Что такое семинары и лекции. Чем отличаются лекция от семинара, а семинар от тренинга? Дополнительные нюансы, на которые следует обратить внимание при организации семинаров

Семинары в вузе , наряду с лекциями, являются важнейшей формой проведения занятий. Исторически семинар как форма обучения возникла и широко применялась еще в древнегреческих и римских школах. Суть этих семинарских занятий сводилась к тому, что обучаемые делали сообщения, которые обсуждались и комментировались другими учениками, а затем обобщающее заключение делал преподаватель. Слово семинар (seminarium) латинского происхождения и означает в переводе на русский язык- теплица, рассадник. Такой перевод означает, что древние греки и римляне рассматривали учебный семинар как условие для выращивания грамотных и творческих людей, а преподаватель выступал в роли сеятеля знаний в сознание своих учеников.
В современном понимании учебный семинар - это форма учебно-практических занятий, при которой студенты под руководством преподавателя закрепляют и развивают полученные теоретические знания, приобретают практические навыки в процессе обсуждения вопросов, предусмотренных планом проведения семинарского занятия. Сегодня семинары в вузе при подготовке специалиста составляют 30-40 процентов аудиторных часов. Однако стандарты бакалавриата резко меняют положение дел, и согласно этим стандартам до 60 процентов учебного времени будет отводиться на семинарские занятия. Причем значительная часть из них должна будет проводиться с использованием интерактивных методов. Это указывает на то, что акцент в обучение делается на самостоятельную работу студентов и семинарские занятия.
Длительность каждого семинарского занятия определяется учебной программой. Обычно, она составляет одну пару (80-90 мин.) или две пары (160-180 мин.).
Тема семинара определяется учебной программой или преподавателем заранее. Она часто привязана к лекционной тематике. Семинар может проводиться по одной или нескольким пройденным лекционным темам. Хотя учебный семинар может быть и не привязан к лекционой тематике, и рассчитан на самостоятельную проработку студентами материалов. Вопросы семинарского занятия содержаться в учебной программе или их дает преподаватель. На них строится подготовка к семинару.

Цель этой формы проведения занятий – закрепление пройденного материала, получение практических навыков, развитие умений ведения профессиональной дискуссии. На семинаре студенты обсуждают подготовленные ими доклады, рефераты, выступления, а также прорабатывают указанные в плане семинара вопросы. При этом приветствуется использование иллюстративного материала, слайдов, фильмов. В ходе семинара могут решаться практические задачи, рассматриваться жизненные ситуации, проводиться деловые игры и т.д..
Для студента семинары в вузе являют собой особый инструмент подготовки профессионала. В ходе этих занятий реализуются познавательная, воспитательная и контрольно- оценочная функции. Если на лекциях развиваются умения воспринимать информацию на слух, оперативно её анализировать, отбирать самое главное и существенное, то семинарские занятия приучают к самостоятельной работе, самосовершенствованию, работе с научной литературой, умению в устной форме доводить свои мысли до других, отстаивать свою позицию. На семинарах развиваются навыки устного выступления, логического мышления, свободного оперирования научной и профессиональной терминологией.

Подготовка к семинару

Не забывайте, что семинар - это зачастую путь к получению автомата на зачете или экзамене. А это уже сам по себе хороший стимул к тому, чтобы серьезно отнестись к подготовке к семинару.
В чем же заключается подготовка к семинару ? С чего начать? Прежде всего, спланируйте в своем графике время, которое Вы собираетесь использовать для изучения научных источников. Обычно на это требуется два-три часа. Но если Вы планируете сделать выступление на семинаре , то времени потребуется значительно больше. Определите место, где будете осуществлять подготовку: дома, в институтской библиотеке и т.д. Для серьезной подготовки к семинарскому занятию совершенно недостаточно воспользоваться только своим или чужим
конспектом лекций . Необходимо обратиться к научной литературе, которая указана в плане семинарского занятия. Разумеется, похвальным будет, если вы охватите более широкий круг источников. А вот как самостоятельно работать с научной литературой - это уже тема отдельного разговора. Поэтому сделайте подборку литер атуры, по возможности, можно для подготовки использовать материалы из Интернета.
Внимательно вчитайтесь и вдумайтесь в тему семинарского занятия, уясните её. После чего вновь обратитесь к плану семинара. Вдумайтесь в логику построения семинарского занятия и суть основных вопросов плана. И только после этого приступайте к проработке вопросов семинара. Разобраться нужно не с отдельными интересными для Вас вопросами, а со всеми вопросами, указанными в плане семинарского занятия.
При работе над каждым вопросам составьте, хотя бы мысленно, свой план ответа на него. Тогда будет самому понятнее, на чем сосредоточить основное внимание. В первую очередь обратитесь к ключевым понятием и определениям. Разобравшись с ними, будет намного легче продвигаться дальше. Особое внимание обратите на дискуссионные проблемы, т.е.проблемы, по которым в науке нет однозначного ответа. Попытайтесь дать свой ответ на такой вопрос, но при этом тщательно продумайте свою аргументацию.
Конечно же, в ходе
подготовки к семинару Вы можете столкнуться и с такими вопросами, с которыми разобраться самостоятельно Вам окажется не под силу. Не отчаивайтесь, в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы Вы сами хотели получить ответы на эти вопросы. Обязательно выпишите их. По этим вопросам Вы можете проконсультироваться с преподавателем до начала семинара или задать их в ходе семинарского занятия.

Как подготовить выступление на семинаре?


