Как сравнивает пифагор человека с временами года. Пифагор и пифагорейцы. Учение и школа Пифагора. Особенности основных этапов существования личности

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Человечество на протяжении всего своего развития проходит продолжительный и трудный путь от незнания к знанию, заменяя на этом пути недостаточное и несовершенное знание все более достаточным и совершенным. Так, Пифагор и его нумерология, Евклид и его геометрия были предвестниками Лобачевского и геометрии Лобачевского, а без него не было бы Эйнштейна и теории относительности.

Основная задача науки - открытие законов, которые действуют в той сфере, в которой занимается эта наука. История науки находит законы, которые управляют развитием науки. Казалось бы, нельзя предвидеть появление Пифагоров и Лобачевских, и управлять мышлением ученого. Да, это так, но ведь развитие науки осуществляется в конкретных исторических условиях, а эти условия, в свою очередь, доступны научному анализу.

Первые систематические научные исследования, а также научное преподавание, научная информация и ученые-специалисты появились в древней Греции.

Становление древнегреческой науки относится к периоду расцвета городов Малой Азии (7-6 века. до н. э.). Милет и Эфес, острова Средиземного моря, греческие поселения в Южной Италии - вот пространство мышления и творчества первых греческих ученых.

Параллельно развитию религиозных представлений о божественном сотворении мира из ничего греческие ученые выдвинули идею несотворимости мира и его вечности. Одновременно с представлениями материалистов-ионийцев возникло философское идеалистическое направление, разработанное Пифагором (около 580-500 гг. до н. э.) - http://www.new-numerology.ru/ .

Личность этого древнегреческого ученого окутана туманом мифов, но, несмотря на это, о Пифагоре до нас дошли относительно обширные сведения биографического характера. Ученый происходил из аристократического рода, который вел родословную от всем известного по легендам Геракла. Родился Пифагор на острове Самос, принимал участие в политической жизни, а впоследствии вынужден был бежать от демократов в Италию, где организовал тайный союз. Со временем этот союз был разгромлен, а наш ученый был то ли убит, то ли умер в очередном изгнании.

Несмотря на этот печальный конец знаменитого политического деятеля и ученого, основанная им пифагорейская школа продолжала существовать и после его смерти.

Пифагорейская школа оказало значительное влияние на многие века вплоть до наших дней. А во времена Галилео Галилея учение о движении Земли именовалось не иначе, как «пифагорейским учением».

Базисом философии пифагорейцев является учение о главенствующей роли чисел. Пифагорейцы приписывают числам магические свойства и интерпретируют отдельно взятые числа как совершенные символы. Например, один символизирует всеобщее первоначало; два - начало противоположности, три - это символ природы и т. д. Любую вещь и любое явление мира, согласно пифагорейскому учению, можно выразить числами.

Представление о Земле как о шарообразном физическом теле, а также о движении Земли - наиболее важная заслуга пифагорейцев. Теперь, в 21 веке, все, даже дети, знают, что Земля имеет шарообразную, слегка сплющенную форму, она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Однако далеко не все знакомы с таким понятием, как квадрат Пифагора - http://www.new-numerology.ru/lab-kv_p.htm .

Несмотря на спорность некоторых положений пифагорейской школы, ее идея о важности числовых отношений в природе не вызывает сомнений ни у кого. Мало того - количественный анализ и математические соотношения в настоящее время составляют основу научного описания природы. Один из первых интересных примеров удивительного и в то же время простого математического соотношения - открытие пифагорейцев следующего факта: длины струн, дающих гармонические интервалы при звучании, относятся как 2:1, 3:2, 4:3, то есть это соотношение простых целых чисел.

Личность и учение Пифагора - одна из загадок в истории философии. Дело в том, что о самом Пифагоре мы знаем из позднейших сообщений, многие из которых носят легендарный характер. И недаром в этих сообщениях довольно часто его сравнивали с легендарными персонажами греческой истории - Орфеем, Ликургом, Мусием и другими.

