Психология как наука. Различные теоретические воззрения на природу психики

Опасное дело - убедить человека, что она во всем похожа на животное, не показав в то же время и ее величия. Не менее опасно убедить его в низости. Еще опаснее - не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно - рассказать ей о один ее сторону, и о второй. Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает, какая она на самом деле.

Б. Паскаль

Эволюция научных взглядов на природу психического

Первые донаукові и позанаукові представление о душе чрезвычайно своеобразны и отличаются от знаний о душе, которые развивались в науке и философии, по способу их получения, по форме их воплощения, по своему значению. Душа здесь рассматривается как нечто сверхъестественное, как будто человек внутри человека. Понятие души занимает должное место в мифологии и религии. Первобытные люди верили в то, что душа покидает тело во время сна или смерти и живет вне тела с теми же потребностями и занятиями, что и при телесной жизни. То, что было для первобытного человека предметом верования и мифа, позже стало предметом науки.

В отличие от этого даже самые первые научные представления о душе, которые возникли в древнем мире (Египет, Китай, Индия, Греция, Рим), были направлены на объяснение природы души и ее функций. Предметом философских размышлений, направленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душу. Неслучайно первые сведения о мире психического мы получаем из философии и медицины; в то время психология как наука еще не выделилась из русла названных наук.

В связи с этим важно проанализировать эволюцию научных взглядов на природу психического, выделив несколько этапов.

На первом этапе психика рассматривалась как душа (этот этап начинается с древнейших времен и заканчивается в начале нашей эры). Потом природа психики связывается с сознанием человека (с первых веков нашей эры и до конца XIX века). Во второй половине XIX века. возникает представление о психике как поведение. В конце XIX века. психика человека все четче связывается с самосознанием, позже - с личностью.

Развитие психологических знаний в рамках учения о душе

Как уже отмечалось, в древнем мире психология возникла и получила развитие как учение о душе.

Так, античный философ Гераклит Эфесский (544-480 гг. к н. е.) учил, что человек, как и космос, состоит из света и ночи (Духа и тела), попеременное преобладание которых друг над другом ("воспламенение и угасание") вызывает чередование сна и бодрствования, жизни и смерти: умирая, человек "просыпается" от смерти плотского существования. Мир, в котором мы живем, - загробное царство, а тело - могила души.

По мнению Гераклита, чтобы найти крупицу истины, надо перекопать гору пустой породы "явлений". Но тот, кто проделает этот титанический труд, придет к исходной точке и встретится с самим собой. Человек, который живет согласно природе, чувствует голос Логоса; достигнув огненного просветления, она станет богом при жизни. Идеи Гераклита о неразрывной связи индивидуальной души с космосом, о связи психического и допсихічного, о подчиненности человека всеобъемлющим законам природы (Логоса) имели большое значение для дальнейших исследований психики.

Гераклит считал, что становление и развитие Вселенной происходят по непоколебимыми законами, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Один из этих законов - Логос, который выражается в слове и является той силой, которую человек называет судьбой. Как зима сменяется весной, а лето - осенью, так и расцвет общества сменяется упадком и появлением нового общества. Так же меняются человек и его душа. Поэтому, по мнению Гераклита, можно исследовать закономерности жизни души, ее развитие и упадок.

Известный мыслитель Древней Греции Сократ (469-399 гг. к н. е.) впервые доказал, что ничего важнее исследования человека, а именно его души, быть не может. Он также считал, что естественные законы нельзя полностью распространить на человека, который подчиняется и другим законам - законам разума. Именно Сократ впервые подошел к понятию души прежде всего как источнику разума и нравственности, а не активности тела. Сократ говорит о том, что душа - это психическое свойство индивида, свойственное ему как разумному существу, которое действует в соответствии с моральными идеалами.

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, которое человек в своих размышлениях о природе вещей может познать, однако это знание не может быть дано человеку в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, а передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно только развивать из тех зародышей, которые содержатся в душе человека с самого рождения, хотя разум и не осознает этого. Причем развивать это знание должен сам человек, а собеседник (учитель) должен только помогать ей в этом процессе, направляя ход мысли ученика. Этот метод получил название метода сократической беседы. В ее основе лежал разработанный Сократом диалог, который основывался на способе наводящих рассуждений, с помощью которых ученика подводят к определенному знанию, к самостоятельному открытию истины.

По мнению Сократа, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека. Она рождается между людьми, которые вместе ее ищут. Сократ называл себя акушером, повивальной бабкой: он сводил людей и сталкивал их в споре, в результате которого и рождалась истина.

Один из величайших философов всех времен Платон Афинский (428-348 гг. к н. е.) учил, что душа человека нематериальна и по своей природе является ничем иным как "идеей" - бессмертной духовной сущностью, что только на время земной жизни она соединяется с телом, существуя до этого в над небесном мире идей. В первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают и созерцают сущее. Поэтому природа души сродни природе сущего. В отличие от души тело подобно бренного, смертного, человеческого, того, что разлагается, изменчивого и не похожего на самого себя.

В этом случае Платон четко различает телесное, доступное чувственному восприятию, бытии и чисто идеальное бытие, которое постигается не чувствами, а только духовными актами. Однако же это идеальное бытие совсем не создается человеческим мышлением и не имеет в нем потребности. Наоборот, оно и является подлинным бытием, которое только копируется и телесным миром, и человеческим мышлением. Уже само наименование "идеи" показывает, что ее понимание (осознание) человеком составляет скорее художественное созерцание, полуосознанное угадывания, опережение, предвидение, чем умственное познание. Это припоминание форм, которые укоренились в душе еще до ее земного существования.

Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и эманация (истечение) универсальной мировой души. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним. По Платону, есть три начала человеческой души. Первое и ниже - это пожадливе, неразумное начало. Владея им, каждое живое существо стремится удовлетворить свои телесные потребности: она испытывает удовольствие, достигая этой цели, и страдание - в противном случае. Именно этой частью души человек влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает застигнутой другими жадобами. Это начало составляет большую часть души каждого человека. Другое - неразумное начало противодействует или потакает стремлениям алчному начала. Третье начало - дух неистов. Этой частью человек возбуждается, раздражается, становится союзником того, что ей считается справедливым и ради чего она готова терпеть голод, холод и все подобные им муки, лишь бы победить. И она не откажется от своих благородных стремлений - либо добиться своего, либо умереть, разве что его могут смирить доводы собственного рассудка, который отзовет это начало подобно тому, как пастух отзывает свою собаку. Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала. Его функцией является забота о душе в целом. Объединение всех начал придает целостность душевной жизни человека.

Исследования Платона заложили новые тенденции в психологии. Он впервые представил душу не как целостную организацию, а как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых жгучей и страстной душой и которые не всегда возможно утолить с помощью разума.

Значительный вклад в античную психологию сделал Аристотель (384-322 гг. к н. е.), который считал активным началом в человеке его душу, а телу отводил подчиненную роль. По его мнению, нравственное поведение формируется в реальных поступках, придающих человеку определенную закалку. Поэтому так важно с раннего детства направлять поведение ребенка, формируя не только ее действия, но и отношение к ним. Не менее важен индивидуальный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей человека, а не только призвание для той или иной общественной роли.

После появления полных и разносторонних психологических теорий Платона и Аристотеля античная психология в период эллинизма была ориентирована на исследование более локальных проблем, часто имеющих не столько общетеоретическое, сколько практическое значение. Одной из важнейших в настоящее время становится проблема развития нравственности, формирования нравственного поведения. Было несколько взглядов на эти вопросы.

Епікуром (341-270 гг. к н. е.), чувства человека являются некоторой помехой, и для удовлетворительного состояния ей необходимо избегать душевных тревог. В то же время Эпикур утверждал, что целью жизни является удовольствие. Между этими высказываниями нет противоречия. Под удовольствием как целью жизни Эпикур понимал " не удовольствия распутников от чувственного наслаждения, а свободу от телесных страданий и душевных тревог; благополучие и счастье не в многочисленных деньгах, не в высоком положении, не в каких должностях или силе, но в свободе от печали, в умении достичь умеренности чувств и привязанности души, которые определяют всему пределы, назначенные природой.

Главными чувствами, нарушающими спокойствие души, е страх смерти и страх перед богами, от которых якобы зависит судьба человека. Надо освободиться и от того, и от другого страха. Эпикур призывал к правильному представление о них, которое достигается познанием.

Рассуждая о человеческом поведении, Эпикур утверждал, что каждый человек наделен элементом свободы воли. Она не только находится под воздействием внешних сил, но и является активным действующим субъектом, смеющимся над судьбой, который осуществляет свои намерения и достигающим блага при жизни.

И нет такой судьбы, над которой нельзя было бы возвыситься с помощью презрения.

Основным отличием учения Эпикура от учения стоиков, которые на него нападали, можно считать отношение к земным благам. Эпикур не считал нужным их игнорировать, но и не счел за разумное выносить их на первое место. Что же было важным в личностном пространстве самого Эпикура? Стремление к мудрости, помощь ближним и сердечная забота о них, радость жизни и радость общения, счастье свободы от никчемных привязанностей и страха.

Своеобразное понимание свободы у стоиков (Зенон (333-262 гг. к н. е.), Эпиктет (50-140 гг. н. е.), Марк Аврелий (121-180 гг. н. е.), Сенека (5 г. к н. е. - 65 г. н. е.)). Поскольку все в действительности подчиняется закономерности, то все, что происходит в мире и с отдельным человеком разум воспринимает как необходимое и естественное неумолимую действие объективных обстоятельств. Человеку остается добровольно принять предписания рока. В этом добровольном следовании необходимости заключается свобода. Так покорность и подчинение осознанной необходимости соединяются с утверждением в себе чувства внутренней свободы, которое и делает человека способным отстаивать себя даже вопреки неблагоприятному естественному ходу исторического события. Вера стоиков в силу души перед судьбой воспитывала уважение к сильному характеру, укрепляла моральный дух человека. К наиболее существенным чертам характера стоики относили мужество, спокойствие духа, справедливость. Каждый может и должен воспитывать в себе сильный характер.

Стоики относились к страданию с бесчувственным ненавистью сильных людей. Страдания некрасивое, оно портит жизнь, оно - признак гниения.

Но что есть страдание, как не желание, которые разбились о рифы реальности? Не было бы желаний, не было бы и страданий - такова, если кратко, философия стоиков. Таков и рецепт: откажитесь от желаний, будьте свободными. Помня Гераклита, они не льстили себе иллюзией стабильности, ибо "все течет, все меняется". Так или иначе, рано или поздно нам придется расстаться со всем, что мы ошибочно считаем своей собственностью.