Подготовка к семинару может включать в себя и Ваше желание подготовить выступление на семинаре . Если Вы планируете выступить на семинаре с докладом, рефератом или просто выступлением, то готовиться придется более основательно. Правильно поступают и те студенты, которые заранее обговаривают с преподавателем тему и содержание своего выступления, реферата или доклада на семинарском занятии. Преподаватели ценят такие выступления на семинаре , в которых рассматриваются какие-либо дискуссионные вопросы. Причем от студента требуется не просто назвать эти проблемы, а проанализировать их, высказать свою точку зрения.
На доклад отводится 15-18 минут, а на остальные сообщения в пределах 5-10 минут. Поэтому, готовясь к сообщению, учитывайте временные параметры. Слишком длинное сообщение будет утомлять слушателей. Подбирая вопросы, которые Вы собираетесь рассмотреть в своем сообщении, представьте себе, что было бы интересно узнать по теме Вашего выступления сокурсникам. Выступление на семинаре должно быть познавательным и интересным для других, так, чтобы оно побуждало к его осмыслению и обсуждению.
Содержание выступления должно строго соответствовать теме. Оно должно быть направлено на раскрытие сущности рассматриваемого вопроса, быть логичным. Каждое доказываемое Вами положение нужно хорошо обосновать соответствующими аргументами, так, чтобы оно выглядело убедительно и для преподавателя, и для студентов.
Старайтесь насытить свое выступление на семинаре не трафаретными, давно всем известными материалами. Не пересказывайте то, что уже есть в конспекте лекций. Поищите в литературе интересные, но малоизвестные факты. Они всегда вызывают интерес. Хорошо, если Ваше выступление будет опираться на реальные жизненные примеры. Если их умело обыграть и высказать свою точку зрения, то это будет выглядеть весьма эффектно и вызывать повышенный интерес.
Сейчас стало модным использовать при выступлениях и докладах мультимедийные средства, которые повышают информативность и наглядность излагаемого материала. Поэтому, при наличии такой возможности (позволяет класс, имеются такие средства), можете активно пользоваться этими средствами, заранее тщательно продумав и подготовив необходимые иллюстрационные материалы.

Что делать на семинаре?

Поспать, молчаливо отсидеться, проболтать с друзьями или проявить свою активность? А может не ходить на него вообще? Думаю, ответ на эти вопросы понятен каждому. Учебный семинар - это не просто средство проверки усвоения знаний, но еще и мощное средство формирования навыков публичного выступления, умения вслух высказывать свои мысли и отстаивать свою позицию. Жизнь показывает, что тому, кто не развивает этих навыков и умений, трудно рассчитывать на карьерный успех или успех в бизнесе. Начинайте их развивать еще в вузе. Для этого:
старайтесь на каждом семинаре делать небольшие, но за раннее подготовленные выступления;

дополняйте выступления своих товарищей;
высказывайте и обосновывайте свою точку зрения по рассматриваемым проблемам;
смело обращайтесь к преподавателю по неясным вопросам
Некоторые студенты, основательно подготовившись к семинару, стесняются и боятся публичных выступлений. Как победить эту болезнь? Очень просто. Переборите себя несколько раз и выступите. Пройдет не только страх, но и появится вкус и интерес к публичным выступлениям.
Учебный семинар выступает и средством объективной оценки того, как Вы усвоили пройденный материал. Некоторые студенты обижаются на преподавателя, полагая, что их активность на семинаре недооценили. Не нужно обижаться на строгость оценки Ваших знаний преподавателем. Если Вы не удовлетворены своей оценкой на семинаре, лучше еще раз посмотрите на себя и постарайтесь сами, поставив себя на место преподавателя, оценить самого себя. Думаю, что в большинстве случаев, Вы придете к выводу о том, что оценка была объективной. А вот Вам нужно учесть замечания преподавателя для более успешного участия в семинарских занятиях.

Лекция (от лат. «lectio» – чтение) – форма обучения, когда преподаватель устно излагает (читает) значительный по объему учебный материал. Лекция – это монолог преподавателя, который может сопровождаться слайдами или визуальным отображением на доске. При этом основной задачей слушателей является получение и запоминание новой информации.

Семинар (от лат. «seminarium» — школа) — это продуманный и подготовленный диалог на заданную тему. Семинары проводятся для повторения и закрепления уже знакомого материала. На семинаре преподаватель обсуждает со слушателями наиболее актуальные вопросы затрагиваемой темы, акцентирует внимание на тонкостях и нюансах, разъясняет проблемные моменты. Слушатели закрепляют полученную ранее (в ходе лекции или практической деятельности) информацию, получают представление о том, как применить знания на практике.

Тренинг (от англ. train – воспитывать, обучать) – форма активного обучения, направленная на развитие конкретных навыков и умений. Тренинг используется тогда, когда желаемый результат – это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Преподаватель коротко очерчивает ту область знаний, которую необходимо освоить «на деле», показывает слушателям «как это сделать, чтобы оно работало». Слушатели, в свою очередь, активно обсуждают проблему, тренируются, повторяют за преподавателем необходимые действия.

Путаница между понятиями «семинар» и «тренинг» вызвана желанием продать семинар как тренинг. Тренинг — и моднее, и выше оплачивается. Но сделать качественный тренинг гораздо сложнее, чем семинар.

СЕМИНАР

(от лат. seminarium — рассадник). Это вид групповых занятий, на котором участники обсуждают заранее подготовленные сообщения, доклады. У него есть достаточно большое сходство с лекцией, но на семинаре обязательно идет обсуждение. Семинар нужен для того, чтобы получить новые знания или привести их в порядок. Семинар позволяет разложить знания участников по полочкам.

Ведущий семинара находится как бы над коллективом обучаемых. Он глаголет истину в последней инстанции.

Количество участников семинара ничем не ограничено, кроме размеров помещения.

По времени семинары могут длиться до нескольких дней.

