Да, может, если речь идет о 4 днях и 3 неделях.

К креативным относятся методы придумывания, гиперболизации, мозгового штурма, метод синектики и др. Метод придумывания заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде. Например, нарисовать город с жителями сказочными числами. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение изучаемого объекта и его отдельных частей или качеств с целью выявления его сущности. Например, придумайте многоугольник с самым большим количеством углов. Агглютинация - это соединение качеств, частей объектов, несоединимых в реальной жизни. Например, вершина пропасти, пустое множество.

Большой популярностью пользуется метод мозгового штурма. А. Осборн (создатель метода) предложил разделить процесс выдвижения гипотез и их оценку, анализ. Сегодня этот метод рекомендуется использовать и в работе с дошкольниками. Ситуация введения мозгового штурма может возникнуть стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Воспитатель может предложить детям выдвигать любые решения создавшейся проблемы удачные и неудачные. Идеи можно записать. Например, как выручить бусинку из «ледяного плена» (бусинка в кубике льда)? Идеи: прорубить лед! Подержать в руках и кубик льда растает. То есть, педагог принимает любые идеи без эмоциональной и рациональной оценки. Ребенку не говорят, что нет бура, что руки замерзнут и можно простудиться. К этим выводам дети приходят сами на основе анализа, после того, как будут высказаны все идеи. Анализ проводится по следующим вопросам: Что положительного в идее? Что отрицательного? Подумайте, какая идея самая лучшая. В итоге можно проверить идеи. Мозговой штурм можно применять и при подготовке к праздникам, например, создать идеи детей и родителей.

Метод синектики заключается в поиске аналогий. Синектика, в переводе с греческого, означает «объединение разнородных элементов». В работе с детьми предлагают использовать прямую аналогию, то есть один объект сравнивается с другим из другой области. Видом прямой аналогии является функциональная аналогия - найти в окружающем мире объект, который выполняет аналогичные функции, например, солнце и плита для приготовления пищи. При этом важно ответить на вопросы: какие функции выполняют эти объекты, что общего и что отличного в этих функциях? Аналогия по цвету: солнце - одуванчик, лампа, лимон, лиса и т.д. Личная аналогия - умение поставить себя на место другого объекта. Например, какое отношение к себе со стороны других детей вы предпочитаете? Что бы вас беспокоило, если бы вы были дверью, числом пять, треугольником и тд.?

Этапы использования синектики в работе с детьми: формулировка проблемы педагогом; формулировка проблемы детьми; генерация идей на основе вопросов, предложенных педагогом, наводящих на решение проблемы. Рекомендуется использование таких видов аналогии как прямая, личная, символическая. Например, придумать правила сравнения однозначных чисел. Дети: почему 5 больше, чем 3? Воспитатель: Зачем нам известен состав числа из единиц, приемы приложения и наложения, счет парами? Этот вопрос задается для того, чтобы у детей возникли аналогии, что может натолкнуть на мысль о пригодности того или иного правила для сравнения произвольных пар однозначных чисел; личная аналогия может выявить глубину математических знаний; символическая - может навести на мысль об упорядочении натурального ряда чисел.

Наряду с использованием когнитивных и креативных методов рекомендуется предлагать ребенку задания креативного типа. Среди таких заданий придумать обозначение числа, звука, буквы, сформулировать математическую закономерность. Наряду с этими заданиями можно предложить ребенку сочинить сказку, поговорку, рифму, составить кроссворд, задания для других детей. Перевести фрагмент с языка одного предмета на другой, например, нарисовать музыку с помощью геометрических фигур, оживить число, определить цвета дней недели. Изготовить поделку, модель, маску, математическую фигуру, придумать свои игры с числами и фигурами.

Все рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

математический дошкольник обучение игра


(из опыта работы) пригодится для работы воспитателям и родителям детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова
с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Белочка»

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП в старших группах»
(из опыта работы)

Воспитатель: Кузьминых С.И.

2016 г

Основной вид дошкольной деятельности - это игра. Играя, ребёнок познаёт мир, учится общаться, обучается.