Единственное, что всегда останется с нами, - это мы сами. Но как раз этого сокровища своего мы и не замечаем, считая, что все наше добро - это деньги и другие материальные ценности, слава, почести и др. Все это можно забрать от нас, а потому оно дорого не стоит, и лучше уж отказаться от всего этого заблаговременно, нежели впадать по поводу подобных утрат в печаль и отчаяние. Однако "нормальный человек", выбирая взращивания потерь, отказывается от того, что есть, от своей жизни, от возможности жити1.

нельзя быть счастливым, когда желаешь того, что не возможно, и наоборот, можно быть счастливым, если желаешь возможного, потому что при таких условиях всегда получишь то, что желаешь. Все дело в том, чтобы желать только то, что от нас зависит, того, что возможно.

Теория римского ученого Августина Аврелия (354 - 430 pp. н. е.), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.

Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу создает воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного позже волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля). Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря заложенной волевой активности субъекта. Все знания заложены в душе, их нельзя купить, а надо добыть из души благодаря направленности воли.

Истина нужна человеку постольку, поскольку без нее невозможно блаженство, познание показывает надежные блага и разоблачает ненадежные.

Человек самостоятельно, без помощи Бога не может прийти к нравственности, к высшему счастью и постижению Благодати. Августин отстаивал положение о свободе воли, которая даруется человеку Богом. Для объяснения этого противоречия Августин доказывал, что человек еще в начале своего существования не смогла распорядиться свободой, которую ей подарил Бог. Поэтому после Адама и Евы человек должен ограничивать собственную свободу, направляя свою активность на постижение Веры. Хотя Веру Августин ставил выше разума, оценку ее содержания он все же оставлял за разумом.

От констатации темных пучин души Августин пришел к выводу о необходимости Божественной Благодати, которая одна может вывести личность из греховной инерции и тем самым спасти. Любое насилие, по мнению Августина, - от насилия над ребенком до государственного насилия - является следствием греховной спотвореності человека и достойное презрения, но оно неизбежно. По этой причине он признавал необходимость государственной власти, им самим охарактеризованного как "большая разбойничья шайка".

Другой известный средневековый философ Фома Аквинский (1225-1274) утверждал, что личность - самое благородное во всей разумной природе. Фома Аквинский отстаивал превосходство интеллекта над волей. Он считал, что разум сам по себе выше воли, однако делал оговорку, что в жизненной плоскости любовь к Богу важнее познания Бога. Для этики Фомы Аквинского характерно учение о "естественный закон", который Бог вложил в сердца людей и над ним надстраивается "божественный закон", который преобладает "естественный закон", но не может ему противоречить.

Заслуживает внимания один из самых ярких и оригинальных мыслителей эпохи средневековья Якоб Беме (1575-1624), по профессии сапожник, философ-самоучка, который сделал значительный вклад в сокровищницу развития человеческого духа.

По мнению Беме, человек одновременно является и малым миром (микрокосмосом), и малым богом, и она воплощает в себе все мировое, природное и божественное начало во всей его сложности и противоречивости.

Любовь, кротость, страдание, терпение в надежде есть четырьмя стихиями Бога; тщеславие, скупость, зависть, гнев или злоба есть четырьмя стихиями дьявола.

Зло и добро - качества, которые борются в человеке, которая может вернуться к какого захочет, потому что она живет в этом мире между обоими и оба качества в нем, злое и доброе. Зло и добро, будучи неотделимы друг от друга в мире природы, находятся не просто в постоянной борьбе друг с другом; эти враждебные качества взаимно преобразуемые, оборотные, ибо все здесь возможно: доброе так же легко превращается в злое, как злое в доброе. Но человек - не арена борьбы космических сил, ее главное качество - свобода.

Каждый человек свободен и есть как бы своим собственным Богом, в зависимости от того, превратится ли она в своей жизни в противовес гнева в свет.

Божественное присутствие в человеке является проявлением в ней собственной сущности Бога: не в отдаленных небесах, а в себе самом человек должен обнаружить искру божественного огня.

Мир божий одинаково присутствует во всем как проявление нравственных добродетелей.

|
| | | | |

Анимизм. В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сврехъестественным двойником - душой (или многими душами). Такой взгляд называется анимизмом (от лат. "анима" - душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ. Поэтому первоначальные воззрения на душу относятся не столько к истории психологического знания как такового (в смысле знания о психической деятельности), сколько к истории общих воззрений на природу.

Сдвиги в понимании природы и человека, совершившиеся в VI веке до н.э., стали поворотным пунктом в истории представлений о психической деятельности.

Труды древнегреческих мудрецов привели к революционным изменениям в представлениях об окружающем мире, начало которых было связано с преодолением древнего анимизма.

Анимизм - вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора) и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом "псюхе", которое и дало имя нашей науке. В нем сохранились следы из начального понимания связи жизни с ее физической и органической основой (ср. русские слова: "душа, дух" и "дышать", "воздух").

Интересно, что уже в ту древнейшую эпоху люди, говоря о душе ("псюхе"), связывали между собой явления, присущие внешней природе (воздух), организму (дыхание) и психике (в ее последующем понимании), хотя, конечно, в житейской практике они прекрасно различали эти понятия. Знакомясь с представлениями о человеческой психологии по древним мифам, нельзя не восхититься тонкостью понимания людьми богов, наделенных коварством или мудростью, мстительностью или великодушием, завистью или благородством - всеми теми качествами, которые творцы мифов познали в земной практике своего общения с ближними. Эта мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их "двойниками" или призраками), а жизнь зависит от настроения богов, веками царила в общественном сознании.