Эффективность семинара измеряется размером того, что запомнили его участники.

Минус: участники семинара получает некоторое количество знаний, но они по-прежнему не умеют делать то, о чем узнали. Чтобы успешно продавать или управлять людьми, одних теоретических знаний мало. Недостаточно знать, как продавать ту или иную услугу, как правильно ставить задачу подчиненному или как повысить его мотивацию. Нужно УМЕТЬ это делать.

Главное: семинар — это теория.

ТРЕНИНГ

В переводе с английского означает «тренировка». Под тренингом понимаются систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения. Основанная цель любой тренировки — отточить на практике полученные знания и навыки, то есть любой тренинг нацелен на отработку навыков. Желательно в ходе тренинга довести нужные навыки до автоматизма. Настоящий тренинг состоит на 10% из теории и на 90% из практических занятий.

Высококачественный тренинг — это активный способ обучения. В него входит самостоятельная работа, работа в группах, решение
кейсов, дискуссии и т. п. На практических занятиях отрабатываются приемы для решения сложных ситуаций. Каждый участник тренируется в разнообразных играх, упражнениях, проигрывая многократно свое поведение в сложной ситуации. Он получает обратную связь: другие участники и тренер говорят, насколько успешно было выполнено упражнение. Анализируются все плюсы и минусы, проявленные участником. Он может подкорректировать свои действия на основе такого «взгляда со стороны», и снова тренировать навык. Очень часто во время проведения тренинга ведется видеосъемка для наглядной демонстрации участникам уровня выполнения упражнений.

Ведущий тренинга старается, чтобы работали сами участники тренинга. После хороших тренингов у людей возникает даже возмущение: почему мы платим такие деньги и при этом пашем на тренинге сами?!

Количество участников

Если вы спрашиваете у тренера: «Какое количество участников группы допустимо для проведения тренинга?» А вам отвечают: «Количество участников может быть любым». Это верный знак — это не тренинг. Для проведения качественого тренинга нужна группа в составе не менее шести, но не более двенадцати — пятнадцати человек. Отработать навык несколько раз, получить обратную связь можно только в группе, не превышающей 15 человек. Нижняя граница — 6 человек, объясняется тем, что упражнения на отработку проходят как работа в парах или в группе.

Эффективность тренинга измеряется реальными изменениями поведения. Появляются отработанные навыки, которых не было до тренинга, и ощущение «да, теперь я умею».

Минус: тренинг не подходит для работы с неподготовленным персоналом.

Главное: тренинг — это практика.

ТРЕНИНГ-СЕМИНАР

Более чем половина обучающих программ, продающихся сейчас на рынке и называющихся «тренингами», на самом деле являются тренингами-семинарами. Больше всего они напоминают лекционное занятие, совмещающееся с практикумом. Участникам рассказывают о различных теоретических схемах и алгоритмах решения проблемы. Затем, они предложенные схемы применяют в коротких практических упражнениях. Соотношение теории и практики на тренинге-семинаре примерно 90% к 10%.

Ведущий тренинга-семинара довольно часто старается как можно подробнее и красочнее рассказать участникам о главной теме тренинга. Для этого он используют множество методов, примеров из практики, видео зарисовок, полезных статей в раздаточном материале. Но для качественного обучения крайне важно, чтобы участники ДЕЙСТВОВАЛИ. Если за весь «тренинг» участники только и делали, что слушали, то о результатах говорить не приходится. Можно говорить лишь об умении тренера интересно рассказывать и о приятном впечатлении, которое он производит. Но это нельзя назвать тренингом. Это лекция.

Эта форма обучения неплоха как первая ступень в большой целевой программе или промежуточное, подготавливающее звено для прохождения качественного тренинга. Оптимальный вариант — в первый день проводится тренинг-семинар, а во второй сам тренинг.

Эффективность: тренинг-семинар дает участникам информированность, ощущение «да, я знаю как», озарение «теперь-то я знаю, как это происходит на самом деле» или «все, оказывается, не так уж и сложно (так просто)!».

Минус: не стоит рассчитывать на то, что тренинг-семинар решит все проблемы.

Главное: тренинг-семинар хорош только как начальная ступень. Чем больше практики, тем эффективней обучение.

Алена Удовенко, тренер с 1997 года.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Супер-разминка "Брось мяч быстрее!"

    Прекрасное упражнение, которое существенно повышает энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, помогает быстрому возникновению доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка , и упражнение-вызов , которое повышает мотивацию участников на обучение и красивым и запоминающимся образом подводит группу к теме следующей мини-лекции.

    Особая прелесть упражнения в том, что оно универсально , его можно с успехом использовать для большинства популярных тем тренингов: командообразование, продажи, переговоры, управленческие тренинги, тренинги лидерства, влияния, целеполагания…

    Упражнение обычно проходит бодро, энергично, активно, мощным образом вовлекает всех участников тренинга. Оно хорошо запоминается группой, и к его результатам тренер может ещё не раз возвращаться в последующие дни тренинга…

  • Успех


    Яркое и живое
    упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе .

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов . Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме .

Семинар как форма обучения в вузах имеет богатую историю. В Уставе Российского университета 1804 г. учреждены «ученые беседы» преподавателя и студентов. В нем сказано: «желательно, чтобы профессора некоторых наук, особенно словесных, философских и юридических, учредили беседы со студентами, в которых, предлагая им наизустное изъяснение предмета, исправляли бы суждения их и самый образ выражения, приучая их основательно и свободно изъяснять свои мысли».

До 1918 г. семинары носили эпизодический характер, не знали единых методов проведения. В 1923 г. на IV Всероссийском съезде заведующих губернских отделов народного образования провозглашалось, что в высшей школе главными методами преподавания являются групповые и семинарские занятия. Только в 30-е годы понятие «семинар» вошло в лексикон, обозначавшее форму изучения теоретических вопросов.