Судя по всему, Пифагор родился около 570 г. до н.э. на о. Самосе в Ионии. Еще в древности появились утверждения, что он, стремясь постичь мудрость, путешествовал почти тридцать четыре года, побывав Египте, Персии, Вавилоне и даже в Индии. Тогда же начало складываться мнение о том, что большинство своих знаний Пифагор почерпнул на Востоке. Однако современные исследования показали - версии о поездках Пифагора на Восток и о восточном происхождении многих его идей не подтверждаются. На самом деле он примерно до сорока лет жил на родном острове, а затем по невыясненным, но скорее всего по политическим причинам, покинул Самос и переселился в Великую Элладу в г. Кротон.

Здесь он основал общество, которое стали называть пифагорейским или Пифагорейским союзом. Пифагорейцы занимались изучением математики, геометрии, астрономии, музыки, медицины и анатомии. Большое значение придавали они политической деятельности, взяв под свой политический контроль не только Кротон, но и многие другие южноиталийские города.

Пифагор вызывал различную реакцию уже у своих современников. Философ Гераклит Эфесский называл его "предводителем мошенников". А знаменитый древнегреческий историк Геродот - "величайшим эллинским мудрецом". Пифагор, видимо, и правда был очень противоречивой фигурой, совмещающий в себе острый ум и немалую мудрость с умением часто откровенно обманным путем создать себе ложный авторитет. Сохранилось предание о том, что Пифагор однажды спрятался в подземелье, приказав своей матери сообщить всем о его смерти. Пока Пифагор скрывался, его мать вела записи всех событий, произошедших в городе. Затем, через некоторое время Пифагор вновь объявился "на этом свете", заявив, что спускался в Аид и оттуда наблюдал за жизнью города. В доказательство своей осведомленности он приводил факты, записанные его матерью. Ходили легенды о том, что его видели одновременно в двух городах, что у него золотое бедро, что его громким человеческим голосом приветствовала река Кас. Последние сведения о Пифагоре относятся к концу VI в. до н.э. - в Кротоне произошли антипифагорейские выступления и основатель общества бежал из города. Умер он или в самом конце VI, или в самом начале V вв. до н.э. Пифагорейское общество в Великой Элладе просуществовало еще некоторое время, но в середине V в. до н.э. были вынуждены покинуть южноиталийские города. Впоследствии подобного рода общества возрождались в разное время и в разных местах - вплоть до V в. н.э. Сам Пифагор не оставил после себя письменного наследия. Но некоторые сведения о его мировоззрении сохранились в сочинениях, вышедших из недр пифагорейского общества. Поэтому сегодня говорят в большей степени не о философских взглядах самого Пифагора, а о философии пифагорейцев, ибо авторство многих пифагорейских сочинений невозможно установить. До нас эти сочинения дошли в составе произведений еще более поздних античных авторов. И в этом заключается главная трудность для современных исследователей - очень трудно в массе противоречивых сообщений найти зерно истины. Поэтому до сих пор в науке нет устоявшегося мнения ни о Пифагоре, ни об основанном им обществе. Долгое время наиболее популярным и вошедшим практически во все учебники было утверждение, что Пифагорейский союз - это тайное научно-философское и религиозно-мистическое общество, члены которого тщательно скрывали от непосвященных суть своего учения. В целях сохранения тайны, Пифагорейский союз состоял как бы из двух ступеней. На низшей ступени находились акусматики - послушники, постепенно подготавливаемые к посвящению в пифагорейские тайны, которыми обладали математики - члены более высокой ступени в союзе пифагорейцев. Религиозные и философские взгляды пифагорейцев связывали с традициями орфизма и некоторых восточных мистических учений. Еще Аристотель, а вслед за ним и многие другие писали, что ядро пифагорейской философии составляет "учение о числе". Считалось, что пифагорейцы в основе мироздания определяли число, которое владеет всеми вещами и всеми духовными качествами. "Самое мудрое - число", "справедливость есть число, помноженное само на себя" - подобные утверждения пифагорейцев можно встретить в большинстве позднейших сочинений. Поэтому признавалось, что пифагорейское число управляет миром, ибо самим миром правят некоторые закономерности, которые можно вычислить с помощью числа. Впоследствии, философию пифагорейцев нередко называли "магией чисел". В последние годы эта точка зрения все чаще и чаще подвергается пересмотру. Внимательное изучение всех свидетельств о Пифагоре и пифагореизме приводит многих современных исследователей к иной трактовке учения древнегреческого философа (См. об этом: Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. - СПб., 1994).