Гилозоизм. Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира - гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Решительные изменения произошли первоначально не столько в фактическом составе знания, сколько в его общих объяснительных принципах. Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые создатели древ негреческой философии и науки почерпнули в учениях мыслителей древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождавшегося от мифологии миропонимания.

Гераклит: душа как "искорка Логоса". Гилозоисту Гераклиту (конец VI - начало V века до н.э.) космос представлялся в виде "вечно живого огня", а душа ("психея") - в виде его искорки. Таким образом, душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего сущего, не создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть и будет "вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим".

С именем Гераклита связано и выделение не скольких ступеней в процессе познания окружающего мира. Отделив деятельность органов чувств (ощущения) от разума, он дал описание результатов познавательной активности человека, доказывая, что ощущения дают "темное", мало дифференцированное знание, в то время как результатом мыслительной деятельности является "светлое", отчетливое знание. Однако чувственное и разумное познание не противопоставляются, но гармонически дополняют друг друга, как "многознание" и "ум". Гераклит подчеркивал, что "многознание не научает уму", но в то же время ученый, философ должен знать многое, чтобы составить правильное представление об окружающем мире. Таким образом, разные стороны познания у Гераклита - это взаимно связанные гармонирующие противоположности, помогающие проникновению в глубину Логоса.

Он также впервые указал на разницу между душой взрослого человека и ребенка, так как, с его точки зрения, по мере взросления душа становится все более "сухой и горячей". Степень влажности души влияет на ее познавательные способности: "сухое сияние - душа мудрейшая и наилучшая", говорил Гераклит, а потому ребенок, у которого более влажная душа, мыслит хуже, чем взрослый человек. Точно так же "пьяный шатается и не замечает, куда он идет, ибо душа у него влажная". Так Логос, который правит круговоротом вещей в природе, управляет и развитием души и ее познавательных способностей.

Термин "Логос", введенный Гераклитом, со временем приобрел великое множество смыслов, но для него самого он означал закон, по которому "все течет", явления переходят друг в друга. Малый мир (микрокосм) отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка. Следовательно, постигать себя (свою "психею") - значит углубляться в закон (Логос), который придает непрерывно текущему ходу вещей динамическую гармонию, сотканную из противоречий и катаклизмов. После Гераклита (его называли "темным" из-за трудности понимания и "плачущим", так как будущее человечества он считал еще страшнее настоящего) в запас средств, позволяющих читать "книгу природы" со смыслом, вошла идея закона, который правит всем сущим, в том числе - безостановочным течением тел и душ, когда "нельзя дважды войти в одну и ту же реку".

Механистическая теория (mechanistic theory)

Механистической наз. такую психол. теорию, к-рая уподобляет всех животных, включ. человека, машинам и исходит из того, что хоть живые существа и могут быть сложными, тем не менее они - машины, и для объяснения их поведения не требуются никакие дополнительные соображения.

М. т. нередко связывают с детерминизмом и материализмом, но ее не следует с ними путать. Сторонник М. т., отказывающий живым существам в праве на душу или разум, всегда материалист, но не всякий материалист является приверженцем механистического взгляда на мир. Сторонник М. т. всегда детерминист, поскольку машины - детерминированные сущности, но обратное утверждение неверно, ибо детерминист не обязательно должен быть сторонником М. т., как не был им Спиноза, пантеист, к-рый, тем не менее, придерживался крайних детерминистских взглядов и отрицал свободу воли.

Корни психол. механистической доктрины лежат в механизации картины мира, вызванной научной революцией XVII в. Согласно ньютоновскому взгляду на мир, Вселенная - совершенный часовой механизм, следующий математически точным и неизменным законам природы. Такой взгляд стал первым шагом к приобретению знаний о природе, к-рые можно было практически применить, и он все еще остается притягательным для физиков.

Механистический взгляд на Вселенную был неизбежно перенесен на поведение. Начало этому процессу положил Декарт, к-рый считал всех животными машинами, поведение к-рых определяется механическим функционированием их НС. Люди, в той мере, насколько они являются физ. телами, настолько же являются машинами, однако человек, по мнению Декарта, обладает и «душой», свободной от действующего подобно машине тела. Несмотря на эту оговорку, Декарт сделал существенный шаг в сторону «психол. механистичности», прежде всего наделив «душу» только одной способностью - способностью мыслить, и объясняя восприятие, память, воображение и др. явно «психич.» формы активности на основе физиолог. (т. е. механических) законов.

Жюльен Офре де Ламетри смело заявил, что «человек - это машина». Хотя Ламетри и отвергал существование «души», его нельзя назвать сторонником механицизма в совр. смысле этого слова, ибо он был виталистом, делавшим различие между неорганической материей, из к-рой состоят машины, и органической материей, образующей живые существа и наделяющей их особыми свойствами. Однако он открыл дорогу последующим механицистам и др. представителям атеистической философии эпохи Просвещения.

Доказательному изложению механицизма помешали две научные преграды. Первая заключалась в плохом понимании функций НС и связи мозга с поведением. На протяжении XIX и XX вв., с развитием сенсомоторной концепции нервной деятельности, согласно к-рой мозг представляет собой своего рода коммутатор рефлексов, связывающий входные стимулы с выходными моторными реакциями, эта преграда была постепенно преодолена. Второй преградой оказалась проблема витализма, требующая ответа на вопрос о том, как можно объяснить жизнь, размножение и изменение животных и растений, не прибегая к иным понятиям и терминам, помимо полностью механических, причинных и нетелеологических. Эта преграда была частично преодолена благодаря эволюционной теории, доказавшей, что описать эволюцию органической материи можно и без телеологии, и окончательно - благодаря открытию молекулы ДНК, к-рое сделало возможным взгляд на процессы, происходящие с организмом на протяжении его жизни, как на результат механического репродуцирования, копирования и передачи информ., закодированной в двойной спирали.