Современная форма семинарского занятия прошла длинный путь, которому сопутствовало немало споров вузовской среде о его целях, задачах, функциях и методах. Одни преподаватели сводили задачу семинаров к тому, чтобы только закрепить знания, полученные на лекциях. Другие обращали внимание на необходимость использования студентами при подготовке к семинарским занятиям как материалов лекции, так и другой специальной литературы, видели в семинаре важную форму контроля за самостоятельной работой студента, проверки его знаний. Именно такой подход представляется правильным, способствующий формированию студента как личности и как юриста-практика 1 .

Семинар – важная, комплексная, многоцелевая форма обучения. Закрепление лекционного материала, контроль за ходом самостоятельной работы студента подчинены главному – углубить, конкретизировать полученные знания, научить творчески мыслить, рассуждать, вести полемику, излагать и защищать собственную позицию, участвовать в дискуссии, опираясь на научные аргументы. С каждого семинара студент должен уходить с новыми знаниями – будь то запоминающиеся примеры или логическая форма рассуждения. И это новое в семинарское занятие вносит не только преподаватель, но и сами студенты.

Процесс овладения знаниями, практическими умениями и навыками не может проходить без аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Аудиторная работа заключается в способности студента активно участвовать на семинаре: выступать, дополнять, задавать интересующие вопросы, как преподавателю, так и отвечавшему студенту. Самостоятельная работа вне аудитории предполагает не только подготовку на основе лекции, но и изучение специальной литературы по теме семинарских занятий, где важно умение анализировать, выделять главное, конспектировать.

Аудиторная работа . На первом семинарском занятии преподаватель излагает требования, предъявляемые к студентам: 1) систематическое посещение семинарских занятий; 2) тщательная подготовка к каждому семинару; 3) активная аудиторная работа; 4) освоение языка науки (доступно и понятно излагать материал, избегая упрощений); 5) критерии оценки знаний студента; 6) отчет за пропуск занятия или задолженность (последняя ставится, если у студента отсутствуют элементарные знания по теме семинара).

Каждое последующее практическое занятие по своей структуре можно разделить на четыре части: вступительное слово преподавателя, обсуждение студентами вопросов темы семинарского занятия, заключительное слово руководителя семинара, задание студентам на следующее занятие.

I. С помощью краткого вступительного слова преподаватель: 1) вызывает интерес к теме семинара, показывает ее научное и практическое значение; 2) устанавливает контакт со студентами, мотивируя их активное участие в обсуждении темы семинара. Но главное – преподаватель разъясняет студентам цель занятия, т.е. выделяет ведущую идею, которую должны обсудить, разобрать и усвоить студенты, а также показывает, что исследуемая тема является логическим продолжением темы последнего семинарского занятия.

II. Основная часть семинара – обсуждение студентами вопросов темы . Как правило, оно проходит по плану занятия, утвержденному кафедрой, и имеется у студентов. План носит характер общей ориентировки, рекомендации. В ходе обсуждения темы возможны отступления от плана, которые чаще всего неизбежны и могут быть целесообразны. Приведем несколько вариантов развития обсуждения темы семинара.

1. Если по ходу занятия студенты увлеклись каким-то большим научным вопросом данной темы, то остальные вопросы плана могут остаться вне обсуждения (их можно рассмотреть на консультации).

2. Обсуждение студентами вопросов темы, выходя за рамки плана. Так, исследуя вопросы темы семинара №8 «Нормы права» преподаватель может предложить студентам дополнительно проанализировать их свойства: истинность, эффективность и др.

3. Семинар может проходить одновременно и как исследование вопросов темы, и как практическое решение заданий по ним. Это позволяет закрепить изученный материал, а также привить и развить умение и навыки студентов пользоваться полученными знаниями.

Суть предлагаемого задания заключается в следующем: правильно ответить на поставленный вопрос, аргументируя свое мнение.

Можно выделить три вида обсуждения, которые распространены в практике юридических вузов: свободная беседа студентов, обсуждение заранее подготовленного реферата и смешанный вид обсуждения вопросов на семинаре.

Активному обсуждению реферата по сравнительно узкому вопросу темы занятия предшествует тщательная подготовка студента – докладчика, предполагающая изучение специальной литературы, законодательства, материалов правоприменительной практики, посещение консультаций, с целью понимания проблемы и постановки в своем выступлении действительно спорных вопросов, требующих обсуждения на семинаре и определения основных путей их решения.

Предпочтителен смешанный вид обсуждения, ибо он использует сильные стороны беседы и реферата, позволяет исключить их недостатки: 1) выступления только активных студентов; 2) мнимой активности (студент из плана семинара выбирает один вопрос и этим ограничивает свою подготовку); 3) раскрытие вопроса темы в пределах учебника; 4) поверхностного реферата; 5) плохой подготовке докладчика к семинару.

Студенты положительно оценивают тот семинар, на котором они имеют возможность активно применять свои знания (поспорить, высказать свои суждения, ставить вопросы и обсуждать их). Несомненно, учебный материал лучше усваивается в ходе научной дискуссии. Но важно отличать стихийную, искусственную и организованную дискуссию 1 .

Стихийная дискуссия . Порой в ходе семинара спонтанно возникает спор по существу, который заранее не предусмотрен, но его надо стимулировать, четко определить научные позиции двух сторон и предложить студентам аргументировано высказаться по предмету дискуссии.