В соответствии с ней, пифагорейское общество не имело ничего общего ни с философской школой, ни с тайным религиозно-мистическим объединением. Совместные занятия ради постижения мудрости, соблюдение религиозной обрядности - не были главными для подавляющего числа пифагорейцев. Скорее пифагорейское общество напоминало социально-политическое объединение, члены которого имели в первую очередь общие политические интересы, а во вторую - некоторую общую направленность научных занятий.

Ныне все более популярным становится утверждение - у пифагорейцев не было какой-то стройной и строгой системы религиозных и философских взглядов, которой бы придерживались все участники общества. Тем более таковым нельзя считать "учение о числе". И все же можно выделить некоторые компоненты философии Пифагора и некоторых его последователей. Прежде всего речь идет о космогоническом учении, которое с долей условности можно назвать учением о "дышащей Вселенной". Восстановить эту космогонию в полном объеме практически невозможно. Ясно лишь, что мир образуется из взаимодействия двух начал - "предельного" и "беспредельного" (апейрона). Причем "беспредельное" мыслилось Пифагором и как бесконечное воздушное пространство - пневма, окружающая мир; и одновременно как пустота. Ближайшая часть этой "беспредельной пневмы" вдыхается внутрь мира и ограничивается "пределом". Далее эта часть пневмы разграничивает природные вещи, положив тем самым начало их существованию. Что именно играло роль "предела" непонятно, но создается впечатление, что пневма сама начинает играть роль ограничивающего начала, отделяя одни вещи от других.

В этом случае прослеживается видимая связь космогонии Пифагора с предшествующими учениями Анаксимандра и Анаксимена. Более того, вполне логичным выглядит, что в противоположность "апейрону" Анаксимандра Пифагором было выдвинуто дуалистическое объяснение космоса и принцип ограничения "беспредельного".

Сомневаясь в принадлежности Пифагору "учения о числе", современные исследователи тем не менее признают огромную роль, которую сыграл Пифагор и пифагорейцы в развитии математических знаний. Однако речь не идет ни о какой "магии чисел".

Большинству древнегреческих философов было свойственно представление о геометрическом строении Вселенной. Пифагорейцы же пришли к выводу, что практически все соотношения, существующие в космосе, все чувственно воспринимаемые вещи можно просчитать математическим путем. Иначе говоря - выразить с помощью чисел.

Например, Пифагор считал, что музыку можно тоже выразить числом. Однажды, проходя мимо кузницы, он заметил, что разные по размеру молоты издают разные звуки, сливающиеся в некую мелодию. А так как величину и вес молотов можно измерить, т.е. выразить числом, то можно числом измерить и собственно мелодию. Иначе говоря, по мнению пифагорейцев, качественное явление (созвучие) можно измерить количеством (числом).

Поэтому во всех явлениях мироздания пифагорейцы стремились найти числовое соотношение. Высшей ступенью развития Вселенной они считали гармонию, которую можно выразить также числовым отношением. В этом смысле знаменитое выражение, приписываемое Пифагору - "Числу все вещи подобны" - наверное, близко к истине. Но в том плане, что число служит средством выражения сущности всех вещей.

Еще одна важнейшая идея, характерная для пифагорейцев, состояла в том, что они признавали идею "переселения душ". Сам Пифагор утверждал, что знает о всех своих прошлых воплощениях и в первом воплощении он был сыном бога Гермеса. Идея метемпсихоза, популярная еще у орфиков, благодаря учению Пифагора, оказала большое влияние на развитие последующих философских систем.