Исходя из возрастных особенностей детей в своей практической деятельности я постоянно использую игровые технологии.

Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровосбережение.

В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Игра - главное содержание детской жизни.

В своей педагогической деятельности мною используются занятия-путешествия, которые построены на игровой форме обучения.

Гостями НОД были сказочные герои, герои любимых мультфильмов, которым ребята помогали разобраться в сказочной ситуации: считали предметы, сравнивали числа, называли геометрические фигуры, раскладывали дорожки по длине, решали логические задачи и др., использовался и прием намеренных ошибок, т. е. неправильных ответов гостей занятия, что помогло развить мыслительные процессы. А также проводили НОД по таким темам, как «Веселые приключения», «Путешествие в страну чудес», «Прогулки в сказочный лес», и др., где дети были непосредственными участниками игры и выполняли интересные, познавательные задания, самостоятельно находили выход из учебных ситуаций; а также использовали элемент соревнования (кто быстрее, кто правильнее, кто больше знает) .

Для обеспечения активной деятельности детей в НОД я предлагаю им своеобразную реально-жизненную мотивацию: участие в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решение творческих задач, освоение средств и способов познания (сравнение, измерение, классификация и др.)

В качестве примера приведу фрагменты НОД «Космическое путешествие», в котором обучение построено как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Целью данной непосредственно образовательной деятельности являлось формирование математических представлений, а математические представления – это мощный фактор интеллектуального развития дошкольников.

Чтобы заинтересовать детей, активизировать внимание дошкольников, побудить их к деятельности, овладению программных задач, повысить эффективность обучения вначале была создана игровая мотивация: «предстоит совершить фантастический полет в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями, где ожидают нас таинственные и захватывающие приключения».

После принятия цели, перед детьми встала проблема: «На чем же можно полететь в космос? ». Здесь были показаны иллюстрации с изображениями самолета, воздушного шара, ракеты. Дети высказывали свои предложения и доказывали правильность выбора, т. е. учились самостоятельно думать, рассуждать, фантазировать. У детей развивались речь, мышление, углублялись знания.

В игре «Построй ракету» дети не только закрепляли названия геометрических фигур, количественный счет (сколько квадратов, прямоугольников и т. д., но и учились выделять элементы объекта и соединять их в единое целое. Игра развивает у детей геометрическую зоркость, способность к умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению.

Также в НОД детям предлагалось «пройти сквозь метеоритный поток». Через игру «На что похоже? » дети учились придумывать свои разнообразные оригинальные ответы, понимать и «читать» схематичное изображение предмета, развивалось воображение, способность к замещению, созданию новых образов.

Новая проблемная ситуация встала перед детьми в конце НОД: «Из космического центра Земли поступил сигнал о возвращении домой, на Землю». Но чтобы вернуться надо дать правильные ответы на задачи, типа: «Сколько солнышек на небе? », «Сколько концов у одной палки? А у двух? », «Найди отличие», «Цепочка закономерностей».

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения, развивают произвольное внимание, мыслительные операции, речь, пространственные представления, на основе сравнения учатся выявлять закономерности.

Обязательно в НОД включаем физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, играющие положительную роль в усвоении программного материала. Это позволяет переключить активность (умственную, двигательную, речевую) не выходя из учебной ситуации.

Для активизации мыслительной деятельности, для придания интереса, активного участия детей в НОД, для расширения, углубления и закрепления знаний, придания занятию игрового характера, мы используем разнообразный дидактический, игровой материал и пособия, созданные своими руками.

Дидактическая игра – это особый вид игровой деятельности и средство обучения. Дидактические игры помогают обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, формировали новые знания, а также в дидактических играх закрепляются полученные знания и умения; развивается восприятие, мышление, память, внимание. При использовании дидактических игр нами также широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что непосредственно образовательная деятельность проходит в веселой, занимательной и доступной форме.