Но если дискуссия искусственная , не по существу, порой умышленно спровоцированная студентами целесообразно ее прекратить, разъяснив при этом, что не тот предмет спора. Кроме того, спорить надо, основываясь на доказательствах, а не эмоциях, как это порой бывает у студентов. Высказав положение, надо его доказать, привести пример из жизни, научное положение или статью (статьи) нормативного акта.

Для более глубокого усвоения студентами учебного материала очень полезна дискуссия, организованная преподавателем. Предметом дискуссии может быть действительно научная проблема, которая освещается в литературе весьма неоднозначно (например, современное понимание права, системы права, юридической ответственности). В процессе полемики студентам предлагается защищать научные позиции, которые им представляются более правильными, обосновывать свои взгляды.

Выступления студентов на семинаре можно организовать по разному – либо студент выступает по своему желанию, либо вызывается преподавателем. Сочетание этих двух приемов позволяет предоставлять слово желающим и стимулировать активность тех студентов, которые к 3-4 занятию ни разу не выступали на семинаре, (каждое выступление преподаватель фиксирует в своей тетради). Такой общий опрос студентов, уклоняющихся от выступлений, практикуется, как правило, в конце каждого семинара в течение 10-15 минут.

Преподаватель внимательно слушает и следит за выступлением студента. Если его речь по содержанию и аргументированности удовлетворяет преподавателя, то она продолжается до 5-7 минут. Ограничение времени выступления исключает чтение конспекта, приучает студента говорить самостоятельно и по существу, не повторяя дословно содержание учебника, а при подготовке лучше обдумывать материал, изучая специальную литературу и нормативно-правовые акты.

Если студент затрудняется ответить и читает вслух учебник или конспект лекции, то, очевидно, что к занятию он не готовился. Преподаватель ставит ему задолженность, которая должна быть ликвидирована на консультации.

Далее, конкретизируя первый вопрос плана семинара, преподаватель повторно обращает его к другому студенту или ко всей группе, и т.д., пока не будут обсуждены и усвоены все вопросы, предусмотренные планом занятия. После этого преподаватель спрашивает группу, нет ли вопросов, дополнений, уточнений по существу работы семинара в целом и при наличии такого рода вопроса (или вопросов) дает краткое разъяснение (следует заметить, что иногда интересный, проблемный вопрос студента может быть приравнен к выступлению).

По итогам работы студентов на семинаре преподаватель оценивает их знания. При этом следует обратить внимание на специфику оценки знаний на семинаре и на экзамене. Если в первом случае оценивается уровень усвоения знаний, то во втором случае – их качество и глубина.

III. В кратком заключительном слове преподаватель: а) отмечает лучшие выступления, их сильные стороны, указывает на недостатки слабых; б) если в ходе занятия были допущены ошибки принципиального порядка, то преподаватель отмечает их и дает правильный ответ; в) в случае необходимости разъясняет студентам вопросы, которые вызвали затруднения при рассмотрении темы. В результате у студентов по окончании занятия не должно оставаться пробелов в уяснении темы семинара.

IV. В заключение преподаватель формирует задание на следующее семинарское занятие : акцентирует внимание на основных вопросах плана, рекомендует новую литературу, которая не успела получить отражение в учебно-методическом пособии.

Юлия Ходорковская

Одним из самых актуальных вопросов в кадровой политике - проведение тренингов с персоналом, различных по своей сути, тематике и направленности. Рассмотрим все нюансы и подводные камни этой очень важной составной части кадровой политики.

Основные вопросы, которые мы поднимем, это:

  • что такое тренинг и чем он отличается от других форм обучения?
  • какие именно тренинги проводить (по направленности) и чем они отличаются друг от друга?
  • когда именно стоит проводить тренинги?
  • каких результатов можно ожидать после проведения тренингов?
  • как замотивировать персонал на прохождение тренингов?

Но, сначала определимся в терминах.

Что такое тренинг? Тренинг - это модель реальной деловой жизни. В этой модели в концентрированном виде проявляется то, что в менее явных формах присутствует в жизни вообще. Наиболее распространенные формы обучения – это тренинг-семинар и сам тренинг. В чем же отличие?

Тренинг-семинар.

Более чем 90% обучающих программ, продающихся сейчас на рынке и называющихся «тренингами», по сути своей являются тренингами-семинарами.

Форма. Тренинг-семинар - больше всего напоминает лекционное занятие, совмещающееся с практикумом и/или семинаром. Участникам излагают различные теоретические схемы и алгоритмы решения проблемы. Затем - иногда - предлагается опробовать предложенные схемы в коротких практических упражнениях. Причем, соотношение теории и практики выглядит примерно как 90% к 10%.

Результат. Нередко именно на тренинге-семинаре у участников возникает, так сказать, озарение вроде «теперь-то я знаю, как это происходит на самом деле» или «а все, оказывается, не так уж и сложно (так просто)!» Действительно, результатом тренинга-семинара является рост информированности, ощущение «да, я знаю – как».

Сфера применения. Тренинг-семинар адекватен задаче тогда, когда нужно, чтобы участники после тренинга знали некий теоретический объем информации (введение в должность, первичный этап подготовки).

Однако тренинг-семинар - не панацея, и во многих случаях как форма обучения является первой ступенью в целевой программе или промежуточным (подготавливающим) для прохождения 100%-го тренинга. Чтобы успешно продавать или управлять людьми, теоретических знаний, как показывает практика, недостаточно. Недостаточно знать , как продавать ту или иную услугу (товар), как правильно поставить задачу подчиненному или как повысить его мотивацию, нужно еще уметь это делать.

Стопроцентный тренинг.

Тренинг – это активный способ обучения, который максимально вовлекает участников в групповую работу: выполнение упражнений, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры и т. д.

Форма. Стопроцентный тренинг - в определенной мере противоположность тренингу-семинару. Стопроцентный тренинг - это тренинг в полном смысле слова, то есть тренировка. Состоит на 10% из теории и на 90% из практических занятий.