См. также Эмпиризм, Свобода воли, Религия и психология, Витализм

Введение

История психологии - это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки.

Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Следует объяснить, во-первых, какими признаками отличается психика от других явлений бытия, во-вторых, чем отличаются научные воззрения на нее от любых иных. Надо иметь в виду, что само представление о психике не оставалось одним и тем же во все времена. Многие столетия, обнимаемые этим понятием, явления обозначались словом "душа". Да и поныне это слово часто звучит, когда речь идет о психических качествах человека. Мы увидим, что в истории психологии научный прогресс был, достигнут, когда термин "душа " уступил место термину "сознание ". Это оказалось не простой заменой слов, но настоящей революцией в понимании предмета психологии. Наряду с этим появилось понятие о бессознательной психике. Но и этим представление о сфере, изучаемой психологией как наукой, отличной от других, не ограничилось. Оно радикально изменилось за счет включения в круг явлений той формы жизни, которой дали имя "поведение". Уже это само по себе говорит о глубинных изменениях, которые претерпели воззрения на предмет психологии в попытках научной мысли им овладеть, отобразить его в понятиях, адекватных природе психики, найти методы освоения этой природы.

Вот почему знание о предмете психологии не возможно без выяснения его "биографии", без воссоздания "драмы идей", в которой были задействованы и величайшие умы человечества, и скромные труженики науки.

Античная психология

Воззрения на природу психического

Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями; но ее основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей - с другой. Мировая психология зародилась в учениях древних мыслителей Запада и Востока, философов, врачевателей, но современная западная психология произошла из Греции, так же как и большинство терминов этой дисциплины. Даже своим названием наука психология обязана греческой мифологии. Слово «психология» образовано от двух греческих слов psyche («душа») и logos («учение, наука»).

Анимизм (от лат. anima - душа) первое мифологическое учение о душе - вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора ) и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под "Я" (или "сознание", или "душа"), которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.

Позже древние греки под "psycho " понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи - гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь): весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Гилозоизм впервые "поставил" душу (психику) под общие законы естества. В основе гилозоизма лежал принцип монизма

Гераклит: душа как "искорка Логоса" . Дальнейшее развитие гилозоизма связано с именем Гераклита (конец VI - начало Vв до н.э.), рассматривавшего универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: "Познай самого себя". Философ учил: "По каким бы дорогам ни шёл, не найдёшь границ души, так глубок её Логос". Термин "логос", введённый Гераклитом, применяемый и поныне, для него обозначал Закон, по которому "всё течёт", придаёт вселенскому ходу вещей гармонию. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов.

С именем Гераклита связано и выделение нескольких ступеней в процессе познания окружающего мира. Отделив деятельность органов чувств (ощущения) от разума, он дал описание результатов познавательной активности человека, доказывая, что ощущения дают "темное", мало дифференцированное знание, в то время как результатом мыслительной деятельности является "светлое", отчетливое знание. Он также впервые указал на разницу между душой взрослого человека и ребенка. Так Логос, который правит круговоротом вещей в природе, управляет и развитием души и ее познавательных способностей.

Демокрит: душа - поток огненных атомов . Основу теории Демокрита (ок. 460-370гг. до н.э.) составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц - атомов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. C точки зрения Демокрита, душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств. Эти копии отделяются (истекают) ото всех предметов внешнего мира (потому эта теория познания носит название "теория истечений"). При соприкосновении эйдолов с атомами души происходит ощущение, и именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов. Обобщая данные нескольких органов чувств, человек открывает мир, переходя на следующий уровень - понятийный, который является результатом деятельности мышления. Другими словами, у Демокрита существует две ступени в познавательном процессе - ощущения и мышление.

Гиппократ: учение о темпераментах. Гиппократ (ок. 460-377гг. до н.э.) построил учение о темпераментах . Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных "соков", присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом . Названия четырёх темпераментов дошли до наших дней: сангвинистический (преобладает кровь), холерический (преобладает жёлтая желчь), меланхолический (преобладает чёрная желчь), флегматический (преобладает слизь). Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. "гумор" - жидкость).

Алкмеон: мозг - орган души . Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кретоны (VIв до н.э.), который пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. Он установил, что из мозговых полушарий "идут к глазным впадинам две узкие дорожки". Таким образом, учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга. Ощущения, по Алкмеону, - исходный пункт всей познавательной работы. Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах (в отличие от знания об ощущениях) не могло опираться на анатомо-физиологический опыт.

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой.

Анаксагор: "ум" как начало вещей. Философ Анаксагор (Vв до н.э.), считая природу состоящей из множества мельчайших частиц, искал в ней начало, благодаря которому из хаоса, из беспорядочного скопления и движения этих частиц возникает организованный космос. Таким началом Анаксагор признал "тончайшую вещь", которой дал имя "нус" (разум). Он полагал, что от того, насколько полно представлен разум в различных телах, зависит их совершенство. Выходило, что не разум определяет преимущества человека, но его телесная организация определяет высшее психическое качество - разумность.