Так, дидактические игры «Покажи с помощью цифры», «Раздели квадрат на части», «Помоги Буратино дойти до школы», «На что похоже? » и др. - знакомят детей с новыми для них заданиями, учат проявлять смекалку, развивать сообразительность, упражняют ребенка в анализе геометрических фигур, в воссоздании фигур – символов, ориентировке в пространстве.

Игра « Найди игрушку».

« Ночью когда в группе никого не было- говорит воспитатель, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти» Распечатывает конверт и читает: « Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает и за шторой находит игрушку.

Игра «Считай - не ошибись! »

Игра «Чудесный мешочек»

Направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.

В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

“Танграм” и «Монгольская игра» - из множества игр-головоломок на плоскостное моделирование.

Успешность освоения игр в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

На первом этапе освоения игры “Танграм” проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.

Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам.

Таким образом, можно сделать вывод, что в игровой форме происходит прививание ребенку знания в области математики, он обучается выполнять различные действия, умственные операции, развивает память, внимание, мышление, творческие и познавательные способности.

А проблемность обучения способствует развитию гибкости, вариативности мышления, формирует активную творческую позицию ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – М. : Айрис-Пресс, 2008.

2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

3. Диагностика готовности ребенка к школе/ Под ред. Н. Е. Веркасы. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

4. Жукова Р. А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.

5. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.

6. Полякова Н. Воспитывать радость познания// Дошкольное воспитание. – 12/2004.

7. Смоленцева Н. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М. : Просвещение, 1987.


Козлова Людмила Николаевна
Обобщение педагогического опыта «Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Обобщение педагогического опыта работы

Представил :

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 13 г. Сосногорска»

Козлова Л. Н.

г. Сосногорск, 2018г.

1.Aктуальность

Считaю, что рaзвитие - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника . В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , существенным отличием является - исключение из образовательного процесса учебной деятельности, кaк не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства . Поэтому перед нaми, педагогами дошкольного учреждения , становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

Изучив, педагогические технологии , я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника . В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов , учатся классифицировать, обобщать , сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы.

2. Теоретическое обоснование опыта

Наиболее важной и актуальной задачей подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.

Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому , что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития. Разрабатывая содержание игровых занятий , и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время : определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт , знания, умения. На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания , умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. В этих занятиях сочетались игровые ситуации , дидактические игры, наглядный материал и действия с ним . Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.

Игровая мотивировка помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации . Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники.

Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха , но и как мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются интерес, потребности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребенка. Это не случайно. Радостное переживание поднимало жизненный тонус ребенка, сплачивало детей, создавало бодрое настроение. занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий : занятия – развлечения, математические праздники , игры – соревнования, игры – шоу, математические многоборья , театрализованные постановки, игры – драматизации (на математическом материале , викторины.

Каждый из названных видов строились на совместной неформальной деятельности детей и взрослых, имели свои особенности в организации и методические требования к стимулированию интеллектуальной активности детей, дифференцированному и гуманному использованию поощрений, созданию условий для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, «деликатному» использованию соревновательных моментов, предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания.

Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме , с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал , закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции : выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал .

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу . Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями . Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты занятий на интерактивной доске, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал , организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку , рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками : «Составь узор» , «Какая фигура лишняя?» , «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Родителям детей старших и подготовительных групп рекомендовала заниматься с детьми с использованием специальной литературы. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла стенд «Занимательная математика » и папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы воспитания и обучения детей и возрастам с содержанием игр.

Организовывала с детьми математические праздники , вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества , изобретательности, повышению их педагогической культуры . Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру , будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