На практических занятиях отрабатываются типовые сложные моменты, ошибки, приводящие к сложным ситуациям (конфликтам, упущенной выгоде), отрабатываются приемы для решения сложных ситуаций.

Каждый участник тренинга применяет каждый из тренируемых навыков несколько раз, в нескольких играх, упражнениях. После каждого упражнения он получает обратную связь: другие участники и тренер говорят, насколько успешно было выполнено упражнение. Вместе анализируют все плюсы и минусы проявленные участником деловой игры и затем, корректируя свои действия на основе такого «взгляда со стороны», участник снова и снова тренирует навык. Очень часто во время проведения тренинга ведется видеосъемка для наглядной последующей демонстрации участникам уровня выполнения упражнений.

Результат: отработанные навыки, выработка стереотипных приемов - недоступных и неиспользуемых до тренинга - и, как следствие, ощущение «да, я умею». То есть, попросту говоря, люди возвращаются на рабочее место и выполняют прежние задачи уже по-другому.

Сфера применения. У стопроцентного тренинга также свои «границы применимости». Например, он оптимально подходит для того, чтобы перевести полученные на тренинге-семинаре знания в умения (навыки). И, напротив, стопроцентный тренинг не подходит в случаях работы с неподготовленным персоналом.

Однако, стопроцентный тренинг на рынке сейчас, скорее, редкость.

Оптимальное форма подготовки – это последовательное сочетание тренинга-семинара и стопроцентного тренинга. Т. е. в первый день проводится тренинг-семинар, а во второй сам тренинг.

Какое количество участников группы допустимо для проведения тренинга?

Если вам ответят, что количество участников может быть любым, то речь, однозначно, идет о тренинге-семинаре. Для проведения стопроцентного тренинга возможна группа в составе не менее шести, но не более двенадцати – пятнадцати человек. Действительно, отработать навык несколько раз, получить обратную связь можно только в группе, не превышающей 15 человек. Нижняя граница - 6 человек - объясняется тем, что упражнения на отработку проходят как работа в парах или в группе.

Теперь, когда мы разобрались в том, что такое тренинг и чем он отличается от тренинга-семинара, хотелось бы понять, какие же виды тренингов представлены (в основном) сейчас на рынке для салонов красоты (какой тематики).

Тренинг по технике продаж – учит персонал КАК продавать товары и услуги. Основная задача тренинга – научить персонал четко понимать и применять алгоритм продаж (пять этапов продаж), уметь задавать вопросы для сбора информации о потребностях клиентов, уметь выделять особенности и преимущества товаров и услуг, уметь отрабатывать возражения клиентов и выявлять скрытые резервы продаж.

Тренинг по стандартам сервисного обслуживания клиентов – направлен, в основном, на отработку у персонала знаний и навыков общения с клиентами. Стандарты телефонных переговоров, встречи и проводы клиентов, поведение персонала на рабочем месте, общение с клиентами во время консультирования и обслуживания, решение конфликтных ситуаций с клиентами, постановка протоколов проведения процедур и ритуалов и т. д.

«Продукт-тренинг» - направлен на то, чтобы объяснить и научить персонал понимать ЧТО именно они продают, т. е. выделить особенности и преимущества товаров и услуг, в т. ч. по отношению к конкурентам. Особенно этот тренинг актуален по той простой причине, что зачастую персонал не знает характерных отличий своей профессиональной продукции салонов красоты от других профессиональных марок, и тем более отличий от продукции розничных магазинов, аптек и парфюмерных магазинов.

Командообразующий тренинг – направлен на сплочение коллектива внутри салона. Мое лично отношение к данному тренингу – категорически отрицательное. Объясню почему. Тут как нельзя более кстати вспомнить следствие из принципа Питера «любое управленческое решение плодит новые проблемы». Вы сами себе в будущем создаете огромную головную боль, по поводу управления этой уже профессионально обученной командой. Группы, как правило, дружат не «за что-то», а «против кого-то». Угадайте с трех раз, против кого будет дружить ваш коллектив?

Далее, в салонах комплексного типа работают не только парикмахеры и специалисты ногтевого сервиса, но и медицинский персонал со средним специальным образованием (косметики), а так же доктора (дерматовенерологи, физиотерапевты и т. д.). У этих специалистов, с социальной точки зрения, разный менталитет и попытки всех их «заставить» дружить, скорее всего, будут, мягко говоря, не успешны. И последнее, мое личное наблюдение из практики – чем более дружный у Вас коллектив, тем выше вероятность перерасхода товарно-материальных ценностей и ресурсов (деньги, материалы и, наконец, клиенты)!

Основной базовый принцип командообразования - это единая система ценностей, которую Вы декларируете при приеме персонала и в дальнейшем поддерживаете, коллективное начисление бонусов и переводной процент за проведение клиента по всему ассортиментному кругу салона. Работает лучше, чем все командообразующие тренинги вместе взятые!

И последний вид тренинга – тренинг личностного роста , проводимый, как правило, профессиональными психологами. Их целью является работа с комплексами и трудными состояниями, мешающими человеку состояться в жизни, тормозящими его. Работа в группе личностного роста предполагает предельную открытость и откровенность. Проблема в том, что некоторые психологи-практики, спекулируя на тезисе, что личные проблемы человека являются тормозом его профессиональной успешности, пытаются продавать тренинг личностного роста как бизнес-тренинг. В результате, сотрудники, мотивированные на обучение бизнес-навыкам, на тренинге испытывают настоящий шок, когда психолог провоцирует их на «психологический стриптиз» в кругу сослуживцев.