Впрочем метемпсихоз Пифагора отличался от его орфических толкований. Орфики объясняли "переселение душ" греховностью человеческой природы и стремлением грешной души вырваться от своего телесного начала и вновь слиться с богом. Пифагор же первым стал учить, что душа совершает своего рода круговращение, по очереди облекаясь то в одно, то в другое тело. при этом любая душа вселяется в любое тело и орфический тезис о греховности души у Пифагора отсутствует.

С именем Пифагора связывают и проникновение в Европу идеи шарообразности земли. В самом деле, попытка представить Вселенную в виде некой геометрической модели, неизбежно ведет либо к шару, либо к кругу. Поэтому и Вселенную в целом пифагорейцы видели сферической формы. Центром Вселенной они признавали Землю, считая, что все ее сферы движутся вокруг Земли. При этом небесные сферы, в которых расположены звезды, луна и солнце, во время движения издают звуки, сливающиеся в единую мелодию - "гармонию сфер".

Вопреки идущим от поздней античности представлениям о том, что "небесная гармония" - это некая мистическая доктрина, можно считать ее, в сущности, физическим учением. Не бывает звука без движения, утверждали пифагорейцы. Следовательно, не может быть и движения без звука. И недаром многие пифагорейцы активно занимались теорией музыки, гармонией, стремясь с помощью математики познать и выразить числом музыкальные интервалы.

В конце V в. до н.э. пифагореец Филолай обнародовал некоторые элементы учения пифагорейцев в книге "О природе". Интересно, что у Филолая представлена своеобразная система мира. Согласно ей вокруг "центрального огня" вращаются Солнце, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Земля и так называемая Противоземля. Скорее всего, система мира Филолая была некоторым уклонением от традиционной геоцентрической схемы, разработанной пифагорейцами.

Научные открытия пифагорейцев сыграли важную роль в развитии античного философского знания. Известные уже самим древним в достаточно искаженном виде, они, тем не менее, оказали значительное влияние как на современников, так и на многих более поздних мыслителей.


Похожая информация.


Пифагор Самосский

Пифагор Самосский (VI в. до н. э.), древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

Другие биографические материалы:

Шуман А.Н. Древнегреческий философ из города Регия (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 ):

"...Он также первый, давший себе название "философ" или "любомудр", вместо обычного "мудрец" или просто "сведущий". Скорее всего, это связано с тем, что на место "мудрости" как осведомленности о практической жизни и, в первую очередь, о государственных делах Пифагор предложил поместить более высокий род знания - чистое размышление, т.е. рассмотрение "мудрости" (sophia) как любимого предмета, что впредь и стало именоваться "философией" (phileo - люблю и sophia). В качестве основного принципа всего сущего Пифагор выделял число. По мысли Пифагора, "Бог - это число чисел", "числу же все подобно" (последнее было заимствовано у орфиков и аполлоно-диониссийских культов). Предположительно, в области математики ему принадлежит систематическое введение доказательств в геометрию, построение планиметрии прямолинейных фигур и доказательство "теоремы Пифагора"..."

Рассер Б. "Сердца не ешь" (История западной философии ):

"...Все эти правила, относятся к примитивным представлениям табу. Корнфорд ("От религии к философии") говорит, что, по его мнению, "школа Пифагора представляет собой главное течение в той рационалистической традиции, которую мы противопоставляем научной тенденции". Он рассматривает Парменида, которого считает "открывателем логики", как "ответвление пифагореизма и самого Платона -- как человека, который нашел в итальянской философии главный источник своего вдохновения". Пифагореизм, говорит он, был движением реформы в орфизме, а орфизм был движением реформы в культе Диониса. Проходящая через всю историю противоположность между рациональным и мистическим впервые появляется у греков как противоположность между олимпийскими богами и теми другими, менее цивилизованными богами, которые имеют больше сходства с примитивными верованиями, представляющими собой предмет рассмотрения антропологов. При этом разделении Пифагор стоит на сторон мистицизма, хотя его мистицизм был специфически интеллектуального рода. Пифагор приписывал себе полубожественный характер и, по-видимому, говорил: "разумные живые существа подразделяются на [три вида]: люди, боги и существа, подобные Пифагору"..."