Софисты: учителя мудрости . Поворот от природы к человеку был совершён группой философов, названных софистами ("учителями мудрости"). Их интересовала не природа, а сам человек, которого они называли "мерой всех вещей". На передний план выступили речь и мышление как средства манипулирования людьми. Из представлений о душе исчезали признаки её подчинённости строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе, так как язык и мысль лишены подобной неотвратимости.

Вернуть действиям души прочность и надежность, но коренящиеся не в вечных законах макрокосма, а во внутреннем строе самой души, стремился один из самых замечательных мыслителей древнего мира Сократ (469-399гг. до н.э.).

Сократ: познай самого себя . Девиз Сократа гласил: "Познай самого себя". Под познанием самого себя Сократ разумел не обращение "вовнутрь" - к собственным переживаниям и состояниям сознания, а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в жизненных различных ситуациях. Сократ впервые рассматривал душу прежде всего как источник нравственности человека, а не как источник активности тела. Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя.

Платон: душа и царство идей . Платон (428-348гг. до н.э.) Платон считал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи, с неодушевленной материей. Он стал родоначальником философии идеализма . Согласно Платону, всякое знание есть воспоминание; душа вспоминает то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Он оценил процесс мышления как диалог внутренний. Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс её порождения из речи внешней (социальной) получил название "интериоризация " (от лат. internus - внутренний). Далее Платон попытался выделить и разграничить в душе различные части и функции, поясняя мифом о вознице и двух конях: диком и породистом. Возница символизирует разумную часть души, кони - два типа мотивов: низшие и высшие. Разум, призванный согласовать эти два мотива, испытывает, согласно Платону, большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений. Так в сферу изучения души вводился аспект конфликта мотивов , имеющих нравственную ценность, и роль разума в его преодолении и интеграции поведения. Через несколько столетий идея личности, раздираемой конфликтами, оживёт в психоанализе З.Фрейда

Аристотель: душа - способ организации тела . Аристотеля по праву следует считать отцом психологии как науки. Его работа "О душе" - первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчёты, предложил свои решения.

Аристотель (384-322гг. до н.э.) открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником для Аристотеля стал организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, - не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель считал, что переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. Душу от тела отделить нельзя.

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов "фантазии" (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов - смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста . Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии . Аристотель придерживался системного подхода, так как рассматривал живое тело и его способности, как целесообразно действующую систему. Аристотель разграничил теоретический и практический разум. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления. Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии : системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля - не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.

Психологические воззрения в эпоху эллинизма . В IV веке до н.э. возникает синтез элементов культур Греции и стран Ближнего Востока. Изменяется положение личности в обществе. С всё большей остротой человек ощущал зыбкость своего существования в изменившемся "свободном" мире. Эти сдвиги в самовосприятии личности наложили отпечаток на представления о душевной жизни. Возникает скептицизм , воздержание от суждений, касающихся окружающего мира. Отказ от поисков истины позволял обрести душевный покой, достичь состояния атараксии (от греческого слова, означавшего отсутствие волнений). Под мудростью понималось отрешение от потрясений внешнего мира, попытка сохранить свою индивидуальность.

Стоики . Школа стоиков возникла в IV веке до н.э. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха - пневмы , стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. Под пневмой (исходное значение слова - вдыхаемый воздух) первые натурфилософы понимали единое природное, материальное начало, которое пронизывает как внешний физический космос, так и живой организм и пребывающую в нем псюхе (т.е. область ощущений, чувств, мыслей). Согласно этому учению мировая пневма идентична мировой душе, "божественному огню", который является Логосом или, как считали позднейшие стоики, - судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.

Стоики объявили аффектам войну, усматривая в них "порчу разума", поскольку возникают они в результате "неправильной" деятельности ума. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как положительных, так и отрицательных), способен правильно руководить поведением. Изучение мышления и его отношения к эмоциям не имело абстрактно-теоретический характер, а соотносилось с реальной жизнью, с обучением искусству жить.

Эпикурейцы . На других космологических началах основывалась школа Эпикура (конец IVв. до н.э.). Смысл эпикурейского учения заключался в том, чтобы, проникшись им, люди спасались именно от страха. Этой цели служило и учение об атомах: живое тело, как и душа, - состоит из движущихся в пустоте атомов, которые в момент смерти рассеиваются по общим законам все того же вечного космоса. А раз так, то "смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет".

Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций (I век до н.э.). Он критиковал учение стоиков о разуме, разлитом в виде пневмы. Согласно Лукрецию, существуют только атомы, движущиеся по законам механики; в результате возникает и сам разум. В познании первичными являются ощущения, преобразуемые (наподобие того, "как паук ткет паутину") в другие образы, ведущие к разуму.

В эллинистический период возникли новые центры культуры, где различные течения восточной мысли взаимодействовали с западной.

Гален . Врач Гален (II век н. э) в труде «О частях человеческого тела», описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Наблюдая открытые раны головного мозга у гладиаторов, он считал мозг производителем и хранителем разума. Гален развивал, вслед за Гиппократом, учение о темпераментах. Он утверждал, что первичными при аффектах являются изменение в организме ("кипение крови"), субъективные, душевные переживания (например, гнев), вторичны.

Много веков спустя между психологами вновь возникнут дискуссии вокруг вопроса о том, что первично - субъективное переживание или телесное потрясение.

Филон: пневма как дыхание . Большую популярность приобрело учение философа-мистика из Александрии Филона (I век н.э.), учившего, что тело - это прах, получающий жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть пневма. Возник особый раздел религиозной догматики, описывающий эти "пневматические" сущности и называвшийся пневматологией .