Мой совет - не мучьте ваших специалистов. Не нужны им психологические тренинги! Не надо пытаться превратить вашего парикмахера в Юнга. Он же ведь с этими полученными знаниями потом идет и «вываливает» все это на голову ничего не подозревающему клиенту. Бывает, что сотрудники с опаской спрашивают: «Скажите, а тренинги у вас не психологи ведут?» За этим вопросом стоит глубокая травма, полученная на психологическом тренинге.

Участие в тренинге личностного роста, который кстати истинными профессионалами своего дела и проводится только в индивидуальной форме, т. к. он априори не может быть групповым!, может быть только личным делом каждого человека, а никак не организации. Не путайте Бабеля с Бебелем! Это все равно, что фирма закажет службу в храме для своих сотрудников и сорганизует массовый выход не неё.

Когда, обычно, проводятся тренинги с персоналом?

Причина первая - подготовительное мероприятие перед открытием салона.

Причина вторая - когда проблема очевидна: падение оборота или его не достижение в соответствии с намеченными планами.

Причина третья - в профилактических целях: чтобы ситуация не стала хуже или как профилактическое действие по прошествии определенного периода.

Не оценивая, хорошо это или плохо, давайте задумаемся, почему тренингом персонала озадачиваются чаще, чем другими, не менее важными вопросами: структурой ассортимента, качеством продукции, выкладкой товара, системой заработных плат, корпоративной культурой и т.д.? Наверное, потому что специалисты - самое важное, заметное и неотделимое звено в салоне. Действительно, где собираются вместе реклама, маркетинг и менеджмент, как ни на рабочих местах наших специалистов? Поэтому носителем и выразителем комплексной проблематики для потребителя – всех четырех P маркетинга. («Product, Price, Place, Promotion -В русском варианте: Продукт, Цена, Каналы, Реклама и Промоушн. прайс промоушн продукт) и является никто иной, как мастер. Он как гонец, которому отрубают голову за то, что он несет плохую весть.
Важно понять, видя, что специалист работает недостаточно хорошо, в чем же «зашита» реальная проблема, и только после этого приступать к решению. Ведь только в школьных задачах зона постановки на 100% совпадает с зоной решения, и уж если кто-то вышел из пункта А, то всегда прибудет именно в пункт В.

Поэтому, при всей своей явной пользе, не всегда нужно начинать что-то менять в жизни салона именно посредством тренингов. В одних случаях необходим не только и не столько сам тренинг, а аудит всех бизнес-процессов. В других случаях, перед проведением тренинга, необходима сначала «постановка инструментов», необходимых для воплощения результатов тренинга в живые деньги - самой технологии продаж и обслуживания в целом, внедрение фирменных стандартов. В третьих случаях – можно ограничится непосредственным проведением тренинга.

При правильном подходе тренер, перед началом работы, обязательно выяснит, действительно ли клиенту нужен тот тренинг, который заказан (на профессиональном языке это называется предварительной диагностикой) и попросит предоставить ему следующую информацию:

  • о ситуации, в которой находится салон в настоящий момент (его ценовая и ассортиментная политика, система управления салоном в целом и персоналом в частности, а также политика работы с клиентами);
  • какие изменения претерпели указанные показатели за ближайшие полгода (тренд – тенденция);
  • о желаемых результатах и целях для проведения тренинга;
  • о системе материального и морального стимулирования персонала (система начисления зарплат);
  • о кадровом составе (о рейтинге специалистов, их образование и профессиональные навыки, внутренние лидеры и группировки);
  • какие тренинги и с какими результатами проводились ранее.

Очень важный критерий, на основании которого бизнес-тренером принимается решение, будет ли он проводить тренинги в конкретном салоне – это согласование с руководителем салона после проведенного аудита бизнес-процессов внесения возможных изменений в структуру управления продажами (от ассортиментного ряда до начисления зарплаты).

Потому что, если Вы не готовы поменять ситуацию в тех случаях когда это необходимо, допустим, начисления зарплаты персонала (процентов с продаж услуг и товаров), то и проведение любого тренинга не принесет того эффекта, который от него ожидают. Причина одна – отсутствие адекватной материальной заинтересованности и реальных инструментов интересных персоналу прежде всего в финансовом эквиваленте – как «результат в сухом остатке».

Вот мы плавно и подошли к вопросу, а каких же именно результатов можно ждать от тренингов?

Прежде всего должна быть сформирована простая и доступная, абсолютно логичная и понятная всем участникам тренинга система понятий. Вскрыты все проблемы – их причины и закономерности их возникновения. Показаны (на бизнес-моделях и в деловых играх) пути их решения. Отработаны практические приемы и деловые навыки (опять же, в деловых, как ролевых, так и ситуационных играх) по использованию показанных и отработанных эффективных схем и методов.

Кроме того, для достижения эффекта необходима постоянная работа по закреплению/обновлению знаний по стандартам продаж и продвижения товаров или услуг. На западе эта всеобъемлющая концепция управления персоналом, получившая очень широкое распространение, называется «Тренинг энд Девелопмент» (обучение и развитие), причем в Европе она применяется даже на небольших предприятиях сферы услуг – «семейных» салончиках, ресторанчиках и химчистках – на постоянной основе!

Однако, многие руководители столкнулись с необходимостью обучения сотрудников и, осуществив свое желание, начинают испытывать волнение, что квалифицированный персонал уйдет к конкуренту. Правильно волнуются. Для того, чтобы исключить или снизить «кадровую текучку» обязательны следующие условия:

  • Клиентоориентированный менеджмент. Говоря о клиентоориентированности, подразумевается отношение как ко внешним, так и к внутренним клиентам – нашему персонал, т. к. он также является «своеобразным потребителем» собственно того «продукта», коим и является ваш салон. Мастера так же как и клиенты либо «покупают» (читай, принимают) бизнес – модель салона, «примеряя» ее как на себя лично, так и на своих нынешних и будущих клиентов, либо нет, принимая решение - будут они работать в Вашем салоне или нет.
  • Конкурентоспособная заработная плата.
  • Корпоративная культура – совмещение двух параметров - создание социально-психологического климата и внимание к индивидуальным особенностям человека.