Богута И.И. Создатель пифагорейской школы (История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995 ):

"...выдающейся философской школой, действовавшей в западной части "Великой Греции", т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от этой школы сохранилось мало материалов. Так же мало (и часто спорных) сведений сохранилось о жизни и деятельности основателя этой школы - Пифагора. Гегель следующим образом характеризует ситуацию, связанную с достоверностью информации о жизни Пифагора: "Позднейшие неопифагорейцы составили многочисленные объемистые жизнеописания Пифагора и в особенности пространно писали о пифагорейском союзе, но нужно остерегаться и не принимать за исторические факты эти часто искаженные свидетельства. Биография Пифагора дошла до нас сквозь призму представлений первых веков нашей эры - она написана более или менее в том стиле, в котором нам рассказывают о жизни Христа...".

Жмудь Л.Я. Религиозно-нравственный реформатор и политик (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 ):

"..Сравнительно надежно к Пифагору можно отнести лишь отдельные идеи и открытия. Его интересы лежали в той же области, что и у ионийцев: космология, астрономия, математика (интерес к религии, хотя и иного типа, свойствен Ксенофану). Космогония Пифагора объясняла зарождение мира взаимодействием двух начал, «предела» и «беспредельного». Последнее, заимствованное у Анаксимандра, отождествлялось с пустотой и одновременно с бесконечной пневмой, воздухом (ср. Анаксимен), окружавшим космос. Космос «вдыхает» внутрь себя пневму, где она ограничивается «пределом», и кладет начало отдельным вещам (традиция приписывает Пифагору введение понятия «космос»)..."

Подлинных сочинений Пифагора у нас нет и согласно надёжной античной традиции никогда не существовало (Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 ):

В значительной мере они [свидетельства о Пифагоре] основаны на неопифагорейских биографиях Пифагора, принадлежащих Аполлонию Тианскому и Никомаху из Герасы, фантастическом романе Антония Диогена, сочинениях Александра Полигистора, «Жизни Пифагор» Неанфа из Кизика и др., и вместе с ними составляют корпус так называемой «поздней», или «вторичной», литературы о Пифагоре, которая частично может быть возведена к «первичной» (т. е. основанной непосредственно на устном предании последних пифагорейцев) литературе 4 века до н. э.- перипатетикам Аристоксену, Дикеарху, Гераклиду Понтийскому, утраченному сочинению Аристотеля (?) о пифагорейцах и сицилийскому историку Тимею...

Пифагор с острова Самос (Сайт http://100top.ru/encyclopedia/ ):

"...Десятка может быть выражена суммой первых четырех чисел (1+2+3+4=10), где единица - выражение точки, двойка - линии и одномерного образа, тройка - плоскости и двумерного образа, четверка - пирамиды, то есть трехмерного образа. Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и символизировала ВселеннуюПифагорейцы считали четные числа женскими, а нечетные мужскими. Нечетное число - оплодотворяющее и, если его сочетать с четным, оно возобладает. Символ брака у пифагорейцев состоял из суммы мужского, нечетного числа три и женского, четного числа два. Брак - это пятерка, равная трем плюс два..."

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Источники:

Лебедев. Фрагменты, с. 138–149. Биографии: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, пер. М.Гаспарова, 2-е изд. М., 1986, с. 307–320;

Порфирий. Жизнь Пифагора. – Там же, с. 416–426;

Ямвлих. Жизнь Пифагора. СПб., 1997.

Литература:

Жмудь Л.Я. Наука, философия, религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994;

Delatte A. La vie de Pythagorede Diogène Laërce. Brux., 1922;

Fritz K. von. Pythagoras, RE 24, 1963, col. 171–203;

Philip J. Pythagoras and Early Pythagoreanism. Toronto, 1966;

Vogel С.J.de. Pythagoras and Early Pythagoreanism. Assen, 1966;

Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambr. (Mass.), 1972;

Navia L. Pythagoras: An Annotated Bibliography. N. Y., 1990.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.