Плотин: понятие о рефлексии . Принцип абсолютной нематериальности души утвердил древнегреческий философ Плотин (203 - 269гг. н.э.), основатель римской школы неоплатонизма. У Плотина психология впервые в ее истории становится наукой о сознании, понимаемом как "самосознание ". Плотин учил, что индивидуальная душа происходит от мировой души, к которой она и устремлена; другой вектор активности индивидуальной души направлен к чувственному миру и выделил еще одно направление, а именно - обращенность души на себя, на собственные незримые действия: она как бы следит за своей работой, становится ее "зеркалом".

Через много столетий способность субъекта не только ощущать, чувствовать, помнить, мыслить, но и обладать внутренним представлением об этих функциях получила название рефлексии . Такая способность служит неотъемлемым "механизмом" сознательной деятельности человека, соединяющим его ориентацию во внешнем мире с ориентацией в мире внутреннем, в самом себе.

Августин: понятие о внутреннем опыте . Учение Плотина оказало влияние на Августина (354-430гг. н.э.), творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Августин считал душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного позже волюнтаризмом (от лат. "волюнтас" - воля). По мнению Августина, воля индивида зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли.

В дальнейшем трактовка внутреннего опыта, освобожденная от религиозной окраски, слилась с представлением об интроспекции как особом, присущем только психологии, методе исследования сознания.

Основные философские точки зрения на природу, происхождение, развитие психики.

Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимумом (от латинского ʼʼanimaʼʼ - душа, дух) - верой в скрытый за видимыми вещами сонм духов как особых ʼʼагентовʼʼ, которые покидают человеческое тело с последним дыханием, а по некоторым учениям (к примеру, знаменитого философа и математика Пифагора), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом ʼʼпсюхеʼʼ. Оно и дало имя психологии.

Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделœении психики или ʼʼдушиʼʼ из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что всœе вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения. Материальное и духовное, телœесное и психическое по своей первобазе едины; различие между ними состоит в состоянии, проявлении и выражении этого первоначала. Различие же между взглядами учёных этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания (Фалес - воду, Анаксимандр - ʼʼапейронʼʼ, Анаксимен - воздух).

У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души, её временным пристанищем является головной мозᴦ. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями - низшая благородная часть и низкая возделœеющая душа. Первая помещается в области сердца; с ней связаны воля, мужество, храбрость и т.п. Локализация второй в печени; она включает сферу потребностей, влечений и страстей.

Служившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита͵ с другой - из учения о душе Платона, удалось преодолеть ближайшему ученику Платона Аристотелю (384 - 324 гᴦ. до н.э.). Не физические тела и не бестелœесные идеи стали для него источником знания, но организм, где телœесное и духовное образуют нераздельную целостность. ʼʼПравильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не может существовать без тела и не является телом.ʼʼ ʼʼДушу от тела отделить нельзя.ʼʼ Цитируется по: Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр “Академия”, 1995

Среди крупных мыслителœей Возрождения можно выделить Л. Вилла (1407 - 1457 гᴦ.), П. Помпонацци (1462 - 1524 гᴦ.), Л. Вивеса (1452 - 1540 гᴦ.), Б. Телœезио (1508 - 1588 гᴦ.). Все они утверждали, что в базе всœего лежит природа, а человек - часть её. По этой причине душа - это лишь проявление природы, а не нечто потустороннее. Стремление и удовольствие - это требование природы, и в связи с этим человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять. Все психические явления есть продукты работы первой системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и всœе способности души. Первичными формами психического явления ощущения и чувства (эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более сложные психические структуры. Основным способом, с помощью которого открываются человеку отдельные проявления его души, является внутренний опыт или самонаблюдение.

Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания и сопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия Нового времени выдвинули на первый план потребность обращения к основным психическим способностям и функциям человека. При выборе методологии и методов познания учёные разделились на два течения - эмпирическое и рациональное. Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон (1561 - 1626 гᴦ.), Т. Гоббс (1588 - 1679 гᴦ.), Д. Локк (1632 - 1704 гᴦ.) и их последователи полагали, что источником всœех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. Представители рационалистического течения, пионерами которого выступали Р. Декарт (1596 - 1650 гᴦ.) и Г. Лейбниц (1646 - 1716 гᴦ.), считали, что источник знаний заключён в самом разуме, а всœеобщие понятия имеют априорное происхождение, ᴛ.ᴇ. выводились из самого ума и врождённых интеллектуальных способностей. По-прежнему существовало и два других непримиримых лагеря - материализм и идеализм.

По Р. Декару собственно психическим является только то, что пронизывается разумом или осознаётся мыслящей субстанцией. Воображение, представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простые телœесные движения, ʼʼне просветлениеʼʼ мышлением, единственно составляющим суть духовной субстанции. Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998.Поскольку же мышление - единственный атрибут души, она всœегда мыслит, всœегда знает о своих психических содержаниях, зримых изнутри (бессознательной психики не существует). В дальнейшем это ʼʼвнутреннее зрениеʼʼ стали называть интроспекцией, а декартову концепцию сознания - интроспективной. Она отрицает существование психики у животных, так как они не мыслят. Декарт отделил тело и душу друг от друга. Принцип работы тела - рефлекс, души - рефлексия (от латинского ʼʼобращение назадʼʼ). Начиная с Р. Декарта͵ психология стала трактоваться не как наука о душе, а как наука о сознании.