И последнее, как замотивировать персонал на прохождение тренингов?

Классический для нашей индустрии вопрос – где взять хорошего специалиста? Классический ответ, который дают – выучить и вырастить!

Но, простой с виду совет оказался достаточно сложен в применении. Далеко не все сотрудники горят желанием учиться и повышать свою профессиональную компетентность. Довольно часто, отправляя сотрудников на учёбу, руководитель сталкивается с сопротивлением, а то и саботажем. Что же делать? Есть два пути.

Первый - угрожать, штрафовать и наказывать. Низкая эффективность и возможность конфликтов делает этот вариант малопривлекательным.

Второй путь - понять причины сопротивления и устранить их. Эффективность этого решения значительно выше.

Почему они не хотят? Причины нежелания учиться можно разделить на два блока.

Первый блок связан с весьма серьёзной проблемой: необходимость обучения очевидна далеко не всегда. Если сотрудник работает неплохо, сам удовлетворён процессом и результатами, то ему сложно понять, зачем тратить рабочее или свободное время на обучение. Когда руководителя сложившаяся ситуация устраивает, можно оставить всё как есть. Лучшее - враг хорошего. Незачем ремонтировать то, что и так работает. А если руководитель хочет улучшений? В этом случае требуется адекватизация представлений сотрудника о собственной профессиональной компетентности. Руководитель должен помочь своему подчинённому увидеть необходимость в обучении. Это, кстати, и одна из стандартных задач тренинга – выведение персонала из состояния «БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ» (не понимание собственной некомпетентности) в состояние «ОСОЗНАННОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ».

Способов здесь несколько:

  • аттестация;
  • выделение и измерение ключевых показателей эффективности;
  • сравнение с другими (лучшими) сотрудниками.

Результат: сотрудник осознаёт, что ему есть чему учиться. Представление работника о собственной профессиональной компетентности становятся более адекватными.

Второй блок - страхи. В компаниях работают живые люди, и у них хватает личных особенностей. Многим сложно согласиться на дополнительное обучение, поскольку для них это равнозначно признанию своей некомпетентности. Некоторые боятся, что их будут оценивать, как в школе. Другие опасаются (иногда справедливо), что тренинг повлечёт за собой кадровые перемены в компании, связанные с увольнением сотрудников. У кого-то был негативный опыт краткосрочного обучения - пострадала самооценка, не повезло с тренером, обучение показалось бесполезным.

Для работы со вторым блоком - страхами сотрудников давайте обратимся к разработкам известного российского психолога Д. Хломова. По его мнению, будущую деятельность человек воспринимает положительно, если:

а) Она для него безопасна;
б) Хоть немного знакома;
в) Хоть как-то была подготовлена им.

Рассмотрим, что это значит применительно к нашей теме.

Безопасность

Сотруднику нужно иметь гарантии, что обучение не несёт в себе угрозы. Следовательно, тренинг должен быть именно обучением, а не оценкой или проверкой. Недопустимо связывать тренинг и последующие кадровые перестановки. Логическая связка «после - значит из-за» не всегда справедлива, и всё равно очень популярна. Поэтому, повышения и увольнения нужно привязывать к результатам работы, а не к тренингу. Даже в случае, если окончательное решение было принято именно после обучения.

Чувство «небезопасности» больше всего вызывает неизвестность. Чем меньше мы знаем о том, что предстоит, тем выше наша тревожность. Поэтому, чем больше сотрудник будет знать о будущем тренинге, тем лучше. Чётко и внятно объясняйте цель обучения - это обязательно.

Подготовка

Предупреждайте сотрудников о месте и времени проведения тренинга минимум за месяц. Несколько раз напоминайте им о приближающемся обучении. Людям необходимо иметь возможность скорректировать свои планы. Если сотруднику нужно забирать ребёнка из детсада, а вместо этого ему приходиться сидеть на тренинге, то нервозность такого участника будет портить работу всем.

Мотивация

Разобравшись с профилактикой сопротивления, руководитель решает значительную часть проблем, связанных с обучением. Но остаётся ещё одна - как замотивировать сотрудников на прохождение конкретного тренинга?

Прежде всего, твои сотрудники должны понимать, что обуче­ние - это не очередное проявление волюнтаризма и насилия со сто­роны первого лица, а престижное и нужное им мероприятие. По­этому умные руководители не «загоняют» на обучение всех, кто попадется им под горячую руку, а отбирают достойных, тех, в кого имеет смысл вкладывать деньги. Обучение должно быть частью системы мотивации, поощрением, а не наказание в виде лишения выходных дней.

Итак, подведем итоги.

Формула тренинга:

ХОТЕТЬ – ЗНАТЬ – УМЕТЬ

Для эффективости тренинга необходимо:
1. Определить потребность в обучении (зачем, чему и кого учить) и точно сформулировать цели и задачи тренинга.
2. Правильно подобрать сотрудников и сформировать у них мотивацию на активное участие в тренинге.
3. Продумать систему посттренинговых мероприятий по закреплению результатов, полученных на тренинге.

Алгоритм работы с бизнес-тренером:

ДИАГНОСТИКА – ТРЕНИНГ – АУДИТ

Помните: расходы на обучение - это не издержки, а стратегические инвестиции в завтрашний и послезавтрашний день.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.