3. Результативность педагогического опыта работы

С целью обобщения передового педагогического опыта по теме : «Игровые технологии в формировании элементарно- математических представлений у дошкольников » мною с марта 2016 по май 2018 года в МАДОУ «Детский сад № 13 г. Сосногорска» с воспитанниками группы № 3 осуществлялся ряд занятий и развлечений по ФЭМП в игровой форме . В ходе работы были поставлены цели, и задачи обучения, воспитания и развития детей. Анализируя состояние обучения дошкольников , я пришла к выводу, что дидактическая игра, наряду с получившей широкое распространение функций закрепления и повторения знаний, может выступать и как функция формирования новых знаний , представлений и способов познавательной деятельности. Следует отметить, что не все занятия можно провести полностью в игровой форме , так как в Программе воспитания и обучения в детском саду есть такой материал , который требует более серьезного отношения при знакомстве с ним, и который можно только закрепить в игровой форме . Например, знакомство с составом числа из двух меньших чисел, знакомство со структурой задачи, обучение образованию чисел второго десятка и некоторых других задач. Вот поэтому, для поддержания интереса детей к таким обучающим занятиям, я включала в них дидактические игры, но игра идет как часть занятия, ее место в структуре занятия определяются целью , назначением и содержанием занятия. В этих играх были, как закрепляющие навыки и умения, так и носили обучающий характер, они помогали детям лучше усвоить тот или иной материал и привлекали их интерес к занятию. Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников , способствует математическому развитию , повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности : порядок чередования фигур по цвету, форме , размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Также необходимым условием, обеспечивающем успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм : варьирование игровых действий и вопросов , индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Эффективная организация детской деятельности с целью прочного и глубокого усвоения дошкольниками программного материала по формированию элементарно- математическому познанию будет осуществлена при выполнении определенных требований :

1. В процессе детей математики следует сочетать традиционные и нестандартные формы обучения .

2. Большое значение при обучении детей математике через игру имеют дидактические игры математического содержания , проводимые вне учебной деятельности, с целью закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на занятии.

3. Необходимо организовать уголки занимательной математики в группах , начиная со среднего дошкольного возраста , так как они оказывают целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности , воспитывают у детей потребность заниматься в свободное время интеллектуальными играми.

4. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе, если будет активно вестись работа с родителями по организации в домашних условиях занимательных математических игр .

3. Библиографический список :

1. Арапова-Пискарева Н. А. Развитие элементарных математических представлений . - М.: Мозайка-Синтез,2005.

2. Агафонов В. «Твой друг компьютер» , Москва, «Детская литература» 1996 г. (информатика от 4 до 9 ) .

3. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.

4. ВолинаВ. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей ) -М.: Знание,1993.

5. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1984.

6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.:ТЦ Сфера, 2008.

7. Юзбекова. Е. А. Ступеньки творчества. - М. ,ЛИНКА-ПРЕСС., 2006.

8. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения . - М., 2003.

9. Метлина Л. С. Математика в детском саду . - М., 1984.

10. Михайлова. З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : М Просвящение,1990.

11. Попова Г. П., В. И. Усачева Занимательная математика . – Волгоград : Учитель, 2006.

12. Петрова. М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного возраста . –М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

Одна из основных задач дошкольного образования - это математическое развитие ребенка. Оно не свидетельствует о том, что на данном этапе ребенок конкретно должен овладеть какими-либо определенными знаниями. Математическое развитие дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.
Игра - это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологи ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.
Широко используются следующие игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений:
- «Какое число потерялось?»
- «Где встречаем в жизни это число?»
- «Где встречаем эти линии?»
- «Где спрятались геометрические фигуры?»
- «Игры головоломки»
Игры с применением игрового материала:
(счетные палочки)
- «Измерить длину предмета»;
- «Выложить узор»;
- «Построение объектов по заданию»;
- (кубики)
- «Сравнение объектов по количеству кубиков…»;
- «строительство объектов».
Благодаря таким играм происходит тренировка ребенка в запоминании цвета, развитие сообразительности, установки дружеских отношений в коллективе. Постепенное усложнение заданий позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим индивидуальным маршрутом.
Применение игр по технологии ТРИЗ развивают пространственные представления, воображение, мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических задач, способствуют успешной подготовки детей к школе. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий, и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию.
Используя в своей работе на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимать задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельное решение, успешно справляется с массой творческих задач, легко адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.
Представляю свой опыт по составлению конспекта занятия, используя структуру креативного урока:
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).
Блок 2. Содержательная часть занятия (1).
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Блок 4. Головоломка.
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Блок 6. Содержательная часть занятия (2).
Блок 7. Резюме.

НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ
Автор занятия: С. М. Овчинникова, воспитатель ДОУ Фомичевский детский сад

Конспект занятия разработан по программе «Детский сад 2100»
Тема: «Играем и считаем»
Тип занятия: применение математических знаний в направленной игровой деятельности
Оборудование : цифры и модель числа, модели грибов: мухоморов и маслят, игрушки домашних и диких животных, геометрические фигуры и тела.
Программное содержание:
- способствовать развитию творческих способностей, аналитического, ассоциативного мышления, воображения, навыков позитивного общения;
- продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 10, учить ориентироваться в ряде чисел до 10;
- классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина), выполнять практические действия в делении целого на части и фиксировать в математических карточках;
- адекватно оценивать себя и товарищей; - воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.

Ход занятия

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)
Дети входят в группу и приветствуют воспитателя и друг друга. Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнемся, настроение у нас хорошее, приготовимся к путешествию в страну Математику. В этой стране живут умные, грамотные, эрудированные люди. Значит, нам нужно взять с собой ум, смекалку, находчивость и дружбу, чтобы помогать друзьям в трудностях, а так же цифры, геометрические фигуры, математические карточки.
Куда мы отправимся, нам подскажет загадка:
Он большой, густой, зеленый,
Представляет целый дом
В нем найдут приют и птицы
Зайки, волки и куницы. (Лес)
Да, в страну математику можно пройти через лес, преодолевая препятствия. В путь!
- Ой! Но что случилось? Ребята, у нас переполох, цифры все исчезли, геометрические фигуры и тела спрятались, математические карточки все убежали. Их укрыл в своих владениях лесной царь.
- Что нам делать?
- Надо отправиться в путешествие.
Во время путешествия по лесу мы должны вернуть все, что принадлежит математике, что похитил лесной царь. А чтобы справиться со всеми трудностями, мы с вами должны быть дружными, отзывчивыми, внимательными. Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам. О наших заслугах в путешествии будут говорить фишки (красного цвета - все получилось, синего - встретились небольшие трудности, но удалось их преодолеть, желтого - «т меня не получилось, прошу помочь»). Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам.
Блок 2. Содержательная часть
Воспитатель: Сначала мы пойдем в дремучий лес. Ну что здесь?
Посмотрите, здесь настоящий «ералаш». Похищенные цифры потеряли свое место, и кричат, и пищат, помогите им стать в строй по порядку.
Групповая работа: 1-я подгруппа - дети на магнитной доске выставляют в один ряд цифры, 2-я подгруппа - в другой ряд модель числа по порядку от 1 до 7 и замечают, что не хватает числа и цифры 4.
- Что вы заметили? (нет модели числа 4, цифры 4)
- Лесной царь отдаст эту цифру, если вы ему расскажите, где в жизни встречается число 4? (4 ножки у стола, стула, 4 угла, 4 ноги у животных)
- Счет прямой и обратный
- Назовите все числа больше 5.
- Назовите все числа меньше 6.
- Какое число стоит между 3 и 5.
- Какое число правее 3.
- Какое число левее 7.
- Кто соседи у 4.
- Что происходит с числами при движении вправо по числовой дорожке?
- Что с ними происходит при движении влево?
Вы успешно справились с заданием № 1 лесного царя и вернули цифры.
Коллективно оцените фишкой работу каждого участника путешествия и начните накапливать фишки.
Блок 3. Психологическая разгрузка. Справились? Готовы отправиться дальше в путешествие? Тогда возьмём за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ну, вот настроились пора снова в путь. Поехали. Физминутка: Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, счастливые друзья, Нам весело живется, Мы песенки поем, а в песенке поется
О том, как мы живем.
Блок 4. Головоломка