Эмпиризм Ф. Бэкона в XVII в. заменил представление о ней как совокупности психических явлений. Для этого и более позднего периода характерно обособление или отрыв психического от физического, сведения мира психических явлений к замкнутой системе фактов сознания, недоступных объективному наблюдению.

Концепция психологического параллелизма, согласно которой, психическое и психологическое рассматривались как два независимых, но функционально соответствующих ряда явлений, но функционально соответствующих ряда явлений, стала основой построения экспериментальной психологии на Западе, одним из создателœей которой являлся В. Вунд (1832 - 1920 гᴦ.). Вунд стал сторонником философии волюнтаризма (от латинского ʼʼволюнтасʼʼ - воля) - философия, считающей волю внешним принципом бытия. Волевые акты были приняты им за конечную причину процессов сознания и первичную духовную силу.

Великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829 - 1905 гᴦ.) указал на сходство в строении психического и рефлекторного акта͵ открыл центральное торможение, показал тем самым, что мышца является не только органом движения, но и познания.

Кузен Дарвина Ф. Гальтон (1822 - 1911 гᴦ.) доказывает, основываясь на множество факторов, что выдающиеся способности передаются по наследству; он впервые вводит понятие ʼʼтестʼʼ. Задачей диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретение знаний и выполнение сложных форм деятельности, занялся А. Бинœе (1857 - 1911 гᴦ.). Его ʼʼкоэффициент интеллектаʼʼ соотносил ʼʼумственныйʼʼ возраст с хронологическим. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, предметом анализа стали уже не элементы и акты сознания, никому не неведомые кроме как субъекту, изощрившему своё внутреннее зрение, а телœесные реакции, изучаемые объективным методом.

В начале XIX столетия в психологии существовало множество конкурирующих концепций и школ, которые, отстаивая свой собственный предмет, создали новые теоретические конструкции и произвели революционные сдвиги по всœему факту психологических исследований.

У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842 - 1910 гᴦ.), который указывал не служебную роль сознания во взаимоотношении организма со средой. Согласно его концепции, первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах, вторичными - вызванные ими эмоциональные состояния.

И.П. Павлов (1859 - 1963 гᴦ.) и В.М. Бехтерев (1857 - 1927 гᴦ.) в рамках рефлексологии вводят понятие условного рефлекса. Это означает, что организм приобретает и изменяет программу своих действий исходя из условий - внешних и внутренних. Павлов на базе опытов открыл законы высшей нервной деятельности, разработал понятие о сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др.

ʼʼОтцомʼʼ направления бихевиоризма (от английского ʼʼбихевиорʼʼ - поведение) принято считать Д. Уотсана, который предлагал, исключив сознание, по экспериментальным данным объяснять любые естественные формы поведения людей. Основой всœего бихевиористы считали законы научения.

Психоанализ во главе с З. Фрейдом (1856 - 1939 гᴦ.) обнаружил за покровом сознания мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Со времён детства она определяет мотивационный ресурс личности.

Нововведением ученика З. Фрейда К. Юнга (1875 - 1961 гᴦ.) было понятие о ʼʼколлективном бессознательномʼʼ - дарованных предками психических явлений. Юнг выделил два человеческих типа - экставертивный (обращённый вовне) и интравертивный (обращённый вовнутрь).

Французская школа утверждала созидающий характер взаимодействия индивида с окружающей средой. П. Жане (1859 - 1947 гᴦ.) ключевым принципом человеческого поведения считал общение, в глубинах которого рождаются воля, память, мышление и другие функции. В этой концепции прорисовывается изначальная социальность личности.

Гештальтизм (от ʼʼгешатальтʼʼ - форма, структура) утверждал приоритет целостности структуры сознания, созидаемого динамикой познавательных структур.
Размещено на реф.рф
Группа молодых учёных: М. Вертгеймер (1880 - 1943 гᴦ.), В. Кёлер (1887 - 1967 гᴦ.) и К. Коффка (1886 - 1941 гᴦ.) - открыли ʼʼинсайтʼʼ (усмотрение, озарение), ʼʼага - переживаниеʼʼ; доказали, что умственные операции при решении творческих задач подчинœены особым принципам организации гештальта͵ а не логики.

К. Левин (1890 - 1947 гᴦ.) развил ʼʼтеорию поляʼʼ, изображая личность как ʼʼсистему напряженийʼʼ. Личность перемещается в среде, одни районы которой её притягивают, другие - отталкивают.

Л.С. Высотский (1896 - 1934 гᴦ.) в структуре высших психических функций (внимание, памяти, мышления и др.) ввёл особые регуляторы, а именно - знаки, создаваемые культурой. Знак (слово) - это ʼʼпсихологическое орудиеʼʼ, посредством которого строится сознание. По Высотскому, развивается не отдельно взятая функция, но целостная система функций. Переживание он назвал важнейшей ʼʼединицейʼʼ развития личности. Петровский А.В. Введение в психологию - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.

Подводя общие итоги, нужно отметить, что движение и развитие психологической мысли определялось прежде всœего социально-экономическими условиями, которые обусловливали специфику представлений о психике на каждом историческом этапе, придавали своеобразие содержанию, направлению и формам решения коренных вопросов психологии. Часто влияние социально-экономических перемен было не прямым, а через призму идеологии, политики, права, морали, религии.

Основные философские точки зрения на природу, происхождение, развитие психики. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные философские точки зрения на природу, происхождение, развитие психики." 2017, 2018.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.