Воспитатель: Ребята, продолжим путешествие. Наши испытания не закончились. Отправляемся дальше во владение Лесного Царя. Он спрятал в своих владениях жителей страны геометрии. Попытаемся их вернуть в математику. (На лесной поляне геометрические фигуры, тела и предметы, в которых можно рассмотреть геометрические фигуры и тела). Вы должны составить цепочку таки образом, которая состоит из предмета, геометрической фигуры, которую можно рассмотреть в предмете и тела, которое в нем встречается (например: барабан - цилиндр, круг, дом - треугольник, прямоугольник, пирамида).
- Сколько всего здесь геометрических фигур и тел?
- 5.
- Когда они вместе, как их назовем? (целое)
- Можно ли это целое поделить на части?
Дети делят целое на части: геометрические фигуры и тела.
- Что можно рассказать? (целое 5 состоит из частей - з тела и 2 геометрические фигуры)
- Можно ли эти фигуры и тела еще поделить на части?
- Да, можно, по размеру.1 - большая и 4 - маленьких.
- Теперь Лесной Царь возвращает вам геометрические фигуры и тела. Вы успешно справились с этим испытанием и вернули геометрических обитателей в страну Математику.
Индивидуально оцените фишками результат своей работы.
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Воспитатель: Вот мы прибыли в царство животного мира. На поляне (дорожке) домашние и дикие животные (среди них - рыба).
- Кого мы встретили? (обитателей природы)
- Найдите ответ на мои вопросы среди этих обитателей и объясните ответ.
- Кто здесь лишний? Почему?
- Рыба, потому что она живет в воде, а остальные на суше.
- Сколько ног у всех диких животных, присутствующих здесь?
- 8 (коза, медведь)
- Сколько всего обитателей?
- 6.
- Сколько у них хвостов?
- 6.
- Сколько у них ушей?
- 10, так как у рыбы ушей нет.
- Сколько ног?
- Чтобы вернуть их в математику, мы должны выстроить их друг за другом по размеру, начиная от большого и заканчивая маленьким (конь, коза, теленок, заяц, собака, рыба).
- Кто идет третьим?
- Каким по счету лошадь?...
- Сколько животных прибудет в математику?
- Спасибо.
Зачем в математике животные? (чтобы составлять про них математические рассказы и решать задачи)
- Можно ли этих животных поделить на части? (дикие и домашние)
Составьте математический рассказ со словами «было», «убежали», «осталось».
Заполним математическую карточку:
- Что известно? (часть, целое)
- Чем являются животные, которые убежали?(частью)
- Что нужно узнать? (часть)
- Как находим неизвестную часть? (Чтобы найти неизвестную часть нужно из целого убрать известную часть)
- Сколько животных осталось? (4)
Блок 6. Содержательная часть занятия
- Отправляемся в чащу леса, где растут, угадайте что?
Загадка:
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Да и та без сапога. (Гриб)
- Какие грибы растут в чаще леса? (маслята и мухоморы)
- Какие из них можно есть?
- Для чего можно использовать мухомор? (в медицинских целях, для борьбы с мухами и насекомыми)
- Соберем мальчики маслята, а девочки мухоморы.
- Сравните количество маслят и количество мухоморов?
- Что нужно сделать, чтобы сравнить количества предметов? (составить пару).
- Что можно сказать о грибах? (мухоморов больше на 1, потому что 1 мухомору пары не хватило).
- Как их сделать поровну?
- Вернем математике правило, которое помогает сравнить предметы, проговорим его.
- Спасибо!
Блок 7. Резюме
- Какие хорошие поступки мы совершали на занятии?
- Чему учились во время путешествия? - Все ли у нас получилось?
- Посмотрите на заработанные фишки и проанализируйте свою работу на занятии.
- Ребята, благодаря нашей упорной работе удалось вернуть в страну Математики ее жителей? (цифры и модель числа, порядковый и количественный счет, геометрические тела и фигуры, правило на сравнение двух чисел, задачи).
- А Лесной Царь вас благодарит за хорошую работу, настойчивость, дружбу и предлагает вытянуть сюрприз из волшебной коробочки.

  1. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
  2. Ребенок в детском саду: иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. - 2013. - № 2.


Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.